Описание алеши карамазова. VI. Иван Карамазов как герой Кантовых антиномий. Отношения Алеши с братьями

АЛЁША КАРАМАЗОВ - герой романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» (1878-1880), третий сын Федора Павловича Карамазова, брат Ивана Карамазова, Дмитрия Карамазова и Смердякова. К моменту начала событий романа А.К. исполнилось двадцать лет. Это был «статный, краснощекий, со светлым взором, пышущий здоровьем подро сток. Он был в то время даже очень красив собою, строен, средневысокого роста, темно-рус, с правильным, хотя несколько удлиненным овалом лица, с блестящими темно-серыми широко расставленными глазами, весьма задумчивый и по-видимому весьма спокойный». Мать А.К., Софья Ивановна, умерла, когда ему было четыре года. Первые три месяца после ее смерти А.К. провел под присмотром слуги Григория, затем вместе с братом Иваном был взят на воспитание бывшей благодетельницей Софьи Ивановны генеральшей Ворохо-вой, а после ее смерти попал в дом предводителя дворянства Ефима Петровича Поленова, где «его решительно считали за родное дитя». Учился в губернской гимназии, но за год до окончания курса вернулся в родной город Скотопригоньевск и вдруг объявил, «что хочет поступить в монастырь и что монахи готовы допустить его послушником». Духовным наставником А.К. в монастыре становится старец Зосима.

Объявленный в предисловии «От автора» главным героем, А.К. тем не менее играет весьма скромную роль в интриге романа, являясь главным образом конфидентом основных действующих лиц, их воплощенной в человеческий облик совестью. Такое положение своего героя Достоевский объясняет тем, что его замысел предполагает два романа: «Главный роман второй - это деятельность моего героя уже в наше время Первый же роман произошел еще тринадцать лет назад, и есть почти даже и не роман, а лишь один момент из первой юности моего героя». Но если в фабуле романа А.К. задействован слабо, то душевная жизнь героя буквально переполнена событиями. В течение нескольких дней А.К. выпадает пережить смерть своего духовного наставника старца Зосимы, убийство отца, социальную гибель брата Дмитрия, духовный кризис брата Ивана, самоубийство Смердякова и смерть мальчика Илюшечки Снегирева, в судьбе которого А.К. принимает живое участие. Все эти драматические события происходят на фоне многочисленных мистических открытий и откровений, переживаемых как самим А.К., так и окружающими его героями, посвящающими А.К. в тайники своей внутренней жизни: отец допытывается у А.К., есть ли в аду «железные крючья», старец Зосима проповедует о «мирах иных», брат Иван рассказывает поэму «Великий инквизитор», Грушенька передает притчу о луковке, сам А.К. в мистическом экстазе перед гробом старца Зосимы переносится в евангельскую обстановку на церемонию брака в Кане Галилейской, где видит Христа. Все это, преломляясь в душе А.К., обнаруживает его человеческую сущность и характер. А.К. изображен в романе в момент серьезных духовных испытаний, волею автора он как бы оказывается «у бездны на краю» и должен сделать выбор - последний и окончательный - между верой и правдой жизни. Преодолевая соблазны и искушения, А.К. делает этот выбор: «Простить хотелось ему всех и за все и просить прощения, о! не себе, а за всех, за все»Шв.

Судя по черновым записям, А.К. изначально был задуман таким же философом, как и Иван. Но в окончательном варианте Достоевский предпочел сделать главной доминантой образа не высокий интеллектуализм, а мудрость сердца. Среди главных черт характера А.К. - открытость, искренность, отсутствие себялюбия, бескорыстие и целомудрие. Вместе с тем писатель наделил А.К. такими свойствами личности, как бесстрашие, целеустремленность и воля. Именно сочетание этих черт позволяет А.К. занимать в романе совершенно’ уникальное место: «все этого юношу любили, и это с самых детских даже лет его». Присутствие А.К. поднимает других из смуты обыденной жизни, облагораживает и очищает их, вместе с А.К. в мрачный и суетный мир Ското-пригоньевска входит свет вышней Истины. Не случайно окружающие называют его то «ангелом», то «херувимом». При всей сложности и драматизме выпадающих на долю А.К. душевных испытаний Достоевский наделяет его образ исключительной целостностью и определенностью, придает ему не только глубину и завершенность, но и необыкновенную «масштабность» (Р.Гуардини). А.К. принадлежит текст жития старца Зосимы, который являет собой главное содержание шестой книги романа «Русский инок», по замыслу Достоевского являющейся ответом на самые крайние аргументы атеизма, выставленные в поэме «Великий инквизитор» и в главе «Бунт».

Важным моментом в понимании образа А.К. является тот факт, что действие второго, «главного», романа должно было развернуться в год 33-летия героя. Эта недвусмысленная параллель с жизнью Христа достаточно отчетливо намечена и проведена и в «Братьях Карамазовых». В этом смысле А.К. стоит в ряду т.н. христоподобных героев Достоевского, таких, как Иван Петрович, повествователь из «Униженных и оскорбленных», и «Князь Христос» Лев Николаевич Мышкин («Идиот»), и выражает мечту писателя о пришествии «русского Христа». В свете евангельских событий «момент из первой юности героя» очевидно следует связывать с темой искушения веры. Эта же тема акцентирована и другой христианской параллелью, которая последовательно проводится в романе, - житием Алексия, человека Божия. В этой связи сюжетной кульминацией романа следует признать седьмую книгу «Алеша».

Возможным литературным прототипом А.К. Л.П.Гроссман называл персонажа романа Жорж Санд «Спиридон» инока Алексея. А среди реальных лиц сходные черты современники отмечали в Алексее Храповицком (впоследствии митрополит Антоний Храповицкий), с которым Достоевский был хорошо знаком. Революционер-народник, террорист Д.В.Каракозов, который также иногда упоминается в связи с образом А.К., скорее всего мог быть прототипом первоначально задуманного ге роя, но вовсе не того, который выведен в окончательном виде.

По свидетельству А.С.Суворина, Достоевский планировал написать впоследствии роман, «где героем будет Алеша Карамазов. Он хотел провести его через монастырь и сделать революционером. Он совершил бы политическое преступление. Его бы казнили. Он искал бы правду и в этих поисках, естественно, стал бы революционером» (Суворин А.С. Дневник. Пг., 1923. С. 16). Однако логика художественного развития «Братьев Карамазовых», выведенный в романе образ А.К. и недвусмысленные авторские ремарки в тексте исключают такое развитие событий.

При всей значимости для романа и самого Достоевского образа А.К. критика отнеслась к нему без должного внимания. «Младший из братьев Карамазовых, Алеша, обрисован бледнее других, - писал К.В.Мочульский, отражая мнение многих своих коллег. - Его личная тема заглушена страстным пафосом Дмитрия и идейной диалектикой Ивана». Подобное восприятие образа сказалось и на последующей рецепции его в творчестве других писателей. Среди героев мировой литературы XX века наиболее типологически близкими можно считать Иосифа из романа Т.Манна «Иосиф и его братья» и Авдия Каллистратова - персонажа романа Ч.Айтматова «Плаха». Наиболее созвучным живописным образом является картина М.В.Нестерова «Философы» - двойной портрет П.А.Флоренского и С.Н.Булгакова, в чертах которых многие зрители признавали сходство с их представлениями о героях последнего романа Достоевского - А.К. и Иваном. Неоднократные попытки воплотить образ А.К. в театре и в кино не приводили к сколько-нибудь значительным художественным открытиям.

Карамазов Алексей Фёдорович (Алёша) («Братья Карамазовы»), младший сын Фёдора Павловича Карамазова и Софьи Ивановны Карамазовой, брат Ивана Фёдоровича Карамазова, брат по отцу Дмитрия Фёдоровича Карамазова и Павла Фёдоровича Смердякова, воспитанник Ефима Петровича Поленова. С первых же строк романа Повествователь предуведомляет, что именно Алёша станет главным героем второй части (второго романа) «Братьев Карамазовых»: «Первый же роман произошёл ещё тринадцать лет назад, и есть почти даже и не роман, а лишь один момент из первой юности моего героя…» И далее происходит представление младшего из Карамазовых читателю с объяснения, почему он предстаёт вдруг в рясе послушника: «Было ему тогда всего двадцать лет (брату его Ивану шёл тогда двадцать четвёртый год, а старшему их брату Дмитрию двадцать восьмой). Прежде всего объявляю, что этот юноша, Алёша, был вовсе не фанатик, и, по-моему по крайней мере, даже и не мистик вовсе. Заранее скажу моё полное мнение: был он просто ранний человеколюбец, и если ударился на монастырскую дорогу, то потому только, что в то время она одна поразила его и представила ему, так сказать, идеал исхода рвавшейся из мрака мирской злобы к свету любви души его. И поразила-то его эта дорога лишь потому, что на ней он встретил тогда необыкновенное по его мнению существо, - нашего знаменитого монастырского старца Зосиму, к которому привязался всею горячею первою любовью своего неутолимого сердца. Впрочем я не спорю, что был он и тогда уже очень странен, начав даже с колыбели. Кстати, я уже упоминал про него, что, оставшись после матери всего лишь по четвёртому году, он запомнил её потом на всю жизнь, её лицо, её ласки, “точно как будто она стоит предо мной живая”. <…> В детстве и юности он был мало экспансивен и даже мало разговорчив, но не от недоверия, не от робости или угрюмой нелюдимости, вовсе даже напротив, а от чего-то другого, от какой-то как бы внутренней заботы, собственно личной, до других не касавшейся, но столь для него важной, что он из-за неё как бы забывал других. Но людей он любил: он, казалось, всю жизнь жил совершенно веря в людей, а между тем никто и никогда не считал его ни простячком, ни наивным человеком. Что-то было в нём, что говорило и внушало (да и всю жизнь потом), что он не хочет быть судьей людей, что он не захочет взять на себя осуждения и ни за что не осудит. Казалось даже, что он всё допускал, ни мало не осуждая, хотя часто очень горько грустя. Мало того, в этом смысле он до того дошёл, что его никто не мог ни удивить, ни испугать, и это даже в самой ранней своей молодости. Явясь по двадцатому году к отцу, положительно в вертеп грязного разврата, он, целомудренный и чистый, лишь молча удалялся, когда глядеть было нестерпимо, но без малейшего вида презрения или осуждения кому бы то ни было. Отец же, бывший когда-то приживальщик, а потому человек чуткий и тонкий на обиду, сначала недоверчиво и угрюмо его встретивший (“много дескать молчит и много про себя рассуждает”), скоро кончил однако же тем, что стал его ужасно часто обнимать и целовать, не далее как через две какие-нибудь недели, правда с пьяными слезами, в хмельной чувствительности, но видно, что полюбив его искренно и глубоко, и так, как никогда конечно не удавалось такому как он никого любить...

Да и все этого юношу любили, где бы он ни появился, и это с самых детских даже лет его. Очутившись в доме своего благодетеля и воспитателя, Ефима Петровича Поленова, он до того привязал к себе всех в этом семействе, что его решительно считали там как бы за родное дитя. А между тем он вступил в этот дом ещё в таких младенческих летах, в каких никак нельзя ожидать в ребёнке расчётливой хитрости, пронырства или искусства заискать и понравиться, уменья заставить себя полюбить. Так что дар возбуждать к себе особенную любовь он заключал в себе, так сказать, в самой природе, безыскусственно и непосредственно. То же самое было с ним и в школе, и однако же, казалось бы, он именно был из таких детей, которые возбуждают к себе недоверие товарищей, иногда насмешки, а пожалуй и ненависть. Он например задумывался и как бы отъединялся. Он с самого детства любил уходить в угол и книжки читать, и однако же и товарищи его до того полюбили, что решительно можно было назвать его всеобщим любимцем во всё время пребывания его в школе. Он редко бывал резв, даже редко весел, но все, взглянув на него, тотчас видели, что это вовсе не от какой-нибудь в нём угрюмости, что напротив он ровен и ясен. Между сверстниками он никогда не хотел выставляться. Может по этому самому он никогда и никого не боялся, а между тем мальчики тотчас поняли, что он вовсе не гордится своим бесстрашием, а смотрит так, как будто и не понимает, что он смел и бесстрашен. Обиды никогда не помнил. Случалось, что через час после обиды он отвечал обидчику, или сам с ним заговаривал, с таким доверчивым и ясным видом, как будто ничего и не было между ними вовсе. И не то чтоб он при этом имел вид, что случайно забыл или намеренно простил обиду, а просто не считал её за обиду, и это решительно пленяло и покоряло детей. Была в нём одна лишь черта, которая во всех классах гимназии, начиная с низшего и даже до высших, возбуждала в его товарищах постоянное желание подтрунить над ним, но не из злобной насмешки, а потому, что это было им весело. Черта эта в нём была дикая, исступленная стыдливость и целомудренность. Он не мог слышать известных слов и известных разговоров про женщин. <…> Видя, что “Алёшка Карамазов”, когда заговорят “про это”, быстро затыкает уши пальцами, они становились иногда подле него нарочно толпой и, насильно отнимая руки от ушей его, кричали ему в оба уха скверности, а тот рвался, спускался на пол, ложился, закрывался и всё это не говоря им ни слова, не бранясь, молча перенося обиду. Под конец однако оставили его в покое и уже не дразнили “девчонкой”, мало того, глядели на него в этом смысле с сожалением. Кстати, в классах он всегда стоял по учению из лучших, но никогда не был отмечен первым.

Когда умер Ефим Петрович, Алёша два года ещё пробыл в губернской гимназии. Неутешная супруга Ефима Петровича, почти тотчас же по смерти его, отправилась на долгий срок в Италию со всем семейством, состоявшим всё из особ женского пола, а Алёша попал в дом к каким-то двум дамам, которых он прежде никогда и не видывал, каким-то дальним родственницам Ефима Петровича, но на каких условиях, он сам того не знал. Характерная тоже, и даже очень, черта его была в том, что он никогда не заботился, на чьи средства живёт. <…> Но эту странную черту в характере Алексея, кажется, нельзя было осудить очень строго, потому что всякий, чуть-чуть лишь узнавший его, тотчас, при возникшем на этот счёт вопросе, становился уверен, что Алексей непременно из таких юношей в роде как бы юродивых, которому, попади вдруг хотя бы даже целый капитал, то он не затруднится отдать его по первому даже спросу или на доброе дело, или может быть даже просто ловкому пройдохе, если бы тот у него попросил. Да и вообще говоря, он как бы вовсе не знал цены деньгам, разумеется не в буквальном смысле говоря. Когда ему выдавали карманные деньги, которых он сам никогда не просил, то он или по целым неделям не знал, что с ними делать, или ужасно их не берёг, мигом они у него исчезали. Петр Александрович Миусов, человек насчёт денег и буржуазной честности весьма щекотливый, раз, впоследствии, приглядевшись к Алексею, произнёс о нём следующий афоризм: “Вот может быть единственный человек в мире, которого оставьте вы вдруг одного и без денег на площади незнакомого в миллион жителей города, и он ни за что не погибнет и не умрёт с голоду и холоду, потому что его мигом накормят, мигом пристроят, а если не пристроят, то он сам мигом пристроится, и это не будет стоить ему никаких усилий и никакого унижения, а пристроившему никакой тягости, а может быть напротив почтут за удовольствие”…»

Алексей вдруг, не кончив курс в гимназии, оставил своих «тёток» и приехал неожиданно в Скотопригоньевск к отцу. Здесь он отыскал могилу своей матери, пожил молча и опять же вдруг объявил вечно пьяному Фёдору Павловичу, что поступает в монастырь послушником. В связи с этим внезапным решением своего героя Повествователь как бы вынужден конкретизировать и его внешний портрет, и характер: «Может быть, кто из читателей подумает, что мой молодой человек был болезненная, экстазная, бедно развитая натура, бледный мечтатель, чахлый и испитой человечек. Напротив, Алёша был в то время статный, краснощёкий, со светлым взором, пышущий здоровьем девятнадцатилетний подросток. Он был в то время даже очень красив собою, строен, средне-высокого роста, тёмно-рус, с правильным, хотя несколько удлинённым овалом лица, с блестящими тёмно-серыми широко расставленными глазами, весьма задумчивый и по-видимому весьма спокойный. Скажут, может быть, что красные щёки не мешают ни фанатизму, ни мистицизму; а мне так кажется, что Алёша был даже больше чем кто-нибудь реалистом. О, конечно в монастыре он совершенно веровал в чудеса, но, по-моему, чудеса реалиста никогда не смутят. <…> Скажут, может быть, что Алёша был туп, не развит, не кончил курса и проч. Что он не кончил курса, это была правда, но сказать, что он был туп или глуп, было бы большою несправедливостью. Просто повторю, что сказал уже выше: вступил он на эту дорогу потому только, что в то время она одна поразила его и представила ему разом весь идеал исхода рвавшейся из мрака к свету души его. Прибавьте, что был он юноша отчасти уже нашего последнего времени, то есть честный по природе своей, требующий правды, ищущий её и верующий в неё, а уверовав требующий немедленного участия в ней всею силой души своей, требующий скорого подвига, с непременным желанием хотя бы всем пожертвовать для этого подвига, даже жизнью. Хотя, к несчастию, не понимают эти юноши, что жертва жизнию есть, может быть, самая легчайшая изо всех жертв во множестве таких случаев, и что пожертвовать, например, из своей кипучей юностью жизни пять-шесть лет на трудное, тяжёлое учение, на науку, хотя бы для того только, чтоб удесятерить в себе силы для служения той же правде и тому же подвигу, который излюбил и который предложил себе совершить - такая жертва сплошь да рядом для многих из них почти совсем не по силам. Алёша избрал лишь противоположную всем дорогу, но с тою же жаждой скорого подвига. Едва только он, задумавшись серьёзно, поразился убеждением, что бессмертие и Бог существуют, то сейчас же естественно сказал себе: “Хочу жить для бессмертия, а половинного компромисса не принимаю”. Точно так же, если б он порешил, что бессмертия и Бога нет, то сейчас бы пошёл в атеисты и в социалисты (ибо социализм есть не только рабочий вопрос, или так называемого четвёртого сословия, но по преимуществу есть атеистический вопрос, вопрос современного воплощения атеизма, вопрос Вавилонской башни, строящейся именно без Бога, не для достижения небес с земли, а для сведения небес на землю). Алёше казалось даже странным и невозможным жить по-прежнему. Сказано: “Раздай всё и иди за мной, если хочешь быть совершен”. Алёша и сказал себе: “Не могу я отдать вместо «всего» два рубля, а вместо «иди за мной» ходить лишь к обедне”. Из воспоминаний его младенчества может быть сохранилось нечто о нашем подгородном монастыре, куда могла возить его мать к обедне. Может быть подействовали и косые лучи заходящего солнца пред образом, к которому протягивала его кликуша мать. Задумчивый он приехал к нам тогда может быть только лишь посмотреть: всё ли тут или и тут только два рубля, и - в монастыре встретил этого старца...»

Речь идёт о старце Зосиме, который стал духовным наставником, Учителем Алёши, укрепил в его душе те силы, которые помогают ему преодолевать «карамазовщину», находить ориентиры в жизни. В этом «первом романе» Алексей Карамазов находится несколько в тени своих братьев Ивана и Дмитрия. Он зачастую выступает в роли исповедника и их, и отца, и многих других персонажей романа вплоть до Грушеньки Светловой и Ракитина. Для образа самого Алексея очень важна сцена его разговора с Иваном в трактире, когда Алёша, «божий человек», на вопрос брата о том, что надо сделать с помещиком, затравившем собаками маленького мальчика, ответил: «Расстрелять!..» Важное место занимает Алексей в сюжетной линии, связанной с темой «Дети». Первый роман заканчивается символической сценой у камня, где Алёша, окружённый маленькими товарищами умершего Илюши Снегирёва, произносит «речь» и призывает мальчиков: «Будем, во-первых, и прежде всего добры, потом честны, а потом - не будем никогда забывать друг о друге…»

Между прочим, здесь, на финальных страницах первого романа, Алексей выглядит совершенно не так, как в начале: «…он сбросил подрясник и носил теперь прекрасно сшитый сюртук, мягкую круглую шляпу и коротко обстриженные волосы. Всё это очень его скрасило, и смотрел он совсем красавчиком. Миловидное лицо его имело всегда весёлый вид, но весёлость эта была какая-то тихая и спокойная…»

Всего в течение нескольких дней романного действия Алёше выпало пережить смерть своего духовного наставника старца Зосимы, убийство отца, арест брата Дмитрия, сумасшествие брата Ивана, самоубийство Смердякова, смерть Илюши Снегирёва. Все эти испытания обостряют момент выбора, перед которым стоит этот герой - между верой и «карамазовщиной». Вместе с тем, как раз Алексей противостоит в романе «карамазовщине» отца и Дмитрия, атеизму Ивана, и вообще он в мрачный и суетный мир Скотопригоньевска вносит свет Высшей Силы, недаром окружающие называют его «ангелом» и «херувимом».

В опубликованном дневнике А. С. Суворина есть такая запись о Достоевском: «Тут же он сказал, что напишет роман, где героем будет Алёша Карамазов. Он хотел его провести через монастырь и сделать революционером. Он совершил бы политическое преступление. Его бы казнили…» [Д. в восп., т. 2, с. 390] Умные читатели ещё на первых страницах романа «Братья Карамазовы» могли прочесть-промыслить такой исход жизни-судьбы младшего из братьев, вдумавшись в слова, что если бы Алёша «порешил, что бессмертия и Бога нет, то сейчас бы пошёл в атеисты и в социалисты», и в его ответ Ивану про казнь помещика-самодура. Знаменательно, что во втором романе, через 13 лет, Алёша достиг бы как раз возраста Иисуса Христа. Несомненно, в продолжении романа получила бы развитие и линия, связанная с зарождением любви между Алёшей и Лизой Хохлаковой.

Алёша Карамазов в мире Достоевского, наряду с Иваном Петровичем («Униженные и оскорблённые») и князем Мышкиным («Идиот»), - один из самых «светлых» героев, «положительно прекрасный человек». Его имя и отдельные моменты судьбы связывают его с житийным героем - святым Алексеем человеком Божиим, в честь которого был назван и последний сын Достоевских, Алексей, умерший в мае 1878 г. Фамилия Карамазовых составлена из тюркского «кара» - чёрный и русского «мазать», и, возможно, если помнить о замышляемом «террористическом» будущем Алексея, недаром созвучна фамилии террориста-народника Д. В. Каракозова, совершившего в 1866 г. покушение на царя.

Алёша Карамазов

АЛЁША КАРАМАЗОВ - герой романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» (1878-1880), третий сын Федора Павловича Карамазова, брат Ивана Карамазова, Дмитрия Карамазова и Смердякова. К моменту начала событий романа А.К. исполнилось двадцать лет. Это был «статный, краснощекий, со светлым взором, пышущий здоровьем подро сток. Он был в то время даже очень красив собою, строен, средневысокого роста, темно-рус, с правильным, хотя несколько удлиненным овалом лица, с блестящими темно-серыми широко расставленными глазами, весьма задумчивый и по-видимому весьма спокойный». Мать А.К., Софья Ивановна, умерла, когда ему было четыре года. Первые три месяца после ее смерти А.К. провел под присмотром слуги Григория, затем вместе с братом Иваном был взят на воспитание бывшей благодетельницей Софьи Ивановны генеральшей Ворохо-вой, а после ее смерти попал в дом предводителя дворянства Ефима Петровича Поленова, где «его решительно считали за родное дитя». Учился в губернской гимназии, но за год до окончания курса вернулся в родной город Скотопригоньевск и вдруг объявил, «что хочет поступить в монастырь и что монахи готовы допустить его послушником». Духовным наставником А.К. в монастыре становится старец Зосима.

Объявленный в предисловии «От автора» главным героем, А.К. тем не менее играет весьма скромную роль в интриге романа, являясь главным образом конфидентом основных действующих лиц, их воплощенной в человеческий облик совестью. Такое положение своего героя Достоевский объясняет тем, что его замысел предполагает два романа: «Главный роман второй - это деятельность моего героя уже в наше время Первый же роман произошел еще тринадцать лет назад, и есть почти даже и не роман, а лишь один момент из первой юности моего героя». Но если в фабуле романа А.К. задействован слабо, то душевная жизнь героя буквально переполнена событиями. В течение нескольких дней А.К. выпадает пережить смерть своего духовного наставника старца Зосимы, убийство отца, социальную гибель брата Дмитрия, духовный кризис брата Ивана, самоубийство Смердякова и смерть мальчика Илюшечки Снегирева, в судьбе которого А.К. принимает живое участие. Все эти драматические события происходят на фоне многочисленных мистических открытий и откровений, переживаемых как самим А.К., так и окружающими его героями, посвящающими А.К. в тайники своей внутренней жизни: отец допытывается у А.К., есть ли в аду «железные крючья», старец Зосима проповедует о «мирах иных», брат Иван рассказывает поэму «Великий инквизитор», Грушенька передает притчу о луковке, сам А.К. в мистическом экстазе перед гробом старца Зосимы переносится в евангельскую обстановку на церемонию брака в Кане Галилейской, где видит Христа. Все это, преломляясь в душе А.К., обнаруживает его человеческую сущность и характер. А.К. изображен в романе в момент серьезных духовных испытаний, волею автора он как бы оказывается «у бездны на краю» и должен сделать выбор - последний и окончательный - между верой и правдой жизни. Преодолевая соблазны и искушения, А.К. делает этот выбор: «Простить хотелось ему всех и за все и просить прощения, о! не себе, а за всех, за все»Шв.

Судя по черновым записям, А.К. изначально был задуман таким же философом, как и Иван. Но в окончательном варианте Достоевский предпочел сделать главной доминантой образа не высокий интеллектуализм, а мудрость сердца. Среди главных черт характера А.К. - открытость, искренность, отсутствие себялюбия, бескорыстие и целомудрие. Вместе с тем писатель наделил А.К. такими свойствами личности, как бесстрашие, целеустремленность и воля. Именно сочетание этих черт позволяет А.К. занимать в романе совершенно’ уникальное место: «все этого юношу любили, и это с самых детских даже лет его». Присутствие А.К. поднимает других из смуты обыденной жизни, облагораживает и очищает их, вместе с А.К. в мрачный и суетный мир Ското-пригоньевска входит свет вышней Истины. Не случайно окружающие называют его то «ангелом», то «херувимом». При всей сложности и драматизме выпадающих на долю А.К. душевных испытаний Достоевский наделяет его образ исключительной целостностью и определенностью, придает ему не только глубину и завершенность, но и необыкновенную «масштабность» (Р.Гуардини). А.К. принадлежит текст жития старца Зосимы, который являет собой главное содержание шестой книги романа «Русский инок», по замыслу Достоевского являющейся ответом на самые крайние аргументы атеизма, выставленные в поэме «Великий инквизитор» и в главе «Бунт».

Важным моментом в понимании образа А.К. является тот факт, что действие второго, «главного», романа должно было развернуться в год 33-летия героя. Эта недвусмысленная параллель с жизнью Христа достаточно отчетливо намечена и проведена и в «Братьях Карамазовых». В этом смысле А.К. стоит в ряду т.н. христоподобных героев Достоевского, таких, как Иван Петрович, повествователь из «Униженных и оскорбленных», и «Князь Христос» Лев Николаевич Мышкин («Идиот»), и выражает мечту писателя о пришествии «русского Христа». В свете евангельских событий «момент из первой юности героя» очевидно следует связывать с темой искушения веры. Эта же тема акцентирована и другой христианской параллелью, которая последовательно проводится в романе, - житием Алексия, человека Божия. В этой связи сюжетной кульминацией романа следует признать седьмую книгу «Алеша».

Возможным литературным прототипом А.К. Л.П.Гроссман называл персонажа романа Жорж Санд «Спиридон» инока Алексея. А среди реальных лиц сходные черты современники отмечали в Алексее Храповицком (впоследствии митрополит Антоний Храповицкий), с которым Достоевский был хорошо знаком. Революционер-народник, террорист Д.В.Каракозов, который также иногда упоминается в связи с образом А.К., скорее всего мог быть прототипом первоначально задуманного ге роя, но вовсе не того, который выведен в окончательном виде.

По свидетельству А.С.Суворина, Достоевский планировал написать впоследствии роман, «где героем будет Алеша Карамазов. Он хотел провести его через монастырь и сделать революционером. Он совершил бы политическое преступление. Его бы казнили. Он искал бы правду и в этих поисках, естественно, стал бы революционером» (Суворин А.С. Дневник. Пг., 1923. С. 16). Однако логика художественного развития «Братьев Карамазовых», выведенный в романе образ А.К. и недвусмысленные авторские ремарки в тексте исключают такое развитие событий.

При всей значимости для романа и самого Достоевского образа А.К. критика отнеслась к нему без должного внимания. «Младший из братьев Карамазовых, Алеша, обрисован бледнее других, - писал К.В.Мочульский, отражая мнение многих своих коллег. - Его личная тема заглушена страстным пафосом Дмитрия и идейной диалектикой Ивана». Подобное восприятие образа сказалось и на последующей рецепции его в творчестве других писателей. Среди героев мировой литературы XX века наиболее типологически близкими можно считать Иосифа из романа Т.Манна «Иосиф и его братья» и Авдия Каллистратова - персонажа романа Ч.Айтматова «Плаха». Наиболее созвучным живописным образом является картина М.В.Нестерова «Философы» - двойной портрет П.А.Флоренского и С.Н.Булгакова, в чертах которых многие зрители признавали сходство с их представлениями о героях последнего романа Достоевского - А.К. и Иваном. Неоднократные попытки воплотить образ А.К. в театре и в кино не приводили к сколько-нибудь значительным художественным открытиям.

Лит.: Гуардини Р. Херувим // Гуардини Р. Человек и вера. Брюссель, 1994; Ветловская В.Е.

Литературные и фольклорные источники «Братьев Карамазовых» (Житие Алексия, человека Божия и духовный стих о нем) // Достоевский и русские писатели. М., 1971; Альтман М.С. Алексей Карамазов // Альтман М.С. Достоевский. По вехам имен. Саратов, 1976; Старосельская Н. «Бывают странные сближенья…» (Одна из версий пути Алексея Карамазова) // Достоевский и мировая литература. СПб., 1993. № 1.4. 2; Сараскина Л.И. Поэма о Великом инквизиторе как литературно-философская импровизация на заданную тему // Достоевский и мировая культура. СПб., 1996. № 6; Belknap R.L. The Genesis of The Brothers Karamazov. Evanston, Illinois, 1990; Thompson D.O. The Brothers Karamazov and the poetics of memory. Cambridge, 1991.

Раса: Место жительства:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Возраст:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:

Скотопригоньевск

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Семья:

Отец: Фёдор Павлович Карамазов
Братья: Иван , Дмитрий

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Прозвище:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Звание:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Должность:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род занятий: Прототип:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Роль исполняет: link=Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). [[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Цитаты]] в Викицитатнике Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Алексе́й Фёдорович Карама́зов - персонаж романа Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы ». Сын Фёдора Павловича Карамазова , младший брат Дмитрия и Ивана .

На момент начала событий романа ему двадцать лет. В авторском предисловии Достоевский представляет Алёшу Карамазова как главное действующее лицо. В планировавшемся втором романе Алёша должен был стать главным героем, о чём не раз говорил Достоевский .

История создания персонажа

Сохранившиеся заметки писателя к первой книге романа начинаются с четвёртой главы «Третий сын Алёша» и относятся к началу сентября 1878 года. В этих черновых набросках Алёша часто называется Идиотом, что показывает его схожесть в замыслах автора с князем Мышкиным из романа «Идиот ». В «Идиоте» писатель отказался от идеи показать, что человек «более действителен» именно в главном герое, непохожем на окружающих, вернувшись к этой мысли в образе Алексея Карамазова. «…Не только чудак „не всегда“ частность и обособление, а напротив, бывает так, что он-то, пожалуй, и носит в себе иной раз сердцевину целого, а остальные люди его эпохи - все, каким-нибудь наплывным ветром, на время почему-то от него оторвались…» - пишет Достоевский об Алёше. В печатном варианте писатель решил не вызывать прямых ассоциаций с князем Мышкиным .

В черновиках писателя определяется и характер персонажа. Алёша, по задумке Достоевского, противопоставлялся «желающим беспорядка» юношам, поэтому хоть и принадлежал к «новому поколению», активному и стремящемуся к истине, но отличался отсутствием «фанатизма», который заменяла любовь. Таким образом, в отличие от революционно настроенной молодёжи, сознательно идущей на раннюю гибель, подвиг Алёши должен был состоять в служении людям: «Алеша избрал лишь противоположную всем дорогу, но с тою же жаждой скорого подвига». «Мистик ли? Никогда! Фанатик? Отнюдь!» - пишет Достоевский, настаивая на том, что уйти в монастырь героя побудило человеколюбие .

Внешность

«Статный, краснощекий, со светлым взором, пышущий здоровьем < …> подросток. Он был в то время даже очень красив собою, строен, средневысокого роста, тёмно-рус, с правильным, хотя несколько удлиненным овалом лица, с блестящими тёмно-серыми широко расставленными глазами, весьма задумчивый и по-видимому весьма спокойный».

В событиях романа

В романе Алёша выступает в роли слушателя. Все остальные персонажи: Дмитрий , Иван , Грушенька , Катерина, Лиза, Снегирёв, Красоткин, Ракитин , - на протяжении всего романа по очереди изливают ему свою душу . Таким образом, Алёша по одному «выводит героев на сцену» .

Характеристика

Исследователь русской литературы Кэнноскэ Накамура, многие годы занимавшийся изучением творчества Фёдора Михайловича Достоевского, охарактеризовал его как новый для писателя тип персонажа - «деятель». Алёша выступает в романе объектом доверия, помогает остальным персонажам. До Алёши, основным типом героя Достоевского был страдающий человек, который хочет, но не может действовать .

Достоевский говорит об Алёше: «В этой путанице можно было совсем потеряться, а сердце Алёши не могло выносить неизвестности, потому что характер любви его был всегда деятельный. Любить пассивно он не мог; возлюбив, он тотчас же принимался и помогать» .

Образ «деятеля» противопоставляется всем предыдущим образам «мечтателя» в творчестве писателя. Алёша умеет любить людей, отвечать на их доверие, проникнуться страданием других. Накамура замечает, что создание подобного «здорового» образа наверняка было мучительно непростым для Достоевского, привыкшего к ненормальной психологии своих героев, поэтому в Алёше видна некоторая неестественность. Однако, этот образ является мечтой писателя, поэтому он появляется в романе .

Бунт Ивана

В главе «Бунт» Алёша является идейным единомышленником Достоевского. Младший Карамазов не согласился «основать здание» на «слезках ребёнка» и одновременно напоминает атеисту Ивану о боге, о том, что в мире есть существо, которое может и имеет право простить всё .

Прототип

Так как Алексей является главным героем романа, то по мнению филолога Моисея Альтмана, смысл фамилии «Карамазов» скрыт именно в его образе . Один из теоретиков черносотенного движения Константин Головин , а позже советский литературовед Леонид Гроссман писали о предполагаемой «не столь миролюбивой» роли персонажа, намекая на Дмитрия Каракозова , покушавшегося на императора Александра II . Поэт и историк литературы Пётр Вейнберг отмечал, что это покушение произвело на Достоевского сильное впечатление . По словам Алексея Суворина , писатель планировал после монастыря сделать Алёшу революционером, которого бы казнили за политическое преступление. Тем самым он повторил бы судьбу Каракозова .

По поводу происхождения имени было озвучено несколько вариантов. Так, Дмитрий Каракозов конспиративно был известен как Алексей Петров . С другой стороны, Леонид Гроссман отметил, что литературным прототипом Алёши мог стать инок Алексей, герой романа Жорж Санд «Спиридон» . Владимир Поссе предположил, что прототипом Алёши также мог послужить митрополит Алексей Храповицкий в молодости, поскольку писатель подолгу общался ним . Кроме того, по мнению филолога Моисея Альтмана, имя героя могло быть взято от «Алексея, божьего человека» из «Жития святых», так как Достоевский планировал писать книгу соответствующего направления, а самого персонажа подобным образом несколько раз называют окружающие .

Алёша в экранизациях

  • 1958 - Уильям Шетнер в фильме «Братья Карамазовы »
  • 1968 - Андрей Мягков в фильме «Братья Карамазовы »
  • 1990 - Дмитрий Черниговский в фильме «Мальчики »
  • 2009 - Александр Голубев в многосерийном фильме «Братья Карамазовы »

Напишите отзыв о статье "Алексей Карамазов"

Примечания

Литература

  • Альтман М. С. Достоевский. По вехам имен. - Саратов: Издательство Саратовского университета, 1975. - 280 с.
  • Кийко, Е. И. Примечания. §3 // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / под ред. Г. М. Фридлендера. - Ленинград: Наука, 1976. - Т. 15. - С. 411-447. - 624 с. - 200 000 экз.
  • Кийко, Е. И. Достоевский и Гюго (Из истории создания «Братьев Карамазовых») // Достоевский. Материалы и исследования / под ред. Г. М. Фридлендера. - Ленинград: Наука, 1978. - Т. 3. - С. 166-172. - 296 с. - 27 200 экз.
  • Медведев, А. А. // Соловьёвские исследования. - 2015. - Вып. 1(45). - С. 30-42.
  • Накамура, К. Словарь персонажей произведений Ф. М. Достоевского. - Санкт-Петербург: Гиперион, 2011. - 400 с. - ISBN 978-5-89332-178-4.

Отрывок, характеризующий Алексей Карамазов

– О, да везде! Особенно у «чёрной горы». Во-он там, за деревьями. Хотите, мы тоже с вами пойдём?
– Конечно, мы только рады будем! – сразу же ответила обрадованная Стелла.
Мне тоже, если честно, не очень-то улыбалась перспектива встречаться с кем-то ещё, «жутким и непонятным», особенно в одиночку. Но интерес перебарывал страх, и мы, конечно же, пошли бы, несмотря на то, что немного побаивались... Но когда с нами шёл такой защитник как Дин – сразу же становилось веселее...
И вот, через короткое мгновение, перед нашими широко распахнутыми от изумления глазами развернулся настоящий Ад... Видение напоминало картины Боша (или Боска, в зависимости от того, на каком языке переводить), «сумасшедшего» художника, который потряс однажды своим искусством весь мир... Сумасшедшим он, конечно же, не был, а являлся просто видящим, который почему-то мог видеть только нижний Астрал. Но надо отдать ему должное – изображал он его великолепно... Я видела его картины в книге, которая была в библиотеке моего папы, и до сих пор помнила то жуткое ощущение, которое несли в себе большинство из его картин...
– Ужас какой!.. – прошептала потрясённая Стелла.
Можно, наверное, было бы сказать, что мы видели здесь, на «этажах», уже многое... Но такого даже мы не в состоянии были вообразить в самом жутком нашем кошмаре!.. За «чёрной скалой» открылось что-то совершенно немыслимое... Это было похоже на огромный, выбитый в скале, плоский «котёл», на дне которого пузырилась багровая «лава»... Раскалённый воздух «лопался» повсюду странными вспыхивающими красноватыми пузырями, из которых вырывался обжигающий пар и крупными каплями падал на землю, или на попавших в тот момент под него людей... Раздавались душераздирающие крики, но тут же смолкали, так как на спинах тех же людей восседали омерзительнейшие твари, которые с довольным видом «управляли» своими жертвами, не обращая ни малейшего внимания на их страдания... Под обнажёнными ступнями людей краснели раскалённые камни, пузырилась и «плавилась» пышущая жаром багровая земля... Сквозь огромные трещины прорывались выплески горячего пара и, обжигая ступни рыдающим от боли людским сущностям, уносились в высь, испаряясь лёгким дымком... А по самой середине «котлована» протекала ярко красная, широкая огненная река, в которую, время от времени, те же омерзительные монстры неожиданно швыряли ту или иную измученную сущность, которая, падая, вызывала лишь короткий всплеск оранжевых искр, и тут же, превратившись на мгновение в пушистое белое облачко, исчезала... уже навсегда... Это был настоящий Ад, и нам со Стеллой захотелось как можно скорее оттуда «исчезнуть»...
– Что будем делать?.. – в тихом ужасе прошептала Стелла. – Ты хочешь туда спускаться? Разве мы чем-то можем им помочь? Посмотри, как их много!..
Мы стояли на чёрно-буром, высушенном жаром обрыве, наблюдая простиравшееся внизу, залитое ужасом «месиво» боли, безысходности, и насилия, и чувствовали себя настолько по-детски бессильными, что даже моя воинственная Стелла на этот раз безапелляционно сложила свои взъерошенные «крылышки» и готова была по первому же зову умчаться на свой, такой родной и надёжный, верхний «этаж»...
И тут я вспомнила, что Мария вроде бы говорила с этими, так жестоко судьбой (или ими самими) наказанными, людьми...
– Скажи, пожалуйста, а как ты туда спустилась? – озадачено спросила я.
– Меня Дин отнёс, – как само собой разумеющееся, спокойно ответила Мария.
– Что же такое страшное эти бедняги натворили, что попали в такое пекло? – спросила я.
– Думаю, это касается не столь их проступков, сколько того, что они были очень сильные и имели много энергии, а этим монстрам именно это и нужно, так как они «питаются» этими несчастными людьми, – очень по-взрослому объяснила малышка.
– Что?!.. – чуть ли не подпрыгнули мы. – Получается – они их просто «кушают»?
– К сожалению – да... Когда мы пошли туда, я видела... Из этих бедных людей вытекал чистый серебристый поток и прямиком заполнял чудищ, сидящих у них на спине. А те сразу же оживали и становились очень довольными. Некоторые людские сущности, после этого, почти не могли идти... Это так страшно... И ничем нельзя помочь... Дин говорит, их слишком много даже для него.
– Да уж... Вряд ли мы можем что-то сделать тоже... – печально прошептала Стелла.
Было очень тяжко просто повернуться и уйти. Но мы прекрасно понимали, что на данный момент мы совершенно бессильны, а просто так наблюдать такое жуткое «зрелище» никому не доставляло ни малейшего удовольствия. Поэтому, ещё раз взглянув на этот ужасающий Ад, мы дружно повернули в другую сторону... Не могу сказать, что моя человеческая гордость не была уязвлена, так как проигрывать я никогда не любила. Но я уже также давно научилась принимать реальность такой, какой она была, и не сетовать на свою беспомощность, если помочь в какой-то ситуации мне было пока ещё не по силам.
– А можно спросить вас, куда вы сейчас направляетесь, девочки? – спросила погрустневшая Мария.
– Я бы хотела наверх... Если честно, мне уже вполне достаточно на сегодня «нижнего этажа»... Желательно посмотреть что-нибудь полегче... – сказала я, и тут же подумала о Марии – бедная девчушка, она ведь здесь остаётся!..
И никакую помощь ей предложить мы, к сожалению, не могли, так как это был её выбор и её собственное решение, которое только она сама могла изменить...
Перед нами замерцали, уже хорошо знакомые, вихри серебристых энергий, и как бы «укутавшись» ими в плотный, пушистый «кокон», мы плавно проскользнули «наверх»...
– Ух, как здесь хорошо-о!.. – оказавшись «дома», довольно выдохнула Стелла. – И как же там, «внизу», всё-таки жутко... Бедные люди, как же можно стать лучше, находясь каждодневно в таком кошмаре?!. Что-то в этом неправильно, ты не находишь?
Я засмеялась:
– Ну и что ты предлагаешь, чтобы «исправить»?
– А ты не смейся! Мы должны что-то придумать. Только я пока ещё не знаю – что... Но я подумаю... – совершенно серьёзно заявила малышка.
Я очень любила в ней это не по-детски серьёзное отношение к жизни, и «железное» желание найти положительный выход из любых появившихся проблем. При всём её сверкающем, солнечном характере, Стелла также могла быть невероятно сильным, ни за что не сдающимся и невероятно храбрым человечком, стоящим «горой» за справедливость или за дорогих её сердцу друзей...
– Ну что, давай чуть прогуляемся? А то что-то я никак не могу «отойти» от той жути, в которой мы только что побывали. Даже дышать тяжело, не говоря уже о видениях... – попросила я свою замечательную подружку.
Мы уже снова с большим удовольствием плавно «скользили» в серебристо-«плотной» тишине, полностью расслабившись, наслаждаясь покоем и лаской этого чудесного «этажа», а я всё никак не могла забыть маленькую отважную Марию, поневоле оставленную нами в том жутко безрадостном и опасном мире, только лишь с её страшным мохнатым другом, и с надеждой, что может наконец-то её «слепая», но горячо любимая мама, возьмёт да увидит, как сильно она её любит и как сильно хочет сделать её счастливой на тот промежуток времени, который остался им до их нового воплощения на Земле...
– Ой, ты только посмотри, как красиво!.. – вырвал меня из моих грустных раздумий радостный Стеллин голосок.
Я увидела огромный, мерцающий внутри, весёлый золотистый шар, а в нём красивую девушку, одетую в очень яркое цветастое платье, сидящую на такой же ярко цветущей поляне, и полностью сливавшуюся с буйно пламенеющими всеми цветами радуги невероятными чашечками каких-то совершенно фантастических цветов. Её очень длинные, светлые, как спелая пшеница, волосы тяжёлыми волнами спадали вниз, окутывая её с головы до ног золотым плащом. Глубокие синие глаза приветливо смотрели прямо на нас, как бы приглашая заговорить...
– Здравствуйте! Мы вам не помешаем? – не зная с чего начать и, как всегда, чуть стесняясь, приветствовала незнакомку я.
– И ты здравствуй, Светлая, – улыбнулась девушка.
– Почему вы так меня называете? – очень удивилась я.
– Не знаю, – ласково ответила незнакомка, – просто тебе это подходит!.. Я – Изольда. А как же тебя по правде зовут?
– Светлана, – немного смутившись ответила я.
– Ну вот, видишь – угадала! А что ты здесь делаешь, Светлана? И кто твоя милая подруга?
– Мы просто гуляем... Это Стелла, она мой друг. А вы, какая Изольда – та, у которой был Тристан? – уже расхрабрившись, спросила я.
У девушки глаза стали круглыми от удивления. Она, видимо никак не ожидала, что в этом мире её кто-то знал...
– Откуда ты это знаешь, девочка?.. – тихо прошептала она.
– Я книжку про вас читала, мне она так понравилась!.. – восторженно воскликнула я. – Вы так любили друг друга, а потом вы погибли... Мне было так жаль!.. А где же Тристан? Разве он больше не с вами?
– Нет, милая, он далеко... Я его так долго искала!.. А когда, наконец, нашла, то оказалось, что мы и здесь не можем быть вместе. Я не могу к нему пойти... – печально ответила Изольда.
И мне вдруг пришло простое видение – он был на нижнем астрале, видимо за какие-то свои «грехи». И она, конечно же, могла к нему пойти, просто, вероятнее всего, не знала, как, или не верила что сможет.

АЛЁША КАРАМАЗОВ - герой романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» (1878-1880), третий сын Федора Павловича Карамазова, брат Ивана Карамазова, Дмитрия Карамазова и Смердякова. К моменту начала событий романа А.К. исполнилось двадцать лет. Это был «статный, краснощекий, со светлым взором, пышущий здоровьем <...> подро сток. Он был в то время даже очень красив собою, строен, средневысокого роста, темно-рус, с правильным, хотя несколько удлиненным овалом лица, с блестящими темно-серыми широко расставленными глазами, весьма задумчивый и по-видимому весьма спокойный». Мать А.К., Софья Ивановна, умерла, когда ему было четыре года. Первые три месяца после ее смерти А.К. провел под присмотром слуги Григория, затем вместе с братом Иваном был взят на воспитание бывшей благодетельницей Софьи Ивановны генеральшей Ворохо-вой, а после ее смерти попал в дом предводителя дворянства Ефима Петровича Поленова, где «его решительно считали <...> за родное дитя». Учился в губернской гимназии, но за год до окончания курса вернулся в родной город Скотопригоньевск и вдруг объявил, «что хочет поступить в монастырь и что монахи готовы допустить его послушником». Духовным наставником А.К. в монастыре становится старец Зосима.

Объявленный в предисловии «От автора» главным героем, А.К. тем не менее играет весьма скромную роль в интриге романа, являясь главным образом конфидентом основных действующих лиц, их воплощенной в человеческий облик совестью. Такое положение своего героя Достоевский объясняет тем, что его замысел предполагает два романа: «Главный роман второй - это деятельность моего героя уже в наше время <...> Первый же роман произошел еще тринадцать лет назад, и есть почти даже и не роман, а лишь один момент из первой юности моего героя». Но если в фабуле романа А.К. задействован слабо, то душевная жизнь героя буквально переполнена событиями. В течение нескольких дней А.К. выпадает пережить смерть своего духовного наставника старца Зосимы, убийство отца, социальную гибель брата Дмитрия, духовный кризис брата Ивана, самоубийство Смердякова и смерть мальчика Илюшечки Снегирева, в судьбе которого А.К. принимает живое участие. Все эти драматические события происходят на фоне многочисленных мистических открытий и откровений, переживаемых как самим А.К., так и окружающими его героями, посвящающими А.К. в тайники своей внутренней жизни: отец допытывается у А.К., есть ли в аду «железные крючья», старец Зосима проповедует о «мирах иных», брат Иван рассказывает поэму «Великий инквизитор», Грушенька передает притчу о луковке, сам А.К. в мистическом экстазе перед гробом старца Зосимы переносится в евангельскую обстановку на церемонию брака в Кане Галилейской, где видит Христа. Все это, преломляясь в душе А.К., обнаруживает его человеческую сущность и характер. А.К. изображен в романе в момент серьезных духовных испытаний, волею автора он как бы оказывается «у бездны на краю» и должен сделать выбор - последний и окончательный - между верой и правдой жизни. Преодолевая соблазны и искушения, А.К. делает этот выбор: «Простить хотелось ему всех и за все и просить прощения, о! не себе, а за всех, за все и за вся».

Судя по черновым записям, А.К. изначально был задуман таким же философом, как и Иван. Но в окончательном варианте Достоевский предпочел сделать главной доминантой образа не высокий интеллектуализм, а мудрость сердца. Среди главных черт характера А.К. - открытость, искренность, отсутствие себялюбия, бескорыстие и целомудрие. Вместе с тем писатель наделил А.К. такими свойствами личности, как бесстрашие, целеустремленность и воля. Именно сочетание этих черт позволяет А.К. занимать в романе совершенно" уникальное место: «все этого юношу любили, и это с самых детских даже лет его». Присутствие А.К. поднимает других из смуты обыденной жизни, облагораживает и очищает их, вместе с А.К. в мрачный и суетный мир Ското-пригоньевска входит свет вышней Истины. Не случайно окружающие называют его то «ангелом», то «херувимом». При всей сложности и драматизме выпадающих на долю А.К. душевных испытаний Достоевский наделяет его образ исключительной целостностью и определенностью, придает ему не только глубину и завершенность, но и необыкновенную «масштабность» (Р.Гуардини). А.К. принадлежит текст жития старца Зосимы, который являет собой главное содержание шестой книги романа «Русский инок», по замыслу Достоевского являющейся ответом на самые крайние аргументы атеизма, выставленные в поэме «Великий инквизитор» и в главе «Бунт».

Важным моментом в понимании образа А.К. является тот факт, что действие второго, «главного», романа должно было развернуться в год 33-летия героя. Эта недвусмысленная параллель с жизнью Христа достаточно отчетливо намечена и проведена и в «Братьях Карамазовых». В этом смысле А.К. стоит в ряду т.н. христоподобных героев Достоевского, таких, как Иван Петрович, повествователь из «Униженных и оскорбленных», и «Князь Христос» Лев Николаевич Мышкин («Идиот»), и выражает мечту писателя о пришествии «русского Христа». В свете евангельских событий «момент из первой юности героя» очевидно следует связывать с темой искушения веры. Эта же тема акцентирована и другой христианской параллелью, которая последовательно проводится в романе, - житием Алексия, человека Божия. В этой связи сюжетной кульминацией романа следует признать седьмую книгу «Алеша».

Возможным литературным прототипом А.К. Л.П.Гроссман называл персонажа романа Жорж Санд «Спиридон» инока Алексея. А среди реальных лиц сходные черты современники отмечали в Алексее Храповицком (впоследствии митрополит Антоний Храповицкий), с которым Достоевский был хорошо знаком. Революционер-народник, террорист Д.В.Каракозов, который также иногда упоминается в связи с образом А.К., скорее всего мог быть прототипом первоначально задуманного ге роя, но вовсе не того, который выведен в окончательном виде.

По свидетельству А.С.Суворина, Достоевский планировал написать впоследствии роман, «где героем будет Алеша Карамазов. Он хотел провести его через монастырь и сделать революционером. Он совершил бы политическое преступление. Его бы казнили. Он искал бы правду и в этих поисках, естественно, стал бы революционером» (Суворин А.С. Дневник. Пг., 1923. С. 16). Однако логика художественного развития «Братьев Карамазовых», выведенный в романе образ А.К. и недвусмысленные авторские ремарки в тексте исключают такое развитие событий.

При всей значимости для романа и самого Достоевского образа А.К. критика отнеслась к нему без должного внимания. «Младший из братьев Карамазовых, Алеша, обрисован бледнее других, - писал К.В.Мочульский, отражая мнение многих своих коллег. - Его личная тема заглушена страстным пафосом Дмитрия и идейной диалектикой Ивана». Подобное восприятие образа сказалось и на последующей рецепции его в творчестве других писателей. Среди героев мировой литературы XX века наиболее типологически близкими можно считать Иосифа из романа Т.Манна «Иосиф и его братья» и Авдия Каллистратова - персонажа романа Ч.Айтматова «Плаха». Наиболее созвучным живописным образом является картина М.В.Нестерова «Философы»

Двойной портрет П.А.Флоренского и С.Н.Булгакова, в чертах которых многие зрители признавали сходство с их представлениями о героях последнего романа Достоевского - А.К. и Иваном. Неоднократные попытки воплотить образ А.К. в театре и в кино не приводили к сколько-нибудь значительным художественным открытиям.

Лит.: Гуардини Р. Херувим

//Гуардини Р. Человек и вера. Брюссель, 1994; Ветловская В.Е. Литературные и фольклорные источники «Братьев Карамазовых» (Житие Алексия, человека Божия и духовный стих о нем)

//Достоевский и русские писатели. М., 1971; Альтман М.С. Алексей Карамазов

//Альтман М.С. Достоевский. По вехам имен. Саратов, 1976; Старосельская Н. «Бывают странные сближенья...» (Одна из версий пути Алексея Карамазова)

//Достоевский и мировая литература. СПб., 1993. № 1.4. 2; Сараскина Л.И. Поэма о Великом инквизиторе как литературно-философская импровизация на заданную тему

//Достоевский и мировая культура. СПб., 1996. № 6; Belknap R.L. The Genesis of The Brothers Karamazov. Evanston, Illinois, 1990; Thompson D.O. The Brothers Karamazov and the poetics of memory. Cambridge, 1991.

  • - герой волшебной повести для детей А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» . Существует версия, что это «мемуары в виде волшебной сказки» о реальном пансионе, в котором учился Перовский...

    Литературные герои

  • - герой романа Ф.М.Достоевского «Униженные и оскорбленные» , сын князя Валковского...

    Литературные герои

  • - герой романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» , старший сын помещика Федора Павловича Карамазова, двадцативосьмилетний поручик...

    Литературные герои

  • - герой романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» , один из трех законнорожденных сыновей помещика Федора Павловича Карамазова...

    Литературные герои

  • - 1. А Некрасов / Коля, / сын покойного Алеши, – / он и в карты, / он и в стих, / и так / неплох на вид. Шутл. М924 ; 2. АЛЕШЕ КРУЧЕНЫХ Загл. Хл920 ; Вместе с Алешей В обществе муз Жизнью хорошей Не нахвалюсь. Шутл. П943 ; 3...

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - былинный богатырь, см. Богатыри...

    Биографический словарь

  • - русский былинный богатырь, родом из Ростова, играет видную роль среди богатырей Владимирова цикла, вместе с Ильей Муромцем и Добрыней держит заставу, т. е. стоит на страже от врагов Русской земли, но отличается от...

    Русская энциклопедия

  • - былинный богатырь; см. Богатыри...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - русский богатырь, один из героев былин...

    Большая Советская энциклопедия

  • - богатырь, герой русских былин...

    Большой энциклопедический словарь

  • - богатырь-ухаживатель Ср. За плечами видны гусли, А в ногах червлёный щит. Супротив его царевна Полонёная сидит... Ты не первая попалась В лодку, девица, мою! Знаменитым птицеловом Я слыву в моем краю.....

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Алёша бесконвойный. 1. Прост. Презр. То же, что Алёха сельский 1. Мокиенко 1989, 167; БМС 1998, 22. 2. Сиб. Шутл.-ирон. О неуравновешенном человеке с причудами. СФС, 16; ФСС, 7. Алёша с вальтами. Горьк. Шутл.-ирон. или Неодобр...
  • - 1. Прост. Презр. То же, что Алёха сельский 1. Мокиенко 1989, 167; БМС 1998, 22. 2. Сиб. Шутл.-ирон. О неуравновешенном человеке с причудами. СФС, 16; ФСС, 7...

    Большой словарь русских поговорок

  • - АЛЁША, -и, м. Очень глупый, тупой человек. От собств. Алексей, Алеша...

    Словарь русского арго

  • - сущ., кол-во синонимов: 3 алексей алешка алёша...

    Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 2 алеша алёшка...

    Словарь синонимов

"АЛЁША КАРАМАЗОВ" в книгах

Алёша

Из книги Клематисы автора

Алёша

Из книги Клематисы автора Бескаравайная Маргарита Алексеевна

Алёша Алёша (Aliosha). Группа Ланугиноза.М. А. Бескаравайная. 1978 г.Назван автором сорта в честь отца? А. Ф. Платонова и внука?Алексея Дедова.Цветки раскрытые, 14–20 см диам. Чшл. 6, реже 7–8, они отделены друг от друга, насыщенно-сиреневато-синие (васильковые) с фиолетовыми

Алёша

Из книги Чётки автора Саидов Голиб

Алёша Своего сына я назову Алишером, чем кровно обижу своих новых родителей. Тем не менее, Елизавета Петровна постепенно отойдёт и привыкнет. Тесть же, ещё долго будет дуться на меня, не желая, смирится с состоявшимся фактом. Однако внуков он любил безумно.Однажды, мне

Алеша

Из книги Лариса Рейснер автора Пржиборовская Галина

Алеша В этом «заквартирье» с 1925 года, скорее всего с лета, стал жить 12-летний беспризорник Алексей Макаров. В начале этого года Лариса Михайловна вновь побывала в Екатеринбурге, совсем недавно ставшем Свердловском, и написала очерк о свердловском художественном

Алеша и мэр

Из книги Судьба по-русски автора Матвеев Евгений Семенович

Алеша и мэр Умер Алексей Салтыков. По-разному отдалось это известие в кинематографических кругах: одни искренне взгрустнули; другие, пожав плечами, равнодушно, сквозь зубы, цедили - мол, все там будем; третьи не скрывали ироничной усмешки (были и такие): дескать, не велика

Алеша

Из книги Напрасные совершенства и другие виньетки автора Жолковский Александр Константинович

Алеша Летом, 1959-го (или 1960-го?), возвращаясь из Коктебеля, мы оказались в одном вагоне с примечательным молодым человеком. “Мы” – это я с моей первой женой Ирой и, может быть, еще кем-то из коктебельчан.Молодой человек, представившийся Алешей, был наших лет, высокий, немного

Артём Карамазов: анатомия героя по учебникам истории

Из книги Захар автора Колобродов Алексей

Артём Карамазов: анатомия героя по учебникам истории Роман Сенчин, писатель, попросил меня оценить его текст «Новые реалисты уходят в историю» («Литературная Россия», № 33–34) и покритиковать – по возможности и по принципу «Платон мне друг…»Мне постановка вопроса тогда

Алёша

Из книги О чём умолчал Мессия… Автобиографическая повесть автора Саидов Голиб

Алёша Своего сына я назову Алишером, чем кровно обижу своих новых родителей. Тем не менее, Елизавета Петровна постепенно отойдёт и привыкнет. Тесть же, ещё долго будет дуться на меня, не желая, смирится с состоявшимся фактом. Однако, внуков он любил безумно.Однажды, мне

XI. ПАВЕЛ СМЕРДЯКОВ И ИВАН КАРАМАЗОВ

Из книги В ПОИСКАХ ЛИЧНОСТИ: опыт русской классики автора Кантор Владимир Карлович

XI. ПАВЕЛ СМЕРДЯКОВ И ИВАН КАРАМАЗОВ (Проблема искушения)Существуют литературные репутации (у писателей, у книг, у героев), которые настолько прочно устоялись, что кажутся едва ли не от века данными и уж во всяком случае, незыблемыми. Между тем эта незыблемость объясняется

VI. Иван Карамазов как герой Кантовых антиномий

Из книги Избранное. Логика мифа автора Голосовкер Яков Эммануилович

VI. Иван Карамазов как герой Кантовых антиномий Не для обличения и не для защиты исследует сейчас читатель мысли двух великих умов, а для раскрытия секрета романа Достоевского - секрета, засекреченного даже для самого чёрта.Не один только Кантов антитезис секретно

Иван Карамазов

Из книги Достоевский о Европе и славянстве автора (Попович) Иустин

Иван Карамазов "По-моему, - утверждает Иван Карамазов, - разрушать ничего не надо, а надо всего только разрушить в человечестве идею о Боге, вот с чего надо приниматься за дело!.. Раз человечество отречется поголовно от Бога (а я верю, что этот период, параллель

Алеша

Из книги Бегство к себе автора Гиппенрейтер Мария

Алеша В одну из наших лыжных зимних поездок мы встретили в Терсколе группу знакомых математиков.Среди них был высокий, немножко угловатый юноша с большими голубыми глазами. Он недавно закончил мехмат. Звали его Алеша. Мы познакомились. Потом в Москве Алеша стал приходить

25. Пятое измерение. Иван Карамазов

Из книги Этика Михаила Булгакова автора Мирер Александр Исаакович

25. Пятое измерение. Иван Карамазов Был «важнейший вопрос»: изменились ли эти горожане «внутренне»? Главное здесь – последнее слово; его смысл выделен и контекстом («автобусы, телефоны и прочая аппаратура»), и синтаксическим ударением. Изменились ли люди, войдя в

2. Алеша Карамазов

автора Гвардини Романо

2. Алеша Карамазов «Алеша» расшифровывается как уменьшительно- ласкательное имя Алексея Федоровича Карамазова, и не случайно все окружающие, включая неблизких и мало знакомых ему людей, называют его так, хоть он никоим образом не тот человек, сущность которого

2. Иван Карамазов

Из книги Человек и его вера автора Гвардини Романо