Сравнительная характеристика чацкого, онегина и печорина сочинение. Что сближает и что разделяет Онегина и Чацкого

Главных героев произведений А.С. Пушкина и А.С. Грибоедова многое объединяет, несмотря на кажущиеся противоречия между ними. И Пушкин, и Грибоедов вывели новый литературный тип, обратили внимание современников на проблему «лишнего человека». Онегин и Чацкий молоды, образованы, умны, но они не могут найти себе место в светском обществе, обрести любовь и счастье.

В комедии Грибоедова Чацкий живёт под девизом: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Он всегда честен, не привык унижаться, носить маску, зависеть от кого-нибудь. Он не стремится к власти, чинам, деньгам, подобно Скалозубу, ищет «достойных сынов» отечества, которых можно взять за образцы. У героя хватило смелости выступить против фамусовского общества.

Чацкий стремится к знаниям, ищет высокую, благородную цель. Всем сердцем он любит Софью, готов ради неё на любые жертвы. Он смело говорит светскому обществу правду, хочет открыть всем глаза.

Чацкий презирает лесть, подлость «века минувшего», его рабскую философию, властолюбцев, «охотников поподличать», жестокие нравы. Он принадлежит к передовой молодёжи того времени.

Чацкий – максималист. Он всей душой предан идеалам чести, добра, хочет принести пользу людям, служить высоким нравственным принципам.

Чацкий по-настоящему любит свою родину. Крепостничество, несправедливость общественных отношений вызывает у него протест. Он отстаивает благородные идеи просвещения, искренне верит в силу разума и силу слова. Поэтому произносит обличительные пламенные речи. Но остается непонятым. Онегина и Чацкого объединяет одиночество. У них нет единомышленников. Их порывы остаются бесплодными, а жизнь бесполезной. В своё время А. С. Пушкин обвинял Чацкого в том, что он поступал неразумно, «метал бисер перед свиньями». Умные люди так не поступают. Поэтому-то призыв Чацкого и остался без ответа.

В светском обществе одинок и Онегин. Сначала он блистал на балах, раутах, легко покорял женские сердца, был доволен своей жизнью. Но скоро такое существование стало ему в тягость. Бесконечные обеды, развлечения, роскошь не принесли герою счастья, быстро приелись.

Онегиным овладела «русская хандра», скука, он ко всему охладел. Протест Чацкого был явным, открытым. У Онегина же он проявился в скрытой форме. Холодность, скепсис, апатия стали его определяющими чертами. Ни деревенская природа, ни любовь Татьяны не смогли пробудить героя к жизни. Больше того, он совершает преступление – убивает на дуэли Ленского. В чём же причина одиночества, страданий героя?

Причина кроется в его эгоизме, воспитании, влиянии общества. Во всех своих поступках Онегин руководствовался лишь собственным эго, не считался с чувствами других людей. Роковую роль в судьбе Евгения Онегина сыграла теория сильной личности Наполеона, которая господствовала в то время. Считалось, что великим людям позволено всё. Они могут быть равны Богу.

Онегин рано привык носить маску, приспосабливаться, лицемерить. Он подавил в себе естественные человеческие порывы, чувства. Герой привык жить разумом, доверять только себе. На окружающих он смотрел свысока. Поэтому часто приносил людям лишь страдания, но при этом страдал и сам. Его странствия, попытки найти себя, обрести счастье остались бесполезными:

Убив на поединке друга,

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга,

Без службы, без жены, без дел,

Ничем заняться не умел.

Неожиданно пробудившаяся любовь к новой Татьяне даёт надежду на духовное возрождение Онегина. Только теперь он стал жить полнокровно, перестал скрывать свою сущность. Татьяна открыла герою вечные нравственные ценности. Онегину представился уникальный шанс изменить свою жизнь. Но дальнейшая судьба героя скрыта от нас. Автор оставляет финал своего романа открытым.

Таким образом, Онегина и Чацкого объединяет конфликт с окружающей средой, духовное одиночество. Оба героя не смогли найти из него выход и явились первыми «лишними» людьми в русской литературе.

/ / / Сравнительная характеристика Онегина и Чацкого

Оба героя являют собой новый тип в литературе того времени – «лишний человек». Онегин и Чацкий интеллектуально превосходят многих людей своего окружения, но они одиноки, никем по-настоящему не поняты. И поэтому герои не могут найти свое место в обществе, не находят счастья в любви.

Александр Чацкий – нравственный человек, живущий по строгим моральным принципам. Его девиз прекрасно раскрывает его сущность: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Чацкий готов служить интересам страны, общества, однако не привык унижаться перед высшими чиновниками. Герой ведет себя честно и просто, как с равными себе людьми, так и с людьми высшего ранга. Он не умеет подобно Скалозубу притворяться ради карьерного роста. Власть и деньги не имеют для героя большого значения. Он ищет для себя достойный образец для подражания – человека Великого и по-настоящему достойного.

Герой Грибоедова умен, любознателен. Он постоянно находится в поиске высокой благородной цели.

Чацкий искренен в любви. Полюбив Софью, он стремится защищать ее от всего мира.

Герой не боится говорить правду в лицо, раскрывать обман. Он ненавидит фальшь и лесть, которыми постоянно пользуются люди высшего общества. Духовные рабы, подлые сплетники вызывают презрение у Чацкого.

Александру Чацкому свойственен максимализм. Он – идеалист, который борется против лицемерия и зла своего времени.

Герой – патриот своей страны. Молодой человек яро выступает против таких «язв» общества, как крепостное право, неравноправие граждан страны. Ему близка философия рационализма. Он готов отстаивать идеи эпохи Просвещения. Чацкий верит в победу разума. Он пытается достучаться до людей при помощи эмоциональных речей, но ему это не удается. Общество начинает отторгать его, делая «лишним человеком».

Чацкий, как и Онегин – одинок и не понят. Их порывы найти идеал не воплощаются в действия. А значит – они попросту бесполезны.

Евгений Онегин чувствует себя чужаком в своем окружении. Поначалу он испытывал наслаждение, блистая на балах, но очень быстро ему это надоело. Ведь его блестящий ум, идеи по-настоящему никто не мог оценить. В любовных отношения Онегин тоже скоро поостыл. Ему слишком легко доставались женские сердца, что привело к его равнодушию и цинизму. Герой все еще в глубине души жаждал найти идеал, но разум отказывался в такое верить. Возможно, поэтому Онегин отказывает Татьяне (а может в большей мере самому себе?) в настоящей любви.

Онегин заболевает «русской хандрой». Его уже ничто не радует из привычного образа жизни, а отыскать интерес в чем-то новом он не может. Почему так? Онегин оторван от природы, малознаком с родной культурой. Он – человек без настоящих корней. Среда, в которой он воспитывался, насквозь фальшива и поэтому не удовлетворяет духовные потребности.

Причина одиночества Онегина в его воспитании. С детства ему многое позволяли, не перетруждали наукой, но настоящей любви родных людей он не ощущал. Вот и вырос герой эгоистом.

Онегин Александра Пушкина и Чацкий Александра Грибоедова – разные типажи людей, но их объединяет конфликт с обществом, одиночество, что делает их «лишними людьми».

Произведения А.С. Грибоедова и А.С. Пушкина часто сравнивают друг с другом. Они созданы примерно в одно и то же время, но, кажется, что между их главными героями нет ничего общего. Но это не совсем так. Оба писателя создали литературный образ «лишнего человека». Онегин и Чацкий отличаются умом, получили хорошее образование, но им нет места в их социальном окружении. Любовь и личное счастье недоступны этим персонажам.

Характерные черты Александра Чацкого

Александр Чацкий, герой комедии «Горе от ума», не желает прислуживаться высшим чинам, но с радостью служил бы обществу. Он отличается честностью и открытостью, герой не носит масок, горд и не хочет унижаться. В нем нет стремления к власти или богатству, как, например, Скалозуб. Чацкий пытается найти действительно достойные примеры для подражания. Он необыкновенно смел и может противостоять обществу.

Он устремлен к постижению мира, к поиску по-настоящему благородной цели. Его любовь к Софье велика и чиста, он готов к самопожертвованию ради нее. Он не боится быть честным, не скрывает свои мысли и идеи, пытаясь открыть глаза другим на правду, которую постиг. Ему чужда лесть и подлость, рабская философия. Он внутренне свободен и не боится выглядеть сумасшедшим среди представителей «фамусовского» общества.

Ему свойственен юношеский максимализм, преданность высшим идеалам и ценностям, желание приносить пользу окружающим.

Александр Андреевич Чацкий патриот в самом высоком и подлинном смысле этого слова. Но его любовь к Родине действенна, он стремится преобразовать ее, исправить свойственные ей пороки. Крепостническая система и социальная несправедливость в целом вызывает в нем мощный внутренний протест. Ему ближе идеи просветителей, он ценит разум и справедливость. Это и приводит к тому, что молодой человек постоянно произносит речи, наполненные праведным гневом. И все же остается одиноким и непонятым.

Именно одиночество, отсутствие единомышленников роднит героев двух произведений. Их жизни кажутся бессмысленными, так как все порывы обречены на провал и непонимание.

Личностные особенности Евгения Онегина

Заглавный герой романа в стихах тоже одинок в высшем обществе. Когда он развлекался на светских раутах, разбивал сердца женщин. Но бессмысленное времяпрепровождение стало тяготить его. Череда похожих друг на друга балов и обедов не смогли сделать его счастливым.

Героем овладела тоска, он утратил интерес к жизни. Если протест Александра Чацкого выражен громко и открыто, то у Онегина он скрыт и холоден. Отстраненность и апатия - важнейшие особенности личности пушкинского персонажа. Даже любовь Татьяны и красоты природы не смогли вернуть его к активной жизни. Более того, он убивает Ленского во время дуэли, по сути, не желая этого. Почему же он так сильны его страдания?

Причина заключается в нем самом, особенностях воспитания. Он не принимал во внимание чувства других людей, руководствуясь только собственными потребностями и желаниями. Личность Наполеона стала роковой в жизни Онегина. В то время полагалось, что масштабным людям дозволено все. Великий человек равен Богу.

Евгений Онегин привык к тому, что постоянно носит маску и лицемерит. Его естественные душевные порывы давно подавлены. Он не доверяет своим чувствам, руководствуется только разумом и не способен доверять другим. К окружающим относится довольно высокомерно, в итоге не приносит им ничего кроме страданий. Одновременно Евгений Онегин страдает и сам. Все его мытарства, поиски себя и своего места в мире не приводят к результату. Все попытки обрести остаются бесплодными.

Любовь к изменившейся Татьяне становится неожиданностью, даря надежду на внутреннее возрождение. Это чувство помогло ему раскрыться, перестать утаивать себя и свое истинное «Я». Девушка раскрыла перед ним мир вечных моральных ценностей, предоставив ему шанс измениться. Но поскольку финал романа в стихах открыт, мы не знаем последующую судьбу Евгения Онегина. Смог ли он использовать этот шанс?

Итак, Александра Чацкого и Евгения Онегина роднит противостояние с обществом, внутреннее одиночество. Герои обоих произведений не смогли найти выход и оказались первыми персонажами в русской литературе, воплотившими образ «лишнего человека».

В 10-20-е годы прошлого столетия в России усиливались антикрепостнические настроения среди передовой части дворянства. Создавались первые тайные общества, по стране разносились идеи буржуазных революций. По одну сторону баррикад находились реакционеры, по другую – передовые дворяне, будущие декабристы. Были и такие представители дворянского сословия, которые не относились к реакционерам, но в тайные общества не вступали и не обладали свободолюбивыми помыслами. Именно в такое время А. С. Пушкин начал работу над первыми главами романа «Евгений Онегин», и в те же годы А. С. Грибоедов создал свою бессмертную комедию «Горе от ума».

Чацкий и Онегин – главные герои этих произведений – ровесники. Это молодые и полные энергии дворяне. Но различие двух образов сразу бросается в глаза. Чацкий, как и Онегин, воспитывался в атмосфере реакции, но он выучился, стал образованным человеком. Грибоедовский герой «славно пишет, переводит». Труд для Чацкого не является тяжелым бременем, в просвещении он видит движение вперед. Онегин же воспитывался на французский манер, и сам Пушкин шутливо замечает, что домашний учитель.

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой…

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь…

Восемь лет Онегин провел в праздном Петербурге, где ездил на приемы, балы, ложился спать за полночь, а вставал после полудня. Он понял пустоту и никчемность такой жизни, но не начал с ней бороться. Онегин удалился на покой в свое имение, пробовал заняться какой-либо деятельностью, но «труд упорный ему был тошен». У Чацкого тоже было имение, но он им «управлял оплошно», то есть хорошо относился к крестьянам. Его натура возмущена подневольным положением крепостных. Чацкий приводит примеры того, как крепостники относились к людям, не раз спасавшим дом, честь, жизнь хозяев.

Пытается и Онегин заняться устройством своих крепостных:

В своей глуши мудрец пустынный,

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил.

Но автор сообщает, что это делалось, «чтоб только время проводить». Вся деятельность Онегина-реформатора этим и ограничилась. Евгения не волнует судьба крестьян, «охлажденный ум» внушает герою, что заботиться надо только о себе. Он индивидуалист.

Оба героя презрительно относятся к высшему обществу. Они умны и рассудительны, поэтому видят всю пустоту и никчемность светского Петербурга и Москвы. «Что нового покажет мне Москва?» – спрашивает Чацкий в день приезда к Фамусовым. Он не находит никаких перемен к лучшему. Грибоедовский герой порывает с этим обществом окончательно, хотя и любит девушку из ненавистной ему среды. Онегин же остался человеком своего круга, несущим все его пороки. Он убил на дуэли Ленского, не сумев возвыситься над тем миром, который внутренне презирал. Сословные предрассудки взяли верх, Евгений испугался сплетен «поместных владетелей». Критическое отношение к действительности, незаурядный ум обрекли его, при отсутствии общественной деятельности, на полное одиночество. Чацкий же не одинок. Грибоедов говорит про брата полковника Скалозуба, передового офицера, оставившего службу, про племянника княгини Тугоуховской, который увлеченно занимается химией и ботаникой.

У Чацкого более чуткая душа, чем у Онегина. Онегин представляется рассудительным эгоистом. Он не понимает глубины запросов Татьяны. В основе его чувства лежит себялюбие. Чацкий же искренне любит Софью. Он весь преображается, когда видит ее. Но Софья – человек фамусовского общества, и Чацкий находит в себе силы уехать из Москвы.

В образах Чацкого и Онегина мы ясно видим разных людей одной эпохи. Чем-то похожие, они представляют собой различные пути, которыми шло общество в начале XIX века: путь протеста и путь холодного созерцания.

Нет похожих записей.

Онегин и Чацкий: чей характер значительнее?

Главный герой романа «Евгений Онегин» - это «лишний человек», который на протяжении всего действия меняет маски, постоянно гоняясь за недостижимым идеалом. Он мечется в поисках смысла своей жизни, который, к сожалению, Онегин не в силах отыскать.
Главный герой комедии «Горе от ума» - это умный, самодостаточный, категоричный и волевой человек, для которого, увы, нет места внутри того общества, в которое он вернулся после трехгодового путешествия.
Оба этих персонажа – «герои своего времени», образы живые и нестареющие, остающиеся немеркнущими мраморными статуями прошедших веков.
Среди этих «двух огней» более значительным представляется характер А.А. Чацкого, героя комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Первое, что выделяет его из общего слоя общества того времени, - это ум. По словам И.А. Гончарова, Чацкий положительно умен, остроумен, «с сердцем, с чувством».
Второе, Александр Андреевич – это провозвестник новой зари, передовой курьер неизвестного будущего. Его мысли – это шаг вперед не только для старомосковского дворянского общества, но и для всей России в целом. В обмен на старые ценности и постулаты А.А. Чацкий предлагает новые идеи будущего: со своими достоинствами, перспективами, ожиданиями.
В-третьих, Чацкий – это искренний, активный и горячий деятель, обличитель лжи, победитель при видимом поражении, это жертва на поле войны «свежего с отжившим, больного со здоровым».
Из всех персонажей комедии Чацкий наиболее живой и как человек, и как исполнитель уготованной ему роли. Он не черствая марионетка царящих устоев общества, а самобытная фигура, светлый маяк в темном коридоре затухающего времени.
В целом, характер Александра Андреевича Чацкого – это характер борца за свои идеи, решительного и целеустремленного отступника от прогнивших законов. Его задача – это лишь посеять зерно, а уж плоды его буду пожинать иные.
Побег А.А. Чацкого – видимое поражение, за которым стоит вечная победа непримиримых и свободных чацких над низкопоклонниками – фамусовыми. Это не проявление какой-то слабости, а проявление ума и инстинкта самосохранения, присущих любому человеку.
Онегина нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным персонажем. Онегин – это жалкий «сын времени», продукт воспитания того общества, затертое отражение человека, изнеженного напыщенностью балов, красотой зал и всей светской жизни.
Рано разочаровавшись в идеалах общества, внутри которого он существует, Онегин пытается найти себя, попутно меняя тысячу масок. Однако это его ни к чему не приводит – он все также жалок. Евгений то надевает на себя личину лицемера, то циника, то обольстителя женских сердец, то отшельника в тени собственного дома.
Умен ли Онегин?.. Нет, ведь ум его вял, круг интересов и чтения ничтожно мал, а сам из себя он представляет лишь несчастную пародию, отражение. Онегин – заложник времени.
Онегин только жалуется на забавы общества и ради развлечения постоянно трансформируется, примеряя разные маски, Он не предлагает альтернатив развития, как это делал Чацкий. Евгений не несет в себе ничего нового, а лишь разочарованно живет внутри порочного круга, в котором он вынужден жить.
С другой стороны, хоть вокруг Онегина видимая пустота, но ам он внутри не пуст. Это его, возможно, оправдывает, в нем есть потенциал к действию, однако не того огня, той искры, способной разжечь костер чувств и эмоций Евгения, и его апатичность с постоянным лицемерием не дают сделать ему шаг вперед.
Любовное письмо Татьяны к Онегину – это та искра, пробудившая «спящего» Евгения. Но отказ Татьяны – это поражение, это раскрытие истинного, настоящего лица Онегина, это победа верности над опоздавшим чувством. Это вечный урок Евгению, кинувшемуся слишком поздно доставать свое «милое» счастье из московского светского круга.
Онегин – эгоист, который заботится только о себе, в котором собственно чувство превалирует над чувствами других людей.
Его поражение не несет в себе скрытой победы, а лишь усложняет жизнь и муки Онегина. Он так и обречен жить, не сходя с ума, а постоянно мучаясь. Характер, воспитанный в рамках того времени и не сумевший вырваться из порочного круга эпохи, помешал обрести ему свое счастье.
Характер Александра Андреевича Чацкого более значителен, чем характер Евгения Онегина. Чацкий – благородная фигура времени, новое поколение мысли, а Онегин – воспитанник старых норм, ироничный морок на светских балах, не несущий в себе ничего нового.