Святая елисавета константинопольская. Преподобная елисавета константинопольская. Крест-памятник в Новоспасском монастыре

Для просмотра нажмите на любое изображение. Для перехода пользуйтесь стрелками или нажимайте на номер изображения в просмотрщике.

Житие святой преподобномученицы Елисаветы.

С вятая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна – дочь Великого герцога Гессен-Дармштадтского, внучка английской королевы Виктории. В этой семье детей воспитывали по-английски строго: приучали к простой одежде и пище, к работе по дому, много времени уделялось урокам. Родители вели широкую благотворительную деятельность и постояно брали с собой детей в больницы, приюты, дома для инвалидов. Принцесса Елисавета особенно отличалась любовью к ближним, серьезным, глубоким характером.

В девятнадцать лет она стала невестой российского Великого Князя Сергея Александровича, пятого сына Императора Александра II. Венчание состоялось в церкви Зимнего дворца в Петербурге.

Великая Княгиня занималась изучением русского языка, культуры и истории России. Для принцессы, которая выходила замуж за Великого Князя, не требовалось обязательного перехода в Православие. Но Елисавета Феодоровна, оставаясь еще протестанткой, пыталась как можно больше узнать о Православии, видя глубокую веру мужа, который был очень благочестивым человеком, строго соблюдал посты, читал книги Святых Отцов и часто ходил в храм. Она все время сопровождала его и полностью выстаивала церковные службы. Она видела радостное состояние Сергея Александровича после принятия им Святых Таин, но, будучи вне Православной Церкви, не могла с ним разделить эту радость.

Великая Княгиня очень много размышляла о вере, пытаясь найти истину, читала книги в уединении (вообще она тяготилась светскими развлечениями), молилась Господу о вразумлении. В 1888 году Сергею Александровичу было поручено быть представителем Российского Императора на освящении храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Елисавета Феодоровна поехала вместе с ним, радуясь возможности на Святой Земле помолиться о том, чтобы Господь открыл ей Свою волю. Увидев этот храм, она сказала:

Как я хотела бы быть похороненной здесь.


Постепенно она пришла к твердому решению принять Православие. Она писала отцу, который с острой болью воспринял этот ее шаг:

Вы должны были заметить, какое глубокое благоговение я питаю к здешней религии. Я все время думала и молилась Богу о том, чтобы Он указал мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином. Это было бы грехом – оставаться так, как я теперь, – принадлежать к одной церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж. Вы не можете себе представить, каким он был добрым, он никогда не старался принудить меня никакими средствами, предоставляя все это совершенно одной моей совести. Он знает, какой это серьезный шаг и что надо было быть совершенно уверенной, прежде чем решиться на него.

Эта перемена религии многих, я знаю, заставит поднять крик, но я чувствую, что это приблизит меня к Богу. Я знаю все ее догматы и буду с радостью продолжать их изучать. Ты называешь меня несерьезной и говоришь, что внешний блеск церкви очаровал меня. В этом ты ошибаешься. Ничто внешнее не привлекает меня, и не богослужение, но – основа веры. Внешние признаки только напоминают нам о внутреннем. Я перехожу из чистого убеждения; чувствую, что это самая высокая религия и что я делаю это с верой, с глубоким убеждением и уверенностью, что на это есть Божие благословение.

Таинство Миропомазания было совершено 12 (25) апреля 1891 года на Лазареву субботу. Великой Княгине было оставлено прежнее ее имя, но уже в честь святой праведной Елисаветы, матери святого Иоанна Предтечи.

В 1891 г. Великий Князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы. Его супруга должна была присутствовать на приемах, концертах, балах. Но не это приносило радость Великой Княгине, – ее душа стремилась к делам милосердия, она посещала больницы для бедных, богадельни, приюты для беспризорных детей, раздавала еду, одежду, деньги, желая всячески облегчить условия жизни несчастных.

В 1894 году сестра Елисаветы Феодоровны, Алиса, вышла замуж за Наследника Российского престола Николая Александровича, который вскоре стал Императором. В Православии она получила имя Александра.

В 1903 году Николай Александрович с Александрой Феодоровной и Сергей Александрович с Елисаветой Феодоровной были на Саровских торжествах в честь прославления великого русского святого, преподобного Серафима Саровского, которого всегда очень почитали.

В 1904 г. началась русско-японская война. Елисавета Феодоровна, имевшая уже хороший опыт благотворительности , стала одним из главных организаторов помощи фронту. Ею были устроены специальные мастерские, под которые были заняты все залы Кремлевского дворца, кроме Тронного. Тысячи женщин трудились здесь за швейными машинами и рабочими столами. Отсюда на фронт посылали продовольствие, обмундирование, медикаменты, подарки. На свои средства Великая Княгиня сформировала несколько санитарных поездов, устроила в Москве госпиталь для раненых, создала специальные комитеты по обеспечению вдов и сирот погибших солдат и офицеров. Она также организовывала отправление на фронт походных церквей со всем необходимым для совершения богослужения.

Однако русские войска терпели поражение за поражением. Политическая обстановка в России все более накалялась. Часто можно было слышать революционные лозунги, призывы к забастовкам. Появились террористические организации. Боевая организация эсеров приговорила к смерти Великого Князя Сергея Александровича. Елисавета Феодоровна знала, что ему угрожает смертельная опасность, она получала анонимные письма, в которых ее предупреждали, чтобы не сопровождала своего мужа, если не хочет разделить его участи. Но она старалась по возможности не оставлять его одного.

5 (18) февраля 1905 г. Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым. Через три дня Елисавета Феодоровна приехала в тюрьму, где содержался убийца. Она сказала, что принесла ему прощение от Сергея Александровича и просила его покаяться. В руках она держала Евангелие и просила почитать его, однако Каляев отказался. Но все-таки она оставила в камере Евангелие и маленькую иконку, сказав:

Моя попытка оказалась безрезультатной, хотя, кто знает, возможно, что в последнюю минуту он сознает свой грех и раскается в нем.

Затем Великая Княгиня обратилась к Императору с прошением о помиловании Каляева, однако прошение было отклонено.

С момента кончины любимого супруга Елисавета Феодоровна не снимала траур, держала строгий пост, много молилась. Ее спальня превратилась в монашескую келью: была вынесена дорогая мебель, стены были перекрашены в белый цвет. Великая Княгиня собрала все свои драгоценности и часть их отдала в казну, часть – родственникам, а часть употребила на постройку Марфо-Мариинской обители милосердия.

Она долго работала над уставом обители, желая возродить древний институт диаконисс, ездила в Зосимову пустынь, чтобы обсудить проект со старцами. В 1906 г. Великая Княгиня Елисавета познакомилась со священником Митрофаном Сребрянским, человеком высокой духовной жизни, который принял активное участие в составлении устава обители и стал ее духовником, так как соответствовал всем высоким требованиям.

Для нашего дела отец Митрофан – благословение Божие


– говорила Елисавета Феодоровна.

Отец Митрофан Сребрянский прославлен в лике Новомучеников и Исповедников Российских.

В основу Марфо-Мариинской обители милосердия был положен устав монастырского общежития. Сестер обучали основам медицины, главной их заботой было посещение больных и бедных, оказание помощи брошеным детям.

В больнице обители работали лучшие специалисты. Все операции проводились бесплатно. При обители действовала бесплатная столовая для бедных, прекрасная библиотека, которой мог воспользоваться каждый желающий, был создан приют для девочек-сирот.

Елисавета Феодоровна вела жизнь подвижническую. Она спала на голых деревянных досках, тайно носила власяницу, вкушала только растительную пищу, много молилась, мало спала, однако всячески старалась это скрывать. Великая Княгиня всегда все делала сама, не требуя помощи от других, участвовала в делах обители как рядовая сестра. Она очень любила совершать паломничества по святым местам. По свидетельству знавших Елисавету Феодоровну, Господь наградил ее даром рассуждения, открывал ей и картины будущего России.

Она также продолжала заниматься благотворительной деятельностью и вне стен обители, посещать несчастных в разных больницах и приютах. Во время первой мировой войны Великая Княгиня занималась формированием санитарных поездов, устройством складов лекарств и снаряжения, отправкой на фронт походных церквей.

Первое время после октябрьского переворота обитель не трогали. Великая Княгиня, остро переживала происходящие страшные события, однако отказывалась от предложений выехать за границу, желая разделить судьбу своей страны, которую глубоко любила - в одном из писем она писала:

Всеми фибрами души я русская.


В апреле 1918 г., на третий день Пасхи, в день празднования Иверской иконе Божией Матери, Елисавету Феодоровну арестовали и увезли из Москвы. С нею поехали две сестры – Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. Их повезли в Пермь. Великая Княгиня писала сестрам:

Ради Бога, не падайте духом. Божия Матерь знает, отчего Ее Небесный Сын послал нам это испытание в день Ее праздника, Господь нашел, что нам пора нести Его крест. Постараемся быть достойными этой радости. Как угодно было Богу, так и сделалось. Да будет имя Господне благословенно навеки.

Последние месяцы своей жизни Великая Княгиня провела в заключении, в школе на окраине города Алапаевска. Она посвящала все время молитве. Сестер, сопровождавших свою настоятельницу, привезли в областной совет и предложили им идти на свободу, но они умоляли вернуть их к Великой Княгине. Тогда чекисты стали пугать их пытками и мучениями, которые предстоят всем, кто останется с ней. Варвара Яковлева ответила, что готова дать подписку даже своей кровью, что желает разделить судьбу своей настоятельницы.

Глубокой ночью 5 (18 июля), в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, Великую Княгиню Елисавету Феодоровну вместе с другими членами Императорского Дома бросили в шахту старого рудника. Когда озверевшие палачи сталкивали Великую Княгиню в черную яму, она молилась: Господи, прости им, ибо не знают, что творят (Лк. 23; 34). Затем чекисты стали бросать в шахту ручные гранаты. Один из крестьян, бывший свидетелем убийства, говорил, что из глубины шахты слышались звуки Херувимской, которую пели страдальцы перед переходом в вечность.

Елисавета Феодоровна упала не на дно шахты, а на выступ, который находился на глубине 15 метров. Рядом с ней нашли тело Иоанна Константиновича, сына Великого Князя Константина Константиновича, с перевязанной головой. С тяжелейшими переломами и ушибами она и здесь стремилась облегчить страдания ближнего. Пальцы правой руки Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары оказались сложенными для крестного знамения. Скончались они в страшных мучениях от жажды, голода и ран.

Останки мучениц в 1921 г. были перевезены в Иерусалим отцом Серафимом, игуменом Алексиевского скита Пермской епархии, другом и духовником Великой Княгини, и положены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Погребение Новомучениц совершал Патриарх Дамиан. Мощи их оказались частично нетленными. Патриарх Иерусалимский Диодор благословил совершить торжественное перенесение мощей из усыпальницы в сам храм святой Марии Магдалины.

В 1992 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви преподобномученицы Великая Княгиня Елисавета и инокиня Варвара были причислены к лику святых. Память их празднуется в день их кончины – 5 (18) июля.

В изложении святителя Димитрия Ростовского

Преподобная Елисавета еще от утробы матери своей была избрана на служение Богу, ибо прежде рождения ее матери ее было возвещено от Бога, что у нее родится дочь, которая будет избранным сосудом Святого Духа. От юных лет отданная на служение Богу и уневестившись бессмертному Жениху Христу, святая Елисавета в Ангельском чине служила Богу, в числе других дев инокинь 1 , постом и трудами изнуряя свое тело, и так угодила Богу, что получила от Него дар исцелять недуги людей, не только телесные, но и душевные. Своею молитвою она исцеляла всякую телесную болезнь, своими же речами и богодохновенными наставлениями врачевала души человеческие, наставляя их к покаянию и ко всяким добродетелям. Одеждою для нее служила одна только жесткая власяница, и, хотя тело ее мёрзло от холода, дух ее всегда горел пламенем божественной любви. Будучи поставлена игумениею над сестрами, святая показала еще большие подвиги, заботясь о спасении душ их.

Воздержание ее было чрезмерное, ибо она проводила многие годы не вкушая хлеба и питаясь только одними плодами и овощами, масла же и вина она никогда не вкушала во всю свою жизнь. Весьма часто она постилась по сорока дней, подобно великому Моисею 2 , ничего в это время не вкушая 3 . В течение трех лет, она, подражая смирению Евангельского мытаря (Лк.18:13), не возводила своих телесных очей на небо, душевными же своими очами всегда взирала к Живущему на небесах Богу и, созерцая Его своею мыслию сидящим на престоле высоком и преукрашенном, окруженным серафимами, она не обращала своих мыслей к предметам земным. Когда, по обыкновению, она наедине молилась ночью, то была свыше осияваема небесным светом.

Кроме того, святая Елисавета совершала и многие чудеса: однажды она умертвила молитвою свирепого змея; в другой раз она исцелила одну женщину, долгое время страдавшую кровотечением, также изгоняла нечистых духов из людей, совершала много и других чудес. Чудеса совершались ею не только при жизни ее, но и после ее блаженной кончины. На гробнице ее подавались многоразличные исцеление болящим; так например, на гробе ее получали прозрение многие слепые. Да прославляется чрез нее Христос Бог, дивный во святых Своих!

________________________________________________________________________

1 Святая Елисавета была инокинею константинопольского монастыря, построенного в честь святых бессребреников Космы и Дамиана императором Иустином I (царствовавшим с 518 г. по 527 г.). В этом монастыре она впоследствии была игумениею (настоятельющею). Точно время ее жизни и деятельности указать нельзя, за отсутствием сведений об этом в исторических памятниках. Но на основании того обстоятелвства, что в честь ее во второй половине IX в. был написан канон святым Иооифом песнописцем (умершим в 883 г.) делают вывод, что святая Елисавета жила между VI и IX вв.

В Православной Церкви почитают многих святых, но особым уважением в религиозном мире пользуются целители. Они могли вселить веру и надежду в любого человека, что немаловажно. Одной из них была преподобная Елисавета Константинопольская, сумевшая пройти не один круг земного ада и остаться кристально чистой в душе. День её памяти приходится на седьмое мая.

Жизнь целительницы. Интересно то, что все знали заранее предназначение Елисаветы. Когда она была еще в утробе, её матери приснился вещий сон, где ангелы поведали женщине о необычном даре будущей дочери. Вдохновившись сновидением, женщина сама начала регулярно посещать церковь и изучать православные традиции. Появившись на свет, девочка с самих ранних лет была отдана одному из местных священнослужителей, который каждый день учил её специфике проведения служб, религиозным уставам и различным христианским догматам. Благодаря матери и служителям церкви, девочка очень быстро начала развивать свой дар целительницы, следуя истинному предназначению. Она не искала легких путей: каждый день святая собственное тело голодом и холодом. Она питалась всего один раз в день и одевалась налегке в зимнюю пору. Тем самым Елисавета доказывала, что в человеке намного важнее душа, нежели его физический облик. Бог увидел целеустремленность девушки, и дал ей вдобавок еще большую силу, которую даровал при рождении. Она могла исцелить любой недуг: как телесный, так и душевный. Ей стоило лишь помолиться, а у больного уже улучшалось самочувствие и прогрессировало выздоровление организма. Преподобная Елисавета всегда считала, что только искреннее покаяние способно врачевать недуги человека, ведь очищая душу – очищается и тело.

В двадцатилетнем возрасте девушку удостоили чести быть игуменией над сестрами по церкви. В знак благодарности, святая сумела показать своими действиями еще большие подвиги, нежели раньше. К ней приходили люди со всей России, ожидая своей очереди неделями. К тридцати годам она начала придерживаться строжайшего поста, исключив со своего рациона хлеб, мясо и каши. Около пяти лет преподобная питалась лишь овощами и фруктами, а пила лишь воду. Стоит отметить, что масло и вино она ни разу в жизни не попробовала. Также Елисавета очень часто вела сорокадневные посты (подражая святейшему Моисею) и долгими годами не возводила свои глаза на небо, тем самым показывая собственную покорность Господу Богу.

В старости женщина не утратила свои способности и доказала на склоне лет свою мощную духовную силу. В один день, когда к ней пришли в дом гости, на крыльцо приползла огромная змея, начавшая извиваться вокруг одного из её родственников. Елисавета сразу же начала молиться Господу, чтобы помиловал её родича и уберег дом от дьявольских проделок. Через секунду змей упал замертво, а все присутствующие преклонились перед святой в почтении и благодарности. Также нужно отметить, что она за несколько секунд сумела исцелить женщину, которая долгие годы изнемогала от кровотечения. После этого, немощная женщина начала прислуживать Елисавете до конца дней.

И даже после смерти верующие приходили к ней на гробницу, молясь и прося помощи об исцелении. Слава преподобной Елисаветы настолько велика, что сохранилась в былом объёме до наших дней. На сегодняшний день, большое количество православных христиан приходят в церковь, чтобы почтить память этой, поистине удивительной женщины. Также в её честь было построено несколько монастырей, которые собирают и распространяют всевозможную информацию о целительнице.

Великая княгиня Елисавета (Елизавета), родилась 1 ноября 1864 года. Она была дочерью Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы английской Виктории. В семье её звали Элла.

Мать Эллы Принцесса Алиса раздала большую часть имения на благотворительные нужды. У герцогской четы было семеро детей: Виктория, Елисавета (Элла), Ирэна, Эрнест-Людвиг, Фридрих, Алиса (Аликс) — будущая Императрица Российская Александра Федоровна, и Мария. Старшие дети все делали за себя сами, были обучены хозяйству и рукоделию. Но главное, их учили сострадать. Вместе с матерью они ездили в больницы, приюты, дома инвалидов. Приносили охапки цветов, делили на всех, букеты ставили у каждой кровати.

Принцесса Елисавета росла очень красивой девушкой, высокой, стройной, с прекрасными чертами лица. Ее красота соответствовала и ее духовным качествам. У нее отсутствовали всякие признаки эгоизма. Она была жизнерадостной и отличалась тонким чувством юмора. Бог наградил ее даром живописи и чувством музыки. С ее появлением прекращались детские ссоры. Все начинали уступать и прощать друг другу.

Как говорила впоследствии сама Елисавета Феодоровна, на нее еще в самой ранней юности имели огромное влияние жизнь и подвиги святой Елисаветы Тюрингенской, королевы Венгерской в честь которой она носила свое имя. Эта католическая святая, родоначальница герцогов Гессенских, прославилась делами милосердия и даром чудотворений. Муж запрещал ей заботиться о несчастных и был жесток в обращении с ней. Однажды она шла в тюрьму навестить узников и несла в корзинке хлеб, сверху прикрытый мантильей. Навстречу муж: «Это у тебя что?!» Отвечает: «Розы…» Он сдернул прозрачный покров, а под ним – розы! Она похоронила мужа, скиталась, бедствовала, жила в нищете, но Божьему призванию не изменила. Уже в преклонные лета организовала лепрозорий и сама ухаживала за прокаженными.

В родительском доме в Дармштадте всегда было много музыкантов, артистов, художников, композиторов, профессоров. Одним словом, одаренных людей самых разных специальностей. Здесь собиралось уникальное по духовной и культурной глубине общество.

Когда Елизавете было 11 лет, заигравшись, упал с балкона на каменные плиты ее трехлетний брат Фридрих. Он был болен гемофилией и умер в мучениях от полученных ушибов. Она первая его окровавленного подняла и внесла в дом. В этот день она дала обет Богу – не выходить замуж, чтобы никогда не иметь детей, никогда так страшно не страдать. В 14 лет она похоронила мать, безвременно ушедшую в 35 лет от дифтерита. В тот год закончилась для Елисаветы пора детства. Горе усилило ее молитвы. Она поняла, что жизнь на земле - путь Креста. Ребенок всеми силами старался облегчить горе отца, поддержать его, утешить, а младшим своим сестрам и брату в какой-то мере заменить мать.

Великая княгиня Елисавета Фёдоровна и великий князь Сергей Александрович
Фотография 1892 года

На двадцатом году жизни принцесса Елисавета стала невестой великого князя Сергея Александровича, пятого сына императора Александра II, брата императора Александра III. Великий князь, вступая на пост генерал-губернатора Москвы, обязан был жениться, и сделал предложение Элле, которую знал еще с детства, когда он приезжал в Германию со своей матерью, императрицей Марией Александровной, также происходившей из Гессенского дома. До этого все претенденты на ее руку получали отказ. Однако к русскому князю, человеку глубокой веры и верности Христу-Спасителю, она сразу почувствовала расположение. Он был высококультурным человеком, любил чтение и музыку, очень многим помогал, не афишируя этого. Она сказала ему о своем обете, а он: «Вот и хорошо. Я и сам решил не жениться». Так состоялся этот (нужный России из политических соображений) брак, в котором супруги обещали Богу хранить девство.

Вся семья сопровождала принцессу Елисавету на свадьбу в Россию. Вместо с ней приехала и двенадцатилетняя сестра Алиса, которая встретила здесь своего будущего супруга, цесаревича Николая Александровича. Елисавета Феодоровна в первый раз вступила на Русскую землю в день Пресвятой Троицы.

Венчание состоялось в церкви Большого дворца Санкт-Петербурга по православному обряду, а после него и по протестантскому в одной из гостиных дворца.

Великая Княгиня занималась изучением русского языка, культуры и истории России. Для принцессы, которая выходила замуж за Великого Князя, не требовалось обязательного перехода в Православие. Но Елисавета Феодоровна, оставаясь еще протестанткой, пыталась как можно больше узнать о Православии, видя глубокую веру мужа, который был очень благочестивым человеком, строго соблюдал посты, читал книги Святых Отцов и часто ходил в храм. Она все время сопровождала его и полностью выстаивала церковные службы. Она видела радостное состояние Сергея Александровича после принятия им Святых Таин, но, будучи вне Православной Церкви, не могла с ним разделить эту радость.

Великая княгиня сразу же очаровала всех своей сердечностью, простотой обращения и тонким чувством юмора. Она умела создать вокруг себя уют, атмосферу легкости и непринужденности, хорошо танцевала и, имея прекрасный вкус, умела красиво и изящно одеваться. Она была ослепительно красива. В те времена говорили, что в Европе есть только две красавицы, и обе - Елисаветы: Елисавета Австрийская, супруга императора Франца-Иосифа, и Елисавета Феодоровна.

Художники, пытавшиеся нарисовать ее портрет, не смогли передать ее действительную красоту; один художник сказал, что совершенство изобразить невозможно. Также и ни одна из сохранившихся фотографий не передает полностью красоты Великой Княгини. Великий князь Константин Константинович Романов в 1884 г. написал стихотворение в честь св. Елисаветы.

Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно, под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!
Какой-то кротости и грусти сокровенной
В твоих очах таится глубина;
Как ангел ты тиха, чиста и совершенна;
Как женщина, стыдлива и нежна.
Пусть на земле ничто средь зол и скорби многой
Твою не запятнает чистоту.
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту!

Овчинников П.Я. Собственная гостиная Великой княгини Елизаветы Федоровны, 1902

Несмотря на свой успех в обществе и частые выезды, св. Елисавета чувствовала в себе стремление к уединению и размышлениям. Она любила гулять в одиночестве на природе, предаваясь созерцанию ее красоты и размышляя о Боге. Великая княгиня также начала втайне творить дела благотворительности, о чем знали только ее муж и немногие близкие люди.

В 1888 году Великой Княгине представилась возможность поехать на Святую Землю. Император Александр III поручил В.К. Сергею Александровичу присутствовать при освящении храма святой Марии Магдалины в Гефсимании, построенного в память их матери, императрицы Марии Александровны. Там, у подножья Елеонской горы, Великая княгиня произнесла пророческие слова: «Я бы хотела быть похороненной здесь» . У Гроба Господня Спаситель открыл ей Свою волю, и у неё окончательно созрело решение перейти в православие.

Вид на русский участок в Гефсимании 1882 года. Фото отца Тимона
Строительство храма св. Марии Магдалины. 1885-1888 гг. Фото отца Тимона.
Строительство храма св. Марии Магдалины. 1885-1888 гг. Фото отца Тимона
Строительство храма св. Марии Магдалины. 1888 г. Фото отца Тимона
Великие князья Сергий Алексанрович, Павел Алексанрович и Великая княгиня Елисавета Феодоровна в храме св. Марии Магдалины в Гефсимании в Иерусалиме
Слева начальник РДМ в Иерусалиме архимандрит Антоний (Капустин)
Фото отца Тимона. 1888 год
Крестный ход во время освящения храма св. Марии Магдалины 1 октября 1888 года
Интерьер церкви св. Марии Магдалины в Гефсимании. Фото отца Тимона 1888 г.

Она писала отцу, который с острой болью воспринял этот ее шаг: «Ты называешь меня несерьезной и говоришь, что внешний блеск церкви очаровал меня… Я перехожу из чистого убеждения; чувствую, что это самая высокая религия и что я делаю это с верой, с глубоким убеждением и уверенностью, что на это есть Божие благословение ». Из всех родственников только бабушка Великой княгини королева Виктория поняла ее душевное состояние и написала ласковое ободряющее письмо, чем несказанно обрадовала св. Елисавету.

В 1891 году в Лазареву Субботу над ней был совершен чин принятия в Православную Церковь через Таинство Миропомазания с оставлением прежнего имени, но в честь святой праведной Елисаветы, матери святого Иоанна Предтечи . Император Александр III благословил свою невестку драгоценной иконой Нерукотворного Спаса, с которой Елизавета Феодоровна и приняла мученическую смерть.

Члены императорской фамилии (в Ильинском в дни коронационных торжеств). Фото 1896 г.
Стоят слева направо:
— наследный принц румынский Фердинанд;
— император Николай II;
— великий князь Сергей Александрович;
— Виктория Федоровна (Виктория-Мелита), принцесса Саксен-Кобург-Готская, герцогиня Саксонская;
— ее первый муж Эрнст-Людвиг (Альберт-Карл-Вильгельм), великий герцог Гессенский и Рейнский.
Сидят слева направо:
— сын великого князя Павла Александровича и принцессы греческой Александры Георгиевны Дмитрий;
— наследная принцесса румынская Мария;
— императрица Александра Федоровна с дочерью великой княжной Ольгой;
у ее ног:
— дочь великого князя Павла Александровича и принцессы греческой Александры Георгиевны Мария;
далее по порядку:
— великий князь Павел Александрович;
— великая княгиня Мария Александровна, герцогиня Саксен-Кобург-Готская;
— сестра императрицы Александры Федоровны Виктория;
— великая княгиня Елизавета Федоровна.

В 1891 году император Александр III назначил великого князя Сергея Александровича Московским генерал-губернатором. Супруга генерал-губернатора должна была исполнять множество обязанностей - шли постоянные приемы, концерты, балы. Необходимо было улыбаться и кланяться гостям, танцевать и вести беседы независимо от настроения, состояния здоровья и желания. Жители Москвы скоро оценили ее милосердное сердце. Она ходила по больницам для бедных, в богадельни, в приюты для беспризорных детей. И везде старалась облегчить страдания людей: раздавала еду, одежду, деньги, улучшала условия жизни несчастных.

Семья Романовых и семья Гессенов 1910

Когда в 1904 г. началась Русско-японская война, Елисавета Феодоровна немедленно занялась организацией помощи фронту. Одним из ее замечательных начинаний было устройство мастерских для помощи солдатам - под них были заняты все залы Кремлевского дворца, кроме Тронного. Тысячи женщин трудились за швейными машинами и рабочими столами. На свои средства Великая Княгиня сформировала несколько санитарных поездов. В Москве она устроила госпиталь для раненых, который сама постоянно посещала.

Однако государственный и общественный порядок разваливался, надвигалась революция. Великий князь Сергей Александрович считал, что необходимо принять более жесткие меры по отношению к революционерам. Посчитав, что при сложившейся ситуации он не может больше занимать должность генерал-губернатора Москвы, подал в отставку.

Великий князь Сергей Александрович

Тем временем боевая организация эсеров приговорила Великого Князя Сергея Александровича к смерти. Великая княгиня Елисавета получала анонимные письма, где ее предупреждали, чтобы она не сопровождала своего мужа, если не хочет разделить его участи. Она тем более старалась не оставлять его одного и, по возможности, повсюду сопровождала мужа.

Убийца Великого князя Сергея Александровича, террорист Иван Калаев

18 февраля 1905 г. Сергей Александрович, выехав из дома, был убит бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым . Бросившаяся к месту взрыва Елисавета Феодоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого и живого еще несколько минут назад мужа. В течение нескольких дней после взрыва, люди находили еще куски тела Великого князя, которые силою взрыва разбросало везде. Одну руку нашли по ту сторону Кремлевской стены на крыше маленькой часовни Спасителя, сердце – на крыше какого-то здания.

Панихида по в Бозе почившем Великом Князе Сергее Александровиче в Чудовом монастыре, в Кремле, в 1905 г.

После первой панихиды в Чудовом монастыре Елисавета Феодоровна возвратилась во дворец, переоделась в черное траурное платье и начала писать телеграммы, время от времени справляясь о состоянии раненого кучера Сергея Александровича, прослужившего у Великого князя 25 лет. Ей сказали, что положение кучера безнадежно, и он может скоро умереть (тело его было пробито гвоздями и осколками от экипажа, он имел 70 ран в спине). Чтобы не огорчать умирающего, Елисавета Феодоровна сняла с себя траурное платье, надела голубое, в котором была до этого, и поехала в госпиталь. Там, склонившись над постелью умирающего, она уловила его вопрос о Сергее Александровиче и, чтобы успокоить его, пересилила себя, улыбнулась ему ласково и сказала: «Он направил меня к Вам». И успокоенный ее словами, думая, что Сергей Александрович жив, преданный кучер Андрей скончался в ту же ночь.

На третий день после смерти мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму, где содержался убийца. Каляев сказал:

Я не хотел убивать вас, я видел его несколько раз и то время, когда имел бомбу наготове, но вы были с ним, и я не решился его тронуть.

— И вы не сообразили того, что вы убили меня вместе с ним? - ответила она.

Великая княгиня передала убийце прощение от Сергея Александровича, Евангелие и икону, надеясь на чудо раскаяния, а также просила императора Николая II о помиловании Каляева, но это прошение было отклонено.

Памятник-крест, сооружённый на месте убиения Великаго Князя Сергея Александровича (по проекту В.Васнецова), на Сенатской площади, в Кремле, освящённый 2 апреля 1908 г. Памятник-крест — это было первое, что снесли большевики в Кремле. Они устроили такой Субботник на 1 мая 1918 г. под непосредственным руководством Ленина…

Похоронили Сергея Александровича в маленькой церкви Чудова монастыря. Здесь Великая княгиня почувствовала особую помощь и укрепление от святых мощей святителя Алексия, митрополита Московского, которого с тех пор особо почитала. Великая Княгини носила серебряный крестик с частицей мощей святителя Алексия. Она считала, что святитель Алексий вложил в ее сердце желание посвятить Богу всю оставшуюся жизнь.

На месте убийства мужа Елисавета Феодоровна воздвигла памятник - крест по проекту художника Васнецова. На памятнике были написаны слова Спасителя со Креста: «Отче, отпусти им, не ведят бо что творят ». Ныне этот Крест находится на территории Новоспасского монастыря в Москве, где также покоится тело великого князя Сергея Александровича в родовой усыпальнице Романовых .

Крест-памятник в Новоспасском монастыре

Великая княгиня Елизавета попросила вынести всю роскошную мебель из своей спальни в Никольском дворце, стены перекрасить в белый цвет, на стенах она оставила только иконы и картины духовного содержания, таким образом, ее спальня стала напоминать монашескую келью. Елизавета Феодоровна продала все свои драгоценности и часть, принадлежащую семье Романовых, передала в казну, а на оставшуюся сумму основала обитель Милосердия в Москве на Большой Ордынке . Не сохранила себе на память и обручального кольца.

Марфо-Мариинская обитель милосердия — это монастырь в Москве, расположенный на Большой Ордынке. Основательницей, а также первой настоятельницей обители являлась великая княгиня Елизавета Фёдоровна.

10 февраля 1909 года великая княгиня, собрала 17 сестер основанной ею обители, сняла траурное платье, облачилась в белое монашеское одеяние и взошла в мир бедных и страдающих: «Я приняла это не как крест, а как дорогу, полную света, которую указал мне Господь после смерти Сергея ».

Обитель была создана в честь святых сестер Марфы и Марии. Сестры обители призывались соединить высокий жребий Марии, внемлющей глаголам вечной жизни, и служение Марфы - служение Господу через ближнего своего.

Были созданы два храма - Марфо-Мариинский и Покровский (архитектор А.В. Щусев, росписи М.В. Нестерова), а также больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.

Покровский собор обители

Она долго работала над уставом обители, желая возродить древний институт диаконисс, ездила в Зосимову пустынь, чтобы обсудить проект со старцами. В 1906 г. Великая Княгиня прочитала книгу «Дневник полкового священника, служившего на Дальнем Востоке во весь период минувшей Русско-японской войны», написанную священником Митрофаном Серебрянским. Она пожелала познакомиться с автором и вызвала его в Москву. В результате их встреч и бесед появился проект Устава будущей обители, подготовленный отцом Митрофаном, который св. Елисавета приняла за основу.

Для совершения богослужений и духовного окормления сестер согласно проекту Устава нужен был священник женатый, но который жил бы со своей матушкой как брат с сестрой и постоянно находился бы на территории обители. Св. Елисавета настойчиво просила отца Митрофана стать духовником будущей обители, так как он соответствовал всем требованиям Устава. Он, было, согласился, но вскоре отказался, боясь огорчить прихожан своим уходом. И вдруг почти сразу пальцы на руке стали неметь и рука отнялась. Отец Митрофан пришел в ужас от того, что теперь не сможет служить в церкви, и понял совершившееся как вразумление. Он стал горячо молиться и обещал Богу, что даст согласие на переезд в Москву - и через два часа рука снова стала действовать. Отец Митрофан стал подлинным духовником обители, наставником и помощником настоятельницы, которая его высоко ценила (Отец Митрофан Сребрянский прославлен в лике Новомучеников и Исповедников Российских).

В Марфо-Мариинской обители Великая Княгиня вела жизнь подвижницы, спала на деревянных досках без матраса, тайно носила власяницу и вериги. Привыкшая с детства к труду, Великая Княгиня все делала сама и лично для себя не требовала никаких услуг от сестер. Она участвовала во всех делах обители, как рядовая сестра, всегда подавая пример остальным. Как-то к настоятельнице подошла одна из послушниц с просьбой послать кого-нибудь из сестер перебирать картошку, так как никто не хочет помочь. Великая Княгиня, не сказав никому ни слова, пошла сама. Увидев настоятельницу, перебирающую картошку, устыженные сестры прибежали и принялись за дело.

В больнице обители работали лучшие специалисты Москвы. Все операции проводились бесплатно. Здесь исцелялись те, от кого отказывались другие врачи. Исцеленные пациенты плакали, уходя из Марфо-Мариинской больницы, расставаясь с «Великой Матушкой», как они называли настоятельницу. В больнице Елисавета Феодоровна брала на себя самую ответственную работу: ассистировала при операциях, делала перевязки, утешала больных и всеми силами стремилась облегчить их страдания. Они говорили, что от Великой Княгини исходила целебная сила, которая помогала им переносить боль и соглашаться на тяжелые операции.

Одним из главных мест бедности, которому великая княгиня уделяла особое внимание, был Хитров рынок, где буйным цветом расцветали разгул, нищета и преступность. Елисавета Феодоровна в сопровождении своей келейницы Варвары Яковлевой или сестры обители княжны Марии Оболенской, неутомимо переходя от одного притона к другому, собирала сирот и уговаривала родителей отдать ей на воспитание детей. Все население Хитрова уважало ее, называя «сестрой Елисаветой» или «матушкой». Полиция постоянно предупреждала ее, что не в состоянии гарантировать ей безопасность. В ответ на это великая княгиня всегда благодарила полицию за заботу и говорила, что ее жизнь не в их руках, а в руках Божиих. Если Елисавета Феодоровна куда-нибудь выезжала, народ узнавал ее, восторженно встречал и следовал за ней. Ее уже тогда любили по всей России и называли святой.

Она никогда не вмешивалась в политику, но очень страдала, видя, что политическая ситуация в России ухудшается. В годы Первой мировой войны трудов у св.Елисаветы прибавилось: необходимо было ухаживать за ранеными в лазаретах. Первое время Елисавета Феодоровна, побуждаемая христианским чувством, навещала и пленных немцев. По Москве стали распространяться дикие вымыслы о Марфо-Мариинской обители, как о центре немецкого шпионажа.

После заключения Брест-Литовского мира германское правительство добилось согласия советской власти на выезд Великой Княгини Елисаветы Феодоровны за границу. Посол Германии граф Мирбах дважды пытался увидеться с Великой Княгиней, но она не приняла его и категорически отказалась уехать из России. Она говорила: «Я никому ничего дурного не сделала. Буди воля Господня! «

В апреле 1918 года, на третий день Пасхи, когда Церковь празднует память Иверской иконы Божией Матери, Елисавету Феодоровну арестовали и немедленно вывезли из Москвы. В этот день святейший патриарх Тихон посетил Марфо-Мариинскую обитель, где служил Божественную Литургию и молебен. Это было последнее благословение и напутствие патриарха перед крестным путем Великой Княгини на Голгофу. С ней поехали две сестры - Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. Одна из сестер обители вспоминала: «… Потом она письмо нам прислала, батюшке и каждой сестре. Сто пять записочек было вложено, и каждой но ее характеру. Из Евангелия, из Библии изречения, а кому от себя. Она всех сестер, всех своих детей знала…»

Узнав о случившемся, патриарх Тихон пытался через различные организации, с которыми считалась новая власть, добиться освобождения великой княгини. Но старания его оказались тщетными. Все члены императорского дома были обречены.

Елисавету Феодоровну и ее спутниц направили по железной дороге в Пермь. Последние месяцы своей жизни великая княгиня провела в заключении, в школе, на окраине города Алапаевска, вместе с великим князем Сергеем Михайловичем (младшим сыном великого князя Михаила Николаевича, брата императора Александра II), его секретарем - Феодором Михайловичем Ремезом, тремя братьями - Иоанном, Константином и Игорем (сыновьями великого князя Константина Константиновича) и князем Владимиром Палеем (сыном великого князя Павла Александровича). Конец был близок. Матушка-настоятельница готовилась к этому исходу, посвящая все время молитве.

Сестер, сопровождающих свою настоятельницу, привезли в Областной совет и предложили отпустить на свободу. Варвара Яковлева сказала, что готова дать подписку даже своей кровью, что желает разделить судьбу с великой княгиней. Так она сделала свой выбор и присоединилась к узникам, ожидавшим решения своей участи.

Глубокой ночью 5 (18) июля 1918 г ., в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, великую княгиню Елисавету Феодоровну вместе с другими членами императорского дома бросили в шахту старого рудник а. Когда озверевшие палачи сталкивали великую княгиню в черную яму, она произносила молитву, дарованную Распятым на Кресте Спасителем мира: «Господи, прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23. 34). Затем чекисты начали бросать в шахту ручные гранаты. Один из крестьян, бывший свидетелем убийства, говорил, что из глубины шахты слышалось пение Херувимской. Ее пели новомученики Российские перед переходом в вечность. Скончались они в страшных страданиях, от жажды, голода и ран.

Великая княгиня упала не на дно шахты, а на выступ, который находился на глубине 15 метров. Рядом с ней нашли тело Иоанна Константиновича с перевязанной головой. Вся переломанная, с сильнейшими ушибами, она и здесь стремилась облегчить страдания ближнего. Пальцы правой руки великой княгини и инокини Варвары оказались сложенными для крестного знамения.

Останки настоятельницы Марфо-Мариинской обители и ее верной келейницы Варвары в 1921 году были перевезены в Иерусалим и положены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании . Когда открыли гроб с телом Великой Княгини, то помещение наполнилось благоуханием. Мощи новомучениц оказались частично нетленными.

Русский православный храм св. Марии Магдалины в Гефсимании
Храм св. Марии Магдалины в Гефсимании в Иерусалиме
Церковь Марии Магдалины (современный вид)
Церковь Марии Магдалины
Интерьер храма Марии Магдалины
Рака с мощами преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 1992 году причислил к лику святых новомучеников России преподобномученицу великую княгиню Елизавету и инокиню Варвару , установив им празднование в день кончины - 5 (18) июля.

Тропарь, глас 1:
Смирением достоинство княжеское сокрывши, / богомудрая Елисавето, / сугубым служением Марфы и Марии / Христа почтила еси. / Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, / яко жертва праведная Богу принеслася еси. / Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя, / яко истинную наставницу усердно просим тя:/ святая мученице великая княгине Елисавето, / моли Христа Бога спасти и просветити души наша.

Кондак, глас 2:
Величие подвига веры кто повесть: / во глубине земли, яко в раи светлости,/ страстотерпица великая княгиня Елисавета / со Ангелы во псалмех и пениих радовашеся / и, убиение претерпевающи, / о безбожных мучителех взываше: / Господи, прости им грех сей, / не ведят бо, что творят. / Тоя молитвами, Христе Боже, / помилуй и спаси души наша.

1.»Многие дочери сотворили силу, многие приобрели бо­гатство» 1 , – говорит мудрейший Соломон, пророчески возве­щая то, что не только мужчины, но и женщины в различные времена просияли красотою всяческих добродетелей, стали сопричастны дарам Божественного Духа и необыкновенным образом сотворили удивительные чудеса и знамения по всей вселенной. Ибо Писание представляет, как десятки тысяч и бесчисленное множество женщин и в законе, и по благодати 2 превратили женскую немощь в мужественную волю, при помощи воздержания и многотрудного подвижничества до­блестно отразили силою Вышнего древнего обманщика пра­матери Евы и общего врага и супостата рода человеческого и увенчались блистательными знаками победы.

2. Одна из них и достохвальная и прославленная чудесами Елизавета: родиной ее был столичный город Гераклея Фра­кийская 3 , а родителями – не некие неизвестные и незнатные люди, но благородные, прославленные богатством и выдаю­щиеся по добродетели (Евномиан – имя отца, бывшего тогда дисипатом 4 , матери же – Евфимия). Живя согласно значе­нию своих имен 5 , боголюбиво и богоугодно, и постоянно упражняясь в законе Господнем, они были всем известны и всеми превозносимы. Ибо обитая близ упомянутого города, в местечке, называвшемся раньше Фракокрина, а ныне Авидины, они были, как праведный Иов, набожны и непороч­ны 6 и, подражая гостеприимству патриарха Авраама 7 , щед­ро предоставляли нуждающимся все необходимое. Поэтому получают они, как и тот, по обетованию, плод чрева 8 , до­стойный их собственной красоты и благотворительности, а то, как это случилось, изъяснит наш рассказ. Ведь хотя по­сле их свадьбы прошло уже шестнадцать лет, они остава­лись бездетны и, лишенные потомства, естественно, скорбе­ли, страдали и усиленно умоляли Бога, Взирающего на серд­ца, разрешить их печаль о бездетности и даровать им дитя, которое наследует их род и богатство. Исполняющий же же­лания боящихся Его 9 Господь благосклонно внял их молит­ве и не презрел моления о том, что Ему было благоугодно.

3. И действительно, по существовавшему в этом месте ста­ринному обычаю жители окрестных деревень собирались каждый год на память добропобедной мученицы Гликерии 10 и праздновали ее вместе с горожанами в течение целой неде­ли (а совершается она 13 мая). Торжествовали со всеми и чудесные родители преподобной. И совершая моления и все нощные славословия, они обходили святые храмы этого го­рода, в которых покоились честные мощи сорока святых жен и дьякона Аммуна 11 , и многих других (о них, равно как и о великолепии и замечательных зданиях этих знаменитых церквей, пространнее повествует житие великого во иерар­хах Парфения 12). Почитая их и одаривая по достоинству, все сообща праздновали и веселились, нося повсюду с собою и отсеченную за Христа приснопочитаемую главу мученицы. Взглянув на нее во время совершения божественного тайноводчества 13 тогдашним архиереем этого города Львом в бо­жественном храме Богоматери под названием Фисаврос 14 , выше упомянутый отец преподобной Евномиан увидел, что она то весела, как-будто улыбаясь, а то сумрачна. Сочтя это явным знаком своего упования на мученицу, он колебался душой между радостью и печалью. И когда, наконец, закон­чилась праздничная служба, множество народа сотворило усердную молитву в церкви Богородицы, которую местные жители называют Катахилской, и около девятого часа вер­нулось в святой храм мученицы Гликерии 15 . А после вечер­ни один Евномиан вместе со своей супругой Евфимией, ког­да все остальные ушли, оставался в этом месте, горячо моля победоносную мученицу разрешить их узы бесплодия и да­ровать им паче чаяния дитя. И вот, продолжив свое моление вплоть до полуночи, они чуть прилегли на пол и уснули. Тог­да – о неизреченные и страшные Божии тайны! - предстает во сне этому мужу сладчайшая, как и ее имя 16 , мученица и говорит ему: «Что ты утруждаешь меня, человече, и просишь у меня того, что может дать тебе только Бог? Однако если ты истинно пообещаешь мне стяжать сердце сокрушенное и дух смиренный и никогда не превозноситься над ближними, то даст тебе вскоре с моей помощью Великодаровитый Господь чадо женского пола, и ты назовешь ее Елизаветой, ибо она окажется подобна матери Предтечи и Крестителя Иоанна». Когда же тот [т.е. Евномиан] клятвенно пообещал с охотой это исполнить, святая, запечатлев его крестным знамением, удалилась от него. И проснувшись, муж тотчас поведал об этом видении своей жене, а та сказала, что и сама увидела сходное. Так же и боголюбивейший архиепископ, почтенный провидческим даром, увещевал и вразумлял обоих супругов в согласии с мученицей Христовой. И после праздника, на три дня приняв их в гости и благословив, отпустил с миром домой.

4. И тотчас же жена его зачала во чреве 17 и по прошествии девяти месяцев родила дитя женского пола 18 по истинному предсказанию мученицы. А по истечении сорокадневного срока 19 Евномиан, взяв дитя вместе с матерью, привел их в город. Достигнув храма славной мученицы и оказавшись перед честным ее образом, стоявшим с правой стороны, бро­сился он ниц на землю, благодаря ее с радостью в сердце и со слезами. Затем же, взглянув на образ и произнеся долж­ные благодарения, увидел странное и необычайное зрели­ще. Ведь изображение ее заблистало паче солнца, и слегка пошевелив губами, она сказала: «Пора тебе, Евномиан, ис­полнить свои обещания Богу». Это вызвало в нем страх, тре­пет 20 и величайшее потрясение; и придя к преподобнейше-му архиепископу и поприветствовав его по обычаю, они по­просили дать чаду печать Христову. Он сам и крестил ее, огласив, и назвал Елизаветой, как предрекла мученица. Усерд­но помолившись за них, он сказал младенцу: «Милостив да будет ко мне, чадо, благодаря тебе Господь, даруя мне остав­ление грехов». Итак, они тотчас возвратились с радостью вос­вояси. Дитя же преуспевало в возрасте 21 и красоте. И когда ей исполнилось три года, отец отдал ее для обучения Священно­му Писанию, в чем она явила великую искусность и навык, так что и жития святых, лишь услышав, могла сразу переска­зать. Едва достигла она двенадцатого года, как мать ее ушла из жизни; и когда отец хотел выдать ее замуж, даже и слышать об этом не хотела отроковица, желая скорее стать невестой бессмертного Жениха Христа. Когда же промчались после этого еще три года, то и отец ее Евномиан с радостью отошел ко Господу, а блаженная, оставшись в одиночестве, тотчас обратила свои взоры к Отцу сирот – Богу. И возжелав уеди­ненной и нестяжательной жизни, то золото и серебро, кото­рое скопили для нее родители, и остальное состояние, доста­точно большое, раздала она нищим и через руки нуждающих­ся вверила его Богу, а рабов и рабынь удостоила свободы.

5. Сама же она бесповоротно устремилась в столицу 22 и, до­стигнув священной обители святого великомученика Георгия, которая называется Малый Холм 23 , где настоятельницей была ее тетка по отцу, удалилась там от мира, облеклась в ангельский образ и всей душою отдалась иноческим подвигам. И преуспев вскорости во всяком виде добродетели, стала она исполнена всех даров Духа, ибо долгими постами поработила и усмирила свое тело 24 , часто проводя без пищи, как великий Моисей и Илия Фесвитянин, целых сорок дней и никогда не прикасаясь к мас­лу, но питаясь одним лишь живым и небесным хлебом. Обиль­но украшенная возвышающим смирением 25 и духовно взирая на божественную красоту сердечными очами, она не хотела вообще поднимать глаз к небу, так что три года или более, склонившись к земле, никогда не смотрела в небесную высь. Считала она лучшим богатством и всячески приветствовала нестяжание, ходя всегда в одном хитоне и нося одежду нетле­ния, сотканную ею свыше посредством бесстрастия, и, горя огнем божественной любви, легко переносила она зимнюю стужу, держала ноги необутыми, как прекрасные и бегущие к почести вышнего звания 26 . Никогда не позволяла она поливать тело горячей водой, но каждый раз омывала его, согласно псал­мопевцу, вечно текущими потоками слез и очищала от всякой грязи, сохранив его чистым и сделав душу богоподобной.

6. А через два года после ее поступления в монастырь насто­ятельница обители, тетка [Елизаветы] по отцу, преставилась из этой жизни, назначив своей преемницей преподобную, ко­торую великий Геннадий 27 , стоявший тогда у архиерейского кормила, по обычаю благословил и поставил в игуменьи мо­настыря. И такой показала она себя в Божьих делах и подви­гах, и достигла такой высокой вершины добродетели и совер­шенства, что приобрела и величайшую силу чудотворения: и неизлечимые болезни исцеляла, а бесов изгоняла призывани­ем Христа, и божественного озарения и откровения свыше удостаивалась, и провидчески предсказывала будущее. Пред­видя таким образом, по божественному откровению, и надви­гающийся на город из-за Божьего гнева страшный пожар 28 , она провозвестила это державшему в то время скипетр ро-мейского царства благочестивому Льву 29 и то же самое и по­добное этому – Даниилу, столпнику в Анапле, 30 – и если бы молитвы их обоих не достигли Бога, то почти весь город стал бы жертвой огня. С той поры этот христолюбивый царь и приобрел великую веру к преподобной и, должным образом ее почитая и благоволя [к ней], определил в дар ее обители, как бедной и стесненной во всем, одно из царских поместий в Гебдомоне 31 , носящее имя св. Вавилы 32 , где были развали­ны неких древних построек, не малых числом. Обитая в них с давних времен, ужасный змей губил многих проходивших вблизи, и сделал это место совершенно непроходимым для всех, от чего весь город был охвачен скорбью и отчаянием, не зная, где искать спасения от такого несчастья. Узнав об этом от кого-то, святая, движимая божественной ревностью, взяла оружие честного креста, пришла на это место; и, под­няв очи к небу и призвав помощь свыше, она окликнула зве­ря и заставила его выйти, хоть и против воли, из своего лого­ва. Запечатлев его крестным знамением, отчего его пасть наполнилась пеной, она схватила его за голову и, поправ но­гами, убила со словами: «На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия» 33 , – сама огражденная честным кре­стом. И таким образом, она полностью освободила жителей города от его вреда. Приобретя благодаря этому словно твер­дую надежду и получив полное уверение в том, что и над духовным змием, как над этим вещественным, с помощью [Христа] одержит победу, она дерзновенно приступила к чудотворениям.

7. И когда слух о ней распространился по всему городу, один благородный и богатый муж, чья единственная дочь страда­ла кровотечением, который, напрасно потратив большую часть имения на врачей, нимало ее не излечил, поскольку болезнь оказалась сильнее их искусства, отчаявшись, нако нец, в том, что они ее спасут, берет свое дитя и бросается к ногам святой, со слезами восклицая: «Спаси, раба Божия, мою несчастную дочь, которую я доверяю Богу и твоим молит­вам и рукам, и возьми, если хочешь, все, что есть у меня». Она же [говорит] ему: «То, что в доме твоем, чадо, оставь себе, ибо нет мне в нем нужды, – если же ты непоколебимо веруешь и пообещаешь смиренномудрствовать по евангель­ским заповедям до конца и быть милостивым к нищим, то исцелится твоя дочь». А когда муж согласился незамедли­тельно это исполнить, то помазав с молитвой дитя святым маслом от великомученика Георгия 34 , она возвращает ей здо­ровье и отсылает, радостную и благодарную, вместе с отцом домой. Но и многих других женщин, подверженных той же самой болезни кровотечения и приходивших к ней с верой в душе, она подобным же образом исцеляла, останавливая по­средством молитвы течение крови. Вместе с ними и некий муж, слепой от рождения, приходит к ней, услышав о чуде­сах преподобной. И ведомый другими под руки, он сказал: «Помилуй меня, верная ученица Божия, и отверзи мне очи, дабы увидев благодаря тебе сладостный свет, я восславил Создателя всех». Преподобная человеколюбиво снисходит к его просьбам и, нимало не медля, молитвенно руки подняла к небу, и маслом от святого помазала его глаза, за семь дней заставив его стать весьма зорким и громогласно славить Бога. 8. Так, просияв лучами необычайных чудес и просветив приходящих с верою, святая увидела однажды, во время со­вершения в храме божественного тайноводчества, как засвер­кал кругом неизреченный свет, и Всесвятой Дух в виде бе­лейшего полотна сошел внутри алтаря после херувимской песни 35 и окружил священника, стоявшего перед божествен­ным престолом. Исполнившись ужаса и изумления 36 , она не рассказала никому о виденном, пока не настало время ее пре­ставления к Богу. Уже приближаясь к нему, она возжелала, как сама сказала, повидать свою родину; и достигнув Герак-леи и поклонившись тамошних честным храмам святых, во­шла она и в так называемую Халкопратийскую церковь Бо­городицы. И когда она молилась там, явилась ей некая жен­щина, по виду из знатных и видных людей города, и друже­ски обняв и облобызав ее, сказала: «Добро пожаловать, о возлюбленная мать». Преподобная же [спрашивает] ее: «Гос­пожа моя, кто я такая, бедная чужестранка, что ты столь ра­достно обняла и поцеловала меня, которую никогда не виде­ла?» А та говорит в ответ: «Живя здесь, я знала тебя еще прежде, чем ты была зачата во чреве твоей матери 37 . И если хочешь, пойдем ко мне домой, и ты удостоверишься в этом». Когда же преподобная спросила: «А где, о госпожа моя, дом твой?», «Ты увидишь меня справа от храма святого священномученика Романа 38 «, – сказала та и с этими словами стала невидима. Испугавшись и задрожав от страха, преподобная осмотрела весь храм, ища явившуюся ей, и когда нигде ее не увидела, то спешно отправилась в прекрасную церковь свя-щенномученика Романа. И помолившись там и удивившись его красоте и величию, она оказалась с правой стороны; и выйдя из врат, увидев над ними образ и приглядевшись, ре­шила, что виденное ею в церкви Богородицы – призрак. Ког­да же она размышляла об этом, раздался голос от образа: «Та, кого ты сейчас видишь, и виденная тобою недавно в храме -это я. Но возвращайся быстрее в свой монастырь, ибо ты должна вскоре оставить землю и переселиться на небесную родину». Страх и трепет охватили при этом святую, и, упав в храмовом притворе и погрузившись в сон, она снова увиде­ла мученицу Христову, которая говорила ей: «Как я тебе и прежде сказала, возвратись в свой монастырь, потому что близко время твоего отшествия. Ибо еще двадцать четыре дня, и ты отойдешь в мире ко Господу после совершения в твоем монастыре ежегодного праздника преславного вели­комученика Георгия 39 «.

9. И действительно, встав от сна, преподобная, получившая от мученицы повеление отправиться, воздала ей подобающее благодарение и поклонение и удалилась из города. Взойдя на корабль, вернулась она в свою священную обитель 1 апреля и с той поры не прекращала всех сестер вразумлять, увещевать, учить и излагать все относящееся ко спасению. А по проше­ствию определенных до ее кончины дней, она сиятельно со­вершила светлый и всемирный праздник славного мученика Георгия. И когда она причастилась непорочных и животворя­щих тайн, тотчас лицо ее просияло, как солнце 40 . Тогда с ве­ликой радостью и воодушевлением простерла она ввысь руки и благодарственно воскликнула: «Ныне отпускаешь рабу Твою, Владыко, по слову добропобедной Твоей мученицы, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое 41 «. И охваченная сильной горячкой, она терпела от шестого часа вплоть до следующего дня, а около третьего часа почила в мире и предала дух свой в руки Божии, 24 апреля. Честные же ее останки, собравшись, все окрестные монастыри с псалмами и песнопениями многочестно погребли в храме мученика [т.е. вмч. Георгия]. Они, сохраняясь Божьей силой и благодатью целыми и невредимыми вплоть до сего дня, известны как лечебница для всех притекающих с верою, ибо всякий, кто без сомнения и с праведным намерением приблизится к ее гробнице и призовет ее богоданное имя, какою бы болезнью он ни был охвачен, тотчас по ее непосредственному заступничеству получает ответ­ ное исцеление от страданий.

10. Однако же достойно упомянуть словом и о чудесах, случившихся после преставления блаженной, и вкратце поведать о них на пользу слушающим. Некий муж с высохшей рукой, без пользы прибегавший ко всякому врачебному ис­кусству, притек к гробнице преподобной, ободряемый толь­ко верой в нее, и благодаря ей вскоре сподобился удивитель­ного исцеления. Ибо случилось, говоря по-евангельски, что он уверовал и его сухая рука стала здоровой, как и другая 42 , после помазания святым маслом. А другой человек, слепой, с тем же рвением и верою приблизился к раке преподобной и благодаря подобному помазанию святым маслом ушел, ясно видя и величая милость и силу чудотворицы. Иной же, одер­жимый нечистым духом и бесчинно им мучимый, припал к святой раке преподобной и тотчас освободился от губитель­ного беса, в здравом уме возвратившись домой и рассказы­вая всем о великих делах Божиих 43 . Таковы преподобной нашей чудотворицы Елизаветы чудеса, [а суть также] и дру­гие, много большие и удивительнейшие этих, однако из-за своего обилия они не перечислены в настоящей книге, но записаны в другом месте.

11. Таково житие [Преподобной], таковы деяния и дарова­ния, которыми ее и при жизни, и после преставления достой­но прославил Владыка всех. Ее предстательством и мы все, стремящиеся стяжать ее покровительство и заступничество, да сохранимся всегда превыше телесных, равно как и душев­ных страстей, неповрежденно избегнем соблазнов невиди­мых и умственных врагов и, мирно окончив настоящую жизнь, сподобимся вместе с ней небесного блаженства во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Настоящий перевод выполнен по изд.: Halkin F. Sainte Elisabeth d’Héraclée, abbesse a Constantinople // Analecta Bollandiana 91,1973. P. 249-264.

1 Ср. Притч. 31,29.

2 Т.е. в ветхозаветное и в новозаветное время.

3 Гераклея Фракийская (иначе Перинф) – крупный город в Восточной Фракии, на берегу Мраморного моря, столица провинции Европа.

4 Дисипат («дважды консул») – высокий византийский чиновничий сан.

5 Евномиан означает по-гречески доброзаконный, а Евфимия – доброславная.

6 Ср. Иов. 1,1.

7 Быт. 18,1-8.

8 Ср. Быт. 30,2; Лк. 1,42.

9 Пс. 144, 19.

10 Гликерия дева пострадала вместе с мч. Лаодикием ок. 177 г. в Гераклее(память 13/26 мая).

11 Аммун дьякон пострадал с 40 девами постницами в Гераклее в IV в.(память 1/14 сентября).

13 Т.е. литургии.

14 Сокровище.

15 На отдание праздника св. Гликерии.

16 Гликерия по-гречески означает сладостная.

17 Ср. Ис. 7, 14 и др.

18 Т.е. рождение прп. Елизаветы произошло где-то в феврале.

19 Т.е. срока нечистоты роженицы.

20 Ср. Пс. 54,6.

21 Ср. Лк. 2, 52..

22 Т.е. Константинополь.

23 Монастырь святого Георгия Малый Холм не известен из другихисточников; Монах Харитон в своем житии прп. Елизаветы уточняет, что он находился рядом с цистерной св. Мокия.

25 Ср. Мф. 23,12.

26 Фил. 3, 14.

27 Свт. Геннадий – Патриарх Константинопольский (458-471); (память 31 августа/13 сентября).

28 Имеется в виду пожар 465 г.

29 Лев I византийский император (457-474).

30 Об этом пожаре упоминается и в житии прп. Даниила Столпника (|490г; память 11/24 декабря). Анапл – предместье Константинополя.

31 Гебдомон – юго-западный пригород Константинополя, где находился один из императорских дворцов.

32 По-видимому, имеется в виду сщмч. Вавила, еп. Антиохийский (f251 г. память 4/17 сентября).

34 Т.е. елеем из лампады перед храмовым образом монастыря.

35 Это явный анахронизм, так как Херувимская песнь была введена в константинопольское богослужение только ок. 574 г.

36 Ср.Деян. 3, 10.

37 Ср. Лук. 2, 21.

38 Вероятно, имеется в виду сщмч. Роман, дьякон Кесарийский (|303 г.; память 18 ноября/1 декабря).

41 Ср. Лк. 2,29-30.

42 Ср. Мф. 12, 13.

43 Ср. Деян. 2, 11.

Агиографический комментарий

Житие преподобной Елизаветы – одна из самых загадоч­ных страниц византийской агиографии. Упоминаемая в гре­ческих синаксарях 1 под 24 апреля, святая лишена в них кон­кретных биографических черт. Отсюда произошла та неяс­ность в отношении времени и обстоятельств ее жизни, кото­рая господствовала до середины XX в. и отразилась во мно­гих трудах, в том числе и у свт. Димитрия Ростовского 2 .

Между тем, чудесным образом сохранилось полное житие преподобной 3 – всего в одной флорентийской рукописи XIV в., Cod. Flor. gr. 50 (Conv. soppr. B.I. 1214), содержащей жиз­неописания святых жен. В нем указывается не только время жизни подвижницы, современницы императора Льва I (457-474) и патриарха Геннадия (458-471) и свидетельницы великого пожара 465 г., но и подробно описывается все ее тече­ние, от зачатия до кончины и посмертных чудес. Текст этот наполнен множеством географических и церковно-археоло-гических реалий, что свидетельствует о хорошем знакомст­ве его анонимного автора с местами в Перинфе и Констан­тинополе, связанными со св. Елизаветой.

Относительно времени составления этого жития сущест­вует несколько противоположных мнений – известен лишь четкий terminus ante quem – дата самой рукописи – XIV в. Первоиздатель, о. Франсуа Алькен 4 , считал, что житие напи­сано до 591 г., когда авары разрушили храм св. Гликерии в Гераклее, – однако, как известно, он был тут же восстанов­лен императором Маврикием. Ученый-византист А.П. Каждан 5 необоснованно считал, что эпизод с убиением змея, своего рода женская параллель к чуду св. Георгия, и мог по­явиться не раньше XII-XIII вв. Между тем эта история упо­минается уже в константинопольском синаксаре X в. Иссле­довательница жития преподобной В. Каррас 6 верно опреде­лила terminus post quem нашего памятника - 574 год, когда император Юстин II ввел в литургию Херувимскую песнь, упоминаемую в житии 7 . Но рассуждения исследовательни­цы о создании текста в IX-XI вв., основанные на раздельном местонахождении главы и тела св. Гликерии в VIII-IX вв., кажутся нам неубедительными. Важно отметить, что неко­торые географические реалии жития носят еще ранние на­звания: например, монастырь св. Георгия Малый Холм ста­новится в средневизантийскую эпоху Малым Римским, а в позднюю вообще посвящен Богородице. Поэтому мы склон­ны относить наш памятник к доиконоборческой эпохе (ко­нец VI – начало VIII вв.).

Столь же предположительно датируется и другое житие прп. Елизаветы, составленное монахом Харитоном 8 . На самом деле, это скорее похвальное слово, весь фактический мате­риал в котором заимствован из выше упомянутого аноним­ного жития. Аргументы Ренато Крискуоло, впервые опубли­ковавшего это житие, в пользу зависимости анонимного жи­тия от Харитона не убедительны. Единственное добавление - это оборванное (из-за утраты конца текста) упоминание об исцелении у мощей святой дочери префекта, заимствован­ное, по-видимому, из какого-то другого описания чудес по­движницы, о каковом упоминается и в конце анонимного жития.

Поклонение нетленным, по свидетельству жития, мощам святой Елизаветы, которые находились в ее обители, про­должалось в Константинополе до самого взятия его турками в 1453 г. О них, вместе с останками св. Фомаиды, упомина­ют русские паломники Стефан Новгородский в 1348-49 гг. и иеродиакон Зосима в 1419-22 гг. 9 На родине святой, во Фра­кии, до самого XX в. почитался чудотворный источник пре­подобной в Фанари около Селимврии.

1 Synaxarium ecclesiae Constantinopolitanae / Ed. H. Delehaye // Acta Sanctorum, Nov., Propylaea. Bruxelles, 1902. Col. 625.

2 Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих- миней свт. Димитрия Ростовского. Кн. 8. М., 1906. С. 398-400. Приводимые здесь сведения об игуменстве прп. Елизаветы в монастыре свв. Косьмы и Дамиана недостоверны, так как преподобная жила за много десятилетий до основания этого монастыря при императоре Юстине I (518-527 гг.).

3 Bibliotheca hagiographica graeca. Bruxellex, 1957. № 2121.

4 Halkin F. Sainte Elisabeth d’Héraclée, abbesse à Constantinople // Analecta Bollandiana 91,1973. P. 249-264.

5 Kazhdan A. Hagiographical Notes. 16. A Female St. George // Byzantion 56, 1986. P. 169-170.

6 Life of St. Elisabeth the Wonderworker / Transl. by V. Karras // Holy women of Byzantium / Ed. by A.-M. Talbot. Dumbarton Oaks, 1996. P. 117-135.

7 Эту дату надо принимать с осторожностью, так как вполне вероятно, что Херувимская песнь несколько древнее.

8 Bibliotheca … № 2122 , 2122а; Criscuolo R. Vita di santa Elisabetta di Constantinopoli, la taumaturga, scritta dal monaco Caritone // Annali della facolta di lettere e filosofia dell’ Università di Napoli 14, 1972. P. 49-68.

9 Majeska G. Russian travelers to Constantinople in the fourteenth and fifteenth centuries. Wash. 1984. P. 40, 148, 188, 321-325.

НАСТАВЛЕНИЕ ПРЕПОДОБНОЙ ЕЛИЗАВЕТЫ ЧУДОТВОРИЦЫ, ИГУМЕНИИ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ, ПРОТИВ ЛУКАВСТВА И ЗЛОСЛОВИЯ.

Преподобная Елизавета, настоятельница женской обители, сама строгая подвижница, долговременными опытами изу­чившая особенности женского сердца, явилась ревностной и опытной руководительницей в спасении вверенных ее по­печению сестер о Господе. Так, сестрам и другим женщинам она внушала особенно остерегаться лукавства и злоязычия как грехов, очень частых между женщинами. «Мы слабы и телом и умом, – говорила она, – и при этой слабости думаем быть сильными то хитростью, то злоязычием. Но хитрость наша, как неразлучная с ложью, делает нас прямо слугами сатаны. Он – отец лжи и отважно действует там, где любят ложь. А говорливость женская тем более грешна, что при недостатке рассудительности и при раздражительности серд­ца расточаем мы всего чаще пустоту, ложь, клевету, легко­мыслие, вредное для себя и других».

«Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло», – говорит Премудрый (Притч. 15; 28), (Гав­риила, епископа Имеретинского. Слова и речи) 1 .

1 Цит.по: Дьяченко Г., прот. Полный годичный круг кратких поучений, сост. на каждый день года. Т. 1;М., 1901. С.289.

См. также: Преосв. Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. Жития святых подвижниц Восточной Церкви. М., 1994. С. 224-225.