Анализ пьесы "на дне". Анализ «На дне» Горький История создания пьесы

Возрождение имени Максима Горького после пересмотра места его творчества в русской литературе и переименования всего, носившего имя этого писателя, обязательно должно произойти. Думается, немалую роль в этом сыграет самая известная из драматического наследия Горького пьеса «На дне». Сам жанр драмы предполагает актуальность произведения в обществе, где много нерешенных социальных проблем, где людям известно, что такое ночлежка и отсутствие дома. Пьесу М. Горького «На дне» определяют как социально-философскую драму. Драматизм

Произведения определяется наличием в нем острого конфликта, затрагивающего отношения человека со средой, с обществом. Кроме того, драма, как правило, характеризуется завуалированностью авторской позиции. Хотя может показаться, что материал пьесы слишком тяжел для восприятия, однако реализм конфликта, отсутствие нравоучения и являются достоинствами истинно драматического произведения. В горьковской пьесе присутствует все вышеперечисленное. Интересно, что «На дне», пожалуй, единственная книга Горького, где нет открытого дидактизма, где читателю самому предлагается сделать выбор между двумя «правдами жизни» – позициями Луки и Сатина.

Среди особенностей пьесы назовем наличие в ней сразу нескольких в разной степени выраженных конфликтов. Так, присутствие среди героев людей разных слоев общества обусловливает развитие социального конфликта. Однако он малодинамичен, так как у хозяев ночлежки Костылевых социальное положение не намного выше, чем у ее обитателей. Но у социального конфликта в пьесе существует еще одна грань: каждый из ночлежников несет в себе массу противоречий, связанных с их местом в обществе, внутри каждого героя есть свой социальный конфликт, выбросивший их на «дно» жизни.

Развитие любовного конфликта связано с отношениями между Васькой Пеплом и Наташей, в которые вмешиваются притязания на любовь Василисы и ее мужа. Васька Пепел без малейших сомнений оставляет изменявшую с ним мужу Василису ради по-настоящему высокого чувства к Наташе. Героиня словно возвращает вора Ваську к истинным жизненным ценностям, отношения с ней, безусловно, обогащают его внутренний мир и пробуждают мечты о честной жизни. Но зависть старшей сестры мешает благополучному исходу этой любовной истории. Кульминацией становится грязная и жестокая месть Василисы, а развязкой – убийство Костылева. Таким образом, любовный конфликт разрешается триумфом отвратительной Василисы и поражением двух влюбленных сердец. Автор показывает, что на «дне» нет места истинным чувствам.

Философский конфликт в драме является основным, он в той или иной мере затрагивает всех героев произведения. Его развитие провоцирует появление в ночлежке странника Луки, который приносит новый взгляд на мир обитателям «дна». В противоречие вступают две жизненные позиции: ложь во спасение и правда без прикрас. Что же оказывается нужнее людям? Лука проповедует жалость и сострадание, он вселяет надежду на возможность иной, лучшей жизни. Те герои, которые ему поверили, опять стали мечтать, строить планы, у них появился стимул жить дальше. Вот только не рассказал им старик о трудностях, которые неизбежны на пути к светлому будущему. Он как бы дает толчок к началу новой жизни, но дальше человек должен идти сам, а вот хватит ли ему для этого сил? Всегда ли иллюзии могут стать поддержкой в трудностях? Герой-антипод Сатин считает, что жалость унижает человека, для жизни человеку нужна правда, какой бы жестокой она ни казалась.

Все философские мысли в пьесе высказываются героями в прямых диалогах и монологах. Из уст Луки звучит: «Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…». Сатин же изрекает: «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!» Да, очень привлекательны для нас восклицания о том, что «существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это – великолепно! Это звучит … гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека!» Авторская позиция в драматическом скрыта. Горький не дает прямой оценки слов своих героев. Правда, в другом своем прозаическом произведении «Жизнь Клима Самгина» автор говорит о том, что мы любим людей за добро, которое мы им сделали, и не любим за зло, принесенное им. Когда человека обманывают, скрывают он него что-то, ему, конечно, приносят зло, так как лишают права на информацию и, следовательно, на объективно сделанный выбор. С этой точки зрения, философия Луки не может быть спасительной, его жалость и сострадание не тождественны любви к человеку. Но и Сатин бессилен помочь обитателям ночлежки, так как ему не за что уважать даже себя, на самом деле, он не видит человека в себе, его слова не подкрепляются действием. В этом общая трагедия всех героев. Слова и мечты повисают в воздухе, не найдя опоры в самих людях.

В финале драмы происходит одно убийство и одно самоубийство. Но автор не выносит приговор ни одной из жизненных философий, лежащих в основе пьесы. Скорее, можно почувствовать общее сожаление о пассивности и слабости людей, оказавшихся на «дне», увидеть их собственную вину в случившемся и осознать тщетность помощи тому, кто сам к ней не готов. Неоднозначность и многоплановость пьесы связаны с глубиной поднятых проблем. Нельзя видеть в Луке дурацкого «лукавого» старичка, который все время врет, но нельзя и идеализировать его сострадательную любовь. В то же время, Сатин, на первый взгляд, произносит свой монолог, как в бреду, в его воспаленном мозгу всплывают фразы, которых он понахватался из разных мест. Но своим восторгом он пытается заразить народ, поднять на революцию. Хотя в его словах очевидна подмена ценностей. И может быть, этим образом Горький предупреждал нас об извечно существующей в революции подмене ценностей, в чем и заключается ее трагедия.

Истинная драма всегда современна. Актуальность пьесы «На дне» никогда не умрет, на мой взгляд, потому что при чтении или ее просмотре на сцене мы задумываемся о вечных проблемах выбора своего пути. Сегодняшний пафос произведения, по-моему, связан с попыткой всего нашего общества подняться со «дна», понять, почему у одних получается выкарабкаться, а у других – нет. Позитивное стремление поднять голову, к сожалению, не всем удается. А кто-то и не пытается. Это тоже жизненная философия. Таким образом, жизненность драмы «На дне» обусловлена ее правдивостью.

Назовите жанр, к которому относится пьеса М. Горького «На дне».


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Лука (выходя из кухни) . Ну, обыграли татарина? Водочку пить пойдёте? Барон. Идём с нами!

Сатин. Посмотреть бы, каков ты есть пьяный!

Лука. Не лучше трезвого-то...

Актёр. Идем, старик... я тебе продекламирую куплеты...

Лука. Чего это?

Актёр. Стихи, — понимаешь?

Лука. Стихи-и! А на что они мне, стихи-то?..

Актёр. Это — смешно... А иногда — грустно...

Сатин. Ну, куплетист, идёшь? (Уходит с Бароном.)

Актёр. Иду... я догоню! Вот, например, старик, из одного стихотворения... начало я забыл... забыл! (Потирает лоб.)

Бубнов. Готово! Пропала твоя дамка... ходи!

Медведев. Не туда я пошёл... пострели её!

Актёр. Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик-, была хорошая память... А-теперь вот... кончено, брат! Всё кончено для меня! Я всегда читал это стихотворение с большим успехом... гром аплодисментов! Ты... не знаешь, что такое аплодисменты... это, брат, как... водка!.. Бывало, выйду, встану вот так... (Становится в позу.) Встану... и... (Молчит.) Ничего не помню... ни слова... не помню! Любимое стихотворение... плохо это, старик?

Лука. Да уж чего хорошего, коли любимое забыл? В любимом — вся душа...

Актёр. Пропил я душу, старик... я, брат, погиб... А почему — погиб? Веры у меня не было... Кончен я...

Лука. Ну, чего? Ты... лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат... такая уж лечебница устроена для пьяниц... чтобы, значит, даром их лечить... Признали, видишь, что пьяница — тоже человек... и даже — рады, когда он лечиться желает! Ну-ка вот, валяй! Иди...

Актёр (задумчиво) . Куда? Где это?

Лука. А это... в одном городе... как его? Название у него эдакое... Да я тебе город назову!.. Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись... возьми себя в руки и — терпи... А потом — вылечишься... и начнёшь жить снова... хорошо, брат, снова-то! Ну, решай... в два приёма...

Актёр (улыбаясь) . Снова... сначала... Это — хорошо. Н-да... Снова? (Смеётся.) Ну... да! Я могу?! Ведь могу, а?

Лука. А чего? Человек — всё может... лишь бы захотел...

Актёр (вдруг, как бы проснувшись) . Ты — чудак! Прощай пока! (Свистит.) Старичок... прощай... (Уходит.)

М. Горький «На дне»

Изображая «дно» жизни, М. Горький следовал традициям литературного направления, достигшего своего расцвета во второй половине XIX века. Укажите его название.

Пояснение.

Такое литературное направление называется реализмом. Дадим определение.

Реализм — это основной метод искусства и литературы. Его основа — это принцип жизненной правды, которым руководствуется художник в своём творчестве, стремясь дать наиболее полное и верное отражение жизни и сохраняя наибольшее жизненное правдоподобие в изображении событий, людей, предметов вещного мира и природы такими, какими они являются в самой действительности.

Ответ: реализм.

Ответ: реализм

Игорь Усатый 30.01.2017 20:48

Ваш ответ: социалистический реализм. Правильный ответ: реализм

Разве это не считается за правильный ответ?

Татьяна Стаценко

Нет, говорить о социалистическом реализме, достигшем своего расцвета во второй половине XIX , нельзя. Вопрос нас отсылает именно к этому периоду. Если бы речь шла о XX веке, тогда можно было бы назвать и такое литературное направление как социалистический реализм, потому что это понятие в литературоведении в течение длительного периода времени было общепринятым. Сейчас многие литературоведы сходятся во мнении, что социалистический реализм выделять нецелесообразно, так как он существенно не отличается от критического реализма. В любом случае, конкретно для ответа на данный вопрос не может быть использовано понятие «социалистический реализм».

Приведённая сцена, как и другие сцены пьесы, строится на общении персонажей между собой. Как называется подобный обмен репликами?

Пояснение.

Такой обмен репликами называется диалогом. Дадим определение.

Диалог — это разговор между двумя или несколькими лицами в художественном произведении.

Ответ: диалог|полилог.

Ответ: диалог|по­ли­лог

Ваш ответ: полилог. Пра­виль­ный ответ: диалог

Татьяна Стаценко

поправили

Пояснение.

Такой термин называется ремаркой. Дадим определение.

Ремарка — это пояснения, которыми драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе. Ремарки могут пояснять возраст, внешний облик, одежду действующих лиц, а также их душевное состояние, поведение, движения, жесты, интонации. В ремарках, предпосылаемых акту, сцене, эпизоду, дается обозначение, иногда описание места действия, обстановки.

Ответ: Ремарка|ремарки

Как называются встречающиеся во фрагменте краткие изречения («В любимом - вся душа...», «Человек - все может... лишь бы захотел...»), несущие в себе жизненные обобщения и характеризующиеся яркостью и меткостью в выражении мысли?

Ответ запишите в единственном числе.

Пояснение.

Такие краткие изречения называются афоризмами или крылатыми фразами.

Дадим определение.

Афоризм - это оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми. В афоризме достигается предельная концентрация непосредственного сообщения и того контекста, в котором мысль воспринимается окружающими слушателями или читателем.

Ответ: афоризм|афоризмы|кры­ла­тая фраза

В реплике Актёра встречаются одни и те же слова: «Снова ... сначала... Это - хорошо. Н-да... Снова ? (Смеется.) Ну... да! Я могу ?!. Ведь могу , а?» Как называется этот приём, способствующий усилению смысла высказывания?

Пояснение.

Такой приём называется повтором. Дадим определение.

Повтор - это повторение одного или нескольких слов в одном предложении или в соседних предложениях, усиливающее эмоциональную выразительность текста. Повтор может подчеркивать ключевое значение того или иного слова для характеристики состояния человека или его отношения к чему-либо, эмоционально выделяя или усиливая его. Иногда повтор акцентирует в слове различные оттенки смысла.

Ответ: повтор.

Ответ: повтор|лексическийповтор

Дарья Мосягина 09.01.2017 16:22

Почему это не анафора?

Татьяна Стаценко

Анафора - это стилистическая фигура речи, которая состоит в том, что в начале каждого параллельного ряда повторяются одни и те же элементы. В нашем отрывке никаких параллельных рядов нет, идёт текст, а для усиления оттенков смысла, используется повтор слов.

Яна Зубарева 15.02.2017 13:13

Почему неверно "лексический повтор"?

Татьяна Стаценко

Такой вариант возможен, Ваша версия в ответ добавлена.

Объясняя Луке, что такое аплодисменты, Актёр прибегает к неожиданной аналогии («это, брат, как... водка!..»). Назовите приём, который использует в своей речи герой.

Пояснение.

Такой приём называется сравнением. Дадим определение.

И ему верят. Умирающей Анне говорит, что на том свете, в раю, не будет мучений. Ваське Пеплу внушает мысль о поездке в Сибирь, где тот может начать новую, честную жизнь. Актеру обещает назвать город, где бесплатно лечат от алкоголизма в роскошной лечебнице. Неожиданное исчезновение Луки свидетельствует о его поражении. Его обман не возвысил людей, а только унизил их. Они перестали верить в силы человека, воспринимая только то, что человека можно жалеть и утешать иллюзиями.

Суть философии Луки заключается в том, что вера может заменить реальную правду, так как вера помогает уйти человеку от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий.

В каких произведениях русских писателей звучит тема духовного оскудения личности и в чём эти произведения можно сопоставить с пьесой М. Горького «На дне»?

Пояснение.

Тема духовного оскудения личности поднимается в произведениях Ф. Достоевского, А. П. Чехова, А. Н. Островского. Произведения русской классики проникнуты истинным гуманизмом: верой в то, что человек может подняться не только со «дна жизни», но и со «дна» собственной души. В пьесе Горького в ночлежке, где, казалось бы, все потеряно для ее обитателе, звучит монолог о Человеке, которому под силу все. В пьесах Островского среди мрака «темного царства» зарождаются сильные натуры («Гроза», «Бесприданница»). Протест против духовного оскудения, мещанства звучит в рассказах и пьесах Чехова («Крыжовник», «Человек в футляре»).

Пояснение.

Эта пьеса относится к жанру «драма». Дадим определение.

Драма — это литературный (драматический), сценический и кинематографический жанр. Получил особое распространение в литературе XVIII-XXI веков, постепенно вытеснив другой жанр драматургии - трагедию, противопоставив ему преимущественно бытовую сюжетику и более приближенную к обыденной реальности стилистику.

Ответ: драма

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Пьесу «На дне» Горький определил как социально-философскую драму, в которой главными являются конфликт людей с окружающим миром и внутренний конфликт. Одно из первоначальных названий пьесы-«На дне жизни», однако писатель сократил его, тем самым расширив его звучание: герои пьесы находятся не только на дне жизни, но и на дне собственных чувств, мыслей, каждому из них приходится бороться не только с обстоятельствами, но и с самим собой.

Сначала мы знакомимся с социальным конфликтом. Автор рисует нам ночлежку Костылева: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой…Везде по стенам - нары…Посредине ночлежки - большой стол, две скамьи, табурет, все - некрашеное и грязное» -она больше напоминает тюрьму, недаром обитатели ее поют тюремную песню «Солнце всходит и заходит» .По ходу пьесы мы узнаем о событиях, приведших людей к такой жизни. Например, Бубнов в прошлом был женат, «жена связалась с мастером» и решила «одолеть» мужа; в результате Бубнов чуть сам не пошел на преступление, но «вовремя спохватился» и ушел. Сатин отсидел в тюрьме за убийство «подлеца» и теперь, как почти все обитатели ночлежки, пьет, играет в карты, ворует. Барон-выходец из дворянской семьи, он «учился», «женился», «служил», «растратил казенные деньги». Судьбы всех героев различны и в то же время удивительно схожи: они на дне жизни, лишения и страдания привели их сюда. В этом изображении жизни беднейших слоев общества и есть социальная суть драмы. драма конфликт истина пьеса

Однако основной, философский вопрос произведения в другом. Что лучше, спасительнее для человека: истина или сострадание?

Общество ночлежников, описываемых Горьким, можно назвать бесчувственными правдолюбцами. «По-моему-вали всю правду, как она есть! Что стесняться?»-утверждает Бубнов, а Барон по-хамски ведет себя по отношению к Насте, уличает ее при всех во лжи, когда она рассказывает про свою «настоящую любовь»: «Ты думаешь - это правда? Это все из книжки «Роковая любовь». Такие герои как Анна, Настя, Актер доверчивы, мечтательны, их легко ранить горькой правдой. Они жаждут сострадательной доброты, но не находят сочувствия у сторонников «правды факта». Как луч света, в их безрадостной жизни появляется Лука. Он всех утешает, уважает каждого человека(«ни одна блоха не плоха, все черненькие»),считает, что человек все может, если захочет. Эта его вера в человека выражена в рассказе о двух беглых каторжниках, основная мысль которого в том, что спасти человека и научить добру может не насилие, не тюрьма-«Человек может добру научить…»Слова старца о том, что «Не всегда правдой душу вылечишь…»,встречают сопротивление у многих героев пьесы. Особенно с этой точкой зрения расходится мнение Сатина. Он говорит: «Ложь-религия рабов и хозяев…Правда-бог свободного человека!» Как иллюстрация этих идей, нам рассказана притча о праведной земле. В ней сталкиваются друг с другом «человек» со своей верой в существование праведной земли и «ученый», опровергающий своими картами и цифрами эту мечту. Здесь,казалось бы, кроется ключ к разгадке идейного противоречия пьесы «На дне»: если реальность не позволяет человеку сохранить чувство собственного достоинства, то пусть «правду о человеке» заменит «правда человека», то есть «святая вера». Ведь голая правда, которую слышали друг от друга ночлежники до появления старца Луки, не представляет ценности. Непонятно, чего больше в их словах-жажды правды или стремления унизить и оскорбить человека. Но жить одними лишь иллюзиями тоже нельзя, мы видим это на примере Актера. Лука вселил в него надежду на возможность начать новую жизнь, вернуться к работе. Актер даже «досочинил», возвысил совет старца о поездке в лечебницу для алкоголиков: «Превосходная лечебница…Мрамор…мраморный пол! Свет…чистота, пища…все-даром! И мраморный пол, да!» ,но так ничего и не предпринял для осуществления этой поездки, лишь продолжал мечтать и повесился в итоге.

Уникальность пьесы Горького «На дне» заключается именно в ее правдивости, начиная описанием ночлежки и заканчивая неразрешенным спором о том, что же лучше для человека: жить ложной надеждой или обрушивать на всех горькую злую правду. Ценность этих двух точек зрения словно проверяется на всех героях на протяжении пьесы, но окончательного ответа этот спор так и не получает. Каждый сам решает его для себя.

Кто слаб душой... и кто живет чужими соками - тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие - прикрываются ею... А кто - сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужого - зачем тому ложь?

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Ознакомление с творчеством М. Горького. Рассмотрение особенностей описания беспощадной правды о жизни социальных низов в пьесе "На дне". Изучение проблемы добра, сострадания, социальной справедливости. Философский взгляд автора на ложь во спасение.

    реферат , добавлен 26.10.2015

    Рассуждения относительно ложной и истинной доброты одного из персонажей пьесы Горького "На дне", Луки. Губительность для обитателей ночлежки его притворного сострадания и лжи "во благо". Ценность истинного милосердия, преодолевающего несправедливость.

    сочинение , добавлен 20.10.2013

    В пьесе М. Горького "На дне" обнаруживаются все пороки современного общества. Автор описывает жизнь людей, попавших на дно общества. Эти люди, однажды оступились в жизни или разорились и оказались в ночлежке, где все равны, и нет надежды выбраться.

    сочинение , добавлен 24.02.2008

    Изучение русской реалистической литературы конца XIX-начала XX в. Значение творчества писателя, публициста и общественного деятеля М. Горького в литературе эпохи реализма. Определение особенностей проблематики и жанрового своеобразия пьесы "На дне".

    курсовая работа , добавлен 11.03.2011

    Место жанра короткого рассказа в системе прозаических форм. Проблема периодизации творчества А. Чехова. Основная характеристика социально-философской позиции писателя. Архитектоника и художественный конфликт непродолжительных повествований М. Горького.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2017

    Анализ мировоззрения Луки, дарящего сострадание и утешение обитателям ночлежки. Разделение жителей подвала на два лагеря: "мечтателей" и "скептиков". Значение имени "Лука". Отношение критиков к образу пожилого странника, изображенного в пьесе М. Горького.

    презентация , добавлен 11.10.2013

    Изучение творческого пути Горького, включающее выяснение причин становления его как писателя, как революционера и как народного любимца. Взаимоотношения Горького с Львом Толстым. Отношение Горького к книге как к великому чуду, созданному человечеством.

    презентация , добавлен 16.11.2010

    Хронология жизни и творчества писателя. Публикация его первого рассказа "Макар Чудра". Первая повесть "Фома Гордеев". Премьера пьесы "На дне". Секрет исключительного успеха молодого Горького. Создание страстного и возвышенного гимна во славу человека.

    презентация , добавлен 30.10.2012

    Современная интерпретация творческого наследия М. Горького. Начало литературной деятельности писателя. Традиции и новаторство Горького-драматурга. Традиции и новаторство поэтических произведений Горького. Анализ "Песни о Соколе" и "Песни о Буревестнике".

    курсовая работа , добавлен 16.12.2012

    Основные этапы жизненного и творческого пути Максима Горького. Особенность и новаторство его романтического наследия. Рассказ "Старуха Изергиль" как апофеоз горьковского романтизма, анализ структуры произведения и его роль литературе того времени.

Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю.
Я царь — я раб — я червь — я бог!
Г. Р.Державин

По жанру пьеса «На дне» (1902) — драма, при этом её жанровое своеобразие проявилось в тесном переплетении социального и философского содержания.

В пьесе изображается жизнь «бывших людей» (босяков, воров, бродяг и т.п.), и это является темой социального содержания данного произведения. Горький начинает пьесу с того, что в первой ремарке даёт описание ночлежки: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжёлые, каменные своды, закопчённые, с обвалившейся штукатуркой. Одно окно под потолком» (I). И в этих условиях живут люди! Драматург подробно показывает разных ночлежников из заведения Костылёва. Основные герои в пьесе имеют короткую биографию, по которой можно судить, что за люди попали на «дно» жизни. Это бывшие уголовники, отсидевшие разные сроки в тюрьме (Сатин, Барон), запойные пьяницы (Актёр, Бубнов), мелкий вор (Пепел), разорившийся ремесленник (Клещ), девица лёгкого поведения (Настя) и т.п. Стало быть, все ночлежники — люди определённого сорта, их принято называть «отбросы общества».

Описывая «бывших людей», Горький показывает, что у них нет никакой возможности подняться со «дна». Особенно ярко эта идея раскрывается в образе Клеща. Он — мастеровой, хороший слесарь, однако вместе с больной женой оказался в ночлежке. Клеш объясняет катастрофический поворот в своей судьбе тем, что он разорился из-за болезни Анны, которую, между прочим, сам довёл побоями до болезни. Он гордо и решительно заявляет ночлежникам, что они ему не товарищи: они бездельники и пьяницы, а он честный труженик. Обращаясь к Пеплу, Клещ говорит: «Ты думаешь — я не вырвусь отсюда? Вылезу...» (I). Клещу так и не удаётся исполнить свою заветную мечту: формально потому, что для похорон Анны нужны деньги, и он продаёт свои слесарные инструменты; по сути потому, что Клещ хочет благополучия только для себя. В последнем действии пьесы он обитает всё в той же ночлежке. Он уже не думает о достойной жизни и вместе с другими босяками бездельничает, пьёт, играет в карты, совершенно смирившись со своей участью. Так Горький показывает безысходность жизни, отчаянное положение людей на «дне».

Социальная идея пьесы заключается в том, что люди на «дне» живут в нечеловеческих условиях, а общество, которое допускает существование таких ночлежек, несправедливо и негуманно. Таким образом, в пьесе Горького выражен упрёк современному государственному устройству России. Драматург, понимая, что в своём бедственном положении ночлежники во многом виноваты сами, всё-таки сочувствует им и не делает из «бывших людей» отрицательных героев.

Однозначно отрицательными персонажами у Горького являются только хозяева ночлежки. Костылёву, конечно, далеко до настоящих «хозяев жизни», но и этот «хозяйчик» — беспощадный кровосос, который не стесняется «накинуть денежку» (I), то есть повысить плату за проживание в ночлежке. Денежка, как он сам объясняет, нужна ему, чтобы купить лампадного маслица, и тогда перед его иконами лампада будет неугасимой. При своей набожности Костылёв не стесняется обижать Наташу, попрекая её куском хлеба. Под стать хозяину ночлежки его жена Василиса, порочная и злобная женщина. Чувствуя, что любовник Васька Пепел охладел к её прелестям и влюбился в Наташу, она решает разом отомстить и ненавистному мужу, и изменнику Ваське, и счастливой сопернице-сестре. Василиса подговаривает любовника убить мужа, обещая за это и деньги, и согласие на брак с Натальей, но Пепел быстро понимает хитрость надоедливой любовницы. И Костылёв, и Василиса, как их изображает Горький, — лицемеры, готовые ради выгоды переступить любые нравственные и юридические законы. Социальный конфликт в пьесе завязывается как раз между постояльцами и хозяевами ночлежки. Правда, Горький не заостряет этот конфликт, так как ночлежники совершенно смирились со своей участью.

В пьесе представлены герои отчаявшиеся, раздавленные жизненными обстоятельствами. Можно ли им помочь? Как их поддержать? Что им нужно — сочувствие-утешение или правда? И какая правда? Так в пьесе «На дне» в связи с социальным содержанием возникает философская тема о правде и лжи-утешении, которая начинает активно разворачиваться во втором действии, после появления в ночлежке странника Луки. Этот старик совершенно бескорыстно помогает советами ночлежникам, но не всем подряд. Он, например, не стремится утешать Сатина, потому что понимает: этот человек не нуждается ни в чьём сочувствии. Нет душеспасительных разговоров у Луки с Бароном, так как Барон — глупый и пустой человек, тратить на него душевные силы бесполезно. Давая советы, старик не смущается, когда одни герои принимают его сочувствие с благодарностью (Анна, Актёр), а другие — со снисходительной иронией (Пепел, Бубнов, Клещ).

Однако реально получается, что Лука своими утешениями помогает только умирающей Анне, успокаивая её перед смертью. Остальным героям его бесхитростная доброта и утешение помочь не могут. Лука рассказывает Актёру о больнице для алкоголиков, в которой бесплатно лечат всех. Он поманил безвольного пьяницу красивой мечтой о быстром излечении, только это он и мог сделать, а Актёр повесился. Подслушав разговор Пепла с Василисой, старик пытается отговорить парня от покушения на жизнь Костылёва. Василий, по мнению Луки, должен вырвать Наташу из семьи Костылёвых и уехать с ней в Сибирь, а там начать новую, честную жизнь, о которой мечтает. Но добрые советы Луки не могут остановить трагических событий: Василий случайно, но всё-таки убивает Костылёва, после того как Василиса из ревности жестоко калечит Наталью.

В пьесе практически каждый герой высказывает своё мнение по поводу философской проблемы о правде и лжи-утешении. Приведя Актёра к самоубийству, а историю любви Васьки Пепла к трагическому финалу, Горький видимо выражает своё отрицательное отношение к утешительству Луки. Однако в пьесе философская позиция старика подкрепляется серьёзными аргументами: Лука, видя во время странствий только нищету и горе простого народа, вообще разуверился в правде. Он рассказывает жизненный случай, когда правда доводит человека, верившего в праведную землю, до самоубийства (III). Правда, как считает Лука, — это то, что тебе нравится, что ты считаешь правильным и справедливым. Например, на каверзный вопрос Пепла, есть ли Бог, старик отвечает: «Если веришь — есть, не веришь — нет... Во что веришь, то и есть...» (II). Когда Настя рассказывает в очередной раз о своей прекрасной любви и никто из ночлежников ей не верит, она со слезами в голосе кричит: «Не хочу больше! Не буду говорить... Коли они не верят... коли смеются...». Но Лука успокаивает её: «...ничего... не сердись! Я — знаю... Я — верю. Твоя правда, а не ихняя... Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь... значит — была она! Была!» (III).

Бубнов тоже рассуждает о правде: «А я вот... не умею врать! Зачем? По-моему — вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?» (III). Такая правда не помогает человеку жить, а только давит и унижает его. Убедительной иллюстрацией подобной правды является маленький эпизод, который выясняется из разговора Квашни и сапожника Алёшки в конце четвёртого действия. Квашня под горячую руку бьёт своего сожителя — бывшего полицейского будочника Медведева. Делает она это легко, особенно потому что никогда, наверное, не получает сдачи: ведь Медведев любит её и, кроме того, боится, что она прогонит его, если он будет вести себя, как её первый муж. Алёшка «для смеху» сообщил всей округе правду о том, как Квашня «за волосы таскала» своего сожителя. Теперь над солидным Медведевым, бывшим городовым, потешаются все знакомые, а ему такая «слава» обидна, он от стыда «пить начал» (IV). Вот результат правды, которую проповедует Бубнов.

Поднимая проблему правды и лжи-утешения, Горький, конечно, хотел высказать и собственное мнение по этому философскому вопросу. Принято считать, что авторскую точку зрения озвучивает Сатин, как самый подходящий для этой роли герой пьесы. Здесь имеется в виду знаменитый монолог о Человеке из последнего действия: «Что такое правда? Человек — вот правда! (...) Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо! (...) Ложь — религия рабов и хозяев... Правда — бог свободного человека!» (IV). Это высокая правда, которая поддерживает человека, воодушевляет его в борьбе с жизненными препятствиями. Именно такая правда, по Горькому, нужна людям. Иными словами, в монологе Сатина о Человеке выражена идея философского содержания пьесы.

Сам драматург не определил жанр своего произведения, а просто назвал «На дне» пьесой. Куда же следует отнести эту пьесу — к комедии, драме или трагедии? Драма, как и комедия, показывает частную жизнь героев, но, в отличие от комедии, не высмеивает нравы героев, а ставит их в конфликтные отношения с окружающей жизнью. Драма, как и трагедия, изображает острые социальные или нравственные противоречия, но, в отличие от трагедии, избегает показывать исключительных героев. В пьесе «На дне» Горький ничего не высмеивает; наоборот, в финале погибает Актёр. Однако Актёр совсем не похож на трагического героя, который готов утверждать свои идейные убеждения и нравственные принципы даже ценой собственной жизни (как Катерина Кабанова из пьесы А.Н.Островского «Гроза»): причина смерти горьковского персонажа — слабость характера и неспособность противостоять жизненным трудностям. Следовательно, по жанровым признакам пьеса «На дне» — драма.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что драма «На дне» является замечательным художественным произведением, где ставятся-переплетаются две проблемы — проблема социальной справедливости в современном автору российском обществе и «вечная» философская проблема о правде и лжи-утешении. Убедительность горьковского решения этих проблем можно объяснить тем, что драматург не даёт однозначного ответа на поставленные вопросы.

С одной стороны, автор показывает, как трудно подняться со «дна» общества. История Клеща подтверждает, что надо менять социальные условия, которые породили ночлежку; только все вместе, а не в одиночку бедняки могут добиться достойной жизни. Но, с другой стороны, ночлежники, развращённые безделием и попрошайничеством, сами не желают трудиться, чтобы выбраться из ночлежки. Мало того, Сатин и Барон даже прославляют безделие и анархизм.

Горький, по его собственному признанию, задумал разоблачить в драме «На дне» идею прекраснодушной, убаюкивающей лжи-утешения и Луку, главного пропагандиста идеи утешения. Но образ необыкновенного странника в пьесе вышел очень сложным и, вопреки замыслу автора, очень привлекательным. Словом, однозначного разоблачения Луки не получилось, о чём писал сам Горький в статье «О пьесах» (1933). Ещё совсем недавно фраза Сатина (надо не жалеть человека, а уважать) понималась буквально: жалость унижает человека. Но современное общество, кажется, отходит от подобных прямолинейных суждений и признаёт не только правду Сатина, но и правду Луки: слабых, беззащитных людей можно и даже нужно жалеть, то есть сочувствовать и помогать им. В таком отношении для человека нет ничего позорного и оскорбительного.

Тема: Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне»

Цели:

Обучающие:

1) изучить историю создания пьесы;

2) выявить жанровую природу пьесы;

3) обозначить особенности конфликта.

Развивающие:

  • совершенствовать навыки системно-комплексного анализа драматического произведения;
  • развивать навыки самостоятельного поиска информации по данной теме;

Воспитательные

  • воспитывать культуру умственного труда учащихся на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез группировка, сравнение.

Тип урока: урок-лекция с элементами беседы по сюжету и жанровому своеобразию пьесы.

Оборудование:

  • компьютер (презентация в программе Microsoft Power Point 2007-2010);
  • видеопроектор, экран.

Ход урока

Организационный момент.

  1. Вступительное слово.

Сегодня вы познакомились с романом М. Горького «Мать», ставшего, пожалуй, главным произведением, Горького-романиста. Сейчас мы с вами познакомимся с драматургическим творчеством М. Горького. Вашим домашним заданием было чтение пьесы «На дне». Давайте к ней обратимся.

  1. Слово о создании пьесы.

В 1900 г., когда артисты Художественного театра ездили в Крым, чтобы показать Чехову его пьесы "Чайка" и "Дядя Ваня", они познакомились с Горьким. Руководитель театра Немирович-Данченко говорил им, что театру предстоит задача не только "пленить своим искусством Чехова, но и заразить желанием Горького написать пьесу".

В следующем году Горький передал Художественному театру свою пьесу "Мещане". Первое представление горьковской пьесы Художественным театром состоялось 26 марта 1902 году, в Петербурге, куда театр выехал на весенние гастроли. Впервые на сцене появился новый герой: революционер-рабочий, машинист Нил, человек, сознающий свою силу, уверенный в победе. И хотя цензура вычеркнула из пьесы все "опасные" места, вычеркнула и слова Нила: "Хозяин тот, кто трудится!", "прав - не дают, права - берут", все-таки пьеса звучала в целом как призыв к свободе, борьбе.

Правительство боялось, что спектакль превратился в революционную демонстрацию. Во время генеральной репетиции пьесы театр был окружен полицией, а в театре были расставлены переодетые городовые; на площади перед театром разъезжали конные жандармы.

Почти одновременно с пьесой "Мещане" Горький работал над второй пьесой, "На дне". В августе 1902 года Горький передал пьесу Немировичу-Данченко. Начались репетиции, и Горькому часто теперь приходилось бывать в Москве. Артисты и режиссер работали с увлечением, ходили на Хитров рынок, в ночлежки, где жили босяки, и Горький много рассказывал о жизни своих героев помогал правильнее понять их жизнь, привычки.

О. Л. Книппер-Чехова вспоминала, как на одной из репетиций Горький рассказал: "Читал я "На дне" в ночлежке, настоящему Барону, настоящей Насте. Понимаете! Плакали в ночлежке, кричали: "Мы хуже!"... Целовали меня, обнимали...". 18 декабря 1902 года состоялась премьера пьесы. Без конца вызывали актеров, режиссеров, автора. Спектакль превратился в бурное чествование А. М. Горького; он вышел на сцену взволнованный, растерянный, - такого успеха он не ожидал. Большой, немного сутулый, он хмурился и от смущения забыл бросить папиросу, которую держал в зубах, забыл, что надо кланяться.

  1. Беседа по содержанию пьесы (устно):

Вопросы к классу:

  1. На чём построена сюжетная линия произведения?
  2. Кто является обитателями ночлежки? Назовите их.
  3. Кто такой Клещ? Что о нем известно?
  4. Кто такой Лука? Сатин?

Лука

Пожилой человек (60 лет), странствующий проповедник, который всех утешает, всем обещает избавление от страданий, всем говорит: “Ты надейся!”, “Ты верь!” Лука - личность незаурядная, у него большой жизненный опыт и острый интерес к людям. Он ни во что не верит, но ему жаль страдающих людей, вот он и говорит им разные утешающие слова. Вся его философия заключена в изречении: “Во что веришь, то и есть”.

Сатин

Безработный мужчина (40лет). Он любит непонятные, редкие слова, т.к. раньше служил в телеграфе, много читал и был образованным человеком. Герой выражает авторскую позицию, он далек от философии христианского терпения, для него есть одно гордо звучащее слово - человек, который “за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за все платит сам, и потому он свободен”. Яснее других понимает социальную несправедливость. Он утверждает, что человеку нужна правда, какая бы она ни была!

Костылёв и Василиса

Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылёва (54г.), одного из "хозяев жизни", который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку. Столь же отвратительна и его жена Василиса (26л.) своей безнравственностью, в ней “нет души”, она “жадная до денег”.

Васька Пепел

Молодой человек (28лет) - потомственный вор, жаждущий правильной жизни, он желает стать честным и порядочным человеком, т.к. на жизнь, Пепел зарабатывает нечестным трудом, он хочет всё это исправить. Васька мечтает о вольной жизни в Сибири. И думает, что, женившись на Наташе, получит желаемое. Но в итоге, убив Костылёва, попадает в тюрьму.

Наташа

Наташа – 20 лет, сестра Василисы. Тихая, добрая девушка. Она полна страстных мечтаний о будущем. Наташа хочет уйти из ночлежки, выбраться с этого “дна жизни”, но не может. Наташу хотят выдать замуж за Пепла, но девушка понимает, что ничего хорошего из этого не выйдет. Ведь Васька плохо обошёлся с её сестрой, значит и с ней он может поступить также. Замуж она так и не вышла, т.к. после побоев сестры попадает в больницу, а оттуда уходит в неизвестном направлении.

Барон и Настя

Настя – молодая девушка, (20лет), страстно желающая большой, настоящей любви. Правда, её мечты у окружающих вызывают злобную насмешку. Даже её сожитель Барон подшучивает над ней. Настя страдает от своей безысходности и всё хочет уйти на край света.

Барон (33г.) – единственный человек, не имеющий иллюзий об освобождении. Но у него есть ниточка: “Всё в прошлом!” Если ничего нет впереди, так хоть что-то есть позади. Барон часто вспоминал о своём происхождении (старая фамилия, дома в Москве и Петербурге, кареты с гербами и т.д.). Но Настя издевается над ним, говорит, что ничего этого не было. “Понял, какого человеку, когда ему не верят?”

Клещ и Анна

Андрей Митрич (40л.) – слесарь, мечтает о честном труде. Он больше всех надеется вырваться из этой ямы (“Вылезу… кожу сдеру, а вылезу!”), что это не конец, а временное падение. Клещ думает, что после смерти жены, его жизнь станет легче. Её смерти он ждёт, как освобождения!

Анна (30л.) – его жена, тяжело больна, при смерти. Считает себя самой несчастной женщиной. Она раздавлена жизнью, полна страдания и никому не нужная.

Актёр

В прошлом был известным актёром, но вскоре опустился, спился и даже забыл своё имя! Он часто поглощен воспоминаниями о своей уже прошлой славе. Единственная его мечта, найти город, о котором рассказывал Лука, где есть бесплатная лечебница для алкоголиков. Ведь он всё ещё надеется вернуться на сцену. Но узнав, что нет никакой “праведной земли” и лечебницы нет, актёр кончает жизнь самоубийством, т.к. не может перенести крушения своей последней надежды.

  1. Не заметили ли вы сходство между горьковскими «людьми дна» и «маленьким человеком»? В чем оно? В чем они отличаются?

(Сходство есть. И «маленькие люди», и люди «дна» - «униженные и оскорбленные» жизнью социальные типы. Однако положение героев пьесы Горького гораздо хуже. У «мал.чел» была надежда (вспомните гоголевского Башмачкина или героев-идеологов Ф.М. Достоевского), у «людей дна» такой надежды нет. Дальше уже падать некуда).

  1. В чем сходство «людей дна» и героев «босяцких рассказов», например, рассказа «Челкаш», с которым Вы знакомы?

(Герои пьесы тоже босяки. Но здесь уже нет никакой романтики. Челкаш – романтический образ, это сильный, волевой характер. Для него главное – море и воля. В пьесе же отсутствует романтиз. действительности. Люди «ночлежки» спорят о правде, но сам не знают в чем она заключ.)

  1. Кто по-настоящему спорит с Лукой: Сатин или сам автор?
  1. Пьеса “На дне” является ли новаторским произведением?
  2. Как бы Вы определили жанр? Какие драматургические жанры Вы знаете?

Комедия, драма, трагедия, водевиль, мелодрама. «На дне» - драма. В трагедии д.б. герои идеологи. Их конфликт с обществом должен стать идеологическим. Вспомните, например, конфликт Катерины Кабановой с «темным царством (Островский «Гроза») или конфликт Ларисы Огудаловой с миром хищных купцов («Бесприданница» Островского). Здесь такого нет. Актер застрелился – отчаяние и неверие в собственные силы. Лука уходит.)

  1. В чём по Вашему спасение людей, упавших “на дно” жизни?

(Либо уйти в мир иллюзий, либо – бороться за соц. несправедливость. Их спасение – это соц. перемены в России, к этому и вел зрителя Горький. Скоро наступит 1917 г. На сцену истории выйдет пролетариат).

  1. Лекционная часть:

В этой новой пьесе еще более резко и смело звучал протест против капиталистического общества. Горький показал в ней новый, незнакомый мир - мир босяков, опустившихся на самое дно жизни. Пьеса Горького “На дне” была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. В самом названии уже заложен огромный смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных и оскорбленных не нова в русской литературе. Здесь Горький выступает продолжателем традиций Пушкина, Гоголя, Некрасова, Достоевского. Однако положение горьковских «людей дна» в отличие от «маленьких людей» более удручающее.

В пьесе Горький обозначил необходимость социально-исторических перемен, которые принесет революция. В основе пьесы лежит острый социальный конфликт: противоречие между действительным положением человека в обществе и его высоким назначением; противоречие между массами и самодержавными порядками помещичьей России, которые низводят людей до трагической участи бродяг.

Пьеса М.Горького - новаторское литературное произведение. В центре ее - не только человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни.

Социальный конфликт выражен на нескольких уровнях:

  1. Конфликт между хозяевами ночлежки, супругами Костылевыми, и обитателями этой ночлежки
  2. Каждый их героев в прошлом пережил свой соц. конфликт. Но предыстория каждого остается в прошлом. Горький оставляет ее за кулисами. Их жизненные драмы не становятся основой конфликта драматургического.
  3. Любовная линия в пьесе связана с социальной. Костылев ищет Василису, которая изменяет ему Васькой Пеплом. Завязка любовного конфликта – приход в ночлежку Наташи. Любовь Васьки Пепла к Наташе возрождает его к жизни. Горький показывает, что античеловеческие условия «дна» калечат человека. Василиса мстит своему возлюбленному. Социальное неравенство побеждает.

В жанровом отношении пьеса является драмой. Нет идеологических конфликтов с обществом. Философские размышления обитателей ночлежки никуда не ведут, не становятся бунтом против соц. неравенства. Актер застрелился – отчаяние и неверие в собственные силы. Лука уходит.

Герои пьесы “На дне” получились обобщенными, собирательными образами, хотя и типичными. Под сводами костылевской ночлежки оказались люди самою различного характера и социального положения. Все они – соц. типы. У всех героев – клички вместо имен.

М.Горький предлагает читателям два возможных ответа вопрос о спасении ночлежников:

1) уйти в мир иллюзий и обмануть себя (но ложью можно только усугубить положение отверженных людей.

2) бороться с социальной несправедливостью (но способных борцов “на дне” нет. Самое большое на что они способны, это вырезать правду – правду о человеке!)

Две основные проблемы в пьесе:

философская проблематика отразилась в спорах героев о человеке, добре и правде, которые поднимают проблему гуманизма:

  • проблема человека;
  • проблема правды

Вывод.

Пьеса “На дне” проникнута горячим и страстным призывом любить человека, сделать так, чтобы имя это действительно звучало гордо. Пьеса имела огромный политический резонанс, звала к переустройству общества, выбрасывающего людей “на дно”.

Домашнее задание:

  1. выписать цитатные характеристики героев