Беседа по картине подготовительная группа. Конспект занятия. Беседа с детьми по картинам «Лес зимой. Работа над смысловым значением фразы


Приведено с сокращениями.

Программное содержание.
Познакомить детей с изображением зимнего леса а различных картинах и иллюстрациях и с описанием тех же явлений в стихах. Подвести детей к пониманию различных способов изрбражения и средств выразительности.
Методика проведения занятия.
Картины по одной ставятся перед детьми на мольберт. Несколько секунд дети рассматривают их молча, затем воспитательница читает стихи и проводит беседу.
Первой показывается картина из книги «Родные картинки», рисунки П. Басманова («Детская литература», 1960).
Воспитательница читает стихи И. Сурикова:
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под, утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...
«Давайте посмотрим,- обращается она к детям,- что же изобразил художник?» Дети говорят, что нарисовано поле и лес, это зима. «Все в снегу,- уточняет воспитательница,- и тут близко, на поляне, и далеко - все снег, снег и снег. А что виднеется вдали?» Дети говорят, что это лес. «Он весь в снегу и чуть виден. Теперь посмотрите на небо: какое оно светлое, чуть голубое. Тишина. Все словно спит. А кого вы заметили на этой картине, кто не спит?» Дети отвечают: «Зайчик, сорока».
Воспитательница продолжает: «Художник показал, что в лесу и зимой идет жизнь. Посмотрите внимательно: снег нарисован только белым?» Дети находят, что снег нарисован голубоватым. «А какие еще цвета есть в этой картине?» - «Светло-желтый, светло-лиловый, зеленоватый, серый, белый».- «Видите, все цвета светлые. А сорока резко выделяется своим темным оперением на белом снегу».
Вторая картина из книги В. Бианки «Сказки зверолова», рисунки А. Рылова («Детская литература», 1967).
«На первой картине мы были с вами на поляне, а лес виднелся вдалеке. А на этой картине мы в лесу. Кто что может сказать про эту картину?» Дети видят елки в снегу и снег на земле; на дорогу выбежала лисичка, а на бревне сидит белочка. «Дорога уходит в глубину леса,- говорит воспитательница,- а лес темный, густой. Какого цвета ели зимой?» - «Темно-зеленого,- темно-коричневого».- «А небо желтое, и верхушки деревьев вдали лиловато-розоватые. На снегу темно-голубые тени. Вероятно, скоро наступит вечер,- уточняет воспитательница,- поэтому И небо желтоватое, и тени на снегу темные. Посмотрите внимательно: художник полностью нарисовал все деревья?» Дети замечают, что верхушки деревьев художник не нарисовал. Они такие большие, что не поместились.
Третья картина из книги «Снег да снег», рисунки Г. Никольского («Детская литература», 1968).
Воспитательница читает стихи С. Есенина:
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна...
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
«Посмотрите, как вам кажется, тихая погода или ветреная?» - спрашивает воспитательница. Дети говорят, что по нагнувшимся деревьям видно, как сильно дует ветер и гонит снег, это метель. Какой-то человек едет верхом на лошади. Ему трудно ехать: ветер и снег мешают. «А вы заметили, какое темное небо?» - «Все небо в тучах».
Четвертая картина из книги «Лесные шорохи», рисунки Я. Крестовского («Детская литература, 1965): «Посмотрите теперь на эту картину. Что здесь нарисовано? Что это такое темное?» Дети говорят, что нарисованы пни, покрытые снегом, как большими шапками. «Еще похожи на грибы с толстыми ножками. Вот снега-то насыпало. А посмотрите,- продолжает воспитательница,- какие ярко-синие тени на снегу. Как вы думаете, в солнечный день рисовал художник или в пасмурный?»
Дети отвечают, что в солнечный: снег блестит, он ярко-белый, поэтому тени такие яркие, синие. «Как вы считаете, издалека рисовал художник или вблизи все видел?» - «Он подошел близко и даже увидел следы на снегу. Это пробежал какой-то зверек».- «А почему еще можно догадаться, что художник рисовал на близком расстоянии?» - «От высоких деревьев ему были видны только нижние части стволов».
Пятая картина из книги Е. Трутневой «Зима, весна, лето, осень», рисунки С. Куприянова («Детская литература», 1969).
Воспитательница показывает картину и спрашивает: «Кто сможет рассказать мне про эту картину?» Люся: «Зима. Лес. Все покрыто снегом. Недавно был сильный снегопад. На каждой ветке толстым слоем лежит снег. Все освещено солнцем. Это видно потому, что солнечный свет лежит на снегу, на стволе березы. Небо светлое, где желтое, где голубое, где лиловое. Деревья и толстые, так что верхушек не видно, и тонкие. Вдали елки, а впереди березы».
В заключение воспитательница говорит: «Вы с вами посмотрели картины разных художников. Каждый из них изобразил лес по-своему: один нарисовал его вдали (помните первую картину?), а другой точно вошел в лес и увидел там зверей; третий художник нарисовал только их следы. В одних картинах хорошая погода, светит солнце, а в других - тучи и идет снег. Мы тоже будем рисовать лее зимой. Каждый может подумать, что он нарисует, о чем расскажет в своей картинке».

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

– Рассмотрите репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели» и И. Левитана «Весна – большая вода». Дети, скажите, какое время года изображено на этих картинах? (Весна.) Ранняя или поздняя весна? (Ранняя.) Как художники показали раннюю весну? (Снег лежит грязный, проталины. Грачи прилетели.) Грачи прилетают в конце марта. Как художник изобразил грачей, что они делают? (Грачи чинят старые гнезда и строят новые.) На каких деревьях любят вить гнезда грачи? (На березах.) Верно. Художник нарисовал группу берез. На их верхушках – грачиные гнезда. А какое небо нарисовал художник? (Голубое и немного желтоватое.) Художник Саврасов нарисовал весенний день в городке. Вся картина наполнена свежим дыханием весны. Мы видим потемневший снег с проталинами. По земле скользят легкие тени. Неугомонные грачи хлопочут около своих гнезд. Как можно назвать эту картину? (Весна. Ранняя весна. Появились проталинки. Тает снег.) Художник Саврасов назвал свою картину «Грачи прилетели». Художник Левитан назвал картину «Весна – большая вода». Почему он ее так назвал? (Потому что березы стоят в воде, река разлилась. Вода затопила берега.) Левитан изобразил разлив. Какая погода изображена на картине? (Солнечный день.) А почему вы думаете, что день солнечный? (Художник нарисовал небо голубое-голубое, по нему плывут легкие облака, а вода тоже голубая и прозрачная: все деревья видны в ней.) На картине изображен яркий, солнечный день. Голубое небо отражается в воде, и поэтому она кажется голубой. А деревья от солнечного света стали золотистыми. От них падают тени.

Вы увидели, как художники по-разному показали в своих картинах признаки ранней весны. А сейчас вспомним стихотворение поэта А. Плещеева о весне:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

– Еще раз внимательно посмотрите на картины и подумайте, как бы вы нарисовали раннюю весну.

Рисование «Радуга-дуга».

– Послушайте стихотворение А. Шлыгина «Разноцветный шар
земной».

Если б в поле расцветали только белые цветы,

Любоваться бы устали ими скоро я и ты.

Если б в поле расцветали только жёлтые цветы,

Мы б с тобой скучать бы стали

От подобной красоты!

Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки,

Одуванчики и кашки, незабудки и жарки!

У ромашки белый цвет,

У гвоздики – красный.

Цвет зелёный у листвы,

Это так прекрасно!

– Есть главные и неглавные краски. Какие цвета являются основными и почему? (Красный, синий, жёлтый – основные.) С помощью этих цветов можно получить дополнительные цвета. Послушайте стихотворение о том, как получить фиолетовый, зеленый и оранжевый цвета.

Три цвета, три цвета, три цвета,

Ребята, не мало ли это?

А где нам зелёный, оранжевый взять?

А если нам краски по парам смешать?

Из синей и красной (вот этой)

Получим мы цвет... (фиолетовый) .

А синий мы с жёлтым смешаем.

Какой мы цвет получаем? (Зелёный.)

А красный плюс жёлтый, для всех не секрет,

Дадут нам, конечно... (оранжевый цвет) .

– Отгадайте загадку:

Над рекой, над городом вырос мост.

Это встала … выше звёзд!

(Радуга.)

– Назовите цвета радуги. Нарисуйте семицветную радугу самостоятельно.

Итог занятия.

– Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее точные и самые аккуратные.

НЕДЕЛЯ

Занятие 1
СЕЗОННАЯ ОДЕЖДА.
ЗАГАДКИ, СКОРОГОВОРКИ И СЧИТАЛКИ

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, познавательно-исследовательская.

Цели: закреплять обобщенное понятие «одежда»; учить называть сезонную одежду, отгадывать загадки; познакомить с профессией художника-модельера; повторить известные произведения малых форм фольклора; познакомить с новыми произведениями.

Целевые ориентиры дошкольного образования: самостоятельно объединяет в группу предметы, имеющие общий признак, и называет эту группу обобщающим словом; знает жанры произведений устного народного творчества; различает жанровые особенности загадок, скороговорок, считалок; умеет отгадывать загадки и сочинять свои, используя новые формы слов.

Материалы и оборудование: картинки с изображением одежды.

Вводное слово воспитателя.

– Волшебная Иголка предлагает нам отгадать загадки про одежду.

Задачи: учить детей рассматривать картину; развивать связную речь, воображение; воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к родине.

Ход

Сели правильно, спины выпрямили, ноги поставили ровно. Тема, над которой мы начинаем работу, называется “О живописи, театре, кино”. А тема нашего классного часа “Беседа по картине В. Васнецова “Богатыри”.

Ребята, рисовать люди научились ещё в глубокой древности, в доисторические времена. Им приходилось жить в пещерах, на стенах которых позднее и были найдены их первые рисунки. Шли века, и в этом своём умении некоторые люди достигли высокого мастерства. Так постепенно развивалось изобразительное искусство. Тот, чья профессия художник, пользуясь карандашом, красками может остановить время вокруг себя. Глядя на картины, мы как бы беседуем с их создателем; через изображённое на них мы узнаём о мыслях и чувствах художника.

Одной из самых любимых тем для художников является сказка. А среди сказочников нельзя не отметить замечательного русского художника Виктора Васнецова (1848-1926гг.)

Сегодня вашему вниманию я предлагаю рассмотреть репродукцию картины Виктора Васнецова “Богатыри”.

Ребята, как вы понимаете слова “репродукция картины”? (ответы детей)

Рассматривая эту картину, мы попытаемся понять, какие чувства хотел передать художник.

Картина “Богатыри” была написана в 1898 году. Над созданием картины художник работал с перерывами около 25 лет. Сейчас эта картина находится в Москве, в Третьяковской галерее.

Ребята, я вам даю время для того, чтобы вы самостоятельно рассмотрели картину. Рассматривайте внимательно, обращая внимание на то, кого изобразил художник, какие краски он использовал в работе. (2-3 минуты под музыку)

Ребята, сейчас мы начинаем беседу по картине. Отвечайте полными предложениями, не бойтесь высказывать свои мысли, чувства, переживания. Будьте внимательны, в конце беседы мы постараемся составить связный рассказ по картине.

Но сначала давайте вспомним, что такое передний план картины?

Что такое задний план картины?

Кто изображён на переднем плане картины? (богатыри)

Кого на Руси называли богатырями? (людей сильных, смелых, которые защищают слабых, воинов)

Почему вы решили, что богатыри – воины? (в руках оружие, на головах шлемы, кольчуги)

Верно, на картине изображены три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Посмотрите внимательно на картину и догадайтесь, кто из них Илья Муромец – старший из богатырей?

Почему художник изобразил его в центре? (самый сильный, могучий)

Верно, старший, Илья Муромец, по преданию был сыном рязанского крестьянина. Не было даже среди богатырей равного ему по силе.

Ребята, что вы знаете из сказок и былин об Илье Муромце? (просидел на печи 30 лет, победил соловья разбойника)

По обеим сторонам от Ильи Муромца расположились его друзья-богатыри: Добрыня Никитич и Алёша Попович (показываю). У каждого богатыря свой характер. Давайте по жестам, по выражению лица, позе попробуем рассказать о характерах богатырей.

Как вы думаете, какой характер у Ильи Муромца? (молчаливый, спокойный, невозмутимый, уверенный в себе)

Какой характер у Добрыни Никитича? (добрый, серьёзный, суровый)

Какой характер у Алёши Поповича? (весёлый, лукавый)

Как вы догадались? (взгляд живой, хитрый, улыбается)

А сейчас я загадаю вам загадки. Отгадать их вам поможет картина. Будьте внимательны.

Кому принадлежит конь – тяжёлый да могучий как сыра земля? Как вы догадались? (ответы детей)

У кого из богатырей конь, что огонь? Как вы узнали? (ответы детей)

Чей конь, что ветер в чистом поле? Почему вы так думаете? (ответы детей)

Молодцы, ребята. А сейчас, посмотрите на картину и скажите, что вы видите на заднем плане? (степь, леса). Верно, за спиной богатырей вся Русь-матушка с её бескрайними просторами и царственным величием грозового неба. Богатыри охраняют границы Руси.

Как вы считаете, богатыри готовы к бою?

Как вы это определили? (Илья Муромец смотрит в ту сторону, откуда может появиться враг; Алёша Попович крепко держит в руках лук, а Добрыня Никитич обнажил свой меч)

Какие чувства вызывает у вас эта картина? (восхищения, спокойствия, тревоги, гордости, радости)

Физкультурная минутка.

Ребята, а давайте попробуем составить связный рассказ по картине. (дети составляют свои рассказы). Хорошо, молодцы, ребята.

(включаю музыку) И, подводя итог всем вашим ответам, нашей беседе, хочется отметить, что художнику удалось создать действительно яркий образ народной богатырской силы, способной защищать родную землю от любого врага. Полон спокойной мощи крестьянский сын Илья Муромец, воплощающий в себе силу народную; зорко всматривается он вдаль из-под руки, на которой легко висит огромная палица. Подстать ему и могучий чёрный конь, как вкопанный стоит он под своим могучим седоком.

Добрыня Никитич – воплощение силы духа народа. Его правая рука уже вынимает меч из ножен, он весь подобрался, готовый к бою, и конь под ним такой же чуткий, готовый повиноваться воле наездника.

Задумался о чём-то Алёша Попович, один из самых хитроумных, ловких и любимых народных героев. Он слегка ослабил повод, и конь под ним наклонил голову к высокой степной траве. Но уверенно сжимает лук богатырская рука, и стрела у него наготове.

Природа на картине Васнецова – это величавый образ Руси, раскинувшейся от южных степей до дремучих северных лесов, образ могучей Родины великого народа.

Ну что же, ребята, вы сегодня очень хорошо работали, прекрасно отвечали на вопросы. Молодцы! На этом наш классный час закончен, всем спасибо.

Конспект беседы по картине И.И.Левитана «Март».

Цели и задачи:

Продолжать учить детей понимать содержание картин, знакомить их со средствами выразительности, используемыми художником;

Расширять знания детей о творчестве художника И.И.Левитана, о жанрах в которых он работал;

Развивать у детей внимание, наблюдательность;

Активизировать речь детей;

Коррекция зрительного и слухового восприятия.

Ход беседы:

Звучит музыкальный отрывок «Весна» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.

Воспитатель знакомит ребят с картиной Левитана «Март».

Сегодня мы с вами познакомимся с одной из картин художника И.И. Левитана. Он очень любил русскую природу, её просторы, поля, реки. Всё это художник изображал на своих картинах. Левитан много ходил с этюдником (это деревянный ящик, в нём носят краски и листы бумаги). Его можно было встретить на берегу реки или пруда, в берёзовой роще, в поле. Этого художника уже давно нет, а картины его живут, и они любимы всеми.

Какую картину этого художника мы уже рассматривали? Верно, «Золотая осень». Перед вами ещё одна из картин художника. Рассмотрите её внимательно, а я вам прочитаю стихотворение:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

Воспитатель задаёт детям вопросы:

Какое время года изображено на этой картине? Какой стоит день? Почему вы решили, что он солнечный? Каким изображён снег? Что из-под снега показалось? Как называют эти пятна земли? В каких местах больше всего подтаял снег? Как выглядят деревья? Что можете сказать о небе, какое оно?

Ребята отвечают, что на картине изображена весна. Солнце пригрело своими лучами землю, снег стал таять. Он потемнел, осел, стал тяжёлым, сырым. На открытых солнечных местах появились первые проталины. Деревья ещё без листьев, но уже чувствуют весну, и на самых высоких ветках вербы распустились почки. Такое высокое, чистое, голубое небо бывает только в марте, в первый весенний месяц. Снега ещё много, особенно в лесу.

Воспитатель рассказывает, какие краски использовал художник: голубую, синюю, зелёную, белую, серую, бледно-жёлтую, а разные оттенки этих красок сделали картину яркой, весенней.

Дети, нравится ли вам картина? Какое у вас настроение, когда вы смотрите на неё? Как бы вы хотели назвать эту картину? Художник И.И.Левитан назвал её «Март». Подходит это название к ней?

А теперь послушайте мой рассказ о картине «Март».

На этой картине изображено самое начало весны. Солнечный, весенний день. Воздух чист и свеж. Темнеет рыхлый снег. С крыши стекает весенняя звонкая капель. Лошадка, запряжённая в сани, наверное, тоже радуется наступающей весне, пригревшему её солнцу. Звонко и радостно поют свои песни птицы. Встряхивают своими влажными, мохнатыми ветвями просыпающиеся сосны. Всё говорит о том, что «весна в окно стучится» и «гонит зиму со двора».

Итог: дети отвечают на вопросы воспитателя.

С картиной какого художника мы с вами познакомились?

Как называется эта картина?

Как можно одним словом назвать то, что изображено на картине?

Правильно, картина, на которой изображена природа, называется пейзажем, а художник, который нарисовал его,-пейзажист.


Приведено с сокращениями.

Программное содержание.
Научить детей внимательно рассматривать картины, рассказывать об их содержании, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник, чувствовать красоту произведения искусства.
Методика проведения занятия.
Детям показываются репродукции с картины А, Саврасова «Грачи прилетели» и с картины И, Левитана «Весна - большая вода».
Проводится беседа: «Дети, скажите, какое время года изображено в этих картинах?» - «Весна».- «Ранняя или поздняя весна?» - «Ранняя».- «Посмотрим на эту картину. Как художник показал в своей картине раннюю весну?» - «Снег лежит грязный, проталины. Грачи прилетели».- «Да, грачи прилетают в конце марта. Как художник нарисовал грачей, что они делают?» - «Грачи чинят старые гнезда и строят новые»,- «На каких деревьях любят вить гнезда грачи?» - «На березах».- «Верно. Художник нарисовал группу берез. На их верхушках - грачиные гнезда. А какое небо нарисовал художник?» - «Голубое и немного желтоватое».- «Художник Саврасов нарисовал весенний день в городке. Вся картина наполнена свежим дыханием весны. Мы видим потемневший снег с проталинами. По земле скользят легкие тени. Неугомонные грачи хлопочут около своих гнезд. Как можно назвать эту картину?» - «Весна. Ранняя весна. Появились проталинки. Тает снег».- «Художник Саврасов назвал свою картину «Грачи прилетели». Хорошо он назвал?» - «Хорошо».- «А вот картина другого художника - Левитана. Назвал он ее «Весна - большая вода». Почему он ее так назвал?» - «Потому что березы стоят в воде, река разлилась. Вода затопила берега».- «Правильно, Левитан изобразил разлив. Какая погода изображена на картине?» - «Солнечный день».-«А почему вы думаете, что день солнечный?» - «Художник нарисовал небо голубое-голубое, по нему плывут легкие облака, а вода тоже голубая и прозрачная: все деревья видны в ней».- «На картине изображен яркий, солнечный день. Голубое небо отражается в воде, и поэтому она кажется голубой. А деревья от солнечного света стали золотистыми. От них падают тени.
Вы видели сегодня, как художники во-разному показали в своих картинах признаки ранней весны. А сейчас вспомним стихотворение поэта А. Плещеева о весне:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Еще раз внимательно посмотрите на картины и подумайте, как бы вы нарисовали раннюю весну.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...