Екимов писем от марьяны. Екимов Борис Петрович. Родительская суббота (рассказы разных лет). Сочинение по тексту Б. Екимова

Очень часто, прожив тяжелую жизнь, полную тягостных воспоминаний и заботы о близких, на склоне лет старики влачат своё существование в домах престарелых. По какой причине пожилые люди проводят последние годы жизни в одиночестве? Над этим вопросом предлагает нам задуматься Б.П. Екимов.

Анализируя проблему, рассказчик приводит в пример историю своей няни, вынужденную проводить остаток своей жизни в доме престарелых. Герой делает акцент на репутации места, на качестве обслуживания и на положительный отзыв самой Марьяны, однако он и его отец по поведению и взгляду женщины замечают, что, если бы у няни была возможность вернуться домой, она бы не задумываясь оставила «этот замечательный приют». Марьяна всю свою жизнь тратила на заботу о других, и даже попав в дом престарелых, она бесплатно устроилась работать на кухню и «была очень довольна своей карьерой». Остатки своей пенсии эта женщина попросила отдать младшему брату главного героя и всем своим видом пыталась изображать счастье и прежнюю молодую прыть – однако рассказчик чувствовал, что это была лишь маска. К собственному стыду он почувствовал, что, как бы Марьяна не старалась убедить всех в благополучии собственного существования, остаток своей жизни она в любом случае хотела бы прожить со своими близкими. Сердце героя подсказывало ему, что он поступил неправильно, и бесследная смерть няни лишь сильнее взбудоражила его совесть.

Автор считает, что всегда и при любых обстоятельствах нужно ценить то, что делают и делали для нас наши близкие. Забота и уважение – лишь малое, чем мы можем отблагодарить их за вселенскую доброту, однако многие забывают даже об этом.

Я полностью согласна с мнением публициста и тоже считаю, что никто из нас не в праве незаслуженно обрекать наших близких на одинокую старость. Все мы должны ценить у уважать тех, кто вложил в нас свою душу.

В рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор» автор описывает одинокую старость женщины, которая всю свою жизнь потратила на заботу о близких. Матрена всегда бескорыстно помогала всем вокруг, а в ответ получала лишь равнодушие. Как бы неблагосклонна не была для неё судьба, Матрена всегда и на все отвечала добродушием и приветливостью и никогда не обременяла окружающих своими просьбами – а в ответ на чужие всегда отвечала отзывчивостью. Однако, когда женщина действительно нуждалась в помощи, её не последовало ни от приемной дочери, ни от соседей, ни от подруг и сестер – они были способны лишь делить нищий скарб героини после её смерти.

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» писатель описывает пренебрежительное отношение главного героя к своим пожилым родителям, которые всем сердцем любили своего сына. Евгению докучали их забота и внимание, он не понимал, насколько важен он для своей семьи и поэтому не проявлял ответных чувств и не спешил радовать родителей своим приездом. Герой казался холодным по отношению к родителям и только перед лицом смерти осознал, что их любовь была самым искренним и чистым чувством в его жизни. Базаров слишком поздно осознал, что должен был проводить больше времени со свей семьей и дарить ей любовь и заботу, пока была такая возможность.

Таким образом, можно сделать вывод, что забота, любовь и внимание – самое малое, что мы можем дать нашим близким, которые всем своим сердцем к нам привязаны. И если есть возможность наполнить смыслом чью-то жизнь, упускать её будет по меньшей мере жестоко.

Сочинение:

Должен ли человек нести ответственность за близких? Над этим вопросом заставляет задуматься в своём тексте русский прозаик и публицист Борис Петрович Екимов.

Автор рассказывает о том, как семья решила навестить старую няньку, которая нынче живёт в доме престарелых. Мария Ивановна всем видом пыталась показать, что ей хорошо живется, но, по словам героя-рассказчика, семья понимала, что, предложив ей уехать с ними, она согласилась бы. Далее автор рассказывает об известии смерти няни. О том, что семья пропустила похороны, более того, им неизвестно, где похоронена Мария Ивановна. От этого героям совестно.

Я разделяю мнение Б.П.Екимова. Человек должен быть благодарен тому, кто посвятил хотя бы небольшой промежуток своей жизни ему и нести ответственность за него.

Очень часто данная проблема находит свое место в произведениях русских писателей. К.Г.Паустовский в рассказе "Телеграмма" рассматривает подобную проблему. Дочь Катерины Петровны вот уже который год не навещала свою мать. Дочь жила в городе, а мать в деревне. Катерина Петровна была больна и главное ее желание было увидеть дочь может быть в последний раз. Но Настя так и не смогла найти время для родной матери, для самого близкого человека в жизни. Мать умерла, так и не повидав свою дочь.

В произведении А.Де.Сент-Экзюпери "Планета людей" автор рассказывает об аварии, которая произошла с летчиком. О том, как он, затерянный в снегах, заставляет себя ползти вперед, не обращая внимания на боль. Летчика спасло чувство ответственности за близких ему людей.

Б.П.Екимов рассматривает актуальную проблему. Самое дорогое в жизни человека это время, и если кто-то посвятил хотя бы частичку своего времени нам, то мы должны быть ему благодарны за это и не забывать этого.

Текст Бориса Петровича Екимова

(1)Писем от Марьяны, старой нашей няньки, ждать не приходилось. (2)Мы с отцом решили её проведать.

(З)Ухоженный дом престарелых для бывших партийных работников стоял в редком пригородном лесочке. (4)Марьяна вышла к нам из дома со своей обычной радостной улыбкой до ушей. (5)Но только эта широкая улыбка да ещё медвежья неуклюжесть движений остались от совсем поседевшей няньки. (6)Да ещё, как прежде, она молола языком без перерыва.

(7)Оказалось, что здесь ей быстро наскучило сидеть сложа руки, и она попросилась в помощники на кухню. (8)Обслуга давно догадалась, что ни к советским, ни к партийным работникам Марьяна не принадлежит, а относится к разряду законченных простофиль, и на кухню бесплатного работника приняли без всяких проволочек. (9)Няня была очень довольна своей карьерой.

— (10)И тут пригодилась! — хвасталась она, выставляя перед нами дрожащие руки. — (11)С утра вот этими руками мешок картошки перечищу... (12)Палата у нас большая, что церковь, — продолжала она. — (13)На четверых. (14)Но одна бабка померла, и теперь койка гуляет. (15)А нам и лучше, свободнее!..

(16)Вообще она бодрилась изо всех сил и явно старалась убедить нас, как ей хорошо, славно живётся. (17)Но я слушал её, и сердце моё сжималось, а глаза почему-то не хотели смотреть на Марьяну. (18)Чувствовалось, предложи мы ей сейчас оставить этот замечательный приют с прекрасно налаженным бытом и поехать вместе с нами домой, она без раздумья пошла бы к машине.

(19)Уже когда мы прощались, обещая обязательно навестить её снова, Марьяна вспомнила ещё одно дело.

(20)Пенсия моя пропадает! — сказала она отцу с непреходящей улыбкой. — (21)Санитарки очки у бабок попрячут и деньги их прибирают. (22)А что сделаешь? — спохватилась она, поняв, что бросает тень на репутацию своего великолепного заведения. — (23)Они ж молодые, скорые. (24)Ты скажи, чтобы мою пенсию в банке складывали. (25)А когда меня закопают в землю, — тут она, как встарь, попыталась лихо топнуть ногой, — отдай эти деньги меньшему. — (20)Она имела в виду моего младшего брата.

(27)Отец, тоже, видимо, слегка расчувствовавшийся от встречи с Марьяной, заговорил было, что она проживёт ещё сто лет. (28)Но что-то новое и серьёзное скользнуло по лицу няни. (29)И она оборвала отца:

— Да нет...

(30)В конце лета из дома престарелых позвонили и сообщили о смерти Марии Ивановны Миколуцкой.

(31)Где её похоронили, неизвестно. (32)Ни один из нас не побывал на её могиле. (33)А нынче эту могилу уже не сыщешь. (34)Одиноким старухам, умирающим в домах престарелых, ни металлических крестов, ни каменных надгробий не полагается. (35)Достаётся им чаще всего деревянный колышек с фанерной дощечкой, на которой небрежно написаны фамилия и даты рождения и смерти.

(З6)Но через год-другой дождь и снег отнимают у фанерки чернильную надпись, колышек падает, могильный холмик оседает, и никаких следов того, что здесь лежат чьи-то кости, не остаётся. (37)Остаётся просто земля, из которой каждую весну дружно лезут куриная слепота, конский щавель, лопухи и одуванчики.

(38)Сейчас мне кажется, что так и должно быть. (39)Во что ещё могла превратиться наша няня, как не в простую землю, заросшую травой?

(40)Так я говорю себе и с подозрением прислушиваюсь к собственным словам: не пытаюсь ли я успокоить свою совесть?

(По Б. Екимову*)

* Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) — русский прозаик и публицист.

«Вспоминаю очень часто душевные наши встречи, теплые беседы в маленьком и уютном вашем домике. Вы пишете, что я успокаивала вас, могла развеселить, а ведь сама я приходила, прибегала к вам с каждым новым событием, с каждым известием. У меня в Калаче ведь не было более дорогих и близких людей, чем вы» – это строки из письма Марианны Григорьевны Блохиной. Последние несколько лет она жила в Ростове-на-Дону, возле сына, сестры. Там и умерла.

Марьяну Григорьевну знали в каждом калачевском доме. У нее учились два поколения. Хотя была она вовсе не педагогом, а музыкальным руководителем «на полставки», то есть на половинной зарплате. Детский сад и школа. Шумовой оркестр, о котором я говорил, танцевальные группы, несколько хоров, драматический коллектив, вокалисты, чтецы-декламаторы.

– Калачевские дети очень одаренные. Очень! Пластика – удивительная. Голоса…

Мне, теперь уже коренному калачевцу, трудно с этим не согласиться. Это ведь и обо мне тоже. Но вот до Марьяны Григорьевны не было человека, который бы это увидел, почувствовал, сказал вслух.

Детский сад, школа… Надо успеть везде. Марьяна Григорьевна словно белка в суматошливом школьном и детсадовском колесе.

«В одиннадцать у меня – хор младших классов, потом просили на пионерском сборе поиграть, потом – танцевальный. После обеда собираю солистов. Вечером – драматический. Кто не придет? Лена? Почему? Сорвать репетицию?! Что с ней случилось? Сейчас побегу и найду ее!»

Старшеклассники, те, кто знал ее ближе, меж собой называли ее просто Марьяной. Она была по образованию вовсе не педагогом, а, кажется, инженером-электриком. Но хорошо играла на пианино, любила музыку. В детский сад и школу она попала случайно: война, эвакуация, чужой поселок, нужна работа. Вроде нечаянно получилось, а на всю оставшуюся жизнь.

Сейчас, со стороны, издали, видится: какая все же сумасшедшая была у нее работа! Ведь в школе что основное: математика, русский и прочее. А тут Марьяна со своими репетициями. И ей: то – места нет, то – нужных людей куда-то забирают. Или вдруг эти милые люди сами куда-то делись. Ищи, Марьяна! У солистки несчастная любовь, и ей не до песен. Уговаривай, Марьяна… А у Марьяны дома свои дети. И зарплата – копеечная. Не раз она грозила все бросить и уйти. Но к счастью, уйти не могла.

Поздний вечер. Пустая школа. Репетиция закончена. Устали. «Хотите, я вам что-нибудь сыграю?» – «Сыграйте, Марьяна Григорьевна…»

Открытое пианино. Музыка. Пристроимся рядом, слушаем. Уборщица, опершись на швабру, стоит, тоже слушает.

Потом, через долгое время, в годы взрослые, эта уборщица, встречая, спрашивала меня: «Как там Марьяна Григорьевна? Не слыхал? – Головой качала. – Какой человек…»

В последние свои калачевские годы Марьяна Григорьевна жила в школьной пристройке, в крохотной комнатке, нормальной квартиры так и не получив.

Она была из Одессы, из семьи Соколовских. Видимо, от немцев бежали. И оказались после войны в Калаче. Фима Наумовна – глава семьи, старая, седая. Две дочери: Марианна и Любовь Григорьевны, последняя сразу умерла. Я ее не помню. У нее остался сын Феликс. У Марьяны – сын Сергей. Так они и жили, вчетвером: Марьяна работала, ребята учились, Фима Наумовна вела дом.

Один случай. Мне рассказывали о нем не раз, тетя Нюра и мама. Это было в сорок седьмом или в сорок восьмом году, после войны.

Время тяжелое: голод, разруха. А у Фимы Наумовны и Марьяны, в их семье, были деньги. Помнится – пять тысяч рублей. (Сумма для того времени великая. Месячные зарплаты – тридцать рублей, пятьдесят рублей, семьдесят.) Говорили, что это выигрыш по «государственному займу». Выигрыш значит выигрыш. Фима Наумовна и Марьяна берегли эти деньги, не тратя их, для круглого сироты Феликса. Когда он вырастет, эти деньги ему помогут начать свою жизнь. А пока деньги берегут, не знаю уж – на сберкнижке ли, дома.

Но про «пять тысяч» многим известно. А времена были тяжкие: хлеба не ели досыта. И потому, когда припирало, люди шли к Фиме Наумовне и просили денег взаймы, на какой-то короткий срок, чтобы «перебиться». Брали многие, и все отдавали. Не вернул деньги лишь один человек. Помню его фамилию, но называть не буду. Он занял деньги, чтобы купить тёлку. А потом сказал: «Деньги не верну». И все. Кому идти жаловаться? И как? Никакого документа, даже расписки. А в те самые дни кому-то из знакомых срочно потребовались деньги. Кажется, Шкленникам. Тоже – беженцы, поляки ли, латыши. Детей имена помню: Эдуард, Витаус и Юля. Шкленники надеялись. А тут – такая вот история, которая всем стала известна. Но Шкленник все-таки пришел к Фиме Наумовне, потому что деваться некуда. Он пришел и сказал: «Я знаю, что вам деньги не вернули. Но мне взять больше негде. А нужда велит. Я написал расписку, и свидетели распишутся…» Фима Наумовна остановила его. «Не надо никаких расписок, – сказала она. – Если один плохой человек обманул нас, разве можно всем людям не верить». Вот и все.

Марьяну Григорьевну в тогдашнем Калаче все знали и долго помнили. Фиму Наумовну – тоже. «Какие люди хорошие… – говорили мои домашние. – Это не Розенцвейги…»

Розенцвейги – тоже одесские беженцы, из Или. Они туда эвакуировались с вагоном сапожного товара. Организовали артель, в которой работали ссыльные поляки. Всю войну Розенцвейги жили припеваючи. А потом вернулись в Одессу, как говорили, с вагоном денег. Но это – уже другое, почти нынешнее.

Марьяна Григорьевна – из времени иного, недаром она любила наш старый дом и его обитателей. Строки из писем: «Вспоминаю Калач и ваш милый домик… Вы с Анной Алексеевной всегда такие добрые, отзывчивые, ко всем людям ласковы… С вами мне было легко и свободно…» «…здесь, даже с самыми близкими… мне как-то не по себе. По их мнению, я не умею жить, не умею устраиваться, добиваться… не раз уже говорили, что я идеалистка, наивная женщина, безосновательно верю во все хорошее в жизни, в людях. Кто знает, может быть, это и так… Но мне всегда люди казались хорошими в большинстве случаев.

Нет, мне кажется, я была права. И вы, мои хорошие друзья, сохраняйте свою доброту к людям. Не теряйте веру…»

Наш старый дом, его семейные альбомы, пожелтевшие фотографии. Детский сад, школа. Веселая детвора: танцуют, поют… Где-то там, рядом, наша Марьяна. А это – уже постарше: драматический кружок. Веня Болдырев, Валера Скрылев, Валя Жукова, Маша, Рая, Галя и я… В «Майской ночи» мы были «ведущими актерами». А это еще старше, и люди другие, но тоже драмкружок: Егор, Митя, Юра Могутин, Валя Попова и я, уже подрос, это десятый, наверное, класс. Светлые, милые лица. И Марьяна с нами. А вот уже младший мой брат, Николай, – он десятью годами моложе – тоже с Марьяной Григорьевной. Целая гурьба ребятишек. Поют скворчата.

Гляжу на фотографии. Музыкантами, артистами, художниками никто из нашей братии не стал. Даже в мыслях этого не было. Учились, работали, жили, живем. А как же «Учитель, воспитай ученика»?.. Что нам дала Марьяна? Минуты радости в детстве и в юности. И еще: «Калачевские дети очень одаренные».

Спасибо, Марианна Григорьевна.

(1)В Москве осень, а в Коктебеле бархатный сезон.

(2)Хотя времена иные, но и нынче хорошо в Крыму. (3)Вдоль набережной - сплошные магазины-скворечники с яркой пестрядью этикеток и оберток, кафе, шашлычные, закусочные. (4)Но остались главное - море, небо, горы, степь; их молчание, ропот волн, шелест травы - словом, главное.

(5)А вечерами - шумная набережная, от затенённой диким виноградом веранды до музея Волошина. (6)Прогулки, разговоры, толкотня. (7)Занятные безделушки на парапете и лотках. (8)Что-то рассмотришь, что-то купишь - себе или родным и друзьям в подарок.

(9)Всё славно. (10)И лишь пожилая женщина с букетами полыни тревожила меня. (11)Она была так ни к месту и своим видом - потёртое пальто, тёмный платок, старость - и своими жалкими, никому не нужными букетами. (12)Вечерами она, сгорбившись, одиноко сидела на скамейке на самом краю набережной. (13)Она была лишней на этом осеннем, но всё же празднике на берегу моря.

(14)В первый же день я, конечно, купил у неё букетик полыни, выслушав: «Повесите на стенку и так хорошо будет пахнуть!» (15)Купил, словно долг отдал. (16)Но от этого не стало легче! (17)Конечно же, не от хорошей жизни прибрела она сюда. (18)Сидит, потом медленно бредёт во тьме домой.(19) Старая мать моя обычно, ещё солнце не сядет, уже ложится в постель. (20)Говорит, что устала. (21)Ведь и в самом деле устала: такая долгая жизнь. (22)И такой долгий летний день - для старого человека.

(23)Старые люди... (24)Сколько их ныне с протянутой рукой!

(25)И эта одинокая пожилая женщина на набережной! (26)Просить милостыню, видно, не хочет. (27)Хотя подали бы ей много больше, чем выручит за свои жалкие сухие веточки. (28)Но просить не хочет. (29)Сидит...

(30) Прошёл день, другой, третий. (31)Ещё радовали солнечные дни, тёплое море, голубое небо, яркие клумбы оранжевых бархоток и пахучих петуний, зелень деревьев. (32)В Москве слякотно, холодно и даже снег прошёл, а здесь ласковое лето. (33)Днем - хорошо, вечером приятно погулять по набережной, постоять на причале возле рыбаков.

(34)И всякий же вечер была старая женщина, одиноко сидящая возле букетов сухой полыни.

(35)Но однажды, выйдя на набережную, увидел я, что возле старой женщины, на её скамейке, сидит пара: бородатый мужчина - на краешке скамьи, на отлете, мирно покуривает, а супруга его живо беседует со старушкой. (36)Сухой букетик - в руке, какие-то слова о пользе полыни и всяких других растений. (37)А разговоры «о пользе» весьма притягательны.

(38)Вот возле старой женщины, у её букетиков, заслышав что-то «о пользе», стали останавливаться. (39)День на исходе, забот никаких. (40)Самое время побеседовать «о пользе». (41)Беседуют и, гляжу, покупают. (42)Дело-то копеечное.

(43)Поглядел я, порадовался, побрёл потихоньку своей дорогой.

(44)А на душе как-то спокойно стало. (45)Ведь так тревожно было видеть её одиночество, словно заноза вонзалась в сердце.

(46)Следующим вечером - та же картина: женщины беседуют, бородатый мужчина спокойно покуривает рядом. (47)Слышу, старушку уже по имени-отчеству величают. (48)Значит, познакомились. (49)Это и вовсе хорошо.

(50) В один из последних вечеров видел я и старую женщину с сухими цветами, и её новых друзей. (51)Последние, видимо, уезжали. (52)Мужчина что-то записывал на бумажке. (53)Наверное, адрес.

(54)На следующий день - гроза, ливень, потом моросило. (55)Вышел я вечером - никого. (56)И старушки тоже, конечно, нет.

(57)Но тогда, в тот последний мой крымский вечер, и теперь, от Коктебеля вдали, я вспоминаю о старой женщине без горечи и печали. (58)Нашлись люди добрые, посидели возле неё, поговорили. (59)А что ещё нужно старому человеку? (60)Теперь она зимует и ждёт весны. (61)Как и все мы, грешные, ждём тепла, небесного ли, земного. (62)Любое - в помощь.

(по Б. П. Екимову*)

*Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) - российский прозаик и публицист.

Информация о тексте

Проблемы

Позиция автора

1. Проблема одинокой старости. (В чём нуждается одинокий пожилой человек?) Одинокий пожилой человек нуждается в человеческом участии, в общении с доброжелательными людьми.
2. Проблема бедности одиноких пожилых людей. Пожилые люди, оказавшись в одиночестве, могут нуждаться в средствах для жизни, и тогда кто-то из них встаёт с протянутой рукой, а те, кому просить не позволяет гордость, пытаются заработать своим трудом, несмотря на возраст и усталость.
3. Проблема отношения людей к одиноким старикам. (Как люди относятся к проблемам одиноких пожилых людей?) Люди испытывают сочувствие и сострадание к одиноким старикам, но не все находят в себе душевные силы, чтобы проявить к ним искреннее участие, оказать действенную помощь.
4. Проблема потребности людей в душевной теплоте. (В чём нуждается каждый человек?) Каждый человек испытывает потребность не только в тепле, которое дарит природа, но и в душевной теплоте, исходящей от других людей.

У любого человека есть потребность быть нужным, чувствовать поддержку. Но в старости многие оказываются вдали от близких. Признаются ли пожилые люди в том, что хотели бы вернуть прежние отношения? Как же человек, живший ради других, существует в одиночестве? Именно над этой проблемой размышляет Б. П. Екимов.

Вопрос одиночества стариков особенно актуален в наше время, ведь семейные ценности и уважение к старшим для многих отошли на второй план. Данная проблема относится к категории социальных. Такой вывод можно сделать благодаря тому, что речь идет о целом слое общества – о пожилых людях. Поднятая проблема рассматривается на примере судьбы няни рассказчика, доживающей свои годы в доме престарелых. Б. Екимов обращает внимание на то, что Марьяна без ропота, не показывая истинных чувств, приняла свое одиночество.

С одной стороны, няня была даже довольна своим положением в доме и тем, что может заниматься хоть каким-то делом. Но с другой – женщина скрывала свою тоску от чужих глаз.

Действительно, нельзя не согласиться с Б. П. Екимовым. Старики, уделявшие столько внимания воспитанию молодого поколения, нуждаются в заботе и заслуживают благодарности за то, что они сделали для окружающих и близких.

Моя позиция подтверждается опытом художественной литературы. Данная проблема неоднократно рассматривалась в произведениях русских классиков. Нельзя не вспомнить рассказ К. Паустовского «Телеграмма». Катерина Петровна души не чаяла в своей дочери, но последняя оставила мать в одиночестве. Героиня не понимала, как дорого было её внимание для пожилой женщины и как больно было безразличие. И жизнь Катерины Петровны закончилась вдали от самого близкого человека, который так и не отблагодарил мать за её бескорыстную любовь.

К сожалению, одинокие пожилые люди существуют не только в литературе, но и в жизни. В деревне Ивановка, где живет моя бабушка, стоит покосившаяся полусгнившая изба. В этом доме раньше жила пожилая женщина, к которой на моей памяти ни разу не приезжали родственники из города. К старости она стала забывать многое из того, что знала, но никто из родных так и не явился поддержать бабушку, помочь по хозяйству.

Итак, пожилые люди нуждаются в нашем внимании. Ведь, если человек посвятил свою жизнь окружающим, близким, он обязательно должен получить за это вознаграждение: заботу, понимание, внимание. Высшая степень неблагодарности заключается в том, чтобы позволить такой личности быть одинокой. Старики нуждаются в поддержке, как бы они ни скрывали этого.