Главный идейный противник Базарова – Павел Петрович Кирсанов. Сочинение на тему «Базаров и его противники (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Показывая разночинца в чуждой ему дворянской среде, писатель подчеркнул в нем, с одной стороны, простоту и грубоватость его облика, резкость и угловатость его манер, а с другой — его самоуверенность и незаурядный, пытливый ум. Видя в разночинце-демократе представителя враждебного и чуждого себе мира, Тургенев тем не менее показал в нем такую трезвость и убежденность мысли, прямоту чувств, собранность воли, которые делали его необычайным явлением в изображаемой социальной среде. Осудив в романе материалистические и утилитарные убеждения демократа, противопоставив им романтико-идеалистические убеждения либералов, Тургенев тем не менее не нашел среди них никого, кто мог бы уверенно и успешно оспаривать «нигилиста» в идейных столкновениях с ним.

Именно в этой перспективе и обрисовал Тургенев всех других героев своего произведения. Он снова ограничил свой роман рамками жизни отдельных дворянских семей. Прежде всего это семья Кирсановых, где Базаров сразу находит и поклонников, и идейных противников. Но это — не стойкие поклонники и слабые противники.
Старший из Кирсановых — это по существу неудачник, бобыль и приживал, давно растерявший свои светские связи и живущий пустыми требованиями домашнего этикета да затаенной склонностью к подруге собственного брата. Но писатель, слегка подчеркивая комичность аристократических замашек и идеологических претензий Павла Петровича, соединенных с его внутренней слабостью, все же именно его делает главным противником Базарова сначала в спорах, а затем на дуэли. Тем самым он дает Базарову полную возможность уверенно расправиться с этим запоздалым защитником сословных «принсипов».

Николай Кирсанов также не в силах серьезно противостоять Базарову. Подобно Лежневу и Лаврецкому, он — бывший студент университета 30-х годов и либеральный помещик, решивший еще при крепостном праве «устроить» своих крестьян — отдать им в собственность их землю и перевести на оброк. Еще более прогрессивно в деятельности Кирсанова то, что на своей земле он завел «ферму», т. е. хозяйство, основанное на «вольном» наемном труде. Оно требует различных агрономических улучшений, и это заставляет самого хозяина читать, учиться и стараться «стать в уровень с современными требованиями».

Но, пойдя гораздо дальше Лаврецкого в хозяйственном отношении, Кирсанов идейно деградировал по сравнению с ним. У Лаврецкого были хотя и смутные, но высокие общенациональные идеалы, стремления осознать «народную правду» и служить ей. У Кирсанова ничего подобного нет. И в этом, несомненно, уже сказалась постепенная утеря дворянским либерализмом его недавнего просветительского пафоса. При всей готовности читать Ли-биха, Николай Петрович выглядит человеком недалеким и ограниченным, даже в искренности и доброте. Самое большее, чего от него можно ждать, это чтобы его собственная «ферма» не прогорела и стала бы приносить доход. А в остальном ему вполне довольно Пушкина, виолончели и Фенички. В таком либерале Базаров, конечно, не видит достойного противника и имеет основание глядеть на него с пренебрежительной иронией.
Таковы «отцы» в дворянстве 60-х годов, но и «дети» ни в чем не сильнее их. В «Дворянском гнезде» Тургенев выразил надежду, что молодежь в доме Калитиных это те «молодые силы», которым предстоит «дело делать, работать». И он имел возможность показать осуществление этой перспективы в сыне Кирсанова. Он мог бы даже попытаться сделать его идейным соперником Базарова и отразить основной идеологический конфликт эпохи в столкновениях людей одного поколения, но разных течений общественной мысли.
Но писатель, видимо, не нашел реальной возможности сделать это.

Он изобразил молодого дворянина робким учеником и даже просто подголоском воинствующего демократа, а лично человеком столь же недалеким, как и его отец, способным променять передовые идеи на счастливое прозябание в лоне семьи. И к Аркадию Базаров, естественно, относится иронически.
Среди дворян у Базарова нет ни достойных противников, ни настоящих единомышленников. Последние у него, несомненно, должны были быть среди разночинно-демократической молодежи. Тургенев, конечно, понимал такую возможность, но не счел нужным раскрыть ее в сюжете романа. Ему хотелось, видимо, показать Базарова одиночкой, и он изобразил его проводящим летний досуг по дворянским усадьбам и ненадолго заезжающим в провинциальный город. Здесь он не встречает людей своего уровня и круга. Но здесь перед ним заискивают люди, извращающие передовые идеи эпохи, стремящиеся прикрыть свою распущенность новейшими научными и социальными понятиями, и он с презрением отворачивается от них. Сопоставив Базарова с Ситниковым и Кукшиной, писатель оттенил этим всю значительность его характера, всю серьезность его идейных запросов.

Таким образом, всей расстановкой действующих лиц романа Тургенев показал разночинца-демократа с его умственной активностью и целеустремленностью как новую силу в русской общественной жизни, которой, среди дворянства, даже в его передовых слоях, по существу некого противопоставить. Но тем не менее для писателя были совершенно неприемлемы сами идейные принципы демократии 60-х годов — материалистическое и утилитарное миропонимание, особенно в его естественнонаучной аргументации, из которой вытекала резкая и на вид уничтожающая критика идеализма и романтики дворянской интеллигенции.

Образ Базарова занимает центральное место в романе Тургенева “Отцы и дети”. Только в двух главах из двадцати восьми этот человек не является основным действующим лицом. Все прочие персонажи, описанные автором, группируются вокруг Базарова, помогают отчетливей увидеть определённые черты его характера, а также раскрывают себя. Базаров кардинально отличается от людей, окружающих его: он умён, обладает огромной душевной силой, однако среди представителей уездной аристократии испытывает одиночество. Это - разночинец, придерживающийся демократических взглядов, выступающий против крепостного строя, материалист, который прошёл непростую школу лишений и труда. Образ Базарова привлекает к себе внимание своей независимостью и умением мыслить самостоятельно, свободно.

Столкновение свободного сознания и старых порядков

Сюжет романа Тургенева основывается на столкновении Базарова с аристократическим миром того времени. Автор раскрывает характер и жизненную позицию героя в его конфликте с “барчуками проклятыми”. В произведении писатель активно использует контрасты: Базаров противопоставляется Павлу Петровичу. Один из них - убеждённый демократ, а другой - типичный представитель аристократического сословия. Базаров - последователен, целеустремлён, обладает В свою очередь, Павел Петрович - мягкотелый, пребывает в состоянии некой “раздвоенности”. Его убеждения - случайны, у него нет представления о своей цели.

Как уже было сказано, образ Базарова наиболее полно раскрывается в спорах героя с другими персонажами. Беседуя с Павлом Петровичем, он демонстрирует нам зрелость ума, умение зрить в корень, презрение и ненависть к барско-рабскому порядку. Взаимоотношения Базарова и Аркадия раскрывают личность первого с новой стороны: он выступает воспитателем, учителем и другом, проявляет умение привлекать молодёжь на свою сторону, непримиримость и честность в дружбе. А его отношения с Одинцовой показывают, что, помимо всего прочего, Базаров способен на глубокую настоящую любовь. Это - цельная натура, имеющая силу воли и обладающая

Происхождение Базарова

Евгений Базаров, образ которого сегодня является темой нашего обсуждения, - выходец из простой семьи. Дед его был крестьянином, а отец - уездным доктором. О том, что его дед пахал землю, Базаров говорит с нескрываемой гордостью. Он гордится тем, что обучался за “медные деньги”, и тем, что всего, что имеет, добился своими силами. Труд для этого человека является настоящей нравственной потребностью. Даже отдыхая в деревне, он не способен сидеть, сложа руки. С людьми Базаров общается просто, руководствуясь искренней заинтересованностью. И это в очередной раз подтверждается тем, что после того, как он навещает Аркадия, дворовые мальчишки “бегали за дохтуром, точно собачонки”, а во время болезни Моти он с удовольствием помогает Фене. Базаров держится просто и уверенно в любой компании, он не стремится произвести на окружающих впечатление и при любых обстоятельствах остаётся самим собой.

Отрицание как основа мировоззрения героя

Образ Базарова - это образ сторонника “беспощадного и полного отрицания”. Что же отрицает этот сильный и неординарный человек? Он сам же даёт ответ на этот вопрос: “Всё”. Базаров отрицает буквально все аспекты общественно-политического устройства России тех лет.

Главный герой романа не поддаётся чужому воздействию, но умеет склонять на свою сторону других людей. Очевидным является его сильное влияние на Аркадия, а в спорах с Николаем Петровичем он настолько убедителен, что заставляет того усомниться в своих взглядах. Не сумела устоять перед обаянием личности Базарова и аристократка Одинцова. Однако справедливости ради следует отметить, что далеко не все суждения героя истинны. Ведь Базаров отрицал и красоту окружающей его живой природы, и искусство, и безграничную сферу человеческих эмоций и переживаний. Впрочем, по всей видимости, любовь к Одинцовой заставила его переосмыслить эти взгляды и подняться ещё на ступеньку выше.

Заключение

Человека, идущего на шаг впереди своего времени, изображает в своём творении Тургенев. Образ Базарова чужд тому миру и той эпохе, в которой он живёт. Однако одновременно с неисчерпаемой душевной силой персонажа автор показывает нам и “обратную сторону медали” - его идейное, политическое и даже психологическое одиночество в чуждой ему среде дворян. Демонстрируя готовность Базарова менять окружающий мир к лучшему, “расчищать” его для тех, кто будет строить новое государство с новыми порядками, Тургенев, тем не менее, не даёт своему герою возможности действовать. Ведь, по его мнению, Россия не нуждается в столь разрушительных поступках.

Оппоненты Базарова

1. Что такое нигилизм?

2. Оппоненты Базарова.

3. Ошибка Базарова.

Ивана Сергеевича Тургенева всегда интересовала проблема столкновения разных поколений. В названии романа «Отцы и дети» мы видим противопоставление и столкновение двух сторон. Базаров - главный оппонент «отцов», старшего поколения, представленного в романе Базаровыми-старшими и братьями Кирсановыми.

В начале романа мы отмечаем необычную внешность Евгения Базарова, его балахон и бакенбарды, развязность. Едва появившись, он вызывает недоверие Кирсановых, потом выясняется, что в довершении всего он еще и нигилист. Это настораживает всех окружающих еще больше. Что же такое «нигилизм» в понимании героев романа? Николай Петрович Кирсанов понимает его в точном переводе с латыни: «Это слово означает человека, который ничего не признает». Павел Петрович поправляет брата: «Скажи: который ничего не уважает». Аркадий замечает: «Который ко всему относится с критической точки зрения».

Евгений отрицает все прекрасное, и слова Аркадия о том, что «надо бы так устроить жизнь, чтобы каждое мгновение в ней было замечательно», вызывают у него непонимание и неприятие. Базаров принимает все «с критической точки зрения», «не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Павел Петрович заявляет, что «без принципов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди». Но Базаров придерживается иного принципа. Главный нигилистический принцип Базарова - «я действую в силу своих ощущений», но он не допускает, что эти ощущения могут быть ложными и подвести его.

Поколение отцов тоже имеет свои устоявшиеся взгляды, понятия. Николай Петрович - прекрасный отец, муж, нежно любящий свою семью. Перед приездом сына Аркадия он переживает, что потерял связь с сыном. Взгляды отца и сына действительно очень разные. Но в конце романа Аркадий увлекается ведением хозяйства, приближается к отцу, начинает его понимает. Николай Петрович Кирсанов не спорит с Евгением, но его поведение и мироощущение противостоят нигилизму как таковому. Николай Петрович не тратит времени на споры, понимая, что не будет услышан.

Базаров тоже имеет родителей, как и Аркадий, он чувствует большую дистанцию между собой и своими стариками. Поэтому так редки их встречи, через три года он приезжает к отцу и матери лишь на три дня. Базаровы-старшие занимаются земледелием, отец, хоть и образован, но его знания не сравнятся с образованием сына. Мать думает только об отдыхе сына, а ему кажется невозможным работать в родном доме, долго находиться вдали от людей своего уровня. Родители всегда готовы поддержать сына. Но только болезнь Евгения и близость смерти позволяет им стать ближе друг другу.

В Оппоненты Базарова в доме Кирсановых также входл Павел Петрович Кирсанов - представитель многовековой дворянской культуры. Сначала он испытывает к герою скрытую неприязнь, но затем она превращается в открытое противостояние. Как либерал, он не принимает нигилизм Евгения, как аристократ - презирает его за незнатное происхождение. Он даже брезгует пожать Базарову руку. А Евгений в свою очередь издевается над его манерами, «принсипами». Но свои принципы Павел Петрович не претворяет в жизнь, его позиция - умеренный либерализм, аристократизм, поклонение красоте, искусству. На самом деле искусство больше ценит его брат. Они постоянно спорят об историческом пути России и как обустроить страну. Базаров не принимает идеи аристократов о порядке, он склонен к революционным преобразованиям. По его мнению, нужно сломать старое и строить новое с самого начала: «Исправьте общество и болезней не будет». Но ни его идеалы, ни идеалы Павла Петровича не принимаются простым народом.

Базаров считает, что его оппонент сидит сложа руки, в то время как сам он занимает активную жизненную позицию. Но, возможно, одержав в споре победу над оппонентом, Евгений остается на одном месте, потому что не имеет конкретных целей.

Как считал критик-демократ Д. Писарев, основное противостояние - противостояние между Базаровым и Павлом Петровичем, потому что их диалоги больше всего содержат полемических споров. Как оппонент Павел Петрович оказывается несостоятельным, его слова не заменяют дел, а собственных убеждений он тоже не имеет. Ранение Павла Петровича на дуэли исчерпывает конфликт, но не решает судьбу России.

В конце романа Павел Петрович уезжает в Дрезден, становится славянофилом, «но жить ему тяжелей, чем он подозревает». Базаров перед смертью понимает, что они оба ничего не сделали для родины. Тургенев отвергает идеи обоих. Например, Базаров заявляет, что «природа - не храм, а мастерская», а весь роман насыщен великолепными картинами природы.

Базаров - бунтарь, человек, который двигает прогресс, он умен в отличие от лженигилистов - таких, как Кукшина и Ситников. Но, становясь в оппозицию к отцам, Базаров не принимает во внимание опыт поколений, это его ошибка. По мнению самого Тургенева, ничего не может быть построено на одном отрицании. Ведь даже суть жизни не в отрицании, а в утверждении. Это мнение подтверждает и жизнь Базарова: отрицавший любовь - полюбил, отвергающий поэзию и искусство - начинает ценить их. После смерти у Евгения не остается последователей.

Любовь Базарова к Анне Одинцовой становится первым испытанием для его убеждений. Духовную связь с женщиной, романтические отношения он начисто отрицал, пока не почувствовал страсть к умной и образованной Анне. Его убеждения борются с его человеческими чувствами. Но, сражаясь с собой, он не добивается ответной любви. Базаров начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь, кажется, теряет даже смысл жизни. Но любовь заставила его посмотреть на мир другими глазами.

Смерть Евгения тоже опровергает нигилизм. Аркадий говорил: «Ты ее <смерть>отрицаешь, а она тебя - нет». Смерть Базарова - это смерть его идей. Тургенев показывает несостоятельность идей нигилизма внутренней эволюцией Евгения. Перед смертью Базаров осознает, что главной для него осталась любовь к Одинцовой.

Единомышленники Базарова - мнимые ученики. Аркадий с легкостью потом переходит в лагерь «отцов». Это была не дружба, а слепое подражание одного человека другому. Базаров понял, что Аркадия перевоспитать невозможно, но он искренне привязан к юноше. Но это, по сравнению с Кукшиной и Ситниковым, - самый лучший его ученик. Базаров самонадеян и дерзок, и главным его оппонентом в конечном счете оказывается жизнь. Она доказала то, что отрицал Базаров.


Герои-антагонисты в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети".
Сочинение по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".

В романе Тургенева "Отцы и дети" героями-антагонистами являются Павел Петрович Кирсанов и Базаров.
Эти герои отличались друг от друга всем: возрастом, социальным положением, убеждениями, внешностью.
Вот портрет Базарова:
"...высокого роста, в длинном балахоне с кистями, лицо длинное и худое, с широким лбом, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум".
А вот портрет главного базаровского оппонента:
"На вид ему было лет сорок пять; его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной".
Павел Петрович лет на двадцать старше Базарова, но, пожалуй, даже в большей степени, чем он, сохраняет в своем облике приметы молодости.
Старший Кирсанов - человек, чрезвычайно заботящийся о своей внешности. Он стремится выглядеть как можно моложе своих лет.
Так и подобает светскому льву, старому сердцееду. Базаров, напротив, о внешнем виде не заботится.
В портрете Павла Петровича автор выделяет правильные черты, изысканность костюма и устремленность к легким, неземным материям.
Этот герой и будет отстаивать в споре порядок базаровского преобразовательского пафоса.
И все в его облике свидетельствует о приверженности норме. Социальное положение героев также различно. П. П. Кирсанов богаче Базарова, но для Павла Петровича деньги играют более важную роль в жизни, чем для Базарова.
Он способен обходиться малым, а Павел Петрович, судя по его образу жизни, манере одеваться, нет. Но все же мне кажется, что основная проблема - это различные убеждения героев. И именно эта проблема обсуждается в спорах П. П. Кирсанова и Базарова. Базаров утверждает, что "природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Он глубоко убежден, что достижения современного естествознания в перспективе позволят решить и все проблемы общественной жизни.
Прекрасное - искусство, поэзию - он отрицает, в любви видит только физиологическое, но не видит духовного начала. Базаров "ко всему относится с критической точки зрения" и "не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип". Павел Петрович же провозглашает "аристократизм - принцип, а без принципов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди".
Однако впечатление от вдохновенной оды принципам заметно ослабевает под влиянием тех обстоятельств, что оппонент Базарова на первое место ставит наиболее близкий себе "принцип" аристократизма: Павел Петрович, воспитанный в обстановке безбедного существования и привыкший к петербургскому светскому обществу, не случайно выдвигает на первое место поэзию, музыку, любовь. Базаров же, сын небогатого военного врача, с детства приученный к труду, а не к праздности, увлекающийся естественными науками, очень мало в своей короткой жизни имел дело с поэзией или музыкой.
Я думаю, что Базаров реалист, а Павел Петрович - романтик, ориентированный на культурные ценности романтизма первой трети XIX века, на культ прекрасного. И его коробит от базаровских высказываний насчет того, что "порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта" или что "Рафаэль гроша медного не стоит".
Мне кажется, что здесь Тургенев с базаровской точкой зрения, безусловно, не согласен.
Однако он не дает победы в этом месте спора и Павлу Петровичу.
Его рассуждения об искусстве и поэзии, так же как и об обществе, пустые и тривиальные, часто комичные. Тургеневскому замыслу вполне отвечала победа Базарова над аристократизмом Кирсанова. Но я считаю, что полная победа Базарова над Кирсановым невозможна, потому что в какой-то мере правы обе стороны.
Таким образом, и в изображении либералов, близких ему по политическим взглядам,
Тургенев все же преодолевал свои классовые симпатии и рисовал в основном верную картину жизни.

Сочинение на тему «Базаров и его противники (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)» 5.00 /5 (100.00%) 1 vote

Столкновение разных поколений всегда интересовало Ивана Сергеевича Тургенева. В названии романа «Отцы и дети» мы видим противопоставление и столкновение двух сторон, Базаров – главный оппонент «отцов», старшего поколения, представленного в романе Базаровыми-старшими и братьями Кирсановыми.
В начале романа мы отмечаем необычную внешность Евгения Базарова, его балахон и бакенбарды, развязность. Едва появившись, он вызывает недоверие Кирсановых, потом выясняется, что в довершении всего он еще и нигилист. Это настораживает всех окружающих еще больше. Что же такое «нигилизм» в понимании героев романа? Николай Петрович Кирсанов понимает его в точном переводе с латыни: «Это слово означает человека, который ничего не признает». Павел Петрович поправляет брата: «Скажи: который ничего не уважает». Аркадий замечает: «Который ко всему относится с критической точки зрения».


Евгений отрицает все прекрасное, и слова Аркадия о том, что «надо бы так устроить жизнь, чтобы каждое мгновение в ней было замечательно», вызывают у него непонимание и неприятие. Базаров принимает все «с критической точки зрения», «не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Павел Петрович заявляет, что «без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди». Но Базаров придерживается иного принципа. Главный нигилистический принцип Базарова – «я действую в силу своих ощущений», но он не допускает, что эти ощущения могут быть ложными и подвести его.
Поколение отцов тоже имеет свои устоявшиеся взгляды, понятия. Николай Петрович –прекрасный отец, муж, нежно любящий свою семью. Перед приездом сына Аркадия он переживает, что потерял связь с сыном. Взгляды отца и сына действительно очень разные. Но в конце романа Аркадий увлекается ведением хозяйства, приближается к отцу, начинает его понимать. Николай Петрович Кирсанов не спорит с Евгением, но его поведение и мироощущение противостоят нигилизму как таковому. Николай Петрович не тратит времени на споры, понимая, что не будет услышан.
Базаров тоже имеет родителей, как и Аркадий, он чувствует большую дистанцию между собой и своими стариками. Поэтому так редки их встречи, через три года он приезжает к отцу и матери лишь на три дня. Базаровы-старшие занимаются земледелием, отец, хоть и образован, но его знания не сравнятся с образованием сына. Мать думает только об отдыхе сына, а ему кажется невозможным работать вдали от людей своего уровня. Родители всегда готовы поддержать сына. Но только болезнь Евгения и близость смерти позволяет им стать ближе друг к другу.
Другой оппонент Базарова в доме Кирсановых – Павел Петрович Кирсанов – представитель многовековой дворянской культуры. Сначала он испытывает к герою скрытую неприязнь, но затем она превращается в открытое противостояние, как либерал, он не принимает нигилизм Базарова, как аристократ – презирает его незнатное происхождение. Базаров считает, что его оппонент сидит, сложа руки, в то время как сам он занимает активную жизненную позицию. Но, возможно, одержав в споре победу над оппонентом, Евгений остается на одном месте, потому что не имеет конкретных целей.