Какие бывают олицетворения. Значение слова олицетворение в литературной энциклопедии. Назначение в искусстве

Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения - все это средства художественной выразительности, активно применяемые в русском литературном языке. Их существует огромное многообразие. Они необходимы для того, чтобы сделать язык ярким и выразительным, усилить художественные образы, привлечь внимание читателя к мысли, которую хочет донести автор.

Какими бывают средства художественной выразительности?

Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения относятся к разным группам средств художественной выразительности.

Ученые-лингвисты выделяют звуковые или фонетические изобразительные средства. Лексические - это те, которые связаны с определенным словом, то есть лексемой. Если выразительное средство охватывает словосочетание или целое предложение, то оно является синтаксическим.

Отдельно также рассматривают фразеологические средства (в их основе лежат фразеологизмы), тропы (особые обороты речи, используемые в переносном значении).

Где используются средства художественной выразительности?

Стоит отметить, что средства художественной выразительности применяются не только в литературы, но и в различных сферах общения.

Наиболее часто эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения можно встретить, конечно, в художественной и публицистической речи. На также они присутствуют в разговорном и даже научном стилях. Они играют огромную роль, так как помогают автору воплотить в жизнь свой художественный замысел, свой образ. Полезны они и для читателя. С их помощью он может проникнуть в потайной мир создателя произведения, лучше понять и вникнуть в авторский замысел.

Эпитет

Эпитеты в стихах - один их самых распространенных литературных приемов. Удивительно, что эпитет может быть не только прилагательным, но и наречием, существительным и даже числительным (распространенный пример - вторая жизнь ).

Большинство литературоведов рассматривают эпитет как один из основных приемов в поэтическом творчестве, украшающим стихотворную речь.

Если обратиться к истокам этого слова, то оно произошло от древнегреческого понятия, обозначающего в дословном переводе "приложенный". То есть являющееся дополнением к основному слову, главная функция которого сделать основную мысль понятнее и выразительнее. Чаще всего эпитет стоит перед основным словом или выражением.

Как и все средства художественной выразительности, эпитеты развивались от одной литературной эпохи к другой. Так, в фольклоре, то есть в народном творчестве, роль эпитетов в тексте весьма велика. Они описывают свойства предметов, либо явлений. Выделяют их ключевые особенности, при этом чрезвычайно редко обращаются к эмоциональной составляющей.

Позже роль эпитетов в литературе меняется. Она значительно расширяется. Этому средству художественной выразительности придают новые свойства и наполняют не присущими ему ранее функциями. Особенно это становится заметно у поэтов Серебряного века.

В наши дни, особенно в постмодернистских литературных произведениях, структура эпитета усложнилась еще сильнее. Усилилось и смысловое наполнение этого тропа, приводящее к удивительно выразительным приемам. Например: пеленки золотились .

Функция эпитетов

Определения эпитет, метафора, олицетворение, сравнение сводятся к одному - все это художественные средства, придающие выпуклость и выразительность нашей речи. Как литературной, так и разговорной. Особая функция эпитета - это еще и сильная эмоциональность.

Эти средства художественной выразительности, а особенно эпитеты, помогают читателям или слушателям воочию представить, о чем говорит или пишет автор, понять, как он относится к этому предмету.

Эпитеты служат для реалистичного воссоздания исторической эпохи, определенной социальной группы или народа. С их помощью мы можем представить, как говорили эти люди, какие слова окрашивали их речь.

Что такое метафора?

В переводе с древнегреческого языка метафора - это "перенос значения". Это как нельзя лучше характеризует это понятие.

Метафора может быть как отдельным словом, так и целым выражением, которое употребляется автором в переносном значении. В основе этого средства художественной выразительности лежит сравнение предмета, который пока не назван, с каким-то другим на основе их общего признака.

В отличие от большинства других литературных терминов, у метафоры есть конкретный автор. Это известный философ Древней Греции - Аристотель. Первоначальное рождение этого термина связано с представлениями Аристотеля об искусстве как о методе подражания жизни.

При этом те метафоры, которые использовал Аристотель, практически невозможно отличить от литературного преувеличения (гиперболы), обычного сравнения или олицетворения. Он понимал метафору намного шире, чем современные литературоведы.

Примеры употребления метафоры в литературной речи

Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения активно применяются в художественных произведениях. Причем для многих авторов именно метафоры становится эстетической самоцелью, порой полностью вытесняя первоначальное значение слова.

В качестве примера литературные исследователи приводят в пример известного английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира. Для него нередко важен не житейский исходный смысл конкретного высказывания, а приобретаемое им метафорическое значение, новый неожиданный смысл.

Для тех читателей и исследователей, кто был воспитан на аристотелевском понимании принципов литературы, это было непривычно и даже непонятно. Так, на этом основании не признавал поэзию Шекспира Лев Толстой. Его точки зрения в России XIX века придерживались многие читатели английского драматурга.

При этом с развитием литературы метафора начинает не только отражать, но и сама творить окружающую нас жизнь. Яркий пример из классической русской литературы - повесть Николая Васильевича Гоголя "Нос". Нос коллежского асессора Ковалева, отправившийся в собственное путешествие по Петербургу, это не только гипербола, олицетворение и сравнение, но и метафора, которая придает этому образу новый неожиданный смысл.

Показателен пример поэтов-футуристов, творивших в России в начале XX века. Их главной целью было максимально отдалить метафору от ее первоначального смысла. Такими приемами часто пользовался Владимир Маяковский. Пример, заглавие его поэмы "Облако в штанах".

При этом после Октябрьской революции употреблять метафору стали намного реже. Советские поэты и писатели стремились к ясности и прямолинейности, поэтому необходимость в употреблении слова и выражения в переносном смысле отпала.

Хотя совсем без метафоры представить себе художественное произведение, даже советских авторов, невозможно. Слова-метафоры встречаются практически у всех. У Аркадия Гайдара в "Судьбе барабанщика" можно встретить такую фразу - "Вот мы и разошлись. Топот смолк, и в поле пусто".

В советской поэзии 70-х годов Константин Кедров вводит в оборот понятие "метаметафора" или как ее еще называют "метафора в квадрате". У метафоры появляется новая отличительная черта - она постоянно участвует в развитии литературного языка. А также речи и самой культуры в целом.

Для этого метафоры постоянно употребляют, рассказывая о новейших источниках знаний и информации, используют ее для описания современных достижений человечества в науке и технике.

Олицетворение

Для того чтобы разобраться, что такое олицетворение в литературе, обратимся к происхождению этого понятия. Как и большинство литературоведческих терминов, оно уходит своими корнями в древнегреческий язык. В дословном переводе означает "лицо" и "делаю". С помощью этого литературного приема природные силы и явления, неодушевленные объекты обретают свойства и приметы, присущие человеку. Как бы одушевляются автором. Например, им могут придать свойства человеческой психики.

Такие приемы часто используют не только в современной художественной литературе, но и в мифологии, и религии, в магии и культах. Олицетворение было ключевым средством художественной выразительности в сказаниях и притчах, в которых древнему человеку объяснялось, как устроен мир, что стоит за природными явлениями. Они одушевлялись, наделялись человеческими качествами, ассоциировались с богами или сверхлюдьми. Так древнему человеку было проще принять и понять окружающую его действительность.

Примеры олицетворений

Понять, что такое олицетворение в литературе, нам помогут примеры конкретных текстов. Так, в русской народной песне автор утверждает, что "лыко горем подпоясалось" .

С помощью олицетворения появляется особое миросозерцание. Для него характерно ненаучное представление о природных явлениях. Когда, например, гром ворчит как старик, или солнце воспринимается не как неодушевленный космический объект, а как конкретный бог по имени Гелиос.

Сравнение

Для того чтобы разобраться в основных современных средствах художественной выразительности, важно понять, что такое сравнение в литературе. Примеры в этом нам помогут. У Заболоцкого встречаем: "Раньше он был звонкий, точно птица " или Пушкина: "Он бежал быстрее лошади" .

Очень часто сравнения используются в русском народном творчестве. Так мы наглядно видим, что это троп, в котором один предмет или явление уподобляются другому на основании какого-го общего для них признака. Цель сравнения - найти в описываемом объекте новые и важные свойства для субъекта художественного высказывания.

Подобной цели служит метафора, эпитеты, сравнения, олицетворения. Таблица, в которой представлены все эти понятия, помогает наглядно разобраться в том, чем они отличаются друг от друга.

Виды сравнений

Рассмотрим для детального понимания, что такое сравнение в литературе, примеры и разновидности этого тропа.

Он может использоваться в виде сравнительного оборота: мужик глуп, как свинья.

Бывают сравнения бессоюзные: мой дом - моя крепость .

Часто сравнения образуются за счет существительного в творительном падеже. Классический пример: он ходит гоголем .

Нисколько не задумываясь, мы произносим словосочетания «солнце встало», «ручьи бегут», «метель завывает», «солнце улыбается», «дождь плачет», «мороз рисует узоры», «листья шепчутся».

На самом деле эти привычные фразы являются составляющими элементами старинных олицетворений. Сейчас они стали настолько обыденными, что их исходный смысл уже не воспринимается.

Слово «олицетворение» имеет древний латинский аналог «персонификация» (persona - лицо, facio - делаю) и древнегреческий «прозопопея» (prósōpon - лицо, poiéō- делаю). Этим стилистическим термином принято обозначать восприятие неодушевленных предметов как одушевленных и придание им свойств живых существ, наделение животных, растений, явлений природы человеческими переживаниями.

В древности олицетворение сил и явлений природы было методом познания мира и попыткой объяснить устройство мироздания. В легендах и мифах Древней Греции взаимоотношения Урана и Геи, например, олицетворялись как бракосочетание Неба и Земли, в результате которого появились горы, деревья, птицы и звери.

У славян бог Перун олицетворял гром и молнию, Стрибог - ветер, Дана - воду, Дидилия - Луну, Коляда - бога Солнца в возрасте младенца, а Купала - бога Солнца в его летней ипостаси.

Понятие персонификации более тесно связано с миросозерцанием и имеет научный подтекст. Этот термин употребляют в философии, социологии и психологии. В персонификации сознания заложен механизм проекции, родственный принципу олицетворения.

Социология рассматривает психологию персонификации сознания как стремление человека в ситуации тщетных ожиданий и неудач возложить вину за события на кого-либо.

Олицетворение используют в качестве художественного приема в литературе, особенно часто поэзии, сказках, баснях, былинах и песнях. Его относят к одному из видов тропов - выражений, которые используют в литературе для усиления образности и выразительности.


Примеров олицетворений в литературе не счесть, а в стихах они являются неотъемлемой составляющей. Смысловая нагрузка олицетворений имеет много оттенков. Древнерусский шедевр «Слово о полку Игореве» отличает выразительность и эмоциональность, во многом достигнутая за счет приемов олицетворения природы.

Деревья, травы и животные щедро наделены чувствами, они сопереживают вместе с автором «Слова». В баснях И.А. Крылова олицетворение несет уже совсем другую смысловую нагрузку и используется как иносказание. В поэме А.С.Пушкина наряду с традиционными олицетворениями («злые волны», «красуйся, град Петров») оно приобретает социальный и политический подтекст.

Энциклопедический словарь трактует олицетворение как прозопопею, т.е. , который переносит свойства одушевленных предметов на неодушевленные.
Их применяют в тех случаях, когда хотят провести психологическую параллель между состоянием природы и душевным состоянием человека.

По этому признаку можно отличить метафоры–олицетворения от остальных. Такими метафорами наполнена повесть «Степь» А.П.Чехова. В ней пожухлая трава поет заунывную песню, тополь страдает от одиночества, а степь осознает напрасную гибель своих богатств и вдохновения, что перекликается с размышлениями писателя о своей родине и о жизни.

Значения древних олицетворений поучительны и до сих пор вызывают интерес. К ним относятся и знаки Зодиака. Само слово «зодиак» означает в переводе с греческого «животные в круге». 12 знаков Зодиака являются олицетворением основных особенностей и характера человека.

Рыб отличает сложность и чувствительность, интеллектуалов Водолеев - критическая оценка всех и всего и стремление к спорам, Козерогов - мудрость и решительность, Львов - аристократизм, свободолюбие и т.д.

Вообще олицетворения животных носили планетарный и философско-образный характер. Особое отношение было к китам. Желудок кита считали местом смерти и перерождения, а моряки считали кита олицетворением коварства.


Разгадка такого отношения кроется в древних преданиях, в которых моряки путали китов с островами и бросали якоря, которые при погружении китов топили корабли.

Остается добавить, что олицетворения точно определяют качества человека, а применение их в повседневной речи делает ее богаче и интересней.

Значение слова ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Литературной энциклопедии

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

[или персонификация] — выражение, дающее представление о каком-либо понятии или явлении путем изображения его в виде живого лица, наделенного свойствами данного понятия (например изображение у греков и римлян счастья в виде капризной богини-фортуны и т. п.). Весьма часто О. применяется при изображении природы, к-рая наделяется теми или иными человеческими чертами, «оживляется», напр.: «море смеялось» (Горький) или описание наводнения в «Медном всаднике» Пушкина: «...Нева всю ночь/рвалася к морю против бури,/не одолев их буйной дури.../и спорить

284 стало ей не в мочь.../ Погода пуще свирепела,/Нева вздувалась и ревела.../и вдруг, как зверь остервенясь,/на город кинулась.../Осада! Приступ! злые волны,/как воры, лезут в окна» и т. д. О. было особенно в ходу в прециозной и ложноклассической поэзии, где оно проводилось последовательно и развернуто; в русской литературе образцы таких О. были даны у Тредьяковского: «Езда на остров любви», [СПБ], 1730. О. по существу является следовательно перенесением на понятие или явление признаков одушевленности и представляет собой так. обр. вид метафоры (см.). См. « Тропы ». Л. Т.

Литературная энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Словаре литературоведческих терминов:
    - вид тропа: изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ (даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать), …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Большом энциклопедическом словаре:
    (прозопопея) вид метафоры, перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные ("Ее сиделка - тишина...", А. А. …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    прозопопея (от греч. prosopon - лицо и poieo - делаю), персонификация (от лат. persona - лицо, личность и facio - …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, ср. 1. см. олицетворить. 2. чего. О живом существе: воплощение каких-н. черт, свойств. Плюшкин - о. скупости. О. …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ОЛИЦЕТВОР́ЕНИЕ (прозопопея), вид метафоры, перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые ("Её сиделка - тишина...", А.А. …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    олицетворе"ние, олицетворе"ния, олицетворе"ния, олицетворе"ний, олицетворе"нию, олицетворе"ниям, олицетворе"ние, олицетворе"ния, олицетворе"нием, олицетворе"ниями, олицетворе"нии, …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Словаре лингвистических терминов:
    (греч. prosopopoieia, от prosopon — лицо + poieo — делаю). Троп, состоящий в приписывании неодушевленным предметам признаков и свойств …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Тезаурусе русского языка:
    ‘выражение в конкретном объекте каких-либо абстрактных качеств’ Syn: …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в словаре Синонимов русского языка:
    выражение в конкретном объекте каких-либо абстрактных качеств Syn: …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ср. 1) Процесс действия по знач. глаг.: олицетворить, олицетворять. 2) а) Воплощение какой-л. стихийной силы, явления природы в образе живого …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Словаре русского языка Лопатина:
    олицетвор`ение, …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    олицетворение, …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Орфографическом словаре:
    олицетвор`ение, …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Словаре русского языка Ожегова:
    <= олицетворить олицетворение (о живом существе) воплощение каких-нибудь черт свойств Плюшкин - о. скупости. О. …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (прозопопея) , вид метафоры, перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные («Ее сиделка - тишина…", А. А. …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    олицетворения, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по глаг. олицетворить-олицетворять. Олицетворение сил природы у примитивных народов. 2. чего. Воплощение какой-н. …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Толковом словаре Ефремовой:
    олицетворение ср. 1) Процесс действия по знач. глаг.: олицетворить, олицетворять. 2) а) Воплощение какой-л. стихийной силы, явления природы в образе …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ср. 1. процесс действия по гл. олицетворить, олицетворять 2. Воплощение какой-либо стихийной силы, явления природы в образе живого существа. отт. …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ср. 1. процесс действия по гл. олицетворить, олицетворять 2. Результат такого действия; воплощение, конкретное, реальное выражение чего-либо. отт. Воплощение …
  • ФЕМИНИЗМ в Новейшем философском словаре.
  • ТРИМУРТИ в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    (Санскр.) Букв., "три лика", или "тройная форма" - Троица. В современном Пантеоне эти три суть Брама, создатель; Вишну, хранитель; и …

Олицетворение - довольно часто использующийся в литературе художественный прием, суть которого заключается в перенесении особенностей личности на неживые предметы. С помощью него обеспечивается образность речи. Этот художественный прием - разновидность . С его помощью можно создавать оригинальные смысловые конструкции, добавляющие красок в текст. Например, «камыш шепчет» (что в реальной жизни может делать только человек).

Также можно встретить название «персонификация», которое является синонимом. Википедия пишет, что персонификация является термином, который используется в психологии, когда человек свои качества и эмоциональные реакции ошибочно приписывает другому человеку (этот механизм называется проекцией, который лежит в основе этого процесса). В социологии персонификация используется для того, чтобы переложить ответственность за плохие события на другого человека.

Функции олицетворения в искусстве

Этот художественный прием используют для решения разных задач.

  • Добавление игровых моментов в обучение детей. Например, басни полны олицетворениями разного рода. Животные наделяются человеческими качествами, благодаря чему ребенку интереснее воспринимать сюжет и находить мораль произведения.
  • Создание эмоционального оттенка текста. Персонификация может использоваться для того, чтобы приковывать внимание читателя к произведению. Оно может найти применение не только в художественной литературе, но и научно-популярной. Нередко персонификация используется как один из маркетинговых приемов.
  • Стимулировать воображение читателя, дать ему возможность более красочно ощутить прочитанное.

И ряд других задач ставит перед собой персонификация. Вот, для чего применяется олицетворение.

Где используется персонификация?

Один из жанров, где особо активно проявляется персонификация - миф . В текстах древних народов растениям, животным, морям и океанам приписывались человеческие качества. На примере было значительно проще объяснить суть вещей, причины происхождения вселенной и появление живых существ. Было множество богов, которые воплощались в неживых предметах и животных и имели такие же черты характера, как и люди.

Персонификация используется и в сказке . Надо провести грань между мифом и сказкой. Первый воспринимается как реальность. То есть в персонификацию верят, отрицая, что это просто художественный прием. В случае же со сказкой все понятно - персонажи вымышленные. Она не ставит целью объяснить непонятные вещи типа происхождения жизни на Земле.

Персонификация может использоваться и в научной литературе , хотя ее количество значительно меньше, чем в художественной. Чаще всего она используется в форме устойчивых выражений типа «дождь идет», которые применяются повсеместно. То есть персонификация в научных текстах используется неосознанно, без цели создать красочность. Наиболее активно персонификация себя проявляет в искусстве, а не науке.

Как найти олицетворение?

Найти олицетворение в прозе, стихотворении, несложно. Для этого необходимо исходить из определения. Олицетворение - это когда не человек наделяется человеческими качествами . Пример - солнце село. Так, в известном стихотворении А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый» из поэмы «Руслан и Людмила» есть такие строчки:

И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом. Идёт направо - песнь заводит, налево - сказку говорит.

Очевидно, что кот не может петь или говорить сказку, на это способны только люди. Вот этот прием называется персонификацией или олицетворением.

Чем отличается олицетворение от аллегории?

Очень часто можно спутать олицетворение и . Ну действительно, и там, и там определенные качества воплощаются в конкретных предметах или живых существах. Тем не менее, разница между этими понятиями есть. Олицетворение является разновидностью метафоры и являет собой простой ассоциативный художественный прием.

Выводы

Олицетворение является хорошим инструментом, который поможет добавить выразительности за счет удачного сравнения. Оно используется в огромном количестве сфер, начиная мифами и заканчивая научными текстами. Это мощный прием, который надо применять осторожно и умеренно.

Значение слова ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Словаре литературоведческих терминов

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

Вид тропа: изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ (даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать), уподобляются живому существу. Например: "О чем ты воешь, ветр ночной? // О чем так сетуешь безумно?" (Ф.И. Тютчев); "Сквозь волнистые туманы // Пробирается луна" (А.С. Пушкин). Разновидность метафоры (см. метафора).

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Литературной энциклопедии:
    [или персонификация] — выражение, дающее представление о каком-либо понятии или явлении путем изображения его в виде живого лица, наделенного свойствами …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Большом энциклопедическом словаре:
    (прозопопея) вид метафоры, перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные ("Ее сиделка - тишина...", А. А. …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    прозопопея (от греч. prosopon - лицо и poieo - делаю), персонификация (от лат. persona - лицо, личность и facio - …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, ср. 1. см. олицетворить. 2. чего. О живом существе: воплощение каких-н. черт, свойств. Плюшкин - о. скупости. О. …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ОЛИЦЕТВОР́ЕНИЕ (прозопопея), вид метафоры, перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые ("Её сиделка - тишина...", А.А. …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    олицетворе"ние, олицетворе"ния, олицетворе"ния, олицетворе"ний, олицетворе"нию, олицетворе"ниям, олицетворе"ние, олицетворе"ния, олицетворе"нием, олицетворе"ниями, олицетворе"нии, …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Словаре лингвистических терминов:
    (греч. prosopopoieia, от prosopon — лицо + poieo — делаю). Троп, состоящий в приписывании неодушевленным предметам признаков и свойств …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Тезаурусе русского языка:
    ‘выражение в конкретном объекте каких-либо абстрактных качеств’ Syn: …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в словаре Синонимов русского языка:
    выражение в конкретном объекте каких-либо абстрактных качеств Syn: …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ср. 1) Процесс действия по знач. глаг.: олицетворить, олицетворять. 2) а) Воплощение какой-л. стихийной силы, явления природы в образе живого …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Словаре русского языка Лопатина:
    олицетвор`ение, …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    олицетворение, …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Орфографическом словаре:
    олицетвор`ение, …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Словаре русского языка Ожегова:
    <= олицетворить олицетворение (о живом существе) воплощение каких-нибудь черт свойств Плюшкин - о. скупости. О. …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (прозопопея) , вид метафоры, перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные («Ее сиделка - тишина…", А. А. …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    олицетворения, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по глаг. олицетворить-олицетворять. Олицетворение сил природы у примитивных народов. 2. чего. Воплощение какой-н. …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Толковом словаре Ефремовой:
    олицетворение ср. 1) Процесс действия по знач. глаг.: олицетворить, олицетворять. 2) а) Воплощение какой-л. стихийной силы, явления природы в образе …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ср. 1. процесс действия по гл. олицетворить, олицетворять 2. Воплощение какой-либо стихийной силы, явления природы в образе живого существа. отт. …
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ср. 1. процесс действия по гл. олицетворить, олицетворять 2. Результат такого действия; воплощение, конкретное, реальное выражение чего-либо. отт. Воплощение …
  • ФЕМИНИЗМ в Новейшем философском словаре.
  • ТРИМУРТИ в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    (Санскр.) Букв., "три лика", или "тройная форма" - Троица. В современном Пантеоне эти три суть Брама, создатель; Вишну, хранитель; и …
  • БУРЯТСКАЯ МИФОЛОГИЯ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    комплекс мифологических представле ний бурят Прибайкалья и Забайкалья - булагатов, эхиритов, хоринцев, хонгодоров и др. Более основательно исследована мифология первых …