Картины правополушарного рисования. Правополушарное рисование: техника и уроки. Упражнения правополушарного рисования

Добрый день, уважаемые читатели, посетившие наш сайт! Вам, наверное, доводилось слышать термин - правополушарное рисование. Что это такое, мы с удовольствием расскажем вам в этой статье.

Изначально у всех малышей более развита правая часть мозга. Но со временем левому полушарию достаются основные «бразды правления», и благодаря ему малыш учится разговаривать, читать, писать и принимать решения. Нередко стремления ребёнка рисовать, мечтать и фантазировать, за которые отвечает правое полушарие, недооцениваются взрослыми, и эта часть мозга всё реже проявляет активность. Без достаточного развития обоих полушарий мозга малышу будет трудно стать целостной, гармоничной личностью. Но ситуация поправима, и мы расскажем, как заниматься дома с ребёнком, используя технику правополушарного рисования.

Зачем нужно правополушарное рисование?

Этот метод основан на внутреннем потенциале человека, поэтому обучаться чему-то новому не придётся. В детстве многие люди рисовали, но большинство из них перестали это делать в возрасте 10-12 лет. Почему? У подростков развивается критическое мышление, и они уже чётко осознают, что рисунок не соответствует в точности реальному изображению. Поэтому многие перестают рисовать, ошибочно полагая, что у них нет к этому способностей.

На самом деле уже спустя полчаса после начала занятия мозг начинает функционировать на полную мощность. При этом физическая энергия не затрачивается, напротив: приходит моральное удовлетворение, которое наполняет человека энергией. В результате ребёнок учится не только рисовать, но и проявлять творческий подход во всех сферах жизни.

Даже если малыш не станет художником, то развитое правое полушарие наполнит его жизнь красками и эмоциями, а также предотвратит депрессии и психические расстройства.

За что отвечают левое и правое полушария?

Среди знаменитостей, которые виртуозно владели навыками правополушарного рисования, - гений Леонардо да Винчи. Во времена его творчества о функциях человеческого мозга ещё было мало что известно. Но лауреату Нобелевской премии, учёному Роджеру Сперри, удалось доказать, что левая и правая части мозга человека наделены разными полномочиями. При помощи левого полушария мы:

  • слышим;
  • видим;
  • говорим;
  • обрабатываем звуки, цифры и буквы.

Правое полушарие отвечает за:

  • творчество;
  • фантазию;
  • мечты.

Все творческие личности - обладатели хорошо развитых функций правого полушария. Если преобладают функции левого полушария, то человек имеет аналитический склад ума, ему свойственна логичность, чёткость, последовательность действий.

Как «включить» правое полушарие у ребёнка?

Это легко сделать при помощи простых упражнений, которые можно выполнять как перед занятиями по рисованию, так и отдельно - во время прогулки, в транспорте или в очереди:

  • Пусть малыш левой рукой коснётся носа, а правой - левого уха. Теперь пусть опустит ручки. По хлопку он должен выполнить касания снова, но наоборот: правой ручкой - к носу, левой - к правому уху.
  • Попросите малыша выполнять «колечки» пальчиками. Для этого он должен соединить вместе большой палец и указательный, большой и средний, большой и безымянный и так далее. Упражнение нужно делать быстро, сначала каждой рукой по отдельности, а затем двумя руками одновременно.
  • Выполняя любые действия обеими руками, мы активизируем оба полушария. Поэтому всячески поощряйте игру на музыкальных инструментах. Также он может попробовать написать своё имя одновременно двумя руками. Предложите ему почистить зубы левой рукой, если он правша, - это весело и полезно для гармоничной работы мозга.
  • Предложите ребёнку, умеющему читать, быстро назвать цвета, которыми написаны слова:

Как организовать занятие правополушарным рисованием с ребёнком дома?

Чтобы у малыша правое полушарие активно включилось в работу, перед рисованием нужно заставить работать фантазию ребёнка и его образное мышление. Плавная музыка для фона поможет ему расслабиться. При этом ребёнок перестанет оценивать ситуацию и анализировать, правильно ли у него получается. Рассмотрим подробнее на примерах.

Рисуем имя

Предложите малышу закрыть глаза и представить белый лист бумаги, на котором написано его имя. Пусть представит, что оно написано синим цветом, затем красным, зелёным… А теперь пусть вообразит, что кто-то зовёт его по имени. Только кто же это? Пусть он пофантазирует, какое его имя на ощупь? А на вкус? Пусть малыш откроет глазки и расскажет, какое же его имя.

Теперь пришло время взять карандаши и нарисовать своё имя. Причём здесь нет никаких запретов, правил и временных рамок. Медленный ребёнок справится за 20 минут, а шустрый малыш - за 5. Пообщайтесь с юным художником, почему он изобразил своё имя именно так. Заметьте, что при выполнении этого упражнения были задействованы все отделы мозга ребёнка.

Рисуем себя взрослого

Занятие начинаем по тому же принципу. Закрываем глазки и фантазируем, какого роста будет взрослый человек, какая у него будет причёска, одежда, походка, любимые блюда… И только после этого рисуем. Можно придумать самые разные темы для занятия: какой подарок подарить другу, какие цветы растут в саду и так далее.

Срисовываем картинку, стоящую вверх ногами

Один из приёмов, который позволяет активизировать правое полушарие мозга ребёнка, - это срисовывание картинки, стоящей вверх ногами. При этом часть картинки должна быть закрыта. Малыш, не понимая, что именно он рисует, отлично справляется с задачей. При этом логика у него отключается, и на первый план выходят функции правого полушария мозга. Он рисует, не оценивая то, что он делает, и через 20–30 минут художник будет приятно удивлён результату. Рисовать можно как карандашами, так и гуашью, акварелью или акриловыми красками - на усмотрение ребёнка.

Кому полезно правополушарное рисование?

Этот вид творчества подходит всем. Он не только раскрывает творческий потенциал, но также укрепляет отношения между людьми. Неспроста же правополушарным рисованием пользуются педагоги и психологи.

Совместные занятия правополушарным рисованием для мам с детьми очень сближают и благотворно влияют на общее психологическое состояние. Это касается также беременных женщин, для которых так важны спокойствие, уравновешенность и позитивный настрой.

Хотите узнать об этом больше? Художница Бетти Эдвардс издала книгу «Открой в себе художника», чтобы любой читатель смог развить в себе скрытые способности правой половины своего мозга.

Правополушарное рисование - красота, гармония, творчество

Надеемся, мы вдохновили вас развивать творческие способности не только вашего ребёнка, но и свои собственные, уважаемые взрослые. Рисуйте на здоровье! А мы перечислим все те бонусы, которые вы приобретёте, практикуя эту методику для занятий с малышом:

  • развитие навыков художника;
  • развитие собственного видения мира;
  • стабилизация психо-эмоционального фона;
  • снятие напряжения и внутренних блоков;
  • развитие интуиции, воображения, образного мышления.
  • творческий подход во всех сферах жизни;
  • прилив сил и желание творить.

Рисуйте с удовольствием, а также присоединяйтесь к нашей группе единомышленников, будьте активны и жизнерадостны! Мы с удовольствием изучим ваши отклики. До скорых встреч!

Правополушарное рисование это метод активного раскрытия Вашего творческого потенциала через пробуждение внутренних знаний и умения слышать себя. Разработан известным российским художником, психологом, педагогом, знатоком искусств, общественным деятелем Шам Татьяной Николаевной. Он подходит людям любого пола и любого возраста (от 3 лет и до бесконечности). Благодаря этой методике открыть в себе умение рисовать шедевры может каждый, с любым уровнем подготовки, как новичок, так и обучавшийся в классической художественной школе. Правополушарное рисование полезно как школьнику, так и студенту, как менеджеру среднего звена, или домохозяйке, так и директору крупного предприятия – каждый откроет в правополушарной живописи что-то ценное для себя.
Правополушарное рисование позволяет за короткие сроки начать рисовать не просто рисунки, а цельные картины, удивляющие своей глубиной, содержащие многие образы, и потому имеющие отклик у самых разных людей.

Правополушарный подход к обучению имеет глубокие корни в истории человечества. Именно он взращивает гениев, заставляющих измениться мир. Многие великие художники и исследователи благодаря правополушарному мышлению не только оставили след в истории своими достижениями, но и подарили миру многих мастеров, продолживших их вдохновенные идеи. Леонардо де Винчиˆ, безусловно, был одним из самых ярких правополушарных мыслителей. Он превзошел своего учителя, опередил время, создав первый в истории летательный аппарат, автомобиль, парашют, спусковой крючок для пистолета и т.д. Ему помешало только отсутствие современных материалов.
А в наше время правополушарный метод стал научно обоснован благодаря исследованиям психобиолога Роджера Уолкотта Сперриˆˆ , получившего за свои достижения в области работы головного мозга 1981 году Нобелевскую премию. Он открыл для науки дверь во внутренний мир человека.

Так в чем же отличие работы левого полушария мозга от правого?

Левое полушарие ещё называется линейным. Оно отвечает за логику и речь. То есть, мы имеем возможность говорить и понимать друг друга, потому что приняли для себя, пусть даже неосознанно, смысловое и звуковое обозначение и символику изображения в нашем языке букв и слов. То есть выстраиваем в логические цепочки звуковые колебания или визуальные начертания, и таким образом передаем и получаем информацию. Изначально все малыши правополушарны. Они воспринимают мир «как он есть», не выстраивая длинных логических цепочек. Увидел – исследовал, поиграл, получил опыт. (Вырастая же, мы так мало позволяем себе поиграть, то есть быть готовыми к неожиданным открытиям и увлекательным путешествиям в другие миры… Помните, как это было?) Левое полушарие активно начинает развиваться у детей с момента овладения в полной мере речью. Особо сильно оно становится задействовано детьми в школьном возрасте. Система современного образования выстроена так, чтобы ребенок освоил систему знаний, разобрался во многих схемах и научился мыслить в рамках предложенных научных логических цепочек. Он должен преуспевать по всем предметам, без оглядки на его природные способности. Потому умение вызубрить предмет приводит к лучшим результативным оценкам. То есть в школе преуспевает тот, кто легче воспринимает логические схемы и находит логические связи. Ведь детей постоянно заставляют доказывать, объяснять по стандартным пунктам, почему они сделали так, а не иначе. Но их не учат в достаточном объеме наблюдать за миром и делать собственные выводы о нем. Таким образом, правополушарное мышление, дающее способность к свободному от правил восприятию мира зачастую подавляется, как неудобное. Это продолжается и в вузах, и на рабочем месте.
От рождения правополушарный мыслитель вынужден действовать как левополушарный. Как итог – стрессы, ощущение себя не на своем месте, болезни, депрессии, даже самоубийства.

Система не различает индивидуальности людей. Для нее есть школьник, водитель, кассир, предприниматель, без различий на уникальность каждого, то есть просто народ. Это изначально было удобно для управления государством, но сейчас уже другое время, когда ценность каждого человека премного выше, чем прежде. В детях наше будущее! А у счастливых родителей дети всегда растут счастливыми, развитыми, преуспевающими. И не важен возраст ребенка – 5 лет ему или 45.
Правое полушарие головного мозга отвечает за образное видение, за невербальное общение с миром и за интуицию. Это нелинейное, а так называемое «мозаичное» мышление, когда, не имея полной информации об объекте или событии, только разрозненные кусочки, в голове может выстраиваться цельный образ. Не надо путать это с логическим процессом, при котором все похожие, даже отдаленно, ситуации попадают под одну «гребенку». Вот простой пример: человека обманул рыжеволосый незнакомец, и с этих пор все рыжеволосые попадают под подозрение. Или расхожие фразы «все бабы – дуры» и «все мужики – козлы». На самом деле был только один «козел» и только одна «дура». Ещё вернее, только один человек вызывает такие чувства, возможно и не заслужено. И левополушарное мышление не позволяет увидеть другие варианты и найти свое счастье. А не натыкаться без конца на напоминания о неудачном опыте, которые дают дальнейшие подтверждения ошибочной цепочке рассуждений. И такое хождение по кругу забирает невероятно много жизненных сил и времени!

Правополушарное же мышление дает больше возможностей для лавирования («движение парусного судна против ветра»), открывая выход из любой, даже самой не ясной ситуации.

Что же такое – правополушарное рисование? В чем суть, и чем правополушарное рисование отличается от обычного , спрашивают меня.

Все просто. Левополушарный подход распространяется и на художественные учебные заведения. Там учат системному мышлению, «шаг вправо, шаг влево – расстрел». Будущих художников учат, прежде всего, технике рисования, забывая, что технику, стили создавали мастера для и под себя, используя свое уникальное видение и чутье, индивидуальность мышления, чувственного восприятия внешнего мира через свой внутренний мир. То есть происходит попытка передать образное и интуитивное посредством логических схем. Но мало кто из обучающихся на художников способен самостоятельно без правильного интуитивного руководства опытного наставника достроить на основе этих логических сценариев то, что было изначально заложено индивидуальностью мастеров. Как итог происходит, возможно, и гениальное, но копирование, так как ещё меньше тех, кто развивает полученные таким путем знания и действительно создает свое, новое, уникальное и неповторимое. Потому что, к сожалению, в мышлении, прошедших «левополушарное» линейное обучение, стоит планка, созданная системой, за которой для них ничего не существует.

Я ни в коем случае не принижаю систему образования в целом. Обществу нужны люди, способные мыслить в заданных рамках, выполнять однотипную работу. Но по моему личному мнению, общество, в котором есть место для творчества каждого человека, гораздо счастливее и активнее развивается.

Всем не случайно известна картина Казимира Малевичаˆˆˆ «Черный квадрат». Ее гениальность не в технике, так как технически нарисовать черный квадрат может почти каждый выпускник художественного вуза, к слову сказать, Казимир Малевич так и не поступил в художественное училище, несмотря на пять попыток. Эта работа в своей сути намного сложнее, ее гениальность заложена в простоте выражения бесконечности, которую можно только почувствовать, но не увидеть. Каждый гениальный художник – философ. Кстати, самые дорогие в мире картины русских художников, оценивающиеся в десятки миллионов долларов, были созданы именно благодаря интуитивному прозрению. Потому что только квадрат, нарисованный благодаря правополушарному методу, то есть, открыв себе свой внутренний мир, становится шедевром, подобным квадрату Малевича. Ведь внешний мир только отражение внутреннего, что мы несем в себе — настроение, ограничения или свобода для выражения себя, отношение к жизни — то мы и создаем вокруг себя.

Мной была создана уникальная методика интуитивной живописи, которая является частью моего курса правополушарного рисования. Я расширила правополушарный подход в обучении живописи и добавила в него жемчужины художественного наследия, которые помогли уже многим моим ученикам раскрыться с новым звучанием, индивидуальным отражением в мире, обрести ключи от потаенного и необыкновенно прекрасного мира внутри самого себя. Ведь что внутри – то и снаружи.

  • Занятия правополушарным рисованием очень полезны для беременных женщин. Так как состояние мамы при вынашивании, особенно ее настроение напрямую влияют на здоровье и психику малыша. А будущие мамочки необыкновенно чувствительны, ведь в них зарождается новая индивидуальность, которая войдет в мир и изменит его, начиная с мира родителей. И от того, что было заложено в малыша от зачатия, насколько развита его индивидуальность, зависит его судьба и судьба его близких.
  • Правополушарное рисование очень позитивно помогает развитию в детях гармоничности, внимательности к окружающему миру и чуткости к себе и людям. Я, прежде всего, акцентирую внимание на индивидуальности ребенка, ее важно поддержать, чтобы он знал, что он хочет, и умел быть счастливым.
  • Дети дошкольного возраста учатся выражать в рисунках то, что пока не могут при помощи слов, расширяется их кругозор и умения, появляется интерес к новым знаниям, легче проходит адаптация в незнакомой обстановке, укрепляется эмоциональная стабильность. У школьников занятия правополушарным рисованием повышают интерес к учебе, они становятся спокойнее, меньше получают стрессов, легче начинают реагировать на трудности и преграды. Подростки начинают видеть многовариантность решений, творчески подходить к жизненным задачам, обучаются владеть и верно направлять свои эмоции.
  • Также на занятия по правополушарному рисованию приходят родители со своими детьми, семейные пары . Общий интерес, общее дело сближает, появляются новые темы для разговоров. Наблюдая ребенка преимущественно в домашней обстановке, трудно его узнать на самом деле, тем более домашние хлопоты сводят отношения между родителем и ребенком только к обязанностям и заботе о здоровье тела. Эмоциональной подпитки для крепости отношений может стать слишком мало для того, чтобы они оставались теплыми и любящими в течение всей взрослой жизни ребенка. Именно на общих, наполненных творчеством, занятиях родители могут увидеть индивидуальность своего чада и открыть для себя своего ребенка с новой стороны, удивиться силе его фантазии, понять направление, которое ему ближе, найти общий язык. Ребенок видит родителей в другой обстановке, а не за компьютером или плитой, меняется его отношение к родителю, так как он начинает видеть в родителях интересных людей, которые не так уж сильно от него отличаются, убирается привычка считать маму, папу или бабушку обслуживающим и контролирующим фактором. Потому что весь мир ребенка находится, прежде всего, у него в голове. То же самое происходит и в отношениях между супругами. Они становятся благодаря занятиям правополушарным рисованием крепче, возвращается утерянное взаимопонимание, повышается уважение, сплоченность.
  • Взрослые люди , занимаясь правополушарным рисованием, конечно, прежде всего, реализуют свою мечту научиться рисовать, даже если у них абсолютно не было опыта.
    Параллельно с этим обретаются новые знакомства, расширяется кругозор. Время, посвященное рисованию, сторицей возвращается не только в виде восхищения родственников и знакомых, но и уверенностью в себе, способностью проявлять гибкость и силу, зарядом энергии и оптимизмом. А как может быть иначе! Ведь в курс правополушарного рисования входят:
  • -Интуитивная живопись
  • -Гуашь, масло, акварель, и т.д.
  • -Графика карандашом, пастелью, углем и т.д.
  • -Китайская живопись У-СИН
  • -Пейзажная живопись
  • -Портретная живопись
  • -Реализм, импрессионизм, и пр. стили живаописи
  • -Техника одного мазка
  • -Карта желаний
  • -Личная мандала
  • -Темпоральная живопись
  • -Объемные картины
  • -Монотипия
  • -Колористика и цветоведение
  • -Воздействие на зрителя форм и линий
  • -и многое другое!


Мы создаем картины гуашью, акварелью, акрилом, простым карандашом, восковыми мелками, маслом, углем, сангиной и т.д.

Каждый ученик открывает для себя умения владеть кистью, карандашом, мастихином, и другими инструментами, выражать себя посредством цветового и фактурного решения, чувствовать пропорции и формы, задавать уникальный ритм своей картины, создавать незабываемые работы, вызывающие отклик у зрителя, которые хочется рассматривать вновь и вновь.

Шаг за шагом мои ученики начинают позволять себе творить, то есть снимается один из самых мощных блоков в жизни, у которого есть страж, дающий оценки – левополушарное мышление. Но чувства, как проявление жизни и разума, всегда берут верх над устаревшими стереотипами, когда в руках оказывается твой рисунок, какой ты никак не ожидал от себя нарисовать. Для правого полушария все невозможное является возможным. Умение слышать себя, слышать мир, видеть мир таким, какой он есть – это путь к радости, счастью и освобождению. Приходите на занятия — позвольте себе стать действительным Художником своей жизни!

На занятиях всегда царит теплая, дружеская атмосфера, способствующая новым открытиям, душевному общению, а также разгрузке головы и сердца от ежедневных проблем и забот.

Что нужно взять на первое занятие, Вы можете узнать

  • Группы правополушарного рисования для детей (от 3 до 10 лет) и подростков
  • занимаются круглый год по особой программе, способствующей разностороннему развитию детей.
  • В программу кроме развития фантазии, образного мышления, умения выразить себя, изучения искусства создания картин формата А3 включены, в зависимости от темы, элементы танцевальных занятий, актерского мастерства, упражнений на лидерство и ораторское мастерство.
  • Читайте описание и подробности и .
  • Курс для взрослых (и взрослых с детьми от 10 лет)
  • составлен так, что подойдет как совсем новичкам в живописи, так и продвинутым, умелым мастерам. Особенность тем по программе позволяют всегда повышать свой уровень, раскрепощать сознание, достигая ярких и весомых высот.
  • Курс разделен на несколько этапов в соответствии с возрастающим уровнем мастерства учеников: Начальный, Искусный, Творец.
  • По окончанию каждого этапа выдается Свидетельство о прохождении курса правополушарного рисования , при условии 90% выполненных работ.

Желающие по окончанию всех этапов курса правополушарного рисования и прохождении специальной подготовки могут найти для себя новое призвание и стать преподавателями в Школе Творчества Татьяны Шам «СОТВОРИ СЕБЯ».

Также проводятся выездные ускоренные курсы правополушарного рисования в другие города (Сибирь: Томск, Кемерово, Омск, Барнаул, Красноярск и т.д.; Поволжье: Саратов, Энгельс, Самара, и т.д., Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Омск, Казань, Челябинск, Ростов на Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Красноярск, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Ижевск, Ульяновск, Барнаул, Иркутск, Тюмень, Владивосток, Ярославль, Хабаровск, Махачкала, Оренбург, Новокузнецк, Кемерово, Рязань, Томск, Астрахань, Пенза, Набережные Челны, Липецк, Тула, Чебоксары, Хакасия, Абакан, Крым, Москва, Санкт-Петербург).

По всем вопросам звоните или заполните Форму ниже.

Я всегда Вам рада!

————————————————————

  • ˆˆРоджер Уолкотт Сперри (1913-1994) - нейропсихолог, профессор психобиологии.
    Глубоко исследовал функциональную специализацию полушарий головного мозга, начиная с 1954 года. Первым доказал, что полушария мозга работают автономно друг от друга. Проследил связи между ними, выявил, какое из полушарий головного мозга за какие функции отвечает. За что в 1981 году получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине.
  • ˆˆˆКазимир Северинович Малевич (1879 - 1935) - российский и советский художник-авангардист, философ, теоретик искусства и педагог. Идейный основатель супрематизма (разновидность абстракционизма).
    По мысли Малевича, супрематизм выносит на первый план сам цвет, освобождая его от служения. Тем самым зарождается так называемое «чистое творчество», процесс ставящий человека в одну линию с Богом (Природой).
  • Супрематические композиции могут содержать любые образы, скомпонованные из простейших геометрических форм, не обязательно правильно построенных – линии, квадрата, круга, прямоугольника, треугольника, креста. В итоге получаются работы, пронизанные внутренним движением, за счет уравновешивания асимметрии в них.
    Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Известен и высоко ценится по всему миру.


Ура! Наконец-то сбылась моя мечта - я сходила на правополушарное рисование. Казалось бы - ну на кой? И так же вроде и рисую, и леплю... Но что я рисую? Чем и как я это делаю?
В общем, это был очередной вызов себе - сделать то, чего я никогда не делала. Порисовать гуашью, ужасными кистями (щетина!!! которой я даже клей размазывать не люблю!!!) на бумаге (!!! нонсенс!!! бумага - это так... непрактично!!! - сказало левое полушарие. Но я быстренько его заткнула - сегодня не его день, сегодня я решила отдохнуть от него).

Конечно, поначалу мы все перезнакомились, рассказали о себе. Я, пожалуй, из всех присутствующих была самая... "правополушарная" - рисую сколько себя помню, как бог на душу положит, работа тоже связана с рисованием, хобби тоже не отстает.
Тем не менее, в этот день я была наравне со всеми - чистым листом, полным нулём. И даже не подозревала насколько!
Вот такая творческая обстановка. :)

Творчество и порядок несовместимы. И сегодня я поняла, что не такая уж я правополушарная - такого рабочего места мои клиентки никогда у меня не видели! На рабочем месте у меня всегда всё своевременно закрывается, убирается, складывается... А тут... Тут ты можешь (и должен) развернуться, выйти за привычные рамки, навязанные рациональным левым полушарием, мазюкать обеими руками, и по листу, и по планшету, и по полу, по листам соседей... кистями, пальцами, чем угодно! Всё это с детским азартом, под наимажорнейшую музыку.

Ну вот и первая мазюлька. Ещё не очень понимаем, чем от нас хотят, ещё не полностью включились в процесс, изначально не знаем, что именно мы рисуем, поэтому не можем ни размеры рассчитать, ни перспективу, ни цвет. Тем не менее... что-то узнаваемое уже получается.

Второй рисунок тоже не айс. Левое полушарие борется с правым и недоумевает - его держат голодным, не дают никакой информации, отталкиваясь от которой он бы мог понять, что мы рисуем. Для левого полушария всё неправильно!

Мало того, что ёлки красные, так они ещё и рисовались вверх тормашками!!! Левое полушарие ушло в глубокий обморок и процесс пошёл уже куда лучше!

Боги мои, сколько цветов! Неужели это я натворила??? Я - извечный график?! Я - миниатюрист, любящий точность, лаконичность, чёткость и законченность линий?! Уму непостижимо!
А фон вообще наляпан пальцами! (не отойдя от культурного шока сдало меня с потрохами левое полушарие)

Птички и солнце в воде не отражаются. Почему? Потому что времени не хватило!!! Эти картинки рисуются в считанные минуты. Занятие длилось 6 часов. Из этих 6 часов полчаса ушло на ожидание опоздунов, потом ещё примерно столько же на инструктаж, потом каждый участник рассказал о себе, плюс 4 или 5 перерывов. За оставшееся время я успела затонировать 17 фонов и нарисовать 13 картинок. Даже 14, включая самую первую, которую мы рисовали вне программы.
А отражение - дело наживное. Завтра исправлю.

Рррромахи!!! И рисованные пальцем облака.

Когда мы нарисовали эту картинку, нам сказали, что, рисуя дерево, женщина рисует своего мужчину. О да! Именно такой мужчина мне бы подошел! Это ничего, что рисовала я его в перевернутом виде. Главное - результат! :))))

Вообще, после того, как картинка закончена и подписана, наступает "момент истины", когда её помещают в рамку и демонстрируют всем участникам. Насколько оказывается рамка преображает картинку! Это стало для меня настоящим откровением!
И ещё один нюанс, такие картинки нужно смотреть с расстояния. Вблизи я эту картинку вообще воспринять не могла. То фон не катит, то мазки лишние... Левое полушарие вопит в истерике: Ксюха!! Зелёный, красный... жесть!!! Огромные цветы на переднем плане - ужас!!!
А издали посмотрела... Правое полушарие говорит - а и... клёво!!!

Облака - пальцами... Деревья - вниз головой... Всё прочее - небрежные мазки. Кто бы мог подумать, насколько интересно может получиться...

Позднеосенний ночной городской пейзаж. После перерыва включилось критическое восприятие и начало выклёвывать мозг: дескать, передний план мелковат и не интересен... Да и... начхать! Что получилось, то и получилось. Кто мне помешает перерисовать это дома?

Ещё один вполне обаятельный пейзажик. Эх, ну не хватает времени на проработку мелких деталей.

Ну, а это - окончание.
Разложили свои работы и... теперь ходим друг к другу "в гости" на результаты полюбоваться, себя похвалить, за других порадоваться.
Каждую нарисованную картинку нам демонстрировали в рамочке, и каждой работе аплодировали и восхищались. А по окончании процесса мы стоя дружно аплодировали и самим себе, и тем, кто проводил для нас это увлекательное занятие. В общем, получили море позитива, много красивых картинок, интересную информацию, новые навыки... Ну... теперь можно покупать гуашь и периодически баловать себя вот такими позитивными "мазилками".
А рисуют и правда все. На правополушарном рисовании все - гении! Шедевры творили даже те, кто изначально был "не в состоянии хотя бы огурец нарисовать " - как сказала о себе одна из участниц.

– яркий творческий привет! Сегодня мы поговорим о правополушарном рисовании: что это такое, откуда взялось и немного о функциях обоих полушарий нашего мозга, а на десерт 3 истории о том, как правополушарное рисование помогает жить более интересно, приятно, осознано. Если вы ищите внутри себя художника – смело вперед!

Все как всегда…

Конечно, вы не раз слышали о правополушарном рисовании, и, возможно, на себе испытали эффективность этого метода. Многие истории правополушарного рисования начинаются одинаково. Люди с полной уверенностью говорят: «Я не умею рисовать, у меня не получится, у меня нет способностей к рисованию». За последние несколько лет я слышала это много раз. Но так же одинаково истории правополушарного рисования и заканчиваются (не совсем, конечно, заканчиваются – я имею в виду окончание первого занятия): «Это невороятно, у меня получилось! Я могу рисовать! Мне нравится моя картина! Я в восторге от себя и от результата!» За последние несколько лет я видела эту реакцию после каждого занятия правополушарным рисованием. Когда-то такая история случилась и со мной…

Я не умею рисовать! Научите!

Правополушарное рисование набирает невероятную популярность и распространяется по планете со скоростью света. И это легко объяснить: даже если вы не рисовали с самого детства, а вам сейчас уже за…, одно занятие и тренером – и в результате вы держите в руках одну или несколько собственных картин, удивляетесь собственным возможностям и талантам и с восхищением разглядываете только что созданные маленькие шедевры. Еще пару часов наза вы были уверены, что бог обделил вас художественным талантом, и ваш удел – восхищаться работами других, но теперь вы знаете на что способны. Вы потрясены!

Кажется, что случилось чудо, но все дело в согласованной работе полушарий головного мозга. Поэтому, удивляться надо не блестящему результату, а тому, насколько сильны в нас убеждения в собственной ограниченности.

Правополушарное рисование наглядно показывает, что многие заблуждаются, не верят в себя, жутко боятся оценок, но с успехом встают на путь изменений, расшатывают и выбрасывая из головы работающие годами установки «у меня не получится, потому что у меня нет таланта». Результат то говорит сам за себя: получилось, смогли, сделали!

Что такое ПП рисование?

Правополушарное рисование – это не только метод быстрого обучения рисованию людей разного возраста, не имеющих художественного образования, но и эффективный способ раскрытия или пробуждения творческого потенциала с выходом на путь дальнейшего саморазвития. Обычно первые результаты этого удивительного рисования дают о себе знать прямо в процессе, когда люди погружаются в процесс, позволяющий переживать искреннюю радость, удовлетворение от полученных картин. Негативные эмоции растворяются, острота накопленного стресса снижается. Несколько занятий – и вот, человек стал уверенней в себе, открыл в себе залежи ресурсов, увидел новые возможности… Конечно, метод правополушарного рисования не «отключает» левое. Просто активизация правого приводит к гармонии в работе полушарий, и это переключает мозг на другой режим работы, и… происходят чудеса!

За что отвечает правое полушарие и как левое полушарие «вмешивается» в творческую деятельность?

Работа правого полушария предоставляет нам возможность проявлять творческое мышление, созидать новое, находить нестандартный подход в разрешении ситуации, действовать по интуиции, мыслить образами, эмоционально воспринимать не только богатства внешнего, но и своего внутреннего мира.

В результате наше восприятие реальности меняется, что и происходит под воздействием занятий правополушарного рисования. При этом «хладнокровное» левое полушарие постарается внести свой вклад в деятельность, подкидывая мысли о том, что это не для нас, это несерьезно, да какая в этом польза и выгода, люди годами учатся, поэтому невозможно научиться рисовать за один день и т.д. – логичные и рациональные мысли, между прочим. Именно они, бывает, перевешивают на чаше весов, и поэтому мы не слышим слабенького голоса наших истинных желаний, и не совершаем больших и малых «чудачеств». Некоторые, все же прорываются сквозь ровный заслон логики и «рацио», и… выходят на новый уровень жизни.

В чем сила, брат? Чем ПП рисование отличается от традиционного? Что происходит на занятии по ПП рисованию?

Традиционный способ обучения рисованию или по-другому, левополушарный – годы занятий в художественной школе, потом на худграфе и далее. Оттачивание навыков занимает действительно много времени: масса теоретических часов с погружением в историю предмета, изучение правил и схем рисования, освоение различных техник, приемов, хитростей. Уф!

Принцип правополушарного рисования другой. Никаких лекций с углублением в техники. С помощью специальных приемов тренер «включает» правополушарный режим у учеников, и сразу начинает мастер-класс. Левое полушарие, естественно, не «отключается», а просто на время уступает обычно лидирующие позиции. Правополушарная разминка, «зарядка» перед занятием сразу дает результат: наш внутренний критик засыпает, а ребенок просыпается и в процессе рисования получает максимум радости и удовольствия, не скрывая переполняющих живых эмоций.

Погружение в процесс происходит быстро, незаметно. Ученикам остается только одно: повторять приемы, которые показывает тренер. И они с удивлением понимают, что это довольно легко, интересно и увлекательно. Да: любая критика во время занятий отсутствует, поэтому неуверенность быстро проходит. Правополушарное рисование создает ощущение свободы действий. Несмотря на то, что ученики пытаются воспроизвести действия преподавателя, они знают, что могут вносить и свои элементы в картину. А давайте на несколько минут отвлечемся от чтения, и заглянем на один из уроков, просто, чтобы увидеть принцип действия (видео в ускоренном варианте, без слов, но с музыкальным сопровождением). Наслаждаемся!

Как правило, первые картины создаются на небольшом формате (А5 или А6), и если следовать за действиями тренера, то рисование на А6 занимает минут 5-10, а А5 – 15-30 минут. Готово! На одном занятии можно создать сразу несколько первых шедевров с видами природы. Когда ученики рассматривают свои работы, они удивляются, что сделали их сами, что получилось очень даже красиво. На душе становится легко и радостно. Как в детстве.

3 истории о людях, гуаши и детском восторге взрослых людей

История №1

Я занялась правополушарным рисованием в 2015 году. Спасибо, что существует на свете интернет, и можно не выходя из дома научиться чему угодно! У меня был свой интерес: во-первых, в детстве мне нравилось рисовать, хотя никакого «таланта» или хотя бы «способностей» тогда у меня никто не обнаружил. Средненькие четверочки по ИЗО. Со временем карандаши, краски и альбомы были задвинуты в ящик стола и… позабыты. История, по-моему, самая стандартная, банальная.

Но проходят годы. И душа просит, а иногда требует чего-то… забытого. И тут приходит осознание, озарение. Несерьезное, детское: «Я хочу рисовать!» Зачем это надо – пока не ясно, главное – хочу! Потом разобралась в себе, поняла. Обучилась – несколько дней интенсива. В первый раз за много лет я держала в руках кисти, малевала гуашью фон, выводила дрожащей рукой детали, стараясь успеть за преподавателем. Если честно – думать было некогда, глаза смотрели, а руки – делали. Результат изумил после первого же занятия: я смотрела на свои картинки и изумлялась, что это я сама их нарисовала. С тех пор прошло уже несколько лет, а я не останавливаюсь. Рисую сама, рисую вместе с другими, сама провожу мастер-классы. Почему я это делаю? Расскажу в следующей части статьи.

История №2

Есть у меня одна группа (работники умственного труда), в которой я периодически провожу мастер-классы по правополушарному рисованию. После каждого занятия – масса впечатлений, эмоций. Участники пытаются описать свое состояние после рисования – и не могут. Эйфория? Эффект легкого алкогольного опьянения? Искренняя радость? Одна из участниц сообщает, что «такого» состояния она не испытывала с самого детства и уже не надеялась когда-либо испытать. Эмоции искрятся, расходиться никому не хочется.

Однажды к обычной женской компании присоединился мужчина, его зовут Владимир. Он рисовал быстрее, чем другие, не стараясь улучшить тот или иной элемент. Он просто повторял за мной, а потом ждал следующего шага и так до конца. Если честно, я думала, что его картинка получится довольно… примитивной – и была абсолютно не права!

Когда мы рассматривали готовые картины, я поразилась, насколько эффектно выглядела работа Владимира – хоть сейчас на выставку или в музей! Я сказала ему об этом, а он, все еще не веря, что это его картина, рассказывал, что в школе ему сказали, что рисовать он не умеет и т.д. (все как обычно). Вместе мы сделали вывод, что он умеет рисовать, а те педагоги из его прошлого были не правы. В дополнение я рассказала ему историю об известном русском художнике В.И. Сурикове, которого не хотели принимать в художественную академию, в связи с отсутствием «таланта». И что из этого вышло. Владимир «улетал» с занятия окрыленный.

История №3

Как-то раз я предложила своим родственникам порисовать. Что? Порисовать? Тетя сразу согласилась. Другим было некогда. Мама категорически заявила, что рисовать она совершенно не умеет (ха-ха – подумала я, слыша эту заевшую пластинку). Так вот: с тетей Олей мы рисовали много, вдохновенно, быстро. Она настолько воодушевилась, прочувствовав на себе мощный эффект от правополушарного рисования, что занялась волонтерской деятельностью, проводя мастер-классы с онкологически больными людьми. Она рассказывает чудесные истории про то, как вновь загораются глаза светом жизни у тех, кто уже отчаялся… Но это уже другая история, и не моя.

Так вот, уже долгое время каждый вторник мы собираемся у бабушки и рисуем семьей. Рисует даже мама, которая громче всех кричала, что она «не умеет». Рисуют дети. Растет уверенность в себе, повышается настроение, энергия. Сестра говорит, что теперь она смотрит на небо, на деревья, на природные явления по-другому. Племянник перестал бояться совершить ошибку. Друг моего сына, Платон (приезжал в гости на каникулы из другого города), недавно удивил меня. Он сказал, что видел коллекцию наших картин:

— Я знаю, что это такое. Я просто забыл как это называется. Это когда быстро рисуешь много рисунков и они все красиво получаются. Я ходил с мамой на такое занятие в Тюмени. Мне понравилось.

Когда Платон приедет погостить в следующий раз, мы обязательно включим его в нашу дружную компанию любителей правополушарного рисования. На сегодня историй достаточно. Пойду готовить кисти, гуашь и бумагу для следующего сеанса. В я расскажу о художнице, преподавателе правополушарного рисования, которая творит настоящие чудеса. А также о пользе этих занятий для больших и маленьких. Всем творческих успехов!

Если эта статья вам понравилась и оказалась полезной — сделайте доброе дело, нажмите на кнопки социальных сетей ниже. Благодарю вас!

С пожеланиями открыть для себя мощную технику ППР,

Наталья Реутова