Макаревич раздора. Кто и за что «травит» известного рокера? «Макаревич – предатель Родины

Граждане, подверженные массовому психозу, недавно накинулись на нашего любимого музыканта. Мы срочно выехали к нему узнать, как дела, не нужно ли чем помочь. Интервью получилось грустным, злободневным, в жанре «поэт и толпа».
Интервью: Александр Маленков
Фото: Юрий Кольцов
Андрей Макаревич: «Предатели - это те, кто толкает страну к войне»

Говорят, ты не любишь давать интервью. Почему так?

По двум причинам. Во-первых, среди всех моих занятий достаточно способов самовыразиться, не прибегая к помощи журналистов. Во-вторых, в последнее время я очень часто встречаю людей невероятно необразованных, не подготовленных к разговору и при колоссальных амбициях, которые считают себя журналистами.

Прекрасное начало беседы! В ходе тщательной подготовки к интервью у меня родился вопрос о сегодняшнем положении дел в стране: мог ли ты ожидать, что «Машину времени» занесет на сорок лет назад?

Хорошо, если на сорок, а не на семьдесят. В точности все повториться не может по определению, но многие узнаваемые штуки сыплются как из рога изобилия. Например, телевизионная пропаганда. Только тогда все к этому относились уныло и с тихой иронией. Сейчас вдруг оказалось, что эта штука работает по-настоящему. И именно это напоминает чуть более ранний период.

Выросло поколение людей, которые не жили в СССР. Мы можем для них сформулировать, чего, собственно, такого уж плохого там было?

Я думаю, это бесполезно. Тот, кто этого запаха не нюхал, все равно не поймет. И если человек уже очарован какой-то клюквой, то он тебе еще и не поверит.

По-моему, за последние несколько месяцев люди окончательно разучились слышать друг друга. Поэтому, когда я сейчас вижу повальное добровольное бегство от свободы, объяснять им, что такое свобода и что такое несвобода, — бессмысленно. Может быть, им так больше нравится. Все, что считаю нужным, я говорю в своих песнях. Быть еще дополнительно пропагандистом — не хочу.

Давай так: что ты больше всего ненавидел в совке?

Обстановку унылого тотального вранья, с которым все смирились. Абсолютную покорность. Уверенность, что все это будет продолжаться восемьсот лет. Сиди и не дергайся. Постоянное ощущение дыхания в затылок какого-то человека в погонах, который если и отошел, то ненадолго.

Когда политика впервые вторглась в твою жизнь?

Я думаю, это началось году в семьдесят седьмом, когда я уже вел диалоги со всякими искусствоведами в штатском. Первый раз было страшно, конечно. Но это было унылое время, и они уныло отрабатывали свою зарплату. Я не исключаю, что дома у них или их детей играла «Машина времени». Они считали, что я против советской власти. Со второго раза я уже осмелел. Я отвечал: покажите мне конкретно строчку, которая об этом говорит. Они этого не могли сделать. Их не устраивала какая--то наша неподконтрольность, какое-то ощущение свободы. Это их страшно раздражало. «Как это вами никто не руководит? А к кому вы относитесь?» — «А почему мы должны к кому-то относиться?» — «Не положено». — «Где не положено? Покажите. Покажите мне стать-ю Конституции, где написано, что мы должны к кому-то относиться. Вот мы — пять человек, которые собираются вместе и играют свою музыку. Это запрещено?» — «Нет, это не запрещено, но...» Все это было страшно уныло. Уныло и долго.

На Лубянку тебя вызывали?

У них в каждой гостинице был номер свой, и было принято там проводить беседы. Потом мы попали в Росконцерт. Было предолимпийское время, всем казалось, что что-то разрешат. Потом Олимпиада прошла, все поехало назад. Потом пришел Михаил Сергеевич, которому я буду поклоны бить, пока жив. Нас в Москву пустили — до этого нам нельзя было в Москве выступать. А потом и за границу. Нам перестали мешать, политика исчезла из жизни.

А посиделки с Путиным на концерте?

Не было никаких посиделок! Так получилось, что на концерте Маккартни у нас места оказались рядом. Может быть, это его имиджмейкеры так решили. У меня не было другого места. И то, что делал Путин тогда, негатива у меня не вызывало.

Вернемся в день сегодняшний. Для тех, кто не в курсе, сформулируй свою позицию по ситуации в стране, которая вызвала столько шума.

Позиция проста. Когда я был маленький, родители привили мне представление о том, что такое хорошо и что такое плохо. Оно во многом совпадает с заповедями. Воровать нехорошо, врать нехорошо. Слабому надо помочь, а не добивать его. Волей-неволей мы проецируем наше представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, на поведение нашей страны, если чувствуем себя ее гражданами. И вот сегодня это поведение совершенно не совпадает с моими представлениями о том, что такое хорошо и что такое плохо. Вот и все.

И за это тебя называют предателем?

Я считаю, что предатели — это те, кто толкает страну к войне. А фашисты, которые ходят на марш мира и пытаются остановить агрессию, — это какие-то странные фашисты. Вообще, фашисты — это те, кто их разгоняет обычно.

Мне кажется, что ты человек мирный, не пламенный борец, не тот, кто на баррикадах. Это верное впечатление?

Я очень не люблю баррикады и не люблю революции. Может быть, мое отношение к революциям изменилось бы, если бы мне назвали хоть одну революцию, после которой стало лучше, чем было до нее. Я такой не знаю.

Как ты себя чувствуешь, оказавшись сейчас в центре конфликта, в месте, которое очень смахивает на баррикаду?

Я стараюсь заниматься своим делом. Дел у меня много: я занимаюсь музыкой, я рисую, я пишу какую-то прозу и стихи. Стараюсь это делать хорошо. Я убежден в том, что если мы все перестанем психовать и каждый начнет делать свое дело, при условии, что он будет его делать хорошо, то жизнь изменится в один день. Если милиционеры будут нас охранять, а не брать взятки, если тележурналисты будут нам рассказывать объективные новости, а не врать. Нужно-то всего ничего.

Твои бывшие поклонники теперь тебя ругают. Как ты себя чувствуешь в связи с этим?

Да никак не чувствую. Мои друзья — а их у меня довольно много — остались моими друзья-ми. Более того, на концертах у нас народу меньше не стало. И принимают нас так же хорошо. А кто хочет маршировать в Советский Союз — пусть идет.

То есть концерты пока есть…

Почему «пока»? Что вы все каркаете? Сейчас вокруг бегают: «Вам запретили концерты? Нет? Почему?» Все ждут не дождутся просто... Коллективное сознание программирует наше будущее. Если мы все каркаем, мы накаркаем рано или поздно.

Мое поколение — те, кому сегодня сорок лет, — под ваши песни боролись с советской несправедливостью. И сейчас, во времена новой несправедливости, мы по привычке смотрим на вас. И кажется, что вы, рокеры первой волны, в последние десятилетия как-то забронзовели и обленились. Предали, так сказать, идеалы молодости.

По-моему, ерунду ты говоришь. Мы как раз не поменялись — времена поменялись. А человек остался тем, кем был. То, что вам казалось двадцать лет назад призывом к бою, сегодня кажется нормальной песней. А автор, например, и не расценивал это как призыв к бою. Это у вас в голове бурлило. Никогда у меня не было задачи написать какую-то социалку, я не журнал «Крокодил». Хотя, если на то пошло, я считаю, что сегодняшние песни «Машины» по сравнению с песнями двадцатилетней давности стали куда более остросоциальными. Надо просто незамыленным глазом посмотреть.

Ты не вкладывал, может быть, такого смысла, но ведь «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется».

Да мне насрать, как оно отзовется, вы меня простите! Я стараюсь писать так, чтобы я сам был доволен.

А как же «Ты в ответе за тех, кого приручил»?

А я никого не приручаю. И не надо за мной ходить зайчиками. Это вы приручились. Если вы рождаете какие-то свои фантазии, а потом беситесь от того, что я им не соответствую, так это проблема ваша, а не моя. А если уж считаете, что я вас приручил, тогда доверяйте.

Лидер «Машины времени» рассказал Артуру Соломонову о том, каково снова оказаться «пятой колонной»*

*15 марта Макаревич принял участие в «Марше мира» и заявил: «Я не хочу проснуться в стране, которая находится в состоянии войны, а в состоянии войны с Украиной я просто себе представить даже не могу». В кремлевских СМИ и в интернете началась кампания травли артиста. /фото: Коммерсант

Вы вдруг оказались чуть ли не лидером протеста - против политики власти в Крыму. И как себя ощущаете?

Меньше всего в жизни я бы хотел заниматься всякого рода протестами. Еще не дай бог сделать из этого профессию. Я очень надеюсь, что это мое последнее интервью на тему Крыма, потому что из меня хотят сделать общественно-политического деятеля, а мне это совершенно не интересно. Но проблема в том, что у меня были очень хорошие родители, которые мне в детстве объяснили, что хорошо, а что плохо. И когда я вижу, что рядом со мной происходит то, что в эти правила не вписывается, это вызывает у меня эмоциональную реакцию. И тогда я прихожу на эфиры, высказываюсь о политике, пишу что-то в интернете.

Когда вас стали обвинять в «предательстве родины», вы написали в блоге - «такое ощущение, что жизнь прожита зря». Сейчас, спустя время, вы бы повторили эту фразу?

Жизнь пока не кончилась, и это утешает. Но, понимаете, когда человек что-то делает - пишет стихи, пишет музыку, и его слушает огромное количество сограждан, и им нравится то, что он делает, у него возникает иллюзия, что те люди, которым нравятся результаты его труда, разделяют и его чувства, и его мысли. Вот это - очень большое заблуждение.

Вы заблуждались?

Конечно. В любом случае это интересный и важный опыт.

О Патриотизме

Вы будете ходить на митинги?

Если честно - не хочу. Но я не зарекаюсь. Потому что я не знаю, что со всеми нами будет через неделю. Я был на «Марше мира». Мы шли вместе с Ириной Прохоровой. И меня записали в фашисты. И я подумал: какие интересные фашисты, которые ходят на «Марш мира» и требуют остановить агрессию! Мне кажется, что фашисты такие демонстрации разгоняют. Но - в головах большинства моих сограждан мир перевернулся… И спорить - бесполезно и глупо. Если тебе говорят, что в такой-то песне не очень удачная мелодия получилась, то можно дискутировать на эту тему. А когда тебе говорят - «да ты ведь верблюд!», ты понимаешь, что если начнешь кричать - «нет, я не верблюд!» - то будешь выглядеть абсолютным идиотом. То есть встанешь на одну ступеньку с тем, кто тебя обвиняет. А потому - пытаешься не замечать… Понимаете, я ведь совершенно не против патриотизма - он, безусловно, укрепляет страну. Только патриотизм должен быть осмысленным. Он не должен граничить с идиотизмом. А когда он все-таки граничит, то никакие политические споры не имеют смысла. Потому что тот, кто с тобой согласен, - он и так с тобой согласен. А с тем, кто не согласен, разговаривать совершенно бесполезно. Это человек, абсолютно убежденный в своей правоте. Он не слышит никого, кроме себя самого и Дмитрия Киселева в телевизоре.

Писать мне сейчас ничего не хочется. Когда мир приближается к состоянию войны, как-то не очень тянет писать песни

Думаете, в «крымском вопросе» колеблющихся не осталось?

Колеблющихся больше нет. Такое ощущение, что нас всех просто разогнали на черные и белые клетки. Я-то свою позицию пытаюсь аргументировать в силу своих убеждений и образования. А с противоположной стороны только истерика, крики и лозунги. Когда люди разговаривают на уровне «Крым был, есть и будет наш» - неинтересно вступать в дискуссию. Потому что им бесполезно объяснять, что Крым когда-то был наш, но был и греческим, и генуэзским, и турецким, и татарским, и каким только он не был. А то, что Россия на протяжении всей своей истории Крым пыталась завоевать и на какое-то время завоевывала, это правда. Но я считаю, что создан опасный прецедент, который наверняка начнут использовать. Уже Приднестровье заволновалось, уже бабушка звонит президенту и спрашивает: «А как насчет Аляски?» Вообще говоря, я остаюсь при убеждении - вот русские живут во всем мире, почти во всех странах, и они могут говорить на каком угодно языке - это их личное дело, но если у них паспорт государства, в котором они живут, то они должны подчиняться законам этого государства. Если же у них паспорт русский и им что-то не нравится, то им надо садиться на поезд или в самолет и приезжать в Россию. Разве это не элементарно? Разве это непонятно?

Может, это одно из свойств времени - прописные истины стали неочевидными?

Возможно. Но есть же какие-то правила, ну вроде дворовых. Например - нельзя подлянок делать, и государства стараются их не делать. Но иногда случаются подлянки, и тогда остальные государства выступают с осуждением. Когда Америка нарушает международные соглашения и законы - ей же никто не аплодирует, ее тоже осуждают - и европейские государства, и идет колоссальное осуждение внутри США. Но американцев, которые критикуют политику США, никто не называет предателями родины…

А были какие-то события за последнее время, узнав о которых вы подумали, что надежда на перемены в лучшую сторону все-таки есть?

Я какую-то надежду услышал в выступлении президента. Он сказал несколько вещей, которые не самым громким образом прозвучали, их почти не заметили, но тем не менее они были: что все равно мы будем жить в едином пространстве, что Европа для нас остается приоритетным партнером и что хватит раздувать идеологическую истерику.

Но он же сказал немало прямо противоположного.

Я не услышал каких-то явных противоречий. Меня смутило, конечно, что три недели назад президент утверждал, что никаких войск в Крыму нет, а сейчас признал, что они есть. Это получается, что он нам сказал неправду?

О Творчестве

Когда некоторые ваши поклонники, для которых вы были кумиром, стали выбрасывать диски с записями «Машины времени» и говорить, что они больше вас не признают, как вы реагировали?

Поверьте, я даже толком не знаю, что там конкретно было. И уверяю вас, меня это мало интересует. Ну не признают больше. Ну считают предателем. Ну и бог с ними. Я стараюсь как можно меньше об этом думать.

Однако ваши коллеги задумались и написали письмо в вашу поддержку на имя президента с требованием прекратить травлю в СМИ.

Я, конечно, очень благодарен авторам письма и тем, кто его подписал. Но меня так утомляет весь этот шум - кто-то называет меня изменником и предателем, кто-то встает на мою защиту… Я просто хочу заниматься своим делом… Вот, например, недавно я записал диск с песнями Александра Галича. В начале семидесятых он произвел на меня очень сильное впечатление. Рядом со всеми бардами он был фигурой мощнейшей и меня совершенно потряс. И спустя много-много лет я почувствовал, что обязан поклониться как-то этому человеку. А до этого я записал диск с песнями Окуджавы и Марка Фрейдкина. Но с Галичем было сложнее всего в смысле музыкальной работы. Потому что просто спеть его песни под гитару - глупо, он это уже сам сделал. А если сочинять какую-то музыку, получается абсолютный кабак. Окуджава - мелодист, и на его мелодиях можно выстраивать совсем другие музыкальные решения. А Галич скорее декламировал свои стихи под музыку, и нередко одно и то же произведение исполнял то как песню, то как стихотворение. И я долго мучился, пока не пришел к выводу, что надо делать вообще не песню, а какую-то звуковую среду, на фоне которой я тоже скорее читаю, чем пою. Очень хорошие работали со мной ребята - Леня Каминер и Андрей Старков. Этой работой я доволен, у альбома есть только один недостаток - его нельзя слушать, например, в машине, а только на хорошей акустике, потому что там сделаны очень сложные вещи… Это я говорю к тому, что надо просто работать. Стараться продолжать писать хорошие песни. Давать концерты. И утешать себя тем, что все-таки не все сумасшедшие. Вот мы 31 мая отмечаем 45-летие «Машины времени» и посмотрим, как обстоят дела с нашими поклонниками. Мы ведь продолжаем давать концерты, ездим по стране, и я что-то не заметил, чтобы зрителей стало меньше или что они стали хуже реагировать.

Я не понимаю эту нашу русскую страсть - или любить политика до удушения в объятиях или ненавидеть до затаптывания ногами. А ведь политика - это не жена и не любовница

Но «крымская история» как-то повлияла на ваше творчество?

Писать мне сейчас ничего не хочется. Когда мир приближается к состоянию войны, как-то не очень тянет писать песни. Ни малейшего желания не испытываю.

А как на вас повлияло то, что в вашей группе нет единого мнения по поводу крымских событий? Вы и Александр Кутиков подписали письмо против присоединения Крыма, а Владимир Сапунов и Андрей Державин - за.

Это их личная проблема.

Вы этот вопрос с ними не обсуждаете?

Конечно, нет!

То есть - встречаетесь и репетируете?

У нас хватает тем для обсуждения.

Это разве не принципиальный вопрос?

Это личный вопрос каждого. Вы мне что предлагаете - партсобрание устроить? Почему я должен обсуждать их взгляды?

Искусство и политика для вас пересекающиеся области?

В идеале - они никак не должны пересекаться. Искусство должно будить чувства, политика должна заниматься тем, чтобы мы жили хорошо. Когда что-то неладно в датском королевстве, то начинаются всякие переплетения и пересечения.

О массовом сознании

Я вот замечаю, что в одном человеке сейчас могут запросто уживаться прямо противоположные идеи. Например, во взгляде на оппозицию: один и тот же человек может называть ее «кучкой маргиналов» и в то же время - «огромной угрозой стране». Или называть украинцев «братским народом» и сразу же - наносить оскорбления именно по национальному признаку. И таких примеров - масса.

Мне кажется, что эти психологические парадоксы надо обсуждать на уровне медицины. Я думаю, что произошел настолько уникальный переворот в массовом сознании, что и социологи, и политологи, и специалисты в области общественной психологии еще очень долго будут разбираться с тем, что случилось со всеми нами в марте 2014 года.

Какие чувства вы испытываете, думая об этом?

Тяжелого недоумения. Потому что я жил в убеждении, что подавляющее большинство моих сограждан - люди адекватные. А выходит - нет. Но я надеюсь, что ситуация начнет меняться по двум причинам - во-первых, психоз не может продолжаться вечно, во-вторых, мне кажется, что это зашло уже в такую крайность, что оттуда уже возможен только обратный ход. Может быть, я строю иллюзии? Но вообще я всю жизнь старался с оптимизмом смотреть на происходящие события.

У вас был период, когда вы с оптимизмом относились к политике Путина.

Как мне надоел этот вопрос!

А разве его обойдешь?

Хорошо. Я не понимаю эту нашу русскую страсть - или любить политика до удушения в объятиях или ненавидеть до затаптывания ногами. А ведь политика - это не жена и не любовница. Власть не надо страстно любить или страстно ненавидеть. Это люди, которых мы выбрали, чтобы они работали на благо страны и на наше благо. И если они действительно так делают - значит, они хорошо работают. Если они делают что-то против блага страны или просто не на ее благо - значит, они работают плохо. Для этого существует смена власти, существуют выборы. Вот и все. Когда у Путина получается - как правило, на международной арене - что-то выдающееся, я очень рад за него и за нас. Так было с Сирией, например, когда никто не ожидал, что он так разрулит эту историю. А Крым я продолжаю считать ошибкой. Но сейчас главная задача - чтобы на Украине не началась война. Я представляю, как украинцам обидно, что их судьбу решают Америка и Россия. Их, конечно, приглашают на эти встречи, но кажется, что лишь для проформы, для соблюдения протокола. Как будто это республика Сан-Марино! А вообще это очень большая страна с огромным населением. И у них на сегодняшний день абсолютно растоптанная гордость. И я очень хорошо понимаю их эмоции, из-за которых они делают бешеные глупости. Потому что запрет на въезд русского мужского населения - очередной идиотизм, как было полной глупостью и страшной ошибкой сразу объявить об отмене особого статуса русского языка. Они это тут же поняли, но слово-то уже было сказано… И тем не менее я очень хочу, чтобы там не началась война, чтобы можно было сесть за стол переговоров и решить, как жить дальше. И решать это они должны сами. Мне очень жаль, что на несколько десятилетий мы под боком вместо друзей получили врагов. И не они в этом виноваты, а мы. А папа мне говорил, когда я был маленьким, что лучше жить с друзьями, чем с врагами. Все ведь очень просто, правда? И потом ведь пропаганда, конечно, страшная сила, но мир сегодня устроен таким образом, что все друг про друга все знают. И все друг от друга зависят. И несмотря на то что никто никого не любит на самом деле, страны договариваются между собой, потому что все равно нам вместе жить на этой планете и желательно стараться ее не загубить. Поэтому сейчас отгородиться стенкой, как это было десятки лет назад, - не получится.

Что завтра должно случиться, чтобы вы сказали - теперь у меня появилась надежда? Что это должно быть за событие?

Не знаю. Я не могу даже себе представить это. Слишком многое должно произойти, чтобы все пошло так, как мне хотелось. Мне бы очень хотелось, чтобы где-то зазвучал голос разума. Например, чтобы люди вспомнили, какое количество денег теперь нужно вбухать в Крым. Это наши с вами деньги. От этого на территории нашей страны, где люди в массе своей живут и так нехорошо, они будут жить еще хуже. И мне непонятно - откуда взялись эти приоритеты? Не лучше ли было потратить эти деньги на медицину, образование и дороги? Хотя бы на это, я сейчас не говорю о культуре. Хотя вся эта истерика - результат того, что с культурой у нас большая беда, если не сказать катастрофа.

Кстати, Минкультуры за основу развития отечественной культуры может быть взят документ, построенный на идее «Россия - не Европа». Я не представляю, что, например, в Париже разработали бы документ «Франция - не Китай» и на этом выстраивали бы национальную идентичность.

Да, документ для сегодняшнего дня очень показательный. Но ведь предполагается его обсуждение? Правда, боюсь, меня на него не пригласят, хотя в совете по культуре при президенте я сидел лет восемь или девять - и при Ельцине, и при Путине, и при Медведеве.

Как вы оцениваете свою деятельность на этом посту?

Честно? Никак не оцениваю. Во-первых, я там крайне редко оказывался, потому что, как правило, находился на гастролях во время заседаний, а во-вторых, функции этого совета были достаточно номинальны. Так что польза там от меня была небольшая, как и от совета в целом.

Если бы вы верили, что вас могут услышать, что бы вы сказали двум непримиримым сейчас лагерям?

Успокойтесь, ребята. Успокойтесь. Выдохните.

Но вы же сами неспокойны.

Да. Я неспокоен. Но я хотя бы не психую.

Настоящая информационная буря разразилась вокруг имени лидера группы «Машина времени» Андрея Макаревича . Музыкант и до этого оказывался в центре скандалов из-за своих общественно-политических высказываний и заявлений. Его уже записывали и в национал-предатели, и в пятую колонну. Но возмущение общественности вызвало то, что Макаревич выступил в украинском городе Святогорске и посетил отбитый украинскими вой-сками Славянск. Один из депутатов выступил с инициативой . Конечно, есть и те, кто решительно вступился за Макаревича. подписали Алла Пугачёва, Лия Ахеджакова, Ирина и Михаил Прохоровы , мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман и многие другие.

За

«Мне стыдно!»

Леонид Ярмольник, а-ктёр, продюсер:

Меня ужасает, что Андрея пытаются сделать козлом отпущения. Порой возникает ощущение, что вернулись сталинские времена. Кошмар какой-то! Ему инкриминируют то, чего на самом деле не было!

Я 40 с лишним лет знаю Андрея как человека исключительно порядочного и честного. Даже когда он ошибался, делал что-то не то, он сам же первым признавался в этом. Сейчас он в силу своих возможностей и воззрений попытался сделать хоть что-то, чтобы люди перестали убивать друг друга. И что в итоге? Его фактически объявили врагом народа, облили грязью, приписали слова, которых он не произносил! И огромное количество людей с лёгкостью во всё это поверили! Депутаты сейчас голосят о том, что нужно отобрать у Макаревича все госнаграды! Ну это же невероятный идиотизм! Во-первых, это вне законодательного поля. А во-вторых, награды не имеют срока давности.

Ужасает то, что я читаю и слышу сейчас об Андрее даже на центральных телеканалах. Те сюжеты о Макаревиче, которые я видел, вызывают по меньшей мере недоумение. Сначала показывают, как Андрей спел в монастыре перед детьми несколько песен. Далее встык идёт съёмка какого-то безумного хоровода, в центре которого, как я понял, сжигается чучело Путина. Там Андрея и в помине не было. Это вообще какая-то отдельная история.

Я не могу понять, кто заказал эту подлую, ужасающую травлю! А может быть, это провокация украинских СМИ, направленная на создание внутренних врагов России? Но если так, то стыдно и противно от того, что столько граждан на эту провокацию ведётся.

Против

«Сам виноват!»

Александр Адабашьян, сценарист, актёр:

Я не разделяю мнение Макаревича, моя гражданская позиция с его убеждениями и воззрениями категорически не совпадает. Разумеется, он имеет право на своё мнение, и он его высказал. Кто-то его поддержал, кто-то решительно не согласился и осудил его. Это нормально! Так жизнь устроена! Я решительно не понимаю одного: о какой такой страшной травле Макаревича идёт речь? В чём заключается эта травля? В том, что нашлось немало тех, кто с ним не согласен? В том, что не все готовы ему поддакивать и заглядывать в рот? Никой травли нет, и не надо драматизировать! Выступление Макаревича на Украине - это никакое не предательство, не преступление, как об этом, например, говорит писатель Александр Проханов . Это обычная глупость! А глупости в нашей жизни хватало всегда. Что же теперь, всех за неё расстреливать? А вообще Макаревич сам виноват в этой шумихе вокруг его имени. Его бурная общественно-политическая деятельность, которую он развернул в последнее время (я сейчас имею в виду все его бесконечные открытые письма президенту, показательные жесты, провокационные заявления), говорит о том, что человек несколько утратил адекватную оценку себя, немного потерял связь с реальностью. Ему кажется (а именно такое ощущение создаётся), что он выступает от имени некой высшей мудрости. А это не более чем его личная точка зрения. Если бы Макаревич хотя бы привносил какие-то конструктивные предложения - это другое дело, пожалуйста. Но те дискуссии, которые он заводит и провоцирует, носят совершенно иной, далёкий от конструктивизма характер. Конечно, у многих это вызывает негативную реакцию. Чему тут удивляться? А вообще, если ты, будучи известным человеком, публично высказываешься вслух, будь готов, что тебе тоже ответят вслух.

«Он преступник! Наказать его!»

Эдуард Лимонов, писатель:

Постаревший человек с гитарой вызывает у меня некоторую брезгливость. Седой чел не имеет право дренькать на гитарке. Пусть он даже и подвыпивший. ...Немолодой, седой дурень по фамилии Макаревич поехал в город Святогорск и выступил там перед оккупационными войсками. То, что оккупационные военные были разбавлены некоторым количеством оккупированного населения, не уменьшает тяжести содеянного. ... И вот приехал этот старый оболтус выступать перед карателями. ... Он в нормальной ситуации слова бы доброго не стоил. Но посредственный поп-музыкант, к сожалению, известен. И на Украине, и в России.

Мы не знаем, как он дожил до жизни такой. Может быть, у него сейчас андропауза. ... Макаревич оскорбил нас всех. Оскорбил тем, что нарушил наше единодушное осуждение преступного киевского режима. ...Макаревича необходимо наказать. Необходимо продемонстрировать Украине и миру, что он изгой, заблудшая овца. Если Россия его не наказывает, получается, что она его оправдывает.

(газета «Известия»)

Александр Проханов, писатель:

Он приехал в Славянск - город, где дымятся руины, город, где доставшиеся в плен карателям русские люди были поставлены на колени, им на голову надели мешки и заставили молить о пощаде и кричать «слава Украине!». ...Его музыку, крупнокалиберные динамики, слушали находящиеся в застенках пленные ополченцы, которым битами перебили руки и ноги, они корчились с перебитыми костями. Вот таков Макаревич. Он пел свои песни, кровь этих людей на нём. Его горло клокотало от кровавых пузырей, которые он из себя изрыгал. Он преступник. Он совершил национальное преступление. О таких люди говорят, что это национал-предатели. Эти пения в Славянске могли быть сравнимы, если бы он приехал где-нибудь в 1940-х годах в дивизию, пропел этим эсэсовцам, бандеровцам свои песни, а те потом пошли жечь Хатынь в Белоруссии, уничтожать стариков и детей. Это чудовищное преступление, которое делает его не просто человеком нон грата, он будет внушать отвращение всем русским людям. Пусть он поёт, и пусть Господь Бог зальёт его горло свинцом когда-нибудь. Это вопиющий акт этой либеральной культуры. Эти либеральные лидеры культуры, представители - они во многом все такие. Все безнравственны, все преступны, русофобы.

(«Русская служба новостей»)

«Милый Эдичка!»

Андрей Макаревич (в письме к Э. Лимонову): Милый, милый Эдичка!

Прочитал твою статью в «Известиях» «Почему Макаревича необходимо наказать». Расстроился страшно. ... Эдичка, зачем ты множишь уже подтухшую ложь про мой вояж на Украину? Ведь знаешь, что враньё, а множишь. А если вдруг не знаешь - может, сначала поинтересоваться? Или тебя так печалит моя известность? Ты же так и написал: «Он, к сожалению, известен». Тут правда - у меня с этим лучше получилось. Причём наш возраст не позволяет надеяться, что это соотношение изменится. При таком раскладе на книжках, конечно, не заработаешь. В «Известиях» за враньё хорошо платят? И самое интересное - про андропаузу. У тебя ровно полстатьи посвящено этому феномену. Ну конечно - кому, как не тебе, имеющему беспримерный опыт минета у чёрных парней на улицах Нью-Йорка, разбираться в таких тонких вещах? Я, кстати, могу предоставить тебе это удовольствие - я, конечно, не чёрненький, но надо же и беленького попробовать. Или уже приходилось? Кстати, посмотрим, как у меня с андропаузой...

(журнал «Сноб»)

0

Граждане, подверженные массовому психозу, недавно накинулись на нашего любимого музыканта. Мы срочно выехали к нему узнать, как дела, не нужно ли чем помочь. Интервью получилось грустным, злободневным, в жанре «поэт и толпа».

Интервью: Александр Маленков
Фото: Юрий Кольцов

Говорят, ты не любишь давать интервью. Почему так?

По двум причинам. Во-первых, среди всех моих занятий достаточно способов самовыразиться, не прибегая к помощи журналистов. Во-вторых, в последнее время я очень часто встречаю людей невероятно необразованных, не подготовленных к разговору и при колоссальных амбициях, которые считают себя журналистами.

Прекрасное начало беседы! В ходе тщательной подготовки к интервью у меня родился вопрос о сегодняшнем положении дел в стране: мог ли ты ожидать, что «Машину времени» занесет на сорок лет назад?

Хорошо, если на сорок, а не на семьдесят. В точности все повториться не может по определению, но многие узнаваемые штуки сыплются как из рога изобилия. Например, телевизионная пропаганда. Только тогда все к этому относились уныло и с тихой иронией. Сейчас вдруг оказалось, что эта штука работает по-настоящему. И именно это напоминает чуть более ранний период.

Выросло поколение людей, которые не жили в СССР. Мы можем для них сформулировать, чего, собственно, такого уж плохого там было?

Я думаю, это бесполезно. Тот, кто этого запаха не нюхал, все равно не поймет. И если человек уже очарован какой-то клюквой, то он тебе еще и не поверит.

По-моему, за последние несколько месяцев люди окончательно разучились слышать друг друга. Поэтому, когда я сейчас вижу повальное добровольное бегство от свободы, объяснять им, что такое свобода и что такое несвобода, — бессмысленно. Может быть, им так больше нравится. Все, что считаю нужным, я говорю в своих песнях. Быть еще дополнительно пропагандистом — не хочу.

Давай так: что ты больше всего ненавидел в совке?

Обстановку унылого тотального вранья, с которым все смирились. Абсолютную покорность. Уверенность, что все это будет продолжаться восемьсот лет. Сиди и не дергайся. Постоянное ощущение дыхания в затылок какого-то человека в погонах, который если и отошел, то ненадолго.

Когда политика впервые вторглась в твою жизнь?

Я думаю, это началось году в семьдесят седьмом, когда я уже вел диалоги со всякими искусствоведами в штатском. Первый раз было страшно, конечно. Но это было унылое время, и они уныло отрабатывали свою зарплату. Я не исключаю, что дома у них или их детей играла «Машина времени». Они считали, что я против советской власти. Со второго раза я уже осмелел. Я отвечал: покажите мне конкретно строчку, которая об этом говорит. Они этого не могли сделать. Их не устраивала какая--то наша неподконтрольность, какое-то ощущение свободы. Это их страшно раздражало. «Как это вами никто не руководит? А к кому вы относитесь?» — «А почему мы должны к кому-то относиться?» — «Не положено». — «Где не положено? Покажите. Покажите мне стать-ю Конституции, где написано, что мы должны к кому-то относиться. Вот мы — пять человек, которые собираются вместе и играют свою музыку. Это запрещено?» — «Нет, это не запрещено, но...» Все это было страшно уныло. Уныло и долго.

На Лубянку тебя вызывали?

У них в каждой гостинице был номер свой, и было принято там проводить беседы. Потом мы попали в Росконцерт. Было предолимпийское время, всем казалось, что что-то разрешат. Потом Олимпиада прошла, все поехало назад. Потом пришел Михаил Сергеевич, которому я буду поклоны бить, пока жив. Нас в Москву пустили — до этого нам нельзя было в Москве выступать. А потом и за границу. Нам перестали мешать, политика исчезла из жизни.

А посиделки с Путиным на концерте?

Не было никаких посиделок! Так получилось, что на концерте Маккартни у нас места оказались рядом. Может быть, это его имиджмейкеры так решили. У меня не было другого места. И то, что делал Путин тогда, негатива у меня не вызывало.

Вернемся в день сегодняшний. Для тех, кто не в курсе, сформулируй свою позицию по ситуации в стране, которая вызвала столько шума.

Позиция проста. Когда я был маленький, родители привили мне представление о том, что такое хорошо и что такое плохо. Оно во многом совпадает с заповедями. Воровать нехорошо, врать нехорошо. Слабому надо помочь, а не добивать его. Волей-неволей мы проецируем наше представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, на поведение нашей страны, если чувствуем себя ее гражданами. И вот сегодня это поведение совершенно не совпадает с моими представлениями о том, что такое хорошо и что такое плохо. Вот и все.

И за это тебя называют предателем?

Я считаю, что предатели — это те, кто толкает страну к войне. А фашисты, которые ходят на марш мира и пытаются остановить агрессию, — это какие-то странные фашисты. Вообще, фашисты — это те, кто их разгоняет обычно.

Мне кажется, что ты человек мирный, не пламенный борец, не тот, кто на баррикадах. Это верное впечатление?

Я очень не люблю баррикады и не люблю революции. Может быть, мое отношение к революциям изменилось бы, если бы мне назвали хоть одну революцию, после которой стало лучше, чем было до нее. Я такой не знаю.

Как ты себя чувствуешь, оказавшись сейчас в центре конфликта, в месте, которое очень смахивает на баррикаду?

Я стараюсь заниматься своим делом. Дел у меня много: я занимаюсь музыкой, я рисую, я пишу какую-то прозу и стихи. Стараюсь это делать хорошо. Я убежден в том, что если мы все перестанем психовать и каждый начнет делать свое дело, при условии, что он будет его делать хорошо, то жизнь изменится в один день. Если милиционеры будут нас охранять, а не брать взятки, если тележурналисты будут нам рассказывать объективные новости, а не врать. Нужно-то всего ничего.

Твои бывшие поклонники теперь тебя ругают. Как ты себя чувствуешь в связи с этим?

Да никак не чувствую. Мои друзья — а их у меня довольно много — остались моими друзья-ми. Более того, на концертах у нас народу меньше не стало. И принимают нас так же хорошо. А кто хочет маршировать в Советский Союз — пусть идет.

То есть концерты пока есть…

Почему «пока»? Что вы все каркаете? Сейчас вокруг бегают: «Вам запретили концерты? Нет? Почему?» Все ждут не дождутся просто... Коллективное сознание программирует наше будущее. Если мы все каркаем, мы накаркаем рано или поздно.

Мое поколение — те, кому сегодня сорок лет, — под ваши песни боролись с советской несправедливостью. И сейчас, во времена новой несправедливости, мы по привычке смотрим на вас. И кажется, что вы, рокеры первой волны, в последние десятилетия как-то забронзовели и обленились. Предали, так сказать, идеалы молодости.

По-моему, ерунду ты говоришь. Мы как раз не поменялись — времена поменялись. А человек остался тем, кем был. То, что вам казалось двадцать лет назад призывом к бою, сегодня кажется нормальной песней. А автор, например, и не расценивал это как призыв к бою. Это у вас в голове бурлило. Никогда у меня не было задачи написать какую-то социалку, я не журнал «Крокодил». Хотя, если на то пошло, я считаю, что сегодняшние песни «Машины» по сравнению с песнями двадцатилетней давности стали куда более остросоциальными. Надо просто незамыленным глазом посмотреть.

Ты не вкладывал, может быть, такого смысла, но ведь «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется».

Да мне насрать, как оно отзовется, вы меня простите! Я стараюсь писать так, чтобы я сам был доволен.

А как же «Ты в ответе за тех, кого приручил»?

А я никого не приручаю. И не надо за мной ходить зайчиками. Это вы приручились. Если вы рождаете какие-то свои фантазии, а потом беситесь от того, что я им не соответствую, так это проблема ваша, а не моя. А если уж считаете, что я вас приручил, тогда доверяйте.

Республика Коми

Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.

Москва. — В прошлое воскресенье, 21 сентября, около 25 000 человек собрались в центре Москвы на антивоенный «Марш мира», чтобы выразить свой протест против участия России в гражданской войне на Украине.

На Пушкинской площади их встретил гигантский плакат, на котором огромными буквами было написано: «Марш предателей». А под этой надписью были изображения нескольких ведущих российских деятелей культуры, ученых и писателей, в том числе портрет одной из самых почитаемых легенд русского рока, Андрея Макаревича. Все они стали мишенями критики в клеветническом телевизионном сериале на одном из российских телеканалов из-за своей позиции и неприятия политики Кремля в украинском вопросе.

Этот плакат, который мог появиться на площади только с разрешения властей, представляет собой весьма прозрачный намек на фоне качественно новой волны кремлевских репрессий в отношении недовольных: российские власти пытаются использовать тактику, во многом напоминающую тактику Джозефа Маккарти (Joseph McCarthy), чтобы опорочить своих критиков, поставив на них клеймо предателей родины.

Преследования недовольных в России начались примерно два года назад, когда Владимир Путин вернулся в Кремль на третий срок в качестве президента страны. С тех пор был принят целый ряд законов, которые существенно ограничили пространство для публичных протестов, заставили политически активные правозащитные группы, получающие финансирование из заграничных источников, регистрироваться в качестве «иностранных агентов» и криминализировали любое публичное выражение нетрадиционной сексуальной ориентации.

В этом смысле особенно выделяется прокремлевский канал НТВ, принадлежащий государственной газовой монополии «Газпром», который готов использовать откровенно ложную информацию, чтобы опозорить и дискредитировать оппонентов Кремля.

Два года назад этот телеканал снял «документальный» фильм, в котором были использованы якобы секретные видеозаписи полиции и другие сомнительные источники, чтобы доказать, что один из лидеров протестного движения Сергей Удальцов на самом деле принимал участие в иностранном заговоре, цель которого заключалась в свержении российского правительства. Материалы из этого фильма были позже приложены к делу г-на Удальцова и использованы в суде, который этим летом приговорил его к шести годам заключения.

Новый проект НТВ под названием «Друзья хунты» — термином «хунта» в России обозначается постреволюционное киевское правительство — выстроен на тех же принципах. Жертвами этого сериала, который телеканал транслировал в течение последнего месяца, стали около двух дюжин известных россиян, и его авторы, пользуясь косвенными намеками, наводящими на размышления фигурами речи и различными слухами, пытаются выставить критическое отношение этих людей к политике Кремля откровенным предательством России.

«Абсолютный предатель»

Г-н Макаревич, которого часто сравнивают с Полом Маккартни из группы Beatles за его вклад в русский рок, стал одним из выдающихся российских деятелей культуры, оказавшихся под прицелом авторов сериала. В первом эпизоде под названием «13 друзей хунты» рассказывается о концерте Макаревича, который он дал в августе в небольшом городе, расположенном недалеко от зоны боевых действий на востоке Украины.

Даже не упомянув о том, что мероприятие, на котором выступил г-н Макаревич, было благотворительным, и что собранные средства должны были пойти детям, лишившимся своих домов в результате войны, авторы этого эпизода перемежали кадры выступления рок-звезды с кадрами артиллерийского обстрела Луганска, который украинская армия вела в самый разгар концерта. Мрачный закадровый голос рассказывал о той кровавой бойне, которую Макаревич якобы поддерживает, давая концерт в поддержку фашистской киевской хунты.

Затем было показано интервью с музыкальным продюсером Вадимом Цыгановым, во время которого рядом с ним сидела его жена, певица Вика Цыганова. «Случайностей не бывает, — настаивал разгневанный г-н Цыганов. — Этот человек уже никогда не отмажется [от того, что он пел, когда в Луганске гибли русские]. И в душах русских людей он будет абсолютным предателем».

Шокирующие кадры долларовых купюр, сходящих с печатных станков, стали единственным, предложенным зрителям доказательством того, что г-н Макаревич, возможно, предал свою родину ради денег. Заявление о том, что певец владеет виноградниками в аннексированном Россией Крыму, за которые он теперь должен будет платить налоги российскому правительству, подкреплено лишь несколькими кадрами виноградника, идентифицировать который невозможно.

«Моя страна сошла с ума»

Макаревич всегда придерживался образа либерального нонконформиста, но даже в советские времена ему удавалось избегать серьезных проблем с властями. Однако в последние несколько лет, когда Россия резко повернула в сторону авторитаризма, он стал более откровенно выражать свое неприятие путинского режима. Его публичная критика мартовской аннексии Крыма вызвала негодование некоторых парламентариев, потребовавших лишить певца государственных наград.

После показа «13 друзей хунты» г-н Макаревич попытался обратиться к г-ну Путину, с которым некогда его связывали довольно тесные отношения, в открытом письме. В нем певец просил президента положить конец «потоку грязи и клеветы, льющемуся на меня со страниц газет и экрана телевизора».

«Единственное „преступление“, которое я совершил, состоит в том, что в городе Святогорске в лагере беженцев из Донецка и Луганска я в рамках благотворительности спел три песни для детей этих беженцев, — написал г-н Макаревич. — В связи с чем никакой вины за собой не чувствую».

На письмо певца Кремль отреагировал лишь заявлением пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, который сказал, что г-н Путин не был проинформирован о жалобе г-на Макаревича и что, вероятнее всего, он не станет вмешиваться в публичные обсуждения политических предпочтений певца.

Все предстоящие концерты г-на Макаревича были мистическим образом отменены, его веб-сайт был закрыт, а его пресс-секретарь отказывается давать какие-либо комментарии. Однако новая песня г-на Макаревича под названием «Моя страна сошла с ума» , которая появилась на YouTube, может многое рассказать о его душевном состоянии.

Страх перед «пятой колонной»

Украинский кризис и действия Путина вызвали всплеск патриотического духа и заронили массу подозрений по отношению к Западу и тем россиянам, которые якобы поддерживают его ценности. Несмотря на то, что рейтинг популярности г-на Путина превысил 80%, паранойя вокруг предполагаемых внутренних врагов сейчас сильна, как никогда.

«Путину необходим страх перед „пятой колонной“, активный образ врага, чтобы отвлечь людей от повседневных проблем, экономического спада и растущей изоляции нашей страны», — считает Виктор Шендерович, известный российский сатирик, который тоже был упомянут в фильме НТВ в связи с его последовательной критикой политики Кремля.

«Использование контролируемых Кремлем телеканалов для опорочивания его оппонентов не является чем-то новым, однако сейчас эта практика приняла совершенно новый оборот, — говорит независимый политический эксперт Маша Липман. — Многие из тех, кто сейчас подвергается нападкам, лишь несколько раз высказали довольно мягкие замечания и никогда не делали заявлений, за которые их можно было бы назвать предателями».

«Однако люди, которые имеют статус знаменитостей, независимую базу популярности и средства для самовыражения, всегда беспокоили Кремль, — добавляет она. — Поэтому любой такой человек, придерживающийся иного мнения, будет считаться потенциально опасным».

Многие обеспокоены тем, что этот сериал является предвестником гораздо более печальных событий в будущем — как это случилось с г-ном Удальцовым. «По опыту мы знаем, — говорит Олег Кашин, независимый журналист, который был вынужден бежать за границу после многочисленных угроз его жизни, — что за подобными фильмами часто следуют настоящие судебные процессы».