Профилактика эмоциональных стрессов. Основными способы профилактики стресса

Укрепление здоровья в пожилом возрасте Геннадий Петрович Малахов

Профилактика эмоциональных стрессов

Одна из главных причин предрасположения к любым болезням – эмоциональный стресс.

Если человек неустойчив эмоционально, нервозен, постоянно «смакует» переживания на работе, дома и т. д., ни о каком здоровье не может быть и речи. Значит, надо взять себя в руки и начать трезво относиться к окружающему. Следующий шаг – это физическая нагрузка. Она помогает человеку разрядиться, расслабиться. Хорошо подойдут пешие прогулки, бег трусцой, занятия гантелями. Кроме обычных физических упражнений можно применять описанную в этой книге китайскую гимнастику по преобразованию мышц, а для женщин – упражнения по сбрасыванию жира и другие системы упражнений.

Если у вас имеются сильные эмоциональные зажимы, то применяйте методику очищения полевой формы жизни. Это поможет избавиться от эмоционального хлама и почувствовать внутреннюю свободу и независимость.

Питание при стрессе должно быть насыщено биологически активными веществами: витаминами, минеральными солями, ферментами и т. п. Ежедневно употребляйте в пищу хлеб или суп из проросшего зерна и другие продукты с высоким содержанием витаминов. Витамином А в форме бета-каротина вас обеспечит морковный сок. Необходимый при стрессе витамин Е находится в хлебе из проросшего зерна в более чем достаточном количестве. Пейте свежевыжатые соки и ешьте салаты из овощей, в которых находится много кальция и магния.

Из других пищевых добавок полезны пивные дрожжи, рыбий жир.

Очень хорошо помогают бороться со стрессами лекарственные травы. Многие из них обладают свойством вызывать расслабление и успокаивать: шлемник, хмель, ромашка, пустырник сердечный, страстоцвет, валериана, розмарин, шалфей, мята перечная. Чай из смеси шлемника, котовника кошачьего и хмеля – прекрасное средство для снятия напряжения. Хвощ служит источником кальция и кремния, как и овсяная солома, а люцерну особо рекомендуют добавлять к другим травам, поскольку она богата питательными веществами и хорошо очищает организм. Мята лимонная поднимает настроение и снимает напряженность, этими же свойствами обладает вербена, а венерин башмачок устраняет тревогу. Женьшень, аралия и одуванчик тонизируют.

Избегайте сахара, изделий из муки тонкого помола, кофеина, алкоголя, жареного и напитков типа колы. Причиной стресса могут быть молочные продукты, они часто вызывают аллергию, как и шоколад, томаты, яйца и добавки, содержащиеся в продуктах, прошедших обработку, в том числе мясо. Вместо сахара или его искусственных заменителей употребляйте мед. Чеснок и лук полезны для иммунной системы. Пчелиная пыльца, прополис, маточное молочко и сотовый мед защищают от стресса. Ежедневно от одного до трех раз в день выпивайте стакан воды с 1 ч. ложкой яблочного уксуса и 1 ч. ложкой меда.

Для успокоения и расслабления очень хорошо подходят теплые ванны с добавлением в них 1 л упаренной урины, а также различные виды самомассажа. Для массажа применяйте эфирные масла2 герани, лаванды, майорана, мелиссы лекарственной, апельсина, розы, мандарина, ромашки, шалфея мускатного, кедра и сосны.

Стресс снижают некоторые минералы: кунцит, розовый кварц, янтарь, аметист, бирюза.

Из книги ЖИТЬ ТРЕЗВЫМИ автора Анонимные Алкоголики

24. Избегать эмоциональных сложностей Влюбиться в вашего доктора, медсестру или в такого же пациента, как вы – старая романтическая история. Вылечившиеся алкоголики тоже восприимчивы к любовной лихорадке. Алкоголизм не создает иммунитета от какого– либо обычного

Из книги Индивидуальное и семейное психологическое консультирование автора Юлия Алешина

Анализ эмоциональных переживаний Мы уже выяснили, что консультанту следует говорить максимально кратко, акцентируя и уточняя то, что действительно является важным и представляет интерес с психологической точки зрения. Но на основании чего консультант решает, что

Из книги НИЧЕГО ОБЫЧНОГО автора Дэн Миллмэн

Акцентирование эмоциональных переживаний Эмоции всегда присутствуют в рассказе, причем как более поверхностные, легко осознаваемые, так и более глубокие, скрытые от самого рассказчика. Своеобразными знаками эмоций в речи являются прежде всего наречия и прилагательные,

Из книги Искусство не стареть автора Томас Ханна

Из книги Прогнозирующая гомеопатия Часть 1 Теория подавления автора Прафулл Виджейкар

Из книги Пиявка – ваш домашний доктор. Гирудотерапия для разных типов людей автора Лариса Леонидовна Геращенко

Глава 10 Результат нервно-мышечных стрессов «Стариковская» осанка и «черная метка»Наше исследование типов мышечных рефлексов, вызванных стрессом, привело к следующему фундаментальному выводу. Существует два основных типа рефлексов, вызываемых стрессом. Оба они лежат в

Из книги Самые модные диеты автора В. Конышев

Назначение лечения при эмоциональных проблемах Поведение человека, связанное с эмоциями, подсознательными моторными и сенсорными импульсами и чувством внутреннего удовольствия или дискомфорта, обусловлено особыми подкорковыми структурами, расположенными в участках

Из книги Ортотрофия: основы правильного питания и лечебного голодания автора Герберт Макголфин Шелтон

Последствия современных стрессов и гирудотерапия Слово «стресс» в средствах массовой информации встречается сегодня, пожалуй, так же часто, как «бизнес». Возможно, эти два понятия тесно взаимосвязаны друг с другом, и одно порождает другое. Большинство из нас смирились с

Из книги Боль в твоем сердце автора Лууле Виилма

Старайтесь уходить от стрессов Многие реакции организма, вызываемые гормонами, производимыми в состоянии стресса, ведут к увеличению жирового запаса.Если мы просто реагируем на стресс, а не пытаемся с ним работать, перерасти его, то многие из нас начинают переедать,

Из книги Исцеление по рецептам Макса Люшера, Кацудзо Ниши, Юлианы Азаровой автора Анна Чуднова

Голодание при эмоциональных стрессах Горе, волнение, гнев, шок и прочие эмоциональные раздражения почти так же чреваты снижением желания есть и практической невозможностью усвоения пищи, как и боль, лихорадка и сильное воспаление. Отличным примером этого является

Из книги Правила очищения автора Ниши Кацудзо

Учебник языка стрессов Все сущее есть жизнь, независимо от того, ощущаем ли мы это или пока еще нет.Видимый и невидимый мир составляет единое целое, будучи зеркальным отражением друг друга, неважно, признаем мы это или нет.Общение есть сохранение жизни, ибо общение являет

Из книги Красота и здоровье женщины автора Владислав Геннадьевич Лифляндский

Избавляемся от эмоциональных «заноз» Бывает, общего ментального и эмоционального очищения, чтобы исправить ситуацию, недостаточно. Если негативный настрой «пропитал» все ваше существо и, как вы ни стараетесь его изгнать, он не уходит, вам лучше поработать с конкретными

Из книги Похудеть может каждый автора Геннадий Михайлович Кибардин

Освобождение от стрессов Благожелательное общение продлевает жизнь и делает ее более приятной. В дружной семье человек легко справляется с внешними стрессами, он более устойчив психологически и эмоционально, зная, что у него есть место, где его всегда поймут и поддержат.

Из книги автора

Домашние животные и снятие стрессов Очень хорошо лечат нервные заболевания и помогают преодолевать стрессы домашние животные.На одном из первых мест по эффекту воздействия и доступности находятся кошки. Сейчас даже в больницах используют кошек для лечения

Из книги автора

Три урока для эмоциональных женщин Научитесь расслаблятьсяСамым простым и эффективным способом эмоциональной тренировки является расслабление мимической мускулатуры. Научившись расслаблять лицевые мышцы, а также произвольно и сознательно контролировать их

Из книги автора

Снятие стрессов Чтобы справиться со стрессом, вам необходимо выполнить одно из условий: избавиться от источника стресса, например не вступать в открытый конфликт; изменить свое отношение к ситуации, позволив людям быть такими, какие они есть, принимая без

Часть III. Профилактика стресса. Управление стрессом

Что такое стресс?

Профессия педагога сопряжена с большим количеством стрессов. Стрессовые ситуации могут возникнуть в любое время в общении с детьми, администрацией, родителями, представителями различных организаций. Исследования, проведенные на выборке учителей начальных классов английских школ, показали, что более 72% учителей испытывали в своей работе стресс средней степени и 23% учителей испытывали сильный стресс (FontanaD., 1995).

Так что же такое стресс?

Г. Селье (1979) определял стресс как уровень изношенности нашего организма, и, как многие другие исследователи, связывал его с напряжением. Как правило, стресс — это состояние организма, вызванное длительным действием процесса повышенного возбуждения. Психологический словарь (1998, с. 371) дает такое определение данного понятия: «Состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных и трудных условиях, как в повседневной жизни, так и в особых обстоятельствах». Это психическое или физическое напряжение, вызванное физическими, эмоциональными, социальными, экономическими или профессиональными обстоятельствами, событиями или опытом, с которым сложно справиться и сложно его переносить (ColmanA.M., 2001).

По мнению Д. Гринберга (2004), причиной стресса является стрессор, или стимул, который может «запустить» в действие реакцию борьбы или бегства. Стрессором может оказаться как эмоциональное состояние (гнев, страх), так и внешние факторы (запахи, шум). Специалисты считают, что большая часть стрессоров связана не с производственной деятельностью человека, а с его обыденной жизнью. Однако люди зачастую приносят свои проблемы на работу, где, в свою очередь, прибавляются факторы профессиональной деятельности (Сергаев С. И., 2002).

Г. Деслер (1997) выделяет два основных источника производственного стресса: факторы окружающей среды (учебная нагрузка, безопасность, количество учеников) и персональные факторы (работоспособность, терпение, здоровье). Но независимо от того, что же явилось источником стресса, в результате послестрессовых нарушений нервной деятельности (Съедин С.И., 2002; SutherlanolS., 1995) могут возникнуть многие заболевания: инфаркт, инсульт, психические болезни и др. Конечно, воздействие одного и того же стрессора может оказаться различным в разных ситуациях и на разных людей.

Стрессогенность различных событий определяется их предсказуемостью (непредсказуемостью) и возможностью (невозможностью) контролировать ситуацию. Однако важны не сами события, а то, насколько они тронули нас (Глейтман, 2001).

По шкале стрессогенности событий (HolmesandRahe, 1967) наибольший стресс вызывают такие жизненные события, как смерть супруга(и), развод, тяжелая травма или болезнь, вступление в брак, увольнение с работы и др. А шкала повседневных проблем (LazarandandFolkman), вызывающих стресс, представляет собой перечень таких событий, как ухудшение здоровья одного из членов семьи, повышение цен на товары, домашние хлопоты и др.

Специалисты (Г. Глейтман) считают, что люди, которые получают поддержку от социального окружения (друзей, семьи), переживают любой стресс с меньшими потерями.

А лица, состоящие в полноценном браке и других социальных взаимоотношениях, обладают большей сопротивляемостью болезням по сравнению с теми, кто разведен или одинок. Учителя, имеющие хотя бы одного друга среди коллег, также менее подвержены стрессу (FontanaD., 1995).

Однако стресс не всегда является вредным для человека. Некоторые стрессовые ситуации играют положительную роль в нашей жизни. Порой они вносят необычные яркие краски в серые будни нашего существования. Преодолевая стрессовые ситуации, мы чувствуем себя на высоте, с гордостью рассказываем своим друзьям и коллегам, например, о приобретенном опыте поведения в экстремальных ситуациях. Иногда, находясь под влиянием стресса, люди пересматривают свои убеждения, жизненные позиции, меняют взгляды на происходящие события и отношения к близкому окружению, что может способствовать дальнейшему личностному росту или обеспечению жизненной безопасности. Стрессы — это неотъемлемая часть нашей жизни, и их не всегда удается избежать. Поэтому наряду с проведением профилактических мер по предотвращению стресса стоит научиться справляться с собой в ситуациях, которые неизбежны.

Профилактика стресса. Управление стрессом

Психолог, работающий в детском саду или в школе, часто вынужден называть педагогам помощь в ситуациях, вызвавших у них стресс. Причем первоочередной задачей психолога является осуществление профилактической работы. Так, для профилактики стрессовых ситуаций С.И. Сергаев предлагает следующие способы:

1. Действия самих сотрудников: создавать приятные отношения со всеми коллегами, устанавливать реалистические сроки для исполнения важных проектов, ежедневно находить время, чтобы расслабиться, иногда ходить пешком, не откладывать работу с неприятными проблемами, «не откусывать больше, чем можно съесть», и др.

2.Мероприятия работодателя для сотрудников: выявление факторов риска и отклонений здоровья, внедрение программы физических упражнений, проведение социальных и культурных мероприятий и др.

3. Меры по совершенствованию управления организацией (создание сотрудникам, испытывающим стресс, определенной обстановки на рабочем месте): исследование причин возникновения стресса, изменение служебных обязанностей сотрудника, проведение обучения, установление гибкого графика, улучшение условий труда и др.

Исследования Д. Фонтана и К. Абоусерие (FontanaD., 1995) выявили положительную связь между высоким уровнем предрасположенности к стрессу и нейротизмом и интроверсией у учителей начальных классов и среднего звена. Оказалось, что чем выше интроверсия и нейротизм, тем в большей степени педагоги подвержены стрессу . Стресс также часто встречается у учителей, которые в своей профессиональной деятельности стремятся всегда и во всем быть безупречными (Kyriacou, 1982).

Д. Фонтана (1995) дает пять советов учителям по управлению стрессом .

Совет первый. Определите, относитесь ли вы к группе риска (о которой написано выше). Если да, то в любой экстремальной ситуации научитесь решать, что вы можете сделать, а что просто не в ваших силах или компетенции. Научитесь смеяться над собой в тех ситуациях, где вы допустили небольшую оплошность. Чувство юмора всегда помогает снизить напряжение. А умение посмеяться над собой безо всякого смущения свойственно людям, которые умеют ценить себя и которые свободны от внутреннего конфликта. Конечно, они стараются изменить вещи в желаемом направлении, если это возможно, но в то же время они способны быть гибкими.

Совет второй. Учитесь наблюдать за собой и осознавать, почему определенные события вызывают в нас напряжение, печалят или раздражают. Попробуйте составить список подобных ситуаций. Например: «6 „а“» класс с его отвратительным поведением вызывает во мне гнев… Иванов Петя, когда молчит у доски по 5 минут, выводит меня из терпения…»

Конечно, мы не обладаем такой кнопкой, нажатием которой 6 «а» или Иванов Петя «запускают» гнев или наше нетерпение. Реакция на события целиком и полностью зависят только от нас. 6 «а» действительно может шуметь на уроке, но только мы можем решить, как реагировать на это: гневом или умением держать себя в руках. Каждый учитель может заранее смоделировать такую ответную реакцию на возможное, предполагаемое стрессовое воздействие, что, безусловно, облегчит его жизнь.

Совет третий. Иногда люди принимают слова и действия других на свой счет, хотя для этого нет никаких веских оснований. Дети из 6 «а» ведут себя так, потому что это вошло у них в привычку, потому что приходят после урока физкультуры и т. д., а не потому, что они не уважают учителя. Будьте более реалистичны, и прежде чем обидеться или рассердиться на кого-то, разберитесь, действительно ли люди хотели обидеть вас.

Совет четвертый. В стрессовых ситуациях старайтесь сконцентрировать свое внимание на проблеме, а не «застревать» на собственных отрицательных эмоциях. Попытайтесь найти альтернативные способы решения и выберите из них то, что считаете более приемлемым.

Совет пятый. Занимайтесь профилактикой стрессовых состояний: читайте книги, выполняйте простые релаксационные упражнения. А если вы находитесь в состоянии стресса, то не копите отрицательные , поделитесь проблемами с коллегами, с близкими людьми.

А вот рекомендации М. Беркли-Ален (1997, с. 193-194), с которыми мы подробно знакомим участников тренинга (день третий):
1. Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно, с разрешения начальника).
2. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане).
3. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.
4. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.
5. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».
6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.
7. В выходной позвольте себе подольше поспать.
8. Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями.
9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.

Специалисты рекомендуют для снятия эмоционального напряжения стремиться к снижению мышечного напряжения. Так, Г.С. Беляев, В.С. Лобзин, И.А. Копылова (1997) отмечают, что мышечная деятельность связана с эмоциональной сферой и мышечное напряжение является внешним проявлением неприятных эмоций (страха, гнева и др.). Соответственно, расслабление мышц — это внешний показатель положительных эмоций, состояния общего покоя, уравновешенности, удовлетворенности.

Расслабление мышц (релаксация) имеет двоякое физиологическое значение, так как является как самостоятельным фактором снижения эмоциональной напряженности, так и вспомогательным фактором подготовки условий для переходного состояния от бодрствования ко сну. Авторы считают, что подобные упражнения помогают тренировать подвижность основных нервных процессов и особенно полезны нерешительным, тревожно-мнительным, склонным к длительным переживаниям людям. Для того чтобы перейти в состояние физического и душевного покоя, достаточно регулярно выполнять упражнения для кистей рук и мышц лица (маски релаксации ). Надо отметить, что такие упражнения не отнимают много времени и, как правило, нравятся педагогам, поэтому мы рекомендуем освоить некоторые из них в течение тренинга (день второй).

Чтобы релаксационные упражнения были более эффективными, следует выполнять три основных правила:
1. Перед тем как почувствовать расслабление, необходимо напрячь мышцы.
2. Напряжение следует выполнять плавно, постепенно, а расслабление — быстро, чтобы лучше почувствовать контраст.
3. Напряжение следует осуществлять на вдохе, а расслабление — на выдохе.
Таким образом, алгоритм релаксации мышц может быть следующим:

  • вдох — медленное напряжение мышц;
  • небольшая задержка дыхания — максимальный уровень напряжения;
  • выдох — расслабление мышцы или группы мышц.

Маски релаксации для мышц лица.

1. Маска удивления. И.П: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно поднять брови так высоко, как это только возможно. На высоте вдоха задержать на секунду дыхание и опустить с выдохом брови.
2. Маска гнева. И.П: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание не более чем на секунду, с выдохом опустить брови.
3. Маска поцелуя. И.П: стоя, сидя, лежа. Одновременно со вдохом постепенно сжимать губы («куриная гузка» или амбушюр трубочкой). Довести это усилие до предела. Зафиксировать усилие, на секунду задержать дыхание, со свободным выдохом расслабить круговую мышцу рта.
4. Маска смеха. И.П: стоя или сидя. Попеременно сжимать и разжимать зубы, сжимать постепенно, разжимать резко, давая нижней челюсти чуть отвалиться. Чередовать вдохи и выдохи соответственно движениям жевательных мышц. Можно выполнять упражнение с жевательной резинкой.
И.П.: стоя, сидя или лежа. Чуть прищурить глаза, со вдохом слегка сжать губы и поднять углы рта — маска смеха, с выдохом — расслабить напряженные мышцы.
5. Маска недовольства. И.П.: стоя, сидя, лежа. С вдохом — энергично, но постепенно сжать губы, поджать мышцы подбородка и опустить углы рта — с выдохом — расслабить мышцы лица.

Упражнение для круговых мышц глаз.

  • И.П: голова на подушке или на спинке кресла. Сидя или лежа, с медленным вдохом мягко опускать веки, постепенно наращивать напряжение главным образом за счет круговых движений глаз. Прикрыв веками глаза, начать их жмурить как можно сильнее. После максимального зажмуривания — секундная задержка дыхания, после чего со свободным выдохом опустить веки.
  • И. П: сидя или стоя. Приложить язык к корням верхних зубов (в положении звука «т», «д»). Постепенно, одновременно со вдохом, упираться кончиком в верхние зубы. Затем краткая задержка дыхания. Одновременно зафиксировать напряжение. Свободный выдох через рот. При таком выдохе расслабленный язык станет немного вибрировать.

Каждое упражнение выполняется по нескольку раз.
Для снятия нервно-мышечного напряжения, кроме использования упражнений на релаксацию желательно учитывать следующие рекомендации:
1. Даже в самой ужасной ситуации можно найти положительные моменты.
2. Пользуйтесь правилом Скарлетт О’Хара: «Я не стану волноваться сегодня. Я буду волноваться по этому поводу завтра».
3. Постарайтесь с сегодняшнего дня любить себя чуть больше, чем раньше.
4. Даже в самом плохом расположении духа постарайтесь устроить себе маленький праздник, и душевная разрядка наверняка наступит.
5. Не впадайте в неподвижность, если попали в беду: не сидите у окна, двигайтесь, рассказывайте окружающим о случившемся. В одиночку победить стресс трудно!
6. Алкоголь — не лучший способ расслабиться. Он лишь на время помогает избавиться от мрачных мыслей (Съедин С. И., 2002).

Кроме того, каждый из нас может найти собственные рецепты, которые будут подходить только ему и никому больше. Наверное, стоит положиться на интуицию, попробовать поэкспериментировать и изобрести такое «лекарство». Конечно, оно тоже не будет идеальным и универсальным, но даже если оно поможет хоть несколько раз, это сделает каждого из нас немного счастливее.

Продолжение следует…


По книге Мониной Г. Б., Лютовой-Робертс Е. К. «Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители)»

Стресс.

В этой статья я коротко расскажу о таком широко известном сейчас понятии как «стресс», его симптомах и методах профилактики стресса.

Сам термин «стресс» был введен в научный оборот канадским ученым физиологом Гансом Селье еще в 1936 году. Со временем он определил стресс как «общую не специфическую реакцию организма на любое внешнее воздействие, приводящее к мобилизации защитных сил всего организма».

Сейчас стресс понимается гораздо шире, и фактически вся жизнь человека является стрессом с самого рождения до момента физической смерти.

Симптомы стресса

Прежде чем заняться профилактикой стресса необходимо выяснить какие же симптомы стресса можно выявить у человека.

Есть конечно же и положительные моменты в стрессе, но мы рассмотрим негативное воздействие стресса на психику человека.

Итак, мы перечислим следующие симптомы стресса:

Бессонница.

Постоянные головные боли, депрессия.

Снижение концентрации внимания, памяти.

Постоянное чувство раздраженности.

Неконтролируемое поведение.

Снижение аппетита.

Жалость в себе, чувство плаксивости.

Неадекватные реакции на любой раздражитель извне.

Мышечное напряжение в спине, шее.

Расстройства ЖКТ, истощенность.

Рост проблем в семье.

Нерациональное распределение времени, постоянная спешка «никуда».

Избегание отношений.

Девиантное поведение (злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков).

Таким образом мы указали на данные симптомы стресса как основные.

Все они приводят к ухудшению состояния как организма, так и психика человека. Стресс в таком случае может послужить катализатором запуска отрицательных и необратимых изменений как в психике, так и в физиологии человека.

Поэтому так важно выявить симптомы стресса и найти методы профилактики стресса.

Методы профилактики стресса.

Вообще то учить противостоять стрессу нужно еще с детского сада, так уже в нем ребенок сталкивается с мощным стрессогенным воздействием, а про школу и говорить нечего. Особенно уязвим к отрицательному стрессу подросток. Но это мало кто делает.

В основном уже взрослому человеку приходится учиться тем или иным методам профилактики стресса. Если конечно он способен к такому обучению.

Физическая активность как метод профилактики стрессу.

Одним из лучших методов профилактики стрессу является физическая активность. Сюда можно включить бег, физические упражнения, быстрая ходьба, различные виды фитнеса и йоги. Физическая активность в данном случае выводит токсины их организма, насыщает кровь кислородом, успокаивает нервную систему, то есть является мощным методом освобождения организма от стресса.

Вообще нужно много ходить, а не сидеть в креслах сначала машины с переходом на диван. Тогда и меньше будет воздействие стресса.

Рациональное питание как метод профилактики стрессу.

Необходимо правильно питаться. Что это значит? Как правило мы едим много и в спешке на ходу, тем самым создавая еще один пищевой стресс. Необходимо менять пищевую привычку.

Овощи и фрукты, каши и употребление рыбы в рационе, отказ от жирных и соленых продуктов может вывести организм из стрессового состояния. Нужно перестать есть холодную пищу, или на бегу есть булочки запивая их кофе.

Далее следует перестать есть на ночь заедая стресс продуктами. Это лишь усугубляет симптомы стресса и вряд ли поможет эффективно выйти из него. Насчет витаминов использовать их в рационе следует внимательно не переусердствуя.

В общем лучше, чтобы питание было простым, здоровым и регулярным. Тогда оно поможет как противодействовать стрессу, так и предупреждать его.

Отдых как метод профилактики стресса.

Вернувшись с работы лучше всего пойти и принять контрастный душ. Вода сама по себе уже способствует снятию напряжения. Затем пойти полежать в комнате некоторое время отвлекшись от повседневных забот.

Сосредоточиться на своем внутреннем состоянии, и дыхании мысленно стряхнуть с себя события прошедшего дня. Если есть возможность выйти на прогулку в парк или озеро. Если это станет привычкой у вас, то это будет серьёзным подспорьем в противодействии стрессу.

Молитва и медитация как метод профилактики стресса.

Здесь все зависит от вашей веры. Вообще молитва может служить методом не только борьбы со стрессом, но методом исцеления ка тела так и души. Тем более если она искренняя. Оздоровительной эффект молитв известен очень давно и часто именно она была единственным антистрессовым методом.

Медитация как метод профилактики стресса тоже известна очень давно. Сейчас существует достаточно много школ и техник медитации. Поэтому выбирать нужно то, что приносит пользу именно вам и помогает в повседневной жизни противостоять стрессу.

Вывод

Таким образом можно сказать что, стресс - это то, что с нами всю жизнь. К сожалению, очень часто он приносит нам отрицательные переживания и ухудшает наше состояние.

Сейчас разработано достаточно много методов борьбы со стрессом. Это и ароматерапия, и музыка, и техники релаксации, и целые школы антистресса.

В конечном итоге все они служат одной цели – снизить или вовсе убрать симптомы стресса. Поэтому в настоящее время нет недостатка в тех или методах борьбы со стрессом. В данном случае все в ваших руках и желании действовать так чтобы стресс не стал нормой вашей жизни. Действуйте и все будет получаться.

Стресс является неотъемлемым компонентом жизни современного человека. Несмотря на развитие цивилизации, люди так и не смогли избавиться от факторов, вызывающих стрессы. Проблемы поиска пищи, выживания и защиты от врагов, актуальные для наших далеких предков, сменились на постоянное беспокойство о политической и экономической обстановке в стране и мире, угрозой безработицы, социальной незащищенностью, ростом преступности и терроризма. Даже повседневные проблемы – конфликты на работе и дома, сдача экзаменов, неразделенная любовь, переезд, болезни близких людей – негативно сказываются на эмоциональном состоянии человека. Как же бороться со стрессом и можно ли от него защититься?

Термин «стресс» произошел от французского слова «estresse», что означает «угнетенность», «подавленность». Стресс – это состояние повышенного физического или психического напряжения, возникающее под влиянием того или иного фактора.

Канадский ученый Ганс Селье является создателем теории стресса. Он считал, что организм, сталкиваясь с разного рода факторами, такими как боль, холод, страх, опасность, быстрый бег, эмоциональное потрясение, потеря крови и т. д., включает специальные механизмы защиты от стресса, отвечая на раздражители не только защитной реакцией, но и однотипным физиологическим процессом. Этот процесс представляет собой полную мобилизацию, приспособление к неожиданной ситуации. Это требует от организма большого напряжения и затраты огромного количества сил.

Ганс Селье

Г. Селье предложил гипотезу, согласно которой старение организма происходит в результате воздействия на него всех стрессов, с которыми ему приходилось сталкиваться в течение жизни. Любой, особенно травматический стресс вызывает необратимые изменения в химическом балансе организма. Накапливаясь, эти изменения запускают механизм старения. Постоянный стресс особенно опасен для клеток мозга и нервной системы. Г. Селье подчеркивал, что профилактика психоэмоционального стресса очень важна для здоровья и долголетия.

Виды стресса

В психологии выделяют следующие виды стресса: физиологический и психологический. Психологический стресс подразделяют еще на два вида: эмоциональный и информационный.

  • Физиологический стресс возникает в результате чрезмерных физических нагрузок, боли, повышенной или пониженной температуре.
  • Психологический стресс провоцируется ощущением угрозы, обидой, страхом, гневом и другими негативными эмоциями.
  • Эмоциональный стресс представляет собой примерно то же, что и психологический.
  • Информационный стрес с возникает при информационных перегрузках, когда человек сталкивается с необходимостью перерабатывать большой объем информации за короткое время.

Все виды стресса негативно сказываются на здоровье и психологическом состоянии человека.

Чем опасен стресс?

Стрессовые ситуации негативно влияют не только на психологические механизмы, но и на весь организм в целом, приводя к ряду проблем. Стресс вызывает следующие нарушения в организме:

  • повышает риск возникновения заболевания нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной системы;
  • снижает иммунитет и сопротивляемость различным заболеваниям;
  • вызывает нарушения сна, хроническую усталость, нервозность, раздражительность, ухудшает общее состояние;
  • провоцирует появление спазмов в мышцах и фантомных болей в суставах, головные боли;
  • вызывает ухудшение аппетита или, наоборот, желание «заесть» стресс, употребляя большое количество пищи;
  • разрушает многие витамины, нарушает обменные процессы;
  • вызывает ухудшение памяти и эмоциональную неустойчивость;
  • способствует появлению депрессии, апатии, утрате интереса к жизни.

Способы профилактики стресса

Стресс, как и болезнь, легче предотвратить, чем лечить. Поэтому важно научиться предотвращать появление стресса, своевременно избавляясь от негативных эмоций, физического и психологического переутомления. Какие же методы профилактики стресса существуют?


Что такое профессиональный стресс?

Психологи выделяют еще одну разновидность стресса – профессиональный стресс. Он представляет собой эмоциональное напряжение, сопутствующее профессиональной деятельности человека. Если работник испытывает трудности в своей повседневной деятельности, имеет напряженные отношения с сотрудниками, руководством, или просто не удовлетворен своей работой, у него постепенно развивается стресс. Профессиональный стресс можно разделить на три вида:

  • Рабочий . Причины, вызывающие его, связаны с условиями труда (неудобный график работы, плохая организация рабочего места, однообразная работа, недостаточная безопасность труда).
  • Производственный . Связан с самой профессией или видом деятельности (психологический климат в коллективе, профессиональный уровень, социальная ответственность, ролевой статус).
  • Организационный . Его причиной является негативное влияние на работника особенностей самого предприятия (стиль управления, кадровая политика, нарушение субординации, организационные изменения).

Ни один человек не застрахован от профессионально стресса. В группу риска попадают владельцы предприятий, директора и менеджеры, а также рядовые сотрудники. Помимо внешних факторов, вызывающих стресс, большое значение имеют и индивидуальные особенности личности работника. Больше всего подвержены стрессу люди с повышенным уровнем тревожности, эмоционально лабильные и склонные к депрессивным реакциям.

Последствия профессионального стресса могут серьезно отразиться на человеке. У него появляется неудовлетворенность своей профессией, апатия, депрессия, снижение самооценки, тревожность и раздражительность. Кроме эмоциональных реакций, стресс провоцирует у работника возникновение мышечных и головных болей, переутомление, сердечно-сосудистые проблемы. В результате хронического стресса организм включает психологическую защиту, и у человека наступает профессиональное выгорание.

Подмечено, что профессиональный стресс, возникающий у одного из работников, может постепенно охватить весь коллектив. В результате в коллективе нарастает напряженность, учащаются конфликты, снижается продуктивность труда, повышается текучесть кадров, у работников падает мотивация к труду, появляется критика в адрес руководства. Все это негативно отражается на работе предприятия. Поэтому руководство должно быть заинтересовано в профилактике стресса у своих работников и коррекции их психоэмоционального состояния.

Профилактика профессионального стресса

Основными средствами профилактики стресса на предприятиях являются следующие:

  1. Информирование работников предприятия. Руководство предприятия обязано ввести систему информирования сотрудников о том, что такое профессиональный стресс и каковы его признаки. Удобнее всего печатать информацию о стрессе и методах его профилактики в корпоративной газете или вывешивать на информационном стенде, чтобы каждый работник мог с ней ознакомиться. Идеально, если на предприятии имеется психолог, к которому работники могут обращаться со своими проблемами.
  2. Проведение тренингов для работников предприятия. На этих тренингах персонал обучают умению избегать стрессовых ситуаций, нахождению оптимальных решений в трудных ситуациях, приемам управления стрессом.
  3. Проведение тренингов для руководства предприятия. Руководителей тоже обучают поиску наиболее успешных стратегий управления, умению брать на себя ответственность и принимать эффективные решения. Подобные тренинги обычно проводят приглашенные специалисты.
  4. Корректировка микроклимата в рабочем коллективе. Часто профессиональный стресс вызывается неблагоприятным микроклиматом в коллективе. В этом случае довольно эффективными оказываются специальные программы по стресс-менеджменту и конфликт-менеджменту, проводимые специалистами. Для сплочения коллектива полезно организовывать корпоративные праздники, выезды на природу, спортивные мероприятия. Неплохим вариантом может стать создание комнат психологической разгрузки, где каждый сотрудник сможет отдохнуть и настроиться на рабочий лад.

Таким образом, профилактика стресса очень важна для здоровой и полноценной жизни человека и эффективной профессиональной деятельности.


Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter .