Произведения леонардо да винчи. Биография леонардо да винчи

Леонардо да Винчи – одна из самых талантливых и загадочных персон эпохи Возрождения. Творец оставил после себя массу изобретений, картин и тайн, многие из которых остаются не раскрытыми по сей день. Да Винчи называют полиматом, или «универсальным человеком». Ведь он достиг высот практически во всех сферах науки и искусства. В этой статье вы узнаете самое интересное из жизни этого человека.

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в поселении Анкиано утосканского города Винчи. Родителями будущего гения стали адвокат Пьеро 25 лет и сирота-крестьянка Катерина 15 лет. Однакоу Леонардо, как и у его отца, не было фамилии: да Винчи значит«из Винчи».

До 3 лет мальчик жил с матерью. Отец вскором времени женился на знатной, но бесплодной даме. В результате 3-летнего Леонардо взяли на воспитание в новую семью, навсегда разлучив с матерью.

Пьер да Винчи дал сыну всестороннее образование и не раз пытался приобщить его к нотариальному делу, но мальчик не проявлял к профессии никакого интереса. Стоит отметить, что в эпоху Возрождения незаконно рожденные дети считались равными законным. Поэтому даже после смерти отца Леонардо помогали многие знатные люди Флоренции и самого городка Винчи.

Мастерская Верроккьо

В 14 лет Леонардо стал подмастерьем в мастерской живописца Андреа дель Верроккьо. Там подросток рисовал, лепил, постигал азы гуманитарных и технических наук. 6 лет спустя Леонардо получил квалификацию мастера и был принят в Гильдию Святого Луки, где продолжил изучать основы рисования и прочие значимые дисциплины.

В историю вошел случай о победе Леонардо над учителем. Работая над полотном «Крещение Христа», Верроккьо попросил Леонардо нарисовать ангела. Ученик создал образ, который был в разы прекраснее всей картины. В итоге пораженный Веррокьо на всю жизнь оставил живопись.

1472–1516

1472–1513 года считаются самыми плодотворными в жизни художника. Ведь именно тогда полимат создал свои известнейшие творения.

В 1476–1481 году у Леонардо да Винчи была личная мастерская во Флоренции. В 1480 художник стал известным и начал получать баснословно дорогие заказы.

1482–1499 года да Винчи провел в Милане. Гений прибыл в город как посланец мира. Глава Милана – герцог Моро – нередко заказывал да Винчи разнообразные изобретения для войн и для забав двора. Кроме того, в Милане Леонардо да Винчи начал вести дневник. Благодаря личным записям, мир узнал о многих открытиях и изобретениях творца, о его увлеченности музыкой.

Из-за вторжения французов в Милан, в 1499 году художник вернулся во Флоренцию. В городе ученый служил герцогу Чезаре Борджиа. По его поручению да Винчи часто бывал в Романье, Тоскане и Умбрии. Там мастерзанимался разведкой и готовил поля для сражений. Ведь Чезаре Борджиа хотел захватить Папскую область. Весь христианский мир считал герцога исчадьем ада, а да Винчи уважал его за упорство и одаренность.

В 1506 Леонардо да Винчи вновь вернулся в Милан, где занимался анатомией и изучением строения органов при поддержке семьи Медичи. В 1512 г. ученый переехал в Рим, где творил под протекцией папы Льва X вплоть до смерти последнего.

В 1516 Леонардо да Винчи стал придворным советником короля Франции Франциска I. Правитель выделил художнику замок Кло-Люсе и дал полную свободу действий. Помимо ежегодной платы в 1000 экю ученый получил поместье с виноградниками. Да Винчи отмечал, что французские годы подарили ему безбедную старость и были наиболее спокойными и счастливыми в жизни.

Смерть и могила

Жизнь Леонардо да Винчи оборвалась 2 мая 1519 года, предположительно от инсульта. Однако признаки болезни проявились задолго до этого. Художник не мог двигать правой рукой из-за частичного паралича уже с 1517, а незадолго до кончины и вовсе потерял способность ходить. Все свое имущество маэстро завещал ученикам.

Первая могила да Винчи была разрушена в ходе гугенотских войн. Останки различных людей перемешали и захоронили в саду. Позже археолог Арсен Уссэ идентифицировал скелет художника по описанию и перенес его в восстановленную могилу на территории замка Амбуаз.

В 2010 году группа ученых намеревалась эксгумировать тело и провести ДНК-экспертизу. Для сравнения планировалось взять материал захороненных родственников художника. Однако владельцы замка Арбуз не допустили эксгумации да Винчи.

Тайны личной жизни

Личная жизнь держалась им в строжайшей тайне. Все любовные события художник описывал в дневнике при помощи особого шифра. Ученые выдвигают 3 противоположные версии относительно личной жизни гения:


Тайны в жизни да Винчи

В 1950 г. был предан огласке список Великих магистров Приората Сиона– иерусалимского ордена монахов, основанного в 11 веке. Согласно перечню, Леонардо да Винчи был членом тайной организации.

Ряд исследователей полагает, что художник и вовсе был ее руководителем. Основной задачей группы было восстановить на престоле Франции династию Меровингов – прямых потомков Христа. Еще одной из миссий группы было сохранить в тайне брак Иисуса Христа и Марии Магдалины.

Историки оспаривают существование Приората и считают участие в нем Леонардо мистификацией. Ученые подчеркивают, что Приорат Сиона был создан в 1950 при участии Пьера Плантара. По их мнению, тогда же были подделаны документы.

Однако мало сохранившихся фактов, может говорить лишь об осторожности монахов ордена и об их желании скрыть свою деятельность. В пользу теории говорит и стиль письма да Винчи. Автор писал слева направо, как бы имитируя еврейское написание.

Тайна Приората легла в основу книги Дэна Брауна «Код да Винчи». На основе произведения в 2006 был снят одноименный фильм. В сюжете говорится о якобы изобретенном да Винчи криптексе – приборе для шифрования.При попытке взломать устройство все написанное растворяется уксусом.

Предсказания Леонардо да Винчи

Одни историки считают Леонардо да Винчи провидцем, другие – путешественником во времени, попавшим в средневековье из будущего. Так, ученые задаются вопросом, как изобретатель мог создать газовую смесь для акваланга без знания биохимии. Однако вопросы вызывают не только изобретения да Винчи, но и его предсказания. Многие пророчества уже сбылись.

Так, Леонардо да Винчи детально описал Гитлера и Сталина, а также предсказал появление:

  • ракет;
  • телефона;
  • скайпа;
  • плееров;
  • электронных денег;
  • кредитов;
  • платной медицины;
  • глобализации и др.

Кроме того, да Винчи нарисовал конец света, изобразив атомный гриб . Среди будущих катаклизмов ученым описаны провалы земной поверхности, активизация вулканов, потоп и приход Антихриста.

Изобретения

Оставил миру массу полезных изобретений, ставших прототипами:

  • парашюта;
  • аэроплана, дельтоплана и вертолета;
  • велосипеда и автомобиля;
  • робота;
  • очков для глаз;
  • телескопа;
  • прожектора;
  • акваланга и скафандра;
  • спасательного круга;
  • военных приспособлений: танка, катапульты, пулемета, мобильных мостов и колесцового замка.

Среди великих изобретений да Винчи отмечают и его «Идеальный город» . После пандемии чумы ученый разработал проект Милана с грамотной планировкой и канализацией. Предполагалось разделить город на уровни для высших сословий и торговли, обеспечить постоянный доступ воды в дома.

Кроме того, мастер отверг узкие улочки, являвшиеся рассадником инфекций, и подчеркнул важность широких площадей и дорог. Однако Герцог Милана Лодовико Сфорца не принял смелую схему. Века спустя по гениальному проекту застроили новый город – Лондон.

Леонардо да Винчи оставил след и в анатомии. Ученый первым описал сердце как мышцу и попытался создать протез клапана аорты. Кроме того, да Винчи точно описал и изобразил позвоночник, щитовидную железу, структуру зубов, строение мышц, расположение внутренних органов. Так, были созданы принципы анатомического рисования.

Гений внес вклад и в становление искусства, разработав технику размытого рисунка и светотень.

Великие картины и их загадки

Оставил после себя множество картин, фресок и рисунков. Однако 6 работ было утеряно, авторство еще 5 оспаривается. В мире наиболее известны 7 творений Леонардо да Винчи:

1. – первая работа да Винчи. Рисунок реалистичен, аккуратен и выполнен легкими штрихами карандаша. При взгляде на пейзажкажется, что смотришь на него свысокой точки.

2. «Туринский автопортрет» . Живописец создал шедевр за 7 лет до своей смерти. Картина ценна тем, что дает миру представление о том, каким был внешне Леонардо да Винчи. Однако некоторые искусствоведы полагают, что это лишь эскиз к «Моне Лизе», сделанный с другого человека.

3. . Рисунок был созданв качестве иллюстрации к книге. Да Винчи запечатлел нагого мужчину в 2 позициях, наложенных друг на друга. Работа одновременно считается достижением искусства и науки. Ведь художник воплотил канонические пропорции тела и золотое сечение. Так, рисунок подчеркивает природную идеальность и математическую пропорциональность человека.

4. . Картина имеет религиозный сюжет: она посвящена Богоматери (Мадонне) и младенцу-Христу. Несмотря на небольшой размер, картина поражает чистотой, глубиной и красотой. Но «Мадонна Литта» также окутана тайнами и вызывает массу вопросов.Почему у младенцав руках птенец? Почему у Богоматери распорото платье в районе груди? Почему картина выполнена в темных тонах?

5. . Картина была заказана монахами, но из-за переезда в Милан художник так и не завершил работу.На полотне нарисована Мария с новорожденным Иисусом и волхвы. По одной из версий среди мужчин изображен и сам 29-летний Леонардо.

6-й шедевр

«Тайная вечеря» – фреска, запечатлевшая последний ужин Христа. Работа не менее загадочна и таинственна, чем «Мона Лиза».
Мистикой окутана история создания полотна. Художник довольно быстро нарисовал портреты всех героев картины.

Однако найти прототипы для Иисуса Христа и Иуды никак не получалось. Как-то да Винчи заметил светлого и одухотворенного юношу в церковном хоре. Молодой человек стал прототипом Христа. Поиски модели для рисунка Иуды затянулись на годы.

Позже да Винчи нашел самого гнусного на его взгляд человека. Прототипом Иуды стал пьяница, обнаруженный в сточной канаве. Уже завершив картину, Да Винчи узнал, что Иуда и Христос были нарисованы им с одного и того же человека.

Среди загадок «Тайной вечери» – и Мария Магдалина. Да Винчи изобразил ее по правую руку от Христа, как законную жену. О браке между Иисусом и Марией Магдалиной говорит и то, что контуры их тел образуют букву M – «Matrimonio» (брак).

7-й шедевр –«Мона Лиза», или «Джоконда»

«Мона Лиза», или «Джоконда» – самая известная и таинственная картина Леонардо да Винчи. По сей день искусствоведы спорят, кто изображен на полотне. Среди популярных версий: Лиза дель Джокондо, Констанца д’Авалос, Пачифика Брандано, Изабелла Арагонская, обычная итальянка, сам да Винчи и даже его ученик Салаи в женском платье.

В 2005 было доказано, что на картине изображена Лиза Герандини – жена Франческо дель Джокондо. На это указали заметки друга да Винчи Агостино Веспуччи. Так, становятся объяснимыми оба названия: Мона – сокращение от итальянского мадонна, моя госпожа и Джоконда – по фамилии мужа Лизы Герандини.

Среди тайн картины – демоническая и одновременно божественная улыбка «Моны Лизы», котораяспособна зачаровать любого. При фокусировке на губах кажется, что они начинают улыбаться больше. Говорят, что люди, которые долго смотрят на эту деталь, сходят с ума.

Компьютерное исследование показало, что улыбка Моны Лизы одновременно выражает счастье, злость, страх и отвращение. Одни ученые убеждены, что эффект вызван отсутствием передних зубов, бровей или беременностью героини. Другие говорят, что улыбка будто ускользает из-за того, что находится в низкочастотном световом диапазоне.

Исследователь Смит-Кеттлевел утверждает, что эффект изменения улыбки связан со случайными шумами в зрительной системе человека.

По-особому написан и взгляд «Моны Лизы». По каким-бы углом вы не смотрели на девушку, создается впечатление, что она смотрит на вас.

Впечатляет и техника написания «Джоконды». Портрет, в том числе глаза и улыбка,представляют собой ряд золотых сечений. Лицо и руки формируют равнобедренный треугольник, а некоторые детали идеально вписываются в золотой прямоугольник.

Тайны картин да Винчи: скрытые послания и смыслы

Картины Леонардо да Винчи окутаны загадками, над которыми бьются сотни ученых со всего мира. В частности, Уго Конти решил применить зеркальный метод. На эту мысль ученого натолкнула проза да Винчи. Дело в том, что автор писал слева направо, и прочесть его рукописи можно лишь с помощью зеркала. Тот же подход Конти применил и к чтению картин.

Выяснилось, что персонажи полотен да Винчи взглядами и пальцами указывают на места, к которым нужно приставлять зеркало.

Нехитрый прием открывает скрытые образы и фигуры:

1. На картине «Богоматерь с Младенцем, святой Анной и Иоанном Крестителем» обнаружили целый ряд демонов. По одно из версий, это Дьявол, по другой – ветхозаветный бог Яхве в папской тиаре. Считалось, что этот бог «защищает душу от пороков тела».

Нажмите для увеличения

2. На картине «Иоанн Креститель» – «древо жизни» с индийским божеством. Ряд исследователей считает, что таким образом художник скрыл загадочную картину «Адам и Ева в Раю». О полотне часто упоминали современники да Винчи. Долгое время считалось, что «Адам и Ева» – отдельная картина.

3. На «Моне Лизе»и «Иоанне Крестителе» – голова демона, Дьявола или бога Яхве в шлеме, чем-то похожая на скрытое изображение на полотне «Богоматерь». Этим Конти объясняет тайну взглядов на картинах.

4. На «Мадонне в скалах» («Мадонне в гроте»)изображена Дева Мария, Иисус, Иоанн Креститель и Ангел. Но если поднести к картине зеркало, можно увидеть Бога и ряд библейских персонажей.

5. На картине «Тайная вечеря» обнаруживается скрытый сосуд в руках Иисуса Христа. Исследователи полагают, что это Чаша Грааля. Кроме того, благодаря зеркалу два апостола становятся рыцарями.

6. На картине «Благовещение» скрыты ангельские, а по некоторым версиям инопланетные, образы.

Уго Конти считает, что найти скрытый мистический рисунок можно на каждой картине. Главное, использовать для этого зеркало.

Помимо зеркальных кодов, «Мона Лиза» хранит и тайные послания под слоями краски. Графические дизайнеры заметили, что при повороте полотна на бок становятся заметны образы буйвола, льва, обезьяны и птицы. Да Винчи, таким образом, поведал миру о четырех Сущностях человека.

Среди интересных фактов о да Винчи можно отметить следующие:

  1. Гений был левшой. Многие ученые объясняют этим особый стиль письма мастера. Да Винчи всегда писал зеркально – слева направо, хотя и умел писать правой рукой.
  2. Творец был не постоянен: он бросал одну работу и перескакивал на другую, так и не возвращаясь к предыдущей. Причем да Винчи переходил на совершенно несвязанные между собой области. Например, с искусства на анатомию, с литературы на инженерное дело.
  3. Да Винчи был талантливым музыкантом и прекрасно играл на лире.
  4. Художник был рьяным вегетарианцем. Он не только не ел животной пищи, но и не носил кожаные и шелковые вещи. Да Винчи называл людей, которые едят мясо, «ходячими кладбищами». Но это не мешало ученому быть распорядителем на придворных пирах и создать новую профессию – «помощника» повара.
  5. Страсть к рисованию у да Винчи не знала границ. Так, мастер часами детально зарисовывал тела повешенных.
  6. По одной из версий, ученый разрабатывал яды без цвета и запаха, а также прослушивающие устройства из стекла для Чезаре Борджиа.

Говорят, что гении рождаются лишь тогда, когда мир готов их принять. Однако Леонардо да Винчи намного опередил свою эпоху. Основная масса его открытий и творений была по достоинству оценена лишь спустя столетия. Да Винчи собственным примером доказал, что человеческий разум не знает границ.

О титане Возрождения писали книги и снимали фильмы, в его честь воздвигали памятники. Именем великого ученого называли минералы, кратеры на Луне и астероиды. А в 1994 году нашли по-настоящему красивый способ увековечить память о гении.

Селекционеры вывели новый сорт исторической розы, получившей название Роза Леонардо да Винчи. Растение цветет непрерывно, не выгорает и не замерзает в холода, подобно памяти об «универсальном человеке».

Делитесь статьей с друзьями и подписывайтесь на обновления — вас ждет еще много интересного.

В одном из каменных домов городка Винчи, расположенного в горах Тосканы, (Франция) 15 апреля 1452 года родился, пожалуй, самый многогранный гений Возрождения — Леонардо. Исследователь загадочных явлений, создатель тревожащих воображение улыбок, за которыми кроется непознаваемая глубина, и рук, указующих в неизвестность, в горные выси, он казался современникам волшебником. Он — великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, математик, физик, естествоиспытатель). Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто — «родом из городка Винчи». Полное его имя — Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».

Детство

Загадка Леонардо начинается с его рождения. Он был незаконно рожденным сыном женщины, о которой почти ничего не известно. Мы не знаем ни ее фамилии, ни возраста, ни внешности, не знаем, была ли она умна или глупа, училась ли чему или нет. Биографы называют молодой крестьянкой. Пусть это так и будет. В Винчи существует традиция называть ее хозяйкой таверны. Она знакома нам под именем Катерина.

Об отце Леонардо, Пьеро да Винчи, известно гораздо больше, но тоже недостаточно. Он был нотариусом и происходил из семьи, которая обосновалась в Винчи, по крайней, мере в XIII столетии. Четыре поколения его предков также были нотариусами, достаточно бережлив хитрыми, чтобы стать землевладельцами и войти в число состоятельных горожан, носящих титул «сеньор», который уже по наследству перешел и к отцу Леонардо.

Господин Пьеро, мессэр Пьеро, которому во время рождения сына было около двадцати пяти лет, обладал впечатляющими мужскими достоинствами: он дожил до семидесяти семи лет, имел четырех жен (трех успел похоронить) и был отцом двенадцати детей, причем последний ребенок появился на свет, когда ему было семьдесят пять. По всей видимости, в нотариальной практике он также добился существенных успехов: когда ему было уже за тридцать, он переехал во Флоренцию и основал там свое дело. Его уважали, особенно в среде аристократии.

В эпоху Возрождения на незаконнорожденных детей смотрели терпимо. Такие дети нередко появлялись у прислуги разных рангов, и часто относились так же, как к детям, рожденным в законном браке.
Однако в дом отца он был взят далеко не сразу. Вскоре после рождения он был отправлен вместе с Катериной в деревню Анхиано, расположенную недалеко от Винчи, и оставался там около четырех лет, в течении которых мессэр Пьеро успел жениться на первой из своих жен, шестнадцатилетней девушке, занимавшей на социальной лестнице более высокую ступень, чем мать Леонардо.

Молодая жена оказалась бесплодной. Возможно, по этой причине Леонардо в возрасте приблизительно четырех с половиной лет был взят в городской дом, где сразу же оказался на попечении многочисленной родни: дедушки, бабушки, отца, дяди и приемной матери. В налоговом реестре, относящемся к 1457 году, он назван незаконным сыном Пьеро.

О том, как проходило детство Леонардо в Винчи, нам ничего неизвестно. В более поздние годы он увлекался ботаникой, геологией, наблюдениями за полетом птиц, игрой солнечного света и тени, движением воды. Все это свидетельствует о его любознательности и еще о том, что в молодости он много времени проводил на свежем воздухе, прогуливаясь по окрестностям городка.

Среди более семи тысяч страниц рукописей и рисунков Леонардо, сохранившихся до наших дней, нет ни одной, которая касалась бы его юности. У него вообще чрезвычайно мало заметок, имеющих отношение к собственной жизни.

Юность

Отец, в 1466 году, приняв во внимание высокий полет дарования сына в искусстве, отобрал в один прекрасный день несколько его рисунков, отнес их Андреа Верроккио, который был его большим другом, и настоятельно попросил его сказать, достигнет ли Леонардо, занявшись рисунком, каких-либо успехов. Пораженный теми огромнейшими задатками, которые он увидел в рисунках начинающего Леонардо, Андреа поддержал сера Пьеро в его решении посвятить его этому делу и тут же договорился с ним о том, чтобы Леонардо поступил к нему в мастерскую, что четырнадцатилетний Леонардо сделал более чем охотно и стал упражняться не в одной только области, а во всех тех, куда входит рисунок.

Будучи подмастерьем в мастерской, Леонардо изучал мастерство художника и скульптора и познакомился с широким выбором инструментов для деятельности при поднятии и переноске тяжестей и копании. Позже в своей жизни он будет использовать эти знания как отправную точку для своих многочисленных идей и изобретений. Леонардо занимался всеми видами художественной деятельности, всегда проявляя безграничную любознательность и умение связать искусство с научными познаниями, бывшими результатом пристального наблюдения и неустанного исследования явлений природы.

Великий итальянский художник Леонардо да Винчи в своей жизни, научном и художественном творчестве воплотил гуманистический идеал «всесторонне развитой личности» (homo universale). Круг его интересов был поистине универсален. В него входили живопись, скульптура, архитектура, пиротехника, военная и гражданская инженерия, математические и естественные науки, медицина и музыка.

Художественное наследие Леонардо да Винчи количественно невелико — скульптурные произведения погибли, живопись или плохо сохранилась, или осталась незавершенной, архитектурные проекты так никогда и не были осуществлены. Единственно, что не так пострадало — это записные книжки, отдельные листы c записями и рисунками, часто произвольно объединенные в так называемые кодексы.

Высказывалось мнение, что его увлечения естественными науками и инженерным делом помешали его плодовитости в искусстве. Однако анонимный биограф, его современник, указывает, что Леонардо «имел превосходнейшие замыслы, но создал немного вещей в красках, потому что, как говорят, никогда не был доволен собой». Это подтверждает и биограф Вазари, согласно которому, препятствия лежали в самой душе Леонардо — «величайшей и необыкновеннейшей… она именно побуждала его искать превосходства над совершенством, так что всякое произведение его замедлялось от избытка желаний».

В возрасте 20 лет Леонардо да Винчи сделался членом Флорентийской Гильдии Художников. Как раз в это время он внес свой вклад в работу своего учителя Верроккьо «Крещение Христа». По рассказу Вазари, молодой Леонардо написал голову белокурого ангела на левой стороне картины и часть пейзажа. «Эта голова так изящно-благородна, исполнена такой поэзии, что остальные персонажи картины не смотрятся рядом с ней, кажутся нескладными и тривиальными».

Студенты часто выполняли часть работы своих учителей и Леонардо впоследствии также имел учеников, которые помогали ему в его работе. В картине «Крещение Христа» Леонардо показал талант молодого гения и оригинальность. Он использовал масляные краски, которые явились новшеством в Италии, и с их помощью он превзошел своего учителя в использовании света и краски. Некоторые думают, что талант Леонардо вызывал зависть учителя. Однако, наиболее вероятно, что Верроккьо был рад передать искусство живописи Леонардо. Чтобы уделить больше времени скульптуре и другим проектам, Леонардо продолжал жить со своим учителем, но уже начал работать над своими собственными картинами.

Зрелость творческой личности

В период Ренессанса большинство художественных полотен были написаны на религиозные темы или являлись портретами. Пейзажи можно было видеть только на фонах таких полотен, как «Крещение Христа». Но написания пейзажей в качестве фона для человеческих фигур для Леонардо было недостаточно. Его первый датированный рисунок является деревенским пейзажем «Долина Арно» (1473). Эскиз выполнен в карандаше и полон движений природы: проходящий над холмами свет, шорох листьев и движение воды. С самого начала Леонардо отошел от общепринятых традиций и создал новый стиль со своим взглядом на мир природы.

Один эпизод, подробно описанный Вазари, относится к начальному периоду художественной деятельности Леонардо. Как-то отец принес домой круглый щит, переданный ему приятелем, и попросил сына украсить его каким-нибудь изображением по своему вкусу, чтобы доставить этому приятелю удовольствие. Леонардо нашел щит кривым и шероховатым, тщательно выпрямил и отполировал его, а затем залил гипсом. Затем он натаскал в свою уединенную комнату великое множество хамелеонов, ящериц, сверчков, змей, бабочек, омаров, летучих мышей и других причудливых животных. Вдохновившись зрелищем этих тварей и воспользовавшись обликом каждой в самых фантастических сочетаниях, он создал для украшения щита некое страшное чудище, «которое заставил выползать из темной расщелины скалы, причем из пасти этого чудовища разливался яд, из глаз вылетал огонь, а из ноздрей — дым». Работа над щитом так увлекла Леонардо, что «по великой своей любви к искусству» он даже не замечал жуткого смрада от подыхавших животных.

Когда почтенный нотариус увидел этот щит, он отшатнулся в ужасе, не веря, что перед ним всего лишь создание искусного художника. Но Леонардо успокоил его и назидательно пояснил, что эта вещь «как раз отвечает своему назначению…» Впоследствии леонардовский щит попал к миланскому герцогу, который очень дорого заплатил за него.

Много лет спустя, уже на закате жизни, Леонардо, по словам того же Вазари, нацепил ящерице «крылья, сделанные из кожи, содранной им с других ящериц, налитые ртутью и трепетавшие, когда ящерица двигалась; кроме того, он приделал ей глаза, рога и бороду, приручил ее и держал в коробке; все друзья, которым он ее показывал, от страха пускались наутек».

В 26 лет да Винчи начинает полностью самостоятельную карьеру, а так же приступает к более детальному изучению различных аспектов естествознания и сам становится учителем. В этот период еще до своего отъезда в Милан, Леонардо начинает работу над «Поклонением волхвов», которую так никогда и не завершил. Вполне возможно, что это стало своеобразной местью да Винчи за то, что папа Сикст IV отклонил его кандидатуру при выборе художника для росписи Сикстинской капеллы Ватикана в Риме. Возможно, мода на неоплатонизм властвовавшая в ту эпоху во Флоренции так же сыграла роль в решении да Винчи уехать в достаточно академичный и прагматичный Милан, который больше отвечал его духу.

В Милане Леонардо берется за создание «Мадонны в гроте» для алтаря капеллы. Эта работа ясно показывает, что да Винчи уже владеет определенными знаниями в области биологии и геодезии, поскольку растения и сам грот выписаны с максимальной реалистичностью. Соблюдены все пропорции и законы композиции. Однако, не смотря на такое потрясающее исполнение, эта картина на многие годы стала предметом раздора между автором и заказчиками. Годы этого периода да Винчи посвящает записям своих размышлений, чертежам, более глубоким исследованиям. Вполне возможно, что к его отъезду в Милан причастен некий музыкант, Миглиоротти. Одного лишь письма этого человека, в котором описывались удивительные произведения инженерной мысли «сеньора, который к тому же еще и рисует», хватило, чтобы да Винчи получил приглашение работать под покровительством Людовика Сфорза, вдали от соперников и недоброжелателей. Здесь он получает некоторую свободу для творчества и исследований. А так же занимается организацией спектаклей и торжеств, техническим оснащением сцены придворного театра. Кроме того, Леонардо пишет много портретов для миланского двора.

Именно в этот период да Винчи больше задумывается над военно-техническими проектами, изучает градостроительство и предлагает собственную модель идеального города.

Так же, во время пребывания в одном из монастырей, он получает заказ на эскиз к образу Девы Марии с младенцем Иисусом, св. Анной и Иоанном Крестителем. Работа получилась настолько впечатляющей, что зритель ощущал себя присутствующим при описанном событии, частью картины.

В 1504 г. многие ученики, считающие себя последователями да Винчи, покидают Флоренцию, где он задержался, чтобы привести в порядок свои многочисленные записи и чертежи, и перебираются вместе с учителем в Милан. С 1503 по 1506гг. Леонардо начинает работу над «Джокондой». В качестве модели выбрана Мона Лиза дель Джиокондо, урожденная Лиза-Мария Джерардини. Многочисленные варианты сюжета известной картины до сих пор не оставляют равнодушными деятелей искусств и критиков.

В 1513 г. Леонардо да Винчи перебирается на некоторое время в Рим по приглашению папы Леона Х, а точнее, в Ватикан, где уже работают Рафаэль и Микеланджело. Не забывает мастер и свое увлечение инженерным делом, работая над проблемой осушения болот на территории владений герцога Жульена Медичи. Одним из самых грандиозных архитектурных проектов этого периода становится для да Винчи замок Клу в Амбуазе, куда мастера приглашает работать сам король Франции Франсуа I. Со временем их отношения становятся гораздо ближе, чем просто деловыми. Франсуа часто прислушивается к мнению великого ученого, относится к нему, как к отцу, и тяжело переживает смерть да Винчи в 1519 г. Леонардо умирает весной от тяжелой болезни в возрасте 67 лет, завещав свои рукописи и кисти ученику — Франческо Мельци.

Секреты гения

Он изобрел принцип рассеяния (или сфумато). Предметы на его полотнах не имеют четких границ: все, как в жизни, размыто, проникает одно в другое, а значит, дышит, живет, пробуждает фантазию. Итальянец советовал упражняться в таком рассеянии, разглядывая возникающие от сырости пятна на стенах, пепел, облака или грязь. Он специально окуривал дымом помещение, где работал, чтобы в клубах выискивать образы.

Благодаря эффекту сфумато появилась мерцающая улыбка Джоконды, когда в зависимости от фокусировки взгляда зрителю кажется, что героиня картины то нежно улыбается, то хищно скалится. Второе чудо Моны Лизы в том, что она «живая». На протяжении веков ее улыбка изменяется, уголки губ поднимаются выше. Точно так же Мастер смешивал знания разных наук, поэтому его изобретения со временем находят все больше применений. Из трактата о свете и тени происходят начала наук о проникающей силе, колебательном движении, распространении волн. Все его 120 книг рассеялись (сфумато) по свету и постепенно открываются человечеству.

Да Винчи многое шифровал, чтобы его идеи раскрывались постепенно, по мере того, как человечество до них «дозреет». Изобретатель писал левой рукой и невероятно мелкими буковками, да еще и справа налево. Но и этого мало — он все буквы переворачивал в зеркальном изображении. Он говорил загадками, сыпал метафорическими пророчествами, обожал составлять ребусы. Леонардо не подписывал своих произведений, но на них есть опознавательные знаки. Например, если вглядываться в картины, можно обнаружить символическую взлетающую птицу. Таких знаков, видимо, немало, поэтому те или иные его детища вдруг обнаруживаются через века. Как было с мадонной Бенуа, которую долгое время в качестве домашней иконы возили с собой странствующие актеры.

Леонардо предпочитал метод аналогии всем другим. Приблизительность аналогии — это преимущество перед точностью силлогизма, когда из двух умозаключений неизбежно следует третье. Но одно. Зато чем причудливее аналогия, тем дальше простираются выводы из нее. Взять хоть знаменитую иллюстрацию Мастера, доказывающую пропорциональность человеческого тела. С раскинутыми руками и раздвинутыми ногами фигура человека вписывается в круг. А с сомкнутыми ногами и приподнятыми руками — в квадрат, при этом образуя крест. Такая «мельница» дала толчок ряду разнообразных мыслей. Флорентиец оказался единственным, от кого пошли проекты церквей, когда алтарь помещается посередине (пуп человека), а молящиеся — равномерно вокруг. Этот церковный план в виде октаэдра послужил еще одному изобретению гения — шариковому подшипнику.

Также гений любил использовать правило контрапоста — противопоставления противоположностей. Контрапост создает движение. Делая скульптуру гигантского коня в Корте Веккио, художник расположил ноги скакуна в контрапосте, что создавало иллюзию особого свободного хода. Все, кто видел статую, невольно меняли свою походку на более раскованную.

Леонардо никогда не спешил закончить произведение, ибо неоконченность — обязательное качество жизни. Окончить — значит убить! Медлительность творца была притчей во языцех, он мог сделать два-три мазка и удалиться на много дней из города, например, благоустраивать долины Ломбардии или создавать аппарат для ходьбы по воде. Почти каждое из его значительных произведений — «незавершенка». Многие были испорчены водой, огнем, варварским обращением, но художник их не исправлял. У Мастера был особый состав, с помощью коего он на готовой картине будто специально проделывал «окна незаконченности». Видимо, так он оставлял место, куда бы сама жизнь могла вмешаться, что-то подправить.

Открытия и изобретения Леонардо на протяжении лет 400 оказались практически невостребованными. К сожалению, и дельтаплан, и парашют, и автомобиль, и даже автомобильный тормоз были придуманы заново, без опоры на гениальные догадки великого флорентийца.

Полная галерея творчества Леонардо да Винчи.

Сообщение про итальянского ученого и художника, изобретателя и ученого, музыканта и писателя, а также представителя искусства Возрождения, Вы найдете в этой статье.

Сообщение о Леонардо да Винчи кратко

Великий гений появился на свет в поселке Анкиато около городка Винчи 15 апреля 1452 года. Его родители не состояли в браке, и первые годы своей жизни он прожил с матерью. После отец, вполне состоятельный нотариус, забрал сына в свою семью. Юноша в 1466 году поступает в мастерскую к флорентийскому художнику Верроккьо в подмастерье. Среди его увлечений – рисование, моделирование, скульптура, работы с кожей, металлом и гипсом. В 1473 году в Гильдии Святого Луки он получает квалификацию мастера.

Начало творческого пути ознаменовалось тем, что он все свободное время посвящал только написанию картин. В период 1472 – 1477 годов были созданы такие известные картины Леонардо да Винчи как «Благовещение», «Крещение Христа», «Мадонна с цветком», «Мадонна с вазой». А в 1481 году он создал первую крупную работу — «Мадонну с цветком».

Дальнейшая деятельность Леонардо да Винчи связана с Миланом, куда он переезжает в 1482 году. Здесь он поступает на службу к Людовико Сфорце – Герцогу Милана. Ученый имел свою мастерскую, где занимался вместе со своими учениками. Кроме создания картин, он разрабатывал летательную машину, основанную на полете птиц. Сначала изобретатель создал на основе крыльев простейший аппарат, а после им был разработан механизм аэроплана с описанным полным управлением. Но в жизнь свою идею воплотить не удалось. Кроме конструирования он занимался изучением анатомии и архитектуры, подарил миру новую, самостоятельную дисциплину – ботанику.

В конце XV столетия художник создал картину «Дама с горностаем», рисунок «Витрувианский человек» и знаменитую на весь мир фреску «Тайная вечеря».

В апреле 1500 года он возвращается во Флоренцию, где поступает к Чезаре Борджиа на службу в должности инженера и архитектора. Спустя 6 лет да Винчи опять в Милане. В 1507 году гений повстречал графа Франческо Мельци, который станет его учеником, наследником и спутником жизни.

Последующие три года (1513 – 1516 годы) Леонардо да Винчи живет в Риме. Здесь он создал картину «Иоанн Креститель». За 2 года до своей кончины у него начались проблемы со здоровьем: правая рука онемела, передвигаться самостоятельно было трудно. И последние годы ученый вынужден был провести в постели. Великого художника не стало 2 мая 1519 года.

  • Художник прекрасно владел и левой, и правой рукой.
  • Леонардо да Винчи был первым, кто дал правильный ответ на вопрос «Почему небо синего цвета?». Он был уверен, что небо синего цвета потому, что между планетой и чернотой над ней имеется слой из освещенных частиц воздуха. И был прав.
  • С детства изобретатель страдал «словесной слепотой», то есть нарушением способности к чтению. Поэтому он писал зеркальным способом.
  • Свои картины художник не подписывал. Зато оставлял опознавательные знаки, которые все до сих пор не изучены.
  • Прекрасно владел игрой на лире.

Надеемся, что доклад на тему: «Леонардо да Винчи» помог Вам подготовиться к занятиям. А свое сообщение о Леонардо да Винчи Вы можете изложить в форме комментариев ниже.

Личность да Винчи – самая таинственная, гениальная и малоизученная в истории.

Биография итальянца весьма скудна, а свою личную жизнь он держал под тяжелым замком – о ней ходят легенды, но достоверных источников нет.

Зато картины, изобретения, теории, дневники мастера подлежат известности и могут пролить свет на некоторые подробности его жизни.

Великий ученый и художник всегда выделялся на фоне других. Ещё в детстве он был невероятно любопытным, спрашивая обо всём, что видел и слышал.

Тяжело пережив разлуку с матерью, еще будучи ребёнком он замкнулся в себе, а, повзрослев, стал жить в мире творчества, посвятил всего себя поискам ответов на волнующие вопросы.

Рождение и детство

Родился да Винчи 15 апреля 1451 года в селе Анкиано, которое находилось около посёлка Винчи, Флоренция. Родители не состояли в браке - это повлияло на внутренний мир мальчика и его взаимоотношения с папой. Матерью Леонардо была крестьянка Катерина, отцом – молодой нотариус Пьеро.

Изначально сын жил с Катериной, затем папа забрал его к себе. На тот момент Пьеро был женат впервые, но детей у пары не было. Спустя 10 лет мачеха да Винчи умерла, отец женился снова и повторно овдовел. В целом, у мальчика было 4 мачехи, 12 братьев и сестёр.

В 14 лет он поступил в мастерскую художника Андреа Верроккьо в качестве подмастерья. Заведение удобно расположилось в самом центре интеллектуальной Италии. Эта работа и определила дальнейшую судьбу уникального человека.

Юность

Параллельно с работой, юный да Винчи обучался гуманитарным и техническим наукам.

За несколько лет он изучил:

  • металлургию;
  • химию;
  • черчение;
  • скульптуру;
  • рисование;
  • моделирование.

Вместе с дарованием, в мастерской Верроккьо обучались известные мастера Аньоло ди Поло, Лоренцо ди Креди, Перуджино. В 20 лет Леонардо получил квалифицированность мастера в Гильдии Святого Луки. Спустя 4 года его обвинили в содомии, но на суде оправдали.

Первые художественные шедевры

Первым шедевром Леонардо стала картина «Крещение Христа», которую заказали Верроккьо.

Мастер попросил ученика нарисовать одного из двух ангелов и пейзаж. Сам Андреа написал остальные части полотна, в том числе и второго ангела. Разница между ними оказалась колоссальна – ангел да Винчи получился лучше. Верроккьо настолько поразился, что забросил кисть.

Следующими работами гения стали «Благовещение», «Мадонна с вазой», «Мадонна Бенуа».

Трудно представить, что эти шедевры появились из-под кисти 20-летнего парня.

Первый большой заказ Леонардо получил в 30 лет. Монастырь Сан Донато а Систо попросил написать полотно «Поклонение волхвов», которое да Винчи так и не закончил.

В этом же возрасте художник занимался еще одной крупной работой – картиной «Святой Иероним».

Личная жизнь

Да Винчи слыл известной личностью и при жизни - его всегда окружали друзья и ученики. Но интимные отношения мастер не желал раскрывать.

На протяжении 67 лет, он ни разу не женился. Некоторые историки считают, что между гением и Чечилией Галлерани, с которой списан портрет «Дамы с горностаем», была любовная связь.

Другие же историки уверяют, что итальянец предпочитал мужчин. Один из учеников по имени Салаи, служивший мастеру натурщиком для картин «Иоанн Креститель» и «Бакх», якобы являлся возлюбленным учителя. Существует и теория, что Леонардо был девственником и никого не любил, посвятив всего себя изучению неизведанного.

Последние годы жизни

В последние годы жизни итальянец прожил в замке Кло-Люсе, приняв приглашение французского короля Франциска I.

Он почти не рисовал, но успешно занимался организацией праздников при дворе, а также планировал новый дворец в Роморантане, спиральную лестницу в замке Шамбор, канал между Соной и Луарой.

В 65 лет Леонардо стало трудно передвигаться, онемела правая рука. Перед смертью он постоянно находился в постели, ходил только при помощи близких людей.

Скончался гений всех времён 2 мая в 1519 году, в замке Кло-Люсе, среди своих учеников и шедевров.

Похоронили гениального художника в замке Амбуаз и в его честь на могильной плите выбили надпись, которая гласит, что в стенах монастыря покоится прах величайшего человека, посетившего Французское королевство.

Творчество Леонардо да Винчи

Он оставил после себя множество открытий, произведений искусства, записей, которые дают развёрнутые энциклопедические сведения по различным наукам.

Искусство

Современники знают да Винчи в роли художника, хотя сам мастер считал написание картин лишь хобби, и с возрастом уделял ему всё меньше времени. Но даже в нём гений преуспел – создал собственную технику, поставил живопись Возрождения на новый, более высокий уровень.

Он писал не только темперой, которой пользовалось большинство художников эпохи, а и маслом, придававшим фигурам образности.

Да Винчи виртуозно играл на лире. Когда его судили, в деле речь шла про музыканта, а не художника или изобретателя. Считается, что он занимался и скульптурой. Но до наших дней дошла только терракотовая голова.

Научные изобретения «Мага от науки»

Леонардо углублённо занимался наукой, он создал множество вещей, облегчивших жизнь человечеству. Хотя половину из них называют приписанными автору, это всё же заслуженно.

Список внушительный:

  • подводная лодка;
  • водолазный костюм;
  • парашют
  • бронированный танк;
  • двухлинзовый телескоп;
  • переносной мост;
  • прожектор;
  • самоходная тележка (прототип автомобиля);
  • подшипник;
  • робот;
  • колесцовый замок, ставший популярным еще при жизни создателя.

Да Винчи был одержим идеей полёта и мечтал спроектировать самолёт. Среди его чертежей нашли схему летательного аппарата орнитоптера, который изобретатель так и не успел испробовать.

Анатомия и медицина

Леонардо сделал тысячи медицинских заметок и анатомических эскизов. Он стремился подробно изучить человеческий организм. Для этого ученый даже сам проводил вскрытие трупов. Ему удалось почти в точности воспроизвести человека изнутри, неточной получилась только репродуктивная женская система.

Гений основал динамическую анатомию, изобрёл стеклянную модель для изучения сердечных клапанов, первым определил пропорции скелета и опроверг многие теории о медицине того времени. Он опередил анатомическую практику на 300 лет.

Литература великого мыслителя

Литературное наследие итальянца дошло до потомков в хаотическом виде. После смерти гения его ученик и друг Франческо Мельци скомпоновал из отрывков про искусство «Трактат о живописи», который опубликовали в 1651 году.

Помимо этих отрывков, в записях Леонардо можно найти множество прозаических произведений:

  • басен,
  • фацеции (шутливых рассказов);
  • афоризмов;
  • аллегорий;
  • пророчеств.

Среди последних половина уже сбылась. Так, гений предсказал появление телефонной связи, двуручной пилы, сельскохозяйственных машин. Другие пророчества, которые еще не свершились, больше похожи на библейские – в них речь идёт про демонов и катаклизмы.

Дневники Леонардо

Великий Леонардо вёл 120 дневников, из которых на сегодняшний день уцелело приблизительно 7000 страниц. На них можно найти чертежи различных изобретений, эскизы анатомии человека, заметки юным художникам, архитекторам, музыкантам, философские изречения, шуточные произведения, басни и пророчества.

Всё написано левой рукой и в зеркальном отображении – слева направо. Зеркальный код да Винчи разгадали только на рубеже XX и XXI века.

Бесценные дневники после смерти автора хранились у Франческо Мельци, а затем рукописи непонятным образом пропали. Лишь отдельные фрагменты нашлись у друзей и родных Леонардо. Впервые часть дневников опубликовал Карло Аморетти – хранитель Амброзианской библиотеки.

Ученики – молодые живописцы да Винчи

Став мастером, Леонардо да Винчи основал свою мастерскую, в которой обучал искусству других. Среди молодых учеников известность обрели:

  • Бернардино Луини;
  • Амброджо де Предис;
  • Франческо Мельци;
  • Андреа Соларио;
  • Джованни Больтраффио;
  • Чезаре да Сесто;
  • Джампетрино.

Мастер передал практические рекомендации молодым живописцам в своих дневниках. Он советовал развивать память и воображение, находить в обычных формах новое и удивительное, больше внимания уделять природе, изучать картины знаменитых художников, историю и теорию живописи, приступать к практике подготовленными.

Интересные факты, тайны и вымыслы художника

Личность да Винчи окружена загадочностью. Его считали чёрным магом, пришельцем или путешественником во времени. Близкие друзья ценили и любили его, ревностно охраняя тайны.

Всё же некоторые интересные факты достоверно известны современникам:

  1. Гений первым понял, . В своих дневниках он написал, что виной тому освещённые частицы воздуха, расположенные между Землей и космосом. Примечательно, что Леонардо называл космос «небесной чернотой».
  2. В дневниках да Винчи обращался к себе на «ты», также говоря с возможными читателями. Это свидетельствует про нестабильное психическое состояние.
  3. Спал итальянец по 15 минут каждые четыре часа. Такая техника сна применялась во многие века. Она способствует увеличению производительности, улучшению самочувствия, уменьшению времени, потраченного на сон.

Споры о том, кем был Леонардо да Винчи – мистической или просто нестандартной личностью ведутся до сих пор. В любом случае, это был уникальный многогранный человек, который оказал величайшее влияние на цивилизацию. Его можно любить или ненавидеть, но не восхищаться им при этом невозможно.

В эпоху Возрождения было много гениальных скульпторов, художников, музыкантов, изобретателей. Леонардо да Винчи сильно выделяется на их фоне. Он создавал музыкальные инструменты, ему принадлежит множество инженерных изобретений, писал живописные полотна, скульптуры и многое другое.

Его внешние данные тоже поражают: высокий рост, ангельская внешность и необычайная сила. Познакомимся с гением Леонардо да Винчи, краткая биография расскажет его основные достижения.

Факты из биографии

Родился он неподалеку от Флоренции в небольшом городке Винчи. Леонардо да Винчи был незаконным сыном известного и богатого нотариуса. Его мать – обычная крестьянка. Так как у отца не было других детей, то в 4 года он забрал маленького Леонардо к себе. Необычайный ум и приветливый характер мальчик демонстрировал с самого раннего возраста, и он быстро стал любимцем в семье.

Чтобы понять, как развивался гений Леонардо да Винчи, краткую биографию можно представить следующим образом:

  1. В 14 лет он поступает в мастерскую Вероккио, где учится рисунку и скульптуре.
  2. В 1480 году он переезжает в Милан, где основывает Академию художеств.
  3. В 1499 году он уезжает из Милана и начинает переезжать из города в город, где строит оборонительные сооружения. В этот же период начинается его известное соперничество с Микеланджело.
  4. С 1513 года он работает в Риме. При Франциске I он становится придворным мудрецом.

Умер Леонардо в 1519 году. Как он считал, ничего из того, что он начинал, не было доделано до конца.

Творческий путь

Творчество Леонардо да Винчи, краткая биография которого была изложена выше, можно разделить на три этапа.

  1. Ранний период. Много работ великого живописца были незакончены, такой является «Поклонения Волхвов» для монастыря Сан-Донато. В этот период были написаны картины «Мадонна Бенуа», «Благовещение». Несмотря на свой юный возраст, живописец в своих картинах уже демонстрировал высокое мастерство.
  2. Зрелый период творчества Леонардо протекал в Милане, где он планировал сделать карьеру инженера. Наиболее популярным произведением, написанным в это время, была «Тайная вечеря», тогда же он начал работу над «Мона Лизой».
  3. В поздний период творчества была создана картина «Иоанн Креститель» и серия рисунков «Потоп».

Занятие живописью всегда дополняло науку для Леонардо да Винчи, так как он стремился зафиксировать реальность.

Изобретения

Вклад в науку Леонардо да Винчи краткая биография не сможет передать полностью. Однако можно отметить наиболее известные и ценные открытия учёного.

  1. Наибольший вклад он сделал в механику, это видно из множества его рисунков. Леонардо да Винчи исследовал падение тела, центры тяжести пирамид и многое другое.
  2. Он изобрел автомобиль, сделанный из дерева, который приводили в движение две пружины. В механизме автомобиля был предусмотрен тормоз.
  3. Он придумал скафандр, ласты и подводную лодку, а также способ погружения на глубину без применения скафандра со специальной газовой смесью.
  4. Изучение полета стрекозы привело к созданию нескольких вариантов крыльев для человека. Эксперименты оказались неудачными. Однако потом учёный придумал парашют.
  5. Он занимался разработками в военной отрасли. Одним из его предложений были колесницы с пушками. Он придумал прототип броненосца и танка.
  6. Много разработок Леонардо да Винчи сделал в строительстве. Арочные мосты, осушительные машины и подъемные краны – это все его изобретения.

В истории не существует человека, подобного Леонардо да Винчи. Именно поэтому многие считают его пришельцем из других миров.

Пять секретов да Винчи

Сегодня многие учёные до сих пор ломают голову над наследием, оставленным великим человеком прошлой эпохи. Хотя называть так Леонардо да Винчи не стоит, он предсказал многое, и ещё большее предвидел, создавая свои уникальные шедевры и поражая широтой знаний и мысли. Предлагаем вам пять секретов великого Мастера, которые помогают приподнять завесу тайны над его произведениями.

Шифрование

Мастер многое зашифровывал, чтобы не подавать идеи раскрытыми, а слегка подождать, пока человечество до них «дозреет, дорастёт». Одинаково хорошо владевший обеими руками, да Винчи писал левой, мельчайшим шрифтом, да ещё и справа налево, а часто и в зеркальном отображении. Загадки, метафоры, ребусы – вот что встречается на каждой строчке, в каждом произведении. Никогда не подписывая своих работ, Мастер оставлял свои знаки, заметные лишь внимательному исследователю. Например, через много столетий учёные обнаружили, что присматриваясь к его картинам, можно обнаружить символ взлетающей птицы. Или знаменитая «Мадонна Бенуа», найденная у странствующих актеров, возивших полотно в качестве домашней иконы.

Сфумато

Идея рассеивания принадлежит также великому мистификатору. Присмотритесь к полотнам, все предметы не обнаруживают чётких граней, тут как в жизни: плавное перетекание одних образов в другие, размытость, рассеивание – все дышит, живёт, пробуждая фантазии и мысли. Кстати, Мастер частенько советовал упражняться в таком видении, вглядываясь в пятна от воды, грязевые наплывы или горки пепла. Частенько он специально окуривал рабочие помещения дымом, чтобы видеть в клубах то, что скрыто за гранью разумного взгляда.

Посмотрите на знаменитую картину – улыбка «Моны Лизы» под разным углом то нежная, то чуть надменная и даже хищная. Знания, почерпнутые благодаря изучению многих наук, давали Мастеру возможность изобретать совершенные механизмы, которые становятся доступны только сейчас. Например, это эффект распространения волн, проникающая сила света, колебательное движение… да много чего ещё предстоит разбирать даже не нам, а нашим потомкам.

Аналогии

Аналогии – вот что главное во всех работах Мастера. Преимущество перед точностью, когда из двух заключений ума вытекает третье – это неизбежность любой аналогии. А в причудливости и проведении совершенно умопомрачительных параллелей да Винчи нет равных до сих пор. Так или иначе, все его работы имеют какие-то идеи, не сообразующиеся друг с другом: знаменитая иллюстрация «золотое сечение» – одна из них. С расставленными и разведенными конечностями человек вписывается в круг, с сомкнутыми в квадрат, а чуть приподняв руки в крест. Вот такая своеобразная «мельница» и дала флорентийскому кудеснику идею создания церквей, где алтарь помещен точно посередине, а молящиеся стоят кругом. Кстати, эта же идея пришлась по вкусу инженерам – так появился шариковый подшипник.

Контрапост

Определение обозначает противопоставление противоположностей и создание определённого вида движения. Пример – скульптурное изображение огромного скакуна в Корте Веккио. Там ноги животного расположены именно в стиле контрапост, образовывая визуальное понимание движения.

Незаконченность

Это, пожалуй, один из любимейших «трюков» Мастера. Ни одно его произведение не конечно. Завершить – убить, а да Винчи любил каждое своё детище. Медлительный и скрупулёзный, мистификатор всех времён мог делать пару мазков кистью и отправляться в долины Ломбардии, чтобы улучшить там ландшафты, переключиться на создание очередного шедеврального аппарата или что-то другое. Многие произведения оказались подпорчены временем, огнём или водой, но каждое из творений, хоть что-то значащих, было и есть «незавершёнка». Кстати, интересно, что даже после порчи, Леонардо да Винчи никогда не исправлял своих картин. Создав свою собственную краску, художник даже специально оставлял «окно незаконченности», полагая, что жизнь сама внесёт необходимые коррективы.

Чем было искусство до Леонардо да Винчи? Рождаясь в среде богатых, оно полностью отражало их интересы, их мировоззрение, их взгляды на человека, на мир. В основе произведений искусства лежали религиозные идеи и темы: утверждение тех взглядов на мир, которым учила церковь, изображение сюжетов из священной истории, внушение людям чувства благоговения, преклонения перед «божественным» и сознания собственного ничтожества. Господствующая тематика определяла и форму. Естественно, что изображение «святых» было весьма далеко от изображений подлинных живых людей, поэтому в искусстве господствовали схемы, надуманность, статичность. Люди на этих картинах были своего рода карикатурами на живых людей, пейзаж фантастичен, краски бледны и невыразительны. Правда, ещё до Леонардо его предшественники, в том числе и его учитель Андреа Верроккио, уже не удовлетворялись шаблоном и пытались создавать новые образы. Уже они начали поиски новых методов изображения, начали изучать законы перспективы, много думали над проблемами достижения выразительности изображения.

Однако эти поиски нового не давали больших результатов и прежде всего потому, что у этих художников не было достаточно ясного представления о сущности и задачах искусства и знания законов живописи. Поэтому-то они и впадали то снова в схематизм, то в столь же опасный для подлинного искусства натурализм, копирование отдельных явлений действительности. Значение революции, произведенной Леонардо да Винчи в искусстве и в частности в живописи, определяется прежде всего тем, что он был первым, кто четко, ясно и определённо установил сущность и задачи искусства. Искусство должно быть глубоко жизненным, реалистическим. Оно должно исходить из глубокого, тщательного изучения действительности, природы. Оно должно быть глубоко правдиво, должно изображать действительность такой, какова она есть, без всякой надуманности, фальши. Действительность, природа прекрасна сама по себе и не нуждается ни в каком приукрашивании. Художник должен тщательно изучать природу, но не для слепого подражания ей, не для простого копирования её, а для того, чтобы, поняв законы природы, законы действительности, создавать произведения; строго соответствующие этим законам. Создавать новые ценности, ценности реального мира – вот назначение искусства. Этим объясняется и стремление Леонардо связать искусство и науку. Вместо простого, случайного наблюдения он считал необходимым систематически, упорно изучать предмет. Известно, что Леонардо никогда не расставался с альбомом и заносил в него рисунки и зарисовки.

Рассказывают, что он любил ходить по улицам, площадям, рынкам, отмечая все интересное – позы людей, лица, их выражение. Второе требование Леонардо к живописи – это требование правдивости изображения, жизненности его. Художник должен стремиться к максимально точной передаче действительного во всем его богатстве. В центре мира стоит живой, думающий, чувствующий человек. Его-то и надо изображать во всем богатстве его чувств, переживаний и действий. Для этого именно Леонардо изучал анатомию и физиологию человека, для этого он, как рассказывают, собирал у себя в мастерской знакомых ему крестьян и, угощая их, рассказывал им забавные истории, чтобы видеть, как смеются люди, как одно -и то же событие вызывает у людей различные впечатления. Если до Леонардо настоящего человека в живописи не было, то теперь он стал господствующим в искусстве Возрождения. Сотни рисунков Леонардо дают гигантскую галерею типов людей, их лиц, частей их тела. Человек во всем многообразии его чувств и действий-вот задача художественного изображения. И в этом сила и очарование живописи Леонардо. Вынужденный по условиям времени писать картины преимущественно на религиозные сюжеты, ибо его заказчиками были церковь, феодалы и богатые купцы, Леонардо властно подчиняет своему гению эти традиционные сюжеты и создает произведения общечеловеческого значения. Нарисованные Леонардо мадонны – это прежде всего изображение одного из глубоко человеческих чувств – чувства материнства, безграничной любви матери к младенцу, восхищения и любования им. Все его мадонны – молодые, цветущие, полные жизни женщины, все младенцы на его картинах – здоровые, полнощекие, шаловливые мальчишки, в которых нет ни грамма «святости».

Его апостолы в «Тайной вечере» - это живые люди различного возраста, социального положения, различного характера; по облику – это миланские ремесленники, крестьяне, интеллигенты. Стремясь к правде, художник должен уметь обобщать найденное им индивидуальное, должен создавать типическое. Поэтому, даже рисуя портреты определённых, исторически нам известных людей, как, например, Мона Лиза Джоконда – жена разорившегося аристократа, флорентийского купца Франческо дель Джоконда, Леонардо даёт в них наряду с индивидуальными портретными чертами типическое, общее многим людям. Поэтому-то написанные им портреты на много столетий пережили людей, изображенных на них. Леонардо был первым, кто не только тщательно и внимательно изучал законы живописи, но и формулировал их. Он глубоко, как никто до него, изучил законы перспективы, размещения света и тени. Все это было ему нужно для достижения высшей выразительности картины, для того чтобы, как он говорил, «сравняться с природой». Впервые именно в произведениях Леонардо картина как таковая потеряла свой статический характер, стала окном в мир. Когда смотришь на его картину, то ощущение нарисованного, заключенного в раму, теряется и кажется, что ты смотришь в раскрытое окно, открывающее зрителю что-то новое, им невиданное. Требуя выразительности картины, Леонардо решительно выступал против формальной игры красок, против увлечения формой за счет содержания, против того, что так ярко характеризует упадочное искусство.

Форма для Леонардо – это только оболочка той идеи, которую художник должен донести до зрителя. Леонардо много внимания уделяет проблемам композиции картины, проблемам размещения фигур, отдельных деталей. Отсюда и столь излюбленная им композиция размещения фигур по треугольнику – простейшей геометрической гармонической фигуре, – композиция, которая даёт возможность зрителю охватить всю картину в целом. Выразительность, правдивость, доступность – вот законы настоящего, подлинно народного искусства, сформулированные Леонардо да Винчи, законы, которые он сам воплотил в своих гениальных произведениях. Уже в первой своей крупной картине «Мадонна с цветком» Леонардо показал на практике, что значат исповедуемые им принципы искусства. Поразительна в этой картине прежде всего её композиция, удивительно гармонично распределение всех элементов картины, которые составляют единое целое. Изображение молодой матери с веселым ребёнком на руках глубоко реалистично. Необыкновенно искусно передана непосредственно ощущаемая глубокая синева итальянского неба в прорези окна. Уже в этой картине Леонардо продемонстрировал принцип своего искусства – реализм, изображение человека в глубочайшем соответствии с его подлинной природой, изображение не отвлеченной схемы, чему учило и чем занималось средневековое аскетическое искусство, а именно живого, чувствующего человека.

Ещё более ярко выражены эти принципы во второй крупной картине Леонардо «Поклонение волхвов» 1481 год, в которой значителен не религиозный сюжет, а мастерское изображение людей, каждый из которых имеет своё собственное, индивидуальное лицо, свою позу, выражает своё ощущение и настроение. Жизненная правда – вот закон живописи Леонардо. Максимально полное раскрытие внутренней жизни человека – вот её цель. В «Тайной вечере» композиция доведена до совершенства: несмотря на большое количество фигур – 13, размещение их строго рассчитано так, что все они в целом представляют некое единство, полное большого внутреннего содержания. Картина очень динамична: сообщенная Иисусом какая-то ужасная весть поразила его учеников, каждый из них реагирует на нее по-своему, отсюда огромное разнообразие выражения внутренних чувств на лицах апостолов. Композиционное совершенство дополняется необычайно мастерским использованием красок, гармонией света и теней. Выразительность, экспрессия картины достигает своего совершенства благодаря необыкновенному разнообразию не только выражения лиц, но положения каждой из двадцати шести нарисованных на картине рук.

Эта запись самого Леонардо говорит нам о той тщательной предварительной работе, которая была им проведена перед писанием картины. В ней обдумано все до мелочей: позы, выражение лиц; даже такие детали, как опрокинутая чаша или нож; все это в сумме своей составляет единое целое. Богатство красок в этой картине сочетается с тонким применением светотени, которой подчеркивается значительность изображенного на картине события. Тонкость перспективы, передача воздуха, цвета делает эту картину шедевром мирового искусства. Леонардо успешно разрешил множество задач, стоявших в то время перед художниками, и открыл путь дальнейшему развитию искусства. Силою своего гения Леонардо преодолел тяготевшие над искусством средневековые традиции, сломал их и отбросил; он сумел раздвинуть узкие рамки, которыми ограничивала творческую силу художника тогдашняя правящая клика церковников, и показать вместо избитой евангельской трафаретной сцены огромную, чисто человеческую драму, показать живых людей с их страстями, чувствами, переживаниями. И в этой картине вновь проявился большой, жизнеутверждающий оптимизм художника и мыслителя Леонардо.

За годы своих странствий Леонардо было написано ещё много картин, получивших вполне заслуженную мировую известность и признание. В «Джоконде» дан образ глубоко жизненный и типический. Именно эта глубокая жизненность, необыкновенно рельефная передача черт лица, отдельных деталей, костюма, соединенная с мастерски написанным пейзажем, придает этой картине особенную выразительность. Все в ней – от загадочной играющей на лице полуулыбки до спокойно сложенных рук – говорит о большом внутреннем содержании, о большой душевной жизни этой женщины. Стремление Леонардо передавать внутренний мир во внешних проявлениях душевных движений выражено здесь особенно полно. Интересна картина Леонардо «Битва при Ангиари», изображающая сражение кавалерии и пехоты. Как и в других своих картинах, Леонардо стремился здесь показать разнообразие лиц, фигур и поз. Десятки изображенных художником людей создают цельное впечатление от картины именно потому, что все они подчинены единой идее, лежащей в её основе. Это было стремление показать подъем всех сил человека в битве, напряжение всех его чувств, собранных воедино для достижения победы.