Символическая названия гранатовый браслет куприна. Значение символов в рассказе “Гранатовый браслет”

Смысл названия «Гранатовый браслет»

Смысл названия. Название рассказа необычайно поэтично. Уже по названию можно сделать некоторые предположения о со­держании рассказа «Гранатовый браслет». Символ круга (солнце, колесо, браслет, кольцо) издавна почи­тался разными народами, круг являлся символом сближения, со­вершенства и бессмертия. Круговая символика делает браслет эмб­лемой завершенности, силы, защиты и непрерывности. Такая же символика вкладывается в обручальные и свадебные кольца. Та­ким образом, браслет объединяет в себе небесную символику круга (совершенство) и кольца (вечность, прочность союза). Обратимся к символике граната, которыми был украшен браслет. Слово «гранат» произошло от латинского granatus, по названию зер­нышек гранатового дерева. Впервые название «гранат» было исполь­зовано теологом и философом Альбертусом Магнусом еще в 1270 го­ду. Гранаты весьма многообразны по цвету, но особым таинством и очарованием обладают камни красного оттенка. Не случайно такие гранаты называются пироны, что означает при переводе с греческого языка «огнеподобные». Именно о таких гранатах писал известный немецкий минеролог Макс Бауэр: «В отблеске граната - отблески свежей капли крови, просвечивающей на солнце, капли благородно­го вина. Его огонь - огонь красной искры, вылетевшей из раскален­ной плиты во мглу и сумерки земного вечера». С гранатом связано множество легенд. Так, согласно преданию, большой красивый гранат, установленный Ноем посреди ковчега, служил ему светильником во время долгого путешествия. Гранаты, по поверьям, символизируют силу чувств, постоянство, преданность в любви и дружбе. Этим камнем чаще всего обменивались возлюб­ленные. Таким образом, само название рассказа «Гранатовый браслет» позволяет предположить, что это произведение о великой и в тоже время трагической любви. Известно, что А.И. Куприн был знатоком самоцветов, о которых он писал с большим пониманием. Так, в рассказе «Гранатовый браслет» он дает точное описание камня: «…перед огнем электриче­ской лампочки … в них глубоко … вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни. Без сомнения, в браслете были вправ­лены живые огни». Название рассказа полностью раскрывает его содержание.

Александр Иванович Куприн - один из самых талантливых русских писателей. Признанный мастер короткого рассказа, автор замечательных повестей, он сумел показать в своих произведениях широкую, многообразную картину русской жизни конца прошлого и начала нынешнего века. “Человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья” - эти слова из купринского очерка можно было бы взять эпиграфом ко всему его творчеству. Великий жизнелюбец, он верил, что жизнь станет лучше, и мечтал, что придет время, когда все люди будут счастливы. Мечта о счастье, мечта о прекрасной любви - вечные темы в творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов. Не обошел эти темы и А. И. Куприн. С присущим ему высоким художественным вкусом, прекрасным языком, тонким пониманием психологии своих героев он пишет о любви. Пожалуй, самой поэтичной вещью А. И. Куприна стал “Гранатовый браслет” - прекрасный рассказ о великой неразделенной любви, любви, “которая повторяется только один раз в тысячу лет”.
В рассказе “Гранатовый браслет” А. И. Куприн создает несколько символических образов, на которых строится фундамент повествования и которые несут в себе весь идейный смысл рассказа.
“В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря” - начало рассказа можно назвать первым символом. Описание пасмурной, сырой, в целом очень плохой погоды, а потом ее внезапное изменение в лучшую сторону имеет огромное значение. Если под “молодым месяцем” понимать главную героиню рассказа Веру Николаевну Шеину, жену предводителя дворянства, а под погодой всю ее жизнь, то получается вполне реальная картина. “Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие, безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле”. Эта перемена и есть та самая возвышенная и роковая любовь, о которой идет речь в рассказе.
Символичен и образ княгини Веры Николаевны. Куприн описывает ее как независимую, царственно спокойную, холодную красавицу: “...Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, какую можно видеть на старинных миниатюрах”. Вера Николаевна, благородная, удивительная женщина, становится символом того прекрасного человека, который достоин настоящей, “святой” любви.
Немалое значение придает А. И. Куприн образу “тучного, высокого, серебряного старца” - генерала Аносова. Именно ему “поручено” заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинственного незнакомца более серьезно. Своими размышлениями о любви генерал способствует тому, чтобы его внучка могла с разных сторон посмотреть на свою собственную жизнь с Василием Львовичем. Ему принадлежат пророческие слова: “...Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины”. Генерал Аносов символизирует мудрое старшее поколение. Автор доверяет ему сделать один из важнейших в рассказе выводов: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям. За всю жизнь Аносов не встретил ни одного подобного примера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и передает свою уверенность Вере Николаевне.
Причиной скорой развязки истории, длившейся более восьми лет, стал подарок на день рождения Вере Николаевне. Этот подарок становится символом той самой любви, в которую верил генерал Аносов и о которой мечтает каждая женщина. Гранатовый браслет ценен Желткову тем, что его носила его “покойная матушка”, кроме того, старинный браслет имеет свою историю: по семейному преданию, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и охраняет от насильственной смерти... И Вера Николаевна в самом деле неожиданно предсказывает: “Я знаю, что этот человек убьет себя”. Куприн сравнивает пять гранатов браслета с “пятью алыми, кровавыми огнями” а княгиня, засмотревшись на браслет, с тревогой восклицает: “Точно кровь!” Любовь, которую символизирует браслет, не подчиняется никаким законам и правилам. Она может идти наперекор всем устоям общества. Желтков - мелкий бедный чиновник, а Вера Николаевна - княгиня, но это обстоятельство не смущает героя, он по-прежнему любит, отдавая себе отчет только в том, что ничто, даже смерть, не заставит утихнуть его прекрасное чувство: “... Ваш до смерти и после смерти покорный слуга”. К сожалению, значение браслета Вера Николаевна поняла слишком поздно. Ее одолевает беспокойство. “И все ее мысли были прикованы к тому неведомому человеку, которого она никогда не видела и вряд ли увидит, к этому смешному “Пе Пе Же”. Княгиня вновь и вновь вспоминает слова генерала Аносова и мучается тяжелейшим для нее вопросом: что это было: любовь или сумасшествие? Последнее письмо Желткова ставит все на свои места. Он любит. Любит безнадежно, страстно и идет в своей любви до конца. Он принимает свое чувство как божий дар, как великое счастье: “Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам”. И не проклинает судьбу, а уходит он из жизни, уходит с великой любовью в сердце, унося ее с собой и говоря любимой: “Да святится имя Твое!” И остается людям только символ этой прекрасной любви - гранатовый браслет...

Могучая Ирина Валентиновна
преподаватель русского языка и литературы
ГБПОУ «Педагогический колледж №4»
Санкт-Петербурга

Для любого словесника, наверное, главным в его профессиональной деятельности является не только научить осмысленно читать и грамотно писать своих воспитанников, но и развивать их нравственно - этически. Как же практически решить эту проблему в классе из 30 человек? Всем знакома следующая ситуация: преподаватель задаёт вопрос - и вдруг лес рук… Кого спросить? Ловишь обиженные взгляды тех, кто не успел ответить. А вот другая ситуация: ученик отвечает, трудно, мучительно рождается мысль, ещё труднее её выражение, а преподаватель смотрит на него и думает о том, что мало времени, да и других надо опросить. Студент же, чувствуя невнимание педагога и не понимая, что оно вынужденное, замолкает, а иногда - навсегда! Что же делать? Дать высказаться каждому - здесь и сейчас! Как, каким образом? По мнению автора статьи, один из путей решения этой проблемы - работа в малых группах, в творческих мини-коллективах.

Предположим, класс делится примерно на 5 групп (по 5-6 человек в каждой). Каждая группа выбирает лидера, задача которого координировать выступление всех участников этого временного сообщества, а также «секретаря», который записывает мысли высказывающихся (а высказаться должны все) по предложенному заданию. И тем выше оценка группы, чем больше работает в ней каждый участник.

Далее каждой группе предлагается отрывок из литературоведческого текста по теме (таким образом, студенты, выразив свои мысли по данному им заданию, теперь могут рассмотреть, как оценивают данный материал специалисты-литературоведы). А лучше, если студентам для обсуждения будет предложено 2 альтернативных текста.

Следующий этап работы состоит в том, что на основе записанного и прочитанного студенты создают план ответа на тот вопрос, над которым трудились. Вся работа должна быть ограничена временем.

Следующий этап - выступление групп по проработанному ими вопросу, что тоже ограничено временем. После выступления каждой группы, представители других мини-коллективов должны задать по одному вопросу в рамках обсуждаемой темы. Заданные вопросы выписываются на доске, и студенты получают задание: ответить на один из вопросов, записанных на доске. Что ценно в этой работе? Все обучаемые работают в течение урока: детально прочитывают художественное произведение, высказывают свои мысли по обозначенной проблеме, знакомятся с качественным литературоведческим материалом, создают собственные мини-тексты, продумывают вопросы к произведению. Радостно видеть, как сосредоточенно пишут студенты, не отрываясь от работы, не спрашивая об объёме сочинения. Как же практически осуществляется работа в малых группах на уроках литературы?

Рассмотрим приёмы работы над повестью А.И.Куприна «Гранатовый браслет» . Главная тема повести, как и многих других произведений писателя, - любовь. Как понимают это чувство современные молодые люди? В принципе, так же, как и их сверстники в разные эпохи. Это чувство связанно у них исключительно с радостью, с необыкновенным, испепеляющим счастьем.

Но ведь на самом деле это не так. Любовь может стать величайшим и горчайшим испытанием, величайшей трагедией. Любовь приносит великие муки, можно стать рабом любви, или, как сейчас модно говорить, зомбированным этим чувством. Ведь была же величайшим и горчайшим испытанием любовь для И.С.Тургенева и его героев . Гигант Базаров «спотыкается» на этом чувстве .

Вот и в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет» любовь, которую испытывает обычный человек, мелкий чиновник Желтков к женщине, с которой он даже не имеет надежды когда-либо встретиться наедине, становится для него величайшим счастьем и великой трагедией. И именно это чувство делает героя произведения личностью, человеком с большой буквы. Сразу вспоминаются строки из стихотворения А.А.Блока: «…только влюблённый | Имеет право на звание человека» .

Перед нами стоит задача: выяснить, почему повесть заканчивается светло, хотя главный герой погибает? Какое значение имеет в повести соната Людвига Ван Бетховена? Ведь номер этого музыкального произведения с точным указание части (2 Son, оп. 2, №2, LargoAppassionato) Куприн выносит в эпиграф. Это мы должны понять и почувствовать на уроке, посвящённом вышеназванному произведению. Работа начинается с того, что перед классом ставится вопрос: какие ассоциации вызывает у вас слово «любовь»? И дети, как и ожидалось, пишут: радость, счастье, голубое небо, розовые облака… Ни одного тёмного цвета или образа!

А далее - задание по группам. Первая группа рассматривает наиболее значимые символы в повести. Вторая обращает пристальное внимание на цвета и звуки, которые встречаются в повести. Третья пытается определить все виды любви, встречающиеся в произведении. Четвёртая группа - у её участников самое сложное задание - пробует описать (не слыша) музыку, которая является важным образом в повести. И, наконец, пятая группа анализирует эпизод «Муж и брат Веры Николаевны навещают Желткова» с точки зрения того, как изменяется герой в ходе этой встречи (через мимику, жесты, движения) - своего рода, небольшое психологическое исследование.

Первая группа исследовала символы, среди которых особое внимание обращает на себя сам браслет - «золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зелёный камешек, пять прекрасных гранатов - кабошонов, Каждый величиной с горошину». Этот зелёный камешек - редкий вид граната, он имеет свойство, по словам Желткова, сообщать женщинам дар предвиденья. Красные же камни у женщины, которой странный браслет подарен, ассоциируются с кровью. И, действительно, кровь прольётся, а Вера Николаевна сможет предугадать смерть человека, любящего её. Она же и придёт к Желткову, уже умершему, чтобы попрощаться с ним навсегда. Ребята отметили, что зелёный цвет, несмотря на трагические события,- цвет надежды, природы, воскресения.

Второй образ-символ, на который обратили внимание студенты,- цветы.

Начинается повесть с того, что героиня гуляет по саду и срезает цветы к обеденному столу. Их много. Есть отцветающие - летние. Есть и осенние цветы: «Пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах». Не так же ли холодна, горда и прекрасна княгиня Вера Николаевна Шеина в начале повести.

А вот в конце произведения появляется всего один цветок - большая красная роза, положенная Верой под шею мёртвому Желткову, как символ той любви, «о которой мечтает каждая женщина», по словам генерала Аносова. Вспомнив слова дедушки, Вера поняла, что именно такая любовь прошла мимо неё, и она целует Желткова в «холодный, влажный лоб долгим, дружеским поцелуем». Очевидно, героиня в этот момент переживает чувство вины и потери. Это и отмечают учащиеся.

Вторая группа рассматривала цвета и звуки, встречающиеся в произведении: рёв сирены, зловещий свист ветра, громыхание железных кровель дач, хлопанье дверей, дикое завывание в печных трубах, мрачные цвета - всё это в начале повести является зловещим предзнаменованием. А заканчивается произведение просветлением, прощением, которое возникает в душе героини под сонату Бетховена. Именно тогда звучат удивительные слова: «Да, святится имя твоё!»

Третья группа рассматривала все виды любви, представленные в повести, выделив любовь Желткова, как уникальное чувство - трагедию (а повесть является, в какой-то степени, энциклопедией любви).

Четвёртая группа, которую желательно отделить при работе от класса, пытается услышать музыку сонаты Бетховена, не слушая её. Их реакция такая: музыка возвышенная, лёгкая, как облачко, прекрасная, божественная, в ней слышно шуршание ветерка… Потом именно этой группе даётся возможность первой из класса прослушать отрывок из сонаты Бетховена. После прослушивания они получают объяснение, как переводится термин «LargoAppassionato» (Largo- спокойно, величественно; Appassionato- страстно, взволнованно). И ребята совершенно по-иному определяют теперь характер музыки: музыка спокойная, величественная, эмоциональная, но не внешне, а внутренне. Главное же - не радостная, а, скорее, какая-то сосредоточенная, напоминающая шествие.

И, наконец, пятая группа рассуждает об изменениях Желткова во время посещения его братом и мужем Веры Николаевны. Студенты выписывают лексический ряд, главные слова которого составляют глаголы: делает два шага навстречу с неловко протянутой рукой, нервные пальцы бегают по борту коричневого пиджачка, неловко кланяется, совершенно растерявшись, опустился на диван и пролепетал омертвевшими губами - это в начале встречи. А потом: положил руки в карманы, сел удобно в угол дивана, достав портсигар и спички, закурил. Что случилось? Просто в герое просыпается чувство человеческого достоинства. Почему? Потому что ему пригрозили полицией за то, что он… Любит. Таким образом, студенты приходят к выводу, что любовь даёт человеку право ощутить себя человеком с большой буквы, независимо от социальных условностей и материального положения (по ходу работы в группах студенты получают отрывки из литературоведческих статей, позволяющих им сопоставить итоги своих размышлений с высказываниями философов, писателей, критиков).

Итак, все группы выступили. Вопросы заданы (напомню - по одному от каждой группы). Получились звенья мозаичного рисунка. Теперь же следует объединить их в связный текст. И мы опять возвращаемся к двум главным вопросам, которые были сформулированы в начале изучения произведения: почему повесть заканчивается светло, несмотря на смерть героя (ведь Желтков убивает себя, а это страшный грех)? Какое значение имеет музыка в этом произведении? (И здесь-то звучит соната Бетховена уже для всего класса).

Студенты приходят к выводу, что и образы - символы, и цвета, и звуки предсказывают в начале повести зловещие события, которые и случаются (ведь мы уже говорили выше о судьбе героя). Но его любовь выделяется среди прочих видов любви, представленных в повести так, как выделяется зелёный гранат на браслете среди кроваво-красных собратьев, как алая роза среди осенних цветов. Любовь Желткова поднимает его над знатными господами, над рабами любви; это чувство освобождает его душу от социальных условностей и превращает фарс (именно так изначально представил историю любви Желткова к Вере Николаевне князь Шеин гостям) в трагедию, именно поэтому так страстно и величественно сопровождает нас в чтении повести соната Бетховена. А великая трагедия (это ещё Аристотель отметил) несёт очищение души, которое называется «катарсисом». Поэтому-то и заканчивается повесть слезами освобождения от чувства вины, когда героиня в величавых и прекрасных аккордах музыки слышит великое прощение и вечную любовь. Примерно такого плана текст создают студенты, объединяя все звенья сообщений в одно целое.

Таким образом, работа в малых группах способствует важным открытиям:

1. Студенты учатся сотрудничать, зная, что участие в работе обеспечено каждому.

2. Общаясь в малых группах, высказываясь и выслушивая других, студенты приобретают коммуникативные навыки.

3. Организованное чтение помогает им постичь очень важные нравственно-этические понятия. А это, наверное, одна из главных задач урока литературы.

Литература:

1. Куприн А.И. Гранатовый браслет. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4. М.: Художественная литература. 1958.

2. И.С.Тургенев. Отцы и дети. Собрание сочинений в 6 томах. Том 2. М.: Правда. 1968.

3. Грачёва И.А. Уроки русской литературы. СПб.: Велень. 1993.

4. Блок А.А. Стихотворения. Поэмы. Мурманск: Книжное издательство. 1980.

«Гранатовый браслет»

Александр Иванович Куприн - один из самых талантливых русских писателей. В своих произведениях он отразил главную потребность человеческого характера - стремление вырваться из оков обыденной жизни, наполнить свое краткое существование на этой земле нравственным смыслом, мечтой о чем-то прекрасном. Этим прекрасным в жизни людей писатель считал мечту о счастье, о великой любви, подчиняющей себе мысли и поступки людей.

«Гранатовый браслет».

и обострение душевных переживаний героев передаются и через представление некоторых символических образов.

Картины природы в повести только подчеркивают нравственное напряжение. Сырая, промозглая погода сменяется другой, более соответствующей состоянию героини: «... ветер, как бы сочувствуя ей, зашелестел (тихо) листьями». Эта перемена и есть та самая возвышенная и необыкновенная любовь, о которой идет речь в рассказе. «Трудно сказать почему, но блистательный и прощальный ущерб природы, прозрачные дни, безмолвное море, пустота оставленных на зиму дач, травянистый запах последних цветов - все это сообщает особую горечь и силу повествованию» - писал а таланте Куприна К. Г. Паустовский.

Образ княгини Веры Шейной не воспринимается нами сам по себе, как характер конкретного человека, а передан через восприятие влюбленного бедного чиновника. За внешностью надменной, гордой красавицы скрываются большие нравственные человеческие качества. Ведь она способна не только пересмотреть свои традиционные взгляды на понятия «порядочно» или «непорядочно», но проникнуться и понять человека, подарившего ей свою жизнь. Может быть, в дальнейшем это и будет ее проблемой. Более высокие нравственные требования, которые теперь останутся навсегда в ее жизни, окажутся неприемлемыми в реальности. Теперь она чувствует освобождение, разрыв напряжения: «Нет, нет, - он меня простил теперь. Все хорошо».

Только генерал Аносов, символизирующий философскую мудрость жизни, способен увидеть в этой истории неповторимость и уникальность любви: «... может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Произошли трагические события, прежде чем княгиня поняла смысл этой фразы.

«Особую силу «Гранатовому браслету» придает то, что в нем любовь существует как нежданный подарок - поэтический и озаряющий жизнь - ; среди обыденщины, среди трезвой реальности и устоявшегося быта».

Событие, разорвавшее жизнь княгини Веры пополам, заставившее ее по-новому переосмыслить произошедшее, заключалось в подарке, который Желтков завещает ей. Никто ничего не понял. А суть была проста: он подарил ей свою любовь, свою жизнь.

Пока Вера оценивает лишь внешние достоинства драгоценности, она не представляется ей достойной внимания: «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных фанатов-кабошонов, каждый величиной с горошину». Густо-красные живые огни гранатов напомнили ей о человеческой крови.

А в письме четко и ясно написано: «... этот браслет принадлежал еще моей прабабке, его носила моя покойная матушка», т. е. явное завещание.

Г. «Посередине, между большими камнями, Вы увидите один зеленый. Это весьма редкий сорт фаната - зеленый гранат». Казалось бы, можно ли более определенно выразить сопоставление? Княгиня Вера не понимает. Тем не менее, именно зеленый фанат в обрамлении красных, помещенный на золото низкой пробы и является символом. Трагическим символом любви как величайшей награды, уникальной и единственной (зеленый гранат), любви-жертвы, требующей жертвоприношения (фанаты), любви, являющейся драгоценностью и главным богатством повседневной рутины жизни (золотой ободок браслета).

«Я вот сейчас затопил печку и сжигаю все самое дорогое, что было у меня в жизни: ваш платок, который, я признаюсь, украл. Вы его забыли на стуле на балу... Вашу записку, ею Вы запретили мне писать Вам. Программу художественной выставки, которую Вы однажды держали в руке, а потом забыли на стуле при выходе...»

в них бунтарские свойства, успокаивала и примиряла. Видимо, княгиня только теперь почувствовала невозможность жить по-прежнему. Звуки музыки Бетховена вылились в ее сознании в слова Желткова: «Успокойся, дорогая, успокойся, успокойся. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Ты ведь моя единая и последняя любовь. Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Помнишь? Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко, сладко, сладко».

Повторяющийся рефрен в его обращениях к княгине, имеющий религиозные истоки, может означать только одно: бедный телеграфист любил так, что ее образ в его сознании был обожествлен. Этот рефрен является, несомненно, молитвой, обращенной к любимому человеку. Что бы ни было: «Да святится имя твое!»

Он не проклинает судьбу, а уходит из жизни, уходит с великой любовью в сердце, унося ее с собой и говоря любимой: «Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью овеяны мои последние воспоминания. «Да святится имя Твое!» И остается людям только символ этой прекрасной любви - гранатовый браслет.

Содержимое сочинения:

А. И. Куприн — одно из самых ярких имен русской литературы. Его произведения вызвали довольно неоднозначную реакцию. Писатель имел свой особый взгляд на многие вещи.
Много произведений Куприна посвящены теме любви. Эту тему он раскрывает по-своему, выражая мнение, что настоящей любви практически не осталось на свете. На это великое и глубокое чувство способны в современном мире только особо избранные.
Куприна можно назвать идеалистом и романтиком, ведь любовь он понимал как нечто исключительное, самоотверженное, бескорыстное. Особенно ярко это отразилось в повести «Гранатовый браслет». Это произведение о сильной, яркой, всепоглощающей любви бедного чиновника к богатой и знатной даме.
Желтков — всего лишь мелкий чиновник. Но он наделен поразительной способностью самоотверженно любить. Этот человек счастлив, не смотря на то, что эмоции его безответны. Он умеет ценить то чувство, которое у него есть внутри, и благодарит за это Господа.
На мой взгляд, символичен образ возлюбленной героя. Это княгиня Вера Николаевна Шеина. Она — независимая, спокойная, холодная красавица: «…Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, какую можно видеть на старинных миниатюрах». Вера Николаевна становится символом того прекрасного человека, который достоин настоящей любви. Символично даже ее имя. Это вера в чувства, в подлинную, безграничную любовь. А для Желткова возлюбленная становится буквально отдельной религией, верой во все самое прекрасное в жизни.
Безусловно, символичен образ самого Желткова. Маленький чиновник, ничем не примечательный снаружи, буквально раскрывается перед читателем изнутри. В один момент герой будто распрямляется и встает перед нами гордо, величественно. Вначале чувства Желткова кажутся нелепыми, неуместными. На это настраивают нас высмеивания героя князем Василием. Да и инициалы его скорее забавны, чем загадочны: то ли Г. С. Ж., то ли П. П. Ж. Но, читая письма этого нищего чиновника, читателю уже не хочется смеяться над ним. Каждая строка дышит неподдельной любовью и смиренным преклонением перед прекрасной женщиной: «Я умею теперь только желать ежеминутно Вам счастья и радоваться, если Вы счастливы. Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. У меня нет даже зависти ни к людям, ни к вещам».
Желтков любит Веру Николаевну на протяжении уже многих лет, еще с тех пор, как она была незамужней девушкой. Все эти годы он присылал ей любовные письма, сначала пылкие и ожидающие ответа, затем нежные, уважительные, проникновенные, безответные. Впервые за все эти годы герой решился прислать своей возлюбленной подарок. Это старинный гранатовый браслет. Куприн приковывает внимание читателей к этому украшению: «Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину». Символичным является то, что браслет словно оживает в руках Веры Николаевны: «Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни». Видимо героиня предчувствует последующую за подарком трагедию, именно поэтому игра света в браслете напоминает ей кровь.
Браслет похож на самого Желткова. Герой также выглядит неказистым, «низкопробным», но таит внутри себя невероятную, невиданную способность любить. Пожалуй, первым увидел это в Желткове, как ни странно, именно муж Веры. Он пришел к чиновнику вместе с братом своей жены с целью поговорить с навязчивым поклонником и вернуть ему браслет. Но очень быстро осознал, что перед ним стоит человек, умеющий любить как никто другой. Вера ни даром полюбила князя Василия и вышла за него замуж. Этот человек сохранил в себе достаточную тонкость души, чтобы понять, увидеть подлинные чувства другого человека. В противовес князю Василию выступает брат Веры Николай. Он не верит Желткову, считает его чувства глупыми, не заслуживающими внимания. Этот человек не способен оценить подлинность чувств, искренность эмоций. Именно поэтому Николай до сих пор не женат.
Мне кажется, что довольно символичным в повести можно назвать сравнение княгини Веры и ее сестры Анны. Они совершенно не похожи не только внешне (Анна «была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами… пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью… Ее грациозная некрасивость возбуждала и привлекала внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая красота ее сестры»), но и внутренне. Примечательно то, что Анна, в отличие от Веры, вышла замуж за глупого, нелюбимого человека. У нее есть дети, но они болезненны. Союз же Веры с ее, казалось бы, любимым Василием оказался полностью бездетным.
Очень символичен в повести образ пожилого генерала Аносова. Мне кажется, что этот герой помогает автору передать свою собственную позицию. Именно Аносов заставляет Веру взглянуть на своего надоедливого поклонника совсем с другой стороны: «может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Генерал долго жил на свете и многое видел. Он уверен, что для настоящей, подлинной любви в современном обществе уже нет места. Глубокие и сильные чувства ушли, их заменили привычка и жажда комфорта. Но сам Аносов может только размышлять об этом, ведь на его жизненном пути никогда не встречалась такая исключительная, всепоглощающая любовь. Поэтому к старости лет он остался одинок и бездетен.
Повесть сопровождает описание осени, увядающей природы. Это прекрасное и печальное зрелище. Так и аристократия 20 века: она прекрасна, образована, но нежизнеспособна. Эти люди увядают, умирают духовно, так как разучились любить. В конце произведения Вера Николаевна понимает, что абсолютная любовь, о которой мечтают все женщины, прошла мимо нее, близко-близко, едва коснувшись. И в память об этих чувствах у нее осталось лишь самое прекрасное произведение Бетховена: «Son. No 2, op. 2. Largo Appassionato».
«Гранатовый браслет» — прекрасная повесть, посвященная теме любви. На мой взгляд, это произведение затрагивает самые глубокие струнки в душе каждого читателя. А глубокая символичность повести помогает нам лучше и полнее понять позицию автора.