Современная сценография. Сценография Сценография спектакля пример

В рамках программы студенты освоят работу с пространством с точки зрения его взаимодействия с человеком, визуальной драматургии и динамической сценографии. Студенты получат навыки работы с декорациями, костюмом, использования медиа и сценических технологий, научатся создавать проекты для сценических и экспозиционных площадок, перформансов, экспериментального и мультимедийного театра, инсталляционного искусства, театра-квест, а также получат углубленный опыт воплощения реальных проектов, работы с материалами, взаимодействия с творческими соавторами.

В течение курса студенты затронут перформативные практики и подготовят несколько реальных проектов в формате иммерсивно-мультимедийного и современного музыкального театра. Также будет пройден весь цикл создания проекта от идеи до встречи со зрителями.


Для кого

Программа предназначена для студентов с различной базовой специализацией (художники, архитекторы, актеры, перформеры, видеохудожники, режиссеры и специалисты по современному искусству) и желающих освоить специфику работы с пространством в разных направлениях перформативного искусства.


Обращение куратора

Что делает программу уникальной?

Что делает программу уникальной?

Лучшие мастера

На программе преподают ведущие художники современного театра, обладающие большим опытом работы в сфере сценографии, театральных постановок, перформанса и использующие в своих решениях по организации пространства как традиционные, так и современные средства выразительности.


Собственная театральная студия

Просторная театральная студия Школы знакомит студентов с широким спектром возможных направлений театрального дизайна, позволяет проводить читки и открытые просмотры, стимулирует к проведению творческих экспериментов и поиску новых сценографических решений.


Самая междисциплинарная программа

Театральный дизайн включает в себя такие направления, как дизайн костюма, иллюстрация, архитектура, дизайн интерьера, компьютерная графика, моушн-дизайн, интерактивный дизайн, анимация. Создание сценографических проектов ведется с привлечением студентов других программ: «Дизайн в интерактивной среде» (БВШД), «Иллюстрация» (БВШД), «Звукорежиссура и саунд-дизайн» (МШК), «Актёрское мастерство» (МШК), «Художник по гриму» (МШК) и другими.


Инновационные театральные решения

Используемые на программе принципы художественного оформления спектакля отвечают ведущим тенденциям мирового театрального искусства - интерактивность, симультанность, многомерность.


Мультимедийная сценография

Моделирование сценографии, трёхмерная графика, видеоинсталляции, электронные декорации с мультимедийными экранами, световые спецэффекты, светодиодные костюмы, конструктивные элементы, 3D mapping осваиваются студентами в современных компьютерных классах, лаборатории HP, стерео-лаборатории, в студиях цифровой и аналоговой фотосъемки.


Известные спикеры

В программе предусмотрены встречи и мастер-классы от ведущих сценографов, современных художников, режиссеров, критиков и теоретиков театра. В разное время в Школе выступали: Герман Виноградов, Вячеслав Полунин, Юрий Квятковский, Андрей Бартенев, Владимир Арефьев, Мария Трегубова, Ксения Перетрухина, Дмитрий Брусникин и многие другие.


Живые постановки

В процессе обучения студенты участвуют в создании постановок, получая опыт работы с разными театральными компаниями. В качестве дипломных работ учащиеся разрабатывают проекты, которые впоследствии реализуются на крупных театральных и выставочных площадках, таких как Боярские Палаты, Электротеатр «Станиславский», Московский драматический театр им. Пушкина, Музей архитектуры им. Щусева.


Театральные конструкции своими руками

На программе изучаются сценические материалы, механизмы, устройство сцен разных типов, систем освещения и смены декораций. А в мастерских линогравюры и шелкографии, макетирования и прототипирования, академии печати Roland DG и мастерских по пошиву одежды студенты разрабатывают декорации, реквизит и костюмы.

Длительность обучения

Уровень для поступления

Стоимость обучения

362 000 рублей в год (Возможна оплата в рассрочку)

Начало обучения

Язык обучения

Режим обучения

ДВА ИЛИ ТРИ ВЕЧЕРА В БУДНИ И ОДИН ВЫХОДНОЙ

ПОДАТЬ ЗАЯВКУ

Структура программы

Современный театр
Курс лекций знакомит с историей современного театрального мышления, прослеживает связь между различными театральными явлениями и новаторскими решениями от начала ХХ века до наших дней.

Программа вводит в контекст актуального театра, дает понимание разных направлений, театральных форм, развивает способность критического мышления, анализа сценического произведения, возможность применять критерии на своей практике.

Мастерство сценографии
Знакомство студентов с основами театрального дизайна. Разбор методологии создания сценографии и художественного решения к спектаклям, танцу, кино работам, инсталляциям, всему разнообразию направлений, которые входят в область профессиональной деятельности театрального художника. Сюда включены практические навыки по работе со сценическим произведением: создание эскизов, макетов, прирезок, работа со светом, звуком, реализация живых проектов, репетиции.

Композиция
Дисциплина предназначена для изучения плоскостной и пространственной композиции, и различных выразительных средств. Одна часть дисциплины построена на работе с реальным объёмом - макетом сцены, другая - на передаче достигнутого в макете впечатления средствами графики. Помимо чисто композиционных средств (статика и динамика, масштаб, тональные и цветовые контрасты, фактура и текстура) программа включает в себя работу с основами рисунка - использование линии и тона, светотени, передача пространства средствами графики.

Технология театрального производства
Знакомство с технической стороной спектакля: работа на различных театральных площадках, возможности сценического оборудования, принятые в театре нормы и стандарты. Раздел программы, посвященный декорационному производству включает в себя изучение основных театральных технологий, как традиционных так и новейших. Большое внимание отводится подготовке проектной документации - эскизов, чертежей, технических описаний.

История Современного танца

Основы режиссуры и актерского мастерства

Телесные п рактики

Новейшие технологии

Science art

Современное искусство

Основы звука

Основы света

Драматургия

Перформанс арт

Консультации по дипломному проекту

Защита дипломных проектов

Преподаватели

Условия поступления

Для поступления на программу необходимо заполнить анкету-заявление на сайте и успешно пройти собеседование в выбранном потоке.

Необходимые документы

Анкета-заявление
- Подлинник или заверенная копия документа об образовании
- 2 фотографии размером 3х4
- Паспорт (предъявляется при подаче документов)

Продолжительность обучения

1 год (2 учебных семестра)

Стоимость обучения

362 000 руб. в год*

Стандартной формой оплаты образовательных услуг являются равные платежи, два раза в год. Также в Школе функционирует собственная программа по рассрочке платежей, которая позволяет оплачивать обучение ежемесячно.

Дополнительные расходы студентов в период обучения

Во время обучения вам могут понадобиться художественные и канцелярские принадлежности, расходные материалы для проектов, услуги печати и копирования и прочие виды услуг и расходных материалов. Их перечень, степень обязательности и стоимость зависит от требований программы и специфики учебных заданий.

Приблизительный перечень художественных материалов, наиболее часто используемых нашими студентами: альбом для эскизов, папка на молнии А2, карандаши мягкой и средней твёрдости, карандаш чёрный жирный, точилка, уголь, ластик, ластик-клячка, маркеры цветные, маркеры чёрные, тушь чёрная, кисти синтетические, скотч, ножницы, палитра, набор акриловых красок, альбом для черчения, набор ручек капиллярных, линеры, скотч цветной, клей-карандаш, валик поролоновый, акварельная бумага А4, цветная бумага А4, пастель сухая, цветные стикеры, крафтовая бумага и т. д.

Полный перечень будет зависеть от специфики проекта и выбранного способа его реализации.

Также в учебную программу будет включен проект, результатом которого может быть показ (спектакль или подобное публичное действие). Школа частично покрывает проектные расходы, но при этом вам также следует запланировать расходы на реализацию своего художественного замысла в рамках такого проекта.

*Настоящее предложение не является офертой, стоимость услуг может быть изменена. Стоимость услуг и условия их оказания указываются в договоре.

Вступительные испытания

В качестве портфолио рассматриваются любые авторские разработки в таких областях, как дизайн, графика, живопись, сценография, архитектура, иллюстрация и фотография, представленные в напечатанном виде или на фотографиях. В портфолио обязательно наличие проекта по разработке сценографического решения (минимум 3 эскиза сценографии, концепция, процесс поиска). При отсутствии проекта по сценографии, абитуриенту предлагается выполнить творческое задание. Анимационные работы и видеоролики предоставляются в виде ссылок или на flash-носителях.

Карьерная траектория выпускников


Материал из Юнциклопедии


Сценография - искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций, костюмов, света, постановочной техники (см. Техника сцены). Все эти изобразительные средства являются компонентами театрального представления, способствуют раскрытию его содержания, сообщают ему определенное эмоциональное звучание. Развитие сценографии тесно связано с развитием изобразительного искусства, архитектуры, драматургии, кино.

Декорация - оформление сцены, воссоздающее обстановку действия спектакля, помогающее раскрытию его идейно-художественного замысла. В современном театре декорации готовят с помощью разнообразных художественных и технических средств - живописи, графики, скульптуры, света, проекционной и лазерной техники, кино и т. п. История развития сценографии выделяет несколько типов декораций, связанных с конкретными требованиями театра, драматургии, эстетики определенной исторической эпохи, уровнем ее науки и техники.

Живописная декорация широко использовалась в XVIII в. Расписывались красивые и сложные задники, на которых нередко изображались целые архитектурные ансамбли или элементы интерьера, т. е. создавался живописный фон спектакля.

В конце XVIII - начале XIX в. с развитием реалистического театра намечается отход от чисто декоративно-зрелищной традиции оформления. Вместо традиционного фона, изображавшего место действия, на сцене стали детально воссоздавать определенную обстановку, требовавшуюся по ходу действия. Появляется павильон - закрытое с трех сторон помещение, состоящее из стенок-рам; его применение увеличило возможности использования в спектакле разнообразных мизансцен .

Один из распространенных типов декораций, разработанный в XVII-XIX вв., - кулисная передвижная декорация, состоящая из кулис, расположенных на определенном расстоянии одна за другой от портала в глубь сцены. (Портал - архитектурное обрамление сцены, отделяющее ее от зрительного зала.) Кулисы выполнялись из различных материалов (тканевых или древесных) и различной конфигурации - элементы ландшафта, архитектуры и т. п.

Объемная декорация строится на применении объемных деталей в системе плоских стенок. Пандусы, практикабли, лестницы и другие объемные элементы позволяют разнообразить планировку сценического пространства, менять в соответствии с конкретными требованиями глубину и ширину сценической коробки. Важную роль в построении объемной декорации играет сценическая машинерия - вращающийся круг, система штанкетов , фурки с механическим приводом - приспособления для передвижения на сцене частей декорационного оформления.

Симультанная декорация основана на открытом одновременном показе всех мест действия спектакля. Этот тип декорации активно применялся в средневековом театре и театре Возрождения . В наше время симультанная декорация нередко использовалась в театре в 40-60-е гг.

Пространственная декорация близка к симультанной по способу организации различных мест действия в единую установку, но она не ограничивается коробкой сцены, а включает в свою изобразительную систему зрительный зал, архитектуру театрального здания. Места действия в декорации этого типа могут быть рассредоточены в различных точках всего театрального комплекса.

В современном театральном искусстве используются самые разнообразные типы декораций и приемы оформления спектакля.

Один из важнейших компонентов оформления спектакля - сценический свет . Свет на сцене - это тот «волшебник», который, завершая труды художников и постановочной части, преображает декорацию: раскрашенный холст превращает в бархат и парчу, фанеру и картон - в сталь или гранит, жесть - в хрусталь, стекляшки - в алмаз, фольгу - в золото и серебро. Искусно установленный на сцене свет создает впечатление жары или холода, «солнечного утра» или «зимнего вечера», «осенней мглы» или «ясного бездонного неба». Сценический свет предназначен также для создания сценических эффектов . Но самое важное назначение света на сцене - способствовать созданию определенной атмосферы, необходимой по ходу действия. Он может быть нейтральным или, наоборот, эмоционально окрашенным - праздничным, тревожным, унылым, карнавально-динамичным.

Свет на сцене устанавливается на специальных световых репетициях, когда уже полностью готово и смонтировано оформление спектакля. Занимается этим осветительный цех во главе с художником по свету, совместно с художником спектакля и режиссером. Всю световую аппаратуру можно разделить на приборы направленного и рассеянного света. Цветное освещение достигается с помощью цветных - стеклянных или пластмассовых фильтров. Световая аппаратура расположена как внутри сценической коробки, так и вне ее, в зрительном зале (так называемая выносная). На сцене аппаратура крепится на порталах и на галереях. Кроме того, переносные приборы устанавливаются в кулисах на штативах. Над сценой, во всю ее ширину, подвешены софиты, в которые вмонтирован целый набор разнообразных осветительных приборов. Софиты скрыты от зрителей падугами, поднимаются и опускаются они при помощи колосниковой системы.

Свет в спектакле бывает очень сложным, со многими переменами по ходу действия. Управляется это сложное хозяйство регулятором, к которому сходятся провода от всех осветительных приборов. Очень облегчает работу осветителя-регуляторщика автоматический регулятор. В таком регуляторе имеется несколько программ, которые набираются заранее. Программы сменяются во время спектакля простым нажатием кнопки.

Создание световой партитуры спектакля - дело очень сложное и трудоемкое. Каждый новый спектакль ставит перед художником и осветителями свои задачи, и поиски точного, выразительного света требуют фантазии, эксперимента, творческого подхода.

Театральный костюм помогает актеру найти внешний облик персонажа, раскрыть его внутренний мир, определить историческую, социальную и национальную характеристику среды, в которой происходит действие. Необходимое дополнение к костюму - грим и прическа.

Художник-сценограф воплощает в костюмах огромный мир образов - остросоциальных, сатирических, трагических, гротесковых и др. Об этом свидетельствуют, в частности, прекрасные работы отечественных художников во всех видах театрального искусства - балете , оперном театре , драматическом театре.

Выдающиеся русские художники В. Д. Поленов, В. В. Васнецов, И. И. Левитан, К. А. Коровин, В. А. Серов, М. А. Врубель в постановке опер русских композиторов передавали своеобразие отечественной истории, картин природы, поэзию сказочных образов.

Замечательное мастерство художников «Мира искусства» (художественного объединения конца XIX - начала XX в.) - А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста, Н. К. Рериха, И. Я. Билибина, М. В. Добужинского сыграло важную роль в постановке оперно-балетных спектаклей, оказало большое влияние на западноевропейское театральное искусство.

В отечественном театре в 20-30-е гг. художники-сценографы стремятся к созданию синтетических спектаклей, используют зрелищные мотивы арлекинады, трагедии, пантомимы, цирка, агитационного театра. Сценография была призвана давать «ритмически и пластически необходимую базу для проявления актерского искусства», передавать «ритмы созидания нового государства».

Над спектаклями, поставленными В. Э. Мейерхольдом , А. Я. Таировым, Е. Б. Вахтанговым , работают такие мастера оформительского искусства, как И. И. Нивинский, В. А. и Г. А. Стенберги, представители конструктивизма в изобразительном искусстве - В. Е. Татлин, А. И. Родченко и другие.

В творчестве известных театральных художников - И. М. Рабиновича, В. В. Дмитриева, Б. И. Волкова, П. В. Вильямса, В. Ф. Рындина, С. Б. Вирсаладзе и других сочетаются традиции русского театрально-декорационного искусства с новаторскими открытиями современной сценографии.

Урок 3

Тема: Сценография и театрально-декорационное искусство как особый вид художественного творчества.

Задание . Создание эскиза декорации (в любой технике) по мотивам фотографии или картины, изображающей интерьер или пейзаж.

    Цели: выяснить, какова роль изображения и доля использования живописно-графических выразительных средств, при создании художественного образа спектакля; познакомить с художественной деятельностью сценографа; формировать представление о выразительных средствах сценографии; познакомить учащихся с видами сценического оформления; формировать умение определять тип сценического декорационного оформления; способствовать обучению школьников умению обосновывать свои ответы, иллюстрируя их примерами; совершенствовать навыки художественно-изобразительной деятельности; способствовать формированию коммуникативной культуры; способствовать формированию нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве; определить роль художника театра в создании спектакля для усиления его эмоционально-образного строя; обсудить и проанализировать фотографии театральных макетов и эскизов; установить обязательную связь содержания театральной декорации с жанровыми особенностями спектакля; развивать навыки пространственной композиции; развивать информационную культуру, творческую фантазию, воспитание эмоционально – чувственного отношения к произведениям музыкального и изобразительного искусства; развивать навыки создания эскиза декораций.

Зрительный ряд: Иллюстрации по теме.

Ход урока

    Организационный момент. Сообщение темы урока.

Слайд № 1. Многие из вас были в театре и вам, наверное, знакомо ощущение, когда в зале гаснет свет, поднимается занавес, и всех находящихся в зале охватывает ощущение волшебства и тайны. Ты ещё не видишь героев спектакля, но на сцене уже начинается какая-то другая, необыкновенная жизнь, открывается новый мир.

- Благодаря чему мы с первых мгновений погружаемся в этот прекрасный мир театрального чуда?

Конечно, причины этого явления кроются в том, что художники, работающие в театре, постепенно переходят от работы над сценическим оформлением к работе над спектаклем в целом, одним из результатов чего является сценическое оформление.

    Вводная беседа.

Художники театра проявляют себя не только в обычных функциях художника – определение формы, цвета, масштабов, освещения находящихся на сцене предметов, - а в действии, как этих предметов, так и актеров, с этими предметами связанных. Естественно, что при таких условиях совершенно невозможно рассмотреть работу художника над декорациями и костюмами отдельно от других функций. Художники театра должны быть разнообразны.

    Изучение нового материала.

Слайд № 2. Сценография – это вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве. В спектакле к искусству сценографии относится все, что окружает актера, все, с чем он имеет дело: декорации, костюмы, бутафория, грим, свет.

Слайд № 3. Над созданием целостного образа спектакля участвуют разнообразные театральные службы:

Слайд № 4. столярно-сварочный цех,

Слайд № 5-6. пошивочно-костюмерный цех,

Слайд № 7. бутафорский цех,

Слайд № 8. световой цех,

Слайд № 9. гримёрный цех,

Слайд № 10. монтировочный цех.

Слайд № 11. Пространство любого театра, где идет представление, можно условно разделить на 2 части: зрительный зал и сцена. Зрительный зал любого театра должен включать достаточное количество зрительских места. Основные комфортные места находятся в партере и следующим за ним слегка приподнятым амфитеатром.

Партер - плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, обычно ниже уровня сцены.

Амфитеа́тр – постройка, представляющая собой ступенеобразно возвышающиеся ряды сидений.

Выше зрительских мест в партере и амфитеатра возвышаются ложи бельэтажа, а дальше располагаются 4 яруса с балконами и ложами, как это видно на изображении зрительного зала.

Ложа - в традиционном театральном интерьере группа мест, отделённая от соседних боковыми перегородками или барьерами.

Слайд № 12. Как же устроена сцена? Сцена – площадка, на которой происходит театральное представление.

Театральная сцена – основная часть театрального здания, замкнутая коробка (сценическая коробка), примыкающая к зрительному залу и соединенная с ним портальным отверстием.

Слайд № 13. Сцена отделяется от зрительного зала занавесом. Он позволяет скрыть от зрителя приготовления к спектаклю, открытие занавеса отмечает четко начало спектакля, равно как четкая концовка действия достигается путем его закрытия.

Театральный занавес - полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала.

Занавесы бывают: поднимающиеся, раздвигающиеся и подбирающиеся по диагонали к углам зеркала сцены (греческий занавес).

Оркестровая яма - специальное помещение для оркестра в театре, находящееся перед сценой. Расположенная ниже уровня партера, оркестровая яма бывает отгорожена от него небольшим барьером.

Авансцена – передняя часть сцены несколько выдвинутая в зрительный зал.

Софит ы - это металлическая арматура для подвеса осветительных приборов над сценой, поднимаемая и опускаемая с помощью электропривода.

Задник - живописное полотно на ткани, которое подвешивается в растянутом виде. Задник является фоном оформления спектакля и располагается сзади других декораций.

- Что же такое декорация?

Слайд № 14.

Декорация – это устанавливаемое на сцене живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия.

Существует два вида декораций: изобразительно-живописные и архитектурно-конструктивные.

Слайд № 15. Основой изобразительно-живописных декораций является живописный эскиз – двухмерное произведение живописи. Разбивка эскиза на планы, перенесение его отдельных частей на ряд плоскостей, расположенных на различной глубине сцены, производятся в качестве неизбежного средства для того, чтобы живые трехмерные актёры могли поместиться в сценическом пространстве.

Живописная декорация в наши дни сохранилась только в балетных спектаклях, где нужна обширная пустая сцена, свободная для танцев.

Слайд № 16. Характер сценической архитектуры – тех построек, которые по решению художника и режиссера возникают на сцене для данной постановки, определяют характер будущих мизансцен – движений актеров. Подобно хорошей архитектуре и монументальной скульптуре, рассчитанной на обозрение со всех сторон, архитектурно-конструктивное оформление сцены могло бы с одинаковым эффектом рассматриваться со всех мест зрительного зала.

Хочу обратить ваше внимание на то, что красочная изобразительность спектакля, яркость театрального представления – всё это привлекало лучших живописцев к работе над созданием декораций.

- Как вы думаете, кто из выдающихся художников связал своё творчество с театром?

Слайд № 17. А. Головин. Кащеево царство. Эскиз декорации к опере И. Стравинского «Жар-птица». - Что вы видите на этой декорации? Какие чувства она у вас вызывает?

- С помощью каких изобразительных средств художник этого добивается? (Пейзаж, в котором появляется Жар-птица – безмолвное, причудливое Кащеево царство – нарисован как будто неземными, «потусторонними» красками).

- Какая музыка может звучать на этом фоне? (Музыка усиливает впечатление фантастической красочности. В оркестре как будто слышны голоса волшебника и беснующихся ведьм и гномов)

Слайд № 18. Н. Рерих. Декорация к балету И. Стравинского «Весна священная». (Изображение на декорации отражает настоящее действие «весеннего произрастания».)

Прослушайте вступление к балету.

- Поделитесь своими впечатлениями. (Начальная тема – наигрыш – исполняется фаготом, по своим очертаниям напоминающим стебелёк, который постоянно тянется, устремляется вверх. Подобно тому, как стебель растения постоянно обрастает листвой, мелодическая линия постоянно обрастает подголосками. Свирельные пастушьи наигрыши постепенно превращаются в густую музыкальную ткань, в которой слышится птичье щебетанье.)

Слайд № 19. А. Бенуа. Эскиз декорации к балету И. Стравинского «Петрушка».

(Мы видим, что действие балета происходит во время Масленицы, праздника, который всегда широко отмечался на Руси. Народные гуляния, ярмарки, пляски, балаганный дед, потешающий толпу – всё нашло отражение в декорации.)

Прослушивание отрывка из балета.

- Не появилось ли у вас ощущение того, что музыкальные инструменты звучат беспорядочно, как бы перебивая друг друга? Почему? (Передаётся настроение ярмарки, народного гуляния – крики, суета, пляски).

Слайд № 20.

Н. Гончарова. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок»

Слайд № 21.

И. Я. Билибин. Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок»

(Обратите внимание на то, что одно и то же место действия изображается разными художниками, но характер сюжета сохраняется.)

Слайд № 22.

Д. Стеллецкий. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Начало весны. Полночь. На Красную горку спускается Весна-красна. Некогда она стала женою сурового старого Мороза, и с тех пор страна берендеев подвержена жестоким зимам и холодам весенним. Из лесу выходит Дед-Мороз. На заре он должен покинуть землю, но его беспокоит судьба Снегурочки: Ярило задумал погубить ее, заронив в ее сердце огонь любви.

Художник изображает какое-то таинство: вот-вот что-то должно произойти. Декорация показывает, что действие происходит в лесу. Земля и ветви деревьев ещё покрыты снегом, речка подёрнута льдом, но воздух уже напоён весенним дыханием весны.

Прослушивание Пролога из оперы.

- Попробуйте выделить три основные темы композиции. (Опера начинается небольшим оркестровым вступлением, рисующим ранний приход весны. Далее звучит тема Деда Мороза. Её характер тяжёлый, суровый, сдержанный, как бы «сковывающий». Постепенно природа начинает оживать: воздух наполняется разноголосым щебетанием прилетающих из-за моря птиц, из дупла появляется лениво потягивающийся леший и возвещает конец зимы).

Слайд № 23-26. Рассмотрим оформление декораций известными художниками к другим музыкальным спектаклям.

Слайд № 27. - Итак, что делает художник-декоратор, прежде чем начать работу? Изучение произведения, сценарияПодбор материала по темеСлайд № 28. Выполнение эскизов декорацииСлайд № 29. Изготовление макета декорацииСлайд № 30. Выполнение чертежа декорацииСлайд № 31. Изготовление основы декорации по чертежуСлайд № 32. Оформление, украшение декорацииСлайд № 33. Монтаж декорации на сцене

Слайд № 34-49. Рассмотрим оформление декораций к разным спектаклям.

    Актуализация знаний.

Вам сегодня на уроке придется попробовать себя в роль художника-декоратора и попробовать выполнить эскиз декораций к любому спектаклю по вашему выбору.

Но прежде чем вы начнете работу, давайте посмотрим последовательность работы над декорацией.

Слайд № 50-86.
    Практическая работа.

Создание эскиза декорации (в любой технике) по мотивам фотографии или картины, изображающей интерьер или пейзаж.

    Итог урока.
    Домашнее задание.

Театрально-декорационное искусство (нередко его называют также сценографией) - вид изобразительного творчества, связанный с художественным оформлением театрального спектакля, т. е. созданием на театральной сцене жизненной среды, в которой действуют герои драматического или музыкально-драматического произведения, а также облика самих этих героев. Основные элементы театрально-декорационного искусства - декорации, освещение, бутафория и реквизит, костюмы и грим актеров - составляют единое художественное целое, выражающее смысл и характер сценического действия, подчиненное замыслу спектакля. Театрально-декорационное искусство тесно связано с развитием театра. Сценические представления без элементов художественно-изобразительного оформления являются исключением.

Основа художественного оформления спектакля - декорация, изображающая место и время действия. Конкретная форма декорации (композиция, колористический строй ит. д. обусловлена не только содержанием действия, но и его внешними условиями (более или менее быстрыми переменами места действия, особенностями восприятия декорации из зрительного зала, сочетанием ее с определенным освещением и т. д.).

Образ, воплощаемый на сцене, первоначально создается художником в эскизе или макете. Путь от эскиза к макету и оформлению сцены связан с поисками наибольшей выразительности декорации и ее художественной законченности. В творчестве лучших театральных художников эскиз имеет значение не только рабочего плана сценического оформления, но и относительно самостоятельного художественного произведения.


А. М. Васнецов. Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». 1906.

Театральная декорация включает в себя обрамление сцены, специальный занавес (или занавесы), изобразительное решение сценического пространства сцены, кулис, заднего плана и т. д. Способы изображения жизненной среды на сцене многообразны. В традициях русского реалистического искусства преобладают живописные решения. При этом написанные плоскостные элементы обычно объединяются с построенными (объемными или полуобъемными) в целостный образ, создающий иллюзию единой пространственной среды действия. Но основу декорации могут составлять и образно-выразительные конструкции, проекции, драпировки, ширмы и т. п., а также сочетание различных способов изображения. Развитие техники сцены и расширение способов изображения не отменяют, однако, значения живописи как основы театрально-декоративного искусства в целом. Выбор способа изображения в каждом отдельном случае определяется конкретным содержанием, жанром и стилем воплощаемого на сцене произведения.

Костюмы действующих лиц, создаваемые художником в единстве с декорациями, характеризуют социальные, национальные, индивидуальные особенности героев спектакля. Они соотносятся по цвету с декорациями («вписываются» в общую картину), а в балетном спектакле имеют также особую «танцевальную» специфику (должны быть удобными и легкими и подчеркивать танцевальные движения).

При помощи освещения не только достигается ясная видимость (обозримость, «читаемость») декораций, но и изображаются различные времена года и суток, иллюзии природных явлений (снег, дождь и т. п.). Цветовые эффекты освещения способны создавать ощущение определенной эмоциональной атмосферы сценического действия.


Куклы С. В. Образцова из его эстрадных номеров: «Тяпая («Колыбельная» М. П. Мусоргского) и головка куклы на пальце («Мы сидели с тобой...»).

Театрально-декорационное искусство изменяется с развитием художественной культуры в целом. Оно зависит от господствующего художественного стиля, от типа драматургии, от состояния изобразительного искусства, а также от устройства театральных помещений и сцены, от техники освещения и многих других конкретно-исторических условий.

Высокого уровня развития достигло театрально-декорационное искусство в России на рубеже XIX-XX вв., когда в театр пришли выдающиеся художники. В оформление спектаклей они принесли большую живописную культуру, добивались художественной целостности сценического действия, органического участия в нем изобразительного искусства, единства декораций, освещения и костюмов с драматургией и музыкой. Это были художники, сначала работавшие в Мамонтовской опере (В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, М. А. Врубель и др.), затем в Московском Художественном театре (В. А. Симов и др.), в императорских музыкальных театрах (К. А. Коровин, А. Я. Головин), дягилевских «Русских сезонах» (А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих и др.). Мощный стимул для развития театрально-декорационного искусства дали творческие искания передовой режиссуры (К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. Э. Мейерхольд, балетмейстеры М. М. Фокин и А. А. Горский).


Э. Змойро. Макет декорации к спектаклю Центрального детского театра «Коньки» по пьесе С. В. Михалкова. 1976.

В советском театрально-декорационном искусстве были продолжены и развиты традиции русской театрально-декорационной классики. Его новаторство было обусловлено новыми идеями, темами, образами, связанными с развитием драматургии и театра социалистического реализма. Выдающимися мастерами этого искусства стали художники Ф. Федоровский, В. Дмитриев, П. Вильяме, Н. Акимов, Н. Шифрин, Б. Волков, Ю. Пименов, В. Рындин, С. Вирсаладзе, А. Васильев и многие другие. Вместе со всеми другими видами художественного творчества театрально-декорационное искусство (через связь с театром и сценическим действием) отобразило все многообразие жизни нашей страны, историю нашего общества.

Художники участвуют также в создании кинофильмов, телеспектаклей, эстрадных и цирковых представлений. Зрелищные искусства воспринимаются миллионами зрителей, и потому роль художника здесь очень ответственна.


Вопрос об истоках искусства сценографии, как и любого иного вида художественного творчества является первым из тех, на которые нам предстоит ответить. Без ответа на этот вопрос трудно представить закономерности всего последующего исторического развития сценографии. Лишь зная структуру и генетический:код «зерна», мы можем представить, какой породы «древо» этого искусства, и в какой направлении оно растет, можем мысленно охватить его целиком: от скрытой в глубине древней корневой системы до бесконечно разветвляющейся современной «кроны», дающей все новые и новые «побеги». Однако прежде чем искать истоки, и рассматривать их, мы должны четко определить, истоки чего нас интересуют. Ибо вопрос об истоках ставился, к примеру, и в книгах о декорационном искусстве (второй системе оформления спектакля): историки этого искусства искали в древних формах сценографии те черты, которые они могли бы истолковать как первоэлементы декорационного оформления. В данной работе нас будут интересовать истоки не только каждой из трех систем оформления спектаклей (игровой, декорационной, действенной), но прежде всего искусства сценографии в целом, как особого, специфического вида художественного творчества. Искусство сценографии, каким оно сформировалось в результате длительной исторической эволюции, каким мы его знаем и понимаем сегодня, охватывает всю материально-вещественную часть, зримого образа спектакля. К нему относится все, что окружает актера, и все, что находится в его руках (реквизит) и на нем (костюм, грим, маска, другие элементы преображения его внешности). Охватывая всю материально-вещественную часть зримого образа спектакля.

Искусство сценографии, охватывает всю материально-вещественную часть, зримого образа спектакля. К нему относится все, что окружает актера, и все, что находится в его руках (реквизит) и на нем (костюм, грим, маска, другие элементы преображения его внешности). Охватывая всю материально-вещественную часть зримого образа спектакля, искусство сценографии пользуется самыми разнородными средствами выразительности, в которые может входить все, что создано природой и руками человека. К созданному руками человека относится как реальный предметный мир, так и мир искусства (маски, костюмы, вещи), декорационно-изобразительного (живопись, графика, скульптура), и специфически театрального (сценическое пространство, сценический свет, сценическая динамика и т.д.). При этом искусство сценографии может, как показал весь известный нам опыт его исторического существования, выполнять в спектакле три основные функции: игровую, обозначающую место действия и персонажную как по отдельности, так и в самых различных их сочетаниях. Игровая функция предполагает не посредственное участие сценографии и ее отдельных элементов (костюм, грим, маска, вещь) в преображении облика; актера и в его игре. Персонажная функция предполагает разнообразное включение сценографии) в сценическое действие - в том числе и г в качестве своего рода его материально-вещественного, пластического, изобразительного, всякого иного «персонажа», воплощающего в контексте спектакля тот или другой его идейно-художественный мотив, тему, обстоятельства, силы драматического конфликта, и т. д. и т. п.

Костюм: во-первых, средство игрового преображения (ряжения) актера; во-вторых, бытовая одежда действующего лица, характеризующая его социальное, с материальное, общественное положение, его вкусы, привычки; в-третьих, некое сочиненное художником одеяние, заключающее в себе существенную семантическую и образную значимость, имеющее самостоятельный символический смысл, - одеяние, которое несут на себе исполнители как особого рода обобщенный пластический образ персонажа.

Маска: во-первых, так же как и костюм, средство игрового преображения (маскировки, ряжения) актера; во-вторых (в форме элементов грима) - способ придания естественной бытовой характерности; в-третьих, отдельное, самостоятельное действующее лицо, воплошающее некие надличностные, нечеловеческие образы.

Пространство: во-первых, это место для игры, как естественное (на природе, на площади, в избе и т.д.), так и специально сооружаемое (сценические подмостки); во-вторых, место действия пьесы – обобщенное (например, мифопоэтические образы мироздания, вселенной, или пластическое воплощение целой исторической эпохи, стиля и т. д.) я или реальное, конкретное (комната, дом, дворец, город, деревня и т. д.); в-третьих, это действенное средство создания сценографического образа уже персонажного типа.

Это относится и к „сценографии. И она существовала задолго до театра и, следовательно, до ее собственного формирования как особого вида искусства.

«Декорационное искусство» - это более точное понятие, по отношению к декоративно-прикладному искусству, т.к. характеризует производимый предмет по его художественному признаку и захватывающий область оформления архитектурного интерьера (декоративно-оформительское искусство). Д.-п.и. обслуживает бытовые нужды человека и одновременно удовлетворяет человека в его эстетических потребностях. Еще в первобытном искусстве известны орнаментальные украшения, которые связаны были с трудовой деятельностью и магическими обрядами. С появлением машинного производства, художники стали использовать возможность нанесения рисунка на ткань, а также в резьбе по дереву и т.п.

«Декорационное искусство» при развитии промышленного производства стало более удовлетворять массовый спрос, связанный с появление дизайна. Здесь отмечается оформление архитектурного интерьера – росписи, декоративная скульптура, рельефы, плафоны и т.п. К разновидностям этого направления относят и изобразительное искусство, которое выражается в виде мозаики, панно, гобеленов, ковров и т.п. Сюда относят и украшение самого человека – одежда (Костюм) и ювелирные изделия.

«Сценическое искусство» - (от лат.–сцена театра, подмостки; от греч.–шатер, палатка) относится к области театрального творчества, т.е. области создания спектакля и необходимого профессионального мастерства. Любое театральное действо осуществляется с помощью всех средств театральной выразительности, которые непосредственно связаны с пространством и временем в искусстве. Сюда относят творчество режиссера, осветителя, костюмера, художника-декоратора, игра актера, музыка и др.

В эстетике - натурализма XIX в. декорация - это полотно заднего плана, чаще всего представляющее иллюзионную перспективу и помещающее сценическое место действия в заданную среду. Это достаточно узкое понимание термина. Отсюда попытки критиков расширить смысл термина, заменить его другими: сценография, изобразительность, устройство сцены, пространство игровое или сценического объекта и т. д.

Литература:

  1. Акимов Н.П. Театральное наследие. –М., 1980.
  2. Алперс В. Театральные очерки. – М., 1977.
  3. Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. В двух книгах. М.: «Эдиториал УРСС», 1997.
  4. Очерки по истории европейского театра. – Пг., 1923.

5. Пави П. Словарь театра: Пер. с фр. – М.: Прогресс, 1991. – 504 с.: ил.

  1. Пожарская М. Русское театрально-декоративное искусство. – М., 1978.
  2. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М., 1962.
  3. Таиров А.Я. История театра России. – М., 1989.
  4. Такров А.Я. О театре. – М., 1983.
  5. Эстетика: Словарь /Под общ.ред. А.А. Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989.