Что такое догматы веры. Значение слова «догмат. Если вы действительно отправляетесь в путь


Что такое догмат?

Догматы - непререкаемые истины веры, данные через Божественное Откровение, определенные и сформулированные Церковью на Вселенских Соборах (в отличие от частных мнений).


Свойствами догматов являются: вероучительность, богооткровенность, церковность и общеобязательность.


Краткое и точное изложение всех истин (догматов) христианской веры, содержится в Символе веры.



Догматы — вероучительное определение Православной Церкви, вводящее человеческий ум в познание Бога. «Все догматы или о Боге говорят, или о видимых и невидимых творениях, или о явленном в них промысле и суде», — указывает св. Максим Исповедник. Догмат есть превосходящая разум Богооткровенная истина, обладающая, по слову св. Иоанна Лествичника, неисследимой глубиной. Будучи итогом Божественного Откровения, догматы являются непререкаемыми и неизменными определениями спасительной христианской веры.


Догматические определения Православной Церкви приняты на 7 Вселенских соборах, отражены в Никео-Константинопольском Символе веры и обладают непреложным авторитетом. Догматические соборные определения Православия обозначаются греческим словом «орос» (oros). В буквальном смысле оно означает «предел», «границу». Используя догматы, Церковь определяет человеческий ум в истинном Богопознании и ограничивает его от возможных ошибок. Формулировка догматических определений в истории Церкви, как правило, связана с ответом на еретические искажения смысла христианства. Принятие догматов не означает введения новых истин. Догматы всегда раскрывают изначальное, единое и целостное учение Церкви применительно к новым вопросам и обстоятельствам.


Наличие строгого и отчетливого вероисповедного сознания — характерная черта и преимущество Православия. Эта особенность церковного учения восходит уже ко временам апостольской проповеди. Именно апостолам принадлежит первое употребление слова «догмат» в значении вероучительного определения. «Проходя же по городам, они передавали верным соблюдать определения (греч. - ta dogmata), постановленные апостолами и пресвитерами в Иерусалиме», — свидетельствует св. Евангелист Лука (Деяния 16:4). У апостола Павла в посланиях к Колоссянам (Кол. 2:14) и Ефесянам (Еф. 2:15) слово «догмат» употребляется в значении христианского учения во всей полноте. В таком же смысле слово «догмат» использовалось во II, III и начале IV веков, употреблялось святыми Игнатием Антиохийским, Иустином Философом, Климентом Александрийским. Древнейший, предшествовавший периоду Вселенских соборов, догматический памятник Православия — символ веры св. Григория Неокесарийского (Чудотворца), написанный им около 260-265 гг.


С IV века слово «догмат» приобретает более определенный смысл. Непрерывная систематизация христианского вероучения ведет к отделению вероучительных и нравственных истин. С вероучительными истинами догмат отождествляется у святых Кирилла Иерусалимского, Григория Нисского, а на границе IV-V вв. и у Иоанна Златоуста. В эпоху Вселенских соборов значение догмата определяется окончательно. Под догматами стали понимать вероучительные истины, которые обсуждались и утверждались на Вселенских Соборах.


Дарующие, по словам св. Максима Исповедника, свет ведения Божественные догматы Православия могут быть сведены к двум основным. «Предел Православия есть чисто ведать два догмата веры, - Троицу и Двоицу», — указывает св. Григорий Синаит. Почитание неслиянной и нераздельной Пресвятой Троицы, единого Бога в трех Лицах, в Котором Ум - Отец, Слово - Сын, Дух Святой - Дух, как в целом учат святые Отцы, есть якорь христианского упования. Почитание Троицы необходимо связывается с почитанием Двоицы, то есть исповеданием Сына Божия Иисуса Христа в едином Лице, двух естествах и волях, божественной и человеческой, неслиянно и нераздельно соединенных. «Сказанное об этом в Евангелии слово можно разуметь так, — учит св. Григорий Синаит. — Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога в трех ипостасях, и посланного Тобою Иисуса Христа в двух естествах и хотениях (Ин. 17, 3)».

http://azbyka.ru

ДОГМАТ

ДОГМАТ

(греч. dogma , dogmatos ). 1) основное положение или правило христианской веры, которое принято церковью и отвержение которого ведет христианина к отлучению от церкви. 2) основное неоспоримое положение всякой науки.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

ДОГМАТ

1) основное положение какого-либо учения, принимаемого за непреложное и служащее исходным пунктом для дальнейших изысканий; окончательно установившиеся начала науки; 2) верование, стоящее в числе краеугольных камней религии, ревностно-охраняемое церковью.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

ДОГМАТ

или догма, греч. dogma , atos . а) Учение о вере, однажды навсегда принятое церковью и сохраняемое ею. b ) Исходная точка, основание.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

ДОГМАТ (ДОГМА)

основное положение, принимаемое за непреложную истину, относительно чего не допускается критика; в религии так называется верование, служащее источником религиозных представлений и не допускающее разных толкований.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

До́гмат

(гр. dogma (dogmatos))

1) в богословии - основное положенне вероучения, обязательное для всех верующих, признаваемое непреложной истиной, не подлежащее критике, слепо принимаемое на веру;

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Догмат

догмата, м. [от греч. dogma ] (книжн.). 1. Основное, непререкаемое утверждение в религиозном учении. Догмат непогрешимости папы (у католиков). 2. перен. Отдельное положение какого-н. учения, научного направления, имеющее основополагающий характер.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Догмат

а, м. ( греч. dogma (dogmatos) мнение; учение).
Основное положение в религиозном учении, в господствующей идеологии и т. п., принимаемое слепо на веру и не подлежащее критике. Догматы христианства . Идеологический д .
|| Ср. канон .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ДОГМАТ" в других словарях:

    догмат - а, м. dogmat m. ; гр. dogma(dogmatos. Положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах. Не принято, не так и весь догмАт их тут; Руби венцы насквозь, тяни во всю палату Гостиных целый ряд, что нужду до… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ДОГМАТ, догмата, муж. (от греч. dogma) (книжн.). 1. Основное, непререкаемое утверждение в религиозном учении. Догмат непогрешимости папы (у католиков). 2. перен. Отдельное положение какого нибудь учения, научного направления, имеющее… … Толковый словарь Ушакова

    Положение, учение Словарь русских синонимов. догмат сущ., кол во синонимов: 4 догма (2) положение … Словарь синонимов

    догмат - (неправильно догмат) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    ДОГМАТ, 1) в религии утвержденное высшими церковными инстанциями положение вероучения, объявляемое церковью непреложной истиной, не подлежащее критике. Систему догматов имеют иудаизм, христианство, ислам, буддизм. 2) То же, что догма … Современная энциклопедия

    1) в религии утвержденное высшими церковными инстанциями положение вероучения, объявляемое церковью непреложной истиной, не подлежащее критике. Систему догматов имеют христианство, ислам, буддизм и др.2) То же, что догма … Большой Энциклопедический словарь

    Д огмат, догм ат разг. м. Утвержденное высшими церковными инстанциями положение вероучения, объявляемое церковью непреложной истиной, не подлежащей критике (в религиозных системах и в богословии). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    ДОГМАТ, а, муж. Основное положение в религиозном учении, считающееся (церковью) непреложной истиной и не подлежащее критике. Догматы христианства. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Догмат. Значение этого слова, как термина, употребляемого не водном только Богословии, выясняется из того смысла, в каком оноупотреблялось в античной литературе. У Цицерона словом dogmaобозначались такие доктрины, которые, будучи общеизвестными,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    догмат - (догматик) церковний піснеспів … Зведений словник застарілих та маловживаних слів

Книги

  • Римский новый догмат о зачатии Пресвятой Девы Марии без первородного греха , Бордас-Демулэн Жан-Батист , Пред судом Святого Писания и предания Святых Отцов. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1858 года (издательство "Тип. Григория… Категория: Гуманитарные науки Серия: Издатель: Книга по Требованию ,
  • Догмат и критика , Э. Леруа , Вниманию читателей предлагается книга известного французского философа и математика Эдуарда Леруа (1870-1954), в которой он исследует природу и сущность церковного догмата, выступая при этом… Категория:

Многие люди хоть раз в своей жизни слышали слово «догмат», однако далеко не все смогут объяснить, что же это такое. Данная статья поможет найти ответы на интересующие вас вопросы.

Определение слова «догмат»

Данный термин используется в различных науках, среди которых философия, политология, теология. Принято считать, что догмат – это вечное положение или понятие, которое считается неизменным и не подвергается какой-либо критике.

В современном мире существует мнение, что данное слово имеет несколько негативную коннотацию и указывает на узость мышления, так как подразумевает под собой слепую веру во что-либо. Однако изначально этот термин не имел значения абсолютной истины и лишь со временем приобрел значение константы в точных науках.

Догматы в религии

Слово «догмат» происходит от древнегреческого “dogma”, обозначающего «мнение, учение». Ранее оно относилось к философии и политике, но со временем приобрело преимущественно религиозный смысл. Догматы существуют во всех мировых религиях, будь то христианство или иудаизм.

Среди религиозных догмат можно выделить

  • веру в переселение душ (индуизм);
  • единство Аллаха (ислам);
  • непререкаемость Закона Божьего (христианство).

Однако в буддизме, учения Будды, не являются непреложными истинами и подлежат изучению и проверке на собственном опыте.

Итак, догмат – это, в первую очередь, вероучение, основное положение; непререкаемая истина, которая не подлежит критике. В религии это верование, которое не допускает каких-либо толкований.

положения, принимаемые на веру за непреложную истину, неоспоримую и неизменную при любых обстоятельствах. Формулируемые догматы конкретизируют официальную доктрину церкви.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДОГМАТЫ

р е л и г и о з н ы е – официально признанные осн. положения религ. вероучения, исповедание к-рых считается непременным условием постижения божества и "спасения". Термин "Д." произошел от слова догма и означает положение религ. вероучения, принимаемое слепо, на веру. Система Д. имеется во всякой оформившейся религии: христианстве, иудаизме, исламе, индуизме и др. В христианстве первая офиц. формулировка Д. была дана в 325 на Никейском соборе и составила т.н. никейский символ веры. В 381 на Константинопольском соборе никейский символ был дополнен рядом новых Д. и составил вместе с этими дополнениями т.н. никеоцареградский символ, включающий 12 осн. Д. К ним относятся Д. единства и троичности божества, грехопадения и искупления, воскресения Христова, Страшного суда и т.д. Константинопольский Вселенский собор принял специальное постановление о том, что сформулированные им Д. должны "во-веки" оставаться неприкосновенными и неизменными. Тем не менее ход внутрицерк. идеологич. и политич. борьбы вынуждал господств. в церкви группировки формулировать новые Д. В связи с борьбой против монофизитов был принят на 4-м Вселенском соборе Д. о двух естествах Христа – человеческом и божественном, – причем собор обратился к имп. Маркиану с разъяснением о том, что этот новый Д. не дополняет, а только "раскрывает" символ веры. Борьба против монофелитов привела к формулировке 6-м Вселенским собором (681) Д. о двух волях Христа. В борьбе против иконоборчества 7-й Вселенский собор (781) принял имеющее силу Д. вероопределение об иконопочитании. Православная церковь формально остановилась на Д., принятых Вселенскими соборами, включая седьмой. Католич. церковь (см. Католицизм) неоднократно пополняла число Д., причем основанием для установления нового Д. служило не только решение церк. собора, но и единоличное определение рим. папы, поскольку последний считается непогрешимым главой церкви. Сама эта непогрешимость папы тоже является Д. католицизма. Помимо этого Д., католицизм признает не принимаемые др. христ. вероисповеданиями Д. о чистилище, о непорочном зачатии Богородицы, об исхождении святого духа не только от бога-отца, но и от бога-сына и нек-рые др. В протестантизме нет твердо установленной системы Д., как нет и центр. церк. учреждения, одной из функций к-рого было бы утверждение этих Д. Первоначально догматика протестантизма отличалась тем, что она базировалась только на Библии и не принимала во внимание "священное предание". Однако, поскольку Библия поддается различным и часто противоречивым толкованиям, протестантизм создал огромную богословскую лит-ру, задачей к-рой явилось введение некоего единообразия в истолкование "истин веры". Ортодоксальный протестантизм обнаруживает тенденцию рассматривать как Д. осн. положения катехизиса Лютера. Вся христ. церковь считает Д. "богооткровенными" (см. Боговдохновенность) истинами, полностью содержащимися в Библии и не подлежащими никаким изменениям. Признание того или иного Д. или отказ от такого признания считается монополией церкви, а непогрешимость последней, в частности, по вопросам установления и толкования Д., в свою очередь, является Д. В иудаизме Маймонидом было установлено 13 Д. веры, напр. о вечности и всеведущности бога, о том, что придет мессия, и т.д. В дальнейшем число Д. в иудаизме сократилось до трех. И. Крывелев. Москва. В и с л а м е религ. догматика оформилась в схоластич. богословии – каламе. Осн. Д. ислама – единство бога-аллаха, к-рый, по Корану, "не родил и не рожден, и нет никого равного ему" (сура 112). Второй Д. – пророч. миссия Мухаммеда, к-рый якобы по внушению свыше сообщил роду человеческому божеств. откровение, записанное в Коране. Помимо того, религ. вероучению ислама свойствен Д. о предопределении, согласно к-рому все дела, слова и мысли любого человека еще до сотворения мира были предопределены аллахом. Человек, по мнению мусульм. богословов, не обладает свободной волей, но имеет способность "приобретать" праведные и греховные действия. В и н д у и з м е осн. Д. являются: признание святости Вед, неравенства людей, переселения душ и др. Е. Беляев. Москва. Богословие в содружестве с наиболее реакц. школами идеалистич. философии ставит своей целью создать нечто вроде "рационального" обоснования Д. Это является, в частности, специальной задачей т.н. догматич. богословия. Решение такой задачи принципиально невозможно, ибо Д. любой религии при попытке их анализа в свете разума обнаруживают свою полную антинаучность, иррациональность, несостоятельность и реакционность. Религ.-догматич. мышление, пытавшееся подчинить себе сознание масс, полностью разрушается развитием научных и атеистических знаний, опровергающих всяческие Д. И. Крывелев. Москва. Лит.: Гарнак?., История догматов, в кн.: Общая история европейской культуры, т. 6, СПБ, ; ?ранцев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.–Л., 1959; Sееberg R., Lehrbuch der Dogmengeschichte, Lpz., 1908; Dorner ?., Grundriss der Dogmengeschichte, В., 1899; L?demann H., Christliche Dogmatik, Bd 1, Bern, 1924.

Современные учебники догматического богословия указывают, что слово "догмат" имеет греческие корни и переводится как "считать", "полагать", "думать". Кроме этого, перфект латинского глагола "dedogme" имеет значение в русском языке "определено", "положено", "установлено", "решено".


Термин догмат имеет дохристианскую историю. Он употреблялся у философов античного периода. Так, Платон в своих работах называл этим термином человеческие понятия и представления о прекрасном и справедливом. В произведениях Сенеки догматами именуются основные нравственные нормы. Кроме того, догматами называли философские истины, не требующие доказательств, а также государственные указы и постановления.


В Священном Писании Нового Завета слово "догмат" употребляется в двух :


  • Евангелие от Луки повествует об указе правителя Августа о переписи населения. Постановление кесаря именуется догмой. Книга Деяний святых апостолов называет апостольские постановления Иерусалимского Собора "ta dogmata".

  • Апостол Павел употребляет этот термин для обозначения христианского вероучения во всей его полноте.

Таким образом, для христианской Церкви II - начала IV века догматом именовалось все христианское вероучение, включающее в себя не только основные постулаты веры, но и нравственные принципы. Эпоха Вселенских Соборов, начавшаяся в IV столетии, повлияла на то, что догматами стали именовать только вероучительные истины. Это было обусловлено формированием четких богословских вероучительных формулировок, которые принимались Церковью от момента ее основания. Стоит понимать, что сама суть вероучения при этом называется догматом, а словесная формулировка ("оболочка") догматической формулировкой.


После Седьмого Вселенского Собора догматами стали именовать те вероучительные истины, которые были утверждены на Вселенских Соборах епископов и духовенства христианской Церкви. По своей сути догматы являются границей, пределом, за который не может выйти человеческий разум в мышлении о Боге. Догматы ограждают веру человека от ложных еретических вероучений. Так, например, догмат о двух естествах во Христе свидетельствует веру православного человека в то, что Христос является истинным Богом (в полном смысле этого слова) и человеком (второе Лицо Святой Троицы воплотилось).


Христианские православные догматы имеют определенные свойства, выраженные в терминах вероучительность, Богооткровенность, церковность и законообязательность (общеобязательность). Таким образом, догмат - это вероучительная истина принимаемая всей полнотой Православной Церкви.


Иногда догматы и основные вероучительные истины сложны для восприятия человеческим сознанием. Например, людям невозможно умом постигнуть в полной мере понятия единственности и Троичности Божества. Поэтому догматы некоторыми богословами именуются крестом для человеческого разума.


Православный человек должен понимать, что догматы имеют и практическую цель и способствуют не только правильному мышлению о Боге, но и единению с Ним и стремлению к Творцу. Так, церковный историк А. В. Карташев в своем труде "Эпоха Вселенских Соборов" пишет:



Другой замечательный богослов В. Н. Лосский прямо говорит о назначении и важности догматов:


.