Филипп малявин биография. Русские художники. Малявин Филипп Андреевич. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

1869 - 1940 г. Выдающийся русский художник. Биография и картины.

В картинах русского живописца Филиппа Малявина, сложно найти тень нищеты и лишений, в которых прошло детство художника, напротив, российская глубинка в его произведениях кажется яркой и беззаботной. «Крестьянская» тема «вытолкала» одаренного самородка к вершинам творческого Олимпа, но так и не «отпустила» из своих цепких объятий. Величавые крестьянки, запечатленные Малявиным в празднично-экспрессивной манере, мгновенно «заводили» зрителя, но вынужденно отказавшись от этой темы, художник остался заложником своих рязанских «мадонн».

Родился Филипп Андреевич Малявин 10 октября 1869 в с. Казанка Бузулукского уезда Самарской губернии. Первыми «кистями» юному самородку служили древесные угли, с помощью которых он с поразительной точностью мог запечатлеть увиденное. Желание посвятить себя живописи привело юношу на Афон, где он послушником, на протяжении шести лет усердно занимался иконописью, пока его талант не заметил скульптор В. Беклемишев. Уже летом следующего года Филипп становится вольнослушателем Академии художеств в Санкт-Петербурге.

В 1899 г., после окончания Академии, Малявин получил не только художественное образование, но и славу портретиста, кисть которого запечатлела образы самых именитых персон высшего света. Вместе с тем, живописец, уже забывший о бедности, не забывал о жителях сельской глубинки, хотя «его» крестьяне не «выказывали» озабоченности своей нелегкой судьбой.

В год окончания Академии, художник «выстрелил» картиной «Смех» – конкурсной работой, взбудоражившей академический совет. Споры разгорелись нешуточные, но последнее слово осталось за «старичками», поэтому диплом Малявину достался благодаря его успехам в портретной живописи. На следующий год, свою оценку произведению дала Всемирная выставка в Париже, присудившая картине золотую медаль, а в 1901 г. полотно стало приобретением венецианской Галереи современного искусства.

После возвращения на родину в 1900 г., Малявин пытался внешне походить на «европейца», вел себя нарочито вызывающе, хотя выглядело это довольно нелепо. Финансовое положение позволило ему обзавестись собственным имением неподалеку от Рязани – деревней Аксиньино. В плане творчества, все осталось по-прежнему: «крестьянская» тема была приоритетной.

В Аксиньино Малявин прожил почти двадцать лет, создавая свои лучшие картины, и редко покидая усадьбу. Здесь он проявил себя и как мастер психологического портрета, легко «читая» характер модели. Касается это и групповых портретов, которые он писал иногда «нахально»; ярко индивидуальны образы каждой героини в работе «Три бабы».

В 1906 г. Малявин в очередной раз явил публике шедевр на «народную тему» – картину «Вихрь», где энергия «души народа» достигла апогея, во весь голос заявив о своем диком необузданном нраве. Критики ошибались, пытаясь связать это произведение с революционными настроениями того времени, ведь художник оберегал свою живопись от идеологической составляющей.

Сложно четко определить художественное направление, в котором работал в этот период Малявин, но живя в эпоху модерна, можно полагать, что он использовал его как технику, хотя знакомство с модернистскими новациями, состоявшееся в Париже, нисколько не впечатлило его.

К 1908 г., в душе Малявина накопилась обида на упреки критики, считавшей, что художник эксплуатирует одну и ту же тему, оставаясь ее заложником. Собравшись достойно ответить «обидчикам», Малявин почти три года работает над полотном «Портрет автора с семьей». В произведении можно найти следы символизма Пюви де Шаванна, тем более, что после «Вихря» художник некоторое время жил в Париже, но, не смотря на старания как самого автора, так и Союза художников, сенсация состоялась, но не в пользу Малявина.

Творческая неудача не сказалась на работоспособности художника, но до 1916 г., на выставках демонстрировались, в основном, рисунки и эскизы. Регулярно поступали заказы на портреты. «Возвращением в строй», можно считать появление картины «Баба», где знакомая экспрессия «народного» образа, снова мощно заявила о себе.

Казалось бы, с изменением в России государственного строя в 1917 г., Малявин будет комфортно чувствовать себя в новых условиях; он вовлекается в культурно-просветительскую работу, создает портреты «вождя», ярко-индивидуальные крестьянки на его полотнах гротескно «радуются» жизни, продолжая петь и танцевать, но, наверное, не такой свободы ждал художник. Воспользовавшись моментом, в 1922 г. он вместе с семьей, фактически сбежал из России.

Выставки в Европе чередовались одна за другой, Малявин был востребован, его «русская» тема, иногда в гротескном обрамлении, пользовалась успехом, пейзажи и портреты получали высокие оценки, но после расставания с родиной, картины художника утратили непобедимую стихийную силу, мощно звучавшую в России.

В семидесятилетнем возрасте, не оправившись от потрясения, вызванного арестом в Брюсселе, 23 декабря 1940 Филипп Малявин умер в Ницце, где он жил с 1930-х годов. Чтобы попасть домой, художник пешком прошагал пол-Европы.

Творчество Филиппа Андреевича Малявина (1869-1940) врывается в историю русского искусства XX века неожиданно и ярко, открывает в ней страницы ни на что не похожие, самобытные, исконно русские. Картины его горят, кружат голову, поражают блеском и силой таланта их создателя. Этот безграмотный послушник, мужик из далекого оренбургского села буквально ошеломил современников смелостью своего письма, новаторством в обращении с красками, в выборе колорита. Он попрал все установившиеся академические каноны живописи. Быстро завоевал мировую славу. Пополнил своими произведениями коллекцию лучших музеев мира и, оторвавшись от родной почвы, так же быстро сгорел, сошел на нет как художник, разделив нерадостную судьбу большинства эмигрантов.

Родился Филипп Малявин в глухом селе Казанки, в бедной крестьянской семье. С ранних лет привык к тяжелому крестьянскому труду и с того же мальчишеского возраста полюбил лепить из глины домашних животных и рисовать - палочкой на земле, углем, огрызком карандаша. В двенадцать лет он был на селе признанным художником. Соседи советовали родителям обучать Фильку художественному ремеслу, но те видели в рисовании одно баловство. Семья была большая, Филипп - старший, значит, помощник, нужен дома. Но вскоре один из односельчан, монах с Афона, приехавший на время домой, обратил внимание на способного мальчика и после долгого сопротивления родителей Филиппа уговорил их наконец отпустить юношу в монастырь - обучаться иконописи. Малявину было тогда шестнадцать лет.

Мастерская на Афоне оказалась, правда, кустарной, иконы писались по трафарету, учиться там было нечему. Но без денег никуда не уедешь. Пришлось остаться и «принять послух». Однажды в Афон приехал скульптор Беклемишев. Его поразили работы Малявина. Он посоветовал юноше поступать в Академию художеств. В июле 1892 года Малявину удалось приехать в Петербург и поступить сначала вольнослушателем, а потом учеником в Академию.

Способности у Малявина были замечательные. Поступив в Академию почти безграмотным, он окончил ее отлично. Был одним из любимых учеников Репина. Возвращаясь после летних каникул, он привозил всегда интереснейшие работы: портреты матери, отца, крестьян родного Оренбуржья. Крестьяне вообще главные герои произведений художника. Его картины «Крестьянская девушка с чулком» и «За книгой» были написаны еще в годы занятий (1895), но никогда не скажешь, что это работы ученические. Это зрелый, удивительно одаренный мастер. Картины были куплены в 1896 году П. М. Третьяковым, который был очень строг в отборе.

В 1899 году Малявин окончил Академию. Правда, его картина «Смех» была отклонена, и в качестве дипломной работы взяли у художника обычный традиционный портрет.

Что же было нового, необычного, неправильного с точки зрения старой Академии, в «Смехе», первой вещи, принесшей художнику громкую славу? Смеющиеся бабы были написаны широким, сочным мазком. Яркие костюмы и фон сразу бросались в глаза, а лица, написанные более тонко, виделись лишь потом, хотя были очень выразительны. Зрители сразу разделились на два лагеря. Одни восхищались самобытностью и новаторством, другие возмущенно называли все мазней.

Картина очень декоративна. Форма потеряла объем, мазки отдельные, четкие, крупные, очертания фигур теряются, напряжение цвета огромно. И все же чувствуется здесь, как и во всем малявинском творчестве, влияние Репина: главным образом в огромной внутренней силе его картин.

В 1906 году Малявину присвоили звание академика живописи. Жизнь художника к тому времени изменилась. Он женился на богатой невесте. Имение ее находилось в Рязанской губернии. Яркие краски крестьянских нарядов, природа Рязанщины обогатили палитру Малявина. Здесь в 1906 году художник создал свой знаменитый «Вихрь» - произведение, неповторимое по гамме огненных красок. Над всем доминирует цвет - всемогущий бог художника. Характер малявинского колорита национальный, яркий, жизнерадостный. Танцуют у него те же любимые им крестьянские женщины, выворачивают душу наизнанку, несутся в безумной пляске, желая потопить в ней горе и нищету.

Малявин - отличный портретист и рисовальщик. Им создана замечательная галерея безымянных портретов русских женщин-тружениц.

Революцию Малявин встретил радостно, добился свидания с Лениным, писал его портрет. А в середине 20-х годов неожиданно уехал за границу. Его произведения, написанные на чужбине, утратили прежнюю значимость.


Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все


Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной


Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,


Однако Мастер женских полуфигур выработал собственную индивидуальность


Он обобщал формы, уменьшал количество деталей и мелочей в картине, стремился к ясности композиции. В образе


Четкие линии ограничивают контуры тел, контрасты света и тени выявляют их пластический


Христос, исцеляющий слепого, изображен в центре, но не на первом плане, а в глубине


В «Ночном кафе» – ощущение пустоты жизни и разобщенности людей. Оно выражено тем сильнее, что вера в жизнь


Это программное произведение художника, он писал его с огромным увлечением и мыслил как вызов академическому


Широкий красивый лоб. Тесно сомкнутые губы. Человек действия? Безусловно. Но и умница, с живым любопытством


На ней была изображена молодая женщина, попирающая ногой мертвую голову врага. В глубокой задумчивости, держа


Оторвать от этих росписей взгляд невозможно. В них гармония и изящество, в них светлая праздничность, в них


Страшный суд. Тот, на котором, по учению церкви, воздается всем: и праведникам и грешникам. Страшный, последний


Краски, засиявшие на бессмертных картинах Яна ван Эйка, не имели себе равных. Они переливались, сверкали,


Таинство брака носило в средневековье несколько иной характер, чем ныне. Взаимное решение о вступлении в брак

Режиссировать драматические пьесы и спектакли русских комических опер Дмитревский начал в 1780 году в театре Книппера, затем в его постановке и частично при его участии шли все без исключения оперы Пашкевича, мелодрама

Буманц своими произведениями создаёт атмосферу приятной неожиданности, яркой необычности, мягкости восприятия. Картины заставляют всматриваться в свой нетрадиционный мир, в свои очертания, и их зовущие краски, незатейливые и добрые.

Впрочем, своему появлению в Риме Рафаэль был, несомненно, в первую очередь обязан самому себе - своей неуемной страсти к совершенствованию, ко всему новому, к работе крупной и масштабной. Начинается великий взлет.

В декабре 1753 года специалисты отправились в Пьяченцу. На сей раз монахи предоставили им возможность обследовать картину. В своем отзыве Джованини напишет: несомненно, Рафаэль; состояние картины более или менее терпимое,

И Фальконе решил сам взяться за отливку статуи. Иного выхода нет. Фальконе не может не завершить своего дела. Слишком многое связано у него с этим монументом, и он должен довести его до конца. Конечно, он не литейщик. Но если нет мастера,

Эти десять лет в немалой степени помогли художнику и обрести свое кредо. Превращается за эти годы подмастерье-столяр в одного из образованнейших людей своего века. Ему, еще недавно с ошибками писавшему по-французски,

Ее произведения рождались из постоянных раздумий и сильных душевных переживаний. Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все проявления жизни, близко принимала к сердцу радость и горе. Она любила

Кочар пробовал себя в разных направлениях живописи, желая найти и утвердить в искусстве свой индивидуальный подход к миру и человеку в нем. Эти поиски не ограничивались чисто внешними техническими приемами, они были

Залькалн полон грандиозных проектов и замыслов, стремлений отдать всю энергию, весь творческий опыт своему народу, заставить улицы и площади города заговорить языком искусства. Он мечтал о «дворцах из грез» - величественных

На всю жизнь полюбил эту работу Николай. А когда подрос, начал помогать отцу. Металл стал послушен и его рукам.
Но думал ли юноша, что не вершковые железные поделки, а саженные бронзовые громады будут покорны его сильной

Суть творческого процесса для Белашовой и состоит в высвобождении мысли, а это дело нелегкое, требующее громадных душевных сил. Для нее цель искусства заключается в том, чтобы принести человеку радость сопричастности

Вступать в поединок, в спор с мертвой природой, с вязкой, тяжелой массой глины, которую надо было одухотворить, насытить своим волнением, болью, мыслью и чувством. Она не копировала натуру, а заново творила мир - из глины

В конце 1912 года Мухина переезжает в Париж и поступает в одну из частных академий, где преподавал Бурдель. Общение с Бурделем, живой пример его искусства, его тонкая художественная интуиция, его критика развивают в ней

Огромная самодисциплина и поразительное трудолюбие сделали Матвея Манизера уже к тридцати годам трижды образованным человеком с широким кругом интересов и на редкость обширной эрудицией. Но любовь к скульптуре одержала

Дореволюционное творчество Меркурова было тесно связано с развитием так называемого стиля «модерн», с тенденциями стилизаторства. Ранним работам Меркурова свойственны статичность композиции, скованность движений,

Из всех видов искусства этот разнообразно одаренный человек выбирает скульптуру. На этот раз навсегда. Он хочет быть тем, кто оживляет камни, кто создает бронзовые легенды. Сам великий Репин, увидев рисунки Шадра, благословил его на этот путь

Двадцать лет творческого труда - и три памятника. Даже если бы скульптор не создал ничего, кроме них, все равно его имя прочно вошло бы в историю искусства. Ибо все эти три памятника - столь непохожие по содержанию, настроению, форме

Искусству Ватагин учился от случая к случаю, бессистемно. Но настоящей его академией стала работа с натуры во многих зоопарках - и во время путешествий по отечеству, и по далеким заморским странам. Исполнились мечты

В Строгановское училище в Москве Эрьзю не приняли: переросток (ему в это время было уже двадцать пять лет). Директор училища Глоба сказал ему: «Вернись в деревню и плоди подобных себе». Юноша ответил: «Нет, не вернусь! Я буду

Но все же Шервуду удается поставить свой памятник. В 1910 году по его проекту в Кронштадте, на Якорной площади, перед Морским собором сооружается памятник адмиралу В. О. Макарову. На пятиметровой гранитной глыбе возвышается

    Филипп Андреевич Малявин Портрет Малявина работы Леона Бакста Дата рождения: 1869 Место рождения … Википедия

    Малявин, Филипп Андреевич живописец. Родился в 1869 г., в крестьянской семье Бузулукского уезда, Самарской губернии; учился в сельской школе; с малых лет очень интересовался иконами в деревенской церкви и пробовал подражать им; 14 лет ушел с… … Биографический словарь

    - (1869 1940), русский живописец. Учился в монастырской иконописной мастерской в Греции (1885 91) и в петербургской АХ (1892 99) у И. Е. Репина. Член Союза русских художников (с 1903). В 90 х гг. создавал сдержанные по колориту, меткие по… … Художественная энциклопедия

    Русский живописец. Сын крестьянина. Учился в монастырской иконописной мастерской на Айон Оросе (Греция; 1885‒91) и петербургской АХ (1892‒99) у И. Е. Репина. В… … Большая советская энциклопедия

    - (1869 1940) российский живописец. Член Союза русских художников. В красочных полотнах на темы крестьянской жизни стремился к передаче безудержного стихийного начала (Вихрь, 1906). С 1922 за границей … Большой Энциклопедический словарь

    - (1869 1940), живописец. Член Союза русских художников. Красочные полотна пронизаны захватывающим ритмом цветовых пятен, передающим стихийную мощь народных типов, широкую шкалу чувств («Вихрь», 1906). С 1922 за границей. * * * МАЛЯВИН Филипп… … Энциклопедический словарь

    Малявин, Филипп Андреевич - Ф.А. Малявин. Вихрь. Третьяковская галерея. МАЛЯВИН Филипп Андреевич (1869 1940), российский живописец. В красочных полотнах на темы крестьянской жизни стремился выразить безудержное ее стихийное начало (“Вихрь”, 1906). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Род. 10 (22) октября 1869 г., в с. Казанка (Оренбургской губ.), ум. 23 декабря 1940 г., в Ницце. Художник (живописец и график), видный представитель модерна. Участник выставок "Мира искусства" и АХРР. Начинал как иконописец (иконописная … Большая биографическая энциклопедия

Малявин Филипп Андреевич (1869-1940)

Ф. А. Малявин родился в многодетной крестьянской семье. В шестнадцать лет юноша отправился в афонский православный монастырь Святого Пантелеймона и почти шесть лет был послушником, трудился в монастырской иконописной мастерской.

В 1891 г. работы художника-самоучки увидел скульптор В. А. Беклемишев, побывавший на Афоне. Он пригласил Малявина в Петербург, поселил у себя. В 1892 г. бывший монастырский иконописец поступил вольнослушателем на живописное отделение АХ. После реформы АХ в 1894 г., когда там открылась мастерская И. Е. Репина, Малявин стал его учеником.

Уже ранние работы Малявина - портреты крестьян ("Крестьянская девушка с чулком", 1895; "Старуха", 1898) и соучеников художника по репинской мастерской (И. Э. Грабаря, К А Сомова, А П. Остроумовой) - принесли ему известность. Полотна молодого академиста приобретал для своей галереи П. М. Третьяков, о них писали газеты.

Очень скоро художник начал выполнять и эффектные заказные портреты. Настоящий фурор произвела картина Малявина "Смех" (1899). Написанная в качестве конкурсной работы, она изображала русских баб в красных одеждах на зеленом лугу. Необычайно яркий колорит, широкая, размашистая манера письма вызывали интерес и ожесточенные споры. Совет профессоров АХ отверг эту картину, а звание художника Малявину было дано за серию портретов.

Однако посланный в 1900 г. на Всемирную выставку в Париже "Смех" был удостоен золотой медали, а через год приобретен венецианским Музеем современного искусства. В зарубежном собрании оказалось и следующее большое полотно художника - "Три бабы" (1901-02), его приобрел Люксембургский музей в Париже. 1900-е гг. стали периодом расцвета таланта Малявина, в это время он создает свои лучшие работы: "Баба в желтом", "Девка" (обе 1903), "Две девки" (1910) и др. Крестьянки в ярких красочных нарядах - главные персонажи произведений Малявина.

К традиционной для русской живописи народной теме художник подошел по-своему, акцентируя мощное стихийное начало в женских образах, придавая им монументальность. Смелая живопись Малявина с ее условными фонами, крупными фигурами, неглубоким пространством и необычайно звучным цветом - подчеркнуто декоративна. Но в начале XX в. ее нередко расценивали как своеобразный вызов.

Картина "Вихрь", показанная в 1906 г. на выставке объединения "Мир искусства", воспринималась современниками в непосредственной связи с революционными настроениями эпохи. Надо отметить, что в картинах Малявина впервые после древней иконописи зазвучал в полную силу красный цвет. В 1900 г. Малявин приобрел усадьбу недалеко от Рязани и поселился там с семьей.

В 1906 г. тридцатисемилетний художник, не имевший даже общего образования, был избран академиком и отправился в трехлетнюю заграничную поездку. Вернувшись на родину, Малявин вновь заставил говорить о себе. На выставке СРХ в январе 1911 г. он показал большой "Семейный портрет", который критика единодушно признала художественной неудачей. С тех пор художник редко выставлял свои картины. Однако он продолжал интенсивно работать. Писал заказные портреты, много трудился в области станковой графики, выполняя в основном все те же портреты или изображения крестьянок. Здесь особенно проявился его дар рисовальщика, превосходно владеющего живой и точной линией.

В 1918 г. Малявин с семьей поселился в Рязани, занимался преподаванием. В 1920 г. переехал в Москву, а в 1922-м выехал за границу для устройства там собственной выставки. Он поселился в Париже, где в галерее Шарпантье в 1924 г. с большим успехом прошла выставка его работ. Живописные и графические произведения Малявина тех лет неизменно посвящены русской теме, нередко приобретающей гротескную трактовку. Обращается он и к пейзажу, пишет портреты. Наиболее известны его портреты балерины А. М. Балашовой (1924) и певицы Н. В. Плевицкой (1929). В 1930-х гг. Малявин много занимался организацией собственных выставок в разных городах Европы. Вторая мировая война застала художника в Брюсселе. Не знавший иностранных языков, Малявин был задержан оккупационными властями, обвинен в шпионаже, однако впоследствии отпущен. Семидесятилетний художник вынужден был пешком добираться до Ниццы, где в то время находился его дом. Вскоре Малявин скончался.

Картины художника

Автопортрет с женой и дочерью


Баба


Вихрь


Две девки


За книгой. Портрет Александры Андреевны Малявиной

Крестьянка в красном платье


Крестьянки


Крестьянская девочка


Введение

Анализ использованной литературы

Жизнь художника

Основные этапы творчества

Заключение

Список литературы


Введение


Русское искусство конца XIX-началаXX века было богато яркими индивидуальными, смелыми творческими исканиями. Среди художников этой эпохи Филипп Андреевич Малявин являлся одним из наиболее самобытных и одаренных. Его работы, возбуждавшие горячие споры на выставках и в печати, до сих пор захватывают зрителя своей взволнованностью и красочностью.

Широкая известность Малявина была в свое время создана на один-два года лишь несколькими его картинами; имя художника оказалось прочно связанным с понятием «малявинские бабы». За шумным успехом этих картин остались как бы в стороне другие его произведения. А ведь написанные им портреты и его многочисленные рисунки, относительно мало известные, достойны не меньшего внимания, чем те немногие картины, которые сделали Малявина знаменитым на родине и за ее рубежом.


Анализ литературы


Книга: Русские художники. Живопись XX века. В ней статья Бориса Зотова, в которой он кратко рассказывает о жизни и творчестве живописца Филиппа Андреевича Малявина. В данной литературе Малявин представлен как величайший талантливый человек, который покорял зрителей своим прирожденным талантом колориста, также он прекрасно чувствовал форму, а самое главное: он был глубоко национален, его талант шел от крестьянского начала самого художника.


Жизнь художника


Филипп Андреевич Малявин родился в многодетной деревенской семье государственных крестьян 11(23) октября 1869 года в селе Казанке Самарской губернии. Истоки его творчества, особенность его живописного языка там и стоит искать - в его деревенском детстве. Маленький Филипп был искусным резчиком по дереву. Много лет спустя он будет вспоминать: «Долгое время я никак не мог решить, быть ли мне живописцем или резчиком, и это меня очень удручало. Смотрел всегда с ужасом на годы - вот будет мне семь, восемь. До десяти представить себе не мог, до того это уже старость, и мне казались люди после десяти лет уже пожилыми. Я только одного боялся, как бы не потерять времени, и бегал, собирал угли в золе и рисовал везде - на стенах, на колесах, на воротах и даже на золе. Обращался к мужикам, чтобы они мне показали, как нужно рисовать, и с успехом пользовался их советами». Рисовать мальчик начал рано, а так как в деревне каких-либо изображений, кроме икон, не было, то он и срисовывал «святых». Должно быть, родным нравились его рисунки или уж очень покорило их рвение мальчика, но только они отнеслись сочувственно к его наклонностям, и 14-летний Филипп Малявин был отпущен с богомольцами в Грецию, на Афон, в находившийся там большой русский монастырь. Мальчик и его близкие полагали, что там он сможет научиться писать образа.

Никакой иконописной школы на Афоне, однако, не оказалось,- там существовала лишь небольшая иконописная мастерская, за которой присматривал монах, такой же самоучка, как и остальные «мастера». Но, чтобы заниматься даже в такой мастерской, Малявину надлежало стать послушником монастыря. Он начал работать с увлечением и, с точки зрения монахов, успешно: ему доверили, наконец, даже роспись целой стены в одной из церквей.

Так продолжалось до декабря 1891 года, пока на Афон не заехал, возвращаясь из заграничной командировки, молодой скульптор В. А. Беклемишев. Увидев работы Малявина, среди которых были и пейзажные этюды и портрет настоятеля монастыря, Беклемишев был поражен несомненным дарованием юноши. Он уговорил монахов отпустить их послушника учиться живописи в Россию.

В 1892 году Малявин выдержал экзамен для поступления в Академию художеств. Среди поступающих он резко выделялся, необычный студент - длинноволосый монах в черной рясе. Вот как вспоминает о Малявине известная художница А. П. Остроумова-Лебедева, державшая экзамены одновременно с ним: «Юноша в какой-то необычной одежде... На голове шапочка вроде скуфейки, низко надвинутая на глаза. Из-под нее висели длинные волосы до плеч. Лицо плоское, скуластое, корявое. Брови опущены к вискам. Светлые небольшие глаза... Его застенчивость, какая-то растерянность и одиночество среди студентов привлекали внимание... трогала его какая-то наивная откровенность и простосердечие».

Кроме таланта, нужны были воля и упорство, твердая вера в свое призвание, чтобы выходец из неграмотной деревни, из темного мира афонских монахов смог бы явиться в столичный Петербург, в Академию. Малявин занимался блестяще, он изумлял педагогов верностью глаза, точностью рисунка и не раз получал поощрительные медали. Его можно было считать уже сложившимся художником.

В годы занятий Малявина в Академии художеств шла подготовка к реформе системы преподавания. В 1894 году ряд крупнейших мастеров русского искусства стали ее профессорами, получившими широкие права в руководстве своими учебными мастерскими. Студентов особенно привлекала возможность работать под руководством И. Е. Репина. Пришел заниматься в его мастерскую и окончивший общий курс Малявин. В 1900-х Малявин участвует в выставках Товарищества передвижников, в 1906 г. показывает на выставке объединения «Мир искусства» свою картину «Вихрь». Впоследствии он также был членом «Союза русских художников».

Побывав летом 1895 года на родине, в Самарской губернии, Малявин привез оттуда большие портреты (один из них «За книгой» был приобретен П. М. Третьяковым). Они-то и являются одними из самых ранних известных нам произведений художника, в которых уже проявились характерные для него особенности. Портреты, «дивные по рисунку и живописи», произвели «громадное впечатление на меня и моих товарищей», - вспоминает Остроумова-Лебедева. Она же приводит слова, в которых Малявин выразил свое понимание живописи. Выше всего он ставил творческую активность художника, его способность к широким обобщениям: «Главное в существе предмета, в его характере, духе и жизненности. Не надо обращать внимание на краски, на тона, на лепку, на рисунок. Вы обнимите весь предмет одним глазом, вникните в его характер, в его дух, и когда вы что-то уловите, выносите это на холст, не думая о том, что тона грязны, темны или не те. Дело не в красках, а в правде».

Вот это проникновение в существо изображаемого и поражает до сих пор в ранних работах Малявина, таких, как «Крестьянская девушка с чулком» или «За книгой (портрет сестры)», созданных в 1895 году. Первая из них, написанная на воздухе, - большой этюд, созданный как бы «единым дыханием»: очень цельный, непосредственный, свидетельствующий об умении художника точно наблюдать (жесты, движения, манеру вязать на ходу). В нем много воздуха, солнечного света и того ощущения тишины и простора, которое бывает только в деревне.

В портрете сестры Малявин создал психологически-сложный образ. Многие мастера бытового жанра изображали женщин русской деревни, но впервые, в работе студента Академии, крестьянка была представлена в таком духовном порыве,- взволнованной прочитанной книгой, думающей, мечтающей. Ее фигура как бы выступает из темного угла в сильном динамическом повороте; тени подчеркивают аскетический характер лица, резко выступающие скулы. Умение схватывать главное и как бы скульптурная лепка формы делают этот портрет произведением зрелого мастера.

Крестьянская тема стала основной в творчестве художника, но не единственной. Он всегда имел с собой альбом и постоянно рисовал: натурщиков, своих товарищей, педагогов - рисовал быстро, изощряя свою наблюдательность. Так же он стал работать и масляными красками.

Грабарь рассказывает о своем портрете, написанном Малявиным и произведшем «сенсацию» в академии. «Портрет был закончен в один присест и это так всех огорошило, что на следующий день сбежались все профессора смотреть его; пришел и Репин, долго восхищался силой лепки и жизненностью портрета».

Портрет Грабаря был не единственным изображением сотоварища по мастерской Репина: молодые художники охотно позировали Малявину. В каждом изображении он решал особую творческую задачу и это делало такими не похожими один на другой портрет И. Э. Грабаря, А. П. Остроумовой, К. А. Сомова, Е. М. Мартыновой, А. А. Мурашко.

В самой мастерской Репина был создан превосходный портрет художника К. А. Сомова - в белом халате, отдыхающего на диване (1895). Написанный живо, свободным и энергичным приемом в теплой серо-коричневатой гамме, портрет очень красив. Чувствуется репинская традиция в горячности живописного темперамента, в стремительности широкого мазка и в твердом рисунке. Малявин сумел передать непринужденность позы и метко показал существенные черты изображенного: уверенность в себе, спокойную замкнутость, ленивую медлительность. Можно сказать, что портрет Сомова - эпизод из жизни знаменитой репинской мастерской ее лучшего времени, когда в ней дружно работали и много спорили, учились у Репина и друг у друга.

Не меньшее значение в творчестве молодого Малявина имеет картина «Больная» (1897) - портрет художницы Е. М. Мартыновой, одно из самых поэтичных его произведений. Оно кажется очень простым: утомленная долгой болезнью девушка полулежит на подушках и печально смотрит перед собой, в сторону от зрителя. Но скромные внешние средства были использованы замечательно проникновенно. Однотонная серебристая гамма портрета прекрасно соответствует образу хрупкой, недолго прожившей Мартыновой. Привлекательно ее исхудалое лицо, тонок рисунок профиля. Художник подчеркнул характеристику Мартыновой выразительностью ее нервных и как-то детски беспомощных рук. Необычна для портретов конца прошлого века несимметричная композиция - темное пятно головы в верхнем углу, темные косы, пересекающие изображение. Е. М. Мартынову писали ее друзья-студенты: И. Э. Браз (в 1896 году), Малявин и несколько раз Сомов (его известная «Дама в голубом платье» была начата тотчас же вслед за малявинским портретом).

В еще большей мере дарование Малявина раскрылось при обращении к родной для него крестьянской теме. В 1898-1899 годах он создает портреты матери, сестры и некоторые другие. В сравнении с портретами 1895 года эти произведения сразу же производят впечатление особой значительности и широты обобщения. Портретный образ приобретает монументальное звучание.

«Старуха» - не просто портрет матери художника: это превосходно найденный образ старой и мудрой крестьянки-труженицы. Как всегда, у Малявина и здесь восхищают острота и верность его видения, умение выбрать характерную позу и передать столь присущую русским крестьянкам старой деревни суровую, полную достоинства недвижность черт лица, тяжелые и узловатые кисти рук. И как, вместе с тем, мастерски написан портрет во всей сложной игре света на морщинистом лице и на белой кофте. Фон портрета нейтрален, но его светлые и темные пятна создают тревожную, словно мерцающую среду, которая усиливает внутренний драматизм образа. Колорит портрета очень сдержан: как и прежде, в нем нет ни одного яркого, кричащего цветового пятна-скромная гамма красок разработана в тонких отношениях. Репин писал: «В этих простых мужиках, запечатленных кистью Малявина, столько истинного благородства человеческой души, которая уцелела еще в отдаленных от центра местностях».

Подобными произведениями завершается первый период творчества Малявина. Его широко написанные портреты и все более крупные по размерам этюды увлекали студентов, но возбуждали недовольство профессоров, видевших в них только «баловство». С тем большим нетерпением ожидалась дипломная картина Малявина. Наконец, в 1899 году, он представил на конкурс картину «Смех», изображающую нескольких хохочущих крестьянок в красных сарафанах, под ярким солнечным светом. Она поразила современников и вызвала резкие отзывы в печати и брань в адрес художника. Совет Академии художеств, возмущенный дерзкой картиной, отказал Малявину в заграничной командировке и не хотел признать его художником. Только благодаря заступничеству Репина, угрожающего уйти из Академии, Малявину дали звание художника, но и то не за картину, а за ранее написанные портреты. «Смех» производил впечатление огромного эскиза, стремительно набросанного уверенным в себе смелым мастером. Краски (среди которых впервые преобладали красные) казались невиданно яркими, хотя одновременно не уничтожали ощущения световоздушной глубины картины, точности рисунка и объемности формы каждой фигуры.

Широкая манера письма уже одна была неприемлемой для официальной художественной школы того времени. Странным казалось отсутствие повествовательности, обычной для жанровых картин и желание создать образ только на одной эмоциональной основе. За пугавшей темпераментностью картины не воспринимались значительность ее внутреннего содержания, смелая независимость и яркий характер русской крестьянки, радость, молодость и здоровье в блеске солнечного дня. Произведение Малявина не было, однако, одиноким: в картине можно уловить связь с рассказами молодого Максима Горького, с образами крестьянок в живописи (правда, более поздней) А. Е. Архипова.

Малявин лишился главной премии дряхлеющей академии - большой золотой медали, а еще важней - заграничной командировки, уступив ее благопристойному, усредненному, прилизанному подражателю из мастерской академического профессора Владимира Маковского. О конфликте и всей суете вокруг Малявина тончайший художник - мыслитель Нестеров выразился так: « Непосредственное дарование этого сына земли, быть может, на имеет себе равного среди всего, что прошло с основания Академии художеств, с появлением у нас искусства. Его художественные ощущения… тонки, новы, ярки неожиданно смелы. Малявин как Веласкес, как Милле, как большинство пейзажистов, заряжается самой Природой, а не идеями ее. Его огромная, шестиаршинная картина без названия или, как ее окрестили, «Смеющиеся бабы» вызвала страстные, яростные, то полные негодования, то восторга споры… вообще изнервничались все до последней степени, наделав при этом массу глупостей». Как было не наделать. Озорные, хохочущие, радостные девки в ярко-красных платьях переворачивали устоявшееся передвижническое унылое представление о русской деревне. Мужицкое здоровое нутро Малявина здесь само собой выплеснулось на полотно - да не хороните вы Русь, городские всезнайки, живет она и жить будет! История закончилась своеобразно. Шум, поднятый вокруг Малявина, усилился благодаря крупнейшему успеху, можно сказать,- триумфу, который картина «Смех» имела в 1900 году на Всемирной выставке в Париже. Художник был награжден золотой медалью выставки, а картина была приобретена для собрания Галереи современного искусства в Венеции.

В художественной жизни России в начале века шла ожесточенная борьба между тремя самыми сильными лагерями: «передвижников», «мир искусников» и «союзников», т.е. членов «Союза русских художников». Боролись за публику, за прессу, за доходы, короче, за место под солнцем. В стане «передвижников» стояли такие крепкие, хотя и подточенные временем, дубы, как Репин, Суриков, Поленов и Виктор Васнецов. Поросль помоложе - Нестеров, Серов, Коровин, Врубель - колебались, потеряв веру в незыблемость старых ориентиров, искала, перемещалась между странами. Художники и критики западного толка во главе с Бенуа, Нуроком, Нувелем, Бакстом, Лансоре стремились призвать под свои знамена «из тактических соображений» кого угодно, лишь бы поталантлевей, повесомей. А тут еще русофилы - «союзники» в лице Архипова, Аполлинария Васнецова, Петровичева, Жуковского, Виноградова, Степанова, Переплетчикова… И в этой лаве доспевал самородный талант Малявина.

Отвергнутый Академией, Малявин вскоре вошел в круг «мирискусников», тем более что среди них находились Сомов, Остроумова, Грабарь (знакомые ему по мастерской Репина). От камерных, утонченных работ «мирискусников», посвященных любованию ушедшей стариной, картины Малявина отличались своими народными образами, широтой живописи и здоровым оптимистическим восприятием жизни. Несмотря на все различия, объединение «Мир искусства» было увлечено стихийным размахом творчества Малявина.

Среди работ художника, показанных на выставках «Мира искусства», находился прежде всего, портрет И. Е. Репина, написанный в 1899 году. Малявин, не признававший бесстрастного позирования, показал своего учителя за работой или беседой, в живом движении устремившимся вперед.

Однако сближение с «Миром искусства» наложило печать на творчество Малявина - начали появляться портреты, в которых он изображал людей нового для него круга: баронессы Вульф, Дягилева и других. Вскоре он стал одним из модных портретистов петербургского «света», не чуждавшимся внешних эффектов и манерности.

Малявин покорял зрителей тремя вещами. Первое: Филипп был прирожденным колористом, великим чародеем цвета. Краски у него - выложенный драгоценными каменьями ковер. Каждый мазок самоценен, его хочется поцеловать. Кое - кто говорил, что Малявин знает секрет старинного темперного лака, изобретенного афонскими иконописцами, поэтому и свежее его краски. Так или не так, сказать трудно. Но известно точно одно: Малявин покупными масляными красками пренебрегал, тер сам огромным камнем - курантом. А уж какие масла тли лаки применял - Бог весть.

Второе: при всей тяге к новаторству Малявин умел блестяще, не хуже старых мастеров, рисовать. Он великолепно чувствовал не только цвет, но и форму. Соученники видели, какой ненасытной жадностью Филипп покрывает рисунками лист за листом, как часто откладывает заполненный альбом и берется за свежий. Словом, он был великолепным рисовальщиком, а рисунок, по уверению великого Энгра, - «высшая честность искусства». Жаль, что Малявин много альбомов отправил на хранение родичам в безулуксую свою деревню. Там они со временем бесследно исчезли.

И наконец третье. Малявин был глубоко национален, его талант шел от крестьянского его нутра, от самой земли русской. Излюбленными персонажами огромных холстов художника на много лет стали рязанские бабы, самые обычные, деревенские коровницы, кухарки. В них виделись символы народной мощи.

Репин писал, что более одаренного ученика, чем Малявин, он не имел. Поэтому три могучих художественных объединения Росси тянули Малявина к себе, как канатами.

В начале 1900-х годов Малявин построил в Рязанской губернии, в Аксиньине, большую мастерскую. В ней и были написаны его известные многочисленные «бабы» в цветистых сарафанах. «Бабы ходили по мастерской, и Малявин быстро зарисовывал их движения в огромный альбом», - вспоминает И. Э. Грабарь.

После прошумевшей дипломной программы Малявин, как бы не зная более трудностей и колебаний, написал ряд блистательных картин аналогичного содержания: «Девка» (1903), «Три бабы» (1903), «Пляшущая девка» , «Две бабы» (1905), «Две девки», «Вихрь» (1906), «Верка» (1913) и другие.

Более всего известна большая картина «Вихрь» - вершина творчества Филиппа Андреевича Малявина - яркая, широкая, мощная живопись, стихийный, безудержный ритм вихревого движения, грубоватые, полнокровные героини - все звучало контрастом по отношению к изысканному стилизму, к утонченной ретроспекции ведущих мастеров «Мира искусства», которая была задумана им в 1905 году (этим годом датирован эскиз к ней из собрания Третьяковской галереи). События первой русской революции 1905-1907 годов повлияли на выбор сюжета и живописно-пластическую манеру огромного монументального холста. Масштабность полотна подчеркивает значительность замысла. Все поле картины заполнено буйным вихрем красок, развевающимися в пляске юбками и шалями, среди которых мелькают разгоряченные лица крестьянок. Преобладающий красный цвет благодаря экспрессии кисти и интенсивности накала теряет свойства обозначения предметного мира, но приобретает символическое значение. Он ассоциируется с огнем, пожаром, неуправляемой стихией; вторая причина - от иконы. Все полотно картины заполнено ярко-красными сарафанами, захваченными вихревым движением пляски; пестрые ткани несутся куда-то вверх, откуда смотрят на нас пять женских лиц. Особенно выделяются два образа: женщины слева, с лукавым, задорным, улыбающимся лицом, и девушки справа - несколько сосредоточенной, с затаенной улыбкой и остановившимся взглядом. Звучность и блеск красок удивительны. Вся картина, как яркий и драгоценный ковер, написанный с огромным темпераментом и поразительно смело. Вся она празднична, радостна, цветиста, полна движения, как сама русская пляска, как широкая и веселая, свободная душа русского народа.

Декоративность и отвлеченность, уже намеченные в «Смехе», здесь совершенно несомненны. «Вихрь» не произведение бытового жанра ни своими размерами или трактовкой эпически-монументальных образов, ни подчеркиванием стихийности, как единственного начала, определяющего тему.

В этом же 1906 году Академия за «известность на художественном поприще» избрала Малявина академиком. Во всех картинах Малявина 1900-х-1910-х годов - почти одно и то же: две-три «бабы» или «девки» среди струящихся мазков, которые образуют целую симфонию красок, то вспыхивающих алыми языками пламени, то изумрудных и прозрачных, то сумрачных. И среди хаоса сверкающих платков, бус, юбок - тщательно выписанные темные лица, полные загадочности, с глазами, мечтательно устремленными куда-то вдаль («Две девки»).

Фигуры матери и ребенка вылеплены как бы на одном дыхании. Написанная необычайно быстро, картина подкупает убедительностью народного типа. Характер образа подсказал здесь и кладку мазка, решительную и крепкую. Тело ребенка гораздо мягче по лепке формы, теряющей свою определенность и почти сливающейся с фоном. Осязаемо переданы упругость кожи лица и шеи молодой женщины, пушистые волосы малыша, грубоватая фактура домотканых одежд. Слитность матери и сына выявлена не только композиционно, но и в колористическом строе полотна. Сплав горячих тонов сгармонирован в единую приглушенную гамму. Удивительна конкретность этой гаммы: в красновато-бурых, почти коричневых «крестьянских» тонах как бы подчеркнуто слияние внешнего облика персонажей с их социальной характеристикой. Колорит в значительной мере предопределен самим художественным замыслом.

И все же «Баба с ребенком» - произведение уже истинно малявинское, как по духу, так и по приемам творчества. Только сущность художественного образа выражена здесь еще не патетикой цвета, декоративное звучание колорита не играет еще основную экспрессивную роль. Эта картина принадлежит к числу тех более ранних работ Малявина, которые показали, какие неиспользованные выразительные возможности таят в себе, казалось бы, «не главные элементы живописи манера и темп письма, характер кладки мазка, особенности живописной поверхности холста. Именно эти элементы живописного языка несут здесь основную эмоциональную нагрузку, становятся основным способом выявления ведущей идеи произведения. Дальнейшие же искания мастера были направлены на усиление декоративной звучности колорита и повышение образной активности цвета. С 1903 года Ф.А.Малявин решительно и бесповоротно становится на новый путь. Его картины все более превращаются в мажорные красочные феерии, звучащие торжественно и напряженно. Начинается короткий этап высших достижений мастера. Картина «Баба с ребенком» создана непосредственно в преддверии этого этапа.)

К лучшим работам Малявина принадлежит «Крестьянка в красном платье» - изображение хитрой и злой, немолодой женщины. В чертах ее лица, в косящем взгляде прищуренных глаз чувствуется что-то зверино-хищное. Выразительность образа, сочетание оливкового тона лица с полыхающим красным цветом кофты, делают картину одной из самых экспрессивных в творчестве художника. В картинах Малявина этого времени (начала столетия) вполне сказался односторонний характер трактовки им образа русского крестьянина. В них было воплощено ошибочное отождествление темы народа с темой стихийной загадочной силы.

С годами Малявин все более отходил от полноценных жизненных наблюдений, от конкретных образов. Повторяясь в содержании, он много терял и в живописи. Несмотря на отдельные удачи Малявин не мог выйти далеко за пределы своей узкой темы. Он как бы застывает на одной точке и постепенно утрачивает чувство правды, жизненность, взволнованность, которые так пленяют в его ранних произведениях. Изменяет ему и его живописный талант, пропадает трепетность цвета и света. Наряду с возрастающей надуманностью образов, лица его персонажей приобретают все более темный цвет, становятся, как «чугун» (типы «мужиков» в картинах предреволюционных лет, поздний портрет В. А. Беклемишева).

Быстрый и нежданный успех, любование собой, лишили художника самого главного в творчестве - изучения жизни, глубоких раздумий. Это привело его к такой печально-нашумевшей картине, как большой «Автопортрет с женой и дочерью» (1911). Стоившая ему трех лет работы и имеющая удачные фрагменты, она поразительна по манерности и безвкусице. Свои утраты в глубоком содержании Малявин стремился возместить новыми живописными приемами, но даже в сдержанном и обобщенном портрете П.И. Харитоненко с сыном ему все же не удалось достичь проникновенности своих прежних произведений.

Была однако область творчества, в которой Малявин сохранял всю силу своего дарования,- графика. Его многочисленные рисунки замечательны по своему мастерству. Он убедительно проявил в них не только остроту глаза и умение охватить главное, но и тонкий вкус (в отсутствии которого в живописи его нередко упрекали).

Малявин рисовал постоянно. Сохранились целые альбомы его набросков и законченных рисунков. В них запечатлены огородные и дети, артисты и художники (он много раз рисовал Репина), и он сам. Существует множество автопортретов Малявина. Но особенно интересны рисунки, изображающие крестьянок, словно мгновенно выхваченных из жизни; их позы, движения, жесты переданы удивительно точно и остро. Обычно нарисованы одна-две фигуры на листе бумаги, как и в живописи,- любовно проработаны лица (острием графита), а одежды намечены струящимися широкими и жирными штрихами, что позволяло вызвать ощущение богатой игры красок и светотени.

Мастерски использовал Малявин белый фон бумаги: он как бы лепит из него лицо, едва намеченное легкой паутиной тонких линий, а то проводит горизонтальную черту и дает этим почувствовать пространство за фигурой, воздух и свет, окружающие ее. Иногда Малявин вводил в рисунок цвет, тронув красным или желтым карандашом платок на голове или плечах. Для работы он пользовался большими графитными стержнями, заточенными в виде острой лопаточки, что позволяло, не меняя графита, проводить и тончайшие и широкие линии. Он создал свой стиль рисунка, и его листы невозможно спутать с работами других художников, их отличает острая жизненность в сочетании со своеобразной, полной нервного подъема графической манерой. Здесь у Малявина не было срывов (как в живописи), он создавал рисунки, наблюдая натуру, которую прекрасно видел и ощущал.

Значительной работой Малявина после Великой Октябрьской социалистической революции было создание в 1920 году серии живых и выразительных портретных зарисовок В. И. Ленина (исполненных в процессе подготовки к портрету маслом). Он рисовал Ленина у стола в его кабинете и за этим столом, сидящим в кресле, читающим книгу, на фоне красного знамени, идущим. Ему удалось передать хотя бы некоторую долю выражения то задумчивости, то улыбки, то деловитой сосредоточенности на живом и подвижном ленинском лице.

В 1922 году Малявин уехал за границу. Ничего нового или значительного создать там он не смог. Он много рисовал, в том числе и писателей А. И. Куприна и И. А. Бунина. Он обращался снова к крестьянской теме, но его новые картины не достигали уровня прежних произведений.

Глубокая вера в духовное богатство народа и знание русского крестьянства наполняли живым содержанием произведения молодого Малявина. Портреты его матери, сестры, односельчан открыли новую страницу в истории русской живописи, посвященной жизни деревни. Впервые образы крестьян были с такой покоряющей талантливостью раскрыты, как внутренне сложные, полные красоты и силы.

Лучшие стороны дарования Малявина были воплощены и в портретах его товарищей по Академии художеств, в произведениях большой поэзии и человечности, изумляющих тонкостью реалистического мастерства.


Заключение


Малявин вошел в русское искусство XX века как один из самых ярких, самобытных художников. Созданные им женские образы по праву получили нарицательное имя «малявинских». С ними неразрывно связано представление о праздничности или мечтательности, о жизнерадостном веселье или о строгом достоинстве, о вихре пылающих цветов или о глухом мерцании темных тонов.

Трепетный родник жизнеутверждающего искусства продолжает жить не только в его живописи. Не в меньшей мере он сохраняет свое очарование и в сотнях рисунков Малявина, составляющих одно из самых артистичных явлений в русской графике предреволюционного времени.

С десятилетиями, отделившими нашу эпоху от Малявина, стало правильнее отношение к нему и его творчеству. К классическим произведениям русской художественной культуры принадлежат лучшие его работы, и рядом с именами его современников - Серова, Коровина, Нестерова и многих других - не должно быть забыто и имя Филиппа Малявина. Ведь Малявин оставил следующим поколениям многое. Он создал яркую, многоликую галерею русских людей начала двадцатого века, воспел их жизненную силу, удаль и широту натуры. Художник - новатор мирового класса, в своих творческих поисках он шагал впереди времени. Работы Малявина есть в галереях Парижа, Рима, Брюсселя, Венеции. Как ценнейшее наследие национальной художественной культуры, они хранятся в Третьяковке, в Русском музее, во всех крупных музейных собраниях страны.

изобразительный искусство живописный малявин

Список литературы


1.<#"justify">3.Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство/Гл. ред. В.М. Полевой; Ред. кол.: В.Ф. Маркузон, Д.В. Сарабьянов, В.Д. Синюков,-М.: «Сов. Энциклопедия». Книга 1. А-М., 1986-447с.

.Русские художники от «А» до «Я»/Под ред.: Е.М. Алленова, Н.А. Борисрвской и др.,-М.: Слово, 1996.- 216 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.