Или ишак умрет падишах притча читать. Либо ишак сдохнет, либо падишах умрет. Повесть о пропавшем осле

Великий мудрец, полнейший глупец, домосед, страстный путешественник - фигура Ходжи Насреддина полна противоречий. Как ни странно, человек, оседлавший осла задом наперед, стал не только героем анекдотов, но и основной фигурой философских сказаний. Острый язык и способность притворяться недотепой сослужили великому мудрецу отличную службу. Старика Насреддина помнят и чтят до сих пор.

История создания

Первые притчи о приключениях Ходжи вошли в книгу «Салтукнамэ», появившуюся в Турции в XV веке. Оттуда истории из жизни героя распространились по территории Персии и других арабских стран. Похождения Насреддина пересказывались на базарных площадях и в кругу семьи. Высказывания мудреца облетели земной шар, а число притч увеличилось с десятка до трех сотен.

Немыслимая популярность анекдотов имела последствия. Не утихают споры, где родился Ходжа Насреддин и кто стал прототипом сказочного героя. Мир ученых разделился на два лагеря: первые доказывают, что философ - собирательный образ, что герой не существовал в реальности. Ученые утверждают, что в фольклоре большинства народов присутствует подобный типаж. К примеру, немец Тиль Уленшпигель или белорус Федор Набилкин.

Вторая точка зрения: Ходжа Насреддин – действительно существовавший человек. Мужчина родился в турецком селении. Благодаря образованию и своеобразному мышлению, Ходжа стал советником султана. Но доказательств этой теории не найдено.


Для жителей СССР колоритного персонажа открыл Леонид Соловьев. Писатель создал два романа о приключениях Ходжи - «Возмутитель спокойствия» и «Очарованный принц»:

«Образ Насреддина в книге Соловьева сохранил традиционную смесь плутовства и благородства, направленного на защиту угнетенных, мудрости и любви к приключениям; причем во второй части книги сильно ослаблена фантастически-развлекательная сторона».

Биография

Ходжа Насреддин родился в семье главы мусульманской общины. Мальчик рос в любви и получил престижное образование. Острослов со школьной скамьи посмеивался над ровесниками и учителями:

«- Не хвастайся знаниями, - рассердился домулла. - Чаще острые умом дети вырастают круглыми идиотами.
- Так вы, уважаемый учитель, в детстве наверняка были очень умны».

Окончив школу, Ходжа углубился в изучение юриспруденции. Во время студенчества юноша познакомился с поэтом Джалаладдином Руми. Суфийские притчи, написанные стихотворцем, увлекли Насреддина. Так в жизнь Ходжи вошел суфизм - философское направление, отличающееся повышенной духовностью.


Герой анекдотов рано женился. Вместе с молодой возлюбленной Ходжа обустраивается в селении, где вырос. Возвращение молодого мужчины совпало со смертью отца. Доподлинно не известно, были ли у Насреддина другие жены. Вскоре в семье появились дети: две девочки и мальчик. Как и с женами, точное число детей установить не удалось, но существует мнение, что Ходжа любил и баловал младшего сына сильнее остальных.

«Малыши Муллы играли возле дома, и кто-то спросил младшего из них:
- Что такое баклажан?
Сын немедленно ответил:
- Розовато-лиловый теленок, у которого еще не открылись глаза.
Вне себя от радости, Мулла сгреб его в охапку и расцеловал с головы до пят:
- Нет, вы слышали? Вылитый отец. И я никогда не говорил ему этого - сам придумал!»

За жизнь философ сменил множество работ: Насреддин работал учителем в школе, читал проповеди в селении, промышлял грабежом, а после занял пост судьи. По работе и ради развлечения герой объездил множество городов. Скоро слава о мужчине облетела всю страну.

Умер Ходжа Насреддин в старости. Могила философа расположена в городе Акшехир. Только на гробовой доске выбиты даты, свидетельствующие, что острослов скончался за несколько сотен лет до дня рождения. Поклонники Насреддина считают это последней шуткой остроумного весельчака.

Притчи

Рассказы о похождениях Ходжи относятся к суфийским притчам. Для таких философских эпосов привычным является «отзеркаливание». То есть Насреддин своим поведением и словами показывает непосвященному человеку ситуацию со стороны.

Еще один прием поклонников суфизма - отрицание прежнего опыта. Такое поведение тоже прослеживается в приключениях философа. Насреддин совершает нестандартные поступки, которые показывают людям нелепость их поведения или желаний. К примеру, как в притче о белой обезьяне.

Притча о белой обезьяне

Однажды к Ходже пришел безобразный ростовщик. Мужчина требовал, чтобы философ с помощью мудрости превратил его в красавца. Насреддин не мог уронить авторитет и согласился помочь. Единственное условие - во время ритуала нельзя думать о белой обезьяне.


Иллюстрация к "Притче о белой обезьяне"

Естественно, окружающие размышляли только о зверьке. Ростовщик остался непривлекательным, но виноватыми в провале оказались все, кроме Насреддина.

Притча про заячий суп

Однажды местный крестьянин подарил острослову тушку зайца. Придя в гости к Ходже, мужчина напомнил о подарке. Философу ничего не оставалась, как угостить того супом. Через неделю к Насреддину пришли соседи крестьянина и напомнили, что их сосед подарил философу зайца. И этих гостей Ходжа накормил.


Иллюстрация к "Притче про заячий суп"

Следующий визит нанесли соседи соседей. И получили в качестве угощения воду. На немой вопрос герой ответил: «Это - вода от воды, в которой варился заячий суп».

Среди анекдотов о философе распространены притчи про осла. Ишак – верный друг Ходжи и часто сопровождает Насреддина в путешествиях.

Повесть о пропавшем осле

Ходжа потерял на базаре осла. Мужчина во всеуслышание заявил, что подарит животное тому, кто найдет пропажу. Соседи мужчины удивились подобному заявлению. Никто не понял в чем смысл поисков, если осла все равно отдадут. Философ заявил, что хочет испытать радость от находки, а не от владения.


Иллюстрация к "Притче о пропавшем осле"

Каждое из трехсот дошедших до нас сказаний наполнено глубоким смыслом и не теряет актуальности. Остроумный шутник не только развлекает, но и дает важные жизненные уроки.

  • Ежегодно в начале июля жители города Акшехир устраивают фестиваль юмора и чествуют героя любимых притч.
  • Статуи острослова установлены во многих городах мира. Москва не стала исключением. Неподалеку от метро «Молодежная» расположен памятник Ходже и его верному ослу.

  • В притчах Болгарии и Македонии Ходжа выступает в роли антигероя. Веселый и находчивый Хитрый Петр постоянно оставляет Насреддина в дураках. Причина такой нелюбви – обе страны долго находились под гнетом турецких правителей.
  • Крылатое выражение «Если гора не идет к Магомету, то идет к горе» приписывают мусульманскому пророку, но автор фразы Ходжа Насреддин. Первоначальный вариант выглядел так:
«Истинные пророки и святые лишены высокомерия. Если пальма не идет ко мне, то я иду к ней».

Цитаты

«Судьба и благоприятный случай приходят на помощь тому, кто преисполнен решимости и борется до конца».
«Мир устроен все-таки неплохо для того, кто носит на плечах голову, а не пустой горшок!»
«Я человек простой, мой вопрос может показаться глупым. Но скажите - какая польза людям от вашего ученого спора?»
«Вслед за холодной зимой приходит солнечная весна; только этот закон и следует в жизни помнить, а обратный - предпочтительнее позабыть».
«Каждому возрасту соответствует своя мудрость».

И все же, выход имеется. Выход настолько про­стой, насколько и приятный, в отличие от всех вышеперечисленных, потому что он лежит со­всем в другой плоскости. Концепция судьбы в Трансерфинге базируется на принципиально иной модели мира...

В. Зеланд

Она права, - глубокомысленно заметил ста­рик. - Мы во многом обязаны своим спасением этому ишаку, который поистине украшает со­бою мир и выделяется, как алмаз, среди всех дру­гих ишаков...

Л. Соловьев

Ишак у Ходжи Насреддина был очень умный, все понимал. Однако и этот самый умный, самый благородный, самый драгоценный в мире ишак, рав­ных которому никогда еще не было и не будет, не умел самой малости - разговаривать. Перевернул­ся бы мир, заговори вдруг этот несравненный и по­добный цветущей розе ишак? Разумеется, нет, тем более что дальнейшее образование этого благород­ного во всех отношениях животного в планы узбек­ского Остапа Бендера не входило.

Взявшись обучить грамоте этот алмаз среди всех других ишаков, Ходжа Насреддин имел в виду - заработать немного , справедливо рассудив, что за время, испрошенное им на обучение украшающе­го собой мир ишака, сдохнет либо он сам, либо ра­ботодатель.

Трансерфинг и обучение грамоте ишака имеют много точек соприкосновения. Не спешите разочаро­ванно всплескивать руками. Известно, например, что ничего не мешает обезьяне, обученной колотить по клавиатуре, напечатать пару-тройку сонетов, а то и полное собрание сочинений Уильяма Шекспира за пару сотен лет сидения за компьютером или пишущей ма­шинкой. С той же вероятностью и по прошествии того же времени цирковой заяц может научиться не про­сто молотить палочками по барабану, а исполнять что - нибудь эдакое, узнаваемое и классическое.

Но проще всего профессионально или полупро­фессионально заниматься обустройством судеб че­ловечества, создавая авторские концепции, строя­щиеся на авторском же мировоззрении, которое, как говорит В. Зеланд, в свою очередь, базируется на некоторых недоказуемых отправных точках:

«.„Например, материализм основан на утверж­дении, что материя первична, а сознание вторично. Идеализм утверждает прямо противоположное. Ни то, ни другое утверждение недоказуемо, тем не ме­нее, на их основании строятся модели мира, каждая из которых очень убедительна и находит себе пре­данных защитников...».

Остатки вызубренных в школе истин, отражающих, как мы искренне полагаем, истинную картину бытия, вместе с фрагментарными знаниями, полученными при дальнейшем образовании или самообразовании, добав­ляют нам самоуверенности и самоуспокоенности. Мы с глупейшим апломбом повторяем нелепую мысль о познаваемости окружающего нас мира, говорим о по­корении пространства и времени, рассуждаем о чело­веке как венце творения, строим свои собственные «принципиально иные модели мира».

Наше неведение, говорил Станислав Ежи Лец, достигает все более далеких миров... Так пусть же незнание освещает наш долгий и многотрудный путь, а неосведомленность станет путеводной звездой!

В известной притче о трех слепцах, приведенной в книжке Вадима Зеланда, рассказывается о том, как незрячая компания пыталась составить пред­ставление о том, что может представлять собой слон. Один из них при этом ощупал хобот, другой ногу» третий ухо. Хорошо, что слепых естествоиспытате­лей было только трое, точнее, никому из них не достался какой-нибудь другой фрагмент выдающейся конституции этого животного.

Я знаю другую, не менее поучительную притчу о слепце, внезапно прозревшем на несколько секунд, увидевшем перед собой ишака, и опять потерявшем зрение. С тех самых пор, о чем бы ему ни рассказы­вали зрячие собеседники, слепец неизменно вопро­шал: «А что, это так же прекрасно, как ишак?».

Претендовать на абсолютность истины не могут ни слепец, узревший ишака, ни слепец, ощупывав­ший слона. Совершенно бессмысленно доказывать, что мироощущение одного истинно, а другого - ложно. «Каждая теория работает, а потому име­ет право на существованиеу - говорит В. Зеланд. - Любая концепция судьбы также работает».

Поэтому, добавим мы от себя, если хочешь чего - то большого и чистого, помой слона...

Решил удивить как-то раз целый мир
Всесильный, могучий бухарский эмир -
Собрал во дворце он своих мудрецов -
Почтенных, седых звездочетов, льстецов...

Мои мудрецы! Поручить я хочу
Задачу, что будет лишь вам по плечу!
Пять тысяч таньга я готов подарить

Вот вслед за эмиром выходит осел.
Осел – это я вам скажу, не козел!
Красавец с ушами, не просто вам так!
Кричит он И-А, как нормальный ишак!

Не будет осел никогда говорить!
Вокруг да и около неча ходить!, -
Сказал так мудрец и тотчас же замолк.
На рот свой мгновенно повесил замок.

С сомненьем другой покачал головой:
- Прости мне эмир, но вопрос сей не мой.
Преславный эмир! Это все ерунда!
Не будет осел говорить никогда!

Да как вы посмели? Да как вы могли?
Осла говорить научить не смогли!, -
Взорвался эмир. Разразилась гроза!
Рассыпалась с четок его бирюза!

Вперед вдруг выходит Ходжа Насреддин, -
- Из всех мудрецов я нашелся один!
Пять тысяч таньга ты готов подарить,
Тому, кто научит осла говорить!

Ну, что ж, мой эмир, для тебя я готов!
Позволь только молвить мне несколько слов.
Условия сделки хочу обсудить.
Непросто – учить ишака говорить!

Нелегкое дело – не надо вопить!
Берусь научить ишака говорить!
Все это мне надо с тобой обсудить -
Еду и питье я хочу получить,

И срок для учебы лет минимум двадцать!
Потом с ишаком чтобы смог состязаться
Твой лучший оратор. Ведь верно, эмир,
Тогда ты легко удивишь целый мир!

Представьте! Собрался совет мудрецов -
Ученых, вояк, звездочетов, скопцов,
И перед советом выходит ишак..
Совет удивится: да как это так?

Вот это эмир! Всех сумел удивить,
Сказав, что научит осла говорить!
И вот наш ишак начал речь говорить.
Таких ишаков надо очень ценить,

Лелеять, беречь, беспредельно любить.
А кто научил ишака говорить?
И скажет совет: наш Ходжа и эмир!
Сумели они потрясти целый мир!

Ишак произносит сейчас двадцать слов,
Охотно учиться всегда он готов!
Так вот, мудрецы и великий эмир!
Возьму ишака я с собой на Памир!

Поставлю шатер я в долине средь гор
И там поселю ишака до тех пор,
Пока не начнет он чуть – чуть говорить.
Без этого в мир мне нельзя выходить!

А после – мы выйдем вдвоем с ишаком,
И мир зашумит – всем понятно, о ком!
Не может ишак так, как мы говорить,
А вот – научился. Могу подтвердить,

Великий эмир мне отдал ишака,
А с ним дал мне дом, десять тысяч таньга,
Теперь, как учитель, могу приступить
Пытаться осла научить говорить!

Я лет через десять с ослом к вам вернусь
Он вам все расскажет, Аллахом клянусь
А если умрем, то прошу нас простить -
Не смог я осла научить говорить.

Согласен, эмир? Будешь ждать десять лет?
Хочу я услышать твой мудрый ответ!
Смеется эмир: "Нет, какой я простак!
Подумал, что может учиться ишак!"

Спасибо, Ходжа! Ты помог, как всегда!
Бывает эмир простаком иногда!
Я глупость такую хотел сотворить -
Пытался осла научить говорить!

Возьми, как награду за мудрый совет,
Пять тысяч таньга! И живи много лет!
13.08.2015

Каждому, кто внимательно вчитывался в содержание экономической программы, под которой стоит подпись министра финансов Яира Лапида, наверняка приходила на ум притча про бедного крестьянина, который для того, чтобы сократить расходы, решил давать меньше корма своему рабочему ишаку. Тому, на котором он возил на рынок урожай. Убедившись, что после после первого уменьшения количества пищи ишакпродолжил покорно везти поклажу, крестьянин решил еще больше сократить размер фуража. Затем, через некоторое время, крестьянин повторил этот трюк – сократив питание ишака на половину. Хозяин скотины был страшно рад, что сумел уменьшить расходы на кормежку. Поэтому он продолжил «программу урезаний». До тех пор, пока одним не слишком прекрасным утром не обнаружил, что ишак сдох.

Наблюдая за новыми экономическими санкциями, которые министерство финансов вводит против граждан страны, начинаешь думать, что правительство решило использовать методику экономного крестьянина, заморившего голодом своего ишака, чтобы временно сократить расходы и обеспечить себе более благополучное будущее. Минфин не понимает, что основное экономическое бремя несут на себе представители среднего класса, та самаязнаменитая Рики Коэн из Хадеры и ей подобные.

Действительно – перед новым министром финансов стоит непростая задача, поскольку он унаследовал астромический бюджетный дефицит. Нет сомнений, что на первоначальном этапе следует найти такие решения, которые позволят не увеличивать бюджетный дефицит, а на более поздней стадии – последовательно его сокращать. Вопрос заключается в другом: является ли средний класс, работающие люди главным объектом столь масштабных реформ. Должен ли именно средний класс взвалить на себя дополнительное бремя, его большую часть? Либо того, что ему приходится тащить на себе, более, чем достаточно. Возникает также вопрос, насколько лидеры государства должны быть чувствительны к положению граждан, которые голосовали за них, за которых они несут ответственность?

В Третьей книге Царств (Сефер Мелахим) рассказывается история сына царя Соломона (Шломо), Ровоама (Рехавама), унаследовавшего от отца царский трон. Как только Ровоам сел на трон, народ обратился к нему с просьбой: «Твой отец утяжелил возложенное на нас бремя, а теперь, ты, новый царь, должен облегчить нашу участь» В обмен на снижение налогового бремени народ пообещал Ровоаму признание его царского статуса.

Ровоам обещает посоветоваться и дать ответ. Вначале он обращается к старцам, которые были советниками при дворе Соломона. Те говорят: «Если ты будешь служить этому народу и согласишься на их просьбы, будешь говорить им добрые слова – то и они будут служить тебе до конца дней».Ровоам не принимает совета старцев и обращается за консультацией к «детям», молодым людям, которые росли вместе с ним, полагая, что те представляют «новую политику». В отличие от стариков, советы которых, возможно, привели к нынешнему плачевному состоянию народа. Молодые советуют царю не церемониться с народом: «Я сделаю ваше бремя еще более тяжелым, я буду избивать вас плетьми, подвергать вас мучениям».

Царь Ровоам решает последовать совету «новых политиков». Однако реализация их советов, полное безразличие к тяготам и потребностям народа, привела в итоге к расколу единого царства на два государства – Иудею и Израиль. Этот, столь радикальный раскол, стал следствием советов «новых политиков», которые были абсолютно оторваны от своего народа.

Возвращаясь к нашей эпохе, хочется задать вопрос: как следует принимать законы, вносить поправки, как следует возлагать на общество экономическое бремя? Ответ на этот вопрос дали еврейские мудрецы (хазаль). Эта формула может служить индикатором для политиков, принимающих такого рода серьезные решения. Она поможет им понять, является та или иная экономическая санкция посильной для граждан. Эта простейшая формула фигурирует в Талмуде. «Не возлагают бремя на народ в том случае, если он не может его вынести»(Вавилонский Талмуд). Это правило обязывает лидеров, принимающих решения, и ученых, дающих лидерам советы, тщательно проверять, в состоянии ли граждане вынести новое экономическое бремя.

(перевод с иврита Г.Франковича)

Зачастил,как-то,Насреддин из Бухары в Багдад,
Верхом на ослике - туда,пешком идёт назад.
Туда-соломы два тюка,обратно-ничего.
Один таможенник всегда обыскивал его,
Но ничего не находя и выбившись из сил,
он как-то,обыск завершив,с досадою спросил:
-"Ну что ты возишь,Афанди?Ты,как обычно,чист..."
-"Да нет,"смеётся Насреддин:-"...ведь я -контрабандист!"
Прошло с тех пор немало лет,Ходжа разбогател,
Купил В Египте дом большой и отошёл от дел.
И вдруг в Каире повстречал того,кто сбившись с ног,
Искал,на чём хитрец Ходжа построить бизнес смог.
-"Салам!Не виделись с тобой лет десять,Насреддин,
Но мне покоя не даёт с тех пор вопрос один:
Достопочтенный Афанди,ответь без лишних слов,
что контрабандой ты возил?".Ответил тот:-"Ослов!"

Ходжу Насреддина знают и любят на обширной географической территории, простирающейся
от Венгрии через Индию в Китай, а также от Южной Сибири в Северную Африку. На протяжении
веков миллионы детей выросли, слушая рассказы о Ходжа Насреддине, о его легендарном
остроумии и чудных обманах.
Ходжа Насреддин изображается как мудрец и простак в то же время. Во всех своих анекдотах,
Насреддин находит выход из самых деликатных ситуаций, с его умом, мудростью и здравым
смыслом, часто сочетающихся как бы с абсурдом, и в то же время мудрых высказываниях.

Статуя Ходжи Насреддина верхом на осле в Анкаре, Турция.

Здравый смысл, непосредственность, насмешки... и вид юмора, который отражает человеческую
психологию, обнажает недостатки общества, критикует даже государственные и религиозные
дела, еще всегда решает вопросы полюбовно являются элементами, которые вместе создают
особый вид логики - логики Ходжа Насреддина.
Ходжа Насреддин, как полагают, родился в 1208 году в селе Hortu из Sivrihisar, в современной
Турции, после чего он переехал в Aksehir, а затем в Konya, где он умер в 1284 году Но по
некоторым данным, человек по имени Ходжа Насреддин никогда не жил; это всего лишь
вымышленный персонаж, созданный выходцами из Анатолии в 13 веке, а также его создание
продолжалось в течение многих столетий.
Действительно, на протяжении многих лет число Ходжи Насреддина историй значительно возросло
его рассказы распространились на новые земли, где истории, рассказывали и пересказывали, и
они стала частью фольклора региона. Сегодня его историй насчитывается нескольких сотен.

Есть несколько памятников Ходжи Насреддина в Турции, и в других местах по всей Европе.
Большинство из них изображают Насреддина верхом на осле задом наперед. История гласит, что
один день Ходжа Насреддин сел на осла в ту сторону, обращенную к спине. Когда люди спрашивали его, почему, он ответил: «Это не то, что я сижу на осле задом, это осел выбрал
неправильный путь.»


Статуя Ходжи Насреддина в Брюсселе.

Ослы часто фигурируют в рассказах Ходжи.
Самая известная история.
Однажды эмир позвал Ходжу Насреддина и спросил: «Можешь ли ты обучить моего любимого
ишака богословию, чтобы он знал столько же, сколько я сам?»
Ходжа отвечал:
«Я знаю твоего ишака, я проверил его способности и убедился, что этот
замечательный ишак не уступает остротой своего ума ни одному из твоих министров.
Я берусь обучить его богословию, и он будет знать столько же, сколько знаешь ты, но
для этого потребуется двадцать лет».

Эмир велел выдать Ходже из казны пять тысяч таньга золотом и сказал: «Бери этого ишака и
учи его, но, клянусь аллахом, если через двадцать лет он не будет знать богословия и
читать наизусть коран, я отрублю тебе голову!»

Друзья услышали про это и пришли к Ходже, жалея его и упрекая за такой глупый поступок.

- Ты заранее можешь проститься со своей головой! - воскликнул его друг чайханщик. -
Да где же это видано, чтобы ишаки учились богословию и наизусть читали коран!
- Не горюйте, друзья, - ответил Ходжа Насреддин. - Скажу, что получить пять тысяч
таньга золотом и хорошего ишака в хозяйство - это человеку не каждый день удается.
А голову мою не оплакивайте, потому что за двадцать лет кто-нибудь из нас уж
обязательно умрет - или я, или эмир, или этот ишак. А тогда поди разбирайся, кто из
нас троих лучше знал богословие! .


Nasreddin_Hoca_In_Moscow

Однажды некий праведный дервиш-мелами сказал Насреддину:
- Ходжа, неужто твое занятие на этом свете одно шутовство и нет в тебе ничего
добродетельного и совершенного?
- Ну… а что совершенного есть в тебе, дервиш? - ответил Ходжа.
- У меня много талантов, - отвечал тот, - и нет счету моим добродетелям. Каждую
ночь покидаю я этот бренный мир и взлетаю до пределов первого неба; витаю
я в райских обителях и созерцаю чудеса царства небесного.

- А что, в это время не обвевает ли твое лицо райский ветерок? - заметил Ходжа.
- Да, да! - радостно подхватил дервиш.
- Так вот, это опахало - хвост моего длинноухого осла… - улыбнулся Насреддин


Статуя Ходжи Насреддина резки дерева филиал в Акшехир

Как-то Насреддин прочитал в одной книге, что если у человека маленький лоб, а длинна
бороды больше двух кулаков, то этот человек - дурак. Он посмотрел в зеркало и увидел,
что лоб у него маленький. Затем взял в кулаки бороду и обнаружил, что она значительно
длинне, чем надо.
- Нехорошо, если люди догадаются, что я дурак, - сказал он себе и решил укоротить
бороду.
Но ножниц под рукой не оказалось. Тогда Насреддин просто сунул в огонь торчащий конец
бороды. Она вспыхнула и обожгла Насреддину руки. Он отдернул их, пламя спалило ему
бороду, усы и сильно обожгло лицо. Когда он оправился от ожогов, то на полях книги
приписал:
"Проверено на практике”.


Статуя Ходжа Насреддин в Бухаре,


Статуя Ходжа Насреддин в Бухаре, Узбекистан.

Однажды Эмир решил заставить всех жителей Бухары говорить только правду. Для этого
перед городскими воротами поставили висилицу. Всех входящих опрашивал начальник
стражи. Если человек, по его мнению, говорил правду, то его пропускали.
В противном случае - вешали.
Перед воротами собралась большая толпа. Никто не рашался даже подойти близко.
Насреддин же смело на правился к начальнику стражи.
- Зачем ты идешь в город? - строго спросили его.
- Я иду, чтобы меня повесили на этой висилице, - ответил Насреддин.
- Ты лжешь! - воскликнул начальник стражи.
- Тогда повесьте меня.
- Но если мы повесим тебя, то твои слова станут правдой.
- То-то и оно, - улыбнулся Ходжа, - все зависит от точки зрения…


Крупный план статуи.

Однажды прохожий увидел, что Ходжа Насреддин сидит на берегу реки и стирает живую кошку.
- Эй, Ходжа! Ты что делаешь? Кошки ведь от воды дохнут!
- Иди-иди, не мешай мне.

Прошел прохожий мимо. Возвращается спустя некоторое время и водит другую картину.
Сидит Насреддин на берегу, а рядом с ним валяется дохлая кошка.
- Эх, говорил я тебе, что кошки от воды дохнут…
- Много ты понимаешь,
- оборвал его Насреддин.
- Когда я постирал кошку, она была еще живой.
Она подохла, когда я начал ее выжимать…


Однажды Молла шел в соседнее село. По дороге он купил арбуз. Разрезал его, половину
съел, а другую бросил на дорогу и сказал про себя:
- Пусть тот, кто увидит этот арбуз, подумает, что здесь проходил бек.
Прошел он немного, вернулся обратно, подобрал брошенную половину, съел и сказал:
- Пусть подумают, что у бека был слуга, который и съел эту половину.
Прошел он еще немного, пожалел, опять вернулся, подобрал корки и съел их, сказав:
- Пусть подумают, что у бека был еще и осел

Еще одна статуя в Yenisehir, Турции.


Статуя Ходжи Насреддина в Инжирлик авиабазе Турции.

К Мулле Насреддину пришёл один уважаемый человек. Он волновался, он был отцом красивой
дочери. Он был чрезвычайно обеспокоен. Он сказал:
- Каждое утро она чувствует лёгкое недомогание, я был у всех докторов, но они говорят,
что всё в порядке, ничего страшного. Что делать?

Насреддин закрыл глаза, размышляя над проблемой, потом открыл их и спросил:
- Вы даёте ей молоко перед сном?
- Да!
- ответил мужчина.
Насреддин сказал:
- Ну, тогда я знаю, в чём дело. Если вы даёте ребёнку молоко, он всю ночь верится слева
направо, справа налево, и в результате молоко становится творогом. Потом творог
превращается в сыр, сыр превращается в масло, масло становится жиром, жир становится
сахаром, а сахар превращается в алкоголь - и естественно, утром у неё похмелье!