Как обустроить костюмерную в театре. Хранение костюмов, декораций К какому коду окоф относятся сценические костюмы

Спектакль начинается в пять часов вечера. По правилам, костюмер должен быть на рабочем месте за час до начала действия. Лера начинает свою работу с гладильной доски — отпаривает юбки для актрис. Кстати, гладить — это не единственная задача костюмера. Мелкий ремонт одежды тоже входит в его обязанности, поэтому надо хорошо владеть иголкой и ниткой, чтобы при необходимости оперативно подправить испорченную вещь.

Вся одежда хранится на специальном складе. Там костюмер берет наряды, которые понадобятся артистам во время спектакля. Костюмов до ужаса много, и висят они вплотную друг к другу, причем не только на уровне глаз, но и наверху, под потолком. Помещение склада очень маленькое, и беспрепятственно передвигаться по нему практически невозможно. Чтобы попасть из одного конца склада в другой, приходится прикладывать немалые усилия. Задача усложняется, если у тебя в руках шесть-семь вешалок с костюмами. Это не только неудобно — длинные и объемные костюмы путаются под ногами и закрывают обзор; это еще и физически тяжело, поскольку одежда актеров много весит за счет плотных тканей и замысловатой фурнитуры.

Главная сложность работы — это непосредственный процесс одевания артистов. Лера работает, в основном, с танцорами балета. Девушек много, и каждой надо помочь: разобраться, где чья юбка, не запутаться в хитром костюме, застегнуть все молнии и крючки (обязанность костюмера — застегивать одежду на каждом из артистов по очереди).

«Это при том, что основная масса актеров — люди очень капризные. Костюмеру постоянно приходится бегать от одного человека к другому. Кому-то корсет жмет, еще кто-то запутался в юбке и порвал колготки. Больше десятка человек — и каждому нужно уделить внимание. А если не уделить — обижаются. И свое плохое настроение непременно срывают на костюмере».

После того, как артисты оделись и ушли исполнять первое действие, костюмер подготавливает следующую партию нарядов. Либо отдыхает, но это реже. Объем работы зависит от сложности постановки и от количества задействованных в ней костюмов. Чаще всего артистам приходится переодеваться по несколько раз за спектакль. Это значит, что у костюмера практически не остается времени на отдых: он постоянно занят подготовкой новых нарядов. Поэтому хороший костюмер должен знать свой склад и с легкостью в нем ориентироваться. В условиях ограниченного времени это особенно важно. Когда артисты возвращаются, все начинается по-новой: расстегнуть костюм, помочь снять, подать следующий, застегнуть, выслушать. И так с каждым человеком. Еще желательно между делом аккуратно развесить предыдущую партию нарядов.


Работа заканчивается минут за пятнадцать до конца последнего отделения спектакля, который костюмер, чаще всего, посмотреть не может. Это не единственный минус — зарплаты у костюмеров обычно тоже очень маленькие. Леру поддерживает осознание себя частичкой театра и сценического действа. Впрочем, как и многих других работников в сфере культуры.

Фото на главной: blog.europeanafashion.eu.

Одним из главных помещений в театре, как зрительный зал, сцена и т.п. является и костюмерная, без которой невозможно на профессиональном уровне подготовить какое-либо выступление. Даже монолог одного актера также подразумевает использование костюмов из запасов театра, которые обязательно хранятся именно там.

Но ключевое слово здесь «хранятся», а значит, следует создать оптимальные условия для того, чтобы ткани, считающиеся довольно прихотливым материалом, сохранялись как можно дольше. Иногда даже костюмы изготавливаются из бумаги или картона, которые выдвигают еще больше требований к их сохранности. В принципе, костюмерная во многом схожая с гардеробной, поэтому можно воспользоваться советами в сети по обустройство подобного помещения. Но есть и своя специфика, которая требует соблюдения особых тонкостей.

Монтаж окон

В костюмерной обязательно должно присутствовать естественное освещение, потому что под светом искусственных ламп или солнечных лучей одни и те же краски выглядят по-разному. Но предварительно лучше предусмотреть дополнительную защиту от УФ-излучения либо сразу же заказать специальный стеклопакет, который отражает солнечный ультрафиолет.

Современные окна для костюмерной хорошие еще и тем, что поддерживают равномерную температуру и состояние внутренней атмосферы, исключая переувлажнение или резкие колебания градусов. Но это возможно, если при монтаже окон соблюдены все основные правила и рекомендации, о которых советуем подробнее специалистов компании «Рехау Партнер». Это позволит избежать сквозняков сквозь рамы, образование конденсата на стеклопакете и, как следствие, продлит срок службы сверх установленного изготовителем периода.

Установка оборудования

Самой востребованной вещью в костюмерной является вешало - особая конструкция позволяющая не только хранить костюмы, избегая их деформации, но и содействовать демонстрации одежды. Вешало имеет напольное исполнение, поэтому не надо продумывать особые крепления под эти изделия, достаточно приобрести их в необходимом количестве. Каждая конструкция рассчитана под определенное количество костюмов, и рекомендации их производителей нарушать не следует, чтобы обеспечить доступ воздуха к одежде, сократить возможный контакт, чтобы избежать образования плесени.

Для головных уборов подбираются специальные кронштейны, но если позволяет место можно установить и мебель с выдвижными ящиками, которые защитят их от пыли.

Приобрести дополнительные аксессуары

Часто костюмерная в целях экономии места совмещается с гримерной и комнатой отдыха. В этих помещениях используется различный набор оборудования, поэтому важно предусмотреть его расстановку таким образом, чтобы соблюсти эргономичность и не создавать лишнего неудобства обслуживающему персоналу.

Костюмерный цех, бутфорский, швейный, декорационный — именно здесь создаётся «наглядная» часть любой постановки Театра оперы и балета. В каждом цехе, словно пчёлки, трудятся несколько человек: в среднем от трёх до четырёх. В отличие от артистов — людей публичных, эти мастера не избалованы вниманием прессы и зрителя. Мы решили исправить ситуацию и побывали там, куда обычно посторонним вход воспрещён. Моё путешествие в закулисье Театра оперы и балета началось с костюмерного цеха.

Гардероб артиста

Костюмерный цех расположен на третьем этаже театра и состоит из двух просторных помещений. От пола до потолка, в два ряда, на перекладинах висят костюмы. Обычному человеку трудно понять, по какому принципу они развешаны. Рада Викторовна Меньщикова, начальник костюмерного цеха, объясняет, то и дело указывая на определённые группы костюмов:

— Здесь — спектакль «Мистер икс», здесь «Алеко», ещё дальше «Травиата». В этой комнате находятся костюмы для хора и солистов, в соседнем помещении — для артистов балета (балетные пачки мы, как правило, покупаем). И это ещё не всё: часть костюмов у нас хранится на складе.

Оказалось, что всего гардероб артистов Театра оперы и балета состоит — только вдумайтесь! — почти из трёх миллионов различных нарядов! На самом деле, конечно, немного меньше, ведь бухгалтерия считает одну, а не несколько вещей отдельным костюмом. Но всё равно цифра получится внушительной — любая модница позавидовала бы такому огромному и разнообразному гардеробу. Тем более, что костюмы не совсем театральные.

— Настоящий театральный костюм не должен подвергаться стирке, ведь при его создании используются материалы, как правило, не предназначенные для шитья, — рассказывает Рада Викторовна. — Со сцены настоящий театральный костюм будет смотреться как изделие из дорогого бархата, украшенное жемчугом. На самом деле, вся эта красота окажется обычной подкрашенной тканью и битым зеркалом, которое держится на клею. Мы же пытаемся сшить наряды, которые затем можно подвергнуть стирке и чистке: используем настоящий бархат, все бусины пришиваем вручную. Как-то раз к нам приехали столичные артисты, они были в восторге от наших нарядов: у них таких костюмов нет.

Но чтобы сохранить всю эту красоту, созданную швеями театра, нужно приложить немало усилий. Перед постановкой — обязательная глажка, после — если нужно, стирка и штопка. При чём большую часть костюмов приходится стирать вручную: балетные пачки, кринолиновые и корсетные платья, богато украшенные наряды.

— Иногда мы снимаем костюмы, которые можно выжимать, ведь артисты столько энергии и сил затрачивают во время выступления, — говорит Рада Викторовна. — Бывало даже, что во время постановки от эмоций, которые артисты пытаются показать на сцене, и пуговицы отлетали, и юбки падали. Однажды оторвалась пуговица на нижней юбке у одной артистки. Она с таким достоинством перешагнула юбку и лёгким движением ножки её откинула. Зритель подумал, что всё так и должно быть.

— А за время одной постановки сколько артистов вам нужно одеть? — спрашиваю я.

— Я и мои две помощницы-костюмершы помогаем одеться в среднем 50 артистам, — отвечает Рада Викторовна. — Ещё во время постановки нужно помочь им переодеться. Бывает, что у каждого артиста от двух и до пяти-шести костюмов. После окончания спектакля мы также помогаем снять костюмы.

Рада Викторовна признаётся, хоть работа и сложная, но очень интересная, а самое главное, любимая: «Я, как Кощей, над златом чахну: мне все костюмы дороги».

В сезон — более 200 костюмов

Костюмерный цех — это место, куда попадают костюмы после того, как свою работу сделают швеи и бутафоры. Значит, следующий пункт назначения — швейный цех, а затем — бутфорский.

Швейный цех также располагается на третьем этаже, но в другом крыле театра. Поднимаясь по просторной лестнице, на одной из ступеней замечаю кусочек ткани, его, видимо, кто-то случайно обронил. «Стало быть, иду в верном направлении», — мелькнула мысль.

Войдя в одну из комнат швейного цеха, обращаю внимание на развешанные по стенам бумажные выкройки. Оказалось, что это лекала на каждого артиста. В центре помещения стол, за которым художник-конструктор Оксана Анатольевна Рындина занимается раскроем.

— Выкраиваете костюмы для артистов? — интересуюсь я.

— Нет, сейчас раскраиваю костюмы для контролёров — сотрудников, которые встречают зрителей, — ответила Оксана Анатольевна. — Нужно было вам прийти, когда мы к спектаклю отшиваем костюмы: здесь всё завалено тканями, блёстками...

Несмотря на то, что я попала в швейный цех не вовремя, ничуть не расстроилась. И без того, я узнала много чего интересного. К примеру, за сезон коллективу из четырёх человек приходится отшивать более 200 костюмов: для одной масштабной постановки около 120 и для двух-трёх поменьше — по 50-60 нарядов.

Немало и реставрационной работы в цехе.

— У столичных артистов есть контракты, по которым они обязаны следить за своей фигурой и держать один вес на протяжении определённого времени, — говорит Оксана Анатольевна. — Но у нас такого нет, бывает, артист поправится — мы расшиваем костюм, если заменяют артиста, также приходится перешивать вещь. Наше дело — сделать всё, чтобы хору и солистам было удобно двигаться на сцене.

— Артисты высказывают пожелания относительно будущего костюма? — спрашиваю я.

— Бывает и такое, но на самом деле артисты не должны обсуждать костюм. Если художник-постановщик предложил именно такую модель — значит так надо. Художественную часть произведения он согласовывает с режиссёром, но не с артистами.

Узнав немного о работе швейного цеха, направляюсь туда, где занимаются украшением нарядов и сцены.

Пчёлка на каблуках и самовар из бутыли

Бутафорский и декорационный цеха располагаются в разных помещениях на цокольном этаже. В компетенции первого — украшение костюмов и создание мягких декораций для постановок, задача второго — оформить сцену жёсткими декорациями.

Бутафорский цех — это просторная светлая комната и три сотрудника. Здесь стоят швейные машинки, по стенам — высокие стеллажи с коробками, где хранится всякая мелочь: бусины, паетки, бахрома. На одной из полок — пчёлка-труженица на каблуках и с букетом, как у невесты. Работницы говорят, что это их своеобразный талисман, который помогает решить даже самую сложную задачу.

— Иногда нам приходится изобретать велосипед, — говорит Алевтина Анатольевна Затонская, начальник цеха. — Иногда всё, что создадим, переделывать. Ведь подчас задуманная вещь на сцене совсем не смотрится. Так, однажды мы сшили перчатки из блестящей ткани для певицы. Когда она вышла на сцену, и включили рампы, то перчатки вдруг превратились в самые настоящие латы — пришлось переделывать вещь.

Работа в декорационном цехе также не из простых. Художник-конструктор Егор Галашенко рассказывает, что нередко неделями приходиться ломать голову, чтобы создать определённую деталь декораций.

— Придумывать новое, пытаться разрешить неразрешимую задачу — это сложно, но очень интересно, — признаётся Егор.

Благодаря фантазии работников декорационного цеха, появляется самовар из обыкновенной бутыли, будильник из ведра и многое другое. На сцене эти предметы выглядят, как настоящие.

В отличие от бутафорского цеха, в декорационном иная обстановка. Он располагается в слесарной мастерской, где много дерева, различных инструментов, картонных коробок. Именно здесь рождаются самые оригинальные декорации Театра оперы и балета. Иногда, если требуется больше места, работники вместе с материалом перемещаются в помещения попросторнее и уже там создают украшения для очередной постановки.

Аплодисменты зрительного зала адресованы и тем, кто во время постановки находится за сценой. Успех артиста — отчасти их успех. Художники-модельеры, костюмеры, художники-конструкторы и бутаффоры — без них невозможно существование театра. Они создают блеск и красоту сцены, оставаясь неизменно за кулисами.

Работа костюмером в театре или киностудии – одна из самых незаметных, с одной стороны, а с другой - является незаменимой для создания актерам неповторимых сценических образов на подмостках театра или на съемочной площадке.

Практически в каждом театре или киностудии есть костюмерный цех, где изготавливают и хранят сценические костюмы, как вновь пошитые, так и оставшиеся костюмы от прошлых постановок и снятых фильмов. И, причем, эти костюмы могут быть и уникальными, подходящими, только для конкретной постановки или фильма и многоразовыми, которые можно применять для многих спектаклей и съемок кинофильмов.

Режиссер, начиная работу над постановкой нового спектакля или фильма, совместно с художниками – постановщиками, привлекаются и художники-костюмеры для подбора сценической одежды, которая бы наиболее точно зрительно соответствовала образу того или иного персонажа спектакля или художественного фильма. Как правило, лучшие костюмеры оказывают существенную помощь в процессе этого подбора, и при этом она бывает неоценимой.

Помимо этого, костюмер занимается контролем состояния сценических костюмов и при необходимости отправляет их на стирку, починку или реставрацию в пошивочный цех, а если нужен мелкий и срочный ремонт, то и сам осуществляет его. В процессе съемок или спектакля костюмер постоянно находится вблизи артистов, чтобы быстро устранить недостатки в одежде или помочь актерам переодеться.

Костюмер профессия

Профессия костюмера – это преимущественно профессия для женщин. Однако нередки случаи, когда ею обладают и мужчины. Работник этой профессии, например, костюмер-реквизитор – это специалист костюмерного цеха, который следит за чистотой и сохранностью не только сценической одежды, но и сценических реквизитов в виде оружия, тростей и пр. В этом цеху костюмы сохраняются со специальными бирками, где указаны названия постановок и фильмов с фамилиями актеров, которые их использовали. Это нужно для того, чтобы не было путаницы, если у артистов есть дублеры. Кроме бирки костюм для каждого сценического образа снабжен специальной описью, где указаны все реквизиты: головной убор, обувь, нижнее белье, трость, очки и прочее.

Костюмер перед началом спектакля или съемки тщательно должен проверить комплектность сценической одежды. И, приводя ее в соответствующий порядок, он и помощник костюмера разносят одежду по гримеркам в театре или на съемочной площадке, где артисты подготавливаются к выходу. При этом им необходимо помочь в одевании костюма, например, в затяжке корсета или одевании криолиновой юбки. Иногда сценический образ таков, что требуется гример-костюмер, который оказывает помощь актеру для наложения соответствующего образу грима.

Костюмер в театре

Театральный костюмер – это специалист постановочного цеха в театре, который ведает сценическими костюмами.

В крупных театрах, где многочисленные труппы артистов, сценические костюмы, а значит и костюмеры, которые ими занимаются, иногда разграничены на мужские и женские костюмы, сценические одежды главных героев спектаклей и одежду массовки, на балетные и оперные костюмы актеров и т.п.

Как уже отмечалось, костюмер во время подготовки новых спектаклей находится в тесном контакте с режиссером и художником, контролирует процесс пошивки костюмов и участвует в их примерках. Он должен обладать хорошими знаниями в тенденциях и стилистике, как современных моделей одежды, так и костюмов исторических эпох. В театрах, которые давно находятся на службе у Мельпомены, в распоряжении костюмеров находятся сценические одежды, иногда имеющие большую ценность. Они, со временем, становятся экспонатами театральных музеев и выставок. Поэтому с какой степенью ответственности работает в театре костюмер зависит, будут ли сценические костюмы сохранены в качестве экспонатов истории того или иного театра. В таких театрах вакансия костюмер – это уникальная возможность приобщиться к искусству и стать хранителем музейных костюмов.

Костюмер: профессия в кино

Отправляясь со съемочной группой на натурные съемки костюмер, который задействован в создании художественного или телевизионного фильма либо сериала, должен аккуратно упаковать задействованные в съемке костюмы в кофры и чемоданы. А в процессе их транспортировки бдительно следить за сохранностью своего багажа. При этом он обязательно в командировку берет утюг, а также солидный запас различных ниток и иголок для починки костюмов. В каком бы месте не производилась съемка, костюмер съемочной группы должен успеть погладить сценическую одежду и, в случае необходимости, быстро ее починить.

С недавних пор, отдавая дань важности профессии костюмера в кино, в титрах фильмов, наряду с именем режиссера или актера начал появляться и костюмер, что делает его фактически соавтором кинопроизведения.

Костюмер в Доме культуры

Обязанности костюмера в Доме культуры ничем не отличаются от обязанностей его коллег в театре или кино. Состоя в коллективе Дома культуры или филармонии, костюмер должен обладать художественным вкусом, ответственностью, трудолюбием, интересом к области искусства, участвуя во всех мероприятиях очага культуры.

Здесь также он должен знать все виды, марки, размеры и другие особенности костюмов, аксессуаров и реквизитов. Кроме знания современного и исторического костюма, он должен умело ухаживать за сценической одеждой, очищая, выглаживая, и выполняя мелкие ремонты. Организовать такой удобный порядок хранения костюмов и их реквизитов, чтобы можно было легко их найти.

Должностная инструкция костюмера (обязанности костюмера)

В обязанности костюмера входит:

  • надлежащее обслуживание спектаклей, съемок, телепередач, выступлений артистов;
  • осуществление хранения, отбора и получения сценических костюмов, а также обуви и головных уборов, которые подобраны художником или его ассистентом;
  • осуществление частичного или полного одевания артистов и участников массовых сцен;
  • мелкий ремонт сценической одежды при проведении съемок, постановок или репетиций;
  • осуществление укладки и упаковки костюмов, обуви и головных уборов;
  • обеспечение надлежащей сохранности костюмов;
  • постоянное дежурство на съемках, постановках и во время проведения репетиций.

Костюмер должен хорошо знать гардероб театра, киностудии, Дома культуры. Правила безопасности при производстве ремонта сценической одежды, утюжки чистки и стирки костюмов. Порядок ведения, оборота, а также составления документации.

работник одного из постановочных цехов театра, в ведении которого находятся костюмы.

В функции костюмера входит:

1. Содержание театральных костюмов в должном порядке. Костюмер должен следить за их чистотой, и при необходимости – за отправкой костюмов в стирку или химчистку. Вовремя производить мелкий ремонт костюмов, либо, при необходимости крупного ремонта, отправлять их в пошивочный цех. Если костюм приходит в полную негодность, то костюмер должен своевременно оповестить об этом заведующего постановочной частью, с тем, чтобы дубликат был пошит к необходимому сроку, и его отсутствие не привело к срыву спектакля. Все театральные костюмы размещаются в костюмерном цеху в строгом порядке, и снабжаются ярлычками с фамилией актера – чтобы, при наличии дублирующего состава на одну и ту же роль, каждый актер получал именно свой костюм, а не партнера.

2. Подготовка костюмов к спектаклю. Костюм к каждой роли снабжается описью, содержащей реестр всех необходимых деталей – обувь, головные уборы, нижнее белье, аксессуары и т.д. В день спектакля костюмер должен проверить комплектность костюма, отгладить его и разнести по грим-уборным исполнителей.

3. Помощь актеру в одевании. Особенно это касается сложных исторических костюмов, надеть которые без посторонней помощи невозможно (например, корсет или юбки с кринолином).

Костюмер работает в тесной связке с гримером, т.к. последовательность грима, причесок и облачения в костюм определяется индивидуально. Так, например, грим Отелло, включающий тонирование не только лица, но и рук, а также других открытых участков тела, необходимо выполнять до надевания костюма. Однако в том же спектакле сложная классическая прическа Дездемоны должна выполняться гримером после того, как актриса наденет костюм.

Другой ближайший партнер костюмера – реквизитор, в ведении которого находятся оружие, ордена и другие знаки отличия, трости, цветы, украшения, очки, часы, письма и т.п.

В больших театрах с многочисленной труппой костюмы (и соответственно костюмеры, занимающиеся ими) разграничены на мужские и женские; на костюмы главных героев и массовки; костюмы балетных и оперных артистов и т.д.

В процессе подготовки нового спектакля костюмер работает в контакте с художником, присутствует на примерках костюмов. Профессиональный костюмер должен достаточными знаниями как в области современной моды, так и исторического костюма. В театрах с большой историей в ведении костюмеров зачастую находятся костюмы большой ценности – не только материальной, но и исторической. Подобные исторические ценности передаются в театральные музеи, но некоторая часть их – и порой немалая – оседает в костюмерных цехах. В дальнейшем только от художественного вкуса и чувства ответственности костюмера зависит, будут ли эти костюмы уничтожены или бережно сохранены как важная часть материальной истории театра.

Татьяна Шабалина