Кинетическая речь. Виды речи и способы общения: психологические особенности

  • РЕЧЬ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Слышать во сне речь какого-нибудь правительственного лица - означает, что Вы поссоритесь с другом.Если Вам снится, что Вы обсуждаете чью-то …
  • РЕЧЬ
    Исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Между Р. и языком сложные диалектические взаимоотношения: Р. осуществляется по правилам языка и, …
  • РЕЧЬ в Медицинских терминах:
    специфически человеческая форма деятельности, служащая общению между людьми посредством …
  • РЕЧЬ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    , форма общения (коммуникации) людей посредством языка. Речевое общение организует совместную деятельность людей, способствует познанию друг друга, является существенным фактором …
  • РЕЧЬ
    один из видов коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают …
  • РЕЧЬ
    ежедневная газета с приложениями, центральный орган партии кадетов. Выходила в Петербурге с февраля 1906 под фактической редакцией П. Н. …
  • РЕЧЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    речевая деятельность, общение, опосредствованное языком, один из видов коммуникативной (см. Коммуникация)деятельности человека. Р. возникла в коллективе как средство …
  • РЕЧЬ ГАЗЕТА 1906 Г.
    большая ежедневная политич. и литературная газета, выходящая в СПб. с 23 февраля 1906 г. при ближайшем участии П. Н. Милюкова …
  • РЕЧЬ ГАЗЕТА 1903-4 ГГ. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    ежедневный общественно-литературный журнал, выходивший в СПб. в 1903—4 гг. Ред.-изд. С. С. …
  • РЕЧЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    образуется в полости рта и глотки" благодаря изменению их очертаний и формы, и если при этом принимает участие голосовой аппарат, …
  • РЕЧЬ в Современном энциклопедическом словаре:
  • РЕЧЬ в Энциклопедическом словарике:
    конкретное говорение, протекающее во времени и облекающееся в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают не только …
  • РЕЧЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -и, мн. речи, -ей, ас. 1. Способность говорить, говорение. Владеть речью. Затрудненная р. Отчетливая р. Дар речи (умение говорить, …
  • РЕЧЬ
    ХУД́ОЖЕСТВЕННАЯ (речь поэтическая), реализация эстетич. функции языка. Специфика Р.х.- в максимальной организованности и выразительно-смысловой значимости каждого её элемента. Формируется в …
  • РЕЧЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПОСПОЛ́ИТА (польск. Rzeczpospolita - республика), офиц. назв. объединённого польско-литов. гос-ва со времени Люблинской унии 1569 до 1795. В 1772-95 в …
  • РЕЧЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "РЕЧЬ", ежедн. газета, центр. орган партии кадетов, 1906-17, С.-Петербург (Петроград). Фактич. ред.- И.В. Гессен, П.Н. Милюков. Закрыта после Окт. …
  • РЕЧЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    один из видов коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с др. членами языкового коллектива. Под Р. понимают …
  • КИНЕТИЧЕСКАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КИНЕТ́ИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ, энергия механич. системы, зависящая от скоростей движения составляющих её частей. В классич. механике К.э. материальной точки массы m …
  • КИНЕТИЧЕСКАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КИНЕТ́ИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ГАЗОВ, объясняет неравновесные свойства газов (явления переноса энергии, массы, импульса) на основе законов движения и взаимодействия …
  • КИНЕТИЧЕСКАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КИНЕТ́ИЧЕСКАЯ ТЕМПЕРАТУРА, параметр, определяющий Максвелла распределение частиц к.-л. сорта (напр., электронов или ионов в плазме) по скоростям. В условиях теплового …
  • РЕЧЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? образуется в полости рта и глотки" благодаря изменению их очертаний и формы, и если при этом принимает участие голосовой …
  • РЕЧЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ре"чь, ре"чи, ре"чи, рече"й, ре"чи, реча"м, ре"чь, ре"чи, ре"чью, реча"ми, ре"чи, …
  • РЕЧЬ в Словаре эпитетов:
    1. Способность говорить, выражать свои мысли; разговор, беседа. О характере произношения или произнесения; о манере говорить, об эмоциональной окраске речи. …
  • РЕЧЬ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    — конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (включая внутреннее проговари-вание) или письменную форму. Под Р. понимают как …
  • РЕЧЬ
    1) Деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива (говорение) или для обращения к самому …
  • КИНЕТИЧЕСКАЯ в Словаре лингвистических терминов:
    (греч. kinetikos — относящийся к движению) речь. Ручная речь, общение при помощи языка …
  • РЕЧЬ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -и, ж. 1) только ед. Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Расстройство речи. Владеть речью. 2) только ед. Язык …
  • РЕЧЬ
    Ее держит …
  • РЕЧЬ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Она не подвластна …
  • РЕЧЬ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Что держит …
  • РЕЧЬ в Словаре синонимов Абрамова:
    слово, предложение, фраза, спич, тост, здравица, аллокуция, диатриба, рацея, тирада, филиппика, изложение, слог, стиль, перо. Речь бессодержательная, медоточивая, прочувствованная, сладкая, …
  • РЕЧЬ в Словаре русского языка Лопатина:
    речь, -и, мн. -и, …
  • РЕЧЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    речь, -и, мн. -и, …
  • РЕЧЬ в Орфографическом словаре:
    речь, -и, мн. -и, …
  • РЕЧЬ в Словаре русского языка Ожегова:
    способность говорить, говорение Владеть речью. Затрудненная р. Отчетливая р. Дар речи (умение говорить, а также красноречие). речь звучащий язык Русская …
  • РЕЧЬ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    речи, мн. речи, речей, ж. 1. только ед. Способность пользоваться языком слов. Речь - один из признаков, отличающих человека от …
  • КИНЕТИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    энергия механической системы, зависящая от скоростей движения составляющих ее частей. В классической механике кинетическая энергия материальной точки массы m, движущейся …
  • МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МОЛЕКУЛ ПО СКОРОСТЯМ в Словаре Кольера:
    К статье МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ В середине 19 в. происходило не только развитие молекулярно-кинетической теории, но и становление термодинамики. Некоторые понятия …
  • МОЛЕКУЛЯРНО-КИНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ в Словаре Кольера:
    раздел молекулярной физики, рассматривающий многие свойства веществ исходя из представлений о быстром хаотическом движении огромного числа атомов и молекул, из …
  • АФАЗИЯ в Толковом словаре психиатрических терминов:
    (а + греч. phasis - речь). Нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры головного мозга доминантного полушария. Системное расстройство различных …
  • ЯДРА АТОМНОГО ДЕЛЕНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    атомного деление, процесс расщепления атомного ядра на несколько более лёгких ядер - "осколков", наиболее часто - на 2 осколка, …
  • ФРЕНКЕЛЬ ЯКОВ ИЛЬИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Яков Ильич , советский физик-теоретик, член-корреспондент АН СССР (1929). После окончания Петроградского университета (1916) оставлен …
  • ФИЛЬТР АКУСТИЧЕСКИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    акустический, устройство для выделения определённой полосы частот из сложного звука; является акустическим аналогом электрического фильтра. Простейший Ф. а. v …
  • ТЕМПЕРАТУРА (В ФИЗИКЕ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от лат. temperatura - надлежащее смешение, соразмерность, нормальное состояние), физическая величина, характеризующая состояние термодинамического равновесия макроскопической системы. Т. одинакова для …
  • ТЕМПЕРАТУРА (В АСТРОФИЗИКЕ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    в астрофизике, параметр, характеризующий физическое состояние среды. В астрофизике Т. небесных объектов определяется путём исследований их излучения, основанных на некоторых …
  • СТОЛКНОВЕНИЯ АТОМНЫЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    атомные, элементарные акты соударения двух атомных частиц (атомов, молекул, электронов или ионов). С. а. делятся на упругие и неупругие. При …
  • ПАРОВАЯ ТУРБИНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    турбина, первичный паровой двигатель с вращательным движением рабочего органа - ротора и непрерывным рабочим процессом; служит для преобразования тепловой энергии …
  • МОЛОТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    машина ударного действия для пластической деформации металлических заготовок за счёт накопленной кинетической энергии поступательно движущихся частей. М. - одна из …
  • МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    физика, раздел физики, в котором изучаются физические свойства тел в различных агрегатных состояниях на основе рассмотрения их микроскопического (молекулярного) строения. …
  • КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    механика волновая механика, теория устанавливающая способ описания и законы движения микрочастиц (элементарных частиц, атомов, молекул, атомных ядер) и их систем …

Мы можем писать, читать, говорить и слушать. Что это за умения и чем они отличаются? В психологии существует два основных вида речи и несколько форм их проявления. О том, как это выглядит на практике и чем они отличаются, читаем дальше.

Виды речи

Человеческая речь проявляется в разнообразных формах, но все они с психологической точки зрения относятся к внешнему и внутреннему видам.

Внешний – это устный и письменный способы общения.

В первом варианте слова можно услышать и сказать, оставив информацию в голове и пространстве. Второй вариант подразумевает, что это же информация будет записана с помощью иероглифов, то есть буквенных знаков – у каждого языка они свои.

Устная речь

В зависимости от количества людей, берущих участие в коммуникативном акте, выделяют два способа обмена информацией.

Диалог

Разговор – самая привычная форма появление устной речи, которую еще называют диалогом (когда участников двое), или полилогом (когда участие принимает много собеседников).

Разговор считается самым простым, естественным, а также удобным способом находить взаимосвязь, выражать свои мысли.

Особенности диалога:

  • Условная краткость, лаконичность реплик;
  • Синтаксически правильные предложения встречаются редко;
  • Фразы имеют недоговоренный характер;
  • Активно применяется мимика, жестикуляция;
  • Обратная связь, обмен эмоциями;
  • Оценка ситуации «онлайн»;
  • Использование характерной бытовому стилю лексики;
  • Возможность непредвиденной концовки.

Монолог

Когда речь исходит только от одного человека и обращена к нему же или другим молчаливым слушателям, она называется монологом (от греческого «моно» – один).

Этот термин используется в драматургии, литературе, лингвистике, психологии приобретая в каждой из них разные смысловые оттенки.

Чаще всего монолог можно встретить, слушая лектора, докладчика, политика, оратора или актера на сцене театра.
В отличие от диалога монолог требуют от коммуникатора:

  • Связного изложения мыслей;
  • Логичного, доходчиво построения речи;
  • Соблюдения литературных норм и правил языка;
  • Учета индивидуальных особенностей аудитории;
  • Постоянного самоконтроля;
  • Обдуманных мимики, жестикуляции.

Активное и пассивное восприятие устной формы речи

Психолингвисты (исследователи взаимовлияния языка, сознания и мышление) выяснили, что когда мы слушаем, то практически всегда повторяем про себя сказанные кем-то слова. Это можно назвать «эффектом попугая», в котором соединяются основные виды речи. Мы поддаемся его влиянию бессознательно.

Если слова собеседника находят отклик в нашем сознании, мы принимаем активную позицию слушателя, спонтанно проговаривая вслух то, что хочется сказать прямо сейчас.

Пассивная же форма подразумевает повторение фраз собеседника про себя.

Взрослый человек одинаково владеет обеими формами. А дети сначала учатся воспринимать слова окружающих, а только после этого решаются повторить за ними те или иные звуки. Уровень развитие этих форм зависит от индивидуальных особенностей, жизненного опыта, типа темперамента, а также других факторов.

Письменная речь

Главное отличие письменной речи – это наличие материального носителя. Его роль когда-то выполняли каменные глыбы, фиксирующие иероглифы первых людей. Потом был пергамент, летописи, книги, а сейчас информацию в большей мере сохраняют флешки или жесткие диски, а распознают специальные программы.

Развитие прогресса дало толчок к преодолению барьера в общении. Социальные сети, Вайбер, Скайп, Телеграмм и другие приложения делают обмен информацией беспрерывным процессом. Последние исследования даже показали, что на «живое» общение мы тратим втрое меньше времени, чем на виртуальное.

Несмотря на то, что вести разговор знаками проще психологически, он все равно является более сложной формой, так как требует особой концентрации, выполнения ряда условий.

Проведем эксперимент!

Для этого нужно попросить знакомых пообщаться друг с другом в письмах на любую общую тему (о погоде, пирогах или плохих дорогах). Когда разговор достигнет кульминации, следует продолжить его в устной форме, записав реплики на диктофон.

На самом деле наши «лексические недостатки» проявляются в обоих видах речи. Но отчетливо их увидеть можно только во внешнем.

Психологические особенности письменной формы общения:

  • Постоянная концентрация;
  • Соблюдение правил орфографии, стилистики, других норм;
  • Сложность в передаче чувств или эмоций (в неофициальной переписке можно пользоваться «смайлами»);
  • Возможность обдумать предложения или отредактировать уже написанные;
  • Отсутствие мгновенной обратной связи.

Внутренняя речь

Основой нашего мышления, а также любого действия является внутренняя речь. Именно ее наличие отличает нас от животных, которые тоже могут немного мыслить или что-то осознавать. Мы все фактически пребываем в беспрерывном диалоге со своим внутренним «Я». Более того, наше сознание устроено так, что остановить беспрерывный поток размышлений невозможно.

Внутренний монолог способен нас расстроить, подбодрить, переубедить или что-то внушить. Ей характерны отрывочность, динамика, фрагментарность, недосказанность.

В большинстве случаев тему для разговора самим с собой искать не нужно – она появляется сама.
Например, человек, возвращаясь с магазина, услышал чью-то реплику: «Какой кошмар!». Тут же в его голове появляется свой ассоциативный ряд: «Какой кошмар! Какой кошмар – завтра опять идти на работу. Обещали проверку… Нужно хорошо подготовиться …»

Альтернативные виды речи: кинетическая

Умением передавать информацию с помощью движения частями тела человек овладел еще раньше, чем научился выцарапывать какие-то знаки. Это самый древний способ понять друг с друга. С появлением слов мы перестали пользоваться жестами как основным средством коммуникации. Большинство обращается к ним как к вспомогательной возможности выразить свои эмоции.

Кинетическая речь остается основной формой общения для глухонемых людей. Современные методики сделали знаковую систему максимально совершенной для разговора, чтения специальных книг, возможности записать мысли.

Уникальное явление, которое в полном объеме способны воспринять только люди. С помощью этого инструмента люди думают, общаются между собой, выражают свои чувства. В Древней Греции о человеке говорили как о «говорящем животном», но существует очень значимая разница. Ведь люди не просто строят звуковую систему сигналов, передающих их чувства и мысли, но и описывают с ее помощью весь окружающий мир. Виды речи в психологии имеют классификацию и делятся на несколько групп.

Основные речевые формы

Языки, которые используются по всему миру, имеют одну основу - это речь. Она достаточно многогранна и имеет много форм. Но все основные в психологии делятся две группы: 1) устная; 2) письменная. Но они не являются чем-то противоположным друг другу, а тесно переплетены. Главное их сходство - это звуковая система, на которой они оба основываются. Практически все языки, кроме иероглифических, рассматривают как своеобразную передачу устной. Таким образом, можно провести аналогию с музыкой. Любой исполнитель, смотря на ноты, раз за разом воспринимает ту мелодию, которую хотел передать композитор, и изменения если есть, то они незначительны. Так и читатель воспроизводит ту фразу или слово, которые записаны на бумаге, при этом каждый раз озвучивая практически идентичный звукоряд.

Диалогическая или разговорная речь

Каждый раз, разговаривая, человек использует исходную форму речи - устную. в психологии называет ее диалогической или разговорной. Ее главной особенностью является активное поддержание другой стороной, то есть собеседником. Для ее существования должно быть не менее двух людей, которые общаются с помощью фраз и несложных оборотов языка. С точки зрения психологии этот вид речи является самым простым. Тут не требуется развернутое изложение, так как собеседники в процессе диалога хорошо понимают друг друга, и для них не составит сложности достроить мысленно ту фразу, которую произнес другой человек. Виды речи в психологии очень разнообразны, но диалог отличается тем, что все сказанное понятно именно в контексте данной ситуации. Здесь многословие излишне, ведь каждая фраза заменяет множество предложений.

Монологическая речь

Виды речи в психологии достаточно хорошо раскрыты, и одной из них является монологическая. Она отличается от разговорной тем, что прямое участие в ней принимает всего лишь один человек. Остальные являются пассивными слушателями, которые ее просто воспринимают, но участия не принимают. Зачастую этот вид речи используют докладчики, публичные деятели или преподаватели. Считается, что монологический рассказ гораздо сложнее, чем диалогический разговор, ведь говорящий должен иметь целый ряд умений. Он должен связно и последовательно построить свое повествование, доходчиво объяснить сложные моменты, при этом должны быть соблюдены все Также он должен подобрать именно те средства и методы, которые будут доступны для той или иной аудитории, нужно учесть психологический настрой слушателей. И, главное, нужно уметь контролировать себя в любой ситуации.

Активная форма речи

Виды языка и речи в психологии также делятся по отношению к тому, кто говорит, и к тому, кто воспринимает. По этому признаку разделяют пассивную и активную речь. Последняя помогает человеку выражать его мысли, делясь своими переживаниями с окружающими. Существуют специальные речевые механизмы, которые регулируют и управляют активной речью. Они расположены в коре левого полушария головного мозга, а именно в лобной ее части. Это очень важный участок, ведь если его повредить, то человек просто не сможет разговаривать. В логопедии это нарушение называется

Пассивная форма

Неразделимыми считаются активная и пассивная виды речи в психологии. Кратко о них говорить трудно, ведь это очень обширная тема. Считается, что ребенок сначала овладевает пассивной речью. То есть он сначала пытается понять говорящих вокруг людей. Для этого он внимательно их слушает и запоминает сначала небольшое слова, а потом и словосочетания. Это помогает ему сказать первые слова и развиваться в этом направлении. Следовательно, пассивной речью называется та, которую мы воспринимаем. Но это название условно, так как во время слушания также происходит множество сложных процессов. Каждое слово, направленное на нас, мы проговариваем «про себя», мы обдумываем его, хотя внешних признаков такой деятельности не наблюдается. Но и тут бывают исключения, ведь не все слушают одинаково: некоторые ловят каждое слово, а кто-то даже не понимает сути разговора. Эти виды речи в психологии описываются как зависимые от индивидуальных особенностей конкретного человека. Одни отлично как активно говорят, так и пассивно воспринимают, кому-то сложно даются эти два процесса, а у других преобладает один из них.

Письмо

Как упоминалось выше, основная классификация видов речи в психологии делит ее на устную и письменную. Главное отличие второй заключается в том, что она имеет материальный носитель (бумага, экран компьютера и др.). Хоть это и родственные понятия, но существуют весомые отличия между этими способами общения. Письменная речь представлена целиком перед тем, кто ее воспринимает. В устной же речи слова произносятся одно за другим и предыдущее слово уже нельзя как-то воспринять, оно уже растаяло в воздухе. Письменный от устного рассказа отличается и тем, что читатель имеет возможность вернуться к той или иной части написанного, перепрыгнуть несколько частей и сразу узнать развязку действия. Это дает некоторое преимущество этому виду речи. Например, если слушающий человек плохо разбирается в воспринимаемой теме, то для него будет гораздо лучше прочитать нужные данные несколько раз, чтобы более глубоко в них вникнуть. Письмо также очень удобно для того, кто излагает свои мысли на бумаге. Он в любой момент может исправить то, что ему не нравится, построить определенную при этом не повторяясь. Также это может быть оформлено более красиво с эстетической точки зрения. Но все это требует больше усилий от автора, он должен продумать построение каждой фразы, грамотно ее написать, при этом излагая мысль как можно точнее, без лишней «воды». Можно провести несложный эксперимент, который поможет понять разницу, что несут эти виды речи в психологии. Схема этого опыта очень проста. Нужно взять диктофон и записывать в течение дня речь разных людей. Потом это нужно записать на бумагу. Каждая мелкая ошибка, которая не воспринимается на слух, на бумаге будет просто ужасающей. Устная речь, кроме самих слов, использует еще множество средств, которые помогают донести весь смысл сказанной фразы. К ним относятся интонация, мимика и жесты. А в письменной речи нужно выразить все и не использовать при этом вышеперечисленные средства.

Кинетическая речь

Во времена, когда люди еще не научились говорить, кинетическая речь была единственным средством общения. Но сейчас мы сохранили лишь небольшие кусочки такого разговора. Это эмоциональное сопровождение языка, а именно жесты. Они придают выразительности всему сказанному, помогают оратору настроить аудиторию на нужный лад. Но и в наше время существует большая группа людей, которая использует кинетическую речь в качестве основной. Это люди, которые имеют проблемы со слуховым и речевым аппаратами, то есть глухонемые. Их делят на тех, кто родился с патологией, и тех, кто потерял способность слышать и говорить из-за несчастного случая или заболевания. Но все они говорят на языке жестов, и это для них норма. Эта речь более развита, чем у древнего человека, а знаковая система более продвинута.

Внутренняя речь

Сознательная деятельность любого человека строится на мышлении, оно же, в свою очередь, относится к внутренней речи. Животные также имеют зачатки мышления и сознания, но именно внутренняя речь позволяет человеку обладать невиданным интеллектом и способностями, которые для животных загадка. Как говорилось выше, каждое услышанное слово человек повторяет в голове, то есть реверберирует. А это понятие очень тесно связано с внутренней речью, ведь оно может моментально перейти в нее. Диалог человека с самим собой собственно и является внутренней речью. Он может себе что-то доказывать и внушать, убедить в чем-то, поддержать и приободрить не хуже окружающих.

Функции речи

Свои функции имеют все виды речи в психологии. Таблица функциональности каждой из них может более четко раскрыть все их грани.

Таким образом, речь человека имеет множество форм, и каждая из них просто незаменима для построения правильного общения.

ВИДЫ РЕЧИ (англ. kinds of speech ) - принятые в психологии обозначения для различных актов речевого общения или их компонентов. Речь делят на виды по разным основаниям и благодаря этому подчеркивают разные стороны речевой деятельности. В зависимости от выявленности речевой деятельности вовне различают внешнюю и внутреннюю речь . Внешняя, громко произносимая и воспринимаемая на слух речь получила название устной речи . Ей противопоставляется (тоже внешняя) речь письменная , исторически более поздно возникший способ речевого общения, в котором словесное высказывание обозначается (кодируется) с помощью графических символов (графем ).

Внешнюю речь, устную и письменную, делят в свою очередь на продуктивную, активную, экспрессивную речь и рецептивную, пассивную, импрессивную речь . Продуктивная речь - это говорение (речепроизнесение), описание; рецептивная речь - слушание, чтение. Деление речи на продуктивную (активную) и рецептивную (пассивную) весьма условно. Восприятие речи (слушание, чтение), ее понимание - активный процесс, включающий скрытое проговаривание, фрагментарное или развернутое (в зависимости от степени трудности ее понимания), осмысленную переработку (перекодирование) воспринятого.

В исследованиях развития речи детей изучают как минимум еще 2 своеобразных В. р. - автономную речь и эгоцентрическую речь маленьких детей.

Кроме того, выделяют В. р. в зависимости от того, какой из анализаторов ведущий в данном речевом акте (напр., речь слышимая, произносимая и видимая). Аналогично с этим м. б. обозначена и осязательная речь, т. е. речь, воспринимаемая слепыми или слепоглухими при чтении по Брайлю или ощупывании руки др. человека, говорящего с помощью дактильной речи (см. Дактилология ). К видимой речи, кроме обычной письменной, следует отнести также способы общения посредством зрительно воспринимаемых кодов, в т. ч. общение посредством сигналов, представляющих собой трансформацию звуковых речевых сигналов в оптические. Особые случаи видимой речи - это мимико-жестовая речь глухих, дактильная речь и чтение с губ .

Речь, выполняя функции средства к.-л. специального общения, приобретает специфическую внутреннюю структуру; соответственно этому м. б. выделены многие В. р.: поэтическая, магическая и др. (И. А. Зимняя.)

РЕЧЬ ВНУТРЕННЯЯ - различные виды использования языка - вернее, значений языковых - вне процесса реальной коммуникации; скрытая речевая активность - вербализация, сопровождающая процесс мышления. В онтогенезе она формируется в процессе интериоризации речи внешней. Ее проявления особенно явны в условиях повышенного умственного напряжения - при решении различных задач, мысленном планировании, чтении текстов «про себя», при заучивании и припоминании. На плане речи внутренней выполняется логическое упорядочение воспринимаемой информации, ее включение в определенную систему понятий; проводится самоинструктирование; анализируются свои действия и переживания.

По своей логико7грамматической структуре, существенно определяемой содержанием мысли, речь внутренняя представляет собой обобщенные семантические комплексы, состоящие из фрагментов слов и фраз, в группировке с различными наглядными образами и условными знаками. При встрече субъектом затруднений или противоречий его речь внутренняя становится более развернутой и может переходить в монолог внутренний, в речь шепотную или громкую речь, кои проще контролируются логически и социально.

С помощью речи внутренней происходит логическая перестройка чувственных данных, их осознание и мотивация в определенной системе понятий и суждений. Она - весьма сложное явление, где мысль и язык связываются в неразрывный комплекс, действующий как речевой механизм мышления. Благодаря ей словесно выражаются процессы восприятия мира, действий и переживаний личности, формируются ее установки и отношения к миру, развивается способность к саморегулированию поведения.

Выделяются три основных типа речи внутренней:

1) проговаривание внутреннее - «речь про себя», сохраняющая структуру речи внешней, но лишенная фонации (произнесения звуков); типична для решения задач мыслительных в затрудненных условиях;

2) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, код предметный, значения предметные) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры речи внешней;

3) программирование внутреннее - формирование и закрепление в специфических единицах замысла (типа, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей.

РЕЧЬ ДАКТИЛЬНАЯ - речь, воспроизводящая слова посредством букв дактильных - определенных конфигураций пальцев и их движений. Применяется в отечественной сурдопедагогике как вспомогательное речевое средство при обучении глухих словесной речи, а также в коммуникации межличностной глухих и в общении слышащих с глухими (=> речь мимико-жестовая).

РЕЧЬ ЖЕСТОВАЯ - способ общения межличностного людей, лишенных слуха, посредством системы жестов, характерной своеобразными лексическими и грамматическими закономерностями. Закономерности речи жестовой обусловлены своеобразием ее основной семантической единицы - жеста, а также его функциональным назначением (использованием в сфере непринужденного общения).

В сфере официального общения (собрания, лекции и пр.) применяется калькирующая речь жестовая, когда жесты последовательно применяются для воспроизведения слов. В ней применяются элементы речи дактильной для обозначения окончаний, суффиксов и пр.

Речь жестовая применяется как вспомогательное средство (наряду с основным - речью словесной) в обучении и воспитании детей с недостатками слуха.

РЕЧЬ МИМИКО-ЖЕСТОВАЯ - средство общения глухих людей посредством жестов и мимики, имеющих экспрессивный и означающий характер. Каждое понятие приписывается к определенному жесту, но родовидовые отношения между этими понятиями могут быть иными, чем в разговорной речи. Так, разные конструкции часов (настенные, наручные и пр.) соотносятся с разными жестами; наоборот, один и тот же жест может означать и предмет, и действие (топор - рубить). Конструкция предложения в тоже имеет свою специфику: на первое место ставится предмет, затем - его качество; после объекта указывается действие, на него направленное. Как семантическая единица высказывания в речи мимико-жестовой часто выступает мимика (=> пантомимика; речь дактильная).

РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ - общение вербальное (словесное) посредством текстов письменных; речь, основанная на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языковых конструкций, прежде всего в виде письменного текста.

Бывает непосредственной (обмен записками во время заседания) и отсроченной (письмо) - причем оказывается возможным передавать сообщения со значительной временной отсрочкой.

Отличается от речи устной не только использованием графики, но и грамматически (прежде всего синтактически) и стилистически - типичными для нее синтактическими конструкциями и специфичными стилями функциональными. Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, коей нужно специально овладевать; отсюда - особая задача обучения речи письменной в школе.

Поскольку текст речи письменной может восприниматься единовременно или хотя бы большими «кусками», восприятие речи письменной и речи устной сильно отличаются.

РЕЧЬ УСТНАЯ - общение вербальное (словесное) посредством языковых средств, воспринимаемых на слух. Характерна тем, что отдельные компоненты сообщения речевого порождаются и воспринимаются последовательно.

Процесс порождения речи устной содержит звенья ориентировки, одновременного планирования (программирования), речевой реализации и контроля; при этом планирование совершается по двум параллельным каналам и касается содержательной и моторно-артикуляционной сторон речи.

РЕЧЬ УСТНАЯ: ВОСПРИЯТИЕ - построение модели субъективной осмысленного сообщения на основе процесса слушания активного. Восприятие смысла в значительной мере зависит от индивидуально-личностных особенностей слушающего или читающего, прежде всего - от гибкости мышления и направленности личности.

общение посредством языка жестов.

  • - kinetic proofreading - .Mеханизм выбраковки ошибочно активируемой аминокислоты на уровне соответствующего аминоациладенилата, функционирующий на стадии активации аминокислот...

    Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь

  • - энергия механич. системы, зависящая от скоростей её точек. К. э. Т материальной точки измеряется половиной произведения массы т этой точки на квадрат её скорости, т. е. Т - ...

    Физическая энциклопедия

  • - энергия механич. системы, зависящая от скоростей её точек. К. э. Т матер. точки равна: T=mv2/2, где m - масса этой точки, v - её скорость. К. э. механич...

    Физическая энциклопедия

  • - см. Кинетическое уравнение...

    Химическая энциклопедия

  • - физическая теория о силах, действующих между частицами, и энергии, которой они обладают. Простейшая форма кинетической энергии основана на следующих принципах: вещество состоит из мельчайших частиц...
  • - энергия, которой обладает движущийся предмет. Получает ее, начав двигаться. Зависит от массы предмета и его скорости, согласно равенству: К. э. = 1/2mv2...

    Научно-технический энциклопедический словарь

  • - параметр, определяющий Максвелла распределение частиц к.-л. сорта по скоростям. В условиях теплового равновесия К. т. частиц всех сортов одинаковы и совпадают с темп-рой всей системы...
  • - энергия механич. системы, зависящая от скоростей движения составляющих её частей. В классич. механике К. э. материальной точки массы т, движущейся со скоростью v, равна 1/2 mv2...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - графическое изображение скорости какого-либо процесса во времени...
  • - энергия механической системы, зависящая от скорости движения ее точек. Кинетическая энергия материальной точки измеряется половиной произведения массы m этой точки на квадрат ее скорость ν, тоесть Т = 1/2mν2...

    Энциклопедический словарь по металлургии

  • - энергия механической системы, зависящая от скоростей движения её точек. К. э. Т материальной точки измеряется половиной произведения массы m этой точки на квадрат её скорости υ, т. е. Т = 1/2 mυ2...

    Большая Советская энциклопедия

  • - параметр, определяющий Максвелла распределение частиц какого-либо сорта по скоростям. В условиях теплового равновесия кинетические температуры частиц всех сортов одинаковы и совпадают с температурой всей системы...

    Большой энциклопедический словарь

  • - См. ЯЗЫК -...
  • - речь. Ручная речь, общение при помощи языка жестов...

    Словарь лингвистических терминов

  • - См. РОЗНОЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Учение о газах, состоящих из множества мелких частиц, находящихся в движении...

    Словарь иностранных слов русского языка

"кинетическая речь" в книгах

Белла Ахмадулина. Речь и речь нерасторжимы…Избранные стихотворения и статьи

Из книги Поэзия народов Кавказа в переводах Беллы Ахмадулиной автора Абашидзе Григол

Белла Ахмадулина. Речь и речь нерасторжимы…Избранные стихотворения и статьи СТИХОТВОРЕНИЕ, ПОДЛЕЖАЩЕЕ ПЕРЕВОДУ Стихотворение, подлежащее переводу, проживает сложную, трёхкратную жизнь. Оно полнокровно существует на родном языке и потом как будто умирает в

Речь, произнесенная в палате депутатов 27 января 1848 года при обсуждении проекта пожеланий в ответ на тронную речь

Из книги Демократия в Америке автора де Токвиль Алексис

Речь, произнесенная в палате депутатов 27 января 1848 года при обсуждении проекта пожеланий в ответ на тронную речь Господа!Я не намереваюсь продолжать обсуждение того частного вопроса, который здесь поднят. Я полагаю, что это окажется более полезным, когда нам придется

КИНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ГАЗОВ

Из книги Максвелл автора Карцев Владимир Петрович

КИНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ГАЗОВ Настало теперь время пояснить, почему Фарадей, стоя наверху лестницы, весело крикнул Максвеллу, проталкивающемуся локтями через толпу:- Послушайте, Максвелл! Уж вам-то, специалисту по движению молекул, сам бог велел легко пробираться в

03. Энергия, сила, импульс, кинетическая энергия, теплород…

Из книги Механика тел автора Данина Татьяна

03. Энергия, сила, импульс, кинетическая энергия, теплород… В физике существует немалая путаница, связанная с использованием понятий «энергия», «сила», «импульс» и «кинетическая энергия».Сразу скажу, что, несмотря на то, что эти четыре понятия существуют в физике

Кинетическая энергия

Из книги Квантовый ум [Грань между физикой и психологией] автора Минделл Арнольд

Кинетическая энергия Если позволить грузу падать в поле тяготения, он начинает быстро двигаться. Если освободить груз, его потенциальная энергия преобразуется в действие, или кинетическую энергию. Если груз роняют, он быстро движется и может сломать что-нибудь на полу.

Глава 39 КИНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ГАЗОВ

Из книги 4. Кинетика. Теплота. Звук автора Фейнман Ричард Филлипс

Глава 39 КИНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ГАЗОВ § 1. Свойства вещества§ 2. Давление газа§ 3. Сжимаемость излучения§ 4. Температура и кинети­ческая энергия§ 5. Закон идеального газа§ 1. Свойства веществаС этой главы мы начнем изучение новой темы, которая займет у нас довольно много времени.

2. Кинетическая теория газов. Статистическая механика

Из книги Революция в физике автора де Бройль Луи

2. Кинетическая теория газов. Статистическая механика Если все материальные тела состоят из атомов, то естественно допустить, что в телах, находящихся в газообразном состоянии, частицы в среднем находятся достаточно далеко друг от друга и большую часть времени двигаются

Кинетическая теория вещества

Из книги Эволюция физики автора Эйнштейн Альберт

Кинетическая теория вещества Возможно ли объяснить тепловые явления в терминах, относящихся к движению частиц, взаимодействующих между собой с помощью простых сил? Пусть замкнутый сосуд содержит определенную массу газа, например воздуха, при определенной температуре.

3. Кинетическая теория газов

Из книги Физическая химия: конспект лекций автора Березовчук А В

3. Кинетическая теория газов Очень плодотворным в середине XIX века оказалось представление о молекулярном строении вещества. Когда была принята гипотеза А. Авогадро о том, что в киломоле любого вещества содержится одно и то же количество структурных единиц: 6,02 x 1026 кмоля =

Кинетическая теория газов

БСЭ

Кинетическая энергия

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КИ) автора БСЭ

5.3. Взгляд лингвиста: детская речь как речь разговорная

Из книги Психолингвистика автора Фрумкина Ревекка Марковна

5.3. Взгляд лингвиста: детская речь как речь разговорная Как было сказано выше, англоязычные специалисты по ДР практически все без исключения психологи. Анализируя ДР, они опирались на авторитет англоязычных же лингвистов. Последние, будучи последователями Хомского,

Речь – обсуждение факта, или Судебная речь

автора Апанасик Валерий

Речь – обсуждение факта, или Судебная речь Вторая ситуация для выступления, актуальная практически с самого начала демократического мироустройства, – это выяснение и квалификация фактов. Наиболее типичный пример – судебное разбирательство. Судьи, прокурор, адвокаты

Речь – утверждение ценностей, или Торжественная речь

Из книги Говорить как Путин? Говорить лучше Путина! автора Апанасик Валерий

Речь – утверждение ценностей, или Торжественная речь Мы подходим к самому важному для любого лидера виду выступлений – торжественному. Здесь оратор обращается к настоящему, к тому, что мы считаем достойным похвалы или порицания. К тому, что хорошо и что плохо. Словом, к

Глава XXXIII. Еще раз часовня и поселок плачущих. Речь И. плачущим. Мое прощальное посещение часовни Радости. Прощальный вечерний пир в Общине Раданды. Последняя речь И. на нем. Наш отъезд в Общину Али

Из книги Две Жизни автора Антарова Кора Евгеньевна

Глава XXXIII. Еще раз часовня и поселок плачущих. Речь И. плачущим. Мое прощальное посещение часовни Радости. Прощальный вечерний пир в Общине Раданды. Последняя речь И. на нем. Наш отъезд в Общину Али Мысленно я провожал весь караван в далекий путь по пустыне. Как много раз уже