Мемориальная квартира рихтера на большой бронной. Мемориальная квартира С.Т. Рихтера. «Английская история немецкой музыки»

В квартиру на Большой Бронной Святослав Рихтер с супругой Ниной Дорлиак въехал в начале семидесятых годов. Она находится в типовом шестнадцатиэтажном доме, построенном в 70-е годы. В квартире он прожил около тридцати лет, до своей смерти, ее стены стали свидетелями активной творческой жизни семейной пары. В главной комнате - «зале», как называли помещение по старинке, находится два рояля «Steinway a sons» - на них маэстро музицировал; здесь же общался с коллегами и друзьями, слушал оперы и просматривал любимые киноленты. Еще один рояль установлен в комнате Нины Дорлиак.

Свой кабинет хозяин называл «шкафной» - из-за обилия находившихся там шкафов. В них хранились книги, кассеты с музыкой, пластинки, ноты с заметками Святослава Теофиловича. На видном месте находится вырезанная из дерева фигура Младенца Иоанна Крестителя. Она напоминала Рихтеру о Туренских музыкальных праздниках (Франция), которые он организовал. Стены украшает профиль Б. Пастернака - контррельеф из гипса с надгробия (архитектор Сарра Лебедева) в Переделкино и картина Сарьяна – подарок от Е.С. Булгаковой. На письменном столе хранятся подарки от друзей - рукописный вариант «Девятой сонаты» с посвящением Рихтеру, подписанный С. Прокофьевым; , «Крохотки» Солженицына, фотоснимок Г. Нейгауза и этюд Пикассо – композитор общался с лучшими представителями российской культуры.

В знаменитой «зеленой комнате» (помещение для отдыха, во время концертов оно становилось артистической) на стене висит портрет отца музыканта - Теофила Даниловича. История семьи композитора трагична. Отец, немец по происхождению, который окончил консерваторию в Вене, жил с матерью артиста в Одессе, где их застала Великая Отечественная война. Во время гитлеровского наступления на город, его арестовали и расстреляли как «немецкого шпиона». После войны Анна Павловна - мать Святослава – эмигрировала в Германию. Юноша, проживавший на момент ее отъезда в Москве, был уверен, что она умерла. Встреча самых близких людей произошла спустя двадцать лет.

Небольшая комната отведена под выставку пастелей Рихтера. В детстве он мечтал быть художником, хорошо разбирался в живописи. В его картинах, по словам Роберта Фалька, присутствовало «удивительное ощущение света». Помещение бывшей кухни переделано под фотогалерею - ее экспонаты рассказывают о жизни композитора.

В квартире хранится большая фонотека, уникальная коллекция аудио- и видеоматериалов с концертов Рихтера. В ее пространстве, которое сейчас входит в Отдел личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, проводятся музыкальные вечера и концерты. Фонокабинет приспособлен для индивидуального прослушивания музыкальных произведений.

Для посещения музея необходима предварительная запись.

1 августа 2014 года я провёл в Калужской области в городе Тарусе, тесно связанном с историей русского искусства и культуры. Великий русский пианист Святослав Рихтер родился 20 марта 1915 года в Житомире (Российская империя), а скончался 1 августа 1997 года в Москве, и с тех пор в нашей стране этот день посвящается его памяти.

По традиции в этот день клавирабендом заканчивается рихтеровский фестиваль в Тарусе, ежегодно собирающий множество замечательных музыкантов и любителей музыки. В этом году в день памяти Рихтера в киноконцертном зале «Мир» сыграл сольный концерт пианист Алексей Володин, отдавший Рихтеру дань почитания замечательным клавирабендом с программой из романтических сочинений.
Но я приехал в Тарусу задолго до концерта, чтобы погрузиться в атмосферу города и пригорода, осмотреть местные достопримечательности и, самое главное, посетить легендарную дачу Рихтера под Тарусой на берегу Оки неподалёку от деревни Алекино.

В самой Тарусе у Рихтера никогда не было ни особняка, ни квартиры, он приезжал только на свою дачу.

К слову сказать, от Москвы до Тарусы ехать оказалось удивительно удобно: на скоростном поезде до Серпухова, а затем на рейсовом автобусе или на автомобиле до центра Тарусы, когда вся дорога при знании расписания занимает не более двух часов, а с вызовом машины - часа полтора. По окрестностям Тарусы также очень удобно перемещаться на легковушке, что я и делал.

Тем не менее, вплотную к даче Рихтера я решил на машине не подъезжать, потому что почувствовал, что для меня в этом было бы нечто ненатуральное, чересчур комфортное, и я оставил для себя возможность совершить скромное паломничество и дойти до дома Рихтера пешком - среди полей и лесов, глядя на Оку.


Известно, что Святослав Теофилович очень любил совершать продолжительные пешие прогулки на природе, в частности, изданы воспоминания о том, как он босиком по пыльной дороге приходил на собственные концерты в провинциальных русских городах. И в память об этой его страсти к прогулкам я прошёл последнюю милю «на своих двоих», хотя была дикая жара - далеко за 30 градусов.

И вот какое зрелище мне открылось, когда я подошёл к дому великого музыканта:

Поражала устремлённость дома куда-то в высь: как будто это не дача и не жилище, а дозорная башня времён древней Руси! В этом есть нечто завораживающее, я не мог глаз оторвать от этого сооружения. Схожее ощущение возникает у всякого, кто бросает взгляд на Москву из окна рихтеровской квартиры на Большой Бронной, расположенной на верхнем этаже дома-башни - как будто взлетаешь над местностью и паришь в вышине.

Я был немного разочарован, когда мне сказали, что Рихтер был ограничен разрешённой ему в советские годы площадью дачного участка, и лишь поэтому устремил свою постройку в небо, но кто в это поверит, глядя на дом, стоящий на крутом берегу, на эти срубы, поставленные друг на друга, а снизу - на каменный фундамент?!

В конструкции этого дома я вижу величие и оригинальность рихтеровского мышления,

отражавшегося даже в мелочах, и пускай Рихтер был ограничен размером участка, он, как истинный творец, фантазия которого разгорается тем больше, чем больше встречается ограничений, нашёл гениальный выход из положения.

Воспользовавшись тем, а вернее, загодя рассчитывая на то, что 1 августа дом будут готовить к приёму гостей - музыкантов и слушателей концерта, состоявшегося на следующий день на поляне около дома, я зашёл внутрь и подробно осмотрел все этажи дачи: холодный даже в запредельную жару подвал в недрах каменного фундамента, каменный же 1-й этаж, а также деревянные 2-й и 3-й - всего 4 уровня.

Подвал весь выложен камнем, которым очерчены хозяйственные ниши и ёмкости:


Там же установлено основание печки, пронизывающей весь дом через все этажи снизу доверху:

Над подвалом - каменный 1-й этаж:

2-й этаж - это сруб, стоящий на стенах 1-го этажа:

3-й этаж - это сруб, стоящий на срубе 2-го этажа, здесь же лесенка на небольшой балкончик:


С балкончика открывается чудесный вид на окрестности и Оку:

Этажи соединены между собой узкими и крутыми лестничными пролётами:

Во дворе сохранился фундамент баньки, в которой жил Рихтер, пока дом ещё не был построен. А рядом, как в сказке, течёт холоднющий даже в такую жару и очень чистый ручей, откуда для хозяйственных нужд набирал воду сам Рихтер. Как я понял его замысел, наличие чудесного ручья явилось одной из важных причин выбора этого места для строительства дома. Ручей просто дивный, я сразу окрестил его «ручьём Рихтера». Он никак не оформлен и, наверное, не требует никакого оформления, только проложена большая труба с дорожным покрытием над ней для обеспечения проезда к даче. Я спустился к ручью и пил воду прямо из него горстями, ничего не боясь. Отсутствие во всей округе какой-либо промышленности, прозрачность и вкус ледяной воды недвусмысленно свидетельствовали о её высочайшем качестве. А рядом на Оке - насыпной песчаный пляж:

Дорога на пляж проходит в 100 метрах от дачи Рихтера, и пляж этот, как о том свидетельствуют спутниковые снимки, искусственный и недавнего происхождения. Во времена Рихтера пляжа не было, хотя сегодня можно считать его замечательным дополнением к дому Рихтера и ко всей местности - очень удобное место для купания, чем я не преминул воспользоваться.

День был очень знойный, и песок раскалился до такой степени, что по нему невозможно было долго ходить без обуви, поэтому я иногда ступал в холодный Рихтеров ручей, впадающий здесь же рядом в Оку, и ноги буквально коченели в стылой влаге - фантастическое ощущение в такую жару.

Изучив дом Рихтера, повстречавшись с его ручьём и искупавшись в реке, я попрощался с домом и отправился в Тарусу - знакомиться с городом, музеями, памятниками, а также слушать концерт А. Володина.

12 февраля на пресс-конференции в Мемориальной квартире Святослава Рихтера ГМИИ им. А.С. Пушкина представил музыкальную программу на 2018 год.

Мемориальная квартира Святослава Рихтера продолжает музыкально-выставочный цикл «Годы странствий Святослава Рихтера» на этот раз, посвященный Англии и Америке.

В концертах примут участие известные исполнители, «звезды» разных поколений - Александр Гиндин, и Юрий Мартынов, Людмила Берлинская и Юрий Полубелов, Пётр Лаул и Сергей Кузнецов, Никита Мндоянц и Алексей Курбатов, Александр Рамм и Евгений Румянцев, Сергей Полтавский и Дарья Филиппенко, Алиса Гицба и Марина Карпеченко, Светлана Сумачёва и Мария Остроухова, Ольга Гречко и Дмитрий Хромов, гости из зарубежных стран Артур Ансель, Ханна Марти и Джек Джекович, ансамбли старинной и современной музыки «NeoBarocco», «Canto Vivo», «Rusquartet»,«Студия Новой музыки» и другие замечательные музыканты.

Помимо лекций-концертов в рамках «Литературно-музыкальной гостиной» состоится представление «Halloween», или «НЕобыкновенный концерт», продолжится семейный абонемент «Слово. Музыка. Игра».

В октябре 2018 года в Мемориальной квартире Святослава Рихтера откроется выставка «Годы странствий Святослава Рихтера. Англия — Америка» – на материале фондов ГМИИ им. А.С. Пушкина, других отечественных музеев, а также архива Б. Бриттена в Олдборо (Великобритания).

В экспозиции будут представлены редкие архивные материалы из коллекций Рихтера и Бриттена: открытки и письма, афиши и программы концертов, фотографии, ноты и пластинки с автографами, мемориальные вещи, портреты и гравюры, эскизы декораций и костюмов, живописные и графические работы с видами городов и памятников Англии и Америки, запечатленные художниками разных стран.

Кроме того, отдел музыкальной культуры ГМИИ им. А.С. Пушкина готовит проекты к знаковым выставкам 2018 года.

Заместитель директора по научной работе ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Баканова: «Отдел музыкальной культуры ГМИИ им. А.С. Пушкина - отдел особенный. Имя Святослава Рихтера, с которым он связан, дорого не только нашему музею, но и той публике, которая сформировалась вокруг него за долгие десятилетия. В этом году нас ждет обширная программа. Это будут не только концерты, но и лекции, мастер-классы. Музыканты, принимающие участие в мероприятиях, не просто понимают ценность Рихтера как исполнителя, но и сочетают свой талант с умением работать с архивными материалами - вместе с нашими коллегами изучают фонды и специально разучивают произведения. Благодаря этому музей имеет возможность представить редкие, эксклюзивные программы».

Ирина Бакланова

Заведующая отделом музыкальной культуры ГМИИ им. А.С. Пушкина Юлия Де-Клерк: «2018 год в Мемориальной квартире Святослава Рихтера посвящается Англии и Америке. При создании цикла концертных программ мы отталкивались от биографии Рихтера, его путешествий, гастролей, встреч с известными музыкантами и людьми искусства. Это не только географические странствия, но и метафизические. Программы этого года охватывают колоссальный промежуток времени: от Средневековья до музыки сегодняшнего дня, в них причудливо соединяются и перемежаются старинные, классические и авангардные произведения. Всего пройдет более 30 концертов, а осенью мы откроем главную выставку сезона «Годы странствий Святослава Рихтера. Англия-Америка»».

Юлия Де-Клерк

Мемориальная квартира Святослава Рихтера
8 (495) 695–83–46, 8 (495) 697–47–05, 8 (495) 697–72–05
Москва, ул. Большая Бронная, дом 2/6, кв. 58 (16-й этаж)

МЕМОРИАЛЬНАЯ КВАРТИРА СВЯТОСЛАВА РИХТЕРА АФИША МУЗЫКАЛЬНЫХ ВЕЧЕРОВ 2018

ЯНВАРЬ

«Американский театр новой музыки для фортепиано»

В программе: Г. Коуэлл, Дж. Антейль, Дж.Крам, Ла Монте Янг, К. Кардью, Ф. Ржевски

Исполнитель:

Владимир Иванов-Ракиевский

Детский фестиваль искусств «Январские вечера»

Вход только по пригласительным билетам

« Hommage à John Field »

Klavierabend лауреата международных конкурсов Ольги Макаровой

В программе: Дж. Филд, М. Глинка, Ф. Шопен, Ф. Лист, Г. Форе,

А. Скрябин, Б. Бриттен

ФЕВРАЛЬ

«Из английской и русской поэзии»

В программе : Д. Шостакович, Б. Бриттен, В. Мартынов

Исполнители: Екатерина Сычева (сопрано)

Павел Быков (баритон)

Николай Гладских (контратенор)

Игорь Степанич (фортепиано)

«Старый и Новый Свет: вчера, сегодня, завтра»

В программе: А. Бакс, Б. Бриттен, Д. Тавенер, Л. Фосс, Ф. Бридж,

М. Найман, Л. Либерман, Дж. Стивенсон

Исполнители: Дарья Филиппенко (альт)

Ирина Стачинская (флейта)

Ксения Апалько (фортепиано)

Алексей Сулимов (вокал)

«STELLA MARIS - музыка моря »

В программе : Г.Ф. Гендель, Anonim, Г. Пёрселл, И. Юсупова

Исполнители: заслуженная артистка России, народная артистка Абхазии,

солистка музыкального театра «ГЕЛИКОН-ОПЕРА» Алиса Гицба

и солисты ансамбля «LA STRAVAGANZA» в составе -

Светлана Шевелёва (блокфлейта)

Ася Гречищева (лютня, теорба)

Игорь Степанич (фортепиано)

«Пионеры американского авангарда»

В программе: Чарлз Айвз и Генри Коуэлл

Исполнители: ансамбль солистов «СТУДИЯ НОВОЙ МУЗЫКИ» в составе -

Мона Хаба (фортепиано)

Екатерина Кичигина (сопрано)

Станислав Малышев (скрипка)

Инна Зильберман (скрипка)

Анна Бурчик (альт)

Ольга Калинова (виолончель)

МАРТ

«Музыкальный Лондон XVIII века»

В программе: И.К. Пепуш, К.Ф. Абель, И.К. Бах, Г.Ф. Гендель, Г. Фингер,

М. Клементи, Ф.М. Верачини, Н. Порпора, Н. Маттейс

Исполнители : ансамбль «NEOBAROCCO» в составе -

Ольга Филиппова (клавесин)

Александр Гулин (виола да гамба, барочная виолончель)

Ася Гречищева (лютня, теорба)

Екатерина Тугаринова (траверс флейта)

Открытие выставки «Детство и отрочество Святослава Рихтера»

(экспонаты из мемориального фонда и архива пианиста)

Дата уточняется

«Рихтер в гостях у Бриттена»

(программы фестиваля в Олдборо)

Фортепианный дуэт лауреатов международных конкурсов

Петра Лаула и Сергея Кузнецова

В программе : В.А. Моцарт, Б. Бриттен, Ф. Шуберт

Семейный абонемент

«СЛОВО. МУЗЫКА. ИГРА»

Концерт I . «Во дворцах Средиземноморья». Музыка европейской аристократии

Исполнители: Анна Тончева

Анна Шкуровская

«Генри Пёрселл и английские вирджиналисты»

В программе: Г. Пёрселл, Дж. Булл, Ф. Ричардсон, П. Филипс, У. Бёрд

Исполнитель

Юрий Мартынов (клавикорд)

АПРЕЛЬ

Сольный концерт лауреата XV Международного конкурса

имени П.И. Чайковского Александра Рамма (II премия)

В программе : Бенджамин Бриттен. Три Сюиты для виолончели

«Американский регтайм и инструментальный театр Джорджа Крама»

В программе: С. Джоплин, Дж. Лам, Дж. Скотт, К. Вудс, А. Меттьюс, Дж. Крам

Исполнитель : лауреат международных конкурсов

Михаил Мордвинов (фортепиано)

« Hommage Джону Кейджу»

В программе: Д. Кейдж, Д. Чеглаков, Т. Михеева

Исполнители: Дмитрий Чеглаков (электроника, вокал)

Татьяна Михеева (вокал)

«Ирландские песни и английские серенады-взгляд издалека»

В программе: А. Дворжак, Л.В. Бетховен, В. Сильвестров

Исполнители:

Екатерина Кичигина (сопрано)

Мадина Рузматова (скрипка)

Юрий Полубелов (фортепиано)

Рустам Комачков (виолончель)

« Music of today без словаря»

В программе : М. Фелдман, Т. Адес, П. Назайкинская, Г. Брайерс, М. Мак-Конел,

Дж. Кейдж, Д. Ланг

Исполнители: лауреаты международных конкурсов

Алексей Курбатов (фортепиано)

Надежда Артамонова (скрипка)

Сергей Полтавский (альт)

Евгений Румянцев (виолончель)

Семейный абонемент

«СЛОВО. МУЗЫКА. ИГРА»

Концерт II . «Изумрудный остров ». Музыка Ирландии и Шотландии

Исполнители: Анна Тончева

Андрей Байрамов

Владимир Лазерсон

МАЙ

Великолепная четверка между «Оскаром», «Золотым глобусом» и «Грэмми»

В программе: Дж. Корильяно, М. Найман,Дж. Уильямс, Дж. Менотти

Исполнители: лауреаты международных конкурсов

Никита Мндоянц (фортепиано)

Антон Прищепа (кларнет)

Анастасия Петрунина (скрипка)

Сергей Полтавский (альт)

«В Британском королевстве». Английская музыка XVI - XVIII веков

В программе: Генрих VIII, Т. Хьюм, Дж. Йоркстон, И.К. Пепуш,

Исполнители: ансамбль старинной музыки «LA CAMPANELLA»

Открытие выставки «На память о Японии»

(экспонаты из мемориального фонда С. Рихтера)

Дата уточняется

«Мастера английского музыкального Возрождения начала XX века»

В программе: А. Бакс, Д. Тови, Ф. Бридж, Р. Воан-Уильямс

Исполнители: Московский ансамбль солистов в составе -

Денис Чефанов (фортепиано)

Наталия Калиничева (скрипка)

Алексей Симакин (альт)

Михаил Калиничев (виолончель)

Карлос Наварро-Эррера (контрабас)

Семейный абонемент

«СЛОВО. МУЗЫКА. ИГРА»

Концерт III . «Шелковый путь». Музыка Древнего Китая, арабского Востока и городов Европы

Исполнители: Анна Тончева

Дмитрий Игнатов

Анастасия Бондарева

ИЮНЬ

Фонд Владимира Спивакова представляет

лауреатов фестиваля «Москва встречает друзей»

(Программа и участники концерта будут объявлены в мае)

«Лютневые удовольствия». Музыка английского Возрождения

В программе: Т. Хьюм, Дж. Дауленд, Дж. Джонсон, Т. Морли,

Дж. Маршан, Т. Форд, Ф. Россетер

Исполнители: ансамбль «CANTO VIVO» в составе -

Андрей Чернышов (вокал, лютня)

Мария Белова (лютня)

«Джордж Гершвин и век джаза »

В программе: Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, К. Портер, Вернон Дюк

и джазовые стандарты 1920-х-1930-х годов

Исполнители: Джек Джекович (вокал)

Иван Акатов (труба)

Валерия Есауленко (фортепиано)

Дарья Соколова (контрабас)

Константин Войнов (ударные)

СЕНТЯБРЬ

Семейный абонемент

«СЛОВО. МУЗЫКА. ИГРА»

Концерт IV. «Страна Барабания , или Как сделать инструмент из кожи»

Ведущая: Анна Тончева

« God Save the Queen »

В программе: Т. Кэмпион, Дж. Дауленд, Г. Доницетти, Р. Шуман, Э. Элгар

Исполнители: Светлана Сумачёва (сопрано)

Анна Синицына (меццо-сопрано)

Надежда Котнова (фортепиано)

Ася Гречищева (лютня)

«Англомания». Концерт-представление

В программе: У. Бёрд, Г. Пёрселл, Й. Гайдн, Г.Ф. Гендель, П. Хоуп, А. Прищепа, Я. Кларк, М. Арнольд

Исполнители: Александр Посикера (фагот, блокфлейты)

Антон Прищепа (кларнет, фортепиано, ударные)

Зоя Вязовская (флейта, кельтская арфа, ударные)

ОКТЯБРЬ

«Виолончельные сонаты в тройной перспективе:

Бридж–Бриттен–Барбер»

В программе: Ф. Бридж, Б. Бриттен, С. Барбер

Исполнители:

Ольга Макарова (фортепиано)

Олег Бугаев (виолончель)

« Ars antiqua Anglica »

В программе: мотеты, кондукты, секвенции и рондели

из английских рукописей XIII–XIV веков

Исполнители: солистка английского ансамбля «SEQUENZA»

Ханна Марти (вокал, средневековая арфа)

Анастасия Бондарева (вокал)

Данил Рябчиков (цитоль)

Открытие выставки «Годы странствий Святослава Рихтера.

АНГЛИЯ – АМЕРИКА»

Семейный абонемент

«СЛОВО. МУЗЫКА. ИГРА»

Концерт V. «Поющее колесо» - колесная лира и шарманка

Ведущая: Анна Тончева

« Halloween », или «НЕобыкновенный концерт».

Музыкальное представление

В программе: Р. Кларк, М. Кеннеди-Фрейзер, Дж. Карпентер, Г. Бэклунд,

Э. Риде, Э. Элгар, Ф. Бридж, С. Кольридж-Тейлор, Л. Монктон

Исполнители: лауреаты международных конкурсов:

Мария Остроухова (меццо-сопрано)

Елизавета Миллер (фортепиано)

НОЯБРЬ

« Классики американской музыки: Барбер и Бернстайн»

В программе: С. Барбер, Л. Бернстайн

Исполнители: лауреаты международных конкурсов:

Елена Тарасова (фортепиано)

Валерия Есауленко (фортепиано)

Николай Агеев (кларнет)

Мария Симакова (сопрано)

Семейный абонемент

«СЛОВО. МУЗЫКА. ИГРА»

Концерт VI. «Песни под лиру и лютню.

Придворная и народная музыка Европы»

Ведущая: Антонина Тончева

«Шекспир в музыкальном театре XVIII XX веков»

В программе: Г. Пёрселл, Дж.Ф. Лемп, Дж. Россини, Г. Берлиоз, К. Сен-Санс, Р. Вагнер, Р. Штраус, Б. Бриттен, Я. Сибелиус, Э.В. Корнгольд, В. Шебалин, В. Гаврилин, К. Портер

Исполнители: солисты Московского музыкального театра

«ГЕЛИКОН-ОПЕРА»:

Марина Карпеченко (сопрано)

Дмитрий Хромов (тенор)

«Русские американцы»

В программе: А. Черепнин, И. Стравинский, А. Лурье, Л. Орнстайн, В. Дукельский

Исполнители: ансамбль солистов «СТУДИЯ НОВОЙ МУЗЫКИ» в составе:

Екатерина Кичигина (сопрано)

Станислав Малышев (скрипка)

Инна Зильберман (скрипка)

Анна Бурчик (альт)

Ольга Калинова (виолончель)

Мона Хаба (фортепиано)

Наталия Черкасова (фортепиано)

« B like Britten »

В программе: А. Бакс, Б. Бриттен, Й. Боуэн, Р.Р. Беннетт

Исполнители: фортепианный дуэт из Франции в составе:

Людмила Берлинская

Артур Ансель

ДЕКАБРЬ

« Roadmovies : по дорогам американской музыки»

В программе: К. Портер, Дж. Керн, Чик Кориа, Дж. Адамс,

Дж. Кейдж, Ч. Айвз

Исполнители: лауреаты международных конкурсов:

Елизавета Миллер (фортепиано)

Станислав Малышев (скрипка)

Ольга Гречко (сопрано)

«Английская история немецкой музыки»

В программе: И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, Й. Гайдн, Ф. Мендельсон

Исполнитель: лауреат международных конкурсов

Пётр Лаул (фортепиано)

Klavierabend Елизаветы Леонской

« Rusquartet » и Александр Гиндин поздравляют с Рождеством

В программе: Дж. Доув, Э. Элгар, Л. Ауэрбах

Исполнители: лауреат международных конкурсов

Александр Гиндин (фортепиано)

«RUSQUARTET» в составе:

Ксения Гамарис (1-я скрипка)

Анна Янчишина (2-я скрипка)

Ксения Жулева (альт)

Пётр Каретников (виолончель)

Адрес: Москва, Б. Бронная, 2/6, кв. 58

Экскурсии –все дни недели, кроме понедельника и вторника

Экскурсии-концерты – каждое последнее воскресенье месяца

Начало концертов в 19:00 (выходные дни в 18:00)

Запись по телефонам: 8 (495)697.83.46; 8(495)697.72.05; 8(495) 697.06.05

Приобретение билетов онлайн на сайте www.arts-museum.ru

Use Scan QR Code to copy link and share it

Мемориальная квартира Рихтера расположена на улице Большая Бронная, в многоэтажном доме типовой застройки. Здесь пианист поселился вместе со своей женой, оперной певицей Н. Дорлиак в 1971 году.

Квартира Рихтера не отличается роскошью и обилием вещей, посетители, едва переступив порог, ощущают особую энергетику хозяина этого жилья: пианист был очень скромен в быту и полностью погружен в искусство.

В гостиной стоят два рояля “Steinway” и пара старинных торшеров итальянского производства (их Рихтеру подарил флорентийский градоначальник). На стенах – большой гобелен, многочисленные картины и фотографии. В этом помещении великий пианист музицировал, аккомпанировал жене, здесь семья и гости смотрели любимое кино с помощью кинопроектора.

Из гостиной гости мемориальной квартиры Рихтера перемещаются в кабинет музыканта, который он по-домашнему называл «шкафной» комнатой. В кабинете – несколько шкафов с книгами, винилом и аудиокассетами. Под ноты выделен отдельный шкаф. В нотных книгах – пометки Рихтера, являющиеся предметом исследования со стороны музыковедов.

Одним из самых ценных экспонатов в кабинете является резная фигурка Младенца Иоанна Крестителя. Эту статуэтку Рихтеру вручили французы в благодарность за организованный им музыкальный фестиваль. Со стены на посетителей смотрит Борис Пастернак – любимый поэт Рихтера. Гипсовый контррельеф поэта выполнила скульптор Сарра Лебедева. Рядом с контррельефом Пастернака – небольшая картина армянского художника Мартироса Сарьяна. Этот пейзаж Рихтеру подарила Е. С. Булгакова, вдова великого писателя.

Экскурсоводы показывают посетителям хранящиеся в секретере драгоценности Рихтера – рукописный нотный журнал С. Прокофьева, фото великого советского пианиста Г. Нейгауза, которого Святослав Теофилович считал своим учителем, рукопись «Крохоток» А. Солженицына и иллюстрация П. Пикассо. Рихтер общался с интеллектуальной элитой России и мира, и знаменитости часто дарили ему небольшие подарки.

В квартире Рихтера есть специальная комната для отдыха, ее в семье пианиста называли «Зеленой». При домашних концертах комната становилась гримеркой. Стену помещения украшает портрет Т. Д. Рихтера – отца великого музыканта. Теофил Данилович был расстрелян в 1941 году по обвинению в шпионаже в пользу немцев.

Святослав Рихтер очень интересовался живописью, и сам являлся автором большого количества полотен. Известный критик Р. Фальк высоко оценил талант живописца, отмечая уникальную работу художника со светом. Работы Рихтера выставлены в специальном помещении музея.

1 августа… Все любители классической фортепианной музыки знают эту дату как день ухода из жизни знаменитого пианиста Святослава Теофиловича Рихтера. Время стирает многие имена, но имя этого гениального исполнителя продолжает сиять на музыкальном Олимпе под названием «Его Величество Рояль» и, вне сомнения, будет сиять ещё долгие годы. Наверное, здесь уместно даже будет вспомнить слово ВСЕГДА – музыкальный мир ВСЕГДА будет чтить Святослава Теофиловича, любить и восхищаться его творчеством.

Осталось не только множество воспоминаний и публикаций о Святославе Теофиловиче, записей его исполнений. Остались дома, в которых он жил - их стены до сих пор хранят теплоту и дух своих обитателей.

В Москве квартира, где Рихтер провёл последние почти тридцать лет своей жизни, находится в доме № 2/6 по Большой Бронной улице. Музей-квартира Святослава Теофиловича входит в состав Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, очень внимательные сотрудники поддерживают в ней прекрасный порядок и трепетно заботятся о состоянии всех экспонатов. Я иногда бываю в этих стенах: в самом большом помещении музея проходят интереснейшие концерты, на которых выступают замечательные музыканты, и не только нашей страны. Позже мы поговорим о том, какую программу приготовили сотрудники музея Рихтера к новому сезону, а сейчас - прошу вместе со мной войти в дверь квартиры № 58-59 и окунуться в атмосферу, окружавшую великого пианиста. Научный сотрудник музея Надя Игнатьева проведёт для нас интереснейшую экскурсию. Постараюсь вкратце передать её рассказ.

Святославу Теофиловичу Рихтеру предложили переехать на Большую Бронную в 1969 году. Обычное типовое здание, скажете вы, но будете неправы: в том далёком году, когда Москва не изобиловала высокими 16-этажными домами, подобное строение было пиком архитектурной моды! Но, естественно, не это прельстило Святослава Теофиловича. К концу 60-х годов замечательный пианист был на вершине славы и мог выбрать любую квартиру в самом престижном особняке, но открывшийся вид на Москву из окна квартиры на Бронной настолько восхитил его, что решение было принято совершенно определённо: да, жить только в этом доме. Но переезд состоялся спустя длительное время: надо было решить вопрос о дополнительной звукоизоляции помещения. Прежняя квартира Рихтера в профессорском доме в Брюсовом переулке имела колоссальную акустическую загруженность, поэтому проблема звукозащищённости жилья стояла весьма остро. Строители постарались на славу: объединили две квартиры в одну, значительно усилили пол, в самых больших комнатах сделали высоченные потолки, остальные помещения квартиры оставили низкопотолочными – необходимый эффект поглощения звуков был достигнут.

Все годы жизни С. Т. Рихтера вход в эту квартиру был со стороны половины Нины Львовны Дорлиак. Не секрет, что Святослав Теофилович временами не хотел отвлекаться на общение с людьми – творческий процесс был непрекращающимся, отсюда периоды необходимого затворничества. Все наиболее рутинные и бытовые вопросы решала Нина Львовна, она могла в некоторых случаях даже самых близких друзей отправить домой, если знала, что Рихтер не расположен к беседам.

Но к самой Нине Львовне, которая была профессором Московской консерватории, постоянно шли ученики. В кабинете, который служил репетиционным классом, до сих пор стоит рояль «Бехштейн», на стене – зеркало от пола в полный рост. На столике лежит маленькое зеркало на длинной ручке – это не прихоть или кокетство, а необходимый атрибут работы профессиональных вокалистов. Рихтер говорил Нине Львовне, что она своими занятиями со студентами в какой-то мере примирила его с ненавистными с детства гаммами и арпеджио. Эта комната половины Нины Львовны претерпела наименьшие изменения: мы видим старинный мебельный гарнитур, доставшийся Дорлиак от её матери Ксении Николаевны, бывшей фрейлины последней русской императрицы; на рояле – слепок руки друга Рихтера, пианиста Станислава Нейгауза, на стене – портрет самой Нины Львовны. Никакой вычурности, фальши – этим отличается обстановка квартиры Рихтера и Дорлиак. Рядом с репетиционной раньше была спальня Нины Львовны, теперь комната полностью переделана: на стенах только фотографии великого пианиста. Фотоэкспозиция правой стороны посвящена ставшему уже традиционным фестивалю «Декабрьские вечера» в Пушкинском музее, с левой стороны комнаты – фотографии выступлений Рихтера в разные годы жизни.

Перед половиной Святослава Теофиловича – комната, в которой внимание сразу привлекает портрет молодого Рихтера: таким он в двадцать два года приехал из Одессы в Москву, чтобы поступать в консерваторию в класс Генриха Густавовича Нейгауза. Жить юноше было негде, поэтому он спал у Нейгауза под роялем, а вот заниматься приходил к Анне Ивановне Трояновской. У неё в прежние времена была большая квартира на первом этаже дома в Скатертном переулке близ Никитских ворот, а после уплотнения осталась лишь одна комната в коммуналке. И в ней стоял рояль, подаренный Николаем Метнером перед отъездом в эмиграцию. Вот к этому-то роялю и прибегал молодой Рихтер в любое удобное ему время, а чтобы не беспокоить многочисленных соседей, стучал в окошко Анны Львовны условным знаком: это были первые такты «Скитальца» Шуберта.

Трояновская прекрасно рисовала, и именно она передала внешность молодого музыканта. На стенах квартиры много картин: работы Роберта Фалька (который занимался с пианистом и отмечал в пейзажах Рихтера «удивительное ощущение света»), живопись любимых художников – Дмитрия Краснопевцева и Василия Шухаева. Альфред Шнитке писал о Рихтере: «Он исполнитель, он организатор фестивалей, он первый замечает и поддерживает талантливых молодых музыкантов и художников, он знаток литературы, театра и кино, он коллекционер и посетитель вернисажей, он сам художник, он режиссёр. Его темперамент сметает все препятствия, когда он одержим какой-нибудь идеей…».

Главная комната квартиры сейчас служит концертным залом. Здесь стоят рояли музыканта – Steinway 38-го и 62-го годов, два старинных итальянских торшера, подаренные мэром Флоренции, зелёная кушетка, на которой Рихтер часто спал; на стенах много живописи, гобелен… Сейчас всё статично, а при жизни Святослава Теофиловича тут происходили бесконечные перестановки. Рояли часто меняли своё место – именно в этой комнате Рихтер занимался сам и репетировал с другими музыкантами, здесь устраивал прослушивания многочисленных пластинок, которые привозил с гастрольных поездок, проводил столь любимые им «машкерады». «Я кинематографист, но делаю кино пальцами» – так гениальный музыкант говорил о себе.

Фото Елены Билибиной

Перед кабинетом и спальней – проходная комната, в которой висят две куклы работы Резо Габриадзе. Это шаржи на Святослава Теофиловича и Ирину Александровну Антонову, которые художник подготовил к проводящемуся в Пушкинском музее капустнику. Рихтер и Антонова были большими друзьями, и именно по инициативе Ирины Александровны мы имеем счастье приходить на концерты «Декабрьских вечеров». Она узнала, что Рихтер организует музыкальные фестивали во Франции, называемые Музыкальными празднествами в Гранж де Меле под Туром (в Турене), и предложила создать подобное мероприятие в Москве. На вопрос «И где же его мы сможем провести?» Антонова ответила: «У нас в музее». Начиная с 1981 года в декабре в Москву съезжаются замечательные музыканты со всего мира, чтобы участвовать в этом празднике искусства.

Одна из комнат половины Святослава Теофиловича посвящена его родителям. Отец, Теофил Данилович, был замечательным органистом, выпускником Венской консерватории. Он обучил единственного сына музыкальной грамоте, когда тому было пять лет. Затем постоянные занятия с мамой, Анной Павловной, разучивание несложных пьес в четыре руки и мини-концерты в кругу семьи – так началась жизнь у маленького Светика. Но планы мальчика не были связаны с музыкой: юный Рихтер хотел быть драматургом, затем художником-декоратором или режиссёром. Музыка была так же необходима для жизни, как дыхание, ноты проглатывались с поразительной скоростью – это казалось естественным.

Впервые мысль о концертной карьере пришла во время приезда Давида Ойстраха. «Его концертмейстер Всеволод Топилин, - вспоминал Рихтер, - исполнил в первой части концерта - и блистательно исполнил - Четвёртую балладу . Раз это удалось Топилину, - подумал я, - отчего бы не попробовать и мне?». Окончательное желание играть сформировалось благодаря Нейгаузу. Позже Рихтер признавался: «Мне уже приходилось слышать Генриха Густавича Нейгауза во время одного из его приездов в Одессу, и я просто влюбился в его манеру игры». Итак, Учитель был найден. Именно к нему 1937 году Рихтер в возрасте двадцати двух лет уехал в Москву поступать в консерваторию. Нейгауз был удивлён появлением высоченного возрастного юноши в своём классе, но с присущей ему деликатностью попросил исполнить что-либо. Рихтер играл всё, что было у него в руках, и через десять минут Генрих Густавович произнёс: «По-моему, он гениален». Так встретились Великий педагог и Великий ученик.

Фотография Генриха Густавовича стоит в секретере кабинета Рихтера, там же хранятся и самые ценные экспонаты музея: множество книг (хотя бо льшая часть коллекции перенесена в архивы Пушкинского музея), ноты, письма от друзей, подарки от почитателей таланта музыканта из разных стран мира. Есть один экспонат, сделанный рукам самого Святослава Теофиловича: это игра «Путь пианиста», которую Рихтер нарисовал дважды. Типовая задумка – бросаются кубики и участники игры проходят путь от 1 до 75 – получилась очень оригинальной, выполненной в трактовке, возможной только для пианиста. Святослав Теофилович иногда доставал игровое поле и «путешествовал» по нему со своими друзьями. Лучшие представители российской культурной элиты собирались в этой квартире, и необыкновенная атмосфера царит в стенах и по сей день.

Обстановка квартиры поражает скромностью и рациональностью. Но если мы вспомним дом Рихтера в Тарусе, то поймём, что гениальный пианист был лишён склонности к претензионным интерьерам, им постоянно владело только творческое начало. «Для меня, например, подозрительно, если останутся гаражи, з?мки и много красного деревa…» – это слова Святослава Рихтера.

Творческий процесс продолжается в стенах квартиры Святослава Теофиловича и в наши дни.

Вот и закончилась наша экскурсия. Огромная благодарность всем сотрудникам музея-квартиры за служение Великому музыканту.

Фото взяты с сайта

Мемориальной квартиры Святослава Рихтера