Описание картины "мокрый луг" васильева. История создания и описание картины Васильева «Мокрый луг Ф а васильев мокрый луг история создания

Каким же прекрасным кажется мне пейзаж Ф.А. Васильева «Мокрый луг». Глядя на картину, меня сразу же привлекает то разнообразие оттенков и цветов, которые одновременно расположены на одном полотне.

Над лугом недавно прошла гроза. Она закончилась, и темные грозовые тучи понесло порывами ветра дальше, за горизонт. Над лугом еще остались скопившиеся темные облака, но они уже не представляют угрозы. Они тянутся вслед за своими собратьями по бесконечным небесным просторам.

Две части картины – светлая и темная – создают великолепный контраст картины. Где-то вдали поочередно слышны звуки ушедшего грома и видны яркие всплески молнии. Скорее всего, дальний лес полностью укрыт стеной проливного дождя. А передний план освещают яркие лучики солнца, которое пробилось сквозь тучные облака.

Все на этой картине кажется живим. Великолепная игра цветов и красок создает ощущение движения деревьев, цветов и трав.

Большую часть картины автор отдает небу. И невозможно налюбоваться той палитрой, теми великолепными оттенками, которые создают образ неба после дождя. Сколько вложено мастерства в гениальное сочетание красок. Как мастерски мы видим, ощущает пробуждение природы после дождевой грозы. Все ожило и радуется жизни. Ненастье закончилось на этом лугу. Все живые растения радуются той свежести, которая осталась после ливня.

Картина «Мокрый луг» вызывает во мне бурю эмоций. Как же здесь все реалистично. Я не могу поверить, что все детали полотна автор воспроизводил по своей памяти. Дальний лесок кажется нам размытым, не четким. А вот кустики и зеленые травинки на переднем плане отчетливо прорисованы и выделены. Глядя на полотно, я ощущаю влажный и свежий аромат дождя, я чувствую запах травы. И эти ощущения вызывают во мне самые приятные эмоции. Картина Ф.А. Васильева «Мокрый луг» просто великолепна.

Васильев Ф. «Мокрый луг»: История картины


Васильев Ф. «Мокрый луг»:
История картины

Феномен "художественного происхождения" пейзажиста Федора Александровича Васильева всегда продолжал и продолжает удивлять всякого, кто так или иначе соприкасается с его творчеством. Искусствовед Л.И. Иовлева отмечает, что на горизонте русского искусства 1860-х годов он возник лет в восемнадцать, почти мальчиком-самоучкой. Но как-то неожиданно, почти внезапно вошел на равных в число ведущих художников того времени. На "равных" участвовал с ними на выставках, на "равных" побеждал в конкурсах и в два-три года достиг таких профессиональных успехов, на завоевание которых у других уходили годы, а порой и целая жизнь.

Веселый, остроумный, темпераментный юноша Ф. Васильев, каким он предстает со страниц воспоминаний И.Е. Репина и И. Крамского, был болен неизлечимой в то время болезнью - чахоткой. Он уехал в Крым и последние два года прожил в Ялте.

На ялтинских улочках осыпался миндаль, распускались розы, "иудино дерево" одевалось в пышный густо-розовый наряд, цвели магнолии, крупные кисти глициний свисали с гибких плетей-ветвей. Но художником владела неодолимая тяга к родным краям, к неброской прелести русской природы.

В Ялте Ф. Васильев долго еще изображал старые, знакомые и до боли сердечной дорогие ему северные мотивы. Среди альбомных рисунков, где он делал карандашные зарисовки новой для него крымской природы, есть зарисованные по воспоминаниям пейзажи средней полосы России.

В Крыму Ф. Васильевым была написана и картина "Мокрый луг", ставшая одним из шедевров русской пейзажной живописи. В ней он хотел выразить свои чувства, всю любовь свою - все, что бережет память сердца. На ней не будет ни могучих гор, ни кипарисов, ни пышных южных цветов, ни лазурного моря - всего лишь омытый дождем мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.

Уходит гроза, но небо еще кипит и бурлит. С грозной торопливостью несутся и сталкиваются косматые тучи, еще слышны раскаты грома - все в картине полно движения, все живет и дышит: и гнущиеся под порывами ветра деревья, и подернутая рябью вода, и небо... Даже особенно небо, проникнутое типично Васильевским настроением, которое противопоставлено на полотне зловещим тучам, еще низвергающим потоки дождя на виднеющийся вдали лес.

Небо в полотнах Ф. Васильева всегда играет значительную роль, а в "Мокром луге" оно является едва ли не главным средством выражения поэтической мысли художника. Сверкающий теплый просвет в облаках, отраженный в воде и поддержанный отсветами на земле, ведет борьбу с огромными темными и холодными тучами и бегущими по земле тенями.

Как бы в противоположность напряженной жизни неба вся остальная часть пейзажа предельно проста и линии рисунка ее мягче, спокойнее. Каждая деталь картины (а их на этом полотне много) - это вариация основной темы, но все детали так растворены в целом, что их познаешь только при очень внимательном рассмотрении.

С первого взгляда "Мокрый луг" располагает к себе зрителя простотой и привычностью мотива. В глубине широкой низины высятся два развесистых дерева. Далеко за ними, в сизой дымке леса, проступает полоска неба. Вдоль низины тянется обрывистый косогор, а впереди - почти в центре - блестит болотистая заводь с топкими берегами. Вот, собственно, и все, что изображено на полотне Ф. Васильева. Но современники его видели в этой картине больше, чем даже обобщенный образ родной художнику северной природы.

Картина захватывает зрителя необычайной глубиной одухотворенного пейзажа, непосредственностью чувств и настроений, вложенных в нее. Природа у Ф. Васильева никогда не представляется "холодной, вечной и равнодушной". Он непрестанно искал в ней гармонию, чистоту, художник согрел и одухотворил ее глубоко поэтическим чувством, и именно в его картинах впервые прозвучала та интимно-лирическая, грустная и тоскующая тема, которая замерла с его смертью. Выраженные в "Мокром луге" настроения борьбы и сопротивления - с одной стороны, а с другой - грусть и меланхолия покоряют и невольно заставляют возвращаться к печальной биографии ее 22-летнего автора.

Композиция "Мокрого луга" проста и непринужденна, и в то же время трудно представить себе более продуманное и монументальное произведение. В картине легко различить композиционный центр, к которому сходятся основные линии пейзажа - очертания косогора, берега заводи, тропинки, границы света и тени на лугу, полоса леса. Зрительным центром, организующим всю картину, является темный силуэт двух могучих деревьев. Ф. Васильев сместил его вправо от геометрического центра, и именно поэтому картина не выглядит статичной.

Удивительно плавно и рельефно разворачивается в "Мокром луге" пространство. Небо с его кипением и бурлением, с его игрой света и с его космической бесконечностью изображено непревзойденным мастером и поэтом неба, каким и считался художник Ф. Васильев. И вместе с тем каждый кустик травы на переднем плане с ботанической точностью воспроизводит растительность средней полосы России.

"Мокрый луг" был представлен на конкурс Общества поощрения художников в Петербурге в 1872 году и получил вторую премию (первая была присуждена картине И. Шишкина "Сосновый бор"). В отношении к природе и к искусству у обоих художников было много общего. Оба они были детьми той земли, которую воспевали; оба были с ней тесно связаны, знали ее со всеми ее тайнами и потому умели видеть и так трепетно передавать ее красоту.

Когда глава передвижников И. Крамской увидел "Мокрый луг" Ф. Васильева, он был потрясен. И весенняя чистая зелень, и летучий свет, и неслышный ветерок, зарябивший воду в зарастающем русле реки, и невидные капли дождя на влажной листве деревьев - все говорило о художнике необыкновенном и чутком к "шуму и музыке природы".
"Сто великих картин" Н.A.Иoнина, издательство "Вече", 2002г

«Мокрый луг » — картина великого русского художника (1850-1873). Картина была написана в 1872 году. Размеры: 70 × 114 см, холст, масло.

Пейзаж Фёдора Васильева замечателен своим контрастом, который так чётко уловил талантливый живописец, наблюдая за природой. На этой картине запечатлён переходный момент, и можно увидеть одновременно и пасмурную, дождливую погоду, и светлую, почти солнечную. Художник изобразил изменение погоды, когда дождь прекращается или уходит. В правой части ещё темно и даже видно, что вдалеке продолжает идти дождь, а слева уже светлеет, выходит солнце. То, что тёмные тучи уходят, а не приходят, говорит особый символизм визуальной передачи, которым пользуются художники, чтобы выразить направление: зритель всегда оценивает картину слева направо, то есть визуально для зрителя левая часть — это наступающее, новое, а правая часть — уходящее, старое.

Чтобы показать в полной мере всю атмосферу погоды, её многоплановость, Фёдор Васильев выбрал для своего пейзажа ровный луг с небольшим количеством деревьев на заднем плане. Это позволило открыть широту и глубину происходящего, не отвлекая взгляд человека на лишние детали.

Картина «Мокрый луг» была написана в Крыму, куда художник Фёдор Васильев отправился для того, чтобы поправить своё здоровье. После написания в 1872 году, картина была представлена на выставке «Общества поощрения художников», где получила вторую премию, уступив картине Шишкина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии». Ещё перед самой выставкой пейзаж купил Павел Третьяков для своей коллекции. В настоящее время картина находится в Государственной Третьяковской галерее.

Фёдор Васильев — Мокрый луг

Увлекаетесь или занимаетесь на профессиональной основе дизайном, редактированием видео, созданием игр? В этом случае вам стоит посетить сайт gfx-hub.net . Большой выбор материалов для вашего хобби или работы. Кроме того, плагины, учебники, книги, журналы и многое другое.


Холст, масло. 70x114 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

"В настоящем случае я желаю изобразить утро над болотистым местом, – пишет он Крамскому 27 декабря 1871 г. – (Впрочем, не думайте, что это настоящее болото – нет, настоящее-то впереди, а это только приготовления). О болото, болото! Если бы Вы знали, как болезненно сжимается сердце от тяжкого предчувствия. Ну, ежели не удастся мне опять дышать этим привольем, этой живительной силой просыпающегося над дымящейся водой утра? Ведь у меня возьмут все, все, если возьмут это. Ведь я, как художник, потеряю больше половины!"

Окончена она была к сроку, и 20 февраля в руках Крамского оказалось присланное Васильевым одно из лучших его произведений, внешне уже ничем не похожее на прежние работы художника и известное теперь под названием "Мокрый луг" (1872).

Одна из особенностей "Мокрого луга", свойственная и большинству других вещей Васильева, – это цельность образа и вместе с тем тщательная и подробная разработка деталей. Под кистью художника каждая травинка, камень с бликом солнца, сухая ветвь- все кажется одинаково драгоценным, на всем как бы лежит отсвет внимательного и любовного взгляда художника. Для Васильева, говоря словами Некрасова, "нет безобразия в природе" – надо только уметь видеть.

"Мокрый луг" заслужил горячую похвалу Крамского, письма которого были для Васильева почти единственной, но плодотворной связью с русской художественной жизнью. Васильев очень дорожил советами Крамского, делился с ним своими планами и сомнениями. Он пишет о свойственной живописи картины окончательности, о фантастическом и одновременно натуральном свете, от которого нельзя оторвать глаз, и о той правдивости переданного Васильевым состояния природы, так по-разному проявившегося в еще мокрых от дождя деревьях, в налетевшем на воду ветерке, в убегающей тени от тучи и в яркой весенней зелени омытой дождем травы, изображенной на переднем плане.

Появившись в начале семидесятых годов, в период формирования нового типа пейзажа, картина Васильева была для своего времени явлением редким и знаменательным, открывавшим новый путь для русской пейзажной живописи: "На новой дороге всегда мало проезжих, хотя бы она была и кратчайшая, – писал Крамской Васильеву в период появления "Мокрого луга" на конкурсе, – и пройдет немало, времени, пока все убедятся, что именно эта дорога уже давно была необходима".

Написанная не с натуры, а сочиненная художником на основе зарисовок, сделанных в разных местах и в разное время, она поразила современников свежестью живописи, точностью воссоздания атмосферы и, более всего, исходящим от нее ощущением неясной томительности. Картина получила премию Общества поощрения художеств.

МОКРЫЙ ЛУГ

Федор Васильев

Феномен «художественного происхождения» пейзажиста Федора Александровича Васильева всегда продолжал и продолжает удивлять всякого, кто так или иначе соприкасается с его творчеством. Искусствовед Л. И. Иовлева отмечает, что на горизонте русского искусства 1860-х годов он возник лет в восемнадцать, почти мальчиком-самоучкой. Но как-то неожиданно, почти внезапно вошел на равных в число ведущих художников того времени. На «равных» участвовал с ними на выставках, на «равных» побеждал в конкурсах и в два-три года достиг таких профессиональных успехов, на завоевание которых у других уходили годы, а порой и целая жизнь.

Веселый, остроумный, темпераментный юноша Ф. Васильев, каким он предстает со страниц воспоминаний И.Е. Репина и И. Крамского, был болен неизлечимой в то время болезнью - чахоткой. Он уехал в Крым и последние два года прожил в Ялте. На ялтинских улочках осыпался миндаль, распускались розы, «иудино дерево» одевалось в пышный густо-розовый наряд, цвели магнолии, крупные кисти глициний свисали с гибких плетей ветвей. Но художником владела неодолимая тяга к родным краям, к неброской прелести русской природы. В Ялте Ф. Васильев долго еще изображал старые, знакомые и до боли сердечной дорогие ему северные мотивы. Среди альбомных рисунков, где он делал карандашные зарисовки новой для него крымской природы, есть зарисованные по воспоминаниям пейзажи средней полосы России.

В Крыму Ф. Васильевым была написана и картина «Мокрый луг», ставшая одним из шедевров русской пейзажной живописи. В ней он хотел выразить свои чувства, всю любовь свою - все, что бережет память сердца. На ней не будет ни могучих гор, ни кипарисов, ни пышных южных цветов, ни лазурного моря - всего лишь омытый дождем мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.

Уходит гроза, но небо еще кипит и бурлит. С грозной торопливостью несутся и сталкиваются косматые тучи, еще слышны раскаты грома - все в картине полно движения, все живет и дышит: и гнущиеся под порывами ветра деревья, и подернутая рябью вода, и небо... Даже особенно небо, проникнутое типично васильевским настроением, которое противопоставлено на полотне зловещим тучам, еще низвергающим потоки дождя на виднеющийся вдали лес. Небо в полотнах Ф. Васильева всегда играет значительную роль, а в «Мокром луге» оно является едва ли не главным средством выражения поэтической мысли художника. Сверкающий теплый просвет в облаках, отраженный в воде и поддержанный отсветами на земле, ведет борьбу с огромными темными и холодными тучами и бегущими по земле тенями.

Как бы в противоположность напряженной жизни неба вся остальная часть пейзажа предельно проста и линии рисунка ее мягче, спокойнее. Каждая деталь картины (а их на этом полотне много) - это вариация основной темы, но все детали так растворены в целом, что их познаешь только при очень внимательном рассмотрении.

С первого взгляда «Мокрый луг» располагает к себе зрителя простотой и привычностью мотива. В глубине широкой низины высятся два развесистых дерева. Далеко за ними, в сизой дымке леса, проступает полоска неба. Вдоль низины тянется обрывистый косогор, а впереди - почти в центре - блестит болотистая заводь с топкими берегами. Вот, собственно, и все, что изображено на полотне Ф. Васильева. Но современники его видели в этой картине больше, чем даже обобщенный образ родной художнику северной природы.

Картина захватывает зрителя необычайной глубиной одухотворенного пейзажа, непосредственностью чувств и настроений, вложенных в нее. Природа у Ф. Васильева никогда не представляется «холодной, вечной и равнодушной». Он непрестанно искал в ней гармонию, чистоту, художник согрел и одухотворил ее глубоко поэтическим чувством, и именно в его картинах впервые прозвучала та интимно-лирическая, грустная и тоскующая тема, которая замерла с его смертью. Выраженные в «Мокром луге» настроения борьбы и сопротивления - с одной стороны, а с другой - грусть и меланхолия покоряют и невольно заставляют возвращаться к печальной биографии ее 22-летнего автора.

Композиция «Мокрого луга» проста и непринужденна, и в то же время трудно представить себе более продуманное и монументальное произведение. В картине легко различить композиционный центр, к которому сходятся основные линии пейзажа - очертания косогора, берега заводи, тропинки, границы света и тени на лугу, полоса леса. Зрительным центром, организующим всю картину, является темный силуэт двух могучих деревьев. Ф. Васильев сместил его вправо от геометрического центра, и именно поэтому картина не выглядит статичной.

Удивительно плавно и рельефно разворачивается в «Мокром луге» пространство. Небо с его кипением и бурлением, с его игрой света и с его космической бесконечностью изображено непревзойденным мастером и поэтом неба, каким и считался художник Ф. Васильев. И вместе с тем каждый кустик травы на переднем плане с ботанической точностью воспроизводит растительность средней полосы России.

«Мокрый луг» был представлен на конкурс Общества поощрения художников в Петербурге в 1872 году и получил вторую премию (первая была присуждена картине И. Шишкина «Сосновый бор»), В отношении к природе и к искусству у обоих художников было много общего. Оба они были детьми той земли, которую воспевали; оба были с ней тесно связаны, знали ее со всеми ее тайнами и потому умели видеть и так трепетно передавать ее красоту.

Когда глава передвижников И. Крамской увидел «Мокрый луг» Ф. Васильева, он был потрясен. И весенняя чистая зелень, и летучий свет, и неслышный ветерок, зарябивший воду в зарастающем русле реки, и невидные капли дождя на влажной листве деревьев - все говорило о художнике необыкновенном и чутком к «шуму и музыке природы»

Из книги Вера в горниле Сомнений. Православие и русская литература в XVII-XX вв. автора Дунаев Михаил Михайлович

Из книги Актерские тетради Иннокентия Смоктуновского автора Смоктуновский Иннокентий

Из книги История русской живописи в XIX веке автора Бенуа Александр Николаевич

Из книги Славянская мифология автора Белякова Галина Сергеевна

Царь Федор Иоаннович - В Малом театре вы сыграли царя Федора Иоанновича. Что вас привело к этому образу?- Незнание. Мне казалось, что он душевными качествами близок к Мышкину. Я ошибся. В нем все другое. Он иной. Не раскаиваюсь, что взялся за этот материал, но не мог

Из книги 100 знаменитых художников XIX-XX вв. автора Рудычева Ирина Анатольевна

XXX. Пейзажисты воробьевской школы. М. И. Лебедев, Ф. А. Васильев, И. К. Айвазовский Весь период между 20-ми и 60-ми годами XIX века в пейзажной живописи заполнен, в сущности, одним и не особенно утешительным течением, а именно так называемой Воробьевской школой, которую можно

Из книги 1000 мудрых мыслей на каждый день автора Колесник Андрей Александрович

ВОЛЬГА И МИКУЛА К. А. Васильев, 1974 Однажды славный богатырь Вольга Святославович выехал с дружиною во чисто поле, и услышал он во поле пахаря-оратая: «Как орет в поле оратай, понукивает. А у оратая-то сошка поскрипывает. Да по камешкам омешики почиркивают…» «Едет Вольга к

Из книги История русской литературы ХХ в. Поэзия Серебряного века: учебное пособие автора Кузьмина Светлана

ОГНЕННЫЙ МЕЧ К. А. Васильев, 1974 Сделав героем этой картины русского былинного богатыря Вольгу, К. А. Васильев указал на преемственную связь его с древним славянским божеством Сварогом - вложил в руки Вольги огненный меч, являвшийся символом этого языческого бога

Из книги Говорят что здесь бывали… Знаменитости в Челябинске автора Боже Екатерина Владимировна

ВАСИЛЬЕВ ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ (род. 10.02.1850 г. – ум. 24.09.1873 г.) Талантливый русский художник-пейзажист. Создатель более сотни живописных работ и множества рисунков. Участник выставок в Петербурге (1867, 1868, 1871–1873 гг.) и Москве (1872 г.), всемирных выставок в Лондоне (1872 г.) и Вене

Из книги Круг общения автора Агамов-Тупицын Виктор

Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881) писатель, классик русской литературы... Есть три рода подлецов на свете: подлецы наивные, убежденные, что их подлость есть высочайшее благородство, подлецы, стыдящиеся собственной подлости при непременном намерении все-таки ее

Из книги Эпоха становления русской живописи автора Бутромеев Владимир Владимирович

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

Олег Васильев: двадцать тысяч лье… В Москве Олег Васильев и Эрик Булатов работали бок о бок. Полгода уходило на оформление книг для детей, другие полгода – на станковую живопись и рисунки. Эрик боготворил талант Олега, Олег восхищался прозрениями Эрика. Оба с детских

Из книги автора

СОЛОГУБ Федор Кузьмич наст. фам. Тетерников;17.2(1.3).1863 – 5.12.1927Поэт, прозаик, драматург, переводчик. Публикации в журналах «Весы», «Золотое руно», «Северный вестник», «Северные цветы». Стихотворные сборники «Стихи» (СПб., 1896), «Тени (Рассказы и стихи). Кн. II» (СПб., 1896), «Собрание