Рецензия на поэму мертвые души. «Мертвые души», анализ произведения Гоголя. Скромное начало великой поэмы

» — одна из самых серьезных загадок всемирной литературы. Это не только поэма, похожая на сатирический роман. Это книга об аде, написанная гением в лихорадочном состоянии.

Автор смешит и пугает одновременно, многозначительно подмигивая: не бойтесь, я знаю дверь, через которую мы вместе выйдем на свет, покинем пределы зла! Когда дверь оказалась прочно закрытой или вовсе не обнаружилась, Гоголь скончался в возрасте сорока двух лет. Умер так целеустремленно, отметая все варианты выздоровления, что закономерна мысль о кончине проводника в рай, потерявшего дорогу. Нас Гоголь оставил с восхитительно смешным повествованием, которое для самого автора было сообщением о Страшном суде. Он оставил нас в веселом аду, героически погибнув при восхождении к вершинам добра и света.

При этом у читателя есть возможность оценить «Мертвые души » как художественное пособие по организации эффективного бизнеса. Предприимчивый Чичиков, мастер создания «левых» финансовых схем, приехал в один из губернских городов с четко поставленной задачей. Надо за копейки скупить у местных помещиков имена скончавшихся крестьян, еще не вычеркнутые малоподвижной бюрократией из официальных списков, и сыграть с обществом и банками в рискованную игру, которая должна принести богатого помещика и вполне реальные деньги.

Гоголь подсказывает нам: если чиновник, помещик или прохиндей без определенного места пытается заниматься дурным предпринимательством, он находится под властью сатаны. Может, как губернатор, толково вышивать по тюлю, или, как полицмейстер, считаться «отцом и благотворителем», бравируя своей «совершенной народностью»… Если врешь на своем служебном месте, жиреешь за государственный счет и пользуешься лазейками для неправедного обогащения, ад — твое место. Не спасут ни нрав, ни вежливое общение с коллегами, ни чадолюбие.

Что для Гоголя литература и искусство в целом? Мастер-класс юмора, приятный отдых от житейских забот или убийство времени с помощью правильно сложенных слов? Нет, художник должен избавлять человека от низменных чувств, показывать возможность спасения от многочисленных грехов, призывать к бессмертию. Примеры, конечно, есть: христианин Данте с его «Божественной Комедией », язычник Гомер с «Илиадой » и «Одиссеей ». Из наших — Александр Иванов, много лет самозабвенно работавший над «Явлением Христа народу ». Искусство для Гоголя — религия в образах и красках!

Каковы особенности таланта? Гоголь хищным взглядом взрывает повседневность и предъявляет своим читателям мелочность и пошлость, обыденный демонизм в целом нормального человека, давно прокисшего без значительных целей и серьезных чувств. Житейское болото (кому не знакомы его океанские объемы?) наполняется смехом, лица обитателей оказываются уморительными рожами. Пороки человеческие, наша готовность к какому-то привычному идиотизму сразу подхватываются писателем, доводятся до абсурда, превращаясь в знаки страшно смешной жизни. Это смешное действительно может быть страшным, и часто звучат слова о тяжком и опасном смехе Гоголя. «В творчестве его есть человекоубийство », — писал философ Бердяев. А философ Розанов уверял, что «Мертвые души » — не только название поэмы, а признание Гоголя в своем главном пороке, в неумении чувствовать и изображать сердечного человека.

Твой талант — смешить, а сокровенное желание — спасать. Что делать Гоголю? Рискнуть! Взять низкий сюжет о бывшем таможеннике, решившем превратиться в серьезного помещика, и сделать из смешного нечто великое. То, что переправит смеющегося читателя в высокие области духовных истин. Примером будет средневековая «Божественная Комедия ». Сначала - «Ад »: именно его («Мертвые души, том ») мы изучаем в школе. Потом — «Чистилище »: от него, сожженного Гоголем, чудом сохранились отдельные страницы. Наконец — «Рай »: не получилось, совсем ничего не написалось.

Что за герой, которому предназначено из бездны подняться на Небо? Вот он - Чичиков! Не толстый, не тонкий, знающий «великую тайну нравиться», тщательно следящий за своим драгоценным здоровьем и заботливо размышляющий об еще не рожденном потомстве. Чичиков - сумевший услышать слова отца об угождении учителям и начальникам, о сбережении копейки. Он - тот, кто научился быть скупым и аскетичным, жить без товарищей и любви, лицемерить и переступать через заповеди ради… Ради, собственно, чего? Гоголь не перестает быть реалистом: «Ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всякими достатками, экипажи, дом, отлично устроенный, вкусные обеды - вот что беспрерывно носилось в голове его». Пошлость Чичикова - вариант нормы: гоголевской эпохи, нашего времени…

Словно два Павла Ивановича Чичикова сидят в сознании Гоголя. Нам известен один - мелкий преступник с хорошим знанием психологии. Но Гоголь постоянно держит в уме другого Чичикова, который больше похож на апостола Павла, чем на бывшего коллежского советника. Апостол Павел был гонителем Христа, потом — после свершившегося чуда — стал самым нужным его учеником. Так и Павел Иванович преобразится весь, раскается в грехах своих и понесет по русской дороге слово правды. Монахом, может, станет. И чем хуже он в первом томе, тем радостнее будет его образ в томе третьем! Гоголь с удовольствием передает слухи, сковавшие губернский город: Чичиков — ревизор… Нет, переодетый Наполеон… Хуже, он — антихрист!

Гоголь предвкушает преображение, ради которого и был задуман роман-поэма. Но пока до него далеко. И талант направляет свое действие в области, находящиеся под его контролем. Встречи Чичикова с помещиками — бенефис ироничного психолога, способного представить «тип» в исчерпывающих деталях. «Сахарный » Манилов — пустой восторг по поводу прекрасного мероприятия, которое никогда не произойдет, потому что скоро нагрянет новый восторг, следовательно, засияет мечта о новом несбыточном деле. Будь то подземный ход или мост каменный для совместного распития чая… И книга, раскрытая всегда на четырнадцатой странице. Манилов, этот сентиментальный «тормоз», ежедневно празднует «именины сердца» и целует так крепко, так искренне, что у жертвы до вечера болят передние зубы.

«Эх, отец мой, да у тебя-то, как у борова, вся спина и бок в грязи! Где так изволил засалиться?... Может, ты привык, чтобы кто-нибудь почесал на ночь пятки? Покойник мой без этого никак не засыпал », — подает голос Коробочка, разложившая душу на продуктово-вещевые части с такой же основательностью, с какой надела свой чепец на чучело, отпугивающее птиц в огороде. Следом появляется «исторический человек» Ноздрев: это крайне опасная и во все времена встречающаяся скотина, способная подставить, оболгать и довести до смертельной истории любого праведника. Скандал - единственно интересная форма существования для того, кого «неоднократно поколачивали сапогами». Рядом Собакевич, похожий на «средней величины медведя». Ноздрев — «человек-дрянь», Собакевич — кулак, «которому не разогнуться в ладонь»: только осуждать ближних, только переваривать бараний бок с «иными возбуждающими благодатями», только захватить монету, расхваливая человеческие качества мертвых крестьян. Завершает парад Плюшкин — прогнавший и проклявший детей, сам для себя ставший могилой, где надежно хранятся ржавеющие монеты и гниющие куски пищевого старья. Этот кислый самоубийца вызывает у Гоголя максимальное презрение.

…И трепетную надежду: Плюшкин изменится и станет добрым странником, Чичиков из антихриста превратится в полезного христианина, мертвые души окажутся воскресшими! Ад — не навсегда! Гоголь подгоняет себя и героев: скорее, скорее надо превращаться! Чтобы не воплотилась в жизнь «Повесть о капитане Копейкине », рассказанная перепуганным почтмейстером: пришел служивый с войны без руки и ноги, хотел получить законную помощь от больших начальников, а его просто послали - сначала вежливо, потом грубо. Пришлось Копейкину в леса подаваться, шайку сколачивать, а потом и революцию делать…

Должна помочь Русь. Гоголь хорошо знает, что именно здесь сочетаются ничтожность житейского факта и величие воскрешающего чувства. Гоголь верит: русская дорога столь значима для судеб мира, а бег коней здесь так быстр, что не может просто обойтись, забыться, кончиться как бы ничем. Или Христос здесь воцарится во всей силе и славе, или — наоборот. Или — или.

Но вот беда - у человека есть тело. Его цели, мотивы и желания заполняют собой «Мертвые души », делают ад поэмы понятным и переносимым. «Будьте живыми душами, а не мертвыми! » — взывает Гоголь к своим персонажам. А те отвечают: «Да мы и так ничего… Дышим — значит, души. Любим покушать и посплетничать, меткое слово сказать умеем…». «Нет, не то, другое… Жизнь не в этом!» — горячится Николай Васильевич. Герои не уступают: «А что! Мы — живые тела. Знаешь, что это? О еде думать постоянно, вкушать — как священнодействовать. Сравнивать лицо хорошенькой девушки со «свеженьким яичком», женскую физиономию — с «длинным огурцом», мужскую — с «молдаванской тыквой». Твои это слова, писатель. Мастер ты аппетитно описывать грибки, пирожки, шанежки, блины, лепешки, белугу, икру паюсную, копченые языки, котлетки с трюфелями. А главное - вкусно изображать чувства, которые испытывает человек, поедая все это». «Это частность! Главное - борьба с адом и движение в рай!» — обороняется Гоголь. Но и персонажи сильны в аргументах: «Это все ты, Николай Васильевич, придумал: ад, рай, Данте… Сладкий послеобеденный сон — твой Вергилий. Большая галушка в сметане — вот твоя Беатриче. Думаешь, ты с мертвыми душами боролся? Нет, ты хорошо научился писать о живых телах. О таких, как мы. Да и сам ты, Гоголь, живое тело. Как каждый человек, который хочет есть, пить, пребывать в достатке…».

Думаю, что в депрессии, растянувшейся на многие годы, Гоголь слышал подобные аргументы. Не сумев достичь рая в границах «Мертвых душ », Гоголь написал «Выбранные места из переписки с друзьями » — публицистическую проповедь о том, как победить грех, как направиться в сторону спасения. В этой книге слишком много крика и страха, чтобы всем нам просто обрадоваться гоголевской победе. Но не скрою: многие считают, что именно «Выбранные места…» — истинное завершение «Мертвых душ », торжество духа над иронией, доступный нам рай. Проверьте сами.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Мать Гоголя слыла первой красавицей Полтавщины, была выдана замуж в 14 лет за отца писателя, вдвое ее старше. Считается, что именно мать способствовала развитию у Николая Гоголя религиозно-мистических чувств. Собственную семью Гоголь так и не завел. Правда, весной 1850 года Николай Васильевич делал предложение (первое и последнее) А. М. Виельгорской, но получил отказ. Источником сюжета пьесы «Ревизор » был реальный случай в одном из городов Новгородской губернии, о котором Николаю Васильевичу рассказал Пушкин. Он же предложил ему сюжет «Мертвых душ ». По слухам, Гоголь любил готовить и угощать друзей варениками и галушками. Один из любимых его напитков — козье молоко, которое он варил с ромом. Эту стряпню он называл гоголем-моголем и часто, смеясь, говорил: «Гоголь любит гоголь-моголь! ». Что произошло незадолго до смерти 12 февраля 1852 года (а умер писатель 21 февраля), до сих пор никто не знает. Биографы говорят, что до трех ночи Гоголь истово молился, после чего сжег содержимое своего портфеля (второй том «Мертвых душ »), а потом рыдал до утра в своей постели. В своем завещании автор «Мертвых душ » предупреждал, чтобы тело его погребли только в случае явных признаков разложения. Это стало затем причиной предположения, что в действительности писателя похоронили в состоянии летаргического сна. При перезахоронении в 1931 году в его гробу обнаружили скелет с повернутым набок черепом, а обивка гроба была повреждена.

ПОСТАНОВКИ

Поэму полюбили режиссеры. Ее ставили во МХАТе, в театре им. Станиславского, «Ленкоме », «Современнике ». Кстати, Краснодарский музыкальный театр от них не отстает — у нас есть лайт-опера «Гоголь. Чичиков. Души ». В этом году она претендовала на высшую российскую театральную награду «Золотая маска » в трех номинациях.

ИЗВЕСТНЫЕ ЦИТАТЫ

— Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа.
— Страх прилипчивее чумы.
— Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!
— Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья.
— Нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь.
— Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека.
— Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины.
— Полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит.
— Иной раз, право, мне кажется, что будто русский человек — какой-то пропащий человек. Нет силы воли, нет отваги на постоянство. Хочешь все сделать — и ничего не можешь. Все думаешь — с завтрашнего дни начнешь новую жизнь, с завтрашнего дни сядешь на диету — ничуть не бывало: к вечеру того же дни так объешься, что только хлопаешь глазами и язык не ворочается; как сова сидишь, глядя на всех, — право, и этак все.

Алексей ТАТАРИНОВ

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

В своей «Авторской исповеди» Гоголь указывает, что на мысль написать «Мёртвые души» его натолкнул Пушкин. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Рецензия к поэме Мертвые души. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) «Он уже давно склонял меня приняться за большое сочинение, и, наконец, один раз после того, как я прочёл одно небольшое изображение небольшой сцены, но которое, однако ж, поразило его больше всего мной прежде читанного, он мне сказал: «Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами вы-ставлят его вдруг всего, как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение. Это просто грех!..», и, в заключение всего, отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать сам что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому. Это был сюжет «Мёртвых душ»... Пушкин находил, что сюжет «Мёртвых душ» хорош для меня тем, что даёт полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров».

Гоголь последовал совету Пушкина, быстро принялся за работу и в письме от 7 октября 1835 года извещал его: «Начал писать «Мёртвых душ». Сюжет раскинулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон... Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь».

Однако в процессе работы Гоголь замыслил дать уже не один, а три тома, в которых можно было бы показать Русь уже не «с одного боку», а всесторонне. Второй и третий тома «Мёртвых душ» должны были, по мысли автора, наряду с отрицательными вывести и положительных героев и показать нравственное возрождение «подлеца-приобретателя» Чичикова.

Такая широта сюжета и насыщенность произведения лирическими местами, позволяющими писателю многообразно выявлять своё отношение к изображаемому, внушили Гоголю мысль назвать «Мёртвые души» не романом, а поэмой.

Но Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ», а к третьему он и не приступал. Причина неудачи была в том, что Гоголь искал положительных героев в мире «мёртвых душ» - представителей господствовавших в то время общественных слоев, а не в народном, демократическом лагере.

Белинский ещё в 1842 году предсказал неизбежность неудачи Гоголя в осуществлении подобного замысла. «Много, слишком много обещано, так много, что негде и взять того, чем выполнить обещание, потому что того и нет ещё на свете»,- писал он.

Дошедшие до нас главы второго тома «Мёртвых душ» подтверждают справедливость мыслей Белинского. В этих главах есть блестяще написанные образы, родственные помещикам первого тома (Пётр Петрович Петух, Хлобуев и др.), но положительные герои (добродетельный генерал-губернатор, идеальный помещик Костанжогло и откупщик Муразов, «самым безукоризненным путём» наживший свыше сорока миллионов) явно не типичны, жизненно не убедительны.

Замысел «изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров» - предопределил композицию поэмы. Она построена как история похождений «приобретателя» Чичикова, покупающего мёртвые фактически, но живые юридически, т. е. не вычеркнутые из ревизских списков, души.

Образы чиновников

Центральное место в первом томе занимают пять «портретных» глав (со второй по шестую). Эти главы, построенные по одинаковому плану, показывают, как на почве крепостничества складывались разные типы крепостников и как крепостное право в 20-30-х годах XIX века, в связи с

    Поэма "Мертвые Души" - гениальная сатира на крепостническую Русь Но нет пощады у судьбы Тому, чей благородный генийСтал обличителем толпы,Ее страстей и заблуждений. Творчество Н. В, Гоголя многогранно и разнообразно. Писатель обладает талантом...

    Среди персонажей гоголевской поэмы «Мертвые души» Чичиков занимает особое место. Будучи центральной (с точки зрения сюжета и композиции) фигурой поэмы, этот герой вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой - не только для чиновников...

    План работы: 1. Вступление 2. Основная часть 2.1. Поместье Плюшкина 2.2. Чувства и эмоции Плюшкина, их проявление 2.3. Путь Плюшкина к полной деградации 2.4. Влияние близких людей на судьбу главного героя 2.5.Внешний облик...

    Гоголь, по словам В. Г. Белинского, «первый взглянул смело и прямо на русскую действитель­ность». Сатира писателя была направлена против «общего порядка вещей», а не против отдельных личностей, дурных исполнителей закона. Хищ­ный стяжатель Чичиков, помещики...

русская классика

Обзор книги Гоголя «Мертвые души»

Еще при жизни писателя современники (К. С. Аксаков, С. П. Шевырев) окрестили его знаменитый роман русской «Илиадой». По прошествии полутораста лет эта оценка никак не устарела. Роман-поэма Гоголя входит в число немногих книг, которые определяют само лицо русской литературы. И ее дух тоже. Для нынешних времен идеи «Мертвых душ» не менее актуальны, чем для середины прошлого столетия. Разве не к нашим дням обращены слова заключительного аккорда гоголевской поэмы: «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Нет ответа»? Найдется ли сегодня хоть один человек, кто бы вразумительно ответил на вопрос классика? Нет такого! И никогда не будет!

И бессмертные типажи, созданные Гоголем, - куда как актуальны. Начиная с искателя мертвых душ - Чичикова, чья главная отличительная черта - приобретательство. Человек-приобретатель - разве не наш он современник? Не знамение теперешней России? Сколько новоявленных Чичиковых - прирожденных приобретателей - рыщут нынче по миру в поисках своих «мертвых душ». Купить, продать, обмануть, нажиться всеми правдами и неправдами, а там - хоть трава не расти. Какой народ? Какая страна? После нас - хоть потоп. Все остальное - точь-в-точь по Гоголю. Вот он - современный герой-приобретатель:

Кто же он? Стало быть, подлец? Почему ж подлец, зачем же быть строгу к другим? Теперь у нас подлецов не бывает, есть люди благонамеренные, приятные, а таких, которые бы на всеобщий позор выставили свою физиогномию на публичную оплеуху, отыщется разве каких-нибудь два, три человека, да и те уже говорят о добродетели. Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение - вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых. «…» Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, вначале покорны человеку и потом уже становятся страшными властелинами его.

Последняя фраза достойна уст великого философа. Впрочем, Гоголь и был философ. Ибо, как хорошо известно, русская философия долгое время творилась главным образом через русскую литературу - поэзию, прозу, публицистику, критику и эпистолярный жанр. «Мертвые души» - одна из самых философских книг. И одновременно - одна из самых поэтических. Она так и поименована автором - поэма. Поэма о России! О ее народе! О его героях! Чичиковы, маниловы, коробочки, собакевичи, ноздревы, Плюшкины - все они плоть от плоти нашего народа. Значит, такие мы и есть. «Неча на зеркало пенять…» - как заметил тот же Гоголь в другом месте.

Кстати, те, кого обычно относят к категории «народ», развенчаны писателем с той же откровенной беспощадностью, что и представители так называемого «высшего общества». И не только слуга Петрушка, кучер Селифан да два мужика, философствующие в самом начале романа о колесе брички: доедет оно до Москвы али до Казани. Но и сама соль народа, его краса и слава - кузнецы, непререкаемые герои песен и сказок - представлены Гоголем без всяких прикрас и преувеличений, а такими, какими они были и остаются на самом деле:

… Кузнецы, как водится, были отъявленные подлецы и, смекнув, что работа нужна к спеху, заломили ровно вшестеро. Как он [Чичиков] ни горячился, называл их мошенниками, разбойниками, грабителями проезжающих, намекнул даже на страшный суд, но кузнецов ни чем не пронял: они совершенно выдержали характер - не только не отступились от цены, но даже провозились за работой вместо двух часов целых пять с половиною.

Вот тебе и «куем мы счастия ключи»! Кстати, о счастье. Если взглянуть на героев Гоголя с этой стороны (с точки зрения классической концепции эвдемонизма, то есть учения о счастье - см.: эссе о Фейербахе), то все они - во многом - воплощение уже достигнутого счастья. Разве не счастлив Чичиков, приобретая очередную порцию мертвых душ? Или Собакевич, сбагрив негодный «товар»? А счастливец Манилов? дебошир Ноздрев? скопидомка Коробочка? сверхскопидом Плюшкин? Их представления о достигнутом счастье вполне соответствуют учению эвдемонистов о стремлении человека к счастью как главной движущей силе всякого социального развития. Но такое ли счастье нужно людям? Этот немой вопрос как раз и задает Гоголь вместе со своими бессмертными типажами.

Гоголь создал грустную поэму, потому что грустна сама жизнь. «Боже, как грустна наша Россия!» - произнес Пушкин, прочитав рукописные наброски к «Мертвым душам». Грустная книга о грустной России. Но Россия невозможна без святой веры в ее величие и бессмертие, в ее неисчерпаемую таинственность и сказочное сияние. И потому всего этого не может не быть в поэме Гоголя. И там все, конечно, это есть. И вся она - гимн России, торжествнный и величавый:

Русь! Русь! вижу тебя, из чудного, прекрасного далека тебя вижу; бедно, разбросанно и неприютно в тебе; не развеселят, не испугают взоров дерзкие дива природы, венчанные дерзкими дивами искусства. «…» Открыто-пустынно и ровно все в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города; ничто не обольстит и не очарует взора. Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают и стремятся в душу и вьются около моего сердца? Русь! чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи? И еще, полный недоумения, неподвижно стою я, а уже главу осенило грозное облако, тяжелое грядущими дождями, и онемела мысль пред твоим пространством. Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему? И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразись во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!

Но вот что еще поразительно: гоголевское «прекрасное далеко» - не только солнечная Италия, откуда он обращался к соотечественникам. Сегодня - это уже временная категория, и великий русский писатель обращается из своего далекого времени к нашему настоящему и не нашему будущему, к той России, в которую он всегда беззаветно верил и в которую верит и учит всех нас!

Рецензия Екатерины Петроченко на книгу Н. В. Гоголя «Мертвые души» в рамках конкурса «Моя любимая книга» литературного портала «Букля». .

Беря в руки книгу я очень смутно представляла о чем она. Можно сказать вообще не знала.

Гоголь всегда умел обличать и высмеивать человеческие грехи и пороки (конкретно здесь: скупость жадность и глупость), а в этом произведении это особенно выделяется и бросается в глаза. Никто не ускользнул от зоркого взгляда Николая Васильевича, всем досталось. Автор окрестил героев говорящими фамилиями, что не может быть незаметно, в каждом персонаже досконально раскрыта та или иная сущность. Именно поэтому это произведение и по сей день остается актуальным.

Как всегда, Николай Васильевич Гоголя радует нас своим описанием природы. Русской природы! Именно по нескончаемым страницам выражения любви к родной земле и узнается великий писатель.
Очень интересный, необычный и неожиданный сюжет. Увлекательное чтение сопутствую этой книге. Было ощущение неспешности в повествовании, было желание узнать все до конца. Книга передает все особенности быта.

Понравился и главный герой Чичиков. Его характер и ум. Гоголь сумел его представить со всех сторон. Но меня он поразил своей хитростью, изворотливостью, хорошими манерами и воспитанием. Наверно, у него можно даже чему-нибудь и научиться. Да вообще в книге много неплохих советов и можно сделать немало выводов.

Книги чаще всего играют роль машины времени, эдакий гид по экскурсии в прошлое. Также и эта переносит читателя в ту эпоху Руси, передает дух того времени, все нюансы и тонкости в определенных сословиях. Автор подмечает все мелкие детали, что создает неповторимую уютную атмосферу. Мне даже кажется, что произведение имеет определенную историческую ценность.

Интересно отметить, название произведения имеет два толкования:

  1. Это души крестьян, которые давно уже умерли, но по спискам числятся, как живые
  2. Это помещичьи «мертвые души», которым необходимо пройти путь очищения и изменится к лучшему

После прочтения наверно многие ощущали, как не хватает полного второго тома, в котором писатель обещал продолжить приключения Чичикова. Но может это и к счастью, так как читатель сам может придумать недостающее продолжение книги.

Самое главное читать книгу не торопясь, не заставлять себя делать это из-под палки и не позволять это делать другим. Даже если это надо для школы, то лучше если вы позаботитесь заранее и познакомитесь с книгой летом. И тогда для вас откроется потрясающее творчество великого русского классика!

Рецензия написана в рамках конкурса “ ”.

Друзья, это рецензия на поэму Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» и пусть об этом произведении сказано-пересказано, и подобная рецензия, скорее всего, будет полнейшим «баяном», я не могу ничего сказать о замечательной книге замечательного автора, о котором будут говорить еще целые поколения после меня, в чем я уверена.
Здесь я опущу даже тот факт, насколько мистична и интересна для исследователей и поклонников фигура самого Гоголя и сколько загадок скрывает его биография.
Так что поговорить о творчестве Гоголя никогда не будет лишним. Еще в школе меня зацепили «Мертвые души», и сейчас после многих лет, я решила перечитать этот роман, точнее поэму, ведь сам автор называет свое произведение поэмой.
Многие наверняка видели интернет-мэм про Гоголя: Хочешь удивить девушку? Будь непредсказуемым – назови роман поэмой.
Подтолкнул меня перечитывать поэму именно тот факт, что во Львове во всех сувенирных лавках появилась коллекция одежды (футболки) под названием «Украина, знай своих героев». И на футболках изображены Тарас Шевченко, Леся Украинка, Иван Франко и конечно же Николай Гоголь! Но авторы на футболках выглядят, как современные молодые люди: татуированный Гоголь, «Шева» с курительной трубкой, одетые в худи и модные. Футболки мне очень понравились и я бы хотела и себе приобрести такого «гоголя».
Но речь не об этом, а о «Мертвых душах». Как я и сказала, в школе произведение мне понравилось, но читая его, будучи уже сформировавшейся личностью, впечатление у меня еще более глубокое. И, зная побольше об обществе, читать становится намного интереснее, тонкий юмор Гоголя становится ближе и каждый уникальный персонаж его поэмы, напоминает о современниках.
Такое внимание Гоголя к деталям в быте, внешности героев, их поведении просто не может не вызывать восхищения! Сама себя в поэме Гоголь характеризует как внимательного и наблюдательного автора, который подсмотрел, подслушал, описал. И он несомненно является таким. Он описывал время, в котором жил сам, но разве можно сказать, что его поэма не актуальна по сей день? Мне кажется, в каждом персонаже, можно найти частичку себя, правда зачастую частичку постыдную, которую люди обычно стараются скрывать от других. Гоголя же срывает завесу с каждого персонажа, изобличает и выставляет напоказ все, что скрыто. Но при этом автор не осуждает ни одного из своих героев, потому что он пишет о людях, а люди остаются людьми, со всеми своими недостатками. Также читая про Чичикова, Коробочку, Манилова, Собакевича, Ноздрева и Плюшкина просто не возможно не проводить параллели со знакомыми из реальной жизни, с которыми посчастливилось пересекаться. Несомненно описанные Гоголем типажи продолжают жить во многих людях в наше время. Как он сам говорит «вероятно он еще не перевелся на земле».
А общество? Возможно оно стало еще более коррумпированным, корыстным, лживым, заискивающим, приспособленческим с главным принципом «рука руку моет», полным сплетен, дурной славы, или ошеломляющей слепой популярности.
Главный герой Чичиков – типичный приспособленец, терпеливый и заискивающий, готовый на все, чтобы продвинуться по карьерной лестнице, можно сказать хамелеон, который ради собственных целей найдет подход к любому человеку и ловко вывернется из любой каверзной ситуации, так что остальные увидят лишь как засверкают его пятки.
Еще в школе меня рассмешил такой персонаж, как Плюшкин. Прочитав о нем сейчас, мне стало его жаль. Моим новым любимым героев стал Ноздрев! Одно его описание чего стоит:
<Лицо Ноздрева, верно, уже сколько-нибудь знакомо читателю. Таких людей приходилось всякому встречать немало. Они называются разбитными малыми, слывут еще в детстве и в школе за хороших товарищей и при всем том бывают весьма больно поколачиваемы>…<Они скоро знакомятся, и не успеешь оглянуться, как уже говорят тебе «ты». Дружбу заведут, кажется, навек: но всегда почти так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке. Они всегда говоруны, кутилы, лихачи, народ видный. Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять.>…<Чуткий нос его слышал за несколько десятков верст, где была ярмарка со всякими съездами и балами; он уж в одно мгновенье ока был там, спорил и заводил сумятицу за зеленым столом, ибо имел, подобно всем таковым, страстишку к картишкам. >…<И что всего страннее, что может только на одной Руси случиться, он чрез несколько времени уже встречался опять с теми приятелями, которые его тузили, и встречался как ни в чем не бывало, и он, как говорится, ничего, и они ничего.>
…<И наврет совершенно без всякой нужды: вдруг расскажет, что у него была лошадь какой-нибудь голубой или розовой шерсти, и тому подобную чепуху, так что слушающие наконец все отходят, произнесши: «Ну, брат, ты, кажется, уже начал пули лить».>…<Чем кто ближе с ним сходился, тому он скорее всех насаливал: распускал небылицу, глупее которой трудно выдумать, расстроивал свадьбу, торговую сделку и вовсе не почитал себя вашим неприятелем; напротив, если случай приводил его опять встретиться с вами, он обходился вновь по-дружески и даже говорил: «Ведь ты такой подлец, никогда ко мне не заедешь». Ноздрев во многих отношениях был многосторонний человек, то есть человек на все руки. В ту же минуту он предлагал вам ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все что ни есть на все, что хотите.>…<Вот какой был Ноздрев! Может быть, назовут его характером избитым, станут говорить, что теперь нет уже Ноздрева. Увы! несправедливы будут те, которые станут говорить так. Ноздрев долго еще не выведется из мира>.
Ну а разве вы не встречали разбитного Ноздрева, у которого вся жизнь - вечеринка? Или не встречали женщину среднего возраста, недалекую, но при этом способную навести паники и поднять людей чуть ли не на бунт, такую как помещица Коробочка? Думаю, встречали.
Но веселье быстро заканчивается. 24 февраля 1852 года Николай Васильевич сжёг почти законченный второй том «Мёртвых душ», а в конце первой части он писал, что задумывал превратить поэму в трилогию. Так что к сожалению, нам не суждено узнать, чем закончатся приключения хитрого Чичикова. Для нас он навсегда останется героем, едущим в своей бричке по разбитым русским дорогам, вперед к своим мечтам и стремлениям. Мы можем только догадываться, сколько еще шума он бы натворил.
Я советую всем перечитать произведение Гоголя «Мертвые души», потому что каждый раз в этой книге можно подметить что-то такое, что не замечалось раньше. Либо снова встретиться с героями и вспомнить, что где-то их уже видел. Своими глазами.