Роль главы тамань. Покушение на Печорина. Ночное приключение Печорина

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов поставил своей задачей всесторонне и многогранно раскрыть личность своего современника. При этом Лермонтов отмечает, что стремится раскрыть внутренний мир героя, написать «историю души человеческой». На это нацелены все художественные средства, используемые автором, и прежде всего необычная композиция романа.

Особенность ее заключается в том, что роман состоит из пяти повестей и новелл с самостоятельными сюжетами, объединенных общим героем и идеей. В романе они следуют так: «Бэла», «Максим Максимыч», далее «Журнал Печорина», в который входят «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», а предваряет его «Предисловие». Эти части расположены с нарушением хронологической последовательности событий относительно биографии Печорина. С этой точки зрения части надо было бы расположить так: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч», Предисловие к «Журналу Печорина». Но тогда романа как единого произведения не получилось бы. Вот почему «Тамань», которая должна была бы открывать роман, оказывается в его середине.

В этом заключен глубокий идейный смысл. «Тамань» открывает «Журнал» Печорина, в котором он говорит от первого лица, рассказывая о некоторых ярких эпизодах из своей жизни. До этого читатель уже познакомился с героем, а в середине узнал из «Предисловия» о его смерти. Но самое главное – все эти сведения мы получаем от разных рассказчиков, а значит – видим героя с разных точек зрения. Сначала мы узнаем о Печорине от простого русского офицера Максима Максимыча, человека доброго, честного, но совершенно отличного от Печорина по духу и воспитанию. Он может лишь отметить особенности поведения «странного человека», оставшегося для него (а значит - и для читателя) загадкой. В повести «Максим Максимыч» рассказчик меняется: это офицер, явно более близкий Печорину по возрасту, развитию, социальному положению, а главное - сходный по духу и умонастроению. Он делает попытку как-то объяснить особенности этого необычного человека. Но его душа все еще остается для читателя тайной, которая и раскрывается самим героем в его «Журнале».

Начинается он романтической новеллой «Тамань». Она лишь приоткрывает загадку Печорина, потому что здесь рассказан один эпизод из его жизни – встреча с контрабандистами в скучном приморском городке, где герой оказывается по пути на Кавказ. Новелла насыщена романтическими картинами, которые вполне соответствуют характеру героя. Авантюрность сюжета также отвечает деятельной, кипучей натуре Печорина, который «бешено гонится за жизнью», но, ничем не удовлетворяясь, постоянно скучает. Так происходит и здесь. Заинтересовавшись загадочной девушкой, которую Печорин именует Ундиной, он неожиданно попадает в среду местных контрабандистов, с которыми она оказывается связана. Такие герои в русской литературе традиционно воспринимались как романтические. Но у Лермонтова все оказывается иначе. Романтический ореол разрушается самоиронией автора «Журнала»: упоминание о том, что он не умеет плавать, - явно антиромантическая деталь. А загадочный поначалу сюжет заканчивается выводом Печорина о том, что он столкнулся с «мирным кругом честных контрабандистов», до которых ему, по сути, нет никакого дела.

И затем в последующих частях романа читатель, знакомясь с героем все ближе и ближе, будет сталкиваться с подобным развитием событий. Действия героя пусты и бесполезны, страсти бессмысленны, а жизнь этой богатой и деятельной натуры в результате оказывается растраченной зря.

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов поставил своей задачей всесторонне и многогранно раскрыть личность своего современника. При этом Лермонтов отмечает, что стремится раскрыть внутренний мир героя, написать «историю души человеческой». На это нацелены все художественные средства, используемые автором, и прежде всего необычная композиция романа. Особенность ее заключается в том, что роман состоит из пяти повестей и новелл с самостоятельными сюжетами, объединенных общим героем и идеей. В романе они следуют так: «Бэла», «Максим Максимыч»,далее «Журнал Печорина», в который входят «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», а предваряет его «Предисловие». Эти части расположены с нарушением хронологической последовательности событий относительно биографии Печорина. С этой точки зрения части надо было бы расположить так: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч», Предисловие к «Журналу Печорина». Но тогда романа как единого произведения не получилось бы. Вот почему «Тамань», которая должна была бы открывать роман, оказывается в его середине. В этом заключен глубокий идейный смысл. «Тамань» открывает «Журнал» Печорина, в котором он говорит от первого лица, рассказывая о некоторых ярких эпизодах из своей жизни. До этого читатель уже познакомился с героем, а в середине узнал из «Предисловия» о его смерти. Но самое главное – все эти сведения мы получаем от разных рассказчиков, а значит – видим героя с разных точек зрения. Сначала мы узнаем о Печорине от простого русского офицера Максима Максимыча, человека доброго, честного, но совершенно отличного от Печорина по духу и воспитанию. Он может лишь отметить особенности поведения «странного человека», оставшегося для него (а значит — и для читателя) загадкой. В повести «Максим Максимыч» рассказчик меняется: это офицер, явно более близкий Печорину по возрасту, развитию, социальному положению, а главное — сходный по духу и умонастроению. Он делает попытку как-то объяснить особенности этого необычного человека. Но его душа все еще остается для читателя тайной, которая и раскрывается самим героем в его «Журнале». Начинается он романтической новеллой «Тамань». Она лишь приоткрывает загадку Печорина, потому что здесь рассказан один эпизод из его жизни – встреча с контрабандистами в скучном приморском городке, где герой оказывается по пути на Кавказ. Новелла насыщена романтическими картинами, которые вполне соответствуют характеру героя. Авантюрность сюжета также отвечает деятельной, кипучей натуре Печорина, который «бешено гонится за жизнью», но, ничем не удовлетворяясь, постоянно скучает. Так происходит и здесь. Заинтересовавшись загадочной девушкой, которую Печорин именует Ундиной, он неожиданно попадает в среду местных контрабандистов, с которыми она оказывается связана. Такие герои в русской литературе традиционно воспринимались как романтические. Но у Лермонтова все оказывается иначе. Романтический ореол разрушается самоиронией автора «Журнала»: упоминание о том, что он не умеет плавать, — явно антиромантическая деталь. А загадочный поначалу сюжет заканчивается выводом Печорина о том, что он столкнулся с «мирным кругом честных контрабандистов», до которых ему, по сути, нет никакого дела. И затем в последующих частях романа читатель, знакомясь с героем все ближе и ближе, будет сталкиваться с подобным развитием событий. Действия героя пусты и бесполезны, страсти бессмысленны, а жизнь этой богатой и деятельной натуры в результате оказывается растраченной зря.

В романе «Герой нашего времени» Лермонтов поставил своей задачей всесторонне и многогранно раскрыть личность своего современника. При этом Лермонтов отмечает, что стремится раскрыть внутренний мир героя, написать «историю души человеческой». На это нацелены все художественные средства, используемые автором, и прежде всего необычная композиция романа.

Особенность ее заключается в том, что роман состоит из пяти повестей и новелл с самостоятельными сюжетами, объединенных общим героем и идеей. В романе они следуют так: «Бэла», «Максим Максимыч», далее «Журнал Печорина», в который входят «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», а предваряет его «Предисловие». Эти части расположены с нарушением хронологической последовательности событий относительно биографии Печорина. С этой точки зрения части надо было бы расположить так: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч», Предисловие к «Журналу Печорина». Но тогда романа как единого произведения не получилось бы. Вот почему «Тамань», которая должна была бы открывать роман, оказывается в его середине.

В этом заключен глубокий идейный смысл. «Тамань» открывает «Журнал» Печорина, в котором он говорит от первого лица, рассказывая о некоторых ярких эпизодах из своей жизни. До этого читатель уже познакомился с героем, а в середине узнал из «Предисловия» о его смерти. Но самое главное – все эти сведения мы получаем от разных рассказчиков, а значит – видим героя с разных точек зрения. Сначала мы узнаем о Печорине от простого русского офицера Максима Максимыча, человека доброго, честного, но совершенно отличного от Печорина по духу и воспитанию. Он может лишь отметить особенности поведения «странного человека», оставшегося для него (а значит - и для читателя) загадкой. В повести «Максим Максимыч» рассказчик меняется: это офицер, явно более близкий Печорину по возрасту, развитию, социальному положению, а главное - сходный по духу и умонастроению. Он делает попытку как-то объяснить особенности этого необычного человека. Но его душа все еще остается для читателя тайной, которая и раскрывается самим героем в его «Журнале».

Начинается он романтической новеллой «Тамань». Она лишь приоткрывает загадку Печорина, потому что здесь рассказан один эпизод из его жизни – встреча с контрабандистами в скучном приморском городке, где герой оказывается по пути на Кавказ. Новелла насыщена романтическими картинами, которые вполне соответствуют характеру героя. Авантюрность сюжета также отвечает деятельной, кипучей натуре Печорина, который «бешено гонится за жизнью», но, ничем не удовлетворяясь, постоянно скучает. Так происходит и здесь. Заинтересовавшись загадочной девушкой, которую Печорин именует Ундиной, он неожиданно попадает в среду местных контрабандистов, с которыми она оказывается связана. Такие герои в русской литературе традиционно воспринимались как романтические. Но у Лермонтова все оказывается иначе. Романтический ореол разрушается самоиронией автора «Журнала»: упоминание о том, что он не умеет плавать, - явно антиромантическая деталь. А загадочный поначалу сюжет заканчивается выводом Печорина о том, что он столкнулся с «мирным кругом честных контрабандистов», до которых ему, по сути, нет никакого дела.

И затем в последующих частях романа читатель, знакомясь с героем все ближе и ближе, будет сталкиваться с подобным развитием событий. Действия героя пусты и бесполезны, страсти бессмысленны, а жизнь этой богатой и деятельной натуры в результате оказывается растраченной зря.

    Творческий путь Лермонтова начался в эпоху господства поэтических жанров. Первое прозаическое произведение - неоконченный исторический роман «Вадим» (название условное, так как первый лист рукописи не сохранился) - относится к 1833-1834 гг. Главный герой...

    Роман «Герой нашего времени» был написан в 1838-1840 годах XIX века. Это была эпоха жесточайшей политической реакции, наступившей в стране после поражения выступления декабристов. В своем произведении автор воссоздал в образе Печорина, главного героя...

    Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является итоговым произведением творчества писателя. В нем нашли отражения проблемы, глубоко волновавшие автора, а также его современников. Их спектр крайне широк, это обстоятельство определило глубокую и...

    «Герой нашего времени» принадлежит к тем явлениям истинного искусства, которые, занимая... внимание публики, как литературная повесть, обращаются в вечный капитал, который с течением времени все более и более увеличивается верными процентами. В. Г....


Именно с Тамани начались приключения Печорина на Кавказе. Глава является отдельной повестью, но между тем составной частью произведения в целом. В ней происходит знакомство с дневником Печорина, позволяющее заострить внимание на внутреннем мире главного героя. Его душевных переживаний и терзаний. Анализ главы «Тамань» из романа «Герой нашего времени» поможет понять, что двигало Печориным на момент совершения им тайных поступков, их мотивацию.

В записках видно, что Печорин устал, измучен и подавлен, но приключение, случившееся с ним в Тамани, взбодрило его не на шутку, ведь он чудом остался жив, едва не погибнув от рук контрабандистов.

В Тамань Печорина занесли дела служебные. Впечатление город произвел скверное. Вынужденный искать ночлег, он останавливается у, мягко говоря, странных людей. Хозяин жилища слепой парень. Его подруга загадочная девушка. Поведение этих двоих сразу показалось Печорину странным. Вели они себя осторожно, словно пытались что-то скрыть. Григорий решил проследить за странной парочкой. Оказалось эти двое связаны с контрабандистами. Выяснив их тайну, он чуть не лишился жизни. Девушка, пригласив Печорина на тайное свидание, планировала утопить его, сбросив с лодки. Чудом ее коварный план не осуществился.

Что двигало Печориным, когда он решил устроить слежку обычное любопытство или очередная жажда приключений. Зачем он вторгся в чужую жизнь, нарушив покой «честных контрабандистов»? Может он поддался женским чарам, раз с такой легкостью согласился на свидание. Недаром он сравнивает девушку с русалкой, заманивающей в сети чересчур любопытных. Ведь ей удалось обвести его вокруг пальца. Его, который сам любил расставлять ловушки, играя судьбами людей.

Печорин считал, что это не случайность. Он недоумевал.

«Зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и как камень едва сам не пошел ко дну!».

Он впервые понимает, что играет роль в чужих судьбах. Он вторгся в чуждый ему мир, нарушив спокойствие и внеся смуту. Душевные переживания терзают Григория, мучая и не давая покоя. Но, анализируя происшедшее, Печорин приходит к выводу, что вины его как таковой в случившемся нет. Он остается безразличен к судьбам других, ведь свои интересы он всегда ставил выше других.

«…Какое дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!..».

В главе «Тамань» переплелось романическое начало с суровой действительностью. В ярких красках описаны местные красоты. На фоне живописного пейзажа образ контрабандистов раскрывается лучше. Вольный образ жизни, смекалка, хитрость в этом тоже есть своя романтика, но внутренний мир этих людей оставляет желать лучшего. Они пропитаны алчностью, жаждой наживы. Их отношения не были построены на любви. Скорее этими двумя двигали свои интересы, и целью была личная выгода.

Эта глава наиболее четко показывает внутренние ощущения Печорина. В ней оценка всех поступков. Завеса тайны характера приоткроется, предоставив возможность читателю самостоятельно вынести вердикт относительно главного героя.

После дикого путешествия Печорин вернется в круг, гораздо ближе и родней ему. В «водяное общество», в котором он словно рыба в воде и уж здесь он заставит всех плясать под свою дудочку, а не наоборот.

Произведение «Герой нашего времени», вышедшее из-под пера М.Ю. Лермонтова, является поистине уникальным. Стандарты нарушает даже сама композиция, состоящая из двух основных частей: дневника Печорина, позволяющего увидеть внутреннюю жизнь героя, и повествование о Печорине, сошедшее с уст постороннего «наблюдателя».

Вопреки традициям, повести не следуют друг за другом в соответствии с хронологией событий, а гармонично дополняют друг друга, становясь единым целым.

Повествование Печорина начинается с рассказа о Тамани

Свою повесть Печорин начинает с рассказа о городке Тамань, являющегося по утверждению героя самым скверным городишком российского приморья. В Тамани Григорий Александрович рисковал умереть от голода, а также чуть не попрощался с жизнью, будучи утопленным.

Рассказ о Тамани, с которого начинается повествование о Печорине, является тем звеном, что позволяет распознать саму суть нашего героя. Однако многие нюансы, описанные в повести, рассказывает нам и Максим Максимыч.

В «Тамани» речь идёт о том, как Печорин, направляющийся на Кавказ, к месту службы, становится участником опасного предприятия: его жизнь оказывается под угрозой из-за «честных контрабандистов», чей покой он посмел нарушить. Но тяга Григория к риску проявилась уже в «Бэле», где, по словам Максима Максимыча жертвой нашего героя стала черкешенка.

Новизна «Тамани» заключается в видении ситуации глазами самого Печорина. Финал повести недвусмысленно указывает на тот факт, что рискованные ситуации, в которых оказывается наш герой, нельзя назвать стечением обстоятельств. По мнению Григория, всё произошедшее - знак судьбы, а он сам - её орудие.

Во всём виновна судьба

Печорин полностью осознаёт, что стал причиной несчастья многих людей, нарушив размеренное течение их жизни, словно камень, разорвавший беспечность водной глади источника. Наш герой прекрасно понимает, какую роль он играет в судьбах людей. Хотя подобные мысли постоянно вызывают у Григория тревогу, в «Тамани» они озвучены впервые.

Помимо всего прочего, значимость имеет и нравственный итог размышлений. Герой Лермонтова подтверждает догадку об абсолютном безразличии к страданиям людей: во всём произошедшем нет его, Печорина, вины, вся ответственность лежит на судьбе.

По утверждению героя, он не знает, что произошло со старухой и нищим слепым. По сути, ему, странствующему офицеру, не может быть дела до радости и горести других людей.

В повести удивительно переплетаются романтизм и реальность. Завораживающее описание бушующего моря, рассказывающее о том, как лодка постепенно приближалась к берегу, то поднималась на гребне волны, то быстро мчалась вниз. По словам автора лишь отважный пловец рискнёт пересечь пролив в такую ночь, а романтик Янко был именно таким.

Что касается реалистичности, то одним из ярких примеров является рассказ о характере и жизни вольных контрабандистов. Романтика Янко, победившего бурю, Лермонтов представил как остриженного по-казацки человека, с татарской шапкой на голове и большим ножом, торчащим из-за пояса.

Роль «Тамани» в «Герое нашего времени»

Следует отметить, что именно повесть «Тамань» является завершением первой части романа. Вторая часть состоит из «Княжны Мери» и «Фаталиста». По мнению некоторых исследователей, тот факт, что произведение разделено на две части, лишён художественной значимости и является исключительно формальным.

Тем не менее нет сомнений в том, что повесть «Тамань» заканчивает часть «Героя нашего времени», где первенство отдано внешнему изображению нашего героя. Именно эта повесть выделяется лаконичностью и точностью повествования.

Душевные переживания, серьёзные психологические ситуации рассказываются достаточно простым и лёгким для понимания языком. Хотя повесть и короткая, это с лихвой компенсируется ёмкостью её содержания.

«Тамань» по праву можно назвать важной составляющей романа Лермонтова. Именно она позволяет взглянуть на истинную суть Печорина, понять истоки и увидеть последствия его собственной драмы.