Современный балет золушка. Сергей Прокофьев. Балет "Золушка" с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым. Вопросы и задания

В центре внимания композитора - Золушка, которой посвящены лучшие страницы балета. Чистотой и поэзией веет уже от краткого оркестрового вступления, где звучит несколько наивная тема героини и пленительно расцветает ее мечта о счастье (тема заключительного апофеоза). Музыка вступления проста по гармонизации и оркестровке, вполне соответствующим характеру мелодии. Это царство ясной романтической лирики, определяющей основной характер балета. Так же романтично, с неизменным изяществом и грацией, обрисована Золушка и в других эпизодах балета. Кульминация ее партии - дуэт с Принцем (второе действие), пленяющий разливом лирической мелодии, которая приобретает здесь черты светлой восторженности. Красивый, спокойно льющийся напев поддержан полнозвучной гармонией. Прокофьеву достаточно двух-трех поворотов мелодии, неожиданных сопоставлений регистров - и обычные аккорды до мажора приобретают особую глубину звучания, какую-то светоносность, прекрасно сочетающуюся с обликом героев - Золушки и Принца, - носителей чистой и возвышенной мечты.

Мечта, ставшая реальностью, расцветает и в музыке заключительного Amoroso, построенного на второй теме вступления. Она разрастается в дифирамб чувству любви, плавная мелодия звучит на фоне мягких аккордовых фигураций, все дано в сказочно-романтическом преломлении. Сила поэтического вдохновения, которая есть и в сказке Перро, вновь оживает в музыке; она воспевает красоту большого человеческого чувства.

Музыкальный портрет Золушки включает также и чисто танцевальные элементы. Так, в первом действии Золушка танцует гавот, обрывки которого впервые появились в сцене урока танцев. Ее злые сестры оказались способными лишь на неуклюжее воспроизведение отдельных па. И лишь для Золушки полностью звучит музыка гавота, сопровождающая ее танец. Золушка танцует и вальс в сцене отъезда на бал, завершающей первое действие, на балу и в финальном апофеозе. Первый вальс Золушки полон непередаваемого словами поэтического очарования.

Прокофьев следует русской традиции, так отчетливо выраженной в любимом им «Вальсе-фантазии» Глинки. Родство ощущается не только в элегичности мелодии, но и в выразительности подголоска, сливающегося с мелодией вальса в певучем дуэте. Можно найти здесь и некоторую общность с первым вальсом из «Войны и мира», также овеянном дымкой романтических мечтаний. Этот же вальс, в несколько вариированном виде появляется и в коде второго, действия, предшествуя фантастической по колориту музыке боя часов.

В балете есть и другие вальсы. В сцене придворного бала звучит, на который обычно ставится дивертисментный «парад участников». Однако в отличие от многих аналогичных вальсов-дивертнсментов, в музыке Прокофьева сильна лирическая нота, связанная с темой балета и обликом его героини. Еще отчетливее слышится она в «Медленном вальсе» (Принц и Золушка в чудесном саду). Мягкий колорит ре-бемоль мажора, плавные ходы мелодии, прозрачность оркестровки - все использовано для того, чтобы нарисовать картину безоблачного счастья.

Широкое развитие ритмов вальса роднит «Золушку» с наследием русской хореографической классики, прежде всего - балетами Чайковского и Глазунова. В последние годы жизни у Прокофьева появился живой интерес к вальсу, звучащему во многих его произведениях. Он создал даже концертную сюиту, в которой объединены вальсы из различных произведений.

В балете ясно различимы три плана: сестры и мачеха, с их эгоизмом и душевной пустотой; Золушка, в которой воплощена идеальная мечта о счастье; фея и другие сказочные персонажи, переносящие действие в сферу фантастики. Каждый из этих планов воплощен композитором ярко и оригинально.

Своеобразен например лейтмотив покровительницы Золушки, Феи-нищенки, главной движущей силы чудесных событий: всего лишь цепочка трелей сначала медленных, чуть раскачивающихся, затем - быстрых. К числу лучших страниц балета принадлежит и музыка, рисующая появление фей Весны, Лета, Осени и Зимы. Подчеркнутость ритма, столь важная для хореографа, сочетается здесь с тонкостью рисунка, привлекательной для музыканта. Прокофьев находит точную меру соотношения двух элементов.

Фея Весны предстает в стремительной тарантелле, а затем в еще более оживленном двухдольном эпизоде, который напоминает характеристику Джульетты-девочки. Фея Лета охарактеризована спокойной мелодией в размере 12/в, приобретающей в среднем эпизоде широту дыхания; это - картина знойного дня, голубого неба и сочной зелени леса. Фея Осени несколько неожиданно воплотилась в капризных очертаниях Allegro moderato. И наконец, фея Зимы предстает в сумрачном, несколько меланхолическом облике.

Композитор пользуется простыми средствами: хроматические ходы в пределах малой терции, ниспадающие гаммы, привычная модуляционная последовательность - As - С - As. Но, как и в других аналогичных случаях, свежести звучания он достигает благодаря остроумным сопоставлениям и интонационным изгибам, которые придают такое изящество мелодическому рисунку.

В трех актах, шести картинах. Либретто H. Волкова (по сказке Ш. Перро). Балетмейстер Р. Захаров, художник П. Вильямс, дирижер Ю. Файер.

Действующие лица:

  • Золушка
  • Отец Золушки
  • Мачеха Золушки
  • Кривляка и Злюка (в другом варианте - Худышка и Кубышка), дочери мачехи
  • Принц
  • Фея-бабушка
  • Феи времен года (Весны, Лета, Осени, Зимы)
  • Танцмейстер
  • Кавалеры, иноземные принцессы, церемониймейстеры, портнихи, парикмахеры, гномы, птички, кузнечики, снежинки, арапчата, эфиопы, музыканты

Действие происходит в сказочном королевстве в сказочные времена.

История создания

После того как балет «Ромео и Джульетта » был наконец поставлен в Ленинградском Кировском (Мариинском) театре, Прокофьев, на которого исполнительница роли Джульетты Галина Уланова произвела огромное впечатление, решил написать балет специально для нее. Сюжетом послужила всем известная сказка о девушке, которую злая мачеха превратила в служанку и которая с помощью доброй феи обрела заслуженную счастливую судьбу. «Золушка», волшебная сказка Ш. Перро (1628-1703) из его сборника «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями» (1697), много раз привлекала композиторов разных времен. На ее основе написаны несколько опер, из которых самая известная - опера Россини; неоднократно ставились и балеты. В частности, именно «Золушкой» - «Сандрильоной» композитора Ф. Сора открылся московский Большой театр 6 июня 1825 года.

Либретто для Прокофьева написал театральный критик, искусствовед и драматург, юрист по образованию Н. Д. Волков (1894- 1965). Постановщиком спектакля должен был стать талантливый артист балета и хореограф В. Чабукиани, работавший тогда в Ленинграде. Сочинение шло успешно: до лета 1941 года были написаны два акта. Однако начало Великой Отечественной войны перечеркнуло все планы. Прокофьев скитался по стране; отложив балет, он работал над захватившим его замыслом патриотической оперы «Война и мир», сочинял инструментальные произведения. Лишь в 1943 году, приехав в Пермь, где находился эвакуированный Театр имени Кирова, он обсудил все детали балета с либреттистом и, вернувшись в Москву, закончил музыку в клавире. «Я писал «Золушку» в традициях старого классического балета, - сообщал композитор, - в ней есть pas de deux, adagio, гавот, несколько вальсов, павана, паспье, бурре, мазурка, галоп. Каждое действующее лицо имеет свою вариацию». Ленинградский театр его больше не привлекал: Чабукиани еще в 1941 году переехал в Тбилиси, Уланова танцевала на сцене Большого театра. Именно там балетмейстером Р. Захаровым (1907-1984) и была осуществлена постановка балета. На премьере, состоявшейся в Москве 21 ноября 1945 года, партию Золушки танцевала О. Лепешинская. Лишь на следующих спектаклях Уланова вошла в роль. Менее чем через пять месяцев в Ленинграде, в Кировском театре К. Сергеев (1910-1992) также поставил «Золушку». В дальнейшем балет шел на многих сценах мира в различных постановках.

Сюжет

В доме отца Золушки Злюка и Кривляка вышивают шарф, Золушка тихо сидит у очага. Сестры ссорятся из-за шарфа, и Мачеха разрезает его пополам. Помирившись, Злюка и Кривляка начинают дразнить Золушку, но она не отвечает обидчицам. Все расходятся, оставляя Золушку за домашней работой. Обратившись мыслями к умершей матери, Золушка отодвигает занавеску, закрывающую ее портрет, и заслоняет ею портрет Мачехи. Возвращается отец, он хочет приласкать дочь, но врываются жена и ее дочери. Увидев, что ее портрет задернут, Мачеха в ярости бросается на Золушку. В комнате тихо появляется старушка-нищенка, просящая подаяние. Мачеха и сестры презрительно отворачиваются, а Золушка робко протягивает ей кусок хлеба. Незаметно старушка исчезает. Комнату заполняют портнихи, парикмахеры, танцмейстер с музыкантами. После суматохи, вызванной сборами, все, кроме Золушки, уезжают на бал в королевский дворец. Девушка грустит. Появляется та же старушка. Это Фея-бабушка. Она дарит Золушке хрустальные башмачки и вызывает фей времен года, которые собирают Золушку на бал. Фея предупреждает девушку: ровно в полночь исчезнет прекрасный наряд, она снова превратится в замарашку. О наступлении полночи ей напомнят двенадцать гномов, которые появятся из старинных часов. Фея-бабушка уходит. Перед Золушкой появляется роскошная карета, запряженная кузнечиками. Золушка уезжает во дворец.

Бал во дворце, танцы, веселье. Приезжает Золушка в роскошном платье, ее принимают за принцессу. Принц влюбляется в прекрасную незнакомку. Арапчата подносят Золушке три апельсина, которыми она угощает не узнавших ее сестер. Счастливая Золушка забывает о времени, но появляются гномы, и Золушка убегает. Бьет полночь, Золушка в спешке теряет туфельку. За ней мчится Принц, но видит лишь туфельку на ступенях дворца.

Принц призывает сапожников, чтобы они сказали ему, кто и кому сделал найденную туфельку, но у тех нет ответа, и Принц решает отправиться на поиски девушки.

Принц странствует по свету, встречает разных красавиц, но ни одна не похожа на ту, что пленила его сердце, ни одной туфелька не приходится впору.

Дома в уголке спит Золушка, прижимая к груди хрустальную туфельку. Лучи солнца будят ее, она вспоминает бал, который кажется ей прекрасным сном. Но туфелька убеждает ее, что то была явь. Появляются сестры с подаренными апельсинами и снова начинают ссориться. Поспешно вбегают Отец и Мачеха, извещая о прибытии Принца. Он дает примерить туфельку Кривляке и Злюке, потом ее примеряет и Мачеха, но туфелька всем мала. Неожиданно Принц видит, как наклонившаяся Золушка случайно роняет вторую такую же туфельку. За окном медленно проходит Фея-бабушка, словно благословляя Золушку и Принца.

Принц и Золушка в чудесном саду. Они нашли свое счастье.

Музыка

«Золушка» - типично классический балет, продолжающий традиции романтического сказочного спектакля, с обилием вариаций, дивертисментом и апофеозами, построенными на вальсах, с колоритными изобразительными моментами. Один из них - «Сцена с часами», где равномерное движение и повторяющиеся краткие поддевки рисуют неумолимый бег времени. «Отъезд Золушки на бал» - поэтичный, полный очарования вальс. «Большой вальс» - один из самых ярких прокофьевских вальсов, пышный, радостный, с мелодией огромного диапазона. В «Угощении гостей» использован марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» . Финал акта - «Полночь» - врывается, словно пробуждая от прекрасного сна. Завершает балет еще один прекрасный вальс с тихим, но торжествующим звучанием тем Золушки, ее мечты и любви.

Л. Михеева

Издавна считалось, что лучшие сюжеты для балетов - сказки. А такая, как «Золушка», рассказанная Шарлем Перро, - сущий клад. Волшебные превращения, придворный бал, замарашка, которая подобно гадкому утенку превращается в «прекрасного лебедя», а затем и в настоящую принцессу. Хореографический театр откликнулся разнообразным и «Ченерентолами» (Италия, 1810) и «Сандрильонами» (Петербург, 1815; Лондон, 1822; Москва, 1824). Известно, что и Мариус Петипа в 1893 году показал свою версию «Золушки» (музыка Бориса Фитингоф-Шеля), где знаменитая Пьерина Леньяни впервые продемонстрировала 32 фуэте подряд. Эта постановка указала на первую опасность - превратить нежную сказку в феерию.

Не об этом думал известный драматург балета Николай Волков: «Я испытывал чувство внутренней необходимости вернуть Золушку в наш балетный театр, как обаятельную „сказку для балета". Мне казалось также, что русскому балету стоит вспомнить о „Золушке" еще и потому, что в работе над этим сюжетом он сумеет продолжить лучшие традиции русской классической хореографии». В союзники сценаристу удалось привлечь самого Сергея Прокофьева. После успеха «Ромео и Джульетты» Кировский театр постарался закрепить сотрудничество с композитором, а Прокофьев, покоренный уникальным талантом Галины Улановой, мечтал создать для нее новый балет.

Композитор уже в начале работы, как всегда четко, сформулировал свой замысел: «Балет „Золушка" я вижу как современный классический балет с его характерными особенностями формы: как па д"аксьон, гран па и т. д. Одновременно с тем мне хочется видеть в героине не сказочный, полуреальный персонаж, а живое лицо с человеческими переживаниями, то есть по возможности расширить ее роль».

Работа над новым балетом началась интенсивно. Балетмейстером был утвержден Вахтанг Чабукиани, художником - Симон Вирсаладзе. Композитор увлеченно писал музыку. Война застает Прокофьева за этой работой и заставляет отложить ее. К счастью, ленинградский театр был настойчив, несмотря на эвакуацию в город Молотов и на отъезд обоих намечавшихся постановщиков. Уже летом Волков и Прокофьев встречаются в Молотове, а к осени, в целом закончив сочинение музыки, композитор пишет: «Основное, что мне хотелось передать в музыке „Золушки" - поэтическая любовь Золушки и Принца: зарождение и расцвет чувства, препятствия на его пути, осуществление мечты». В хореографической эпопее Сергея Прокофьева музыка «Золушки» - пленительное интермеццо между трагедийной мощью «Ромео и Джульетты» и философской драмой «Каменного цветка». Образ героини непривычно скромен, неуловимо привлекателен и явно подсказан уникальным дарованием Улановой. Композитор подчеркивал: «Я писал „Золушку" в традициях старинного классического балета, в ней есть па-де-де, гавот, несколько вальсов, павана, паспье, буре, мазурка, галоп. Каждое действующее лицо имеет свою вариацию».

Может быть, такое изобилие танцев смущает балетмейстеров, а для создания полноценной драматургии им недостаточно лишь насмешливой иронии в обрисовке отрицательных образов? Чем иначе объяснить, почему при достаточно большом числе весьма разных постановок «Золушки» так мало удачных, достойных прокофьевской музыки.

Мировая премьера состоялась в Большом театре, где с 1944 года работала Галина Уланова. Правда, по разным причинам первой Золушкой стала Ольга Лепешинская, вылепившая свою героиню «лихо и дерзко». Да и весь спектакль вышел пышным, праздничным и помпезным. Героем феерии был художник Петр Вильямс. Ослепительный блеск театрального зрелища явно вторил недавним салютам победы. Герои терялись в этом «великолепии». Найдя Золушку, Принц оказывался окруженным бьющими фонтанами и, вместо того, чтобы обняться с любимой в прокофьевском «аморозо», почему-то доверял ее четырем мальчикам-кузнечикам. К тому же Большой театр позволил себе отказаться от прозрачной и намеренно неброской оркестровки Прокофьева, усилив и отяжелив музыкальную ткань спектакля. Композитор «ответил» по-прокофьевски: сославшись на болезнь, он смотрел «свою» «Золушку» в три приема - каждый раз по одному акту. Уланова танцевала в очередь с Лепешинской и Мариной Семеновой и, как и позже в «Сказе о каменном цветке», не смогла преодолеть недостатки спектакля. Впрочем, официально первая «Золушка» считалась едва ли не триумфом. Газета «Правда» оценила балет как выдающееся произведение, которое «достойно продолжает и развивает...». Сталинская премия первой степени стала наградой всем авторам спектакля, для Прокофьева она была четвертой. Захаровская «Золушка» находилась в репертуаре до 1951 года, была возобновлена через два года, но вскоре уступила сцену новым спектаклям. В период переоценки ценностей ее справедливо относили к образцам упадка эры «драмбалета», но в начале нынешнего века общая ностальгия по «славному» прошлому снова предлагает с теплотой вспоминать ее бесхитростно праздничный характер. Впрочем, для особо любознательных сохранился кинофильм-балет «Хрустальный башмачок», снятый в 1961 году режиссерами Александром Роу и Ростиславом Захаровым.

Для Константина Сергеева постановка «Золушки» 8 апреля 1946 года в Кировском театре была балетмейстерским дебютом. В Ленинграде в отличие от Москвы партитура композитора была сыграна полностью, причем в авторской инструментовке. Балетмейстер декларировал: «Музыка Прокофьева обязывала к очень четкому и лаконичному мышлению, она давала превосходный материал для создания рельефных хореографических образов и яркой драматургии балетного спектакля».

Чуть позже Вера Красовская так оценивала результат: «В противоположность Захарову, чья „Золушка" была решена как обстановочная феерия с минимальным количеством танцев, Сергеев отдал танцу ведущую роль в спектакле. Задача была трудна, так как музыка Прокофьева предъявляла особые требования к академическим формам танца. И Сергееву удалось многое. В сочетании намеренно угловатых, резких партерных движений, акцентированных прыжков и заостренной, „колючей" пальцевой техники он сочинил партии недобрых сестер Золушки: гневной и властной Злюки в исполнении Аллы Шелест и смешной капризницы Кривляки, как ее показывала Татьяна Вечеслова. С их танцем контрастировал прозрачно-хрустальный танец самой Золушки - Натальи Дудинской. Особенно интересной получилась партия Принца у Сергеева. Ирония окрашивала этот образ в музыке, ирония выглядывала и во внешнем облике рыжекудрого принца, в неожиданной стремительности его повадок».

В ленинградской «Золушке» танцевали все: портнихи, парикмахеры, танцмейстер, сапожники. Особый успех у зрителя имели дети - гномики, в танце изображающие ход часов. Спектакль Сергеева с успехом возобновлялся в 1956 и 1964 годах, фрагменты из него до сих пор входят в учебный репертуар Академии Русского балета. В 1985 году по спектаклю был создан телефильм.

После Москвы и Ленинграда «Золушку» ставили в Киеве и Риге, Ереване и Горьком. Ею восхищались любители балета Японии и Югославии, Италии и Польши, Франции и Англии. Из первых постановок наиболее известен спектакль Фредерика Эштона (1946, Лондон). Любопытно, что именно «Золушка» стала первым многоактным балетом театра Сэдлерс Уэллс (ныне прославленный Королевский балет). Гротесковые роли уродливых сестер и их матери исполняли мужчины. Введенная в спектакль роль Шута дополняла мир фарса и эксцентрики, оттенявший лирическую линию героев.

В 1964 году в Новосибирске состоялся дебют молодого хореографа Олега Виноградова. Сочиненная им «Золушка» поразила не только зрителей Сибири, но и специально приехавших столичных критиков. Опираясь на прекрасную музыку Прокофьева, балетмейстер увидел в старой сказке мысль о двух взглядах на жизнь. Миру потребителей жизни, обуреваемых суетностью и тщеславием, противостоит отношение к жизни людей одаренных и незаурядных. Для хореографа Золушка - прежде всего талантливый человек. Добрая Фея помогает девушке не по обязанности крестной матери, а потому что видит в ней еще не раскрывшуюся, но родственную душу. Подарив ей мир классического танца, Фея открывает перед Золушкой неведомые горизонты, доступные лишь творческой личности. В свою очередь, Золушка, обретя Принца, уводит его за собой в волшебный мир. Впоследствии хореограф перенес свой спектакль в различные города и страны, в том числе в ленинградский Малый театр оперы и балета (1977) и московский Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко (2006).

В двадцать первом веке балетмейстеры по-прежнему не оставляют скромную Золушку в покое. Они пытаются усовершенствовать сценарий, «обогатив» его своими нестандартными находками. Так в спектакле Марии Большаковой (2001, Ленинградский театр оперы и балета имени М. Мусоргского) Золушка вообще не попадает на бал, а видит его лишь во сне. В небезынтересной в целом «Золушке» Алексея Ратманского (2002, Мариинский театр) вместо фей времен года героине являются панки, а в последнем акте Принц ищет владелицу волшебной туфельки в гей-клубе. В спектакле Юрия Посохова (2006, Большой театр) вместо феи выступает Автор спектакля, живущий на Луне со «свитой» из ворон. Видимо, нежная прокофьевская балетная сказка заколдована, и разгадать ее может человек особого дарования, который способен сочетать поиски нового с уважением к авторам балета.

А. Деген, И. Ступников

«Балло» означает «танцую»

  1. Знакомство с жанром балета (на примере балета С. Прокофьева «Золушка»).
  2. Музыкальные персонажи в движении.
  3. Родственность слов балет и бал.

Музыкальный материал:

  1. С. Прокофьев. «Па де шаль», «Вальс», «Полночь», «Урок танца. Гавот» из балета «Золушка» (слушание);
  2. Т. Попатенко, стихи В. Викторова. «Котёнок и щенок» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Устанавливать ассоциации между музыкальными и изобразительными образами.
  2. Проявлять основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков музыкальных персонажей.

Балет - загадка, что не знает слов...

Знакомство с жанром балета

Что же такое балет?

Волшебный мир сказок, мир наших грёз и сновидений наиболее совершенно способен воплотить балет. Основа балета - танец. Слово «балет» происходит от итальянского «ballo», что значит «танцую».

С чем у вас связывается слово «бал»? Со сказкой? Должно быть, вы любили в детстве «Золушку»! Но вы правы, потому что бал - время волшебства.

На придворные балы приглашалось только избранное общество. И совсем как в сказке про Золушку, на бал надевали самые красивые и дорогие наряды, что понятно: праздник ведь. Тогда же родились балы-маскарады - прекрасная возможность побыть маской, ощутить себя кем-то другим.

Именно в Италии, более 400 лет назад, и родилось искусство балета. В этой стране издавна любили не просто танцы, а танцевальные сценки, которые исполнялись в народных комедиях, на карнавалах, балах и других празднествах.

Слова «бал» и «балет» - родственные. Бал – большой танцевальный вечер, а балет – большой музыкальный спектакль.

Балет – это обязательное сочетание танца и музыки. Музыка и танец дружат с незапамятных времён. Оба этих искусства объединяет то, что они умеют говорить без слов, причём говорить очень ярко, взволнованно и поэтично.

Как и в любом музыкальном спектакле, в балете есть сюжет, действующие лица. Его герои наделены человеческими чувствами. Они действуют, думают, радуются и страдают. Но их действия и чувства раскрыты не с помощью слов или пения, а посредством танцевальных движений под музыку.

Кроме танцев, важную роль в балете играет пантомима, то есть немая актёрская игра, состоящая из выразительных жестов и мимики. Пантомима связывает отдельные танцы, помогает развитию действия.

Изначально танец был неотъемлемой частью сценического представления, в котором пели и декламировали текст, а актёры выступали в туфлях на каблуках. Примерно два столетия назад танцоры начали носить специальную одежду и особые тапочки – пуанты.

Они позволяют танцевать на кончиках пальцев, делают движения более воздушными и лёгкими.

Создатели балетного спектакля: композитор, либреттист (автор сценария), хореограф (постановщик танцев), а также художник-декоратор и художник по костюмам. Роль хореографа очень важна в балете. Он разрабатывает движения, соответствующие сюжету, выстраивает драматургию и соотносит всё это с музыкой. В исполнении балета участвует балетная группа (балерины и балероны), дирижёр и симфонический оркестр.

Чтобы понимать и любить балет, нужно разбираться в танцевальном искусстве, которое является его основой. Балетный язык – это мир выразительных танцевальных движений, жестов и мимики. Движения в балете очень красивы, возвышенны и благородны.

Знакомство с балетом С. Прокофьева «Золушка»

Талант С. С. Прокофьева проявился очень рано, музыку он сочинял с детства. А когда ему исполнилось 13 лет, он пришёл на экзамен в Санкт-Петербургскую консерваторию.

Представьте себе, в кабинете консерватории сидит серьёзная приёмная комиссия, в которой известные композиторы – Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, А. К. Лядов. И вот туда, сгибаясь под тяжестью больших папок с нотами, вошёл 13-летний мальчик. Вот мои сочинения», - сказал он. И тогда Н. А. Римский-Корсаков воскликнул: «Это мне нравится!»

Юный Серёжа Прокофьев был принят в консерваторию, которую он отлично закончил по двум отделениям – как пианист и как композитор. Прошли годы и его творчество приобрело широчайшую известность. В театрах всего мира ставят его оперы и балеты, оркестры исполняют его симфонии, пианисты и скрипачи играют его концерты и пьесы.

Композитор Дмитрий Борисович Кабалевский так сказал об этом композиторе: «Дети особенно должны быть благодарны Сергею Прокофьеву, ибо никто из композиторов не посвятил детям столько прекрасных произведений». Юные пианисты играют маленькие произведения из его сборника «Детская музыка», сказка «Петя и волк» знакомит слушателей с инструментами симфонического оркестра.

Одним из самых известных его сочинений является балет «Золушка».

  1. Вы знаете эту сказку?
  2. Знаете ли вы писателя, который написал эту сказку? (Шарль Перро.)
  3. Назовите главных героев этой сказки.
  4. Куда отправилась главная героиня этой сказки» (На бал.)

Композитор С. С. Прокофьев тоже любил сказки, и на сюжет сказки Шарля Перро «Золушка» он сочинил балет.

Впервые балет «Золушка» был показан в Большом театре в 1945 году, когда наша страна одержала победу в Великой Отечественной войне. Впоследствии «Золушку» ставили во многих других театрах нашей страны и в различных странах мира.

Главную роль в этом балете исполняли разные балерины. Запомните имя одной из них – Галина Уланова.

С. Прокофьев – мастер музыкальных портретов героев. Вы помните, что в его симфонической сказке «Петя и волк» каждый персонаж имел свою тему: Петя, дедушка, птичка, кошка, утка. Вот и для каждого героя балета «Золушка» композитор нашёл особые средства выразительности. Образ Золушки рисуют певучие, плавные мелодии. А в музыке, которая рисует сестёр и мачеху, звучат колючие, короткие мотивы и острые, стучащие ритмы. Всё это хорошо слышно с самого начала балета.

Первая сцена балета называется «Па де шаль», что означает «танец с шалью». Действие происходит в доме отца Золушки. Сёстры вышивают шаль, а мать наблюдает за ними. Золушка работает у очага. Но вот сёстры начинают ссориться. В эпизоде их ссоры музыка основана на мелких «царапающих» мелодиях. Так и видишь цепкие движения, резкие жесты сестёр, слышишь их визгливые выкрики… Недаром сёстрам Золушки в балете даны красноречивые имена – Кривляка и Злюка.

Слушание: «Па де шаль».

  1. Каким был характер музыки, рисующей образы сестёр Золушки? (Злым, острым, резким, колючим, быстрым.)
  2. Кто исполнял музыку? (Симфонический оркестр.)

Вначале балета «Золушка» появляется персонаж, которого нет в сказке Ш. Перро. Это учитель танцев. По сюжету мачеха и сёстры собираются на бал, и к ним приходит учитель танцев, который разучивает с ними старинный танец гавот.

Танец под названием «гавот» возник во Франции. Это грациозный и изящный танец с поклонами и неторопливыми движениями.

Слушание: «Урок танца. Гавот».

  1. Какие музыкальные инструменты исполняли главный мотив «урока танцев»? (Струнные.)
  2. Как звучала музыка? (Музыкальный язык яркий, острый. Композитор слегка посмеивается над важным, чопорным старинным танцем.)

Для этого балета композитор написал необычную музыку – партию часов, которые должны были напомнить Золушке о том, что пришло время уезжать с бала. В балете придуман такой ход: в полночь из часов выйдут карлики, которые будут показывать нужное время. Послушайте отрывок из балетного либретто.

И вот появляется Золушка. Она так хороша, что все взоры устремляются к ней. Танцы прерываются. Очарованный принц не может отвести от неё глаз. Но и сам он своей красотой, мужественностью пленяет сердце девушки. Золушка чувствует себя во дворце легко и свободно. Она подходит к сёстрам, которые не узнают замарашки в её великолепном наряде.
Начинается вальс, который Золушка танцует с принцем. Среди веселья и танцев счастливая Золушка совсем забывает о времени. Но вдруг появляются карлики: «Пора, Золушка!» - напоминают ей часы. «Пора!» - неумолимо стучит маятник, и Золушка стремглав бежит из дворца.
Бьёт полночь. По белой широкой лестнице бежит Золушка, покидая дворец. В спешке она теряет хрустальную туфельку. Принц бросился за ней, но её и след простыл. Только на ступеньке лестницы лежала маленькая хрустальная туфелька.

Обратите внимание на то, как после 12-того удара часов композитор рисует превращение Золушки опять в замарашку. Это покажет музыка – она станет грустной. Но, в тоже время, мы услышим в ней надежду на то, что эта сказка закончится хорошо.

Слушание: «Полночь».

  1. В каком музыкальном жанре создал композитор тему часов? (В жанре марша.)
  2. Какой вам показалась эта музыка? (Злой, очень громкой.)
  3. Что передают звуки симфонического оркестра? (Тиканье и бой часов.)

Образ Золушки рисуется, прежде всего, мелодией «Вальса», которая будет звучать в балете неоднократно. Обратите внимание на то, как будет меняться музыка. Сначала звучит главная мелодия вальса. Потом она становится всё более торжественной, громкой, рисуя счастье Золушки на балу. Но в самом громком месте внезапно возникает тема часов. И после неё мелодия будет печальной, разочарованной.

Слушание: «Вальс».

  1. Какой была музыка в самом начале? (Спокойной, напевной, мелодичной.)
  2. Как изменилась музыка в конце отрывка? (Стала грустной, безрадостной.)
  3. Как по-вашему, что происходит в этот момент на балетной сцене? (Платье Золушки превращается в старое, исчезают карета, кони, кучер.)

Но не надо расстраиваться, ведь вы все читали эту сказку и знаете, что она закончится хорошо. Принц и Золушка обретут своё счастье.

Смысл сказки о Золушке заключается в утверждении доброго и человеческого отношения к жизни в противоположность злобе, зависти и эгоизму. Своей музыкой С. С. Прокофьев воспевает добрые человеческие качества и осуждает душевную чёрствость и злобу. Такое противопоставление характеров в искусстве называется «контраст».

  1. Встречается ли в «Вальсе» контраст? (Да.)
  2. Какие образы контрастны? (Образ Золушки и образ часов.)
  3. Как проявляется контраст в мелодиях? (Мелодия Золушки нежная, праздничная, мелодия часов резкая, злая.)
  4. Какие музыкальные жанры использованы, чтобы подчеркнуть контраст между этими образами? (Танец вальс и марш.)

Познакомившись с музыкой к балету «Золушка», вы убедились в том, что композитор С. С. Прокофьев сумел разглядеть в сказке глубину и мудрость, прославил чистоту и прелесть трудолюбивой девушки Золушки, скромностью, добротой, побеждающей все невзгоды своей жизни, и высмеял мещанский, корыстный духовный мирок её злой мачехи и жадных, завистливых сестёр.

Любовь к сказке объясняется ещё одной особенностью характера композитора: до конца своих дней он сохранил свежесть восприятия мира, способность радоваться жизни.

Вопросы и задания:

  1. Обратите внимание на слова «бал» и «балет». Как вы думаете, что их объединяет?
  2. Какой танец на балу исполняла Золушка? Какой характер этого танца?
  3. Внимательно послушайте фрагмент «Полночь» из балета С. Прокофьева «Золушка». Согласны ли вы с композитором, который дал такое название? Какое в ней настроение? Как вы думаете, почему?

Запомни!
Бал
Балет
Артист балета
Контраст

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Прокофьев. Вальс. Полночь из Балета Золушка, mp3;
Прокофьев. Гавот из балета Золушка, mp3;
Прокофьев. Полночь из балета Золушка, mp3;
Прокофьев. Танец Па де шаль из балета Золушка, mp3;
3. Сопровождающая статья, ppsx.

о балете "Золушка"

Сценарий балета

I акт
Сказочник задумывает сочинять новую историю для детей и взрослых. Его помощница по прозвищу Пташка убирает их маленькую планету и защищается от непрошенных гостей.
История про униженную и верную Золушку увлекает Пташку. Чтобы возбудить воображение Сказочника, она согласна стать Золушкой - тем более, что за эту роль он обещает ей сказочное вознаграждение.

Сказка начинается. Золушка сразу же попадает в нешуточную перебранку в своей новой семейке. Мачеха с двумя дочками Кривлякой и Злюкой заключают ее в свои щупальца.
Сказочник сам развозит приглашения на бал к Принцу, но Золушке оно не достается.
Мамаша с дочерьми спешат на бал и нанимают самого модного Учителя танцев на планете - поучиться последним движениям и манерам. Проводив своих родственниц, Золушка грустит и находит утешение в компании новых друзей.

Сказочник не забыл Золушку. Он просит маленьких фей и воронов, облюбовавших его планету, исправить недоразумение и одеть ее к балу. Однако предупреждает: сила его волшебства не безгранична и без пяти минут двенадцать Золушка должна покинуть дворец Принца.

II акт
Золушка не решается появиться на балу. Она готова в своей тыкве вернуться домой, но двери бала вдруг сами перед ней открываются.
Ее Мачеха и сестрицы заняты обольщением влиятельных друзей Принца, но так и не достигают взаимности: Мачеха из-за злоупотребления шампанским, сестры из-за своей неповоротливости.
В какой - то момент Мачеха почти узнает в таинственной незнакомке Золушку… Сказочник вовремя отвлекает ее ослабленное внимание.

Принц врывается как огненная комета. Своими церемониями и знаками внимания гости долго не дают Принцу узнать заинтересовавшую его незнакомку.
Сказочник это предусмотрел. Всем подают сказочный десерт - апельсины, очевидно приправленные возбуждающим зельем. Оттого многие гости тут же теряют голову и вообще забывают о том, где находятся.
Золушка с Принцем получают возможность уединиться.

Про условие Сказочника Золушка, конечно, забыла. Вместе с двенадцатым ударом часов она в ужасе убегает из дворца и теряет на лестнице туфельку.

III акт
Принц близок к помешательству. Он требует от своих друзей разыскать Золушку, но ее маленькая туфелька не подходит ни к одной девичьей ножке.
Он посылает даже в другую галактику к самым неприступным и почитаемым: звезде немого кино по прозвищу Голубой Ангел и мировой оперной Диве. Но в каждой богине ему по-прежнему мерещится Золушка.

Нагруженные апельсинами, Мачеха с дочерьми возвращаются с бала. Злые на весь белый свет, они готовы вцепиться друг другу в глотки.
Золушка на этот раз не будет их разнимать, сносить оскорбления и обиды. Она твердо решила уйти из этой сказки… но тут друзья вносят почти бездыханного Принца, сраженного тяжелой депрессией.

Уже не в силах видеть ничьих ножек, он просит срочно вернуть его во дворец, но на его пути встает Золушка.
Принц близок к новому помешательству - на этот раз от счастья. Браки совершаются на небесах, - каркают сытые вороны, которые, оказывается, не такие и вредные.

Золушка остается в своей сказке. Сказочник благодарит ее за терпение и верную службу и благословляет на брак с Принцем. Они понимают, что расстаются навсегда.

Юрий Борисов
/по мотивам сказки Шарля Перро и либретто Николая Волкова/

После того как балет «Ромео и Джульетта» был наконец поставлен в Ленинградском Мариинском театре, Прокофьев, на которого исполнительница роли Джульетты Галина Уланова произвела огромное впечатление, решил написать балет специально для нее. Сюжетом послужила всем известная сказка о девушке, которую злая мачеха превратила в служанку и которая с помощью доброй феи обрела заслуженную счастливую судьбу. «Золушка», волшебная сказка Ш. Перро из его сборника «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями», много раз привлекала композиторов разных времен. На ее основе написаны несколько опер, из которых самая известная — опера Россини; неоднократно ставились и балеты.

В 1991 году Владимир Васильев ставит в "Кремлевском балете" "Золушку" Прокофьева с совершенно новой хореографией. Балет был воспринят весьма неоднозначно. Однако с 1991 года "Золушка" выдержала почти двести представлений. Костюмы для балета были созданы в пышном стиле старинной Франции художником-модельером из фирмы "Нина Риччи" Жераром Пипаром. И до сих пор "Золушка" в Кремлевском балете идет в шикарных костюмах от "Нины Риччи", подаренных театру одной из самых знаменитых фирм Высокой моды в трудные 90-е. Главную партию танцевала Екатерина Максимова. Владимир Васильев был первым исполнителем партии Мачехи. В декабре 1992 года спектакль с огромным успехом прошел на парижской сцене, вызвав восторженные отклики французской прессы. "... Балет "Золушка" в исполнении театра "Кремлевский балет" уникален редкой сработанностью всего ансамбля и тончайшим соединением всех компонентов спектакля." ("Русская мысль", Париж, 25.12.1992.) "... Не упустите случай посмотреть эту феерию музыки, танцев, костюмов. "Золушка" - это настоящий праздник!" (журнал "Паспорт в Париж", 01.1993.)

Золушка - ЕКАТЕРИНА МАКСИМОВА

Мачеха Золушки - ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВ

Сестры Золушки:Кривляка - Валентина Павлова

Злюка - Зинаида Волина

Принц - Константин Матвеев

Фея-нищенка - Светлана Цой


Акт первый
В доме злой мачехи она сама и две ее дочери Худышка и Кубышка примеряют шаль. Появляется Золушка. Она вспоминает свою умершую мать. Пытается найти утешение у отца, но тот полностью под влиянием своей новой жены. В дом приходит нищенка. Сестры гонят ее, но Золушка тайком приглашает старушку отдохнуть и кормит ее. Мачеха и сестры готовятся к отъезду на королевский бал. Они примеряют новые наряды. Учитель танцев дает неуклюжим сестрам последний перед балом урок. Наконец мачеха и сестры уезжают. Золушка остается одна. Она мечтает о бале и танцует в одиночестве. Возвращается нищенка. Внезапно она преображается - это фея, которая наградит Золушку за ее доброе сердце. С помощью фей времен года Золушка снаряжается на бал. Единственное условие - в полночь она должна оттуда уйти.

Акт второй

Во дворце в полном разгаре королевский бал. Танцуют дамы и кавалеры. Приезжает мачеха с сестрами. Сестры привлекают внимание своей неповоротливостью. Появляется принц. Гости танцуют мазурку. Торжественная музыка сопровождает прибытие таинственной незнакомки. Это Золушка. Принц восхищен ею и приглашает на танец (большой вальс). Сестры пытаются привлечь внимание принца (дуэт с апельсинами), но безуспешно. Принц не отходит от Золушки. Они не замечают, как бежит время. Внезапно романтический вальс-кода прерывается боем часов. Наступила полночь. Золушка убегает, потеряв хрустальную туфельку, которую поднимает принц.

Акт третий

Принц в отчаянии. С помощью сапожников он примерил туфельку всем дамам королевства, но она никому не подходит. Принц отправляется на поиски незнакомки в далекие страны, но безуспешно. А в доме мачехи Золушка все также занята домашними делами и вспоминает о бале. Вдруг приезжает принц. Он требует, чтобы все женщины померили туфельку. Но тщетно сестры, а затем и мачеха пытаются надеть туфельку - она им безнадежно мала. Заметив Золушку, принц предлагает примерить туфельку и ей. Золушка отказывается, но затем у нее из кармана выпадает вторая туфелька. Принц заглядывает в лицо девушке - это его любимая. Теперь ничто не разлучит их.