Театр Марцелла: описание и история. Театр марцелла в риме, италия

Театр Марцелла (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Каково это - жить в здании, которому 2000 лет? Да еще и бывшем театре, где гладиаторы резали друг друга под свист и вопли римской толпы? Какие сны будут сниться над сценой, слышавшей крики христианских мучеников, раздираемых на части дикими зверями? Испытать эти эмоции возможно, поселившись в одной из квартир театра Марцелла на берегу Тибра. Его первый и второй ярусы полуразрушены, но над ними в средневековых пристройках доныне живут римляне. Странно, что никому до сих пор не пришло в голову преобразовать этот пентхауз в мистический отель с привидениями.

Немного истории

Возведение театра начали при Юлии Цезаре, а закончили уже при Октавиане Августе в 13 г. н. э. Новую арену император назвал именем Марка Марцелла, жениха своей дочери, профинансировавшего строительство, но скоропостижно ушедшего из жизни. В свое время здание послужило образцом для архитекторов Колизея, потом было заброшено и едва не разобрано на стройматериалы.

В 12 веке семья Фавви трансформировала руины в родовой замок, столетием спустя его перестроили во дворец. В 16 столетии здание попало в руки рода Орсини, стало его римской резиденцией и оставалось ею до 1930 г. В начале прошлого века театр пытались отреставрировать и даже выселили всех жильцов. Но война помешала завершить работы, и все вернулось на круги своя.

Что посмотреть

Доступ во внутренние помещения для туристов закрыт, но никто не запрещает прогуляться вокруг по мощеным травертином дорожкам и полюбоваться на живописные развалины. Аркада первого яруса выполнена в дорическом стиле, под трибунами за ней располагались магазины и харчевни. Второй этаж окружает колоннада ионического ордера. Есть сведения, что третий ярус был коринфским, но от него ничего не сохранилось. Теперь над останками прежнего величия красуется двухэтажный кирпичный барак с видом на Витториано .

Двор перед зданием усыпан мраморными обломками, среди которых угадываются детали статуй и огромных театральных масок, некогда украшавших фасад. В вечерней подсветке окрестности выглядят совершенно сказочно.

Рядом высятся три великолепные беломраморные колонны коринфского ордера - последние остатки храма Аполлона и Беллоны, богини защиты Родины.

Практическая информация

Адрес: Рим, Via del Teatro di Marcello.

Как добраться: на метро до ст. Colosseo или Circo Massimo.

Во времена Римской империи активно возводились здания для зрелищ: так проще всего было завоевать популярность народа и отвлечь его от занятия политикой.

Идея постройки грандиозного здания театра пришла еще к (Caius Iulius Caesar): ему хотелось выстроить театр, превосходящий по размерам построенный в 55 году до н. э. заклятым врагом Цезаря – Помпеем (Gnaeus Pompeius Magnus).

Выбрав место для строительства, Цезарь отдал приказание расчистить площадку, разрушив на (Campus Martius) несколько светских зданий и несколько культовых сооружений, включая Храм богини Благочестия (Tempio della Dea Pietas). В 44 году до н. э. началось строительство, но закончить его не удалось из-за гибели великого императора.

Замысел Августа

В 17 году до н. э. римский император (Caius Iulius Caesar Octavianus Augustus) решил реализовать проект Цезаря, но в еще больших масштабах.

Октавиан Август отдал приказ о расчистке дополнительной территории Марсова Поля, поэтому потребовалось снести цирк Фламиния (Flaminia). На строительной площадке были вкопаны сваи, чтобы придать прочность основе постройки. Затем на сваи установили бетонный фундамент толщиной 6,35 метра.

После подготовки площадки Август распорядился о постройке большого театра в память о племяннике, сыне своей сестры Октавии – Марке Марцелле (Marcus Marcellus), который был женат на дочери Августа и должен был стать его преемником, но умер от тяжелой болезни.

Художественные особенности

В 12 году до н. э. постройка из 3-х ярусов, вмещающая 12000 сидящих зрителей и 2 тысячи стоящих, была готова. Амфитеатр поражал современников размерами:

  1. 30 метров в высоту;
  2. 130 метров в диметре;
  3. Сцена длиной 90 метров;
  4. 41 арка;
  5. 42 полуколонны.

Восхищали не только размеры, но и стилистическое решение:

  • Здание на фундаменте из бетона выстроено из туфа, облицованного панелями из белого травертина;
  • Первый ярус выдержан в дорическом стиле (сужающиеся кверху колонны без декорированного основания, капители в виде полудисков);
  • Второй этаж оформлен колоннами ионического ордера (с колоннами на фигурных основаниях, с характерными завитками капителей, с декором на карнизе яруса);
  • Основным элементом третьего яруса являлась колоннада с капителями коринфского ордера;
  • Внутри театра расположили часовню богини-прорицательницы Карменты (Carmenta);
  • К амфитеатру пристроили портик в честь сестры Октавиана Августа – Октавии (Octavia).

Август распорядился о том, чтобы внутреннее оформление театра превосходило своей пышностью все предшествующие постройки. Театр Марцелла был украшен:

  • Статуями из мрамора;
  • 36 большими вазами из бронзы, расставленными по периметру для усиления звучания;
  • Масками героев комедий и трагедий.

Внутренняя часть представляла собой три яруса мраморных ступеней, разделенных на сектора для знатных горожан, места для женщин, отдельную территорию для простого народа и рабов. Отдельно от мест для зрителей находилась ложа императора.

Напротив рядов для зрителей находилось помещение для реквизита и для подготовки актеров к выходу – сцена (скена). Из этого сооружения актеры выходили на орхестру – круглую площадку перед сценой или над ней. Там же размещался хор, сопровождающий все драматическое действие.

Интересно, что для защиты зрителей от солнца в древних театрах использовали тент, который можно было натянуть над всем амфитеатром.

Судя по старинным планам и остаткам театра, сцена с пристройками по бокам выходила на Тибр. Полукруглый амфитеатр был обращен в сторону города. В арках амфитеатра внутри располагались склады и магазины.

История длиной в два тысячелетия

Театр Марцелла дважды подвергался реставрации:

  1. В I веке при императоре Веспасиане (Titus FlaviusVespasianus);
  2. В III веке при императоре Александре Севере (Marcus Aurelius Severus Alexandrus).

В IV веке н. э. театр перестали использовать по назначению, местные жители стали разбирать его для строительства домов, ремонта городских мостов, он оказался заброшенным. В средние века здание использовали как укрепленное оборонительное сооружение.

В XII веке крепость на развалинах древнего театра построили члены семейства Фавви (Favvi). В XIII веке род Савелли (Savelli) переделал крепость во дворец. В XVI веке остатки театра, средневековой крепости и палаццо стали основой для строительства резиденции знатной и богатой семьи Орсини (Orsini), которая оставалась собственником этого здания по 30-е годы XX века. Пространство под мощными арками арендовали хозяева лавок и мастерских.

Рядом находятся другие известные достопримечательности – , и район Еврейского гетто.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Театр Марцелла - римская достопримечательность с непростой судьбой: сначала он пострадал от пожара, потом был заброшен, затем его растащили на стройматериалы, после чего перестроили в крепость, а спустя пару столетий - во дворец. Несмотря на эти злоключения, театр, вернее, его останки по-прежнему выглядят эффектно, особенно вечером, с подсветкой.

Архитектурный облик театра Марцелла

Первое, что бросается в глаза при осмотре театра - это его сходство с Колизеем. Правда, у того три яруса с колоннами, а не два, да и выглядят они гораздо красивее. Это же здание кажется пародией на шедевр, «недоколизей» какой-то. На самом деле, всё иначе - это Колизей похож на театр Марцелла, а не наоборот, потому что известный амфитеатр появился в Риме на полвека позже, уже в нашу эру, тогда как этот окончательно достроили к 13 году до нашей эры. Таким образом, это старейший из более-менее сохранившихся театров Древнего Рима, от его сверстников и предшественников остались лишь руины.

Что касается внешнего сходства с Колизеем - оно и вправду есть и весьма сильное. Оба здания построены в популярном в те времена стиле: трех-четырех ярусный фасад с арками, украшенный полуколоннами. У театра, кстати, изначально тоже было три яруса, но верхний не сохранился.

Использование колонн римляне переняли у древних греков, с той разницей, что у тех они были несущей конструкцией (на них опиралась крыша), а в Древнем Риме они выполняли только декоративную функцию. При этом 2000 лет назад у римских архитекторов была мода украшать фасад здания разными ордерами: например, у театра Марцелла, как и у Колизея, первый ярус был декорирован колоннами дорического стиля, второй - ионического, третий - коринфского.



Сегодня разглядеть отличия в колоннах нижнего и среднего яруса может разве что специалист - слишком много времени прошло. Но если включить воображение, то можно себе представить как это здание выглядело в момент ввода в эксплуатацию: монументальное подковообразное строение с высотой стен около 30 метров и диаметром полукруга - около 130 метров, его фасад был облицован панелями из белого известняка, который украшали большие театральные маски из мрамора.

Во внутреннем дворе располагались трибуны, перед ними - сцена, за ней - скена: здание, которое играло роль декораций и кулис. Трибуны были тоже трёхъярусными: первые ряды предназначались для знати, следующие - для женщин, верхние - для простолюдинов. По периметру сцену окружали мраморные статуи и декоративные элементы.

История театра Марцелла

Замысел построить большой театр возник еще у Юлия Цезаря, за 30 лет до начала строительства. Императору захотелось возвести что-то еще более впечатляющее, чем театр Помпея, который был на тот момент самым крупным в Риме. До наших дней тот театр не дожил, но его руины можно увидеть на площади Piazza Largo di Torre Argentina. Работы по возведению нового театра начались еще при Цезаре, но после смерти императора они были приостановлены. Продолжил строительство уже его приемный сын император Август. Он назвал театр в честь своего покойного племянника Марка Клавдия Марцелла, внезапная смерть которого в юношеском возврасте очень огорчила Оттавиана Августа.

Античные летописцы оставили противоречивые записи о вместительности трибун театра: в некоторых источниках написано о 30 000 зрителей, в других - о 14 000. Зато доподлинно известно, что при необходимости над сценой и зрительскими рядами натягивали тент, держащийся на деревянных конструкциях. К сожалению, сегодня уже невозможно увидеть ни трибуны, ни сцену: через 400 лет после строительства здание уже не использовалось по прямому назначению, оно пришло в запустение и его стали разбирать на материалы для строительства других сооружений.



В Средние века полуразрушенное здание театра переходило из рук в руки: его использовали как фундамент для строительства крепости, затем это военное укрепление решили перестроить во дворец. В этот период и появились этажи жилого дома над двумя ярусами арок. Зрителем они воспринимаются они как сбоку припёка, что неудивительно - за полторы тысячи лет сменилось несколько архитектурных стилей, так что более поздние пристройки на античном здании выглядят чужеродно.

Но полукруглой стене с арками еще повезло - остальная часть театра вообще не сохранилась: ее место заняли жилые постройки. Арки же стали использовать как торговые лавки, пока, наконец, Муссолини не распорядился реконструировать историческое здание.

Театр Марцелла: что посмотреть поблизости

Найти театр нетрудно - он находится на одноименной улице Via del Teatro di Marcello, что между Капитолием и мостом Фабриция над Тибром. Рядом с театром можно увидеть две постройки того же периода: напротив возвышаются три колонны, некогда принадлежавшие храму Аполлона, а на соседней улице сохранился фрагмент портика Октавии, матери того самого Марцелла. Портик этот служил парадным входом на уже несуществующую площадь, которую когда-то окружал ряд общественных учреждений и храмов.


Позже останки постройки, посвященной Октавии, стали частью церкви Сант-Анджело-ин-Пескерия, а весь район вокруг нее был застроен невзрачными жилыми домами еврейского гетто. Про этот район Рима и его достопримечательности мы писали здесь

Театр Марцелла – достопримечательность Рима времен античности. Марцелла стал прототипом великого Колизея и Шелдонского Театра.

История театра

Театр был выстроен в 13-12 гг до н. э. по воле императора Августа в память о его племяннике Маркелусе. Идея создания театра принадлежала Императору Юлию Цезарю , который хотел построить амфитеатр во многом превосходящий первый каменный театр Помпея, – своего политического противника. Начали строить театр в 44 году до н.э., но после убийства Цезаря постройка была «заморожена» и продолжена была уж Октавианом Августом только в 17 году до н.э. после смерти своего племянника.

Архитектура

Трехъярусный амфитеатр имевший высоту 30 и диаметр 130 метров вмещал в себя 14 тысяч человек. Каждый ярус представлял свой архитектурный стиль. К сожалению, до наших дней дворец сохранился очень плохо. Судить о стилистических особенностях дворца приходится по условно сохранившимся деталям.

О дорическом стиле первого этажа свидетельствуют безбазовые сужающиеся к верху колонны.

Ионический стиль второго этажа разлечим по валютам ионической капители. И неплохо сохранившемся базам ионических колонн.

Третий ярус театра, который изначально был сделан в виде аркады коринфского стиля до наших дней не сохранился.

Известно что театр имел 41 арку и 42 полуколонны. Длинна сцены составляла 90 метров.

  • Во время Второй мировой войны немало людей спасалось от гитлеровцев в запутанном лабиринте дворцовых залов и коридоров.
  • Театр Марцелла – единственный уцелевший театр времен Древнего Рима построенный до нашей эры.
  • К амфитеатру пристроили портик в честь сестры Октавиана Августа – Октавии (Octavia).

Как добраться

Театр Марцелло расположен на одноименной улице, всего в нескольких кварталах от Капитолийской площади. Добраться до театра можно на метро, станция Circo Massimo (линия В)

Полезная информация

  • Адрес : Via del Teatro di Marcello, 00186 Roma, Италия
  • Телефон : +39 06 4561 5180
  • Часы работы : пн. – вс. - 24 часа в сутки

Театр Марцелла – это самый большой и самый древний театр Рима, который находится между Капитолийским холмом и рекой Тибр.


Место под театр было освобождено в Риме в 44 г. до н.э. ещё при Юлии Цезаре – земля была конфискована, а здания на ней, включая святилище богини Пиеты, были разрушены. Цезарь хотел создать такой храм Мельпомены, который мог бы конкурировать с театром Помпея на Марсовом поле, однако он был убит до того, как начались работы. Они возобновились лишь в 27 году до н.э. после прихода к власти императора Августа , который на свои средства выкупил ещё большую территорию и расширил проект. Увеличение размеров театра привело к тому, что, он, по-видимому, занял часть территории цирка Фламинио, который к тому времени уже стал простой площадью. Кроме того, из-за расширения окружающие святилища, такие, как храм Аполлона и храм Беллоны, были перенесены. К 17 году до н.э. в театре было возможно проводить часть Терентинских игр, однако строительство было завершено лишь в 13 году до н.э. (741 по римскому летосчислению), а официальное открытие состоялось в следующем году. Август посвятил его Марку Клавдию Марцеллу , сыну его сестры Октавии, умершему в 19 лет, которого он любил и хотел видеть своим преемником. Светоний писал, что во время открытия театра курульное кресло, на котором сидел Август, сломалось, и он упал на спину. Видимо, в связи с этим случаем, на сцене театра были установлены четыре колонны из африканского мрамора, взятые из особняка консула Марка Эмилия Сквара, стоявшего на Палатинском холме, а также статуя Марцелла, покрытая бронзой. Плиний в седьмой книге писал, что при открытии театра было принесено в жертву богам 600 животных, а также, что зрителям впервые был показан тигр в клетке.

Реконструкция

Вид с противоположной стороны улицы

Вокруг театра и внутри первого яруса можно погулять (бесплатно)

Описание театра

Театра Марцелла мог единовременно вмещать от 11 000 (если учитывать только сидящих при ширине одного сиденья в 50 сантиметров) до 20 000 зрителей (считая и сидящих и стоящих). Высота фасада равнялась 32, 6 метра (сейчас лишь 20): 0,2 метра – ступень фундамента, 9,55 метра – дорический этаж, 10,4 метра – ионический этаж, 11,45 метра – коринфский этаж и мансарда 1 метр. Он был построен из туфа и цемента и облицован каменными блоками рисунком «ретикулат» (неправильной сеткой), которые для большей надёжности были покрыты белым травертином. В этом театре впервые в Риме был использован обожжённый римский кирпич, технология изготовления которого была привезена из .

Устройство римского театра

Вблизи

Фасады, арки, коридоры и туннели, по которым можно было попасть внутрь театра, были украшены колоннами греческих ордеров : дорические с тосканскими капителями на первом этаже, ионические на втором и, вероятно, коринфские на третьем (в Средневековье театр был реконструирован, и вся верхняя часть с сиденьями и колоннами была убрана). Всего со стороны фасада на каждом уровне было по 41 арке и по 42 полуколонны. Этажи были разделены выступающими рядами кладки. Замковые камни были украшены большими театральными масками из белого мрамора. На использование различных архитектурных стилей в одном здании создателей театра Марцелла вдохновили, по-видимому, постройки времён Суллы, например, .

План театра Марцелла

Колонны первого этажа

Колонны второго этажа

Поскольку территория в этом районе была болотистая , в место, предназначенное для театра, сначала вбили дубовые жерди, сверху залили бетонное основание, и только на нём построили каменный фундамент. Внутренние арки крытой галереи и радиальные стены были построены из туфа, а всё остальное – из цемента и каменных блоков. В полукруглой комнате, которой заканчивался восточный проход, на потолке сохранилась декоративная штукатурка.

Мощёная камнем площадь перед театром

Зрительный зал театра Марцелла имел диаметр 129,8 метра. В нём было много входов и выходов (вомитории), через которые разные группы людей могли попасть в предназначенные им секции амфитеатра и, таким образом, сенаторы, простые люди, женщины и другие не контактировали ни при входе, ни при выходе. Горизонтально зрительный зал был разделён проходами на три секции. Условно же он делился пять частей : самые нижние 4 ряда, сделанные из мрамора, занимали сенаторы, которые сидели на курульных креслах, следующие 15 рядов занимало сословие всадников (знать), следующие 14 рядов – патриции, ещё выше на 8 рядах сидел простоя народ (плебеи и солдаты), а на самой вершине 6 рядов занимали женщины. Проходы были распределены таким образом, что все зрители могли покинуть театр не более, чем за 10-15 минут.

Театр в перпендикулярном сечении

Между театром Марцелла и церковью Сан-Никола-ин-Карчере видны руины храма Янума

Мощёный пол между театром и храмом Януса

С другой стороны в стену церкви Сан-Никола-ин-Карчере встроены колонны храма Спес (Надежды)

От сцены (как подмостков, так и здания сцены) до наших дней не сохранилось ничего, однако её схема есть на фрагменте мраморного плана Рима эпохи Септемия Севера (Forma Urbis Severiana). Сцена была прямой, с шестиколонным портиком у внешней стороны. Её длина была ровно в два раза больше диаметра орхестры, то есть, 87 метров. Здание скены («задник») имело три яруса, и было украшено колоннами разных ордеров и скульптурами в нишах. Его высота равнялась высоте зрительного зала. Из закулисья на сцену вели три входа. Сама сцена, по всей видимости, была высокой – около 1/12 диаметра орхестры (около 4 метров). По сторонам были сделаны маленькие отдельные помещения с цилиндрическим сводом, предназначенные для трибунов . От левого помещения сохранилась одна колонна и одна пилястра. Позади здания сцены находился большой портик, в котором были устроены храмы Пиеты и Дианы.

Скена (задник сцены)

В театре Марцелла, как и во многих других римских театрах, были сделаны отверстия, через которые можно было видеть живую природу, в частности, остров Тиберина. На первом этаже располагались магазины и питейные заведения.

Лестница на Овощной форум (?)

Дорога к театру Марцелла

Основание храма Беллоны (древнеримской богини войны) — между тремя колоннами и церковью на переднем плане

Три колонны и всё, что за ними — руины храма Аполлона Сосианского

Дальнейшая история

Первая реставрация в театре Марцелла прошла при Веспасиане (69 – 79), следующая – при Александре Севере (222 – 235). Несмотря на то, что некоторые блоки травертина из фасада театра были использованы при реставрации моста Честио в 370 году, он, по-видимому, продолжал функционировать. Статуи, стоявшие внутри здания, были восстановлены в 421 году при императоре Петронии Максиме. В раннее Средневековье римский патрицианский род Фабия переделал театр в крепость и в этом качестве он простоял, по крайней мере, до XIV века, когда он перешёл в руки семьи Пьер-Леони. Превращение в крепость спасло театр от полного разрушения. Семья римских аристократов Савелли купила его во второй половине XIV века, и на его арках по проекту Бальдассаре Перуцци для неё был построен особняк , который стоит до настоящего времени. В XVIII веке театр был куплен семьёй Орсини из Гравины. К XIX веку практически половина первого этажа (около 4 метров) находилась под землёй и была откопана лишь в 1926 – 1932 годах во время последней крупномасштабной реставрации .

Сохранившиеся части театра

Мраморные писуары (?) в здании сцены

Раскопки на месте скены

Раскопки на месте скены (чтобы их посмотреть, нужно зайти за церковь Сан-Никола-ин-Карчере)

Театр Марцелла имеет множество сходных черт с театром Мериды в городе Эмерита Аугуста, построенном в 15 году до н.э., и с на территории современного . Многие архитектурные находки театра Марцелла были использованы при строительстве Колизея.

В настоящее время верхний этаж театра разделён на множество квартир. В окрестностях иногда проходят небольшие концерты.

Жилой дом, сделанный из театра

Хорошо видна тёмная отреставрированная часть театра

Достопримечательности поблизости: храм Аполлона Сосианоса, церковь Сан-Никола-ин-Кархере (6 в.), церковь Санта-Рита-да-Кашия-ин-Кампителли (1643), портик Октавии (23 г. до н.э.), церковь Сант-Анджело-ин-Пескерия (8 в.), церковь Санта-Мария-ин-портико-Кампителли (1667)

Полезная информация о театре Марцелла в Риме

Где находится:
Рядом с мостом, ведущим на остров Тиберина со стороны исторической части города

Как добраться:
Ближайшие станции метро – Чирко Масссимо (Circo Massimo, линия В) и Колоссео (Colosseo, линия В). Они находятся, приблизительно, в 1,5 км от театра.

Автобусы 30, 44, 44F, 51, 63, 81, 83, 85, 87, 118, 130F, 160, 170, 628, 715, 716, 780, 781, С3, Н, N3, N8, N9 или N19 до остановки Teatro Marcello- Ara Coeli.
Автобус 780 до остановки Foro Olitorio.
Автобусы 23, 63, 280, N8 или N10 до остановки Piazza Monte Savello.

Трамвай 8 до остановки Venezia.

Туристический автобус до остановки Piazza Venezia.