В каком году шолохов. Михаил Александрович Шолохов: список произведений, биография и интересные факты. Шолохов. Интересные факты из жизни

Родился Михаил Шолохов 11 (24) мая 1905 года на хуторе Кружилин (ныне Ростовская обл.) в семье служащего торгового предприятия.

Первое образование в биографии Шолохова было получено в Москве в годы Первой Мировой войны. Затем он учился в гимназии в Воронежской губернии в городе Богучар. Приехав в Москву для продолжения образования и не поступив, вынужден был сменить множество рабочих специальностей, чтобы прокормиться. В тоже время в жизни Михаила Шолохова всегда находилось время для самообразования.

Начало литературного пути

Впервые его произведения были напечатаны в 1923 году. Творчество в жизни Шолохова всегда занимало важную роль. После изданий фельетонов в газетах, писатель публикует свои рассказы в журналах. В 1924 году в газете «Молодой ленинец» опубликован первый из цикла донских рассказов Шолохова – «Родинка». Позже все рассказы из этого цикла были объединены в три сборника: «Донские рассказы»(1926), «Лазоревая степь» (1926) и «О Колчаке, крапиве и прочем» (1927).

Расцвет творчества

Широкую известность Шолохову принесло произведение о донских казаках во времена войны – роман «Тихий Дон» (1928-1932).

Эта эпопея со временем стала популярна не только в СССР, а еще в Европе, Азии, была переведена на многие языки.

Еще одним известным романом М. Шолохова является «Поднятая целина» (1932-1959). Этот роман о временах коллективизации в двух томах в 1960 году получил Ленинскую премию.

С 1941 по 1945 год Шолохов работал военным корреспондентом. За это время он написал и опубликовал несколько рассказов, очерков («Наука ненависти» (1942), «На Дону», «Казаки» и другие).
Известными произведениями Шолохова также являются: рассказ «Судьба человека» (1956), неоконченный роман «Они сражались за Родину»(1942-1944, 1949, 1969).

Стоит отметить, что важным событием в биографии Михаила Шолохова в 1965 году было получение Нобелевской премии по литературе за роман-эпопею «Тихий Дон».

Последние годы жизни

С 60-х годов Шолохов практически перестал заниматься литературой, любил уделять время охоте и рыбалке. Все свои награды передал на благотворительность (постройку новых школ).
Умер писатель 21 февраля 1984 года от рака и был похоронен во дворе своего дома в станице Вешенской на берегу реки Дон.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Когда Шолохов пришел свататься к одной из дочерей П. Я. Громославского, бывший казачий атаман предложил взять в жены другую его дочь – старшую Марию. В 1924 году они поженились. В браке они прожили 60 лет, в семье родилось четверо детей.
  • Шолохов был единственным советским писателем, который получил Нобелевскую премию с одобрения действующей власти. Его называли «любимцем Сталина», хотя Шолохов – один из немногих, кто не боялся говорить вождю правду.
  • Вокруг имени Шолохова периодически всплывала проблема авторства его произведений. После выхода в свет романа «Тихий дон» возник вопрос: как такой молодой писатель за такой краткий период смог создать столь объемное произведение. По распоряжению Иосифа Сталина даже была создана комиссия, которая, изучив рукопись писателя, подтвердила его авторство.
  • В 1958 году на Нобелевскую премию по литературе вместе с Шолоховым выдвигался

Михаил Александрович Шолохов – русский писатель; крупнейший русский прозаик, наиболее яркий советский писатель-неинтеллигент, сделавший жизнь донского казачества предметом пристального читательского интереса; академик АН СССР (1939 ), дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980 ). Лауреат Сталинской (1941 ), Ленинской (1960 ) и Нобелевской (1965 ) премий.

Михаил Александрович Шолохов родился 11 (24) мая 1905 года на хуторе Кружилин станицы Вешенской области Войска Донского.

Внебрачный сын украинки, жены донского казака А.Д. Кузнецовой и богатого приказчика (сына купца, выходца с Рязанщины) А.М. Шолохова. В раннем детстве носил фамилию Кузнецов, получил надел земли как «сын казачий». В 1913 , после усыновления родным отцом, потерял казачьи привилегии, став «сыном мещанина».

Рос в атмосфере явной двусмысленности, что, очевидно, породило в характере Шолохова тягу к правде и справедливости, но и одновременно привычку скрывать о себе по возможности все. О юности Шолохова при его жизни распространялись многочисленные легенды, которые ничем не подтверждаются, противоречат историческим фактам и элементарной логике, но писатель их никогда не опровергал. Он окончил четыре класса гимназии. Во время Гражданской войны семья Шолохова могла оказаться под ударом с двух сторон: для белых казаков это были «иногородние», для красных - «эксплуататоры». Юный Шолохов не имел страсти к накопительству (как и его герой, сын богатого казака Макар Нагульнов) и принял сторону победившей силы, установившей хотя бы относительный мир, служил в продотряде, но самовольно снижал обложение людей своего круга; был под судом.

Его старший друг и наставница («мамуня» в обращенных к ней письмах), член РСДРП (б) с 1903 Е.Г. Левицкая (сам Шолохов вступил в партию в 1932 ), которой впоследствии был посвящен рассказ «Судьба человека», полагала, что в «шатаниях» Григория Мелехова в «Тихом Доне» много автобиографического. Шолохов сменил множество профессий, особенно в Москве, где подолгу жил с конца 1922 по 1926 . Затем, после того как закрепился в литературе, обосновался в станице Вешенской.

В 1923 Шолохов печатал фельетоны, с конца 1923 - рассказы, в которых с фельетонного комизма сразу переключился на острый драматизм, доходящий до трагизма. При этом рассказы были не лишены элементов мелодраматичности. Большинство этих произведений составило сборники «Донские рассказы» (1925 ) и «Лазоревая степь» (1926, дополненный предыдущий сборник). За исключением рассказа «Чужая кровь» (1926) , где старик Гаврила и его жена, потерявшие сына, белого казака, выхаживают коммуниста-продотрядника и начинают любить его, как сына, а он от них уезжает, в ранних произведениях герои Шолохова в основном резко делятся на положительных (красные бойцы, советские активисты) и отрицательных, подчас беспримесных злодеев (белые, «бандиты», кулаки и подкулачники). Многие персонажи имеют реальных прототипов, но Шолохов почти все заостряет, гиперболизирует: смерть, кровь, пытки, муки голода представляет нарочито натуралистически. Излюбленный сюжет юного писателя, начиная с «Родинки» (1923 ), - смертельное столкновение ближайших родственников: отца и сына, родных братьев.

Свою верность коммунистической идее Шолохов еще неискусно подтверждает, подчеркивая приоритет социального выбора по отношению к любым другим человеческим отношениям, включая семейные. В 1931 он переиздал «Донские рассказы», дополнив новыми, в которых делался упор на комизм в поведении героев (позднее в «Поднятой целине» совмещал комизм с драматизмом, подчас достаточно эффектно). Потом в течение почти четверти века рассказы не переиздавались, автор ставил их очень невысоко и вернул читателю тогда, когда за неимением нового пришлось вспомнить забытое старое.

В 1925 Шолохов начал было произведение о казаках в 1917, во время Корниловского мятежа, под названием «Тихий Дон» (а не «Донщина», согласно легенде). Однако этот замысел был оставлен, но уже через год писатель заново берется за «Тихий Дон», широко разворачивая картины довоенной жизни казачества и событий Первой мировой войны. Две первых книги романа-эпопеи выходят в 1928 в журнале «Октябрь». Почти сразу возникают сомнения в их авторстве, слишком больших знаний и опыта требовало произведение такого масштаба. Шолохов привозит в Москву на экспертизу рукописи (в 1990-е гг. московский журналист Л.Е. Колодный дал их описание, правда, не собственно научное, и комментарии к ним). Молодой писатель был полон энергии, обладал феноменальной памятью, много читал (в 1920-е гг. были доступны даже воспоминания белых генералов), расспрашивал казаков в донских хуторах о «германской» и гражданской войнах, а быт и нравы родного Дона знал, как никто.

События коллективизации (и предшествующие ей) задержали работу над романом-эпопеей. В письмах, в том числе к И.В. Сталину, Шолохов пытался открыть глаза на истинное положение вещей: полный развал хозяйства, беззаконие, пытки, применяемые к колхозникам. Однако самую идею коллективизации он принял и в смягченном виде, с бесспорным сочувствием к главным героям-коммунистам, показал на примере хутора Гремячий Лог в первой книге романа «Поднятая целина» (1932 ). Даже весьма сглаженное изображение раскулачивания («правый уклонист» Разметный и др.) было для властей и официозных литераторов весьма подозрительно, в частности, журнал «Новый мир» отклонил авторское заглавие романа «С кровью и потом». Но во многом произведение устраивало Сталина. Высокий художественный уровень книги как бы доказывал плодотворность коммунистических идей для искусства, а смелость в рамках дозволенного создавала иллюзию свободы творчества в СССР. «Поднятая целина» была объявлена совершенным образцом литературы социалистического реализма и вскоре вошла во все школьные программы, став обязательным для изучения произведением.

Это прямо или косвенно помогло Шолохову продолжить работу над «Тихим Доном», выход третьей книги (шестой части) которой был задержан из-за достаточно сочувственного изображения участников антибольшевистского Верхнедонского восстания 1919. Шолохов обратился к Горькому и с его помощью добился от Сталина разрешения на публикацию этой книги без купюр (1932 ), а в 1934 в основном завершил четвертую, последнюю, но стал заново ее переписывать, вероятно, не без ужесточившегося идеологического давления. В двух последних книгах «Тихого Дона» (седьмая часть четвертой книги вышла в свет в 1937-1938 , восьмая - в 1940 ) появилось множество публицистических, нередко дидактических, однозначно пробольшевистских деклараций, сплошь и рядом противоречащих сюжету и образному строю романа-эпопеи. Но это не добавляет аргументов теории «двух авторов» или «автора» и «соавтора», выработанную скептиками, бесповоротно не верящими в авторство Шолохова (среди них А.И. Солженицын, И.Б. Томашевская).

В 1935 уже упоминавшаяся Левицкая восхищалась Шолоховым, находя, что он превратился «из «сомневающегося», шатающегося - в твердого коммуниста, знающего, куда идет, ясно видящего и цель, и средства достичь ее». Несомненно, писатель убеждал себя в этом и, хотя в 1938 чуть не пал жертвой ложного политического обвинения, нашел в себе мужество закончить «Тихий Дон» полным жизненным крахом своего любимого героя Григория Мелехова, раздавленного колесом жестокой истории.

В романе-эпопее более 600 персонажей, и большинство их гибнет либо умирает от горя, лишений, нелепостей и неустроенности жизни. Гражданская война, хотя и кажется поначалу «игрушечной» ветеранам «германской», уносит жизни почти всех запомнившихся, полюбившихся читателю героев, а светлая жизнь, ради которой якобы стоило приносить такие жертвы, так и не наступает.

Эпопейное содержание в «Тихом Доне» не вытеснило романного, личностного. Шолохову как никому удалось показать сложность простого человека (интеллигенты же у него не вызывают симпатии, в «Тихом Доне» они в основном на третьем плане и говорят неизменно книжным языком даже с не понимающими их казаками). Страстная любовь Григория и Аксиньи, верная любовь Натальи, беспутство Дарьи, нелепые промахи стареющего Пантелея Прокофьича, смертельная тоска матери по не возвращающемуся с войны сыну (Ильиничны по Григорию) и другие трагические жизненные переплетения составляют богатейшую гамму характеров и ситуаций. Дотошно и, конечно, любовно изображаются быт и природа Дона. Автор передает ощущения, испытываемые всеми органами чувств человека. Интеллектуальная ограниченность многих героев восполняется глубиной и остротой их переживаний.

В «Тихом Доне» писательский талант выплеснулся во всю мощь - и почти исчерпался. Вероятно, этому способствовала не только общественная обстановка, но и все усиливавшееся пристрастие писателя к спиртному. Рассказ «Наука ненависти» (1942) , агитировавший за ненависть к фашистам, по художественному качеству оказался ниже средних из «Донских рассказов». Несколько выше был уровень печатавшихся в 1943-1944 глав из романа «Они сражались за родину», задуманного как трилогия, но так и неоконченного (в 1960-е гг . Шолохов приписал «довоенные» главы с разговорами о Сталине и репрессиях 1937 в духе уже закончившейся «оттепели», они был напечатаны с купюрами, что вовсе лишило писателя творческого вдохновения). Произведение состоит преимущественно из солдатских разговоров и баек, перенасыщенных балагурством. В целом неудача Шолохова по сравнению не только с первым, но и со вторым романом очевидна.

После войны Шолохов-публицист отдал щедрую дань официозной государственной идеологии, однако «оттепель» отметил произведением довольно высокого достоинства - рассказом «Судьба человека» (1956 ). Обыкновенный человек, типично шолоховский герой, предстал в подлинном и не осознанном им самим моральном величии. Такой сюжет не мог появиться в «первую послевоенную весну», к которой приурочена встреча автора и Андрея Соколова: герой был в плену, пил водку без закуски, чтобы не унизиться перед немецкими офицерами, - это, как и сам гуманистический дух рассказа, было отнюдь не в русле официальной литературы, взращенной сталинизмом. «Судьба человека» оказалась у истоков новой концепции личности, шире - нового большого этапа в развитии литературы.

Вторая же книга «Поднятой целины», завершенная публикацией в 1960 , осталась в основном лишь знаком переходного периода, когда гуманизм всячески выпячивался, но тем самым желаемое выдавалось за действительное. «Утепление» образов Давыдова (внезапная любовь к «Варюхе-горюхе»), Нагульнова (слушание петушиного пения, затаенная любовь к Лушке и т.д.), Разметнова (отстрел кошек во имя спасения голубей - популярных на рубеже 1950-1960-х гг. «птиц мира») и др. было подчеркнуто «современным» и не вязалось с суровыми реалиями 1930 года, формально остававшимися основой сюжета.

Писательница Л. К. Чуковская в своем письме к Шолохову предсказала творческое бесплодие после его выступления на XXIII съезде КПСС (1966) с шельмованием осужденных за публикацию произведений за рубежом (первый процесс брежневского времени против литераторов) А.Д. Синявского и Ю. М. Даниэля. Предсказание полностью сбылось.

Ключевые слова: Михаил Шолохов,биография Михаила Шолохова,скачать подробную биографию,скачать бесплатно,русская литература 20 в.,русские писатели 20 в.,жизнь и творчество Михаила Шолохова,Нобелевская премия по литературе

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

[Введите текст]

Реферат по теме:

Творчество М.А. Шолохова

План

Введение

1. Биография М.А. Шолохова

2. Творческий путь писателя

3. Своеобразие творчества М.А. Шолохова

Заключение

Список литературы

Введение

Михаил Александрович Шолохов - один из самых загадочных русских писателей. Признанный классик советской литературы, отразивший в своих произведениях важнейшие исторические события - революцию, становление советской власти, реалии нового быта, борьбу советского народа за победу в Великой Отечественной войне. Все написано, безусловно, с позиций идейных, коммунистических, классово, идеологически выверенных. Но талант писателя был настолько ярок, самобытен, что идеологический пафос не может обесценить его изумительный, неповторимый язык, глубину раскрытия народной души, масштабность показанных им исторических событий.

Цель работы - рассмотреть творчество М.А. Шолохова.

1. Биограф ия М.А. Шолохова

Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года на хуторе Кружилине станицы Вешенской, области Войска Донского (теперь Ростовская область). Его официальная биография выглядит так. Его отец, Александр Михайлович Шолохов, выходец из Рязанской губернии, с молодых лет работал по найму, кочуя по донским хуторам и станицам. Мать Анастасия Даниловна, дочь крепостного украинского крестьянина Черниговской губернии, с двенадцати лет вплоть до замужества работала в помещичьем имении Ясеновка, находившемся неподалёку от хутора Кружилина. Малограмотная женщина обладала острым природным умом, живой, образной речью, душевным богатством, и эти качества унаследовал будущий писатель.

Однако в последние годы стали известны другие факты. На самом деле сын приказчика 1-го класса и внук купца 2-й гильдии (высшей для станицы Вешенской) в комсомол вовсе не мог быть принят как выходец из семьи эксплуататоров, оружие тогда давали только комсомольцам, естественно.

Его творчество автобиографично лишь в самой малой мере. И если верно предположение его старшего друга Е.Г. Левицкой: «В шатаниях Григория (Мелехова) есть, безусловно, много автобиографического...» - то уж совсем не приходится сомневаться в стремлении Шолохова оттолкнуться от прошлого, как бы начать совершенно новую жизнь; а такое стремление составляет основу коммунистической идеологии. В 1933 г., насмотревшись на безобразия и преступления периода коллективизации, Шолохов, далеко не все показавший в «Поднятой целине», лишь укрепляется в коммунистической вере и просит Сталина в письме прислать в край «доподлинных коммунистов, у которых хватило бы смелости, невзирая на лица, разоблачать всех, по чьей вине смертельно подорвано колхозное хозяйство района. Левицкая, член партии с 1903 г. (Шолохов - с 1932), в 1935 г. восхищается им: «Из травимого врагами и «друзьями» (в кавычках!) Шолохов превратился в писателя с мировым именем... Из «сомневающегося», шатающегося - в твердого коммуниста, знающего, куда идет, ясно видящего и цель, и средства достичь ее». Это - после писем Шолохова о людях, умирающих от голода целыми хуторами. Шолохов действительно надеялся на лучшее.

В 17 лет он был назначен продовольственным комиссаром в станицу Букановскую Царицынской губернии. В 1923 году М.А. Шолохов приехал в Москву, работал чернорабочим, каменщиком, грузчиком, счетоводом домоуправлении и не оставлял мечту стать писателем. В комсомольской газете “Юношеская правда” появляются фельетоны, подписанные псевдонимом “М. Шолох”. Вскоре литература стала его основной профессией. В конце 1924 года был напечатан его первый рассказ “Родинка”, а затем повесть “Путь-дороженька”. Шолохов примкнул к литературной группе “Молодая гвардия”, в которую входили М. Светло, Ю. Лебединский, А. Фадеев и другие писатели. В 1925 г. Шолохов уже публикует рассказ за рассказом в периодике, пять из них выходят отдельными книжками. Всего рассказов набирается два с половиной десятка. В том же году Шолохов включает 19 из них в первый свой сборник «Донские рассказы», который немедленно переиздается с дополнениями под названием «Лазоревая степь» (1926). Шолохова признали. Осенью 1926 г. он начал «Тихий Дон» заново - с описания довоенной жизни донского казачества. Когда само слово «казак» вызывало ожесточение, и мало кто представлял себе, какие они, эти казаки, Шолохов решил показать их всем не как полицейскую силу царизма, а как целый мир, мир особых привычек, норм поведения и психологии, мир интереснейших личностей и сложнейших человеческих отношений.

В 1932 году Шолохов начал писать «Поднятую целину». Во время Великой Отечественной войны полковой комиссар, затем полковник М.А. Шолохов - военный корреспондент, автор злободневных публицистических очерков и статей. Перу Шолохова принадлежит роман «Они сражались за Родину» (не закончен).

Шолохов не был безусловным фаворитом вождей. В 1944 г. управление пропаганды ЦК ВКП(б) выдвигало его на пост ответственного редактора «Нового мира», но от поста он отказался. Написанная в 60-ом вторая часть «Поднятой целины», по отзывам критиков, признается слабым произведением. Вершиной творчества писателя остается «Тихий Дон».

2. Творческий путь писателя

шолохов фельетон роман дон

Когда в 1925 году появились “Донские рассказы” двадцатилетнего писателя Михаила Шолохова, читатели сразу почувствовали, что в литературу пришёл яркий талант. А первая и вторая книги “Тихого Дона”, напечатанные в 1928 году в журнале “Октябрь”, поставили его в ряд лучших писателей Советской страны. В «Тихом Доне» и довоенная жизнь далека от идилличности, а мировая и гражданская войны приводят к поистине катастрофическим последствиям. Роман создавался как бы в свете фольклорной песни о Тихом Доне, которую Шолохов не смог использовать непосредственно на его страницах, «В песне Тихий Дон изображается осиротевшим, оставшимся без „ясных соколов - донских казаков“». И это уже не было гиперболой. Шолохов. настольной книгой которого в то время была «Война и мир», с самого начала строил свое произведение как роман-эпопею, в которой «ширь» и «глубь» не исключает друг друга, а взаимосвязаны и взаимозависимы.

Эпическое приятие мира неизбирательно, субстанциональные начала жизни устойчивы и проявляются во всем - в большом и в малом. Жизнь ценна сама по себе, вне проекции на какие-то отвлеченные идеалы. Связь событий в эпосе осуществляется не сюжетом, а всем мироотношением, в котором выражается примат общего над индивидуальным. И быт, и каждое событие здесь, в отличие от романа с концентрическим сюжетом, нужны не только для чего-то последующего, но и в его собственном, самодостаточном содержании.

Роман «Тихий Дон» вызывал много кривотолков об авторстве Шолохова. Обнаруженные журналистом Л.Е. Колодным рукописные оригиналы первых частей «Тихого Дона» делают основания для сомнений в авторстве Шолохова, возникших сразу после появления в печати первых двух книг романа-эпопеи, крайне зыбкими. Сомнения вызывала способность 22-летнего провинциала с четырехклассным образованием (что, впрочем, больше, чем у первого русского нобелевского лауреата Бунина, не говоря уже о Горьком) написать столь масштабное произведение, требовавшее, помимо всего прочего, широчайших и разносторонних познаний. Но Шолохов действительно вырос - колоссально и стремительно. В то время были доступны многие источники, включая мемуары белоэмигрантов. Во всяком случае, до коллективизации можно было выспрашивать оставшихся участников первой мировой и гражданской войн, Верхнедонского восстания. Известный курьез - наличие, согласно роману, в Восточной Пруссии «города Столыпина», - использовавшийся как аргумент против авторства Шолохова, может говорить и в пользу такового: это типичный случай народной этимологии, какой-нибудь неграмотный казак переиначил на привычный лад непонятное название и так сообщил его любознательному юноше. Что же касается быта и нравов казаков, то до Шолохова просто не было писателя, который бы их так хорошо знал и понимал.

В 1930 г., сразу по завершении первого варианта третьей книги «Тихого Дона», Шолохов начал писать и в 1932 г. опубликовал первую книгу «Поднятой целины». В основу сюжета был положен конфликт явно архаичный, но объективно предваряющий будущие повсеместные поиски «врагов народа», - противостояние заговорщиков и строителей новой жизни. Первая книга начинается приездом в Гремячий Лог Половцева и Давыдова (по хронологии событий раньше приехал двадцатипятитысячник, но показан первым приезд врага),

Конечно, в первой книге колхозного романа немало крамольного для тех лет материала. Но довольно скоро «Поднятая целина» была объявлена произведением образцовым для всей советской литературы. Сталина устраивали смелость и острота в пределах дозволенного, а высокое художественное качество книги как бы доказывало плодотворность коммунистической идеологии в искусстве. Шолохов, несмотря ни на что, все-таки безусловно на стороне своих героев-коммунистов. Образы их рельефны, легко запоминаются со многими деталями, живут, подобно героям «Тихого Дона», в читательском сознании, как реальные люди. Очевидна авторская установка на сопереживание именно им. Утопическое, нормативное осмысление глобальных социально-исторических обстоятельств парадоксально сочетается с реализмом характеров и поступков персонажей.

В годы Великой Отечественной войны нравственные идеалы, утверждаемые Шолоховым, приобрели особое значение. В его военных корреспонденциях, очерках “На Дону”, “На юге”, “Военнопленные”, “В казачьих колхозах”, “Казаки”, в рассказе “Наука ненависти” разоблачается античеловеческий характер развязанной гитлеровцами войны рассказывается героизм советского народа, любовь к Родине, всепобеждающий гуманизм. Отношение советского народа к фашистам характеризует разговор, который передаёт писатель в очерки “На юге”. Во время перестрелки с окружённой немецкой частью молодой боец сказал: “Видно, это идейные фашисты, товарищ лейтенант. Смотрите, не хотят сдаваться, а вот прибьём их тогда и посмотрим что у них за идея, ответил лейтенант. После боя в захваченном обозе оказались тюки с детской обувью, отрезами материи, женскими пальто и другими награбленными вещами. На убитой территории врага лейтенант увидел хозяйничанья гитлеровцев и был ошеломлён проявлением неслыханного человеконенавистничества. “Сожженные дотла деревни, сотни расстрелянных женщин, детей, стариков, изуродованные трупы попавших в плен красноармейцев, изнасилованные и зверски убитые женщины, девушки и девочки-подростки…” А рядом - залитые кровью ученические тетради и учебники…

Непередаваемые мучения перетерпел Герасимов, когда его раннего, взяли в плен гитлеровцы. Но он всё вынес, бежал из плена и вернулся в строй. Чтобы мстить врагам до победного конца. В самый разгар Великой Отечественной войны писатель начал работу над новым романом - “Они сражались за Родину”. С 1943 года главы романа печатались сначала в газетах, а потом вышли отдельным изданием. В опубликованных главах романа описан первый период войны когда, Советская Армия отступала под натиском превосходящих сил противника. С тяжёлыми боями отходили русские воины, насмерть стояли они на подступах к Сталинграду. В романе просто и правдиво воспроизведены героизм советских солдат, фронтовой быт товарищеской беседы, скрепление кровью нерушимая дружба. Читатель близко узнал и полюбил рабочего - шахтёра Петра Лопахина, комбайнера Ивана Звягинцева, агронома Николая Стрельцова, сибиряка бронебойщика Акима Борзых, ефрейтора Кочетова, лейтенанта Голощекова, повара Петра Лисичко.

В романе “Они сражались за Родину” глубоко раскрыт русский национальны характер, ярко проявляющийся в дни тяжёлых испытаний. Вспоминая, как в годы войны гитлеровцы с насмешкой называли советского солдата “русский Иван”. Шолохов писал в одной статей: «Символический русский Иван - это человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдавал последний кусок хлеба и фронтовые тридцать граммов сахару, осиротевшему в грозные дни войны ребёнку, человек который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасая его от неминуемой гибели».

1 января 1957 г. в «Правде» появляется «Судьба человека». Этот рассказ - настоящая «целина», поднятая писателем. Здесь он в своей истинной стихии: показывает в трагических обстоятельствах человека, величественного в своей простоте. Как и в «Тихом Доне», в центре произведения один человек, а проблематика глобальная, общечеловеческая, и банальное заглавие рассказа разрастается до символа. Писатель вновь сумел показать, какую огромную - и непонятую - ценность может представлять собой самый обыкновенный, бесхитростный человек. Это истинный герой, но в отличие от привычного соцреалистического героя, который брал рекорды в труде и косил врагов как траву (вспомним шолоховского же Герасимова), героизм его едва ли не ярче всего проявляется в том, как он пьет водку на пиру немецких офицеров. Это было неслыханно ново для 1956 г. Судьба человека» - важнейшая веха на пути трансформаций представлений о герое литературы, концепции личности.

3. Своео бразие творчества М.А. Шолохова

Советская литература мыслилась, прежде всего, рабоче-крестьянской. Этому критерию творчество Шолохова отвечало в наибольшей степени. Его художественный мир демонстративно «антиинтеллигентен». В четырехтомном «Тихом Доне» среди центральных героев интеллигент (в широком смысле) только один - Евгений Листницкий, причем предполагается, что это герой скорее отрицательный, чем положительный. В двухтомной «Поднятой целине», где речь должна была идти о подъеме народного сознания, которое Шолохов был вынужден отождествить с «целиной», интеллигенция совершенно ни при чем, только мелькает не имеющий почти никакого значения образ учительницы. В незаконченном романе «Они сражались за родину» один из главных героев, Николай Стрельцов, - агроном, интеллигент от земли, и не случайно он абсолютно на своем месте в качестве рядового красноармейца, а образ его брата-генерала был присочинен позже и во многом сыграл роль рупора автора по отношению к проблеме «культа личности». В единственном рассказе Шолохова, имеющем очень большое литературное значение, - «Судьбе человека» - образ врача эпизодичен и человек этот дан в восприятии шофера. В большинстве своих произведений Шолохов старается не уводить действие далеко (или надолго) от берегов родного Дона, от мест, где он прожил почти всю жизнь и которые действительно хорошо знал.

Главная тема романа “Тихий Дон” - судьба народа в годы революции и гражданской войны. В предисловии к английскому изданию романа “Тихий Дон” Шолохов писал: “Я был бы счастлив, если бы за описанием чуждой для европейцев жизни донских казаков читатель-англичанин рассмотрел и другое: те колоссальные сдвиги в быту, жизни и человеческой психологии, которые произошли в результате войны и революции”.

Эпопея Шолохова народна, прежде всего, в смысле «простонародности», но без упрощения, и при своей общезначимости она вместе с тем именно донская эпопея. «В чужих краях и земля и травы пахнут по-иному. Не раз он (Григорий) в Польше, на Украине и в Крыму растирал в ладонях метелку полыни, нюхал и с тоской думал: «Нет, не то, чужое...».

Заслуга Шолохова именно в этом сохранении своеобразного, ни на что не похожего родного ему мира, который он смог сохранить на страницах своих произведений.

Заключение

Основная заслуга Шолохова-художника состоит в возведении на высшую степень искусства той творческой задачи, которую впервые поставил И.С. Тургенев в «Записках охотника», - выявления в самом простом человеке яркой индивидуальности, иногда выдающейся личности, превращения этого человека в запоминающийся до малейших черточек, легко представимый, убедительный, действительно живой образ. В «Тихом Доне», отчасти и в других произведениях это достижение успешно сопряжено с другим - наиболее масштабным и глубоким в литературе XX века воплощением грандиозных общественно-исторических событий.

Список литературы

1. Гордович К. История отечественной литературы ХХ века. СПб.:1997.

2. История русской литературы XX века (20-90-е годы). Основные имена. (Под редакцией С.И. Кормилова). М., 2003.

3. Лейдерман Н., Барковская Н., Липовецкий М. Русская литература ХХ века. Екатеринбург, 1995.

4. Макаров А., Макарова С. К истокам «Тихого Дона». М.: 1991.

5. Огнев А.М. Шолохов и наше время. Тверь.:1996.

6. Очерки истории русской литературы ХХ века. Вып.1. М.: 1995.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Попытка создания панорамы войны в романе "Они сражались за Родину". Мироощущение человека на войне в романе "Они сражались за Родину". Новаторство гуманистического решения проблемы человеческой жизни на войне в рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека".

    дипломная работа , добавлен 25.09.2009

    Роман-эпопея М.А. Шолохова "Тихий Дон" – это эпическое произве-дение о судьбе российского казачества в годы первой мировой и гражданской войн. Реализм "Тихого Дона". Отражение гражданской войны в романе.

    реферат , добавлен 31.08.2007

    Анализ творчества М. Шолохова – писателя советской эпохи, продолжателя реалистических традиций классики в русской литературе. "Мысль семейная" в романе М. Шолохова как отражение внутреннего мира главного героя в романе "Тихий дон". Трагедия Г. Мелехова.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    Роман М.А. Шолохова "Тихий Дон" - значительное произведение о трагедии донского казачества в годы революции и гражданской войны. Исследование литературного стиля, значение фразеологизмов и слов-символов. Идеи романа-эпопеи и анализ языкового содержания.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2009

    Тема Гражданской войны как одна из центральных в русской литературе XX века. Гражданская война и революция: в годину смуты и разврата. История рода Мелеховых в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон". Трагедия человека в период великой ломки социальной системы.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2013

    Мастерство М. Шолохова в изображении семейных и любовных отношений (Григорий и Наталья, Григорий и Аксинья). От прототипа к образу: роль женских образов и прототипов в романе-эпопее М. Шолохова "Тихий Дон". Использование исторических событий в романе.

    дипломная работа , добавлен 18.07.2014

    "Тихий Дон" М. Шолохова – крупнейший эпический роман XX века. Последовательный историзм эпопеи. Широкая картина жизни донского казачества накануне первой мировой войны. Боевые действия на фронтах войны 1914 года. Использование народных песен в романе.

    реферат , добавлен 26.10.2009

    Он сам жил той казачьей жизнью, которую описывает в "Тихом Доне". В романе он не просто показывает события гражданской революции и мировой войны, но и говорит об их влиянии на мирный уклад жизни казаков, их семьи, их судьбы.

    сочинение , добавлен 20.01.2003

    Тема судьбы народа в годы революции и гражданской войны. Отличие изображения войны М. А. Шолоховым от других авторов. Средства, с помощью которых М. А. Шолохов написал свой великий роман – эпопею "Тихий Дон". Проблема войны, ее влияние на судьбы людей.

    реферат , добавлен 28.11.2008

    Михаил Шолохов как один из самых ярких писателей XX века. Основные функции и роль пейзажа в романе-эпопее М.А. Шолохова "Тихий Дон". Природа тихого Дона, далекая степь и просторы как отдельные герои в романе. Отражение реальных событий на фоне природы.

Михаил Шолохов – величайший писатель 20 века, автор культовых произведений («Тихий Дон», «Поднятая целина»), которые печатались не только на территории СССР, но и в зарубежных странах. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Михаил Александрович Шолохов родился 11 (24 по новому стилю) мая 1905 года на севере Ростовской области, в живописной станице Вешенской.

Будущий писатель рос и воспитывался единственным ребенком в семье в небольшом домике в хуторе Кружилинском, в котором проживали разночинец Александр Михайлович Шолохов и его супруга Анастасия Даниловна. Из-за того, что Шолохов-отец трудился по найму и не имел официального заработка, семейство часто путешествовало с место на место.


Анастасия Даниловна – сирота. Ее мать происходила из казачьего рода, а отец был выходцем из крепостных крестьян Черниговской губернии, позже переселился на Дон. В 12-летнем возрасте отправилась служить к некой помещице Поповой и была выдана замуж не по любви, а по расчету за богатого станичного атамана Кузнецова. После того как у женщины родилась мертвая дочь, она сделала неординарный для тех времен поступок – ушла к Шолохову.

Анастасия Даниловна была интересной барышней: она была самобытной и малограмотной, но вместе с этим была наделена от природы острым умом и прозорливостью. Мать писателя научилась читать и писать только тогда, когда сын поступил в гимназию, чтобы самостоятельно писать письма своему чаду, не прибегая к помощи мужа.


Михаил Александрович считался незаконным ребенком (на Дону таких детей называли «нахаленками», и, стоит сказать, их недолюбливали казачьи ребята), первоначально имел фамилию Кузнецов и благодаря этому имел привилегию: получил «казачий» земельный участок. Но после смерти предыдущего супруга Анастасии Даниловны в 1912 году возлюбленные смогли узаконить свои отношения, и Михаил стал Шолоховым - сыном мещанина.

Родина Александра Михайловича – Рязанская губерния, он выходец из богатой династии: его дедушка был купцом третьей гильдии, занимался скупкой зерна. Шолохов-старший трудился скупщиком скота, а также сеял хлеб на казачьих землях. Поэтому денег в семье было достаточно, по крайней мере, будущий писатель и его родители не жили впроголодь.


В 1910 году Шолоховы покинули хутор Кружилинский по причине того, что Александр Михайлович отправился на службу к купцу в станицу Каргинскую, которая находится в Боковском районе Ростовской области. В это же время будущий писатель учился дошкольной грамоте, для этих целей был приглашен домашний учитель Тимофей Мрыхин. Мальчику нравилось корпеть над учебниками, он изучил письмо и научился считать.

Несмотря на прилежание в учебе, Миша был озорником и обожал вместе с соседними мальчишками с утра до вечера играть на улице. Впрочем, детство и юность Шолохова нашли отражение в его рассказах. Он скрупулезно описывал то, что ему приходилось наблюдать, и то, что давало вдохновение и бесконечно приятные воспоминания: поля с золотистой рожью, дуновение прохладного ветерка, запах свежескошенной травы, лазурные берега Дона и многое другое – все это давало подоплеку для творчества.


Михаил Шолохов с родителями

Михаил Александрович поступает в Каргинское приходское училище в 1912 году. Примечательно, что преподавателем юноши был Михаил Григорьевич Копылов, который стал прототипом героя из всемирно известного «Тихого Дона». В 1914-м заболевает воспалением глаз, после чего отправляется на лечение в столицу.

Через три года переводится в богучарскую гимназию для мальчиков. Окончил четыре класса. Во время учебы юноша зачитывался произведениями великих классиков, в особенности обожал труды и .


В 1917 году начали появляться ростки революции. Социалистические идеи , и , которые хотели свергнуть и избавиться от монархического строя, давались крестьянам и рабочим нелегко. Требования большевистского переворота выполнялись отчасти, а жизнь простого обывателя менялась на глазах.

В 1917-м Александр Михайлович стал управляющим паровой мельницы в станице Еланской, что в Ростовской области. В 1920 году семейство переезжает в станицу Каргинскую. Именно там Александр Михайлович скончался в 1925 году.


Что касается революции, то Шолохов участие в ней не принимал. Не был за красных и равнодушно относился к белым. Принял сторону победителя. В 1930 году Шолохов получил партийный билет, стал членом Всесоюзной коммунистической партии большевиков.

Показал себя с наилучшей стороны: не участвовал в контрреволюционных движениях, от идеологии партии отклонений не имел. Хотя в биографии Шолохова есть «черное пятно», по крайней мере, писатель не опровергал этот факт: в 1922 году Михаил Александрович, будучи налоговым инспектором, был приговорен к расстрелу за превышение должностных полномочий.


Позже наказание сменилось на год обязательных работ благодаря хитрости родителей, которые на суд принесли поддельное свидетельство о рождении, дабы Шолохова судили как несовершеннолетнего. После этого Михаил Александрович хотел стать студентом вновь и получить высшее образование. Но молодого человека не приняли на подготовительные курсы рабфака, так как у него не было соответствующих бумаг. Поэтому судьба будущего лауреата Нобелевской премии сложилась так, что он зарабатывал на жизнь тяжелым физическим трудом.

Литература

Заниматься писательством всерьез Михаил Александрович начал в 1923 году, его творческая карьера началась с небольших фельетонов в газете «Юношеская правда». В то время было опубликовано три сатирических рассказа под подписью Мих. Шолохов: «Испытание», «Три», «Ревизор». Рассказ Михаила Шолохова под названием «Зверь» повествует о судьбе продкоммисара Бодягина, который, вернувшись на родину, узнал, что его отец – враг народа. Эта рукопись готовилась к публикации в 1924 году, однако альманах «Молодогвардеец» не счел нужным печатать это произведение на страницах издания.


Поэтому Михаил Александрович стал сотрудничать с газетой «Молодой ленинец». Также публиковался в других комсомольских газетах, куда были отправлены рассказы, вошедшие в цикл «Донских» и сборник «Лазоревая степь». Говоря о творчестве Михаила Александровича Шолохова, нельзя не затронуть роман-эпопею «Тихий Дон», который состоит из четырех томов.

Его нередко сравнивают по значимости с другим произведением русской классики – рукописью «Война и мир». «Тихий Дон» – один из ключевых романов в литературе XX века, который и по сей день является обязательным для чтения в общеобразовательных учреждениях и вузах.


Роман Михаила Шолохова "Тихий Дон"

Но мало кто знает, что из-за книги, повествующей о жизни донских казаков, Шолохов был обвинен в плагиате. Впрочем, споры о литературном воровстве Михаила Александровича не утихают до сих пор. После выхода в свет «Тихого Дона» (первые два тома, 1928, журнал «Октябрь») в литературных кругах начались дискуссии по поводу проблемы авторства текстов М. А. Шолохова.

Некоторые исследователи, да и просто любители литературы считали, что Михаил Александрович без зазрения совести присвоил себе рукопись, которая была найдена в полевой сумке белого офицера, расстрелянного большевиками. Поговаривают, что поступали анонимные звонки. Некая неизвестная старушка говорила в телефонную трубку редактору газеты А. Серафимовичу, что роман принадлежит ее убитому сыну.


Александр Серафимович на провокации не реагировал и считал, что подобный резонанс произошел из-за зависти: люди не могли понять, как 22-летний автор в мгновение ока обзавелся славой и всеобщим признанием. Журналист и драматург Иосиф Герасимов указывал на то, что Серафимович знал, что «Тихий Дон» принадлежит не Шолохову, однако не захотел подливать масла в огонь. Шолоховед Константин Прийма был уверен, что на самом деле остановка публикации третьего тома была выгодна соратникам Троцкого: народ не должен был знать о реальных событиях, происходивших в Вешенской в 1919 году.

Примечательно, что именитый русский публицист не сомневается в том, что истинный автор «Тихого Дона» – Михаил Шолохов. Дмитрий Львович считает, что прием, положенный в основу романа, очень примитивен: сюжет вращается вокруг конфронтации между красными и белыми и на метании главного героя между женой и любовницей.

«Очень простая, абсолютно конструктивная детская схема. Когда он пишет жизнь дворянства, видно, что он не знает ее абсолютно… Когда у него, значит, умирая, офицер на поле брани завещает свою жену другу, видно, что он обчитался французов», – говорил литературный критик на передаче «В гостях у ».

В 1930-1950-е годы Шолохов пишет еще один гениальный роман, посвященный коллективизации крестьян, – «Поднятая целина». Пользовались популярностью и военные произведения, например «Судьба человека» и «Они сражались за Родину». Работа над последним велась в несколько этапов: 1942-1944, 1949 и 1969 годах. Незадолго до смерти Шолохов, подобно Гоголю, сжег свое произведение. Поэтому современному читателю остается довольствоваться лишь отдельными главами романа.


Роман Михаила Шолохова "Поднятая целина"

А вот с Нобелевской премией у Шолохова сложилась весьма оригинальная история. В 1958 на престижную награду уже в седьмой раз был выдвинут . В том же году члены Союза писателей посетили Швецию и узнали, что вместе с Борисом Леонидовичем выдвигают Шолохова и других авторов. В скандинавской стране сложилось мнение, что премия должна достаться Пастернаку, однако в телеграмме, адресованной послу Швеции, было сказано, что в СССР широко бы оценили присуждение награды Михаилу Александровичу.


Также было сказано, что шведской общественности давно пора понять, что Борис Леонидович не пользуется популярностью у советских граждан и что его произведения не достойны какого-либо внимания. Объяснить это просто: Пастернак неоднократно подвергался травле со стороны власти. Присужденная ему в 1958-м премия подкинула дров. Автор «Доктора Живаго» был вынужден отказаться от Нобелевской премии. В 1965 году лавры почета достались и Шолохову. Писатель не поклонился шведскому королю, который вручал награду. Это объяснялось характером Михаила Александровича: по некоторым слухам, такой жест был сделан намеренно (казаки не преклоняются ни перед кем).

Личная жизнь

Шолохов женился в 1924 году на Марии Громославской. Однако сватался к Лидии, ее сестре. Но отец девушек, станичный атаман П. Я. Громославский (после революции – почтарь), настоял, что Михаил Александрович должен предложить руку и сердце старшей дочери. В 1926 году у супругов родилась девочка Светлана, а через четыре года появился на свет мальчик Александр.


Известно, что во время войны писатель служил военным корреспондентом. Получил награду Отечественной войны I степени и медали. По характеру Михаил Александрович был похож на своих героев – мужественный, честный и непокорный. Поговаривают, что он был единственным писателем, который не боялся и мог смотреть вождю прямо в глаза.

Смерть

Незадолго до смерти (причина – рак гортани) писатель жил в станице Вешенской, занимался писательской деятельностью очень редко, в 1960-х фактически забросил это ремесло. Любил гулять на свежем воздухе, увлекался охотой и ловлей рыбы. Автор «Тихого Дона» в буквальном смысле раздал свои премии обществу. Например, Нобелевская «ушла» на постройку школы.


Великий писатель Михаил Александрович Шолохов скончался в 1984 году. Могила Шолохова находится не на кладбище, а во дворе дома, в котором он жил. В честь мастера пера был назван астероид, сняты документальные фильмы и установлены памятники во многих городах.

Библиография

  • «Донские рассказы» (1925);
  • «Лазоревая степь» (1926);
  • «Тихий Дон» (1928–1940);
  • «Поднятая целина» (1932, 1959);
  • «Они сражались за Родину» (1942–1949);
  • «Наука ненависти» (1942);
  • «Слово о Родине» (1948);
  • «Судьба человека» (1956)

11 (24) мая 1905 года родился Михаил Александрович Шолохов. Родители – Александр Михайлович Шолохов и Анастасия Даниловна Кузнецова (урожд.Черникова). Место рождения – хутор Кружилин станицы Вешенской, Донецкого округа, бывшей Области Войска Донского.

Отец – разночинец, выходец из Рязанской губернии, до самой смерти (1925 год) менял профессии. Был последовательно: «шибаем» (скупщиком скота), сеял хлеб на покупной казачьей земле, служил приказчиком в коммерческом предприятии хуторского масштаба, управляющим на паровой мельнице и т.д.

Мать – полуказачка, полукрестьянка. Грамоте выучилась, когда отец отвез меня в гимназию, для того, чтобы, не прибегая к помощи отца, самостоятельно писать мне письма. До 1912 года и она, и я имели землю: она, как вдова казака, а я, как сын казачий…» (М.Шолохов. Автобиография. 1931).

Дом в хуторе Кружилин, где родился М.А.Шолохов. Фото В.Темина. 1930-е гг.


«С самого рождения маленький Миша дышал чудесным степным воздухом над бескрайним степным простором, и жаркое солнце палило его, суховеи несли громады пыльных облаков и спекали ему губы. И тихий Дон, по которому чернели каюки казаков-рыболовов, неизгладимо отражался в его сердце. И покосы в займище, и тяжелые степные работы пахоты, сева, уборки пшеницы, - все это клало черту за чертой на облик мальчика, затем юноши, все это лепило из него молодого трудового казака, подвижного, веселого, готового на шутку, на незлую, веселую ухмылку. Лепило его и внешне: широкоплечий, крепко сбитый казачок с крепким степным бронзовым лицом, прокаленным солнцем и ветрами»

(А.С.Серафимович)

Переехав в хутор Каргин, Михаил Шолохов сначала занимается на дому с учителем Т.Т. Мрыхиным, а затем поступает в Каргинское мужское приходское одноклассное училище.

Тимофей Тимофеевич Мрыхин – первый учитель М.Шолохова – был не только прирожденным педагогом, но и знатоком русской литературы и народной музыки, хорошо знал и пел донские казачьи песни.

В 1914 году Михаил Шолохов был отвезен отцом в Москву в глазную клинику доктора К.В.Снегирева (Колпачный пер., 11). Сюда привел писатель своего любимого героя Григория Мелехова, приехавшего в Москву в санитарном эшелоне для лечения поврежденного в бою глаза. После Октябрьской революции К.В.Снегирев жил в этом же доме и продолжал заведовать глазной лечебницей. М.Шолохов запомнил «красивого, с подстриженной бородкой» хозяина больницы и описал его на страницах своего романа.


Т.Т.Мрыхин с женой Ульяной


Бывший особняк К.В.Снегирева в Колпачном переулке.


По выздоровлении Шолохов был определен в подготовительный класс частной мужской гимназии им. Г.Шелапутина (ныне пер. Виктора Хользунова, 14). Это была хорошо оснащенная, обеспеченная высококвалифицированными кадрами и пользовавшаяся новейшими методиками обучения частная школа. (Ныне – здание Генеральной Военной Прокуратуры).

Жил Миша на квартире родственника по линии отца – А.П.Ермолова, в Долгом переулке, на Плющихе, д.20, кв.7. (дом был снесен). Подружился с сыном хозяина, Сашей Ермоловым. Дружил с ним до самой его смерти в 1969 году. Как вспоминала Мария Сергеевна Ермолова (жена А.А. Ермолова), обычно, когда писатель сидел в гостях, его легковая машина, на которой он приезжал на Плющиху, в это время катала по Москве ребят, собиравшихся со всего двора. Им было по столько же лет, сколько Мише Шолохову, когда он проживал в Долгом переулке, в маленьком московском доме.

В 1915 году родители переводят М.Шолохова на учебу в Богучарскую мужскую гимназию Воронежской губернии. Жил Миша Шолохов в семье священника Дмитрия Ивановича Тишанского, преподававшего в гимназии Закон Божий. В доме была богатейшая библиотека, и Мише разрешалось читать книги, какие и сколько пожелает.

В 1918 году гимназия была закрыта, и ему пришлось уехать домой, в хутор Плешаков. Осенью Михаила отдали в только что открывшуюся в Вешенской смешанную гимназию, где он учился несколько месяцев.

Четырнадцатилетний Михаил своими глазами видел многие трагические события Вешенского восстания 1919 года: расправу над пленными красноармейцами, убийство И. А. Сердинова Дарьей Дроздовой, вручение ей генералом Сидориным, командующим Донской армией, награды и денежной премии. Живя в Плешакове, был свидетелем гибели командира повстанческой сотни хорунжего Павла Дроздова (сына хозяина дома, в котором жила семья Шолоховых). Отдельные черты характеров членов семьи, особенно Павла и Алексея, по признанию самого писателя, нашли свое отражение в образах Григория и Петра Мелеховых. В конце мая - начале июня, навещая родственников, купцов Моховых в Вешенской, был свидетелем приезда в Вешенскую казачьего генерала А. С. Секретева.

«Поэты рождаются по-разному, - спустя много лет говорил М.А.Шолохов. – Я, например, родился из гражданской войны на Дону».

Из автобиографии (1934 г.): «...продолжать учение не мог, так как Донская область стала ареной ожесточенной гражданской войны. До занятия Донской области Красной Армией жил на территории белого казачьего правительства» (Архив ИМЛИ, ф. 143, оп. 1, ед. хр. 5).

В 1919 году семья Шолоховых переезжает сначала в хутор Рубежный, а потом в станицу Каргинскую, где отец писателя покупает казачье подворье на окраине станицы.


В январе 1920 года в станице Каргинской установилась Советская власть. Михаил Шолохов работает делопроизводителем, обучает взрослое население грамоте, участвует в переписи населения, служит в продотряде, а попутно, по воспоминаниям современников, участвует в самодеятельном театре и даже пишет пьесы для драмкружка. « С 1920 г. Служил и мыкался по Донской земле. Долго был продработником. Гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 г., и банды гонялись за нами. Приходилось бывать в разных переплетах…»

(Шолохов. Автобиография 1931).

В качестве одного из бойцов продотряда попадает в руки Нестора Махно. О различных версиях этой встречи см. http://veshki-bazar.narod.ru/makhno.htm

В 1922 году знакомится с Марией Петровной Громославской, учительницей школы, сотрудницей Букановского исполкома.

В декабре 1923 года в станице Букановской 11 января 1924 года женился на М. П. Громославской, дочери бывшего станичного атамана. У Шолоховых родилась старшая дочь Светлана (1926), затем сыновья Александр (1930, г. Ростов-на-Дону), Михаил (1935, г. Москва), дочь Мария (1938, ст. Вёшенская).

В октябре 1922 года Шолохов уехал в Москву с целью продолжить образование, попробовать свои силы в писательском труде. Однако поступить на рабфак не удалось из-за отсутствия требуемых для поступления трудового стажа и направления комсомола. Чтобы прокормиться, работал грузчиком, разнорабочим, каменщиком. Затем был направлен биржей труда на должность счетовода жилищного управления № 803 на Красной Пресне. У него появилась маленькая восьмиметровая комнатка в Георгиевском переулке № 2, кв.5. В эту комнату в январе 1924 года к Михаилу приехала жена Мария Петровна.

Занимался самообразованием, принимал участие в работе литературной группы «Молодая гвардия», посещал учебные занятия, которые вели В. Шкловский, О. Брик, Н. Асеев. Вступил в ВЛКСМ.

19 сентября 1923 года появилась первая публикация Михаила Шолохова – фельетон «Испытание (случай из жизни одного уезда в Двинской области)» в газете «Юношеская правда» (1923, №35) за подписью М.Шолох.

В декабре 1924 года в газете «Молодой ленинец» Шолохов публикует свой первый рассказ «Родинка» и в этом же месяце вступает в члены Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП). С этого времени начинается напряженная литературная деятельность писателя, тесно связанная с жизнью народа и крупнейшими событиями в стране.

В 1925 году выходят отдельными книжечками массовыми тиражами рассказы М.Шолохова «Алешкино сердце» и «Двухмужняя».

В 1925 году состоялась встреча М.Шолохова с А. Серафимовичем.

В дневнике Серафимовича в этот день записано: «И черт знает, как талантлив!..»

О том, какую роль сыграл Серафимович в его творческой судьбе, рассказал впоследствии сам Шолохов: «Серафимович принадлежит к тому поколению писателей, у которых мы, молодежь, учились. Лично я по-настоящему обязан Серафимовичу, ибо он первый поддержал меня в самом начале моей писательской деятельности, он первый сказал мне слово ободрения, слово признания. Это, конечно, кладет свой отпечаток на наши отношения. Никогда не забуду 1925 год, когда Серафимович, ознакомившись с первым сборником моих рассказов, не только написал к нему теплое предисловие, но и захотел повидаться со мною. Наша первая встреча состоялась в Первом доме Советов. Серафимович заверил меня, что я должен продолжать писать, учиться» (сборник «Слово о родине». Ростов-на-Дону, 1951, стр. 84)

В дальнейшем на одном из литературных вечеров МАППа, проходившем в здании Пролеткульта, на Воздвиженке, председательствующий А. С. Серафимович представил слушателям своего земляка. Шолохов прочел на этом вечере один из своих «Донских рассказов». (Впоследствии посвятит Серафимовичу рассказ «Чужая кровь»).

В самом начале 1926 года выходит в свет первый сборник писателя «Донские рассказы», предисловие к которому написал А.Серафимович. В сборнике 8 рассказов, но М.Шолохов не останавливается на этом, в этом же году выходит новый сборник - «Лазоревая степь», - в который вошли уже 12 рассказов.

В творческих планах молодого писателя зарождается мысль о создании большого полотна из жизни казачества.

«...За ”Тихий Дон” я взялся, когда мне было двадцать лет, в 1925 году. Поначалу, заинтересованный трагической историей русской революции, я обратил внимание на генерала Корнилова. Он возглавил известный мятеж 1917 года. И по его поручению генерал Крымов шел на Петроград, чтобы свергнуть Временное правительство Керенского. За два или полтора года я написал 6-8 печатных листов... потом почувствовал: что-то у меня не получается. Читатель, даже русский читатель, по сути дела не знал, кто такие донские казаки. Была повесть Толстого ”Казаки”, но она имела сюжетным основанием жизнь терских казаков. О донских казаках по сути не было создано ни одного произведения. Быт донских казаков резко отличается от быта кубанских казаков, не говоря уже о терских, и мне показалось, что надо было начать с описания вот этого семейного уклада жизни донских казаков, таким образом я оставил начатую работу в 1925 году, начал <...> с описания семьи Мелеховых, а затем так оно и потянулось...» (Из беседы М. А. Шолохова со студентами факультета славистики в Упсале (Швеция) в декабре 1965 года).

В октябре 1927 года знакомится с Е.Г.Левицкой, зав. отделом издательства МК ВКП (б) «Московский рабочий». Отдельными изданиями «Тихий Дон» выходит в издательстве «Московский рабочий» в «Роман-газете», 1 и 2 книга.


В архивах Москвы, Ростова-на-Дону и Новочеркасска писатель перебрал и изучил множество приказов, докладов, воззваний, директив, материалов советской и белогвардейской прессы (Прийма К. С веком наравне. Статьи о творчестве М. А. Шолохова. Ростов н/Д, 1981. С. 161-162.) Знакомится с участниками Вешенского восстания 1919 г. Например, с Харлампием Васильевичем Ермаковым, прототипом Григория Мелехова: http://www.vesti.ru/doc.html?id=736522&cid=460

В 1928 году участвует в работе 1 Всесоюзного съезда Пролетарских Писателей как делегат МАПП.

1928, 1 октября – пленум правления РАППа ввел Шолохова в состав редколлегии журнала «Октябрь».

В 1928-1929 годах появляются статьи «за» и «против» романа.

В Берлине в 1929 году выходит первый перевод «Тихого Дона» (переводчик О.Гальперн). О судьбе книг М.Шолохова см. http://rslovar.com/ http://litena.ru/books/item/f00/s00/z0000027/st003.shtml

Первый зарубежный отклик на роман «Тихий Дон» - статья Беллы Иллеша в венгерской газете «100%».

Из рецензии в «Die Linkskurve», 1929, № 3 (October):
Weiskopf F.: «Шолоховский ”Тихий Дон” является выполнением того обещания, которое молодая советская литература дала начинавшему внимать ей Западу. ”Тихий Дон” свидетельствует о том, как развивается новая литература, сильная своей самобытностью, литература, которая широка и необъятна, как русская степь, молода и неукротима, как новое поколение там, в Советском Союзе. И то, что в известных уже произведениях молодых русских прозаиков («Разгром» Фадеева, «Бруски» Панферова, новеллы и повести Бабеля и Иванова) часто еще только намечалось, было еще зародышем - новый угол зрения, подход к проблеме с совершенно неожиданной стороны, сила художественного отображения, - все это в романе Шолохова получило уже свое полное развитие. Величием своего замысла, многообразием жизни, проникновенностью воплощения «Тихий Дон» напоминает «Войну и мир» Льва Толстого». См. http://feb-web.ru/feb/sholokh/shl-abc/shl/shl-0461.htm?cmd=2&istext=1


1929-1930 – Создание фильма «Тихий Дон»

«Тихий Дон» - немой кинофильм 1930 года производства СССР. Фильм озвучен в 1933 г. Первая экранизация двух первых завершённых книг одноименного романа Михаила Шолохова. В главных ролях снимались А.Абрикосов и Э.Цесарская. Премьера немого фильма состоялась 14 мая 1931, озвученного - 14 сентября 1933 г.


В одном из частных писем 1928 года Горький дает такую оценку Шолохову: «Шолохов, судя по первому тому, - талантлив… Каждый год выдвигает все более талантливых людей. Вот - это радость. Очень, анафемски талантлива Русь». Именно М.Горький помогает встретиться М.Шолохову со И.Сталиным.

1930, после 5 января. Встреча и беседа М.Шолохова со И.В.Сталиным. В июне 1931 года на даче А.М.Горького в Краскове состоялась встреча М.А.Шолохова с И.Сталиным.

Слухи о плагиате усилились после публикации в 1930 году сборника памяти Леонида Андреева, в котором было письмо Андреева критику Сергею Голоушеву, датированное 3 сентября 1917 года. В этом письме Андреев упоминал «Тихий Дон» Голоушева, который после этого стал первым претендентом на звание подлинного автора. Лишь в 1977 году выяснилось, что речь в письме шла всего лишь о путевых заметках под названием «С Тихого Дона», опубликованных в одной московской газете.

Шолохову этот факт был известен. Он писал Серафимовичу: "Я получил ряд писем от ребят из Москвы и от читателей, в которых меня запрашивают и ставят в известность, что вновь ходят слухи о том, что я украл «Тихий Дон» у критика Голоушева - друга Л. Андреева - и будто неоспоримые доказательства тому имеются в книге-реквиеме памяти Л. Андреева, сочинённой его близкими».

В 1930 году, прервав работу над «Тихим Доном», М.Шолохов начинает писать роман «Поднятая целина» (первоначально назывался «С потом и кровью»). В 1932 году «Новый мир» опубликовал 1 книгу романа.

В романе М.Шолохов рассказывает о сопротивлении русского крестьянства принудительной коллективизации. В письмах, в том числе к Сталину, писатель пытается открыть глаза на истинное положение вещей: полный развал хозяйства, беззаконие, пытки, применяемые к колхозникам. В 40-50 –е гг. он подверг первый том существенной переработке, а в 1960 г. Завершил работу над вторым томом.

В 1933 году начинается активная работа над постановкой спектакля «Поднятая целина» в Ленинградском театре ЛОСПС.

Грузинский режиссер Н.М.Шенгелая начинает работать над съемками фильма по роману «Поднятая целина». М.Шолохов принимает участие в написании сценария. Однако фильм не был снят. Лишь в 1938 году Ю.Райзман по сценарию М.Шолохова и С.Ермолинского снимает фильм с участием артистов МХАТа: Б.Добронравов (Давыдов), М.Болдуман (Нагульнов), Л.Калюжная (Лушка), В.Дорофеев (дед Щукарь). Музыку к фильму написал Георгий Свиридов.



В 1934 году, 17 августа – 1 сентября, М.А.Шолохов принимает участие в работе 1 Всесоюзного съезда писателей. Избирается в президиум съезда.

В конце 1934 года М.Шолохов с женой отправляются в деловую поездку в Швецию, Данию, Англию, Францию (длилась почти 2 месяца).

В 1934 году знакомится в гостинице «Националь» в Москве с композитором И.И.Дзержинским. Вскоре будет написана опера «Тихий Дон». Первая постановка состоялась 22 октября 1935 года в ленинградском Малом оперном театре. В основу либретто положены свободно переработанные эпизоды первой и второй книг романа Шолохова (1925-1929). Сюжет оперы во многом отличается от литературного первоисточника. Изменения коснулись главным образом образа Аксиньи, которая показана в опере не как «чужая жена», а как одинокая женщина, страстно чувствующая, глубоко переживающая свою личную драму. Свое впечатление от оперы М.Шолохов выразил так: Может быть твоя опера и понравится в больших городах, а у нас, на Дону, ее музыка будет чужда и непонятна. Раз ты пишешь оперу о донских казаках, как же ты можешь игнорировать их песни…»

Сцена из 3 действия оперы

Никандр Ханаев в роли Григория Мелехова. Большой театр. 1936.

20 июня 1936 года М.Шолохов выступил на траурном митинге в станице Вешенской в день похорон Максима Горького, он говорил о своей любви к нему, о его колоссальных разносторонних знаниях и об удивительном писательском даре.

В 1936 году М.Шолохов переписывается с Николаем Островским и успевает с ним встретиться в Москве в конце 1936 года, за месяц до смерти Н.А.Островского. На смерть писателя М.Шолохов написал статью: «На его примере будут учиться побеждать миллионы». Об их отношениях см. http://www.sholokhov.ru/museum/collection/books/1299/


М. Шолохов с пиететом относился к памяти Н. А. Островского. В 1973 г. он передал Музею Н. А. Островского в Москве экземпляр «Как закалялась сталь» с надписью: «Эта книга достойно выдержала испытание временем, Влияние ее на молодежь социалистических стран до сих пор огромно и неизменно. И это - превосходно. М. Шолохов. 26.2.73. Москва» (автограф, ГЦП им. Н. А. Островского), а в 1977 г. написал предисловие к трехтомному изданию произведений Н. А. Островского на украинском языке (Киев: изд. «Молодь», 1977).

В 30-е гг. М.Шолохов активно «заступается» за многих репрессированных и обвиненных в ложных доносах (Э.Цесарская – исполнительница роли Аксиньи, писатель Е.Пермитин – см. http://xn--90aefkbacm4aisie.xn--p1ai/content/ya-ne-mogu-umirat и др.).

В 1940 году М.Шолохов заканчивает последнюю часть романа «Тихий Дон».

В январе 1941 года М.Шолохову была присуждена Сталинская премия за роман в четырех книгах «Тихий Дон». 23 июня 1941 года М.Шолохов пишет письмо маршалу С.Тимошенко, в котором просит присужденную ему премию перечислить в фонд обороны СССР.

«Наркому обороны Тимошенко. Дорогой товарищ Тимошенко. Прошу зачислить в фонд обороны СССР присужденную мне Сталинскую премию. По Вашему зову в любой момент готов стать в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии и до последней капли крови защищать социалистическую Родину и великое дело Ленина-Сталина». Полковой комиссар запаса РККА, писатель Михаил Шолохов.

В 1941-45 гг. служит военным корреспондентом Совинформбюро. Демобилизован в декабре 1945.

После аварии при вынужденной посадке бомбардировщика в Куйбышеве, на котором М. А. Шолохов летел по вызову начальника Совинформбюро, писатель проходил лечение в госпитале по поводу тяжелой контузии и ушибов. После лечения М. А. Шолохов и поэт Е. Долматовский были под Сталинградом. Оттуда приезжали к семье Шолоховых в Николаевск.

М. А. Шолохов писал домой о последствиях аварии самолета: «...Прошел средний ремонт в кремлевской больнице и сейчас уже - почти в рабочей форме, пишу, а было такое время, когда не только ехать куда-либо, но и писать не мог по запрету профессоров. Чуть не попал в инвалиды, но кое-как выхромался, а сейчас уже рою ногой землю...» (Собр. соч. в 9 т. Т. 8. С. 322-323).

С. М. Шолохова вспоминает, что у отца было смещение всех внутренних органов, но от длительного стационарного лечения он отказался. Уехал в Николаевку.

Председатель колхоза и местные рыбаки поддерживали писателя, помогали с питанием, привозили сливки, рыбу, икру (Из беседы Н. Т. Кузнецовой с С. М. Шолоховой 20 сентября 1990 года).

Узнав обо всем этом, Сталин настоял на его отпуске. Состоялась встреча со Сталиным.

Из Москвы Шолохов поехал в г. Николаевск Сталинградской (ныне Волгоградской) области, чтобы перевезти семью в Вешенскую, так как его убедили, что немцы не станут предпринимать наступательных операций в его родных местах (Михаил Шолохов. Летопись жизни и творчества, 184-185).

Во время войны М.Шолохов пишет очерки «Люди Красной Армии», «Военнопленные», «На юге» и др.


Во время войны Ольга Берггольц осталась в осажденном Ленинграде вместе со своим вторым мужем Николаем Молчановым. Именно в эти тяжелые блокадные дни, работая в литературно-драматической редакции ленинградского радио, она из малоизвестной писательницы и поэтессы она выросла в зрелого автора, олицетворявшего стойкость и мужество жителей осажденного города.

«В мае 1942 года в «Комсомольской правде» по инициативе Шолохова был опубликован мой «Февральский дневник» и вскоре после этого «Ленинградский дневник». Они вызвали горячий отклик у читателей на всех фронтах...»

Доверилась: «О Ленинграде ничего не знают. На радио, не успела раскрыть рта, как мне сказали: «Никаких упоминаний о голоде!» Все скрывается... так же, как о ежовской тюрьме». Цензура на правду!

Он тут же вспомнил: это жена расстрелянного «по политике» поэта Бориса Корнилова и сама отсидела, но повезло, освободили досрочно.

Вечером в гостинице она читала ему свои стихи, а потом увозила шолоховское «Письмо к ленинградцам». Начинал проникновенно, без пафоса: «Родные товарищи ленинградцы! Мы знаем, как тяжело вам жить, работать, сражаться во вражеском окружении...»



Британский журналист Александр Верт так вспоминал об этом времени в своей книге «Россия в войне. 1941–1945»: «Летом 1942 г. и в литературе, и в пропаганде безраздельно властвовали только два чувства. Одним была та же любовь к Родине, которая пронизывала всё, что писалось в разгар битвы под Москвой, - только теперь ещё более горячая и нежная. Это была также любовь к собственно России. Вторым чувством была ненависть. На протяжении всех этих месяцев она росла и росла, пока не вылилась наконец в самые чёрные дни августа в пароксизм самой настоящей ярости. Клич «Убей немца!» стал в России выражением всех десяти заповедей, слитых в одну. Глубокое впечатление произвел на советскую общественность опубликованный 23 июня во многих газетах рассказ Шолохова «Наука ненависти» - история русского военнопленного, которого немецкие солдаты подвергли жесточайшим пыткам. Написанный живо и убедительно, этот рассказ в большой мере задал тон пропаганде ненависти, развернувшейся в последующие недели».

8 июля 1942 г. фашисты бомбили станицу Вешенскую. Осколком одной из бомб, взорвавшихся во дворе Шолоховых, была убита мать писателя, Анастасия Даниловна.

Специальный корреспондент «Красной звезды» М.Шолохов был приписан к Сталинградскому фронту восемь месяцев. 22 декабря М.Шолохов был награжден медалью «За оборону Сталинграда». Командующий 62-й армией В. И. Чуйков вспоминал: «...В тяжелые дни и ночи Сталинградской битвы советские воины видели в своей среде писателей М. Шолохова, К. Симонова, А. Суркова, Е. Долматовского и других бойцов «литературного полка». Их слово можно сравнить с боевым снарядом, разящим самую опасную цель в стане врага...» (Михаил Шолохов. Летопись жизни и творчества, 194).

В конце 1942 года сразу после окончания Сталинградской битвы М.Шолохов начинает писать роман «Они сражались за Родину», отдельные главы романа печатались в 1943-1944 и 1949-1954 гг. в газетах «Правда» и «красная звезда». В 1945 году в свет выходят главы романа отдельным изданием в Росиздате.

Джек Линдсей (Англия) в статье «Новаторство Шолохова» сделал интересное наблюдение: «Та интерпретация, которую мы дали здесь последним страницам «Тихого Дона», - трагической и рождающей надежду встрече Григория с сыном, - находит, видимо, свое подтверждение в потрясающем рассказе «Судьба человека». Солдат, вырвавшийся из гитлеровского плена и пробирающийся к дому, ощущает себя, как и Григорий, таким же обездоленным, начисто лишенным всего самого дорогого ему, хотя это вызвано совсем другими причинами. Встретив в пути голодного сироту мальчика, солдат усыновляет его. И постепенно в общении с этим маленьким живым существом он начинает снова обретать для себя какую-то цель и надежду в жизни. Здесь все сгущено Шолоховым до основных черт трагедии; и все-таки здесь как бы находит простое земное завершение то, что осталось только символом в последней сцене «Тихого Дона». Жизнь, окоченелая, изломанная, нагая и бездомная, снова пускает корни; из безжалостного и бесчеловечного вырастает и утверждает себя человеческая близость - на более широкой, полной и более надежной основе». (Цит. по: Огнев А. Вот он, русский человек! // «Волга». 1980, № 5. С. 182).

О. Г. Верейский. Иллюстрация к рассказу Шолохова «Судьба человека». 1958


В 1959 году Сергей Бондарчук снял фильм по рассказу М.Шолохова «Судьба человека». См. http://www.liveinternet.ru/users/komrik/post360914827


А спустя 15 лет Сергей Бондарчук вновь обратился к творчеству любимого писателя. Он начинает снимать фильм «Они сражались за Родину». Шолохов долго отказывался давать разрешение на съемки фильма по неоконченному произведению, но потом согласился с условием, что сам выберет место, где будет сниматься фильм.


Актёрский ансамбль подобрался сверхзвёздным: сам Бондарчук, Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Георгий Бурков, Юрий Никулин, Иван Лапиков, Николай Губенко, Евгений Самойлов, Андрей Ростоцкий, Иннокентий Смоктуновский, Нонна Мордюкова, Ирина Скобцева, Ангелина Степанова, Лидия Федосеева-Шукшина…



«М.Шолохов ценил таланты коллег и не боялся поддерживать их. Опальную Анну Ахматову выдвигает на соискание высшей в стране премии, вызволяет из тюрьмы ее сына, ученого Льва Гумилева, добивается издания недавней узницы НКВД Ольги Берггольц, писателя- изгоя Андрея Платонова и освобождения из лагеря его сына, подписывает письмо в защиту Корнея Чуковского, хвалит прозу аполитичного Константина Паустовского, будущего политэмигранта Виктора Некрасова. Он же поддержал идею печатать «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына с запретной лагерной темой» (В.О. Осипов).

В Вешенской М.Шолохов постоянно встречается с молодыми писателями, помогает им в публикации их произведений, делится секретами мастерства. В 1950-80 –е гг. активно занимается общественной деятельностью. Существуют многочисленные воспоминания современников – врачей, учителей, простых колхозников, студентов, - которым М.Шолохов оказывал помощь в сложных бытовых ситуациях.

Решение Шведской Королевской АН присудить Нобелевскую премию по литературе за 1965 год советскому писателю М. А. Шолохову.

По сообщениям ТАСС из Швеции, Эрик Бломберг, известный шведский поэт и публицист, выражая мнение радикальных кругов Швеции, вновь выдвинул кандидатуру Михаила Шолохова и выступил в «Ню Даг» с серией статей, посвященных его творчеству.

Известно высказывание Э. Бломберга в 1935 г.: по его мнению, М. А. Шолохов «как никто другой, достоин Нобелевской премии, которая должна присуждаться как за художественные достоинства, так и за высокую идейность». Эти слова Э. Бломберга приводились в газетах «Социаль-Демократен» и «Ню Даг».(«Правда». 1965, 18 октября.) (Михаил Шолохов. Летопись жизни и творчества, 373-374).

«Он страстно любит свою степь, с ее суховеями, то знойным, то ласковым солнцем, с ее оврагами, перелесками, с ее зверями, птицами. Он страстно любит свой тихий Дон, который, ласково изогнувшись, так мягко, нежно обняв станицу зелеными берегами, создал удивительно уютный, задушевный, тихий, чуть задумчивый уголок. А в Дону ходит рыба, богатая востроносая стерлядь, и Шолохов весь отдается рыбной ловле»


(А.Серафимович)

В 1984 году, 18 января М.Шолохов пишет из Центральной клинической больницы художнику Ю.П.Реброву: «Получил свой портрет – Ваш подарок, работу, которую Вы создали. Большое спасибо, дорогой Юрий Петрович. Хорошо помню, как Вы работали над иллюстрациями «Тихого Дона». М.А.Шолохов».

21 января 1984 года М.А.Шолохов возвращается из Москвы в Вешенскую. Лечащий врач А.П.Антонова напишет позже: «Оперировать нельзя, спасти невозможно. Проводимое лечение, в том числе повторная лазерная терапия, продлило жизнь на два с лишним года. Облегчали страдания. А страдания были тяжкие. Михаил Александрович был очень терпелив, мужественно переносил их. И когда понял, что тяжелая болезнь, продолжительная болезнь неудержимо прогрессирует, принял твердое решение вернуться в Вешенскую. Последнюю неделю пребывания в больнице совсем мало спал по ночам, ушел в себя. Мне, лечащему врачу, наедине сказал: «Я принял решение…уехать домой. Прошу отменить все лечение… больше ничего не надо…Попросите сюда Марию Петровну…» – и умолк. Позвали Марию Петровну. Она села рядом с кроватью, близко. Михаил Александрович положил свою ослабевшую руку на ее руку и проговорил-попросил: «Маруся! Поедем домой…Хочу домашней пищи. Покорми меня дома…Как прежде…».