Виктор Бут: сокамерники считают меня чудаком, который хочет себя отравить. Бут Николай Яковлевич - Каталог картин. Биография. Цены Награды и премии

Владимир Абаринов

[...] У ФСБ есть идеальная возможность действительно всерьез отличиться на поприще борьбы с нелегальной торговлей оружием. В России живет, ни от кого не скрываясь, Виктор Бут – человек, заслуживший на Западе прозвище «торговец смертью», объявленный в международный розыск поставщик российского оружия едва ли не во все «горячие точки» мира. Он обвиняется в том числе и в поставках оружия Талибану, а также в участии в эвакуации из Афганистана через Пакистан в Иран и Судан ценностей, принадлежащих «Аль-Каиде». В феврале 2002 года бельгийские власти выдали международный ордер на арест Бута по обвинению в отмывании преступных доходов. Бут тогда же объявился в Москве, дал интервью «Эху Москвы», в котором отрицал все обвинения и выражал полную готовность сотрудничать с российскими правоохранительными органами. Это была последняя вспышка интереса к персоне Бута со стороны как прессы, так и вышеупомянутых органов. Ордер Интерпола действия на территории России почему-то не возымел. Недавно Виктор Бут снова дал о себе знать – в августе этого года после долгих уговоров он дал интервью московскому корреспонденту New York Times.

За прошедшее время появилось довольно много новой информации, частично отраженной в материале New York Times. Она касается не столько самого Бута, сколько действий соответствующих ведомств, в первую очередь американских.

Летом 1999 года Совет национальной безопасности США, обдумывая, как бы разрубить гордиев узел непрекращающихся вооруженных конфликтов в Западной Африке, санкционировал электронное прослушивание как правительств, так и партизанских вождей Демократической Республики Конго (бывший Заир), Либерии и Сьерра-Леоне. Расшифровки телефонных переговоров дополнялись данными космической разведки и донесениями агентов, работающих «в поле». В огромном объеме информации то и дело всплывало имя Виктора Бута – он был вездесущ. Оказалось, что в ЦРУ собрана коллекция фотографий, запечатлевших российские грузовые АНы и ИЛы на тайных взлетно-посадочных полосах в африканских джунглях. Фотографии датированы 1996-1999 годами. На одном из снимков имеется изображение и самого Виктора Анатольевича Бута на фоне одного из своих самолетов. Этот сделанный скрытой камерой портрет долгое время оставался единственным известным изображением Бута.

В поле зрения ЦРУ и британской разведки MI6 он попал в начале 90-х годов. «Все началось с гладиолусов...» – так говорит он сам интервьюеру New York Times. Свои первые большие деньги сделал на доставке живых цветов в страны Персидского залива: южноафриканский гладиолус, купленный в Йоханнесбурге за два доллара, в Дубае продавался за сто. Одним рейсом Бут привозил 20 тонн цветов. К 1996 году авиапарк Бута насчитывал 160 машин, штат его компаний – тысячу человек. В 1997 году он построил холодильник в южноафриканском порту Питерсберг и начал возить в Нигерию мороженых цыплят. Затем пришел черед оружия. Бут создал самую разветвленную и хитроумную сеть доставки запрещенного товара в обход санкций ООН. Расплачивались с ним африканские головорезы чаще всего алмазами.

Сегодня Бут не отрицает, что возил оружие. По его мнению, перевозчик не несет ответственности за содержимое ящиков, загруженных на борт. И не считает этот бизнес нелегальным. «Нелегальное оружие? – переспрашивает он американского журналиста. – А что это такое? Если повстанцы контролируют аэропорт и город и разрешают вам посадку, что тут нелегального?» А в конце концов, добавляет он, повстанцы превращаются в правительство, которое имеет право защищаться.

В этом он совершенно прав. Когда о деятельности Бута доложили шефу управления Службы национальной безопасности по контртерроризму Ричарду Кларку, тот ответил: «Дайте мне материал для ордера на арест». Но в том-то и дело, что в США нет закона, который позволил бы привлечь к ответственности за действия, совершенные за пределами страны и не направленные против ее граждан или их собственности. Тогда Вашингтон инициировал в середине 2000 года масштабную операцию, в которой участвовали разведки семи стран четырех континентов и должностные лица на уровне членов кабинета. России в числе этих семи стран, увы, не было. Телефоны Бута были поставлены на прослушку. За ним велось неусыпное негласное наблюдение. Власти Объединенных Арабских Эмиратов предлагали американцам арестовать и выдать им Бута. Для его ареста в Шардже, где располагалась главная операционная база Бута и жила его семья, уже был готов отряд спецназа, но Вашингтон попросил отменить операцию, решив, что о его тайной империи известно еще далеко не все. В феврале 2002 года в Брюссель прибыла американская делегация, с тем чтобы договориться с бельгийскими прокурорами о сотрудничестве по делу Бута. Бельгийцы, однако, ответили отказом (что неудивительно, учитывая антиамериканизм нынешнего бельгийского правительства). Вскоре Бут, как явствовало из его телефонных разговоров, узнал о брюссельской встрече, поэтому когда бельгийцы 18 февраля направили в Интерпол международный ордер на арест Бута, он из Шарджи направился напрямик в Москву – благо самолеты у него свои.

В отличие от администрации Клинтона, администрация Буша не видит в международной организованной преступности угрозы национальным интересам США. Видимо, поэтому она утратила интерес к личности Бута. По словам одного из бывших сотрудников Белого дома, советник президента Буша по национальной безопасности Кондолизза Райс распорядилась решать «проблему Бута» дипломатическими средствами, а после 11 сентября и вовсе отменила операцию.

Предложение министра обороны России Сергея Иванова ужесточить контроль за экспортом ПЗРК не нашло отклика у его коллег. Это только на руку таким коммерсантам, как Виктор Бут

Сквозь «игольное» ушко

Сам Бут всячески дает понять в уже цитировавшемся интервью: его не трогают потому, что за ним стоят правительства, и не только России, но и стран, которые делают вид, что охотятся на него, а он, в свою очередь, умеет держать язык за зубами. Не исключено. Сегодня есть сведения об участии в нелегальных оружейных поставках Ираку президента Украины Леонида Кучмы, о расхищении приднестровских арсеналов, о продажах белорусского оружия зачастую обеим сторонам одного конфликта. О сомнительных оружейных сделках Казахстана и Киргизии. Вопреки заверениям генерала Фоменко о том, что переносные зенитно-ракетные комплексы находятся под полным контролем российского правительства, чеченские боевики не испытывают недостатка в «Иглах», которыми сбит уже не один вертолет федеральных сил.

Откуда они у чеченцев? В Москве убеждены, что из бывших советских республик. Министр обороны Сергей Иванов уже не раз призывал коллег из ближнего зарубежья провести инвентаризацию имеющихся у них в наличии ПЗРК. Министр намеревался сличить заводские номера на корпусах захваченных в Чечне ракет с номерами тех, что остались за пределами России после распада СССР. Видимо, инвентаризация так и не состоялась. В июне этого года на очередном заседании Совета министров обороны СНГ в Щучинске (Казахстан) Сергей Иванов внес предложение ужесточить контроль за экспортом ПЗРК, однако делегации Азербайджана, Грузии, Узбекистана и Украины не поддержали его. [...]

Бут готов. Всегда готов

Уроженец Душанбе и выпускник московского Института военных переводчиков, Виктор Бут принадлежит к новой генерации частных торговцев оружием, появившихся на мировом рынке после распада Советского Союза. В начале 90-х годов страны бывшего восточного блока избавлялись от устаревших арсеналов холодной войны, которым не видели применения. Но в третьем мире спрос на оружие оставался высоким. Опустевшую нишу заполнили частные предприниматели. Одним из них стал г-н Бут.

Бут имеет репутацию крупнейшего в мире нелегального торговца оружием. Следы его коммерческой деятельности обнаружены едва ли не во всех "горячих точках" Африки. Начиная с середины 90-х его имя фигурирует в докладах ООН и Госдепартамента США. Именно Бут зафрахтовал в 1995 году самолет татарской авиакомпании "Аэростан" для доставки партии автоматов АК-47 и другого военного снаряжения общим весом 30 тонн в Кабул, в распоряжение правительства Бурхануддина Раббани, чьи силы в то время отчаянно сопротивлялись наступлению "Талибана". Рейс, однако, завершился принудительной посадкой в Кандагаре, захваченном талибами. В ходе переговоров об освобождении экипажа и самолета Виктор Бут, как писали газеты, превратился из друга Ахмад Шаха Масуда в поставщика муллы Омара. После этого экипаж совершил "дерзкий побег" из Кандагара на своей собственной машине в Шарджу (ОАЭ), где располагалась штаб-квартира компании Бута.

Кандагарский инцидент привлек к персоне Бута внимание западных разведок, прежде всего американской. В 1997 году компания Бута Air Cess открыла представительство в Свазиленде - патриархальном королевстве на юге Африки. В январе 2000 года высокопоставленный западный чиновник - первый заместитель министра иностранных дел Великобритании Питер Хейн - впервые публично обвинил Бута в незаконных поставках оружия ангольской повстанческой армии УНИТА. Лидер группировки Жонас Савимби, как и другие африканские инсургенты, расплачивался за оружие алмазами.

Тема "кровавых алмазов" встала на повестку дня после того, как стало ясно: из средства финансирования войны алмазы превратились в ее цель, а за спиной как мятежников, так и правительств стоит большой транснациональный бизнес. В декабре 2001 года деятельность Виктора Бута, как и сама проблема "кровавых алмазов", нашла отражение в очередном докладе миссии ООН в Анголе. Авторы документа обратили внимание на попытки Бута открыть гранильную фабрику в столице Руанды Кигали, где у него уже было представительство. Бут держал также самолетный парк в бельгийском городе Остенде, откуда камни поступали на свободный рынок Антверпена.

После 11 сентября досье Бута пополнилось новыми подробностями. Los Angeles Times в январе 2002 сообщила года о том, что Бут принимает живейшее участие в операциях эмиратской авиакомпании Flying Dolphin, совершающей дважды в неделю регулярные грузовые рейсы из Шарджи в Кандагар. Глава компании, бывший посол ОАЭ в Вашингтоне шейх Абдулла бен Зайед аль-Сакр аль-Нахьян характеризуется газетой как деловой партнер Виктора Бута. Посол афганского правительства в изгнании в ООН, в свою очередь, заявил, что в рамках этой схемы из Эмиратов в Кандагар доставляется химическое оружие - "цианиды и другие токсичные вещества", закупленные в Германии, Чехии и на Украине. "Талибам эти химикалии не нужны, - утверждал посол. - Получатель этого груза - бен Ладен и его люди". Тот факт, что "Аль-Кайда" экспериментировала с нервно-паралитическими газами и другими отравляющими веществами, сегодня подтвержден документально благодаря видеозаписи, оказавшейся в распоряжении телекомпании CNN, на которой запечатлена сцена умерщвления газами собаки.

По оценкам независимых экспертов, на операциях с "Талибаном" и "Аль-Кайдой" Виктор Бут заработал не менее 50 миллионов долларов. После первых же сообщений в западной прессе о его афганских связях Бут спешно покинул Бельгию и переселился в Россию. 8 февраля бельгийская полиция провела обыски в домах его партнеров и сотрудников. Среди прочего обнаружились документы, подтверждающие ангольские поставки, и пропуска на аэродром Баграм близ Кабула. Арестовано было семь человек, из них под стражей остаются трое, в том числе кениец Сандживан Рупра - партнер Бута, который активно сотрудничает со следствием и служит основным источником информации о его незаконных поставках.

Спустя неделю после ареста Рупры бельгийские власти заочно предъявили Виктору Буту обвинение в отмывании криминальных доходов и 18 февраля выдали международный ордер на его арест. 28 февраля в прямом эфире "Эха Москвы" Бут опроверг все до единого обвинения и заявил, что совершенно свободно и спокойно проживает в Москве; что касается зарубежного бизнеса, то он его свернул по причинам, не имеющим отношения к "травле". Примерно через полчаса после начала интервью на ленте Интерфакса появилось заявление представителя национального бюро Интерпола в Москве Игоря Цирюльникова, который сказал: "На сегодняшний день можно с уверенность утверждать, что Бута на территории России нет". Спустя несколько дней г-н Цирюльников разъяснил корреспонденту "Комсомольской правды", что ордер из Бельгии еще не получен, а когда будет получен, все документы будут переданы в Генпрокуратуру и спецслужбы России для проверки - если обвинения будут признаны основательными, последуют, мол, соответствующие решения.

Как видно, бельгийские материалы то ли до сих пор в Москву не поступили, то ли признаны неубедительными. Виктор Бут не только не задержан, но и свой бизнес с "Аль-Кайдой", по сведениям Washington Post, не свернул. Ссылаясь на источники в европейских спецслужбах, газета сообщает о недавней доставке несколькими партиями груза принадлежащего "Аль-Кайде" золота из пакистанского порта Карачи морем в Иран. В Иране, как уже писали Грани.Ру, окопались члены высшего руководства "Аль-Кайды". Конечным пунктом маршрута была суданская столица Хартум. На этом последнем отрезке в операции участвовали самолеты Виктора Бута. Судан фигурирует в его послужном списке начиная с марта 1999 года, когда лондонская Observer сообщила со ссылкой на британского пилота, работавшего в компании Бута, о регулярных нарушениях Бутом оружейного эмбарго ООН в отношении этой страны. Как известно, с 1991 по 1996 год в Судане жил Осама бен Ладен.

17 ноября 1989 г., ровно 20 лет назад, ушел из жизни Николай Яковлевич Бут,
народный художник РСФСР, лауреат ряда государственных премий и наград,
Почетный гражданин города-героя Керчи
Его творческие заслуги неоднократно были отмечены еще при жизни художника. В 1968 г. он был награжден золотой медалью имени М. Б. Грекова за участие в воссоздании панорамы Ф. Рубо «Бородинская битва» (Москва, 1967 г.), в этом же году ему присвоено почетное звание «Заслуженный художник РСФСР» за цикл картин «Аджимушкай. 1942 год». В 1972 г. присуждена премия имени Вита Неедлы (ЧССР) за цикл картин «Словацкое национальное восстание». В 1975 г. художник награжден орденом «Знак Почета»; ему присужден диплом Академии художеств СССР за цикл картин «Героическая морская пехота». В
1979 г. присуждена Государственная премия Украинской ССР имени Т. Г. Шевченко за диораму «Битва за Днепр (форсирование реки Днепр у села Войсковое в 1943 году»). В 1980 г. присвоено почетное звание «Народный художник РСФСР». В 1982 г. Н. Я. Бут награжден Почетной медалью Советского фонда мира за участие в создании панорамы «Сталинградская битва», присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Чечено-Ингушской АССР». В 1986 г. он был награжден орденом «Красная звезда».
С именем Керчи художника связала тема обороны подземного гарнизона в Аджимушкайских каменоломнях в 1942 г. - тема, к которой он обратился в начале своего творческого пути, и которая стала доминантной в его художнической деятельности.
Родился Н. Я. Бут 21 апреля
1928 г. в Украине, на хуторе Погожа Криница Сумской области. Рисовать начал в 13-14 лет. Со школьной скамьи увлекался романтикой минувших войн, вероятно, свою роль сыграли и рассказы отца - участника Гражданской войны. Пережив фашистскую оккупацию, с особой остротой воспринимал вести с фронтов, доходившие до Таганрога, куда семья перебралась в 1944 г.
Юношеское увлечение героикой ратного подвига воплотилось в годы ученичества в Ростовском художественном училище (1945 - 1949) в работе над триптихом «Борьба украинского народа за воссоединение с Россией. 1648 - 1654 г.г.» Окончательно определившийся круг его творческих устремлений завершился созданием огромного холста «Брестская крепость» (1953-1957).
Одновременно с постижением живописного мастерства Николай Бут занимался и драматическим искусством. Поступив в институт после окончания художественного училища и параллельно сдав экзамены в театральный вуз, он одновременно стал студентом Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова и Государственного института театрального искусства. Но увлечение живописью оказалось сильнее.
В 1956 г. шла подготовка к Московскому всемирному фестивалю молодежи и студентов. По всей стране проводились конкурсы, в которых участвовали не только профессиональные артисты, но и самодеятельные. Н. Бут - студент Харьковского художественного института - принял участие в конкурсе чтецов. Успешно исполнив отрывки из поэмы Т. Г. Шевченко «Гайдамаки» и Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», он занял первое место, как в области, так и республике и, завоевав серебряную медаль на заключительном туре всесоюзного конкурса в столице, был официально приглашен в Киевский академический театр им. Ивана Франко.
Но и во второй раз он не отказался от своего художнического предназначения. Близилась к завершению дипломная работа «Брестская крепость», вскоре успешно защищенная и рекомендованная на выставку «40 лет Вооруженных Сил СССР», где картину заметили, а автор был приглашен в Студию военных художников имени М. Б. Грекова.
Николай Яковлевич не стал актером, но его артистическая натура проявилась в присущей художнику творческой манере: перевоплощаясь, он жил чувствами и мыслями своих героев, поэтому они так достоверны и так правдивы ситуации, в которых они оказались.
Служба Н. Я. Бута в Студии началась в 1958 г. и совпала с атмосферой активных поисков и экспериментов в области монументального искусства. Масштабность событий всенародной войны против гитлеровского порабощения, новые принципы организации действия войск на полях сражений минувшей войны настоятельно требовали творческих поисков иных, соответствующих им художественных решений. Так возникла идея применения в советских условиях уже проверенного на опыте Ф. А. Рубо диорамно-панорамного искусства.
Начало работы в Студии совпало с началом создания первой советской панорамы «Сталинградская битва». Над панорамой работал коллектив художников-баталистов Студии им. М. Б. Грекова: Н. Я. Бут, В. К. Дмитриевский, Т. И. Жигимонт, П. Т. Мальцев, Г. И. Марченко, М. И. Самсонов, Ф. П. Усыпенко. Авторской группе помогала коллегия военных консультантов, в которую входили маршалы Советского Союза А. И. Еременко, В. И. Чуйков, Н. И. Крылов, главный маршал артиллерии Н. Н. Воронов, генерал-полковники М. С. Шумилов, И. И. Людников и другие. Кроме того, художники встречались с защитниками Сталинграда, прослушали курс лекций по Сталинградской битве в Академии им. Фрунзе и Академии Генерального штаба им. Ворошилова, работали в архивах, просмотрели многие километры пленки военной кинохроники.
Первые натурные этюды были сделаны в 1958 г. Открытие панорамы состоялось в 1982 г. Художник сразу же был включен в авторский коллектив. Позже, в 60-е годы, он принял участие в восстановлении панорамы «Бородинская битва», которая была открыта в честь героев Отечественной войны 1812 года. Отреставрированная панорама вновь открылась в специально построенном здании в 1962 г.
В 1972-1975 годах, в соавторстве с Н. В. Овечкиным, была создана диорама «Битва за Днепр (Форсирование реки Днепр у села Войсковое в 1943 году)» (г. Днепропетровск). В 1980 г. открыта диорама «Штурм г. Армянска» (Симферополь), посвященная освобождению Крыма от гитлеровцев в 1944 г. Последняя работа Николая Яковлевича в области диорамно-панорамного искусства - диорама «Огненная дуга» (г. Белгород), выполненная в соавторстве в Г. К. Севостьяновым и В. Н. Щербаковым в 1987 г.
Колоссальный опыт работы в создании диорам и панорам был переосмыслен художником и нашел свое выражение в написании тематических циклов, первым из которых явился «Аджимушкай. 1942 год». Затем последовали циклы - «Дружба, рожденная в боях», посвященная Словацкому национальному восстанию, и «Героическая морская пехота».
Особенность творческой манеры Н. Я. Бута проявилась в его стремлении к масштабности даже в малых формах: если не рождался цикл, то появлялась серия работ, объединенная конкретным замыслом. За 31 год творческой жизни художнику пришлось немало путешествовать, как по Союзу, так и за его пределами. Результатами поездок стали новые серии работ - графические и живописные - «По Чехословакии. Путевые зарисовки»; «По Чехословакии, Италии, Финляндии. Путевые зарисовки»; «Дружба, рожденная в боях»; «Непал и Шри Ланка»; «Земля и люди Чечено-Ингушетии»; «Выполняя интернациональный долг. Афганские зарисовки». Начиная с
1948 г., за всю свою творческую жизнь художник принял участие более чем в ста выставках - коллективных и персональных.
Но, несмотря на разработку новых тем и реализацию впечатлений от рабочих поездок по службе, художник постоянно возвращался к Аджимушкайской эпопее, вошедшую раз и навсегда в его духовную и творческую жизнь. Знакомство Н. Я. Бута с Керчью произошло заочно: в 1944 г. по всесоюзному радио прозвучало стихотворение И. Л. Сельвинского «Аджимушкай», написанное в каменоломнях 2-12 ноября 1943 г. Оно было услышано миллионами советских людей, в том числе и 16-летним Николаем Бутом. Когда в конце войны ему случайно попался обрывок газеты с этим же стихотворением, юноша еще более утвердился в намерении побывать на месте событий и увидеть все своими глазами.
Многие страницы героической обороны керченских каменоломен известны с документальной точностью, хотя малоизвестно, что осмысление этих событий, их изучение началось с 1943 г., когда в штольни спустились воины-десантники, положившие начало освобождению Керчи.
Но спуститься в катакомбы Н. Я. Буту удалось только в 1960 г.: Николай Яковлевич, уже военный художник, впервые приехал в Керчь. К тому времени, с приходом в Керченский историко-археологический музей нового сотрудника С. М. Щербака (1911-1997), участника Великой Отечественной войны, принимавшего участие в боях за освобождение Керчи и Крыма, полковника авиации, военного историка началась активная работа по сбору и изучению исторического материала, выявлению участников событий, их родственников. Результатом этой огромной работы явилось создание первой подземной экспозиции, посвященной героической обороне. Сергей Михайлович первым начал работать в центральных архивах страны, впервые организовал и провел ряд экспедиционных исследований-раскопок под землей. С основателем музея Аджимушкайской обороны художника связала долгая дружба, вплоть до самой смерти Николая Яковлевича.
В каменоломнях Н. Я. Бут начал работу, как ему думалось, над одной картиной. Но новая информация, поступавшая в результате поисковой работы, расширяли обозначившуюся трагическую канву событий. Осмысленное реализовывалось в накапливающихся зарисовках, эскизах, рисунках и этюдах; поездки в Керчь становились чаще и вносили коррективы в творческие планы и замыслы художника.
Так вместо одной работы он создал триптих, а вслед за ним родился целый ряд полотен под общим названием «Аджимушкайская трагедия». Обдумывая название цикла, автор иногда называл его - «Герои Аджимушкая», но, в конечном счете, остановился на названии, звучащем более кратко, емко и значимо: «Аджимушкай. 1942 год». Всего создано более 150 работ, включая самостоятельные произведения, рисунки и этюды к картинам.
Сложившийся к 1967 г. этот круг картин с успехом экспонировался на передвижных выставках в Москве, Севастополе, Симферополе, Одессе, Ростове-на-Дону, Донецке, Краматорске, Керчи. Временная экспозиция в 1968 г. в Керчи обрела постоянство и была развернута в здании Керченского историко-археологического музея. Выставка размещалась в здании церкви Александра Невского на обустроенном втором этаже, ныне не существующем. В ту пору здание церкви было включено в состав Керченского историко-археологического музея.
Некоторое время художник предполагал, что его работы будут экспонироваться в планировавшемся в Керчи мемориальном ансамбле «Герои Аджимушкая». Но мемориал, выстроенный по проекту киевлян (скульпторы Б. Климушко, Е. Горбань, архитектор С. Миргородский) и открытый в мае 1982 г., из-за повышенной влажности не был готов к размещению в нем художественных полотен. 7 мая 1985 г., в канун 40-летия Победы, постоянная экспозиция выставки переместилась в отдельное здание картинной галереи по улице Театральной, 36, где экспонируется и в настоящее время.
Интерес художника к чисто станковым формам портрета, позволил широко раскрыть образ модели, привел к появлению галереи разнообразных людских характеров, сложившихся в единую мозаику, в которой отразился художественный портрет Человека, вставшего на защиту мира против всякого насилия.
Сам художник не скрывал своей привязанности к портрету. Он писал: «Мы - художники, обязаны оставить свидетельства о виденном и пережитом поколениям, которые знают, и будут знать о войне по книгам, картинам и кинофильмам. Они должны знать и тех, кто, сам, опухая от голода, кормил и одевал солдат Победы, и какой ценой она добыта, сколько страданий, крови, жизней она стоит. Этих людей, которые дали нам великое счастье жить свободно, каждый должен знать в лицо и поименно. В этом я вижу свой художнический и гражданский долг!»
Тема цикла уже сама по себе определила принадлежность работ к батальному жанру. Но своеобразие полотен Н. Я. Бута заключается, прежде всего, в том, что в них практически никогда не изображается момент схватки противоборствующих сторон, и на холсте вообще отсутствует фигуративный образ врага.
Сюжетный круг живописных холстов четко определен реалиями жизни и борьбы гарнизона. Подготовка к бою представлена на картине «На задание» (1966); напряженное ожидание боя - в работе «Засада» (1968); самопожертвование, трагические мгновения, завершающие сражения, - в холстах «Последняя граната»(1962), «Во имя жизни» (1963), «Последний рубеж» (1965). Сцены клятвы верности на могилах погибших товарищей изображены художником в полотнах «Скорбная минута» (1965); двух вариантах картины «Клятва» (1965-1967 и 1974-1978).
Ожесточенность сражения художник передает, акцентируя внимание зрителей на психологическом состоянии его участников. Отсюда и стремление автора к композиционному портрету (триптих «Аджимушкайцы», 1964; «Часовой», 1963; «Аджимушкайская Аленушка», 1966; «Детство, опаленное войной», 1965; «Командир морской пехоты», 1974; портреты руководителей обороны. Однако конкретность портретных характеров настолько типизирована, что композиционные портреты раздвигает границы своего жанра, перерастая в тематическую картину. Немногочисленные суровые пейзажи - «В Аджимушкайских каменоломнях» (1962); «Священные камни Аджимушкая» (1963); «Суровые камни» (1967) конкретизируют места событий, усиливая драматизм происходящего.
Картины Аджимушкайского цикла на первый взгляд - иллюстрации к конкретному историческому событию. И в этом смысле работы Н. Я. Бута можно отнести к историческому жанру. Но событийность уходит у художника на второй план: все внимание сосредоточено на сложных внутренних психологических качествах модели. Их дополняют размышления автора о подвиге, его духовно-нравственных истоках, патриотических чувствах не только профессиональных военных, чья работа - Родину защищать, но и мирных граждан, оторванных от созидательных дел, мужчин, женщин и даже детей - людей разных поколений, взявшихся за оружие в борьбе с врагом, чтобы отстоять свое право на жизнь.
Архитектоника полотен строга и монументальна. Автор часто совмещает прием крупных планов с фронтальной композицией, лишенной какой-либо сюжетной завязки. Крупный план позволяет художнику высветить героев из уходящего времени, а зрителю - стать в положение очевидца событий. Напряженность происходящего подчеркивают ракурсы, выразительность жестов, поз. Освещение выхватывает из темноты штолен наиболее характерное в фигурах, лицах, взглядах, акцентируя внимание на эмоционально-психологическом состоянии героев, их индивидуальности. Композиционный дар мастера позволяет компоновать холсты, в том числе и многофигурные и большеформатные, никогда не повторяясь.
Этот цикл картин - яркое свидетельство творческого, патриотического подвига художника Николая Бута. В картинах не только материализовались образы воинов героической цитадели, но и реализовалась стихотворная формула заклятия поэта Ильи Сельвинского: «Воспрянь же, в мертвый погруженный сон, Подземной цитадели гарнизон!».
Более того, талант мастера, позволивший ему передать горькую правду войны с позиций общечеловеческих ценностей, обозначил нравственно-философское понимание проблемы: во все времена в самых сложных условиях, на грани жизни и смерти, граждане своего Отечества, его защитники остаются хранителями высоких нравственных качеств.
Мир произведений Н. Я. Бута - «оптимистическая» трагедия. Сопереживая страданиям участников Аджимушкайской эпопеи, соприкасаясь с ее событиями, зритель проходит путь очищения души священным волнением - это психологическое состояние древние греки называли катарсисом. В этом заключается высокое предназначение искусства.
По выражению О. Родена, «Искусство (...) - это отражение сердца художника на всех предметах, которых он касается». Сердце Николая Яковлевича Бута, коснувшись Аджимушкая, отразилось в его творчестве: он сумел талантливо передать зрителю смысл и символ аджимушкайской трагедии. Как истинное произведение искусства эти работы переросли узкие хронологические рамки. Галерея защитников подземной крепости стала выразительным мемориальным памятником, предшественником которому явилась эрмитажная галерея портретов героев и полководцев Отечественной войны 1812 года в Санкт-Петербурге.
На иллюстрациях: «Аджимушкайцы». 1964; «Во имя жизни». 1965; «Детство, опаленное войной». 1965; «Аджимушкайская Аленушка». 1966.

(1989-11-17 ) (61 год) Место смерти: Гражданство:

СССР СССР

Жанр:

батальный

Стиль: Награды:
Звания:
Премии:

Никола́й Я́ковлевич Бу́т ( -) - народный художник РСФСР (), один из ведущих мастеров СВХ имени М. Б. Грекова . Почетный гражданин города-героя Керчи .

Биография

Рисовать начал с 13-14 лет. Особую тягу испытывал к изображению исторических баталий. Занимался в изостудии Таганрогского Дворца пионеров .

Но тем не менее, художник не изменил своему признанию. Его дипломная работа, посвящённая защитникам Брестской крепости была замечена и рекомендована на выставку «40 лет Вооруженных Сил СССР». Автора полотна отметили и пригласили в СВХ имени М. Б. Грекова (1958).

Как раз в это время в Студии наметились перемены. Ставились масштабные эксперименты в области монументального искусства. Требовались новые способы изображения войны с её принципиально новыми способами организации ведения боя, выражения огромного подвига советского народа. Поэтому художники искали соответствующие формы художественных решений. Итогом творческих поисков стало применение диорамно-панорамного искусства, уже апробированного ранее на опыте Ф. А. Рубо

Н. Я. Бут принимал участие в создании первой советской панорамы «Сталинградская битва» (1958-1982), за которую впоследствии был награждён Почетной медалью Советского фонда мира. Наряду с ним в работе над панорамой принимали участие такие художники-баталисты, как В. К. Дмитриевский , П. И. Жигимонт , П. Т. Мальцев , Г. И. Марченко , М. И. Самсонов , Ф. П. Усыпенко . Активно помогали художникам военные консультанты: маршалы Советского Союза А. И. Еременко , В. И. Чуйков , Н. И. Крылов и другие.

В начале 1960-х годов непродолжительное время преподавал в таганрогской изостудии ДК комбайнового завода , где, по воспоминаниям студийцев, за короткий срок успел мастерски «поставить» ученикам академический рисунок .

В 1960-е годы Н. Я. Бут принял участие в восстановлении панорамы «Бородинская битва» , которая была открыта в честь героев войны 1812 года .

Картины с успехом экспонировались на передвижных выставках. Выставлялись в Москве, Севастополе, Симферополе, Одессе, Донецке. В 1968 году экспозиция поселилась в Керченском историко-археологическом музее, а 7 мая 1985 года переехала в Картинную галерею на ул. Театральной, где находится и сейчас.

Награды и премии

  • Государственная премия УССР имени Т. Г. Шевченко (1979) - за диораму «Битва за Днепр»
  • премия имени Вита Неедлы (ЧССР) (1972) - за цикл картин «Словацкое национальное восстание»
  • Золотая медаль имени М. Б. Грекова (1968) - за участие в воссоздании панорамы Ф. А. Рубо «Бородинская битва»
  • Почётная медаль Советского фонда мира (1982) - за участие в создании панорамы «Сталинградская битва»
  • диплом АХ СССР за цикл картин «Героическая морская пехота»

Напишите отзыв о статье "Бут, Николай Яковлевич"

Ссылки

Источники

Отрывок, характеризующий Бут, Николай Яковлевич

Очевидно было, что его не интересовала нисколько личность Балашева. Видно было, что только то, что происходило в его душе, имело интерес для него. Все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли.
– Я не желаю и не желал войны, – сказал он, – но меня вынудили к ней. Я и теперь (он сказал это слово с ударением) готов принять все объяснения, которые вы можете дать мне. – И он ясно и коротко стал излагать причины своего неудовольствия против русского правительства.
Судя по умеренно спокойному и дружелюбному тону, с которым говорил французский император, Балашев был твердо убежден, что он желает мира и намерен вступить в переговоры.
– Sire! L"Empereur, mon maitre, [Ваше величество! Император, государь мой,] – начал Балашев давно приготовленную речь, когда Наполеон, окончив свою речь, вопросительно взглянул на русского посла; но взгляд устремленных на него глаз императора смутил его. «Вы смущены – оправьтесь», – как будто сказал Наполеон, с чуть заметной улыбкой оглядывая мундир и шпагу Балашева. Балашев оправился и начал говорить. Он сказал, что император Александр не считает достаточной причиной для войны требование паспортов Куракиным, что Куракин поступил так по своему произволу и без согласия на то государя, что император Александр не желает войны и что с Англией нет никаких сношений.
– Еще нет, – вставил Наполеон и, как будто боясь отдаться своему чувству, нахмурился и слегка кивнул головой, давая этим чувствовать Балашеву, что он может продолжать.
Высказав все, что ему было приказано, Балашев сказал, что император Александр желает мира, но не приступит к переговорам иначе, как с тем условием, чтобы… Тут Балашев замялся: он вспомнил те слова, которые император Александр не написал в письме, но которые непременно приказал вставить в рескрипт Салтыкову и которые приказал Балашеву передать Наполеону. Балашев помнил про эти слова: «пока ни один вооруженный неприятель не останется на земле русской», но какое то сложное чувство удержало его. Он не мог сказать этих слов, хотя и хотел это сделать. Он замялся и сказал: с условием, чтобы французские войска отступили за Неман.
Наполеон заметил смущение Балашева при высказывании последних слов; лицо его дрогнуло, левая икра ноги начала мерно дрожать. Не сходя с места, он голосом, более высоким и поспешным, чем прежде, начал говорить. Во время последующей речи Балашев, не раз опуская глаза, невольно наблюдал дрожанье икры в левой ноге Наполеона, которое тем более усиливалось, чем более он возвышал голос.
– Я желаю мира не менее императора Александра, – начал он. – Не я ли осьмнадцать месяцев делаю все, чтобы получить его? Я осьмнадцать месяцев жду объяснений. Но для того, чтобы начать переговоры, чего же требуют от меня? – сказал он, нахмурившись и делая энергически вопросительный жест своей маленькой белой и пухлой рукой.
– Отступления войск за Неман, государь, – сказал Балашев.
– За Неман? – повторил Наполеон. – Так теперь вы хотите, чтобы отступили за Неман – только за Неман? – повторил Наполеон, прямо взглянув на Балашева.
Балашев почтительно наклонил голову.
Вместо требования четыре месяца тому назад отступить из Номерании, теперь требовали отступить только за Неман. Наполеон быстро повернулся и стал ходить по комнате.
– Вы говорите, что от меня требуют отступления за Неман для начатия переговоров; но от меня требовали точно так же два месяца тому назад отступления за Одер и Вислу, и, несмотря на то, вы согласны вести переговоры.
Он молча прошел от одного угла комнаты до другого и опять остановился против Балашева. Лицо его как будто окаменело в своем строгом выражении, и левая нога дрожала еще быстрее, чем прежде. Это дрожанье левой икры Наполеон знал за собой. La vibration de mon mollet gauche est un grand signe chez moi, [Дрожание моей левой икры есть великий признак,] – говорил он впоследствии.
– Такие предложения, как то, чтобы очистить Одер и Вислу, можно делать принцу Баденскому, а не мне, – совершенно неожиданно для себя почти вскрикнул Наполеон. – Ежели бы вы мне дали Петербуг и Москву, я бы не принял этих условий. Вы говорите, я начал войну? А кто прежде приехал к армии? – император Александр, а не я. И вы предлагаете мне переговоры тогда, как я издержал миллионы, тогда как вы в союзе с Англией и когда ваше положение дурно – вы предлагаете мне переговоры! А какая цель вашего союза с Англией? Что она дала вам? – говорил он поспешно, очевидно, уже направляя свою речь не для того, чтобы высказать выгоды заключения мира и обсудить его возможность, а только для того, чтобы доказать и свою правоту, и свою силу, и чтобы доказать неправоту и ошибки Александра.
Вступление его речи было сделано, очевидно, с целью выказать выгоду своего положения и показать, что, несмотря на то, он принимает открытие переговоров. Но он уже начал говорить, и чем больше он говорил, тем менее он был в состоянии управлять своей речью.
Вся цель его речи теперь уже, очевидно, была в том, чтобы только возвысить себя и оскорбить Александра, то есть именно сделать то самое, чего он менее всего хотел при начале свидания.
– Говорят, вы заключили мир с турками?
Балашев утвердительно наклонил голову.
– Мир заключен… – начал он. Но Наполеон не дал ему говорить. Ему, видно, нужно было говорить самому, одному, и он продолжал говорить с тем красноречием и невоздержанием раздраженности, к которому так склонны балованные люди.
– Да, я знаю, вы заключили мир с турками, не получив Молдавии и Валахии. А я бы дал вашему государю эти провинции так же, как я дал ему Финляндию. Да, – продолжал он, – я обещал и дал бы императору Александру Молдавию и Валахию, а теперь он не будет иметь этих прекрасных провинций. Он бы мог, однако, присоединить их к своей империи, и в одно царствование он бы расширил Россию от Ботнического залива до устьев Дуная. Катерина Великая не могла бы сделать более, – говорил Наполеон, все более и более разгораясь, ходя по комнате и повторяя Балашеву почти те же слова, которые ои говорил самому Александру в Тильзите. – Tout cela il l"aurait du a mon amitie… Ah! quel beau regne, quel beau regne! – повторил он несколько раз, остановился, достал золотую табакерку из кармана и жадно потянул из нее носом.
– Quel beau regne aurait pu etre celui de l"Empereur Alexandre! [Всем этим он был бы обязан моей дружбе… О, какое прекрасное царствование, какое прекрасное царствование! О, какое прекрасное царствование могло бы быть царствование императора Александра!]
Он с сожалением взглянул на Балашева, и только что Балашев хотел заметить что то, как он опять поспешно перебил его.
– Чего он мог желать и искать такого, чего бы он не нашел в моей дружбе?.. – сказал Наполеон, с недоумением пожимая плечами. – Нет, он нашел лучшим окружить себя моими врагами, и кем же? – продолжал он. – Он призвал к себе Штейнов, Армфельдов, Винцингероде, Бенигсенов, Штейн – прогнанный из своего отечества изменник, Армфельд – развратник и интриган, Винцингероде – беглый подданный Франции, Бенигсен несколько более военный, чем другие, но все таки неспособный, который ничего не умел сделать в 1807 году и который бы должен возбуждать в императоре Александре ужасные воспоминания… Положим, ежели бы они были способны, можно бы их употреблять, – продолжал Наполеон, едва успевая словом поспевать за беспрестанно возникающими соображениями, показывающими ему его правоту или силу (что в его понятии было одно и то же), – но и того нет: они не годятся ни для войны, ни для мира. Барклай, говорят, дельнее их всех; но я этого не скажу, судя по его первым движениям. А они что делают? Что делают все эти придворные! Пфуль предлагает, Армфельд спорит, Бенигсен рассматривает, а Барклай, призванный действовать, не знает, на что решиться, и время проходит. Один Багратион – военный человек. Он глуп, но у него есть опытность, глазомер и решительность… И что за роль играет ваш молодой государь в этой безобразной толпе. Они его компрометируют и на него сваливают ответственность всего совершающегося. Un souverain ne doit etre a l"armee que quand il est general, [Государь должен находиться при армии только тогда, когда он полководец,] – сказал он, очевидно, посылая эти слова прямо как вызов в лицо государя. Наполеон знал, как желал император Александр быть полководцем.

Российский бизнесмен Виктор Бут, отбывающий 25-летний тюремный срок в США по обвинению в подготовке сговора с целью убийства американских граждан и материальной поддержки терроризма, все еще находится в тесной трехместной камере, куда его поместили по решению дисциплинарного слушания в порядке наказания за телефонный разговор с журналистом телеканала RT, имени которого не было в списке разрешенных администрацией тюрьмы контактов россиянина. Бута также лишили телефонных звонков домой и покупок в тюремном магазине на два месяца. Срок административного наказания истек, теперь он может звонить родственникам и друзьям, но из блока трехместных камер его переводить не торопятся. Корреспондент РИА Новости Евгений Беленький, имя которого занесено в список разрешенных контактов россиянина, поговорил с Бутом по телефону.

Виктор, привет! Рад снова тебя слышать! Как ты?

— Спасибо, в порядке. Рад звонку!

Расскажи в двух словах о блоке трехместных камер, куда тебя поместили в порядке дисциплинарного взыскания.

— Это одно из наказаний — перевод в новый блок общего режима, построенный в 2002 году. Тут камеры сначала были на двоих, с двухэтажными койками, а потом втиснули еще третью койку поперек, так что сейчас здесь тесновато, похоже на купе в вагоне. Но зато большая общая зона, такая, как, знаешь, такой дворик со стульями, как показывают в кино про американские тюрьмы. И еще хорошо, что этот блок с кондиционером. Старые корпуса строились в шестидесятые годы, там кондиционеров нет, поэтому летом очень жарко. Летом тут температура поднимается до 35-36, даже иногда до 40 градусов, а влажность бывает в некоторые дни до 100%, практически как в Таиланде… Все остальные общие зоны, в которых заключенные могут находиться в течение дня, те же самые, они одни и те же на все блоки, кроме спецблока коммуникационного контроля, в котором я был в первые годы. Днем мы просто переходим из барака в барак, столовая та же самая, в которой я питался до наказания за разговор с журналистом RT.

А как соседи по камере? Как отношения с ними?

— Здесь дают возможность выбирать соседей, чтобы не было конфликтов. Соседи у меня нормальные.

Как сейчас с питанием? Тебе удается поддерживать твою вегетарианскую диету?

Юрист: не исключаю, что в США придумают еще "способы воздействия" на Бута Россиянину Виктору Буту увеличили срок пребывания в американской тюрьме за якобы производство алкоголя в камере, сообщают СМИ. Юрист в области международного права Тимур Маршани в эфире радио Sputnik назвал ситуацию политизированной.

— Своими усилиями (смеется) . Тут у нас во дворике трава растет. Летом травы почти не было, было слишком жарко. Сейчас травы много, и я в ней нахожу съедобные растения — одуванчики, дикий цикорий, дикий лук. В столовой с овощами не очень: бывают салатные листья, к ним добавляют немножко огурца типа нашего парникового, морковь, которая всегда не свежая, а консервированная.

Вот и приходится дополнять диету самостоятельно: собирать на тюремном газоне съедобные растения и делать из них себе салат. Овощи у них здесь вообще считаются каким-то продуктом-изгоем: всех интересует мясо и сыр прежде всего. Многие мои товарищи по блоку едят чипсы с "Кока-колой" и от этого балдеют, а меня считают чудаком, который хочет сам себя отравить (смеется) .

— Какую реакцию у заключенных вызывает развитие российско-американских отношений в нынешней стадии? Как-то реагируют заключенные на встречу президентов, которая состоялась во Вьетнаме?

— Большинство заключенных не реагируют никак: они далеки от политики. Но есть те, кого политика интересует, и эти люди, как я заметил, все больше поддерживают Трампа и последними словами ругают демократов и то, что они здесь, в Америке, устроили за время своего правления. Многие заключенные не принимают ухудшения отношений с Россией и считают происходящее сейчас чем-то бессмысленным и непонятным. Интересно, что многие из тех, кто интересуется политикой, хотят после освобождения уехать из США, и я часто слышу вопрос о том, впустит и примет ли Россия человека с судимостью. Я говорю, не знаю, самый простой способ узнать — попробовать. Когда освободитесь, подайте документы на российскую визу.

© Предоставлено Аллой Бут

© Предоставлено Аллой Бут

А как с преподаванием русского языка? Я помню, у тебя даже собиралась целая группа, которую ты учил русскому?

— Учат, учат. Один есть ученик, с которым мы уже можем на некоторые темы беседовать по-русски, он может петь несколько русских песен. Занимается упорно, пять раз в неделю со мной и еще по часу в день сам, ему интересно. Другие хотят заниматься раз в неделю и за два месяца выучить русский. Я им сразу сказал, это не получится. Надо по крайней мере год пахать часа по три в день. Остались те, кто понял, что заниматься надо регулярно, — вот с ними и занимаемся. И еще нужны учебники, конечно. Того, что есть, не хватает. Мы до сих пор занимаемся по учебникам начального уровня, а следующих частей пока добыть не удалось.

Я знаю, что, помимо занятий йогой, спортом, преподаванием русского, ты еще рисуешь. Карандаш?

— Карандаш, уголь, пастель. Учусь рисовать. Мне прислали хорошие учебники. Есть женщина из Канады, Дроздова Анна, она уже давно меня поддерживает. Анна прислала мне очень хорошие наши учебники, прекрасный "Курс академического рисунка" Николая Ли, вот я сейчас по этому учебнику и занимаюсь.

© Предоставлено Аллой Бут


© Предоставлено Аллой Бут

Я слышал, что у вас в тюрьме была выставка работ заключенных.

— Это было в прошлом году. Они тут каждый год проводят выставку картин, написанных и нарисованных заключенными. Здесь есть человек шесть-семь, которые хорошо рисуют, пишут маслом, акварелью. На эти ежегодные выставки приглашают профессора живописи из местного университета. Очень интересный человек, надо сказать: он сам сидел в тюрьме в молодости и там же начал рисовать. Освободился, поступил в университет на факультет живописи, окончил его, и остался там преподавать. Он с очень большим пиететом относится к тюремным художникам, старается помочь, мотивировать их. Говорит им постоянно, что не надо отчаиваться, надо использовать тюремный опыт как положительный, а не отрицательный. Выставку проводили в спортзале, там много работ выставили, и он эти картины высоко оценил. Мне сказал, что надо продолжать заниматься рисованием, больше работать, попытаться нарисовать какую-то большую картину.

Времени мало остается. Скажи, есть ли что-то такое, что ты хотел бы сказать для публикации в РИА Новости?

— Конечно. Хочу домой! Заберите меня! (смеется) Что еще сказать? Понятно, что все понятно… Будем продолжать смотреть этот цирк, который происходит… Пожелать хочу, наверное, всем быть начеку, потому что, как говорили в старое время, "размахивая жупелом империализма, Америка готовит новые провокации". Вот в чем дело… На мой взгляд, взгляд немного со стороны, к сожалению, времена будут очень сложные, судя по всему. Просто так они от этого всего не откажутся — от того, что говорят и делают сейчас, — и будут делать все, чтобы устроить какую-то войну с Россией, втянуть Россию в конфликт так или иначе. Достаточно посмотреть на то, что они в Европе делают, что на Украине делают. К чему это приведет? Тут вот вчера, сегодня все СМИ напали на Трампа только за его слова о доверии Путину и необходимости сотрудничества с Россией, сказанные после встречи во Вьетнаме.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ Починковского района»
Курс лекций.
История картин.
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна
2017

Н. Бут. Солдаты подземного гарнизона.
Аджимушкайские каменоломни – один из самых значительных памятников боевой
славы города – героя Керчь. Самой яркой страницей в истории Аджимушкая стало
сопротивление легендарных подземных гарнизонов Центральных и Малых
Аджимушкайских каменоломен в мае – октябре 1942 года. Бойцы и командиры
Красной Армии в это время проявили стойкость и героизм, продемонстрировали
величайшие моральные качества, верность воинской присяге и преданность своей
Родине.
В мае 1942 года гитлеровцы начали наступательные действия на Акномайском
перешейке. Непрерывные атаки немецких танков, бомбёжки с воздуха вынудили
Крымский фронт отступать. На переправе в Тамань скопилось много подразделений
войск. Так, часть войск фронта закрепилась у Аджимушкайских каменоломен, чтобы
сдержать натиск врага. Немцам удалось окружить отряд, несколько тысяч бойцов и
командиров. Они приняли решение уйти в каменоломни, чтобы продолжать бороться.
Руководители обороны – командир – подполковник П. М. Ягунов, а после его смерти –

подполковник Г. М. Бурмин, начальник штаба – старший лейтинант П. Е. Сидоров,
старший батальонный комиссар И. П. Парахин и подземный гарнизон в 10000 бойцов с
5000 мирных жителей.
Подземные каменоломни стали сражающейся крепостью на 170 дней и ночей без воды,
еды и боеприпасов. Выполняя свой воинский долг, они сражались, выполняя смелые
операции, нанося врагу существенные потери.
Фашисты блокировали выходы, взрывали своды подземелья, закачивали смертоносный
газ, но сломить сопротивление подземных гарнизонов не могли. В живых осталось
немногим более 200 человек.
Закончилась война. Прошли года. Постепенно начался активный поиск и исследование
этого подвига. Этой страницы Великой Отечественной войны.
Народный художник России и Украины Николай Яковлевич Бут в Керчь приехал в
1960 году. Человек он был военный, в звании – майор. Благодаря его неиссякаемой
энергии и таланта художника – баталиста, сегодня новое поколение керчан могут
увидеть в его полотнах те страшные события ВОВ.
Николай Яковлевич родился на Украине в хуторе Погожа Криница Сумской области в
1928 году. В 1934 году его семья переехала в Таганрог. Семилетним мальчиком он
встретил войну с её ужасами и морем слёз. Таганрог был оккупирован.
Утром 17 октября 1941 года в Таганрог вошли германские войска. Зазвучала чужая
речь, началась «новая» жизни с ещё более страшными последствиями. Расстрелы
мирного населения, патриотов, женщин и детей. Была введена трудовая повинность с
14 лет. Раненых красноармейцев отправили в лагерь. К морю спускаться было
запрещено, а с весны 1942 года началась массовая компания вывоза населения в
Германию…
Наконец наступил конец 680 дневной оккупации. Этот кошмар ярким пятном врезался
в память Николки Бута. В « Балке смерти» погибло много его родственников и
знакомых. Так он выработал свойство своего характера – быть достойным человеком.
К 13 – 14 годам в нём проснулась тяга к художеству. Его интересовала история и он
стал рисовать исторические баталии. Читал исторические романы и рисовал, рисовал…
Война закончилась. С ворохом своих зарисовок карандашом, какой попадался под руку
и предстал Николай Бут перед комиссией для поступления в Ростовское
художественное училище. Тогда уже он нарисовал свой первый триптих « Борьба
украинского народа за воссоединение с Россией. 1648 – 1654гг». Такого емкого
восприятия действительности комиссии ещё не приходилось встретить. Николай Бут
был принят на учёбу. Затем, в Харькове, Николай Яковлевич закончил
Художественный институт и увлёкся актёрским искусством…

На его счету была бурная студенческая жизнь с участием в художественной
самодеятельности вуза. Со сцены он великолепно читал отрывок из поэмы Т. Г.
Шевченко « Гайдамаки», Н. В. Гоголя « Тарас Бульба». Первые места были его.
Увлечение было таким сильным, что он одновременно являлся студентом двух вузов –
театрального, ГИТИСа. А Суриковский институт всё же победил! Дипломная работа
требовала готовности к защите. « Брестская крепость» ­ взяла и оставила его в
художниках. Молодой художник выставлял эту картину в Москве к « 40лет
Вооружённым Силам СССР» и был приглашён в Студию военных художников и до
конца жизни не снимал военный мундир.
Сердце Николая Яковлевича Бута коснулось Аджимушкая только в 1960 году. Он был
уже маститым художником, имел большое количество выставок в Москве, Одессе,
Донецке, Севастополе. Первая выставка, как художника, состоялась в Керчи и была
организована в церкви на втором этаже при храме А. Невского. А с 1968 года Николай
Яковлевич постоянно приписался в городе Керчь. С 1985 года (в День Победы) его
экспозиция выставлена постоянно в Картинной галерее на Театральной улице. Эта
экспозиция называется кратко, но ёмко: « Аджимушкай. 1942год.»
Николай Яковлевич Бут написал об Аджимушкае более 150 работ и оставил нам
неоценимый памятник героям Аджимушкая. На протяжении долгих лет Н. Я. Бут
трудился над этой темой. Хотел написать одно полотно, а получился цикл
художественных произведений. Приходилось работать под запретом об этих событиях
войны, виной были бездарные действия командиров верхнего эшелона власти того
времени. Прошли десятилетия пока историческая правда была переосмыслена в
положительном ракурсе.
Николай Яковлевич Бут сам спускался в каменоломни с фонариком и факелами, чтобы
ощутить этот массовый героизм солдат и командиров. И вот, они стоят во весь рост на
его полотнах, размеры которых так велики…