Чарльз дарвин вклад в биологию. Основная заслуга ч дарвина состоит в Основная заслуга дарвина состоит

Эволюция... основное условие, которому
должны отныне подчиняться и удовлетворять
все теории, гипотезы, системы, если они хотят
быть разумными и истинными...
П. Тейар де Шарден

Как развивались эволюционные идеи до Дарвина? В чем состоит суть учения Ч. Дарвина? Какие существуют доказательства эволюции живых существ? Как исследуют эволюционный процесс?

Урок-лекция

Процессы становления и развития жизни на Земле невозможно понять без знания основных принципов эволюции живых организмов. Значение этих концепций выходит далеко за рамки одной науки - биологии. Широкое внедрение представлений об эволюции органического мира в XIX в., наряду с открытием законов термодинамики, послужило мощным толчком для перехода от механистической картины мира к эволюционной, к развитию идеи глобального эволюционизма.

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДО ДАРВИНА . Идеи единства и развития живой природы прослеживаются уже в трудах древних мыслителей Индии, Китая, Месопотамии, Египта и Греции. Эти идеи получили второе рождение по окончании Средневековья в эпоху Возрождения и особенно распространились в XVII-XVIII вв. и первой половине XIX в., когда происходило интенсивное накопление натуралистами фактического материала, развивались сравнительная анатомия, биогеография, палеонтология. Идеи эволюционизма высказывались многими учеными, но они еще не сложились в цельное учение об эволюции.

Джордж Ричмонд. Ч. Дарвин

Доминирующие же взгляды в то время опирались на два тезиса: природа абсолютно неизменна и всякий организм изначально целесообразен (иными словами, кошки сотворены для поедания мышей, а мыши - для того, чтобы быть съеденными кошками). Принятие этих тезисов с неизбежностью приводит к признанию «творца всего сущего». Отсюда и название всех течений такого рода - креационизм (от лат. сотворение). Выразителем подобных идей был и «отец систематики» Карл Линней, который считал, что «видов столько, сколько различных форм сотворила предвечная сущность».

Честь создания первого эволюционного учения принадлежит Жану-Батисту Ламарку (1744-1829). По его мнению, эволюция - результат внутреннего стремления организмов к совершенству, которое заложено Творцом. Виды же, согласно Ламарку, образуются путем приспособления к внешним условиям. Эти приспособления всегда целесообразны и наследуемы. Например, длинные ноги болотных птиц Ламарк объяснял их стремлением не окунать тело в воду. Птицы прикладывали усилия для удлинения ног и в результате длительной привычки («упражнения органов», по Ламарку) их ноги от поколения к поколению постепенно удлинялись. Фактического подтверждения эти взгляды не имели, и представления Ламарка об эволюции не получили широкого распространения среди современников.

КЛАССИЧЕСКИЙ ДАРВИНИЗМ . Основная заслуга Чарлза Дарвина заключается в том, что он впервые вскрыл механизм эволюции, объяснив процесс образования новых видов.

Дарвин обратил внимание на то, что каждый вид потенциально способен производить намного больше особей, чем доживает до взрослого состояния (вспомним материал § 34). Выживает только небольшая часть, остальные же гибнут в борьбе за существование. Это первый важный вывод. Далее Дарвин отметил известный факт, что среди всех растительных и животных организмов наблюдают изменчивость признаков, даже в потомстве одной пары родителей нет совершенно одинаковых особей.

Изменчивость может быть наследственной и ненаследственной. Только первая имеет значение для эволюции. По современным представлениям в этом случае изменения затрагивают генотип особи, а потому признак может передаваться потомству. Ненаследственная же изменчивость - это один из вариантов проявления признака в пределах одного генотипа. Например, при абсолютно одинаковом генотипе растения могут образовывать широкие листья, если они развиваются в тени, или же узкие - при хорошей освещенности.

Сопоставив изменчивость и борьбу за существование, Дарвин сделал важнейший вывод: в природе идет избирательное уничтожение одних особей и размножение других. Это и есть естественный отбор . В борьбе за существование даже ничтожные отличия могут давать особи преимущества. Такие особи выживают и размножаются, причем тот признак, который дал им преимущество в борьбе за существование, наследуется их потомками. В результате число особей, обладающих признаком, благоприятным в конкретных условиях, становится все больше и больше, и они на определенной территории полностью вытесняют остальных особей этого вида. Формируется группа особей, обладающих новым приспособлением - адаптацией к существованию в данных условиях, а на ее основе может в дальнейшем появиться новый вид.

Следует помнить, что приспособление никогда не бывает окончательным и универсальным. Например, белая окраска зайца-беляка выручает его зимой, но весной и осенью, наоборот, выдает хищнику. В процессе эволюции происходит «шлифовка» адаптаций, их все более точная подгонка под определенные условия существования. Но и условия эти непостоянны, и их изменение дает толчок для закрепления отбором новых признаков. Поэтому процесс эволюции не останавливается, свидетельством чему служит то многообразие живых существ, которые населяли и ныне населяют нашу планету.

Одно из доказательств реальности существования отбора Дарвин усматривал в происхождении пород домашних животных и сортов растений. При их выведении человек сознательно или бессознательно оставлял для размножения особи, у которых в наибольшей степени был выражен полезный признак. Иными словами, он проводил искусственный отбор , в результате которого и были выведены породы и сорта с полезными для человека свойствами. Эти свойства для самих растений или животных могут быть вредными. При естественном же отборе отбираются только те признаки, которые повышают шанс оставить потомство.

Суть эволюционной теории Дарвина заключается в том, что исходный материал для эволюции поставляет наследственная изменчивость, а естественный отбор выбраковывает менее приспособленные к данным условиям обитания варианты и оставляет наиболее приспособленные. Следовательно, отбору принадлежит движущая роль в процессе эволюции.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ И МЕТОДЫ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ . Мы уже неоднократно подчеркивали, что молекулярная организация живого едина. Способы хранения, передачи и реализации генетической информации, механизмы пластического и энергетического обмена, фотосинтез, ферменты, обеспечивающие эти процессы, сходны у всех групп живых организмов, что свидетельствует о единстве происхождения жизни.

Палеонтология , наука об ископаемых организмах, фактически непосредственно исследует процесс эволюции. Изучая распределения остатков живых организмов (окаменелостей, отпечатков, мумий) в горных породах, можно получить объективную информацию о жизни в далекие геологические времена. Прослеживается отчетливая закономерность: уровень организации живых существ усложняется по мере перехода от древних земных слоев к новым.

Анализируя ископаемые организмы из следующих друг за другом слоев, можно получить истинную последовательность возникновения и изменения форм в эволюции (рис. 97).

Рис. 97. Последовательность изменения ископаемых форм моллюска рода Гираулюс

Биогеография , наука, изучающая закономерности распространения и распределения живых существ на Земле, позволяет анализировать ход эволюционного процесса в разных масштабах. Зная время обособления тех или иных участков суши, морей и островов, можно сопоставить изменения флоры и фауны, которые произошли в разделенных преградой районах. Например, фауна Северной Евразии и Северной Америки сходна, поскольку еще относительно недавно оба континента соединялись Берингийским мостом, и разъединивший их Берингов пролив появился всего лишь около 1 млн лет назад. Иное дело - Австралия, которая более 120 млн лет не соединялась с другими материками. За это время здесь самостоятельно развилась фауна сумчатых и яйцекладущих млекопитающих.

Морфология позволяет путем изучения сходства в строении организмов выявить родство сравниваемых форм. Например, различные по внешнему виду и функциям конечности млекопитающих состоят из сходных элементов: лопатки, костей плеча, предплечья, запястья, пясти и фаланг пальцев. Сопоставление сходных органов родственных групп позволяет определить последовательность эволюционных преобразований.

Так в ряду тапир - лошадь прослеживается редукция числа пальцев, что связано со сменой местообитания и образа жизни животных (рис. 98). Тапир обитает во влажных тропических лесах, а лошадь держится на открытых пространствах. Для быстрого бега, что служит залогом спасения от хищников на открытой местности, наиболее выгодна опора на один палец, так как обеспечивает быстрое отталкивание.

Рис. 98. Сравнительно-анатомический ряд передних конечностей

Доказательством эволюции служат и обнаруживаемые у живых организмов рудиментарные органы. У китообразных, например, в скелете сохраняются небольшие тазовые косточки, что подтверждает факт их происхождения от наземных млекопитающих с развитыми задними конечностями. У человека примером рудиментарных образований могут служить ушные мышцы, аппендикс, зубы мудрости. Иногда наблюдаются случаи возврата к признакам предков - атавизмы. У человека атавизмами являются хвост, мощный волосяной покров на поверхности тела и др.

Эмбриология располагает целым арсеналом методов для изучения эволюционного процесса. Сравнительный анализ ранних этапов онтогенеза позвоночных показал, что эмбрионы рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих вначале очень сходны, затем появляются признаки, характерные для рыб и амфибий, еще позже - особенности рептилий, птиц и млекопитающих (рис. 99). Таким образом, в ходе развития зародыша повторяются определенные черты развития предковых форм, притом на ранних этапах это признаки далеких предков (менее родственные формы), а на поздних - близких.

Рис. 99. Сравнение зародышей позвоночных на разных стадиях развития

Один из широко распространенных методов молекулярной биологии основывается на анализе замен нуклеотидов в определенном участке генома. Для анализа родства между организмами сравнивают одинаковые участки их ДНК. Чем больше различий в последовательности нуклеотидов, тем дальше отстоят друг от друга сравниваемые организмы. Полученные данные обрабатывают при помощи специальных компьютерных программ, которые позволяют реконструировать пути эволюции исследуемой группы живых существ.

Многочисленные данные однозначно свидетельствуют о единстве происхождения всех населяющих Землю живых существ и подтверждают факт их эволюции. Использование методов палеонтологии, биогеографии, морфологии, эмбриологии и молекулярной биологии позволяет определить родственные связи между живыми организмами и исследовать особенности протекания эволюционного процесса

  • Какая форма изменчивости наиболее важна для эволюции?
  • Объясните механизм действия естественного отбора?
  • Какие факты говорят в пользу единства органического мира?
  • Какими группами доказательств эволюции располагает современная наука?
  • чем отличие естественного отбора от искусственного?

Основная заслуга Чарлза Дарвина заключается в том, что он впервые вскрыл механизм эволюции, объяснив процесс образования новых видов.

Дарвин обратил внимание на то, что каждый вид потенциально способен производить намного больше особей, чем доживает до взрослого состояния («Важнейшие характеристики популяции »). Выживает только небольшая часть, остальные же гибнут в борьбе за существование. Это первый важный вывод. Далее Дарвин отметил известный факт, что среди всех растительных и животных организмов наблюдают изменчивость признаков, даже в потомстве одной пары родителей нет совершенно одинаковых особей.

Изменчивость может быть наследственной и ненаследственной. Только первая имеет значение для эволюции. По современным представлениям в этом случае изменения затрагивают генотип особи, а потому признак может передаваться потомству. Ненаследственная же изменчивость - это один из вариантов проявления признака в пределах одного генотипа. Например, при абсолютно одинаковом генотипе растения могут образовывать широкие листья, если они развиваются в тени, или же узкие - при хорошей освещенности.

Сопоставив изменчивость и борьбу за существование, Дарвин сделал важнейший вывод: в природе идет избирательное уничтожение одних особей и размножение других. Это и есть естественный отбор . В борьбе за существование даже ничтожные отличия могут давать особи преимущества. Такие особи выживают и размножаются, причем тот признак, который дал им преимущества в борьбе за существование, наследуется их потомками. В результате число особей, обладающих признаком, благоприятным в конкретных условиях, становится все больше и больше, и они на определенной территории полностью вытесняют остальных особей этого вида. Формируется группа особей, обладающих новым приспособлением - адаптацией к существованию в данных условиях, а на ее основе может в дальнейшем появиться новый вид.

Следует помнить, что приспособление никогда не бывает окончательным и универсальным. Например, белая окраска зайца-беляка выручает его зимой, но весной и осенью, наоборот, выдает хищнику. В процессе эволюции происходит «шлифовка» адаптаций, их все более точная подгонка под определенные условия существования. Но и условия эти непостоянны, и их изменение дает толчок для закрепления отбором новых признаков. Поэтому процесс эволюции не останавливается, свидетельством чему служит то многообразие живых существ, которые населяли и ныне населяют нашу планету.

Одно из доказательств реальности существования отбора Дарвин усматривал в происхождении пород домашних животных и сортов растений. При их выведении человек сознательно или бессознательно оставлял для размножения особи, у которых в наибольшей степени был выражен полезный признак. Иными словами, он проводил искусственный отбор , в результате которого и были выведены породы и сорта с полезными для человека свойствами. Эти свойства для самих растений или животных могут быть вредными. При естественном же отборе отбираются только те признаки, которые повышают шанс оставить потомство.

Суть эволюционной теории Дарвина заключается в том, что исходный материал для эволюции поставляет наследственная изменчивость, а естественный отбор выбраковывает менее приспособленные к данным условиям обитания варианты и оставляет наиболее приспособленные. Следовательно, отбору принадлежит движущая роль в процессе эволюции.

ВАРИАНТ – 1.

1. Основная заслуга Ч. Дарвина состоит в:

А) формулирование биогенетического закона; В) разработка теории естественного отбора;

Б) создание первой эволюционной теории; Г) создание закона естественных рядов.

2. Наиболее напряжённой формой борьбы за существование Ч. Дарвин считал:

А) борьбу с неблагоприятными условиями; В) межвидовую;

Б) внутривидовую; Г) все перечисленные формы в равной степени.

3. Естественный отбор действует на уровне:

А) отдельного организма; В) вида;

Б) популяции; Г) биоценоза.

4.Гомологичными органами являются:

А) лапа кошки и нога мухи; В) чешуя рептилий и перья птицы;

Б) глаз человека и глаз паука; Г) крыло бабочки и крыло птицы.

5. К обезьянолюдям относят:

А) кроманьонца; В) питекантропа;

Б) австралопитека; Г) неандертальца.

6. Экологический фактор, выходящий за пределы выносливости, называют:

А) стимулирующим; В) абиотическим;

Б) лимитирующим; Г) антропогенным

7. Эукариоты:

А) способны к хемосинтезу; В) не имеют многих органоидов;

Б) имеют ДНК кольцевой формы; Г) имеют ядро с собственной оболочкой.

8. Общим признаком растительной и животной клетки является:

А) гетеротрофность; В) наличие хлоропластов;

Б) наличие митохондрий; Г) наличие жёсткой клеточной стенки.

9. Биополимерами являются:

А) белки; В) нуклеиновые кислоты;

Б) полисахариды; Г) всё перечисленное.

10. Урацил образует комплиментарную связь с:

А) аденином В) цитозином

Б) тимином Г) гуанином.

11. Гликолизом называется:

А) совокупность всех процессов энергетического обмена в клетке;

Б) бескислородное расщепление глюкозы;

В) полное расщепление глюкозы; Г) полимеризация глюкозы с образованием гликогена.

12. Очерёдность стадии митоза следующая:

А) метафаза, телофаза, профаза, анафаза; В) профаза, метафаза, телофаза, анафаза;

Б) профаза, метафаза, анафаза, телофаза; Г) телофаза, профаза, метафаза, анафаза;

13. Удвоение хромосом происходит в:

А) интерфазе В) метафазе

Б) профазе Г) телофазе

14. В анафазе митоза происходит расхождение:

А) дочерних хромосом В) негомологичных хромосом

Б) гомологичных хромосом Г) органоидов клетки.

15. Из перечисленных животных самая крупная яйцеклетка у:

А) осетра В) ящерицы

Б) лягушки Г) курицы.

16. из эктодермы образуются:

А) мышцы В) скелет

Б) лёгкие Г) органы чувств.

17. При Менделеевском моногибридном скрещивании доля особей хотя бы с одним рецессивным геном во втором поколении будет равна:

А) 25% Б) 50% В) 75% Г) 100%

18. Сцепленными называют гены, находящиеся в:

А) одной хромосоме В) половых хромосомах

Б) гомологичных хромосомах Г) аутосомах.

19. Мутации проявляются фенотипически:

А) всегда В) только в гомозиготном состоянии

Б) только в гетерозиготном состоянии Г) никогда.

20. Полиплоидия заключается в:

А) изменении числа отдельных хромосом В) изменении структуры хромосом

Б) кратном изменении гаплоидного числа хромосом; Г) изменении структуры отдельных генов.

ОТВЕТ: 1 – В, 2 – Б, 3 – Б, 4 – В, 5 – В, 6 – Б, 7 – Г, 8 – Б, 9 – Г, 10 – А, 11 – Б, 12 – Б, 13 – А, 14 – А, 15 – Г, 16 – Г, 17 – В, 18 – А, 19 – В, 20 – Б.

Проверочный тест по биологии 11 класс. (1)

ВАРИАНТ – 2

1. По Ч. Дарвину, движущими силами эволюции являются:

А) борьба за существование; В) естественный отбор;

Б) наследственная изменчивость; Г) все перечисленные.

2. Ведущую роль в эволюции играет следующий вид изменчивости:

А) определённая; В) групповая;

Б) модификационная; Г) мутационная.

3. Движущая форма отбора обычно приводит к:

А) уничтожению особей с отклонениями В) расширению прежней нормы реакции;

от прежней нормы реакции;

Б) сужению прежней нормы реакции; Г) сдвигу прежней нормы реакции.

4. Аналогичными органами являются:

А) жабры рака и жабры рыбы; В) листья берёзы и иголки кактуса;

Б) лапа собаки и крыло птицы; Г) все перечисленные пары.

5. В эпоху оледенения жили:

А) кроманьонцы; В) синантропы;

Б) неандертальцы; Г) все перечисленные.

6. Продуктивностью экосистемы называется:

А) её суммарная биомасса; В) суммарная биомасса продуцентов;

Б) прирост этой биомассы за единицу времени; Г) суммарная биомасса консументов.

7.В клетках прокариот имеются:

А) ядра; В) митохондрии;

Б) рибосомы; Г) все перечисленные органоиды.

8. Лейкопласты – это органоиды клетки, в которых:

А) осуществляется синтез белка; В) находятся пигменты красного и жёлтого цвета;

Б) осуществляется процесс фотосинтеза; Г) накапливается крахмал.

9. Нуклеотиды в нити молекулы ДНК соединяются следующей связью:

А) ковалентной; В) пептидной;

Б) водородной; Г) дисульфидными мостиками.

10. Транскрипция – это:

А) синтез молекулы и-РНК В) доставка аминокислот к рибосомам

по матрице одной из цепей ДНК; во время синтеза белка;

Б) перенос информации с и-РНК на белок Г) процесс сборки белковой молекулы.

во время его синтеза;

11. Синтез АТФ в клетке происходит в процессе:

А) гликолиза; В) клеточного дыхания;

Б) фотосинтеза; Г) всех перечисленных.

12.Самой продолжительной фазой митоза является:

А) профаза; В) анафаза;

Б) метафаза; Г) телофаза.

13.Редукция числа хромосом происходит во время:

А) анафазы митоза; В) II деления мейоза;

Б) I деления мейоза; Г) во всех перечисленных случаях.

14. Биологическое значение мейоза заключается в обеспечении:

А) генетической стабильности; В) генетической изменчивости;

Б) регенерации тканей и увеличения Г) бесполого размножения.

числа клеток в организме;

15. Нервная система образуется из:

А) эктодермы; В) мезодермы;

Б) энтодермы; Г) нет верного ответа.

16. Из мезодермы образуются:

А) лёгкие; В) кровеносная система;

Б) нервная система; Г) органы чувств.

17. Сколько типов гамет образуют дигетерозиготные особи:

А) один; В) четыре;

Б) два; Г) нет верного ответа.

18. К мутационной изменчивости относятся:

А) изменения в хромосомах; В) изменения, передающиеся по наследству;

Б) изменения в генах; Г) все перечисленные.

19. Основным источником комбинативной изменчивости является:

А) перекрест хромосом В) независимое расхождение хроматид

В профазе I деления мейоза; в анафазе II деления мейоза;

Б) независимое расхождение Г) все перечисленные процессы в равной степени.

гомологичных хромосом

в анафазе I деления мейоза;

20. Межлинейная гибридизация культурных растений приводит к:

А) сохранению прежней продуктивности; В) повышению продуктивности;

Б) выщеплению новых признаков; Г) закреплению признаков.

ОТВЕТ: 1 – Г, 2 – Г, 3 – Г, 4 – А, 5 – Б, 6 – Б, 7 – Б, 8 – Г, 9 – А, 10 – А, 11 – Г, 12 – А, 13 – Б, 14 – В, 15 – А, 16 – В, 17 – В, 18 – Г, 19 – Г, 20 – В.

ВАРИАНТ – 1.

1. Дезоксирибонуклеиновая кислота – это уровень организации живой природы:

А) клеточный; Б) молекулярный;

В) организменный; Г) популяционный

2. Наука цитология изучает:

А) строение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов;

Б) строение органов и системы органов многоклеточных организмов;

В) фенотип организмов разных царств;

Г) морфологию растений и особенности их развития.

3. Белки в клетки синтезируются:

А) в цитоплазме; Б) в лизосомах;

В) на рибосомах; Г) в комплексе Гольджи.

4. Белки, способные ускорять химические реакции, выполняют в клетке функцию:

А) гормональную Б) сигнальную

В) ферментативную Г) информационную.

5. Транспортная РНК – это:

А) белок Б) жир

В) фермент Г) нуклеиновая кислота.

6. Конъюгация хромосом характерна для процесса:

А) оплодотворения Б) профазы второго деления мейоза

В) митоза Г) профазы первого деления мейоза

7. Бластула состоит из полости и:

А) двух слоёв клеток Б) соединительной ткани

В) одного слоя клеток Г) эпителиальной ткани.

8. Какие клетки передают потомству мутации при половом размножении:

А) эпителиальные Б) мышечные

В) гаметы Г) нейроны.

9. К древним людям относят:

А) неандертальца Б) питекантропа

В) синантропа Г) кроманьонца.

10. Между лосем и зубром наблюдается конкуренция, так как они:

А) питаются сходной пищей; Б) имеют примерно одинаковые параметры тела

В) имеют немногочисленное потомство; Г) относятся к классу млекопитающих.

11. К агроэкосистемам относят:

А) смешанный лес Б) заливной луг

В) зарастающее озеро Г) пшеничное поле.

12. Приспособленность в процессе эволюции возникает в результате:

А) географической изоляции Б) взаимодействия движущих сил эволюции

В) мутационной изменчивости Г) искусственного отбора.

13. Цитоплазма в клетке не выполняет функцию:

А) транспорта веществ Б) внутренней среды

В) осуществления связи между ядром и органоидами; Г) фотосинтеза.

14. Способность плазматической мембраны окружать твёрдую частицу пищи и перемещать её внутрь клетки лежит в основе процесса:

А) диффузии Б) осмоса

В) фагоцитоза Г) пиноцитоза.

15. Где протекает анаэробный этап гликолиза?

А) в митохондриях Б) в лёгких

В) в пищеварительной трубке Г) в цитоплазме.

16. У особи с генотипом Аавв образуются гаметы:

А) Ав, вв Б) Ав, ав

В) Аа, АА Г) Аа, вв.

17. При скрещивании гетерозиготных растений с красными и круглыми плодами с рецессивными по обоим признакам особями (красные А и круглые В – доминантные признаки) появится потомство с генотипами АаВв, ааВв, Аавв, аавв в соотношении:

А) 3:1, Б) 9:3:3:1

В) 1:1:1:1 Г) 1:2:1.

18.Из яйцеклетки развивается девочка, если в процессе оплодотворения в зиготе оказались хромосомы:

А) 44 аутосомы +ХY Б) 23 аутосомы +Х

В) 44 аутосомы +ХХ Г) 23 аутосомы +Y.

19. Значительная часть мутаций не проявляется в фенотипе потомства, так как они6

А) не связанны с изменением генов Б) не связанны с изменением хромосом

В) носят доминантный характер Г) носят рецессивный характер.

20. Водоём, заселённый разнообразными видами растений и животных – это:

А) биогеоценоз Б) ноосфера

В) биосфера Г) агроэкосистема.

Ответы : 1 – Б, 2 – А, 3 – В, 4 – В, 5 – Г, 6 – Г, 7 – В, 8 – В, 9 – А, 10 – А, 11 – Г, 12 – Б, 13 – Г, 14 – В, 15 – Г, 16 – Б, 17 – В, 18 – В, 19 – Г, 20 – А.

Проверочный тест по биологии 11 класс. (2)

ВАРИАНТ – 2

1. Для выявления общих анатомических признаков, характерных для царства живой природы, используют метод:

А) микроскопирования Б) прогнозирования

В) сравнения Г) моделирования

2. согласно клеточной теории в эукариотических клетках обязательно есть:

А) клеточная стенка Б) ядро

В) вакуоли Г) пластиды

3. В процессе деления клетки наиболее существенные преобразования претерпевают:

А) рибосомы Б) хромосомы

В) митохондрии Г) лизосомы

4. Структура молекулы ДНК представляет собой:

А) две спирально закрученные одна вокруг другой полинуклеотидные нити

Б) одну спирально закрученную полинуклеотидную нить

В) две спирально закрученные полипептидные нити

Г) одну прямую полипептидную нить.

5. На подготовительном этапе энергетического обмена энергия:

А) поглощается в виде тепла Б) выделяется в виде тепла

В) поглощается цитоплазмой клетки Г) выделяется за счёт расщепления АТФ.

6. «Преобладающий признак одного из родителей» Г. Мендель назвал:

А) рецессивным Б) доминантным

В) гомозиготным Г) гетерозиготным

7. При скрещивании гетерозиготы с гомозиготой доля гомозигот в потомстве составит:

А) 0% Б) 25% В) 50% Г) 100%

8. Изменения, которые не передаются по наследству и возникают как приспособления к внешней среде, называют:

А) неопределёнными Б) индивидуальными

В) мутационными Г) модификационными.

9. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости был установлен:

А) В.И. Вернадским Б) И.В. Мичуриным

В) Н.И. Вавиловым Г) Т. Морганом.

10. Наличие у человека, как и у других млекопитающих животных, живорождения, выкармливания детёнышей молоком свидетельствует:

А) о более высоком уровне развития человека; Б) об их дивергентной эволюции

В) об историческом развитии класса млекопитающих; Г) об их родстве.

11. Обмен веществ в клетке состоит из процессов:

А) возбуждения и торможения Б) пластического и энергетического обмена

В) роста и развития Г) транспорта гормонов и витаминов.

12. К продуцентам в экосистемах относят:

В) сапрофитные бактерии Г) грибы.

13. Новые виды в природе возникают в результате взаимодействия:

А) наследственной изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора

Б) ненаследственных изменений и сезонных изменений в природе

В) приспособленности организмов и искусственного отбора

Г) абиотических факторов среды

14. Главной причиной биологического регресса многих видов в настоящее время является:

А) изменение климата Б) хозяйственная деятельность человека

В) изменение рельефа Г) увеличение численности хищников.

15. Ядро играет большую роль в клетке, так как оно участвует в синтезе:

А) глюкозы Б) клетчатки

В) липидов Г) нуклеиновых кислот.

16. Вещества, способные в живом организме образовывать с водой водородные связи или вступать в электростатическое взаимодействие, являются:

А) гидрофобными Б) гидрофильными

В) нейтральными Г) щелочными.

17. В бескислородной стадии энергетического обмена расщепляются молекулы:

А) глюкозы до пировиноградной кислоты Б) белка до аминокислот

В) крахмала до глюкозы Г) пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды

18. При делении клеток животных и растений основным источником энергии являются молекулы:

А) АТФ Б) тРНК В) иРНК Г) ДНК.

19. Разнообразие подводных и надводных листьев стрелолиста – пример:

А) модификационной изменчивости Б) действия мутогенов

В) комбинативной изменчивости Г) различия в генотипах разных клеток

20. В эволюции человека начальные вехи развития искусства обнаружены среди:

А) неандертальцев Б) кроманьонцев

В) австралопитеков питекантропов

Ответы : 1 – В, 2 – Б, 3 – Б, 4 – А, 5 – Б, 6 – Б, 7 – В, 8 – Г, 9 – В, 10 – Г, 11 – Б, 12 – А, 13 – А, 14 – Б, 15 – Г, 16 – Б, 17 – А, 18 – А, 19 – А, 20 – Б.

Сегодня немного поговорим об эволюционном учении Ч.Дарвина.

С именем знаменитого англичанина Чарльза Дарвина (1809 — 1882) связана одна из основных страниц в истории становления современной биологии

Конечно, к середине XIX века, когда вышел первый труд Ч.Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора…»(1959), идеи креационизма о неизменности мира живых существ, были существенно подорваны (в основном эволюционным учением ). Что же нового «изобрел» Ч.Дарвин? В чем заключается теория Дарвина?

Главная заслуга Ч.Дарвина в том, что он первым четко сформулировал положение об основных факторах эволюции и установил движущую силу эволюции.…..

Ради справедливости следует помнить и имя Альфреда Уоллеса. Дело в том, что 1858 году, когда 20-ти летний труд Дарвина еще готовился к изданию, ему на рецензию была прислана рукопись молодого ученого А.Уоллеса (1823 -1913), в которой излагались идеи, сходные со взглядами самого Дарвина. Поэтому впервые идея естественного отбора была изложена ими совместно на заседании Линнеевского общества в Лондоне.

Почему же мы хорошо знаем Ч.Дарвина, признаем его учение «дарвинизм» и не помним А.Уоллеса? Дело в том, что Уоллес (честнейший и лишенный тщеславия человек) сам отдал по-справедливости пальму первенства Дарвину. И не ирония ли судьбы: сам термин дарвинизм закрепился в науке именно благодаря А.Уоллесу, опубликовавшему в 1875 году книгу под названием «Дарвинизм».

Итак, факторы эволюции по Ч.Дарвину:

1. Наследственность

2. Изменчивость

3. Борьба за существование

Движущая сила эволюции — естественный отбор .

Как мы теперь знаем, наследственность и изменчивость — это «две стороны одной медали»: наследственной информации, находящейся в (хромосомах) ядра клетки.

Передаваясь из одной клетки в другие при бесполом размножении (митозе) в неизменном виде, ДНК обеспечивает явление . Что несомненно очень важно для существования организмов в относительно стабильных условиях внешней среды.

Всей этой триадой факторов эволюции: наследственностью, изменчивостью и борьбой за существование «заправляет» в природных условиях, как додумался Ч.Дарвин, естественный отбор.

Именно естественный отбор обеспечивает такое гармоничное существование более двух миллионов различных видов организмов на Земле, их приспособленность к всевозможным местообитаниям и к взаимодействию друг с другом.

Ну вот, вроде бы всё должно быть вам понятно. По Дарвину есть факторы эволюции, есть движущая сила эволюции. Да, вам понятно, но только непонятно самим авторам-составителям тестов по ЕГЭ. Остается удивляться чью «светлую голову» посетило такое творчество: вот одно из тестовых заданий ЕГЭ, предлагаемых учащимся авторами ФИПИ в Открытом банке заданий ЕГЭ по биологии.

Наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор – это
1) свойства живой природы
2) результаты эволюции
3) движущие силы эволюции
4) основные направления эволюции

Чтобы «правильно» ответить на этот тест надо забыть всё, что написано в учебниках по теории Дарвина, всё, чему учили вас школьные учителя и на экзамене каким-то шестым чувством догадаться, что по задумке авторов правильный ответ 3) .

Но есть все же одно небольшое оправдание в пользу авторов этого вопроса. Дело в том, что по современной (СТЭ) к факторам эволюции относятся: мутационная и комбинативная изменчивость, популяционные волны, дрейф генов, изоляции. Но и по СТЭ движущая сила эволюции одна — это естественный отбор.

В связи с последним пунктом, как репетитор ЕГЭ по биологии, очень советую вам вспомнить такую форму биологического прогресса как общая .

Основные формы биологического прогресса, которые рассмотрим в следующей статье, ароморфозы (или морфофизиологический прогресс) и идиоадаптации (или алломорфозы) запоминаются, как правило, хорошо. А вот то, что и общая дегенерация — это третья форма биологического прогресса чаще всего забывается.

*************************************************************************

Уважаемые посетители блога, у кого возникнут вопросы к репетитору биологии по Скайпу, пишите в комментариях.

У меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов и .