Факторинг условия. Факторинг: что это простыми словами

В экономической литературе приводятся различные толкования сути факторинга. При этом наиболее распространенным является его определение как комиссионно-посреднической и кредитной операции.

— это разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием клиента, связанная с переуступкой клиентом-поставщиком факторинговой компании неоплаченных платежных требований за поставленные товары, выполненные работы и услуги и права получения по ним.

Таким образом, факторинг включает в себя инкассирование дебиторской задолженности клиента (получение средств по платежным документам), кредитование и гарантию от кредитных и валютных рисков.

Термин «факторинг» (от англ. factor) — агент, посредник, маклер.

В факторинговых операциях участвуют три стороны:

  • факторинговая компания (или факторинговый отдел банка);
  • клиент (кредитор, поставщик товара);
  • предприятие (фирма) — покупатель товара.

Функции и преимущества факторинга

Привлекательность факторинга обусловлена тем, что он объединяет в себе сразу несколько функций:

  • во-первых, финансирование оборотного капитала;
  • во-вторых, инкассацию задолженности клиента;
  • в-третьих, если это предусмотрено договором, факторинг берет на себя риск неплатежа, выступая, таким образом, в качестве страховщика финансовых рисков.

Такой комплекс функций делает факторинг незаменимым механизмом для малых и средних предприятий, доступ которых к кредиту традиционно затруднен.

Кроме того, факторинг обладает целым рядом преимуществ перед другими финансовыми инструментами. Первое — он не требует предоставления залога в традиционном понимании, поэтому доступен широкому кругу малых и средних компаний, в том числе только начинающих свою деятельность. Второе преимущество — при факторинге происходит 100%-ное целевое использование средств, в то время как обычно, когда компания привлекает кредиты, у нее остается постоянный неснижаемый остаток на счете. Поэтому в действительности заемщик платит за кредит более высокую ставку, чем формально установленная. В факторинге такая ситуация невозможна. В-третьих, он позволяет экономить на налоге на прибыль. В соответствии с современным налоговым законодательством этот налог должен уплачиваться «по реализации», т.е. с момента фактической отгрузки товара. Однако если компания предоставляет отсрочку платежа (коммерческий кредит) своим покупателям, то средства за отгруженную продукцию поступают позже. Таким образом, на практике возникает ситуация, когда обязательства по уплате налога на прибыль возникают раньше, чем поступают средства от реализации. Факторинг позволяет избежать такой ситуации.

Конечная цель индивидуального предпринимателя или компании - получение (в наибольшем объёме и в самые сжатые сроки). Немалую роль в извлечении профита играет и скорость заключения сделки: иногда из-за нескольких пропущенных дней можно потерять большую часть предполагаемой прибыли или упустить возможность установить прочную связь с новым деловым партнёром. Продавец обычно по умолчанию готов к реализации продукции; другое дело - покупатель, который, как бы ни интересовался товаром, не всегда располагает суммой, необходимой для немедленного заключения контракта.

Понятно, что брать кредит ради заключения одной сделки невыгодно, а на рассчитывать не приходится. Разумнее воспользоваться преимуществами факторинга - посредничества третьего лица, готового на определённых условиях оплатить товар за покупателя. Об использовании факторинга, его разновидностях и правилах выбора факторинговой компании или банка - смотрите далее.

Факторинг - что это такое?

Простыми словами, факторинг - это способ заключения сделки и оформления договора купли-продажи, обслуживания или оказания услуг с привлечением заёмных средств, предоставляемых третьей стороной: банком, предприятием или организацией.

Важно : в соответствии со статьёй 824 Гражданского кодекса России факторинг - это одна из разновидностей договоров под уступку требования. Главное его отличие от цессии - несменяемость «действующих лиц»: кредитор в любой момент остаётся кредитором, кредитополучатель - кредитополучателем, а посредник - посредником.

Как любая финансовая операция, факторинг требует заключения контракта. В договоре купли-продажи, оказания услуг или обслуживания прописать привлечение третьей стороны можно, но простого упоминания будет недостаточно: при возникновении разногласий между сторонами (в любой комбинации) большую юридическую силу будет иметь отдельный документ, оформленный с соблюдением всех требуемых формальностей. Именно его нужно будет использовать в попытках досудебного урегулирования ситуации или при подаче искового заявления в суд.

Совет : если продавец или покупатель не имеют желания заключать контракт с третьей стороной, они могут попробовать привлечь деньги, изучив или другие варианты изыскания средств, не обременяющие контрагентов дополнительными соглашениями.

Основные термины

В соответствии с принятой в отечественном праве терминологией, при заключении договора факторинга используются следующие определения, закреплённые упомянутой статьёй Гражданского кодекса:

  1. Кредитор (продавец, поставщик, выгодоприобретатель, подрядчик). Лицо, реализующее товарно-материальные ценности или предлагающее услуги на возмездной основе. Кредитором может быть индивидуальный предприниматель, общество с ограниченной ответственностью, акционерное или публичное акционерное общество, предприятие и другие коммерческие организации, вне зависимости от заявленной формы. На условиях договора факторинга кредитор получает от «посредника» оборотный капитал (оплату за поставку товара или оказание услуг потребителю), а в обмен передаёт ему право требовать с покупателя долг в полном объёме.
  2. Кредитополучатель (покупатель, потребитель). Лицо, получающее товарно-материальные ценности или услуги от продавца с привлечением заёмных средств. Заключая контракт, кредитополучатель обязуется в установленные сроки и в полном объёме вернуть «посреднику» деньги, использованные для заключения сделки. В отличие от стандартного договора кредитования, при факторинге оборотный капитал не передаётся на руки заёмщику, а сразу перечисляется на расчётный счёт продавца.
  3. Фактор («посредник», финансовый агент). Лицо, на основании договора факторинга передающее требуемую часть имеющихся на его счёте средств кредитору в обмен на компенсацию от продавца и право истребования долга с приобретателя. Фактором может быть, согласно статье 825 Гражданского кодекса, любое юридическое лицо, действующее на коммерческой основе (не обязательно финансовое учреждение). В Российской Федерации роль фактора традиционно берут на себя банки; чуть реже - МФО и специальные факторинговые компании. На основании договора факторинга агент имеет право в случае неоплаты требовать деньги у обеих сторон сделки: у продавца (поставщика) - причитающуюся ему компенсацию, а у покупателя - сумму, задействованную для заключения контракта.
  4. Факторинг. Процесс заключения трёхстороннего договора между продавцом, «посредником» и покупателем, включающий поиск фактора, изучение платёжеспособности потребителя (кредитополучателя), передачу накладных (обязательств) агенту и перевод заёмных средств на счёт кредитора. Единой формы договора факторинга не существует: стороны сделки могут свободно адаптировать его под конкретные условия. К обязательным пунктам контракта относятся условия предоставления денег, права, обязанности и ответственность сторон.
  5. Факторинговое обслуживание. Обеспечение «посредником» заключения сделки купли-продажи, обслуживания или оказания услуг путём перечисления средств вместо покупателя на счёт продавца. Стандартный объём «вливаний» третьей стороны - от 70% до 90% от суммы сделки; большинство агентов не берётся компенсировать стоимость товаров или услуг в полном объёме.

Порядок оказания услуг

В самом общем случае схема факторинга выглядит следующим образом:

  1. Продавец и покупатель договариваются об отсрочке оплаты партии товара или предоставляемой услуги на определённый срок. Теоретически это может быть любое время, но в отечественной практике отсрочка крайне редко превышает три месяца.
  2. Стороны сделки подыскивают фактора (банк или специализирующуюся на оказании таких услуг компанию) и заключают трёхсторонний договор о предоставлении оборотного капитала. При этом, как уже было упомянуто, с момента совершения сделки до исчерпания задолженности роль кредитора закрепляется за продавцом (поставщиком); фактор же остаётся финансовым агентом, имеющим право на истребование средств с кредитополучателя в полном объёме, в том числе и путём подачи искового заявления в суд.
  3. Деньги поступают на счёт продавца. Тот, в свою очередь, поставляет товар или оказывает услугу потребителю, после чего передаёт накладные «посреднику». Одновременно с этими событиями покупатель после проверки качества реализованной ему продукции или оказанных услуг выплачивает кредитору «свой» процент от стоимости - обычно от 10% до 30% в зависимости от условий договора.
  4. Если после поставки обнаружилось, что часть или весь объём товарно-материальных ценностей или, к примеру, произведённые работы - ненадлежащего качества, потребитель получает право не только требовать в порядке досудебного урегулирования или в зале суда возврата внесённых им средств, но и настаивать на списании возникшего перед финансовым агентом долга или на предоставлении поставщиком аналогичного товара или услуги надлежащего качества. Основаниями для требования в этом случае будут, помимо соответствующих протоколов, оба договора: купли-продажи и факторинга.
  5. Если претензий к качеству поставленного товара или проведённых работ у потребителя нет, он подписывает накладные и до истечения указанного в договоре факторинга срока выплачивает «посреднику» требуемую сумму. На этом отношения в рамках контракта заканчиваются.

Важно : при подготовке к подписанию договора фактор имеет право (а скорее должен) удостовериться в надёжности двух других сторон: продавца, берущего на себя одновременно роли кредитора и финансового гаранта, и покупателя. Самый простой способ сделать это - затребовать документы о правилах поставки и оплаты, а также о ранее имевших место случаях просрочек и неоплат со стороны потребителя.

Однако даже если стороны сговорились и ввели «посредника» в заблуждение, он не потеряет истраченных средств: в зависимости от обстоятельств он может или, доказав наличие мошеннических действий, требовать в судебном порядке компенсации от обеих сторон, или настаивать на возврате вложенных им в сделку денег, опираясь на условия договора. Такая вариабельность возможна, поскольку для третьего лица не представляет интереса, кто именно будет компенсировать ему расходы: потребитель или поставщик.

Составляющие договора

В договоре факторинга должны быть приведены:

  1. Полные официальные и (опционально) сокращённые наименования всех сторон сделки : кредитора, кредитополучателя и финансового агента (включая реквизиты, контакты и почтовые адреса). Если одной из сторон является физическое лицо (индивидуальный предприниматель), вместо наименования указываются его фамилия, имя и отчество, а также номер свидетельства о государственной регистрации и дата выдачи документа.
  2. Предмет договора . Важно понимать, что предметом в этом случае служат не купля-продажа, оказание услуг или проведение работ, а сам факторинг, то есть предоставление третьей стороной средств под реализацию сделки. Ничего сверх приводить в документе не нужно: детали можно изучить, обратившись к договору купли-продажи, выступающему в связке с договором оказания факторинговых услуг.
  3. Права каждой из сторон сделки . В общем случае, исключая несущественные моменты сделки, продавец обладает правом на получение средств от покупателя и финансового агента, правом требовать от каждого из них исполнения обязанностей по оплате и приёмке материально-товарных ценностей или услуг и защищать свои интересы в досудебном и судебном порядке в рамках актуального законодательства. Права покупателя - требовать соблюдения продавцом сроков и условий поставки в соответствии с договором купли-продажи и с привлечением заёмных средств, прописанных в договоре оказания факторинговых услуг. Финансовый агент же после подписания соответствующего контракта может настаивать на передаче ему продавцом накладных или иных документов, подтверждающих факт возникновения коммерческих отношений между продавцом и покупателем, на выплате ему возмещения кредитором и полном погашении в установленные сроки задолженности приобретателем.
  4. Обязанности каждой из сторон . Обязанности продавца, покупателя и фактора логично вытекают из ранее перечисленных прав других участников сделки. Договор факторинга заключается, в отличие от большинства контрактов, между как минимум тремя действующими лицами, а значит, возникающие на его основе правоотношения включают больше векторов - и все они должны быть перечислены в соответствующих разделах.
  5. Ответственность кредитора, кредитополучателя и финансового агента за неисполнение своих обязанностей. В раздел рекомендуется включить не только информацию о штрафах за просрочку, недопоставку или выплату средств не в полном объёме, но и порядок досудебного разрешения возникших в ходе договорных отношений споров. Отдельным пунктом в контракт можно включить положение, обязывающее считающую свои права ущемлёнными сторону перед подачей искового заявления в суд попытаться урегулировать конфликт путём переговоров: время, потраченное на долгие разбирательства, каждый из контрагентов может использовать с большей для себя пользой.
  6. Поэтапное описание процесса привлечения финансового агента . Не нужно чрезмерно усложнять операцию: чем она проще и прозрачнее, тем легче будет каждой из сторон должным образом выполнить свои обязательства.
  7. Сумма предоставляемых в долг средств, процент в пользу финансового агента и комиссия, выплачиваемая продавцом . Здесь же имеет смысл указать порядок страхования вложений финансового агента на случай неполучения им выданных на время денег.
  8. Срок действия контракта . В разделе рекомендуется указать срок исковой давности. Если последнего в договоре нет, будет действовать стандартный, составляющий, согласно Гражданскому кодексу России, три года.
  9. Дополнительные условия, не включённые в тело договора факторинга . К ним можно отнести пути перечисления и возврата средств, предпочтительные банки, используемые способы связи и так далее - всё, что контрагенты посчитают имеющим значение.

Договор оказания факторинговых услуг должен быть заверен подписями и печатями или штампами всех сторон сделки: если продавец, покупатель или «посредник» не смогли декларировать своё согласие с условиями контракта, но сам факт сделки состоялся, доказывать юридическую силу документа придётся на основании накладных, платёжных и других относящихся к делу бумаг. Это сложнее и дольше, чем потратить время на подписание документа.

Важно : чтобы заверить контракт, необязательно его распечатывать. Стороны могут использовать квалифицированные электронно-цифровые подписи, что позволяет немного уменьшить нагрузку на канцелярии компаний или индивидуальных предпринимателей.

Разновидности факторинга

Существует несколько видов систематизации. Первый из них (по порядку взаимодействия сторон) включает две разновидности факторинговых услуг:

  1. Открытый. Наиболее распространённый вариант, подразумевающий заключение договора между коммерческими структурами: и продавец, и покупатель, и финансовый агент - индивидуальные предприниматели или юридические лица, отвечающие за неисполнение обязанностей в рамках контракта и российского законодательства. Схема сотрудничества полностью соответствует приведённой выше: стороны заключают трёхсторонний договор, продавец поставляет товар или оказывает услугу, получая часть денег от покупателя и основную - от фактора, после чего потребитель в установленные сроки погашает задолженность перед финансовым агентом.
  2. Закрытый. В этом случае продавец привлекает деньги «посредника» без ведома покупателя. Последний, не участвуя в подписании договора оказания факторинговых услуг, по факту получает небольшую отсрочку оплаты, а по её окончании возвращает средства в полном объёме кредитору, не взаимодействуя с агентом.

Второй вид (по распределению коммерческих и страховых рисков) также подразумевает два варианта:

  1. Без регресса. Финансовый агент принимает на себя все риски и издержки, в том числе связанные с досудебным урегулированием споров с покупателем, подачей искового заявления в суд и дальнейшими разбирательствами.
  2. С регрессом. Более выгоден для «посредника», поскольку, в соответствии с условиями договора, он получает право требовать погашения задолженности от продавца, если покупатель пренебрегает своими обязанностями или не может их исполнить по объективным причинам.

Третий вид - по времени начала действия договора факторинга:

  1. Предварительный (консенсуальный). Покупатель принимает на себя долговые обязательства, а продавец уступает фактору право истребования задолженности ещё до того, как основной контракт (купли-продажи, оказания услуг и так далее) вступит в силу. Часто практикуется, однако связан с повышенными рисками для потребителя и, следовательно, «посредника»: первому в случае недобросовестности поставщика придётся доказывать свою правоту и выдвигать новые требования, а финансовому агенту - всё это время ждать погашения задолженности.
  2. По факту. Договор оказания факторинговых услуг, в какой бы момент времени он ни был составлен, вступает в силу уже после исполнения продавцом обязательств в отношении покупателя, а иногда - и после внесения последним своей доли оплаты. Более безопасный для финансового агента вариант, поскольку на момент возникновения задолженности перед ним потребитель уже имеет возможность удостовериться в качестве товаров или услуг.

Четвёртый вид - по странам присутствия:

  1. Внутренний. Все участники сделки - резиденты одной страны; соответственно, договорные отношения между сторонами развиваются в едином правовом поле (и необходимость корреляции отсутствует).
  2. Внешний. Оказание факторинговых услуг производится на международном уровне. При этом неважно, находятся ли все участники договорных отношений или только один из них в разных юрисдикциях; имеет значение лишь соответствие условий сделки нормам международного и местного законодательства.

Пятый вид - по числу финансовых агентов:

  1. Один фактор. Самый привычный вариант: и продавец, и покупатель заключают договор с одним и тем же «посредником» и исполняют перед ним обязательства в обмен на кратковременное предоставление заёмных средств.
  2. Два фактора или больше. Сложная схема, в которой поставщик привлекает одного агента (или нескольких), а потребитель - другого. Чем больше сторон сделки, тем сложнее процедура составления договора оказания факторинговых услуг, поэтому прибегать к этому варианту имеет смысл, если один «посредник» не может предоставить нужную сумму или продавец и покупатель сильно не доверяют друг другу.

Существуют и другие способы классификации факторинга - например, по использованию электронных или бумажных документов или по специализации фирмы-посредника. Однако эти критерии - лишь частности, не влияющие на схему предоставления денежных средств под заключение сделки, а потому заниматься дальнейшими перечислениями не имеет смысла.

Плюсы и минусы факторинга

Преимущества привлечения фактора (или нескольких факторов):

  1. Возможность проводить сделки без внесения залога. Всё, что требуется от потребителя, чтобы получить товар, - внести 10-30% от его стоимости на счёт продавца. В дальнейшем он возвращает финансовому агенту ранее предоставленную им сумму: остальные 70–90% плюс, в зависимости от условий договора, процент за услуги.
  2. Простые условия получения услуги. Поскольку возврат средств финансовому агенту гарантирует заключённый трёхсторонний договор, а при большей его предусмотрительности - и обязательства со стороны продавца, ему не приходится беспокоиться о сохранности предоставляемых денег - следовательно, и условия кредитования меняются в лучшую сторону.
  3. Возможность для продавца использовать полученные от агента средства в полном объёме. Сохранять остаток на счёте, как следует при получении кредита, в этом случае необязательно.
  4. Гарантии для продавца. Привлекая за небольшую плату факторинговую компанию или банк, поставщик обычно перекладывает на него не только заботы, связанные с получением денег от кредитополучателя, но и избавляется от необходимости платить налог на прибыль из собственных средств; последнее часто случается, когда продавец уже поставил товарно-материальные ценности покупателю, а тот не успевает до срока уплаты налога перевести на счёт поста кредитора требуемую сумму.
  5. Сохранение нейтрального внутреннего баланса. Факторинговые услуги не относятся к сфере кредитования, а значит, никоим образом не сказываются на КИ индивидуального предпринимателя или компании.
  6. Привлечение новых клиентов за счёт формирования более выгодного предложения, подразумевающего предоставление рассрочки.

Недостатки пользования факторинговыми услугами:

О необходимости привлечения к совершению сделок финансовых агентов было рассказано ранее; здесь же имеет смысл ещё раз перечислить ситуации, в которых использование денег фактора особенно полезно:

  1. Срочная потребность в привлечении заёмных оборотных средств. В наибольшей степени это относится к сфере малого предпринимательства, испытывающего колоссальную налоговую нагрузку и не избалованного выгодными кредитными предложениями.
  2. Первостепенная задача - привлечение новых клиентов и удержание постоянных. Получать товар в рассрочку, изначально внося небольшую часть его стоимости, удобнее для многих потребителей, особенно в условиях перманентного финансового кризиса. Факторинг позволяет продавцу подойти к делу с новой стороны, не рискуя своими деньгами и не тратя время на общение с кредиторами.
  3. Покупатель ненадёжен или поставщик ранее не имел с ним дела. Сложно сказать, согласится ли фактор предоставить деньги при таких обстоятельствах, но, найдя подходящего финансового агента, продавец, не обременяя себя заключением договора цессии, перекладывает на него получение денег от потребителя.
  4. Несовпадение масштабов деятельности контрагентов. Если мелкое предприятие поставляет продукцию промышленному гиганту или, напротив, закупает у него какие-либо изделия, скорее всего, их графики оплаты не совпадают. Факторинг позволяет избавиться от этого неудобства, нивелируя разрывы во времени: кредитор получает оплату за товар сразу и в полном объёме, а потребитель может заплатить за поставку без срочного изъятия оборотных средств.

Важно : в соответствии с отечественной практикой факторинговые услуги не применяются при взаиморасчётах между филиалами одного предприятия, а также для погашения уже существующих кредитных обязательств.

Чем факторинг отличается от кредита?

Особенности факторинговых услуг в сравнении с кредитованием:

  1. Более короткие сроки погашения задолженности, обычно до 12 месяцев с момента её возникновения.
  2. Кредитополучателю нет необходимости предоставлять залоговое имущество.
  3. Сумма предоставляемых средств не фиксирована: её определяет сам поставщик.
  4. Договор с фактором можно заключить на бессрочной основе: продавец будет получать требуемую сумму каждый раз по представлении накладных - без переоформления документов.
  5. Задолженность погашается не получателем денег, а третьей стороной - потребителем.

Как выбрать факторинговую компанию?

Критерии подбора фактора:

  • направленность: некоторые финансовые агенты предоставляют средства на совершение операций только в одной сфере; другие, обычно более крупные, универсальны;
  • репутация: не стоит иметь дел с откровенно ненадёжным или имеющим плохие отзывы «посредником», даже если он предлагает более выгодные условия пользования оборотным капиталом;
  • стоимость: платить за удобство приходится не только покупателю, но и продавцу - а значит, есть смысл подыскать более экономный вариант.

Важно : предпринимателю, опасающемуся доверять факторинговым компаниям, стоит обратить внимание на банки, оказывающие аналогичные услуги. В их число входят Сбербанк, ВТБ 24, ОТП Банк и другие крупные российские финучреждения.

Подводим итоги

Факторинг - это получение средств под совершение сделки от агента с последующим погашением задолженности покупателем. При этом сам продавец выплачивает в пользу фактора вознаграждение за пользование его услугами. Договор может быть двусторонним или трёхсторонним, заключаться на более или менее длительный срок или даже быть бессрочным.

Преимущество факторинга - простота оформления коммерческих отношений и комфортные для клиента условия выплаты. Недостатки - относительно высокая процентная ставка и необходимость представления информации о покупателе третьему лицу. Пользование факторинговыми услугами не влияет на кредитную историю поставщика и потребителя, а также не предполагает необходимости залога.

Факторингом пользуются стороны сделки поставки (купли-продажи) товара в тех случаях, когда покупатель диктует ее условия. Чтобы узнать, что такое факторинг простыми словами, обратимся к переводу слова. В переводе с английского языка слово «factoring» означает «посредничество». Сделка регулируется ст. 824–832 ГК РФ. Это финансовая услуга банка или коммерческой компании юрлицам. Банк платит за товар поставщику, а затем взыскивает долг с покупателя. Поставка товаров по договору факторинга с отсрочкой платежа позволяет поставщику не отвлекать надолго средства из оборота.

Если говорить простыми словами, факторинг - это способ быстрого восстановления оборотного капитала поставщика средствами банка или факторинговой компании в сделке купли-продажи. При факторинге продавец поставляет товар покупателю на условиях отсроченного платежа.

Дебитором (должником) выступает получатель товара, у которого, в конечном итоге, возникают обязательства по оплате за него перед финансовым агентом (фактором). Суть этой сделки в том, что фактор финансирует поставщика, который уступает ему право денежного требования к покупателю с коротким сроком возврата средств. Банки или коммерческие фирмы, финансирующие поставщиков, получают с них комиссию за предоставленную услугу и право требовать с покупателя долг.

Услуга имеет сходство с кредитованием, но с определенными особенностями. В частности, платеж может быть отсрочен на период от нескольких дней до полугода. В ст. 824 ГК РФ факторинг определяют как договор финансирования под уступку денежного требования.

В сделках факторинга применяют такие термины и определения:

  1. Фактор (посредник, агент финансовый) - организация, имеющая достаточный объем финансовых средств для оперирования ими. Для оказания факторинговых услуг лицензию получать не нужно. Ими может заниматься любая коммерческая организация (ст. 825 ГК). Факторингом в России преимущественно занимаются банки, их подразделения, филиалы или специальные компании.
  2. Кредитор - компания-поставщик работ, услуг или товаров с отсрочкой платежа. Он передает право требовать оплату за поставку посреднику (фактору).
  3. Должник (дебитор или покупатель) - организация, которая получает товар (услугу) с отсроченной на согласованный срок оплатой.
  4. Договором факторинга называют соглашение трех сторон, регулирующее сделку. В нем определены права участников сделки, их обязанности и ответственность.
  5. Операциями факторинга называют действия по предоставлению услуги финансирования. К ним относят анализ платежеспособности покупателя, передачу накладных фактору, перечисление денег поставщику.
  6. Факторинговые компании - юрлица, предлагающие эти услуги и получающие с клиента (поставщика) комиссию. У них должен быть достаточный объем ресурсов для этого.
  7. Обслуживание факторинговое - финансовое обеспечение фактором поставки товара покупателю, в частности, компенсация финансовых затрат продавца в объеме 70–90% ее стоимости. Это дает ему возможность заключать другие соглашения на аналогичных условиях, не извлекая из оборота денежные средства.

Когда необходим

К услуге финансирования фактором сделки компании обращаются в экстренных ситуациях, но именно тогда его трудно уговорить. Сохранность оборотных средств позволяет повысить прибыль компании, сразу же вложить деньги, полученные за товар, в развитие, а не на оплату долга, возникшего после поставки.

В РФ услуга востребована в случаях:

  1. Когда компания планирует развитие за счет сотрудничества с крупными партнерами, принимая их требования. Чтобы привлечь крупного партнера, следует ему предоставить удобные условия расчета.
  2. Работы с новыми перспективными предприятиями, но нестабильными по срокам оплаты.
  3. Сделок предприятий сферы МСП с крупными требовательными корпорациями.
  4. Сделок с компаниями, имеющими разветвленную сеть. Обычно торговые сети покупают товары под реализацию, а услуга позволяет поставщикам сразу получить средства и направить их на покупку новых партий товаров, развивать бизнес и производство.

Услугу не предоставят:

  • компаниям, имеющим большое число покупателей и текущие задолженности;
  • организациям, производящим специализированную продукцию;
  • фирмам, которые предъявляют счета на оплату поставки не сразу, а по итогам проведения некоторого объема работ;
  • организациям, привлекающим к работе субподрядчиков;
  • организациям, продающим товары вместе с услугами послепродажного обслуживания.

Она не используется:

  • в расчетах головной организации с филиалами;
  • в сделках физлиц и бюджетных организаций.

Использование малым бизнесом

Чаще всего факторингом пользуются средние и малые предприятия, стремящиеся наладить сотрудничество с крупными заказчиками и развивать свой бизнес. Причины использования такой схемы финансирования предприятиями сферы МСП могут быть следующими:

  1. Покупателем выступает крупная корпорация с жесткими условиями финансирования поставок с отсрочкой платежей, а поставщиком - сфера МСП.
  2. МСП в сделках с крупными покупателями нуждаются в пополнении оборотного капитала, когда кредиты менее выгодны. Оформляя договор факторинга, банк в большей степени концентрирует свое внимание на получателе товара, чем на поставщике.
  3. Поставщик стремится повысить лояльность получателя, предоставляя ему возможность оплатить поставленный товар позже.

Как контролируют сделку

Финансируя поставку, коммерческая организация или банк постоянно контролируют деятельность получателя. Они анализируют саму сделку и исполнение сторонами ее условий, а также проверяют покупателя на соответствие требованиям финансового агента. Если фактор усмотрит в действиях покупателя признаки предстоящего банкротства, намеренного вывода активов, он расторгнет договор и потребует немедленно погасить дебиторскую задолженность.

Финансовый агент также следит и за поставщиком. При нарушении им или получателем условий договора он вправе предъявить каждому из них претензию.
С поставщиком у фактора заключен договор, а получатель по этому договору становится его должником.

Факторинг или кредит

Кредит и факторинг имеют много общего, но между ними есть существенные различия.

Кредит
Краткосрочное финансирование (от нескольких дней до полугода) Предоставляют на длительный период
Беззалоговое обеспечение Дают под поручительство или залог
Сумма определена стоимостью сделки договора поставки Сумма определена заранее
Средства предоставляют на восполнение оборотного капитала Выдают на цели развития бизнеса или другие
Выдадут сумму (иногда по частям) за минусом комиссии Всю сумму полностью выдадут сразу
Набор документов меньше (договор, счет, накладная). Можно заключить договор бессрочный и получать по нему средства по накладным и счетам-фактурам. Для оформления договора необходимо собрать пакет документов. Погашение кредита не станет основанием для оформления второго. Требуется заключение нового договора.
Третья сторона возвращает долг Долг гасит тот, кто оформлял кредит

Виды

По форме распределения рисков факторинг может быть с регрессом или без.

С регрессом

Регрессная услуга пользуется большой популярностью. Ее выгода очевидна для поставщиков, так как формально это страховка на случай, когда получатель по любой причине откажется от платежа или затянет с ним. Услугой с регрессом предусматривается, что фактор вправе возвратить поставщику все счета, неоплаченные покупателем, и требовать возвратить выданные средства, если последний нарушает условия контракта и не платит по счетам.

Без регресса

Услугу без регресса используют чаще. В этом варианте сделки фактор (компания или банк) берет все риски на себя по возможным неплатежам и покрытие всех издержек клиента, в том числе и судебных по взысканию долгов. Возможные риски неплатежей сразу закладываются в цену услуги, поэтому безрегрессный факторинг обходится дороже, чем регрессный.

Поручительства за покупателей

При услуге «Поручительство за покупателей» поставщик может работать с покупателями, предоставляя им льготные условия оплаты, начинать сотрудничать с новыми партнерами, выходить на новые регионы и рынки. Поручительство действует следующим образом:

  • поставщик согласовывает с фактором кандидатуры покупателей и отгружает товары одобренным фирмам. Передает фактору данные по поставкам;
  • фактор выдает поручительство поставщику за покупателей в размере 90% от объема поставки;
  • если покупателями не будут выполнены обязательства оплаты за полученные товары, поставщик направляет фактору оригиналы документов в подтверждение размера требований к ним;
  • фактор выплачивает по поручительству средства в течение не более четырех месяцев.

Закупочный

Его называют факторингом для покупателя. Получатель, а не поставщик обращается в банк за поддержкой, имея целью купить товар с отсроченным платежом. Сам договор тот же: между фактором и поставщиком, но инициатива исходит от покупателя. Он должен заинтересовать поставщика в предлагаемой схеме оплаты. Обычно закупочный факторинг используют в тех ситуациях, когда покупателю заранее известно, кому он продаст приобретаемый товар. Это имеет место, например, в цепочках оптовых посредников. При этом у поставщика риск отсутствует, и он идет на такие условия сделки.

Закупочным факторингом пользуются в следующих случаях:

  • поставка эксклюзивного товара (бренды, дорогостоящие изделия) или сезонной продукции;
  • поставщик готов кредитовать поставку, но его условия менее выгодны, чем комиссия банка;
  • покупатель работает со множеством поставщиков (например, им выступает супермаркет, у которого много разных товаров). Фактор помогает в этом случае сократить издержки организации поставок.

Международный

В зависимости от участников сделки факторинг может быть международным и внутренним. Участниками международных сделок являются резиденты разных стран. Договоры международного факторинга заключают на длительный период, а поставщик, обычно передает фактору дебиторскую задолженность получателя полностью или долги всех его покупателей в одной стране.

Закрытый и открытый

По форме информирования сторон факторинг подразделяют на закрытый и открытый. В случае открытой услуги покупателю известен факт заключения договора поставщика с фактором, а оплату он производит фактору. При закрытом варианте получатель товара не знает, что поставщик заключил договор с финансовым агентом. Он платит за товар поставщику, а тот с фактором сам рассчитывается.

В чем отличия факторинга от цессии и форфейтинга

В финансировании поставок стороны пользуются кредитованием, факторингом, форфейтингом и цессией. Отличия кредитования и факторинга описаны выше.

Факторингом пользуются при продаже товаров на условиях отсрочки платежа. Покупатель при этом часть денег (до 90%) уплачивает сразу, а остальные передает позже. Третье лицо сделки - фактор. Договор обычно заключают на период не больше года. Если сделка не состоялась, фактор вправе требовать возврата своих средств или пользоваться страховкой (при наличии).

Форфейтинг

При форфейтинге третье лицо сразу выкупает обязательства покупателя перед продавцом. Поставщик получает все деньги сразу, а форфейтер может продавать свои требования другим лицам. Срок форфейтинга может быть до нескольких лет. Форфейтер принимает все обязательства и риски должника по сделке.

Отличия форфейтинга и факторинга в следующем:

  • Период действия форфейтинга может быть несколько лет, а факторинга не превышает одного года.
  • Форфейтер в сравнении с фактором принимает больший объем обязательств и рисков.
  • Способ оплаты. Фактор сначала выплачивает поставщику часть, а потом оставшийся долг, а форфейтер платит всю сумму одним платежом.
  • Форфейтинговые сделки можно перепродавать, а факторинговые нельзя.

Цессия

Цессией называют возмездную передачу прав от одной компании к другой. При цессии оформляют договор переуступки права требования по возврату долга цессионарию от цедента. Чтобы финансировать сделку по договору цессии (покупки долга), требуется документальное подтверждение всех первоначальных обязательств. Цессия, предоставляет компаниям возможность быстро получать средства и вкладывать их в другие сделки, избавляться от висящих долгов, развивать успешнее бизнес и повышать его ликвидность.

Отличие цессии и факторинга в следующем:

  • в договоре факторинга предусмотрена передача дебиторской задолженности фактору, а в договоре цессии передают цессионарию право требовать возврат долга;
  • фактором чаще всего является банк или коммерческая организация, договор цессии вправе заключать любые коммерческие компании;
  • в договоре с фактором могут быть включены другие обязательства сторон, в договоре цессии дополнительные обязательства, как правило, отсутствуют.

Преимущества и недостатки

Как у любой финансовой услуги, у факторинга есть определенные плюсы и минусы. К преимуществам относится:

  1. Гарантия безостановочного оборота денежных средств
  2. Снижение рисков возникновения дебиторской задолженности
  3. Экономия налога с прибыли, который поставщик должен платить от даты отгрузки товара. Возможно такое положение, когда без факторинга товар отгружен, деньги поставщику еще не поступили, а обязанность уплаты налога уже возникла.
  4. Финансирование по договору с фактором не является кредитом и не влияет на баланс компании
  5. Возможность удобного графика оплаты для покупателя
  6. Нет необходимости оформления залога в сравнении с кредитом
  7. Инкассацией задолженности покупателя занимается фактор

К недостаткам услуги следует отнести:

  1. Дополнительные затраты на нее (до 10% стоимости поставки или до 30% годовых к сумме)
  2. Требуется предоставлять фактору подробную информацию о покупателе
  3. Применима только в случаях безналичных расчетов
  4. Если ритмичность отгрузок и платежей высокая, услуга теряет смысл
  5. Высокие и запутанные тарифы

Как выбрать факторинговую компанию

Прежде чем приступить к подбору факторинговой компании, следует предварительно.