Гроза островский 10 вопросов. Тест по литературе на тему "Пьеса А. Н. Островского "Гроза"" (10 класс). г) « Ах, какая скука, хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе!»

Олимпиадные задания по химии

Олимпиадные задания по химии 9 класс

Олимпиада по химии. Олимпиадные задания по химии 10 класс

  1. В водно-спиртовом растворе хлорида цинка было обнаружено 1,806·10 22 хлорид-ионов и 11,56 г соли, не распавшейся на ионы. Определите степень диссоциации соли (в %) в этом растворе.

  • Неизвестный алкен массой 7 г присоединяет бромоводород, объём которого одинаков с объёмом метана массой 2 г (н.у.) Найдите молекулярную формулу алкена и напишите структурные формулы его изомеров.
  • При пропускании 15,68 л смеси метана, углекислого газа и угарного газа через раствор гидроксида калия, взятого в избытке, объем исходной смеси уменьшился на 8,96 л (н.у.). Для полного сгорания оставшейся смеси потребовалось 6,72 л (н.у.) кислорода.
    Определите объемные доли компонентов в исходной смеси.
  • Соль А является соединением металла Х , окрашивающим бесцветное пламя газовой горелки в жёлтый цвет. При нагревании до 300°С А разлагается с образованием хорошо растворимой в воде соли Б . Взаимодействие раствора гидроксида кальция с раствором соли Б или с раствором соли А приводит к выпадению осадка вещества В , которое разлагается при нагревании до 1000°С на газ Г (без запаха) и твёрдое вещество Д . Пропускание газа Г через раствор соли Б приводит к образованию А .
    Определите вещества А Д , напишите уравнения реакций.
  • Составьте уравнения реакций (укажите условия их протекания), с помощью которых можно осуществить превращения, назовите вещества А–Г .
    ацетат натрия → А → Б → В → Г → этиленгликоль
  • Олимпиада по химии. Олимпиадные задания по химии 11 класс

    1. Как вы можете объяснить такие термины, как «твердые растворы» и «жидкие кристаллы», которые на первый взгляд не соответствуют традиционным представлениям о растворах и кристаллах. Какими свойствами обладают твердые растворы и жидкие кристаллы?

  • Химик получил образцы трех металлов серебристо-белого цвета и нашел способ как их быстро различить. Для этого он подверг образцы действию кислот и раствора гидроксида натрия. Результаты его исследования представлены ниже.

    Условные обозначения: «+» - реакция идет, «–» - металл не реагирует.

    Определите какие металлы могли быть получены химиком и напишите соответствующие уравнения реакций.

  • После обработки смеси двух сложных эфиров избытком раствора щелочи в полученном водном растворе найдены следующие вещества: глицерин, фенолят натрия, ацетат натрия и нитрат натрия. Определить формулы сложных эфиров, написать уравнения реакций и указать условия их протекания.

  • А реакция замещения > В реакция соединения > С реакция замещения > D реакция обмена > Е
  • Составьте уравнения реакций по схеме:
    Cu → CuSO 4 → Cu(OH) 2 → Cu 2 O → CuO
  • Газообразный углеводород объемом 50 мл, плотность которого по водороду больше 8, полностью окислили до углекислого газа и воды. После конденсации паров воды объем газовой смеси составил 120 мл. Вычислите объем избыточного кислорода, если известно, что исходный и конечный объемы газов измерены при одинаковых условиях.
  • Ответы и решения на сайте.

    Задание 8-1

    Относительная атомная масса является величиной безразмерной.

    Шел 1817 год. У министра Веймарского герцогства, поэта и философа Иоганна Гете собрались за вечерним чаем его друзья и родственники. Среди них были Иоганн Дёберейнер, профессор химии, жена сына герцога Мария Павловна – сестра русского царя Александра I и другие влиятельные лица. Дёберейнер сказал, что если все известные химические элементы сгруппировать по сходству их свойств и расположить по три в ряд по возрастанию атомных масс, то обнаружится нечто удивительное. Мария Павловна заметила: “Бог троицу любит…”

    Задание: 1. Сгруппируйте данные химические элементы по свойствам: литий, хлор, натрий, кальций, йод, бром, барий, калий, стронций (3 элемента в каждой группе) и расположите их в порядке возрастания их атомных масс. 2. Попробуйте отгадать, что же удивительного обнаружил Дёберейнер? (5 баллов)

    Задание 8-2

    Наука не знает, чем она обязана воображению. Ральф Уолдо Эмерсон

    Придумывая химические названия, ученые порой принимали во внимание необычные свойства нового элемента. Какие элементы получили названия по цвету и запаху простых веществ или соединений?(За каждый приведенный пример элемента 1 балл)

    Задание 8-3

    Новые идеи надо поддерживать. Циолковский

    Осуществите превращение: Оксид 1 → кислота → соль 1 → основание → соль 2 → соль 3.

    Подберите вещества и запишите уравнения реакций. (5 баллов)

    Задание 8-4

    Случайные открытия делают только подготовленные умы. Блез Паскаль

    Какие животные помогли ученым-химикам в открытии химических элементов или спасли им жизнь? (За каждый приведенный пример 2 балла)

    Задание 8-5

    Нас ждут бездны открытий и мудрости. Циолковский

    В четырех пробирках содержатся бесцветные растворы карбоната натрия, фосфатанатрия, силиката натрия и нитрата серебра. Как с помощью одного реактива определить каждое вещество? (7 баллов)

    Задание 8-6

    Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Монтескьё

    Химический элемент IV группы Периодической системы, при взаимодействии с кислородом образует бесцветный газ, который выделяется при растворении шипучих таблеток в воде, при растворении в растворе щелочи образует среднюю и кислую соль.

    Задание: 1. Определите химический элемент. 2. О каких соединениях этого элемента идет речь?3. Составьте уравнения реакций получения этих соединений. (7 баллов)

    Решение заданий заочного тура олимпиады для 8 класса с системой оценивания

    Задание 8-1

    Данные элементы сгруппированы в 3 группы: Литий, натрий, калий, Хлор, йод, бром; Кальций, барий, стронций. При расположении данных элементов по возрастанию атомных масс Дёберейнер установил, что в “триаде”, атомная масса второго элемента оказывается примерно равной средне-арифметическому значению от атомных масс первого и третьего элементов

    Задание 8-2

    За каждый приведенный пример элемента: Бром – “бромос” - зловонный, рубидий – окрашивает спектр в красный цвет, сера – “сира” светло-желтый цвет и др.

    Задание 8-3

    Цепочка имеет множество решений. За каждое уравнение, соответствующее условию. 1 балл

    Возможный вариант решения: Оксид серы(VI) → серная кислота → сульфат меди(II) → гидроксид меди (II) → хлорид меди (II) → хлорид серебра.

    Задание 8-4

    Речь идет о Куртуа, открывшего новый химический элемент йод. У него был любимый кот, который во время обеда сидел обычно на плече своего хозяина. В один из дней кот чего-то испугался, прыгнул на пол, но попал на бутылки, которые Куртуа приготовил для опытов. В одной из них находилась суспензия золы водорослей в спирте, а в другой концентрированная серная кислота. Бутылки разбились, и жидкости смешались. С пола стали подниматься клубы сине-фиолетового пара, которые оседали на предметах в виде черных кристалликов. Это был йод.

    За каждый найденный эпизод … 2 балла

    Задание 8-5

    Данным реактивом является соляная кислота. Na 2 CO 3 + 2HCl → 2NaCl + CO 2 + H 2 O выделяется бесцветный газ Na 3 PO 4 + HCl → ничего не наблюдаем

    Na 2 SiO 3 + 2HCl → H 2 SiO 3 ↓ + 2NaCl наблюдаем выпадение бесцветного желеобразного осадка

    AgNO 3 + HCl → AgCl↓ + HNO 3 наблюдаем выпадение белого осадка

    Задание 8-6

    1. Химический элемент – углерод 2. Углекислый газ СО 2 , карбонат натрия Na 2 CO 3, гидрокарбонат натрия NaНCO 3 3. С +О 2 →СО 2 СО 2 + NaOH → NaНCO 3 СО 2 +2 NaOH → Na 2 CO 3 + H 2 O

    Комплект задач для очного тура школьного этапа олимпиады для 8 класса

    Задача 8-1

    Кто ищет – тот всегда найдет!

    В начале ХХ столетия геологи зашифровали на картах места открытия руд ценных металлов при помощи координат химических элементов в Периодической системе. Арабской цифрой указывали номер периода, а римской – номер группы. Кроме того, в записях были еще буквы русского алфавита – А и Б. На одной из старых картах карт нашли обозначения: 4VIБ, 4VIIIБ2, 6IБ, 6IIБ. Задание: Расшифруйте записи геологов. (2 балла)

    Задача 8-2

    Светлое тело, которое ковать можно. М.В.Ломоносов

    Один из химических элементов был выделен еще в XVI в. немецким химиком и металлургом Георгиусом Агриколой. В “Алхимическом словаре” Руланда (1612) он отнесен к металлам и назван “легчайшим, бледнейшим и дешевейшим свинцом”. В России его называли то “нимфой”, то “глаурой”. Происхождение современного названия тоже покрыто тайной. Одни считают, что оно происходит от арабских слов “би исмид” - похожий на сурьму. Другие предполагают, что название элемента древнегерманского происхождения и означает “белый металл”. Третьи утверждают, что название произошло от двух немецких слов – “визе” (луг) и “мутен” (рудник), поскольку в немецкой Саксонии элемент издавна добывают в рудниках, расположенных среди лугов округа Шнееберг. Задание: Что это за элемент? Опишите его положение в Периодической системе.Определите состав высшего оксида данного элемента.

    Задача 8-3

    Точное логическое определение понятий –условие истинного знания. Сократ

    Предложите различные варианты классификации данных неорганических веществ:

    CO 2 , NO, NO 2 , Na 2 O, Al 2 O 3 , SiO 2 , P 2 O 5 , Cr 2 O 3 , CuO, ZnO

    Задача 8-4

    Хорошая идея состоит из большого количества маленьких идей. Томас Эдисон

    Предложите несколько вариантов (не более трех) решения цепочки реакций А→ Б → В и составьте уравнения реакций к данной схеме. Вещества А, Б, В – сложные неорганические соединения, относящиеся к разным классам соединений. (6 баллов)

    Задача 8-5

    Научная гипотеза всегда выходит за пределы фактов, послуживших
    основой для ее построения. Вернадский

    Расшифруйте данную цепочку реакций, составьте к ней уравнения реакций (все вещества в цепочке содержат атомы железа): 56 → 127 → 90 → 72 → 56 (11 баллов)

    Задача 8-6

    Все соли состоят из какой-либо кислоты и
    какой-либо щелочи… Немецкий химик и аптекарь О.Тахений

    Приведите примеры солей, в реакциях которых с кислотами и со щелочами выделяются газообразные продукты. Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной форме.

    Задача 8-7

    Что и требовалось доказать. Евклид

    В бутылке, цилиндре, колбе, банке находятся магний, гидроксид бария, сульфат меди (II), серная кислота. Магний и сульфат меди (II) не в бутылке, сосуд с гидроскидом бария стоит между колбой и сосудом с серной кислотой. В банке не гидроксид бария и не вещество, имеющее блеск. Цилиндр стоит около сосуда с веществом голубого цвета.

    Задание: Узнайте содержимое каждого сосуда.Составьте уравнения реакций, протекающих при попарном смешивании содержимого этих сосудов. (14 баллов)

    Решение заданий очного тура школьного этапа олимпиады для 8 класса

    Задача 8-1

    Координаты 4VIБ в Периодической системе означают 4-й период и VIБ – группу, элемент хром

    4VIIIБ2 – 4-й период, VIIIБ2 - группу, элемент никель 6IБ – 6-й период, IБ – группа, элемент – золото 6IIБ – 6-й период, IIБ – группа, элемент ртуть. Всего: 2 балла.

    Задача 8-2

    Элемент-путаник – это висмут , легкоплавкий металл красновато-белого цвета, последний по номеру элемент Периодической системы, не обладающий естественной радиоактивностью, порядковый номер 83, 6 период, V группа, главная подгруппа, состав высшего оксида Вi 2 О 5

    Задача 8-3

    Все приведенные в условии задачи вещества являются оксидами, поэтому необходимо привести классификацию оксидов по различным признакам:

    А) оксиды металлов и неметаллов Б) основные, кислотные, амфотерные, другие

    В) солеобразующие, несолеобразующие Г) газообразные, твердые

    Д) бесцветные, окрашенные

    Задача 8-4

    Варианты решения задания могут быть различными, например: CuCl 2 →Cu(OH) 2 →CuO (не более трех вариантов) 1) CuCl 2 + 2NaOH → Cu(OH) 2 ↓ + 2NaCl 2) Cu(OH) 2 → CuO + H 2 O

    Задача 8-5

    Так как все вещества в цепочке содержат атомы железа, а цепочка начинается с вещества 56, следовательно, в основе шифра лежат атомные и молекулярные массы веществ (Ar (Fe)=56).

    Цепочка реакций выглядит так:Fe → FeCl 2 → Fe(OH) 2 → FeO → Fe

    1) Fe + 2HCl → FeCl 2 + H 2 2) FeCl 2 + 2NaOH → Fe(OH) 2 ↓+ 2NaCl

    3) Fe(OH) 2 → FeO + H 2 O 4) 2FeO + C→ 2Fe + CO 2

    Задача 8-6

    Соли аммония: карбонаты, сульфиты, сульфиды и соответствующие кислые соли.

    Например: NH 4 HCO 3 + HCl → NH 4 Cl + CO 2 + H 2 O NH 4 HCO 3 + NaOH→ NH 3 + H 2 O + NaHCO 3

    Задача 8-7

    Цилиндр - Mg колба - CuSO 4 бутылка - Ba(OH) 2 банка - H 2 SO 4

    Mg + CuSO 4 → MgSO 4 + Cu признаки реакции – раствор обесцвечивается, выделяется порошок розового цвета – медь Mg + H 2 SO 4 → MgSO 4 + H 2 признаки реакции – выделяется газ без цвета CuSO 4 + Ba(OH) 2 → BaSO 4 ↓ + Cu(OH) 2 ↓ признаки реакции – выпадение осадка

    Ba(OH) 2 + H 2 SO 4 → BaSO 4 ↓ + 2H 2 O признаки реакции – выпадение осадка белого цвета

    Комплект задач для очного тура олимпиады для 9 класса

    Задача 9-1

    Всё хорошо, что в меру. Гиппократ

    Отрывок из повести Хаггарда “Жемчужина Нила”: “Она вынула из уха одну из тех огромных жемчужин … и …опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от нее не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, и выпила весь до последней капли”.

    Задание: Объясните почему Клеопатра смогла выпить “крепкий уксус”, а также составьте уравнение реакции. (3 балла)

    Задача 9-2

    Вселенная - это разнообразие в единстве. Оноре де Бальзак

    Бедному А совсем неудобно в своей квартире: сверху его грозиться сжечь Б , справа – отравить ядовитый Д , а живущий слева тихий Е иногда начинает буянить и совсем не ясно, что от него ждать – либо отравит, либо подожжет квартиру. Но когда Е успокаивается, то начинает светиться бледно-зеленым светом и всех радует. Задание: Определите, кто такие А, Б, Д, Е?

    Задача 9-3

    Составьте уравнения реакций к цепочке реакций: Fe 0 → Fe +2 → Fe +3 → Fe +2 → Fe 0 → Fe +3

    Задача 9-4

    Опыт - это не то, что происходит с вами;
    это то, что вы делаете с тем, что происходит с вами. Сэр Исаак Ньютон

    Юный химик насыпал в первую колбу аммиачную, норвежскую и кальциевую селитры; во вторую колбу насыпал мел, а также чилийскую и аммиачную селитру; в третью колбу – натриевую и индийскую селитру, а также поташ. Задание: Сколько веществ окажется в смеси, образованной смешением содержимого: а) первой и второй колбы; б) всех трех колб?

    Задача 9-5

    Наука борется с суевериями,
    как свет с потемками. Менделеев Д.И.

    Однажды алхимик сказал своему господину, что может показать ему “шайтана”, принимающего образ жидкости, пожирающей золото. Алхимик показал хану, как рождается “шайтан”. Он поглотил газообразный красно-бурый оксид другим, жидким оксидом. При этом получилась сильная кислота и новый бесцветный газообразный оксид, который на воздухе снова превращался в бурый газ. Затем алхимик смешал полученную сильную кислоту с поваренной солью и бросил в смесь золотой перстень. Перстень стал покрываться пузырьками газа, а потом…исчез. Эмир приказал запечатать сосуд с дьявольской жидкостью в землю, а алхимика заключить в подземелье. Задание: Д окажите, что алхимик не виновен, и найдите химический смысл его действиям. (7 баллов)

    Задача 9-6

    В каждой естественной науке заключено столько истины,
    сколько в ней есть математики. Иммануил Кант

    В 25 мл раствора 20%-ной соляной кислоты растворили 4,0 г сульфида железа (II), после выделения газа в раствор добавили 1,68 г железных опилок. Рассчитайте массовые доли веществ в полученном растворе. (8 баллов)

    Задача 9-7

    Знание - настолько ценная вещь,
    что его не зазорно добывать из любого источника. Фома Аквинский

    В доме лондонского ювелира исчез алмаз необычного голубого цвета. Срочно приглашенный в дом знаменитый сыщик Шерлок Холмс обратил внимание на баллон с хлором, отводная трубка от которого была погружена в колбу с раствором пероксида водорода. “Где хранился алмаз?” – спросил Холмс. “В маленьком алюминиевом футляре, который стоял вот здесь”, – ответил ювелир и показал на серую кучку пепла рядом с включенной горелкой. “Алмаза уже не вернуть”, – заметил Шерлок Холмс. Задание: Ювелир прислал нам схему места происшествия и попросил вас объяснить, что же все-таки случилось?

    Решение заданий очного тура школьного этапа олимпиады для 9 класса

    Задача 9-1

    Состав жемчуга – СаСО 3 , уксуса – СН 3 СООН СаСО 3 +2 СН 3 СООН → (СН 3 СОО) 2 Са + СО 2 + Н 2 О

    Задача 9-2

    Определены элементы А, Б, Д, Е: А – сера, Б – кислород, Д – хлор, Е - фосфор ……4 балла

    Задача 9-3

    Составлены уравнения реакций: 1. Fe +2HCl →FeCl 2 + H 2 2. 2 FeCl 2 + Cl 2 → 2 FeCl 3

    3. 2 FeCl 3 + Fe → 2 FeCl 2 4. 3 FeCl 2 + 2 Al → 2AlCl 3 + 3 Fe 5. 2Fe + 3Cl 2 → 2FeCl 3

    Задача 9-4

    Определены формулы названных веществ: аммиачная селитра – NH 4 NO 3 , норвежская селитра – Ca(NO 3) 2 , кальциевая селитра - Ca(NO 3) 2 , чилийская селитра - NаNO 3 , индийская селитра - КNO 3 , натриевая селитра - NаNO 3 , мел – СаСО 3 , поташ К 2 СО 3

    Задача 9-5

    Определены вещества: красно-бурый газ – это диоксид азота, жидкий оксид – вода, при взаимодействии между собой дают азотную кислоту и монооксид азота, который легко окисляется на воздухе до NO 2 При добавлении к азотной кислоте поваренной соли идет образование соляной кислоты, таким образом, получается смесь кислот (азотной и соляной) – “царская водка”, которая химически растворяет золото: Au + 4HCl + HNO 3 → H + NO + 2 H 2 O

    Задача 9-6

    Составлены уравнения реакций: FeS + 2HCl → FeCl 2 + H 2 SFe + 2HCl → FeCl 2 + H 2

    n(HCl)=0,151 моль, n(FeS)=0,0455 моль, n(Fe)=0,03моль Определено вещество в избытке: HCl – 0,06 моль – в первой реакции, во второй реакции вещества прореагировали полностью

    Вычислены количества образующихся веществ: n(FeCl 2)=0,0455 моль, n(H 2 S)=0,0455 моль,

    n(H 2)=0,03моль Определена масса образовавшегося раствора: m(р-ра)= m(р-ра HCl) + m(FeS) + m(Fe) –m(H 2 S) – m(H 2) = 27,5 + 4,0 + 1,68 – 1,55 – 0,06 = 31,57 г Определены массовые доли веществ в растворе: w(FeCl 2) = 17,85%.

    Задача 9-7

    Составлены уравнения реакций: ювелир не закрыл кран баллона с хлором, начались реакции:

    Cl 2 + H 2 O 2 → 2HClO HClO + H 2 O 2 → O 2 + HCl + H 2 O 4Al + 3O 2 →2 Al 2 O 3 C + O 2 → CO 2

    Комплект задач для очного тура олимпиады для 10 класса

    Задание 10-1

    То, что мы знаем, - ограничено,
    а то, чего мы не знаем - бесконечно. Апулей

    Самки бабочки медведицы сигнализируют самцам с помощью пахучего вещества – аттрактанта. Это 2-метил-замещенный алкан. Его относительная молекулярная масса равна 254. Составьте структурную формулу данного алкана. (2 балла)

    Задание 10-2

    Хлорофилл (от греч. chlorós - зеленый и phýllon - лист),
    зеленый пигмент растений, с помощью которого
    они осуществляют фотосинтез .

    Хлорофилл является важным пигментом обусловливающим зеленый цвет листьев растений. При сжигании 89,2 мг хлорофилла в избытке кислорода получаются следующие вещества: 242 мг газа, которым обычно газируют напитки, 64, 8 мг жидкости, составляющей основу этих напитков, 5,60 мг газа, которого больше всего в земной атмосфере и 4,00 мг белого порошка, который является оксидом металла II А группы. Задание: Определите формулу хлорофилла, учитывая, что его молекула содержит только один атом металла.

    Задание 10-3

    Недостаточно только получить знания:
    надо найти им приложение. Гёте И.В.

    Расшифруйте именные реакции в органической химии:

    • 13≡13 + 18 → 44
    • 16 + 63 → 61 + 18
    • 3 * 14 = 14 + 2 * 158 + 4 * 18 → 3 * 62 + 2 * 87 + 2 * 56
    • 2 * 95 + 2 * 23 → 15 – 15 + 2 * 103. (8 баллов)

    Задание 10-4

    Я предпочитаю то, что можно увидеть,
    услышать и изучить. Гераклит Эфесский

    Перед вами в трех шкатулках находятся: в первой – натуральный и фальшивый бриллианты; во второй – натуральный и фальшивый жемчуг; в третьей – натуральное и поддельное золотое изделие. Задание: С помощью каких химических реакций можно отличить натуральные объекты? (6 баллов)

    Задание 10-5

    Знание есть сила, сила есть знание. Фрэнсис Бэкон

    Составьте уравнения реакций: ан → ин → аль → овая → ат → ол → диен → ен.

    Задание 10-6

    Опыт всему учитель. Юлий Цезарь

    Цианид калия – один из самых сильных ядов, и хранят его обязательно в сейфе под замком. Но однажды утром лаборант, вынув из сейфа банку с надписью KCN, обнаружил, что крышки нет, характерный запах миндаля исчез, а между тем объем содержимого не уменьшился. Анализ показал, что вещество в банке вовсе не цианид калия, при приливании к нему соляной кислоты наблюдалось характерное шипение. Задание: Определите, что за вещество в банке, и кто виноват в пропаже? (5 баллов)

    Задание 10-7

    Математику уже за то любить следует,
    что она ум в порядок приводит.
    Ломоносов

    При нагревании навески некоторого твердого вещества А образуется 5,6 г твердого вещества Б и газ В . Б растворили в воде, при этом образовался раствор, содержащий 7,4 г вещества Г . В пропустили через избыток раствора вещества Д , в результате чего образовалось 13,8 г вещества Е . При взаимодействии последнего в водном растворе с Г образуется А и Д . Определите все вещества. (10 баллов)

    Решение заданий очного тура школьного этапа олимпиады для 10 класса

    Задание 10-1

    Определена молекулярная формула алкана: С 18 Н 38

    Задание 10-2

    Определены вещества: углекислый газ, вода, азот, оксид магния Определены количества вещества элементов в молекуле: n(C)=5,5 ммоль, n(H)=7,2 ммоль, n(N)= 0,4 ммоль, n(O)= 0,5 ммоль, n(Mg)= 0,1 ммоль Определена молекулярная формула: C 55 H 72 N 4 O 5 Mg

    Задание 10-3

    Реакция Кучерова: СН≡СН + Н 2 О → СН 3 – СНО Реакция Коновалова: СН 4 + НNО 3 → СН 3 NО 2 + Н 2 О Реакция Вагнера:3СН 2 =СН 2 +2KMnO 4 + 4Н 2 О → 3CН 2 ОН- CН 2 ОН + 2КОН + 2MnО 2

    Реакция Вюрца: 2 СН 3 Br + 2 Na → CH 3 – CH 3 + 2 NaBr

    Задание 10-4

    Предложены методы анализа и составлены уравнения реакции:

    Бриллианты – правильно отшлифованные алмазы и состоят из чистого углерода. Они полностью сгорают в атмосфере кислорода с образованием только углекислого газа, поддельные бриллианты (стекло, хрусталь) либо не горят, либо при сгорании дают твердые продукты. Натуральный жемчуг представляет собой природную разновидность карбоната кальция, подобно всем карбонатам жемчуг растворяется в кислотах: СаСО 3 +2 СН 3 СООН → (СН 3 СОО) 2 Са + СО 2 + Н 2 О, поддельные жемчужины, изготовленные из стекла или пластмассы, не растворяются в кислотах, или не выделяют СО 2. Чистое золото растворяется в “царской водке”, образуя желтый раствор: Au + 4HCl + HNO 3 → H + NO + 2 H 2 O, поддельные золотые изделия могут быть изготовлены из сплавов меди и др. веществ, они растворяются в соляной или азотной кислоте.

    Задание 10-5

    Метан → ацетилен → этаналь → уксусная кислота → этилацетат → этанол → бутадиен → бутен

    Задание 10-6

    Определено вещество в банке – КНСО 3 Виновники пропажи углекислый газ и влага воздуха. Чем дольше банка была открытой, тем быстрее шел гидролиз цианида калия, в результате обратимого гидролиза получались летучий циановодород и гидроксид-ионы.

    Задание 10-7

    Определены все вещества: А – карбонат кальция, Б – оксид кальция, В – углекислый газ, Г – гидроксид кальция, Д – гидроксид калия, Е – карбонат калия

    Составлены уравнения реакций: СаСО 3 → СаО + СО 2 СаО + Н 2 О → Cа(ОН) 2

    СО 2 + 2КОН → К 2 СО 3 + Н 2 О К 2 СО 3 + Cа(ОН) 2 → СаСО 3 + 2КОН

    Задания были составлены с использованием данной литературы:

    1. Еремина Е.А., Рыжова О.Н. Cправочник школьника по химии Под ред. Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремина М.: Издательство “Экзамен”, 2006.- 512 с. (Серия “Справочник школьника”)

    2. Занимательные задачи по химии/ Под ред. Н.Е. Дерябиной. – М.: ИПО “У Никитских ворот”, - 48 с.: ил.

    Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии / Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова.- 2-е изд. – М.: Дрофа, 2006.

    Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. – М.: Химия, 1994 г.

    5. Тюльков И.А., Архангельская О.В., Павлова М.В. Система подготовки к олимпиадам по химии. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2008.

    6. Фигуровский Н.А. Открытие элементов и происхождение их названий. – М.: издательство “Наука”, 1970 г.

    7. Четвертая Соровская олимпиада школьников 1997-1998. М.: МЦНМО, 1998. – 512 с.

    Школьный этап

    8 класс

    Задание 1. ТЕСТ (3,5 балла)

    Выберите один правильный ответ(1 балл за каждый ответ)

    1. Мельчайшая частица вещества, являющаяся носителем его химических свойств, называется:
    1. крупинка 2. кристаллик 3. атом 4. молекула
    2. Какой элемент назван в честь небесного тела - спутника Земли:
    1. Со - кобальт 2. Те - теллур

    3. Sе - селен 4. U - уран
    3. Одним из первых металлических сплавов, которые человек начал использовать в глубокой древности, является:

    1. сталь; 2. бронза; 3. дюралюминий; 4. чугун; 5. победит.

    4. К чистым веществам относится:

    1. уксус 2. дистиллированная вода

    3. воздух 4. молоко

    5. Является веществом:

    1. капля росы; 2. медная монета;

    3. кусочек мела; 4. ртуть.

    6.Одинаковую относительную массу имеют вещества, формулы которых:

    1. CuSO 4 и CuS 2. CuS и CuO

    3. CuO и Cu 2 S 4. CuSO 4 и Cu 2 S

    7. Укажите простое вещество, которое не является металлом:

    1. олово; 2. фосфор; 3. ртуть; 4. магний; 5. медь.

    Задание 2. (2 балла)

    В начале ХХ столетия геологи зашифровали на картах места открытия руд ценных металлов при помощи координат химических элементов в Периодической системе. Арабской цифрой указывали номер периода, а римской – номер группы. Кроме того, в записях были еще буквы русского алфавита – А и Б. На одной из старых картах карт нашли обозначения: 4VIБ, 4VIIIБ2, 6IБ, 6IIБ. Задание: Расшифруйте записи геологов.

    Задание 3. (6 баллов)

    Предложите несколько вариантов (не более трех) решения цепочки реакций А→ Б → В и составьте уравнения реакций к данной схеме. Вещества А, Б, В – сложные неорганические соединения, относящиеся к разным классам соединений.

    Задание 4. (3 балла)

    Кто из нас не мечтал разыскать сокровища, спрятанные когда-то, в глубине веков, морскими пиратами?! Если разгадаете головоломку, то узнаете, как наверняка найти настоящий клад.


    Задание 5. (4 балла)

    Чтобы золушка не смогла поехать на бал, мачеха придумала ей работу: она смешала соль с мелкими гвоздями, деревянными стружками и речным песком и велела золушке очистить соль, а гвозди сложить в отдельную коробку. Золушка быстро справилась с заданием и успела поехать на бал. Объясните, как можно быстро выполнить задание мачехи.

    Задание 6. (6 баллов)

    В природе железо образует ряд минералов. Это магнетит Fe 3 O 4 , гематит Fe 2 O 3 лимонит 2Fe 2 O 3 3Н 2 О. В каком из минералов массовая доля железа наибольшая.

    Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)

    Школьный этап

    9 класс

    Задание 1. ТЕСТ (3 балла)

    К каждому заданию даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный ответ. Запишите номер задания и поставьте номер выбранного ответа.

    1. Наибольшую молекулярную массу имеет

    1) BaCl 2 2) ВаS0 4 3) Ва 3 (Р0 4) 2 ; 4) Ва 3 Р 2 .

    2. Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции

    (СuОН) 2 СО 3 + НС1 = СuС1 2 + СО 2 + ...

    1) 10: 2) 11; 3) 12; 4) 9.

    3. Количество вещества (моль), содержащееся в 6,255 г хлорида фосфора (V)

    1) 0,5; 2) 0,3; 3) 0,03; 4) 0,15.

    4. Число протонов и нейтронов в ядре изотопа 40 К

    1) р = 20, n=19; 2) р = 40, n = 19;

    3) р= 19, n = 21: 4) р = 21,n=19.

    5. Реакция, в результате которой выпадает осадок

    1) КОН + НС1; 2) К 2 С0 3 + Н 2 S0 4 ;

    3) Cu(OH) 2 +HNO 3 ; 4) Nа 2 S + Рb(N0 3) 2 .

    6. В 250 мл воды растворили 150 г хлорида кальция. Массовая доля соли в растворе (в процентах) равна:

    1) 60; 2) 37,5; 3) 75; 4) 62,5

    Задание 2. (7 балла)

    Дана цепочка превращений:

    X → XO 2 → XO 3 → H 2 XO 4 → K 2 XO 4

    K 2 XO 3 KMnO4/H+

    Определите элемент Х. Напишите уравнения соответствующих реакций.

    Задание 3. (3 балла)

    Напишите уравнения реакций, при помощи которых, используя простые вещества кальций, фосфор и кислород, можно получить фосфат кальция.

    Задание 4. (3 балла)

    Сумма протонов, нейтронов и электронов в атоме равна 42. Число нейтронов равно числу протонов. Определите химический элемент. Дайте объяснения.

    Задание 5. (3 балла)

    При взаимодействии 9,6 г оксида металла (III) с серной кислотой образуется 24 г сульфата металла (III). Определите металл.

    Задание 6. (5 баллов)

    В четырех пронумерованных склянках находятся растворы: гидроксида натрия, хлорида натрия, соляной кислоты и фенолфталеина. Как определить, в какой склянке какое вещество находится, не используя дополнительных реактивов, но имея достаточное количество пустых пробирок. Напишите уравнения проведенных реакций.

    Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)

    Школьный этап

    10 класс

    Задание 1. (8 баллов)

    Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения: пропан → 2-хлорпропан → пропен → 1,2-дихлорпропан → пропин → → пропен → пропанол-2 → 2-бромпропан → 2,3-диметилбутан.

    Задание 2 . (3 балла)


    KMnO 4 + H 2 O 2 + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + MnSO 4 + H 2 O + O 2 .

    Задание 3 . (7 баллов)

    При нагревании навески некоторого твердого вещества А образуется 5,6 г твердого вещества Б и газ В . Б растворили в воде, при этом образовался раствор, содержащий 7,4 г вещества Г . В пропустили через избыток раствора вещества Д , в результате чего образовалось 13,8 г вещества Е . При взаимодействии последнего в водном растворе с Г образуется А и Д . Определите все вещества.

    Задание 4. (5 баллов)

    К раствору 6,75 г смеси хлоридов меди (II) и цинка прибавили избыток раствора гидроксида натрия. Выпавший осадок отделили, прокалили и получили при этом 2 г сухого остатка. Определите процентный состав смеси.

    Задание 5. (5 баллов)

    В 1862 г. М. Бертло синтезировал газ при пропускании водорода через электрическую дугу между двумя угольными электродами. Ученый определил его состав и дал ему название.

    1) Определите формулу газа, если массовые доли элементов в соединении составляют: С- 92,3%, Н – 7,7%. Относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 13. Запишите структурную формулу вещества и назовите его по систематической и тривиальной номенклатуре.

    2) Запишите уравнение реакции получения этого газа в промышленности.

    3) Запишите уравнения реакций взаимодействия этого вещества с избытком водорода и брома.

    4) Запишите уравнение реакции взаимодействия этого газа с веществом Х, если в ходе реакции образуется вещество У желтоватого цвета, способное взрываться от удара.

    Задание 6. (8 баллов)

    В четырех пронумерованных пробирках находятся растворы хлорида бария, карбоната натрия, сульфата калия и хлороводородная кислота. Предложите способ распознавания веществ без использования дополнительных реактивов. Напишите уравнения реакций.

    Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)

    Школьный этап

    11 класс

    Задание 1. (6 баллов)

    Осуществите следующие превращения. Назовите продукты реакции, укажите условия их проведения. Определите неизвестное вещество.(6 баллов)


    С 6 Н 14 → Х→ → CH 3 COOCH 2 C 6 H 5

    Задание 2. (3 балла)

    Расставьте коэффициенты в схемах следующих реакций методом электронного баланса
    KMnO 4 + H 2 O 2 + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + MnSO 4 + O 2 +….

    Задание 3. (5 баллов)

    Космический корабль потерпел аварию и совершил посадку на неизвестную планету. Командир корабля поручил одному из космонавтов определить состав атмосферы. В распоряжении космонавта оказались лишь яблоко, малахитовая шкатулка, известковая вода. Он установил, что разрезанное яблоко не изменяется в атмосфере планеты, известковая вода не мутнеет, а при нагревании малахита образуется красный порошок. К какому выводу пришел космонавт и почему.

    Задание 4. (5 баллов)

    Сожгли смесь пропана и этана объемом 6,72 л. Продукт сгорания пропустили в известковую воду. При этом образовался осадок массой 80г. Определите процентный состав смеси.

    Задание 5. (5 баллов)

    Сожгли 2, 3 г неизвестного вещества, при этом образовалось 2, 24 л углекислого газа и 2, 7 г воды. Напишите молекулярную и структурную формулу данного вещества, если плотность его паров по азоту равна 1,64.

    Задание 6. (8 баллов)

    В пяти пронумерованных пробирках находятся растворы следующих веществ: KCL, KОН, K 2 CO 3 , H 2 SO 4 , ZnSO 4 . Предложите способ распознавания веществ без использования дополнительных реактивов. Напишите уравнения реакций.

    Ключи

    Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)

    Школьный этап

    8 класс (макс. 24,5 баллов)

    Задание 1. 3,5 балла (0,5 балла за каждое задание)

    Задание 2. 2 балла (0,5 балла за каждый элемент)

    Координаты 4VIБ в Периодической системе означают 4-й период и VIБ – группу, элемент хром 4VIIIБ2 – 4-й период, VIIIБ2 - группу, элемент никель 6IБ – 6-й период, IБ – группа, элемент золото 6IIБ – 6-й период, IIБ – группа, элемент ртуть .

    Задание 3. 6 баллов (1 балл за каждую реакцию)

    Варианты решения задания могут быть различными, например: CuCl 2 →Cu(OH) 2 →CuO (не более трех вариантов)

    1) CuCl 2 + 2NaOH → Cu(OH) 2 ↓ + 2NaCl 2) Cu(OH) 2 → CuO + H 2 O

    Задание 4. 3 балла

    Если расположить символы химических элементов в порядке возрастания их порядковых номеров, то из набора букв, записанных рядом с химическими знаками, получится фраза: «Хороший друг – это настоящий клад».

    Задание 5. 4 балла

    Древесные стружки от мелких железных гвоздей можно разделить при помощи магнита - 1 балл

    Сахар с речным песком растворить в воде – 1 балл

    Профильтровать - 1 балл

    Выпарить воду – 1 балл

    Задание 6. 6 баллов

    1) Fe 3 O 4 2 балла

      2Fe 2 O 3 3H 2 O

    Ключи

    Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)

    Школьный этап

    9 класс (макс. 24 балла)

    Задание 1. 3 балла (0,5 балла за каждое задание)

    Задание 2 7 баллов (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

    Элемент Х – сера S 0,5 баллов

      S + О 2 = SО 2 1 балл

      2SО 2 + О 2 = 2SО 3 1 балл

      SО 3 + Н 2 О = Н 2 SO 4 + Q 1 балл

      Н 2 SO 4 + 2KOH = K 2 SO 4 + 2H 2 O 1 балл

      SО 2 + 2KOH = K 2 SO 3 +H 2 O 1 балл

      2KMnO 4 + 5K 2 SO 3 + 3 H 2 SO 4 = 2MnSO 4 + 6K 2 SO 4 + 3 H 2 O 1,5 балла (уравнение

    – 1 балл, коэффициенты – 0,5 балла)

    Задание 3 3 балла

      4 Р + 5О 2 = 2 Р 2 О 5 1 балл

      2 Сa + O 2 = 2 CaO 1 балл

      3 СaO + P 2 O 5 = Ca 3 (PO 4) 2 1 балл

    Задание 4 3 балла

    Число протонов РАВНО числу электронов. Так как (по условию) число протонов равно числу нейтронов, следовательно, нейтроны = протоны = электроны, следовательно, 42:3=14. – 1 балл

    Мы знаем число протонов, нейтронов и электронов. Число электронов равно порядковому номеру элемента, следовательно, это элемент под номером 14 - Si (кремний). – 1 балл
    28 Si - электронов - 14, протонов - 14, нейтронов - 28-14 = 14. – 1 балл

    Задание 5 3 балла

    Me 2 O 3 + 3 H 2 SO 4 = Me 2 (SO 4) 3 + 3 H 2 O 1 балл

    1 моль 1 моль

    (2х + 48) г /моль (2х + 288) г/ моль

    n (X) = m (X) / M (X)

    n (Me 2 O 3) = n (Me 2 (SO 4) 3)

    9, 6 / 2х + 48 = 24 / 2х + 288;

    х = 56 (Fe –железо) 2 балла

    Задание 6 5 баллов

    Раствор фенолфталеина готовится с использованием этилового спирта и поэтому имеет характерный запах

    Фенолфталеин приливают к трем веществам, в гидроксиде натрия появляется малиновая окраска.

    NaOН = Na + + OH - при добавлении фенолфталеина появление малиновой окраски.

    Окрашенный фенолфталеином раствор разливают в две пробирки и приливают два других раствора

    NaOH +HCl = H 2 O + NaCl – исчезновение малиновой окраски

    В пробирке - HCl

    Оставшийся раствор – хлорид натрия

    Ключи

    Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)

    Школьный этап

    10 класс (макс. 36 баллов)

    Задание 1. 8 баллов (по 1 за каждое уравнение)

    Уравнения реакций:

    1. CH 3 –CH 2 –CH 3 + Cl 2 → CH 3 –CHCl–CH 3 + HCl (hν, to)

    2. CH 3 –CHCl–CH 3 + KOH(спирт.р-р) → СН 3 –СН=СН 2 + KCl + H 2 O

    3. СН 3 –СН=СН 2 + Cl 2 → СН 3 –СНCl–СН 2 Cl

    4. СН 3 –СНCl–СН 2 Cl + 2 KOH(спирт.р-р) → СН 3 –С≡СН + 2 KCl + 2 H 2 O

    5. СН 3 –С≡СН + H 2 → СН 3 –СН=СН 2 (to, p, kt)

    6. СН 3 –СН=СН 2 + HOH → СН 3 –СН(OH)–СН 3 (to, p, kt)

    7. СН 3 –СН(OH)–СН 3 + HBr → СН 3 –СНBr–СН 3 + H 2 O (при to)

    8. 2 СН 3 –СНBr–СН 3 + 2 Na → СН 3 –СН(CH 3)–CH(CH 3)–СН 3 + 2 NaBr

    (рекция Вюрца)

    Задание 2. 3 балла

    2KMnO 4 + 5H 2 O 2 + 3H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + 2MnSO 4 + 8H 2 O + 5O 2 – 2 балла
    электронный баланс:

    Задание 3. 7 баллов (по 0,5 балла за каждое вещество, по 1 баллу за реакцию)

    Определены все вещества: А – карбонат кальция, Б – оксид кальция, В – углекислый газ, Г – гидроксид кальция, Д – гидроксид калия, Е – карбонат калия

    Составлены уравнения реакций: СаСО 3 → СаО + СО 2 СаО + Н 2 О → Cа(ОН) 2

    СО 2 + 2КОН → К 2 СО 3 + Н 2 О К 2 СО 3 + Cа(ОН) 2 → СаСО 3 + 2КОН

    Задание 4. (5 баллов)

    CuCL 2 + 2 NaOH = Cu(OH) 2 ¯ + 2NaCL

    ZnCL 2 + 4 NaOH = Na 2 [ Zn(OH) 4 ] + 2NaCL

    Cu(OH) 2 = CuO+ H 2 O

    0.5 – балла

    Рассчитаем количество вещества оксида меди (II):

    N(CuO) = 2 г / 80г/моль = 0, 025 моль

    0.5 – балла

    Значит, CuCL 2 было также 0, 025 моль

    0.5 – балла

    Отсюда масса CuCL 2 равна:

    m (СuCL 2) = 0,025 моль · 136 г/моль= 3, 375 г

    0.5 – балла

    масса ZnCL 2 6,75 г – 3, 375 г = 3, 375 г

    0.5 – балла

    Состав смеси: 50% CuCL 2 и 50% ZnCL 2

    0.5 – балла

    Задание 5. 5 баллов

    1) М r (С х Н у)= 13х2=26 x: y = 92,3/12: 7,7/1 =1:1 СН- простейшая формула. 0,5 балла

    Истинная формула С 2 Н 2 СН≡СН этин, ацетилен 0,5 балла

    2) 2СН 4 → С 2 Н 2 + 3Н 2 (1500 0) 1 балл

    3) СН≡СН + 2Н 2 → СН 3 – СН 3 (Темп., кат.) 1 балл

    СН≡СН + 2Br 2 → СНBr 2 – СНBr 2 1 балл

    4) СН≡СН + 2 OH → AgC ≡ CAg↓ + 4 NH 3 + 2 H 2 O 1 балл

    Задание 6. 8 баллов

    Составлена таблица мысленного эксперимента

    выпадает осадок белого цвета

    выпадает осадок белого цвета

    без изменений

    выпадает осадок белого цвета

    Без изменений

    выделяется газ без цвета и запаха

    выпадает осадок белого цвета

    Без изменений

    Без изменений

    Без изменений

    Выделяется газ без цвета и запаха

    Без изменений

    Приведены уравнения реакций в молекулярном и ионном виде:

      BaCl 2 + Na 2 CO 3 → BaCO 3 ↓ + 2NaCl;

      Na 2 CO 3 + 2HCl → 2NaCl + CO 2 + H 2 O

      BaCl 2 + K 2 SO 4 = BaSO 4 ↓ + 2KCl;

    Указания по оцениванию

    За составление таблицы – 1 балл

    За таблицу мысленного эксперимента - 4 балла

    За каждое правильно составленное молекулярное уравнение по 1 балла (3 уравнения) – 3 балла

    Ключи

    Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)

    Школьный этап

    11 класс (макс. 32 балла)

    Задание 1. 6 баллов

    С 6 Н 14 →С 6 Н 6 + 4 Н 2

    С 6 Н 6 + CH 3 Cl → С 6 Н 5 - CH 3 + HCl (кат.AlCl 3 t)

    С 6 Н 5 - CH 3 + Cl 2 → С 6 Н 5 – CH 2 Cl + HCl (на свету)

    С 6 Н 5 – CH 2 Cl + NaOH → С 6 Н 5 – CH 2 OH + NaCl (водн. р-р)

    С 6 Н 5 – CH 2 OH + СН 3 СООН → CH 3 COOCH 2 C 6 H 5 + Н 2 О (в присут. H 2 SO 4)

    X 1 - С 6 Н 5 – CH 2 Cl

    Задание 2. 3 балла

    2KMnO 4 + 5H 2 O 2 + 3H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + 2MnSO 4 + 5O 2 + 8H 2 O 2 балла
    электронный баланс:
    Mn +7 + 5e = Mn +2 ----x2 восстановление, окислитель 0,5 балла
    2O -1 - 2e = O2 0 -------x5 окисление, восстановитель 0,5 балла

    Задание 3. 5 баллов

    Яблоко не изменилось – нет кислорода.

    Известковая вода не мутнеет – нет углекислого газа.

    При нагревании малахит разлагается на оксид меди, воду, углекислый газ.

    Cu 2 (OH)CO 3→ 2CuO + H 2 O + CO 2

    CuO + H 2 → Cu +H 2 O

    CuO + CO→Cu +CO 2

    3CuO + 2NH 3→ 3Cu + N 2 +3H 2 O

    Атмосфера может содержать: водород, оксид углерода(II), азот.

    Задание 4. 5 баллов

    С 2 Н 6 + 7\2О 2 = 2 СО 2 + 3Н 2 О

    0,5 – балла

    С 3 Н 8 + 2О 2 = 2 СО 2 + 3Н 2 О

    0,5 – балла

    СО 2 + Са (ОН) 2 = СаСО 3 + Н 2 О

    0,5 – балла

    υ (смеси) = 6.72 л: 22. 4 л\моль = 0. 3 моль

    υ (СаСО 3) = 80 г: 100 г\моль = 0. 8 моль

    х +у =0.3 х= 0.3 - у х= 0.3 - у х= 0.1

    2х + 3у = 0.8 2(0.3 - у) + 3 у = 0.8 у=0.2

    ω (С 2 Н 6) = 0.1: 0.3 = 0.33 или 33%

    ω (С 3 Н 8) = 67%

    0,5 – балла

    Задание 5 . 5 баллов

    Находим молярную массу в-ва

    М= 28* 1.64 = 46

    Находим массу углерода

    М=2.24\22,4 * 12= 1,2

    Находим массу водорода

    М=2,7*2\18= 0.3

    2.3- (1.2+0.3)=0.8- масса кислорода

    а:в:с= 1,2\12:0,3\1: 0.8\16= 0.1: 0.3:0.5= 2:6:1

    Задание 6. 8 баллов

    Сливаем вещества поочередно

    Разогрев пробирки

    1 балл

    Выделение газа

    1 балл

    Разогрев пробирки

    1 балл

    Выделение газа

    Выпадение осадка, затем растворение

    H 2 SO 4 +2 KОН = 2H 2 О + K 2 SO 4

    K 2 CO 3 + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + H 2 О + CO 2

    ZnSO 4 + 2 KОН= Zn(ОН) 2 + K 2 SO 4

    2 KОН= Zn(ОН) 2 = К 2

    Составление таблицы

    Тематический тест по литературе в 10 классе по теме

    А.Н. Островский « Гроза».

    а) Дикой Кабановой: « Ты только во всём городе умеешь меня _________________».

    б) Тихон перед отъездом: « Да как знаю я теперича, что недели две никакой__________________ надо мной не будет….».

    в) Кулигин поёт в начале пьесы песню « ________________________» на стихи

    А.Ф. Мерзлякова.

    г) Катерина о себе: « Такая уж я зародилась __________________________!»

    д) Кулигин о грозе: « Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьёт! Не гроза это, а _____________!»

    а) « Унять-то его некому, вот он и воюет!»

    б) « Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».

    в) « Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

    г) «…матушкины родные не пустили, написали, что больна. Какова бы ей здесь была, и представить страшно».

    д) « Всю жизнь смолоду-то грешила. Спроси-ка, что об ней порасскажут! Вот умирать-то и боится. Чего сама-то боится, тем и других пугает».

    3. Кому принадлежат слова?

    а) « Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит? Стало быть я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится».

    б) « Нельзя, матушка, без греха: в миру живём».

    в) « Я понимаю, что всё это наше русское, родное, а всё-таки не привыкну никак».

    г) « Ах, какая скука, хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе!»

    д) « Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

    а) « И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые ещё больше денег наживать.»

    б) « А я, милая девушка, не вздорная, за мной этого греха нет. Один грех за мной есть, точно; я сама знаю что есть. Сладко поесть люблю.»

    в) « Встану я, бывало рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и всё, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много.»

    г) « Ведь это, значит, вы её совсем загубить хотите, Борис Григорьич!»

    д) « В неволе-то кому весело! Мало ли в в голову-то придёт. Вышел случай, другая и рада: так очертя голову и кинешься. А как это же можно, не подумавши, не рассудивши-то!»

    А. Н. Островский. «Гроза». (10 класс)

    II вариант.

    1. Вставьте пропущенные слова.

    а) Кабанова Дикому: « Нет над тобой старших, вот ты и ____________, Державина…»

    б) Кулагин о себе: « поначитался-таки ____________________, Державина…»

    в) Борис учился в коммерческой академии в____________________ (город).

    г) Дикой о грозе: «гроза-то нам в ____________________посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости, Господи, обороняться».

    д) Последние слова Тихона:« Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем жить остался на свете да______________________!»

    2. Кто так характеризуется в драме?

    а) « Он теперь слушает, а сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей».

    б) « Загнан, забит, а тут ещё сдуру-то влюбляться вздумал».

    в) « У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чём свет стоит».

    г) « … рассказывала, что она трёх дней не могла ужиться с роднёй, уж очень ей дико казалось».

    д) « Даже мальчишки в городе от неё прячутся, - грозит на них палкой да кричит..»

    3. Кому принадлежат слова?

    а) « Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А и взойдёшь-то, так плюнешь да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю».

    б) « Жестокие нравы в нашем городе, сударь, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите».

    в) « А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было».

    г) « Не могу даже и придумать теперь, что сказать-то ей, дух захватывает, подгибаются колени! Вот такое у меня сердце глупое, раскипится вдруг, ничем не унять».

    д) « Девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят».

    4. Дайте название эпизода, сцены, фрагмента.

    а) « Бросить его? Разумеется, надо бросить. И как он это ко мне в руки попал? На соблазн, на пагубу мою».

    б) « Ещё у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто садом, матушка: шум, беготня, езда беспрестанная! Народ-то так и снуёт, один туда, другой сюда».

    в) « Ещё кабы с ним жить. Может быть, радость бы какую-нибудь я и видела… Что ж: уж всё равно, уж душу свою я ведь погубила. Как мне по нём скучно! Уж коли не увижу я тебя, так хоть услышь ты меня издали!»

    г) « И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно всё это в одну секунду было».

    д) « Под деревцем могилушка…как хорошо!... Солнышко её греет, дождичком её мочит…весной на ней травка вырастет, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: жёлтенькие, красненькие, голубенькие… всякие…»

    10 класс. А. Н. ОСТРОВСКИЙ. «ГРОЗА»

    1. Определите жанр произведения.

    а)семейно-бытовая драма

    б) трагедия

    в) комедия

    г) сплав комизма, драматизма, лирики и трагедии

    д) психологическая драма

    2. Определите вид конфликта в драме «Гроза».

    а) философский

    б) социальный

    в) идеологический

    г) внутренний

    д) семейный

    3. Правильно расположите элементы композиции драмы «Гроза».

    а) экспозиция 1) разговор Бориса и Кудряша

    б) завязка 2) гибель Катерины

    в) кульминация 3) монолог Катерины перед смертью

    г) развязка 4) разговор Кулигина и Кудряша

    4. Какими художественными средствами передается в пьесе мотив замкнутости города Калинова?

    а) символическими деталями - калитка, забор

    в) отсутствием связи с другими городами

    г) образом Феклуши

    5. С какой целью А. Н. Островский вводит в пьесу экспозицию?

    а) чтобы подчеркнуть положительные черты в харак­тере Кулигина

    б) наметить конфликт между молодежью и старшим поколением в пьесе

    в) обозначить место действия и обстановку в городе

    г) описать волжский берег

    6. Система образов в пьесе «Гроза» строится по прин­ципу «парности». Определите эти пары среди ука­занных персонажей.

    Катерина; Дикой; Кудряш; Кабаниха; Борис; Вар­вара.

    7. Перечислите имена героев пьесы, которых с точки зрения классической драмы можно назвать «лишни­ми персонажами».

    а) Варвара

    б) Кудряш

    в) Кулигин.

    г) Феклуша

    д) полусумасшедшая барыня

    е) Шапкин

    ж) Глаша

    8. В противостоянии каких героев наиболее ярко выразился основной конфликт пьесы?

    а) Кабаниха - Дикой

    б) Катерина - Варвара

    в) Катерина - Кабаниха

    г) Катерина - Тихон

    9. Как на уровне персонажей представлено «тёмное царство» и его «жертвы»? Выделите тех и других из списка.

    Дикой; Катерина; Тихон; Феклуша; Борис; Кабани­ха; Варвара; полусумасшедшая барыня; Кудряш.

    10. А. Н. Островский широко использует в пьесе об­разы-символы. Выделите их из перечисленных.

    Тропинка; белый платок; луг за рекой; вечный двига­тель; могила; стихи Державина; гроза; ключ.

    11. Кто из героев пьесы так отзывается о Кабанихе?
    «- Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних по­едом заела совсем...»

    а) Борис

    б) Кулигин

    в) Катерина

    г) Дикой

    12. Кому из русских критиков принадлежит эта оцен­ка образа Катерины: «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она еже­минутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера...»?

    а) Н. А. Добролюбову

    б) Д. И. Писареву

    в) В. Г. Белинскому

    г) И. А. Гончарову

    13. В какой момент происходит основная кульмина­ция пьесы?

    а)публичное признание Катерины в своей греховности

    б) свидание с Борисом

    в) в монологе Катерины в финале пьесы

    г) в пьесе отсутствует кульминация

    14. Почему А. Н. Островский был назван «отцом рус­ского национального театра»?

    а) возродил традиции А.С. Грибоедова, А. С. Пушки­на, Н. В. Гоголя

    б) его перу принадлежит сорок семь пьес

    в) своим творчеством оказал определяющее влияние на последующее развитие прогрессивной русской дра­матургии

    г) построил здание Малого театра

    Ответы к тесту « А. Н. ОСТРОВСКИЙ. «ГРОЗА»

    1. г

    2. г, д

    3. а - 4, б - 1, в - 3, г - 2

    4. г

    5. в

    6. Катерина - Кабаниха; Кабаниха - Дикой; Катерина - Борис; Варвара - Куд­ряш; Катерина - Варвара

    7. д, е, ж

    8. в

    9. «темное царство»: Дикой, Кабаниха, Феклуша, полусумасшедшая барыня;

    «жертвы»: Катерина, Тихон, Борис, Варвара, Кудряш

    10. белый платок, могила, гроза, ключ

    11. б

    12. б

    13. в

    14. в