Кино- и Теле производство! Мультфильм Destino: совместное творение Сальвадора Дали и Уолта Диснея

Сальвадор Дали считал Уолта Диснея сюрреалистом, и, может, поэтому в 1946 году Великий Мистификатор сотрудничал с Великим мультипликатором. Итог зрители смогли увидеть лишь в 2003 году.

Мультфильм приобрел всемирную известность, но зрители задаются вопросом: что все-таки там непосредственно «от Дали», а что - продукт Диснея? Что ж, ответ сюрреалистичен, как сама судьба «Дестино»!


Сальвадор Дали приехал в Америку в 1945 г., но вовсе не из-за мульти-повода. Визит состоялся . «Королю Ужасов» нужны были декорации для фильма, но Дали был взбешен кино-адаптацией его идей: вместо подвешенных к потолку роялей - жалкие имитации! Так что на выставке своих картин в галерее «Бинью» сюрреалист представил публике еще и «псевдо-газету» «Dali News» с разоблачением Голливуда и… анонсом грядущего проекта с Уолтом Диснеем. Приятная встреча двух творцов определила судьбу нового замысла: их интересы совпали.

Аниматор на волне своей новаторской работы 1940 г. «Фантазия» увлекся идеей синтеза мультипликации и высокого искусства. А Дали постоянно искал новые возможности для воплощения своих снов и фантазий. И, хотя художник запросил огромную сумму за работу, поставив условия и об авторских правах, контракт был подписан. Окрыленный Дали говорил о создании «фильма новыми способами», в котором «…Благодаря мастерству Диснея впервые станет возможным увидеть часы в движении». И дело двинулось!


Сальвадор Дали получил в свое распоряжение режиссера, художников-мультипликаторов Джона Хенча и Боба Кормака, и музыку. Анимация задумывалась под балладу «Destino» мексиканца Армандо Домингеса, и Дали пленило само слово, в переводе - «судьба». Её повороты в воображении Дали постоянно менялись, появлялись новые образы и картины.

«Девушка идет по дороге и… оказывается верхом на огромном слоне с ногами членистоногого насекомого в окружении разнообразных чудовищ… Мы видим пирамиду… рядом с церковью, плывущей над прудом, образованным двумя человеческими ладонями, из которых вырастают два кипариса. Вокруг пруда на велосипедах разъезжают голые люди. Все они исчезают в пруду» - слова Дали о будущем мультфильме из интервью журнала «Arts».

Какие-то моменты напоминали идеи существующих картин Дали - он желал «оживить» работу 1939 г. «Лебеди, отражающиеся в виде слонов», включить образ «девушки, прыгающей через веревочку», другие известные картины. Ведь художник создавал не мультфильм, а средство погружения в персональный мир сюрреализма Сальвадора Дали!

Дисней, первоначально определивший «Дестино» как «обычную историю любви девушки и юноши», был ошеломлен фантазиями и представленными работами Дали.

Художник создал 22 картины и около 135 набросков, и Джон Хенч подготовил 18-секундный фрагмент мультфильма. Ибо Диснея после Второй Мировой войны волновал вопрос: будет ли затея коммерчески успешной? Увы, спустя восемь месяцев с момента начала работы «роды» так и не состоялись: Дисней отложил проект по финансовым причинам. Однако спустя полвека племянник Уолта Диснея - Рой, работая над новой версией легендарного мультфильма студии - «Фантазия - 2000», обнаружил в архивах наработки Дали! Он загорелся идеей закончить дело Мастеров еще и потому, что по давнему контракту оригиналы работ художника будут принадлежать студии Диснея только после завершения мультфильма.


Сальвадор Дали. Дизайн для Дестино

Новый мир на черепахе

Рою Диснею повезло: 95-летний Джон Хенч, «тот самый» соратник Дали, согласился лично работать с командой из 25 художников. Нашлись дневники жены сеньора Сальвадора - Гала, где записаны мысли-фантазии супруга. Были использованы 5 картин и наброски Дали, а также новые работы художников. Осенью 2003 года, спустя 58 лет после начала работы, состоялась премьера «Дестино» на французском кинофестивале в Анси.

Оригинальная 18-секундная сцена осталась в мультфильме без изменений, так что ищите черепах!

К огда на одном временном отрезке пересекаются 2 гениальные личности, взаимодействие между ними неизбежно. Судьбе было угодно не только поселить Сальвадора Дали и Уолта Диснея в одну эпоху, а и познакомить их. Дисней, признанный гений мультипликации, был так заинтригован творческим гением испанца, что предложил Дали создать мультфильм, который был бы воплощением сюрреализма.

Идея пришлась художнику по душе и в 1945 году он вместе с командой Уолта Диснея начал работу над мультфильмом Destino («Дестино»), в основе сюжета которого — баллада Армандо Домингеса. В результате 8-месячной работы Дали и художника студии Disney Джона Хенча был создан отрывок длительностью 18 секунд и огромное количество рисунков и набросков.

Но в послевоенное время творческие замыслы Сальвадора Дали не осуществились: проект Destino был закрыт по указанию владельца студии, Уолта Диснея. Официально озвученная причина — финансовые трудности компании, связанные с тем, что все годы Второй мировой войны мультипликатор выполнял правительственные заказы, которые почти не приносили студии дохода.

Второе рождение Destino

Более полувека пролежали материалы для Destino «в столе». Мысль завершить начатый Дали проект принадлежит Рею Диснею, племяннику легендарного мультипликатора. Он предложил Бэйкеру Блодуорту стать продюсером картины, а французу Доминику Монфэри — режиссером. В команду художников, состоящую из 25 человек, вошел и Джон Хенч, которому исполнилось к тому времени 95 лет. С его помощью, а также благодаря записям из дневника жены Сальвадора Дали, и стала возможной реализация замыслов гениального сюрреалиста. Премьера «Дестино» состоялась в 2003 году , за год до столетия маэстро, на французском кинофестивале в Анси.

Неизвестно, каким был бы «Дестино», если бы Дали удалось его завершить. У команды Роя Диснея мультфильм получился совершенно в «диснеевском» стиле и при этом очень сюрреалистичным. Своеобразная дань памяти Сальвадору Дали: фильм с легким оттенком грусти и неизбежности, оставляющий пронзительное послевкусие любви.

1. Название «Дестино» стало пророческим для мультфильма. В переводе с итальянского (а также испанского и португальского) destino значит «судьба». У картины, и правда, необычная и очень интересная судьба.

2. В 1940 году Джон Хенч принимал участие в создании другого судьбоносного мультфильма: он — член команды мультипликаторов ленты «Фантазия» и один из «родителей» знаменитого Микки Мауса. Любопытно, что второе рождение Destino тоже связано с «Фантазией»: Рой Дисней задумался о воссоздании мультфильма во время работы над «Фантазией-2000», сиквелом легендарного фильма.

3. В Destino использован оригинальный 18-секундный отрывок, созданный за те 8 месяцев, когда мультфильм рисовали Сальвадор Дали и Джон Хенч. Эпизод с двумя черепахами и девушкой с головой-жемчужиной легко заметить: он немного выделяется из общей картины более высоким ритмом и яркими краскам.

4. Одна из причин, по которой Дали согласился участвовать в создании мультфильма, заключалась в том, что он считал Диснея сюрреалистом. Вот как описывал он свою первую встречу с мультипликатором: «Я приехал в Голливуд и близко познакомился с великими американскими сюрреалистами: братьями Маркс, Сесилем Де Миллем и Уолтом Диснеем».

5. «Дестино» был удостоен гран-при Мельбурнского кинофестиваля в категории короткометражных фильмов и был номинирован на премию «Оскар».


Может показаться, что эксцентричный сюрреалист Сальвадор Дари и неутомимый романтик Уолт Дисней имеют мало что общего. Однако в реальной жизни они были не только друзьями, они восхищались работами друг друга, и даже сотрудничали вместе - и результатом этого сотрудничества стал удивительный мультфильм "Destino" .




Недавно в музее Семьи Уолта Диснея в Сан Франциско открылась выставка “Disney and Dalí: Architects of the Imagination ” ("Дисней и Дали: Архитекторы Воображения"). На первый взгляд кажется, что между этими двумя мэтрами мало что общего: у одного мышки танцуют и поют о любви, у второго длинноногие слоны выступают фоном, а на переднем плане плавятся часы. Однако многочисленные экспонаты выставки говорят совершенно о другом: даже будучи еще лично не знакомыми, Уолт и Сальвадор прекрасно знали о существовании друг друга и жаждали встречи.




Встретиться им довелось во время Второй Мировой Войны, когда Сальвадор Дали бежал со своей женой от ужасов кровопролития в далекую Америку. Именно тогда два гения встретились и почти сразу же начали обговаривать как именно можно совместить их такие разные стили и направления в творчестве. Именно так и родился мультфильм “Destino”. Куратор выставки Тед Николау (Ted Nicolaou) описывает Диснея как "человека, который готов экспериментировать самыми разными способами." Дисней регулярно приглашал сторонних художников, чтобы привнести что-то новое и свежее в свои работы.




Из-за войны и финансовых проблем, результат совместного творчества Дали и Диснея смог полностью реализоваться только 60 лет спустя, уже после смерти обоих гениев. Странно видеть такой союз, однако он реален и благодаря современной технологии наконец-то стал доступен общественности. Всего 6 минут - и традиционная для Дисней история любви превращается в сюрреалистическую новеллу и невозможном.

Короткий мультипликационный фильм Destino создан в The Walt Disney Company по идее и рисункам Сальвадора Дали. Видеоряд сопровождает музыка Армандо Домингеса. Мультфильм был начат в 1945 году, а закончен только через 58 лет, в 2003 году. Послевоенные экономические трудности не дали проекту осуществиться тогда, когда над ним работал сам величайший сумасброд 20 века.

Кадр из "Destino".

Destino означает судьба, участь, рок на итальянском, испанском, португальском, галисийском языках. В английском языке слово с этим смыслом звучит почти так же - Destiny .

Мультипликационный фильм раскрывает еще одну грань дарования самого знаменитого сюрреалиста, создателя пароноидально-критического реализма.


Destino, Walt Disney Pictures, США, Франция, 2003.

Режиссер: Доминик Монфери
Продюсеры: Рой Эдвард Дисней, Бейкер Бладуорт
Автор сценария: Сальвадор Дали
Композиторы: Армандо Домингес, Майкл Стэробин
Мультипликаторы: Сальвадор Дали, Джон Хенч

3.

Story by: Salvador Dali and John Hench
Music by: Armando Dominquez, Michael Starobin
Edited by: Jessica Ambinder-Rojas
Directed by: Dominique Monfery
Running Time: 6:40 minutes
Release Date: 2003
Technique: 2D animation
Produced by: Baker Bloodworth
Executive Producer: Roy Edward Disney

4.


Сальвадор Дали за работой в студии Уолта Диснея, около 1946 г.

Раскадровку к Дестино рисовали в течение восьми месяцев в конце 1945 и 1946 годах Сальвадор Дали и художник студии Диснея Джон Хенч.

5.


Сальвадор Дали и Уолт Дисней.

Диснею в 1946 году предоставили 17-18-секундный тестовый мультипликационный эпизод, однако тогда было решено отложить Дестино на неопределённый срок.

6.


Дали на студии Уолта Диснея

Проект был закрыт Уолтом Диснеем по причине финансовых трудностей компании. Все годы Второй мировой войны студия выполняла правительственные заказы, которые почти не приносили дохода.

Кроме короткого эпизода, от идеи, отправленной в архив, осталось огромное количество рисунков и набросков.

7.


Подготовительная работа Дали для «Дестино».

8.


Работа, написанная Дали при подготовке к созданию «Дестино».

9.

Картина Дали, написанная маслом для «Дестино». При создании фильма была объединена с видеорядом

10.


via

11.


via

12.


Подготовительный рисунок для Destino

13.

14.

В 1999 племянник Диснея Рой Эдвард Дисней /Roy E. Disney работал над музыкальным мультфильмом "Фантазия 2000" /Fantasia 2000, снимаемым через 60 лет после легендарной "Фантазии". А Джон Хенч как раз входил в команду мультипликаторов ленты "Фантазия" 1940 года, также он был одним из отцов-создателей Микки Мауса.

Рой Дисней решил вернуть к жизни забытый проект великого сюрреалиста и Хенча. Для этого задействовали небольшой филиал Диснея в Париже. Продюсером мультфильма стал Бейкер Бладуорт /Baker Bloodworth, а режиссером французский мультипликатор Доминик Монфэри /Dominique Monfréy, впервые выступивший в этом качестве. Воспользовавшись помощью самого Хенча, которому к тому времени исполнилось 95 лет, а также дневниками супруги Дали Галы, группа из двадцати пяти аниматоров "расшифровала" рисунки Дали и Хенча и воплотила их замыслы в жизнь.

Результатом явился мультфильм в технике рисованной мультипликации с использованием компьютерной графики. Оригинальный 18-секундный видеоматериал включен в фильм в сцене с двумя черепахами-Дали и Галой.

15.


В творение Сальвадора Дали былы добавлены бейсболист и бейсбольноый мяч.

16.

Еще несколько кадров из Destino:

17.

18.

19.

20.

Лично я Дали не особо люблю, хотя у него, конечно, есть масса интересных и глубоких работ. Не сильно меня завораживают кошмары из глубин подсознания художника, столь притягательные для публики. В свое время, наложенные на рекламные эскапады они принесли Дали всемирную славу, богатство, а потом и бессмертие. И это хорошо, потому что художники и творчество нужны разные, тем более гениальные. Ну, а то что Дали великий творец, с этим не поспоришь.

Из сюрреалистов мне ближе Рене Магритт с его непринужденным абсурдом, лишенным ужасов, но речь не о нем.

В заключение три высказывания Дали из множества афоризмов, произнесенных и написанных им за долгую жизнь. Два первых могут быть смело рекомендованы в качестве психологических советов.

* Если начнешь играть в гения, то непременно им станешь!

* Все мои старания, каждый день, всегда, подчинены единственной цели: суметь быть Дали.

* В моей жизни крайне редки случаи, когда я унижал себя, одеваясь в штатский костюм. Я всегда предпочитал носить форму Дали.

Цитаты - из книги "Сальвадор Дали: Мысли и анекдоты", переводчик Поляк О., редактор Хотинская Н.О., издательство Текст, 2010 г.

21.


Подготовительный рисунок Дали к Destino, использованный в заключительных титрах мультфильма.

Они любили взрывать стереотипы, испанский живописец Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали и американский мультипликатор Уолтер Элайас Дисней. Живущие в одном времени и в одном пространстве, они просто не могли не соприкоснуться мебиусными гранями своего творчества. И заряд от этого соприкосновения дал импульс, не затухший и более чем через полвека. Когда из 18 секунд пленочного сюрреализма было создана короткометражка «Destino» ("Судьба»).

Оживлять картины любили давно. В средневековой Европе разыгрывали целые спектакли, когда артисты замирали в нужных позах в определенные временные промежутки. Свежеиспеченное Советское государство баловало вождей разных рангов движущимися миниатюрами вроде «Запорожцы пишут письмо султану» на разных самодеятельных празднествах. Голливудские режиссеры задолго до внедрения компьютерных наворотов фокусничали с кадром. Но такого изящества, как в мультфильме Доминика Монфери, достигнуть было сложно.

Иррациональность тоже имеет свои законы, вот только находить их гораздо труднее. «Судьба» опирается на пять картин Сальвадора Дали, связывая их воедино образом девушки, проходящей через испытания жизни. Она находит молодого парня, которого любовь вырывает из каменного плена и несет в объятья. Сюжет простой, но он здесь не нужен. В поэзии изломанных линий нет смысла, но есть нереальная гармония. Которая сливается единой мелодией с музыкальным рядом Армандо Домингеса (концепт) и Майкла Стэробина (современная обработка).

Особое впечатление мультфильм дарит тем, кто предварительно вынырнул из творчества Дали. Когда персонажи непостижимым образом занимают знакомые положения, получаешь, кроме эстетического удовольствия ещё и математическое — паззл сложился, задача решена. И, конечно, прикосновение к иллюзорному миру оживляет ту часть подкорки, которое посылает сновидения. В итоге можно погрузиться в пограничное состояние между явью и потусторонностью. Правда, для полноценной медитации очень короток хронометраж.

Но именно он позволяет сделать из мультфильма кристалл чистой воды. Вообще, в плане искусства в анимации действует принцип «лучше меньше, да лучше». Для доказательства достаточно посмотреть лауреатов и номинантов «Оскара» — добротная коммерция с одной стороны и глубина и виртуозность с другой. «Судьба» предсказуемо прошла отбор киноакадемиков, статуэтку, правда, не взяла, но для фильмов, созданных для вечности это несущественно.

А то, что картина попадёт в анналы кинематографа — неоспоримо. Здесь и исторический сплав двух гениев, и удивительный экскурс в хаос сюрреализма, и неограниченный полет фантазий на грани грёз. Остается только сожалеть, что «Судьба» — это производная от первоначального замысла, где первоначально судьба девушки должна переплестись с божеством. Но и последователи бережно отнеслись к необычной задаче, сохранив все созданное ранее, да ещё органически соединив те наработки с компьютерными изысками.

«Что касается живописи, цель у меня одна: как можно точнее запечатлеть конкретные образы Иррационального» Сальвадор Дали

«Если ты можешь мечтать, то можешь и воплотить свои мечты в жизнь» Уолт Дисней