Музыкальные портреты. Урок по музыке "Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер человека." Что помогает расширить представление о музыкальном портрете

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по предмету Музыка

3 класс, урок № 7 («Музыка» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская)

Тема: Портрет в музыке

Цели:

Воспитательная

  • формирование эмоционального отношения к музыке, понимание музыки;
  • развитие культуры речи;
  • сравнение музыкальных образов и оценивание характеров.

Развивающая

  • восприятие музыкальных образов;
  • умение различать музыкальные фрагменты;
  • способность сопоставлять факты, анализировать и высказывать свою точку зрения.

Обучающая

  • углубить знания о средствах музыкальной выразительности – динамические оттенки, штрихи, тембр, интонация;
  • использование полученных знаний при составлении музыкального портрета.

Задачи урока:

  • формировать культуру слушателя;
  • дать понятие о выразительных и изобразительных интонациях;
  • познакомить со средствами музыкальной выразительности (тембром, динамикой, штрихами), их ролью в создании характера, образа;
  • воспитывать в детях положительные черты характера.

Тип урока: использование и закрепление полученных знаний

Планируемые результаты

Предметные:

  • формирование умения проводить интонационно-образный анализ произведения.

Личностные:

  • быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;
  • не бояться собственных ошибок;
  • осознавать алгоритм своего действия.

Метапредметные:

Регулятивные

  • самостоятельно распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки;
  • принимать и удерживать учебные задачи;
  • включаться в процесс решения поставленных задач.

Познавательные

  • с помощью учителя ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
  • понимать художественно-образное содержание музыкального произведения;

Коммуникативные

  • умение слышать, слушать и понимать окружающих, участвовать в коллективном исполнении.
  • различать в музыкальных портретах изобразительность и выразительность;
  • самостоятельно раскрывать средства музыкально-образного воплощения персонажей.

Понятия и термины, которые будут введены или закреплены в ходе урока:

портрет в музыке, интонация, выразительность, изобразительность.

Формы работы на уроке:

слушание, интонационно-образный анализ, хоровое пение.

Образовательные ресурсы:

  • Учебник «Музыка. 3 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева; 2017 г.
  • CD-диск «Комплекс уроков по музыке. 3 класс»
  • Фонохрестоматия. 3 класс;
  • Фортепиано.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Задача этапа

Действия учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент (1-2 мин)

  • приветствие;
  • проверка готовности к уроку
  • приветствует учащихся
  • проверяет готовность к уроку
  • приветствуют учителя
  • организуют свое рабочее место

2.Постановка учебной задачи

  • создать мотивацию к работе на уроке;
  • определить тему урока
  • повторение терминов: выразительность, изобразительность
  • На прошлом уроке мы говорили как музыка описывает утро в природе.
  • Одно из произведений изображало красоту утренней природы, а другое выразило чувства человека утром. Может ли музыка изобразить самого человека?
  • Если бы мы были художниками, как бы мы назвали изображенного человека? А в музыке?
  • учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы
  • учащиеся формулируют тему урока

«Портрет в музыке»

3.Актуализация знаний

  • повторение изученных знаний;
  • применение знаний в ходе урока
  • Прочитайте эпиграф или вступление к нашему уроку: В каждой интонации спрятан человек.
  • При помощи чего музыка может изобразить человека?
  • учащиеся читают учебник, отвечают на вопрос

4. Усвоение новых знаний и способов действий

  • алгоритм анализа музыкального произведения
  • Прочитайте стихотворение «Болтунья», назовите автора, попробуйте описать портрет этой девочки своими словами.
  • Какие музыкальные интонации могут изобразить ее движение или голос?
  • Слушание песни «Болтунья»
  • Как музыка создала ее портрет?
  • учащиеся читают вслух стихотворение, анализируют характер и поведение девочки.
  • отвечают на вопросы учителя, составляют образный и звуковой портрет Лиды
  • слушают и анализируют музыку
  • делают выводы, принимают решение

5. Актуализация полученных знаний

  • применение и закрепление знаний
  • Звучит «Джульетта-девочка»
  • Чей это портрет: мужской или женский, детский или взрослый, какие движения или голоса можно услышать в музыке, какое настроение и характер?
  • учащиеся слушают и анализируют музыку,
  • отвечают на вопросы учителя,
  • делают выводы

6. Информация о домашнем задании

  • инструктаж по выполнению домашнего задания
  • Нарисуйте рисунок-загадку, по которому мы сможем догадаться, чей портрет вам понравился больше.
  • учащиеся записывают домашнее задание в дневник

7. Вокально-хоровая работа

  • развитие вокальных и музыкальных способностей учащихся
  • Давайте вспомним песню-портрет о «Веселом щенке»
  • Как мы исполним ее?
  • учащиеся вспоминают слова и мелодию песни,
  • анализируют способы исполнения и средства музыкальной выразительности
  • исполняют песню

8. Подведение итогов

  • рефлексия
  • Что необычного было на уроке?
  • Выполнили мы все задачи?
  • учащиеся отвечают на вопросы учителя и анализируют свою работу на уроке.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Видеть улыбку и радостный взгляд –

Вот оно счастье, так говорят!

Проверьте, все ли приготовились к уроку.

  1. Постановка учебной задачи.

Учитель: На прошлом уроке мы говорили о том, как музыка описывает утро в природе.

Одно из произведений изображало красоту утренней природы, а другое выразило чувства человека утром. Вспомните, как назывались эти музыкальные произведения?

Ответы детей: П. Чайковский «Утренняя молитва», Э. Григ «Утро»

Учитель: Если музыка говорит о чувствах человека, то в ней есть ….

Ответы детей: выразительность.

Учитель : А если, слушая музыку, мы «видим» картины природы, «слышим» ее голоса, то в ней есть ….

Ответы детей: изобразительность.

Учитель: Может ли музыка изобразить самого человека?

Ответы детей…

Учитель: Как называется изображение человека на картине художника? В музыке?

Ответы детей: Портрет.

Учитель: Правильно. Тема нашего урока – Музыкальный портрет.

  1. Актуализация знаний

Учитель: Посмотрите на живописный портрет, о чем он может рассказать нам?

(Работа с портретом композитора С. Прокофьева)

Ответы детей: о внешности человека, возрасте, одежде, настроении …

Учитель: А музыка может описать внешность человека, возраст, одежду?

Ответы детей: Нет, только настроение.

Учитель: Эпиграф или вступление к нашему уроку говорит: «В каждой интонации спрятан человек». При помощи чего музыка может изобразить человека?

Ответы детей: При помощи интонаций.

Учитель: Но они должны быть очень выразительными, чтобы мы их смогли понять.

Распевка «Разные ребята» (исполнение по группам)

  1. Усвоение новых знаний и способов действий

Учитель: Сегодня мы познакомимся с двумя музыкальными портретами, их создал композитор С. Прокофьев (запись в тетрадь). Давайте прочитаем стихотворение, которое стало основой для одного из них.

Чтение стихотворения Агнии Барто «Болтунья»

Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.

А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
"Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.

Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок".

Ну, я выбрала по фото...
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.

А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

Учитель: Опишите героиню стихотворения!

Ответы детей: Маленькая девочка, школьница, симпатичная, веселая, но слишком болтливая, зовут Лидой.

Учитель: Какие музыкальные интонации могут выразить характер Лиды?

Ответы детей: легкие, светлые, быстрые…

Учитель: Какие музыкальные интонации могут изобразить ее движения или голос?

Ответы детей: очень быстрые, торопливые, как скороговорка.

Учитель: Давайте послушаем песню, которая получилась у композитора.

Слушание песни.

Учитель: Как музыка создала портрет Лиды? Какой характер у нее?

Ответы детей: Добрый, веселое настроение и очень быстрая речь.

Учитель: Как можно назвать эту песню?

Ответы детей: Веселая болтушка…

Учитель: Давайте отметим в тетради (запись в тетрадь: «Болтунья Лида», изображена речь девочки)

  1. Актуализация полученных знаний

Учитель: А если в музыке нет слов, ее исполняют только музыкальные инструменты, сможет ли она создать образ человека?

Ответы детей…

Учитель: Сейчас мы послушаем еще один музыкальный портрет, а вы угадайте, чей он. А музыка нам подскажет – если она будет говорить о мужчине, в ней появится маршевость, если о женщине - танцевальность, если герой - взрослый, музыка прозвучит серьезно и тяжело, если ребенок – шутливо и легко.

Слушание музыкального фрагмента С. Прокофьева «Джульетта – девочка»

Ответы детей: Музыка говорит о женщине, в ней есть танцевальность, героиня – молодая или маленькая девочка, музыка звучит быстро, легко, весело.

Учитель: Что можно делать вместе с музыкой?

Ответы детей: танцевать, играть, прыгать или бегать.

Учитель: Все верно. Эту героиню зовут Джульетта, а мы прослушали фрагмент балета «Ромео и Джульетта», в котором рассказывается история любви очень молодых героев. А Джульетта изображена в момент ожидания встречи со своим возлюбленным, поэтому ей не сидится на месте, и она, действительно, и бегает, и прыгает, и танцует от нетерпения. Слышите?

Повторное слушание фрагмента

Учитель: Что музыка изобразила больше: движения или речь героини?

Ответы детей: Движения

Учитель: Давайте запишем: «Джульетта», изображены движения (запись в тетрадь)

  1. Домашнее задание

Рисунок – загадка. Нарисуйте один предмет, который принадлежит или Болтунье Лиде, или Джульетте.

  1. Вокально-хоровая работа

Учитель: А хором мы можем создать чей-нибудь портрет?

Ответы детей…

Учитель: Давайте споем песню о маленьком щенке, который отправился на прогулку.

Повторение слов песни по группам:

1куплет – 1-й ряд, 2 куплет – 2-й ряд, 3 куплет -3-й ряд, 4 куплет – все.

Работа над кантиленным исполнением мелодии в куплетах и отрывистым звучанием в припеве.

Исполнение песни.

  1. Подведение итогов. Рефлексия

Учитель. Что необычного/интересного было на уроке?

Ответы детей …

Учитель. Выполнили мы все задачи?

Ответы детей …

Учитель. Что понравилось или не понравилось больше всего?

Ответы детей …


МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 25

Тема: Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер человека?

Цели урока: анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства; различать характерные признаки видов искусства (с учётом критериев, представленных в учебнике); воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации в процессе слушания музыки.

Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал.

Ход урока:

Организационный момент:

Слушание: К. Дебюсси. «Паруса».

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Пусть настроения останутся главной сущностью музыкальных впечатлений,
но они полны также мыслей и образов»
(Н. Римский-Корсаков)

Сообщение темы урока:

Как вы думаете, ребята, а может ли музыка выразить характер человека, под силу ли ей это? На этот вопрос мы и попытаемся сегодня с вами ответить.

Работа по теме урока:

Рассматривая картину, мы включаем все наши органы чувств, а не только зрение. И мы слышим, а не только видим, что происходит на полотне. Наш взгляд, по образному определению Александра Ивановича Герцена, становится «слушающим».

Ребята, всмотритесь внимательно в картину Ильи Репина «Протодьякон», кого вы видите перед собой, опишите. (Перед нами портрет протодьякона - это духовный чин в православной церкви. Мы видим пожилого человека, с длинной седой бородой, грузного, у него сердитое выражение лица, которое придают ему изогнутые брови. У него крупный нос, большие руки - в общем-то, мрачноватый портрет. Наверное, у него низкий голос, может, даже бас.)

Вы правильно всё увидели и даже услышали его низкий голос. Так вот, ребята, когда эта картина появилась на выставке художников-передвижников, известный музыкальный критик В. Стасов увидел на ней персонаж из поэмы Пушкина «Борис Годунов» - Варлаама. Точно так же отреагировал и Модест Петрович Мусоргский, увидев «Протодьякона» он воскликнул: «Так ведь это же мой Варлаамище!»

Как вы думаете, что позволило этим двум глубоким и метким наблюдателям увидеть в портрете сходство с персонажем оперы «Борис Годунов»?

Наверное то, что каждому из произведений - и пушкинскому «Борису Годунову», и одноименной опере Мусоргского, и «Протодьякону» Репина присуща одна важная особенность - ярко и достоверно - словом, музыкой, изображением показывать характер человека.

Между Варлаамом и Протодьяконом есть, конечно, общее, связанное не только с характером. Протодьякон - духовный чин. Варлаам - монах, бежавший из монастыря и загулявший в корчме на литовской границе. Он подобен персонажу Репина - огромный, пузатый, «лоб имеет плешивый, бороду седую, брюхо толстое». Однако - не это самое главное, что роднит и сближает эти в общем-то самостоятельные образы, возникшие независимо друг от друга. Главное между ними - необузданность нрава, грубость натуры, склонной к обжорству и разгулу.

Послушайте, как в опере Мусоргского поёт Варлаам свою знаменитую песню «Как во городе было во Казани». Обратите внимание на тембр его голоса, на особенности музыки – буйной, необузданной, нарочито громкой. Отметьте и манеру исполнения: ведь артист всегда старается подчеркнуть самое важное в характере героя.

Слушание: М. Мусоргский. Песня Варлаама из оперы «Борис Годунов».

Каким предстал перед вами Варлаам? (Шумным, буйным, с необузданным нравом.)

Вспомните, какую роль играют детали в произведениях изобразительного искусства, как они дополняют облик героя, сливаются с ним, сообщают нечто такое, что невозможно передать иными средствами.

Например, известная картина «Девочка с персиками» - разве это не единый образ? Нежность, юность, ласковое солнце буквально пронизывают картину, где каждая подробность, каждый штрих наполнены обаянием главной героини.

А вот совсем другой музыкальный портрет.

Его «нарисовал» великий мастер вокальной лирики Ф. Шуберт.

В центре изображения - Маргарита, сидящая за прялкой и поющая о своей любви.

Если портретные черты Варлаама передавались через характер музыки и манеру её исполнения, то в песне «Маргарита за прялкой» важно все: и смысл слов, и характер мелодии, и яркая изобразительность музыкального исполнения.

Портрет Маргариты в этой песне рисуется на фоне важной бытовой детали - жужжащего веретена.

Слушание: Ф. Шуберт. «Маргарита за прялкой». Слова И. В. Гёте.

Маргарита тоже находится в ряду обаятельных женских образов. Но ей, уже познавшей любовь и страдание, присуща большая глубина и эмоциональность. Её песня - образ, картина, включающая несколько планов: внешний (изобразительный), лирический, психологический.

Изобразительность, как нередко бывает в вокальной музыке, заключена в музыке аккомпанемента: уже с первых тактов мы как будто видим и слышим прялку с её мерным жужжанием. На этом фоне звучит лирическая исповедь одинокой девушки, тоскующей о своём возлюбленном.

Все богатство её любви, все оттенки настроений от затаённой грусти до могучих взлётов чувства – переданы в вокальной партии. Но при всей динамичности этого лирического высказывания, при всех взлётах и кульминациях мелодической линии мы вновь и вновь возвращаемся к жужжанию прялки – первоначальному мотиву, обрамляющему этот одухотворённый музыкальный портрет.

Если музыкальные изображения Варлаама и Маргариты были опосредованы словесным текстом, то в следующем произведении музыкальный портрет осуществляется без помощи слов.

«Гном» из фортепианного цикла М. Мусоргского «Картинки с выставки» - музыкальный портрет маленького сказочного существа, выполненный с огромной художественной силой. Он написан под впечатлением картины В. Гартмана. Это не только «картинки, написанные музыкантом, но это маленькие драмы, в которых раскрыта самая суть явлений жизни, - сквозь звуки как бы просвечивает душа событий, душа вещей»,- писал Б. Асафьев.

Мы уже говорили, что не только в музыке, но и в изобразительном искусстве важно не просто изображение, передача внешнего облика, а проникновение в глубинную, душевную сущность персонажа. Пьеса «Гном» - один из примеров такого произведения.

Слушание: М. Мусоргский. «Гном» из цикла «Картинки с выставки».

Сквозь хромающую походку и угловатые прыжки фантастического уродца неожиданно проглядывает глубокое страдание - уже совсем не сказочное, а живое, человеческое. Музыка резко меняет свой характер: изломанные, причудливые ритмы и скачки, имеющие ярко изобразительный характер, уступают место нисходящему движению аккордов, звучание которых проникнуто интонацией щемящей тоски, боли, одиночества.

«Гном» Мусоргского – это уже не простая иллюстрация картины В. Гартмана, это значительное развитие и углубление образа, о котором в своей короткой пьесе композитор успел сказать столь многое.

Вопросы и задания:

  1. Почему некоторые музыкальные произведения обладают яркой портретностью?
  2. Какие музыкальные жанры наиболее способны передать портретные черты героя?
  3. Что общего между портретами «Протодьякона» И. Репина и Варлаама М. Мусоргского?
  4. Как музыка передаёт портрет Гнома в пьесе М. Мусоргского? О чём, по-вашему, больше говорит музыка – о внешнем облике Гнома или о его внутреннем мире?
  5. Назовите произведения, изученные ранее, в которых средствами музыки воплощаются портреты героев (персонажей).
  6. Выполните задание в «Дневнике музыкальных произведений» - стр. 26-27.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 11 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Дебюсси. Прелюдия «Паруса», mp3;
Мусоргский. Картинки с выставки. Два еврея, богатый и бедный (2 варианта исполнения: симфонического оркестра и фортепиано), mp3;
Мусоргский. Опера «Борис Годунов». Песня Варлаама «Как во городе было во Казани», mp3;
Шуберт. Маргарита за прялкой, mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.

Портрет в литературе и музыке

Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представление его души.

Леонардо да Винчи

Из опыта изобразительных видов искусства мы знаем, насколько важен для портрета внешний облик модели. Разумеется, портретисту последний интересен не сам по себе, не как цель, а как средство - возможность заглянуть в глубины личности. Давно известно, что внешность человека связана с его психикой, его внутренним миром. На основе этих взаимосвязей психологи, врачи, да и просто люди с развитой наблюдательностью и необходимыми познаниями «считывают» информацию о психических свойствах человека по радужной оболочке глаза (глаза - «зеркало души», «окно души», «врата души»), чертам лица, руке, походке, манерам, излюбленной позе и т. д.

Более всего о человеке может рассказать его лицо. не без основания полагал, что лицо - «душа человека»; как говорил русский философ, «это как бы навигаторская карта». Лидо - «сюжет» книги «Личность». Неслучайно изменение лица порой означает превращение в другого человека. Эта взаимозависимость внешнего и внутреннего дала толчок художественной фантазии писателей - В. Гюго в «Человеке, который смеется», М. Фришу в «Назову себя Гантенбайн». Именно уродование лица кажется герою романа Д. Орузлла «1984» окончательным разрушением его личности. Герой романа Кобо Абэ «Чужое лидо», волею обстоятельств вынужденный изготовить себе маску, под ее влиянием начинает жить двойной жизнью. Маска, скрывающая лицо, - право на иной «имидж», иной характер, иную ценностную систему, иное поведение (вспомним Сувестра и М. Аллена и киноверсий их книг, фабулу «Летучей мыши» И. Штрауса...).


Учитывая, как много может рассказать описание внешности, писатели часто пользуются им для характеристики персонажа. Мастерски сделанное описание делает облик персонажа едва ли не «живым», зримым. Мы словно видим индивидуально неповторимых провинциалов «Мертвых душ». Рельефны герои Л. Толстого.

Не только то, как выглядит человек, но и окружающая его обстановка, обстоятельства, в которых он существует, также несут информацию о персонаже. Это хорошо понимал, например, Пушкин, представляя читателю Онегина в первой главе своего романа, в стихах. Автору мало выразительных штрихов личностного «я» персонажа («молодой повеса», «как dandy лондонский одет»), и оно дополняется множеством подробностей воспитания Онегина, его светской жизни с балами, театрами, флиртами, модами, салонами, обедами.

Очевидно, способность «обстоятельств действия» свидетельствовать о людях нашла свое крайнее выражение в новелле современного немецкого писателя Германа Гессе «Последнее лето Клингзора». Художник Клингзор, чтобы, написать автопортрет, обращается к фотографиям самого себя, родителей, друзей и возлюбленных, для успешной работы ему необходимы даже камни и мхи, - словом, вся история Земли. Впрочем, искусство опробовало и другую крайность - полное отсечение окружения от человека, что мы видим на полотнах великих живописцев Возрождения: у Леонардо да Винчи, Рафаэля картины природы намеренно отдалены от крупно выписанных, приковывающих к себе внимание зрителя лиц. Или слышим в операх: центральная ария-портрет Онегина «Вы мне писали, не отпирайтесь» никак не связана с окружающими ее бытовыми зарисовками - песней девушек «Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки»; признающийся в своих чувствах Лизе Елецкий в «Пиковой даме» Чайковского, словно не замечает суеты шумного парадного петербургского бала. Контраст организует внимание зрителя или слушателя, направляя его на «крупный план» и расслабляя на «фоне».

Описывая цвет волос и глаз, рост, одежду, походку, привычки, обстоятельства жизни героя, писатель отнюдь не стремится создать «зрительный ряд» художественного произведения. Его истинная цель при этом (и совершенно сознательная) лежит много дальше: рассмотреть во внешних признаках душу человека. Вот как сказал об этом крупный французский портретист XVIII века Кантен де Латур: «Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома погружаюсь в глубину их души и забираю ее целиком».

А как музыка портретирует человека? Воплощает ли она зримое? Чтобы понять это, сопоставим три портрета одного и того же человека - выдающегося немецкого композитора конца XIX - начала XX веков Рихарда Штрауса.

Вот каким (отнюдь не ангелом, но живым человеком) его увидел Ромен Роллан: «У него по-прежнему вид взрослого рассеянного ребенка с надутыми губами. Высокий, стройный, довольно элегантный, высокомерный, он кажется принадлежащим к более тонкой расе, чем другие немецкие музыканты, среди которых он находится. Презрительный, пресыщенный успехом, весьма требовательный, он далек от того, чтобы быть с остальными музыкантами в миролюбивых скромных отношениях, как Малер. Штраус не менее нервен, чем он... Но у него большое преимущество перед Малером: он умеет отдыхать, Легко возбудимый и сонливый, он спасается от своей нервности благодаря присущей ему силе инерции; в нем есть черты баварской рыхлости. Я уверен, что по истечении тех часов, когда он живет интенсивной жизнью и когда энергия его расходуется чрезвычайно, у него бывают часы как бы небытия. Тогда замечаешь его блуждающие и полусонные глаза».


Два других портрета композитора - звуковых - «нарисованы» им самим в симфонической поэме «Жизнь героя» и в «Домашней симфонии». Музыкальные автопортреты во многом похожи на описание Р. Роллана. Однако, задумаемся, какие именно стороны личности «озвучиваются». Вряд ли, слушая музыку, мы догадались бы о том, что прототип «высокий, стройный, довольно элегантный», что у него «вид взрослого рассудительного ребенка с надутыми губами» и «блуждающие и полусонные глаза». Но вот другие черты Штрауса-человека, раскрывающие его эмоциональный мир (нервность, легкую возбудимость и сонливость) и важные черты характера (высокомерие, самолюбование) переданы музыкой убедительно.

Сравнение портретов Р. Штрауса иллюстрирует более общую закономерность. Язык музыки не особенно располагает к зрительным ассоциациям, но и полностью отбросить такую возможность было бы опрометчиво. Скорее всего, внешние, физические параметры личности лишь отчасти могут найти отражение в портрете, но лишь косвенно, опосредованно, и в той степени, в которой они гармонируют с психическими свойствами личности.

Нетрудно сделать еще одно наблюдение. Живописный портрет через внешний облик стремится уловить глубинные черты личности, в то время как музыкальный располагает обратной возможностью - «схватывая суть» человека (его эмоциональную природу и характер), допускает обогащение зрительными ассоциациями. Литературный портрет, занимая между ними промежуточное место, вмещает в себя информативное описание и внешнего вида, и эмоционально-характерного «ядра» личности.

Итак, эмоцию содержит в себе любой портрет, но она особенно значима в портрете музыкальном. В этом нас убеждает заметное явление в мировой музыкальной культуре - миниатюры французского композитора конца XVII - начала XVIII веков Франсуа Куперена, сочиненные для предшественника современного фортепиано, клавесина. Во многих из них запечатлены хорошо знакомые композитору люди: жена одного из органистов королевской церкви, Габриэля Гарнье («Ла Гарнье»), супруга композитора Антуана Форкре («Великолепная, или Форкре»), невеста Людовика XV Мария Лещинска («Принцесса Мари»), малолетняя дочь принца Монако, Антуана I Гримальди («Принцесса де Шабей, или муза Монако»). Среди «моделей» есть и явно окружавшие композитора люди («Манон», «Анжелика», «Нанет»), и даже родственники, В любом случае метод воссоздания человеческой личности един: через индивидуальную эмоцию. Его Манон весела и беззаботна , торжественно-величавой предстает в парадном портрете Антонина, более лиричными тонами окрашен облик Мими. И все они - словно продолжение портретной галереи, собранной в книге крупного писателя и философа Жака де Лабрюйера «Характеры, или Нравы нынешнего века».

К подробной характеристике эмоционального мира человека расположена и оперная ария. Любопытно, что в итальянской опере XVII - начала XVIII веков сложилась традиция выделять в арии главную эмоцию персонажа, главный аффект . Основные эмоции дали жизнь типам арий: арии скорби, арии гнева, арии ужаса, арии-элегии, бравурной арии и другим. Позже композиторы стараются передать не одно всеохватное состояние человека, а комплекс присущих ему эмоций и тем самым добиваются более индивидуальной и глубокой характеристики. Такой, как в каватине (то есть выходной арии) Людмилы из оперы «Руслан и Людмила» Глинки. Композитор явно вдохновлен пушкинским образом:

Она чувствительна, скромна,

Любви супружеской верна,

Немножко ветрена... так что же?

Еще милее тем она.

Ария Людмилы состоит из двух разделов. Первый, вступительный, - обращение к отцу - проникнут светлой грустью, лиризмом. Широкая распевная мелодия, звучащая в медленном темпе, прерывается, однако, кокетливыми фразами.

Во втором, основном разделе мы узнаем главные черты героини: жизнерадостность, беспечность. Аккомпанируемая «танцующими» польку аккордами, мелодия быстро преодолевает сложные скачки и ритмические «сбивы» (синкопы). Звенит, переливается высокое колоратурное сопрано Людмилы.

Вот еще один музыкальный портрет, «написанный» уже без участия голоса - пьеса «Меркуцио» Сергея Прокофьева из фортепианного цикла «Ромео и Джульетта». Музыка излучает бьющую через край энергию. Быстрый темп, упругие ритмы, свободные перебросы из нижнего регистра в верхний и наоборот, смелые интонационные изломы мелодии «оживляют» образ весельчака, «дерзкого молодчика», который «в одну минуту больше говорит, чем за месяц выслушает», балагура, шутника, не умеющего оставаться в бездействии.

Таким образом, получается, что личность в музыке не просто наделяется какой-то придуманной автором эмоцией, а непременно той, которая особенно показательна для оригинала (литературного прототипа, если таковой, разумеется, существует). И еще один немаловажный вывод: понимая, что «одна, но пламенная страсть» все же схематизирует личность, «загоняет» ее в двухмерное плоскостное пространство, композитор старается прийти к некоему множеству эмоциональных штрихов; многоцветная же «палитра» эмоций позволяет обрисовать не только эмоциональный мир персонажа, но, фактически, нечто значительно большее - характер.

Конспект урока

УчительАрхиповаНС

Предмет Музыка

Класс 5

Тема: Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер человека.

Цели урока: Уметь сопоставлять произведения живописи и музыки; эмоционально откликаться на музыкальные произведение и уметь обращаться к внутреннему миру человека через музыкальные и зрительные образы.

Задачи урока:

Воспитывать интерес и любовь к музыкальному и изобразительному искусству.

Познакомить с жанром музыкального портрета.

Сопоставить произведения музыки и живописи.

Показать, как разные виды искусства – литература, музыка и живопись – по-своему и независимо друг от друга воплотили одно и тоже жизненное содержание.

Планируемые результаты(УУД)

    предметные

Развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения как основы развития творческого воображения;

Углубление представлений учащихся об изобразительных свойствах музыки с помощью сравнительного анализа произведения музыки – « Песня Варлаама» М.Мусоргского и изобразительного искусства – картины Репина « Прототьякон»;

Метапредметные

Регулятивные

. владеть умением целеполагания в постановке учебных задач в процессе восприятия, исполнения и оченки музыкальных сочинений.

.планировать собственные действия в прцессе восприятия, исполнения музыки.

Познавательные

. выявлять выразительные возможности музыки.

. обнаруживать

. усваивать словарь музыкальных терминов и понятий в процессе музыкальной

деятельности

коммуникативные

передавать собственные впечатления о музыке, других дидов искусства в устной и письменной речи

.исполнять песни с группой одноклассников

Личностные

. выражать свое эмоциональное отношение к музыкаьным образам в пении, при прислушании музыуальных произведений.

. уметь осмысливать взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное станавление личности;

понимать жизненное содержание музыкального произведения.

Предметные

Выработка умения раскрыть свойства «живописной музыки» благодаря мастерскому использованию композиторами и исполнителями красок музыкальной речи (регистровых, тембровых, динамических, темпо- ритмических, ладовых)

Метапредметные

. обнаруживать общность музыки и других видов искусств

Личностные

. уметь осмысливать взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное станавление личности

Тип урока: комбинированный- изучение новой темы с использованием ИКТ.

Форма урока : диалог.

Музыкальный материал урока:

М. Мусоргский. Песня Варлаама. Из оперы «Борис Годунов» (слушание).

М. Мусоргский. Гном. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).

Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Песня о картинах (пение).

Дополнительный материал: портреты композиторов, репродукции картин, учебник 5 класс « Искусство.Музыка» Т.И.Науменко, В.В. Алеев

Ход урока:

    Организационный момент.

Цель, которая должна быть достигнута уч-ся:

Подготовиться к продукпивной работе на уроке.

Цель, которую хочет достигнуть учитель:

Способствовать родготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи

Создать положительный эмоциональный настрой;

Помочь принять правильную рабочую позу;

Сядьте правильно. Молодцы! Начинаем урок!

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и размышлять.

Личностный УУД:

Формирование интереса к музыкальным занятиям.

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Пусть настроения останутся главной сущностью музыкальных впечатлений, но они полны также мыслей и образов».

(Н.А. Римский-Корсаков)

Определение темы урока и постановка учебной задачи.

Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий

Как вы думаете,о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Как вы думаете, ребята, а может ли музыка выразить характер человека, под силу ли ей это? На этот вопрос мы и попытаемся сегодня с вами ответить.

Сегодня вы познакомитесь с жанром -жанром музыкального портрета (Слайд).

Этап первичного закрепления

Познавательный УУД:

Знакомство с новым музыкальным произведением:

Регулярные УУД:

Умение слушать и анализировать характер музыкального произведения;

Умение сравнивать, видеть общее и различие;

Умение видеть проблему и стремление найти ответы на поставленные вопросы.

Коммуникативные УУД:

Умение выслушивать мнение товарищей и высказывать собственные суждения.

Личностные УУД:

Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки;

Рассматривая картину, мы включаем все наши органы чувств, а не только зрение. И мы слышим, в не только видим, что происходит на полотне.

Портрет в литературе - одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

В изобразительном искусстве портрет – это жанр, в котором воссоздаётся чей –то облик. Вместе с внешним сходством на портрете запечатляется духовный мир изображаемого человека.

Как вы думаете, может музыка нарисовать портрет и выразить характер человека, его душевный мир, его переживания? (Композиторы создавая музыкальный портрет, передают мысли и чувства своих персонажей с помощью музыкальной интонации, мелодии, характера музыки.).

Музыкальный портрет – Это портрет характера героя. В нём неразрывно слиты выразительность и изобразительная сила интонаций музыкального языка. (Слайд).

Произведение Пушкина пришлось по душе и русскому композитору 19 века Модесту Петровичу Мусоргскому

Биография композитора

Родился Модест Мусоргский 21 марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда, в имении своего отца, небогатого помещика Петра Алексеевича. Мама, Юлия Ивановна, стала первой учить его играть на пианино. В десятилетнем возрасте он вместе со старшим братом приехал в Петербург: поступить – в Школу гвардейских подпрапорщиков. По окончании Школы Мусоргский был определен в Преображенский гвардейский полк. Модесту было семнадцать лет. Один из товарищей-преображенцев, знакомый с Даргомыжским, привел к нему Мусоргского. Юноша сразу покорил музыканта не только своей игрой на фортепиано, но и свободными импровизациями, там же познакомился с Балакиревым и Кюи. Так началась для молодого музыканта новая жизнь, в которой главное место заняли Балакирев и кружок "Могучая кучка". Вскоре период накопления знаний сменился периодом активной творческой деятельности. Композитор задумал написать оперу, в которой нашло бы воплощение его пристрастие к большим народным сценам и к изображению сильной волевой личности.

Посещая Людмилу Ивановну Шестакову – сестру Глинки, Мусоргский познакомился у нее с Владимиром Васильевичем Никольским. Это был филолог, литературовед, специалист по истории русской литературы. Он и обратил внимание Мусоргского на трагедию "Борис Годунов". Никольский высказал мысль, что эта трагедия могла бы стать замечательным материалом для оперного либретто. Эти слова заставили Мусоргского глубоко задуматься. Он погрузился в чтение "Бориса Годунова". Композитор почувствовал: опера, созданная на основе "Бориса Годунова", может стать удивительно многогранным произведением.

К концу 1869 года опера была завершена. Свое детище Мусоргский посвятил товарищам по кружку. В посвящении он необычайно ярко выразил основную мысль оперы: "Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею. Это моя задача. Я попытался разрешить ее в опере".

Затем было еще много произведений, которые достойны внимания.. 28 марта 1881 года Мусоргского не стало. Ему едва исполнилось 42 года. Мировая слава пришла к нему посмертно.

Опера "Борис Годунов" оказалась первой в истории мировой оперы произведением, в которой с такой глубиной, проницательностью и правдивостью показана судьба народа.

Опера рассказывает о времени царствования Бориса Годунова – боярина, которого обвиняли в убийстве законного наследника престола – маленького царевича Дмитрия.

Наше внимание на сегодняшнем уроке будет приковано к интереснейшему персонажу оперы- Варлааму.

Варлаам запевает песню про осаду Казани войсками Ивана Грозного.

Теперь посмотрим, как в музыке композитор описал этого человека. Вслушайтесь в музыкальную речь героя так, чтобы представить его внешний вид, и его характер.

- Послушаем, как поёт Варлаам свою знаменитую песню «Как во городе было во Казани».

Слушание песни Варлаама из оперы « Борис Годунов» М. П. Мусоргского. (Слайд).

Звучание Песни Варлаама в записи Ф. И.Шаляпина (попутно выполняем задание: вслушаться в музыкальную речь героя так, чтобы представить и его внешний вид, и его характер, обратить внимание на голос актера).

Каким вы представляете себе Варлаама поющего такую песню?.

Как характер исполнения и характер музыкального языка выдают характер и даже внешний вид этого человека? (буйная, громкая музыка…)

А теперь откройте учебник, параграф 23, стр.133 и посмотрите на картину Ильи Репина « Протодьякон»

Ребята, всмотритесь внимательно в картину Ильи Репина «Протодьякон», кого вы видите перед собой, опишите. (Перед нами портрет протодьякона - это такой духовный чин в православной церкви. Мы видим пожилого человека, с длинной седой бородой, грузного, у него сердитое выражение лица/которое придают ему изогнутые брови. У него крупный нос, большие руки - в общем-то, мрачноватый портрет. Наверное, у него низ кий голос, может, даже бас .)

Вы правильно всё увидели и даже услышали его низкий голос. Так вот, ребята, когда эта картина появилась на выставке художников-передвижников, известный музыкальный критик В. Стасов увидел на ней персонаж из поэмы Пушкина «Борис Годунов» - Варлаама. Точно так же отреагировал и Модест Петрович Мусоргский, увидев «Протодьякона» он воскликнул: «Так ведь это же мой Варлаамище!»

Что общего между Варлаамом и Протодьяконом? (Это образы властных, жёстких людей, монахов и попов, типичных для Древней Руси).

Сравнительная таблица выразительных средств.

И.Репин картина « Протодьякон»

М. П. Мусоргский « Песня Варлаама»

Огромная фигура, руку держит на животе, борода седая, брови сдвинуты, красное лицо. Сумрачные краски. Характер надменный и властный.

Динамика: громкая музыка, мелодия – скачки вверх, тембр – медные духовые. Певческий голос – бас. Характер исполнения – выкрики в конце, грубая манера исполнения.

У-Для картины и оперы присуща одна важная особенность: это возможность словом, музыкой, изображением показать характер человека.

Что общего между картиной и песней?

Д - Общее между картиной и песней то, что они показывают необузданность нрава, грубость, склонность к обжорству и разгулу.

Вы правы, ведь это собирательный образ. Встречался такой тип людей на Руси в то время. Общим является не только внешнее сходство, но и определённые черты характера. Главное между ними - необузданность нрава, грубость натуры, склонность к обжорству и разгулу.

Что помогло композитору и художнику, независимо друг от друга, создать такие похожие образы? (Такие люди были на Руси.)

В портрете “Протодьякона” И. Е.Репин обессмертил образ дьякона Ивана Уланова, из своего родного села Чугуево, о котором написал: “…ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев…”.

Какими красками художник написал этот портрет? (Художник при помощи насыщенных красок, где преобладают более темные цвета.)

Не смотря на различные средства выразительности, в ИЗО – это краски, в литературе – слово, в музыке – звуки. Все они рассказали, показали об одном человеке. Но все-таки музыки подчеркнула и подсказала, те стороны, на которые сразу бы не обратили внимание.

Вокально хоровая работа

Познавательный УУД

Знакомство с мелодией и словами новой песни

Коммуникативный УУД

Взаимодействие с учителем в процессе музыкально- творческой деятельности;

Участие в хоровом исполнении музыкального произведения.

Личностнай УУД:

Формирование исполнительских навыков;

Воплощение характера песни в своем исполнении через пение, слово, интонацию.

Распевание.

Разучивание по фразам

Пение трудных мелодических оборотов.

Работа над текстом.

Песня, которая нам поможет запомнить названия жанров ИЗО называется «Песня о картинах » композитора Геннадия Гладкова.

Слушание песни.

О каких жанрах живописи поется в песне?

В музыке, какие бывают жанры?

Пение хором.

Подумайте и скажите, каждый из вас мог бы стать героем портрета?

Многие из вас выступили в роле художников и нарисовали портреты своих друзей

В какой форме написана песня?

Какой лад?

Какой темп?

Дайте название этой песни. (ответы детей)

Почему песня носит такое название?

3. Музыкальные образы

- Мы познакомились с двумя совершенно разными вокальными портретами, а следующий музыкальный образ будет звучать без слов. Это произведение «Гном» из фортепианного цикла М.П. Мусоргского «Картинки с выставки» - музыкальный портрет маленького сказочного существа, выполненный с необыкновенной художественной силой. Написан он под впечатлением картины В. Гартмана - близкого друга композитора.

Мусоргскому запомнился набросок ёлочной игрушки - гномика, маленького неуклюжего уродца на кривых ножках. Так художник изобразил щипцы для орехов. ---Послушайте эту пьесу и подумайте, какое у гнома настроение, какой он по характеру, что вы представляете под эту музыку?

Звучит «Гном» М.П.Мусоргского. (Ответы детей)

- Ребята, каким вам представился гном? (В музыке слышны и хромающая походка, и какие-то резкие, угловатые прыжки. Чувствуется, что гном этот одинок, он страдает .)

· Пьеса М.П.Мусоргского очень живописна. Слушая её, мы ясно представляем себе, как маленький человечек переваливаясь, пробежал немножко и остановился - трудно бегать на таких коротких и тоненьких ножках. Потом он устал, пошёл медленнее и всё так же старательно и неуклюже. Похоже, он даже сердится за это на себя. Оборвалась музыка. Упал, наверное.

Ребята, а если бы вы были художниками, то прослушав эту музыку какими бы красками изобразили этого гнома?

Правильно, движется он действительно угловато, скачками. Забавный гномик превращён композитором в глубоко страдающего человека. Слышно было, как он стонет, жалуясь на судьбу. Он вытащен из своей родной сказочной стихии и отдан на забаву людям. Гном пытается протестовать, бороться, но раздаётся отчаянный вопль... Ребята, как заканчивается музыка? (Она не заканчивается как обычно, она как бы обрывается. )

Видите, ребята, «Гном» - это не просто иллюстрация картины, это более глубокий образ, созданный композитором.

Самостоятельная работа

Познавательный УУД

Развитие умения осмысливать полученную информацию.

Регулярный УУД:

Осознание того, что уже усвоено, а что подлежит дальнейшему усвоению

Оценивание качества усвоения.

Коммуникативные Ууд:

Взаимодействие в процессе проверки результатов работы.

Личностные УУД

Формирование позитивного настроя и интереса к музыкальной деятельности

А теперь вам предстоит выполнить тест, а затем самим оценить свою работу

Кто оценивает свою работу на «5» и «4»?

Домашнее задание

ПознавательныйУУД

Поиск музыкальных произведений

Регулятивний УУД

Целеполагание.

Какие музыкальные жанры наиболее способны передать портретные черты героя?

Слушают Домашнее задание.

«Дневник музыкальных наблюдений» - стр. 26-27.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абызова Е.Н. «Картинки с выставки». Мусоргского - М.: Музыка, 1987г. 47с. 2. Абызова Е.Н. «Модест Петрович Мусоргский» - 2-ое издание М.: Музыка, 1986г. 157 с. 3. Вершинина Г.Б. «...Вольна о музыке глаголить» - М.:»Новая школа» 1996 г. с.192 4. Фрид Э.Л. «Модест Петрович Мусоргский»: Популярная монография - 4-е изд.-Л.:Музыка, 1987г. с.110 5. Фейнберг С.Е. «Пианизм, как искусство» - М.:Музыка, 1965 г. с.185 6. Шлифштейн С.И. «Мусоргский. Художник. Время. Судьба». М.:Музыка. 1975 г.

Публикации раздела Музыка

Музыкальные портреты

З инаида Волконская, Елизавета Гилельс, Анна Есипова и Наталия Сац - настоящие звезды прошлых веков. Имена этих женщин были известны далеко за пределами России, их выступлений и постановок ждали любители музыки по всему миру. «Культура.РФ» рассказывает о творческом пути четырех выдающихся исполнительниц.

Зинаида Волконская (1789–1862)

Орест Кипренский. Портрет Зинаиды Волконской. 1830. Государственный Эрмитаж

После смерти своего педагога Сергей Прокофьев писал: «Я оказался ее последним учеником-победителем из той колоссальной фаланги лауреатов, которых она готовила на своей фабрике» .

Наталия Сац (1903–1993)

Наталия Сац. Фотография: teatr-sats.ru

Наталию с детства окружали люди творчества. Друзьями семьи и частыми гостями московского дома были Сергей Рахманинов , Константин Станиславский , Евгений Вахтангов и другие деятели искусства. А ее театральный дебют состоялся, когда девочке едва исполнился год.

В 1921 году 17-летняя Наталия Сац основала Московский театр для детей (современный РАМТ), художественным руководителем которого оставалась в течение 16 лет. Один из самых авторитетных отечественных театральных критиков Павел Марков вспоминал о Сац как о «девушке, почти девочке, которая стремительно и энергично вошла в сложный строй московской театральной жизни и навсегда сохранила ответственное понимание своего жизненного и творческого признания» . Она стремилась создать такой театр, который стал бы для детей всех возрастов порталом в светлый и сказочный мир, местом ничем не ограниченной фантазии - и ей это удалось.

Культовый немецкий дирижер Отто Клемперер, посмотрев режиссерские работы Сац в детском театре, пригласил ее в Берлин и предложил поставить оперу Джузеппе Верди «Фальстаф» в «Кролль-опере». Для Сац эта постановка оказалась настоящим прорывом: она стала первой в мире женщиной-режиссером опер - и без преувеличения всемирно известным театральным деятелем. Успешными стали и другие ее зарубежные оперные постановки: «Кольцо нибелунга» Рихарда Вагнера и «Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта в аргентинском «Театро Колон». Газеты Буэнос-Айреса писали: «Русская художница-режиссер создала новую эпоху в искусстве оперы. Спектакль [«Свадьба Фигаро»] глубоко психологичен, как это бывает только в драме, и этим нов и привлекателен для зрителя» .

После возвращения в СССР в 1937 году Наталия Сац была арестована как жена «изменника Родины». Ее мужа - наркома внутренней торговли Израиля Вейцера - обвинили в контрреволюционной деятельности. В ГУЛАГе Сац провела пять лет, а после освобождения уехала в Алма-Ату, так как не имела права вернуться в Москву. В Казахстане она открыла первый Алма-Атинский театр юного зрителя, где работала в течение 13 лет.

В 1965 году Наталия Сац, уже вернувшись в столицу, основала первый в мире Детский музыкальный театр. Она ставила не только детские спектакли, но и «взрослые» оперы Моцарта, Пуччини, а в симфонические абонементы включала «серьезную» музыкальную классику.

В последние годы жизни Наталия Сац преподавала в ГИТИСе , основала благотворительный фонд содействия развитию искусства для детей и написала множество книг и пособий по вопросам музыкального воспитания.

Елизавета Гилельс (1919–2008)

Елизавета Гилельс и Леонид Коган. Фотография: alefmagazine.com

Елизавета Гилельс, младшая сестра пианиста Эмиля Гилельса, родилась в Одессе. Семья всемирно известных исполнителей была отнюдь не музыкальной: отец Григорий служил бухгалтером на сахарной фабрике, а мать Эсфирь вела домашнее хозяйство.

Лиза Гилельс впервые взяла в руки скрипку в шесть лет, а азам музыкального искусства ее обучал известный одесский педагог Петр Столярский. Еще подростком Гилельс заявила о себе как о вундеркинде: в 1935 году юная скрипачка получила вторую премию на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей. А в 1937 году, когда ей было 17, Елизавета в составе делегации советских скрипачей произвела фурор на Конкурсе имени Эжена Изаи в Брюсселе. Первую премию конкурса присудили Давиду Ойстраху, вторую - исполнителю из Австрии, а Гилельс и ее коллеги разделили места с третьего по шестое. Эта триумфальная победа прославила Елизавету Гилельс и в Советском Союзе, и за его пределами.

Когда советские музыканты возвращались из Бельгии, их встречала торжественная процессия, участником которой был талантливый, но в те годы еще неизвестный скрипач Леонид Коган. Свой букет он вручил именно Елизавете Гилельс, талантом которой всегда восхищался: так состоялось знакомство будущих супругов. Правда, парой они стали не сразу. Гилельс недавно стала звездой, активно выступала и гастролировала, к тому же была старше. Но однажды она услышала выступление неизвестного скрипача по радио. Виртуозная игра поразила ее, и, когда диктор объявил имя исполнителя - а им был Леонид Коган, - уже Гилельс стала его большой поклонницей.

Музыканты поженились в 1949 году. Гилельс и Коган долгие годы играли в дуэте, исполняли сочинения для двух скрипок Иоганна Себастьяна Баха, Антонио Вивальди, Эжена Изаи. Постепенно Елизавета отказалась от сольной карьеры: в 1952 году у пары родился сын - Павел Коган, он стал известным скрипачом и дирижером, а спустя еще два года появилась дочь Нина, одаренная пианистка и талантливый педагог.

С 1966 года Елизавета Гилельс стала преподавать в Московской консерватории. Ее учениками были скрипачи Илья Калер, Александр Рождественский, Илья Груберт и другие талантливые музыканты. После смерти Леонида Когана в 1982 году Гилельс занималась систематизацией его наследия: подготовкой к печати книг и выпуском записей.