Размер струн для акустической гитары. Как выбрать гитарные струны

Струны на электрогитаре имеют огромное влияние на звук и играбельность вашего инструмента. Если вы посмотрите на ассортимент любого интернет-магазина, то вероятно прозреете от того, какое разнообразие струн они предлагают. Продолжайте читать и вы сможете с лёгкостью определиться какие струны вам нужны, подходят ли они для вашей гитары и стилю игры.

Всё о толщине струн

Основная их характеристика любых струн — это толщина, которая измеряется в тысячных дюйма. Наиболее тонкие струны обычно имеют размеры в.008 (обычно гитаристы называют просто «восьмёрка») или наиболее толстые.56 (или просто «пятьдесят шестые»). Толщина струн имеет большое влияние на игратбельность гитары и звука в целом.

Тонкие струны:

  • Обычно на них легко играть
  • Позволяют с лёгкостью делать подтяжки
  • Очень легко рвуться
  • Звучат тише и производят меньший сустейн
  • Склонны ударяться о лады, что даёт очень неприятный звук
  • Оказывают наименьшее воздействие на гриф гитары, что является безопасным выборам для раритетных гитар

Толстые струны:

  • Обычно на них сложнее играть
  • Требуют больших усилий при зажатии и игре бендов
  • Генерируют более громкий звук и сустейн
  • Предпочтительны для низких строёв таких как
  • Оказывают большее давление на гриф гитары

Обозначение толщины струн

Большинство производителей струн определяют толщину струн используя термины вроде «тонкие» или «очень толстые». В то время как точная толщина может слегка меняться среди производителей, я хочу привести вам типичные диапазоны размеры струн, для электрогитары:

Основные толщины струн

  • Невероятно супер тонкие: .008 .010 .015 .021 .030 .038
  • Супер тонкие : .009 .011 .016 .024 .032 .042
  • Тонкие: .010 .013 .017 .026 .036 .046
  • Средней толщины: .011 .015 .018 .026 .036 .050
  • Толстые: .012 .016 .020 .032 .042 .054

Набор струн определяется толщиной от самой тонкой струны, которая находится ниже все остальных, до самой толстой, которая находится выше всех. Например у среднего по толщине набора струн первая струна (самая тонкая) будет иметь.011 дюймов, вторая.015, третья.018 и так далее.

Факторы, которые следует учитывать при покупке струн для электрогитары

Наиболее важными факторами при покупке являются:

  • Ваш стиль игры и музыкальный жанр
  • То, на сколько часто вы играете
  • Характер звучания и тон, который вы хотите достичь

Вещи, которые влияют на эти факторы:

  • Толщина струн
  • Материал из которого изготовленыструны
  • Используемый метод намотки струн
  • Наличие защитного покрытия на струнах

Теперь зная все эти факторы, мы можем подобрать наиболее подходящее для вас решение.

Мы уже обсуждали выше, что на более тонких струнах легче играть, чем на толстых. Если вы стремитесь играть быстрые, техничные соло, и интенсивные ритм партии, то вам стоит присмотреться к более тонким струнам. Хотя, с другой стороны, если вы играете металл и используете пониженные строи, то ваш выбор должен пасть на более толстые.

Те гитаристы, которые играют в таких жанрах как блюз или рок и играют используют подтяжки (бенды), чаще всего отдают предпочтение струнам средней толщины, которые позволяют с лёгкостью играть подтяжки и генерируют более богатый, жирный, мрачный тон. Джаз гитаристы чаще всего используют наиболее толстые струны, так как практически не играют бенды и имеют большую надобность в широком спектре тона.

Большинство новичков отдают своё предпочтение супер-тонким и тонким струнам. После того, как вы овладеете основными техническими навыками и ваши пальцы станут более гибкими и сильными, вы будите способны перейти на более толстые варианты (из-за их определённых преимуществ, которые мы обсудили выше).

Для того, чтобы подобрать подходящую для вас толщину струн, вы должны полагаться исключительно на стиль игры и как можно больше экспериментировать. Попробуйте струны разных размеров, брендов и вы вероятно найдёте те, которые наиболее «привлекательны» для ваших пальцев и ушей.

Различия между разными типами струн могут быть довольно «тонкими» и на первый взгляд непонятными для вас. Единственный совет, который я могу вам дать — это прислушивайтесь к своим личным вкусовым ощущениям и выбирайте то, что является комфортным для ваших пальцев и ушей.

Так же имейте в виду, что переход на новый тип струн может потребовать от вас регулирования их высоты над грифом, а также повлечь за собой негативные последствия для вашей техники.

Долговечность струн

У меня есть к вам вопрос: на сколько часто вы играете на гитаре? Если вы гитарист, который играет скажем несколько раз в месяц и имеет склонность к игре с «лёгким прикосновением», то вы можете смело покупать менее дорогие струны и не думать о том, что им придёт конец скажем через пару недель. С другой стороны, если вы играете часто и усердно, то вам стоит покупать более дорогие струны, так как они будут оставаться играбельными довольно долгое время. Большинство гитарных производителей накручивают ценник своих струн именно в соответствии с их долговечностью, которая зависит от материалов, из которых эти струны изготовлены.

Материалы

Все струны электрогитар изготавливаются из стали, никеля или любого другого магнитопроводящего сплава. Почему магнитопроводящего? Потому-что эти сплавы отлично подходят для передачи вибраций генерируемых струнами непосредственно звукоснимателям, которые используют именно магнитное поле, для улавливания звука (я писал об этом более подробнее в статье: ). Тип плакировки или покрытия, нанесённого на стальной сплав, имеет значительное влияние на звучание струн. Вот вам несколько тональных характеристик у наиболее распространённых материалов, используемых при изготовлении гитарных струн:

Никелированная сталь: имеет сбалансированную яркость и тепло при большей атаке

Чистый никель: имеет чуть меньшую яркость по сравнению с никелированной сталью и с более выраженным теплом

Нержавеющая сталь: имеет яркий, хрустящий тон с сустейном, а так же антикоррозийные свойства.

Хром: имеет характерный тёплый тон с меньшим резонансом. Очень часто предпочитается джаз и блюз гитаристами.

Титан: имеет яркий тон и превосходную прочность

Кобальт: имеет широкий динамический диапазон с выдающейся яркостью

Полимерное покрытие: имеет меньший сустейн по сравнению со струнами без покрытия, но в то же время устойчив к воздействию коррозии

Цветовое покрытие: некоторые покрытия имеют цветовые красители, что даёт визуальную привлекательность

Типы струнной оплётки

Первая, вторая, а иногда даже и третья струны не обладают «проволочной» оплёткой накрученной поверх струны. Остальные, или как их ещё называют басовые струны ею обладают. Ниже перечислены виды оплёток и то, как они влияют на играбельность и тон:

  • Круглая оплётка: наиболее популярный вид оплётки, который имеет заметно ребристую структуру и производит больший сустейн, атаку и «кусучесть». Так же данный вид оплётки довольно сильно изнашивает гриф и лады.
  • Полукруглая: обладает более гладкой текстурой и производит более тёмный тон и меньшею атаку по сравнению с круглой.
  • Плоская оплётка: имеет очень гладкие осязательные качества, а так же довольно тёмный тон. Популярена среди джаз и блюз гитаристов.

Признаки того, что пора менять струны

  1. Настраивать и держать в строю инструмент становится всё сложнее и сложнее;
  2. Вы видите, что на струнах появилась ржавчина и она начала выцветать или уже выцвела;
  3. Оплётка басовых струн будто начала «распутываться»;
  4. Появляется диссонанс и нестабильность даже по того, как вы настроили инструмент;
  5. Вы не можете вспомнить, когда в последний раз меняли струны;

Как часто следует менять струны?

К сожалению у меня нет точного ответа на этот вопрос, но есть некоторые факторы, которые сокращают жизнь вашим струнам:

  • Потливость. Когда вы много играете, ваши пальцы обильно выделяют пот, который попросту разъедает струны.
  • Вы играете весьма агрессивно, т.е. используете множество бендов и жёсткую атаку при игре.
  • Частая игра на инструменте так же износит струны.
  • Вы пользуетесь разными строями гитары и часто перестраиваете инструмент.

Какой-то чувак из компании Fender показывает как правильно поменять струны на своей электрогитаре

  • Держите свои струны в чистоте. После каждой игровой сессии не поленитесь взять сухую, чистую тряпку и попросту протереть их от вашего пота, кусочков кожи с пальцев и грязи. Данная процедура позволит вам значительно продлить жизнь вашим струнам.
  • Мойте руки перед каждой игрой на гитаре, что немного притормозит процесс окисления струн.
  • Вложитесь в приспособление для наматывания струн на колки. Оно поможет вам значительно сократить своё время при замене струн.
  • Покупайте струны по 5-10 комплектов. Так вы сэкономите свои деньги покупая их по оптовой цене.
  • Возможно когда-то на репетиции или выступлении вам понадобиться срочно заменить порванную струну, поэтому держите запасной комплект или отдельные струны в вашем чехле или кейсе.
Рекомендуемый контент:

Поймите разницу между стальными и нейлоновыми струнами. Важно отметить, что использование струн, предназначенных для акустических гитар, на классической гитаре испортит гриф. Напряженность струн и гитары разные, поэтому вы не можете использовать классические струны для акустической гитары, и наоборот. Классические гитары, как правило, имеют нейлоновые струны. Басовые струны выглядят как стальные, но внутренности (керн) сделаны из нейлоновых волокон. В этой статье мы обсудим стальные струны.

  • Если вы играете много (на сцене), вы можете придерживаться 80/20 бронзы. Фосфористые струны имеют тенденцию работать дольше.

Помните, что материал, который вы выберете, будет влиять на звук. Три наиболее часто используемые материала - бронза, фосфорная бронза и шелк и сталь. Есть и другие материалы, но это основные.

  • Бронзовые струны иногда называют 80/20 бронзовые, потому что они сделаны из 80% меди и 20% цинка. Они могут быть использованы для всех стилей игры. Они имеют яркий звук, который исчезает быстро после нескольких часов игры. Бронзовые струны - наиболее часто используемые струны.
  • Струны из фосфорной бронзы - бронзовые струны с добавкой фосфора. Они также могут быть использованы для всех типов. У них теплый звук, который длится дольше, чем у бронзовых струн.
  • Струны из шелка и стали производят мягкий, сочный звук. Они имеют меньшее натяжение и выпускаются в легких калибрах. Они хороши для старинных гитар, которые требуют специальных струн. Они тише и менее долговечны, но на них легче играть.
  • Проверьте калибр. Калибр струн – это толщина струн. Он обычно измеряется диаметром первой струны (высокой струны) в тысячных долях дюйма. Калибр может перечислять толщины струн цифрами (0,009, 0,010, 0,011...) или словами (сверх легкие, легкие, средние...), или и цифрами и словами. Высший калибр (толще струны) имеет большую громкость, более длительное звучание и теплее тон (больше обертонов, менее яркий, менее высокие частоты по сравнению с громкостью баса), но на них сложнее играть в связи с увеличением силы, необходимой для прижатия и изгиба струны. На легких калибрах легче играть, но они звучат тоньше и иногда дребезжат. Новички должны начинать с легких или сверх легких для облегчения игры. Вы можете сменить калибр, когда почувствуете себя более уверенно.

    Решите, будете ли вы выбирать струни с покрытием. Некоторые гитарные струны сделаны с покрытием, чтобы они служили дольше. Это также создает гладкую текстуру, которую некоторые гитаристы любят, а некоторые ненавидят. Покрытие помогает вашим струнам служить дольше и противостоять коррозии. Покрытые струны обычно стоят дороже, чем обычные струны. Покрытые струны также могут быть разноцветными - красными, синими, черными и т.д.

    Проверьте цену. Купите струны, которые вы можете себе позволить. Они не должны быть супер дорогими, чтобы великолепно звучать. Убедитесь, что никто не запрашивает слишком высокую цену. Набор дешевых струн может стоить от нескольких тысяч рублей. Средние струны могут стоить от 180 до 535 рублей. Дорогие струны могут стоить до 1780 рублей, - но помните, что вам не нужен максимально качественный звук. Сравнение струн с использованием сайтов или руководств может быть полезным в определении того, какие наборы представляют более высокую ценность.

  • Пойдите в магазин и попробуйте некоторые струны. Проверьте различные материалы и калибры и решите, что для вас работает лучше. Спросите клерка магазина и ваших друзей, какие марки они используют.

    • Выберите из двух брендов минимум и попробуйте их оба. Сравните оба и выберите наиболее понравившийся.
    • Повторите этот процесс, пока не найдете несколько марок и типов, которые вам больше нравятся. Также полезно иметь струны другой марки, чтобы возвратиться к ним, когда вы не находите в магазине струн, которые обычно покупаете.
  • Выбирая гитарные струны, счастливый обладатель музыкального инструмента должен учитывать целый ряд параметров : фирму-производителя, материал, покрытие, вид обмотки. Одним из важнейших показателей является толщина струн , или, выражаясь по-другому, их калибр.

    Калибр струн определяет два важных момента: звук и удобство игры. Чем толще струна, тем сочнее и громче будет звук, однако их сложнее зажимать. С тонкими струнами проще справиться, поэтому новички чаще всего предпочитают именно их. В целом выбор калибра зависит от того, что и как вы хотите сыграть и чем готовы пожертвовать: звуком или удобством.

    Толщина струн чаще всего выражается в долях дюйма. На упаковке комплекта указывается толщина 1-й и 6-й струны через дефис. Выглядит это примерно как 9-42, 10-46 и так далее. На сленге - «девятка», «десятка» и т.д. Струны для акустической гитары обычно бывают толщиной от 0,009 и выше, «восьмёрка» используется главным образом для электрогитар.

    Какой толщины выбрать струны?

    Самые тонкие струны выбирают либо, как уже было сказано, новички, либо гитаристы-виртуозы вроде Ингви Мальмстина. Также тонкие струны лучше годятся для всевозможных бендов («подтяжек») , поэтому любителям блюза они тоже будут по душе. Наиболее ходовыми калибрами 1-й струны являются 0,010 и 0,011. Более толстые струны используются реже, но зато с ними можно добиться более сочного и плотного звучания. Они будут очень кстати, например, в джазе. Также струны крупного калибра зачастую используют для игры в заниженном строе (Drop D или даже Drop C). Кроме того, толстые струны лучше подходят для игры «чёсом».


          Дата публикации: 20 октября 2002 г.

    При выборе струн, как впрочем и при выборе любого музыкального инструмента, необходимо отдавать себе отчет в том, что в этом деле все очень индивидуально, поэтому на чужое мнение целиком полагаться не стоит, включая продавцов в музыкальных магазинах. Не погрешу против истины, если скажу, что за свою жизнь любой гитарист со стажем перепробует не один десяток разных струн и поменяет свое мнение о струнах не один раз. Поэтому данная статья призвана не столько дать рекомендации по выбору конкретных марок струн, сколько познакомить читателей с их современными видами и принципиальными конструктивными отличиями. В отношении однотипных струн разных производителей можно смело утверждать, что выбор в пользу той или иной модели может быть сделан музыкантом лишь на основании собственного опыта.

    В начале немного о том, что из себя представляет струна. В принципе, струной можно считать любую нить или проволоку с намоткой или без, если при игре она не рвется и не слишком вытягивается. Когда-то, когда еще не было ни гитар, ни скрипок, наши далекие предки играли на не имевших обмотки жильных (сделанных из сухожилий животных), кишечных (сделанных из кишок животных), шелковых, бронзовых, медных и струнах, изготовленных из растительного сырья. Кишечные струны без обмотки пережили все остальные, дожив до наших дней, но в силу ряда причин сейчас их лишь изредка можно встретить на арфах да еще старинных инструментах в ансамблях средневековой музыки. Обмотка на струнах появилась лишь в конце XVIII - начале XIX в.в. Она позволила улучшить тембр басовых струн, одновременно снижая их натяжение, что облегчило исполнение, обогатило технические возможности и тембр большинства музыкальных инструментов того времени. Тогда же, с изобретением рояля, появляются первые струны на стальной основе, позднее нашедшие применение и для других инструментов. XX век чрезвычайно расширил гамму видов струн, прибавив к уже существующим много новых: синтетические, на стальном тросике, с многослойной и профильной обмоткой (плоской или полукруглой), биметаллические (соединяющие в себе два и более материала), комбинированные и др. Попробуем разобраться, чем определяется необходимость такого разнообразия.

    Виды струн

      Кишечные струны - (повсеместно неверно называются "жильными"), как уже отмечалось выше, делают из кишок животных (в России не производятся). Несмотря на то, что в последнее время заграницей их научились лучше защищать от внешних воздействий, на инструментах с металлическими ладами они долго не держатся. Они также имеют неприятную способность терять свои качества в условиях повышенной температуры и влажности, в том числе от пота пальцев. И хотя кишечные струны привозят в Россию частным образом любители старинной средневековой музыки, в продаже они почти не встречаются.

      Синтетические струны - используются только для "классической гитары". Они также рекомендуются для начинающих из-за своей мягкости. В середине XX века эти струны пришли на смену нестойким кишечным. Три верхних струны гитарного комплекта - это синтетическая нейлоновая леска. Другие три басовых струны изготовлены на полифиламентной (состоящей из большого числа нитей) синтетической основе из того же нейлона с поверхностной проволочной обмоткой. Традиционным материалом обмотки для них является проволока круглого профиля (round wound) из посеребренной меди. Серебряное покрытие в несколько тысячных долей миллиметра не только хорошо смотрится, но и улучшает звучание сравнительно глухой меди, хотя и довольно быстро истирается. При этом сама медь, в силу природной мягкости, со временем пробивается в местах контакта с ладами гитары. В последнее время многие фирмы с успехом используют в качестве обмотки синтетических струн другие медесодержащие сплавы (например, посеребренную или чистую латунь и фосфорную бронзу), которые заметно превосходят по долговечности посеребренную медь.

      Синтетические струны повышенной плотности изготовлены из изобретенного в конце XX века в Японии нового синтетического материала карбона (или по-другому - флюро-карбона). Поскольку плотность карбона выше, чем у нейлона на 30-90% (в зависимости от конкретной марки материала), при том же натяжении, что и нейлоновые, верхние струны классической гитары из карбоновой лески обладают более тонкими диаметрами. Так, например, 3-я гитарная струна "соль" на карбоне будет иметь диаметр 0,85-0,92мм вместо 1,00мм.


      относительное сравнение сечений гитарных струн из карбона и нейлона 1-я струна "ми" карбон - 0,48 мм (у нейлона - 0,70 мм); 2-я струна "си" карбон - 0,67 мм (у нейлона - 0,80мм); 3-я струна "соль" карбон - 0,87мм (у нейлона - 1,00мм).

      Карбоновые струны имеют перед нейлоном преимущество в лучшей сопротивляемости износу, но их самым главным достоинством является большая звонкость. Их единственный недостаток - это заметно более высокая стоимость. Леска из карбона дороже самой лучшей нейлоновой в 5-7 раз, что, возможно, связано с тем, что выпуск этих струн еще не приобрел массового характера. Басовые струны комплектов с карбоновой леской могут изготавливаться как с применением карбонового волокна, так и с использованием традиционного нейлонового, поскольку различие в звонкости у витых струн менее ощутимо, чем у лески.

      Струны на стальной монолитной основе используются очень широко в эстрадной музыке, там, где в звуке больше ценится звонкость (“металл”). Эти струны имеют большее натяжение, по сравнению с синтетическими, и ставятся на гитары другой, усиленной конструкции (западные модели "вестерн", "джамбо" или российские гитары с изменяемой высотой грифа). Основой этих струн служит высокоуглеродистая сталь, превосходящая по прочности и упругости все марки пружинной стали, которая используется в "голом виде" для верхних двух или трех струн. В качестве обмотки стальных струн применяются, как правило, сплавы на основе меди, реже нержавеющей стали или никеля. Чаще прочих применяются различные марки латуни (в американской традиции называемые бронзой), а также фосфорная бронза. Материал обмотки различается по твердости и упругости, придавая колебаниям струн различный характер, что отражается на звучании инструмента. Профиль обмотки "витых" струн также бывает разным, но самым распространенным все же является так называемая "круглая обмотка"/"round wound", которая обеспечивает струнам максимальную звонкость, особенно заметную в первый период после установки. Отметим, что сегодня в России среди любителей очень популярны струны отечественного производства на стальной основе с обмоткой из посеребренной меди, что в большой степени связано с плохой информированностью музыкантов о недостатках таких струн. Дело в том, что стальная основа не позволяет витой струне огибать гитарный лад так, как это имеет место на синтетике, отчего струны с мягкой посеребренной медью в несколько раз быстрее выходят из строя, чем имеющие обмотку из фосфорной бронзы, латуни, нержавеющей стали и т.п., не имея при этом никаких преимуществ по звучанию. Что касается разновидностей стальных струн с плоской или с полукруглой обмоткой ("flat wound", "half-round wound"), лежащей плоской стороной наружу, то такие струны при смене позиций не имеют характерного для струн с "круглой обмоткой" свиста пальцев о витки намотки. Эти струны дают менее яркий звук, что особенно заметно в первый период после их установки, но их за это и любят ставить некоторые гитаристы, а особенно те, которым приходится записываться на студии через микрофон. Предпочитают их и те исполнители, которых сильно раздражает изменение во времени тембра струн с круглой обмоткой, вызванного постепенным сплющиванием обмотки в местах контакта с ладами.

      На пороге XXI-го века в США были разработаны два новых вида стальных струн с синтетической оболочкой басовых струн . Первый вид отличает то, что сверху над традиционной металлической круглой обмоткой положена тонкая ленточная обмотка из синтетического материала. Она призвана защитить витую струну от проникновения пота и грязи от пальцев между витками обмотки, а также замедлить сплющивание витков обмотки струн при контакте с ладами. Второй вид струн отличается от первого тем, что здесь уже сама обмоточная проволока заключена в оболочку из пластика, отчего межвитковые зазоры обмотки меньше застрахованы от попадания пота и грязи, но от пробоя витков эта конструкция защищает не хуже, а возможно даже лучше, чем первая. И та и другая идеи вполне хороши, особенно для тех гитаристов, которые хотели бы максимально продлить срок службы витых струн, а особенно для тех, кто обладает от природы едким химическим составом пота, способным разъедать металл обмотки. Однако помимо заметно более высокой стоимости, струны в пластиковой оболочке лишены того переливчатого ("бриллиантового", как говорят профессионалы) призвука, характерного для струн с круглой обмоткой в первые часы игры, который настолько ценится профессиональными гитаристами, что ради одного этого они готовы ставить новый комплект струн на каждый концерт или студийную сессию.

      Струны на стальном тросике стали привозить в Россию буквально последние 2-3 года. Производители представляют их как струны для классической гитары (видимо из-за их мягкости), но скорее это все-таки промежуточные струны между нейлоном и сталью, так как установленные на инструмент они сразу поражают классических гитаристов тем, что практически не тянутся и быстро меняют высотность при минимальном повороте колков, что свойственно как раз струнам на стальной основе. Пока даже в Москве эти струны встречаются достаточно редко из-за невысокой востребованности - они достаточно дороги и слишком необычны/непривычны.

    О мензурах гитар

    Для всех разновидностей гитарных струн существует множество типоразмеров, что обуславливается разнообразными требованиями музыкантов, конструкцией и мензурой их инструментов. О последнем чуть подробнее. В отличие от смычковых инструментов, где рабочая длинна струн полного (4/4) инструмента одинаковая, гитары могут довольно сильно отличаться своей мензурой. Встречаются инструменты с мензурой от 610 мм до 674 мм, на которых один и тот же комплект струн будет иметь разное натяжение. Чтобы получить идентичное натяжение струн, для более короткой гитары следует брать более тяжелые (почти всегда более толстые) струны. В последнее время стандартной мензурой гитары все чаще считают размер 648-650мм, хотя у автора этой статьи есть своя точка зрение на то, какой должна быть точная мензура гитары, о чем можно прочесть в статье Стандартизация мензур струнных инструментов и методика их вычисления.

    О натяжении струн

    Натяжение струн гитаристы, играющие "на металле" привыкли определять по номеру первой струны, указанной в тысячных долях дюйма. Например, комплект струн на стальной основе №10, это комплект у которого первая струна имеет диаметр 0,010 дюйма=0,254 мм. Однако мало кто обращает внимание на диаметры басовых струн, и напрасно. Американские струны для акустических гитар на стальной основе, представленные в России очень широко, как правило, рассчитаны на инструменты, на которых играют медиатором. Эти комплекты предусматривают более сильное натяжение басовых струн, чем традиционно предпочитает большинство российских исполнителей, часто играющих пальцами в правой руке, имеющих инструменты другой конструкции и скорее отдающих предпочтение не громкости звука, а богатству его тембра и долгому "сустейну", т.е. длительности звучания, присущие струнам с меньшим натяжением.

    График демонстрирует натяжение двух типов стальных струн для шестиструнной гитары. Различия касаются только "басовых" струн с обмоткой, начиная с третьей. Верхний график демонстрирует натяжение “громких” струн, нижний - менее громких, но с большим "сустейном", а также более богатых тембрально.

    Натяжение гитарных струн на синтетической основе также определяется исходя из сечений струн. При этом важно понимать, что сравнивать по сечениям можно только однородные материалы - например, нейлон с нейлоном, карбон с карбоном. Сравнивать нейлон с карбоном по диаметрам неправомерно из-за разницы в плотности между этими материалами. При этом отметим, что различие в натяжении нейлоновой лески разного диаметра мизерно - даже различие в 0,002 дюйма/0,05мм не является существенным для натяжения струн, т.к. нейлон легче стали почти в 8 раз. При сравнении лески из карбона та же разница в 2 тысячных дюйма будет чуть больше - опять же из-за его большей плотности.

    Выводы

    При выборе струн главным образом необходимо отталкиваться от того какое звучание (тембр) нравится лично Вам, каким инструментом Вы располагаете и даже то, какую музыку Вы исполняете. Начинающему гитаристу, совершенно не имеющему опыта, при выборе струн весьма приблизительно можно посоветовать следующее:

    • если Вам нравится классическое звучание испанской гитары или в силу каких-либо причин вам подходят только мягкие струны - стоит остановить свой выбор на синтетических струнах (нейлон/карбон), но ставить их следует только на гитару классического типа, иначе звук будет слишком слабым и тусклым;
    • тем, кому важна сила звука и звонкость, и у кого крупный, американского типа инструмент ("вестерн"/"джамбо") с более низкой посадкой струн над грифом, следует предпочитать струны на стальной основе не ниже №11 (правда, при этом требуются сильные пальцы);
    • тому, кто не хочет иметь на пальцах левой руки толстые мозоли, но кого не устраивает несколько “пластмассовое” звучание синтетических струн, можно посоветовать ставить струны на тросике или на стальной основе с низким натяжением №№9 и 10. При этом возможно придется немного увеличить высоту струн (главным образом басовых) над грифом за счет высоты нижнего порожка, поскольку мягкие, а точнее, легкие струны имеют больший диапазон колебаний и могут задевать при игре лады при форсированном звукоизвлечении.

    И еще один совет начинающим гитаристам - всегда настраивайте струны по камертону. Помимо того, что неправильно настроенный инструмент не может полноценно звучать, при перетяжке вы рискуете его испортить. Струны при длительном выдерживании с перетяжкой могут, если и не порваться, то вытянуться, и в правильном строе звучать станут хуже. Слабое натяжение также нежелательно, поскольку звук будет менее громким и звонким, а строй будет "плыть". Даже самые дорогие "навороченные" струны в неправильном строе будут звучать хуже, чем простые, но правильно настроенные и подобранные под инструмент и руки конкретного исполнителя.

    Я обещал, что расскажу вам о том, как правильно выбрать струны для электрогитары и сегодня мы постараемся с этим разобраться. Ведь для начинающего гитариста это будет довольно сложно сделать, ввиду отсутствия необходимых знаний, навыков и привычек.

    В этом вопросе также есть некоторые особенности связанные с тем, какие для начала взять струны: тонкие или толстые, стальные или никелевые, какому производителю отдать предпочтение. Для профессиональных гитаристов эти вопросы могут показаться простыми. Но вот что делать новичкам и тем, кто только начинает осваивать электрогитару? Давайте рассмотрим это более подробно.

    Предисловие

    Для тех, кто еще не знает, как правильно выбрать электрогитару, советую прочитать подробную статью. Скажу сразу, что выбор струн процесс сугубо индивидуальный. Через какое-то время никакие советы вам уже не будут нужны, потому что вы сами будете уметь подбирать струны, их покрытие и калибр (диаметр), на котором будет удобнее всего играть вашим пальцам. Скорее всего, что только методом проб и ошибок вы сможете найти струны, которые лучше всего будут вам подходить. Поэтому советы в данной статье будут полезны лишь в самом начале вашего творческого пути.

    А вот если вы недавно купили себе новую недорогую гитару, то соответственно на ней уже стоят какие-то струны. Я бы посоветовал их поменять в первую очередь. Конечно, они могут и прожить на вашей гитаре какое-то время, можете даже учиться на них играть. Но знайте, их качество оставляет желать лучшего. Вам никто не даст гарантию, что эти струны не порвутся или не заржавеют в ближайшее время. А теперь разберемся с критериями выбора струн для электрогитары.

    Производители струн

    Первое, на что вы должны обратить свое внимание, когда начнете выбирать струны для своей электрогитары, так это на бренд (производитель). Я бы посоветовал отдать предпочтение таким проверенным маркам как:

    – самые дорогие, долгоиграющие и мои любимые струны, обладающие покрытием с полимерным составом, благодаря которому они не так быстро теряют свое первоначальное звучание, а еще они мягкие и довольно приятные на ощупь.

    D’Addario – самые популярные буржуевские струны, которые любят наши гитаристы.

    – довольно живучие и очень качественные струны. Пользуются спросом в основном у металлистов. Средняя цена.

    – достаточно доступные по цене и хорошие по качеству, тоже советую попробовать, не пожалеете, потому что такие струны прослужат намного дольше, нежели какая-нибудь подделка производства сталелитейного комбината №3 Пети Иванова.

    — никелевые/стальные струны американского производства по приемлемой цене. Отзывы гитаристов только положительные.

    И вот что еще, не особо доверяйте продавцам в магазине, которые с удовольствием вам впихнут какую-нибудь залежавшуюся фигню, тем более, если заметят, что вы в этом не особо разбираетесь. Так что лучше для начала посидите дома «погуглите» или посоветуйтесь со знакомыми гитаристами. Постарайтесь заранее определиться с маркой будущих струн, почитайте отзывы музыкантов, посмотрите заодно среднюю цену в интернет-магазинах. И самое главное – к вопросу выбора струн нужно подходить сугубо индивидуально, т.е. заранее определитесь, какое вы хотите звучание и насколько удобные будут эти струны для вас.

    Покрытие струн

    Это второй и немаловажный критерий при выборе струн для электрогитары. На лицевой части упаковки вы можете найти информацию о материале покрытия, из которого они изготовлены. В не зависимости от оплетки, сердечник струны всегда изготовлен из стали, а вот ее обмотка может быть нескольких видов:

    Никелевое покрытие – имеет мягкое звучание (идеально подходит для исполнения соло). Струны с таким покрытием сегодня считаются самыми популярными, даже не смотря на некоторые свои недостатки (обмотка довольно быстро тускнеет, протирается при контакте с ладами и за пару недель теряет первоначальное звучание).

    Стальное покрытие – обладает наиболее ярким и резким звучанием, а такие струны изготавливаются полностью из стали (обмотка + сердечник). Эти струны лучше всего подойдут металлистам и тем, кто хочет достичь более жесткого и пронзительного саунда. Не так сильно популярны, как никелевые.

    Иногда для защиты струн от коррозии производители наносят на обмотку специальный полимерный состав, что в итоге существенно продлевает им жизнь, но и цена, как правило, им тоже будет соответствующая.

    Калибр струн

    Калибр – это толщина струны, которая обычно выражена в долях дюйма. Как правило, в наборах обычно указывают толщину 1-й и 6-й струны, например: 9 – 42 или 10 – 46. В жаргоне музыкантов это звучит как «девятка» или «десятка». В зависимости от того, какой манере игры и стилю музыки вы отдадите предпочтение, необходимо при выборе струн стремится к некоему компромиссу между сочностью и громкостью звучания, а также скоростью и удобством игры. На практике получается так, что толстые струны имеют более насыщенное и мощное звучание, а вот на тонких легче всего играть, но приходится жертвовать саундом. Тут уже выбор за вами. Вообще, на мой взгляд, самый оптимальный по толщине и звучанию комплект – «десятка».

    0,008 – эти струны самые мягкие и тонкие, лучше всего подойдут для начинающих гитаристов. Звук у них не такой мощный и плотный, как на более толстых комплектах и поэтому они не очень популярны у опытных гитаристов. Долго задерживаться на «восьмерке» я бы не советовал, потому что в дальнейшем будет довольно сложно переходить на толстые струны, поэтому нужно стараться постепенно развивать свои навыки и переходить на комплект 0,010 или 0,011.

    0,009 – «девятка», тоже относится к категории мягких и тонких струн. На них играть уже немного сложнее, но и звук будет более плотный по сравнению с «восьмеркой».

    0,010 – струны средней толщины. Самые популярные и распространенные среди музыкантов. Сочетают лучшие качества тонких и толстых струн: среднюю жесткость и довольно плотный звук.

    0,011; 0,012; 0,013 – струны этого калибра считаются толстыми и довольно сложными для игры. Зато обладают объемным и мощным звучанием. Такие комплекты еще используют для пониженного стоя в тяжелых стилях рок-музыки.

    Существуют также и гибридные комплекты, где первая тройка тенорных струн стандартной толщины, а 4-я, 5-я и 6-я басовые могут быть толще стандарта. К примеру, Zakk Wylde играет на своем именном наборе калибра 10-60. Гибриды создаются для того, чтобы на басовых струнах рифф звучал наиболее мощно, а играя соло не возникало трудностей с бендами.

    Еще один интересный момент. В различных комплектах третья струна может быть с обмоткой или же без таковой. Третью струну без обмотки чаще всего ставят музыканты исполняющие рок-музыку, потому что на такой струне легче выполнять соло и бэнды (подтяжки), а вот для других музыкальных стилей, например джаз, лучше всего подойдет именно обвитая 3 струна. Хотя не стоит принимать это как за правило, экспериментируйте!

    Виды обмоток

    Витые струны подразделяются на несколько видов, в зависимости от обмотки и материала:

    Круглая обмотка Плоская обмотка
    Полукруглая обмотка Гексагональная обмотка

    Круглая обмотка

    Струны с такой обмоткой считаются самыми простыми в изготовлении и наиболее дешевыми. Имеют внутри круглый сердечник, вокруг которого намотана круглая проволока. К недостаткам можно отнести следующее:

    • Наличие рельефного профиля, который вызывает «свист» во время скольжения пальцев вдоль струны.
    • Шершавая поверхность, которая намного быстрее изнашивает ладовые порожки и накладку грифа.
    • Незакрепленная к сердечнику обмотка, которая может вокруг него вращаться после повреждения.

    Плоская обмотка

    Струны, обладающие плоской обмоткой, тоже имеют внутри круглый сердечник, а вот намотанная проволока имеет более гладкий профиль квадрата с закругленными углами. Такой профиль уменьшает «свист», делает струны более удобными во время игры и менее изнашивает лады и накладку грифа. Звук этих струн менее яркий, нежели у струн с круглой обмоткой. По цене они дороже.

    Полукруглая обмотка

    Не что иное, как гибрид двух предыдущих обмоток. Эти струны обладают звуковыми характеристиками круглой вместе с ощущениями плоской обмотки. Вначале их изготавливают такими же, как и с круглой обмоткой, но потом полируют и прессуют внешнюю сторону проволоки практически до плоского состояния.

    Гексагональная обмотка

    Профиль сердечника представляет собой шестиугольник с туго намотанной круглой проволокой, которая повторяет форму сердечника. Благодаря такому исполнению, решается проблема кручения обмотки вокруг сердечника и значительно улучшается звук за счет его тесной связи с обмоткой. К недостатку можно отнести то, что острые ребра изнашивают порожки и накладку грифа намного быстрее, чем круглая обмотка, а также такие струны менее удобны для игры.

    • Не выбрасывайте старые струны, т.к. они вам еще пригодятся, если порвется какая-нибудь струна, а до магазина далеко.
    • Перед покупкой объясните продавцу, что именно для электрогитары вам нужны струны, а не для какой-нибудь другой, чтобы вам не продали не то, что надо.
    • Чтобы хоть как-то продлить струнам жизнь старайтесь перед игрой мыть руки, чтобы на них не было грязи и жира, а после того как поиграете, протрите струны специальной жидкостью или сухой тряпкой сверху и снизу.
    • Старайтесь менять струны хотя бы каждые полгода, потому что даже самые лучшие столько не живут. За это время меняются их характеристики: по толщине возникает неоднородность, звук теряет сочность или могут появиться микротрещины.
    • Если вдруг порвется одна струна, то вы можете приобрести ее отдельно, при этом, не покупая целый набор. В этом случае старайтесь выбрать аналогичную струну.

    Для того чтобы определить нуждается ли ваша гитара в замене струн, следует обратить внимание на следующее :

    • глухое звучание гитары;
    • гитара плохо держит строй;
    • струны покрыты коррозией или выглядят загрязненными;
    • нарушена интонация (одна и та же нота должна четко звучать в разных местах грифа);
    • на обмотке видны признаки износа;
    • прошло много времени с момента последней замены;
    • струны слишком мягкие/жесткие.

    В завершении хочу пожелать вам удачи друзья! Теперь вы знаете, как выбрать струны для электрогитары и можете смело отправляться за покупкой. Я старался собрать в этой статье максимально больше информации, так что делитесь ею с друзьями в социальных сетях ниже на странице. Буду рад вашим комментариям и дополнениям. Всего доброго!