Русалка в поле картины русских художников. Красавицы-русалки на картинах известных художников. Описание картины Маковского К.Е. «Русалки»


В истории классической русской живописи есть немало загадочных и удивительных эпизодов, позволяющих говорить о существовании картин с «нехорошей репутацией». В этот перечень попало сразу несколько работ известного художника-передвижника Ивана Крамского. Самое большое количество легенд связано с его картиной «Русалки».


И. Репин. Портрет художника И. Н. Крамского, 1882. Фрагмент

Замысел «Русалок» возник у художника под впечатлением от повести Н. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Согласно народным поверьям, девушки-утопленницы после смерти становились русалками. Именно их и решил написать Иван Крамской. Эта тема была для художника-реалиста весьма неожиданной и новой. Художник очень любил Гоголя и много раз перечитывал все его произведения. Он хотел передать саму атмосферу «Майской ночи», погрузить зрителя в таинственный мир украинского фольклора.


И. Крамской. Автопортрет, 1867

Во время работы над картиной художнику не давали покоя несколько тем. Во-первых, он был одержим идеей передать завораживающую красоту лунного света, что никак ему не удавалось: «Все стараюсь в настоящее время поймать луну. Говорят, впрочем, что частица лунной ночи попала-таки в мою картину, но не вся. Трудная штука луна…», – сетовал художник. Задача осложнялась тем, что самой луны на картине не было – только ее блики на призрачных фигурах русалок.


М. Деригус. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*: Ганна, 1951

Во-вторых, сама тема призраков и потустороннего мира, как говорили, была опасной. Многие современники Крамского всерьез считали, что гоголевские сюжеты могут сводить с ума живописцев. «Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи, и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло», – говорил Крамской.


А. Каневский. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*: Освобождение свояченицы

Критики соглашались с тем, что замысел был удачно реализован, и называли картину «крайним правдоподобием фантастического сна»: «Так уж приелись нам все эти серые мужички, неуклюжие деревенские бабы, испитые чиновники,… что появление произведения, подобного «Майской ночи», должно произвести на публику самое приятное, освежающее впечатление». Однако на этом благосклонные отклики и закончились. А дальше началась мистика.


В. Власов. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*: Спящий Левко, 1946

На первой выставке Товарищества передвижников «Русалок» И. Крамского повесили рядом с картиной А. Саврасова «Грачи прилетели». Ночью пейзаж неожиданно упал со стены – тогда шутили, что русалкам не понравилось такое соседство. Однако вскоре стало не до шуток.


П. Третьяков после выставки обе картины приобрел для своей галереи. Для «Грачей» место сразу нашлось – в кабинете, а «Русалкам» долго не могли найти подходящего места, перевешивали из комнаты в комнату. Дело в том, что из залы, куда повесили картину Крамского, по ночам доносилось еле слышное пение и веяло прохладой, как у воды. Уборщицы отказывались заходить в помещение.


О. Ионайтис. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница* | Фото: subscribe.ru

Не склонный к мистицизму Третьяков не верил слухам, но однажды сам обратил внимание на то, что чувствует усталость, когда подолгу находится рядом с этим полотном. Посетители галереи тоже жаловались на то, что рассматривать длительное время эту картину просто невозможно. А вскоре появились слухи о том, что барышни, которые подолгу смотрели на «Русалок», сходили с ума, а одна из них утопилась в Яузе. Конечно, веских доказательств взаимосвязи происшествия с картинной галереей не было.


О. Ионайтис. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница* | Фото: subscribe.ru

Старушка нянька, которая жила в семье Третьяковых, посоветовала перевесить картину в дальний угол, чтобы днем на нее свет не падал: «Трудно русалкам при солнечном свете, оттого они даже ночью не могут успокоиться. А как попадут в тень, разом перестанут колобродить!». Третьяков, далекий от суеверий, все же послушал совета. С тех пор посетители галереи на эту картину не жаловались.


И. Крамской. Русалки, 1871

В букете картин русских художников особое место занимает фантастическая живопись. Это обусловлено нашей культурой с множеством сказок и политеистических верований. Одним из художников, который четко уловил связь вымышленного и реального, стал Иван Николаевич Крамской. В его полотнах нет явного разделения на фантастику и быль, два этих фактора плавно переплетаются и выдают зрителю целую историю. Принцип некоторой туманности или даже “матовости” поверхности, тщательный отбор образов и неяркие краски дают ту самую сказочность, свойственную картинам Ивана Николаевича. Например, мы точно можем сказать, что “Русалки” - картина Крамского, описание ее совпадает с характеристикой других картин этого автора: мистика соседствует со спокойной природой. Кстати, если говорить о реализме, то мы можем видеть вполне привычные пейзажи, хижины и дома с четко прорисованными деталями.

Крамской: из писаря в живописцы

Художник родился в мае 1837 года в Отец его был писарем, поэтому хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Так и случилось. После окончания учебы Иван работал писарем при Думе в своем городе. Но в 1853 году его внимание переключилось на другую деятельность, он стал обрабатывать фотографические снимки, этому его научил Тулинов, который был земляком Крамского.

Так начался путь живописца в качестве художника. Уже в 1857 году он поступил на учебу в Художественную Академию в Петербурге. Успехи молодого человека были настолько явными, что за одну из картин Иван Николаевич получил золотую медаль.

Среди работ рисовальщика были портреты известных людей, с помощью которых он набил руку в этом жанре, однако самой известной его картиной является “Христос в пустыне”. Она стала пиком развития Крамского в религиозной живописи.

Невообразимое количество полотен и фотографий осталось наследникам в память о замечательном художнике, скончавшемся от проблем с сердцем в возрасте пятидесяти лет.

Мистика картины “Русалки”

Пожалуй, одним из самых ярых любителей мистики в русской живописи является Крамской. Картина “Русалки” собрала вокруг себя столько опрометчивых мнений по поводу ее нехорошей репутаций, что все, к сожалению, не перечислить. История произведения связана, как ни странно, с Гоголем и его повестью “Майская ночь или Утопленница”. Если верить народной молве, девушки-утопленницы после смерти становились русалками, зазывая путников в свои сети. Именно их и хотел изобразить рисовальщик на картине.

Почему именно Гоголь? Как известно, Николай Васильевич также был не прочь писать о чем-то загадочном, вспомнить даже “Вия” или “Вечера на хуторе близ Диканьки”, а Крамской по несколько раз перечитывал эти произведения. Вероятно, такое тяготение к Гоголю и стало отправной точкой в области фантастической живописи. Художник хотел передать атмосферу майской ночи на Украине в мелких деталях, отсюда и эффект соприсутствия. Как говорил сам Крамской, картина “Русалки” не до конца отвечает его требованиям, ведь он так хотел изобразить свет луны, но “поймать” ее ему так и не удалось. Хотя мы видим, как холодный свет ночного светила скользит по образам таинственных русалок. Но это лишь часть того, что задумал сам автор.

Считалось, что мистические сюжеты были опасны, а если списывать их с произведений Гоголя, то вообще с ума можно сойти. Крамской даже шутил по этому поводу: “Хорошо, что с таким сюжетом я окончательно не сломал себе шеи, и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло”.

И действительно, в галереях и на выставках ей никогда не могли найти места. Картины рядом с “Русалками” падали, а из помещения слышалось чуть слышное пение и веяло прохладой. Но после того, как полотно перевесили в дальний угол, далекий от солнца, сверхъестественное прекратилось, вероятно, русалкам было слишком жарко на солнечном свете.

Картина как правдоподобный фантастический сон

Но что бы ни говорил сам Крамской, картина “Русалки” удалась на славу, ведь на многих она производила сильное впечатление, правда, не всегда положительное. Это связано с тем, что хотел изобразить художник на полотне. И лица утопленниц, и сама природа будто так и навевают неприятные тоскливые мысли.

Выражение лиц девушек предает грусть по жизни, мечты о былом, и безысходность. Вся картина является символом глубокой печали. Сразу бросаются в глаза непривычные образы девушек-русалок. У них нет хвостов, как видно, они очень даже неплохо передвигаются на своих двоих по земле, только у зрителя складывается впечатление невесомости, так как белые одеяния ундин делают их похожими на привидения.

Пускай и не совсем был доволен произведением Крамской, картина “Русалки” была по достоинству оценена профессионалами: многие художественные критики приравнивали данную работу к волшебному сну, так все реалистично изображено на ней.

Оценка Пушкина

Солнце русской поэзии крайне положительно отзывалось о полотне Ивана Николаевича. Что изумило Пушкина в картине Крамского “Русалки”? Да все то же самое, что и всех ценителей хорошего творчества. Он почувствовал атмосферу, которую пытался передать автор, он восхитился оттенками настроений, ведь Александр Сергеевич увидел здесь и игривость, и мечтательность, и печаль. В образах девушек он уловил то настоящее, чего, увы, порой не встретишь у живых людей. Именно такой психологизм, не свойственный обычно портретистам, покорил Пушкина.

Это произведение перевернуло мир художников, оно оказало огромное влияние на последующие работы этого же автора, а также на работы его последователей. Как и хотел Крамской, картина “Русалки” поймала свой лунный свет, благодаря грамотному использованию сюжетов фольклора и культуры русского народа на полотне. Многие школьники рассматривают репродукцию работы в качестве иллюстрации к гоголевским “Майским ночам”, а потом пишут впечатления от увиденного. Однако сочинение по картине “Русалки” Крамского Ивана Николаевича требует не только умения грамотно излагать свои мысли, но и понимать чувства не только персонажей, но и самого художника.

1879 г. Масло, холст.

Описание картины Маковского К.Е. «Русалки»

Современники называли Маковского не иначе как «блестящий Костя», а император Александр II считал «своим» художником и доверял ему написание портретов царской четы. Картины Константина Маковского никогда не оставались незамеченными. Так произошло и с его работой «Русалки», которая в свое время наделала много шума. Критики В. Стасов и В. Гаршин дали резко негативную оценку полотну за чересчур «эффектную пластику обнаженных женских тел с использованием салонно-академических приёмов». Картина обсуждалась настолько бурно, что даже сам Александр II, достаточно спокойно относившийся к изобразительному искусству, впервые лично посетил Передвижную выставку. Творчеством художника он остался доволен.

Что же так потрясло критиков и императора?

Сюжетом к картине Маковского послужил языческий праздник Русалии, отмечавшийся в «русальную неделю» с 19 по 24 июня. Русалки считались силой темной, нечистой. Но при этом, опасаясь встречи с ними в обычное время, в праздничную неделю люди сами их вызывали для предотвращения засухи – ведь стихией и местом пребывания русалок была вода. Один из этих дней, когда веселятся и гуляют прекрасные русалки, и изображен на холсте.

Художник изобразил водных дев в полном соответствии с представлениями восточнославянской мифологии. По традиции, русалками считали как мистических, загадочных персонажей, так и вполне реальных людей, волею судьбы обернувшихся в русалок. Это могли быть умершие до замужества девушки, некрещеные младенцы, умершие или украденные у матери, люди, погибшие в русальную неделю. Внешне персонажи славянской мифологии отличаются от привычного образа русалки. Славянских водяных дев не отличить от обычного человека – они не имеют рыбьего хвоста. У русалок роскошные длинные волосы, которые они никогда не заплетают в косы, а носят, распустив по плечам. Нагота, за реалистичное, детальное изображение которой так критиковали художника, тоже соответствует традиционным представлениям о русалках. Чаще всего они изображались именно обнаженными, прикрытыми лишь зеленой листвой. В песнях своих русалки часто просили рубашек, а по поверьям, могли воровать пряжу, холсты и платки. Любимое занятие русалок – резвиться в воде и качаться на ветвях деревьев. Занятых любимым времяпрепровождением и написал своих мифических героинь Маковский.

Картина наполнена ореолом мистики и загадочности. Мифологичность персонажей поддерживает фон картины – искусно подобранная художником палитра красок рисует завораживающую темную ночь, в которой в небо уходят молодые, окутанные туманной дымкой русалки, увлекая своим танцем и маня за собой случайного свидетеля их веселья.

Лучшие картины Маковского К.Е.

В истории классической русской живописи есть немало загадочных и удивительных эпизодов, позволяющих говорить о существовании картин с «нехорошей репутацией». В этот перечень попало сразу несколько работ известного художника-передвижника Ивана Крамского. Самое большое количество легенд связано с его картиной «Русалки».



И. Репин. Портрет художника И. Н. Крамского, 1882. Фрагмент


Замысел «Русалок» возник у художника под впечатлением от повести Н. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Согласно народным поверьям, девушки-утопленницы после смерти становились русалками. Именно их и решил написать Иван Крамской. Эта тема была для художника-реалиста весьма неожиданной и новой. Художник очень любил Гоголя и много раз перечитывал все его произведения. Он хотел передать саму атмосферу «Майской ночи», погрузить зрителя в таинственный мир украинского фольклора.

И. Крамской. Автопортрет, 1867


Во время работы над картиной художнику не давали покоя несколько тем. Во-первых, он был одержим идеей передать завораживающую красоту лунного света, что никак ему не удавалось: «Все стараюсь в настоящее время поймать луну. Говорят, впрочем, что частица лунной ночи попала-таки в мою картину, но не вся. Трудная штука луна…», - сетовал художник. Задача осложнялась тем, что самой луны на картине не было - только ее блики на призрачных фигурах русалок.



М. Деригус. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*: Ганна, 1951


Во-вторых, сама тема призраков и потустороннего мира, как говорили, была опасной. Многие современники Крамского всерьез считали, что гоголевские сюжеты могут сводить с ума живописцев. «Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи, и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло», - говорил Крамской.


А. Каневский. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*: Освобождение свояченицы


Критики соглашались с тем, что замысел был удачно реализован, и называли картину «крайним правдоподобием фантастического сна»: «Так уж приелись нам все эти серые мужички, неуклюжие деревенские бабы, испитые чиновники,… что появление произведения, подобного «Майской ночи», должно произвести на публику самое приятное, освежающее впечатление». Однако на этом благосклонные отклики и закончились. А дальше началась мистика.


В. Власов. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*: Спящий Левко, 1946


На первой выставке Товарищества передвижников «Русалок» И. Крамского повесили рядом с картиной А. Саврасова «Грачи прилетели». Ночью пейзаж неожиданно упал со стены - тогда шутили, что русалкам не понравилось такое соседство. Однако вскоре стало не до шуток.




П. Третьяков после выставки обе картины приобрел для своей галереи. Для «Грачей» место сразу нашлось - в кабинете, а «Русалкам» долго не могли найти подходящего места, перевешивали из комнаты в комнату. Дело в том, что из залы, куда повесили картину Крамского, по ночам доносилось еле слышное пение и веяло прохладой, как у воды. Уборщицы отказывались заходить в помещение.



О. Ионайтис. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*


Не склонный к мистицизму Третьяков не верил слухам, но однажды сам обратил внимание на то, что чувствует усталость, когда подолгу находится рядом с этим полотном. Посетители галереи тоже жаловались на то, что рассматривать длительное время эту картину просто невозможно. А вскоре появились слухи о том, что барышни, которые подолгу смотрели на «Русалок», сходили с ума, а одна из них утопилась в Яузе. Конечно, веских доказательств взаимосвязи происшествия с картинной галереей не было.



О. Ионайтис. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*


Старушка нянька, которая жила в семье Третьяковых, посоветовала перевесить картину в дальний угол, чтобы днем на нее свет не падал: «Трудно русалкам при солнечном свете, оттого они даже ночью не могут успокоиться. А как попадут в тень, разом перестанут колобродить!». Третьяков, далекий от суеверий, все же послушал совета. С тех пор посетители галереи на эту картину не жаловались.



И. Крамской. Русалки, 1871

“У русалки мерцающий взгляд,
Умирающий взгляд полуночи,
Он блестит, то длинней, то короче,
Когда ветры морские кричат.
У русалки чарующий взгляд,
У русалки печальные очи.”

Николай Гумилев РУСАЛКА


Русалки – пришли из украинской мифологии. Персонаж в основном женский и появляющийся на земле во время зеленой денели (это неделя до православного праздника Троицы и неделю после) и по преданиям наших предков, именно в это время не рекомендовалось купаться в водоемах.

Русалки – это такие мифологические существа, которые всегда привлекали, привлекают и будут привлекать многих творцов: поэтов, художников, скульпторов, музыкантов, писателей. Мир легенд и тайн манил к себе во все времена и века, желание соприкоснуться с этим миром, будоражит фантазию и заставляет создавать шедевры мирового искусства. Тайные и загадочные произведения завораживают и очаровывают любителей, знатаков искусства и людей далеких от искусства.

Одна из интересных работ, по моему субъективному мнению, английского художника 20 века Джона Уильяма Уотерхауса . Он известен своими мифологическими, женскими образами. И мне нравится его картина (ниже представлена в фото галлерее), на его полотне Русалка застыла расчесывая свои волосы, сидя на берегу моря, возможно увидела в далике человека и задумалась, мечтая о земной любви. В некоторых местах русалок считали злыми духами , у которых вместо ног – рыбий хвост. Они выплывали на берег, распевая восхитительные песни неземными голосами и расчесывая свои прекрасны косы, заманивали в воду и губили заблудших рыбаков и путников.

У древних славян русалки были связаны с культом плодородия. Исполнялись хороводные песни, в которых русалки призывались помогать росту хлебов. Они владели колодцами и озёрами и умели управлять стихиями природными. Прекрасные девушки с распущенными волосами, подчиняются Богу Яриле и его отцу – Велесу. Со временем русалки стали сродни нечистой силы – души утонувших незамужних девушек , которые покончили жизнь самоубийством. Жили такие русалки в водоемах (озера, пруды, реки, болота), также для жилья могли выбирать дерево на берегу: иву или березу. Днем они водят хороводы и поют песни, по ночам они плещутся в воде, расчесывают возле воды свои длинные волосы. Их боялись, они могли украсть некрещеных девочек или утопить женщину, которая пошла купаться, не надев креста (они тоже станут русалками), а заблудших людей могли защикотать до смерти, сбить с пути, заманить в воду или делать небольшие пакости, например, запутать сети у рыбаков, похитить и испортить пряжу, нитки, полотно. Также считалось, что русалки способны управлять природными стихиями и могли насылать бури, ливни, град, засуху на поля. Еще по народным поверьям русалки могут и спасти утопающего. Но чаще все же их боялись и в качестве защиты и оберегов использовали полынь, чеснок, хрен.

По традиционным украинским представлениям русалки внешне мало отличаются от людей, это красавицы с роскошными волосами, прекрасно сложенные, длинноногие. А, к примеру, в Греции их называют Сирены – это прекрасные девы с рыбьим хвостом вместо ног. В Прибалтике Ундины – типичные русалки с рыбьими хвостами.

Поэтому и на полотнах художников русалки имеют разный внешний вид и характер. Но чаще на полотнах – это все ще красивые девицы с печальными глазами и задумчивым взглядом и в тоже время соблазняющие и привлекающие мужчин своим видом, движением, танцем, голосом.

“Русалка”. 1992.Сергей Петрович Панасенко (Михалкин).





Виктор Низовцев “В зеркале. Иары”
Земной младенец ДЖ.Кольер. 1909