Русская культура в XIV-XVI веках. Русская культура в XIV-XVI вв Список использованных источников и литературы

Воссоздание культурных ценностей, потерпевших огромный урон после нашествия Батыя, было частью восстановления народной жизни. Две основные идеи вдохновляли русскую культуру XIV - XVI вв.: идея освободительной борьбы против монголо-татарских завоевателей и идея единства родной земли, которая находила выражение в процессе политического объединения страны.

Патриотическая идея борьбы с завоевателями вы звала к жизни яркие литературные произведения. Непосредственно по следам нашествия была создана «Повесть о разорении Рязани Батыем», в составе которой сохранилось народное сказание о подвиге Евпатия Коловрата. Народное восстание в Твери в 1327 г. против монголо-татар прославлено в «Песне о Щелкане Дудентьевиче». Славная победа над полчищами Мамая в 1380 г. вдохновила авторов поэтической «Задонщины» и «С казания о Мамаевом побоище». В повести о нашествии хана Тохтамыша (1382) подчеркивалась роль народных масс, «черных людей» в обороне Москвы. Их мужество противопоставлялось трусости бояр, которые пытались бежать еще до начала осады столицы.

Патриотические идеи борьбы с завоевателями и единства родной земли проводились и в летописях. Центром общерусского летописания стала Москва - политический и культурный центр Руси. Первый летописный свод общерусского характера создан в Москве в 1408 г.; это знаменитая Троицкая летопись, которая сгорела во время московского пожара 1812 г. В 1480 г. был составлен Московский летописный свод. В московском летописаний проводилась идея преемственности власти московских князей от великих киевских и владимирских князей. Несколько больших летописных сводов было создано в XVI в. (Лицевой свод, Никоновская летопись), однако на смену им приходят другие виды исторических сочинений. В «Степенной книге» изложение велось не по годам, а по «степеням» - главам, посвященным правлениям великих князей. Широкое распространение получили хронографы, т. е. сводные обзоры всеобщей и русской истории, и сочинения, посвященные отдельным выдающимся событиям. Так, «Казанский летописец» был посвящен событиям казанской войны, он пользовался большой популярностью и сохранился более чем в 230 списках.

XVI век отмечен расцветом русской публицистики. Представители разных сословий выступали с публицистическими произведениями, в которых отстаивали свои взгляды. С программой реформ в интересах дворянства выступил в своих «челобитных» Иван Пересветов. Окольничий Федор Карпов обличал злоупотребления властей, призывал к «закону» и «справедливости». Максим Грек осуждал церковное землевладение и ростовщичество. Священник Ермолай Еразм выступал с демократическими взглядами, заявляя, что «больше всего полезны пахари, их трудами создается главнейшее богатство», и предлагал облегчить положение крестьян. Яркими публицистическими произведениями являются письма Ивана Грозного к князю Курбскому, в которых он отстаивает свое право на самодержавную власть. В свою очередь, Андрей Курбский излагал в своих письмах позицию феодальной аристократии. Курбскому принадлежало большое историческое сочинение «История о великом князе Московском».

Однако подъем общественно-политической мысли, вызванный обострением внутренних противоречий в стране, был кратковременным. Во второй половине XVI в. усилилось регламентирующее влияние царской власти и церкви. При участии придворного священника Сильвестра и митрополита Макария был составлен «Домострой», сборник обязательных моральных и житейских правил; в «Четьях-минеях» - сборнике поучи тельного чтения на каждый, день - были собраны церковные и светские произведения, переработанные церковниками. Так церковь воздействовала на литературу. Значительные успехи были достигнуты в развитии письменности и распространении грамотности. В XIV в. на Руси появилась бумага, которая заменила дорогой пергамент. Книги стали дешевле и доступнее. Грамотные люди не были редкостью в русском городе. Как правило, дворяне сами подписывали документы, горожане вели письменный учет, сохранилось много надписей на ремесленных изделиях. На Стоглавом соборе 1551 г. было принято решение о создании школ «для научения грамоте», выпускались учебники - «азбуковники». Распространению грамотности способствовало книгопечатание. В 1564 г. первопечатник Иван Федоров выпустил в Москве свою первую книгу - «Апостол». За ней последовал «Часослов», а всего во второй половине XVI в. было издано около 20 печатных книг, в основном богословского содержания.

После почти столетнего перерыва в городах Руси возобновилось каменное строительство. Восстанавливались каменные соборы во Владимире, Переяславле-Залесском, Ростове и других городах, продолжали строиться новые каменные храмы в Новгороде. В Московском княжестве с его возвышением широко разверну лось каменное строительство. В первой половине XIV в. были построены Успенский и Архангельский соборы, в 1367 г. сооружены каменные стены и башни московского Кремля. В начале XV в. закончилось строительство великокняжеского Благовещенского собора, стены и своды которого были расписаны выдающимися живописцами того времени: Феофаном Греком, Андреем Рублевым, Прохором с Городца. Особенно широко развернулось каменное строительство при великом князе Иване III . Были возведены из кирпича новые кремлевские стены и башни, сохранившиеся до настоящего времени, па месте прежних храмов строились монументальные соборы: Успенский, Благовещенский, Архангельский, месте с русскими мастерами каменного дела в строительстве участвовали иноземные зодчие, в том числе знаменитый итальянец Аристотель Фиораванти. В 30-х годах укрепления Москвы были дополнены каменными стенами Китай-города, окружавшими торговый центр столицы. Началось строительство каменных зданий гражданского характера. В Кремле был создан великолепный ансамбль великокняжеского дворца со знаменитой Грановитой палатой - местом царских церемоний и приемов иноземных послов. В традициях русского деревянного зодчества в 1532 г. были построены каменная шатровая церковь в с. Коломенском и. храм Василия Блаженного на Красной площади (1556) в память о взятии Казани. К концу XVI в. была закончена много ярусная колокольня Ивана Великого в Москве (82 м); Каменное строительство развернулось и в других городах. Особенно много строилось крепостных сооружений. Каменные кремли выросли в Нижнем Новгороде, Коломне, Туле, Зарайске, мощные каменные стены окру жили Троице-Сергиевский, Волоколамский, Соловецкий, Кирилло-Белозерский и другие монастыри. Грандиозной по своим размерам была каменная крепость в Смоленске, построенная зодчим Федором Конем.

Развитие живописи в XIV - XVI вв. связано в первую очередь с именами Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Феофан Грек в последней четверти XIV в. расписывал соборы в Новгороде, а затем в Москве и в других городах. Он принес на Русь традиции византийского искусства, великолепную живописную технику, которую развили дальше его ученики. Однако первым русским национальным живописцем был Андрей Рублев, смело отступавший от византийских церковных канонов. Ему принадлежат великолепные росписи Андроникова монастыря и Благовещенского собора в Москве, Успенского собора во Владимире, церкви в Звенигороде («Троица», «Спас»). В рамках церковных сюжетов Андрей Рублев передавал человеческие страсти и переживания, русский национальный характер. С именем Дионисия связано складывание московской школы живописи: сочные и праздничные краски, торжественность, интерес к реальной жизни. Фрески Дионисия сохранились в храме Ферапонтова монастыря.

В середине XVI в. в русской живописи усиливаются реалистические, светские мотивы, появляются изображения исторических деятелей и событий. Примером таких произведений может служить икона «Церковь воинствующая», прославившая русскую победу над Казанским ханством. На миниатюрах «Лицевого свода» (а их было более 16 тыс.) изображены многие реалистические сюжеты, даже сцены трудовой деятельности крестьян и горожан. Во второй половине XVI в. в связи с усилившейся церковной регламентацией реалистические мотивы в живописи заметны меньше. Живописцы стали уделять главное внимание совершенствованию техники, чистоте красок, тщательной проработке мелких деталей. Эти черты свойственны так называемой строгановской школе живописи.

Постепенно шло накопление научных знаний, вызванное военными и государственными потребностями централизованного государства. Развитие артиллерии оживило интерес к математике, практической динамике, химии. Писались руководства по отдельным ремеслам (например, по солеварению). Для проведения переписи земель было разработано руководство по «земельному начертанию», составлялись «чертежи» отдельных городов и земель. При Иване IV был создан «чертеж государства» - первая географическая карта России. Значительно расширился географический кругозор русского человека. Суздальский монах Симеон описал в 1439 г. свое путешествие по странам Западной Европы. Тверской купец Афанасий Никитин во второй половине XV в. совершил путешествие в Индию. Ермак со своими казаками прошел по Западной Сибири до р. Иртыш. Велись астрономические наблюдения с целью уточнения церковного календаря, в летописях появлялись подробные описания солнечных затмений, комет, атмосферных явлений, о одном из сборников Кирилло-Белозерского монастыря XV в. содержались рассуждения неизвестного автора «о широте и долготе земли», «о земном устроении», «о расстоянии между небом и землей». Русские люди пытались осмыслить окружающий мир не с религиозных позиций.

Русская культура XIV - XVI вв. была национальной по своему характеру, отличалась богатством и своеобразием. Ее расцвет совпадал по времени с формированием великорусской народности.

Основой складывания великорусской народности была совместная жизнь в рамках образующегося Российского государства, освободительная борьба с внешними врагами, требующая общерусских усилий, общность территории и социально-экономического строя русских земель. Ядром складывавшейся великорусской народности стала Северо-Восточная Русь, а ее центром - Москва, которая являлась не только государственным и военным, но и национальным центром страны. В XIV - XV вв. складывался великорусский язык с характерными для него фонетическими особенностями и грамматическим строем, постепенно стирались местные особенности в языке. Московский диалект, впитывая в себя местные диалекты, превращался в общерусский язык. В XIV в. Северо-Восточная Русь стала называться «Великой Русью», а в конце XV - начале XVI в., как показали исследования академика М. Н. Тихомирова, тер мин «Русь» заменяется термином «Россия».

— Источник—

Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.- 512 с.

Post Views: 278

Единство русских земель не могло не отразиться на культуре освобожденной Руси 16 века. С размахом велось строительство, развивалась культура государства.

В 15-16 веках строительство было преимущественно из дерева, но его принципы применялись и в каменном строительстве. Восстанавливались укрепления, крепости, в городах Руси строились кремли.

Архитектура Руси 16 века была богата на выдающиеся сооружения церковного зодчества.

Одними из таких сооружений считаются церковь Вознесения в с. Коломенском (1532 ᴦ.) и храм Василия Блаженного в Москве (1555 – 1560 гᴦ.). Многие возведенные церкви и храмы относятся к распространенному в то время (характерному для деревянных храмов древней Руси) шатровому стилю.

Под руководством Федора Коня была возведена самая мощная крепость (в Смоленске) и окружен стенами и башнями Белый город в Москве.

К живописи 16 века в России относится главным образом иконопись. Стоглавый собор принял в качестве канона в церковной живописи работы А. Рублева.

Ярчайшим памятником иконописи стала ʼʼЦерковь воинствующаяʼʼ. Икона создавалась в честь взятия Казани, и трактует описанное событие как победу православия. В росписи Золотой палаты московского кремля чувствовалось влияния запада. При этом церковь была противником проникновения жанровой и портретной живописи в церковную.

Также в 16 веке появилась на Руси первая типография, началось книгопечатанье. Теперь многочисленные документы, приказы, законы, рукописные книги могли быть напечатаны, хоть и их стоимость превышала рукописную работу.

Первые книги напечатаны в 1553 – 1556 гᴦ. ʼʼанонимнойʼʼ московской типографией. Первое, точно датированное издание, относится к 1564 ᴦ., напечатано оно Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем и принято называть ʼʼАпостолʼʼ.

Перемены в политике, заключающиеся в становлении самодержавия и всœех вытекающих последствий, стимулировали идейную борьбу, которая способствовала расцвету публицистики. Литература Руси 16 века включает в себя ʼʼИстории о казанском царствеʼʼ, ʼʼСказание о князьях Владимирскихʼʼ, 12-томник ʼʼВеликие Четьи-Минœеиʼʼ, включающий всœе чтимые на Руси произведения для домашнего чтения (произведения, не вошедшие в популярный сборник, отошли на второй план).

В 16 веке на Руси простые по крою и форме одежды бояр приобрели необыкновенную эффектность и роскошь благодаря декоративным украшениям. Такие костюмы придавали пышность и величавость.

За счёт огромных территорий Руси, на которых проживают разные народы, имеющие свои традиции и народные костюмы, одежда различается исходя из мест посœелœения её обладателя. Так, в северных регионах государства была распространена рубаха, сарафан и кокошник, а в южных – рубаха, кичка и юбка-понева.

Общим нарядом (усредненным) можно считать длинную рубаху длиной до подола сарафана, распашной сарафан, кокошник и плетеную обувь. Мужской костюм заключался в длинной рубахе из домотканого полотна – до середины бедра или же до колен, портах – узких и плотно облегающих ноги. При этом особых различий в стиле одежды знати и крестьян не наблюдалось.

Монголо-татарское иго нанесло неповторимый удар по раз-витию русской культуры. В различных сферах культуры наблю-дается упадок.

Уничтожены:

Памятники русского зодчества;

Письменности;

Прекратилось каменное строительство;

Исчезли некоторые виды ремесел.

Со второй половины XIV века начался постепенный подъем русской культуры. Ведущей темой в культуре стала идея единства русской земли и борьба с иноземным игом.

Для былинного эпоса характерно обращение к эпохе независимости. Формируется новый жанр устного народного творчества - истори- ческая песня. Появление бумаги сделало доступным книги.

Особое влияние на развитие русской литературы оказала Куликовская битва. Произведения, посвященные Куликовской битве: «Задонщина», «Сказание о мамаевом побоище» - были очень популярны на Руси.

В начале XV века появился первый общерусский летописный свод - Троицкая летопись.

Московские князья огромное внимание уделяли составлению летописей, что способствовало объединению земель.

В середине XV века была составлена Всемирная история с кратки-ми сведениями по истории Руси -русский хронограф.

Итог: на Руси появляются многие произведения искусства, сюда переезжают жить и творить талантливые мастера из других стран.

В XIV-XV веках большое развитие получила живопись.

Мастера живописи:

Феофан Грек (работал в Новгороде, Москве. Известные работы: роспись церкви Спаса-на-Ильинке, церкви Рождества Богородицы, Архангельского собора Московского Кремля и другие).

Андрей Рублев (работал в Москве. Известные работы: роспись Благовещенского собора, Успенского собора во Владимире, фрески и иконы Троицкого собора, знаменитая икона «Троица»).

Итог: манера письма двух талантливых мастеров оказала силь-ное влияние на последующие поколения русских художников.

Каменное зодчество возрождалось очень медленно. Продолжали развиваться традиции областных архитектурных школ. В 13 67 году были возведены белокаменные стены Кремля, позже используется крас- ; ный кирпич.

В начале XV века строятся Успенский собор и собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, церковь Троице-Сергиева монастыря и собор Андронникова монастыря в Москве.

В конце XV - начале XVI веков был создан ансамбль Московского Кремля.

Русская культура в конце XV - начале XVI развивается под знаком государственного объединения страны и упрочения ее независимости.

Разрабатывается официальная идеология Российского государства. В начале XVI века была выдвинута идея «Москва - третий Рим». Суть теории:

Рим - вечно существующее царство - переходит из одной стра-ны в другую;

Рим погиб - явился второй Рим - Византия;

Византия погибла - ее сменила Москва (третий Рим);

Четвертого Рима не будет.

В «Сказаниях о князьях Владимирских» нашла отражение политическая теория происхождения русского государства: Москов- ские князья - прямые потомки Римского Императора Августа.

Церковь идеологически обосновывает необходимость укрепления централизованного государства. Церковь яростно преследует ереси.

Одним из самых распространенных жанров устного народного творчества стала историческая песня:

- воспевалась борьба Ивана Грозного с боярством;

Поход Ермака в Сибирь;
-взятие Казани;

Литературе того времени характерна публицистика в виде по-сланий и писем.

Крупнейшим событием в истории русской культуры стало возникновение книгопечатания.

В 1553 году началось издание книг в Москве.
1564год Иван Федоров и Петр Мстиславец (издали первую печатную книгу «Апостол»)

Во второй половине XVI века в России было издано около 20 больших печатных книг.

Грандиозным событием в архитектурном строительстве стало стро-ительство нового Кремля. Итальянский зодчий Фиораванти (Успенский собор);

В этот период строятся кремли в других городах: Новгороде, Туле, Коломне.

Церковь в селе Коломенском была построена с элементами деревянного зодчества;

В 1560 году русские зодчие Барма и Постник закончили строительство храма Василия Блаженного (ослеплены). В церковном строительстве появился шатровый стиль.

Живопись представлена росписью храмов и иконописью. Самым выдающимся мастером был Дионисий.

Самые известные работы:

Икона Успенского собора московского Кремля;

Роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре;

Период конца XV- XVI веков характеризуется накоплением 1 теоретических и практических знаний в области математики и механики.

Путешественник Афанасий Никитин собрал ценные географичес- j кие сведения - «Хождение за три моря».

Появляются карты территории Русского государства. Начинает развиваться литейное дело:

Стал действовать государственный Пушечный двор;

Мастер Андрей Чохов отлил Царь-пушку (вес 40 тонн).

Итог. Создание централизованного государства, яростная борьба с ересями и свободомыслием привели к жесткому контролю государства над всеми формами искусства

Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго оказали отрицательное воздействие на темпы и ход культурного развития древнерусской народности. Массовые разрушения почти на полвека задержали развитие каменного строительства.

Возвышение Москвы и собирание вокруг нее русских земель способствовали восстановлению разрушенных связей между русскими землями. К концу XV в., когда Москва превратилась в важнейший экономический, военно-политическихй и духовный центр, активизировался процесс складывания русской народности и усиливаются тенденции формирования единой общенациональной культуры. Борьба с иноземными завоевателями вызвала новый подъем устного народного творчества. Созданные народом легенды, былины, сказания звали русских людей к борьбе за свержение ненавистного ига. Одна из самых известных легенд этого периода - "Сказание о невидимом граде Китеже", городе, ушедшем на дно озера, но не сдавшемся врагу.

Летописание не утратило в этот период своего значения, несмотря на разрушение почти всех его центров, за исключением Новгорода, где оно не прерывалось. Уже в конце XIII-нач. XIV вв. возникли новые летописные центры (Тверь, Москва), начался новый подъем летописного жанра.

Формирование централизованного государства явилось мощным стимулом для развития культуры. Необходимость укрепления внутреннего и внешнеполитического положения государства обусловила невиданный прежде рост государственных потребностей в развитии самых различных областей материальной и духовной культуры.

Большую роль в укреплении определяющих позиций Православной Церкви сыграл Стоглавый собор 1551 г., попытавшийся регламентировать искусство. В качестве образца в живописи провозглашалось творчество Рублева, с точки зрения его иконографии, то есть расположения фигур, использования определенных цветов и т. п. В зодчестве за образец выдвигался Успенский собор Московского Кремля, в литературе - сочинения митрополита Макария и его кружка. Ограничивая свободу творчества, решения Стоглавого собора в то же время способствовали сохранению высокого уровня мастерства.

В общегосударственном масштабе образование по-прежнему было начальным, носило церковный характер и было доступно лишь избранным. Грамотность была распространена прежде всего среди феодалов, духовенства и купечества. Наиболее распространенным было обучение при монастырях. В домашних условиях и в частных школах учили обычно люди духовного сословия, светские "мастера грамоты" встречались крайне редко. Основу любого учебного процесса составляли богословские дисциплины. Как правило, обучали также чтению и письму, иногда началам арифметики. В качестве "учебных пособий" использовали обычно богослужебные книги, лишь во второй половине столетия появились специальные грамматики и арифметики.

Развитие письменности сопровождалось изменением самой техники письма, приспосабливавшейся к возросшему спросу на книги и разного рода документы. Важнейшим явлением культуры 16в. стало начало книгопечатания. В 1564г. дьяконом одной из московских церквей Иваном Федоровым был напечатан "Апостол" - первая русская печатная книга. Впоследствии во Львове Федоров выпустил первый букварь. Однако в 16в. Печатали в основном богослужебные книги. 16в. Дал яркие произведения общественной мысли, связанные с развитием централизованного государства, укреплением царской власти, становлением нового социального строя - дворянства.

Новые общественно-политические условия обусловили выдвижение на передний план новых проблем. Большое внимание в русской литературе начали уделять вопросам самодержавной власти, места и значения церкви в государстве, международного положения России. Это способствовало развитию новых литературных жанров. В то же время сохранили свое значение и традиционные для русской литературы жанры и направления.

По-прежнему продолжало развиваться летописание, подчиненное отныне единому центру и единой цели - укреплению Российского централизованного государства, авторитета царской и церковной власти.

"Летописец начала царства" описывает первые годы правления Ивана Грозного и доказывает необходимость установления царской власти на Руси. "Степенная книга" содержит расположенные по 17 степеням портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов, начиная от Владимира I (Святославича) до Ивана IV. Лицевой летописный свод (Никоновская летопись) представляет собой своеобразную всемирную историю от сотворения мира до середины XVI в.

Развитие архитектуры в этот период отразило возрастание международного авторитета Русского государства. Наступает новый этап как в храмовом, так и в гражданском строительстве, характеризующийся органичным сочетанием национальных традиций и новейших достижений отечественного и европейского зодчества. Многие памятники конца XV-XVI вв. являются выдающимися достижениями не только русской, но и мировой архитектуры.

Завершение строительства ансамбля Московского Кремля явилось важной вехой как в истории руской архитектуры, так и в истории Русского государства.

В Московском Кремле возводились также и светские постройки. В их числе Княжеский дворец, состоящий из нескольких связанных между собой строений. От этого дворца сохранилась Грановитая палата (1487-1491), построенная итальянскими архитекторами Пьетро Антонио Солари и Марком Фрязиным. Расцвет отечественной архитектуры проявился также в возникновении нового стиля - шатрового строительства, основанного на национальных традициях деревянного зодчества, резьбы, вышивки, росписи. В отличие от крестово-купольных храмов шатровые не имеют внутри столбов и вся масса здания держится только на фундаменте. Одним из первых памятников этого стиля является церковь Вознесения в селе Коломенском, построенная в 1532 г. по приказу великого князя Василия III, в честь рождения у него сына Ивана, будущего царя Ивана Грозного.

Самый известный памятник шатрового зодчества - Покровский собор, получивший в конце столетия название Храм Василия Блаженного по имени знаменитого московского юродивого, погребенного под одним из его приделов. Собор был построен в 1555-1561 гг. русскими зодчими Бармой и Постником в честь взятия русскими войсками Казани.

Шатровые храмы были построены в Суздале, Загорске и других городах.

Изобразительное искусство развивалось в русле общего культурного процесса и характеризуется двумя основными тенденциями: стирание границ местных школ и заметное усиление светских элементов. В иконописи господствовала московская школа, сложившаяся на базе синтеза местных школ и ставшая основой общерусской национальной иконописной школы. Иконописцы посадских городов все чаще отходили от классических норм, наблюдалось большее разнообразие в сюжетах и цветовой гамме, появляются элементы "бытовизма". Широкое распространение получили иконы богородичного цикла "О тебе радуется", что свидетельствует об особой роли, отводимой народным сознанием Божьей Матери.

С конца XV в. изобразительное искусство характеризуется возрастающим интересом к реальным историческим лицам и событиям, расширяется круг тем живописи. Поскольку противостоять этой тенденции Православная Церковь уже не могла, духовенство попыталось взять ее развитие под свой контроль. Собор 1553-1554 гг. разрешил изображать на иконах лица царей, князей, а также "бытийное письмо", т.е. исторические сюжеты. Данное решение способствовало развитию жанра исторического портрета. На фресках галереи Благовещенского собора традиционные изображения святых, великих русских князей и византийских императоров соседствуют с портретами античных поэтов и мыслителей: Гомера, Вергилия, Плутарха, Аристотеля и др. "Бытийным письмом" была украшена Золотая палата царского дворца (фрески не сохранились).

Крупнейшим русским живописцем этого периода был Дионисий, продолживший традиции Андрея Рублева. Его кисти принадлежат фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1490-1503 гг.). Рост городов и городских посадов, развитие ремесла способствовали дальнейшему развитию в ХVI в декоративно-прикладного искусства, главным центром которого стала Москва. Лучшие ремесленники объединялись в царских и митрополичьих мастерских.

Ремесла того времени отличались большим разнообразием: резьба по дереву, шитье, серебряное дело, чеканка, литье колоколов, медное литье, эмаль и др. Выдающихся успехов достигло художественное шитье, в котором вместо шелковых нитей использовались золотые и серебряные, широко применялись жемчуг, драгоценные камни. Лучшие образцы золотого и серебряного дела хранятся в Кремле в Оружейной палате.

Культура Руси XIV–XVI вв.

Развитие русской культуры в этот период происходило под воздействием множества факторов. Это и развитие прежних традиций, особенно связанных с христианскими ценностями и церковными интересами. Появляются и новые факторы, влияющие на культуру: собирание русских земель вокруг Московского княжества и создание единого централизованного государства, утверждение национального самосознания в борьбе против золотоордынского ига. От века к веку все заметнее становится роль Москвы, московских великих князей. Московская Русь превратилась в центр не только объединительных процессов, но и развития культуры.

Литература . В русской литературе большое место занимала тема борьбы с ордынским игом. Особенно выделяются произведения Куликовского цикла («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»). Они проникнуты чувством патриотизма и восхищения подвигами русских воинов.

Во второй половине XV в. новое рождение переживает старый жанр хождений (описаний путешествий). Особенно популярным было чтение о приключениях тверского купца Афанасия Никитина, дошедшего до Индии. «Хождение за три моря» – описание восьмилетнего драматического странствия, которое завершается возвращением в родные края.

Сохранялись и умножались летописные традиции. В ХIV в. в Москве создается общерусский летописный свод, а составленный в 1442 г. «Хронограф» включает описание всемирной истории.

В первой половине XVI в. вокруг митрополита Макария сформировалась группа образованных людей, которые создали знаменитые «Великие Четьи-Минеи». Это собрание наиболее читаемых на Руси книг: житийной литературы, поучений, сказаний и др. – как правило, не носивших богослужебного характера, но напрямую связанных с православной традицией.

Важным культурным событием стало появление книгопечатания. Оно связано с именами Ивана Федорова и Петра Мстиславца, которые создали первую печатную книгу «Апостол» (1564). Эта книга была выполнена на высоком для того времени полиграфическом уровне. Из-за преследований и обвинений в ереси Иван Федоров перебрался в Великое княжество Литовское и продолжил свою просветительскую деятельность там. Во Львове был выпущен первый русский букварь с грамматикой. Несмотря на трудности, книгопечатание продолжало развиваться и в Московском государстве – здесь вновь возникают типографии. Реакция церкви на книгопечатание была столь отрицательной, что даже в XVII в. печатная книга не смогла вытеснить рукописную.

Общественно-политическая мысль . Среди русских письменных источников XV–XVI вв. много произведений, в которых авторы размышляют о судьбе России. В «Сказании о князьях Владимирских» подчеркивалась идея преемственности власти московских правителей от византийских императоров. Псковский монах Филофей в послании Василию III доказывал, что Москва – это «Третий Рим». «Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти», – утверждал он.

Свидетельством обмирщения культуры являются публицистические произведения Федора Карпова и Ивана Пересветова. Оба рассуждали о природе сильного, справедливого государства, о власти.

Заметный памятник духовной культуры XVI в. – «Домострой», одним из редакторов которого был приближенный Ивана IV – Сильвестр. В этом произведении, ставшем образцом организации быта, поведения русских людей на протяжении веков, мы находим наставления разного характера: об исполнении религиозных обрядов, советы по воспитанию детей, о взаимоотношениях мужа и жены, как хранить запасы и просушивать белье, когда покупать товары на рынке и как принимать гостей.

Интересна с точки зрения развития русского языка, а также по содержанию переписка царя Ивана Грозного и князя Андрея Курбского. Это был спор двух ярых противников о путях централизации власти, об отношениях государя и подданных. Царь отстаивал идею холопства всех подданных по отношению к самодержавной власти. Он так формулировал основной принцип деспотизма: «А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же». Курбский представлял себе царскую власть иначе – царь отвечает за свои деяния не только перед Богом, но и перед людьми, он не может нарушать права своих подданных, должен слушаться мудрых советников.

Архитектура . Москва становится столицей огромной державы, накопление богатств в руках московского князя дает возможность приступить к невиданному ранее по размаху каменному строительству. Дмитрий Донской в 1366–1367 гг. начал строительство нового московского Кремля. На месте деревянных укреплений, построенных при Иване Калите, возник новый белокаменный Кремль. Москва стала неприступной по тем временам крепостью.

Расцвет зодчества в конце XV в. связан с интенсивным строительством в Москве. Иван III приглашает для работы итальянских архитекторов, среди которых выделяется Аристотель Фиораванти. Под его руководством в Кремле был построен новый Успенский собор – кафедральный храм митрополитов. За образец его был взят Успенский собор во Владимире. Фиораванти составил проект возведения новых стен и башен. Кремль и стены были построены из красного кирпича (существуют и доныне). Правда, кремлевские башни еще не имели шатров – они были поставлены позднее, в XVII в. Окончательно сложилась и внутренняя планировка Кремля. Здесь были построены Грановитая палата для торжественных приемов, Архангельский собор (усыпальница московских князей и царей), домовая церковь для государей – Благовещенский собор и другие постройки. Одно из самых замечательных сооружений Кремля – колокольня Ивана Великого. Она поставлена на месте древней церкви Ивана Лествичника, поэтому получила название Ивановской. Великой ее назвали за необычайную высоту – более 80 м. Колокольня долгое время была самым высоким сооружением Руси. Заложили ее в начале XVI в. одновременно с Архангельским собором, а достроили только в 1600 г., при Борисе Годунове.

Строительство московских укреплений продолжалось в течение всего XVI в. К Кремлю пристроили полукольцо укреплений Китай-города, а в конце века «городовых дел мастер» Федор Конь возвел «Белый город» длиной около 9,5 км. Ф. Конь построил также стены Кремля в Смоленске.

Во второй половине XVI в. из традиций деревянного зодчества, но уже в камне, возникает шатровый стиль. Замечательным образцом его является церковь Вознесения в Коломенском. Шатровое церковное зодчество не распространилось широко, поскольку противоречило церковным канонам и запрещалось церковными властями. В 1551–1561 гг. мастера Постник Яковлев и Барма построили на Красной площади Покровский собор (более известный как храм Василия Блаженного). Это сооружение было посвящено взятию Казани.

Живопись . Во второй половине ХIV – первой половине XV в. работали два великих русских художника – Феофан Грек и Андрей Рублев. Феофан, выходец из Византии, жил в Новгороде, а затем в Москве. Для его фресок и икон характерна особая эмоциональность. Живопись А. Рублева уникальна по композиции и только ей свойственному колориту. Эти черты наиболее ярко проявились в его знаменитой иконе «Троица». Традиции Андрея Рублева были продолжены и после его смерти. Особенно выделяются фресковые росписи Дионисия (лучше всего они сохранились в Ферапонтовом монастыре в Белозерском крае). Решения Стоглавого собора оказали влияние не только на архитектуру, но и на живопись. Живописцы обязаны были строго придерживаться греческих образцов и иконописи А. Рублева. Это привело к тому, что совершенствовались только технические приемы письма.

Ремесло. В ХIV–XVI вв. продолжалось развитие ремесла. Главными центрами ремесленного производства были города, монастыри, некоторые крупные вотчины. В конце XV в. в Москве создается Пушечный двор. Первые пушки появились на Руси в последней трети ХIV в. В последующие века сложилась целая школа пушечных мастеров. Одним из ее представителей был Андрей Чохов, создатель знаменитой Царь-пушки. На ее изготовление ушло около 2,5 пудов цветных металлов, ее калибр 89 см, длина ствола почти 5,5 м.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.