Русская тройка в живописи картины. Сочинение: описание картины В. Г. Перова "Тройка". Ученики-мастеровые везут воду

Сюжет

Морозная зима. Хозяин отправил своих мастеровых за водой. Совсем подростки, слабые, плохо одетые, тащат они тяжелую бочку. В названии не только и даже не столько горькая ирония — уж настоящая-то тройка лошадей вмиг довезла бы бочку, — сколько рассказ о том, как хозяин относится к подмастерьям — как к ломовым лошадям, которых нужно гнать, пока пена не пойдет.

Кстати, полное название картины — «Тройка. Ученики мастеровые везут воду». Конечно, ничему их хозяин не учил. На зиму крестьяне — от мала до велика — отправлялись в города на заработки. Детей брали в мастерские, лавки, магазины и держали на побегушках, заставляя делать работу, которая по уровню тяжести больше подходила взрослым. И вот таких-то детей и называли мастеровыми и учениками.

О Перове говорили, что он Гоголь и Островский русской живописи

Нагнетают атмосферу и те цвета, которые выбрал художник: мрачные, приглушенные, серые. Улица, на которой в этот час уже нет никого, проходит мимо монастыря, чьи высокие крепкие стены давят и нависают. Тут невольно вспоминается другая троица — ветхозаветная.

«Троица» Рублева

Контекст

Об истории создания картины Перов даже написал рассказ «Тетушка Марья». Дело было вот как. Художник долго не мог найти натурщика для мальчика в центре. Как-то весной бродил он недалеко от Тверской заставы и увидел фабричных и мастеровых, которые после Пасхи возвращались из своих деревень в город на работу. В этой разномастной толпе и разглядел Перов своего мальчика. Подросток шел вместе с матерью из Рязанской губернии в Троице-Сергиеву лавру. По пути они хотели переночевать в Москве.

«.я сразу высказал ей, что мальчик мне очень нравится и мне бы хотелось написать с него портрет… Старушка почти ничего не понимала, а только все более и более недоверчиво на меня посматривала. Я решился тогда на последнее средство и начал уговаривать пойти со мною. На это последнее старушка согласилась. Придя в мастерскую, я показал им начатую картину и объяснил в чем дело.

Фамилия художника — Криденер, а Перов — это прозвище за красивый почерк

Она, кажется, поняла, но тем не менее упорно отказывалась от моего предложения, ссылаясь на то, что им некогда, что это великий грех, да, кроме того, она еще слыхала, что от этого не только чахнут люди, но даже умирают. Я по возможности старался уверить ее, что это неправда, что это просто сказки, и в доказательство своих слов привел то, что и цари, и архиереи позволяют писать с себя портреты, а св. евангелист Лука был сам живописец, что есть много людей в Москве, с которых написаны портреты, но они не чахнут и не умирают от этого».


Крестьянские дети. 1860-е

Поколебавшись, женщина согласилась, и Перов сразу же принялся за работу. Пока художник писал, тетушка Марья рассказывала о житье-бытье. Мужа и детей похоронила, остался у нее только сын Вася, и любила она его безмерно. Волей-неволей вспомнишь «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова (поэма, к слову, была написана позднее картины):

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У Бога самого!..

Через 4 года после того, как картина была закончена, представлена публике и куплена Третьяковым для своей коллекции, вновь встретился Перов с тетушкой Марьей. «…она объяснила мне, что сынок ее, Васенька, прошлый год заболел оспою и умер. Она рассказала мне со всеми подробностями о его тяжелой болезни и страдальческой кончине, о том, как опустили его во сыру землю, а с ним зарыли и все ее утехи и радости. Она не винила меня в его смерти, — нет, на то воля Божия, но мне казалось самому, как будто в ее горе отчасти и я виновник. Я заметил, что она так же думала, хотя и не говорила», — писал Перов.

Художник отвел Марью к Третьякову — показать картину. Женщина проревела несколько часов, стоя на коленях перед полотном, как перед иконой. Перов написал для крестьянки портрет Васеньки, который та повесила к образам.

Судьба художника

За недолгую жизнь — Василий Григорьевич скончался от чахотки, когда ему не было и 50 лет, — художник успел совершить своего рода революцию. Он принес в галереи жизнь улиц, лица простых людей, серость, грязь и нищету, о которой одни не говорили, а другие и не знали вовсе.

Мать натурщика для «Тройки» верила, что писать портреты людей — грех

Сам Перов, хотя и был незаконнорождённым сыном губернского прокурора, жил скромно. Прав на имя и титул отца он не имел. Фамилию Перов получил как прозвище от дьяка, у которого брал первые уроки грамоты: «Вон как буквы красиво выводит, точно родился с пером в руке. А посему его я буду звать Перовым».

Вася решил стать художником довольно рано. Дело было вот как. У барона была солидная псарня, а в кабинете на самом видном месте висел портрет родителя вместе с любимым псом. После смерти собаки барон пригласил художника, которому поручил прямо на портрете зарисовать умершее животное и изобразить на его месте новое. Маленький Василий был так впечатлен произошедшим на картине волшебством, что упросил художника оставить ему кисти и краски.


Автопортрет, 1851

В арзамасской школе живописи, куда его вскоре отправили учиться, Василий задержался недолго. У подростка не сложились отношения с однокашниками — после очередного обидного прозвища Перов запустил в обидчика тарелкой с горячей кашей. В тот же день Василия исключили из школы и отправили домой.

Свое образование он продолжил в Москве в училище живописи, ваяния и зодчества. Денег на жизнь не было, Перов даже думал бросить учебу. Но помог преподаватель Е. Я. Васильев, который поселил молодое дарование у себя и отечески заботился о нём.

Перов также печатался в «Художественном журнале»

Перова волновали народные типажи. Порой он брал сюжеты у Некрасова или Тургенева, но в основном, конечно, из жизни. Даже в Европе, куда он отправился в начале 1860-х в качестве пансионера Академии художеств, художник писал людей улиц: торговцев, шарманщиков, нищих, зевак, музыкантов. Из Европы он вернулся раньше времени и жил в Москве до конца дней своих.

На уроке мы познакомились с художником Перовым. До этого я видел несколько его работ, посещая выставки, но такую трагичную и грустную картину, как Тройка, я вижу впервые. Она затронула все струны моей души. Что самое ужасное, это не выдумка. Раньше действительно было трудное время, вокруг голод, бедность, нужда, заставляющая работать наравне со взрослыми даже детей.

История создания картины

Если обратится к истории создания картины Тройка, то Перов написал ее в 1866 году. Автор долго искал мальчика, с которого можно было нарисовать центрального персонажа, и нашел. Кстати, у Тройки было и второе название — Ученики мастеровые везут воду. Когда во второй раз Перову удалось встретить мать мальчика, то от нее художник узнает, что герой его картины умер. Это не удивительно, ведь в то страшное время мало кому удавалось выживать. Дети, работая мастеровыми, не выдерживали нагрузок, болели и умирали. Картина Перова стала одной из самых известных, и заняла свое место в Третьяковской галерее.

Описание картины Перова Тройка

Когда мы смотрим на фото картины Перова Тройка, то мысленно попадаем в прошлое, в один из холодных и морозных дней. На дороге снег, на землю опустился туман, многие еще спят, так как улица пуста и только трое детей нарушают тишину. Несмотря на то, что день только начался, они уже успели устать и эту усталость мы можем прочитать в их глазах. Они замерзли, ведь их одежда давно уже не греет, превратившись в лохмотья. Детей трое, они запряжены в самодельную упряжку, и тянут огромную бочку с водой. Хоть и пытается облегчить участь детей взрослый мужчина, который сзади подталкивает телегу, от этого легче не становится. Труд их тяжелый, мальчик слева еле плетется и готов упасть. Но выхода нет, это их работа и возможность жить дальше, получая еду от хозяина. С детьми бежит собака, и хотя ее художник изобразил игривой, от этого радости в картине не прибавляется. Грусти добавляют и темные краски, что использует Перов. Все свидетельствует об одном, дети обречены и вряд ли у них есть будущее.

Зимние сумерки. Вьюга. Два мальчика и девочка запряглись в сани и с трудом тянут по городской улице огромную обледеневшую бочку с водой. Дети выбились из сил. Резкий ветер продувает насквозь их драную одежду. Какой-то добрый человек помогает им втащить сани на пригорок.

Перов назвал картину "Тройка". Сколько боли и горечи в этом названии! Мы привыкли к песням о лихой тройке, о резвой тройке, а тут - тройка измученных детей. К названию картины - "Тройка" - Перов приписал: "Ученики мастеровые везут воду".

В ту пору тысячи детей работали на фабриках, в мастерских, в магазинах и лавках. Их называли "учениками". Один человек, который начал трудовую жизнь мальчиком-учеником, позже вспоминал о своем каторжном детстве: "Нас заставляли таскать ящики весом три-четыре пуда из подвала на третий этаж. Мы носили ящики на спине с помощью веревочных лямок. Поднимаясь по винтовой лестнице, мы часто падали и разбивались. А тут еще хозяин подбегал к упавшему, хватал за волосы и стучал его головой о чугунную лестницу. Все мы, тринадцать мальчиков, жили в одной комнате с толстыми железными решетками на окнах. Спали на нарах. Кроме набитого соломой тюфяка, никакой постели не было. После работы мы снимали платье и сапоги, облачались в грязные халаты, которые подпоясывали веревкой, а на ноги надевали опорки. Но отдыхать нам не давали. Мы должны были колоть дрова, топить печи, ставить самовары, бегать в булочную, в мясную лавку, в трактир за чаем и водкой, возить снег с мостовой. По праздникам нас посылали еще петь в церковном хоре. Утром и вечером мы ходили с огромным ушатом к бассейну за водой и привозили всякий раз по десять ушатов..."

Так жили и дети, изображенные на картине Перова.

Картина была уже начата, а Перов никак не мог найти для нее среднего мальчика. А от него зависело многое: он сразу привлекает внимание зрителей. Весной, в погожий солнечный день, художник, по обыкновению, бродил близ заставы, приглядывался к прохожим. Вдруг он заметил женщину с мальчиком. Подошел. Мальчик точь-в-точь такой, какого он долго искал. Разговорились. Новые знакомые шли из рязанской деревни в монастырь, добрались до Москвы, а переночевать негде. Перов привел их в мастерскую, показал начатую картину и попросил позволения написать с мальчика портрет. Женщина согласилась.

Пока Перов работал, женщина рассказывала ему про свою жизнь. Звали женщину тетушка Марья. Судьба ее не баловала. Тетушка Марья испытала голод и нищету, похоронила мужа, детей. Теперь осталось у нее одно утешение - двенадцатилетний сынок Васенька. Художник слушал грустную повесть, а на холсте с каждым движением кисти все явственнее показывалось лицо мальчика Васи. Запряженный в тяжелые, неподатливые сани, Вася будет теперь напоминать зрителям о трудной доле многих детей вокруг...

Прошло около четырех лет. Картина "Тройка" давно висела в Третьяковской галерее. Однажды рано утром к Перову пришла нежданная гостья - деревенская старушка в полушубке и больших, покрытых грязью лаптях. Она протянула художнику бедняцкий подарок - маленький узелок с яичками - и заплакала. Перов с трудом узнал тетушку Марью. Она рассказала, что ее единственный сынок прошлый год заболел и умер, а она продала весь свой скарб, зиму работала, скопила немного деньжонок и теперь пришла купить картину, где нарисован Васенька. Перов объяснил гостье, что купить картину нельзя, а посмотреть можно. Он повел тетушку Марью к Третьякову.

Родной ты мой! Вот и зубик-то твой выбитый! - вскрикнула тетушка Марья и опустилась на колени перед картиной.

Перов оставил ее одну. Спустя несколько часов он вернулся в зал. Тетушка Марья все еще стояла на коленях и... молилась. Она молилась не на икону, а на картину. Художник своим искусством сумел подарить ее сыну вечную жизнь. Перов пообещал тетушке Марье написать для нее портрет Васи. Он исполнил обещание и послал ей в деревню портрет в позолоченной раме.

Тема труда и горя в жизни простого народа для Перова не была новой. Его полотна, такие как «Проводы », наполнены отчаянием и безысходностью, которой так часто была пропитана тогдашняя жизнь России на изломе эпох. Отмена крепостного права, зарождение капитализма – все это будоражило деревню, жившую веками по традициям. Появилось и новое явление – детский труд. Если раньше дети занимались тяжелыми физическими работами весьма редко, то распространение «отходничества» привело к появлению понятия «ребенок-рабочий». Именно об этом и повествует картина Перова, которая является наиболее масштабной во всем его творчестве. Она написана в 1866 году.

Описание

Центральный план картины – три ребенка (мальчик и две ), волочащие по снегу сани, на которых стоит бочка с водой. В этом и заключается ирония произведения. Если обычно тройкой называют трех лошадей в , то здесь роль лошадей досталась детям. Они бледны и истощены, одежда прохудилась и требует давно уже починки. Судя по корке льда на бочке, стоит сильный холод, от которого детей не спасает их ветхая одежда. Сзади бочку подпирает взрослый мужчина, на чью долю работа выпадает не меньшая. Но он уже достаточно зрел, а вот дети надрываются на подъеме – лица измучены, а мальчик уже почти на пределе сил тащит свой груз. Рядом бежит собака. На их фоне стены некоего Кремля, а сзади виднеется церковь. Картина выдержана в серых тонах, что делает обстановку еще более мрачной и неуютной. Ледяным ветром дует с холста. Эта горка, наверное, лишь одна из числа тех препятствий, что надо будет преодолеть этой скорбной процессии. Но и она вытягивает силы их своих покорителей. Как знать, сколько еще они таким трудом.

История создания

История, связанная с созданием картины, также наполнена трагизмом. Натуру для написания женских персонажей Перов нашел достаточно быстро. К тому моменту, как был найден прототип мальчика, картина была почти готова. Прототипом героя стал крестьянский сын Вася, чью мать Перов встретил случайно. Поняв, что Вася – это его герой, он отвел их в мастерскую и показал картину, попросив разрешения списать портрет мальчика для роли. Разрешение он получил.

Вася был единственным ребенком у несчастной женщины, похоронившей до этого двух детей и мужа. И его мать вскорости лишилась и последнего сына. Придя через четыре года после смерти сына к Перову, она взмолилась о покупке картины, предлагая всё то нехитрое добро, что смогла собрать. Перов объяснил, что картина уже куплена Павлом Третьяковым, и единственное, чем он может помочь, так это отвести ее в Третьяковскую галерею и показать полотно. Увидев образ, точно повторенный кистью художника, женщина упала на колени, начав молиться на картину. Позже крестьянка получила подарок – портрет Васи руки Перова.

Ты себя в счастливцы прочишь,
А при Грозном жить не хочешь?
Не мечтаешь о чуме
Флорентийской и проказе?
Хочешь ехать в первом классе,
А не в трюме, в полутьме?
Кушнер.

Много раз эта картина в школе меня спасала от отчаяния. Репродукция висела на стене рядом с моей партой. Несколько лет паренёк в центре тройки был моим другом.

«Тебя унизила училка? Это не страшно, взгляни на нас.
Сейчас состоится педсовет, и тебя будут выгонять в третий раз из школы? Это не страшно, взгляни на нас.
Тебя на крыльце поджидают трое самых бандитских рож школы, чтобы заставить подчиняться им? Это не страшно, взгляни на нас»
И я смотрел. И мне становилось не страшно. Спасибо вам, мои друзья из прошлого. Спасибо тому, кто повесил картину рядом именно с моей партой. Ведь моя жизнь могла пойти по иному пути…


И только много позже я узнал, что картина Перова называется не просто Тройка, а «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» (1866).
«Кто из нас не знает «Тройку» Перова,— писал В. В. Стасов,— этих московских ребятишек, которых заставил хозяин таскать по гололедице на салазках громадный чан с водой. Все эти ребятишки, наверное, деревенские родом и только пригнаны в Москву на промысел. Но сколько они намучились на этом «промысле»! Выражения безысходных страданий, следы вечных побоев нарисованы на их усталых бледных личиках; целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, в тяжелом повороте их голов, в измученных глазах...»

Перову никак не давался образ центрового мальчика, всё было не то. Но однажды он встретил женщину с ребёнком, которые шли из рязанской деревни в монастырь на поклонение. Её звали тётушка Марья, а сынка Васенькой.

Перов с трудом уговорил старушку позволить ему написать ее сына: она долго ничего не могла понять, все боялась и говорила, что это великий грех. После долгих уговоров, она наконец согласилась, и Перов повел их в свою мастерскую, показал неоконченную картину и объяснил, что ему нужно. Мальчик сидел спокойно; Перов писал горячо, быстро, а старушка, которая при ближайшем рассмотрении оказалась гораздо моложе, тихо рассказывала о том, как похоронила мужа, детей и остался у нее только сын Васенька - единственная ее радость.

И картина получилась! Да так, что её купил Третьяков, а Перову дали звание Академик… Картина «разрывала сердца», как говорили современники. А мне давала силы !

Прошло четыре года, и к Перову явилась снова тётушка Марья. В узелке были деньги, которые она выручила, продав всё: дом, живность, скарб… Она хотела купить эту картину. Её сын Васенька умер.

Перов отвёл её к Третьякову.

Родной ты мой! Вот и зубик-то твой выбитый! - вскрикнула тетушка Марья и опустилась на колени перед картиной.

Перов пообещал тетушке Марье написать для нее портрет Васи. Он исполнил обещание и послал ей в деревню портрет в позолоченной раме.

Сам Перов вспоминает :
«Придя в ту комнату, где висела картина, которую старушка так убедительно просила продать, я предоставил ей самой найти эту картину,- писал Перов в рассказе «Тетушка Марья».- Признаюсь, я подумал, что она долго будет искать, а быть может, и совсем не найдет дорогие ей черты; тем более это можно было предположить, что картин в этой комнате было очень много. Но я ошибся. Она обвела комнату своим кротким взглядом и стремительно пошла к той картине, где действительно был изображен ее милый Вася. Приблизившись к картине, она остановилась, посмотрела на нее и, всплеснув руками, как-то неестественно вскрикнула: «Батюшка ты мой! Родной ты мой, вот и зубик-то твой выбитый!» - и с этими словами, как трава, подрезанная взмахом косца, повалилась на пол».
Много времени провела мать у картины, никто ее не тревожил, и только дежурный, стоявший у двери, полными слез глазами смотрел на нее".

Равнодушно слушая проклятья
В битве с жизнью гибнущих людей,
Из-за них вы слышите ли, братья,
Тихий плач и жалобы детей?
Николай Алексеевич Некрасов. 1860

На Руси пели: "Мать плачет, как река льется, сестра плачет, как ручей течет, жена плачет, как роса падет. Взойдет солнышко - росу высушит".