Соединительные о, е в сложных словах. Слова с двумя корнями (сложные слова) с разделительной е, о. Список слов

1. В сложных словах после основы на твердую согласную пишется соединительная гласная о, после основы на мягкую согласную, на шипящую и ц – соединительная гласная е. Например: домосед, кожеед, птицелов, Лжедмитрий I.

2. В некоторых случаях конечная мягкая согласная в, н, р, т первой основы произносится твердо и после нее пишется соединительная гласная о (параллельно с этими словами употребляются и такие, в которых согласно правилу пишется е). Например: дальнобойный – дальнеструйный, каменоломня – камнедробилка, конокрад – коневод, косторезный – костедробильный, кровожадный – кровеносный, песнопение – песнетворчество. Ср. разные образования после основы на ц: трапеция – трапецеидальный – трапециевидный – трапецоэдр (не во всех этих образованиях выделяются в русском языке две основы).

  • - МАЗОРЕТСКИЕ ТОЧКИ или. Или, как эта система теперь называется, Мазора, от Massoreh или Massoreth - "предание", и Masar - "передавать"...

    Религиозные термины

  • - провода и кабели, обеспечивающие соединение между компонентами системы пожарной сигнализации. Источник: "Дом: Строительная терминология", М.: Бук-пресс, 2006...

    Строительный словарь

  • - Провода и кабели, обеспечивающие соединение между компонентами системы пожарной сигнализации...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - жел.-дор. пути, соединяющие друг с другом отдельные станции, входящие в состав жел.-дор. узла. В. с. служат для передачи целых поездов и отдельных групп вагонов, формируемых в виде внутриузловых передач...

    Технический железнодорожный словарь

  • Словарь юридических терминов

  • - члены городских дум, земских собраний в дореволюционной России. Институт Г. был введен в городах в 1785 г. "Жалованной грамотой городам", а по Земской реформе 1864 г. - в губернских и уездных земствах...

    Большой юридический словарь

  • - выборные члены земских собраний и городских дум в России со 2-й пол. 19...

    Политология. Словарь.

  • - детали для непосредственного соединения валов. Существуют разнообразные конструкции М. С. в зависимости от их назначения. См. Фрикционная муфта и Эластичная муфта...

    Морской словарь

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - I Гла́сные звуки речи, противопоставленные согласным. Сочетаясь в слоге с согласными, Г. всегда образуют его вершину, т. е. выполняют функцию слогоносителя...

    Большая Советская энциклопедия

  • - звуки речи, образующиеся с обязательным участием голоса...

    Современная энциклопедия

  • - § 37...

    Правила русского правописания

  • - 1...

    Справочник по правописанию и стилистике

  • - Разновидность сложносочиненных предложений, имеющих соединительные семантико-грамматические значения...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Разновидность сложносо-чиненных предложений, имеющих соединительные семантико-грамматические значения...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • - Одна из разновидностей ССП с общим соединительным значением; предложения неоднородного состава, первая предикативная часть в которых указывает на условие действия во второй. Сделай так, и все будет хорошо...

    Синтаксис: Словарь-справочник

"Соединительные гласные о и е" в книгах

автора

7.7. Эпителиальные и соединительные ткани

Из книги Поведение: эволюционный подход автора Курчанов Николай Анатольевич

7.7. Эпителиальные и соединительные ткани Эпителиальная ткань – это разновидность тканей животных, производная всех трех зародышевых слоев. Всевозможные виды эпителиев объединяет прочное соединение клеток в единый пласт, расположенный на базальной мембране, и

§ 1. СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ И РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ СУЖДЕНИЯ

Из книги Логика: учебник для юридических вузов автора Кириллов Вячеслав Иванович

§ 1. СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ И РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ СУЖДЕНИЯ Соединительные (конъюнктивные) сужденияСоединительным, или конъюнктивным, называется суждение, состоящее из нескольких простых, соединенных логической связкой «и». Например, суждение «Кража и мошенничество относятся к

Соединительные кабели

Из книги Полы в вашем доме автора Галич Андрей Юрьевич

Соединительные кабели Соединительные кабели служат для подсоединения нагревательного кабеля к терморегулятору и сети питания. Стандартная длина одного соединительного кабеля - 2 м. Соединительный кабель можно нарастить аналогичным по устройству кабелем с сечением

Безударные соединительные гласные

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

Безударные соединительные гласные § 65. При соединении основ двух и более слов в одно сложное слово, а также при образовании сложных слов с составными частями интернационального характера используется соединительный гласный, передаваемый на письме буквами о и

§ 41. Соединительные гласные о и е

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 41. Соединительные гласные о и е 1. В сложных словах после основы на твердую согласную пишется соединительная гласная о, после основы на мягкую согласную, на шипящую и ц – соединительная гласная е. Например: домосед, кожеед, птицелов, Лжедмитрий I.2. В некоторых случаях

§ 40. Соединительные гласные о и е

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 40. Соединительные гласные о и е 1. В сложных словах после основы на твердый согласный пишется соединительная гласная о, после основы на мягкий согласный, на шипящий и ц - соединительная гласная е. Например: домосед, стихоплет, кожеед, птицелов, Лжедмитрий I.2. В некоторых

5.3. Состав слова (корень, суффикс, приставка, окончание, соединительные гласные)

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

5.3. Состав слова (корень, суффикс, приставка, окончание, соединительные гласные) Слова русского языка с точки зрения морфологической структуры делятся на слова, имеющие формы словоизменения и не имеющие формы словоизменения. Слова первой группы распадаются на две части:

Соединительные линии

Из книги Excel. Мультимедийный курс автора Мединов Олег

Соединительные линии При создании различных схем вам, возможно, потребуется соединить некоторые фигуры линиями или стрелками. Для этого в галерее фигур представлены образцы различных соединительных линий.Для следующего примера вам понадобятся две фигуры, например

Тема 13. СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ. СОБСТВЕННО СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ

автора

Тема 13. СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ. СОБСТВЕННО СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ В понятие «соединительные ткани» (ткани внутренней среды, опорно-трофические ткани) объединяются неодинаковые по морфологии и выполняемым функциям ткани, но обладающие некоторыми общими свойствами и

Тема 14. СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ. СКЕЛЕТНЫЕ СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ

Из книги Гистология [Полный курс за 3 дня] автора Селезнева Татьяна Дмитриевна

Тема 14. СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ. СКЕЛЕТНЫЕ СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ К скелетным соединительным тканям относятся хрящевые и костные ткани, выполняющие опорную, защитную и механическую функции, а также принимающие участие в обмене минеральных веществ в организме. Каждая из

11. Соединительные ткани

Из книги Гистология автора Барсуков В Ю

11. Соединительные ткани Собственно соединительные тканиРазвиваются структурно-функциональные особенности соединительных тканей:1) внутреннее расположение в организме;2) преобладание межклеточного вещества над клетками;3) многообразие клеточных форм;4) общий

12. Соединительные ткани

Из книги Гистология автора Барсуков В Ю

12. Соединительные ткани Соединительные ткани состоит из двух структурных компонентов:1) из основного, или аморфного, вещества;2) из волокон.Основное, или аморфное, вещество состоит из белков и углеводов. Белки представлены коллагеном, альбуминами и глобулинами.Углеводы

Соединительные и опорные ткани

автора Зигалова Елена Юрьевна

Соединительные и опорные ткани Соединительные ткани представляют обширную группу, включающую собственно соединительные ткани (рыхлая волокнистая и плотная волокнистая неоформленная и оформленная), ткани со специальными свойствами (ретикулярная, пигментная, жировая),

Собственно соединительные ткани

Из книги Атлас: анатомия и физиология человека. Полное практическое пособие автора Зигалова Елена Юрьевна

Собственно соединительные ткани Рыхлая волокнистая соединительная ткань (РВСТ) располагается преимущественно по ходу кровеносных и лимфатических сосудов, нервов, покрывает мышцы, образует строму (каркас) большинства внутренних органов, собственную пластинку

Соединительные гласные

Служебные морфемы словообразовательного характера в сложных словах, имеющих в своем составе две или больше непроизводных основ. После основы на парный твердый согласный в качестве соединительного гласного употребляется о, после основ на мягкий согласный, на шипящий и ц употребляется е. Домоуправление, землеустройство, кашевар, лженаука, птицелов. В ряде слов конечный мягкий согласный первой основы в, и, т произносится твердо и после него пишется соединительная гласная о (параллельно с этими словами существуют и такие, в которых согласно правилу пишется е). Кровожадный - кровеносный, конокрад - коневод, косторезный - костедробильный, зверолов, властолюбие, честолюбие, плотоядный, шерстоткацкий, баснописец, кровообращение и т. п.


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "соединительные гласные" в других словарях:

    Соединительные гласные о и е

    Соединительные гласные о и е - 1. В сложных словах после основы на твердую согласную пишется соединительная гласная о, после основы на мягкую согласную, на шипящую и ц – соединительная гласная е. Например: домосед, кожеед, птицелов, Лжедмитрий I. 2. В некоторых… … Справочник по правописанию и стилистике

    § 037. НЕУДАРЯЕМЫЕ СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАСНЫЕ - § 37. В сложных словах соединительными гласными между основами могут быть только о и е, например: водопровод, товарооборот, москворецкий, сороконожка, земледелие, жизнеописание, кровеносный, лжесвидетель, кашевар, писчебумажный, овцеводство,… … Правила русского правописания

    ОРФОГРАФИЯ - @Правописание гласных в корне I. Правописание гласных в корне § 1. Проверяемые безударные гласные § 2. Непроверяемые безударные гласные § 3 … Справочник по правописанию и стилистике

    ОГЛАВЛЕНИЕ - ОРФОГРАФИЯ I. Правописание гласных в корне § 1. Проверяемые безударные гласные § 2. Непроверяемые безударные гласные § 3. Чередующиеся гласные § 4. Гласные после шипящих § 5. Гласные после ц § 6. Буквы э е § 7. Буква й II. Правописание согласных… … Справочник по правописанию и стилистике

    Ая, ое. 1. Предназначенный, служащий для соединения или скрепления чего л. Соединительные планки. □ Воздушные магистрали были в плачевном состоянии; изо всех щелей, вентилей и соединительных муфт со свистом зря уходил сжатый воздух. Горбатов,… … Малый академический словарь

    интерфикс в составе слова - (лат. inter – между, fixus – вставленный) 1) Межморфемные прокладки, играющие в структуре слова соединительную функцию; 2) соединительные согласные о, е в составе сложных слов, выполняющие функции, аналогичные функциям суффиксов и приставок 3)… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило - «Пуськи бятые» цикл «лингвистических сказок» Людмилы Петрушевской, написанных в разные годы её творчества. Первая из них, с таким же названием, была написана в 1984 году и впервые опубликована тогда же в «Литературной газете». Сказки… … Википедия

Большую орфографическую трудность вызывают гласные, которые называются соединительные. "О" и "е" в сложных словах часто не замечают, вследствие чего допускают ошибки. Примечательно, что других букв, соединяющих две основы, нет.

Определение

Если слово состоит из двух и более основ - оно будет именоваться сложным. Например, сельскохозяйственный (сельское хозяйство), мясо-молочный (мясо и молоко), научно-технический (наука и техника), летописец (писать летописи).

Сложные слова в русском языке появились на современном этапе развития в период обилия информации, ведь это позволяет в одном слове уместить несколько понятий.

Явления, когда в образовании сложного слова используется более двух корней, достаточно редки. Например, веломотоспорт.

Образование и варианты написания

Образовываться сложные слова могут различными способами. От этого будет зависеть их правописание. Разберем самые популярные:

  • Сложение полных основ: диван-книжка, кресло-качалка, левобережный, железобетонный, быстрорастворимый. Образовываться эти слова могут при помощи сочинительных и подчинительных связей. О различиях в правописании таких конструкций поговорим позже.
  • Сложение усеченных основ: спецкор, драмкружок, юннат. Усекаться могут как обе основы (юннат - юный натуралист), так и какая-либо одна: турфирма (туристическая фирма - урезана первая основа, а вторая неизменна).
  • Можно образовать сложное слово, используя соединительные гласные. В русском языке их всего две - "о", "е". Слова птицеферма, древнерусский, домосед, водопад, атомоход образованы именно таким способом.
  • К сложным словам относят и аббревиатуры, кстати, самый молодой способ образования слов. К примеру, РАН (Российская академия наук), ВУЗ (высшее учебное заведение), АЭС (атомная электростанция).
  • Пишут сложные слова в русском языке слитно либо через дефис: сенокос, железнодорожный, вечнозеленый, школа-интернат, динамо-машина, плащ-палатка. Употребление того или иного способа зависит от образования конкретного слова.

    Слова с соединительной "о"

    Разберем, когда употребляются соединительные "о", "е" в сложных словах. Примеры, когда необходимо писать "о" следующие:

    • железнодорожный;
    • фабрично-заводской;
    • лесостепь;
    • народно-освободительный;
    • железобетон.

    Во всех этих словах первая основа оканчивается на твердый согласный, поэтому и требуется употребление соединительной "о".

    Слова с соединительной "е"

    Теперь следует разобрать сложные слова с соединительной гласной е. Примеры такие:

    • древнерусский;
    • пешеход;
    • овощехранилище;
    • птицелов;
    • кожедел;
    • кашевар;
    • общежитие;
    • путешественник;
    • бурелом;
    • дождемер.

    Все эти слова объединяет тот факт, что первая основа оканчивается на мягкий согласный (дождемер, древнерусский), на шипящий (общежитие, пешеход, кашевар) или на "ц" (птицелов). Следовательно, в таких словах следует писать соединительную "е".

    Варианты основ

    Иногда соединительные "о" и "е" в сложных словах не используются: их заменяют части производных основ. Разберем подобные случаи.

  • Слово образовано из сочетания наречия с именем прилагательным: малоисследованный, вечнозеленый, сугубоотрицательный, зловеще-гордый. Здесь "о" и "е" - не соединительные гласные, а суффиксы.
  • Первая часть - глагол в повелительном наклонении: вертихвостка, перекати-поле.
  • Слово-оттенок цвета. Соответственно, для связи основ используется суффикс -а-/-я-: изжелта-красный, иссиня-черный.
  • Когда соединительная гласная не нужна

    В русском языке немало случаев, когда соединительные "о" и "е" в сложных словах совершенно не нужны. Это происходит в следующих случаях:

  • Если первая производящая основа - имя числительное в форме родительного падежа: двухспальный, пятидневка, двудонка. В данном случае имеют место суффиксы, омонимичные окончаниям формы родительного падежа.
  • В ряде случаев слово образовано без данных гласных просто с помощью сложения основ. К примеру, сравним слова "психотерапия" и "психастения". В первом случае слово имеет соединительную "о", а во втором буква "а" - начальная в слове "астения".
  • Иногда первая производящая основа - начальная форма имени существительного: семяножка (но: семенохранилище), пламяизвергающий (но: пламеносец).
  • Также первая производящая основа может иметь форму какого-либо падежа. Так, все слова с первой частью сума- и ума- будут писаться без соединительных гласных: умалишенный, сумасшедший.
  • Многие части - слова иноязычного происхождения: авиа-, авто-, мото, фото-, электро-, квази- и другие. Здесь вне зависимости от твердости/мягкости предшествующего согласного остается первоначальный гласный: квазиинтересный, электродвигатель, авиамоделирование, мотоклуб.
  • Следует отличать сложные слова от простых. Так, в слове "электрификация" всего один корень электри-. Все, стоящее за ним - это суффикс и окончание. Другое дело слова "электроноситель", "электромонтер", "электродвигатель". В них уже две основы, одна из которых - электро-.
  • Правописание сложных слов

    Соединительные "о" и "е" в сложных словах могут употребляться как при слитном их написании, так и при дефисном. Рассмотрим случаи употребления дефиса.

    Составить сложные слова можно с помощью сочинительной и подчинительной связи. Если они образованы первым случаем, то будут писаться через дефис. Другими словами, между частями легко можно поставить союз "и". Разберем примеры, для этого необходимо составить сложные слова: диван и кровать - диван-кровать; научный и технический - научно-технический; русский и английский - русско-английский; фабрика и завод - фабрично-заводской; мясо и молоко - мясо-молочный; военно-медицинский - военный и медицинский и другие.

    Сложные слова (существительные и прилагательные) со значением сторон света: западно-европейский, юго-восточный, северо-восток.

    Слова, передающие оттенки цветов: малиново-золотой, серо-буро-коричневый, светло-зеленый, пурпурно-синий.

    Если слово образовано от имени собственного: лев-толстовский стиль, вальтер-скоттовские идеи, нью-йоркская биржа. Исключение составляют географические названия, образованные из словосочетания существительное и прилагательное: Великие Луки - великолукский, Сергиев Посад - сегриевопосадский, Старая Русь - старорусский.

    Слова - научно-технические термины: динамо-машина, вакуум-сушилка, дизель-электрод, стоп-кран, фильтр-пресс.

    Слова - обозначения политических партий и течений: вице-мэр, либерально-демократический, социал-демократ, национал-социалистический.

    Слово, имеющее в первой части оценочное суждение: горе-жена, рубаха-парень, лапочка-дочка, паинька-сынок.

    Если первая производящая основа - обозначение какой-либо латинской буквы: альфа-самец, бета-каротин, гамма-излучение.

    Слитно необходимо писать сложные слова, образованные с помощью подчинительной связи: лесоперерабатывающий (перерабатывать лес), старомосковский (старая Москва), летописец (писать летопись), молочноперерабатывающий (перерабатывать молоко), лесозаготовки (заготовки леса).

    Тема урока: Соединительные гласные о - е в сложных словах (6-й класс) (Слайд 1)

    Девиз: «Я не могу жить без напряженной умственной работы. Исчезает смысл жизни» (Шерлок Холмс) (Слайд 2)

    Цель:

    1) Знать: об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных о - е.

    2) Уметь: верно выбирать соединительные гласные о - е в сложных словах.

    3) Развивающая: развивать умение самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.

    4) Воспитательная: пробуждение познавательного интереса к урокам русского языка и окружающим явлениям. (Слайд 3)

    Оборудование: Компьютер, презентация (Приложение), карточки.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Вступительное слово

    Задача: Организация внимания учащихся, обеспечение полной готовности к работе, ознакомление с планом работы.

    Прозвенел звонок, и вновь мы с вами встретились на очередном уроке, который бы мне хотелось начать со слов Шерлока Холмса: «Я не могу жить без напряженной умственной работы. Исчезает смысл жизни», которые и станут девизом нашего урока. (Слайд 2)

    II. Актуализация знаний (Слайд 4)

    Задача: Настроить учащихся на восприятие нового материала, повторить материал о способах образования слов.

    Задание : Прочитайте стихотворение «Веселые стихи» и расскажите, как образуются слова в русском языке.

    Веселые стихи

    Как растут слова

    Как-то много лет назад
    Посадили странный сад.
    Не был сад фруктовым -
    Был он только словом.

    Это слово - слово-корень,
    Разрастаться стало вскоре
    И плоды нам принесло -
    Стало много новых слов.

    Вот из сада
    Вам рассада.
    Вот еще посадки рядом.
    А вот садовод.
    С ним садовник идет.
    Очень интересно
    Гулять в сад у словесном.
    (Е. Измайлов )

    III. Новый материал

    Задача: Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний.

    1. Исследовательская работа

    Послушайте стихотворение из передачи «Радионяня» и скажите, о каком способе словообразования в нем говорится.

    Самолет летит вперед,
    Паровоз не отстает,
    Даже в море пароход
    Тоже прибавляет ход.

    Все торопятся узнать,
    Как их правильно писать,
    - Эти сложные слова
    Не выносят буквы А.

    А поставишь букву О -
    Скорость будет – ого - го!
    Кашу варит кашевар,
    Сталь нам варит сталевар,
    Лошадь водит коневод,
    В море - мореход плывет.

    Все названья хороши,
    Только правильно пиши.
    Мы у этих слов внутри
    Не поставим букву И,
    А напишем Е - тогда
    Каждый скажет: «Это - да!»

    На доске выписаны сложные слова из стихотворения. (Слайд5)

    Согласно правилу, о котором говорится в стихотворении, вставьте пропущенные буквы.

    Гласные, которые вы вставили, называются соединительными. Как вы думаете, почему?

    Внимательно рассмотрите оба столбика и попробуйте сформулировать правило выбора соединительной гласной. Сравните его с правилом в учебнике (с. 74).

    Сформулируй тему урока. Какие задачи будут стоять перед нами? Чему мы должны научиться на уроке? Где пригодятся эти знания?

    (Слайд 6)

    А теперь моё правило о написании соединительных гласных ОиЕ при сложении слов:

    Этих гласных только две:
    Буква О и буква Е.
    Коли твёрд согласный звук,
    Буква О подходит тут.
    Если мягок этот звук,
    Букву Е пишите тут.

    Какие слова называются сложными?

    Когда пишется соединительная о, а когда - е в сложных словах?

    Составьте опорную схему на изученное правило. (Слайд 7)

    IV. Закрепление полученных знаний

    Задача: Закрепить полученные знания, начать вырабатывать умения по их применению.

    Промежуточный контроль: контроль усвоения новых знаний.

    1. Лингвистическая загадка (Слайд 8)

    Может ли водоросль расти на суше? Ответ найдите в слове.

    2. Словарная работа (Слайд 9)

    МЕНЕДЖЕР – это специалист, который занимается организацией производства или коммерческой деятельностью, организацией внешнетор­говых операций; ведет коммерческие переговоры.

    3. Игра «Менеджер по закупкам» (Слайд 10)

    Уровень «5»

    Представьте себе, что вы - менеджер по закупкам. Составьте список транспортных средств, в названии которых были бы соединительные гласные о - е.

    Уровень «4»

    «Немой диктант». Напишите названия по картинкам.

    4 . Игра «На бирже труда» (Слайд 11)

    Уровень «5»

    Представьте себе, что вы – менеджер на бирже труда. Составьте список необходимых нашему колхозу, району профессий, занятий, в которых бы были соединительные гласные е - о?

    Уровень «4» (Слайд 10)

    «Немой диктант». Напишите названия необходимых нашему колхозу, району профессий, занятий, в которых бы были соединительные гласные е - о по картинкам.

    Составь предложения. Объясни знаки препинания, составь схему.

    5 . Образуй сложные слова и закончи предложение (Слайд 12)

    Любая профессиональная деятельность требует от человека:

    • Человек, который любит труд.
    • Человек, который любит знания.
    • Люди, которые помогают взаимно.
    • Человек, который стремится к цели.

    6. Подбери антоним (Слайд 13)

    Враждебное отношение - … (дружелюбное)
    Ленивый ученик - … (трудолюбивый)
    Серьезный юноша - …(легкомысленный)

    7. Заполни квадрат со словами-перекрестками сложными словами

    1. Специалист по разведению садов.
    2. Локомотив с паровым двигателем.
    3. Канал для выхода дыма из трубы.
    4. Русская народная игра-пляска.
    5. Лес, поваленный бурей.
    6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.
    7. Огнестрельное оружие.

    8. Игра «Третий лишний» (Слайд 14)

    1. Вод... провод, земл... трясение, гром... отвод.
    2. Вод... мерка, дожд... мер, земл... делие.
    3. Жизн... описание, картоф … лекопалка, книг... печатание.

    9. Работа с карточками. Проверь себя

    10. Исследование текста. Самостоятельная работа. (Работа выполняется на карточках) (Слайд 15-16)

    Уровень «5»

    Задание: Прочитайте текст. Почему он так озаглавлен? Найди и выпиши слова с ошибками.

    Печка на колёсах.

    Ребята, помните, как Емеля - дурачок из сказки «По щучьему велению» въехал на печке прямо в царские покои? Так вот, «сказка - лож, да в ней намёк». Люди довно мечтали о том, чтобы передвигаться быстро и без помощи лошади: о ковре-самалёте, семимильных сапогах, на худой конец и о самадвижущейся печке. Чего только ни придумывали первые изобретатели: пределывали к обычной телеге педали, рычаги, даже паруса ставили на неё, а телега ни с места.

    Впервые успеха добился французский инженер Кюньо. Он «запряг» в телегу паровую машину, и она тронулась в путь. Изобретатель дал своему детищу имя - «автомобиль», что значит «самодвижущийся». Громыхая и пыхтя, полз он по ухабам: впереди паровой медный котел, сзади тежолый ящик с углём, на скамейке водитель, проедет немного и останавливается: нужно слезть и подбросить угля в топку, чтобы не затухла и чтобы пар в котле не кончился - ведь он-то и толкает машину. Нет пара, и колеса не работают. Приходилось водителю то и дело кочегарить. Недаром его назвали шофёром, а «шофёр» - в переводе с французского означает «кочегар». Вот и выходит, что первые автомобили не что иное, как печка на колесах. (Н. Санина)

    1)___________________________

    2)______________________

    3)___________________________

    4)______________________

    5)___________________________

    6)_______________________

    Ложь, давно, самолете, самодвижущейся, приделывали, тяжелый.

    Уровень «4»

    Задание: Прочитайте текст. Почему он так озаглавлен? Впишите пропущенные буквы, раскройте скобки. Подчеркните сложные слова, выделите в них корни. От каких слов и как они образованы?

    Печка на колёсах.

    Ребята, помните, как Емеля - дурачок из ска(з,с)ки «По щучьему велению» в...ехал на печк... прямо в царские поко...? Так вот, «ска(з,с)ка - лож(?), да (в)ней намёк». Люди д...вно м...чтали о том, чтобы п...р...двигат(?)ся быстро и без помощи. лошади: о к...вре-сам...лёте, семимильных сапогах, на худой конец и о сам...движущейся печк.... Чего только (ни)пр...думывали первые изобретатели: пр...делывали к обычной т...леге педали, рычаги, даже паруса ставили (на)неё, а т...лега ни с места.

    Впервые успеха д...бился французский инж...нер Кюньо. Он «запряг» в т...легу паровую м...шину, и она тронулась в путь. Изобретатель дал св...ему детищу имя - «автомобиль», что значит «сам...движущийся». Громыхая и пыхтя, полз он по ухабам: (в)переди паровой медный к...тел, (с)зади т...жёлый ящик с углём, на скамейке в...дитель, проедет немного и останавливает(?)ся: нужно слезть и подбросить угля в топку, чтобы (не)затухла и чтобы пар в к...тле (не)кончился - ведь он-то и т...лкает м...шину. Нет пара, и к..леса (не)работают. Пр...ходилось в...дителю то и дело к...чегарить. Недаром его назвали ш...фёром, а «ш...фёр» - в переводе с французского озн...чает «кочегар». Вот и выход...т, что первые автомобили не что иное, как печка на к...лесах. (Н. Санина.)

    V. Рефлексия

    Задача: Дать анализ и оценку успешности достижения цели.

    Что нового вы узнали?

    Достигли ли мы цели урока?

    Упражнение «Профи» . Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

    VI. Домашнее задание (по выбору учащихся) (Слайд 17-18)

    • Правило на стр. 71. (Упражнения по выбору учащихся.)
    • Упражнение № 168.
    • Сочинить загадки, в которых отгадки – сложные слова.
    • Представьте, что вы являетесь автором учебника. Вам необходимо составить упражнение (карточку) для учащихся 6-го класса на изученную орфограмму. Выпишите из любого текста предложения, где встречаются сложные слова с соединительными гласными о - е и «заминируйте» орфограмму.

    Литература

    1. Русский язык. 6-й класс: поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова/С.С. Колчанова.- Волгоград: Учитель, 2009 г.
    2. Дидактический материал к учебнику русского языка: Д 44 6-й класс: Пособие в двух тетрадях: Тетрадь 1/М.М. Стракевич. - М.: «Светоч Л», 1998.
    3. В. Волина. Русский язык переиздание – Екатеринбург: Изд-во «Арго», 1996.
    4. Русский язык. Первое сентября.
    5. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 6-м классе: Кн. для учителя.-3-е изд. - М.: Просвещение, 1999.

    В сложных словах в качестве соединительных гласных употребляются буквы о и е . Сложные слова, образованные при помощи соединительных гласных о и е или первой частью которых является числительное, пишутся слитно, например: нефтегазодобыча, пятидесятилетие, двухмиллиметровый .

    Соединительная гласная О

    После основ на твердый согласный (кроме ж , ш и ц ) пишется буква о , например: миро воззрение, вольно любивый .

    В немногих сложных словах согласный звук первой основы отвердевает, поэтому пишется соединительная гласная о , например: басно писец, крово обращение .

    Соединительная гласная Е

    После основ на мягкий согласный, на й , на шипящий звук и ц пишется соединительная гласная е , например: море плаватель, крае ведение, пеше ход, птице водство, сине глазый, больше крылый .

    В отдельных случаях в первом слове сложного существительного сохраняется окончание именительного падежа, например: времяпрепровождение, времяпровождение, времяисчисление .

    Примечание

    Слова на -ификация (электрификация, газификация, классификация и т. д.) не являются сложными. Они образованы при помощи суффикса -ификаци-я , поэтому пишутся с буквой и .

    Сложные слова с числительными

    Количественные числительные при образовании сложных слов употребляются в форме родительного падежа, например: пяти летка (пяти лет), одиннадцати метровый (одиннадцати метров), сорока минутный (сорока минут).

    Числительные сто и девяносто , входя в состав сложного слова, не изменяют своей формы, например: столетие , девяностолетие .

    С буквой о пишется и слово сороко ножка .

    Числительное тысяча , входя в состав сложного слова, имеет соединительную гласную е , например: тысяче летие .

    (6 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
    Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.