Суот на малом предприятии образец новый. Как выглядит суот для малых предприятий

Изменения норм трудового законодательства коснулись и насущных вопросов охраны труда. Им посвящен весь 10-й раздел Трудового Кодекса РФ. Существует и типовое положение о системе управления охраной труда 2016. Оно разработано и утверждено Министерством труда России. Этот материал расскажет, как организовать правильную систему на рабочем месте и предложит актуальный образец типового документа СУОТ.

Приказ 438Н Минтруда РФ утвердил типовое положение об охране труда. Документ утвержден 19 августа 2016 года и унифицирует систему управления охраной труда на предприятии. Задача документа: помочь работодателю при формировании СУОТ. Он содержит необходимые шаблоны структуры и положения об охране труда.

ВАЖНО: разработанная на предприятии СУОТ должна совмещаться с прочими системами управления, которые уже внедрены работодателем.

Типовое положение о системе управления охраной труда на предприятии с численностью работников до 15 человек

Допустимо внедрение упрощенной системы на предприятиях с малой численностью сотрудников. Обязательным является выполнение утвержденных государственных нормативов. Само понятие «упрощения» достигается за счет уменьшения уровней управления. Сокращение производится с учетом специфики работы организации. По общему правилу п. 19 приказа 438Н в качестве уровней управления охраной труда применяются:

  • бригада на производстве
  • производственный участок
  • структурное подразделение или цеховый уровень
  • обособленное подразделение или филиал организации
  • структурная совокупность из нескольких подразделений
  • предприятие-работодатель в целом

Обязанности внутри каждого уровня устанавливаются и распределяются в соответствии с нормами пп. 22-25 Типового регламента. Положение о СУОТ на предприятии образец 2016 должен расписывать функции в сфере охраны труда для каждого работника, мастера, бригадира и руководителя.

ВАЖНО: обязанности в сфере охраны труда прописываются на каждом уровне управления предприятием.

Система управления охраной труда: на кого возложить обязанности?

Функции по разработке норм и правил можно возложить как на штатного сотрудника, составив соответствующий приказ, так и на стороннего исполнителя. В первом случае, обязанности службы охраны труда будут обусловлены трудовым договором работника, во втором – заключенным гражданско-правовым договором.

ВАЖНО: если функции службы охраны труда выполняет специалист по договору подряда, руководитель обязан уведомить его обо всех факторах риска.

СУОТ на предприятии образец новый разделы и особенности заполнения

По нормам приказа Министерства труда и социального развития, в положении должны быть следующие разделы:

  1. Положение о СУОТ на предприятии образец раздела I

Название раздела: «Общие положения»

Здесь следует указать, на основании каких нормативных документов разработано положение, каковы его главные цели и насущные задачи. Примерами статей общего положения СУОТ могут быть следующие выдержки из действующих на разных предприятиях документов данного функционала:

СУОТ для бухгалтера

Принципы и цели СУОТ в детском учреждении

Задачи СУОТ для унитарных предприятий

Цели и задачи в области промышленной безопасности

2. Типовое положение о СУОТ 2016 раздел II

Название раздела: «Политика предприятия в сфере охраны труда»

Главными направлениями политики на предприятии могут быть следующие:

Их можно прописать и следующим образом:

На промышленном предприятии это можно сделать следующим образом:

3. Процедуры охраны труда на предприятии в разделе III

Для начала необходимо соизмерить возможные риски и, исходя из параметров оценки, разработать действенные процедуры охраны труда. Для этого можно воспользоваться следующей памяткой:

Назначить процедуры и закрепить ответственных можно документом: «План-график мероприятий в сфере охраны труда» следующего вида:

4. Система управления охраной труда в организации: контроль Раздел IV

С понятием контроля тесно связаны функции регулярного мониторинга. На производственном предприятии контрольная функция службы охраны труда может иметь следующую схему работы:

В более упрощенном виде систему контроля мероприятий можно представить так:

Как видите, положение о системе управления охраной труда имеет свою специфику, обусловленную особенностью работы предприятия. СУОТ для производственников и правила охраны труда для детских учреждений будут совершенно разными, но есть общий алгоритм действий, позволяющий без труда составить грамотное СУОТ на предприятии образец новый. За основу можно взять ту нормативку, которая была разработана на основании требований ГОСТ 12.0.230-2007 и ISO 9000. Главное придерживаться следующей регламентированной структуры документа:

  • Общие требования в системе управления охраной труда
  • Политика работодателя в сфере охраны труда и обеспечения безопасности
  • Планирование мероприятий с учетом:
    • Идентификации опасностей
    • Оценки рисков
    • Определения мер предупреждения
    • Законодательных требований
    • Целей программы по охране труда
    • Обеспеченности ресурсами
    • Распределения полномочий
    • Компетентности и осведомленности кадров
    • Информационного обмена
  • Проверка качества охраны труда на предприятии, в том числе:
    • Мониторинг оценки эффективности мероприятий
    • Анализ соответствия рисков и предпринятых мер защиты
    • Расследование заболеваний и несчастных случаев на производстве
    • Внутренний аудит
  • Анализ деятельности по охране труда со стороны высшего руководства

Если нужен СУОТ на предприятии образец новый скачать

под конкретный вид деятельности, можно воспользоваться следующей детальной схемой составления документа:

Дело в том, что конкретного бланка именно для вашего предприятия просто не существует: каждая фирма имеет свои особенности как в стратегии управления рисками, так и в контроле мероприятий по охране труда.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Трудовое законодательство обязывает каждого работодателя независимо от сферы деятельности соблюдать требования, предъявляемые к охране труда. Такая норма закреплена в трудовом законодательстве Cт.212 ТК. В связи с этим работодателю необходимо создавать, обеспечить введение в действие и вносить изменения в систему управления охраной труда (СУОТ).

СУОТ - что это такое?

Понятие системы управления охраной труда дано в статье 209 ТК и определяется как единый механизм взаимодействующих и связанных между собой элементов, устанавливающих политику работодателя в области охраны труда. Вместе с тем определяются процедуры, позволяющие достигнуть поставленных целей.

В помощь организации при разработке СУОТ приказом Министерства труда было утверждено положение от 19.08.2016 № 438н.

Система является частью менеджмента (управления) организации. Именно она позволяет не только снизить риски опасных и вредных производственных факторов, создать благоприятную, безопасную обстановку на местах, но и повысить производительность труда.

СУОТ представляет собой единство:

  • локальной нормативной базы работодателя и ведения необходимой документации с фиксацией действий в актах, журналах и иных учетных регистрах;
  • организационных мер управления с возложением на должностных лиц обязанностей по охране труда;
  • процедур и порядков действия системы, в том числе планирование, пути реализации мероприятий, имеющим значение для улучшения организационных методов ОТ и условий труда.

Положения и требования СУОТ обязательны к исполнению всеми работниками организации. Для нормального действия системы работодателю необходимо:

  • составить ее структуру,
  • уточнить связи между структурными единицами организации;
  • распределить обязанности в области ОТ каждого из подразделений (отделов, цехов и т.п.),
  • назначить меру ответственности должностных лиц в сфере ОТ.

Все эти функции необходимо закреплять нормативными документами.

Задачи системы управления охраны труда

Вся методическая работа, нормативные документы, которые разрабатываются работодателем в области охраны труда, должны быть направлены на:

  • постоянный мониторинг состояния ОТ во всех структурных подразделениях;
  • формулировку целей и единый подход к политике в области ОТ;
  • соблюдение действующего законодательства по охране труда;
  • разработку и реализацию способов достижения поставленных целей;
  • постоянную работу по улучшению трудовых условий.

В связи с этим на СУОТ возлагаются следующие задачи:

  • обеспечение безопасности технологических процессов, используемых у конкретного работодателя, зданий, сооружений, производственного оборудования;
  • улучшение условий труда работников с соблюдением оптимального режима труда и отдыха, обеспечением лечебно-профилактического обслуживания;
  • проведение консультаций, инструктажей, учебных занятий по охране труда, постоянная работа, направленная на грамотность работников в этой области и соблюдение основных норм применительно к специфике деятельности организации;
  • анализ причин аварий, производственных травм, профессиональных заболеваний и проведение мероприятий по снижению этих рисков.

Основная ответственность соблюдения норм СУОТ возлагается на руководителя организации. Он вправе выделить специалиста по ОТ или службу, закрепив за ними функции приказом и прописав в должностных инструкциях. Постоянные профилактические мероприятия в сфере ОТ позволяют предупредить производственный травматизм и профессиональные заболевания.

Функции

Система должна обладать рядом функций, которые необходимо учитывать при ее разработке, внедрении и совершенствовании:

  • оценка показателей состояния ОТ;
  • планирование мероприятий и работ в области ОТ;
  • организация мероприятий и их координация;
  • разработка, внедрение и содержание в актуальном состоянии нормативных документов по охране труда;
  • организация обучения специалистов по ОТ или ответственных работников организации, с периодической проверкой знаний;
  • контроль за состоянием ОТ и деятельностью служб, работа которых в организации направлена на организацию соответствующих мероприятий;
  • ведение учета и анализа текущих условий труда, причин происшествий на производстве, связанных с травматизмом, профессиональными заболеваниями;
  • организация работ по проведению расследований случаев производственного травматизма;
  • обеспечение мероприятий по стимулированию и финансированию всех необходимых работ в сфере охраны труда.

Этапы внедрения СУОТ

Основным документом по организации и функционированию СУОТ в организации является Положение. Разработать его может как соответствующая служба работодателя, так и сторонние организации. Предварительно проводится анализ состояния охраны труда в организации, обсуждается политика, а затем задаются параметры задания на составление СУОТ.

Создание и внедрение системы можно разделить на шесть этапов:

  1. Определение целей охраны труда.

Формулируются приоритеты и цели, которые будут актуальны именно для вашей организации с учетом специфики работы.

  1. Анализ деятельности в области охраны труда.

Составляется список всех необходимых мероприятий по ОТ. Например, устанавливается необходимость проведения периодических медицинских осмотров, организации стажировок, выдачи средств индивидуальной защиты и т.д. Этот список станет основой СУОТ.

  1. Распределение обязанностей по ОТ.

Определяется конкретный перечень работников, которые будут нести ответственность за проведение каждого из мероприятий. При этом можно указать только должности и принадлежность их к структурному подразделению.

  1. Определение рисков при осуществлении работниками своих должностных обязанностей.
  2. Формулировка и подготовка процедур СУОТ.

На основе списка мероприятий и типового положения необходимо разработать свои процедуры СУОТ, которые наиболее точно применимы у конкретного работодателя. Они должны являться исчерпывающими и охватывать все виды деятельности организации.

  1. Обеспечение постоянного и регулярного улучшения системы управления.

Постоянное совершенствование нормативов в области охраны труда требует актуализации соответствующих документов. Поэтому ответственные за создание, внедрение и обновление системы должны отслеживать не только новое в законодательстве, но и изменения в условиях труда, внедрение новых технологий, чтобы поддерживать документы по ОТ в актуальном состоянии.

При наличии в организации первичной профсоюзной ячейки с документом необходимо ознакомить ее представителей. Приветствуется, когда они принимают активное участие в создании документа и его изменениях, а также осуществляет контроль за соблюдением всех нормативов в области охраны труда.

СУОТ обязательно утверждаются приказом за подписью руководителя организации.

Новый образец "СУОТ на предприятии"

Система управления охраной труда должна быть налажена в любой организации. Процесс ее создания является трудоемким, но в помощь разработано типовое Положение о СУОТ. Оно может стать хорошей основой для работодателей, достаточно лишь предусмотреть моменты, специфичные для конкретной области деятельности.

Какие организации могут не создавать систему управления охраной труда?

Субъекты малого бизнеса зачастую не считают нужным создавать СОУТ, считая, что она необходима только для производственных процессов и крупных предприятий, где существует риск травматизма. Но они не совсем правы в силу следующих факторов:

  • даже при небольшом штате должна быть разработана схема управления процессами. А при его увеличении система уже не будет такой простой, как кажется;
  • в любой организации руководитель является ответственным за охрану труда и должен пройти специальное обучение. Любой несчастный случай в рабочее время будет рассматриваться с точки зрения несоблюдения норм по охране труда и руководитель будет наказан соответствующим образом. Поэтому мероприятия по ОТ должны проводиться даже в малых организациях;
  • СОУТ необходим даже, если штат составляют только офисные работники и обслуживающий персонал. Поэтому следует отойти от представления, что опасность существует только на производстве.

Теперь перейдем к вопросу : обязан ли работодатель создать систему управления охраной труда в организации ?

Ответ однозначный – обязан в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса. При этом законодательство не разделяет работодателей на крупных и мелких субъектов бизнеса, не устанавливает нормативы по штатной численности и иным критериям.

Конечно, СОУТ для малых форм предпринимательства и крупных субъектов будет различаться по структуре мероприятий и затратам на них. Для первых предусмотрено составление упрощенной системы управления охраной труда и внедрение ее в свой процесс ведения бизнеса.

Видео: Кому и зачем нужна система управления ОТ


С конца октября 2016 года Минтруд окончательно ввёл в обиход новое понятие, с которым придется столкнуться каждому работодателю – СУОТ . Рассмотрим, почему это важно и какие действия нужно предпринять, чтобы соответствовать новым требованиям трудового законодательства.

Новый документ для всех работодателей

13 октября 2016 года Минюст России зарегистрировал приказ Минтруда от 19 августа 2016 года № 438н, который утвердил Типовое положение о системе управления охраной труда . Его второе официальное название зашифровано в аббревиатуру – СУОТ . Официально документ начал действовать с 28 октября 2016 года.

Его польза в том, что разработанное чиновниками положение о системе управления охраной труда 2016 года поможет всем работодателям (фирмам и бизнесменам с персоналом) выполнить свою обязанность по созданию у себя работоспособной . А именно:

  1. подобрать подходящую структуру ;
  2. правильно сформулировать соответствующие положения по охране труда.

По сути, СУОТ – это общая политика охраны труда на предприятии (декларация) и как достигнуть поставленных целей.

Требования СУОТ затрагивают не только персонал, а обязательны к соблюдению всеми иными лицами, кто присутствует на территории данного работодателя: клиентами, посетителями, контрагентами.

Заметим, что до последнего времени новый образец СУОТ на предприятии мог и отсутствовать. Дело в том, что Минтруд прописал в Трудовом кодексе свою обязанность разработать типовое положение о системе управления охраной труда еще в 2014 году. Однако случилось это только в конце октября 2016 года.

Есть мнение, что всё это время Минтруд пытался разработать положение о системе управления охраной труда , которое подошло бы практически любой организации. Однако претворить планы в жизнь оказалось невозможно по объективным причинам: слишком много особенностей и нюансов пришлось бы учесть в рамках одного документа о системе управления охраной труда .

Что требует ТК РФ

Статья 212 Трудового кодекса обязывает любое лицо, которое использует наемный труд, обеспечить безопасность и защищенность всех трудовых процессов. Одним из первых шагов на этом пути должно стать создание работоспособной системы управления охраной труда на предприятии. Такая обязанность появилась в Кодексе у нанимателей с 2014 года.

Вообще, самостоятельно создать толковую систему управления охраной труда в организации – дело не простое. Поэтому лучше в данном вопросе держать ориентир на типовое положение о СУОТ 2016 года в версии Минтруда. Тем более, что это не обязательный к применению нормативный документ, а лишь стандартизированный вариант локального акта о СУОТ , который должен быть у каждого работодателя.

СУОТ 2016 и нормативные документы другого рода

Любой наниматель обязан соблюдать установленные государством нормативные требования охраны труда. Это различные стандарты, правила, инструкции и др. Поэтому начинать работу над новым образцом СУОТ на предприятии нужно с учетом:

  • сферы деятельности организации;
  • достижений науки и практики;
  • принятых на себя обязательств;
  • международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств;
  • рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства.

Правильный подход

На наш взгляд, просто взять из всемирной сети и скачать новый образец СУОТ на предприятии будет недостаточно. Ведь он разработан сторонними специалистами (даже если на основе варианта Минтруда), но не для вашего бизнеса. А, как видно, главный принцип надлежащей системы управления охраной труда – ее индивидуальность! Положение о СУОТ на предприятии образца 2016 года должно быть максимально подстроено под нужды конкретной компании (ИП) и специфики ее деятельности.

Таким образом, начать исполнение обязанности, предусмотренной ст. 212 ТК РФ, работодателю нужно с разработки своего положения о СУОТ . Это можно сделать самостоятельно или с помощью сторонних специалистов. Затем данное положение руководитель утверждает своим приказом (с учетом мнения работников и/или их органа при его наличии).

Напомним, что статья 217 ТК РФ обязывает иметь специалиста по охране труда, если штат организации – больше 50 человек. Ему и можно доверить разработку нового образца СУОТ на предприятии .

Учтите, что СУОТ должна быть совместима с другими системами управления, которые действуют на предприятии. Согласно типовому положению о системе управления охраной труда 2016 года, при штате до 15 человек можно ограничиться общими требованиями и не мудрить сложную структуру СУОТ .

Обратите особое внимание, что система управления охраной труда в общем случае должна включать такие позиции:

  • политику в области охраны труда;
  • цели охраны труда;
  • как распределены обязанности по охране труда между должностными лицами;
  • мероприятия по охране труда (подготовка работников, оценка условий труда, управление профессиональными рисками, наблюдение за состоянием здоровья персонала, информирование работников об условиях труда, обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха, средствами защиты, питанием и др.);
  • планы по реализации охранных мероприятий;
  • контроль функционирования СУОТ и мониторинг;
  • улучшение функционирования СУОТ ;
  • реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;
  • управление документами СУОТ .

Как накажут

К сожалению, законодательством не установлено, в какой именно срок каждое предприятие должно выполнить обязанность по созданию своей системы управления охраной труда . Однако трудовые инспекторы обязательно проверяют:

  1. есть ли подобная внутренняя документация;
  2. насколько она адекватна или сделана «для галочки».

Не забывайте, что отсутствие СУОТ подпадает под первую и пятую часть статьи 5.27.1 КоАП РФ. А штраф здесь может достигать 200 000 рублей или приостановку деятельности. Особенно над этим стоит задуматься тем организациям, в которых труд связан с риском для жизни и/или самочувствия сотрудников.

Положение о системе управления охраной труда в 2019 году необходимо в каждой организации как основополагающий документ для обеспечения безопасности сотрудников и производства. Минтруд разработал Типовое положение, его нужно принять за базу при разработке документа для конкретного предприятия. Рассмотрим, как это сделать на практике.

Из этой статьи вы узнаете:

Управление охраной труда в каждой организации регламентирует локальный нормативный акт, а именно – положение о СУОТ. Но как его правильно разработать и согласовать, какую правовую основу взять за ориентир, и что делать в сложных ситуациях (например, если на предприятии небольшой штат)?

Типовое положение по охране труда, утвержденное приказом Минтруда 438н, – унифицированный документ, дающий возможность учесть потребности конкретного предприятия. Его использование позволяет достичь главной цели ОТ – безопасных условий на рабочих местах.

внимание

Мы подготовили для вас образцы положения о СУОТ и приказа о его утверждении, вы можете скачать их здесь.

Для чего необходимо положение о системе управления охраной труда 2019

Положение о СУОТ аккумулирует в себе и декларирует политику предприятия в том, что касается безопасности на производстве. Важно понимать, что эта политика – не просто перечень мероприятий и работников, отвечающих за их реализацию. Это масштабный подход, учитывающий накопленную практику и планирующий безопасное будущее.

Системность необходима для того чтобы уменьшить ущерб предприятия, предвидеть и предотвращать внештатные инциденты, заботиться о здоровье сотрудников.

Кто разрабатывает положение об охране труда

Законодательство не дает однозначного ответа на вопрос, кто именно должен составить положение о СУОТ. Некоторые предприятия делают это самостоятельно, на других это делегировано привлеченным со стороны профильным организациям (если необходимо соответствие международным регламентам).

Приказ 438н Типовое положение о системе управления охраной труда

Правовая база СУОТ представлена в настоящий момент такими основными документами:

  • Типовое положение о СУОТ, утвержденное Приказом Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н,
  • «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования»,
  • «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007».

Именно к ним в первую очередь необходимо обращаться.

Найдите нужный вам образец документа по охране труда в Справочной системы "Охрана труда". Эксперты составили уже 2506 шаблонов!

Как подготовить положение о СУОТ

Обязательный этап разработки – анализ функционирующей в настоящий момент на предприятии системы охраны труда . Это служит отправной точкой отсчета для обеспечения безопасности и обоснованием решений, которые будут приниматься.

Собирается вся информация, связанная с ОТ, то есть данные по:

  • компетентности работников, обучению и контролю;
  • СОУТ и предшествующей ей аттестации рабочих мест;
  • оценке профессиональных рисков, в том числе технологических;
  • профболезням, .

Важно также учесть мнение самих работников и предписания службы охраны труда.

Вышеперечисленные данные тщательно анализируются и оформляются как отчет. На основе этого отчета будет разрабатываться положение.

внимание

Есть ли необходимость создавать положение о СУОТ, если организация малочисленна и служба ОТ состоит всего из одного сотрудника? Да, данное требование обязательно к исполнению! Неважно, насколько мал или велик штат предприятия, работодатель должен выполнить требование .

Структура положения

Имеет смысл сохранять структуру типового Положения при уникализации его для вашего предприятия. Она помогает многосторонне и объективно подойти к поставленным задачам.

Итак, оптимальным будет обозначить такие разделы:

Концепция охраны труда на предприятии (политика по ОТ)

Ответственный за наполнение и регулярную актуализацию политики по охранеы труда – руководитель соответствующей службы.

Этот раздел представляет собой своего рода меморандум, подтверждающий намерения руководителей исполнять требования закона, и максимально обеспечить безопасность производства.

Политика фиксируется как локальный нормативный акт, размещается на сайте предприятия и в помещениях на предприятии. Всех сотрудников нужно ознакомить с ней.

Актуализация этого раздела производится соответственно жизненному циклу предприятия, изменений в законодательстве, итогов СОУТ.

Функциональное распределение обязанностей по охране труда между руководителями

В зависимости от структуры предприятия на каждом производственном уровне назначаются ответственные лица. Например: участок-цех-филиал-организация.

Должны быть разработаны точные должностные инструкции для каждого ответственного лица.

Сейчас большинство предприятий активно взялись за разработку документации и приказов о СУОТ – системе управления охраной труда. Чтобы ввести ее в работу, нужен приказ о внедрении соответствующей системы охраны труда, которая была разработана для предприятия. Наша консультация посвящена этому документу и его содержанию.

Обязательно к утверждению

В середине октября 2016 года Минюст России зарегистрировал приказ Минтруда от 19 августа 2016 года № 438н, который утвердил примерное положение о системе управления охраной труда. Такое должно быть на каждом предприятии. А значит, нужно понимать, как составить приказ о СУОТ (образец будет ниже в статье).

Вообще основной документ о СУОТ организация может разработать как самостоятельно, так и с помощью третьих лиц – частных специалистов и фирм по охране труда в данной области, в которой организация ведет деятельность.

Седьмой пункт приказа Минтруда обязывает нанимателя выпустить приказ об утверждении СУОТ (разработанного положения о нем). Причем это нужно обязательно сделать с учетом мнения сотрудников и/или их уполномоченного представительного органа (если такой есть).

Более никаких требований к приказу о внедрении СУОТ законодательство на данный момент не предъявляет. Поэтому, на наш взгляд, приказ о СУОТ предприятия может быть выпущен:

  1. как отдельное распоряжение;
  2. вводить в действие разработанную для организации с учетом ее специфики СУОТ.

Безусловно, данный документ подписывает глава предприятия, поскольку именно на нем лежит обязанность создать и ввести в оборот адекватную систему управления охраной труда.

Приказ о внедрении СУОТ: образец

Состав реквизитов приказа о введении СУОТ можно поделить на общие и специальные (см. таблицу).

Общие реквизиты Название предприятия
Дата
Номер приказа
Название приказа
Подпись руководителя с расшифровкой
Кто будет контролировать выполнение данного приказа
Специальные реквизиты Распоряжение об утверждении СУОТ
Кто отвечает за охрану труда в организации
Кто отвечает за внедрение СУОТ в жизнь и разработку сопутствующей документации
Печать на приказе о СУОТ – не обязательный элемент даже при ее наличии. Зависит от того, как организован документооборот.

Далее представлен образец приказа о СУОТ . Зеленым маркером мы пометили те позиции, которые каждому предприятию придется раскрыть по-разному в зависимости от вида деятельности и прочих факторов.