Свидетельство о предпринимательской деятельности. Свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя

Свидетельство о государственной регистрации – главный документ предпринимателя, который подтверждает его право заниматься бизнесом. Без него бизнесмен не имеет права осуществлять предпринимательскую деятельность, не сможет открыть расчетный счет или оформить лицензию. Ведение дел при отсутствии этого удостоверения ведет к уголовной ответственности.

Чтобы избежать проблем с законом, нужно обязательно получить свидетельство или восстановить его, если оно было утеряно. Тем более что сделать это нетрудно.

Первый шаг при оформлении свидетельства – подготовка заявки и удостоверений.

Для регистрации ИП в отделение Федеральной налоговой службы предоставляем:

  1. Один экземпляр заявления по форме Р21001, которое состоит из 5-и страниц.
  2. Копию идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) или заявление на выдачу ИНН при отсутствии.
  3. Копию паспорта.
  4. Оплаченную квитанцию на сумму 800 рублей в качестве госпошлины.

За готовым подтверждением придется прийти повторно.

Копии необязательно заверять у нотариуса в том случае, если заявитель лично приносит бумаги в ФНС и подтверждает их подлинность оригиналами.

Если будущий предприниматель выбрал упрощенную систему налогообложения, то дополнительно к указанным документам предоставляют заявление о переходе на УСН.

Иностранные граждане, желающие открыть в России бизнес, обязаны принести в налоговую копию вида на жительство.

Дубликаты остаются в налоговой и не возвращаются заявителю даже в случае отказа в регистрации ИП.

Собранный пакет документов для получения свидетельства можно подать в одну из двух организаций:

  1. Отделение Федеральной налоговой службы по месту прописки.
  2. Региональный многофункциональный центр госуслуг (МФЦ).

Совет! Уточните часы приема граждан, прежде чем идти подавать заявление, чтобы не пришлось приходить повторно.

Иногда предприниматель не может сделать это лично.

В таком случае нужно заверить копии у нотариуса и отправить их любым удобным способом:

  • по почте заказным письмом;
  • через интернет;
  • с помощью посредника.

Получение свидетельства

Согласно закону решение о государственной регистрации ИП или об отказе в выдаче свидетельства принимается в течение 5 дней.

Этот срок увеличивается еще на 5 дней в том случае, если у гражданина оформляющего ИП, не было ИНН и номер налогоплательщика присваивается ему вместе со свидетельством.

По истечении положенного времени предприниматель получает ряд документов:

  1. Свидетельство о государственной регистрации с указанием ОГРНИП по форме Р61001.
  2. Уведомление о постановке на учет в налоговой.
  3. Уведомление о регистрации в отделении Пенсионного фонда по месту жительства.

Важно! Надо обязательно проверить данные, указанные в свидетельстве. Если выданный документ будет содержать ошибку и это обнаружиться через некоторое время, предпринимателя могут обвинить в предоставлении ложных данных и выписать штраф.

Содержание и внешний вид документа

Свидетельство печатается на специальной гербовой бумаге с несколькими элементами защиты для исключения подделок.

В нем указываются:

  • серия и номер;
  • ФИО ИП;
  • дата регистрации;
  • персональный номер в ЕГРИП;
  • наименование отделения инспекции, выдавшей документ;
  • ФИО сотрудника, утвердившего законность свидетельства.

По номеру ОГРНИП легко получить информацию о деятельности предпринимателя. Для этого на сайте ФНС разработали специальную форму.

В некоторых случаях на документе сразу два номера. Это внутренняя информация налоговой службы, которая фиксирует внесение изменений в личные данные предпринимателя, чтобы и дальше поддерживать актуальность.

Свидетельство относится к бессрочным документам и действует до заявления бизнесмена о прекращении предпринимательской деятельности.

Назначение документа

Бумаги, полученные в налоговой, постоянно используются в работе предпринимателя. Особо аккуратные бизнесмены даже заказывают дубликат, который показывают при необходимости подтверждения их права вести деятельность.

Проверить свидетельство могут:

  1. При заключении договоров.
  2. При сдаче отчетов.
  3. По запросу проверяющих организаций.

По номеру можно установить личность предпринимателя, дату создания фирмы, сферу деятельности.

Это интересно! У начинающих бизнесменов часто возникает вопрос: «Можно ли зарегистрировать два ИП на одного человека». Поскольку статус индивидуального предпринимателя присваивается физическому лицу, а не фирме, как думают многие, то регистрация двух ИП невозможна и бессмысленна. При необходимости расширить сферу деятельности бизнесмен может добавить соответствующий код по ОКВЭД.

Повторное получение

Законодательством предусмотрены ряд случаев, при которых допускается получение свидетельства повторно:

  • изменение ФИО;
  • смена пола;
  • внесение поправок в информацию о дате и месте рождения;
  • потеря документа.

Полезно знать! Смена места жительства не является причиной для повторной выдачи. Вести бизнес можно в любом регионе России вне зависимости от места регистрации ИП. Потребуется только встать на учет в отделении ФНС по новому месту пребывания.

Повторно выдается только бланк свидетельства о регистрации, реквизиты документа остаются прежними.

Чтобы получить дубликат предприниматель должен:

  1. Прийти в отделение ФНС.
  2. Сделать соответствующий запрос.
  3. Оплатить госпошлину.

Сумма госпошлины за повторную выдачу свидетельства составляет 20% от величины платежа за первоначальную регистрацию ИП. Для граждан, оформивших ИП до 30 января 2010 года, начисление по квитанции – 80 рублей. Тем, кто открыл бизнес после этой даты, восстановление обойдется в 160 рублей.

Замена документа

Многих предпринимателей интересует вопрос о том, требуется ли замена свидетельства о регистрации в случае переезда в другой регион и дальнейшего осуществления там своей коммерческой деятельности. В данном случае необходимость в замене документа отсутствует, так как согласно законодательству ИП действует на основании свидетельства без ограничений на всей территории России. А вот на налоговый учёт придётся встать по основному месту ведения бизнеса.

Замену свидетельства иногда всё же приходится производить при его повреждении или безвозвратной утере. Важно, чтобы причина порчи была неумышленной и весомой (пожар или затопление места хранения), а не простой вашей халатностью. В противном случае проще обращаться в налоговые органы с прошением о замене, сославшись на утерю документа.

Хранение документа о регистрации

Чтобы документ сохранил опрятный внешний вид, и вам не пришлось обращаться в соответствующие органы с просьбой получить дубликат его нужно хранить надлежащим образом. Для этого достаточно поместить его в прозрачный файл или жёсткую папку. А вот необходимости в ламинировании свидетельства нет, так как нанесённая плёнка препятствует снятию качественных копий. Да и налоговые органы относятся к данному способу защиты негативно, потому что это препятствует распознаванию того подлинник ли документа находится перед вами.

Хранить оригинал свидетельства лучше в надежном месте, а не выставлять или вешать на стену на всеобщее обозрение. Ведь при случайной пропаже вас ожидает процедура его восстановления в связи с утерей, которая повлечёт ненужные временные затраты. Чтобы демонстрировать клиентам наличие у вас разрешения на ведение предпринимательской деятельности, подтвержденное свидетельством, достаточно снять с него цветную копию и разместить её на видном месте.

Сдача свидетельства

Закрыть свидетельство о регистрации можно:

  • по заявлению гражданина;
  • по решению суда;
  • в связи со смертью бизнесмена;
  • для зарубежных гостей по истечении срока разрешение на работу.

Свидетельство сдается только в процессе полного прекращения деятельности.

В случаи отказа сдать свидетельство при прекращении деятельности документ признается недействительным. Бизнес на основании такого документа будет признан незаконным, бизнесмен понесет ответственность.

Подведем итоги. Свидетельство о регистрации ИП – главный документ предпринимателя.
Для получения этой бумаги бизнесмен должен собрать необходимый пакет документов и отнести его в ФНС или МФЦ.

Копии не возвращаются даже в случае отказа. Срок получения – 5 дней, если нет иных, продлевающих это время, обстоятельств.

По номеру ОГРНИП можно узнать важную информацию об индивидуальном предпринимателе.

Получить свидетельство повторно можно, сделав запрос в налоговую и оплатив государственную пошлину. Сдача свидетельства осуществляется в процессе прекращения предпринимательской деятельности.

Официальным документом, подтверждающим статус самозанятого гражданина, является свидетельство о регистрации ИП. Это заключительный аккорд, завершающий процесс регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Свидетельство о регистрации ИП является документом, подтверждающим факт государственной регистрации, и содержит номер ОГРНИП, дату государственной регистрации. Он применяется для идентификации предпринимателя и используется при заполнении отчетности. Также он свидетельствует о праве конкретного физического лица заниматься деятельностью, приносящей доход.

В этой статье мы расскажем, для чего необходимо такое свидетельство, какую информацию оно содержит, как и кем выдается, какие документы необходимы для его получения.

Кто и когда выдает свидетельство о регистрации ИП

Если раньше такое свидетельство выдавали во время всех видов регистрации (регистрация ИП, внесении изменений в персональные сведения и т.п.), то с 4 июля 2013 года вступил в силу федеральный закон, согласно которому свидетельство о регистрации ИП выдается только при внесении записи о регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей в Единый государственный реестр (ЕГРИП).

Выдача свидетельств о государственной регистрации ИП производится представителем ФНС Российской Федерации в той налоговой службе, куда подавалось заявление на получение данного документа.

Документы, необходимые для получения свидетельства

Для того чтобы получить свидетельство о регистрации ИП, необходимо подать Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме Р 21001 с указанием сведений (номер) с приложением пакета документов:

  • и оригинал заявителя.
  • Квитанция об уплате госпошлины (ее размер составляет 800 рублей).
  • Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения (УСН) предоставляется по усмотрению заявителя.
  • Один из документов, подтверждающих адрес места жительства физического лица, если в паспорте не указан адрес регистрации (свидетельство о временной регистрации, справка, домовая книга). Копия и оригинал.
  • иностранного гражданина (для лиц, имеющих этот документ). Копия и оригинал.
  • Разрешение на временное проживание (для иностранцев, имеющих этот документ). Копия и оригинал.
  • Паспорт иностранного гражданина (нотариально заверенные копии всех страниц с переводом).

Также в налоговой инспекции могут потребовать . Необходимость этого документа появляется в том случае, если в паспорте не указаны сведения о дате и месте рождения заявителя.

В том случае, если свидетельство планируется получить по , как резидентам Российской Федерации, так и иностранцам необходимо предоставить дополнительные документы:

  • Простую доверенность, которая оформлена на МФЦ (предоставляется оригинал).
  • Нотариально заверенная доверенность на официального представителя заявителя (также предоставляется в оригинальном виде).

Информация, содержащаяся в свидетельстве о регистрации ИП

Каждый такой документ обязательно содержит:

  • фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя;
  • наименование органа, осуществившего государственную регистрацию;
  • регистрационный номер индивидуального предпринимателя в ЕГРИП;
  • дату проведения государственной регистрации физического лица в качестве ИП.

Свидетельство о государственной регистрации ИП обязательно должно быть удостоверено подписью уполномоченного лица и печатью подразделения Федеральной налоговой службы.

Важно помнить, если у предпринимателя нет идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), то во время прохождения процесса регистрации ИНН присваивается ему автоматически. После выдачи налоговой службой свидетельства о регистрации ИП в соответствующей базе данных проводится обязательная постановка на учет. В этом случае должен быть оформлен документ по форме 09-2-2, а также приложено Уведомление о проведенной постановке на учет по месту жительства по форме 09-2-3.

Как свидетельствует практика, чтобы получить свидетельство о регистрации ИП, затрачивается сравнительно немного времени, тем более, если вы предварительно обратитесь в соответствующий налоговый орган для получения консультации по вопросу сбора необходимых документов.

Осуществлять индивидуальную деятельность в сфере предпринимательства физическое лицо может только после постановки на налоговый учет. При этом обязательно требуется приобретение свидетельства о государственной регистрации.

Без данного свидетельства бизнесмен не может заключать договора, совершать финансовые сделки, получить нужную лицензию или патент. Бизнес-деятельность без свидетельства о регистрации ИП уголовно наказуема.

Что это такое

Свидетельство о регистрации ИП — документ, который удостоверяет прохождение индивидом процедуры постановки на учет в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя. Непременным реквизитом свидетельства является уникальный номер.

Его нужно указывать в любой документации, касающейся деятельности. В том числе номер указывается в налоговых отчетах и отчетности во внебюджетные фонды.

Получить регистрационное свидетельство ИП может:

  • гражданин РФ;
  • лицо с иностранным гражданством, временно либо постоянно живущее на территории РФ;
  • лицо без гражданства, являющееся временным либо постоянным жителем России.

Примечательно, получить данный документ может даже несовершеннолетний гражданин. Для этого достаточно предъявить один из следующих документов:

  • нотариально подтвержденное согласие от родителей;
  • разрешение от органов опеки и попечительства;
  • свидетельство о заключении брака (гражданин, вступивший в брак до восемнадцати лет, считается эмансипированным, то есть обладающим полной гражданской ответственностью);
  • определение суда о признании несовершеннолетнего лица абсолютно дееспособным.

Запрещено получение повторного свидетельства ИП, если:

  • субъект уже зарегистрирован как индивидуальный предприниматель. Двойная регистрация воспрещена, при изменении отдельных данных таковые заносятся в имеющийся документ. Но в то же время закон не воспрещает завершить деятельность и затем сняться с учета, а потом снова подать документы на регистрацию. Интервал между данными действиями не уточнен;
  • по решению суда субъекту воспрещено вести коммерческую деятельность определенное время и этот срок еще не кончился;
  • существование ИП прекращено принудительно и с момента прекращения прошло менее года;
  • субъект объявлен банкротом как несостоятельный должник и с момента признания банкротства прошло меньше года;
  • лицо имеет судимость за преступления против общества и при этом планирует вести деятельность, связанную с оказанием услуг в сфере воспитания или образования несовершеннолетних.

Государственные и муниципальные служащие по закону не вправе заниматься коммерческой деятельностью. Тем не менее, это не запрещает им получить свидетельство ИП, рискуя возникновением неприятностей по месту службы.

Как выглядит

Оформляется свидетельство о регистрации физического лица как индивидуального предпринимателя по форме Р61001.

Обязательные реквизиты свидетельства о государственной регистрации ИП это:

  • Ф.И.О. бизнесмена;
  • серия и номер документа;
  • дата выдачи;
  • название регистрирующего органа, выдавшего документ;
  • основной государственный регистрационный номер ИП (ОГРНИП);
  • должность полномочного представителя регистрирующего органа и подпись его;
  • печать ФНС.

На свидетельстве должны присутствовать все необходимые подписи и печати. При отсутствии оных предприниматель не вправе законно осуществлять свою деятельность. Изготавливается свидетельство на особом бланке, обладающем несколькими уровнями защиты. Это делает невозможной его подделку.

Для того чтобы функционировать полноценно как экономический субъект, предприниматель должен иметь свидетельство о государственной регистрации ИП.

Кроме того обязательно наличие таких документов как свидетельство о присвоении ИНН налогоплательщика и выписки из ЕГРИП. При отсутствии этих документов любая деятельность признается незаконной.

Как получить

До 4.07.2013 свидетельство ИП выдавалось при любых видах регистрации, как то:

  • создание ИП и юридического лица;
  • изменение сведений о субъекте экономической деятельности;
  • реорганизация;
  • ликвидация;
  • прекращение деятельности ИП.

Приказ ФНС РФ от 13.11.2012 «Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРИП или ЕГРЮЛ» несколько изменил порядок.

Теперь свидетельство ИП выдается только в случае внесения первичной записи в ЕГРИП, то есть при регистрации. Документ выдается налоговыми органами сразу после завершения регистрационной процедуры.

Для получения свидетельства ИП необходимо предоставить в ФНС:

  • заявление на госрегистрацию физлица как индивидуального предпринимателя, составленное по форме . При наличии ИНН необходимо указание оного;
  • паспорт заявителя. При этом сдается копия. Но предъявить понадобится и оригинал;
  • квитанция об оплате госпошлины в оригинале;

  • о переходе на упрощенный режим налогообложения (УСН). Документ не обязательный. Требуется, если предприниматель планирует вести деятельность по упрощенке;
  • документы, подтверждающие адрес места проживания физического лица — свидетельство о временной регистрации, домовая книга, паспорт с регистрацией. Сдаются копии, предъявляются оригиналы;
  • вид на жительство или разрешение на проживание (для лиц без гражданства или с иностранным гражданством). Необходимы копия и оригинал;
  • оригинал и ксерокопия свидетельства о рождении. Требуется при отсутствии в паспорте заявителя сведений о дате и месте рождения;
  • паспорт лица с иностранным гражданством. Если документ составлен не на русском языке, то требуется предоставление всех важных страниц паспорта в русском переводе. Все копии и переведенные страницы должны быть нотариально заверены.

В случае, когда заявитель обращается не лично, а через представителя, требуется дополнительно предоставить:

  • простую доверенность на МФЦ в оригинале;
  • нотариально заверенную доверенность на представителя заявителя, оригинал.

Подготовленный пакет документов можно подать:

  • при личном обращении в налоговую инспекцию;
  • посредством почтовой пересылки в виде ценного письма с описью вложения.

Процесс рассмотрения заявки и регистрации занимает пять рабочих дней. Спустя этот срок гражданин получает свидетельство ИП либо отказ в регистрации с обоснованием причин.

При краже либо потере документа предпринимателю придется представить справку, подтверждающую отсутствие собственной вины в данной ситуации. Налоговая инспекция выдает дубликат документа.

Менять свидетельство о регистрации ИП в случае переезда нет необходимости. Документ действителен на всей территории РФ. Достаточно встать на учет по новому адресу ведения деятельности.

Но при этом стоит учесть, что отдельные патенты и лицензии действительны лишь в определенном регионе. В таком случае может потребоваться получение новой лицензии или разрешения на ведение деятельности.

На какой срок выдается

Нельзя просто прекратить предпринимательскую деятельность и посчитать ИП ликвидированным. Свидетельство о регистрации относится к бессрочным документам.

То есть действительно оно до той поры, пока сам предприниматель не прекратит деятельность в официальном порядке. Для этого потребуется подача соответствующего заявления в налоговые органы.

После проверки ИП на наличие задолженностей перед бюджетом в ЕГРИП будет занесена запись об окончании деятельности ИП. Только после этого свидетельство считается недействительным.

Закрыть ИП допустимо даже при наличии долгов перед разнообразными фондами или кредиторами. Но долги предпринимателя при этом не аннулируются. Должнику придется погасить денежные обязательства, но уже в качестве физического лица.

Где можно просмотреть номер свидетельства о регистрации ИП

При оформлении большинства сделок, для получения кредита в банке, для участия в аукционах и тендерах обязательно требуется номер регистрационного свидетельства ИП.

При наличии документа узнать данный номер не сложно. Цифровая комбинация расположена в нижнем правом углу документа, непосредственно после обозначения серии.

Но если по какой-то причине осмотреть свидетельство ИП не является возможным? Узнать необходимый номер документа можно и в этом случае.

Можно пользоваться одним из возможных вариантов:

  1. Обратиться в территориальную службу ФНС и заказать получение выписки из ЕГРИП. Код, указанный на выписке и является порядковым номером ИП в государственном реестре.
  2. Посетить официальный сайт налоговой службы. Предприниматель должен зарегистрироваться предварительно и авторизоваться. Здесь нужно заполнить и отправить электронную заявку-запрос.

Правом на запрос номера свидетельства обладает только сам индивидуальный предприниматель либо законный его представитель, действующий на основе нотариальной доверенности.

Что делать, если потеряли

При порче, краже, потере документа необходимо обратиться в территориальное отделение ФНС.

Здесь потребуется представить:

  • заявление, составленное в произвольной форме, о выдаче дубликата потерянного или испорченного документа;
  • оригинал квитанции об уплате госпошлины. Размер пошлины составляет 200 рублей при обычном восстановлении. Для срочного восстановления потребуется заплатить пошлину в 400 рублей.

Дубликат регистрационного свидетельства будет выдан в продолжение пяти рабочих дней. При заказе срочной процедуры дубликат выдается на следующий день. Важно, что получить дубликат документа вправе только сам заявитель. Получение по доверенности, даже официальной, невозможно.

Нужно ли менять при смене фамилии

Замена регистрационного свидетельства ИП требуется при видоизменении сведений, показанных в самом документе.

То есть меняется документ при:

  • смене Ф.И.О.;
  • смене половой принадлежности;
  • изменению даты и места рождения.

По факту меняется документ только при смене фамилии. Все остальные причины хоть и считаются вескими аргументами, но встречаются крайне редко. Если меняются иные данные, к примеру, адрес регистрации по месту жительства, то менять документ не потребуется.

Когда предприниматель решает поменять вид осуществляемой деятельности (смена кода ОКВЭД), то следует проинформировать об этом ФНС.

Для этого подается заявление по форме и сопровождающая документация (ИНН, ОГРНИП). Видоизменения заносятся в ЕГРИП, а свидетельство остается прежним.

При смене Ф.И.О. предприниматель должен подать в регистрирующие органы:

  • заявление Р24001;
  • копию ИНН либо заявление об оформлении свидетельства на новую фамилию;
  • копию паспорта;
  • копию регистрационного свидетельства ИП;
  • копию документа, подтверждающего смену фамилии (свидетельство о браке или другой документ).

При этом заявление Р24001 заполняется точно так же как и заявление Р21001. Порядок подачи документов, их рассмотрения и получения свидетельства аналогичен процедуре первичной регистрации.

Полученное свидетельство о государственной регистрации ИП надобно в течение всей деятельности предпринимателя.

Его потребуется предъявлять в любых государственных структурах, при заключении договоров, при взаимодействии с партнерами или покупателями.

При необходимости можно использовать копию. Но в этом случае используемая копия свидетельства ИП должна быть нотариально заверена.

Видео: Регистрация ИП своими силами

Как выглядит свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя? Этот вопрос волнует многих, поскольку с 2017 года произошли существенные изменения в официальных бланках при открытии ИП. С указанного периода, а именно с 01.01.17 г., налоговые органы более не выдают свидетельство о госрегистрации ИП , заменив этот привычный документ на лист записи из ЕГРИП.

Как изменилось свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя

Ранее свидетельство о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя выдавалось всем гражданам при открытии ИП. Документ имел форму Р61001 и действовал на основании Приказа Правительства № 439 от 19.06.02 г. (Приложение 22). С 2013 года форма изменилась на Р61003 по Приказу № ММВ-7-6/843@ от 13.11.12 г. (Приложение 3). Однако 12.09.16 г. ФНС утвердила Приказ № ММВ-7-14/481@, которым отменила и предыдущий приказ, введя в действие лист записи в ЕГРИП по форме Р60009.

Таким образом, свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве ИП более не оформляется, но все прежние, уже выданные, документы сохраняют свою законную силу, узаконивая правовой статус предпринимателя. Бланком, подтверждающим факт регистрации гражданина в реестре, является лист записи, который содержит все основные сведения о физлице и рабочих видах деятельности. Здесь же указывается № ОГРНИП, дата внесения записи (открытия ИП) и обязательные показатели. Привычное свидетельство о гос регистрации ИП физлицу теперь не выдаст ни одна налоговая, этот документ канул в прошлое.

Как изменилось свидетельство о постановке на учет индивидуального предпринимателя

Нововведения коснулись и такой формы, как свидетельство о постановке на учет ИП . Бланк является еще одним важным регистрационным документом предпринимателя, поскольку содержит данные об ИНН физлица и подлежит переоформлению при смене адреса проживания. Это свидетельство введено в действие актуальным Приказом ФНС № ЯК-7-6/488@ от 11.08.11 г. и пока не отменено. Но печатают документ не на специальном бланке с голограммой, а на обычной бумаге формата А4.

Почему же изменился прежний порядок налогового документооборота, а свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя более не выдается? Причина указана в Приказе № ММВ-7-14/481@, где сказано, что новый регламент утвержден в целях повышения эффективности процедуры регистрации хозяйствующих субъектов. Столь размытая формулировка, по-видимому, означает необходимость в экономии средств в связи с упрощением документооборота, а также ускорение регистрационных действий при открытии или ликвидации бизнеса.

Как бы то ни было, на практике для налогоплательщиков ничего не меняется. Как раньше бизнесмен вел законную деятельность, а подтверждением этого выступало свидетельство о госрегистрации ИП, так и теперь работа осуществляется согласно официальным бумагам. Только вместо ф. Р61003 выдается лист записи ф. Р60009. Если же гражданин открыл собственное дело до 01.01.17 г., в этом случае создан индивидуальный предприниматель, действующий на основании свидетельства. Так как уже выданная документация продолжает действовать, обновлению подлежат только бланки с 2017 г.

Как восстановить свидетельство ИП

А что делать тем физлицам, кто утратил свидетельство индивидуального предпринимателя? Можно ли получить дубликат этого документа? К кому обращаться и какие сведения предоставить? Как таковое восстановление свидетельства ИП, то есть получение повторного бланка, невозможно, поскольку нормативно-правовой акт, утвердивший форму, уже отменен. Но не спешите расстраиваться, в оформлении свидетельства нет никакой необходимости. Если документ утрачен, нужно запросить выписку из ЕГРИП.

Запрос делается в письменной форме, по обращению в ИФНС налогоплательщика или его представителя. Или же можно получить выписку на сайте налоговой инспекции, в соответствующем разделе. Документ, заверенный электронной подписью налоговиков, будет иметь полную юридическую силу. Таким образом, свидетельство предпринимателя более не нужно требовать и у контрагентов для проверки благонадежности поставщиков товаров или услуг. В качестве подтверждающей законную деятельность формы также будет выступать лист записи из единого реестра.

Свидетельство о регистрации ИП - как выглядит

Как уже говорилось ранее, старое свидетельство о государственной регистрации ИП, образец формы Р61003 выложен чуть ниже, по-прежнему имеет юридическое действие, если уже было выдано при открытии предпринимательства. Какая информация отражается в этом документе? Приложение 3 Приказа № ММВ-7-6/843@ от 13.11.12 г. содержит подробный ответ. Прежде всего, подобный документ распечатан не простой бумаге, а специальной, с несколькими степенями защиты - голограмма, рисунки и знаки, герб РФ, индивидуальные номер и серия и т.д. Кроме того, в бланке указывается основная регистрационная информация о предпринимателе.

Свидетельство индивидуального предпринимателя - обязательные реквизиты:

    Точные и полные ФИО гражданина, отчество приводится только при его наличии.

    Присвоенные ОГРНИП и дата записи о получении статуса предпринимателя.

    Наименование территориального подразделения налоговых органов, проводящих регистрацию ИП.

    Дата выдачи формы и печать ИФНС.

    Личная подпись ответственного лица - проставляется с указанием должности и ФИО инспектора.

Обратите внимание! Серия и № свидетельства всегда состоят из 2 цифр (для серии) и 9 (для номера). При этом такие данные являются индивидуальными, присваиваются каждому предпринимателю отдельно и не могут повторяться ни при каких обстоятельствах.

В каких случаях требуется свидетельство о регистрации ИП

Этот бланк наравне с заменившим его листом записи является основным документом, подтверждающим факт регистрации гражданина в статусе ИП. Согласно нормам гражданского законодательства каждый человек вправе заниматься предпринимательством, без обязательного открытия юрлица, но при условии государственной регистрации в контрольных органах. Случаи нелегальной деятельности караются штрафными санкциями по уголовному и административному законодательству. Поэтому перед тем, как приступать к развитию собственного бизнеса, требуется официально зарегистрироваться в госорганах.

Кроме того, только с предъявлением свидетельства предприниматель сможет оформить лицензии и разрешения при ведении определенных видов деятельности, открыть расчетный счет и получить кредиты в банках, заказать изготовление печати, сдать отчетность, заключить договора с надежными партнерами и пр. Коротко говоря, выданный налоговой инспекцией документ о госрегистрации ИП - это официальное подтверждение законности вашего бизнеса.

Мы многое рассказали о том, как выглядит эта форма, далее приведены примеры образцов для всех видов обсуждаемых бланков - от Р61001 до Р60009. Внимательно изучите фотографии, чтобы точно знать, как оформляются документы по законодательным нормам и не столкнуться с подделкой.

Свидетельство ИП - образец

Рассмотрим, как выглядит свидетельство ИП - фото приведены для всех возможных форм. Начнем с бланка ф. Р61001 по Приказу №439 от 19.06.02 г. Как видно на фотографии этот документ содержит основной регистрационный № созданного предпринимателя, дату внесения соответствующей записи в ЕГРИП, наименование контрольного госоргана, подпись, ФИО и должность ответственного инспектора налоговой службы. Форма распечатана на специальном бланке, защищена всеми возможными способами и отмечена серией и номером. Именно такая форма выдавалась гражданам при создании ИП ранее.

Рисунок № 1 - свидетельство по ф. Р61001.

На смену ф. Р61001 пришла форма Р61003 по Приказу № ММВ-7-6/843@ от 13.11.12 г. Этот документ в принципе мало чем отличается от своего предшественника, что можно видеть на рисунке № 2. Также здесь указан регистрационный номер (ОГРНИП) физлица в статусе предпринимателя, дата внесения записей в реестр, наименование территориального подразделения ИФНС, должность и ФИО ответственного сотрудника, а также его личная подпись. Добавлена строка для даты выдачи ф. Р61003. Документ распечатан на специальной бумаге с голограммой и прочими уровнями защиты.

Рисунок № 2 - свидетельство по ф. Р61003.

Наконец, рассмотрим, как выглядит лист записи ф. Р60009, актуальный при регистрации предпринимателей с 01.01.17 г. Этот документ составлен на обычной бумаге, без каких-либо специальных степеней защиты, но также содержит все необходимые реквизиты, включая запись о приобретении гражданином статуса ИП. В первую очередь это подтверждается основным регистрационным номером (ОГРНИП), датой внесения такой записи, наименованием территориальной налоговой службы. Отдельно приводятся личные данные о физлице.

Рисунок № 3 - лист записи по ф. Р60009.

Для чего нужно свидетельство о закрытии ИП

Если предприниматель прекращает свою деятельность, как сдать свидетельство ИП ? И нужно ли предоставлять этот документ в регистрирующий орган? Чтобы закрыть собственный бизнес, физлицу необходимо выполнить ряд обязательных действий, одно из которых включает подачу пакета документации в налоговую инспекцию. В такой перечень входит предоставление копии регистрационных свидетельств о факте открытия ИП. После того, как соблюден регламент юридической процедуры, гражданин получает «на руки» документы о закрытии ИП.

С 2017 года, как и при создании предпринимательства, прекращение деятельности ИП подтверждается оформлением листа записи ф. Р60009. Только в отличие от регистрации открытия бизнеса при его закрытии делается иная запись - об исключении физлица из Единого Реестра (ЕГРНИП). С момента отражения такой записи предприниматель официально считается прекратившим свою деятельность, но все неисполненные обязательства переходят к физлицу. Поскольку согласно стат. 24 ГК гражданин несет полную ответственность по долгам, возникшим в результате его коммерческой деятельности.

Вывод - мы разобрались, что права ИП, действующего на основании свидетельства, и ИП, действующего на основании листа записи, одинаковы, потому что два этих документа - равноценны. На приведенных фотографиях видно, в чем состоят отличия и сходства между унифицированными формами, актуальными ранее и сейчас. Основная разница заключается в прекращении использования специальных бланков с голограммами, но юридическая сила документов от этого не уменьшилась.

Свидетельство о регистрации ИП является основным документом индивидуального предпринимателя, который подтверждает, что коммерческая деятельность ведется на законных основаниях. Свидетельство необходимо бизнесмену всегда и везде. Именно на этом документе находятся все основные реквизиты ИП, а также уникальный номер предприятия. Однако зачастую случаются ситуации, когда документа нет на руках, и тогда возникает вопрос, как узнать номер свидетельства о регистрации ИП? Какую процедуру необходимо пройти, чтобы получить свидетельство о регистрации индивидуального предприятия и где его получить?

Деятельность физического лица, работающего в качестве индивидуального предпринимателя невозможна без прохождения государственной регистрации в соответствующих органах. В противном случае коммерческая деятельность будет считаться незаконной. Свидетельство о государственно регистрации индивидуального предприятия является основным документом, подтверждающим законность Вашей деятельности. Свидетельство о регистрации ИП будет выдано предпринимателю после того как завершена процедура регистрации, а данные о предприятии поступят в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

На каждом документе, подтверждающим факт регистрации индивидуального предприятия находится уникальный код. Именно этот код является основным реквизитом любого предприятия. Он должен быть отражен на любых отчетных документах или бумагах, которые относятся к деятельности ИП. Без свидетельства о регистрации Вашего предприятия невозможно подписание каких-либо договоров или контрактов с партнерами.

До 1 января 2017 года Свидетельство о государственной регистрации индивидуального предприятия оформлялось на плотном желтом листе бумаги формата A4, по форме P61001. На документе присутствовала следующая информация:

  1. ФИО физического лица, зарегистрированного в качестве ИП.
  2. Дата выдачи документа.
  3. Основной регистрационный номер индивидуального предприятия ОГРНИП.
  4. Наименование органа налоговой службы, в котором выдано свидетельство.
  5. ФИО и подпись уполномоченного сотрудника ФНС.
  6. Гербовая печать регистрирующего органа.

Данный документ не имел срока годности. Для того чтобы аннулировать свидетельство предпринимателям необходимо сообщать об этом налоговую службу письменным заявлением.

Начиная с 1 января 2017 года, Федеральная налоговая служба больше не выдает физическим лицам Свидетельство о регистрации ИП. Этот документ полностью отменен. Вместо него теперь выдается Лист Записи ЕГРИП. До этого нововведения предприниматели, после успешного прохождения процесса регистрации своего бизнеса, вместе со свидетельством о регистрации поучали Выписку из ЕГРИП. На сегодняшний день формат этого документа изменен и именно он является основным документом ИП. Вся информация о деятельности предприятия, которая была на Свидетельстве о регистрации, на сегодняшний день отражена в Листе записи. Номер ОГРНИП также находится на этом документе.

На сегодняшний день Лист записи необходим при подписании договоров с партнерами. Для создания расчетного счета в банке, а также для того, чтобы официально трудоустроить наемных рабочих. Так как на этом документе находятся сведения о реквизитах предприятия.

Не редко происходят случаи, когда необходимо номера нет под рукой, а вписать номер свидетельства нужно прямо сейчас. Для того чтобы узнать номер Свидетельства о регистрации индивидуального предприятия возможно два варианта:

  • обратиться в налоговую службу и заказать выписку;
  • пройти регистрацию на официальном портале ФНС и узнать уникальный номер своей компании.

Где получить свидетельство о регистрации ИП?

Для того чтобы получить документы, свидетельствовавшие о прохождении государственной регистрации индивидуального предприятия, физическому лицу необходимо обратиться в регистрирующий орган. На сегодняшний день пройти регистрацию можно в отделении налоговой службы по месту регистрации, а также в многофункциональном центре. С 2018 года Правительство Российской Федерации и вовсе хочет исключить из деятельности сотрудников налоговых органов регистрацию индивидуальных предпринимателей. .

На сегодняшний день, для того чтобы получить свидетельство о регистрации индивидуального предприятия необходимо обратиться в налоговый орган по месту регистрации. Однако стоит отметить, что не каждый налоговый орган может заниматься подобной работой. Для того чтобы узнать в каком отделении ФНС Вам необходимо регистрировать свой бизнес, Вы можете воспользоваться официальным сервисом налоговой службы . Воспользовавшись специальной формой, после ввода личных данных, Вы получите точные реквизиты налогового органа, в котором Вам необходимо регистрировать свое предприятие.

Где получить свидетельство о регистрации ИП для иностранных граждан, а также гражданам, проживающим по временной прописке, или без постоянной регистрации?

Вести бизнес на территории Российской Федерации могут также и граждане другой страны. Для того чтобы им начать вести коммерческую деятельность необходимо обратиться в налоговый орган по местожительству. При успешной регистрации иностранные граждане также получают документы о регистрации индивидуального предприятия. Единственным отличием будет то, что свидетельствующие документы будут иметь срок годности. Срок действия истечет вместе со сроком действия временной регистрации. Перед тем как гражданам зарубежья начинать процесс регистрации ИП, необходимо подготовить специальные документы, которые будут рассмотрены ниже.

Если у физического лица, желающего зарегистрировать индивидуальное предприятие, нет гражданства, а только временная прописка, то . Возможно, также воспользоваться официальным сервисом Федеральной налоговой службы и узнать адрес и реквизиты нужного органа. Для доказательства того, что у Вас нет регистрации, достаточно предъявить паспорт, в котором отсутствует нужный штамп.

В последнее время происходит достаточно много случаев, когда люди проживают не в том населенном пункте, в котором постоянно прописывают. Иногда они проживают даже совсем в другом регионе РФ. Вследствие этого задается частый вопрос, где в таком случае получать свидетельство о регистрации ИП? По закону регистрироваться необходимо по месту регистрации. Но это не означает, что Вам придется ехать к себе на Родину. При желании Вы можете отправить необходимые документы почтой и также почтой получить документы о регистрации предприятия. При регистрации ИП возможно также воспользоваться помощью доверенных лиц. Для этого на доверенное лицо оформляется доверенность, заверенная у нотариуса. С развитием электронного документооборота можно также зарегистрировать ИП через онлайн. Но для этого понадобиться личная электронная подпись.

Получение свидетельства о регистрации ИП онлайн

Для удобства граждан и увеличения скорости работы сотрудников налоговой службы, Вы можете открыть свое предприятие, не выходя из дома. Самым простым способом можно через официальный портал ФНС. Изначально Вам необходимо создать учетную запись, зарегистрироваться на сайте. Для тех, кто более- менее знаком с компьютером этот процесс не займет и десяти минут.

Для того чтобы зарегистрировать ИП онлайн необходимо подготовить необходимые документы, оплатить госпошлину за регистрацию, а также заполнить заявление по форме P21001. Процесс ничем не отличается от стандартной регистрации. Если у Вас нет собственной электронной подписи, то Вы просто отправляете копии всех документов, и если все хорошо, то через три рабочих дня Вам на почту придет письмо-приглашение из налоговой службы. Для того чтобы получить свидетельство о регистрации Вам необходимо взять паспорт, а также квитанцию об оплате госпошлины.

При наличии собственной цифровой подписи, отправив все необходимые документы в электронном виде, свидетельство о регистрации ИП, Вы также получите в электронном формате.

Получение свидетельства чрез портал госуслуг

Узаконить свою коммерческую деятельность можно также и через уже известный . Регистрация на портале проходит при помощи мобильного телефона или электронной почты, кому как удобно. После прохождения регистрации необходимо ввести данные своего паспорта, а также страхового свидетельства СНИЛС. После того как система проверит Ваши данные Вы сможете пользоваться некоторыми услугами. Но для того чтобы зарегистрировать ИП Вам необходимо подтвердить свою личность. Для подтверждения личности Вы можете выбрать любой из предложенных вариантов:

  • отправка кода активации по почте, занимает около двух недель;
  • подтверждение личности личным визитом в специальное учреждение;
  • использовать личную электронную подпись.

После того как Вы подтвердите свою личность, можете начинать процесс регистрации ИП. Он возможен несколькими способами:

  • личный визит в регистрирующий орган;
  • отправка документов почтой;
  • отправка документов в электронном виде.

Не важно, какой вариант Вы выберете. Необходимо также заполнить заявление, можно заполнить прямо на сайте. Оплатить госпошлину в размере 800 рублей и собрать необходимые документы. Единственное отличие, что, так как пользователь имеет подтвержденную учетную запись, при отправке документов в электронном виде получить их также можно по электронной почте.

Процесс регистрации достаточно понятен, система всегда подскажет, что делать дальше, а также не даст Вам возможности допустить ошибок.

Необходимый пакет документов

Для получения свидетельства о регистрации индивидуального предприятия физическому лицу необходимо изначально оплатить госпошлину за регистрацию, затем заполнить заявление по форме P21001 и подготовить необходимые документы. Для того чтобы получить свидетельство о регистрации ИП надо собрать следующий пакет документов:

  1. Заполненное заявление по форме P Заполняется собственноручно или в электронном виде. Бланк заявления можно взять в любом отделении налоговой службы, а также скачать в формате Excel c официального портала налоговой службы.
  2. Квитанция об оплате госпошлины за регистрации ИП. В 2017 году сумма к оплате составляет 800 рублей. Если Вы будете регистрировать ИП полностью самостоятельно, то это будет единственная денежная затрата.
  3. Паспорт. В нашей стране паспорт является основным документом личности. Если у Вас по какой-либо причине он отсутствует, сначала необходимо его получить.
  4. Номер ИНН необходим для того чтобы Вас поставили на учет в налоговом органе. Не переживайте если ИНН у Вас отсутствует, при регистрации ИП Вам его присвоят автоматически.
  5. Страховое свидетельство. СНИЛС необходимо для того чтобы поставить физическое лицо на учет в Пенсионном фонде России.
  6. В случае если в Вашем паспорте отсутствует информация о месторождении или штамп, о регистрации, необходимо представить эти документы отдельно.
  7. Если лицо, желающие получить свидетельство о регистрации ИП не достигло совершеннолетия, необходимо предоставить письменное соглашение родителей или опекунов на ведение предпринимательской деятельности.

Заключение

Для того чтобы физическому лицу получить свидетельство о регистрации ИП необходимо пройти стандартную процедуру в налоговом органе. Ведение предпринимательской деятельности без надлежащих документов может повлечь за собой штрафы, а также и уголовное наказание. Процесс регистрации ИП достаточно простой и быстрый. При регистрации ИП Вы не потеряете много денег и не потратите много сил и времени. К тому же с развитием цифровых информаций теперь все можно делать за компьютером, не покидая своего дома.