Запись в трудовой книжке: увольнение по собственному желанию. Этапы заполнения трудовой книжки

Основным документом, подтверждающим опыт работы, можно считать трудовую книжку. За верную запись об увольнении в трудовой книжке отвечает кадровик или сам наниматель. На руки человек получает ее уже после увольнения. В документе должны быть соответствующие пометки о прекращении действия договора. Выдать книжку следует в срок по закону. Иначе компанию могут оштрафовать. Расскажем о правильном оформлении ухода из компании в 2018 году.

Как правильно заполнить трудовую книжку при увольнении : общий подход

Положения Трудового кодекса о разрыве трудовых отношений, а также нормативные предписания в отношении трудовых книжек в 2018 году не подверглись изменениям. Поэтому в рамках заполнения трудовой книжки при увольнении можно смело руководствоваться правилами, которые действовали в 2017-м году.

Процедуру ухода с предприятия сопровождает формирование ряда документов.

Днем увольнения согласно трудовому законодательству принято считать последний рабочий день. Организация (ИП) должна полностью рассчитать завершившего трудовые отношения сотрудника, а также выдать ему все необходимые документы:

  • трудовую книжку;
  • справки о трудовой деятельности, размере заработка, перечисленном НДФЛ и взносах.

В обязанности нанимателя входит не только выдача человеку документов по окончании действия трудового соглашения, но и корректное оформление записи в трудовой книжке при увольнении.

При этом ранее в трудовую уже должны быть внесены данные о приеме сотрудника на вакансию. Они включают:

  • наименование работодателя (предприятия или ИП);
  • на основании чего работник приступает к обязанностям (номер приказа и его дата);
  • данные о занимаемой должности.

Сделанные ранее записи должны соответствовать фактической ситуации с работой. Затем нужно совершить внесение записи в трудовую книжку об увольнении. Прервать существующий трудовой контракт возможно, ориентируясь на приказ – основание.

Все данные в трудовой следует фиксировать:

  1. подписью кадровика (главы фирмы, который отвечает за ведение книжек);
  2. печатью организации (если она вообще есть).

Каждый раз работник должен на месте удостовериться в том, что записи в книжке полностью соответствуют действительности. Поэтому его подпись в трудовой книжке при увольнении будет свидетельствовать о том, что он:

  • согласен с зафиксированными данными;
  • книжка при расторжении договора получена своевременно.

Но указанные действия возможны, если сотрудник в последний день работы находится на предприятии. В иных случаях трудовую выдают иным способом (через коллегу, по почте) либо по письменному требованию заинтересованного лица (родственника и т. п.).

Как сделать запись об увольнении в трудовой книжке

Внесение информации о разрыве трудовых отношений обычно не вызывает больших трудностей. Имейте в виду: корректная запись не вызовет в дальнейшем дополнительных вопросов со стороны трудовой инспекции и налоговиков.

Как правило, самая распространенная причина оставления места работы – желание самого сотрудника. Образец заполнения трудовой книжки при увольнении в 2018 году подразумевает наличие следующих позиций (см. таблицу).

Заметим, что запись об увольнении в порядке перевода делают по такому же образцу. Отличие будет лишь по основанию согласно ТК РФ.

ПРИМЕР

Если необходимо внести запись об увольнении по собственному желанию, ссылаются на пункт 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации. Обратите внимание: все слова в данном случае сокращению не подлежат. Написание «п. 3 ст. 77 ТК РФ» будет расценено как ошибочное).

Когда нужно уволить сотрудника в порядке перевода, делают отсылку на «пункт 5 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации»:

Как уволить по старости

Основанием прекращения трудовых отношений может послужить и выход сотрудника на пенсию либо достижение им уважаемого возраста жизни. И такая ситуация должна быть зафиксирована в трудовой книжке.

Обращаем внимание, что увольнение по старости запись в трудовой предполагает ту же, что и при завершении трудовых отношений по личной инициативе или с согласия обеих сторон. То есть – пункт 1 статьи 77 ТК РФ.

Здесь не стоит забывать, что в таких ситуациях человек не обязан отрабатывать 2 недели для окончательного ухода из организации. День увольнения должен совпадать с датой, указанной в заявлении.

Задержка трудовой книжки при увольнении

Не всегда положенные документы при расторжении трудовых договоров могут быть выданы сотрудникам именно в последний рабочий день. То есть – день увольнения. При наличии ряда обстоятельств книжки могут поступать своим владельцам и несколько позже.

Например, при отсутствии работника по причине болезни или прогула документы выдают ему лично на основании письменного заявления в течение 3-х рабочих дней. Стоит отметить, что на этот момент отметка в трудовой книжке об увольнении уже должна стоять.

Если же лично передать книжку невозможно, то наниматель отсылает документы бывшему сотруднику почтой России. Основанием для совершения этих действий тоже должно служить письменное обращение уволенного. Отличием от обычной процедуры передачи документа на руки выступает факт того, кто расписывается в трудовой книжке при увольнении. Учитывая, что получить подпись бывшего работника в этом случае невозможно, факт увольнения фиксирует лишь работодатель.

В иных случаях задержка трудовой книжки по вине работодателя недопустима. Руководство может понести ответственность:

  • за несвоевременную выдачу документа;
  • если сделанные записи не будут соответствовать заполнению трудовой книжки при увольнении образца 2018 года.

Организации могут быть оштрафованы на сумму до 50 000 рублей по первой части ст. 5.27 КоАП РФ.

Трудовая книжка – это официальный документ, который подтверждает трудовой стаж человека. Она содержит информацию о текущем и предыдущих местах работы. Необходимость наличия этого документа заключена в информировании нового работодателя про трудовой опыт, а также в подсчете трудового стажа.

Правила заполнения трудовых книжек едины для всех. Рассмотрим их.

Общие положения

Если вы впервые устраиваетесь на работу, то трудовую можно приобрести в специализированных киосках прессы. Ее форма утверждена постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 года № 225 и кардинально не менялась.

Незаполненную книжку подают (или заводят) при первом официальном трудоустройстве. В ней отсутствуют записи, поэтому первый наниматель должен сделать первые записи.

В сотрудничества с работодателем по гражданско-правовому соглашению наличие и заполнение трудовой книги не требуется.

Трудовую во время работы оставляют в компании и не передают на руки сотруднику до момента его официального увольнения. Правила ведения трудовых книжек – это:

  1. постановление Правительства РФ от 16.04.2003 № 225;
  2. постановление Минтруда России от 10.10.2003 № 69.

Они гласят, что что все изменения в карьере (рост и понижение) фиксируют в письменном виде специалист по работе с персоналом или глава предприятия, где официально зарегистрирован сотрудник.

По нашей информации глобального пересмотра правил заполнения трудовых книжек в 2018 году не будет. Конечно, продолжают ходить слухи об их отмене, однако это лишь отдаленная перспектива.

Как делать записи

В книжку заносят все изменения относительно должностного положения сотрудника, включая повышение в категории (карьерный рост), полученные награды, переводы в другое структурное подразделение и т. п.

Все записи делают исключительно на русском языке. Дубляж записи на иностранном языке можно проводить только в случае, если работодатель зарегистрирован в национальной республике РФ, где параллельно действует свой язык.

Кроме того, правила оформления трудовой книжки обязывают проводить все записи в строгом соблюдении правил русского языка. С учетом оформления чисел, данных и нумерации, принятых в официальном документообороте.

Как указывать сведения о работнике

Первому работодателю предстоит заполнить основные данные про будущего сотрудника:

  • имя, отчество, фамилия;
  • день рождения;
  • какое образование;
  • профессия.

Эту информацию организация берет непосредственно с оригиналов или нотариальных копий предоставленных личных документов – паспорта, диплома и др. Правила внесения записи в трудовую книжку обязывают фиксировать каждую новую позицию подписями работодателя и сотрудника. После внесения всех данных и проверки информации трудовую хранят в кадровом отделе компании.

Важное дополнение: если человек изменит в процессе работы некоторые личные данные (например, фамилию и/или имя), то они должны быть сразу обновлены и в трудовой книжке по текущему месту работы.

Более того: такие сведения, как квалификация или уровень образования также должны быть дополнены в случае их обновления. Например, когда при взятии на работу человек имел высшее незаконченное, а в процессе получил диплом о высшем образовании.

Как заполнять сведения о работе

Основным разделом книжки считаются «Сведения о работе». Правила ведения и хранения трудовых книжек регулируют процесс заполнения всех необходимых данных.

Одной записи о месте работы сотрудника будет недостаточно. По действующим нормам компания должна указывать дату начала работы, должность и фиксировать последующие возможные изменения (например, перевод).

Всего в этом разделе – четыре графы, подлежащие заполнению (см. таблицу).

№ графы Что заполнять
1 Здесь фиксируют порядковый номер события. Если это первая запись, то ставит число 1.
2 Необходимо указывать точную дату события. Например, дату приема на работу.
3 Содержит самого события: место работы, должность, отдел, возможные обязанности (кратко).
4 Указывают, на основании какого документа происходит то или иное событие. Если это взятие на работу, то информацию подтверждают реквизитами соответствующего распоряжения.

Важное дополнение: в случае прохождения военной срочной службы перед устройством на работу эти данные наниматель указывает перед записями от своей организации в общем порядке. Правила ведения трудовых книжек в РФ в 2018 году обязывают документально подтверждать все карьерные события, включая прохождение военной службы. При этом документом-подтверждением выступает номер военного билета.

Согласно правилам заполнения трудовых книжек в 2018 году, если сотрудник имеет работу по совместительству, то это также можно указывать в книжке. Причем сам документ не забирают с основного места работы. Информацию про параллельное трудоустройство вносит тот работодатель, у которого в силу закона лежит трудовая книжка. Для этого не основное место работы должно отдельным документом зафиксировать всю необходимую информацию, подтверждая это подписями и печатью (при ее наличии).

Еще один раздел трудовой книжки – «Сведения о награждении». Его оформляют в порядке, описанном выше. Он так же состоит из четырех граф, порядок заполнения которых аналогичен основным сведениям о работы.

Сюда вписывают информацию о полученных грамотах, наградах (в т. ч. и государственных), званиях.

Особенности записей об увольнении

Случай ухода с основного места работы вносят в трудовую книжку отдельным событием. Правила заполнения и хранения трудовых книжек обязывают основного работодателя вписывать нужные данные по поводу причины увольнения. При этом заполняют так же все четыре графы. Про основание увольнения – третья.

Самое важное здесь – это точное основание увольнения согласно конкретной норме Трудового кодекса. В основном, это статья 77 ТК РФ и некоторые другие нормы.

Если причиной ухода из компании стали уважительные события, по которым законодательно человек может рассчитывать на поддержку со стороны государства, то это тоже отражают в книжке (например, увольнение для присмотра за ребенком).

Важные нюансы

В случае внесения неверных данных или грамматических ошибок перечеркивание недопустимо. В этом случае данную запись считают недействительной. Так и пишут:

Следует сделать аналогичную повторную с пометкой, что данные верные и соответствуют действительности

Учтите, что правила заполнения трудовых книжек обязывают вносить коррективы в случае возможного изменения:

  • названия компании (вкл. правовую форму);
  • типа печати (использование разных в одной книжке – недопустимо!).

Кстати, последнее изменение в правила ведения трудовых книжек затронуло именно печати. С 27 ноября 2016 года окончательно отменена обязанность проставлять печать, если у организации ее нет в принципе.

Если трудовая закончилась, и места для заполнения не осталось, то не нужно заводить новую. Следует лишь вшить новый вкладыш, который заполняют потом по стандартным правилам. Обязательным условием является именно вшивание вкладыша любым типом ниток. Выглядит он всегда так:

Официальное оформление трудовой книжки возможно и до достижения сотрудником совершеннолетия.

Согласно правилам хранения трудовых книжек – это бланки строгой отчетности. За ними нужен особый присмотр. Для этого утвержден специальный регистр. Ознакомиться с ним и .

А непосредственно хранить их нужно, пока сам бывший работник или его близкие родственники не заберут его трудовую.

Увольнение по инициативе работника (по его собственному желанию) - традиционно самое распространенное основание для расторжения трудового договора. Несмотря на кажущуюся простоту оформления, у специалистов нередко возникают вопросы, как правильно отразить эту запись в трудовой книжке работника. Разберем ситуации, в которых допускаются ошибки, чтобы их избегать.

Увольнение по инициативе работника

  • «уволен по собственному желанию, Трудового кодекса Российской Федерации»;
  • «уволен по инициативе работника, Трудового кодекса Российской Федерации»;
  • «трудовой договор расторгнут по собственному желанию, Трудового кодекса Российской Федерации»;
  • «трудовой договор расторгнут по инициативе работника, Трудового кодекса Российской Федерации»;
  • «трудовой договор прекращен по собственному желанию, Трудового кодекса Российской Федерации»;
  • «трудовой договор прекращен по инициативе работника, Трудового кодекса Российской Федерации».

Кроме того, любую из этих формулировок можно дополнить указанием на причины, с которыми связывается предоставление работнику льгот и преимуществ.

Вносится запись об увольнении в раздел «Сведения о работе» трудовой книжки или вкладыша в нее.

Затем все произведенные в этой организации записи заверяются подписью лица, ответственного за ведение трудовых книжек, и печатью организации.

Ниже расписывается сам работник — владелец трудовой книжки (п. 35 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225).

Обязательно ли сегодня применять инструкцию Минтруда по заполнению трудовой книжки? Да, ведь трудовая книжка – фактически документ строгой отчетности. Все действия с этим документом нужно делать, следуя инструкции по заполнению трудовой книжки. Нюансы ведения трудовых книжек в 2019 году разберем в материале статьи.

Из статьи вы узнаете:

Скачайте документы по теме:

Не пропустите: главный материал месяца от ведущих специалистов Минтруда и Роструда

Энциклопедиция по оформлению трудовых книжек "под ключ" от Системы Кадры.

Трудовая книжка - основной документ, подтверждающий трудовую деятельность

Сегодня при оформлении работнику выдается трудовая книжка , образец которой был утвержден в 2003 году. Он оформлен с учетом произошедших политических изменений - герб СССР на ней заменен гербом России. Новый бланк имеет повышенную степень степень защиты от фальсификаций:

  • листы, в количестве 44, скреплены специальным швом;
  • для изготовления используется специальная бумага с водяными знаками;
  • в ультрафиолетовом свете на листах проявляется надпись «Трудовая книжка».

Постепенно трудовая книжка теряет свое значение. Это объясняется тем, что при расчете пособий по больничным листам и для назначения пенсии уже используется страховой стаж . Сведения об этом стаже содержатся в базах данных Фонда социального страхования и Пенсионного фонда РФ. Стаж трудовой деятельности, кроме того, может быть подтвержден копиями приказов работодателей о приеме на работу и увольнении .

С переходом на цифровую экономику и электронный документооборот трудовые книжки на бумажных носителях, скорее всего, будут отменены . Но в любом случае, даже когда решение об этом будет принято на уровне закона, этот документ будет иметь хождение в бумажном виде в течение какого-то переходного периода. Поэтому заполнять их необходимо с теми правилами, которые были установлены ранее.

Порядок внесения записи о приеме на работу

Все сведения о работе, то есть приеме, переводе, увольнении, вносят в соответствующий раздел бланка трудовой книжки.

Раздел представляет собой таблицу с четырьмя графами:

  1. Порядковый номер записи;
  2. Дата внесения записи;
  3. Сведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу , повышении квалификации;
  1. В 1-й графе проставляется порядковый номер записи.
  2. Во 2-й – указывается дата увольнения (последний день работы).
  3. В 3-й – вносится основание расторжения трудового договора с указанием соответствующего пункта ТК РФ, при этом формулировка должна также соответствовать статье и пункту Кодекса.
  4. В 4-й графе указываются данные приказа или распоряжения об увольнении (дата, номер).
  5. Строкой ниже записи об увольнении вносится наименование должности лица, ответственного за ведение трудовых книжек (кто внес запись), проставляется его подпись и расшифровка.
  6. Каждая запись об увольнении должна быть заверена печатью организации.
  7. Работник обязан поставить свою подпись под записью об увольнении.

Образец записи об увольнении сотрудника по собственному желанию:

Порядок внесения записей награждениях в трудовую книжку

Все сведения о награждениях вносят в соответствующий раздел бланка трудовой книжки.

Раздел также представляет собой таблицу с четырьмя графами:

  1. Порядковый номер записи;
  2. Дата внесения записи;
  3. Тип награды, когда, кем и за что именно награжден работник;
  4. Наименование и реквизиты документа, но основании которого внесена запись.

В соответствии с Инструкцией, в трудовую книжку вносится информация о следующих видах поощрений:

    государственных наградах и присвоенных почетных званиях государственного уровня;

    награды, полученные от работодателя, в том числе: почетные грамоты, нагрудные знаки и значки, дипломы;

    других видах поощрений, предусмотренных законами РФ и локальными нормативными актами работодателя.

Обратите внимание! Премии и иные стимулирующие выплаты , предусмотренные системой оплаты труда, действующей на предприятии, в разделе «Сведения о награждениях» не отражаются.

Когда речь идет о наградах, полученных от работодателя, документом, на основании которого вносится запись в трудовую книжку, является соответствующий приказ . В том случае, когда награждение работника производит сторонняя или вышестоящая организация, документом-основанием является приказ (распоряжение, указ), изданный в награждающей организации. В некоторых случаях документы о награждении могут поступить без такого приказа, поэтому сотруднику кадровой службы, ответственному за ведение трудовых книжек, нужно будет послать соответствующий запрос в награждающую организацию.

Обратите внимание! Если уже уволившийся работник выразит желание внести в свою трудовую книжку записи о награждении, он самостоятельно должен будет делать запросы в в те организации, от имени которых он был награжден.

Практика, когда информация о примененных к работнику мерах поощрения (объявление благодарности, награждение почетной грамотой и пр.) не вносится в трудовую книжку, довольно распространенное явление. Это считается нарушением не только установленных правил ведения этого документа, но и нарушением законодательства . Работник имеет право потребовать, чтобы сведения о награждениях и поощрениях, полученных им в период трудовой деятельности на данном предприятии, были внесены в соответствующий раздел трудовой книжки в полном объеме.

Другой распространенной ошибкой является внесение в раздел «Сведения о награждении» информации о работе. Обычно такая ошибка объясняется просто невнимательностью лица, ответственного за ведение трудовых книжек , не заметившего, что предыдущий раздел «Сведения о работе» уже полностью заполнен.

Правила исправлений записей в трудовой книжке

Как быть кадровику, если по случайности или в результате не знания правил и инструкции по заполнению трудовых книжек 2019 при внесении записей была допущена ошибка?

Довольно часто возникает необходимость внесения исправлений в записи , сделанные на титульном листе. Например, это нужно будет сделать при смене фамилии работницы, которая вышла замуж или, наоборот, расторгла брак и вернула себе девичью фамилию.

Этот случай также предусмотрен Инструкцией по заполнению трудовой книжки. Согласно этому документу, устаревшие данные необходимо аккуратно перечеркнуть одной ровной горизонтальной чертой и над ними сделать новую запись. Конечно, все правки на титульном листе должны вносится только на основании соответствующих документов. К таким документам относятся:

  • паспорт;
  • свидетельство о браке;
  • свидетельство о расторжении брака;
  • свидетельство о рождении;
  • свидетельство об изменении фамилии, имени, отчества, даты рождения.

Когда изменения вносятся в титульный лист, на внутренней стороне обложки трудовой книжки указывается наименование и реквизиты документа-основания. Ссылка должна быть заверена печатью организации и подписью руководителя или ответственного лица.


Скачать в.doc

Заполнение трудовых книжек в 2017 году надо вести по новым правилам. Рассмотрим новый порядок и приведем образцы заполнения трудовой книжки при приеме и увольнении сотрудника.

Трудовые книжки работодатели должны вести на каждого сотрудника, который проработал по трудовому договору более 5 дней, и эта работа является для него основной. Исключение составляют только работодатели - физические лица, которые не являются индивидуальными предпринимателями. Они не вправе вести трудовые книжки на своих работников. Обсудим далее заполнение трудовых книжек в 2017 году. Образцы, новые правила внесения записей в трудовые книжки приведем ниже.

Заполнение трудовых книжек в 2017 году надо вести по новым правилам. Они утверждены приказом Минтруда России от 31.10.2016 № 588н.

Теперь в трудовой книжке нужно ставить печать, только если она есть у организации. Напомним, что печать организации требуется на титульном листе трудовой книжки, на внутренней обложке при внесении записей об изменении фамилии, а также после записей об увольнении.

Так вот, с 27 ноября 2016 года печать ставится в трудовых книжках только при наличии. Если же в вашей фирме нет печати, записи заверяйте подписью руководителя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек.

Образец проставления печати в трудовой книжке смотрите ниже.

Еще по этой теме:

  • Когда заполнить трудовую книжку сотрудника на испытательном сроке

Как заполнить титульный лист трудовой книжки

Если работодатель оформляет новую трудовую книжку на сотрудника, ему следует заполнить в ней титульный лист. Оформить книжку надо в течение недели со дня, как принят сотрудник на работу (п. 8 Правил ведения трудовых книжек).

Заполнение трудовых книжек в 2017 году должно вестись перьевой, гелевой или шариковой ручкой с чернилами черного, синего или фиолетового цвета. Сокращать слова в трудовой книжке нельзя (п. 11 Правил ведения трудовых книжек).

На титульном листе указываются следующие данные:

  • фамилия, имя и отчество работника;
  • дата рождения;
  • образование и профессия либо специальность.

ФИО и дату рождения следует указать на основании паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.

А образование, профессия и специальность вписывается согласно диплому или иному документу об образовании либо квалификации.

Образец заполнения титульного листа трудовой книжки смотрите ниже. Поля, которые заполнил кадровик, выделены синим цветом.

Как внести запись в трудовой книжке о приме на работу в 2017 году

Запись в трудовой книжке о приеме на работу надо вносить на основании приказа директора о приеме сотрудника. Все записи следует делать без сокращений.

В графе 3 раздела «Сведения о работе» надо указать полное и сокращенное название организации. Вместо записи можно поставить штамп, если на нем стоит полное и сокращенное наименование фирмы.

Порядковый номер ставится в графе 1, а дата приема на работу – в графе 2. В графе 3 нужно указать, что сотрудник принят в организацию с названием должности, профессии или квалификации. В графе 4 следует поставьте слово «Приказ» и реквизиты приказа о приеме на работу.

Заверять подписью и печатью запись о приеме не нужно. Образец записи о приеме на работу смотрите ниже.

Как внести запись об увольнении сотрудника

Записи в трудовой книжке при увольнении в 2017 году делаются на основании приказа руководителя об увольнении. В графе 1 ставится порядковый номер записи, в графе 2 – дата расторжения трудового договора.

В графе 3 будет основание и причина прекращения трудового договора. Обратите внимание, что запись должна соответствовать формулировкам из Трудового кодекса, причем без сокращений.

В графе 4 пишется слово «Приказ» и реквизиты приказа об увольнении также без сокращений.

Запись заверяется подписью руководителя организации или должностного лица, ответственного за ведение трудовых книжек. Также надо попросить работника расписаться под записью. Затем поставить печать организации, если она есть.

Образец записи об увольнении по собственному желанию смотрите ниже.