Значение штакеншнейдер андрей иванович в краткой биографической энциклопедии. Значение штакеншнейдер андрей иванович в краткой биографической энциклопедии Петергофские проекты Штакеншнейдера

Андрей Иванович Штакеншнейдер, выдающийся представитель историзма в русской архитектуре, оставил огромное наследие. Вдохновлявшийся готикой и «русским стилем», классицизмом и барокко, «помпейским» и «неогреческим» стилями, архитектор всегда творчески интерпретировал исторические прообразы, создавая собственные оригинальные постройки.

Генрих (Андрей Иванович) - внук кожевника, выписанного в Россию Императором Павлом I из Брауншвейга, и младший сын Ивана Штакеншнейдера — владельца мукомольной мельницы на реке Пудость близ Гатчины, родился 22 февраля 1802 года.

Детство мальчика прошло в семейной усадьбе на мызе Ивановка, в доме, окруженном небольшим парком. Близкое соседство с Гатчинской резиденцией оказало благотворное влияние на болезненного и впечатлительного Андрея, любившего рисовать и строить игрушечные сооружения. По совету друзей отец решил отдать сына в Императорскую академию художеств.

В году Штакеншнейдер создает проект в Царском Селе. Спроектированный им особняк имеет удобны закрытые веранды, а в центре фасада — широкие окна, пропускающие много света. Служебный флигель выделен строгим фронтоном.

В году зодчий был вновь привлечен к работам в царскосельской резиденции: по Высочайшему повелению он отобрал; в Императорском Эрмитаже тринадцать картин . Работы начались осеныо 1856 года.

В 1850-е годы Штакеншнейдеру уже не приходилось решать больших архитектурно-планировочных задач: заказы ограничивались оформлением интерьеров в Зимнем дворце, Малом и Старом Эрмитажах. В этих работах архитектор проявил себя искусным знатоком оформления интерьеров, автором интересных вариаций в рамках одного стиля, творцом оригинальных декоративных композиций.

В эти гожы годы Штакеншнейдер продолжал успешно продвигаться по службе:

  • в 1851 году он получил чин статского советника,
  • с 1854 года архитектор преподавал в Академии художеств.
  • с конца 1856 являлся архитектором высочайшего двора.
  • в 1858 — действительного статского советника
  • к 1858 году у него занималось более шестидесяти воспитанников.

Однако и в это время он продолжал проектировать и строить: в 1852-1854 годах под руководством Штакеншнейдера была построена часовня на Благовещенском мосту; в 1853 году по его проекту возвели иконостас в церкви Воскресенского женского монастыря в Санкт-Петербурге. Также зодчий исполнял частные заказы: так, он построил усадебный дом для Кушелевых в Лигово и спроектировал для них усыпальницу в Сергиевой пустыни.

Штакеншнейдер работал в разных уголках России: в Крыму над (сооружением дворца в Ореанде, в Новгороде — над возведением здания Дворянского собрания. В Тамбовской губернии по его проекту была построена усадьба герцогов Лейхтенбергских.

Последними выдающимися сооружениями Штакеншнейдера стал Николаевский дворец в Петербурге, возведенный в 1856 году и дворец великого князя Михаила Николаевича на Дворцовой набережной, постройка которого была завершена в 1861 году.

Завершив в 1861 году отделку двух больших дворцов столицы — Ново-Михайловского и Николаевского, Штакеншнейдер продолжил проектирование усадьбы В. В. Апраксина в Орловской губернии. В 1863 году зодчий работал в Комитете по изучению различных систем вентиляции в зданиях. В 1864 году Штакеншнейдер исполнил последний свой проект — рисунок иконостаса для церкви в имении своего друга Я. И. Довголевского в Черниговской губернии.

В последние годы жизни здоровье Штакеншнейдера, истощённое постоянными усиленными трудами, значительно слабело; для его поправления, он, весной 1865 году, по совету врачей, отправился в кумысное лечение в Оренбургскую губернию. Проведённое там лето, казалось, принесло ему пользу, но на возвратном пути в Петербург он почувствовал себя снова худо и умер в Москве 8 августа того же года. А. И. Штакеншнейдер был похоронен в Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом.

Многочисленные произведения Штакеншнейдера очень разнообразны в отношении стилей, которые он, однако, не соблюдал в полной строгости, внося в них, с целью достижения пущей роскоши, произвольные изменения и прибавки.

Творчество Штакеншнейдера вобрало в себя все технические достижения и предшествующий опыт русского зодчества, его талант и огромное трудолюбие позволили глубоко изучить и использовать наследие русской и мировой архитектуры. В Царском Селе он строил немного, но вклад его уникален: архитектор дал свое «прочтение» стиля барокко, не копируя, но воплощая свое понимание темы: в отделке интерьеров искусно сочетаются роскошь и удобство, рационально используются разнообразные приемы.

Году Штакеншнейдер создает проект

  • В 1855 -1856 годах по проекту А. И. Штакеншнейдера создаются
  • Источники:

    • Епаринова Е. Штакеншнейдер. Сборник Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. - СПб. : Аврора, 2010. - 303 с.
    • Петрова Т, А. Андрей Штакеншнейдер. Л., 1977
    • Шуйский В. К. А. И. Штакеншнейдер — ученик О. Монферрана // Краеведческие записки. Исследования л материалы. Вып. 5. СПб., 1997

    ШТАКЕНШНЕЙДЕР, АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ (1802–1865), русский архитектор, один из основоположников романтического историзма в русском зодчестве.

    Родился на мызе Ивановка близ Гатчины 22 февраля (6 марта) 1802 в семье помещика; дед его был мастером-кожевником, выходцем из Германии. С 1815 учился в петербургской Академии художеств, которую окончил в 1821. Служил чертежником в Комитете строений и гидравлических работ, затем (с 1825) – под началом О.Монферрана в Комиссии по возведению Исаакиевского собора. Жил в Петербурге и Ивановке.

    Известность ему принесла перестройка усадьбы Фалль под Ревелем (Таллин), принадлежавшей А.Х.Бенкендорфу (1831–1832); главному дому по воле заказчика был придан вид средневекового замка. Представленный Бенкендорфом Николаю I, зодчий с той поры пользовался неизменными симпатиями двора. Его творчество, как и творчество К.А.Тона, во многом обусловило происходившую в годы николаевского царствования переориентацию русского зодчества с «александровского классицизма» на романтизм, более свободно варьирующий разные стили прошлого, с той разницей, что Штакеншнейдер занимался почти исключительно дворцовым, светским, а не церковным строительством. Мастер увлеченно изучал и древнерусское искусство (об этом свидетельствует, в частности, неосуществленный проект дворца в Коломенском, 1837). Однако в наиболее известных постройках Штакеншнейдера, его петербургских дворцах – Мариинском (1839–1844), Белосельских-Белозерских (1846–1848), Николаевском (1853–1861) и Ново-Михайловском (1857–1861), всецело доминирует палитра западноевропейских стилей – от античной классики до ренессанса-барокко и рококо. Зритель здесь попадает внутрь своеобразных исторических театров, поражающих причудливым сочетанием изысканной роскоши с археологической точностью стилистических ретроспекций. Сочетая общее живописное разнообразие с ансамблевым соподчинением частей и целого, зодчий обращался и к декоративному дизайну (торшеры из малахита и бронзы по его эскизам, 1836, Эрмитаж), а также к различным строительным новшествам (металлические балки и стропила Мариинского дворца и т.д.).

    Благодаря Штакеншнейдеру новый, романтический оттенок обрел Петергоф. Здесь по его проектам были возведены Царицын, Ольгин и Розовый (Озерки) павильоны в Верхнем парке (1842–1849), дворец Бельведер на Бабигонских высотах (1853–1856), приморская «Собственная дача» (1858), неоднократно перестраивавшийся им Фермерский дворец в парке Александрия (1838–1855), Львиный каскад в Нижнем парке (1853–1857). Среди прочих его работ – Курзал в Павловске (1836; им же был восстановлен после пожара в 1843–1844), реконструкция Стрельнинского дворца близ Петергофа (1848–1850; все эти сооружения сильно пострадали либо были полностью уничтожены – подобно Львиному каскаду и павловскому Курзалу – в годы Второй мировой войны). Во время строительства в Петергофе выступал и как мастер садово-паркового искусства. Созданный зодчим дворец в Ореанде (1842–1852; сгорел в 1882) как бы воссоздавал древнегреческий облик Крыма. Штакеншнейдер провел огромные по масштабу реставрационно-оформительские работы в комплексе Зимнего дворца (в особенности в 1850–1860-х годах), создав здесь целый ряд замечательных интерьеров, из которых наиболее известен беломраморный Павильонный зал Малого Эрмитажа (1850).

    Русский архитектор, создатель выдающихся дворцовых ан­самблей и блистательных парадных интерьеров, Андрей Иванович Штакеншнейдер родился 22 февраля 1802 г под Петербургом на мызе Ивановка, вблизи Гатчины. Он происходил из семьи обрусевших немцев его дед кожевник - выходец из Германии, отец Иоганн арендовал участок земли у реки Пудость, построил дом, окружил небольшим парком. Усадьба стала называться Ивановкой. Здесь прошло детство будущего придворного архитектора Родители рано обратили внимание на склон­ность сына к рисованию и по достижении им 13 лет определи ли мальчика в Академию художеств. Способный юноша курс архитектурного обучения (1815-1820 гг.) прошел легко и по окончании сразу же получил заказ на составление памятника в форме древнегреческого храма в имении известного барона Николаи.

    В 1824 году А.И. Штакеншнейдер поступает чертежником в Комитет строений и гидравлических работ. Спустя 4 года началась его служба архитектором рисовальщиком в комис­сии по возведению Исаакиевского собора. Одновременно с деятельностью в составе этой комиссии молодой специалист по­лучает от главного строителя храма О. Монферрана отдельную работу - выполнение эскиза Траурного катафалка «на Алек­сандра I». Результат творчества был замечен, оценен, и автор получил первый подарок по службе. В это время ему поручается переделка комнат императрицы Марии Федоровны в Зимнем дворце, а вскоре в качестве архитектурного помощника привлекают к декоративному оформлению всего дворца. На талант­ливого и скромного труженика обращает внимание могуще­ственный шеф жандармов Бенкендорф. Граф поручает ему пе­рестройку в своем имении под Нарвой старинного замка в «го­тическом вкусе». Заказчик вы­полненной работой остался весьма доволен и представил молодого зодчего императору. Осмотрев постройку, Николай I - высококвалифицированный инженер, безошибочно распоз­нал выдающиеся способности А.И. Штакеншнейдера.

    И.И. Тихообразов «Архитектор А.И. Штакеншнейдер», 1846. Государственный Русский музей.

    С этого времени карьера зодчего вполне устроилась. Он стал широко популярен, заказы по­следовали один за другим. В 1833 году он был определен ко дво­ру великого князя Михаила Пав­ловича, проводил работы на Ка­менном острове, принадлежав­шем брату императора, а по распоряжению Николая I выпол­нил проект «Сельского домика». В 1835 году проект воплотился в жизнь - в окрестностях Пе­тергофа появляется Никольский домик. Постройка, задуманная в «русском вкусе», имитировала усадьбу зажиточного крестьяни­на, хотя в действительности предназначалась для кратковременного отдыха царской семьи во время прогулок по парку. Отражаясь в воде, домик велико­лепно вписывался в ландшафт на берегу большого искусствен­ного озера. Новый водоем был создан в южной части Петерго­фа, а на месте болот возникли обширные парки: Луговой и Озерковый. Архитектурная критика тех лет встретила эту построй­ку однозначно одобрительно.

    В это время А.И. Штакеншнейдер становится академиком и по заказу принца П.Г. Ольденбургского (родственника импе­ратора) заново декорирует все интерьеры перешедшей к ново­му владельцу дачи князя А. Долгорукого на Каменном острове (наб. Малой Невки, 11).

    Одновременно зодчий погружается в творческую работу - (создал 18 проектов) - по перестройке дворца Екатерины II в селе Коломенское под Москвой. А.И. Штакеншнейдер предпо­лагал построить новый дворец в традициях древнерусской архитектуры и создать целый ансамбль на берегу реки. Интерес­ный замысел зодчего не был реализован из-за превышения сме­ты предусмотренной постройки.

    В 1836 году завершалось строительство первой в России желез­ной дороги «Петербург - Царское Село – Павловск». Для привлече­ния большего числа пассажиров было решено создать на конеч­ной станции увеселительно-развлекательное заведение - «воксал». Объявленный конкурс на проект здания «воксала» выиграл А.И. Штакеншнейдер. После открытия в 1837 года железнодорож­ного сообщения, Павловск стал одним из популярнейших мест летнего отдыха обитателей столицы. Хорошая акустика павиль­она, интересный репертуар, выступление европейских знаменито­стей (композитор И. Штраус и др.) удачно сочетались с возмож­ностью прекрасной прогулки по аллеям чудесного парка.

    Вскоре старое слово «воксал» превратилось в «вокзал» и изменило свой смысл, так стали называть пассажирские здания на всех железнодорожных станциях России.

    В эти годы в Павловске началось формирование двух новых кварталов Елинского (в междуречье Славянки и Тызвы) и Мариинского (на верхнем берегу плато Мариентальского пруда). Планировочной доминантой здесь стала декоративная крепость Бип. Центральное положение предполагаемых жи­лых кварталов как стыкующих две части города, кроме того, включение в жилой застройки уже ранее созданной архитекто­ром Ч. Камероном пейзажной планировки, требовали высоко­го художественного такта. Решение этой важной задачи было поручено А.И. Штакеншнейдеру и А.П. Брюллову, значи­тельный период творчества которых был связан с Павловском.

    Формируя Мариинский квартал, зодчий выполнил десять проектов образцовых домов с классической системой построения и «готическими» элементами декора. Одна из построек - дом полковника Иванова (ул. Крупской, 5) сохранилась до на­ших дней. Застройка этих кварталов Павловска повлекла за собой массовое строительство новых, а также переделку старых жилых домов.

    В 1837 г. А И. Штакеншнейдер был командирован Кабине­том за границу. Почти год провел в Италии, Франции и Англии, изучая памятники мировой архитектуры, где сделал множество зарисовок кистью и карандашом. Целые дни проводил на рас­копках Помпеи, изучая пропорции и конструкции древнерим­ских мастеров. Опыт, полученный при знакомстве с выдающи­мися архитектурными творениями, зодчий использовал в Рос­сии при возведении своих широко известных строений.

    Возвращаясь домой, А.И. Штакеншнейдер некоторые начатые работы закончил, многие продолжил, а к другим приступил. В 1839-1844 годах он возводит два прекрасных павильона - Царицын и Ольгин - в Колонистском парке Петергофа на ост­ровках Ольгиного пруда. Это была одна из самых последова­тельных и удачных стилизаций в «помпейском вкусе». Пол столовой Царицына павильона позднее был украшен подлинной античной мозаикой. Оба павильона, с присущим зодчему мастерством, органично вписались в ландшафт. За Колонистским парком находятся еще два больших парка - Озерковый и Луговой (Бельведерский). Главное здание в композиции Лугово­го парка - павильон Бельведер («Прекрасный вид») на Бабигонских высотах. Большое двухэтажное сооружение по своему облику напоминает древнегреческий храм. Его первый этаж ре­шен как массивный высокий цоколь из монолитных блоков розового гранита.

    Второй этаж Бельведера со всех четырех сторон декориро­ван 28-ю полированными серебристо-серыми гранитными ко­лоннами. Сооружение богато оформлено монументальной скульп­турой. В 1856 году на гранитных постаментах по углам главного фасада были установлены две скульптурные группы П.К. Клодта «Укротители коней», выполненные в гальванопластике.

    Бельведер, проектируемый как охотничий императорский дом, является доминантой окружающей местности. С его галерей открывается чудесный вид на Каскадные пруды, бесконечные дали и Финский залив. Павильон служил любимым местом отдыха Александра II, именно здесь состоялось его первое свидание с 17-летней фрейлиной княжной Е.М. Долгоруковой, позднее ставшей его морганатической супругой - светлейшей княгиней Юрьевской,

    Одной из первых построек А.И. Штакеншнеидера после возвращения из длительного заграничного путешествия стал Мариинский дворец (Исаакиевская пл., 6), построенный для дочери царя,Ма­рии Николаевны (отсюда название дворца), вышедшей замуж за герцога Лейхтенбергского. Император считал, что пышность и богатство царского двора являются лицом власти, и не жалел огромных затрат на создание внешнего блеска императорских и великокняжеских дворцов и особняков. Дети Николая I были в свое время как полубоги, и все имели соответствующие их высочайшему положению жилища. Это было время наивысшего расцвета абсолютной монархии в России.

    Дворец был построен за 5 лет (1840-1844 года), все это время новобрачные жили в Аничковом дворце - собственном дворце Николая I, со вступлением на престол переехавшим в Зим­ний дворец.

    Мариинский дворец построен в стиле позднего классициз­ма. Занимает квартал на левом берегу Мойки у Вознесенского проспекта. Фасады дворца оформлены колоннами, декоративная разработка их очень умеренна. Анфиладу начинает парадная приемная герцога, за ней следует ротонда, освещенная верхним светом через купольное перекрытие на 2-ярусной колоннаде. К ротонде примыкает квадратный зал, позади него зодчий раз­местил зимний сад с паровым отоплением. В Петербурге еще нет водопровода, но А.И. Штакеншнейдер впервые устраивает здесь, а затем и во всех своих дворцах сантехническое оборудование: свинцовые водопроводные трубы и резервуары с водой, фильт­ры и ватерклозеты. Большая заслуга зодчего в удачной планировке дворца все жилые помещения выходили в сад, весь день ликующие солнце и тишина!

    Помня о катастрофическом пожаре в Зимнем дворце зи­мой 1837 года, А.И. Штакеншнейдер стремился свою постройку сделать максимально огнестойкой, устраивая конструкции перекрытий и лестниц из металла. Постройка дворца стала пред­метом искреннего восхищения современников. «Дворец удив­ляет утонченностью и благородством вкуса в украшениях, богатым разнообразием в подробностях».

    Успехи зодчего не остались незамеченными - в 1843 году его избрали вольным общником Академии, а в 1844 году за строи­тельство Мариинского дворца А.И. Штакеншнейдера возводят в звание профессора Академии художеств. Позднее, в 1884 году, дворец был передан в казну и приспособлен для заседаний Государственного совета. Ныне здесь работают депутаты Зако­нодательного собрания Санкт-Петербурга.

    Одновременно со строительством Мариинского дворца зод­чий строит для княгини Марии Николаевны и ее супруга летнюю резиденцию. На берегу Финского залива между Петергофом и Ораниенбаумом на мызе Сергиевка, приобретенной Николаем I у Нарышкина, возводит­ся двухэтажный дворец. Среди парка вырастает роскошная вилла, напоминающая постройки античных патрициев Раскопки Помпей позволили А.И. Штакеншнеидеру детально изучить архитектуру античных жилых домов и использовать в своих рабо­тах мотивы и декоративные приемы древних римлян.

    Построенный дворец имел совершенно волшебный вид, отличался изяществом вкуса и был органично связан с рельефом. Новая летняя великокняжеская резиденция стала называться имением Лейхтенбергских.

    Все эти и последующие годы труд зодчего был многократ­но востребован императором и членами его семьи. Наряду с монументальными сооружениями возводятся и незначительные по объему постройки. В начале 1840 года в Александрии - лю­бимом месте летнего отдыха императрицы Александры Федо­ровны - зодчий пристраивает к коттеджу столовый зал, орга­нично дополнивший новым объемом творение архитектора А.А. Менеласа.

    С 1842 году по проекту А.И. Штакеншнейдера в Крыму для супруги императора строится в Ореанде дворец со службами и устройством парка. Строительство продолжалось 10 лет, для наблюдения за работами зодчий дважды ездил в Крым. Новое прекрасное белоснежное здание со строгим фасадом, с класси­ческим фронтоном и кариатидами четко смотрелось на фоне южного неба. О нем с восхищением говорили очевидцы тех дней. Увы, здание не сохранилось, опустошительный пожар 1882 года уничтожил чудное творение мастера. Ныне на его месте распо­ложились постройки санатория.

    Архитектурно-строительные и садово-парковые работы в окрестностях Петергофа не прекращались. В 1843-1850 годах на месте приморской мызы князя Долгорукого в районе Сергиевки зодчий превратил старый дом в изящный миниатюрный двухэтажный дворец. Построй­ка получила наименование «Собственная дача наследника-цесаревича» и использовалась для летнего отдыха великого князя Александра Николаевича - будущего императора Александра II. Зодчий полностью изменил внутренний и внешний облики зда­ния, декорировав его с изысканной роскошью в стиле Людо­вика XV. Годы спустя плодовитый архитектор здесь же, на ме­сте деревянной церкви, возвел каменный храм. «Собственная дача» открыла новое направление в русской архитектуре - стилизаторское «второе барокко (необарокко)».

    Наряду с деятельностью на Финском взморье А.И. Шта­кеншнейдер напряженно трудился и в Петербурге. В это вре­мя он работал при дворе великого князя Михаила Павловича и нередко выполнял заказы его сотрудников по артиллерийско­му ведомству. В 1843 году зодчий перестроил и отделал в новом вкусе жилой дом графа Кушелева на Фонтанке. Дом поражал гостей роскошью и хорошо сохранился до наших дней, нахо­дится наискосок от цирка на другом берегу Фонтанки.

    По соседству, у Самсониевского моста (ныне мост Белин­ского), в доме 1/30 по ул. Самсониевской зодчий осуще­ствил красивую пристройку к угловой башне «Бельведер». Она примыкала к основному зданию со стороны Фонтанки, ныне, увы, утрачена безвозвратно. Дома, как и люди, на протяжении своего существования переживают взлеты и падения, расцвет и упадок.

    1840-1850 годы являются периодом расцвета творчества А.И. Штакеншнейдера - это уже сложившийся мастер, выра­ботавший свой самостоятельный архитектурный почерк. Он ус­пешно продвигается по службе, становится действительным стат­ским советником. Этот гражданский чин по «Табели о рангах» соответствовал чину генерал-майора или контр-адмирала, зод­чий не был обделен и наградами.

    Разумеется, талант А.И. Штакеншнейдера в эти годы осо­бо ярко раскрылся при строительстве дворцов в Петербурге. В 1846 году он получает заказ князей Белосельских-Белозерских коренным образом перестроить особняк на углу Невского про­спекта и набережной Фонтанки, возведенный в начале 1800 года архитектором Тома де Томоном.

    Зодчий приступил к работе и превзошел себя - создал на­стоящее «Палаццо», представительное и величественное. В ка­честве прототипа был взят старинный дворец графа Строганова на Невском проспекте, построенный архитектором Ф.Б. Растрелли. Фасады нового дворца выполнены в стиле зрелого русского барокко и вышли роскошными. Еще более парадны интерьеры дворца. Тонкая лепка, обильная позолота, зеркала, наборного дерева полы создают незабываемое впечатление роскоши и изящества. Все детали убранства свидетельствуют о высоком архитектурном мастерстве. Современники считали величественный дворец «совершенством в своем роде».

    В конце XIX века дворец приобрел сын Александра II вели­кий князь Сергей Александрович. После его трагической кончины в 1905 году владелицей дворца стала его вдова великая княгиня Елизавета Федоровна. Вскоре, удалившись от мирской су­еты и став настоятельницей одной из общин, она передала дворец своему воспитаннику, кузену Николая II - великому князю Дмитрию Павловичу. Именно в этом дворце он содержался под домашним арестом за участие в убийстве Григория Распутина.

    До наших дней дворец хорошо сохранил свои первоначаль­ные черты. Здание признано памятником архитектуры и со­стоит под охраной государства

    В 1853 году А.И. Штакеншнейдер получает очередной «высо­чайший заказ» - проектирование и строительство дворца для сына императора, великого князя Николая Николаевича.

    Дворец, выполненный в стиле зрелого итальянского ренес­санса, расположен на углу Конногвардейского бульвара по со­седству с мостом (ныне мост Лейтенанта Шмидта) с отступом от красной линии.

    Перед ним создан парадный двор, огражденный чугунной решеткой. Внешний облик 3-этажного здания проще и уме­реннее фасадов дворца Белосельских Белозерских, как и все­гда, планировка помещений, их взаимное расположение и связь были основательно продуманы зодчим. Просторные залы убраны с большой изобретательностью. К изнеженному, аристократическому стилю королевской Франции XVIII века А.И. Штакеншнейдер имел особое пристрастие и не упускал случая его применить Мастерство зодчего, его умение блестяще прояви­лись в разработке парадной лестницы. Это одно из самых интересных произведений не только его творчества, но и во всей мировой архитектуре XIX века.

    В 1895 году дворец перешел в ведомство императрицы Марии Федоровны, и в память бракосочетания старшей дочери Александра III великой княгини Ксении Александровны с великим князем Александром Михайловичем здесь был открыт Ксенинский институт. Это закрытое учебное заведение благород­ных девиц для обучения и воспитания полусирот из дворянских семей имело 10 летний курс. Более 20 лет на фасаде дворца между 2-м и 3 м этажами была надпись крупными накладными буквами «Ксенинский институт».

    А.И. Штакеншнейдер всегда был загружен работой, делал новые проекты, проверял все детали чертежей к нему (делали его помощники), создавал неповторимые интерьеры, посещал объекты строительства, бывал на обсуждении проектов его чертежей заказчиками. В 1854 году Академия художеств привлек­ла его к преподаванию в архитектурном классе. Уже в первый год у нового профессора свыше 20 учеников, через год - 34, а в 1858 г. - свыше 60 человек. У двух других профессоров (А.И. Бенуа, А.А. Тон) вместе взятых, в два раза меньше. Это сви­детельствует не только об огромной трудоспособности А.И. Штакеншнейдера, а также о таланте обучать и воспитывать.

    Уже более 20 лет одаренный зодчий был женат на Марии Федоровне Холчинской, в браке с которой родилось 8 детей, но А.И. Штакеншнейдер все еще не имел казенного жилья и многие годы снимал квартиры. Долгое время семья жила в доме лютеранской церкви Святого Петра на Невском проспекте, где с каждым годом становилось все теснее. Высокие гонорары за исполнение многочисленных архитектурных заказов позволили ему в 1852 году приобрести и в 1854 году реконструировать дом 10 на ул. Миллионной. Лицевой фасад дома при перестрой­ке получил новую отделку. Один из первых зодчий использовал специфический вариант архитектуры Флоренции XVI века. Его убранство дополнили барельефы с фигурами танцующих муз, хорошо сохранившиеся до наших дней.

    Дом протянулся через весь квартал, выходя своей южной стороной на набережную Мойки, 9. В просторном доме удобно разместилась и многочисленная семья зодчего, и его архитектурная мастерская, быстро обрастающая штатом сотрудников. В этом доме А.И. Штакеншнейдер создавал проекты двор­цов сыновей императора, а также проекты других видных зда­ний.

    В 1855-1862 годах, дом зодчего был одним из известнейших литературно-художественных салонов Петербурга. Здесь, на «субботах», собирались архитекторы и поэты, артисты и писатели, художники и философы. Позднее, в связи с болезнью Андрея Ивановича, обострившейся в начале 1860 годов, семья была вынуждена продать свой дом и переехать в родную Ивановку. Здание было перестроено в доходный дом, на месте зимнего сада, где росли бананы и другие экзотические фрукты, был воз­веден многоэтажный флигель.

    В начале 1970 годов были попытки архитектурной общественности и властей города отдать должное памяти выдающегося архитектора XIX века и создать в его творческой мастерской мемориальный музей. Увы, благим пожеланиям не суждено было свершиться. Ныне в 4-этажном доме А.И. Штакеншнейдера располагаются многочисленные отделы «Ленстройматериалов», иные помещения сданы в аренду зубной поликлинике и т. п.

    Неподалеку от собственного дома на восточном берегу Зим­ней канавки (ул. Миллионная, 33) в 1853-1857 годах шло строи­тельство казармы для 1-го батальона лейб-гвардии Преображенского полка. Император на это сооружение обращал особое внимание. Возведение казармы осуществлялось под надзором академика В.П. Львова, при регулярном освидетельствовании членами комиссии, в которую входил и придворный архитектор. Казарма была осмотрена в 1857 году, и члены ко­миссии признали: «Сколько по наружному осмотру судить мож­но, выстроена правильно, прочно, чисто и сходно высочайше утвержденных чертежей».

    Долгое время (вплоть до последних дней) историками авто­ром проекта казармы назывался А.И. Штакеншнеидер. Не­сколько ранее он рядом с будущей казармой вел работы в Малом Эрмитаже. В Белом зале с легкими мраморными арка­дами зодчий разместил 8-угольный фрагмент античного моза­ичного пола, привезенного из Помпеи, погибшей в 79 году при извержении вулкана Везувия. В непосредственной близости с этим всемирно известным объектом А.И. Штакеншнеидер в 1851-1859 году перестроил Старый Эрмитаж, завершив ответ­ственными работами на парадной лестнице, ведущей в помеще­ния Государственного Совета.

    В эти же годы, невдалеке от собственного дома, на Французской набережной он реконструирует жилой дом 1/24. Одно временно выполняются заказы в Крыму и Новгороде, в Павловске и Петергофе - от императорских и великокняжеских дворцов и особняков до жилых домов и казарм, от павиль­онов до культовых сооружений. В своих работах зодчий эк­лектически использовал исторические архитектурные стили, вне­дряя элементы прошлого в новых сочетаниях.

    Несомненно, очередной творческой удачей являются па­вильоны в Колонистском парке Петергофа. На островках Ольгиного пруда зодчим возведены два прекрасных павильона - Царицын и Ольгин. Построенные в «помпейском вкусе», они являются одними из самых последовательных и удачных стили­заций. Оба павильона органично вписались в ландшафт.

    По соседству с павильоном Бельведер здесь же, на Бабигонских высотах, зодчий в 1851-1854 годах построил церковь свя­той царицы Александры - одно из наиболее замечательных произведений «русского стиля». В этой постройке удачно по­вторены силуэтные построения и детали, характерные для мос­ковских церквей XVII века. Храм отлично вписан в живопис­ный холмистый ландшафт. В годы Великой Отечественной вой­ны церковь сильно пострадала и нуждается в помощи спонсоров для проведения срочной реставрации.

    Постройки А.И. Штакеншнейдера и других архитекторов в центре Петербурга тактично дополняли сложившиеся ранее ансамбли и инженерные сооружения. В 1854 году на стыке раз­водного пролета Благовещенского моста была поставлена ча­совня, посвященная святому Николаю - покровителю морепла­вателей, в формах «русско-византийского стиля», официально предписанного для культовых зданий. Автором проекта явля­ется придворный архитектор А.И. Штакеншнейдер.

    Среди других широко известных работ А.И, Штакеншней­дера в окрестностях Петергофа находятся две знаменитые ве­ликокняжеские усадьбы - Знаменка и Михайловка, располо­женные западнее Стрельны, и дворец в Гостилицах, принадлежавший князю А.М. Потемкину, родному племяннику фаворита Екатерины II.

    Последней крупной работой талантливого архитектора была постройка дворца для младшего сына императора великого кня­зя Михаила Николаевича Ново-Михайловский дворец, заложен­ный в 1857 году на Дворцовой набережной, 18, был завершен в 1861 году одновременно с Николаевским дворцом.

    Новый великокняжеский дворец имеет большие размеры, но не играет активной градообразующей роли, он встал в ряды других дворцов и особняков. Ново-Михайловский дворец меньше Николаевского, но оформлен еще пышнее. Карнизы, фронтоны, наличники и т. п придают фасаду изысканность и богатство, выделяя здание среди окружающей застройки.

    Колонны из каррарского мрамора, перрактовая скульптура, кариатиды придают дворцу, имитирующему стиль барокко XVIII века, парадный вид. В интерьерах здания пышная лепка, декоративная роспись, мраморная облицовка, кожаная с позоло­той обивка стен, панелей и изделия из ценных пород дерева. Перед парадным подъездом зодчий создал сложную компози­цию перильных ограждений и осветительных фонарей-торшеров. Ныне во дворце находится отделение Института востоковедения и Института археологии Академии наук.

    В личном плане А.И. Штакеншнейдер был контактный и доброжелательный человек. Многие его ученики, став архитекторами, продолжали трудиться вместе с учителем. Долгие творческие годы зодчий тесно сотрудничал со скульптором Д.И. Иенсоном (1816-1902 гг.). Фигуры атлантов, кариатид, барельефы и другие произведения талантливого мастера вопло­щены в Мариинском, Николаевском, Ново-Михайловском и других дворцах и особняках. Результатом совместного труда архитектора и скульптора стал памятник президенту Медико-хирургической академии Я. В. Виллие, установленный в 1859 году на углу Сампсониевского проспекта и Самарской улицы перед новым корпусом академии. Авторы памятника-шедевра русского искусства - архитектор А.И. Штакеншнейдер и скуль­птор Д.И. Иенсон.

    Яков Васильевич Виллие, ярко одаренная личность, умер в 1854 году. Его 2-этажный особняк находился на Английской набережной, 74. В 1830 году он предоставил во флигеле своего дома квар­тиру выпускнику Медико-хирургической академии талантливо­му хирургу штаб-лекарю А.Д. Бланку. Здесь, 28 февраля 1835 года родилась его дочь Мария Александровна - мать Владимира Ильича Ленина.

    Напряженная работа А.И. Штакеншнейдера требовала огромных затрат сил, а они иссякли. Последние годы зодчий страдал болезнью легких, для лечения кумысом выехал весной 1865 году из любимой Ивановки в Саратов. На обратном пути слег в Москве, здесь 8 августа 1865 году великий труженик скончался. Похоронен под Санкт-Петербургом в Троице-Сергиевой пустыне - ныне здесь поселок Володарский. А.И. Штакеншнейдер, происходивший из семьи обрусевших немцев, имевший русскую жену, русских друзей, проведший всю жизнь в России, чувствовал себя русским. Творения выдающегося русского зодчего принадлежат к числу немногих архитектурных памятников, чья художественная ценность сохранялась в течение всего времени их существования

    В ряде случаев он выступал инициатором развития многих архитектурных стилей и проявил в своих произведениях высочайшее профессиональное мастерство, блестящую эрудицию и тонкое чувство стиля. В его творчестве слились различные формы, в них ярко видно сильное влияние западного вкуса, русского материала, климата и обычая.

    «А И. Штакеншнейдер - один из самых талантливых и пло­дотворных русских зодчих, работавших в XIX веке, принадлежал к поколению архитекторов, вышколенных на строгости классицизма и затем отдавших свои силы на самые разнообразные прихоти вкуса». (Л. Н Бенуа, Н Е Лансере).

    До сих пор неизменно вызывают особый интерес проекты, строго документальные планы участков, фасады зданий, ин терьеров, исполненные великим архитектором и находящиеся в собрании НИИ Академии художеств, чьим выпускником и преподавателем был Андрей Иванович Штакеншнейдер.

    В начале 1845 года Мариинский дворец придворной конто­рой великой княгини Марии Николаевны был принят. «Санкт-Петербургские ведомости» сообщали «Можно сказать утвердительно, что этот Дворец принадлежит к числу изящ­нейших европейских зданий по художнической отделке зал. Это архитектурное произведение есть целое поэтическое со­здание, которое найдет толпу подражателей и будет иметь у нас благое влияние на архитектурные украшения внутренностей великолепных зданий не вычурными убранствами, не массами серебра и золота, а простыми, зрело обдуманными классически ми формами».

    Труд зодчего Андрея Штакеншнейдера очень высоко оцени­ли многие его современники. Не остались в долгу и царствую­щие заказчики. За создание дворца у Синего моста Андрей Иванович получил орден Святого Станислава 2-й степени и 5 тысяч рублей серебром. «За особое искусство и отличные познания в архитектуре» он был удостоен звания профессора без испол­нения программы по выбору Академии художеств. Это был исключительный случай.

    Совершенно особую награду придумала ему великая княги­ня Мария Николаевна. По воспоминаниям ректора Академии художеств Федора Иордана, приглашенного на бал в Танце­вальном зале Мариинского дворца, Мария Николаевна подозва­ла к себе на балу профессора скульптуры Николая Пименова и сказала «Ты мне, Николай, должен сделать бюст Штакеншней­дера, он достоин красоваться в этой зале». Потом Ф.И. Иор­дан писал. «Я слышал, что бюст его действительно был поставлен во дворце великой княгини».

    В 1885 году этот эпизод подтвердила газета «Петербург­ский листок». «В одной из зал Мариинского дворца и поныне находится бюст Штакеншнейдера, поставленный здесь еще при жизни, в награду за постройку».

    Выдающийся русский зодчий Андрей Иванович Штакеншнейдер, как ни один зодчий был отмечен таким образом. Его архитектурные шедевры продолжают радовать поколение XXI века россиян и многих гостей Северной столицы.

    Портрет написан в 1860 году академиком Гохом

    Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802—1865)

    Статья из словаря Половцова:

    "Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802—1865) — профессор архитектуры Императорской Академии Художеств и строитель дворцов, родился 22 февраля 1802 г. на мельнице (на р. Пудости) в 4-х верстах от Гатчины. Дед его переселился из Брауншвейга в Россию при императоре Павле I. Отец, заметив в ребенке склонность к строительному искусству, отдал его в Академию Художеств. Успехи Ш. не были блестящи, и никто не подозревал, что в будущем из него выйдет знаменитый строитель дворцов и изящных зданий. Поступив в Академию в 1815 г., Ш. окончил ее в 1821 г. и прямо со школьной скамьи был принят на службу в комитет строений и гидравлических работ в Петербурге в качестве чертежника. Здесь Ш. прослужил 4 года и ничем особенным не отличился. Только со времени определения его в должность архитектора-рисовальщика в "комиссию о построении Исаакиевского собора" (в 1825 г.) Ш. начал выдвигаться своими самостоятельными работами. Вскоре Ш. получил и другую работу. На архитектора Монферрана было возложено устройство катафалков и всего траурного убранства Петропавловского собора, по случаю погребения императора Александра I, а затем и императрицы Елизаветы Алексеевны. В обоих случаях исполнение всех рисунков, как общих, так и детальных, было поручено Монферраном Ш. и последний выполнил возложенную на него работу с большим успехом, за что получил первую награду по службе. В 1827 и 1828 гг., когда в Зимнем дворце решено было переделать комнаты императрицы Марии Федоровны, Ш. был привлечен к этой переделке. После смерти императрицы Марии Федоровны Ш. был приглашен для устройства катафалка в Петропавловском соборе; это была его последняя работа на службе в Исаакиевской комиссии. В 1830 г. Ш. испросил себе отпуск за границу для поправления расстроенного здоровья, но не воспользовался им, так как Монферран предложил ему очень выгодную работу у графа А. X. Бенкендорфа. Последний поручил Ш. перестроить почти заново свой древний замок в имении Фалле. Поручение было серьезное, и от его удачного исполнения зависела дальнейшая карьера Ш. Бенкендорф, восхищенный его работой, рекомендовал Ш. императору Николаю I. Занятый перестройкой замка в Фалле, Ш. в конце 1831 г. принужден был выйти из комиссии по построению Исаакиевского собора. Около двух лет Ш. работал в Фалле, а затем в 1833 г. был определен по ходатайству Бенкендорфа ко двору Его Имп. Высочества, Вел. Князя Михаила Павловича. Исполняя разнообразные строительные работы по поручению Высочайших Особ, Ш. впервые стал проявлять замечательный талант. Прежде всего он проявил свой вкус и знания в наружной и внутренней отделке дачи Его Императорского Высочества, Принца Петра Георгиевича Ольденбургского; к этому же времени относятся исполненные Ш. рисунки люстр и канделябров для Императорского стеклянного завода и исполнение программы, данной Академией (проект небольшого загородного Императорского дворца), за которое Ш. в 1834 г. удостоился звания академика. Первой задачей нового академика было создать национальное искусство и стиль. Пробой в этом направлении явилась постройка сельского домика у "Запасного пруда" в Петергофе, ко дню рождения императора Александра II. Как новость, игрушка эта понравилась, и Ш. получил Высочайшее повеление ехать в Москву и заняться проектом дворца в с. Коломенском. Командированный в августе, Ш. провел всю осень в изучении места, предназначенного для постройки дворца и, возвратившись в Петербург, занялся проектом в характере, напоминавшем Московские архитектурные памятники. Достроив в Петергофском парке (против Александрии), при въездах с большой дороги, две "караульни" в английском стиле, он составил проект пристройки столовой залы ко дворцу в Александрии и на Знаменской мызе занялся переделкой существовавшего там дома. В отделке комнат этого дворца Ш. обнаружил себя архитектором-орнаментистом. Параллельно с этими работами Ш. исполнил отделку "музыкальной" и "гостиной" комнат во дворце В. К. Михаила Павловича. В том же году под надзором Ш. происходила переделка дворца в Ораниенбауме, где тогда строилась новая зала. Кроме вышеприведенных поручений, он успел выполнить много частных заказов. Тогда же он возвел вокзал при станции ж. д. в Павловске, построил несколько дач в окрестностях столицы, дом барона Притвица в д. Забалканской и домовую церковь в имении Бенкендорфа Фалле, близ Ревеля. Там же, по случаю посещения Императорской фамилией, Ш. поставил "монумент". В начале 1836 г. Ш. был причислен к департаменту Уделов, и в следующем году послан за границу "для усовершенствования", с выдачей ему на путевые издержки 200 червонцев и с сохранением получаемых им окладов. Ш. пробыл за границей до марта 1838 г. и за это время успел посетить Италию, Францию и Англию, изучая разнообразные стили и занося свои наблюдения в путевой альбом. Возвратившись из-за границы, Ш. сейчас же снова принялся за работу. Он получил повеление составить проект дворца для Е. И. В. Великой Княжны Марии Николаевны, вышедшей замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Этот проект в общих чертах Ш. представил императору Николаю I, который одобрил его и, повелев построить дворец у Синего моста, назначил строителем здания Ш. Этот дворец является одним из лучших и капитальнейших произведений Ш. Кроме изящества, красоты и удобства помещений, заслуживает внимания основательно разработанная здесь система металлических стропил и балок, тогда очень редко употреблявшихся в строительном искусстве. Висячие колонны дворцовой церкви, устройство фонарей для просветов и металлическая сетка для намета штукатурки потолков представляли в свое время удачнейшее разрешение сложных задач, встретившихся Ш. и бывших тогда новостью для многих строителей. Заслуги Ш., как художника, были единодушно признаны Академией Художеств, и он был назначен профессором архитектуры в 1844 г. Одновременно с постройкой Мариинского дворца, Ш. была поручена постройка дачи для Ее И. Высочества на мызе Сергиевке, между Петергофом и Ораниенбаумом. В период 1839 и 1840 гг. Ш. составил еще проекты: детской больницы в Петербурге, посольского дома в Тегеране и проект "хода" или "мыса" в море в Александрии. В 1840 г. Ш. было поручено составить проект небольшого дворца в Орианде. Для ознакомления с местностью, в которой должен был быть построен дворец, Ш. был послан в Крым. Поездка, предпринятая в сентябре 1841 г., продолжалась 1½ месяца. Собрав на месте все необходимые сведения, Ш. к концу 1841 г. представил императору Николаю I три проекта, различного характера. В период с 1840 по 1841 гг., принявшись за перестройку дома князя Белосельского, Ш. также составил проект роскошного загородного дома для Потемкина в имении Гостилицах. Этот барский дом по идее архитектора получил форму романо-готического замка. В период 1843—1844 гг., вслед за окончанием работ по павильону на острове Большого озера в Петергофе, Ш. составил проект на перестройку собственной Его Величества дачи, находящейся за Петергофом, в характере павильонов XVIII века, в два этажа. Затем Ш. начал постройку павильона для Е. И. В. Великой Княгини Марии Николаевны и во дворцах Константиновском и Большом перестроил более сотни комнат с применением водопроводов. Вместе с тем Ш. строил павильон на Сампсоновском канале, названный впоследствии "Озерками", в Петергофе. Затем Ш. съездил вторично в Крым для осмотра каменных работ. Возвратившись оттуда, он снова принялся усиленно за работу. При отделке комнат Большого дворца Ш., между прочим, получил приказание реставрировать зал, отделанный графом Растрелли в стиле рококо. Это доставило Ш. возможность хорошо познакомиться и строже изучить мотивы Растрелли, которому он впоследствии очень удачно подражал. Так, например, он прекрасно отделал в стиле Елизаветы Петровны дом князя Белосельского, на Невском проспекте, у Аничкина моста. В 1846 г. Ш. спроектировал новый храм в Павловске и еще две церкви для княгини Белосельской и графа Оффенберга. В то же время он исполнил постройку домов гофмаршала Олсуфьева и графа Кушелева и составил проект памятника графу А. X. Бенкендорфу. Этим заканчивается период наиболее кипучей деятельности Ш. Получив Высочайшее повеление отправиться в третий раз в Крым для осмотра работ в Орианде, Ш. составил проект и смету на окончательную отделку и меблировку этого дворца. В 1849 г. Ш. создал новый проект для графа Слизена на постройку обширного средневекового замка. Вполне окончив дворец на Императорской даче и два моста, названные "колонистскими", Ш. получил приказание составить проекты зал и лестниц в большом Императорском Эрмитаже и столовой на половине Наследника в Зимнем дворце. В 1850 г. Ш. закончил дворец в Орианде. Затем ему было приказано составить проект, для сооружения загородного дворца со службами в русском стиле, на Михайловской даче, близ Петергофа, двухэтажного павильона в форме греческого храма, ионического ордена, на Бибигольских высотах, и там же каменной церкви с колокольней. Тогда же Ш. приступил к постройке каменных оранжерей на Михайловской даче. Из частных построек в 1852 г. Ш. окончил дом дворянского собрания в Новгороде, перестроил дом графа Кушелева, в Петербурге, у Симеоновского моста и составил проект перестройки его же дома в c. Лигове. В 1853 г. Ш. получил поручение от императора составить проект дворца E. Высочеству B. К. Николаю Николаевичу близ Благовещенского моста. В 1854 г. почти одновременно были открыты построенные Ш.: часовня на Николаевском мосту и церковь во имя царицы Александры на Бабигоне. В то же время за безвозмездное составление проекта иконостаса для церкви в Петербургском Вознесенском женском монастыре Св. Синод изъявил Ш. особенную свою признательность. Затем по Высочайшему повелению Ш. спроектировал памятник баронету Виллие. Последним выдающимся сооружением Ш. был дворец для B. К. Михаила Николаевича на Дворцовой набережной, который он окончил в 1861 г.

    Ш. принадлежит к числу немногих выдающихся художников, оставивших по себе прочную память, как самым достоинством и значением сооружений, так и громадным количеством их, созданных в течение тридцатилетнего неутомимого труда. Произведения Ш. носят на себе следы последовательного преобладания у нас известных стилей, так что в этом отношении разработка его художественного наследства представляет немалый интерес для изучения истории архитектуры за предшествующие десятилетия, в которые один модный стиль быстро сменялся другим. От усиленной работы здоровье Ш. значительно ослабело и весной 1865 г. врачи посоветовали ему лечиться кумысом. Лечение, казалось, принесло пользу Ш., и он стал себя чувствовать более бодрым, но обратная утомительная дорога вредно отозвалась на нем. В Москве Ш. принужден был остановиться и здесь скончался 8 августа 1865 г. Тело его перевезено в Петербург."

    Санкт-Петербург
    Санкт-Петербург
    Великий Новгород
    Санкт-Петербург

    ШТАКЕНШНЕЙДЕР АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ

    Штакеншнейдер (Андрей Иванович) - знаменитый в свое время петербургский архитектор, внук кожевника, выписанного в Россию Императором Павлом I из Брауншвейга, родился на мельнице своего отца, близ Гатчины, 22 февраля 1802 г. и тринадцати лет от роду поступил своекоштным воспитанником в Императорскую академию художеств. Не выказав при прохождении курса особенно блестящих успехов, он тотчас же по его окончании, в 1821 г., получил место чертежника в комитете строений и гидравлических работ, из которого, четыре года спустя перешел на службу архитектором-рисовальщиком в комиссию по сооружению Исаакиевского собора. Строитель этого храма, Монферан, обратил свое внимание на способности и трудолюбие молодого художника и поручал ему многие серьезные работы и, между прочим, дал возможность отличиться изготовлением общих и детальных рисунков для устройства катафалков и траурного убранства Петропавловского собора при погребениях императора Александра I и императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Феодоровны. В 1831 г. Штакеншнейдер покинул службу в вышеупомянутой комиссии для того, чтобы свободнее заняться частными постройками, преимущественно же постройкой барского дома для графа А.Х. Бенкендорфа в его имении Фалль, в окрестностях Ревеля. Довольный своим архитектором, граф рекомендовал его императору, и с этого времени счастье начало все более и более улыбаться Штакеншнейдеру. Он быстро приобрел благоволение Николая I стал получать от него одно за другим важные поручения и вскоре сделался привилегированным строителем царских и великокняжеских дворцов. Начав придворную службу в звании архитектора при дворе великого князя Михаила Павловича, он под конец своей жизни был главным архитектором департамента уделов, архитектором Собственного Его Величества дворца и заведующим постройками по загородным дворцам государыни императрицы. В 1834 г., за составленный Штакеншнейдером по заданной программе проект "небольшого императорского дворца", академия присудила ему звание академика. В 1837 - 1838 гг. он сделал поездку для своего усовершенствования в чужие края с пособием от правительства и посетил Италию, Францию и Англию. В 1844 г. академия возвела его в звание профессора без исполнения с его стороны программной задачи, как художника, уже имеющего громкую известность, а в 1854 г. он был назначен в академию штатным профессором-преподавателем. В последние годы жизни здоровье Штакеншнейдера, истощенное постоянными усиленными трудами, значительно слабело; для его поправления, он, весной 1865 г., по совету врачей, отправился в кумысное лечение в Оренбургскую губернию. Проведенное там лето, казалось, принесло ему пользу, но на возвратном пути в Петербург он почувствовал себя снова худо и умер в Москве 8 августа того же года. Многочисленные произведения Штакеншнейдера очень разнообразны в отношении стилей, которые он, однако, не соблюдал в полной строгости, внося в них, с целью достижения пущей роскоши, произвольные изменения и прибавки. Главное и самое лучшее из его созданий - Мариинский дворец (нынешнее здание Государственного совета). Кроме него, в Санкт-Петербурге им сооружены дворцы великого князя Николая Николаевича Старшего (теперь Ксениевский институт) и великого князя Михаила Николаевича, детская больница, часовня на Николаевском мосту, некоторые из зданий придворного ведомства и несколько частных домов, в том числе дом княгини Белосельской (переделанный впоследствии во дворец великого князя Сергия Александровича). Особенно богаты его постройками Петергоф и его ближайшие окрестности. Здесь ему принадлежат: сельский домик у Запасного пруда, павильоны на Царицыном и Ольгинском островах и на Самсоновском канале и церковь на Бабигоне, дачный дворец Марии Николаевны в Сергиевке, Собственная Его Величества дача и прочее, дворцы на Михайловской и Знаменской дачах, павильон Renella на этой последней и прочее. В Царском Селе сооружен Штакеншнейдером памятник великой княгине Александре Николаевне, в Сергиевской пустыни близ Стрельны - церковь-усыпальница графа Кошелева, в Гостилицах, Петергофского уезда - дом графа Протасова, в Орианде, в Крыму - дворец императрицы Александры Феодоровны и прочее. Из прочих трудов Штакеншнейдера заслуживают быть упомянутыми постройки, произведенные в Зимнем, Мраморном и Аничковских дворцах, внутренняя отделка Старого Эрмитажа, для предполагавшегося пребывания в нем цесаревича Николая Александровича, в Санкт-Петербурге, а также некоторые переделки в Ораниенбаумском и Стрельнинском дворцах.

    Краткая биографическая энциклопедия. 2012

    Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ШТАКЕНШНЕЙДЕР АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

    • ШТАКЕНШНЕЙДЕР АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ
      (1802-65) российский архитектор. Строил императорский и великокняжеский дворцы, используя в духе эклектики исторические архитектурные стили, - Мариинский (ныне мэрия Санкт-Петербурга; …
    • ШТАКЕНШНЕЙДЕР АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ
      Андрей Иванович , русский архитектор. Учился в Петербургской АХ (1815-21, с 1834 - академик). Профессор …
    • АНДРЕЙ
      Андрей - в христианстве один из двенадцати апостолов. Брат Петра, галилеянин, рыбачил на Тивериадском озере ("море Галилейском") и входил в …
    • АНДРЕЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
      (греч.???????) в христианской мифологии один из двенадцати апостолов. Брат Петра, галилеянин, рыбачил на Тивериадском озере («море Галилейском») и входил в …
    • АНДРЕЙ в Словаре полководцев:
      Ольгердович (1325-1399), рус. кн. Сын вел. кн. литов. Ольгерда, старший брат Владислава Ягайло. Княжил в Пскове, Полоцке, Трубчевске. Участник Куликовской …
    • ИВАНОВИЧ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
      Корнелий Агафонович (1901-82), педагог, д.ч. АПН СССР (1968), д-р педагогических наук и профессор (1944), специалист по сельскохозяйственному образованию. Был учителем …
    • ИВАНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
      (Ivanovici) Иосиф (Ион Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. жил …
    • ШТАКЕНШНЕЙДЕР
      (Андрей Иванович) — знаменитый в свое время петербургский архитектор, внук кожевника, выписанного в Россию императором Павлом I из Брауншвейга; род. …
    • АНДРЕЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      -св. апостол Иисуса Христа, был брат Петра и занимался вместе с ним в Капернауме, на Галилейском озере, ловлею рыбы, когда …
    • ШТАКЕНШНЕЙДЕР
      ШТАКЕНШН́ЕЙДЕР Анд. Ив. (1802-65), рос. архитектор. Строил имп. и великокняж. дворцы, используя в духе эклектики ист. архит. стили,- Мариинский (ныне …
    • ИВАНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ИВ́АНОВИЧ (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), рум. музыкант, дирижёр воен. оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. …
    • АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АНДР́ЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ, по церк. легенде, апостол, один из первых (отсюда прозвание) и ближайших учеников Христа. Рус. летописи наз. его первым …
    • АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АНДР́ЕЙ ОЛЬГЕРДОВИЧ (1325-99), рус. князь, сын вел. кн. литов. Ольгерда. Княжил в Пскове, Полоцке. Участник Куликовской битвы и походов против …
    • АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АНДР́ЕЙ КРИТСКИЙ (ок. 660-740), христ. проповедник. Архиепископ о. Крит. Автор многочисл. церк. гимнов-песнопений и покаянного "Великого канона" (ок. 250 тропарей), …
    • АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АНДР́ЕЙ ИВАНОВИЧ (1490-1537), старицкий удельный князь, мл. сын Ивана III. В 1537 поднял мятеж против Елены Глинской. Умер в …
    • АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АНДР́ЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ (не ранее 1100- 1174), вел. кн. владимирский (с 1157), сын кн. Юрия Долгорукого. Помогал отцу в борьбе за …
    • АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АНДР́ЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (до 1261-1304), вел. кн. владимирский (1281-83 и с 1293), кн. городецкий; сын кн. Александра Невского. Удерживал великокняж. стол …
    • АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АНДР́ЕЙ (в миру кн. Ал-др Ал. Ухтомский, князь) (1872-1937), епископ Уфимский и Мензелинский (1913-21). В 1925 перешёл в старообрядчество. В …
    • ШТАКЕНШНЕЙДЕР
      (Андрей Иванович) ? знаменитый в свое время петербургский архитектор, внук кожевника, выписанного в Россию императором Павлом I из Брауншвейга; род. …
    • АНДРЕЙ в словаре Синонимов русского языка.
    • АНДРЕЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
      Андрей, (Андреевич, …
    • ШТАКЕНШНЕЙДЕР
      Андрей Иванович (1802-65) , российский архитектор. Строил императорский и великокняжеский дворцы, используя в духе эклектики исторические архитектурные стили, - Мариинский …
    • ИВАНОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
      (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса «Дунайские волны» (1880). В 90-х гг. …
    • АНДРЕЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
      I м. Мужское имя. II м. разг. Народное название дня 17 июля как приметного для земледельцев; …
    • ЯСЕНЕВ АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ясенев Андрей Иванович (1868 - 1938), протоиерей, священномученик. Память 22 февраля, …
    • ГОЛОЩАПОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Голощапов Сергей Иванович (1882 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 6 декабря, в …
    • АНДРЕЙ СТРАТИЛАТ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Андрей Стратилат, Таврийский (+ ок. 302), воин, мученик. Память 19 августа. Мученик Андрей …
    • АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Андрей Первозванный (+ ок. 67), апостол от 12. Память 30 ноября; 30 июня (в …
    • АНДРЕЙ КРИТСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Андрей Критский (греч. Andreas ho Krites, Hiersolumites) (ок. 660 - 740), архиепископ, преподобный …
    • АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Андрей Константинович (не позднее 1323 - 1365), святой благоверный князь Нижегородский. Память 2 июня …
    • АНДРЕЙ (УХТОМСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Андрей (Ухтомский) , (1872 - 1937), бывший епископ Уфимский и Мензелинский, старообрядческий архиепископ, основатель …
    • ДЕНИСОВЫ (АНДРЕЙ И СЕМЕН) в Краткой биографической энциклопедии:
      Денисовы - братья, Андрей (1674 - 1730) и Семен (1682 - 1741) - известные вожди старообрядчества. Происходили из князей Мышецких …
    • АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
      (ок. 1111-74) князь владимиро-суздальский (с 1157), сын Юрия Долгорукого. Сделал столицей г. Владимир. Убит боярами в своей резиденции с. Боголюбово.* …
    • МЕНДЕЛЕЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      Дмитрий Иванович , русский химик, открывший периодический закон химических элементов, разносторонний учёный, педагог и общественный деятель. …
    • БАХТИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      родился 3 янв. 1796 в Туле. Отец его (см. Бахтин И. И.), человек умный, образованный, высокой честности, но наделенный страстной, …
    • ДЕНИСОВЫ, АНДРЕЙ И СЕМЕН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
      (братья: Андрей, 1664?1730, и Семен, 1682?1741) ? настоятели раскольничьей Выговской пустыни, главные вожди раскола в первой половине XVIII в. Сами …
    • БАХТИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
      ? родился 3 янв. 1796 в Туле. Отец его (см. Бахтин И. И.), человек умный, образованный, высокой честности, но наделенный …
    • АНДРЕЙ, СВ. в Словаре Кольера:
      (ум. ок. 60 н.э.), один из двенадцати апостолов, учеников Иисуса Христа. Проповедовал Царство Божье жителям Каппадокии, Галатии и Вифинии, кочевникам …
    • АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
      (ок. 1111-74), князь владимиро-суздальский (с 1157), сын Юрия Долгорукого. Сделал столицей г. Владимир. Убит боярами в своей резиденции с. Боголюбово.* …
    • ПАЛАТА НОМЕР 6 в Цитатнике Wiki:
      Data: 2009-05-19 Time: 06:20:23 Цитаты из повести "Палата номер 6", 1892 (автор Антон Павлович Чехов) * Люди, имеющие служебное, …
    • АГЕНСТВО НЛС в Цитатнике Wiki:
      Data: 2009-02-11 Time: 11:14:07 Агентство помощи людям в нестандартных личных ситуациях - НЛС. = Сезон 1 = = Эпизод …
    • ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ПУСТЫНЬ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Троице-Сергиева Приморская пустынь, мужской монастырь. Адрес: Россия, 193000, г. Санкт-Петербург, Петербургское шоссе, …
    • МОСКОВСКИЙ ПИМЕНОВСКИЙ ХРАМ В НОВЫХ ВОРОТНИКАХ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Московский храм прп. Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках. Адрес: 103030, Россия, Москва …
    • МАКАРИЙ (ТИЛЛИРИДИС) в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Макарий (Тиллиридис) (род. 1945), митрополит Кенийский. В миру Андрей Тилиридис, родился в 1945 году …