Арабские народы проживают на территории. Кто такие арабы. Где живут берберы

Содружество наций - объединение независимых государств, куда входит Великобритания и многие ее бывшие доминионы, колонии и протектораты. Страны, входящие в этот союз, не имеют политической власти друг над другом. Начало ему было положено еще в 1887 году, в 1926-м была принята Декларация Бальфура, а закреплен статус Содружества 11 декабря 1931 года (Вестминстерским статутом). После чего Содружество напоминало некий союз стран, объединенных с Великобританией личной унией.

С чего все начиналось

Основа была положена еще в XIX веке, а в начале тридцатых годов XX-го века был принят статут, определяющий права государства-члена организации. Согласно документу 1931 года, монарх Великобритании является главой каждой страны, признавшей Вестминстерский статут и входящей в Британское Содружество наций.

Одновременно документ устанавливал правовое положение доминионов, а также ввел в действие решения конференций 1926 и 1930 годов. В итоге доминионы признавались фактически независимыми государствами, полностью равными с Британией, законы Англии также не могли распространяться на них без их согласия.

В 1947 году ситуация изменилась: с превращением Индии в республиканскую страну и вытекающим отсюда отказом признавать британского монарха главой государства пришлось кардинально пересмотреть основы объединения. Изменилось название, а также цели организации - приоритетными стали гуманитарные миссии, образовательные проекты и т. д.

На данный момент входящие в Содружество наций страны (числом 53) демонстрируют различный подход к управлению государством. Из них только 16 - Королевства Содружества, признающие Елизавету II главой государства.

Государства, входящие в объединение

Путь к имеющейся в XXI веке ситуации был долог. Государства присоединялись и выходили из союза, приостанавливали членство и возобновляли его (особенно показателен здесь пример Фиджи, членство которого было приостановлено союзом ввиду проблем с демократией в стране).

Однако процес по-прежнему идет, формируя и изменяя современное Содружество наций. Список стран дан согласно информации на официальном сайте:

  • Антигуа и Барбуда;
  • Бангладеш;
  • Ботсвана;
  • Канада;
  • Фиджи (восстановлены в качестве полноправного члена с 26 сентября 2014 года);
  • Гайана;
  • Кения;
  • Малави;
  • Мальта;
  • Намибия;
  • Нигерия;
  • Руанда;
  • Сейшельские острова;
  • Соломоновы острова;
  • Сент-Китс и Невис;
  • Тонга;
  • Уганда;
  • Вануату;
  • Австралия;
  • Барбадос;
  • Бруней;
  • Кипр;
  • Гана;
  • Индия;
  • Кирибати;
  • Малайзия;
  • Маврикий;
  • Науру;
  • Пакистан;
  • Сент-Лючия;
  • Сьерра-Леоне;
  • Южная Африка;
  • Сент-Винсент и Гренадины;
  • Тринидад и Тобаго;
  • Великобритания;
  • Замбия;
  • Багамы;
  • Белиз;
  • Камерун;
  • Доминика;
  • Гренада;
  • Ямайка;
  • Лесото;
  • Мальдивы;
  • Мозамбик;
  • Новая Зеландия;
  • Папуа Новая Гвинея;
  • Самоа;
  • Сингапур;
  • Шри Ланка;
  • Свазиленд;
  • Тувалу;
  • Танзания.

Входящие в Содружество наций страны объединены не только договорами и актами, но также и культурно и лингвистически: в 11 странах английский является одним из официальных языков, а в других 11 - единственным официальным языком.

Правительство Содружества наций

Как указывается на официальном сайте, это добровольное объединение стран с общими ценностями. Королева Елизавета II формально возглавляет Британское Содружество наций (список стран-членов этой организации один из крупнейших в мире), текущее же административное руководство осуществляет Секретариат.

По форме управления внутри союза распределение следующее: 32 государства являются республиками, 5 - национальные монархии, и 16 признают главой британскую королеву, представленную в каждой стране генерал-губернатором. При этом она не выполняет никаких формальных функций или обязанностей.

Бизнес

Составляющий Содружество наций список стран впечатляет - государства разделяются на четыре различных категории, по классификации Мирового банка (рейтинг обновляется ежегодно, отражает валовой национальный доход на душу населения за предыдущий год). Из них 11 с высоким уровнем дохода, 14 - с доходом выше среднего, 18 - ниже среднего, и 10 - с низким уровнем ВНД.

Страны союза лидируют во многих отраслях по всему миру: среди примеров - добыча драгоценных камней и металлов, информационные технологии, туризм.

Формирование Содружества

Первыми странами, членами объединения, были Великобритания, Австралия, Канада, Новая Зеландия, Южная Африка. Они присоединились к Содружеству наций в 1931 году. Пакистан и Индия вошли в состав союза в 1947 году. Шри-Ланка - в 1948 году. Все вместе они формируют список государств - старейших членов объединения.

В 1957 году к ним присоединилась Гана.

В шестидесятых годах Британское Содружество наций получило новое пополнение: к союзу присоединились Нигерия (1960 г.), Сьерра-Леоне и Танзания (1961 г.), Уганда (1962 г.), Кения (1963 г.), Замбия (1964 г.). Далее - Гайана, Ботсвана и Лесото (1966 год), Свазиленд (1968 г.)

Бангладеш присоединился к объединению в 1972 году, Папуа Новая Гвинея - в 1975 г.

И, наконец, завершает список стран Намибия (1990 г.), Мозамбик и Камерун (1995 г.), Руанда (2009 г.)

Население

По количеству населения Содружество Наций насчитывает 2,2 миллиарда человек. Ожидаемо лидирует Индия - 1236.7 миллионов. Сильно отстают от нее находящиеся примерно на одном уровне Пакистан, Нигерия и Бангладеш - 179.2 миллиона, 168.8 миллиона и 154.7 миллиона соответственно. На четвертом месте, как ни странно, Великобритания (все числа и данные взяты с официального сайта Содружества) - ее население согласно последним данным составляет 62.8 миллиона человек.

Огромную по населяет всего 34.8 миллионов, а материк Австралия принадлежит 23.1 миллиону человек.

Здравоохранение и продолжительность жизни

Зато в области здоровья и благополучия все вполне ожидаемо - наибольшая средняя в Австралии и Сингапуре (82 года), Канаде и Новой Зеландии (81 год), в Великобритании, на Кипре и на Мальте (80 лет). На последнем месте Сьерра-Леоне - всего 45 лет (по данным за 2012 год).

Эта же страна лидирует по уровню смертности детей и новорожденных, а также матерей (по данным за 2010-2012 гг.). При том Сьерра-Леоне - государство с одним из самых высоких уровней рождаемости в Содружестве.

Мозамбик и Руанда

На протяжении десятилетий принимались различные акты и составлялись другие документы, регулирующие действия объединения, что в нем можно, что нельзя. Единого документа, как и конституции, нет. Основой для вступления является связь с Великобританией - дорога к членству в Содружестве открыта для бывших колоний, протекторатов и доминионов. Из этого правила, однако, было два исключения: Мозамбик, бывшая колония Португалии, и Руанда, бывшая колония Бельгии и Германии.

Первая из них - одна из беднейших стран мира. Мозамбик - это государство, входящее в Содружество наций «не по праву, а по милости». Он попал в состав после того, как все соседи-члены объединения высказали просьбу о присоединении Мозамбика (такова одна из теорий).

Предыстория такова: после обретения независимости в 1975 году были проведены серьезные реформы, а также изгнаны большинство португальских поселенцев. Началась гражданская война, сопровождавшаяся серьезными жертвами среди населения и миграцией большого количества беженцев.

Война закончилась только в 1992 году - ничего удивительного, что страна находилась в упадке. Членство в Содружестве в целом выгодно для государства - это утверждение справедливо и для Руанды, которая также успела пережить тяжелые времена (в том числе геноцид).

Роль и цели по отношению к своим членам

Сегодня входящие в Британское Содружество наций страны ведут свою деятельность в двух направлениях - распространение принципов и норм демократии и содействие развитию. Это второй по величине, после ООН, международный союз. Английский играет очень важную объединяющую роль, тем более что сейчас этот язык стал одним из способов делового общения.

Великобритания и другие осуществляют в рамках союза различные гуманитарные миссии, оказывают поддержку в экономической и других сферах. Хотя формально все страны-члены Содружества являются независимыми, подобная помощь способствует влиянию оказывающих ее на тех, кто в ней нуждается.

Роль Великобритании внутри союза

На протяжении истории, начиная с формирования объединения и далее, роль и отношение Великобритании к этому союзу менялась. В первой половине XX-го века он упоминался не иначе, как Со временем приоритеты политиков сдвинулись в сторону Евросоюза, который выглядел весьма перспективным. Однако в свете последних тенденций в ЕС, идея укрепления и развития связей может выглядеть все более привлекательной, учитывая то, насколько обширный формирующий Содружество наций список государств.

В поддержку этого курса можно толковать и поведение Великобритании в отношении Австралии. В этой стране сторонники республиканской формы правления имеют весьма сильные позиции, и разговоры о выходе из Содружества звучат регулярно.

Визиты в Австралию членов британской королевской семьи, а также свадьба в 2011 году принца Уильяма и Кейт Миддлтон сыграли свою роль в повышении престижа По прозвучавшим в 2011 году заявлениям британских дипломатов, эти визиты свели на нет возможность превращения Австралии в республику в ближайшее время.

Посещение королевы Елизаветы II и а также королевская свадьба подогрели интерес австралийцев, однако, чиновники также сообщили, австралийское общество в перспективе будет стремиться к тому, чтобы уйти из-под власти королевы, пусть даже эта власть только символическая.

В заявлении МИД Великобритании указано, что демографические изменения в стране ведут к сокращению количества граждан, так или иначе чувствующих свою связь с Англией. В то же время большой процент населения считает, что создание республики - неотъемлемый этап становления государства.

Некоторые другие страны, входящие в Содружество наций, впрочем, поддерживают идею более тесного сотрудничества. Подобные предложения уже высказывались, однако не получили поддержки большинства из-за опасений перед имперскими амбициями Великобритании.

Вероятность интеграции все же невысока - слишком разный уровень развития не способствует взаимодополняемости вырабатываемой продукции, скорее страны, находящиеся на более низком уровне, конкурируют, так как вырабатывают одни и те же или сходные товары. Тем не менее им выгодна поддержка со стороны более развитых. Серьезным недостатком Содружества, однако, считается то, что оно не имеет сильных механизмов влияния на своих членов - единственным вариантом является приостановление членства в организации.

Великобритания достаточно долго оставалась огромной колониальной империей, однако в девятнадцатом веке ее политический курс был пересмотрен. Британское содружество наций — добровольный союз нескольких стран, изначально заключенный в целях изменения отношений с колониями империи. Объединение успешно функционирует и сегодня, однако изначальные принципы работы и современная политика существенно отличаются.

Исторические предпосылки

После того, как на территории Америки колонии Британии добились признания независимости, под властью короны осталась только территория Канады. Это повлекло за собой пересмотр политики Англии в сторону более лояльного внешнего политического курса, а также возможность автономности колоний под властью местных политиков.

Первой колонией, где появился парламент и местное самоуправление, правда, под контролем представителей Британии, стала . При этом право окончательного решения ряда политических вопросов Великобритания оставляла за собой — касалось это, в первую очередь, контроля земли, внешней политической деятельности и торговых отношений, вопросов обороны и собственно норм местной конституции на территории колонии. Но все ограничения устранили еще до конца Первой мировой войны.

Основополагающие принципы

Главные принципы Содружества Наций впервые были составлены в конце девятнадцатого столетия, в рамках колониальной конференции, которая прошла в Лондоне. Наиболее развитые колониальные территории в состве Британской империи после смены курса внешней политики должны были стать автономными образованиями, однако, на деле это выглядело как признание независимости стран в составе Великобритании. Первыми доминионами стали Канада, Австралия, а также Новая Зеландия, Ирландия, Ньюфаундленд.

Значимым этапом в истории объединения стала Вторая мировая война. После окончания военных действий из названия Британского Содружества наций убрали знак принадлежности к Великобритании. Последующее объявление независимости Индии и установление республики на ее территории привели к необходимости пересмотра основных принципов. Основными направлениями деятельности стали гуманитарные миссии, в том числе и образовательные, которые не должны были влиять на внутреннюю политику стран. Всем членам союза предоставлялись равные права — не зависимо от уровня экономики. Каждый участник может покинуть Содружество добровольно в любой момент. а также воспользоваться возможностью временной приостановки членства.

Участники Содружества

Сейчас в составе Содружества находится пятьдесят три страны, в том числе и Великобритания. Общая численность населения стран-участниц — почти 1,8 миллиарда, что составляет около тридцати процентов мирового населения. Формально главой семнадцати бывших колоний, которые называются Королевствами Содружества, управляет монарх Великобритании, однако это не мешает некоторым странам отрицать власть Британии, не меняя собственный статус внутри союза.

Не все страны, которые сегодня в составе Содружества, были раньше колониями Британской империи — к примеру, Мозамбик.

Управление и контроль

Главой Содружества наций является британский монарх — Елизавета II, однако это символическая должность, не предполагающая фактических функций. Пост руководителя данного объединения не передается по наследству — в случае смены монарха нового главу будут избирать на совещании всех членов Содружества. Административная работа союза контролируется Секретариатом, главный офис которого расположен на территории Лондона.

Содержание статьи

СОДРУЖЕСТВО НАЦИЙ, ассоциация независимых государств, ранее входивших в Британскую империю, признающих британского монарха в качестве символа свободного единения. В Содружество входят (на начало 1999): Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканская Республика, Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Гана, Малайзия, Сингапур, Кипр, Нигерия, Сьерра-Леоне, Танзания, Ямайка, Тринидад и Тобаго, Уганда, Кения, Замбия, Камерун, Мозамбик, Намибия, Малави, Мальта, Гамбия, Ботсвана, Гайана, Лесото, Барбадос, Маврикий, Свазиленд, Науру, Тонга, Западное Самоа, Фиджи, Бангладеш, Багамские Острова, Гренада, Папуа – Новая Гвинея, Сейшельские Острова, Соломоновы Острова, Тувалу, Доминика, Сент-Люсия, Кирибати, Сент-Винсент и Гренадины, Зимбабве, Белиз, Антигуа и Барбуда, Мальдивская Республика, Сент-Кристофер и Невис, Бруней, Вануату.

ИСТОРИЯ

Империя до Содружества.

Контроль за государственными землями в колониях быстро перешел к местным правительствам, которые добились права принимать собственные конституции и судебные системы. Еще в 1859 Канада начала устанавливать свои тарифы, ограничив контроль Великобритании над внешней торговлей.

Менее заметным оказался прогресс во внешнеполитических делах и в обороне. Хотя с течением времени Великобритания признала необходимость консультаций с доминионами по вопросам внешней политики, она все еще удерживала здесь за собой право решающего голоса. Британский флот продолжал осуществлять защиту империи в целом, но сухопутные войска выводились из самоуправляющихся колоний, бравших на себя функции самообороны.

Таким образом, в колониях укреплялась тенденция к расширению сферы ответственности в делах местного управления, что сопровождалось ростом национального самосознания. Слияние колоний в более крупные территориальные образования потребовало и большей независимости во внутренней политике. В 1867 провинции Канада, Новая Шотландия и Нью-Брансуик объединились в доминион Канада (формально Канада считалась конфедерацией). Шесть австралийских колоний образовали в 1900 Австралийский Союз. В 1910 четыре южноафриканские колонии сформировали Южно-Африканский Союз.

В конце 19 в. империя установила два важных института для поддержания контактов между Великобританией и самоуправляющимися колониями. В 1879 правительство Канады назначило верховного комиссара для защиты интересов страны в Лондоне. Британское правительство отказалось придать ему статус посла, однако важный прецедент все же был создан, и другие колонии также назначили верховных комиссаров. В 1887 правительство Великобритании предложило правительствам самоуправляющихся колоний направить делегатов на колониальную конференцию в Лондоне. Встречи такого рода проводились периодически и в последующие десятилетия, а с 1907 стали именоваться имперскими конференциями; было решено, что последующие встречи должны проходить при участии премьер-министра Великобритании и премьер-министров самоуправляющихся колоний. На имперской конференции 1926 такие колонии получили официальное название доминионов.

Эволюция Cодружества.

Первая мировая война явилась поворотным пунктом в развитии Содружества. Великобритания объявила войну от имени всей империи, не проконсультировавшись с колониями; однако доминионы все же были представлены в имперских военных кабинетах и на конференциях. Резолюция имперской конференции 1917 признавала, что доминионы наделяются правом голоса в решении вопросов внешней политики империи и что в дальнейшем сотрудничество будет проводиться на основе «постоянных консультаций и совместных действий». Исходя из этого, проводился и общий курс внешней политики как в ходе войны, так и при заключении мира. Новая ориентация на относительную самостоятельность доминионов во внешней политике получила символическое выражение в акте подписания Версальского договора доминионами и Индией.

Характер ассоциации изменился вместе со статусом ее членов. Термин «Содружество наций», впервые использованный в 1884, получил широкое распространение с 1917, обозначая ассоциацию Великобритании, Канады, Южно-Африканского Союза, Австралийского Союза, Новой Зеландии и Ньюфаундленда (который потерял статус доминиона в 1933 в результате экономического кризиса, а в 1949 стал десятой провинцией Канады). На имперской конференции 1926 была предложена знаменитая формула Бальфура, которая определила доминионы как «автономные сообщества Британской империи, равные по статусу, никоим образом не подчиненные одно другому ни в одном из аспектов своей внутренней или внешней политики, но при этом объединенные общей приверженностью короне и составляющие свободную ассоциацию членов Британского Содружества наций». Этот принцип был утвержден Вестминстерским статутом 1931, принятым британским парламентом по требованию доминионов. Статут по сути зафиксировал существующее положение вещей, юридически закрепив равноправие британского парламента и парламентов доминионов; законодательство каждого доминиона признавалось самостоятельным и имело суверенную силу. Внешние отношения становились также областью суверенного решения каждого доминиона. Кроме того, в документе оговаривалось, что отныне порядок престолонаследия Великобритании будет регулироваться членами Содружества.

В межвоенный период доминионы выдвигали требования полной независимости, что сделало невозможной выработку единого внешнеполитического курса, намеченного на имперских конференциях во время Первой мировой войны, хотя консультации на регулярной основе продолжались. Реакция доминионов на объявление войны Великобританией в 1939 показала, что они свободны в выборе действий. Парламенты Австралийского Союза и Новой Зеландии выразили полную поддержку Великобритании и вместе с ней 3 сентября 1939 объявили войну странам Оси. Канада вступила в войну самостоятельно, через шесть дней после Великобритании. В Южно-Африканском Союзе по данному вопросу произошел раскол, и парламент страны лишь незначительным большинством проголосовал за объявление войны. Ирландское Свободное государство сохранило нейтралитет.

В 1947 Индия была разделена на два независимых государства: Индию и Пакистан. В 1949 Индия провозгласила себя республикой, тем самым обозначив новый шаг в эволюции Содружества. Индия выразила желание остаться в Содружестве, хотя условие Бальфура об общей приверженности короне ей как республике уже не подходило. На состоявшейся в 1949 конференции премьер-министров Индия приняла британского монарха в качестве символа свободной ассоциации государств-членов и как главу Содружества – титул, который так и не был четко определен. С этой формулировкой республиками стали провозглашать себя и другие члены Содружества. После 1947 термин «доминион» вышел из употребления, так как уже не соответствовал статусу тех членов Содружества, которые отказывались признавать британского монарха в качестве главы государства.

В 1960 в ходе референдума, проведенного правительством Южно-Африканского Союза, состоявшего в основном из членов африканерской Национальной партии, белое население (только оно участвовало в референдуме) незначительным большинством проголосовало за республику, которая была провозглашена в мае 1961. Чтобы остаться в Содружестве, Южно-Африканская Республика обратилась к другим членам с просьбой о ее признании. Это вызвало острую реакцию, особенно со стороны стран – членов Содружества с небелым населением, осуждавших систему апартеида и господства белых в ЮАР. В итоге премьер-министр ЮАР Х.Фервурд отозвал заявление своей страны о продолжении членства в Содружестве. В 1994 новое демократическое правительство обратилось с просьбой о восстановлении страны в составе Содружества, и эта просьба была удовлетворена.

После 1945 характер Содружества существенно изменился. Когда Индия стала республикой, но при этом осталась в рамках ассоциации, сомнения относительно совместимости национальной независимости с членством в Содружестве окончательно исчезли. Теперь Содружество является многоязычным, многорасовым и мультикультурным сообществом.

СВЯЗИ СОДРУЖЕСТВА

Содружество всегда было открытой организацией, даже в прошлом, когда оно включало в себя однородные в этническом отношении колонии. В период между двумя мировыми войнами жители доминионов и Великобритании были связаны общностью происхождения, подданства, языка, приверженностью британской короне, общим наследием в виде политических институтов британского образца, типом образования, а также тесными экономическими связями.

Между 1947 и 1978 в Содружество были приняты 34 новых члена, одно государство – Пакистан – вышло из него. Большинство составили африканские и азиатские страны, с преобладающим местным населением и господством неевропейских культур. Соответственно изменялись и неформальные правила членства. Бывшие английские колонии, получив независимость, не становились автоматически членами Содружества, а вступали в него с согласия других членов. Британского монарха следовало признавать в качестве символа свободной ассоциации, и некоторые члены Содружества вынуждены были считаться с этим, даже если становились республиками. Ни одно из требований больше не считалось обязательным, и не допускалось никакого ущерба суверенитету стран-членов. Вместе с тем некоторые из бывших колоний, став независимыми государствами, решили не присоединяться к Содружеству – например Британское Сомали, ставшее частью государства Сомали, Южный Камерун, вошедший в государство Камерун, Судан, Бирма, эмираты Персидского залива.

С упрощением процедуры вступления в Содружество некоторые из старых связей исчезли, другие – изменились в соответствии со статусом и потребностями новых членов.

Конституционные связи.

У Содружества нет конституции, и в международном праве оно не считается единой организацией. Тем не менее конституции Канады, Австралии, Шри-Ланки, Ямайки, Новой Зеландии, Барбадоса, Маврикия, Багамских островов, Гренады, Сент-Винсента и Гренадин, Сент-Люсии, Сент-Кристофера и Невис, Антигуа и Барбуда, Папуа – Новой Гвинеи, Соломоновых островов, Тувалу и Великобритании признают британского монарха официальным главой государства. В каждом из этих государств (кроме Великобритании) монарх представлен генерал-губернатором, который занимает по отношению к правительству положение, подобное положению монарха в Великобритании. Республики, как правило, возглавляются президентами, но Малайзия, Свазиленд, Тонга и Лесото являются независимыми монархиями. Эти государства не выражают приверженности британскому монарху, но признают его главой Содружества.

Юридический комитет Тайного совета – последняя инстанция для апелляций стран – членов Содружества. Тем не менее многие страны, включая Канаду и Австралию, не обращаются в эту инстанцию.

Гражданство и национальность.

Несмотря на то, что Великобритания и некоторые страны признают за потенциальными иммигрантами из стран Содружества общий статус британских подданных либо «граждан Содружества», во всех этих странах в настоящее время действуют ограничения на иммиграцию из других стран Содружества. В прошлом Великобритания принимала всех граждан стран Содружества. Но в 1962, согласно британскому законодательству, на иммиграцию из Вест-Индии были введены ограничения, а в 1968 определена квота на въезд в Англию лиц азиатского происхождения, проживающих в Кении. После этого преимущества общего гражданства в Содружестве стали сомнительными, а фактор гражданства потерял свое значение в качестве связующего звена.

Наследие британского правления.

Внутреннее единство стран Содружества все еще обнаруживается в политических институтах британского типа, в преемственности форм образования, в расширении сферы применения английского языка, особенно в управлении, среднем и высшем образовании.

Тем не менее ситуация меняется. В республиках и даже в некоторых странах, признающих британского монарха в качестве главы государства, Вестминстерская модель претерпела радикальные изменения. В большинстве афро-азиатских стран сложились совершенно иные социально-политические условия, чем в Великобритании, – и соответственно иные государственные институты. Некоторые из этих стран стали по сути однопартийными государствами или военными олигархиями. В отдельных случаях не избежали политизации и гражданские службы, хотя сама их структура сохранила следы британского происхождения.

Экономические связи.

После Первой мировой войны Великобритания пошла по пути протекционизма; на имперской конференции 1932 в Оттаве была выработана система преференциальных скидок во внутриимперской торговле, связывавшая воедино все британские колонии и доминионы. В конце 1930-х годов Канада начала проводить собственную торговую политику, а после Второй мировой войны ее главным рынком и источником притока капитала стали США. Но установленные в Оттаве льготные таможенные тарифы продолжали стимулировать торговлю между Великобританией и другими членами Содружества. Попытки ввести свободную торговлю после Второй мировой войны, например с опорой на Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое вовсе не препятствовало поиску новых торговых партнеров, по существу, не смогли отменить сложившуюся систему преференций внутри Содружества.

Вхождение Великобритании в Общий рынок в 1973 привело к ликвидации большинства льгот в рамках Содружества, поскольку Великобритания начала вводить тарифы Общего рынка. Тем не менее в 1960-е годы многие страны Содружества, предвосхищая такой ход событий, пытались защитить себя путем диверсификации своих рынков. Отчасти по этой причине, а отчасти из-за неконкурентоспособности в 1960-е годы британского экспорта некоторые страны Содружества уменьшили торговый оборот с Великобританией, который был непропорционально большим за счет незначительного взаимного товарооборота этих государств. По мере снижения экспорта падал и импорт Великобритании из стран Содружества, что было вызвано непоследовательной политикой страны в решении трудностей, связанных с платежным дисбалансом. В 1949–1969 доля британского импорта (по стоимости) из стран Содружества снизилась с 36 до 23%, а доля британского экспорта в страны Содружества упала с 36 до 22%.

Ранее пребывание в стерлинговой зоне являлось важным связующим звеном между странами Содружества (за исключением Канады, которая перешла в зону действия доллара). Эти страны привыкли хранить большую часть своих финансовых резервов в английской валюте, пользоваться фунтом при расчетах и привязывать к нему курсы своих валют. Однако в 1967, после девальвации английского фунта стерлингов, большинство стран-членов Содружества не пошло на обесценивание своих национальных валют, а когда в начале 1970-х годов фунт еще больше упал, многие из них стали хранить свои резервы в других валютах. В итоге зона действия английского фунта к 1973 начала распадаться, а вступление Великобритании в Общий рынок довершило этот процесс.

Для стран Содружества Великобритания остается главным партнером по двустороннему техническому сотрудничеству, основным источником экономической помощи и инвестиций. План Коломбо, предполагающий создание многосторонних фондов экономической и технической помощи менее развитым странам Юго-Восточной Азии, не ограничивается рамками Содружества. Существует и целевой План помощи африканским странам Содружества.

Политические институты.

Характер институтов Содружества призван подчеркнуть свободу связей между странами. Конференции премьер-министров (периодические встречи глав правительств стран-членов Содружества) сохраняют преемственность с прежними имперскими конференциями, представляя собой самый эффективный институт сотрудничества. Эти встречи носят неофициальный характер, хотя после их завершения принимаются совместные коммюнике. Как правило, конференции вырабатывают формальные решения только по вопросу о членстве в Содружестве. Даже в том случае, когда конференция определяет общий курс, решение относительно его реализации принимается каждым государством самостоятельно. Не предусмотрено механизма, способного побудить какую-либо из стран Содружества действовать вопреки своим интересам.

Верховные комиссары в ранге послов сначала обеспечивали только двусторонние каналы связи между Великобританией и ее бывшими колониями, а в настоящее время выполняют посреднические функции и между некоторыми другими независимыми странами – членами Содружества. Верховные комиссары периодически встречаются в Лондоне с чиновниками министерства иностранных дел Великобритании для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес. Департамент координации Содружества предоставляет всем его членам соответствующую информацию.

Хотя за состояние своей обороны несет ответственность каждая из стран-членов в отдельности, в этой области также проводятся постоянные консультации. На конференциях премьер-министров часто обсуждаются проблемы безопасности, руководители военных ведомств обмениваются визитами и созывают свои ежегодные конференции. Существует также Консультативный комитет Содружества по вопросам обороны, который проводит военные учения, обеспечивает обмен штабными работниками, техническими специалистами, ведет переподготовку кадров.

Страны – члены Содружества создали институты для обмена информацией по экономическим вопросам, включая Экономический консультативный совет Содружества, состоящий из министров экономики и министров финансов разных стран.

Другие консультативные совместные органы – Совет по воздушному транспорту Содружества, научные и исследовательские организации, Научный комитет Содружества. Дополнительные звенья связи – Союз прессы Содружества, Конференция радиовещания Содружества, Парламентская ассоциация Содружества.

На конференции Содружества, состоявшейся в ноябре 1999 в Дурбане (ЮАР), было принято решение о введении поста председателя Содружества. Им становится глава правительства страны – организатора конференции, в настоящий момент это президент ЮАР Табо Мбеки . Председатель Содружества выполняет представительскую роль, прежде всего в отношениях с межправительственными организациями в период между конференциями глав правительств, которые проводятся один раз в два года. Табо Мбеки возглавит президентскую группу, которой поручено «пересмотреть роль Содружества и представить рекомендации о том, каким образом ассоциация сможет ответить на вызовы 21 века».

Президентская группа, которая также определит полномочия Министерской группы действия (СМАГ), включает в себя 10 других глав государств и правительств, в том числе премьер-министра Великобритании, президентов Зимбабве и Танзании. Она должна представить доклад очередной конференции Содружества, которая состоится в Сиднее в 2001.

СОДРУЖЕСТВО И МИР

Каждая страна – член Содружества в полной мере независима в проведении своего внешнеполитического курса. Все они входят в ООН , но так и не образовали своих блоков в этой организации. Великобритания и более «старые» члены Содружества обычно голосуют совместно с США, в то время как афро-азиатские государства чаще придерживаются нейтральных позиций.

Страны Содружества являются членами организаций, объединяющих и не входящие в него государства. Например, Великобритания и Канада – члены Организации Североатлантического договора (НАТО); Великобритания, Австралия и Новая Зеландия были членами Организации договора Юго-Восточной Азии (СЕАТО) до ее роспуска в 1977. Африканские члены Содружества входят в Организацию африканского единства.

В настоящее время членство в Содружестве не налагает особых обязательств даже на Великобританию. Не обладая властными прерогативами, Великобритания тем не менее дорожит своим символическим престижем главы Содружества и старейшего члена организации. Другие страны довольствуются преимуществами, которые дает устойчивое сотрудничество.

Литература:

Козлов В.И. Иммиграция и этнорасовые проблемы в Британии . М., 1987
Крушинский В.Ю. Содружество наций и проблема ликвидации расистско-колониального режима на юге Африки . – Вестник Киевского университета. Серия «Международные отношения», вып. 31. Киев, 1990
Остапенко Г.С. Британские консерваторы и деколонизация . М., 1995
Новые данные . – Независимая газета, 29 октября 1997



Утратив промышленную монополию, Великобритания по-прежнему являлась крупнейшей колониальной державой. Под ее владычеством находилось около 500 млн человек. Территория метрополии была меньше колоний в 140 раз. По государственноправовому статуту британские владения делились на четыре группы: доминионы, протектораты, колонии и подмандатные территории.

Так, доминионы (в пер. с англ. – владение) – Канада, Австралийский Союз, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз – пользовались самостоятельностью, которая постоянно увеличивалась. Они имели не только собственные парламенты, правительства, армии и финансы, но иногда сами владели колониями, как, например, Австралия. Протекторатами становились колониальные страны с относительно развитой государственной властью и общественными отношениями. В них колониальная политика осуществлялась в форме косвенного управления: существовало два уровня колониального управления. Верховная власть принадлежала британским генерал-губернаторам. В отличие от губернаторов доминионов, которые, скорее, представляли интересы британской короны, губернаторы протекторатов были полновластными хозяевами подчиненных стран. Наряду с ними была туземная администрация (местные правители, вожди), которая пользовалась ограниченной самостоятельностью, была наделена определенными судебными и полицейскими полномочиями: правом сбора местных налогов, имела собственные бюджеты. Колониями являлись зависимые территории, которые напрямую управлялись и подчинялись Лондону, имея минимальные права на самоуправление или вообще не имея таковых. Исключение составляли коронные колонии со значительной прослойкой белого населения, имевшего большие привилегии и даже собственные колониальные парламенты.

Тем не менее под давлением национально-освободительного движения, расширявшегося в результате развития собственных экономик, становления национальной буржуазии, система колониального управления поэтапно реорганизовывалась. Менялись типы колониальной политики Великобритании. В 1917 г. на имперской конференции за доминионами был признан статус автономных государств Британской империи. Участвуя в работе Парижской мирной конференции, делегация Канады добилась для доминионов права самостоятельно подписывать мирные договоры, иметь отдельное от Англии представительство в Лиге наций. На состоявшейся в 1923 г. имперской конференции Англия признала за доминионами право самостоятельно заключать договоры с иностранными государствами, а также определять в каждом отдельном случае свое участие или неучастие в международных договорах, заключенных Англией. Английское правительство в 1919–1921 гг. было вынуждено признать независимость Афганистана, Египта, перевести в разряд доминионов Ирландию. Однако и после предоставления этим странам независимости английский капитал сохранял там ключевые позиции в экономике. Тысячи английских советников оказывали большое влияние на внутреннюю и внешнюю политику правительств этих стран. Сильное влияние Англии испытывали правительства Ирана, Китая, Турции. В 1921 г. по Англо-ирландскому договору шесть северо-восточных графств (Ольстер), составляющих наиболее развитую в промышленном отношении часть Ирландии, отторгались от Англии и образовали доминион Британской империи под названием Ирландское свободное государство.

Чтобы сохранить контроль над ресурсами этих стран в новой форме – в форме косвенного (непрямого) управления, на обще- имперских конференциях доминионов в 1926 и 1930 гг. была разработана Конституция Британской империи. 11 декабря 1931 г. вступил в силу Вестминстерский статут. Он закрепил объединение английских доминионов в Британское содружество наций и создал конфедерацию. В статуте записано, что Великобритания и доминионы – "суть автономные государственные единицы Британской империи, равные по статуту, ни в каком отношении не подчиненные одна другой в каком бы то ни было смысле в их внутренних и иностранных делах, хотя и объединенные общим подданством короне и свободно объединившиеся в качестве членов Британского содружества наций". Система колониального управления была существенно трансформирована. По Вестминстерскому статуту английский король официально объявлялся главой Британского содружества наций, куда входили: Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Ирландское свободное государство, Ньюфаундленд. Акт отменил право правительства Великобритании вмешиваться во внутренние дела доминионов. Акт о действительности колониальных законов 1865 г. уже не распространялся на доминионы. Вестминстерский статут предоставил доминионам право самостоятельно решать вопросы внутренней и внешней политики, обмениваться дипломатическими представителями с другими странами, участвовать в международных соглашениях.

Теперь английский парламент не мог издавать законы для доминионов иначе, как по их просьбе или с их согласия. Законы, принятые парламентами доминионов, не могли быть отменены, даже если они противоречили английским законам. В статуте имелась примечательная оговорка: "Однако начало равенства и сходства, присвоенные статусу, не распространяются универсальным образом на функции". Генерал-губернатор доминиона мог назначаться королем только по рекомендации премьер-министра доминиона. Он считался уже не уполномоченным правительства метрополии, а только представителем короля. Кроме генерал- губернатора, в доминионы были направлены послы Великобритании, именовавшиеся высокими комиссарами. Их роль формально сводилась к дипломатическому представительству. Со своей стороны доминионы получили право назначать таких же представителей (послов) в метрополию. Вестминстерский статут расширил государственную самостоятельность доминионов, устранил ряд разногласий между буржуазией доминионов и метрополии. При всем том положение колоний, протекторатов и мандатных территорий осталось прежним. Для решения важнейших вопросов стали ежегодно созываться имперские конференции премьер- министров стран Британского содружества наций.

После Второй мировой войны наступил период всплеска национально-освободительного движения в колониях. Индия, Пакистан, Цейлон в 1946 г. получили статус доминиона. В результате колониальных войн добились независимости Гана, Малайская Федерация (1957 г.). В 1960 г. стали независимыми Кипр и Нигерия. На многочисленных конституционных конференциях 40–60-х гг. XX в., на которых обсуждались будущее британских владений, их государственное устройство, Великобритания, формально в них участвовавшая в качестве посредника, в действительности стремилась сохранить британское присутствие во всех сферах будущих независимых государств. И это ей удалось. Так, чтобы открыть возможность вступления в Содружество для тех колоний, которые приняли статус доминиона, но установили у себя республиканскую форму правления, конференция премьер-министров стран Содружества в апреле 1949 г. приняла решение отменить формулу Вестминстерского статута 1931 г., гласившую, что "члены Содружества объединены общей верностью короне", и считать английского короля только "символом свободной ассоциации независимых наций – членов Содружества и в качестве такового главой Содружества". Однако в 1948 г. Великобритания вынуждена была признать решение Ирландии о выходе из состава Британского содружества и провозглашении Ирландской Республики.

В современном виде Содружество – это объединение бывших доминионов, признающих главой государства английского монарха, и ряда иных стран с различными формами правления, имеющих собственного главу государства (как, например, Гана, Кения, Шри-Ланка). В настоящее время Британское содружество наций объединяет 53 государства и представляет современный тип конфедерации. Казалось бы, конфедерации обречены на распад, но опыт Содружества позволяет говорить об известной устойчивости данного интеграционного образования. Ежегодные конференции Содружества вырабатывают решения социально- экономических проблем в бывших доминионах, преимущественно расположенных в Африке.