Что такое эклз? Эклз расшифровка понятия, процедура замены

Что заменит ЭКЛЗ с 2017 года?

С 1 января 2017 года ЭКЛЗ в кассовых машинах заменили фискальные накопители . По сути те же блоки фискальной памяти, плюс передача чеков в электронном виде в ФНС.

КПК - Криптографический Проверочный Код

Кассовые аппараты без ЭКЛЗ

Кассовые аппараты без ЭКЛЗ выведены из государственного реестра и не регистрируются в налоговых органах. Но производители контрольно-кассовой техники все равно производят их, такие машины называются ЧПМ .

Цена ЭКЛЗ

По нашему мнению цена ЭКЛЗ неоправданно завышена. Если рассматривать все составные части электронной контрольной ленты защищенной, прибавить к этому сборку, то цена не должна превышать 300-400 рублей. Если еще учесть огромные объемы продаж, сумма должна быть гораздо ниже; не говоря о том, что реализацией этих устройств занимается монополист - компания "Безант". "Безант" не раз наказывался федеральной антимонопольной службой (ФАС) за нарушение законодательства, при этом цена ЭКЛЗ несущественно снижалась, но все равно оставалась на запредельном уровне. Стоимость блока у Безанта около 6000 рублей. ЦТО обычно продают его за 8000 руб., в эту сумму входит установка и регистрация замены блока ЭКЛЗ в налоговой инспекции.

Блок ЭКЛЗ должен находиться в каждой Контрольно-кассовой машине, зарегистрированной на территории Российской Федерации. Налоговая инспекция не регистрирует кассовые аппараты, не оснащенные электронной контрольной лентой.

Интересный факт: ЭКЛЗ никак не упоминается в Федеральном законе от 22.05.2003 N 54-ФЗ ("О применении контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов (или) расчетов с использованием платежных карт."). Но существует порядок регистрации ККТ в налоговой инспекции, и там упоминается, что кассовые аппараты, регистрируемые в МИФНС, должны находиться в Государственном реестре контрольно-кассовой техники. А вот в реестр попадают только те ККМ, которые имеют в своем составе наш "черный ящик". Правда, в сентябре 2012 Госдума планирует рассмотреть закон, передающий ЭКЛЗ во власть ФСБ - эти точно найдут, как "выдоить" предпринимателя.

Паспорт ЭКЛЗ

Образец заполненного паспорта ЭКЛЗ, первый и второй листы

Образец незаполненного паспорта ЭКЛЗ КТ

ЭКЛЗ – «электронная контрольная лента защищенная» – является важнейшей составляющей любого кассового аппарата. Налоговая инспекция не регистрирует ККТ, не оснащенные блоком ЭКЛЗ. О порядке замены, снятия с учета, заполнения паспорта и регистрации ЭКЛЗ читайте в нашем материале.

Для чего нужна ЭКЛЗ?

Фискальная память – это «память» любой контрольно-кассовой машины, в которой фиксируется вся информация о каждой операции, пробитой на кассовом аппарате. «В помощь» фискальной памяти ККТ работает именно Электронная контрольная лента защищенная – это некий «черный ящик», опломбированный блок, который находит внутри ККМ. В этой маленькой коробочке фиксируются и зашифровываются все данные каждого чека и операции. Тем самым «открутить» чеки и подменить одну информацию о денежных операциях другой становится невозможно – ведь функция ЭКЛЗ заключается именно в защите фискальной памяти устройств. Но если в фискальной памяти фиксируется только суточная выручка фирмы (проведение, так называемого, Z-отчета), то электронная контрольная лента защищенная фиксирует каждую операцию, проведенную данной ККМ. Кроме того, лента обладает специальной защитой от изменения данных.

Начиная с 2004 года все кассовые аппараты оснащаются производителями ЭКЛЗ, а в случае перерегистрации контрольно-кассовой машины в налоговой службе, которая не была оснащена ЭКЛЗ, то обязательна ее доработка и оснащение ЭКЛЗ – в противном случае ФНС ее просто не зарегистрирует. По словам специалистов, внедрение ЭКЛЗ в кассовые аппараты нашей страны было вызвано необходимостью предотвращения «скручивания» счетчиков контрольно-кассовых машин, а значит «обнулить» кассу и обмануть государство сегодня невозможно.

Через определенное время ЭКЛЗ требует замены – этим занимаются специализированные Центры технического обслуживания ККТ. Специалисты центра, с которым та или иная фирма заключила договор на обслуживание ККТ, также готовят документы для регистрации ЭКЛЗ, после регистрации – активируют ее, а затем осуществляют замену ленты в установленном порядке.


Хранить блок ЭКЛЗ необходимо в течение последующих пяти лет так же, как и бумажную контрольную ленту. Но, как известно блок ЭКЛЗ имеет ограниченный срок эксплуатации и через определённое время требуется его замена.

Замена ЭКЛЗ: сроки, процедура, требования

С момента регистрации ККМ в налоговой службе начинается отсчет времени работы ЭКЛЗ. Если блок ЭКЛЗ уже менялся, то отсчет времени начинается именно момента его замены. Ровно через 13 месяцев в ЭКЛЗ нужно будет менять – лента рассчитана именно на этот период работы. И даже если за это время будет пробито всего несколько чеков, то ЭКЛЗ все равно следует заменить, так как она в любом случае заблокируется.

При больших объемах продаж в фирме ЭКЛЗ также может полностью заполниться уже спустя полгода, и тогда понадобится ее срочная замена. Поменять ленту требуется и в том случае, когда контрольно-кассовая техника передается в пользование другой фирме. Для того, чтобы «напомнить» владельцу ККМ о том, что время замены ленты подходит, контрольно-кассовая машина будет выводить системное сообщение на чеках при снятии Z-отчетов о выручке за день с ормулировкой: «ЭКЛЗ близка к заполнению».

Все операции, связанные с заменой ЭКЛЗ, выполняет сертифицированный центр технического обслуживания ККТ, с которым фирма подписала договор. В среднем на замену ЭКЛЗ уходит день, и поэтому предварительно для осуществления процедуры замены необходимо подготовить пакет документов:

  • заявление замену ЭКЛЗ в трех экземплярах;
  • продленный действующий договор на обслуживание с ЦТО;
  • договор аренды помещения фирмы;
  • карточку регистрации ККМ в ФНС;
  • паспорт контрольно-кассовой машины;
  • паспорт версии данной ККМ с дополнительным листом;
  • паспорт той ЭКЛЗ, которая находится внутри ККМ;
  • журнал кассира-операциониста (по форме КМ-4) и журнал вызова технического специалиста (КМ-8);
  • последний Z-отчет о выручке за день и три его копии.

Для того, чтобы осуществить замену ЭКЛЗ, в ЦТО должен обратиться либо руководитель организации, либо его доверенное лицо (то есть должна быть оформлена и заверена доверенность). Затем:

  • контрольно-кассовая машина доставляется в ЦТО с пакетом необходимых документов;
  • специалисты ЦТО должны выписать акты о снятия показаний счетчиков фискальной памяти, а также акт технического состояния кассы;
  • все акты и документы заверяются работниками ЦТО, а затем руководителем фирмы или его доверенным лицом;
  • далее руководитель фирмы или его доверенное лицо должны проехать в инспекцию ФНС, в которой зарегистрирована ККТ и получить разрешение на замену ЭКЛЗ, имея при себе весь пакет документов, приведенных выше, а также заполненные сотрудниками ЦТО акты по форме КМ-2;
  • только после получения разрешения на замену ЭКЛЗ из ФНС работники ЦТО имеют право приступать к замене ленты;
  • после замены ЭКЛЗ сотрудники ЦТО заполняют все необходимые документы и акты;
  • заказчик забирает ККМ с новой лентой и все заполненные документы. Теперь на кассовом аппарате можно работать и проводить денежные операции;
  • все документы после замены ЭКЛЗ кассы необходимо сдать в инспекцию федеральной налоговой службы в течение пяти рабочих дней после процедуры.

Напомним, хранить использованную и замененную ЭКЛЗ предприятие должно в течение пяти лет.

Регистрация и снятие с учета ЭКЛЗ

Как уже говорилось выше, зарегистрировать ККТ без ЭКЛЗ сегодня невозможно, но и отдельной регистрации ЭКЛЗ не требует. В том случае, если производилась замена ЭКЛЗ, то действовать необходимо согласно порядку, приведенному выше, а если ККМ новая и будет регистрироваться в налоговой впервые, то и ЭКЛЗ будет зарегистрирована одновременно с кассовым аппаратом.

Примечание
Уважаемые читатели! Для представителей малого и среднего бизнеса в области торговли и услуг мы разработали специальную программу "Бизнес.Ру", которая позволяет вести полноценный складской учет, торговый учет, финансовый учет, а также имеет встроенную CRM систему. Имеются как бесплатный, так и платные тарифы.

Регистрации контрольно-кассовой техники организаций осуществляется в налоговой инспекции по месту нахождения данной ККТ, а ИП должны регистрировать свой кассовый аппарат по месту регистрации ИП. Для регистрации ККТ необходимо подготовить следующий пакет документов: ИНН фирмы, ОГРН, уведомление о постановке на учет в ИФНС, заявление о регистрации ККТ, заполненный акт по формеКМ-1 «О переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины» в двух экземплярах, паспорт ККМ, паспорт версии ККМ (с дополнительным листом), паспорт ЭКЛЗ, договор на техническое обслуживание ККМ из ЦТО, новый журнал кассира-операциониста, паспорт руководителя организации.

После приема заявления и полного приема документов в налоговую, но не позднее пяти дней с этого момента, производится регистрация ККМ и процедура фискализации в присутствии механика центра технического обслуживания, инспектора НФС и представителя фирмы. В налоговую инспекцию доставляется кассовый аппарат, инженер проверяет его целостность, вводит все данные в ККМ, программирует ее, устанавливает защитный код от взлома, специалист ЦТО осуществляет пломбировку корпуса ККМ, заполняет техпаспорт ККМ и журнал. Для проверки всех настроек пробивается пробный чек.

После проведения фискализации в обязательном порядке должны быть оформлены следующие документы: в журнал учета ККМ вносятся данные об идентификационном номере кассового аппарата, акт об обнулении счетчиков (по форме КМ-1), пробный чек, Z-отчет и фискальный отчет, отчет по ЭКЛЗ.

После проведения данной процедуры, инспектор ФНС в течение трех дней должен оформить карточку регистрации ККМ, затем данную карточку и весь пакет документов на ККМ получает в инспекции руководитель организации.

Если у владельца ККТ возникает необходимость снять с учета кассовый аппарат (к примеру, замена модели ККМ, или в случае, если окончился срок использования ККМ, или при смене владельца кассового аппарата, в случае закрытия фирмы), то для осуществления этой процедуры также необходимо обратиться в налоговую службу и предоставить пакет документов: заявление на снятие с учета ККМ, предоставить регистрационную карту на ККМ, а также паспорт ККМ, журнал кассира-операциониста, кассовую книгу или книгу учета доходов и расходов, а также заполненный акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков по форме КМ-2, заполненный специалистами ЦТО, а также отчет о содержимом блока фискальной памяти, к примеру, последний чек, пробитый данный кассовым аппаратом.

После проверки всех документов инспектор ФНС дает разрешение на закрытие блока памяти ЭКЛЗ – то есть с этого момента пробить чек при помощи данной ККМ будет уже невозможно. Блок ЭКЛЗ должен будет быть передан владельцу ККМ на хранение в течение положенных пяти лет.

Паспорт ЭКЛЗ

Каждый экземпляр электронной контрольной ленты защищенной имеет свой паспорт, который идет в комплекте при покупке изделия. Данный документ имеет общие сведения об изделии (что это за модуль, для чего предназначен), содержит отметку об сертификате соответствия и допуске в эксплуатацию ФСБ России; важным пунктом паспорта является порядок ввода в эксплуатацию ЭКЛЗ и ее активизации. Также в паспорте в обязательном порядке перечисляются основные технические данные ленты, расписываются те функции, которые ЭКЛЗ выполняет, перечисляются условия эксплуатации изделия, его габариты, питание, комплектность, информацию о сроках эксплуатации и гарантии поставщика.

В 2016 году были приняты поправки к закону о применении контрольно-кассовой техники. Все торговые организации с 2017 года обяжут отправлять электронные копии чеков в ФНС через онлайн-кассы. За последние несколько лет это самая глобальная реформа в сфере розничных продаж. Она коснется даже тех предприятий, которые работают по патентной системе налогообложения, УСН и ЕНВД. Чтобы отвечать требованиям, предпринимателям и торговым организациям предстоит обновить оборудование, отказавшись от касс с ЭКЛЗ.

Требования к онлайн-кассам и отмена ЭКЛЗ

Онлайн-касса - кассовый аппарат со встроенным фискальным накопителем (ФН), который шифрует данные о продажах и по защищенному каналу передает их в ФНС через оператора фискальных данных (ОФД). Онлайн-касса позволяет отправлять копию чека покупателю на электронную почту либо телефон.

Замена касс в 2017 году обусловлена тем, что старые модели ККТ оснащаются электронной контрольной лентой (ЭКЛЗ) и не поддерживают передачу данных по интернету. Это основная причина замены ЭКЛЗ, и во всех онлайн-кассах, регистрируемых с 1 февраля 2017 года, контрольная лента не используется.

Отметим, что онлайн-касса не обязательно представляет собой кассовый аппарат новой модели. Некоторые дорогие модели касс можно доработать, и в этом случае допустима замена ЭКЛЗ на фискальный накопитель с использованием специального комплекта доработки, который приобретается за отдельные деньги. Стоимость замены ЭКЛЗ на ФН в некоторых случаях может оказаться незначительно меньше, чем покупка новой кассы.

Замена ЭКЛЗ в 2017 году: изменения в законе №54-ФЗ

Замена ККТ на онлайн-кассы и сроки замены ЭКЛЗ ККТ регламентируются законом № «О применении контрольно-кассовой техники» в редакции от 15 июля 2016 года.

Поправки в закон меняют схему работы предприятий с налоговыми органами для упрощения документооборота и прозрачности бизнеса. Упростятся процедуры регистрации ККТ и оплаты сервиса, отчетность перед покупателями.

Электронные чеки по закону №54-ФЗ равноценны бумажным, и в любой момент при необходимости их можно восстановить, получив заново. Форма кассовых чеков при этом изменится, количество реквизитов в них возрастет.

Замена ЭКЛЗ: когда менять?

Все новые кассовые аппараты, которые будут ставиться на учет в ФНС с 1 февраля 2017 года, должны иметь встроенный фискальный накопитель и работать по новой схеме. Кассы, поставленные на учет раньше, можно использовать только до 1 июля 2017 года, даже если срок эксплуатации ЭКЛЗ не достиг 13 месяцев. В этом случае потребуется внеплановая замена ЭКЛЗ раньше установленного срока.

Отмена ЭКЛЗ в 2017 году будет проходить постепенно. Сроки перехода с ЭКЛЗ на ФН - с 1 февраля до 1 июля 2017 года для всех предприятий, кроме тех, что работают по патентной системе и ЕНВД. Их также обяжут использовать ККТ с ФН, но с 1 июля 2018 года. Ранее, предприятия, работавшие на ПСН и ЕНВД, могли не использовать кассовые аппараты.

Как происходит замена ЭКЛЗ на ФН?

Как заменить ЭКЛЗ на ФН? В первую очередь нужно узнать дату замены ЭКЛЗ и уточнить, возможна ли замена на ФН для конкретной модели кассового аппарата.

Посмотреть срок замены ЭКЛЗ ККТ можно в чеке активации новой ленты или паспорте от блока ЭКЛЗ, в котором ставится отметка об активации. Плановая замена ЭКЛЗ кассы проводится через каждые 13 месяцев. Когда сроки замены ЭКЛЗ на кассовом аппарате подходят к концу, за 3-4 месяца до их окончания на чеках появляется предупреждение.

Если срок эксплуатации старой ЭКЛЗ истекает в первой половине 2017 года, рациональнее заменить её на ФН по окончании срока действия ЭКЛЗ. Тем же предпринимателям, у кого срок замены ЭКЛЗ установлен на вторую половину 2017 года, лучше не дожидаться последнего момента, когда может возникнуть большой спрос на фискальные накопители и облачные или онлайн-кассы, а провести замену ЭКЛЗ на ФН или покупку новой кассы заранее, без спешки в спокойной обстановке.

Возможность замены ЭКЛЗ и цены на услугу можно уточнить в центре технического обслуживания, который занимается сервисом кассовых машин или напрямую у производителя, в компании i-Retail новое кассовое решение с ФН стоит всего 31 990 рублей, при этом оно предоставляет массу новых возможностей, которые были недоступны на оборудовании предыдущего поколения с аналогичной и даже более высокой стоимостью.

Второй этап замены ЭКЛЗ - в срок подать заявку в ЦТО, с 2017 года отменен. Теперь никто не мешает вам заменить электронную ленту фискальным накопителем самостоятельно. Для того чтобы встать на учет в ОФД, использование центра технического обслуживания так же не является обязательным, но большинство из них могут осуществить эту процедуру вместо самого предпринимателя.

В законе №54-ФЗ указано, что пользователь может выполнить замену ЭКЛЗ и фискальной памяти сам. Стоит помнить, что после самостоятельной замены деталей некоторые сервисные центры могут отказать в гарантийном ремонте. Но оборудование i-Retail идет с уже установленным ФН, поэтому клиенты i-Retail могут не беспокоиться о потере гарантии на приобретенное оборудование. Если вы решили доработать свою старую кассу, то кроме установки вам также понадобится программирование касс при замене ЭКЛЗ на фискальный накопитель, а следовательно, помощь специалиста и дополнительные расходы. Это может сделать доработку старой кассы даже дороже, чем покупка новой кассы i-Retail ОФД.

Перерегистрация ККМ при замене ЭКЛЗ в 2017 году проходит по следующей схеме:

  • снять ЭКЛЗ с учета в ФНС,
  • обновить кассовое оборудование и программное обеспечение,
  • оформить договор с ОФД,
  • подать заявку на регистрацию новой ККТ в налоговую службу,
  • указать номера ККТ и ФН, данные о торговом предприятии и договоре с ОФД, ИНН,
  • получить карточку регистрации.

Зарегистрировать онлайн-кассу можно по интернету, на сайте ФНС.

Несвоевременная замена ЭКЛЗ: штрафы и как их избежать

За несоблюдение нового закона о замене ЭКЛЗ и использование кассового оборудования без ФН физическое лицо могут оштрафовать на сумму от 10 тысяч рублей, юридическое - на сумму от 30 тысяч рублей. Единственная возможность избежать штрафов - вовремя обновить оборудование. Использование ЭКЛЗ после 1 июля 2017 года будет приравниваться к отсутствию у предпринимателя кассового аппарата.

В рамках закона в качестве онлайн-касс можно использовать так называемую - интернет-приложение, доступное с любого устройства: компьютера, планшета или смартфона. Например, i-Retail, как и другие более дорогие, но менее функциональные кассы с ФН, они шифруют, хранят и передают данные о продажах, позволяют принимать все виды оплаты, распечатывать и отправлять кассовый чек. А кроме того, позволяют видеть подробную статистику продаж, отчеты об остатках продукции на складе, наиболее и наименее ходовых товарах, содержат в себе базу из нескольких миллионов товарных штрих-кодов, умеют работать с весами, запоминают контактную информацию ваших клиентов, позволяют моментально создавать дополнительные рабочие места и торговые точки и многое другое.

Облачные кассы соответствуют требованиям закона №ФЗ-54, но обходятся дешевле, чем модернизация и сервис старых касс или покупка новых, при этом обладают функционалом, который ранее был доступен только крупным торговым сетям. Если замена ЭКЛЗ для ИП или предприятия требуется сразу на несколько торговых точек, такие кассы позволяют хранить всю товарную базу на одном сервере, не копируя ее для каждого отдельного магазина.

Попробовать работать с облачной кассой i-Retail можно бесплатно. Оставьте заявку на сайте приложения и оцените, насколько удобна онлайн-касса для вас.

Согласно письму МИНФИНа от 27 марта 2017 г. N 03-01-15/17554 , кто не успевает получить оплаченный ФН или кассу с ним, но имеет на руках счет и договор с поставщиком, будет считаться добросовестным налогоплательщиком. При этом он сможет работать на старой ККТ, пока не заменит ее на новую с ФН или не доработает. А как быть тем, у кого срок действия ЭКЛЗ закончился, и касса заблокировалась?

Согласно письму ФНС и Минфина они также могут продолжить работу. Но для этого у них есть несколько вариантов:

  1. Отключить заблокированную ККТ и продолжить торговлю, выписывая чеки покупателям от руки.
  2. Перевести ККТ в режим чеко-печатающей машины, при которой она не будет обращаться к ЭКЛЗ, но сможет и дальше печатать чеки. Не со всеми моделями ККТ такое возможно.
  3. Обратиться в ЦТО и установить в кассу новую ЭКЛЗ, не регистрируя эту операцию в ФНС.

Все три варианта являются нарушением правил работы с ККТ, но при наличии у вас документов, подтверждающих, что вы ожидаете поставку ФН или ККТ с ним, контролирующие органы не будут вас наказывать. У каждого варианта есть свои плюсы и минусы.

Первый вариант замедлит обслуживание покупателей, но при небольшом их потоке позволит продолжить работу с наименьшими затратами. Но нужно помнить, что "мягкие чеки", выписанные от руки, дают сотрудникам дополнительные возможности для злоупотреблений.

Второй вариант никак не снизит скорость обслуживания покупателей и уровень сервиса, т.к. чеки будут все также печататься автоматически, но, как мы уже указывали ранее, далеко не все модели кассовых аппаратов поддерживают такую функцию, как отключение ЭКЛЗ и перевод в режим принтера чеков.

Третий вариант подойдет всем и позволит продолжить работу в старом режиме в ожидании перехода на on-line, но при этом предприятию придется купить новую ЭКЛЗ, понимая, что эти затраты оно понесет впустую и ее придется выкинуть через несколько недель. Хотя цены на ЭКЛЗ скорее всего будут снижены, т.к. этот товар и так уже никому не нужен, а продать ее клиенту даже по бросовой цене для ЦТО лучше, чем просто выкинуть.

Мы рекомендуем всем своим клиентам исходить из худшей ситуации, при которой положение с поставкой ФН на рынок не улучшится до осени, когда основная потребность в них уже будет удовлетворена, а производства выйдут на приемлемый уровень производительности. Чтобы доработать до этих светлых времён, убедитесь, что ваша касса не заблокируется при окончании в ней срока действия ЭКЛЗ. Это может случиться уже 1 мая, 1 июня или 1 июля. Обычно за месяц до окончания срока действия ЭКЛЗ информация об этом начинает выводиться на кассовую ленту.

Убедитесь, что вы заключили договор на поставку ФН датой, более ранней, чем срок окончания действия текущей ЭКЛЗ.

Замена ЭКЛЗ производится ЦТО в установленном порядке и за счет средств организации или частного предпринимателя, которым принадлежит ККМ.
Рассмотрим порядок, сроки и причины замены ЭКЛЗ.
ЭКЛЗ - электронный автономный блок, функционирующий, как составная часть ККМ, выполняет функции сплошного фиксирования, архивирования и длительного хранения информации о текущих кассовых операциях, проводимых данным кассовым аппаратом.
Поскольку технические характеристики и принцип работы блока ЭКЛЗ схожи с компьютерной памятью, то в процессе использования закономерно возникает вопрос о необходимости замены ЭКЛЗ в связи с её заполнением и в ряде других случаев, о которых пойдет речь.
Обращаем внимание, что услуга "замена ЭКЛЗ" является платной. Стоимость замены ЭКЛЗ Вы можете найти в разделе Обслуживание ККМ .

Плановая или гарантийная замена ЭКЛЗ производится в следующих случаях:

1. Плановая замена ЭКЛЗ проводится, в случае, когда ККМ выдает сообщение о заполнении электронной памяти блока ЭКЛЗ более, чем на 90 процентов. В такой ситуации организация или ИП, владеющий ККМ, направляет в центр технического обслуживаний ККМ (ЦТО) соответствующую информацию о факте заполнении памяти ЭКЛЗ и Гарантийное письмо-заявку, которым подтверждает свое согласие на замену ЭКЛЗ и активизацию нового блока ЭКЛЗ.
2. Плановая замена ЭКЛЗ также осуществляется, когда заканчивается 12-ти месячный срок с момента активизации блока ЭКЛЗ , по закону ограничивающий срок его эксплуатации. При этом владелец ККМ, заранее, не позднее одного месяца до истечения данного срока уведомляет ЦТО аналогичным Гарантийным письмом-заявкой на установку и активизацию новой ЭКЛЗ.
3. Гарантийная замена ЭКЛЗ выполняется ЦТО в случае отказа или неисправности в работе блока ЭКЛЗ в течение установленного срока эксплуатации.
Гарантийное обслуживание осуществляется только если:
- причиной неисправности ЭКЛЗ не стала недобросовестность обслуживающего персонала
- не нарушались правила эксплуатации ЭКЛЗ в составе ККМ
- не допускалось самостоятельное вскрытие блока ЭКЛЗ и попытки его ремонта
- неисправность ЭКЛЗ была выявлена в течение гарантийного срока эксплуатации
- ресурс памяти ЭКЛЗ не исчерпан
- параметры активации ЭКЛЗ были безошибочны
4. Внеплановая замена ЭКЛЗ проводится по причине перерегистрации ККМ на другую организацию или частного предпринимателя.

Замена ЭКЛЗ производится исключительно центром технического обслуживания (ЦТО) контрольно-кассовой техники. Самостоятельная замена ЭКЛЗ исключается.

Плановая замена ЭКЛЗ производится в установленном порядке:
- Гарантийное письмо-заявка владельца кассового аппарата в ЦТО служит основанием для выставления счета за замену и активизацию новой ЭКЛЗ
- владелец ККМ оплачивает выставленный счет и получает от ЦТО необходимые документы для предоставления в инспекцию МНС России (карточку регистрации ККТ, техническое заключение о причине замены блока ЭКЛЗ, журнал кассира - операциониста, акт формы № КМ-2, заверенный ЦТО и составленный в трех экземплярах)
- специалист налогового органа после изучения вышеперечисленных документов, визирует акт формы № КМ-2, что является разрешением на произведение замены ЭКЛЗ и активизации новой ЭКЛЗ. При этом журнал кассира - операциониста и карточка регистрации ККТ остаются в ИМНС
- ЦТО после проведения последовательной процедуры замены ЭКЛЗ формирует пакет необходимой документации с целью предоставления в налоговый орган:
а) в техническом паспорте контрольно-кассовой машины делается отметка о дате замены и активизации новой ЭКЛЗ. Дата замены и регистрационный номер ЭКЛЗ заверяется подписью специалиста ЦТО, осуществившего замену, и печатью ЦТО
б) в дополнительном вкладыше к Паспорту версии фиксируется дата активизации ЭКЛЗ и указывается её регистрационный номер. Заверяется печатью ЦТО и подписью специалиста-исполнителя
в) специалистом центра технического обслуживания, проводившим процедуру ввода в эксплуатацию новой ЭКЛЗ составляется Акт ввода в эксплуатацию ЭКЛЗ по форме приложения А к тех. паспорту ЭКЛЗ, заверяемый его подписью и печатью ЦТО
г) запись о проведенной процедуре замены и активизации заносится в Журнал КМ-8 и наклеивается отрывная часть контрольного талона самоклеящейся пломбы с идентификационным номером, соответствующим номеру на пломбе
д) оформляется акт по форме № КМ-2.

Владелец ККМ представляет вышеуказанную документацию в налоговый орган и, после проверки правильности оформления данных документов, получает назад вместе с ними от налогового органа карточку регистрации ККТ с отметкой об активизированной ЭКЛЗ и журнал кассира- операциониста с учетной записью о произведенной замене ЭКЛЗ.
ЭКЛЗ, выработавшие ресурс или снятые и замененные по истечении срока эксплуатации, подлежат обязательному хранению в организации или у частного предпринимателя в течение 5 лет.