Голубая весна описание картины. Урок " Описание картины «Голубая весна» В.Н. Бакшеева". Несколько интересных сочинений

Тема урока: подготовка к сочинению по картине В. Н. Бакшеева «Голубая весна». (2 часа)

Цель урока: подготовиться к написанию сочинению.

Ход урока.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года,

Синея, блещут небеса.

Ф. Тютчев.

I . Вступительное слово учителя. Беседа.

Сегодня мы поговорим о весне.

Какие первые признаки весны мы отмечаем в природе?

Как называют весну поэты, художники, музыканты? Какими поэтическими эпитетами награждает её народ? (Утро года, голубая весна, весна- красна).

Задача: сегодня мы будем готовиться к сочинению по картине, посвященной этой теме.

II . Прослушивание фрагмента пьесы Э. Грига «Утро».

Почему я взяла в качестве музыкального эпиграфа к уроку именно эту пьесу Грига? (Светлый, нежный характер мелодии, чувство пробуждения счастья, природа постепенно оживает, наполняется жизненными соками).

III . Работа по картине.

Рассмотрим репродукции картин Герасимова «Лёд прошел» и Бакшеева «Голубая весна».

Тема их общая, но картины весны показаны на них по-разному.

Определите, какова тональность этих картин.

(У Герасимова – ранняя весна: еще лежит кое-где снег, голые деревья, холмы, земля. Небо мутное, сероватого цвета. Общий тон картины – серый. Эта картина ассоциируется с начальным фрагментом пьесы Грига).

(У Бакшеева – пробудившаяся весна. Общий тон картины – голубой: голубое небо, голубоватые стволы берез, голубоватые тени на траве. Белые стволы берёз, как струи на фоне неба. Это расцвет весны, но еще не полная весна).

Вот как описывает весну этой поры М. Пришвин:

«У нас весна начинается прибавкой света.

Январь, февраль, начало марта – это всё весна света...Да, счастлив тот, кто может застать начало весны света, травы, леса, весны человека.

Когда после снежной зимы разгорится весна света, все люди возле земли волнуются, перед каждым встаёт вопрос, как в этом году пойдёт весна, - и каждый год весна приходит не такой, как в прошлом году, и никогда одна весна не бывает точно такой, как другая».

Почему Пришвин ставит в один ряд весну света, травы, леса и весну человека?

Почему ни одна весна не похожа на другую, не бывает точно такой, как другая? (человек растёт, меняется и его восприятие природы).

Мы видим, как по – разному увидели весну Герасимов и Бакшеев.

Какую же из двух картин мы выберем для работы по ней?

Картина Василия Николаевича Бакшеева. Вот что сам художник говорит о той мелодии природы, которая вызвала в нём замысел картины «Голубая весна». Обратите внимание, какие детали подмечает художник:

«Весна. Нигде нет снега, земля почти просохла. Всё наполнено теплым воздухом. Пахнет прелым листом, кое – где пробивается зеленая трава; по бокам просёлочной дороги, по которой я шел, цвели кусты ивняка, издавая сладкий, медовый запах…Кругом раздавалось пение птиц.

Причудливо рисуются на голубом фоне неба ажурные - с распустившимися почками – верхушки берёз, окрашенные в розовато-желтый цвет; голубовато- лиловые тени от деревьев тянутся, переплетаются друг с другом по влажной земле. Всё наполнено тёплым светом весеннего солнца. Сколько радости жизни в этом пробуждении природы!»

А вот что пишет о картине друг художника, написавший о нём книгу:

«Самое основное – это голубой фон неба. Вся картина пронизана его влекущим очарованием. Оно подобно симфонической поэме и создаёт особое звучание пейзажа.

Смотришь на эту картину, и перед тобой встаёт голубая весна не только именно этого уголка природы, а весна всей земли, всех её необъятных просторов. И глаз невольно, сам собой, охватывает и все безмерное море неба, и всю эту прелую землю с весенними тенями, и всё кружево тянущихся вверх березок. Первое ощущение от «Голубой весны» - это то, что березы на картине как бы растут на ваших глазах, устремляются вверх.

Бакшеевская «Голубая весна» и воспринимается как воплощение огромной человеческой мечты.

На какие детали в их высказываниях вы обратили внимание? (Тон, стройные берёзки, простор)

IV . Подготовка к сочинению. Сочинение по картине Бакшеева «Голубая весна». Заголовок: «Здравствуй, утро года», «На тропинках весеннего леса».

Тема: «Голубая весна». Главная мысль: Прекрасна весна, весна – это утро года. Она наполняет сердце радостью и ожиданием счастья.

Объекты описания: весна, берёзовая роща, тонкие белые стволы, небесная лазурь, свет, прозрачные тени, воздух, мелодия, кружево теней, радость пробуждения.

Давайте составим план сочинения и подберем рабочие материалы.

План.

    Голубая весна пришла после долгого ожидания тепла и света.

    Давай пройдём по ещё не просохшим тропинкам берёзовой рощи.

    Вся картина пронизана очарованием неба.

    Ароматный, свежий воздух переполняет грудь.

    Кажется, что пение птиц, движение воздуха сливаются в симфонию весны.

    Вместе с природой ощущается радость пробуждения.

Рабочие материалы.

Тонкие белые стволы; устремлённые вверх, к свету, растут на глазах, кружево теней на траве.

Создаёт основное звучание пейзажа, тончайшие переходы от тёмно-синего, фиолетового до светло-бирюзового, почти белого.

Запах прелой листвы, медовый запах, воздух струится, омывая тонкие стволы деревьев.

Упоительная музыка, очаровательная мелодия переполняет души.

Пробуждение новой силы, хочется жить.

V . Выполнение работы в музыкальном сопровождении.

VI . Проверка паписанного.

/ / Сочинение-описание по картине В.Н. Бакшеева «Голубая весна»

Василий Бакшеев входит в число тех русских пейзажистов, которые довольно часто изображали на своих полотнах прекрасные леса, непроходимые чащи, ведь они являлись украшением земель русских. На его полотнах зритель может наблюдать лесные пейзажи, изображенные в различные периоды года. Конечно же, наибольшее внимание приковывает весенняя зарисовка, когда все полотно заполнено тонкими и хрупкими березами.

Картина «Голубая весна» является именно тем холстом, на котором пейзажист закрепил все красоты пришедшей весны. Лес еще не полностью очнулся от зимней спячки. Деверья обнажены, молоденькие листочки не успели покрыть из ветки и обличить в зеленые наряды. Вглядываясь в картину, зритель словно переносится в ту лесную чащу, ощущает влажный, сырой воздух, который напоминаем нам грибной запах.

Картина «Голубая весна» весьма спокойна. На ней нет никаких волнующих событий, которые могут взбудоражить внимание автора. Перед нами обычный, теплый весенний денек. Лесной пейзаж залит солнечным светом, теплые лучи насквозь пронзают ветви деревьев и опускаются до самой земли. Лесные тропинки залиты водой. Они появилась в лесу после обильного таяния снега.

Однако не это привлекает внимание зрителя. Намного больше мы обращаем свой взор на изумительно чистое небо, наполненное лучезарным, голубым оттенком. Глядя на пейзаж, мы понимаем, что зима ушла. И вернется она не скоро.

Картина «Голубая весна» переполнена светлыми, мягкими, теплыми оттенками. В. Бакшеев не прибегает к помощи темных оттенков, ведь не видит свою работу мрачной и пасмурной. Весна ассоциируется у него с новой жизнью, новым потоком сил и энергии, светом, который пробудил природу после зимней спячки.

Конспект совместной образовательной деятельности «Голубая весна» с использованием нетрадиционной техники рисования и ИКТ-технологий.

Образовательная область: «Художественно - эстетическое развитие».

Тема: «Голубая весна».

Возрастная группа: средняя.

Вид деятельности: изобразительная (нетрадиционное рисование).

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное, физическое развитие.

Цель: развитие изобразительного потенциала дошкольников средней группы средствами нетрадиционных техник рисования.

Образовательные:

1. Знакомить детей с творчеством Василия Бакшеева на примере картины «Голубая весна».

2. Расширять представления детей о способах получения новых цветов и оттенков при работе с гуашью.

3. Учить передавать весеннее настроение в своих произведениях.

4. Формировать умение создавать свой неповторимый образ, видеть и понимать отличия в работах различных авторов.

Развивающие:

1. Развивать интерес к изобразительной деятельности, художественный вкус, эмоциональные чувства, образное эстетическое восприятие, цветовосприятие.

2. Развивать познавательную активность, внимание, коммуникативные умения.

3. Развивать мелкую моторику рук, удовлетворять потребность детей в двигательной активности.

Воспитательные:

1. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, стремление к достижению результата.

2. Воспитывать чувство радости и удовлетворения от творческой работы, эмпатию.

Оборудование и материалы:

Компьютер, проектор с экраном, мольберт, крупное изображение березы, клеенки для каждого стола;

Раздаточный материал по количеству детей (листы альбомной бумаги размером А5 с наклеенными «стволами» из малярного скотча, наборы гуаши, кисти, непроливайки с водой, салфетки, фломастеры).

Ход образовательной деятельности:

1. Вводная часть.

Педагог предлагает всем детям собраться в центре групповой комнаты.

Кто хочет со мной немного поиграть? Подходите, не стесняйтесь! Молодцы. Давайте возьмемся за руки и вместе скажем:

Станем рядышком, по кругу, и протянем руку другу.

Если каждый улыбнётся - утро доброе начнётся!

Ребята, какое сейчас время года? (Ответ детей: весна).

Правильно, пришла долгожданная весна. А как вы догадались? (Дети перечисляют приметы весны)

Какие вы умницы, всё знаете. Давайте присядем на ковер, закроем глаза и послушаем весну, её легкие шаги. (Включается на компьютере весенняя музыка)

Дети слушают весенние звуки (пение птиц, капель, журчание ручья) и называют их источник.

Вся природа радуется теплому весеннему солнышку: и животные, и растения, и люди. Давайте его позовём к нам в гости:

Солнышко, колоколышко,

Ты пораньше взойди, нас пораньше разбуди!

Нам в поле бежать, весну встречать!

2. Основная часть.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. (Появляется картина Василия Бакшеева «Голубая весна»)

Что на нём изображено? (Ответы детей) Правильно, весна в березовой роще. Это пейзаж Василия Николаевича Бакшеева. Как вы думаете, почему эту картину автор назвал «Голубая весна»? (Ответы детей)

Большую часть картины занимает небо. Обратите внимание на его цвет. Кажется, что Василий Николаевич нарисовал прозрачный, чистый весенний воздух. И эта голубизна подчеркивается нежными красавицами берёзками.

Ребята, как вы думаете, какое настроение хотел нам передать автор картины? (ответы детей). Давайте с вами попробуем нарисовать похожую картину, наполненную таким же прекрасным весенним настроением.

Дети садятся за столы, приготовленные к работе с краской.

Мы с вами превращаемся в настоящих художников. Для того чтобы наша картина получилась красивой и весенней, нужно найти подходящий оттенок голубого цвета. Давайте смешаем на палитре голубой и белый цвет, посмотрим, какие у нас получатся оттенки. (Дети смешивают краски, находят подходящий вариант) Молодцы!

Давайте встанем и дадим нашим пальчикам отдохнуть:

Спал цветок и вдруг проснулся. Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся, взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется, бабочка кружится, вьётся.

Теперь можно приступать к рисованию картины. Присаживайтесь на свои места.

Перед вами лежат листочки. На них приклеены полосочки малярного скотча. Давайте представим, что это наши березки. Обратите внимание, что работу нужно размещать вертикально! Закрасим всю поверхность листа разными оттенками голубого. Смотрите на картину Василия Николаевича, как он распределял оттенки неба. Приступайте к работе. Не забывайте ополаскивать кисти в воде, промакивать лишнюю влагу салфеткой.

Дети рисуют под сопровождение весенней музыки.

Молодцы, у всех получились красивые работы. Пока они будут высыхать, я предлагаю вам отдохнуть и поиграть.

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали!

Вверх на солнце посмотрели, и их лучики согрели.

Бабочки летали, крылышками махали.

Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять -

Нам пора букет собрать!

Раз - присели, два - присели -

В руках ландыши запели!

(Дети повторяют за взрослым движения по тексту)

Ребята, наши картины высохли. Давайте аккуратно снимем с них скотч. (Воспитатель помогает детям)

Посмотрите, как красиво получилось. Каким кристальным, воздушным выглядит наше небо! Только чего-то не хватает нашим березкам. Что нужно им добавить? (Ответы детей)

Правильно, на стволах нужно дорисовать горизонтальные черные черточки. Не забудем нарисовать нашим березкам и длинные веточки. Посмотрите, какая красивая березка к нам пришла в гости. (Воспитатель крепит к мольберту изображение березы). Давайте дорисуем эти элементы черными фломастерами.

3. Заключительная часть.

Дети заканчивают свои работы и приносят их на выставку, любуются своим творчеством, делятся впечатлениями.

Смотрите, ребята, какие разные картины у вас получились. Все они наполнены весенним настроением, радостью пробуждающейся природы. Вы настоящие художники. Все ваши работы увидят родители и наши сотрудники. Пусть они тоже порадуются весне!

Вам понравилось рисовать природу? Какие мы смешивали краски? Зачем? С творчеством какого художника мы познакомились? (Ответы детей)

Спасибо за прекрасные картины! Давайте вместе уберем наши рабочие места.

Красивая картина с красивым названием. Почему весна голубая, а не зеленая? Это ведь цвет зелени. Обычно весна всегда ассоциируется с молодой зеленью. Думаю, что просто зелень-то ведь появляется не сразу. А вот небо такое голубое-голубое только весной.

На картине как раз много голубого неба. Конечно, тут и зеленая трава, и синие ручьи и молодые березки, на которых ещё почти совсем нет листьев… А небо за ними такое яркое, высокое!

Цвета картины такие лёгкие, прозрачные, но в то же время яркие и оптимистичные. Очень красиво!

Березы будто расступились перед весенним ручейком. Наверняка, каждый год здесь он и течёт – уже создалось русло. Такая маленькая весенняя речка.

Слева видна темная зелень постоянных елок. А вот на березках листьев ещё совсем мало. Может быть, что эта весна выдалась холодной. И например, это конец мая, когда всё должно уже цвести, быть давно зелёным, а тут только первые листочки появляются.

Мне картина нравится очень. На неё приятно смотреть, она навевает хорошие мысли. Сразу вспоминаешь прогулки в лесу – весной тоже. Главное – не замёрзнуть, так как весеннее солнце очень ещё обманчиво: ни воздух, ни земля ещё не прогрелись. Но гулять после долгой зимы очень приятно. Здорово смотреть на первую листву-траву, на подснежники, на ручьи. Слушать первых птиц. И знать, что скоро лето – каникулы!

Но весенние каникулы тоже есть. Я их тоже очень люблю.

На картине я не могу разглядеть пока ни одной птички или мышки. Конечно, нет тут и людей. Только деревья… Наверное, прохладно ещё – первый погожий день той весной. А весна эта могла быть и в этом году, и десять лет назад, и век даже. Хорошо, что художник сохранил для нас это прелестное состояние прозрачного воздуха, эту свежесть, молодость природы…

Я представляю это не только картиной, но и сюжетом для фото-обоев. Почему нет? Картина лучше, чем просто фотография. Столько мастерства, сил вложил художник. И не факт, что он видел именно этот пейзаж, ведь он мог объединить всё самое лучшее, что видел весной. Всё собрал лучшее за много лет (что-то даже додумал) и создал такую красивую картину!

Картину я с удовольствием покажу друзьям и родным, очень по-весеннему.

2, 3, 8 класс.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Почему я хочу стать учителем

    Когда мне исполнилось десять лет, особый интерес у меня стали вызывать ребята младшего возраста. Как правило, к нам часто приезжали родственники отца, у которых было трое маленьких детей - мои сводные братья и сестры.

  • Сочинение Доброта и жестокость

    Посмотрев на эти слова можно подумать, что это совершенно разные вещи. Но в жизни очень часто бывает так, что совершенно несовместимые вещи бывают вместе. А доброта и жестокость – это не исключение. Так почему же такие разные вещи встречаются вместе?

  • Двадцать первый век – это век информационных технологий, где возможно абсолютно все. Иногда так хочется представить, что это действительно так. Что любой человек может делать то, что он хочет

  • Сочинение Свидригайлов и Дуня в романе Преступление и наказание

    Авдотья Романовна была гувернанткой детей Свидригайлова. Из-за его домогательств и преследований была несправедливо оклеветана и выгнана с места его женой Марфой Петровной

  • Иван Флягин в повести Очарованный странник Лескова характеристика образ

    Образ Ивана Флягина при кажущейся простоте и незамысловатости неоднозначен и сложен. Лесков, познавая тайны русского характера, ищет истоки святости в деяниях грешника, изображает правдоискателя, который совершил немало неправедных поступков

Бакшеев Василий Николаевич (1862-1958)

В. Н. Бакшеев принадлежит к советским художникам старшего поколения. Его творческий путь начался в годы, когда создавали свои произведения корифеи русского реалистического искусства - Репин и Суриков, Левитан и Серов, Верещагин и Поленов. Бакшеев являлся участником выставок передвижников. Его товарищами были Архипов, Нестеров, К. Коровин, Юон и многие другие замечательные русские живописцы. Сначала Бакшеев работал как художник-жанрист, и лишь позднее, уже после Великой Октябрьской социалистической революции, его увлекла пейзажная живопись.

Таким образом, Бакшеев, как и некоторые другие мастера, участвовавшие в формировании советского искусства, самым непосредственным образом прикоснулся к живительному источнику демократического русского искусства второй половины XIX - начала XX века.

Творчество мастеров старшего поколения во многом определило лицо нашей пейзажной живописи. Образ Родины выступает в их произведениях не как поверхностное описание тех или иных мест, а как взволнованный рассказ о бесконечно прекрасной природе, дарующей человеку силы, вселяющей в него светлые и радостные надежды, как переживание глубоко чувствующего человека.

Таково искусство Бакшеева-пейзажиста. Его картины отличаются правдивостью в передаче натуры, нежной любовью к русской природе. В них много покоя и глубокой сосредоточенности, проникновенного внимания к изображаемому. Больше всего он любит весенние и летние дни, когда природа предстает во всем богатстве красок и жизненной трепетности. Мотивы пейзажей Бакшеева отличаются скромностью, но художник и в самом простом видит большое поэтическое содержание.

С большой проникновенностью выразил Бакшеев свое отношение к природе. Он писал: "Когда бродишь среди природы, видишь в поле, в лесу, в облаках движение, все дышит, все живет, и как ясно, просто это явление жизни! Сколько блаженства, счастья видеть летом, как солнце заливает своими лучами поля, леса, воды и небо! Запах земли, аромат леса - какое это очарование! Появляется страстное желание передать это на холсте. Передать проявление жизни, ее трепет. Вот тут-то и приходится переживать ряд очарований и разочарований. Трудно, ах как трудно передать, что видишь и что чувствуешь. Но зато какое высокое наслаждение испытывает художник, когда ему удается дать на холсте кусок настоящей жизни".

Слова Бакшеева хорошо раскрывают своеобразие его искусства - восторг художника перед лицом природы и вместе с тем какое-то особое, бережное к ней отношение. В его произведениях много ясности и чистоты чувства. Они покоряют своим глубоко эмоциональным содержанием. Эти черты в полной мере проявились в одной из лучших картин Бакшеева "Голубая весна" (1930).

Эта картина - глубоко прочувствованный рассказ о вечно юной природе. Прекрасно переданы здесь ясная голубизна небес, проглядывающих сквозь хрупкие, еще не зазеленевшие ветви, нежные розоватые стволы берез, пробуждающаяся к жизни земля, согретая первыми теплыми лучами. Художественный образ этого тонкого живописного произведения излучает покой. Вместе с тем в нем много бодрости, свежести, свидетельствующих о светлой, жизнерадостной душе художника.

Бакшеев не стремится поразить зрителя декоративной яркостью колорита или необычностью, эффектностью композиционного решения. Пространство спокойно уходит в глубь картины, что сообщает композиции уравновешенность и соразмерность. Группы деревьев первого плана словно не пускают зрителя углубиться в березовую рощу, задерживая его внимание, предлагая полюбоваться белизной стволов, их прихотливым, живым и трепетным рисунком.

Колорит картины усиливает общее настроение покоя, ясности и просветленности. Сочетание неуловимых оттенков голубых, розовых, палевых, золотистых тонов рождает чувство чистоты и свежести проснувшейся после долгого сна природы. С бесподобным мастерством сочетает Бакшеев желтизну прошлогодней листвы, розоватую дымку, окутавшую дальний лес, звонкую голубизну неба и чистую белизну деревьев. Эти четыре основных цвета, данные не локально, а с бесчисленным числом тональных переходов, создают звучный и вместе с тем тонкий и гармоничный красочный аккорд.

В картине "Голубая весна" Бакшеев выступает как верный продолжатель классической традиции русского реалистического пейзажа, представленного такими художниками, как Левитан, Саврасов или Остроухов. Но есть в этом произведении и нечто новое, свидетельствующее о том, что ее автор - живописец нашей советской эпохи. Это новое выражается в радостном приятии жизни, в светлом взгляде на окружающее. Картина Бакшеева полна надежд. Художник как бы утверждает ею свою веру в жизнь, в неиссякаемые животворные силы природы, в человека. Да, в человека! Хотя его нет в картине, но чувства и настроения, которые она выражает, исполнены гуманности, подлинной человечности. Березовая роща, изображенная Бакшеевым в самую прекрасную пору, в дни весны, словно зовет зрителя побродить среди деревьев, насладиться свежими запахами земли, подставить лицо нежным солнечным лучам. В этой близости к человеку и состоит огромное достоинство картины Бакшеева - подлинного поэта русской природы.