Интересные факты из жизни репина. Куоккалла - родные «Пенаты». Одержимая увлеченность здоровым образом жизни

12.09.2017

Илья Репин «Автопортрет», 1887

Илья Репин – это великий и знаменитый русский художник-передвижник, родившийся 5 августа 1844 года на территории Харьковской губернии. Прожил творец 86 лет и встретил свою кончину 29 сентября 1930 года в поселке Репино. Все написанные им полотна выглядят достаточно реалистично и заняли свое заветное место в золотых фондах многих известных картинных галерей. Репина прозвали мистическим художником, ведь многие его натурщики по завершению работ умирали. Чаще всего причины были выяснены, но бывали и такие, которые просто настораживают своей мистикой.

Картины Ильи Репина – это целые миры, которые пережили своего мастера и воссоздают уникальные эмоции у миллионов людей. Ниже приведена подборка из 5 необъяснимых мистических фактов, непосредственно связанных с картинами Репина.

Факт 1

Илья Репин очень часто переутомлялся, что сказывалось на самочувствии и здоровье – у художника были проблемы с правой рукой, которая спустя время и вовсе начала отказывать. Был период, когда художник не только перестал творить, но и даже впал в глубокую депрессию. Сейчас существует несколько версий причин возникновения этой проблемы. По одной из них всему виной картина «Иоанн Грозный и его сын Иван», датированная 1885 годом. Мистики умело связывают эти два факта с тем, что художник написал картину, которая была проклята.Репин изобразил историческое событие, которое не произошло в реальности, за что и был проклят. Прошло время, и Илья Ефимович восстановил свой навык и благодаря упорному труду научился создавать свои полотна с левой рукой.

Факт 2

Другой мистический факт также связан с картиной «Иоанн Грозный и его сын Иван». Случай произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Картина была выставлена в Третьяковской галерее, когда Абрам увидел ее, то накинулся на полотно с ножом и криками «Довольно крови, сильно много крови!» и сильно повредил ее. После этого иконописец попал в психбольницу. Это творение у всех посетителей галереи вызывало странные эмоции: одни начинали неожиданно рыдать, другие впадали в ступор, а на третьих и вовсе накатывали истерические припадки. Даже самым уравновешенным людям от нее становилось не по себе, потому что она очень реалистично передана и даже кровь, которой очень много на холсте, многие воспринимают, как настоящую.

Факт 3

Натурщикам Репина по мистическим причинам всегда, без исключений, не везло – их ждала незамедлительная кончина. Интересно вот что – по многим исследованиям смерть натурщиков являлась неестественной. Самыми известными «жертвами» Репина были Пирогов, Писемский и Мусоргский. Смерть же натурщицы Мерсид’Аржант все же можно объяснить – когда художник писал портрет, Мерси была больна и не могла позировать Репину сидя. Но вот на счет других здесь и начинает проявляться мистика. Как только Илья сотворил портрет Федора Тютчева, его сразу не стало. Мужчины в полном рассвете сил, которые являлись натурщиками для картины «Бурлаки на Волге», после завершения работы скончались.

Факт 4

Илья Репин «Мужик с дурным глазом», 1877

Очередной случай, связанный с мистикой, произошел с самим Репиным в Чугуеве (в годы жизни Репина это была деревня), который очень отразился на здоровье художника. Он написал там картину «Мужик с дурным глазом», а позировал ему дальний родственник – Иван Радов, являющийся мастером по золоту. В городе этого мужчину считали колдуном. После создания портрета Репин, нестарый и здоровый мужчина, резко заболел. Он жаловался друзьям, что подцепил в деревне лихорадку и даже считал, что его болезнь связана с этим колдуном. Он испытал силу Ивана Радова лично на себе, причем два раза.

Факт 5

Художественные картины Ильи Ефимовича даже смогли оказать влияние на общеполитические инциденты в стране. К примеру, после создания большой картины «Торжественное заседание Государственного совета» в 1903 году все ее натурщики вскоре скончались. Каждый чиновник, изображенный на полотне, был убит в Первой русской революции в 1905 году. Министра Плеве и генерал-губернатора Москвы славного князя Сергея Александровича застрелили. После завершения Репиным создания картины для Столыпина премьер-министр отправился в Киев, где его и застрелили. Художник тщательно отказывался писать его и искал для этого всевозможные предлоги. Но не выполнить требование премьер-министра было также нельзя, это означало подписать себе приговор. Сатириконцы еще долго после смерти Столыпина поговаривали в шутку: «Спасибо Репину!».

Ефимович Илья Репин родился в 1844, умер в 1930. является величайшим русским художником. Его самые известные шедевры: "Бурлаки на Волге", "На солнце", и, конечно же, "Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану".

Картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Илья Репин писал 12 лет с 1880 по 1891 гг. Написанное маслом на холсте размером 203 х 358 см полотно было одной из самых замечательных работ художника и стало шедевром. Сейчас оно сохраняется в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

В процессе работы Репин изучал историю украинского казачества, перечитывал Гоголя, собирал материалы в поездках по Украине и Кубани, консультировался с историками М. Костомаровым и Д. Яворницким.

Название картины говорит само за себя. Действительно, казаки, запорожцы, дети свободолюбивой Украины. По-взрослому ругающиеся, по-детски развлекающиеся. Но отчаянно любящие свой край и готовые за него постоять. Был или не был факт действительного написания письма – разбираться историкам. Ну а в том, что султан Махмуд-IV на самом деле прислал письмо запорожцам да еще с повелением добровольно сдаться, сомневаться не приходится. Не знал султан о смелости и отваге запорожцев, об их любви к родине и готовности ради нее на любые подвиги. Этим и насмешил казаков. Вот и получил достойный, достаточно дерзкий ответ. Трудились над ним всем миром. Этот сюжет и лег в основу знаменитой картины.

Художник Репин убедительно и колоритно передал черты казацкой вольности, национальные особенности, дух дружбы и товарищества, склонность к шуткам, силу, способность на неординарные поступки. Энергетика картины завораживает.

Следует заметить, что образы для написания картины художник брал из действительности. Тут и историк Д.Эварницкий в образе писаря, профессор Петербургской консерватории А. Рубец в образе Тараса Бульбы, артист Д. Стравинский в должности есаула. Казак с повязкой на лбу - художник Н.Кузнецов, атаман Сирко – генерал М Драгомиров, запорожец в высокой черной шапке - В.Тарновский.

Картину и этюды к ней Илья Репин представил на личной выставке в Академии художеств в 1891 году, потом она не раз выставлялась на международных выставках, распространялась в открытках и репродукциях.

Согласно краткой биографии Репина Ильи Ефимовича, родился будущий художник в 1844 году в Чугуево (Харьковская губерния). Отец художника был «билетным солдатом», мать, Татьяна Степановна, происходила из хорошей семьи и была отлично образована. Интересно, что Репин до конца жизни старался сохранить связь с «малой Родиной», и украинские мотивы часто появлялись в его работах.

Страсть к живописи обнаружилась у Репина рано, и в 1855 году его отдали в школу типографов, но в 1857 школу закрыли, и Репин отправился учеником в иконописную мастерскую. Он быстро стал лучшим и в 16 лет начал работать самостоятельно, поступив в артель, которая занималась строительством и реставрацией храмов. В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств. Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе. Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года), и учеником не последний. Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов. За 8 лет он успел получить несколько наград, в том числе и большую золотую медаль Академии.

Первый большой успех

В 1870 году Репин начинает работу над первой своей большой картиной «Бурлаки на Волге». Это произведение произвело фурор в международном художественном сообществе.

Поездка за границу и жизнь в Москве

С 1873 по 1876 год Репин жил за границей, объездил всю Испанию, Италию и поселился во Франции, в Париже, где познакомился с местными импрессионистами, особенно полюбив Мане. Именно в Париже он написал картину «Садко», за которую получил звание академика и из-за которой на него обрушился шквал критики.

С 1877 по 1882 год художник жил в Москве и был активным членом Товарищества передвижников. Именно в это время он пишет картину «Царевна Софья» и начинает работу с самым выдающимся своим учеником В. Серовым. В это же время художником был написан портрет М. Мусоргского , который буквально через несколько дней скончался. Эта работа вызвала восторг у критиков.

Жизнь в Санкт-Петербурге

С 1883 по 1900 год художник живет в Петербурге. Здесь он пишет самые выдающиеся свои работы: «Иван Грозный и его сын Иван», «Не ждали», «Запорожцы…», «Юбилейное заседание Государственного совета» (по заказу Александра III). На какое-то время, попав под влияние А. Бенуа и С. Дягелева, Репин становится членом «Мира искусства». С 1894 года он преподает в Академии Художеств. Со своими учениками иллюстрирует множество произведений, например, Н. Лескова , Н. Некрасова .

Семья

Первой женой художника была сестра его друга Вера Шевцова. Брак не был удачный, и через 15 лет супруги развелись, «поделив» детей: старших забрал отец, а младшие остались с матерью. Репин очень любил детей, часто рисовал семейные портреты.

Второй женой художника стала Наталья Нордман, с которой он стал жить в Пенатах (Куоккала), в Финляндии. Брак был удачным, хотя Нордман и слыла «чудачкой». Особенно нелестно отзывался о ней К. Чуковский (писатель был большим другом художника и даже отсоветовал ему переезжать в СССР в 1925 году).

Овдовев в 1914 году, Репин больше не женился.

Художник скончался в 1930 году в Пенатах. Похоронен там же. До конца жизни он сохранял ясность ума и старался работать.

Другие варианты биографии

  • Интересно, что для картины «Царевна Софья» жена художника Вера своими руками сшила платье, ориентируясь на наряды, принесенные из Оружейной палаты.
  • Художник два раза брался за написание портрета И. Тургенева (по просьбе друга, галериста П. Третьякова) и оба раза неудачно. Он до конца жизни считал, что портрет писателя – худшая его работа.
  • Художника связывала крепкая дружба с писателем Л. Толстым . Он написал около 10 портретов и картин с его участием. Самая знаменитая – «Лев Толстой на пашне».

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Через всю жизнь пронес художник любовь к Елизавете Званцевой
Из цикла «Страницы истории Нижегородской губернии»
Замечательный живописец Репин в конце своей, насыщенной днями и событиями жизни написал ярчайшие воспоминания. Много страниц посвящено Волге и Нижнему Новгороду. Здесь он начинал набрасывать этюды колоритных бурлаков, некоторые типажи которых украсили потом вереницу тянущих бечеву тружеников. Как к «Бурлакам на Волге» ни относись, без этой картины уже не представить русского изобразительного искусства. Этюд с портретом любимого художником попа-расстриги, бурлака Канина, он передал позже в Нижегородский музей. Об этой поездке вниз по Волге летом 1870 года Илья Ефимович рассказывает особенно проникновенно-подробно. Тогда, уже миновав Нижний, во время упоительного купания в Волге Репин обронил в воду дорогие серебряные часы и подумал, что Волга-матушка должна вознаградить его за такой царский подарок. Это путешествие духовно вознесло молодого художника, одарило предчувствием неслыханного творческого подъема.

Елизавета Николаевна Званцева

Живописцу, а не поэту принадлежат лучшие строки о Нижнем Новгороде, которые знают наизусть не только учителя и экскурсоводы: «Этот царственно поставленный над всем востоком России город совсем закружил наши головы. Как упоительны его необозримые дали! Мы захлебывались от восхищения ими, и перед нашими глазами вставала живая » .


К «сильным людям хорошей породы», ценившим художественность, принадлежала Елизавета Званцева.

Когда Репин спешил из Нижнего в Петербург с набросками бурлаков, Елизавете Николаевне было всего лишь пять лет. Через восемнадцать лет Илья Ефимович признается в письме к Званцевой, что относится к ней как к дочери.

44-летний мэтр, известный далеко за пределами России, обретает в лице талантливой нижегородки преданную поклонницу и ученицу. Но – с крутым характером.

Двадцать лет разницы

Над «отцовскими» чувствами Репина возобладает сильное , порождающее внутренний нравственный конфликт.

Ведь он женат и вроде бы счастлив в семейной жизни: воспитывает шестерых детей! А кроме прочего: его ученице немногим за двадцать и он даже подписывается в одном из писем: «Старик».

Письма художника Репина

Письма Ильи Ефимовича, находящиеся теперь в отделе рукописей Третьяковской галереи, свидетельствуют о том, что он любит по-настоящему и живет в постоянном напряжении, на изломе чувств.

Летом 1890 года Репин посетил родовое имение Званцевых Тарталеи на юге Нижегородской губернии. О нем он отзывался, как о «чудном и упоительном сне».

Художник отправлялся в очередное путешествие на пароходе вниз по Волге, потом – в Одессу.


С дороги в Тарталеи приходили письма Репина. В сельской церкви осталась икона, написанная им во время гостевания у Званцевой и подаренная приходу.

В дороге Репин переживал, что сделал образ кое-как, на скорую руку. Большевики не оставили и следа не только от иконы, но и от храма.

В своем имении Елизавета Николаевна организовала нечто вроде «дома творчества».


Летом по выходным там пела примадонна первой частной оперы Вера Петрова-Званцева, приобщая местных крестьян , гостили художник Петров-Водкин с женой-француженкой, генерал Скалон, дядя Рахманинова.

Любя Елизавету Званцеву, Илья Репин все время сомневается в серьезности ее увлечения живописью.

Sic transit gloria mundi

Она оказалась предана искусству до самой смерти, но профессиональным художником так и не стала. Зато в начале 20 века организовала школу живописи, где преподавали такие корифеи, как Бакст, Петров-Водкин, Коровин.

После революции возлюбленная Репина работала директором приюта для беспризорников в Москве. Замуж она так и не вышла, видимо, продолжая любить Репина.

Есть художники, чьи картины, которые видел каждый, а их фамилию вспомнить не могут. Но с творчеством Ильи Репина такого практически не случалось. Более того, ему приписывали авторство полотен других живописцев.

Художнику повезло заслужить признание еще при жизни. Современники восхищались его выдающейся манерой письма, реальностью «происходящего» на картине, даже несмотря на то, что некоторым сам Репин казался немного странным.

Монахи (Не туда заехали). Л. Г. Соловьев, 1870-е гг.

Так сложилось, что кисти художника приписывают работу Льва Соловьева «Монахи (Не туда заехали)». Пожалуй, все слышали выражение «картина Репина «Приплыли», что означает безвыходную ситуацию. В 1930-х годах полотно висело рядом с работами Репина. Кто-то решил, что оно тоже относится к творчеству Ильи Ефимовича. А затем картину «перекрестили» в «Приплыли».

За картиной «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» закрепилась «нехорошая» слава. Когда полотно впервые вывесили на выставке, оно вызвало неоднозначную реакцию посетителей: одни плакали, другие начинали истерически метаться.

В январе 1913 года психически неуравновешенный иконописец Абрам Балашов с криками «Довольно крови, слишком много крови!» бросился на картину и трижды разрезал ее ножом. Илье Репину и реставратору Игорю Грабарю удалось восстановить шедевр.

Владимир Маяковский

Илье Репину не нравились новые течения в искусстве начала ХХ века, но стихи Владимира Маяковского произвели на него сильное впечатление. Художник пожелал написать портрет поэта, что нужно было воспринимать как высшую похвалу своей персоне.

Репин не раз подчеркивал, что хочет изобразить «вдохновенные» волосы молодого трибуна. Когда же Маяковский явился в мастерскую художника в назначенный час, тот в ужасе воскликнул: «Что вы наделали!.. О!»

Оказалось, что поэт специально зашел в парикмахерскую и обрил себе голову. Вместо огромного холста Репин взял крошечный и уныло приступил к работе: «Какая жалость! И что это вас угораздило!» Маяковский утешал его, мол, вырастут.

И. Е. Репин и Н. Б. Нордман-Северова (в центре) у «крутящегося» стола, за которым хозяева и гости обедали вместе с прислугой

Известно, что Илья Репин был вегетарианцем. Его вторая супруга Наталья Норжман-Северова, с которой художник прожил 15 лет, полностью перестроила рацион его окружения, заставляя всех отказываться от мяса. Когда к Репину приезжали гости, то на стол подавали суп из сена или бифштекс из клюквы. Зная об этом, гости привозили с собой мясо и тайно съедали его где-нибудь за углом.

Однажды Илья Ефимович пригласил к себе Ивана Бунина, чтобы написать его портрет, тот с удовольствием согласился. Стоит отметить, что писатель был гурманом. Свое пребывание у художника он описал так:

«Я с радостью поспешил к нему: ведь какая это была честь - быть написанным Репиным! И вот приезжаю, дивное утро, солнце и жестокий мороз, двор дачи Репина, помешавшегося в ту пору на вегетарианстве и на чистом воздухе, в глубоких снегах, а в доме - окна настежь.

Репин встречает меня в валенках, в шубе, в меховой шапке, целует, обнимает, ведет в свою мастерскую, где тоже мороз, и говорит: «Вот тут я буду вас писать по утрам, а потом будем завтракать как господь бог велел: травкой, дорогой мой, травкой! Вы увидите, как это очищает и тело и душу, и даже ваш проклятый табак скоро бросите».

Я стал низко кланяться, горячо благодарить, забормотал, что завтра же приеду, но что сейчас должен немедля спешить назад, на вокзал - страшно срочные дела в Петербурге. И сейчас же пустился со всех ног на вокзал, а там кинулся к буфету, к водке, закурил, вскочил в вагон, а из Петербурга послал телеграмму: дорогой Илья Ефимович, я, мол, в полном отчаянии, срочно вызван в Москву, уезжаю нынче…»

Автопортрет. И. Е. Репин

Илья Репин с пристегнутой к поясу палитрой

С годами у Ильи Репина стала отказывать правая рука. Люди, склонные к мистике, связывают это с картиной «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», будто бы она была проклята.

Так или иначе, но Репин стал писать свои шедевры левой рукой. Позже он придумал для себя оригинальное устройство. Его палитра крепилась на ремне на поясе, тем самым освобождая обе руки.

Илья Ефимович Репин в своей мастерской