История мадам Тюссо: от посмертных масок убийц и убитых до всемирно известного музея. Воск, кровь, корона и революция: удивительная история мадам Тюссо

Музей мадам Тюссо и Лондонский Планетарий

Музей мадам Тюссо (фр. Madame Tussauds ) - музей восковых фигур вЛондоне , имеющий филиалы вАмстердаме ,Лас-Вегасе ,Копенгагене ,Нью-Йорке ,Гонконге иБерлине . Он был учреждёнскульптором Марией Тюссо.

Мария Тюссо (1761 -1850 ), девичья фамилия Гросхолтц, ее мать работала экономкой у доктора Филлипа Кёртиса, занимавшегося восковыми моделями. Он обучил Марию Тюссо искусству по работе с воском. В1765 году он сделал восковую фигуруМарри Жанны Дюбари , любовницыЛюдовика XV . Первая выставка восковых работ Филлипа Кёртиса состоялась в1770 году и пользовалась большим успехом. В1776 году выставка состоялась вПале-Рояль вПариже . Следующая выставка на бульваре Дю-Темпль (фр. Boulevard du Temple ) в1782 явилась предшественникомКабинета Ужасов .

В 1777 году Мария Тюссо создаёт свою первую восковую фигуру (Вольтер ), а затем последовалиЖан-Жак Руссо ,Бенджамин Франклин . Во время французской революции она сделала посмертные маски королевской фамилии. После смерти в1794 Филлипа Кёртиса его коллекция переходит к Марии Тюссо. В1802 году Мария Тюссо переезжает вЛондон . В связи с англо-французской войной Мария Тюссо и её коллекция не могут вернуться во Францию и она вынуждена была путешествовать по Великобритании и Ирландии. В1835 году была учреждена первая постоянная выставка наБейкер-стрит вЛондоне .

Одной из центральной части её музея был Кабинет Ужасов . Часть выставки включала жертв французской революции, фигуры убийц и других преступников.

Со временем коллекция пополнилась фигурами других знаменитых людей, таких как адмирал Нельсон ,Вальтер Скотт .

В 1884 году коллекция переезжает на Marylebone Road. А в1925 году пожар уничтожил многие фигуры. К счастью, формы не пострадали, и фигуры были реконструированы.

Восковая фигура Адольфа Гитлера

В 2000 году было открыто представительство музея в Гонконге .

========================================

Мари Тюссо

Mary Tussaund

01.12.1761 Года [Страсбург] - 16.04.1850 года [Лондон], Франция

На днях дубайская государственная инвестиционная компания Dubai International Capital приобрела Tussauds Group, в которую входят и знаменитые галереи восковых фигур мадам Тюссо. Сама мадам Тюссо и представить не могла, что ее детище переживет ее более чем на полтораста лет и в конце концов попадет к арабам. Незаконнорожденная дочь служанки, Мари Гросхольц учила изящным искусствам сестру последнего французского короля. Ее жизнь была плотно связана с палачами - они поставляли ей отрубленные головы для снятия посмертных масок. Но, разочаровавшись в любви и революции, она навсегда покинула Францию. И несмотря на богатство, купила собственный дом только в 74 года.

Лев Синебрюхов, http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art_oo/id_art-916898

Воспитанница анатома

В 1802 году от начала Великой французской революции прошло лишь 13 лет, но во Франции уже зарождалась новая монархия, во главе которой встанет император Наполеон. В том же году содержательница передвижной выставки восковых бюстов и фигур мадам Тюссо навсегда покинула бурный Париж. Во Франции она оставляла все свои связи и мужа. С собой она везла свою выставку, двух сыновей - двух и четырех лет - и письмо на имя главного палача Эдинбурга Джона Вильямса. В нем верховный палач Парижа просил своего шотландского коллегу сердечно принять у себя мадам Тюссо и помочь ей снимать посмертные маски с тел казненных. Эта рекомендация открыла француженке дорогу к самым известным преступникам Британской короны и к всемирной славе, уже пережившей ее на полтора века.

Родилась Мари Гросхольц 1 декабря 1761 года в Страсбурге. Ее родители были родом из Швейцарии. Отец Иоганн-Жозеф промышлял изготовлением гравюр, а мать Анна-Мария служила прислугой. Пикантность рождению Мари придает тот факт, что она появилась на свет, пока Иоганн-Жозеф воевал в одной из армий в Семилетней войне 1756-1763 годов. Впрочем, никаких семейных сцен за этим не последовало - муж с войны не вернулся. После положенного траура Анна вышла за муж еще раз и сменила фамилию на Саверни. Но вскоре ее второй муж умер. К этому моменту Анна-Мария работала экономкой в доме Филиппа Кюртэ - врача, промышлявшего изготовлением гипсовых и восковых масок. На третий брак вдова не решилась и скромно сожительствовала с господином Кюртэ до конца жизни.

Из Страсбурга Кюртэ вместе с семьей Гросхольц перебрался в Берн, где Мари провела детские годы. Затем они переехали в Париж, где доктор окончательно забросил врачебную практику и полностью сосредоточился на создании восковых скульптур.

История восковой скульптуры насчитывала к тому времени не одно столетие. Еще древние римляне делали из воска посмертные маски и держали их дома. В средневековой Европе восковыми статуями святых украшали храмы. Филипп Кюртэ внес свою лепту в развитие этого искусства, приспособив его к нуждам живых. В те времена фотография еще не была изобретена, а портрет или бюст у художника стоили дорого и были не каждому по карману. А Кюртэ за сходную цену запечатлевал заказчиков в миниатюрных восковых бюстах. Для большего реализма бюсты одевали в кружева и сюртуки. К работе была привлечена и маленькая Мари. Сначала она шила одежду для фигурок, потом помогала делать эскизы клиентов. Скоро Кюртэ заметил в ней явный талант художника и с отеческой теплотой обучал девочку всему, что знал в искусстве сам.

Фигурки бывшего анатома становились все популярнее. Прибыли от заказов хватало, чтобы арендовать дом в престижном аристократическом районе Парижа. Во время бракосочетания будущего короля Франции Людовика XVI с Марией-Антуанеттой в 1771 году вдохновленный Филипп Кюртэ слепил из воска портреты новобрачных и выставил их в своей лавке. Успех предприятия превзошел все ожидания. Посмотреть на бюсты августейших супругов народ стекался толпами. Это и натолкнуло Кюртэ на мысль создать коллекцию фигурок знаменитостей.

Ее подготовка заняла несколько лет. И поздней осенью 1776 года весь Париж был увешан афишами: "Посетите восковой театр знаменитого доктора Кюртэ! Потрясающая выставка! Все фигуры - как живые: бал в Версале! Смерть Клеопатры! Многие знаменитые личности в полный рост: герцог Орлеанский, господин министр Фулон, философ Руссо, поэт Мольер и многие другие". Мари продавала билеты на выставку. Фигуры сразили парижан наповал. Центральной фигурой выставки стал сам король. Заинтригованный слухами, Людовик XVI скоро сам пожаловал в галерею Кюртэ. И был настолько восхищен, что пожертвовал на одежду фигуры свой мундир и один из орденов. Впрочем, почти все эти скульптуры были сделаны по картинам и гравюрам и временами довольно слабо походили на оригинал.

Вероятно, музей мадам Тюссо известен каждому из нас. Основная экспозиция музея расположена в Лондоне, а филиалы его есть практически во всех европейских столицах, и даже в Китае и на американским континенте: в Копенгагене, Гонконге, Берлине, Амстердаме и наиболее крупных городах США. Еще в 19-м столетии гостеприимно распахнул двери музей, но и сегодня он пользуется огромнейшей популярностью на зависть своим конкурентам. Все как минимум слышали или даже мечтают посетить и увидеть собственными глазами музей восковых фигур мадам Тюссо, но мало кто интересовался, кем и когда он был основан, а также биографией этой уникальной женщины.

Краткая биографическая справка

В декабре 1761 г. в немецком городке Страсбурге в семье палача Иогана-Жозефа Гросхольца и Анны родилась дочь Мария. Всего за 2 месяца до этого Иоган погиб на войне. Но его супруга Анна нисколько не расстроилась по этому поводу, поскольку с юности была влюблена в молодого и талантливого врача и скульптора Филиппа Вильгельма Курция.

Потеряв мужа, Анна с маленькой дочерью отправляется навстречу своему счастью в Берн, где устраивается на работу экономкой к возлюбленному. Курций, кстати говоря, наряду с врачебной практикой, успешно преподавал, а для наглядности собственноручно готовил учебные пособия внутренних органов из воска. А учитывая более чем скромное жалованье врача и природный талант Курция, он также подрабатывал, изготавливая из воска бюсты людей и декорируя их элементами гардероба.

В 1763 г. Филипп Курций вместе с Анной и 6-летней Мари переезжает в Париж. Отцовская привязанность к Мари толкала Филиппа на длительные регулярные занятия с девочкой: сначала он тренировал ее память, давая задания рисовать людей, которых они случайно встречали на улице, а затем стал привлекать девочку к изготовлению восковых фигур в своей медицинской мастерской. Именно в те далекие годы и закладывались основы создания воскового музея мадам Тюссо.

В 1771 г. Курций приобрел славу, выставив в своем выставочном зале скульптуры новобрачных Людовика XVI и Марии-Антуанетты. Именно отчим Марии - Филипп Курций - изобрел идею создавать восковых двойников знаменитостей, осуществленную позднее Тюссо. В числе завсегдатаев музея был даже Людовик XVI. Мария в те времена лишь продавала билеты у входа.

Творческий путь Марии Гросхольц

А уже к 16 годам девушка умела самостоятельно изготавливать полноценные фигуры. Первой стала статуя Франсуа Вольтера, который, кстати, вскоре скончался. Сегодня эта самая первая фигура Марии занимает весьма почетное место в музее мадам Тюссо в Лондоне.

В 19 лет девушка переехала в Версаль по приглашению Людовика обучать его сестру Елизавету своему умению. Уже спустя 9 месяцев Мари вместе с членами династии оказалась в Бастилии. Несколько месяцев Мари находилась в камере с небезызвестной Жозефиной - супругой Наполеона в будущем. Освободившись из Бастилии, девушка не растерялась и, несмотря на явный спад интереса французского общества к музею, обратилась к главному революционеру Робеспьеру с предложением создать его фигуру для музея. Его примеру последовали и другие знаменитые революционеры. Среди прочих знаковым стало создание композиции из воска, увековечившей гибель главного революционера Марата от рук Шарлотты Кордэ. С Шарлоттой, кстати, Мария также познакомилась во время своего злосчастного заключения в Бастилии.

Затем Мария, как будто инстинктивно, вернулась к промыслу отца - стала сотрудничать с палачами, отдававшими ей головы жертв. Мария снимала с них посмертные маски и выставляла в музее. Одной из популярнейших стала композиция «Смерть титана», изображающая гибель Робеспьера.

Как создавался восковой музей мадам Тюссо

Как уже упоминалось, начало музею положил Филипп Курций - отчим Марии Гросхольц (Тюссо в замужестве). В 1794 г. Мария унаследовала музей в связи со смертью Филиппа и продолжила его блестящее развитие. Спустя год девушка выходит замуж за Франсуа - успешного инженера, и берет его фамилию Тюссо. С разницей в 2 года у пары появляются на свет двое сыновей. Карьера женщины пошла на спад, когда Жозефина пригласила ее к себе с просьбой создать фигуру Наполеона.

В начале 19-го столетия Мария рассталась с супругом и уехала в Англию. Так обрывается связь великой женщины-скульптора с блистательной Францией.

Какое-то время Мари путешествует по Англии, неустанно продолжая работу над коллекцией. Музей мадам Тюссо, скульптуры которого отображали в основном историческим личностям Франции, пополнился новыми лицами - Ричард І, Кромвель, Генрих VII встали в ряд с другими. Здесь Мари помогли ее старые связи с французскими палачами. В 1804 г., во время путешествия в Ливерпуль, музей постигла печальная участь - корабль потерпел крушение, и все фигуры затонули. Но Мария со свойственным ей упорством, работая круглосуточно, восстановила все утраченные фигуры по резервным слепкам.

Со временем подросшие дети активно встали в ряды семейного «бизнеса». В коллекции музея появились наследники престолов и даже сама Королева UK Виктория. После этого практически сразу музей мадам Тюссо в Лондоне стал одной из наиболее знаменитых достопримечательностей Великобритании. Да, впрочем, и с гениальной владелицей «кукол» музей щедро поделился своей славой, подарив ей титул одной из знаменитейших и успешных женщин во всем мире.

На лаврах славы

Вплоть до 1835 года Мария с музеем гастролировала по территории Англии и за ее пределами, а затем осела в своем особняке в Лондоне. Даже старость не смогла умерить творческий пыл этой поистине удивительной женщины - до 81 года она продолжала активно работать над созданием экспонатов. Кстати, последней фигурой стал автопортрет Марии. Непосредственно перед смертью Мария увлеклась созданием карикатур.

Новейшая история воскового музея мадам Тюссо

Общеизвестно, что для того, чтобы быть увековеченным в музее Тюссо, нужно быть действительно выдающейся личностью. И только лишь один-единственный человек за всю историю отказался от создания своей фигуры - мать Тереза. На сегодняшний день лондонская экспозиция насчитывает свыше 1000 экспонатов.

  • В конце 19-го столетия в коллекции музея было всего около сотни фигур, причем все они хранились от 2 до 3 лет, а затем приходили в негодность. И только сыновья Тюссо изобрели метод «консервации» фигур, чтобы воск не портился.
  • Если вначале в музее были выставлены в основном политики, то сейчас их ряды пополнили актеры и певцы, ученые и телеведущие, и даже порноактрисы!
  • Часть фигур, представленных в экспозиции, умеют совершать несложные движения и даже разговаривать!
  • Нынешняя стоимость музея составляет порядка 2 млрд долларов.
  • Детям до 9 лет в музей вход воспрещен.
  • Некоторые фигуры умеют не только двигаться и говорить, но даже краснеть от нескромных взглядов посетителей (такие как Дженифер Лопес)!

Восковые фигуры: что еще?

Кроме тысяч восковых фигур знаменитостей разных жанров, эпох и народов, в залах музея можно также посетить палату ужасов, и даже отправиться в уникальное путешествие на такси сквозь века.

Как попасть в музей мадам Тюссо в Лондоне?

Проще простого! Достаточно стать легендой спорта, мировым политическим лидером, звездой эстрады международного масштаба… Ну или прилететь в столицу Великобритании и отправиться в путь до станции метро «Бейкер-стрит» (да-да, после музея Тюссо можно и к Шерлоку Холмсу в гости заглянуть!), а в 2 мин ходьбы на Мэрилебон расположен искомый музей.

Музей мадам Тюссо в Амстердаме

По всему миру функционируют 40 филиалов музея восковых фигур, а самый первый из них (разумеется, после Лондонского офиса) был открыт в Амстердаме. Здесь представлены фигуры звезд спорта, таких как Дэвид Бекхэм, Роналдиньо и Рафаэль ван дер Ваарт. В зале, посвященном членам королевской семьи, вы почувствуете себя как минимум царственной персоной - такая атмосфера роскоши здесь царит. А в зале культуры и искусства вы получите уникальную возможность сфотографироваться с Пикассо, Ван Гогом и Рембрандтом. А заодно и вдохновиться и создать свой собственный шедевр. Но самым популярным, особенно у молодежи, является зал звезд шоу-биза - здесь вы познакомитесь с Джей Ло, Бредом Питтом, Бейонсе и даже Джорджем Клуни. Особо изобретательные могут даже прилечь на диван рядом с Робби Уильямсом!

Открытый в Берлине музей Тюссо уникален своей живостью, реалистичностью. Во-первых, здесь имеется целых 7 тематических выставочных залов. А во-вторых, здесь вы можете не только посмотреть на скульптуры, мастерски созданные из воска, или сфотографироваться с ними, но и напрямую поучаствовать в экспозициях! Вы сможете взять урок лунной походки у поп-короля Майкла Джексона, спеть караоке или создать свое фото в стиле поп-арт Энди Уорхола. Ну и, наконец, вы даже сможете пройти за кулисы и воочию убедиться, насколько это тонкое мастерство - создание шедевров из воска. А в качестве сюрприза вы можете заказать в музее восковый отпечаток своей ладони или даже бюст.

Музей восковых фигур мадам Тюссо может похвастаться и количеством экспонатов, и количеством филиалов во всем мире, и количеством посетителей, но, к сожалению, и количеством подделок. В музее Тюссо фигуры настолько поражают своей реалистичностью, что порой создается ощущение, что вы и впрямь попали в Великобританию 19-го столетия, и окружают вас французские революционеры и сам Наполеон Бонапарт.

(Я) К:Музеи, основанные в 1835 году

Первая выставка восковых работ Филлипа Кёртиса состоялась в 1770 году и пользовалась большим успехом. В 1776 году выставка состоялась в Пале-Рояль в Париже . Следующая выставка на бульваре дю Тампль в 1782 явилась предшественником Кабинета ужасов .

В 1884 году коллекция перебралась в новое здание на Мэрилебон-роуд . В 1925 году пожар уничтожил многие фигуры. Поскольку формы не пострадали, фигуры удалось реконструировать.

Музеи за пределами Лондона

Америка

Европа

Азия

Австралия

Ссылки

  • - Официальный сайт

Напишите отзыв о статье "Музей мадам Тюссо"

Отрывок, характеризующий Музей мадам Тюссо

Сын, опустив глаза, спокойно шел за нею.
Они вошли в залу, из которой одна дверь вела в покои, отведенные князю Василью.
В то время как мать с сыном, выйдя на середину комнаты, намеревались спросить дорогу у вскочившего при их входе старого официанта, у одной из дверей повернулась бронзовая ручка и князь Василий в бархатной шубке, с одною звездой, по домашнему, вышел, провожая красивого черноволосого мужчину. Мужчина этот был знаменитый петербургский доктор Lorrain.
– C"est donc positif? [Итак, это верно?] – говорил князь.
– Mon prince, «errare humanum est», mais… [Князь, человеку ошибаться свойственно.] – отвечал доктор, грассируя и произнося латинские слова французским выговором.
– C"est bien, c"est bien… [Хорошо, хорошо…]
Заметив Анну Михайловну с сыном, князь Василий поклоном отпустил доктора и молча, но с вопросительным видом, подошел к ним. Сын заметил, как вдруг глубокая горесть выразилась в глазах его матери, и слегка улыбнулся.
– Да, в каких грустных обстоятельствах пришлось нам видеться, князь… Ну, что наш дорогой больной? – сказала она, как будто не замечая холодного, оскорбительного, устремленного на нее взгляда.
Князь Василий вопросительно, до недоумения, посмотрел на нее, потом на Бориса. Борис учтиво поклонился. Князь Василий, не отвечая на поклон, отвернулся к Анне Михайловне и на ее вопрос отвечал движением головы и губ, которое означало самую плохую надежду для больного.
– Неужели? – воскликнула Анна Михайловна. – Ах, это ужасно! Страшно подумать… Это мой сын, – прибавила она, указывая на Бориса. – Он сам хотел благодарить вас.
Борис еще раз учтиво поклонился.
– Верьте, князь, что сердце матери никогда не забудет того, что вы сделали для нас.
– Я рад, что мог сделать вам приятное, любезная моя Анна Михайловна, – сказал князь Василий, оправляя жабо и в жесте и голосе проявляя здесь, в Москве, перед покровительствуемою Анною Михайловной еще гораздо большую важность, чем в Петербурге, на вечере у Annette Шерер.
– Старайтесь служить хорошо и быть достойным, – прибавил он, строго обращаясь к Борису. – Я рад… Вы здесь в отпуску? – продиктовал он своим бесстрастным тоном.
– Жду приказа, ваше сиятельство, чтоб отправиться по новому назначению, – отвечал Борис, не выказывая ни досады за резкий тон князя, ни желания вступить в разговор, но так спокойно и почтительно, что князь пристально поглядел на него.
– Вы живете с матушкой?
– Я живу у графини Ростовой, – сказал Борис, опять прибавив: – ваше сиятельство.
– Это тот Илья Ростов, который женился на Nathalie Шиншиной, – сказала Анна Михайловна.
– Знаю, знаю, – сказал князь Василий своим монотонным голосом. – Je n"ai jamais pu concevoir, comment Nathalieie s"est decidee a epouser cet ours mal – leche l Un personnage completement stupide et ridicule.Et joueur a ce qu"on dit. [Я никогда не мог понять, как Натали решилась выйти замуж за этого грязного медведя. Совершенно глупая и смешная особа. К тому же игрок, говорят.]
– Mais tres brave homme, mon prince, [Но добрый человек, князь,] – заметила Анна Михайловна, трогательно улыбаясь, как будто и она знала, что граф Ростов заслуживал такого мнения, но просила пожалеть бедного старика. – Что говорят доктора? – спросила княгиня, помолчав немного и опять выражая большую печаль на своем исплаканном лице.
– Мало надежды, – сказал князь.
– А мне так хотелось еще раз поблагодарить дядю за все его благодеяния и мне и Боре. C"est son filleuil, [Это его крестник,] – прибавила она таким тоном, как будто это известие должно было крайне обрадовать князя Василия.
Князь Василий задумался и поморщился. Анна Михайловна поняла, что он боялся найти в ней соперницу по завещанию графа Безухого. Она поспешила успокоить его.
– Ежели бы не моя истинная любовь и преданность дяде, – сказала она, с особенною уверенностию и небрежностию выговаривая это слово: – я знаю его характер, благородный, прямой, но ведь одни княжны при нем…Они еще молоды… – Она наклонила голову и прибавила шопотом: – исполнил ли он последний долг, князь? Как драгоценны эти последние минуты! Ведь хуже быть не может; его необходимо приготовить ежели он так плох. Мы, женщины, князь, – она нежно улыбнулась, – всегда знаем, как говорить эти вещи. Необходимо видеть его. Как бы тяжело это ни было для меня, но я привыкла уже страдать.
Князь, видимо, понял, и понял, как и на вечере у Annette Шерер, что от Анны Михайловны трудно отделаться.
– Не было бы тяжело ему это свидание, chere Анна Михайловна, – сказал он. – Подождем до вечера, доктора обещали кризис.
– Но нельзя ждать, князь, в эти минуты. Pensez, il у va du salut de son ame… Ah! c"est terrible, les devoirs d"un chretien… [Подумайте, дело идет о спасения его души! Ах! это ужасно, долг христианина…]
Из внутренних комнат отворилась дверь, и вошла одна из княжен племянниц графа, с угрюмым и холодным лицом и поразительно несоразмерною по ногам длинною талией.
Князь Василий обернулся к ней.
– Ну, что он?
– Всё то же. И как вы хотите, этот шум… – сказала княжна, оглядывая Анну Михайловну, как незнакомую.
– Ah, chere, je ne vous reconnaissais pas, [Ах, милая, я не узнала вас,] – с счастливою улыбкой сказала Анна Михайловна, легкою иноходью подходя к племяннице графа. – Je viens d"arriver et je suis a vous pour vous aider a soigner mon oncle . J`imagine, combien vous avez souffert, [Я приехала помогать вам ходить за дядюшкой. Воображаю, как вы настрадались,] – прибавила она, с участием закатывая глаза.
Княжна ничего не ответила, даже не улыбнулась и тотчас же вышла. Анна Михайловна сняла перчатки и в завоеванной позиции расположилась на кресле, пригласив князя Василья сесть подле себя.
– Борис! – сказала она сыну и улыбнулась, – я пройду к графу, к дяде, а ты поди к Пьеру, mon ami, покаместь, да не забудь передать ему приглашение от Ростовых. Они зовут его обедать. Я думаю, он не поедет? – обратилась она к князю.
– Напротив, – сказал князь, видимо сделавшийся не в духе. – Je serais tres content si vous me debarrassez de ce jeune homme… [Я был бы очень рад, если бы вы меня избавили от этого молодого человека…] Сидит тут. Граф ни разу не спросил про него.
Он пожал плечами. Официант повел молодого человека вниз и вверх по другой лестнице к Петру Кирилловичу.

Пьер так и не успел выбрать себе карьеры в Петербурге и, действительно, был выслан в Москву за буйство. История, которую рассказывали у графа Ростова, была справедлива. Пьер участвовал в связываньи квартального с медведем. Он приехал несколько дней тому назад и остановился, как всегда, в доме своего отца. Хотя он и предполагал, что история его уже известна в Москве, и что дамы, окружающие его отца, всегда недоброжелательные к нему, воспользуются этим случаем, чтобы раздражить графа, он всё таки в день приезда пошел на половину отца. Войдя в гостиную, обычное местопребывание княжен, он поздоровался с дамами, сидевшими за пяльцами и за книгой, которую вслух читала одна из них. Их было три. Старшая, чистоплотная, с длинною талией, строгая девица, та самая, которая выходила к Анне Михайловне, читала; младшие, обе румяные и хорошенькие, отличавшиеся друг от друга только тем, что у одной была родинка над губой, очень красившая ее, шили в пяльцах. Пьер был встречен как мертвец или зачумленный. Старшая княжна прервала чтение и молча посмотрела на него испуганными глазами; младшая, без родинки, приняла точно такое же выражение; самая меньшая, с родинкой, веселого и смешливого характера, нагнулась к пяльцам, чтобы скрыть улыбку, вызванную, вероятно, предстоящею сценой, забавность которой она предвидела. Она притянула вниз шерстинку и нагнулась, будто разбирая узоры и едва удерживаясь от смеха.
– Bonjour, ma cousine, – сказал Пьер. – Vous ne me гесоnnaissez pas? [Здравствуйте, кузина. Вы меня не узнаете?]
– Я слишком хорошо вас узнаю, слишком хорошо.
– Как здоровье графа? Могу я видеть его? – спросил Пьер неловко, как всегда, но не смущаясь.
– Граф страдает и физически и нравственно, и, кажется, вы позаботились о том, чтобы причинить ему побольше нравственных страданий.
– Могу я видеть графа? – повторил Пьер.
– Гм!.. Ежели вы хотите убить его, совсем убить, то можете видеть. Ольга, поди посмотри, готов ли бульон для дяденьки, скоро время, – прибавила она, показывая этим Пьеру, что они заняты и заняты успокоиваньем его отца, тогда как он, очевидно, занят только расстроиванием.
Ольга вышла. Пьер постоял, посмотрел на сестер и, поклонившись, сказал:
– Так я пойду к себе. Когда можно будет, вы мне скажите.
Он вышел, и звонкий, но негромкий смех сестры с родинкой послышался за ним.
На другой день приехал князь Василий и поместился в доме графа. Он призвал к себе Пьера и сказал ему:
– Mon cher, si vous vous conduisez ici, comme a Petersbourg, vous finirez tres mal; c"est tout ce que je vous dis. [Мой милый, если вы будете вести себя здесь, как в Петербурге, вы кончите очень дурно; больше мне нечего вам сказать.] Граф очень, очень болен: тебе совсем не надо его видеть.
С тех пор Пьера не тревожили, и он целый день проводил один наверху, в своей комнате.
В то время как Борис вошел к нему, Пьер ходил по своей комнате, изредка останавливаясь в углах, делая угрожающие жесты к стене, как будто пронзая невидимого врага шпагой, и строго взглядывая сверх очков и затем вновь начиная свою прогулку, проговаривая неясные слова, пожимая плечами и разводя руками.
– L"Angleterre a vecu, [Англии конец,] – проговорил он, нахмуриваясь и указывая на кого то пальцем. – M. Pitt comme traitre a la nation et au droit des gens est condamiene a… [Питт, как изменник нации и народному праву, приговаривается к…] – Он не успел договорить приговора Питту, воображая себя в эту минуту самим Наполеоном и вместе с своим героем уже совершив опасный переезд через Па де Кале и завоевав Лондон, – как увидал входившего к нему молодого, стройного и красивого офицера. Он остановился. Пьер оставил Бориса четырнадцатилетним мальчиком и решительно не помнил его; но, несмотря на то, с свойственною ему быстрою и радушною манерой взял его за руку и дружелюбно улыбнулся.

Музей мадам Тюссо имеет очень трогательную историю создания. Все началось в далеком 1761 году во Франции. Мама этой удивительной женщины после гибели мужа была вынуждена в поисках работы перебраться из Страсбурга в Берлин. Она нашла ее в доме врача Филиппа Куртиусу. Мужчина имел весьма необычное увлечение – создание фигур из воска. Мадемуазель это занятие настолько пришлось по душе, что она решила познать все его секреты и посвятить свою жизнь именно этому виду искусства.

Первые работы юного скульптура были выставлены на общее обозрение в Лондоне в 1835 году (в северной части Вестминстера). Вот когда был основан старинный музей! Спустя 49 лет он переехал в здание на Мэрилебон-роуд, в самый центр города. Еще через несколько лет от коллекции фигур почти ничего не осталась, она была уничтожена пожаром. Мадам Тюссо пришлось заново начинать работу и реконструировать все куклы. После ухода из жизни владелицы восковой «империи» за ее развитие взялись наследники скульптора. Они разработали новые технологии по продлению «молодости» своих статуй.

Где находится музей мадам Тюссо?

Главный выставочный зал находится в Англии, в самом престижном районе Лондона – Мэрилебоне. Но у него имеются отделения и в крупных городах США:

  • Лос-Анджелесе;
  • Нью-Йорке;
  • Лас-Вегасе;
  • Сан-Франциско;
  • Орландо.

В Азии представительства расположены в Сингапуре, Токио, Шанхае, Гонконге, Пекине, Бангкоке. Европе тоже повезло – туристы могут наблюдать шедевральные скульптуры в Барселоне, Берлине, Амстердаме, Вене. Мадам Тюссо стала настолько популярна, что ее работы уехали далеко за океан, в Австралию. К сожалению, до стран СНГ на 2017 год они еще не добрались.

Точный адрес главного музея мадам Тюссо – это Marylebone Road London NW1 5LR. Он располагается в здании бывшего планетария. Рядом расположен Риджентс-парк, неподалеку находится метро, станция «Baker Street». Добираться до объекта удобно на электричке или автобусах 82, 139, 274.

Что можно увидеть внутри?

Экспозиция насчитывает более 1000 фигур по всему миру. В разных филиалах музея свое место заняли скульптуры:

  • актеров;
  • музыкантов;
  • политиков;
  • писателей;
  • спортсменов (Мария Шарапова, Роналду и др., особенно популярен Дэвид Бэкхем);
  • представителей английской королевской династии;
  • героев фильмов и мультипликационных сериалов и просто известных личностей.

На входе в центральное отделение музея мадам Тюссо гостей приветствует его владелица в скромном одеянии «собственной персоной». Во время экскурсии по выставочным залам можно поздороваться с участниками легендарной группы Битлз, сфотографироваться с Майклом Джексоном, пожать руку Чарли Чаплину, переглянуться с Одри Хепберн. Для любителей истории имеются две комнаты, отведенные специально для самого Наполеона и его жены! Не забыли в музее и про тех, кто посвятил свою жизнь науке и культурной деятельности. В их числе:


  • Чарльз Диккенс;

  • Шекспир;
  • Пабло Пикассо.

Естественно, почетное место в лондонском филиале музея мадам Тюссо заняли члены королевской семьи Великобритании. Они будто бы ожившие картинки, кажется, что только что со страниц журнала сошла Кейт Мидлтон, нежно держащая за руку супруга, принца Уильяма. А справа от них величественно стоит хозяйка Букингемского дворца, великая Елизавета II. Компанию ей составляет строгий сэр Гарри. И куда же без леди Дианы!

Просто не могло не появиться в музее Бритни Спирс, Райана Гослинга, Рианы, Николь Кидман, Тома Круза, Мадонны, Дженифер Лопез, скандальной пары Бреда Питта и Анджелины Джоли, Джорджа Клуни, уверенно сидящего на диване.

Не меньший интерес представляют политические деятели:


В берлинском филиале выставлены фигуры Уинстона Черчилля, Ангелы Меркель, Отто Фон Бисмарка. Детей же порадуют фигуры Человека-паука, Супермена, Росомахи, а любители кинематографа смогут попозировать на фоне Джека Воробья и героев Бондианы.

Кто представлен из русских в музее?

Русских в музеях мадам Тюссо немного. В Амстердам стоит поехать, чтобы увидеть товарища Горбачева и Ленина, первый, кстати, нашел свое место еще и в Нью-Йорке, вблизи Рейгана. Скульптура одного из президентов России, Бориса Ельцина, находится в лондонском филиале. Из современных политических деятелей РФ мастера музея решили воссоздать только Владимира Путина, статуя которого украшает выставочный зал в Великобритании и Таиланде. Вот какие скульптуры выставляются в разных филиалах учреждения!

Комната ужасов: краткое описание

Это то, чем знаменит музей в первую очередь. Вход сюда доступен только людям со здоровым сердцем и нервами, детям и беременным здесь не место. На создание этого мистического уголка мадам Тюссо вдохновил кабинет ужасов ее учителя. Обстановка тут чрезвычайно мрачная, здесь на каждом шагу преследуют обманщики, предатели, воры и даже серийные убийцы. Одним из самых популярных является Джек Потрошитель, который в конце 19 века совершал жестокие убийства на улицах Лондона и так и остался непойманным.

В комнате страха очень точно воссозданы сцены пыток и казней, устраивавшихся в средние века. Реальность им придают настоящие гильотины, использовавшиеся в годы Великой французской революции. Весь этот леденящий душу ужас дополняют звуки хрустящих под молотом костей, крики о помощи, вопли пленных. В общем, прежде чем сюда отправиться, стоит сто раз подумать.

Чем впечатляет это место?

Выставленные в музеях мадам Тюссо скульптуры – это настоящие шедевры. Они настолько похожи на свои оригиналы, что на фото и не заметишь подделки. Такого эффекта мастерам позволяет добиться точное соблюдение всех пропорций тела, роста и комплекции фигуры. Учтено абсолютно все – цвет и длина волос, разрез глаз, форма носа, губ и бровей, индивидуальные черты лица. На многие манекены даже одета та же самая одежда, что и на реальных звездах.

Особо любознательные посетители могут своими глазами увидеть, как изготавливаются известные куклы. На выставке можно посмотреть на инструменты, необходимые мастерам в работе, на будущие элементы клонов знаменитостей и аксессуары, которые будут использоваться в процессе. Кстати, многие из них отдают сами же звезды.

Полезная информация

Интересен факт того, что в музее мадам Тюссо разрешено фотографироваться со скульптурами без всяких разрешений. Можно прикасаться к ним, пожимать им руку, обниматься с ними и даже целоваться. Можете сделать хоть фото всех экспонатов! На осмотр коллекции понадобится не менее часа. Чтобы оказаться среди этого звездного бомонда, нужно заплатить в кассу 25 евро за ребенка и 30 за взрослого.

Маленькая хитрость! Цена на билеты при условии покупки на официальном сайте музея ниже примерно на 25%.

На стоимость билета влияет и время суток, вечером, после 17:00, он несколько дешевле. Также нужно учитывать часы работы музея. С понедельника по пятницу его двери открыты с 10 утра до 17:30, а в выходные – с 9:30 до 17:30. На полчаса продлеваются экскурсии в праздничные дни и на час в туристический сезон, который длится с середины июля по сентябрь.

Нужно учитывать, что желающих попасть в известное место очень много, поэтому в очереди придется стоять не менее часа. Этого можно и избежать, если купить VIP-билет, который стоит примерно на 30% выше обычного. Тем, кто собирается приобрести его онлайн, распечатывать документ необязательно, достаточно предъявить его на входе в электронном виде. Не забудьте взять с собой паспорт, удостоверяющий личность!

Музей мадам Тюссо – это не просто собрание восковых фигур, а целый отдельный мир со своими жителями. Ни в одном другом месте нельзя встретить столько звезд одновременно! Каким бы интересным ни был рассказ о нем, все это обязательно стоит увидеть своими глазами.