Нико пиросмани произведения. Нико Пиросмани, художник: биография, картины. Черный царственный лев

Х удожник, чье наивное искусство вдохновляло авангардистов Михаила Ларионова, Наталью Гончарову, Илью Машкова, Петра Кончаловского , был случайно открыт братьями Зданевич – поэтом Ильей и художником Кириллом, которые увидели в Тифлисе одну из работ Пиросмани...

Эта кажущаяся простота сродни архаичным традициям в искусстве – иконе или фреске. Простые, казалось бы, картины Нико Пиросмани – портреты, натюрморты, изображения животных – сближают его с произведениями, вошедшими в историю живописи. Сдержанная палитра его полотен, которые и полотнами-то не являются – он чаще писал на клеенке, – передает вечные образы, такие близкие и понятные каждому.

Странствующий художник создавал вывески для тифлисских духанов на жести и писал бытовые сценки вроде пира в деревне или встречи бездетного богача с многодетной бедной женщиной... Вывески, так поразившие Зданевичей, со временем почти все исчезли – в трудные годы в Грузии из них делали печные трубы. От его клеенок тоже немногое сохранилось. То, что дошло до нас, сегодня хранится в музеях России и Грузии.

«Летним вечером 1912 года, когда угасал закат и силуэты синих и фиолетовых гор на желтом фоне теряли свой цвет, погружаясь в темноту, мы подошли к вокзальной площади, пыльной и пустой, казавшейся огромной, остановились, удивленные тишиной, такой странной здесь… Мы вошли в большой и просторный зал трактира. На стенах висят картины… Смотрим на них изумленные, растерянные – перед нами живопись, подобной которой мы не видели никогда! Совершенно оригинальная, она была тем чудом, которое мы искали. Кажущаяся простота картин была мнимой. В них легко можно было разглядеть отзвуки древних культур Востока, но традиции народного грузинского искусства преобладали».

Кирилл Зданевич

«Компания заходите»

Брат и сестра. Сцена из спектакля

Красавица с веером

Праздник

Мальчик с молоком

Князь с рогом вина

Бездетный миллионер и бедная с детьми

О жизни Нико Пиросманишвили, или Пиросмани, до сих пор известно не так много. К сожалению, воспоминания современников о нем разрозненны и неполны. Даже дата рождения до конца не определена – примерно 1862 год. Выходец из крестьянской семьи, он родился в селе Мирзаани в Кахетии. Рано осиротел. Жил в зажиточной семье Калантаровых в Тифлисе, куда мальчика отдали в услужение. Однако жилось Нико у «важных господ» хорошо: его растили как родного сына, выучили грузинскому и русскому языку, потакали его увлечению живописью. В общем, Калантаровы любили сироту и всячески оберегали его тонкую натуру.

«О маленьком, потом юном Пиросманашвили вспоминают как о мальчике впечатлительном, живом, сильно увлекающемся и добром. В доме было много детей, он рос с ними, участвовал в их играх. Во дворе играли в театр, и он, возбужденный, суетился и шумел со всеми – он любил театр... С другой стороны, было в нем нечто необычное, отличавшее его от окружающих, – он замечательно рисовал, был как бы семейный художник, некая достопримечательность дома. Все это, должно быть, и определило необычность его положения».

Искусствовед Эраст Кузнецов

У него была собственная комната, его брали с собой в театр и на молитву в храм. Когда Нико исполнилось 20 лет, отвели к фотографу сделать портрет. На нем мы видим ухоженного и хорошо одетого юношу. Трепетное отношение семейства Калантаровых сыграло в формировании молодого человека двоякую роль: он сохранил чистоту души и доброе отношение к миру и одновременно оказался не приспособлен к тяготам взрослой жизни. Он, конечно, попытался получить профессию – в 28 лет устроился кондуктором на Закавказскую железную дорогу. Работник из Пиросманишвили получился не очень ответственный. Он опаздывал на работу, нарушал служебные инструкции, за что получал штрафы от начальства. К тому же часто болел... В общем, служба его не задалась. Через четыре года Нико подал в отставку. И вновь оказался без профессии, без дома, без положения... На выходное пособие и занятые у друзей деньги открыл собственную молочную лавку. Снял небольшое помещение, которое украсил изображениями коров, а над входом нарисовал красивую вывеску. Дела его пошли в гору. Он раздал долги и даже стал получать прибыль. Но бизнесмена из Пиросмани не получилось – через несколько лет он разорился. Причины до сих пор неясны: то ли обманул друг-компаньон, то ли случилась роковая любовь...

«Пиросманашвили встретил женщину, которую полюбил на всю жизнь. Певица и танцовщица из кафешантана, француженка Маргарита, красивая и изящная, поразила воображение Нико. Он не мог прийти в себя от изумления, Марго казалась ему «прекрасным ангелом, спустившимся с неба». Счастливый Нико с радостью отдал свое сердце и, не раздумывая, все свое состояние. И тогда огромные черные глаза мадемуазель Маргариты последний раз взглянули на Нико; она навсегда исчезла, разбив жизнь художнику».

Кирилл Зданевич

Маргарита

Попросту сбежала с богатым кавалером, оставив среди жителей Тифлиса воспоминания о великой любви: однажды возле дома актрисы собралась толпа зевак, которые недоумевали, глядя на «целое море цветов», выросшее под ее окнами, – таков был подарок от бедного художника... Известная песня Раймонда Паулса на стихи Андрея Вознесенского посвящена именно этой истории. Отвергнутый Пиросмани не ожесточился, а простил Маргариту. На его портрете актриса изображена в белом платье, с букетом цветов, средь лугов. Она не стоит на земле, а парит, будто ангел, и только два срубленных дерева – символ несостоявшегося чувства двоих.

Нико Пиросмани был художником-самородком и художником-странником. Не имея пристанища, он путешествовал и рисовал на заказ, но работа его стоила гроши. Он принял свою судьбу и не противился ей. Живопись была единственным ремеслом, на которое он оказался способен. Хоть он так и не получил никакого специального образования. Георгий Якулов писал, что Пиросмани «принужден был учиться у своего инстинкта».

Он рисовал жизнь, которую знал и любил: герои его полотен – продавцы, односельчане, женщины с детьми... Удивительны изображения животных – у львов, жирафа, оленей человеческие глаза...

В 1913 году в Москве на Большой Дмитровке состоялась выставка живописи художников-футуристов «Мишень». Среди работ Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой были выставлены и картины Нико Пиросмани, привезенные Ильей Зданевичем из Тбилиси.

Фруктовая лавка

Грузинка с тамбурином

Мужчина на ослике

Мать и дитя

Мужчина с бурдюком

В мае 1916 года Зданевич устроил однодневную выставку работ Пиросмани в Тифлисе. Был ли на ней сам Нико, неизвестно. Собранные в одном месте несколько картин художника заставили общественность говорить о нем как о явлении в грузинской культуре. В газетах спорили: одни отвергали его искусство, другие восхищались. «Ни у кого из художников я не знал подобного ощущения Грузии, как у Нико. Мне кажется, что с появлением его картин моя жизнь стала богаче, счастливее. Когда я любуюсь картинами Пиросмани, я чувствую, как могучие силы и соки земли, заключенные в клеенки Нико, обновляют меня» , – писал художник Давид Какабадзе.

Грузинское художественное общество даже разыскало художника и пригласило на собрание. Зная о жизненных трудностях, собрали и вручили ему 10 рублей. Гордый Пиросмани не любил подаяний, а деньги принял со словами, что купит на них краски и напишет картину для Художественного общества. И слово свое сдержал – через несколько дней принес полотно «Свадьба в Грузии былых времен». Больше на собраниях Общества его никто не видел...

Слава, обрушившаяся на художника, быстро сменилась насмешкой – в газете вышла карикатура на Нико Пиросмани. Скорее всего, это была закулисная борьба сторонников и противников его художественной манеры – примитивизма. Пиросмани, конечно, был далек от интриг и вряд ли знал о них, но публикация больно ранила художника. В сердцах он порвал все работы, которыми ранее гордился. И окончательно ушел в себя, отвернулся от людей, которые всю жизнь считали его чудаком...

Радищевского музея и прекрасным дополнением к его постоянной экспозиции, в которой представлены такие имена русских авангардистов, как Илья Машков, Петр Кончаловский, Ольга Розанова, Владимир Франкетти, Марк Шагал ... Все они в разное время вдохновлялись примитивным искусством вроде купеческих вывесок. Для Пиросмани вывеска была не ремеслом, а настоящей живописью, из которой и выросло его большое, пусть и наивное, искусство.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Нико Пиросмани - честный и нищий художник, писавший пронзительные шедевры на дешевой клеенке за еду.

Пиросмани был примитивистом. Из тех художников, про которых люди, далекие от искусства и его понимания, говорят «Да я бы сам не хуже нарисовал». Но только слепой может не увидеть всю пронзительность живописи грузинского художника.

За кажущейся наивностью нарисованных на клеенке животных и праздничных застолий скрыты глубокие чувства, боль сквозь радость и радость сквозь боль. И все это становится более чем очевидно, если знать хоть немного о жизни Нико Пиросмани.

сайт восхищается талантом и внутренней силой художника-самоучки из маленькой грузинской деревни. И надеется передать часть своего восхищения и вам.

Где и когда родился Нико Пиросманашвили, долгое время было неизвестно. Уже через много лет после смерти художника исследователи перевернули архивы и половину Грузии и выяснили год и место рождения - 151 год назад в маленькой кахетинской деревне Мирзаани. В настолько бедной семье, что уже ребенком будущее достояние Грузии отдали в услужение в богатую тифлисскую семью, где он был слугой до 20 лет.

Рисовать он начал тогда же, когда устроился кондуктором на железную дорогу. Первой его работой был портрет начальника с женой. И, похоже, что он не удался, потому что Нико тут же вылетел с работы.

Пиросмани не был «хрестоматийным» бедным грузином того времени. В нем было не очень много знаменитой врожденной веселости, он не был хитрым, не мог приспосабливаться к условиям и зарабатывать деньги. Честный, тихий, гордый интеллигент из крестьянской семьи, мечтающий только о том, чтобы рисовать.

Он перебивался нищенским доходом, торгуя молоком, но лавку свою очень любил - потому что разрисовал ее пышными цветами. А картины просто дарил своим покупателям, некоторые отдавал перекупщикам в тщетной надежде выручить немного денег. Это было, мягко говоря, не совсем то, что хотели покупать жители Тифлиса.

От голода Пиросмани сбежал из Тифлиса обратно на родину. Расписал и свой дом в Мирзаани, созвал пир, а потом написал про этот пир четыре картины. Которые в результате подсказали ему, как же совместить не самую голодную жизнь на свете с живописью.

Свадьба в Грузии

Красавица

Вывеска для пивной «Закатала»

Нико вернулся в большой город и стал за еду, вино и немножко денег расписывать вывески для духанов. Или писать тематические картины. Денег на холсты и доски не было ни у художника, ни у духанщиков, и поэтому он брал то, что было в прямой досягаемости - клеенки со столов. Клеенки были в основном черные, что во многом определило то, как стала выглядеть его живопись. И невзирая на черный цвет «холста», краски его картин всегда были чистыми и сильными.

Натюрморты, веселые застолья, сцены крестьянское жизни, животные, лес - вот темы, которые вдохновляли Пиросмани. Он никогда не мог удовольствоваться чем-то одним. Когда ему надоело писать для духанов виноград и мясо, он начал писать людей. И даже придумывать странные названия для своих «клиентов» - например, «Одному не надо пить».

Натюрморт

Друзья Бегоса

Черный лев

Вывеска для духана

У Нико Пиросмани не было своей семьи. Ни жены, ни детей. Зато была любовь к актрисе по имени Маргарита. Любовь всепоглощающая, болезненная и, к сожалению, безответная. Она не обратила внимания на его ухаживания, завоевать возлюбленную не помог даже ее портрет, который художник так и назвал - «Актриса Маргарита».

Актриса Маргарита

О его последней попытке покорить сердце неприступной красавицы в советские времена была написала известнейшая песня. Ее знают все, кто родился в СССР - «Миллион алых роз».

Это были вовсе не розы, конечно, и никто не знает точно, сколько было цветов на самом деле, но Нико прибыл к дому Маргариты ранним утром в день своего рождения в сопровождении повозок, доверху груженых самыми разными цветами. Он усыпал всю улицу перед домом актрисы так, что не было видно мостовой.

Тощий и бледный, он ждал, когда же она выйдет. Маргарита вышла из дома, пораженная, поцеловала Нико в губы и ушла. Никакого хэппи-энда не случилось.

Праздник

Продавец дров


Нико Пиросмани (настоящее имя Николай Асланович Пиросманашвили (Пиросманишвили), 1862 - 5 мая 1918, Тбилиси) - известный грузинский художник XX века, самоучка, представитель примитивизма.

Биография Нико Пиросмани

Пиросмани родился предположительно в 1862 году в селе Мирзаани (Кахетия) в крестьянской семье, четвёртый и последний ребёнок (брат Георгий, сёстры Мариам и Пепуца). В 1870 году умер отец, вскоре после этого мать и старший брат.

Нико Пиросмани, единственный из семьи, остался жить в селе Шулавери у последней работодательницы отца, вдовы бакинского фабриканта Эпросине Калантаровой. В семье Калантаровых с перерывами провёл около пятнадцати лет, сначала в Шулавери, потом вместе с сыном Эпросине Георгием Калантаровым в середине 1870-х годов переехал в Тифлис. Научился читать по-грузински и по-русски, но не получил никакого формального образования. Несколько месяцев был в обучении ремеслу в типографии, затем ушёл оттуда и жил в доме Элизабед Ханкаламовой (сестры Калантаровых), затем у её брата. Предположительно в 1876 году на короткое время возвращался в Мирзаани к сестре и работал пастухом.

Понемногу учился живописи у странствующих художников, расписывавших вывески лавок и духанов. В середине 1880-х годов вместе с художником Гиго Зазиашвили, также самоучкой, в Тифлисе открыл мастерскую декоративной росписи.

Творчество Пиросмани

Существенную часть работ Пиросмани, как сохранившихся, так, вероятно, и утерянных, составляют вывески. В Тифлисе начала XX века это был чрезвычайно популярный жанр. На вывесках обычно присутствуют надписи по-русски и по-грузински, причём русские часто с ошибками, очевидно, художник не придавал этому большого значения. Очень часто они выполнены на чёрном фоне.

Чёрный фон характерен и для других работ Пиросмани, в первую очередь для портретов. Чтобы не создавать слишком яркого контраста белого лица и чёрного фона, он подмешивал пигмент в белую краску.

Портреты он часто выполнял по фотографиям. Так были написаны портрет Ильи Зданевича (1913) и портрет Александра Гаранова (1906). Известно, что портрет Зданевича был написан за три дня от начала до конца. Пиросмани работал быстро и не пытался как-то улучшать или исправлять свою работу.


Большое место в творчестве художника занимают анималистические образы. Написанные художником животные не столько похожи на свои реальные прообразы, сколько друг на друга. Как замечал Ладо Гудиашвили, у животных на картинах глаза самого художника. Как правило, все животные изображены в повороте на три четверти.

Постоянно повторяющимся сюжетом творчества Пиросмани являются сцены праздника или пира. Они могут быть частью пейзажа, а могут быть предметом самостоятельного произведения. Эти сцены представляют яркий контраст с полуголодным существованием самого художника.

Наиболее известные работы - «Дворник» (1904); «Продавец дров»; «Рыбак среди скал» (1906); «Медведь в лунную ночь» (1905); «Гумно» (1915); «Лань» (1916); «Кутёж трёх князей», «Маргарита (1909)», «Жираф».

В представлениях о Пиросмани господствуют легенды и стереотипы. Стереотипы услужливо подвертываются на каждом шагу: стереотип сироты, отданного в услужение, стереотип нищего художника, не имеющего денег на краски, стереотип страдальца, загубленного недругами. Легенды возникали уже при его жизни, появляются они и сейчас. В, казалось бы, бесхитростном и простом существовании Пиросманашвили слишком много было необъяснимого и непонятного, да и его удивительное искусство отбрасывает на него причудливый свет. Необычностью судьбы, своеобразием личности, таинственностью будней он был словно создан для легенды.

По-своему загадочным он казался каждому из обоих миров, знавших его: миру духанов, винных погребов и шарманки — и миру художников, писателей, журналистов. И оба эти мира — каждый на свой лад — творили о нем легенды и чистосердечно соединяли вымысел с фактами.

Мы действительно знаем о Пиросманашвили очень мало, однако гораздо больше, чем принято считать. Еще в конце 1910-х годов энтузиасты — поэты, художники, журналисты — стали отыскивать людей, знакомых с Пиросманашвили, и записывать их рассказы. Многие записи были опубликованы тогда же или несколько позже. Собирание не прекратилось до сих пор, и время от времени рядом с несомненными апокрифами, неуклюжими подделками, беззастенчивыми компиляциями отыскивается нечто новое и интересное, хоть и доходящее до нас чаще всего из вторых или даже третьих рук.

Правда, материалы эти очень уж специфические. Запись устного рассказа вообще не самый надежный источник, а тем более рассказов тех пряных людей, которые окружали Пиросманашвили. Рассказы их временами чрезвычайно увлекательны сами по себе, немало любопытного они сообщают и о художнике. Но они страдают неполнотой и бессвязностью: многое из того, что интересует нас, вовсе не волновало рассказчиков, многое искажено их собственным восприятием; события, отделенные друг от друга годами, оказываются соединенными, о событиях, тесно взаимосвязанных, говорится так, словно они не имеют друг к другу отношения.

Нитка порвалась, большая часть бусинок-фактов потерялась, а оставшаяся перепутана — такой предстает перед нами его биография.

Пиросманашвили ничего не сообщил нам о себе сам. Он переписывался с сестрой, жившей в деревне; письмам этим не было бы цены, но они погибли нелепым образом — их уничтожила сама сестра, внезапно испугавшись чего-то, может быть, все учащающихся расспросов о брате.

Он носил с собой толстую тетрадь и часто делал в ней какие-то записи; тетрадь пропала еще при его жизни. А спутникам его будней были малоинтересны, да и недоступны его внутренние побуждения, и из их воспоминаний можно извлечь только разрозненные намеки, с трудом поддающиеся истолкованию. Лишь к концу жизни Пиросманашвили стал встречаться с людьми образованными, но и они, как будто понимавшие значение его творчества, или, по крайней мере, проявлявшие к нему интерес, оказывались на редкость невнимательны: не записывали, не запоминали.

Недавно обнаружил замечательный сайт, посвященный жизни и творчеству великого грузинского живописца Нико Пиросмани , и вспомнил, что «в столе» лежит интересное художественное эссе о художнике из журнала «КАРАВАН ИСТОРИЙ».
И поскольку с биографией художника вы можете познакомиться, пройдя по ссылке, помещенной выше, то я решил поместить в Дневнике именно эту статью Варвары Холупец, снабдив ее репродукциями, взятыми на сайте о Пиросмани. Надеюсь, вы получите удовольствие, прочитав эту историю, которая легла в основу стихотворения Андрея Вознесенского и песни Раймонда Паулса.
_________

Нико Пиросмани
ნიკო ფიროსმანი
Настоящее имя Николай Асланович Пиросманашвили

Грузинский художник - самоучка, представитель примитивизма.
Многие факты биографии Пиросмани не подтверждены документально, а известны либо с его слов, либо восстановлены уже после его смерти.
Легенды о знакомстве Пиросмани с классиком грузинской поэзии Важа Пшавелой и о влиянии последнего на поэтическое творчество художника (Нико действительно писал стихи, не дошедшие до нас), а также о его отвергнутой любви к актрисе Маргарите (история, ставшая сюжетом песни "Миллион алых роз"), пока не имеют вещественных документальных подтверждений, что, впрочем, можно объяснить тем, что при жизни его им просто не придавалось какого-либо значения.
Наибольшие собрания работ Пиросмани находятся в Государственном музее искусства народов Востока и в Третьяковской галерее (экспозиция на Крымском валу) в Москве, а также в Государственном музее искусств Грузии в Тбилиси.
В 1982 году в селе Мирзаани был учреждён дом-музей художника.
_________________________________________________________

Цветы для Маргариты.

Нико чувствовал себя абсолютно счастливым: по скрипучим, недавно отлакированным ступеням он поднимался на второй этаж просторного деревянного дома. Своего дома, где каждая мелочь была сделана его собственными руками. Минуту постоял в большой, залитой светом гостиной и резко распахнул дверь на террасу.
Со свежего утреннего воздуха у Пиросмани захватило дух. Первые солнечные лучи легкой позолотой покрыли вершину горы Мтацминда, извилистое ущелье, луг и кроны деревьев. Ручеек в саду, пробивающийся из-под огромного серого валуна, веселым журчанием приветствует новый день. Но что же ждет Нико? Вот уж, право, нерасторопный малый. Скорее за холст и краски, пока свежий утренний туман не скрыл от него эту дивную красоту!
Нико бросается обратно в дом, который почему-то вмиг становится мрачным и пустым, и тщетно пытается найти свой мольберт. Он же помнит, что оставил его на дубовом столе в гостиной. Темнота делается такой густой и плотной, что художнику кажется, будто он находится уже не в собственном доме, а в каком-то таинственном лабиринте, откуда никогда не сможет найти выход и где начинает задыхаться. Боль и страх сковывают сознание. И Нико кричит, кричит изо всех сил. Кто-нибудь ведь должен услышать его и прийти на помощь! Но никому на целом свете нет до него дела! Он погибнет в этом страшном лабиринте...

Нико вздрогнул и проснулся. Мокрое от слез лицо и нестерпимый жар, пожирающий нутро. Это видение не давало ему покоя больше года. Нет, правда, лучше действительно умереть во сне, чем в который раз открывать глаза и чувствовать это жжение в груди - невыносимое разочарование, оттого что ты один как перст на всей земле и твоей мечте так и не суждено сбыться.

Господь сотворил его неисправимым мечтателем, если он, каждый раз просыпаясь в каком-нибудь грязном углу, упорно продолжает грезить о том, что у него будет свой большой дом и мастерская. Нет, он вовсе не мечтает сделаться богачом. Он просто хочет работать, с утра до ночи рисовать свои картины. Рисовать, напрочь забыв, что когда-то любой толстый духанщик, предлагавший ему за тарелку харчо изобразить на стене заведения царицу Тамару, мог запросто крикнуть: «Эй, Нико, иди, я скажу тебе, как лучше писать картину...».

Нико Пиросманашвили был всего-навсего бедным маляром. Одним из тех, кто целыми днями слоняется по тесным улочкам Тифлиса в ожидании нечаянного заказа. А вечером он, нищий бродяга со сбитыми в кровь ногами, часами простаивает у калиток чужих домов в надежде на то, что ему позволят переночевать в хозяйском сарае. Нико уже давно ночует, где придется - в подвалах, на чердаках или грубо сколоченных скамьях, от которых потом ноет все тело. Впрочем, ему не привыкать. Пиросмани, которому уже перевалило за тридцать, даже забыл, что у него когда-то был собственный дом...

Нико рано остался сиротой. Он почти не помнил матери, только ее запах - запах свежего козьего молока, сыра, зелени и молодого острого чеснока. Его воспитывал отец, немногословный худой грустный человек, страдающий от тяжелых приступов грудной болезни. Аслан Пиросманашвили был простым садовником, поэтому и сына, едва тот начал ходить, приучил копаться в земле. Нико уже в четыре года умел ухаживать за виноградной лозой и высаживать в аккуратные круглые лунки луковицы диковинных цветов.

Нико Пиросмани Отец и сын.

А когда ему минуло шесть, вырастил такой огромный розовый куст, что старые садовники маленького кахетинского селения Мирзаани приходили посмотреть на это чудо. Одобрительно цокая, перешептывались между собой: у мальчишки большое будущее. Старик Аслан может умереть спокойно, у него растет такой сын! Он не даст погибнуть земле, которая кормила его предков...

Нико Пиросмани На ферме.

Нико Пиросмани Праздник.

Но, честно говоря, земля, которая должна была перейти Нико в наследство, цветочные клумбы и виноградные лозы скоро перестали волновать его воображение. Мальчик по-прежнему старательно помогал отцу, но едва выдавалась свободная минутка, бросался в дом. Стащив из сундука отца кусок старой оберточной бумаги и огрызок карандаша, Нико пристраивался в укромном местечке и начинал рисовать все подряд, что только попадалось на глаза. Пузатый глиняный кувшин с отломанными ручками, молодого барашка в стойле, лохматого пса, охранявшего виноградник.

Нико Пиросмани Мужчина на ослике.

Нико Пиросмани Натюрморт.

Отец, заставая сына за этим занятием, только горестно вздыхал: «Не мужское это дело, сынок, бумагу марать. Так бы еще на что сгодилась...».

Родной дядя, после смерти отца забравший парнишку к себе в Тифлис, тоже уговаривал строптивого племянника забыть о глупых картинках: «Где твоя голова, Нико, на что время тратишь?..» Честный портной, он решил помочь сироте открыть мясную или молочную лавку. Конечно, поначалу доход будет небольшой. Зато голодать-то Нико точно не придется...
Но этот голодранец, видите ли, вбил себе в голову, что непременно должен учиться рисованию! Да знает ли он, сколько стоят кисти и краски в художественной лавке на главной площади?
Нико, пожалуй, и жизни не хватит, чтобы накопить достаточно денег. Так что уж лучше ему побыстрее взяться за ум.

Пиросманашвили очень обидел дядю, когда однажды рано утром без предупреждения ушел из дому. Он сумел устроиться железнодорожным кондуктором.
Юноша хотел сам зарабатывать себе на жизнь, он уже видел, как в один прекрасный день уверенной походкой войдет в ту самую модную лавку на Майдане и купит себе кисти, коробку лучших красок и много-много холстов. Пусть все знают: Нико Пиросманашвили - настоящий художник…

Нико Пиросмани в молодости.

Нико Пиросмани Лев и солнце.

Но прошло полгода, а Нико все еще не мог перешагнуть порог заветного магазинчика. Каждый день, проходя мимо, он на минуту-другую задерживался у витрины. Как же несправедливо устроен мир, если работая с утра до ночи и питаясь лишь черствым хлебом с мацони, он скопил всего несколько жалких грошей!
Однако Нико не привык жаловаться: все не так плохо, пока в его холщовой сумке есть кусок грубой черной клеенки и пузырьки с мутными растворами самых разных цветов (Пиросманашвили сам готовил краски, особенно хорошо ему удавалась черная: зола, чуть-чуть печной копоти, несколько капель настоя коры дуба, толика масла - и получался прекрасный черный цвет).

Нико Пиросмани Дворник.
Нико Пиросмани Повар.
Нико Пиросмани Кормилица с ребенком.
Нико Пиросмани Разносчик муки.
Нико Пиросмани Мужчина с мешком для вина.

Но даже на клеенке, красками, которые у другого растеклись бы в одно мутное пятно, он так мастерски будет рисовать свои знаменитые натюрморты - палочки шашлыков, кувшины вина, запеченных барашков, что в 1902 году о нем напишут в газете:
«Талант, самородок, прекрасно изучивший древнегрузинскую и персидскую фреску...». Незнакомые слова, они так не вязались с Нико Пиросманашвили, простым парнем с рабочей окраины, но он запомнит их на всю жизнь. И длинными холодными ночами бездомный одинокий Нико повторял их про себя. От этого ему делалось чуть-чуть теплее...

Нико Пиросмани Кутеж кинто.

Было раннее утро. Нико, снимавший жалкую каморку у дворника, попробовал пошевелиться и открыть глаза, но ничего не вышло. Что это с ним? Ведь уже давно пора бежать на работу? Так, пожалуй, и места недолго лишиться. Поезда не ждут опоздавших. Попытался встать еще раз, но перед глазами поплыли огненные круги, и он без сил опустился на пол. Нико заболел. Неудивительно, если знать, какие сквозняки гуляют по вагонам.
Целую неделю он метался в жестоком жару. Спасибо дворницкой дочке, которая, боязливо заглядывая в каморку постояльца (отец запретил туда ходить, чтобы не подхватила заразу), приносила ему горячий травяной чай и горстку сухарей... Когда чуть окрепнувший Нико добрел до железнодорожной станции, оказалось, что его уже давно рассчитали. Какой-то шустрый паренек лет двадцати разгуливал по перрону в его любимой синей форменной фуражке кондуктора...

Так Нико остался без работы и без крова (дворник избавился от неудобного постояльца, задолжавшего ему плату за несколько месяцев). Мысли путались: куда идти, как жить дальше, если не можешь даже вздохнуть полной грудью - после болезни Нико казалось, что внутри него поселился какой-то неведомый зверь, когтистой лапой выворачивающий наизнанку все внутренности.
Дядя Нико даже прослезился, когда однажды в переулке на окраине города столкнулся с племянником - изможденным, худым, в рваных штанах и пиджаке с чужого плеча. Вот что получается, когда не слушаешь доброго совета родственника. Но ничего, у Нико еще есть возможность все исправить...

Вскоре Пиросманашвили стал хозяином собственной молочной лавки (торговцы с Майдана под поручительство дяди ссудили его небольшой суммой). Он тут же нарисовал большую вывеску - двух коров, удивленно косящих на покупателей вишневыми глазами, надел белый передник и встал за прилавок.

Нико Пиросмани Белая корова.

Кто бы мог подумать, что торговля окажется таким занятным делом! С утра до полудня он только успевал поворачиваться, отвешивая круглые головки свежего маслянистого сыра, разливая молоко и сливки и осторожно раскладывая в маленькие глиняные кувшинчики вкуснейший, сладковатый творог.

Нико Пиросмани Фруктовая лавка.

А когда солнце уже было высоко в зените, улучив минутку, он усаживался в тени возле порога и начинал рисовать. Сколько покупателей проходило перед ним за день? Не счесть... И мало кто из них догадывался, что лавочник Нико, неисправимый мечтатель и фантазер, рисовал их портреты на старой черной клеенке.

Нико Пиросмани Друзья Бегоса.

Нико Пиросмани Бездетный миллионер и бедная с детьми.

Много лет спустя Пиросманашвили будет вспоминать то время как самое благодатное в своей жизни. Он был уважаемым гражданином, честным тружеником, многие матери только и мечтали о том, чтобы пристроить ему в жены своих дочерей. Он давно стал своим человеком в модной художественной лавке и даже отложил немного денег на то, чтобы купить маленький домик на окраине Тифлиса. Жизнь, в которой все только стало налаживаться, рухнула в одночасье.

В Тифлис приехал театр миниатюр «Бель Вю», в котором, как поговаривали, блистала какая-то французская знаменитость.
7 апреля 1909 года «Тифлисский листок» сообщил о «единственном бенефисе прекрасной Маргариты де Севр (Marguerite de Sèvres), представляющей новый парижский жанр метаморфозы...»

Нико Пиросмани Актриса Маргарита.

Нико очень не любил шумных сборищ, поэтому, уныло плетясь вслед за другом, решившим вывести его в свет, уже представлял, как отчаянно он будет скучать. Так и случилось. Он уже собирался сбежать, как вдруг занавес поднялся и он увидел Ее. Шелковое платье, затянутое в талии, большой розовый цветок в волосах и туфли-лодочки. Маргарита окинула взглядом зал, поправила непокорную челку и запела низким грудным голосом. Девушка пела на французском, и Нико, не понимая ни слова, почувствовал, как у него засосало под ложечкой. Незатейливая песенка проникла прямо в душу. Нико не слышал гула оваций, не замечал, как некоторые особо рьяные поклонники, вручая Маргарите букеты, что-то интимно шептали на ушко. А она даже не пыталась отстраниться...

Нико Пиросмани Женщина с цветами и зонтиком.

Словно в тумане Пиросмани пробродил по городу целую ночь и на рассвете уже стоял у калитки самого известного садовника в предместье Ортачалы. В семь утра он, бережно прижимая к груди огромную охапку свежих роз, уже был в пустом вестибюле гостиницы, где остановилась Маргарита. Угрюмый швейцар, протирая кулаком глаза, никак не мог взять в толк, что хочет от него худой господин в несвежей рубашке и запыленных ботинках.
- Мадемуазель Маргарита? Барышня приказала никого к себе не пускать.
Хорошо, что у Нико осталось в кармане несколько монет, которые смягчили сердце упрямого старика...
Птицей взлетев на второй этаж, он стоит около заветной двери. Как же бешено бьется сердце! Дверь открыла служанка.

Нико Пиросмани Красавица.

Маргарита, полулежа на диване, что-то сердито пробурчала по-французски. Потом поднялась и, забрав букет у ошарашенного Нико, небрежно бросила его на подоконник. Опять эти несносные южные цветы, от которых так сильно болит голова! Маргарита порылась в сумочке и, вложив серебряную монетку в ладонь Нико, тут же забыла о его существовании. Лениво потянувшись, она сбросила с плеч легкий халат и, оставшись в одной рубашке, залюбовалась своим отражением в зеркале: копна блестящих волос, матовая кожа, высокая грудь. Нико смотрел как зачарованный.
И вдруг в одну секунду красавица превратилась в разъяренную львицу как, этот оборванец до сих пор здесь?! «Пошель вон! Убираться!» Еще несколько дней, засыпая и просыпаясь, он слышал эти слова, свистящие над ухом, словно удар кнута.

Нико Пиросмани Женщина с бокалом пива.

Маргарита была права: не стоило Нико стоять этаким чурбаном и таращиться на нее во все глаза. Она приняла его за посыльного - что ж, поделом. Всклокоченные волосы, щетина на щеках, видавший виды костюм. Что еще она могла о нем подумать?

Собираясь к Магарите во второй раз, Пиросманашвили тщательно подготовился. Выгреб всю кассу в молочной лавке, прихватил деньги, отложенные на домик, и первым делом отправился в лучший платяной магазинчик и парикмахерскую. Новый щегольской костюм с иголочки, лаковые штиблеты, напомаженные волосы. Оставалось только съездить в предместье Ортачалы...

Лакеи гостиницы падали от усталости, битый час поднимая на второй этаж огромные корзины: лилии, камелии, нарциссы, розы. А цветы все прибывали.
Маргарита слегла с жесточайшей мигренью: какой-то сумасшедший поклонник, видимо, мечтает, чтобы ее бедная голова лопнула от боли. Эти ужасные цветы до отказа заполнили ее небольшой номер, да что там номер - весь этаж, всю гостиницу! Маргарита лежала с мокрым полотенцем на лбу и каждую минуту грозила отдать Богу душу. Однако все же попросила служанку выяснить, что за знатный господин (только богатый поклонник мог так безбожно сорить деньгами!) добивается ее расположения...

Прислуге и выяснять ничего не пришлось: Нико Пиросманашвили, лавочник средней руки, уже стоял на пороге ее комнаты.
Маргарита долго не могла прийти в себя от разочарования: худой, нескладный, потративший, видно, все свои сбережения на этот кричаще-дорогой костюм и противные цветы. Где же это видано - скупить пять садов на корню! Положительно, парень настоящий глупец. Как это говорится по-русски? Дурень? Да, дурень, напрочь лишившийся рассудка...
Девушка заставила себя улыбнуться: «Merci, Monsieur, ви есть очень любезны...»

Нико Пиросмани Красавица с веером.

А Нико уже стоял на коленях: не согласится ли мадемуазель Маргарита прогуляться с ним вечером по городу? Маргарита согласилась: может, этот сумасшедший подарит премиленькое кольцо с бриллиантом, которое она пару дней назад заприметила в витрине ювелирного магазина? В конце концов, она ничего не теряет...
Если бы у Нико остались хоть какие-то деньги, он непременно подарил бы любимой и прекрасное атласное платье, шитое бисером, на которое она указала ему точеным пальчиком, и то кольцо... Но в карманах пусто, и Нико Пиросманашвили весь вечер читает Маргарите стихи. Читает без остановки, и, хотя девушка не знает ни слова по-грузински, Нико мог поклясться, что она поняла, о чем они. Даже каменная глыба не смогла бы остаться равнодушной к словам любви, идущим из самого сердца.

Пиросмани не помнил, сколько длилось его счастье: день, неделю, а может быть, целую вечность... Однажды вечером он, как всегда робко, постучал в дверь ее номера. Но никто не ответил, и Нико отважился легонько толкнуть ее рукой. Да так и застыл на пороге: окна распахнуты, старые афиши в беспорядке разбросаны на полу, крошечные туфельки со сбитыми каблуками лежат в углу, голубая шляпная лента зацепилась за дверь шкафа...

Нико сидел на берегу Куры, глядя на мутный пенистый поток. Уехала...
Не простившись, не оставив ничего на память о себе. Лишь голубую шляпную ленту, которую он унес из гостиницы, и которую будет беречь до конца своих дней. (Писали, что актриса уехала инкогнито с каким-то богатым грузинским офицером).

Нико снова стал бедняком. В его лавке появился новый хозяин, первым делом он приказал замазать зеленой краской двух коров на вывеске, написав вместо этого коротко и ясно: «Молочная»...
В городе над Пиросмани смеялись: надо же, потратить состояние на какую-то певичку из варьете! Поделом, теперь узнает, что значит экономить каждую копейку.
Так художник Нико сделался простым маляром, и отныне его живопись украшала лишь закопченные стены духанов.
В 1912 году в Тифлис из Парижа приехали знаменитые художники Кирилл Зданевич и Михаил Ле Дантю.

Справка:
_________________________________________

Михаил Васильевич Ледантю (Лё-Дантю)

Русский художник. Большое влияние на творчество оказала полугодовая поездка в 1912 году Тифлис, в дом родителей его друга Кирилла Зданевича. Там Ледантю обращает внимание на работы неизвестного художника-самоучки Нико Пиросманишвили, украшающие стены, вывески.
Наиболее известной работой самого художника считается полотно «Сазандар» (портрет играющего грузинского музыканта).
_________________________________________

Кирилл Михайлович Зданевич

1892, Коджори, под Тифлисом - 1969, Тбилиси

Грузинский советский художник, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР, старший брат художника Ильи Зданевича. Испытал влияние кубофутуризма, основатель «оркестровой живописи» и «всёчества», участник группы «41». Работал в театре, выступал как график и книжный иллюстратор.
Отец - поляк, преподаватель французского языка М. А. Зданевич, мать - грузинка, пианистка, ученица П.Чайковского, урожденная В. К. Гамкрелидзе.
Кирилл закончил курсы живописи и рисования Н. В. Склифосовского в Тифлисе, поступил в Академию Художеств в Петербурге, но курса не закончил.
В 1913 вместе с братом и М. В.Лё-Дантю открыл живопись Н.Пиросмани. Был близок к М. Ларионову и Н.Гончаровой, входил в объединение «Ослиный Хвост» и «Мишень».
В Париже занимался в мастерской А.Архипенко, заслужил похвалу П.Пикассо.
В 1917-1920 жил в независимой Грузии, в 1920-1921 в Константинополе и Париже, затем снова в Тифлисе. Принимал участие в деятельности грузинских футуристов, оформлял спектакли в театре им. Шота Руставели.
30 июля 1949 был арестован, приговорен к 15 годам, сослан в Воркуту.
Освобожден 25 февраля 1957, в марте того же года был реабилитирован и вернулся в Тбилиси.
_________________________________________

Благодаря им, были спасены «Кутеж кинто», «Черный лев», «Ортачальские красавицы», «Актриса Маргарита» и еще 80 картин Пиросмани, нарисованных на грубой клеенке и пылившихся где-то среди дворницкой ветоши.

Нико Пиросмани Портрет Александра Гаранова.

Нико Пиросмани Сестра и брат.

Нико Пиросмани Продавец дров.
Нико Пиросмани Холодное пиво.
Нико Пиросмани Сын богатого кинто.
Нико Пиросмани Мужчина с бочонком.
Нико Пиросмани Девочка с шариком.

Именно Зданевич в 1969 году устроил первую персональную выставку Пиросмани в Лувре. Признание пришло к художнику спустя полвека после того, как его не стало.
(В Википедии есть сведения, что однодневная выставка произведений Пиросманашвили прошла в мастерской Кирилла Зданевича в Тифлисе еще 5 мая 1916 года. Она имела относительный успех, и в 1916 году было решено пригласить Пиросманашвили во вновь созданное Общество грузинских художников).

Пиросманашвили в зарисовках грузинских художников, сделанных на заседании Грузинского художественного общества в мае 1916 года.
Рисунок Ш.Кикодзе
Рисунок А.Мревлишвили
Рисунок Я.Николадзе

В 1918 году Пиросмани, седой, худой как скелет, не приходя в сознание, скончался в тифлисской больнице. Могила его так и не была найдена.
(Пиросмани скончался в Тифлисе 5 мая 1918 года от голода и болезни. Он провёл три дня в подвале дома 29 на Молоканской улице. Обнаружив, его отвезли в больницу, где художник через полтора дня скончался).

Нико Пиросмани

Маленькая аккуратно одетая дама со сморщенным, словно печеное яблоко, лицом вот уже который день приходила в Лувр только для того, чтобы провести пару часов, разглядывая одну-единственную картину - портрет актрисы Маргариты. Мало кто сейчас узнал бы в этой старушке прекрасную мадемуазель де Севр...
Ей потребовалось немало усилий, чтобы вспомнить давние гастроли в Тифлисе и чудаковатого обожателя, завалившего ее цветами. Жаль только, что она совсем забыла его лицо...
Мадам оглянулась по сторонам и, убедившись, что в огромном зале до нее никому нет дела, подошла и поцеловала картину. Пусть простит ее художник Нико Пиросмани, простит актрису Маргариту, которая оказалась недостойна его любви...

Нико Пиросмани Пикник.

Варвара Холупец
журнал "Караван историй"