Николай Семенович Лесков: биография писателя. Николай Семенович Лесков. Биографическая справка

21.02.1895 (6.03 в 2018 г.). – Умер писатель Николай Семенович Лесков

Лесков: нигилисты, либералы, патриоты и евреи в его творчестве

(4.02.1831–21.02.1895). Род Лесковых по отцовской линии происходил из духовенства: дед Николая Лескова (Дмитрий Лесков), его отец, дед и прадед были священниками в селе Леска Орловской губернии. От названия села и была образована фамилия Лесковых. Отец Николая Лескова, Семен Дмитриевич, служил заседателем Орловской палаты уголовного суда, где и получил дворянство. Мать, Марья Петровна Алферьева, принадлежала к дворянскому роду Орловской губернии. Николай Семенович родился в селе Горохово Орловской губернии, в доме родственников по материнской линии Страховых, где гостила его мать, и он потом жил там до 8 лет, воспитываясь матерью в православной атмосфере.

Затем Николай стал жить с родителями в Орле и в имении Паньино. В десять лет Николая отправили учиться в Орловскую губернскую гимназию. В 1847 г., после смерти отца и гибели от пожара всего небольшого имущества, бросает гимназию и поступает на службу канцеляристом в Орловскую палату уголовного суда. В 1849 г. по ходатайству родственника переводится помощником столоначальника рекрутского присутствия в Киев, где много занимается самообразованием в духе украинских социал-демократов: Т.Г. Шевченко и др. Был ранний неудачный брак, который впоследствии распался.

В 1857 г. переходит на службу агентом в частную фирму "Шкотт и Вилькинс", во главе которой стоял англичанин, женившийся на тетке Лескова. Дела компания вела по всей России, и Лескову как представителю фирмы довелось побывать во многих городах. Трехлетние странствия по России, давшие множество впечатлений, послужили поводом для того, что Лесков с 1860 г. занялся литературным трудом, поначалу писал статьи и очерки под различными псевдонимами.

В этот период Лесков имел весьма оппозиционные либеральные воззрения. Даже в 1866 г. в полицейском отчете "О литераторах и журналистах" говорилось: "Елисеев, Слепцов, Лесков. Крайние социалисты. Сочувствуют всему антиправительственному. Нигилизм во всех формах". Но это было не совсем точно, так как нигилистом Лесков не был: «Социально-демократическая революция в России быть не может по полному отсутствию в русском народе социалистических понятий и по неудобству волновать народ против того, кого он считает своим другом, защитником и освободителем». побудила его, как и многих других "шестидесятников", к отказу от революционных симпатий и утопий, которые угрожали не только устоям крепостного хозяйства, но и всему традиционному жизненному укладу и морали русского народа. Идее революции и радикального переустройства социального строя Лесков противопоставил идею личного совершенствования, развития культурных навыков в народе, проповедь "малых дел".

Поумнению помогла и поездка в 1862 г. за границу, где Лесков начал писать роман "Некуда", в котором отразил общественное движение 1860-х гг. в отрицательном свете. Первые главы романа были напечатаны в январе 1864 г. под псевдонимом Стебницкий и вызвали негодование Писарева и всей "прогрессивной общественности". Затем последовал роман "На ножах" (1871), занимающий видное место в ряду так называемых "реакционных" романов той эпохи ("Марево" Клюшникова, "Взбаламученное море" Писемского, "Панургово стадо" , "Бесы" и др.). "Шестидесятников" Лесков изображает морально несостоятельными и безпочвенными. Эта тема была продолжена также в "Соборянах" (1872). Лесковские симпатии неизменно принадлежат людям, живущим патриархальным бытом. Он изображает их неподдающимися перенесенным с Запада социальным теориям, которые пользуются такой популярностью в столичных "салонах".

В следующих произведениях – "Запечатленный ангел" (1873), "Очарованный странник" (1873), "На краю света" (1876) и других – интерес Лескова направляется почти всецело в сторону церковно-религиозных и моральных вопросов. К этому периоду относится сближение Лескова с правыми кругами: славянофилами и журналом "Русский вестник", где он печатается в 1870-х годах. В 1874 г. Николай Семенович был назначен членом учебного отдела Ученого комитета Министерства народного просвещения; основной функцией отдела было «рассмотрение книг, издаваемых для народа». В 1877 г., благодаря положительному отзыву Императрицы Марии Александровны о романе "Соборяне", он был назначен членом учебного отдела Министерства государственных имуществ. Творчество Лескова в этот период рисует познавательную картину жизни дореформенной и пореформенной России, быта духовенства, чиновничества и крестьян, с обличением также невежества и бюрократии.

Однако духовный рост писателя в это время почему-то остановился. У Лескова неожиданно проявляются старые оппозиционные родимые пятна, проза все чаще приобретает черты памфлета и сатиры, как и его религиозность, что приводит к отходу от Православия и сближению с протестантом-гордецом ; его учение Лесков признает за "истинное христианство". "Мелочи архиерейской жизни", печатавшиеся в 1878-1883 гг. очерки из быта высшего духовенства, вызывают понятное неудовольствие министерского начальства, в результате чего Лесков увольняется "без прошения" из ученого комитета Министерства народного просвещения, в котором он служил с 1874 года. Этим ознаменовался разрыв Лескова с почвенниками и новое сближение с либеральными кругами, хотя и отчасти поправевшими в 1880-х годах. Искренне жаль Лескова, ибо его литературный талант мог бы дать не только социально-морализаторские, но и духовно зрелые православные плоды.

К этому периоду относится произведение, наиболее "секретное" и наименее украшающее биографию Лескова: "Еврей в России". Вот как описывает его историю современный еврей-литературовед :

«После того как на юге России в 1881-1882 гг. прошла волна погромов, царское правительство решило создать для рассмотрения причин произошедшего особую комиссию. Ее возглавил граф К. Пален. Вопрос стоял в следующей плоскости: являются ли погромы ответом "толпы" на эксплуатацию, которой якобы подвергали евреи окружающее население, и соответственно надо ли для устранения причины погромов пресечь экономическую деятельность евреев и отгородить их от прочего населения или надо решать еврейскую проблему на путях общего развития народной жизни, вовлекая евреев в общегражданский процесс... Стремясь участвовать в работе комиссии Палена и влиять на ее решения, еврейская община Петербурга решила подготовить соответствующие материалы, заказав нескольким писателям, евреям и неевреям, тематические разработки. Лесков был избран в качестве автора по теме "быт и нравы евреев" . Выбор Лескова в качестве автора был неслучаен, хотя и не лишен пикантности: автор "Владычного суда", "Жидовской кувырколлегии" и "Ракушанского меламеда" считался в этом вопросе признанным экспертом, однако не избежал и обвинений в антисемитизме, довольно, впрочем, темных и смутных как по причине их абсурдности, так и потому, что подобные обвинения бывает унизительно опровергать. В начале 1883 г. к Лескову явился с соответствующим предложением юрист П.Л. Розенберг. Лесков на его предложение согласился и засел за работу. К декабрю того же года он написал очерк "Еврей в России. Несколько замечаний по еврейскому вопросу", объемом около пяти листов. 21 декабря 1883 г. текст был цензурован и отпечатан брошюрой в количестве 50 экземпляров, предназначенных не для продажи, а исключительно для комиссии Палена. Автор указан не был. На своем личном экземпляре Лесков сделал надпись: "Эту книгу, напечатанную с разрешения министра внутренних дел графа Дм. А. Толстого, написал Я, Николай Лесков, а представил ее к печати некий Петр Львович Розенберг, который отмечен ее фиктивным автором". Экземпляр с этой надписью, переданный сыном писателя в архив, впоследствии пропал. Утрачены были практически и все 50 книжек тиража. Однако сведения о тексте проникли в печать: обсуждались и цитировались фрагменты из него в отчетах о работе комиссии. Узкий круг знал секрет авторства: сохранилось письмо Н. Лескову от , что тот прочел "Еврея в России" и что "по живости, полноте и силе аргументации" считает его лучшим по этому предмету трактатом, какой только знает. Однако сколько-нибудь широкому кругу читателей работа Н. Лескова осталась неизвестной: она не вошла не только ни в одно из прижизненных изданий его сочинений, но и в библиографические указатели его творчества. Русский писатель, выступивший в защиту евреев, остался при своей темной и смутной в этом отношении репутации...» (Л. Анненский).

Выводы Лескова в этой работе: евреи более «трудолюбивы, бережливы, чужды мотовства, празднолюбия, лености и пьянства», в сравнении с другими народами и прежде всего мечтательным малороссом, который «медлителен и не предприимчив». «Следовательно, нет ничего естественнее, что среди таких людей еврей легко добивается высшего заработка и достигает высшего благосостояния. Чтобы привести эти положения в большее равновесие, мы видим только одно действительное средство – разредить нынешнюю скученность еврейского населения в ограниченной черте его нынешней постоянной оседлости и бросить часть евреев к великороссам, которые евреев не боятся». Кроме того, «еврейство поставляет немало личностей, склонных к высокому альтруизму», к которым Лесков отнес и евреев-социалистов: «Путь их чаще всего – путь ошибок, но ошибок, вытекающих не из эгоистических побуждений, а из стремлений горячего ума "доставить возможно большее счастье возможно большему числу людей"...».

Эта работа Лескова уже после революции была издана евреями большим тиражом в США и затем несколько раз в Израиле. Комментарии излишни. Заметим лишь, что моралью "Талмуда" и "Шулхан аруха" Лесков не интересовался, поскольку отрабатывал заказ.

К достоинствам Лескова следует все же отнести особенности его художественной прозы. Чтобы заинтересовать читателя, с 1870-х гг. Лесков стремится к документализму и к экзотичности материала. Для своих рассказов писатель обращается к историческим мемуарам, архивам, используя старинные народные легенды, сказания, "прологи", жития, тщательно собирая фольклорный материал, ходячие анекдоты, каламбуры и словечки. Общепринятому литературному языку Лесков противопоставляет сказ и стилизацию. Почти во всех его рассказах повествование ведется через рассказчика, социальные особенности говора которого писатель стремится передать: «мои священники говорят по-духовному, мужики – по-мужицкому, выскочки из них и скоморохи – с выкрутасами и т. д. От себя самого я говорю языком старинных сказок и церковно-народным». Одним из излюбленных приемов языка Лескова были искажения "умной речи" так называемой "народной этимологией", которую он сам же придумывал: мелкоскоп, долбица умножения, популярный советник т.п. Это навлекало на него порою обвинения в "порче языка" и "оригинальничании".

Такая причудливость художественного письма вместе с сюжетной остротой сделали Лескова мастером рассказа, вносящим в "высокую" литературу элементы своеобразного изысканного лубка (см. в особенности "Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе", "Леон дворецкий сын", "Заячий ремиз" и др.). Эти особенности его стиля сближают Лескова с работой таких этнографов-беллетристов, как П. Якушкин, и др.

Умер Николай Семенович Лесков 5 марта 1895 г. в Петербурге, от очередного приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни. Похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.

Многие писатели обнаруживали несовершенства и духовную шаткость в своей творческой биографии. Тем не менее лучшие их произведения обогащали русскую литературу и были любимы народом. Николай Семенович Лесков относится к числу таковых литераторов. Помещаем ниже отрывок из "Очарованного странника".

Очарованный странник
(Отрывок)

[Рассказ Ивана Северьяныча Флягина о том, как он был в плену у степных татар-кочевников.]

– ... Тосковал: очень домой в Россию хотелось.

– Так вы и в десять лет не привыкли в степям?

– Нет-с, домой хочется... тоска делалась. Особенно по вечерам, или даже когда среди дня стоит погода хорошая, жарынь, в стану тихо, вся татарва от зною попадает по шатрам и спит, а я подниму у своего шатра полочку и гляжу на степи... в одну сторону и в другую – все одинаково... Знойный вид, жестокий; ... и степи, словно жизни тягостной, нигде конца не предвидится, и тут глубине тоски дна нет... Зришь сам не знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмется обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь.

Иван Северьяныч остановился, тяжело вздохнул от воспоминаний и продолжал:

– Или того хуже было на солончаках над самым над Каспием: ... на солончаке не приведи Господи никому долго побывать... У меня, спасибо, одна жена умела еще коневьи ребра коптить... Это еще ничего, сходнее есть можно, потому что оно по крайней мере запахом вроде ветчины отдает, но а на вкус все равно тоже поганое. И тут-то этакую гадость гложешь и вдруг вздумаешь: эх, а дома у нас теперь в деревне к празднику уток, мол, и гусей щипят, свиней режут, щи с зашеиной варят жирные-прежирные, и отец Илья, наш священник, добрый-предобрый старичок, теперь скоро пойдет он Христа славить, и с ним дьяки, попадьи и дьячихи идут, и с семинаристами, и все навеселе... Ах судари, как это все с детства памятное житье пойдет вспоминаться, и понапрет на душу, и станет вдруг загнетать на печенях, что где ты пропадаешь, ото всего этого счастия отлучен и столько лет на духу не был, и живешь невенчанный и умрешь неотпетый, и охватит тебя тоска, и... дождешься ночи, выползешь потихоньку за ставку, чтобы ни жены, ни дети и никто бы тебя из поганых не видал, и начнешь молиться... и молишься... так молишься, что даже снег инда под коленами протает и где слезы падали – утром травку увидишь. «Букву мёртвую блюдя... они здесь... Божiе живое дело губятъ»... и вдруг, как сегодня лавриты, переворвчивается на 180 градусов к тому, что исповедовал ещё вчера.

Возможно, как и Толстой стал особенно агрессивен по-отношению к правослваю, после уроков древних языков и изучения библейских текстов, которые ему читал раввин, возможно и на Лескова повлияли...

До какого скотства и гитлеризма мы упали. Господь спаси Русь!

Вы, лютеранцы давно уж упали. Не вам нашу Русь спасать.

мало картинок и фотографий

Не соврем верно автор указал значение работы Н.С. Лескова "Еврей в России". Следует внимательнее подходить к оценке творчества такого первоклассного писателя. Рассказ "Уха без рыбы" Н.С. Лесков до сих пор не переиздавался. Почему? А вот работа "Еврей в России" издавалась, изучалась и обсуждалась лесковедами. Лесков - гений нации русак. Читайте Лескова и стройте Святую Русь - Русскую республику. Москва - столица русака.

Лесков - гений нации русаков. Лесков никогда не принижал Православия. Все его творчество пронизано идеями Православия. Почитатели его творчества должны более внимательно относиться к его наследию. Лесков знал Талмуд, Библию и другие первоисточники по религиям мира, поэтому свернуть с истинного пути он не мог. Лесков не заблуждался, а постоянно искал и находился в поиске. Так что будьте любезны судить о нем более справедливо. Изучите письма, статьи, все рассказы и т.д. Любите Лескова. Ведь по словам Леонтьева -Лесков уж истинно православный писатель.

ЛЕСКОВ Николай Семенович родился в семье мелкого чиновника - писатель.

Учился в Орловской гимназии, служил чиновни­ком в Орле и Киеве. Литературную дея­тельность начал со статей по экономиче­ским вопросам, затем писал политические статьи в газете «Северная пчела». Одна из его статей о петербургских пожарах (1862) послужила началом полемики Лескова с рево­люционной демократией. Уехав на год за границу, он пишет там рассказ «Овце­бык» (1862) и начинает работать над анти­нигилистическим романом «Некуда», ко­торый был напечатан в 1864.

В рассказе «Овцебык» Николай Семенович рисует образ революцион­ного демократа, жертвующего всей своей жизнью для борьбы за пробуждение клас­сового сознания в народе. Но, изображая семинариста Богословского как чистого и самоотверженного человека, писатель в то же время смеется над той политической про­пагандой, которую он проводит среди крестьян, показывает полную оторван­ность Богословского от жизни, его чуж­дость народу.

В романе - «Некуда» - Лесков рисует многие образы революционных демократов в рез­ко сатирическом, злобно шаржированном виде. Вся демократическая критика осудила этот роман. Рисуя молодых людей, живущих в коммуне, писатель хотел высмеять конкретные факты того времени: коммуну писателя В. А. Слепцова и другие коммуны. Роман «Некуда» полемически заострен против романа Чернышевского «Что де­лать?». Лесков дает совершенно противопо­ложную Чернышевскому трактовку идейной борьбы 60-х гг., пытаясь зачеркнуть программу действия, которую намечал для своих героев Чернышевский .

Идеи и поступки героев «Что делать?» Николай Семенович пере­сматривает и в другом своем романе - «Обойденные» (1865). Здесь он дает совсем иное разрешение и любовного конфликта, и проблемы трудовой деятельности герои­ни (противопоставив частную мастерскую общественной мастерской Веры Пав­ловны).

В 1862-63 Николай Семенович пишет ряд подлинно реалистических повестей и рассказов о крепостной деревне, в которых рисует яркие картины нищеты, невежества, бесправия крестьянства:

«Погасшее дело» ,

«Язвительный» ,

«Житие одной бабы» , а также и стихийный протест крестьян про­тив физической и духовной кабалы.

Осо­бенной художественной силой отличается повесть «Житие одной бабы» (1863), в ко­торой показана трагическая гибель кресть­янки, защищающей свое право на жизнь с любимым. В этой повести используется фольклор: сказочная речь, народные пес­ни.

Эта же тема страстной любви необы­чайно ярко разрешена в повести «Леди Макбет Мценского уезда» (1865). Мастер­ство Лескова - художника проявилось здесь в изображении характеров и в построении драматически напряженного сюжета.

В 1867 Николай Семенович публикует драму «Расточитель» , главная тема которой - обличение жесто­кости нравов собственнического общества. В ней вскрываются язвы буржуазной действительности тех лет, рисуется ряд ярких типов купцов старого и нового «за­кала». Пьесе «Расточитель», как и повести «Леди Макбет Мценского уезда», свойст­вен налет мелодраматизма, чувствуется в ней и антинигилистическая направлен­ность, но все это не меняет глубоко реа­листического изображения жизни буржуа­зии. По содержанию и приемам сатири­ческой типизации драма «Расточитель» близка к комедии Щедрина «Смерть Пазухина».

В повести «Вои­тельница» (1866), писатель бле­стяще нарисовал сатирический тип ме­щанки-человеконенавистницы и ханжи, морально искалеченной средой.

Реали­стические произведения 60-х гг., и особенно сатира «Воительницы» и «Расто­чителя», не дают оснований зачислять его в этот период безоговорочно в реакцион­ный лагерь, они свидетельствуют скорее об отсутствии у него твердых идейных позиций.

Резкую полемику с революционно-де­мократическим движением Николай Семенович продолжал вести и в начале 70-х гг.

В 1870 он пишет книгу «Загадочный человек» , где излагает биографию действовавшего в России ре­волюционера Артура Бенни. В этой книге он рисует с презрительной иронией и да­же гневом революционно-демократическое движение 60-х гг., осмеивает конкретных деятелей этого движения: Герцена , Нек­расова , братьев Н. Курочкина и В. Курочкина , Ничипоренко и других. Книга служила как бы публицисти­ческим введением к роману «На ножах» (1871) - откровенному пасквилю на де­мократическое движение тех лет. Извра­щение действительности здесь настолько явно, что даже Достоевский , создавший в это время реакционный роман «Бесы», писал А. Н. Майкову, что в романе «На ножах» «много вранья, много черт знает чего, точно на луне происходит. Ниги­листы искажены до бездельничества» («Письма», т. 2, с. 320). «На ножах» было последним произведением Лескова, целиком по­священным полемике с революционной демократией, хотя «призрак нигилизма» (выражение Щедрина) преследовал его еще ряд лет.

Карикатурными образами нигилистов Николай Семенович испортил и свой реалистический роман- хронику «Соборяне» (1872), в котором ни­гилисты, в сущности, не играют никакой роли. Основная сюжетная линия романа связана с духовной драмой протопопа Туберозова и дьякона Ахиллы, борющих­ся с церковной и мирской несправедли­востью. Это подлинно русские богатыри, люди с чистой душой, рыцари правды и добра. Но протест их бесплоден, борьба за церковь «истинную», свободную от мир­ской грязи не могла ни к чему привести. И Ахилла и Туберозов были чужды массе церковников, той самой корыстной, не­разрывно связанной с мирскими властями массе, которую писатель некоторое время спустя изобразил в хронике «Мелочи архиерей­ской жизни» .

Очень скоро Лесков понял, что на почве «идеализированной Византии» «развиваться нельзя», и признавался, что не стал бы писать «Соборян» так, как они написаны. Образы «Соборян» положили начало галерее лесковских праведников. Характеризуя идейную позицию Лескова начала 70-х гг., Горький писал: «После злого романа «На ножах» литературное твор­чество Лескова сразу становится яркой живо­писью, или, скорее, иконописью,- он на­чинает создавать для России иконостас ее святых и праведников. Он как бы поста­вил себе целью ободрить, воодушевить Русь, измученную рабством. В душе этого человека странно соединялись уверенность и сомнение, идеализм и скептицизм» (Собр. соч., т. 24, М., 1953, с. 231-233).

Николай Семеновичи Лесков начи­нает переоценивать свое отношение к ок­ружающей действительности. Он открыто заявляет об отходе от реакционного лите­ратурного лагеря, руководимого М. Н. Кат­ковым. «Я не могу не чувствовать к не­му того, чего не может не чувствовать ли­тературный человек к убийце родной ли­тературы»,- пишет писатель о Каткове.

Рас­ходится он и со славянофилами, о чем свидетельствуют его письма к И. Акса­кову . В этот период он приступает к соз­данию сатирических произведений, в ко­торых с особой отчетливостью видно по­степенное сближение его с демократиче­ским лагерем.

Повесть-обозрение «Смех и горе» (1871), открывает собой как бы новый этап в творческом развитии писателя «Я стал думать ответственно, когда напи­сал «Смех и горе», и с тех пор остался в этом настроении - критическом и, по силам моим, незлобивом и снисходитель­ном»,- писал впоследствии Лесков. В повести «Смех и горе» рисуется жизнь помещика Ватажкова, для которого Россия - это страна «сюрпризов», где рядовой человек не в силах бороться: «Здесь, что ни шаг, то сюрприз, и притом самый скверный». Глубокие закономерности несправедли­вого общественного строя писатель показал лишь как цепь несчастных случайно­стей - «сюрпризов», выпавших на долю неудачника Ватажкова. И, тем не менее, сатира эта давала богатый материал для раздумий. В повести не только изображе­на жизнь широких слоев пореформенной России, но и создан ряд ярких сатириче­ских типов, приближающихся к типам демократической сатиры тех лет. Поиски сатирических приемов у Лескова шли под не­сомненным влиянием Щедрина, хотя его сатира 70-х гг. и лишена наступательно­го щедринского духа. Рассказчик обычно избирается Лесковым самый неискушенный в со­циальных вопросах, чаще всего это рядо­вой обыватель. Это и определяет харак­терную особенность сатиры тех лет - ее бытовизм.

Положительные образы «Соборян», тема талантливости, духовной и физической мощи русского народа получают свое дальнейшее развитие в повестях «Очаро­ванный странник» и «Запечатленный ан­гел» , написанных в 1873.

Герой «Очаро­ванного странника» - Иван Северьянович Флягин - беглый крепостной, по внешнему виду напоминающий Ахиллу Десницыца из «Соборян». Все чувства в нем доведены до крайних размеров: и любовь, и радость, и доброта, и гнев. Сердце его полно всеобъемлющей любви к родине и многострадальному русскому народу. «Мне за народ очень помереть хочется»,- говорит Флягин. Он человек несгибаемой воли, неподкупной честности и благородства. Эти его качества, как и вся его жизнь, наполненная великими страданиями, типичны для всего русского народа в целом. Прав был Горький, от­мечая типичность, народность лесковских героев: «В каждом рассказе Лескова вы чувствуете, что его основная дума - дума не о судьбе лица, а судьбе России».

Оли­цетворением яркой талантливости русского народа являются в повести «Запе­чатленный ангел» крестьяне - строители Киевского моста, поражающие своим ис­кусством англичан. Они сердцем понима­ют и чувствуют великую красоту старин­ной русской живописи и готовы отдать за нее жизнь. В столкновении мужицкой артели с алчными, продажными чиновни­ками моральная победа остается на сто­роне мужиков.

В «Запечатленном ангеле» и «Очарованном страннике» язык писателя до­стигает необычайной художественной вы­разительности. Рассказ ведется от лица основных героев, и читатель видит воочию не только события, обстановку, но через речь видит внешность и поведение каждо­го, даже незначительного, персонажа.

В творчестве Николая Семеновича 70-х и последующих годов чрезвычайно сильны мотивы нацио­нальной самобытности русского народа, веры в свои силы, в светлое будущее Рос­сии. Мотивы эти легли в основу сатириче­ской повести «Железная воля» (1876), а также повести «Сказ о тульском Косом Левше и стальной блохе» (1881).

Николай Семенович создал в «Сказе о Левше» целую галерею сатири­ческих типов: царь Николай I, подхалимы и трусы «русские» придворные графы Кисельвроде, Клейнмихели и прочих. Все они - сила, чуждая народу, грабящая его и из­девающаяся над ним. Им противостоит человек, который только один и думает о судьбе России, о ее славе. Это талант­ливый умелец-самоучка Левша. Лесков сам отмечал, что Левша - образ обобщенный: «В Левше я имел мысль вывести не одного человека, а там, где стоит «Левша», надо читать «русский народ». «Олицетворенный народною фантазиею мира», наделенный духовным богатством простого русского народа, Левша сумел «посрамить» англи­чан, стать выше их, презрительно отнес­тись к их обеспеченно-бескрылому прак­тицизму и самодовольству. Судьба Левши трагична, как была трагична судьба всего угнетенного народа России. Оригинален язык «Сказа о Левше». Сказитель высту­пает в нем как представитель народа, и поэтому его речь, а часто и его облик сли­ваются с речью и обликом самого Левши. Речь других персонажей передается также через восприятие сказителя. Он пере­осмысливает комически и сатирически язык чуждой ему среды (и русской и анг­лийской), многие понятия и слова трак­тует по-своему, с точки зрения своего представления о действительности, ис­пользует чисто народную речь, создает новые словосочетания.

Подобную же ма­неру сказа использовал он и в повести «Леон - дворецкий сын» (1881), стилизо­ванной под народный язык XVII в. Тема гибели народных талантов на Руси, тема обличения крепостнического строя с боль­шим художественным мастерством реша­ется писателем и в повести «Тупейный художник» (1883). В ней рассказывается о зверски растоптанной любви, о жизни, погубленной деспотом, имеющим власть над людьми. В русской литературе мало книг, запечатлевших пе­риод крепостного права с такой худо­жественной силой.

В 70-80-е гг. Николай Семенович пишет ряд произведе­ний, посвященных изображению русских праведников («Несмертельный Голован», «Однодум», «Печорские антики» ). Многие рассказы написаны на сюжет Евангелия и Пролога. Праведники в легендах Лескова те­ряли свой божественный облик. Они дей­ствовали как подлинно живые, страдаю­щие, любящие люди («Скоморох Памфалон», «Аскалонский злодей», «Прекрасная Аза», «Невинный Пруденций» и другие). В ле­гендах проявилось высокое мастерство стилизации, присущее автору.

Большое место в творчестве Николая Семеновича занимает тема обличения русского церковничества. Особенно острую, сатирическую окраску приобретает она с конца 70-х гг. Это было вызвано эволюцией миросозерцания Лескова, его заботой о борьбе с невежеством наро­да, с его вековыми предрассудками.

Очень характерна книга сатирических очерков «Мелочи архиерейской жизни» (1878-80), в которой зло высмеиваются мелочность, самодурство, стяжательство «святых от­цов», а также иезуитские законы церкви и правительства о браке, используемые церковной иерархией в своих корыстных целях. В книге с непоследовательностью перемешано и очень важное и мелкое, и резкая сатира и просто фельетоны, анек­дотические факты, и тем не менее в целом она сильно бьет по церкви как верной прислужнице эксплуататорских классов, разоблачает ее реакционную социальную роль, хотя и не с атеистических позиций, а с ложных позиций ее обновления. В этот период писатель переоценивает созданные им ранее положительные образы духовен­ства, в том числе и образы «Соборян». «Клятвы разрешать; ножи благословлять, отъем через силу освящать; браки разво­дить; детей закрепощать; оказывать про­текции у Создателя или проклинать и де­лать еще тысячи пошлостей и подлостей, фальсифицирующих все заповеди и прось­бы «повешенного на кресте праведника» - вот что я хотел бы показать людям»,- с гневом пишет Лесков. Кроме «Мелочей архи­ерейской жизни», Николай Семенович написал большое количество антицерковных рассказов и очерков, которые вошли (вместе с «Ме­лочами архиерейской жизни») в 6-й т. его первого собр. соч., который по поста­новлению духовной цензуры был изъят и сожжен.

Сатирические образы попов-шпионов и мздоимцев встречаются также во многих его произведениях:

«Шерамур» ,

в цикле новелл

«Заметки неизвестного» ,

«Свя­точные рассказы» ,

«Рассказы кста­ти» ,

повестях

«Полунощники» ,

«Зимний день» ,

«Заячий ремиз» и других.

В своей анти­церковной сатире Николай Семенович шел вслед за Тол­стым, начавшим в 80-е гг. борьбу с офи­циальной церковью. Л. Толстой оказал огромное влияние на формирование идео­логии писателя и на его творчество, особенно в 80-е гг., но Лесков не был толстовцем и не принимал его теории непротивления злу. Процесс демократизации творчества писателя становится особенно очевидным в 80 - 90-е гг. Писатель идет по пути углубления критики действительности, подвергая при этом коренному пересмотру свои прежние взгляды и убеждения. Он подходит к раз­решению основных социальных проблем, которые стояли в центре внимания демо­кратической литературы этого периода.

Эволюция мировоззрения Лескова проходила трудно и мучительно. В письме к критику Протопопову он говорит о своем «трудном росте»: «Дворянские тенденции, церковная набожность, узкая национальность и государственность, слава страны и тому подобное. Во всем этом я вырос, и все это мне часто казалось противно, но... я не видел, «где истина»!»

В сатирических произведениях 80-х гг. большое место занимает борьба против антинародного бюрократического аппарата самодержавия. В этой борьбе он шел вместе со Щедриным, Чеховым и Л. Толстым. Он создает ряд сатирически обобщенных типов чиновников-хищников, олицетворяющих антинародность само­державия рассказы:

«Белый орел» ,

«Прос­тое средство» ,

«Старый гений» ,

«Человек на часах» .

Образы буржуазии, нарисованные в рассказах

«Полунощники» ,

«Чертогон» ,

«Грабеж» ,

«Отборное зерно» и других, имеют много общего с подобными же образами Щедрина, Некрасова, Островского , Ма­мина-Сибиряка. Но основное внимание писатель уделил моральному облику буржуа, оста­вив в стороне его политическую деятель­ность.

В начале 90-х гг. Николай Семенович создал ряд политиче­ски острых сатирических произведений:

рассказы

«Административная грация» (1893),

«Загон» (1893),

«Полунощ­ники» (1891),

«Зимний день» (1894),

«Дама и фефела» (1894),

Главная особенность этих произве­дений - их открытая направленность про­тив реакции 80-90-х гг., прямая защита прогрессивных сил России, в частности ре­волюционеров, показ духовной, моральной растленности правящих классов и гнев­ное обличение их методов политической борьбы с революционным движением. Злы­ми сделались и краски сатиры, стал не­измеримо тоньше рисунок образа, быто­вая сатира уступила место сатире социаль­ной, появились глубокие обобщения, вы­раженные в образной и публицистической форме. Лесков прекрасно сознавал разруши­тельную силу этих произведений: «Мои последние произведения о русском об­ществе весьма жестоки... Эти вещи не нравятся публике за цинизм и пря­моту. Да я и не хочу нравиться публике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает... Я хочу бичевать ее и мучить. Роман становится обвинительным актом над жизнью».

В рассказе «Административ­ная грация» он рисует борьбу объединен­ного лагеря реакции в лице министра, губернатора, попа и полиции против про­грессивно настроенного профессора, доведенного их травлей и клеветой до само­убийства. Рассказ этот не смог быть напе­чатан при жизни писателя и появился лишь в со­ветское время.

В очерке «Загон» сатира Николая Семеновича достигает особенно широкого полити­ческого обобщения. Рисуя картины нищей и дикой жизни народа, не верящего ни в какие реформы, проводимые господами, Он показывает не менее дикую, полную суеверий жизнь правящего общества. Этим обществом руководят «апостолы» мрако­бесия и реакции вроде Каткова, пропове­дующие отделение России «китайской сте­ной» от других государств, образование собственного российского «загона». Пра­вящие круги и реакционная пресса, выра­жающая их мнение, стремятся навсегда удержать народ в кабале и невежестве. Не прибегая в очерке к гиперболе, под­бирает такие реально существовавшие факты, которые выглядят еще более рази­тельно, чем самая злая сатирическая ги­пербола. Публицистический накал лесковской сатиры здесь во многом близок к сатире Щедрина, хотя Лесков и не смог под­няться до щедринских высот сатириче­ского обобщения.

Еще более ярки и раз­нообразны по своей художественной фор­ме сатирические повести Лескова Н. С. «Полунощ­ники», «Зимний день», «Заячий ремиз». В них созданы положительные образы прогрессивной молодежи, борющейся за права народа. В основном это образы де­вушек-дворянок, порвавших со своим классом. Но идеал Лескова- не активный ре­волюционер, а просветитель, борющийся за усовершенствование общественного строя средствами морального убеждения, пропагандой евангельских идеалов добра, справедливости, равенства.

В «Полунощниках» запечатлен буржуазный и мещан­ский быт 80-х гг., с его невежеством, жес­токостью, страхом перед общественным движением и верой в чудеса мракобеса Иоанна Кронштадского. Пластическая выразительность образов «Полунощников» достигается писателем в основном подчеркива­нием их социальных качеств и своеобраз­ным, неповторимо индивидуальным язы­ком. Здесь же Николай Семенович создает и сатирические образы-символы, определяя сущность их кличками: «Ехидна», «Тарантул» и тому подобное.

Но особенно выразительны итоги идейной эволюции Лескова и художественные достиже­ния его сатиры в повести «Заячий ре­миз», изображающей политическую борь­бу в период реакции 80-х гг. Говоря о эзоповском стиле в этой повести, Лесков писал: «В повести есть «деликатная материя», но все, что щекотливо, очень тщательно маскировано и умышленно за­путано. Колорит малороссийский и су­масшедший». В этой повести Николай Семенович показал себя блестящим учеником Щедрина и Гоголя , продолжавшим их традиции в но­вой исторической обстановке. В центре повести - Оноприй Перегуд, дворянин и бывший становой пристав, находящийся на излечении в сумасшедшем доме. Поме­шался он на почве ловли «сицилистов», которой от него требовали охранка и местные полицейские и духовные власти. «Что за ужасная среда, в которой он жил... Помилуйте, какая голова может это вы­держать и сохранить здравый ум!»- го­ворит один из героев повести. Перегуд - слуга и вместе с тем жертва реакции, жалкое и страшное по­рождение самодержавного строя. Спосо­бы сатирической типизации в «Заячьем ремизе» обусловлены политической зада­чей, поставленной Лесковым: изобразить об­щественный строй России как царство произвола и безумия. Поэтому Николай Семенович поль­зовался средствами гиперболы, сатириче­ской фантастики, гротеска.

«Лесков Николай Семенович- волшебник слова, но он писал не пластически, а рассказывал и в этом искусстве не имеет себе равного»,- писал М. Горький.

Действительно, стиль Лескова ха­рактерен тем, что основное внимание уде­ляется речи персонажа, при помощи ко­торой создается полное представление об эпохе, о конкретной среде, о характере людей, об их действиях. Секрет словесного мастерства Николая Семеновича заключается в его прекрас­ном знании народной жизни, быта, идей­ных и нравственных особенностей облика всех сословий и классов России 2-й половины XIX в. «Пронзил всю Русь»,- метко ска­зал о Лескове один из героев Горького.

Умер - , Петербург.

Русские писатели. Биобиблиографический словарь.

Русский писатель-этнограф. Николай Семенович Лесков родился 16 февраля (по старому стилю — 4 февраля) 1831 года в селе Горохово Орловской губернии, где у богатых родственников гостила его мать, там же жила и его бабушка по материнской линии. Род Лесковых по отцовской линии происходил из духовенства: дед Николая Лескова (Дмитрий Лесков), его отец, дед и прадед были священниками в селе Леска Орловской губернии. От названия села Лески и была образована родовая фамилия Лесковых. Отец Николая Лескова, Семен Дмитриевич (1789-1848), служил дворянским заседателем орловской палаты уголовного суда, где и получил дворянство. Мать, Марья Петровна Алферьева (1813-1886), принадлежала к дворянскому роду Орловской губернии. У Николая было шестеро двоюродных братьев и сестер.

Детские годы Николая Лескова прошли в Орле и в принадлежащих родителям имениях Орловской губернии. Несколько лет Лесков проводит в доме Страховых, богатых родственников со стороны матери, куда отдан из-за нехватки у родителей средств на домашнее обучение сына. У Страховых для воспитания детей наняты русский, немецкий учителя, француженка. Лесков учится вместе в двоюродными братьями и сестрами, причем намного превосходит их в способностях. Это стало причиной отправки его обратно к родителям.

В 1841 он поступил в орловскую гимназию, но учился неровно и в 1846, не выдержав переводных экзаменов, начал службу писцом в Орловской палате уголовного суда. В те годы он много читал, вращался в кругу орловской интеллигенции. Внезапная смерть отца и "бедственное разорение" семьи изменили судьбу Лескова. Он переехал в Киев, под опеку дяди, профессора университета, и стал служить в Киевской казенной палате. Влияние университетской среды, знакомство с польской и украинской культурами, чтение А. И. Герцена, Л. Фейербаха, Л. Бюхнера, Г. Бабефа, дружба с иконописцами Киевско-Печерской лавры заложили фундамент разносторонним знаниям писателя.

1850 год — Лесков женится на дочери киевского коммерсанта. Женитьба была скоропалительной, родственники ее не одобряли. Тем не менее, свадьба состоялась.

В 1857 Лесков стал служить в частной компании дальнего родственника, англичанина А. Я. Шкотта. Коммерческая служба требовала беспрестанных разъездов, жизни "в самых глухих захолустьях", что давало "обилие впечатлений и запас бытовых сведений", нашедших отражение в ряде статей, фельетонов, заметок, с которыми писатель выступал в киевской газете "Современная медицина", в петербургских журналах "Отечественные записки" и "Указатель экономический" (здесь в 1860 состоялся его печатный дебют). Статьи Лескова касались практических вопросов и носили по преимуществу разоблачительный характер, что создавало ему немало врагов. В этот же период – первенец Лесковых, названный Митей, умирает во младенчестве. Это надламывает отношения и так не очень близких друг другу супругов.

В 1860 году «Шкотт и Вилькенс» разорились, и Лескову пришлось вернуться в Киев. Во время коммерческих поездок у Лескова скопилось огромное количество материала, дающее возможность заниматься публицистикой. Этот проект он и начал осуществлять в Киеве, но амбиции подтолкнули к более широкому полю деятельности, и Лесков отправился в Петербург.

1862 год – поездка за границу в качестве корреспондента газеты «Северная пчела». Лесков посещает Запанную Украину, Польшу, Чехию, Францию.

В 1863 г. в журнале «Библиотека для чтения» была напечатана повесть Николая Лескова «Житие одной бабы», затем «Леди Макбет Мценского уезда» (1864) и «Воительница» (1866). Чуть позже Лесков дебютировал и в качестве драматурга. В 1867 г. Александринский театр поставил его пьесу «Расточитель».

В 1864 году под именем М. Стебницкий в популярном журнале Петербурга «Библиотека для чтения» вышел роман Лескова «Некуда». В романе великолепно были прописаны нигилисты, прикрывающие свое прогнившее нутро революционными идеями и желающие на самом деле лишь жить за чужой счет и бездельничать. Нигилизм был тогда весьма модной темой, писали о нем многие и по-разному, однако столь зло и точно ни один писатель даже не пытался посягнуть на святыни разночинцев. Естественно, что авторство Лескова быстро стало известным, и его причислили к реакционерам и агентам Третьего отделения.

1866 год – рождение сына Андрея. В 1930 – 1940-х годах именно он впервые составит жизнеописание отца.

В 1874 году Николай Семенович Лесков был назначен членом учебного отдела Ученого комитета Министерства народного просвещения; основной функцией отдела было «рассмотрение книг, издаваемых для народа». В 1877 году, благодаря положительному отзыву императрицы Марии Александровны о романе «Соборяне», он был назначен членом учебного отдела министерства государственных имуществ.

С 70-х годов тема нигилизма становится для Лескова неактуальной. Если она еще сильно звучит в «Соборянах» , то в следующих вещах - «Запечатленный ангел» , «Очарованный странник» , «На краю света» и других - интерес Лескова направляется почти всецело в сторону церковно-религиозных и моральных вопросов.

В 1880 году Лесков оставил министерство государственных имуществ, а в 1883 он был уволен без прошения из Министерства народного просвещения. Отставку, дававшую ему независимость, принял с радостью.

В 1881 г. Николай Лесков выпустил в свет свой известнейший «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе», который был сочтен критикой за простую запись старинной легенды.

Постепенно Лесков по собственным словам «порывает с церковью». При этом его мировоззрение продолжало оставаться глубоко религиозным. Симпатии Лескова к нецерковной религиозности, к протестантской этике и сектантским движениям особенно усилились во второй половине 1880-х и уже не оставляли его до самой смерти. На этом фоне Лесков сближается с Л.Н Толстым . В результате публикации целого ряда художественных и публицистических антицерковных произведений Лесков попадает в окончательную немилость у цензуры.

Вскоре на материале сюжетов, извлеченных из "Пролога" (древнерусского сборника житий и сказаний), Лесков написал серию "легенд" из жизни первохристиан ("Повесть о богоугодном дровоколе", 1886; "Скоморох Памфалон", 1887; "Зенон-златокузнец", 1890), превратив их в художественную проповедь "хорошо прочитанного Евангелия". Эти произведения, наряду со множеством поздних повестей и рассказов, пронизанных неприятием "церковной набожности, узкой национальности и государственности", упрочили за Лесковым репутацию писателя широких гуманистических взглядов.

Немалую долю в биографии Николая Лескова занимает вегетарианство. После знакомства с Л. Толстым Лесков стал убежденным вегетарианцем, печатал заметки о вегетарианстве. Николай Лесков является создателем первого в русской литературе персонажа-вегетарианца (рассказ «Фигура» 1889 г.), позднее вводя их и в другие свои произведения.

5 марта (21 февраля) 1895 года – Николай Семенович Лесков умирает в Петербурге. Причиной смерти становится приступ астмы, которая мучает писателя последние 5 лет его жизни. Похоронен на Волковском кладбище.

Николай Семёнович Лесков. Родился 4 февраля (16 февраля) 1831, село Горохово Орловского уезда Орловской губернии - умер 21 февраля (5 марта) 1895, Санкт-Петербург. Русский писатель.

Николай Семёнович Лесков родился 4 февраля 1831 года в селе Горохово Орловского уезда (ныне село Старое Горохово Свердловского района Орловской области).

Отец Лескова, Семён Дмитриевич Лесков (1789-1848), выходец из духовной среды. Порвав с духовной средой, он поступил на службу в Орловскую уголовную палату, где дослужился до чинов, дававших право на потомственное дворянство, и, по свидетельству современников, приобрёл репутацию проницательного следователя, способного распутывать сложные дела.

Мать, Мария Петровна Лескова (урожд. Алферьева) (1813-1886) была дочерью обедневшего московского дворянина. Одна из её сестёр была замужем за состоятельным орловским помещиком, другая - за богатым англичанином.

Младший брат, Алексей, (1837-1909) стал врачом, имел учёную степень доктора медицинских наук.

Раннее детство Н. С. Лескова прошло в Орле. После 1839 года, когда отец покинул службу (из-за ссоры с начальством, чем, по словам Лескова, навлёк на себя гнев губернатора), семья - супруга, трое сыновей и две дочери - переехала в село Панино (Панин хутор) неподалёку от города Кромы. Здесь, как вспоминал будущий писатель, и началось его познание народа.

В августе 1841 года в десятилетнем возрасте Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии, где учился плохо: через пять лет он получил свидетельство об окончании лишь двух классов.

В июне 1847 года Лесков поступил на службу в Орловскую уголовную палату уголовного суда, где работал его отец, на должность канцелярского служителя 2-го разряда. После смерти отца от холеры (в 1848 году), Николай Семёнович получил очередное повышение по службе, став помощником столоначальника Орловской палаты уголовного суда, а в декабре 1849 года по собственному прошению - перемещение в штат Киевской казённой палаты. Он переехал в Киев, где жил у своего дяди С. П. Алферьева.

В Киеве (в 1850-1857 годы) Лесков посещал вольнослушателем лекции в университете, изучал польский язык, увлекся иконописью, принимал участие в религиозно-философском студенческом кружке, общался с паломниками, старообрядцами, сектантами.

В 1857 году Лесков уволился со службы и начал работать в компании мужа своей тётки А. Я. Шкотта (Скотта) «Шкотт и Вилькенс». В предприятии, которое, по его словам, пыталось «эксплуатировать всё, к чему край представлял какие-либо удобства», Лесков приобрёл огромный практический опыт и знания в многочисленных областях промышленности и сельского хозяйства. При этом по делам фирмы Лесков постоянно отправлялся в «странствования по России», что также способствовало его знакомству с языком и бытом разных областей страны.

В этот период (до 1860 года) он жил с семьёй в селе Николо-Райском Городищенского уезда Пензенской губернии и в Пензе. Здесь он впервые взялся за перо.

В 1859 году, когда по Пензенской губернии, как и по всей России, прокатилась волна «питейных бунтов», Николай Семёнович написал «Очерки винокуренной промышленности (Пензенская губерния)», опубликованные в «Отечественных записках». Эта работа - не только о винокуренном производстве, но и о земледелии, которое, по его словам, в губернии «далеко не в цветущем состоянии», а крестьянское скотоводство «в совершенном упадке».

Некоторое время спустя, однако, торговый дом прекратил своё существование, и Лесков летом 1860 года вернулся в Киев, где занялся журналистикой и литературной деятельностью. Через полгода он переехал в Петербург, остановившись у .

Лесков начал печататься сравнительно поздно - на двадцать шестом году жизни, поместив несколько заметок в газете «Санкт-Петербургские ведомости» (1859-1860), несколько статей в киевских изданиях «Современная медицина», который издавал А. П. Вальтер (статья «О рабочем классе», несколько заметок о врачах) и «Указатель экономический».

Статьи Лескова, обличавшие коррупцию полицейских врачей, привели к конфликту с сослуживцами: в результате организованной ими провокации Лесков, проводивший служебное расследование, был обвинен во взяточничестве и вынужден был оставить службу.

В начале своей литературной карьеры Н. С. Лесков сотрудничал со многими петербургскими газетами и журналами, более всего печатаясь в «Отечественных записках» (где ему покровительствовал знакомый орловский публицист С. С. Громеко), в «Русской речи» и «Северной пчеле».

В «Отечественных записках» были напечатаны «Очерки винокуренной промышленности (Пензенская губерния)» , которые сам Лесков называл своей первой работой,) считающиеся его первой крупной публикацией.

Псевдонимы Николая Лескова : В начале творческой деятельности Лесков писал под псевдонимом М. Стебни́цкий. Псевдонимная подпись «Стебницкий» впервые появилась 25 марта 1862 года под первой беллетристической работой - «Погасшее дело» (позже «Засуха»). Держалась она до 14 августа 1869 года. Временами проскальзывали подписи «М. С», «С», и, наконец, в 1872 году «Л. С», «П. Лесков-Стебницкий» и «М. Лесков-Стебницкий». Среди других условных подписей и псевдонимов, использовавшихся Лесковым, известны: «Фрейшиц», «В. Пересветов», «Николай Понукалов», «Николай Горохов», «Кто-то», «Дм. М-ев», «Н.», «Член общества», «Псаломщик», «Свящ. П. Касторский», «Дивьянк», «М. П.», «Б. Протозанов», «Николай--ов», «Н. Л.», «Н. Л.--в», «Любитель старины», «Проезжий», «Любитель часов», «N. L.», «Л.».

С начала 1862 года Н. С. Лесков стал постоянным сотрудником газеты «Северная пчела», где начал писать как передовые статьи, так и очерки, нередко на бытовые, этнографические темы, но также - критические статьи, направленные, в частности, против «вульгарного материализма» и нигилизма. Высокую оценку его деятельность получила на страницах тогдашнего «Современника».

Писательская карьера Н. С. Лескова началась в 1863 году, вышли его первые повести «Житие одной бабы» и «Овцебык» (1863-1864). Тогда же в журнале «Библиотека для чтения» начал печататься роман «Некуда» (1864). «Роман этот носит все знаки поспешности и неумелости моей», - позже признавал сам писатель.

«Некуда», сатирически изображавший быт нигилистической коммуны, которому противопоставлялись трудолюбие русского народа и христианские семейные ценности, вызвал неудовольствие радикалов. Было отмечено, что у большинства изображённых Лесковым «нигилистов» были узнаваемые прототипы (в образе главы коммуны Белоярцеве угадывался литератор В. А. Слепцов).

Именно этот первый роман - в политическом отношении радикальный дебют - на многие годы предопределил особое место Лескова в литературном сообществе, которое, в большинстве своём, склонно было приписывать ему «реакционные», антидемократические взгляды. Левая пресса активно распространяла слухи, согласно которым роман был написан «по заказу» Третьего отделения. Это «гнусное оклеветание», по словам писателя, испортило всю его творческую жизнь, на многие годы лишив возможности печататься в популярных журналах. Это и предопределило его сближение с М. Н. Катковым, издателем «Русского вестника».

В 1863 году в журнале «Библиотека для чтения» была напечатана повесть «Житие одной бабы» (1863). При жизни писателя произведение не переиздавалось и вышло затем лишь в 1924 году в изменённом виде под заголовком «Амур в лапоточках. Крестьянский роман» (издательство «Время», под редакцией П. В. Быкова).

В те же годы вышли произведения Лескова, «Леди Макбет Мценского уезда» (1864), «Воительница» (1866) - повести, в основном, трагического звучания, в которых автор вывел яркие женские образы разных сословий. Современной критикой практически оставленные без внимания, впоследствии они получили высочайшие оценки специалистов. Именно в первых повестях проявился индивидуальный юмор Лескова, впервые стал складываться его уникальный стиль, разновидность сказа, родоначальником которого - наряду с Гоголем - он впоследствии стал считаться.

Элементы прославившего Лескова литературного стиля есть и в повести «Котин Доилец и Платонида» (1867). Примерно в это время Н. С. Лесков дебютировал и в качестве драматурга.

В 1867 году Александринский театр поставил его пьесу «Расточитель» , драму из купеческой жизни, после которой Лесков в очередной раз был обвинен критикой в «пессимизме и антиобщественных тенденциях».

Из других крупных произведений Лескова 1860-х годов критики отмечали повесть «Обойденные» (1865), полемизировавшую с романом «Что делать?», и «Островитяне» (1866), нравоописательная повесть о немцах, проживающих на Васильевском острове.

В 1870 году Н. С. Лесков опубликовал роман «На ножах» , в котором продолжил зло высмеивать нигилистов, представителей складывавшегося в те годы в России революционного движения, в представлении писателя сраставшегося с уголовщиной. Сам Лесков был недоволен романом, впоследствии называя его своим наихудшим произведением.

Некоторые современники (в частности, ) отметили запутанность авантюрного сюжета романа, натянутость и неправдоподобность описанных в нём событий. После этого к жанру романа в чистом виде Н. С. Лесков больше не возвращался.

Роман «На ножах» явился поворотным пунктом в творчестве писателя. Основными героями произведений Лескова стали представители русского духовенства, отчасти - поместного дворянства. Разрозненные отрывки и очерки стали постепенно складываться в большой роман, в конечном итоге получивший название «Соборяне» и напечатанный в 1872 году в «Русском вестнике».

Одновременно с романом писались две «хроники», созвучные по тематике и настроению основному произведению: «Старые годы в селе Плодомасове» (1869) и «Захудалый род» (полное название: «Захудалый род. Семейная хроника князей Протазановых. Из записок княжны В. Д. П.», 1873). Согласно одному из критиков, героини обеих хроник - «образцы стойкой добродетели, спокойного достоинства, высокого мужества, разумного человеколюбия».

Одним из самых ярких образов в галерее лесковских «праведников» стал Левша («Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» , 1881). Впоследствии критики отмечали здесь, с одной стороны, виртуозность воплощения лесковского «сказа», насыщенного игрой слов и оригинальными неологизмами (нередко с насмешливым, сатирическим подтекстом), с другой - многослойность повествования, присутствие двух точек зрения: «где рассказчик постоянно проводит одни взгляды, а автор склоняет читателя к совсем иным, часто противоположным».

В 1872 году была написана, а год спустя опубликована повесть Н. С. Лескова «Запечатленный ангел» , повествовавшая о чуде, приведшем раскольничью общину к единению с православием. В произведении, где есть отзвуки древнерусских «хожений» и сказаний о чудотворных иконах и впоследствии признанном одним из лучших вещей писателя, лесковский «сказ» получил наиболее сильное и выразительное воплощение. «Запечатленный ангел» оказался практически единственным произведением писателя, не подвергшимся редакторской правке «Русского Вестника», потому что, как замечал писатель, «прошёл за их недосугом в тенях».

В том же году вышла повесть «Очарованный странник» , произведение свободных форм, не имевшее законченного сюжета, построенное на сплетении разрозненных сюжетных линий. Лесков считал, что такой жанр должен заменить собой то, что принято было считать традиционным современным романом. Впоследствии отмечалось, что образ героя Ивана Флягина напоминает былинного Илью Муромца и символизирует «физическую и нравственную стойкость русского народа среди выпадающих на его долю страданий». Несмотря на то, что в «Очарованном страннике» критиковалась бесчестность властей, повесть имела успех в официальных сферах и даже при дворе.

Если до тех пор произведения Лескова редактировались, то это было просто отвергнуто, и писателю пришлось публиковать его в разных номерах газеты. Не только Катков, но и «левые» критики враждебно восприняли повесть.

После разрыва с Катковым материальное положение писателя ухудшилось. В январе 1874 года Н. С. Лесков был назначен членом особого отдела Учёного комитета министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа, с очень скромным окладом в 1000 рублей в год. В обязанности Лескова входило рецензирование книг на предмет, можно ли отправлять их в библиотеки и читальни. В 1875 году он ненадолго выехал за границу, не прекращая литературную работу.

В 1890-х годах Лесков в своём творчестве стал ещё более резко публицистичен, чем прежде: его рассказы и повести в последние годы жизни носили остро сатирический характер.

Печатание в журнале «Русская мысль» романа «Чертовы куклы» , прототипами двух главных героев которого были Николай I и художник К. Брюллов, было приостановлено цензурой. Не смог опубликовать Лесков и повесть «Заячий ремиз» - ни в «Русской мысли», ни в «Вестнике Европы»: она была напечатана лишь после 1917 года. Ни одно крупное позднее произведение писателя (включая романы «Соколий перелет» и «Незаметный след») не было опубликовано полностью: отвергнутые цензурой главы вышли в свет уже после революции.

Умер Николай Семенович Лесков 5 марта (по старому стилю - 21 февраля) 1895 года в Петербурге от очередного приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни. Похоронен Николай Лесков на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

Незадолго до смерти, в 1889-1893 годах, Лесков составил и издал у А. С. Суворина «Полное собрание сочинений» в 12 томах (в 1897 году переиздано А. Ф. Марксом), куда вошли большей частью его художественные произведения (причём, в первом издании 6-й том не был пропущен цензурой).

В 1902-1903 годах в типографии А. Ф. Маркса (в качестве приложения к журналу «Нива») вышло 36-томное собрание сочинений, в котором редакторы постарались собрать также публицистическое наследие писателя и которое вызвало волну общественного интереса к творчеству писателя.

После революции 1917 года Лесков был объявлен «реакционным, буржуазно-настроенным писателем», и произведения его на долгие годы (исключение составляет включение 2-х рассказов писателя в сборник 1927 года) были преданы забвению.

Во время короткой хрущёвской оттепели советские читатели наконец получили возможность вновь соприкоснуться с творчеством Лескова - в 1956-1958 годах было издано 11-томное собрание сочинений писателя, которое, однако, не является полным: по идеологическим причинам в него не был включён наиболее резкий по тону антинигилистический роман «На ножах», а публицистика и письма представлены в очень ограниченном объёме (тома 10-11).

В годы застоя предпринимались попытки издавать короткие собрания сочинений и отдельные тома с произведениями Лескова, которые не охватывали области творчества писателя, связанной с религиозной и антинигилистической тематикой (хроника «Соборяне», роман «Некуда»), и которые снабжались обширными тенденциозными комментариями.

В 1989 году первое собрание сочинений Лескова - также в 12 томах - было переиздано в «Библиотеке "Огонька"».

Впервые по-настоящему полное (30-ти томное) собрание сочинений писателя стало выходить в издательстве «Терра» с 1996 года. В это издание помимо известных произведений планируется включить все найденные, ранее не издававшиеся статьи, рассказы и повести писателя.

Николай Лесков - жизнь и наследие

Личная жизнь Николая Лескова:

В 1853 году Лесков женился на дочери киевского коммерсанта Ольге Васильевне Смирновой. В этом браке родились сын Дмитрий (умер в младенческом возрасте) и дочь Вера.

Семейная жизнь Лескова сложилась неудачно: жена Ольга Васильевна страдала психическим заболеванием и в 1878 году была помещена в петербургскую больницу Св. Николая, на реке Пряжке. Главным врачом её был известный в своё время психиатр О. А. Чечотт, а попечителем - знаменитый С. П. Боткин.

В 1865 году Лесков вступил в гражданский брак с вдовой Екатериной Бубновой (урождённой Савицкой), в 1866 году у них родился сын Андрей.

Его сын, Юрий Андреевич (1892-1942) стал дипломатом, вместе с женой, урождённой баронессой Медем, после революции осел во Франции. Их дочь, единственная правнучка писателя, Татьяна Лескова (род. 1922) - балерина и педагог, внёсшая весомый вклад в становление и развитие бразильского балета.

В 2001 и 2003 годах, посетив дом-музей Лескова в Орле, она передала в его коллекцию семейные реликвии - лицейский значок и лицейские кольца своего отца.

Был сторонником вегетарианства.

Вегетарианство оказало влияние на жизнь и творчество писателя, в особенности с момента его знакомства с Львом Николаевичем Толстым в апреле 1887 года в Москве.

В 1889 году в газете «Новое время» была опубликована заметка Лескова под названием «О вегетарианцах, или сердобольниках и мясопустах», в которой писатель охарактеризовал тех вегетарианцев, которые не едят мяса из «гигиенических соображений», и противопоставил им «сердобольников» - тех, кто следует вегетарианству из «своего чувства жалости». В народе уважают только «сердобольников», - писал Лесков, - которые не едят мясной пищи не потому, что считают её нездоровой, а из жалости к убиваемым животным.

История вегетарианской поваренной книги в России начинается с призыва Н. С. Лескова создать такую книгу на русском языке. Этот призыв писателя был опубликован в июне 1892 года в газете «Новое время» под названием «О необходимости издания на русском языке хорошо составленной обстоятельной кухонной книги для вегетарианцев». Необходимость издания подобной книги Лесков аргументировал «значительным» и «постоянно увеличивающимся» числом вегетарианцев в России, которые, к сожалению, до сих пор не имеют книг с вегетарианскими рецептами на родном языке.

Призыв Лескова вызвал в русской прессе многочисленные насмешливые реплики, а критик В. П. Буренин в одном из своих фельетонов создал пародию на Лескова, называя его «благолживым Аввой». Отвечая на подобного рода клевету и нападки, Лесков пишет о том, что «нелепость» не есть плоти животных «выдумана» задолго до Вл. Соловьёва и Л. Н. Толстого, и ссылается не только на «огромное количество» неизвестных вегетарианцев, но и на имена, известные всем, такие как Зороастр, Сакия-Муни, Ксенократ, Пифагор, Эмпедокл, Сократ, Эпикур, Платон, Сенека, Овидий, Ювенал, Иоанн Златоуст, Байрон, Ламартин и многие другие.

Год спустя после призыва Лескова в России была издана первая вегетарианская поваренная книга на русском языке.

Травля и насмешки со стороны прессы не запугали Лескова: он продолжал печатать заметки о вегетарианстве и неоднократно обращался к этому явлению культурной жизни России в своих произведениях.

Романы Николая Лескова:

Некуда (1864)
Обойдённые (1865)
Островитяне (1866)
На ножах (1870)
Соборяне (1872)
Захудалый род (1874)
Чёртовы куклы (1890)

Повести Николая Лескова:

Житие одной бабы (1863)
Леди Макбет Мценского уезда (1864)
Воительница (1866)
Старые годы в селе Плодомасове (1869)
Смех и горе (1871)
Загадочный человек (1872)
Запечатленный ангел (1872)
Очарованный странник (1873)
На краю света (1875)
Некрещенный поп (1877)
Левша (1881)
Жидовская кувырколлегия (1882)
Печерские антики (1882)
Интересные мужчины (1885)
Гора (1888)
Оскорблённая Нетэта (1890)
Полунощники (1891)

Рассказы Николая Лескова:

Овцебык (1862)
Павлин (1874)
Железная воля (1876)
Бесстыдник (1877)
Однодум (1879)
Шерамур (1879)
Чертогон (1879)
Несмертельный Голован (1880)
Белый орёл (1880)
Привидение в инженерном замке (1882)
Штопальщик (1882)
Путешествие с нигилистом (1882)
Зверь. Святочный рассказ (1883)
Маленькая ошибка (1883)
Тупейный художник (1883)
Отборное зерно (1884)
Совместители (1884)
Заметки неизвестного (1884)
Старый Гений (1884)
Пугало (1885)
Старинные психопаты (1885)
Человек на часах (1887)
Грабёж (1887)
Скоморох Памфалон (1887) (первоначальное заглавие «Боголюбезный скоморох» не было пропущено цензурой)
Пустоплясы (1892)
Административная грация (1893)
Заячий ремиз (1894)

Пьесы Николая Лескова:

Николая Семеновича Лескова можно смело называть гением того времени. Он один из немногих писателей, который смог прочувствовать народ. Эта неординарная личность имел пристрастие не только к русской литературе, но и к украинской и английской культуре.

1.Всего лишь 2 класса гимназии закончил Николай Семенович Лесков.

2.В судебной палате обыкновенным канцелярским служащим писатель начал работать по инициативе его папы.

3.После смерти отца Лесков в судебной палате смог вырасти до заместителя столоначальника суда.

4.Только благодаря компании «Шкотт и Вилькенс» Николай Семенович Лесков стал писателем.

5.Лескова постоянно интересовал быт русского народа.

6.Лескову пришлось изучить жизненный уклад старообрядцев, а их таинственностью и мистицизмом он увлекся более всего.

  1. Горький был восхищен талантом Лескова и даже сравнивал его с Тургеневым и Гоголем.

8.Николай Семенович Лесков всегда оставался на стороне вегетарианства, потому как сострадание к животным было сильнее, чем желание покушать мяса.

9.Самым известным произведением данного писателя считается «Левша».

10.Николай Лесков получил хорошее духовное образование, потому что его дед был священником.

11.Николай Семенович Лесков никогда не отрицал свою принадлежность к духовному сословию.

12.Первая супруга Лескова, которую звали Ольга Васильевна Смирнова сошла с ума.

13.До самой смерти первой супруги Лесков навещал ее в психиатрической клинике.

14.Перед тем, как умереть, писатель смог выпустить сборник произведений.

15.Отец Лескова скончался от холеры в 1848 году.

16.Печатать свои произведения Николай Семенович Лесков начал в возрасте 26 лет.

17.У Лескова было несколько вымышленных псевдонимов.

18.Политическое будущее писателя было предопределено через роман «Некуда».

19.Единственное произведение Лескова, в котором не использовалась писательская редактура – «Запечатленный ангел».

20.После учебы Лескову пришлось проживать в Киеве, где он и стал вольнослушателем гуманитарного факультета.

22.Страстным коллекционером являлся Лесков. Уникальные картины, книги и часы – все это его богатые коллекции.

23.Одним из первых этот писатель вынес предложение о создании книги рецептов для вегетарианцев.

24.Писательская деятельность Лескова начиналась с публицистики.

25.С 1860-ых годов Николай Семенович Лесков начал писать о религии.

26.У Лескова был сын от гражданской жены с именем Андрей.

27.Смерть писателя наступила в 1895 году от приступа астмы, которая изнуряла его целых 5 лет жизни.

28.Лев Толстой называл Лескова «самым русским из писателей».

29.Критики обвиняли Николая Семеновича Лескова в искажении родного русского языка.

30.Десяток лет собственной жизни Николай Семенович Лесков отдал службе государству.

31.Лесков никогда не искал высшие ценности в людях.

32.У многих героев этого писателя были собственные странности.

33.Проблему с алкоголем, которая наблюдалась у русского народа, Лесков находил во множестве питейных заведений. Он считал, что так государство зарабатывает на человеке.

34.Публицистическая деятельность Николая Семеновича Лескова связана прежде всего с тематикой пожаров.

36.В конце жизни Лескова ни единое его произведение не было издано в авторском варианте.

37.В 1985 году именем Николая Семеновича Лескова был назван астероид.

38.Первое образование Лескову удалось получить в богатой семье по материнской линии.

39.Дядя Лескова был профессором медицины.

40.Николай Семенович Лесков был не единственным ребенком в семье. У него было 4 брата и сестры.

41.Похоронен писатель на Петербургском кладбище.

42.Детские и юные годы Николая Семеновича проходили в родовом имении.

43.Ребенок от первого брака Лескова умер, когда ему еще не исполнилось и года.

44.Николай Семенович Лесков за время работы в газете смог посетить европейские страны такие как: Франция, Чехия и Польша.

45.Хорошим другом Лескова был Лев Толстой.

46.Папа Лескова служил следователем в Уголовной палате, а мама была из бедной семьи.

47.Николай Семенович Лесков занимался написание не только романов и рассказов, но и пьес.

48.У Лескова было такое заболевание, как стенокардия.

49.Серьъзнейшая деятельность этого писателя началась именно в Петербурге в 1860 году.

50.Всего от Лескова его женщины родили 3 детишек.

51.На улице Фурштадской находился дом, где Лесков провел последние годы собственной жизни.

52.Николай Семенович Лесков был достаточно темпераментным и деятельным.

53.Во времена учебы Лесков сильно конфликтовал с преподавателями и из-за этого впоследствии забросил учебу вообще.

54.Три года своей жизни Лескову пришлось колесить по России.

55.Последней повестью этого писателя считается «Заячий ремиз».

56.От вступления в первый брак Лескова отговаривали его родственники.

57.В 1867 году Александринским театром была поставлена пьеса Лескова с названием «Расточитель». Эта драма про купеческую жизнь в очередной раз дала критику в сторону писателя.

58.Очень часто писатель занимался обработкой старых воспоминаний и рукописей.

59.Влияние Льва Толстого сказывалась на отношении к церкви со стороны Лескова.

60.Первый русский персонаж-вегетарианец был создан именно Николаем Семеновичем Лесковым.

61.Толстой называл Лескова «писателем будущего».

62.Мария Александровна, которая считалась императрицей того времени, после прочтения «Соборян» Лескова начала его продвигать в чиновники государственного имущества.

63.У Лескова с Веселитской была неразделенная любовь.

64.В начале 1862 года Лесков стал постоянным сотрудником газеты «Северная пчела». Там он и издавал свои передовые статьи.

65.Из-за предъявляемой Николаю Семеновичу Лескову критику он исправляться не собирался.

66.Важным элементом литературного творчества этот писатель считал именно речевые характеристики героев и индивидуализацию их языка.

67.На протяжении долгих лет Андрей Лесков создал биографию своего отца.

68.В Орловской области имеется дом-музей Лескову.

69.Николай Семенович Лесков был злоречливым человеком.

70.Роман Лескова «Чертовы куклы» был написал в стилистике Вольтера.