Портрет дамы 19 века. История в женских портретах от художника гау

Введение

ИСКУССТВОЗНАмНИЕ (см. искусство; греч. gnosis -- "знание") -- область изучения, осмысления искусства.

Искусствоведение, в широком смысле комплекс общественных наук, изучающих искусство - художественную культуру общества в целом и отд. виды искусства, их специфику и отношение к действительности, их возникновение и закономерности развития, роль в истории общественного сознания, взаимосвязи с социальной жизнью и с другими явлениями культуры, весь комплекс вопросов содержания и формы художественных произведений.

В пределах пластических искусств искусствознание решает в принципе те же общие задачи, что и все искусствоведческие науки, и также складывается из трёх основных частей: теории искусств, их истории и художественной критики, которые, тесно взаимодействуя друг с другом, имеют и свои особые задачи.

Женский портрет в русском искусстве XVIII века

женский портрет рубенс барокко

На протяжении ста с лишним лет, начиная с середины XVIII века, портретный жанр являлся ведущим в русском изобразительном искусстве. Преобладание портрета было связано, прежде всего, с тем, что главной темой литературы и искусства в XVIII столетии, в век классицизма стал человек - носитель разума и духа.

Однако портрет в то время не только передавал внешность и раскрывал характер изображённого на нём человека, но и, как правило, содержал вполне конкретную информацию о положении этого человека в обществе. В настоящее время это помогает исследователям установить, кто именно изображён на некоторых старинных портретах.

В искусстве существуют вечные темы. Одной из них является тема женщины. У каждой эпохи свой идеал женщины, вся история человечества отражается в том, как люди видели женщину.

Женский характер всегда привлекал особое внимание художников. Созданные в портретном искусстве образы женщин несут в себе поэтический идеал в гармоническом единстве его душевных качеств и внешнего облика.

По портретам мы можем судить как на внешность женщины, на ее душевный склад влияют общественные события, мода, литература, искусство и сама живопись.

Не составляет исключения и Россия. Девять веков русского искусства - этодевять веков русской истории, смены поколений, систем правления; это 9 веков изменения привычек, обычаев, мировоззрения. Естественно, идеал женщины, женской красоты менялся в течение этого времени, что нашло отражение и в живописи.

Женщины на портретах XVIII века прежде всего обольстительны. Их портреты воссоздают яркую и живую картину нравов, моды и вкусов эпохи женского всевластия. Но, имея что-то общее с другими работами, каждый портрет остаётся неповторимым. Русские художники - А. Антропов, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский - вносят в идеал женщины нравственное и психологическое разнообразие, стремятся передать особенности характера каждой из тех, кого они рисовали.

Костюм на портрете XVIII века обладал своим собственным значением. Он передавал информацию о месте человека в обществе. А женский костюм был прежде всего «разговорным», выполнял роль своеобразного «телеграфа», средства общения на расстоянии. Была разработана целая азбука цветов, азбука расположения лент и бантов на платье, азбука «мушек», которые дамы наклеивали на лицо, правила игры веером (раскрытый, сложенный, поднятый, опущенный и т.п.). Все портреты XVIII века костюмные или откровенно костюмированные.

Старинные портреты рассказывают не только о внешнем облике женщин из далекого прошлого, но и воскрешают в поэтических образах то естественное и возвышенное, что составляет обобщенный идеал времени. Ведущий русский живописец середины XVIII века эпохи Иван Яковлевич Вишняков заложил основы поиска идеала в современном ему русском женском портрете. Предложенные им принципы получили дальнейшее развитие в портретном искусстве А. Антропова и И. Аргунова.

Идеал женщины середины XVIII века нашел свое воплощение в облике императрицы Елизаветы Петровны. А. Антропов, прославляя ее красоту, писал: «роста была она… нарочито высокого и стан имела пропорциональный, вид благородный и величественный; лицо имела она круглое, с приятною и милостивою улыбкою, цвет лица белый и живой, прекрасные голубые глаза, маленький рот, алые губы, пропорциональную шею… руки прекрасные».

Другие женщины на портретах А. Антропова походят на Елизавету и в то же время являют собой народный идеал русской красавицы - полное белое лицо, румяные щеки, соболиные брови. По моде того времени женщины сильно румянились, белились и сурьмились.

На пороге нового века появляются новые тенденции. Классицизм выбирал скромную одежду греческих богинь. Подчеркнутая простота платья давала возможность художникам уделить особое внимание пластическому совершенству обнаженных рук, шеи. Тонкие движения души, особая чувствительность, присущая новому идеалу женщин, выдвинутому творчеством. К концу 18 века русская портретная живопись развилась поистине блистательно. Одной из главных тем здесь становится воспевание идеального образа женщины. Художник должен был прежде всего изображать женское очарованье, в чем бы оно не заключалось.

Женщины на этих портретах кокетливы и обольстительны. В портретах художников-иностранцев в России дамы напоминают кукол: игриво улыбаются, жеманно наклоняют головку и очень этим похожи друг на друга. Но русские художники - Рокотов, Левицкий, Аргунов, а позже Боровиковский вносят в этот образец психологическое оживление, конкретность характера. В их портретах облик дам передает живую картину нравов, моды и вкусов эпохи женского всевластья, мы находим в них надменную красоту и нежную мечтательность, прихотливое кокетство и скромность, суровую замкнутость и душевное обаяние. Главное в жизни - властвовать в сердцах мужчин. Выдающимся мастером портретного жанра конца 18 века был Владимир Лукич Боровиковский. Судьбу Владимира Лукича в корне изменили две аллегорические картины, выполненные для украшения кременчугского дворца, одного из «путевых дворцов», возводившихся на пути следования Екатерины II в Крым. Картины понравились императрице и польстили ее самолюбию. На одной из них был изображен Петр I в облике землепашца и Екатерина II, засевающая поле, а на другой -- императрица в облике Минервы в окружении мудрецов Древней Греции. Царская похвала открыла Боровиковскому дорогу в Петербург.

Для прекрасных женских образов Боровиковский создал определенный стиль портрета: поясное изображение, погруженная в задумчивость фигура, опирающаяся рукой на какую-либо подставку, а фоном для томного изгиба тела в легкой светлой одежде служит тихий пейзаж.

В портретируемых Боровиковский воспевал способность к возвышенным чувствам, сердечным переживаниям, что отвечает сентиментальному настроению того общества и направлению в литературе. В женских портретах художник стремился к особой поэтизации модели, к своеобразному непринужденному и в то же время изящному, слегка идеализированному ее изображению.

Свое блестящее мастерство и зоркость глаза художник сохранял долго.

Боровиковский воспитал двух учеников, одним из которых был Алексей Венецианов, перенявший от своего наставника поэтическое восприятие мира. К 1810 г. в творчестве Боровиковского наметился поворот к романтическому направлению. Этот тончайший поэт сентиментального женского образа и величайшие образцы его мастерства открыли дорогу творческим достижениям художников романтизма.

Публикации раздела Музеи

Татьяны до и после Пушкина: портреты трех веков

С читается, что популярным имя Татьяна стало после публикации романа «Евгений Онегин». Однако и до этого в дворянской среде это имя не было редкостью. Вспоминаем портреты Татьян с XVIII по ХХ век вместе с Софьей Багдасаровой .

А. Антропов. Портрет княгини Татьяны Алексеевны Трубецкой. 1761. ГТГ

А. Пэн. Портрет княжны Татьяны Борисовны Куракиной. 1-я пол. XVIII века, ГЭ

Неизвестный художник. Портрет Анастасии Нарышкиной с дочерьми Татьяной и Александрой. Начало 1710-х годов, ГТГ

Девочек из рода Романовых крестили Татьянами еще в XVII веке: например, так звали сестру первого царя Михаила Федоровича и его младшую дочь. Потом это имя из царской династии исчезло, и следующая Татьяна появилась в императорской семье в 1890-х годах. Однако в дворянских семьях XVII и XVIII века имя оставалось популярным. Одна из самых известных Татьян - Татьяна Шувалова. Ее сын, фаворит императрицы Елизаветы Иван Шувалов, выбрал день именин матери для того, чтобы подписать указ об основании Московского университета. Так Татьянин день стал Днем студента. Портрета Татьяны Шуваловой не сохранилось.

Старейшим русским портретом с Татьяной, видимо, стал семейный портрет Нарышкиных 1710-х годов. На нем изображена дочь первого коменданта Петербурга, московского губернатора Кирилла Нарышкина с матерью и сестрой. Неизвестный художник не очень тонко проработал лица, но тщательно выписал узоры на ткани и модный кружевной фонтанж (головной убор) матери.

Писать портрет дочери князя Бориса Куракина - и племянницы царицы Евдокии Лопухиной - пригласили придворного художника прусского короля Антуана Пэна. Директор Берлинской академии художеств в традициях классицизма проработал светотени, складки одежды и даже передал тончайшие переливы дорогой ткани на плечах княжны Татьяны Куракиной.

Княгиня Татьяна Трубецкая - сестра поэта Федора Козловского - на портрете 1761 года выглядит ярко: художник Алексей Антропов изобразил ее в наряде, украшенном красными и зелеными бантами и цветами. Княгиня при полном макияже: в те годы было модно не только пудриться, но и наносить румяна, подводить брови.

Д. Левицкий. Портрет Татьяны Петровны Разнатовской. 1781. Государственный художественный музей Беларуси

Н. Аргунов. Портрет балерины Татьяны Васильевны Шлыковой-Гранатовой. 1789. Кусково

Э. Виже-Лебрён. Портрет Татьяны Васильевны Энгельгардт. 1797. Фудзи-музей, Токио

Через двадцать лет Дмитрий Левицкий написал Татьяну Разнатовскую. Молодая женщина с горделивой осанкой выглядит благородно и изысканно. Ее светло-голубое платье и белая шелковая накидка контрастируют с темным глубоким фоном в живописных традициях тех лет.

Одна из богатейших женщин России - племянница князя Потемкина Татьяна Энгельгардт вышла замуж за одного из Юсуповых и принесла в их семью гигантское состояние и наследственное имя Татьяна. На портрете кисти заезжей французской портретистки Виже-Лебрён Татьяна Энгельгардт плетет венок из роз и одета уже по новой моде - в платье с высокой талией.

Исследователи считают, что среди крестьян имя Татьяна в XVIII–XIX веках было в три раза популярнее, чем у дворян. Крепостной художник Шереметевых Николай Аргунов изобразил крестьянку Татьяну Шлыкову - актрису крепостного театра - в элегантном сценическом костюме. Позже граф подобрал своим красавицам-актрисам «драгоценные» фамилии. Шлыкова стала Гранатовой, а ее «коллеги» - Жемчуговой и Бирюзовой.

А. Брюллов. Портрет Татьяны Борисовны Потемкиной. 1830-е. ВМП

В. Тропинин. Портрет Татьяны Сергеевны Карпаковой. 1818. Музей изобразительных искусств республики Татарстан

К. Рейхель. Портрет Татьяны Васильевны Голицыной. 1816, ГРМ

Среди увековеченных на полотнах Татьян есть и другие актрисы. В 1818 году Василий Тропинин изобразил юную танцовщицу Карпакову. Ее родители играли в Императорских театрах, а сама она с детства увлекалась балетом. Татьяна Карпакова танцевала на сцене Большого театра с 12 лет, современники восхищались ее выразительной мимикой, легкостью танца и безупречной техникой.

В том же году был создан портрет княгини Татьяны Голицыной. Невестка Натальи Голицыной, прототипа пушкинской Пиковой дамы, изображена в черном берете. В первой трети XIX века эти головные уборы традиционно носили замужние дамы. Правда, чаще модницы предпочитали яркие цвета - малиновый, зеленый, алый.

«Ширина берета простирается до двенадцати вершков; верхняя часть их одного, нижняя другого цвета. Материи, из коих делают такие береты, также разные: атлас и бархат. Сии береты надевают на голову так криво, что один край почти касается плеча».

Выдержка из журнала мод XIX века

На акварели Александра Брюллова 1830-х годов изображена Татьяна Потемкина. На ней модель одета в наряд, который укрывает не только плечи, но и шею, уши и волосы княгини: Потемкина была очень религиозной. Став духовной дочерью святителя Игнатия (Брянчанинова), она заботилась о распространении православия, строила храмы, отдавала огромные деньги на благотворительность и, разумеется, не позволяла себе носить декольте.

В. Васнецов. Портрет Татьяны Анатольевны Мамонтовой (1884, ГТГ)

И. Репин. Портрет Татьяны Львовны Толстой (1893, Ясная Поляна)

Ф. Винтерхальтер. Потрет Татьяны Александровны Юсуповой (1858, ГЭ)

В 1825–1837 годах частями публиковался «Евгений Онегин» Александра Пушкина . Татьяна Ларина стала «первой Татьяной» русской литературы - до этого писатели предпочитали другие имена. После выхода романа имя стало гораздо популярнее - многие называли своих дочерей в честь романтичной и добродетельной героини Пушкина.

Но портретов Татьян этих лет сохранилось не так уж много. Среди них - полотно, на котором модный портретист Франц Ксавер Винтерхальтер изобразил Татьяну Юсупову. Героиня портрета унаследовала его от бабушки Татьяны Энгельгардт, так же Юсупова назвала и одну из своих дочерей.

Портреты дочерей Льва Толстого и Анатолия Мамонтова созданы в 1880–90-х годах, их написали Б. Кустодиев. Портрет Татьяны Николаевны Чижовой. 1924. Ивановский областной художественный музей

М. Врубель. Портрет Татьяны Спиридоновны Любатович в роли Кармен. 1890-е. ГТГ

К началу ХХ века в Москве и Московской губернии имя Татьяна стало пятым по популярности после Марии, Анны, Екатерины и Александры.

Портрет одной из Татьян принадлежит и кисти Михаила Врубеля . Оперная певица Татьяна Любатович изображена в роли Кармен - в начале ХХ века это был очень популярный образ среди художников и героинь их полотен.

В 1908 году саратовский художник Александр Савинов написал полотно «Арфистка». Его героиней стала жена известного философа Семена Франка Татьяна Франк (в девичестве - Барцева). Орнаментальный портрет с фактурным тоном и приглушенными красками Савинов создал в традициях набирающего силу нового стиля - модернизма.

В этом артистичном кружке Татьян примечателен «Портрет артистки Татьяны Чижовой», его Борис Кустодиев написал в 1924 году. В названии картины - неточность. После смерти Кустодиева портрет передали в Русский музей, и сокращение в подписи «арх.» расшифровали как «артистка». На самом деле Татьяна Чижова была археологом. На портрете она изображена в любимом платье и с бабушкиным перстнем на пальце.

Среди множества русских и иностранных художников, творивших в России, выдающимися мастерами портрета в 18 веке можно смело назвать

А.П. Антропова, И.П. Аргунова, Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского.

На своих полотнах А.П. Антропов и И.П. Аргунов стремились изобразить новый идеал человека – открытого и энергичного. Жизнерадостность, праздничность подчеркивалась яркими красками. Сановитость изображаемых, их дородность передавалась с помощью красивой одежды и торжественных статичных поз.

А.П.Антропов и его картины

Автопортрет А.П.Антропов

В творчестве А.П. Антропова еще заметна связь с иконописью. Лицо мастер пишет слитными мазками, а одежду, аксессуары, фон – свободно и широко. Художник не «лебезит» перед благородными героями своих картин. Он рисует их такими, какими они есть на самом деле, какими бы чертами, положительными или отрицательными, они не обладали (портреты М.А. Румянцевой, А.К. Воронцовой, Петра ІІІ).

Среди наиболее известных работ живописца Антропова портреты:

  • Измайлова;
  • А.И. и П.А. Количевых;
  • Елизаветы Петровны;
  • Петра І;
  • Екатерины ІІ в профиль;
  • атамана Ф.Краснощекова;
  • портрет кн. Трубецкой

И.П.Аргунов — художник портретист 18 века

И.П.Аргунов «Автопортрет»

Развивая концепцию национального портрета, И.П. Аргунов быстро и легко усвоил язык европейской живописи и отказался от старорусских традиций. Выделяются в его наследии парадные ретроспективные портреты, которые он написал с прижизненных изображений предков П.Б. Шереметева. В его творчестве предугадано и живопись следующего века. Он становится творцом камерного портрета, на котором огромное внимание уделяется высокой одухотворенности образа. Это и был интимный портрет, который стал более распространенным уже в ХІХ веке.

И.П.Аргунов «Портрет неизвестной в крестьянском костюме»

Самыми значимыми в его творчестве были изображения:

  • Екатерины Алексеевны;
  • П.Б. Шереметева в детстве;
  • четы Шереметевых;
  • Екатерины ІІ;
  • Екатерины Александровны Лобановой-Ростовской;
  • неизвестной в крестьянском костюме.

Ф.С.Рокотов — художник и картины

Новая фаза развития этого искусства связана с именем русского художника-портретиста — Ф.С. Рокотова. Игру чувств, изменчивость человеческого характера передает он в своих динамичных образах. Мир живописцу казался одухотворенным, такими выступают и его персонажи: многогранными, полными лиризма и человечности.

Ф.Рокотов «Портрет неизвестного в треуголке»

Ф.С.Рокотов работал в жанре полупарадного портрета, когда человек изображался по пояс на фоне архитектурных построек или пейзажа. Среди первых его работ — портреты Петра III и Григория Орлова, семилетнего князя Павла Петровича и княжны Е.Б. Юсуповой. Они нарядны, декоративны, красочны. Образы выписаны в манере рококо с его чувственностью и эмоциональностью. Благодаря работам Рокотова можно узнать историю его времени. Вся передовая дворянская элита стремилась быть запечатленной на полотнах кисти великого живописца.

Камерным портретам Рокотова свойственны: погрудное изображение, поворот к зрителю на ¾, создание объема сложной светотеневой лепкой, гармоничное сочетание тонов. С помощью данных выразительных средств художник создает определенный тип полотна, на котором изображались честь, достоинство, душевное изящество человека (портрет «Неизвестного в треуголке»).

Ф.С.Рокотов «Портрет А.П.Струйской»

Особенно замечательными получались у художника юношеские и женские образы, и даже сложился определенный рокотовский тип женщины (портреты А.П. Струйской, Е. Н. Зиновьевой и многих других).

Помимо уже упомянутых, славу Ф.С.Рокотову принесли работы:

  • В.И. Майкова;
  • Неизвестной в розовом;
  • В.Е. Новосильцевой;
  • П.Н. Ланской;
  • Суровцевой;
  • А.И. и И.И. Воронцовых;
  • Екатерины ІІ.

Д.Г.Левицкий

Д.Г.Левицкий Автопортрет

Говорили, будто портреты Д.Г.Левицкого отразили весь век Екатерины. Кого бы ни изображал Левицкий, он выступал тонким психологом и непременно передавал задушевность, открытость, грусть, а также и национальные особенности людей.

Самые выдающиеся его работы: портрет А.Ф. Кокоринова, цикл портретов «Смолянки», портреты Дьяковой и Маркеровского, портрет Агаши. Многие работы Левицкого считаются промежуточными между парадными и камерными портретами.

Д.Г. Левицкий «Портрет А.Ф.Кокоринова»

Левицкий соединил в своем творчестве точность и правдивость изображений Антропова и лирику Рокотова, вследствие чего и стал одним из наиболее выдающихся мастеров XVIII века. Самые известные его работы — произведения:

  • Е. И. Нелидовой
  • М. А. Львовой
  • Н. И. Новикова
  • А. В. Храповицкого
  • четы Митрофановых
  • Бакуниной

В.Л.Боровиковский — мастер сентиментального портрета

Портрет В.Л.Боровиковского, худ. Бугаевский-Благодатный

Личность отечественного мастера этого жанра В.Б. Боровиковского связана с созданием сентименталистского портрета . Его миниатюры и портреты маслом изображали людей с их переживаниями, эмоциями, передавали неповторимость их внутреннего мира (портрет М.И. Лопухиной). Женские изображения обладали определенной композицией: женщина изображалась на природном фоне, по пояс, она опиралась о что-то, держа в руках цветы или фрукты.

В.Л.Боровиковский «Портрет Павла I в костюме мальтийского ордена»

Со временем образы художника становятся типичными для всей эпохи (портрет генерала Ф. А. Боровского), а поэтому художника еще называют историографом своего времени. Перу художника принадлежат портреты:

  • В.А. Жуковского;
  • «Лизанька и Дашенька»;
  • Г.Р. Державина;
  • Павла I;
  • А.Б. Куракина;
  • «Безбородко с дочерьми».

Для развития русской живописи XVIII век стал переломным моментом. Портрет становится ведущим жанром. Художники перенимают от своих европейских коллег технику живописи и основные приемы. Но в центре внимания оказывается человек со свойственными ему переживаниями и чувствами.

Русские портретисты старались не просто передать сходство, но и отразить на своих полотнах душевность и внутренний мир своих моделей. Если Антропов и Аргунов стремились, преодолев условности, правдиво изобразить человека, то уже Рокотов, Левицкий и Боровиковский пошли дальше. С их полотен смотрят одухотворенные личности, настроение которых уловили и передали художники. Все они стремились к идеалу, в своих произведениях воспевали красоту, но красота телесная была лишь отражением человечности и духовности, свойственных русскому человеку.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

В отделе Искусства работает выставка - "Как ангел красоты, являемый с небес". Портрет русских женщин XVIII века - документ человеческой жизни".
Женщин XVIII столетия называли хрупкими бабочками. выпущенными на волю из теремов волей Петра Великого, который энергично прошиб окно в Европу. Хорошо он поступил, или плохо, спорят, и будут спорить, его потомки. К ним относимся и мы с вами. Восемнадцатое "столетье безумно и мудро" представляется неким золотым интерьером, населённым пудреными париками, необъятными кринолинами, красными каблуками и учтивым менуэтом. Словом, полно театральности. Однако именно тогда шла своя, очень энергичная и живая, духовная работа. Великосветская красавица - Венера и Минерва в одном лице. XVIII век будто шагает семимильными шагами - от стеснительных нимф петровских ассамблей до весьма независимых и отважных "смолянок" - женщин новой породы, созданных Екатериной II.
На портретах любимца Петра Ивана Никитина царевна Наталья Алексеевна, царевна Прасковья Ивановна, цесаревна Анна Петровна, сестра, племянница и дочь преобразователя - слегка скованные, умные, впитывающие в себя иноземные науки, пишущие пьесы, выходящие на подмостки собственных сцен, жаждущие отеческого престола. О каждой можно написать книгу.
Спустя примерно полвека на сцену выступили уже настоящие энциклопедистки. Смолянки на полотнах Дмитрия Левицкого безудержно демонстрируют свои таланты. Воспитанница института благородных девиц Катя Молчанова - истинный образ своего века. Гордо выпрямившись, сидит у стола в пышном атласном платье. Лицо с резко оттянутыми висками - уверенное, и такая же улыбка. Полная внутренняя раскрепощённость. Перед девушкой - чудо науки, электрическая машина, в руке книга, заложенная пальцем. Горячий интерес к наукам, искусствам, чnение запоем, переводы с иностранных языков - всё занимает девушку.
Екатерина Орлова, жена того самого, возлюбленного Ектерины II. Портрет юной статс-дамы торжественно-параден. Высоко взбитая прическа. Полыхает алым орденская лента, идущая через плечо. На губах торжествующая улыбка, но есть в ней что-то обреченное. Жена Григория Орлова умерла в молодости от чахотки.
Общий тон блистательному веку задавали императрицы. Тяжёлая, с убогим вкусом и скрытным сердцем Анна Иоанновна. Поверхностно-весёлая, бесшабашная, но умная и скрывающая свой практический ум под лукавой маской Елизавета Петровна. Не зря на гравюре Евграфа Чемесова, мастера психических характеристик, в её приятном лице так мало традиционной беззаботной весёлости вечно танцующей пухленькой красотки. Что-то тревожит её, будто властительница не может найти покоя. Елизавета то и дело меняла дворцы и в них опочивальни, и даже в церкви не могла долго стоять на месте. Была ли Петрова дщерь духовно одинокой, хотя беззаветно любила сама и её преданно любили?
Екатерина Великая - законодательница на портрете Д. Левицкого. С самого начала царствования представления о ней были неоднозначны. Её боготворили и ненавидели. В чем причина? В знаменитом ли лицемерии императрицы, в умении обвораживать и обманывать? Необходим суд беспристрастный. Особенно в нынешний год 400 - летия Романовых. Екатерина "наказ писала, флоты жгла", вырабатывала ежедневно новые законы. В 1768 году решила привить себе оспу. Чтобы понять значение сего поступка, надо знать, что это была за болезнь, косившая людей тысячами и уродовала лица тех, кому посчастливилось выжить. Против прививок же восставало духовенство, и сами медики, не говоря уже о простом народе. А вот Екатерина вступила в борьбу с самой смертью, начав с себя, сына Павла и фаворита Орлова, вводить в стране оспенную прививку. Лучшим детищем Екатерины стал Эрмитаж, родившийся в 1764 году как частная коллекция. В окружении полотен Рембрандта, Рубенса, Рафаэля, античных статуй и камей, царица собирала узкий кружок друзей.
Вглядитесь в лица, постарайтесь глубоко проникнуть в духовный мир дам блистательного 18 века - тех, кому дали право на высокую нетленную жизнь знаменитые художники.


Никитин И. Царевна Прасковья Ивановна

Никитин И. Цесаревна Анна Петровна




Луи Каравакк. Императрица Анна Иоанновна


В отделе Искусства работает выставка - "Как ангел красоты, являемый с небес". Портрет русских женщин XVIII века - документ человеческой жизни".
Женщин XVIII столетия называли хрупкими бабочками. выпущенными на волю из теремов волей Петра Великого, который энергично прошиб окно в Европу. Хорошо он поступил, или плохо, спорят, и будут спорить, его потомки. К ним относимся и мы с вами. Восемнадцатое "столетье безумно и мудро" представляется неким золотым интерьером, населённым пудреными париками, необъятными кринолинами, красными каблуками и учтивым менуэтом. Словом, полно театральности. Однако именно тогда шла своя, очень энергичная и живая, духовная работа. Великосветская красавица - Венера и Минерва в одном лице. XVIII век будто шагает семимильными шагами - от стеснительных нимф петровских ассамблей до весьма независимых и отважных "смолянок" - женщин новой породы, созданных Екатериной II.
На портретах любимца Петра Ивана Никитина царевна Наталья Алексеевна, царевна Прасковья Ивановна, цесаревна Анна Петровна, сестра, племянница и дочь преобразователя - слегка скованные, умные, впитывающие в себя иноземные науки, пишущие пьесы, выходящие на подмостки собственных сцен, жаждущие отеческого престола. О каждой можно написать книгу.
Спустя примерно полвека на сцену выступили уже настоящие энциклопедистки. Смолянки на полотнах Дмитрия Левицкого безудержно демонстрируют свои таланты. Воспитанница института благородных девиц Катя Молчанова - истинный образ своего века. Гордо выпрямившись, сидит у стола в пышном атласном платье. Лицо с резко оттянутыми висками - уверенное, и такая же улыбка. Полная внутренняя раскрепощённость. Перед девушкой - чудо науки, электрическая машина, в руке книга, заложенная пальцем. Горячий интерес к наукам, искусствам, чnение запоем, переводы с иностранных языков - всё занимает девушку.
Екатерина Орлова, жена того самого, возлюбленного Ектерины II. Портрет юной статс-дамы торжественно-параден. Высоко взбитая прическа. Полыхает алым орденская лента, идущая через плечо. На губах торжествующая улыбка, но есть в ней что-то обреченное. Жена Григория Орлова умерла в молодости от чахотки.
Общий тон блистательному веку задавали императрицы. Тяжёлая, с убогим вкусом и скрытным сердцем Анна Иоанновна. Поверхностно-весёлая, бесшабашная, но умная и скрывающая свой практический ум под лукавой маской Елизавета Петровна. Не зря на гравюре Евграфа Чемесова, мастера психических характеристик, в её приятном лице так мало традиционной беззаботной весёлости вечно танцующей пухленькой красотки. Что-то тревожит её, будто властительница не может найти покоя. Елизавета то и дело меняла дворцы и в них опочивальни, и даже в церкви не могла долго стоять на месте. Была ли Петрова дщерь духовно одинокой, хотя беззаветно любила сама и её преданно любили?
Екатерина Великая - законодательница на портрете Д. Левицкого. С самого начала царствования представления о ней были неоднозначны. Её боготворили и ненавидели. В чем причина? В знаменитом ли лицемерии императрицы, в умении обвораживать и обманывать? Необходим суд беспристрастный. Особенно в нынешний год 400 - летия Романовых. Екатерина "наказ писала, флоты жгла", вырабатывала ежедневно новые законы. В 1768 году решила привить себе оспу. Чтобы понять значение сего поступка, надо знать, что это была за болезнь, косившая людей тысячами и уродовала лица тех, кому посчастливилось выжить. Против прививок же восставало духовенство, и сами медики, не говоря уже о простом народе. А вот Екатерина вступила в борьбу с самой смертью, начав с себя, сына Павла и фаворита Орлова, вводить в стране оспенную прививку. Лучшим детищем Екатерины стал Эрмитаж, родившийся в 1764 году как частная коллекция. В окружении полотен Рембрандта, Рубенса, Рафаэля, античных статуй и камей, царица собирала узкий кружок друзей.
Вглядитесь в лица, постарайтесь глубоко проникнуть в духовный мир дам блистательного 18 века - тех, кому дали право на высокую нетленную жизнь знаменитые художники.


Никитин И. Царевна Прасковья Ивановна

Никитин И. Цесаревна Анна Петровна




Луи Каравакк. Императрица Анна Иоанновна