Шоу, Бернард – краткая биография. Шоу, Бернард – писатель, драматург, философ и англичанин с большой буквы Пьесы для пуритан

Творчество этого классика английской литературы национального масштаба велико и разнообразно. Вставший на путь Великой Октябрьской Революции в СССР, Джордж Бернард Шоу знаменит своими социалистическими взглядами ничуть не меньше, чем многоликим литературным наследием.

На берегах Туманного Альбиона, как и во всем мире, его знают, как величайшего писателя и драматурга, прозаика и эссеиста. Он – лауреат Нобелевской премии (1925). Кроме того, ему принадлежит корона одного из ведущих реформаторов театрального жанра XX века.

Известный своими новаторскими идеями, он завоевал титул ярого пропагандиста драмы идей. Видный общественный деятель, Бернард Шоуотдал много сил и энергии «Фабианскому обществу», учредителем которого, в числе нескольких других своих коллег, и явился в 1884 году.

В театре слыл активным пропагандистом творчества Ибсена, которого почитал в качестве образца новой английской драмы. Его биография была бы неполной без упоминания романа «Социалист-любитель» и многочисленных статей, затрагивающих проблемы музыки.

Шоу является создателем такого театрального жанра, как драма-дискуссия. Причем в этих свои произведения он непременно сталкивает враждебные идеологии, уделяет большое внимание анализу социально-этических проблем. Это касается «Домов вдовца», «Тележки с яблоками», «Профессии г-жи Уоррен» и других его блистательных новаций.

Бернард взял парадокс в качестве средства ниспровержения таких стигм, как догматизм и предвзятость, за основу своего метода в искусстве. Это особенно заметно в его «Андрокле и льве» и, в особенности, во всемирно знаменитом «Пигмалионе». Традиционность представлений он ниспровергает в исторических «Цезаре и Клеопатре», а также в «Святой Иоанне».

Вместе с тем, Бернард Шоу не был лишен очевидных заблуждений в своих социалистических воззрениях. Но не в строе, как таковом, а в чрезмерном преувеличении значения Сталина, которого полностью связывал с успехами завоеваний Великого Октября. Впрочем, этот ложный путь был присущ для большей части интеллигенции левого толка в странах Западной Европы.

Ирландец по крови, новатор по духу

Уроженец Дублина, Джордж Бернард Шоу был ирландцем по своему происхождению и по бунтарскому, новаторскому духу. Был и остался на всю жизнь! Он появился на свет 26 июля 1856 года и в полной мере вкусил все тяготы взаимоотношений Ирландии и Англии. В его творческом наследии не единожды поднимаются и рассматриваются со всех сторон многоликие аспекты взаимоотношений Англии и острова Джона Булля.

Эта привязанность к Родине, доставшаяся ему по наследству, не стала препятствием, когда в возрасте 20 лет Шоу оставил мятежную Ирландию, чтобы уже не возвращаться туда до конца своей жизни. Прибыв в Лондон, бунтарски настроенный молодой литератор не преминул примкнуть к «Фабианскому обществу».

Ему понравилась программа этого общества, предполагавшая своим конечным итогом полный переход к социалистическому обществу. Собственно, этой популярной в те годы идеей была заражена практически вся прогрессивная молодежь Европы.

Верный своему раз и навсегда избранному пути реформатора, будущий гений новаторского театра делал свои первые шаги на литературном поприще в качестве автора трактатов, пропагандирующих идеи движения, одним из основоположников которого являлся.

Его биография того периода изобилует романами, в основе которых замешана откровенная идеологическая подоплека. Это относится, в частности, а «Неуживчивому социалисту» и другим аналогичным произведениям.

Интересно, что впоследствии Шоу неоднократно возвращается к прозаическому жанру, к своим откровенно пропагандистским новеллам и романам, которым, тем не менее, он сумел придать законченный вид литературных произведений.

В его трактовке такая политизированная проза представляла собой философские очерки или обозрения о понятиях и нравах, имеющие оболочку в форме занимательных повествований с весьма нетривиальными фабулами.

В объятиях его величества Театра

Впрочем, своим истинным призванием Бернард Шоу справедливо считал театр, которому отдавался со всем пылом и энтузиазмом. 1888 год стал его дебютом в качестве театрального критика газеты под названием «Стар». Вначале он публиковал здесь свои заметки, касающиеся музыкального театра, но впоследствии перешел к критике драмы.

Весь этот период творчества Бернард Шоу (а это, несомненно, были весьма авторитетные творения!) вместился в трехтомнике «Нашего театра девяностых». Верный себе, внимательный и меткий критик, он большую часть своих заметок посвятил новшествам на театральных подмостках.

Несомненным творческим манифестом стала его «Квинтэссенция ибсенизма». В этой большой статье он возвестил общественность о том, что не приемлет господствовавшую в те времена театральную эстетику.

Как известно, во второй половине XIX века на подмостках Британии безраздельно царили мелодрамы, которые получили из уст Шоу названия добротно сделанных пьес с любовным сюжетом. Противопоставляя себя сложившемуся в те времена мейнстриму, критик заявил об очевидной актуальности драм, затрагивающих действительно жизненные ситуации, включавшие в себя конфликты внутри общества.

Вполне справедливо Бернард отмечал, что поставленные на подмостках театра произведения должны находить отклик в сердцах сограждан. Век Шекспира, по его словам, безвозвратно канул в прошлое.

Тогда же Шоу дебютировал в качестве драматурга. Начиная с его «Неприятных пьес» английский театр получил абсолютно новое течение, представленное в трактовке гениального творца как трагикомедия и трагифарс. Надо сказать, что именно эти жанры являются наиболее органичными для этого великолепного мастера.

С этого времени начинается творческий отсчет драматурга на его пути к всемирной славе. Первый громкий успех пришел к нему после постановки «Ученика дьявола» (1897). Уже в самом начале XX века он был признан гением нового театрального направления. К этому же времени относятся постановки наиболее значительных его «Майора Барбра», «Цезаря и Клеопатры», а также, безусловно, самого успешного «Человека и сверхчеловека».

Именно эти его нетленные творения стали последними штрихами к закрепившейся за ним репутации человека, который является ниспровергателем мнимых очевидностей. Бернард Шоу стал тем, кто покушается на веками складывавшиеся понятия морали, принятой в обществе.

В его понимании традиционная история выглядела аксиоматичной. Особых высот достигла ирония Шоу - в сочетании сатирического скепсиса и скепсиса, который ставил под сомнение саму разумность общественного устройства, а также реальность достигнутого прогресса.

Начало века совпало с поворотом во взглядах маэстро, известного своим воинствующим атеизмом, к социализму.Джордж страстно верил, что складывающаяся в России реальность способна сотворить величайшего индивидуума всех времен и народов.

Он свободен в своих взглядах, всемогущ, не имеет стремления к порочному своекорыстию, ему чужда мещанская ограниченность. Он живет в идеальном обществе, где царят равноправие и всесторонне развитая личность. Увы, история отодвинула эти мечты.

Верность! В ней - жадность собственника. Многое мы охотно бросили бы, если бы не боязнь, что кто-нибудь другой это подберёт.

Верность для мужчины - как клетка для тигра. Она противна его природе.

Власть

Вообще говоря, власть не портит людей, зато дураки, когда они у власти, портят власть.

Воля

Там, где нет воли, нет и пути.

Воспитание

Воспитание мужчины или женщины проверяется тем, как они ведут себя во время ссоры.

Героизм

Секрет героизма: никогда не позволяйте страху смерти руководить вашей жизнью.

Глупость

Глупость, не подкрепленная честолюбием, не дает никаких результатов.

Грехи

Величайшим грехом по отношению к нашим согражданам является не ненависть, а равнодушие к ним.

Деньги

Нехватка денег - корень любого зла.

Добродетель

Добродетель состоит не в отсутствии страстей, а в управлении ими.

Добродетель состоит не в том, чтобы удержаться от порока, а в том, чтобы не стремиться к нему.

Женщины

Благодаря материнскому инстинкту женщина предпочитает владеть одной акцией из ста на первоклассного мужчину, а не всем пакетом акций на второстепенного.

Женщины всё переворачивают вверх дном. Попробуйте впустить женщину в свою жизнь, и вы сейчас же увидите, что ей нужно одно, а вам совершенно другое.

Женщины как-то сразу угадывают, с кем мы готовы им изменить. Иногда даже до того, как это придет нам в голову.

Жизнь

В жизни есть две трагедии. Одна - не добиться исполнения своего самого сокровенного желания. Вторая - добиться.

Жизнь для меня не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал мне в руки на мгновение, и я хочу заставить его пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям.

Жизнь не перестает быть забавной, когда люди умирают, как не теряет своей серьезности, когда люди смеются.

Когда мы перестаем делать - мы перестаем жить.

Знания

Деятельность - единственный путь к знанию.

Золото

Нам приходится выбирать между доверием к стабильности золота и доверием к честности и интеллекту членов правительства. При всем уважении к указанным джентльменам, я советую вам, пока существует капиталистическая система, предпочесть золото.

Идеи

Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи.

Искушение

Я никогда не противлюсь искушению, ибо знаю по опыту: то, что мне вредно, не искушает меня.

Истина

Многие великие истины были сначала кощунством.

Критика

Критики, как и другие люди, видят то, что ищут, а не то, что у них перед глазами.

Лесть

Человека подкупает не сама лесть, а то, что его считают достойным лести.

Ложь

Наказанием лжеца оказывается не то, что ему никто больше не верит, а то, что он сам никому больше не может верить.

Любовь

И в дружбе, и в любви рано или поздно наступает срок сведения счетов.

Если человек не влюбляется до сорока лет, то лучше ему не влюбляться и после.

Любовь слишком великое чувство, чтобы быть только личным, интимным делом каждого!

Люди

Иногда надо рассмешить людей, чтобы отвлечь их от намерения вас повесить.

Есть великие люди среди маленьких людей и есть великие люди среди великих людей.

Некоторые люди видят все таким, какое оно есть на самом деле, и спрашивают, почему оно такое. Другим грезится то, чего нет и не может быть, но они вопросов не задают.

Люди только тогда сообщают нам интересные сведения, когда мы им противоречим.

Мечты

Есть две трагедии в жизни человека: одна - когда его мечта не осуществляется, другая - когда она уже осуществилась.

Некоторые люди видят реально существующие вещи и спрашивают: «Почему это так?» А я мечтаю о вещах, которых нет в природе, и говорю: «А почему бы и не так?»

Наслаждение

Мы имеем не больше права наслаждаться счастьем, не принося счастья другим, чем наслаждаться богатством, не работая ради него.

Наука

Наука никогда не решает вопроса, не поставив при этом десятка новых.

Ненависть

Ненависть - месть труса за испытанный им страх.

Несчастье

Тайна наших несчастий в том, что у нас слишком много досуга для того, чтобы размышлять, счастливы мы или нет.

Одиночество

Уметь выносить одиночество и получать от него удовольствие - великий дар.

Оптимизм

Оптимист - это человек, который думает о других так же мрачно, как и о себе, и ненавидит их за это.

Опыт

Самое правильное - сочетать житейских опыт старости с энергией молодости.

Победа

Я не люблю сражаться, я люблю побеждать.

Политика

Бюрократия состоит из чиновников, аристократия - из идолов, а демократия - из идолопоклонников.

Пороки

Порок - это трата жизненных сил.

Поэты

Так поступают все поэты. Они разговаривают вслух сами с собой, а мир подслушивает их. Но так ужасно одиноко, когда ты не слышишь речи другого.

Правда

Парадоксы - вот единственная правда.

Природа

Природа не терпит пустоты: там, где люди не знают правды, они заполняют пробелы домыслами.

Прогресс

Возражения против прогресса всегда сводились к обвинениям в аморальности.

Рабство

Быть рабом страха - самый худший вид рабства.

Разум

Разумный человек приспосабливается к миру, неразумный приспосабливает мир к себе. Поэтому весь прогресс зависит только от людей неразумных.

Свобода

Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится ее.

Сострадание

Это ужасно! Не только страданием и смертью животных, но тем, что человек понапрасну подавляет в себе высшее духовное сокровище - сочувствие и сострадание к живым существам, подобным себе, растаптывая свои собственные чувства, становясь жестоким.

Страх

Опасность всегда существует для тех, кто ее боится.

Стыд

Мы живем в атмосфере стыда. Мы стыдимся всего, что в нас есть подлинного: стыдимся самих себя, своих родственников, своих доходов, своего произношения, своих взглядов, своего жизненного опыта точно так же, как мы стыдимся своего обнаженного тела.

Чем больше человек стыдится, тем больше он заслуживает уважения.

Счастье

Мы не умеем пользоваться счастьем, если мы не насаждаем его, как не умеем пользоваться богатством, не заработав его.

Если когда-нибудь, гоняясь за счастьем, вы найдете его, вы, подобно старухе, искавшей свои очки, обнаружите, что счастье было все время у вас на носу.

Театр

Качество пьесы - это качество ее идей.

Трусость

Человек находит для оправдания своих действий любую причину, кроме одной, для своих преступлений - любое оправдание, кроме одного, для своей безопасности - любой повод, кроме одного: а этим одним является его трусость.

Успех

Люди всегда сваливают вину на силу обстоятельств. Я не верю в силу обстоятельств. В этом мире добивается успеха только тот, кто ищет нужных ему условий и, если не находит, создает их сам.

Цинизм

Чувство объективного восприятия реальности люди, им не обладающие, часто называют цинизмом.

Человек

Бойся человека, Бог которого живет на небе.

Человек - как кирпич: обжигаясь, он твердеет.

Человек, который видит жизнь в истинном свете, а истолковывает ее романтически, обречен на отчаяние.

Человек может подняться на самые высокие вершины, но долго пребывать там он не может.

Шутки

Мой способ шутить - это говорить правду. На свете нет ничего смешнее.

Щедрость

Даже самый щедрый человек старается заплатить подешевле за то, что покупает ежедневно.

Эгоизм

Ведь я только всего и хочу, чтобы все всегда было по-моему.

на другие темы

Берегись того, кто не ответил на твой удар.

Всегда лучше сохраняется в тайне то, о чем все догадываются.

Всякая профессия есть заговор против непосвященного.

Кто умеет - делает, кто не умеет - учит.

Мы лишь тогда ощущаем прелесть родной речи, когда слышим ее под чужими небесами!

Не навязывай никому того, чего хочешь для себя: вкусы различны.

Нельзя стать узким специалистом, не став, в строгом смысле, болваном.

Нет конфликта, нет и драмы. Противник может быть на сцене и вне ее - за кулисами, но непременно присутствует в драме.

Ночь несет покой старикам и надежду молодым.

Стиль что нос: двух одинаковых не бывает.

Труднее отвечать на тот вопрос, который очевиден.

Джордж Бернард Шоу - английский драматург и романист ирландского происхождения, лауреат Нобелевской премии в области литературы.

Бернард Шоу родился 26 июля 1856 г. в Дублине. Учился в католической и протестантской дневных школах Дублина.

В 1871 г. окончив школу, он стал работать в компании, торгующей земельными участками. Через год занял должность кассира, но через четыре года, возненавидев работу, переехал в Лондон (1876): где жила мать, после развода с отцом. Занялся журналистикой и литературой.

С 1882 г. стал интересоваться социальными проблемами, а 1884 г. вступил в « Фабианское общество», созданное для распространения социалистических идей, которому посвятил 27 лет своей жизни, выступая с лекциями.

Бернард Шоу начинает писать о театре, публикуется в еженедельнике «Уорлд», «Пелл-Мелл газет», пишет музыкальные рецензии в «Стар», а с 1890 г. становится штатным музыкальным критиком в «London World».

Через 5 лет Шоу становится театральным критиком в лондонском журнале «Сетердей ревью».

В 1890 г. он читает лекцию на заседании « Фабианского общества», которую посвятил творчеству Ибсена, а через год пишет критическую статью «Квинтэссенция ибсенизма», которая стала манифестом новой драмы.

1892 г. написал первую пьесу «Дома вдовца». Выходят романы «Неразумный брак», «Любовь артиста».

На протяжении дальнейших шести лет Бернард Шоу пишет 9 полнометражных пьес и одну одноактную: «Сердцеед» (1893), «Профессия миссис Уоррен», «Оружие и человек» (1894), «Кандида» (1897), «Избранник судьбы» (1897), « Поживем-Увидим» (1899). Пьесы Шоу в постановке Джона Ведренна и Харли Гренвилл-Баркера 1904-1907 гг. были настолько популярными, что в эти года 701 спектакль был поставлен по его произведениям.

Во время Первой мировой войны Бернард Шоу активно занимается политикой, пишет большой очерк «Война с точки зрения здорового толка», в котором подвергает критике Англию и Германию, призывает к переговорам, подвергает критике слепой патриотизм.

В послевоенные времена издает пьесы «Дом, где разбиваются сердца», «Назад к Мафусаилу» (1922), «Святая Иоанна» (.1924).

В 1925 г. получил Нобелевскую премию.

В возрасте за 70 в 30-ых гг. Шоу много путешествует, (Индия, Южная Африка, Новая Зеландия, США, СССР).

Б. Шоу писал до глубокой старости. Последние пьесы, «Миллиарды Байанта» и «Вымышленные басни», он написал в 1948 и 1950 г.

Бернард Шоу
Bernard Shaw
Имя при рождении George Bernard Shaw
Дата рождения 26 июля (1856-07-26 ) […]
Место рождения
Дата смерти 2 ноября (1950-11-02 ) […] (94 года)
Место смерти Хартфордшир , Англия
Гражданство (подданство)
Род деятельности
Годы творчества -
Язык произведений английский
Премии Нобелевская премия по литературе ()
Награды
Автограф
Произведения на сайте Lib.ru
Медиафайлы на Викискладе
Цитаты в Викицитатнике

Один из двух людей в истории (второй - Боб Дилан), удостоенный и Нобелевской премии в области литературы (1925, «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искромётную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой»), и премии «Оскар » ( , за сценарий фильма «Пигмалион »). Активный пропагандист евгеники .

Биография

Джордж Бернард Шоу родился в Дублине 26 июля 1856 года в семье Джорджа Шоу, торговца зерном, и Люсинды Шоу, профессиональной певицы. У него было две сестры: Люсинда Франсес, театральная певица, и Элинор Агнес, умершая от туберкулёза на 21-м году жизни.

В это же время увлёкся социал-демократическими идеями и вступил в Фабианское общество , цель которого - установить социализм с помощью мирных средств. В этом обществе он встретил свою будущую жену, Шарлотту Пейн-Таунсхенд, на которой он женился в 1898 году. Бернард Шоу имел связи на стороне.

В последние годы драматург жил в собственном доме и умер в 94 года от почечной недостаточности. Его тело было кремировано, а прах развеян вместе с прахом его жены.

Творчество

Первая пьеса Бернарда Шоу была представлена в 1892 г. В конце десятилетия он стал уже известным драматургом. Он написал 63 пьесы, а также романы, критические произведения, эссе и больше чем 250 000 писем.

Романы

Шоу написал пять безуспешных романов в начале своей карьеры между 1879 и 1883 гг. Позднее они все были опубликованы.

Первый напечатанный роман Шоу был «Профессия Кашеля Байрона» (1886), написанный в 1882 году. Главный герой романа - своенравный школьник, который вместе с матерью эмигрирует в Австралию, где участвует в боях за деньги. Он возвращается в Англию на боксерский матч. Здесь он влюбляется в умную и богатую женщину Лидию Карью. Эта женщина, привлеченная животным магнетизмом, соглашается на замужество, несмотря на их разное социальное положение. Потом выясняется, что главный герой благородного происхождения и наследник большого состояния. Таким образом, он становится депутатом в Парламенте и семейная пара становится обычной буржуазной семьей.

Роман «Не социальный социалист» опубликован в 1887 году. В начале описывается школа для девочек, но затем сосредотачивается на бедном рабочем, который на самом деле скрывает свои состояния от жены. Также он активный борец за продвижение социализма. С этого момента весь роман сосредотачивается на социалистических темах.

Роман «Love Among the Artists» написан в 1881 году, опубликован в 1900 году в Соединенных Штатах и в 1914 году в Англии. В этом романе на примере викторианского общества Шоу показывает свои взгляды на искусство, романтическую любовь и брак.

«The Irrational Knot» - роман, написанный в 1880 году и опубликованный в 1905 году. В этом романе автор осуждает наследственный статус и настаивает на благородстве рабочих. Институт брака ставится под вопрос на примере благородной женщины и рабочего, который разбогател на изобретении электрического мотора. Их брак распадается из-за неспособности членов семьи найти общие интересы.

Первый роман Шоу «Immaturity», написанный в 1879 году, стал последним опубликованным романом. Он описывает жизнь и карьеру Роберта Смитта, энергичного молодого жителя Лондона. Осуждение алкоголизма - это первый посыл в книге, основанной на семейных воспоминаниях автора.

Пьесы

Шоу совершенно порывает с чопорной пуританской моралью, всё ещё свойственной значительной части зажиточных кругов английского общества. Он называет вещи их настоящими именами, считает возможным изображать любое житейское явление и до известной степени является последователем натурализма .

Шоу начал работать над первой пьесой «Дома вдовца» в 1885. Через некоторое время автор отказался от продолжения работы над ней и доделал её только в 1892 году. Пьеса была представлена в Лондонском Королевском Театре 9 декабря 1892 года. В этой пьесе Шоу дал замечательную по своему реализму картину жизни лондонских пролетариев. Пьеса начинается с того, что молодой человек собирается жениться на девушке, отец которой сдаёт трущобы беднякам, которые платят за них последние деньги. Молодой хочет отказаться и от брака и приданого, которое получили через адский труд бедняков, но потом узнаёт, что и его доходы основаны на труде бедных. Очень часто Шоу выступает в роли сатирика , беспощадно осмеивающего уродливые и пошлые стороны английской жизни, особенно - быта буржуазных кругов («John Bull’s Other Island», «Arms and the Man», «How He Lied to Her Husband» и др.).

В 1921 году Шоу завершил работу над пенталогией «Назад к Мафусаилу», в которую вошли пять пьес, и которая начинается в Эдемском саду и кончается через тысячу лет в будущем. В этих пьесах утверждается, что жизнь совершенствуется с помощью попыток и ошибок. Сам Шоу считал эти пьесы шедевром, но критики были другого мнения.

После «Мафусаила» была написана пьеса «Святая Иоанна » (1923), которая считается одной из его лучших работ. Идея о написании работы о Жанне Д’Арк и её канонизации появилась в 1920 году. Пьеса получила мировую известность и приблизила автора к Нобелевской премии (1925 год).

У Шоу есть и пьесы в психологическом жанре, иногда соприкасающиеся даже с областью мелодрамы («Кандида» и др.).

Автор создавал пьесы до конца своей жизни, но только некоторые из них стали такими же удачными, как его ранние работы. «Тележка с яблоками» (1929) стала наиболее известной пьесой в этот период. Поздние произведения, такие как «Горько, но правда», «На мели» (1933), «Миллионерша» (1935) и «Женева» (1935), не получили широкого признания публики.

Поездка в СССР

С 21 по 31 июля 1931 года Бернард Шоу посетил СССР, где 29 июля у него состоялась личная встреча с Иосифом Сталиным . Помимо столицы, Шоу побывал в глубинке - коммуне им. Ленина Тамбовской области, считавшейся образцовой . Возвращаясь из Советского Союза, Шоу говорил :

«Я уезжаю из государства надежды и возвращаюсь в наши западные страны - страны отчаяния… Для меня, старого человека, составляет глубокое утешение, сходя в могилу, знать, что мировая цивилизация будет спасена… Здесь, в России, я убедился, что новая коммунистическая система способна вывести человечество из современного кризиса и спасти его от полной анархии и гибели».

В интервью, предоставленном в Берлине по дороге на родину, Шоу дал высокую оценку Сталину как политику :

«Сталин - очень приятный человек и действительно руководитель рабочего класса… Сталин - гигант, а все западные деятели - пигмеи».

«В России нет парламента или другой ерунды в этом роде. Русские не так глупы, как мы; им было бы даже трудно представить, что могут быть дураки, подобные нам. Разумеется, и государственные люди советской России имеют не только огромное моральное превосходство над нашими, но и значительное умственное превосходство».

Однако эта поддержка и оправдание СССР - пропагандистская работа на выгодное Великобритании положение дел на территории бывшей Российской Империи. Не все державы это понимали, поэтому после посещения СССР 11 апреля 1933 года Шоу выступил с речью в Метрополитен Опера (речь транслировалась по радио), прояснив причины своей поддержки СССР и призвав к такой поддержке политиков США :

В мои юные дни мы все смертельно боялись России. Мы говорили о Завещании Петра Великого. Редьярд Киплинг создал себе репутацию заслуженного патриотического поэта, обличая большого Белого Медведя, который хочет запустить свои когти в Индию , а затем захватить всю Азию, и в конечном счете доминировать над всем миром.

Я спрашиваю глупых недальновидных джентльменов, которые пишут в американских газетах, которые осуждают Россию, рассказывают ложь о России, делают вид, что русский коммунизм обанкротился, а люди там голодают: они понимают, что они делают? Они хотят, чтобы вернулся царизм? Хотят ли они возродить российский капиталистический режим, чтобы он конкурировал с нашими собственными капиталистами за наши рынки? Неужели они хотят выкопать Белого Медведя из его коммунистической могилы и воскресить его со всеми его страшными когтями?

Каким будет эффект, если они преуспеют? Предположим, вы вышвыриваете мистера Сталина, как монархические Союзники напали на Наполеона в 1815 г., и замените Сталина династическим Великим князем и правительством старомодных дипломатов, работающих со старомодными финансистами и современными капиталистами, сражающимися за новые рынки сбыта. Что Вы будете делать дальше? Вы должны будете в 4 раза увеличить свой флот. Вы удесятерите свои воздушные силы. Вы не сможете спать из-за страха перед Белым медведем.

К счастью, Провидение, любезно оглядываясь на Америку, сделало Россию коммунистическим государством; и пока она остается таким, вам нечего бояться. Ваша единственная тревога должна состоять в том, что произойдет в Китае. И я искренне надеюсь, что Китай рассеет свои разрозненные дела, развив свое нынешнее ядро коммунизма на всей своей территории, так, чтобы и Китай и Россия были коммунистическими государствами. Тогда каждый американец сможет сидеть под своей виноградной лозой и своим фиговым деревом и ничто не будет его тревожить. Подумайте о Соединённых Штатах, конкурирующих не только с капиталистической Японией, но и с капиталистической Россией и с капиталистическим Китаем! Вы содрогнётесь.

Драматургия

Публикации текстов

Публикации оригинальных текстов Основные русскоязычные переводные публикации

  • Полное собрание сочинений Бернарда Шоу: в 10 т. . - М. : В. М. Саблин, 1910-1911.
  • Полное собрание сочинений Бернарда Шоу: в 9 т. . - М. : Современные проблемы, 1910-1913.
  • Шоу Б. Избранные произведения: в 2 т. . - М. : ГИХЛ , 1956.
  • Шоу Б. Пьесы / Вступ. ст., сост., примеч. З. Т. Гражданской. - М. : Художественная литература, 1969. - 704 с. - (Библиотека всемирной литературы . Сер. третья; т. 200).
  • Шоу Дж. Б. Письма / Сост. А. И. Образцовой ; пер. И. М. Бернштейн ; изд. подг. И. М. Бернштейн, А. А. Елистратова, А. И. Образцова; отв. ред. А. А. Елистратова. - М. : Наука, 1971. - 400 с. - (Литературные памятники / Академия наук СССР ; председатель редколлегии Д. С. Лихачёв).
  • Шоу Б. Собрание сочинений: в 6 т. . - М. : Искусство, 1978-1981.
  • Шоу Б. О драме и театре / Сост. и авт. вступ. статьи А. Аникст. - М. : ИИЛ , 1963. - 640 с.
  • Шоу Б. О музыке и музыкантах: Сборник статей / Сост., пер. с англ., введ., и коммент. С. Кондратьева. - М. : Музыка, 1965. - 338 с.

Литература

  • Балашов П. С. Художественный мир Бернарда Шоу. - М. : Художественная литература, 1982. - 327 с.
  • Гражданская З. Т. Бернард Шоу: Очерк жизни и творчества. - М. : Просвещение, 1965. - 212 с.
  • Гражданская З. Т. Бернард Шоу: вступительная статья // Пьесы / Б. Шоу; сост., примеч. З. Т. Гражданской. - М. : Художественная литература, 1969. - С. 5-20. - 704 с. - (Библиотека всемирной литературы. Сер. третья; т. 200).
  • Гражданская З. Т. Бернард Шоу после Октября / Министерство просвещения РСФСР; Московский областной педагогический институт им. Н. К. Крупской. - М. : Просвещение, 1968. - 255 с.
  • Деннингхаус Ф. Театральное призвание Бернарда Шоу / Пер. с нем. ; предисл. П. С. Балашова. - М. : Прогресс, 1978. - 328 с.
  • Динамов С. С. Бернард Шоу. - М. ; Л. : ОГИЗ : ГИХЛ , 1931. - 75 с.
  • Майский И. М. Из воспоминаний о Бернарде Шоу и Герберте Уэллсе. - М. : Правда, 1973. - 64 с.
  • Надеждин Н. Я. Бернард Шоу: «Насмешливый господин Шоу». - М. : Майор, 2008. - 191 с. - (Неформальные биографии). - ISBN 978-5-98551-046-1 .
  • Образцова А. Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX-XX веков. - М. : Наука, 1974. - 300 с.
  • Образцова А. Г. Бернард Шоу и русская художественная культура на рубеже XIX и XX веков / Российская академия наук; Российский институт искусствоведения Министерства культуры РФ. - М. : Наука, 1992. - 238 с. - ISBN 5-02-012777-9 .
  • Образцова А. Г. Драматургический метод Бернарда Шоу / Академия наук СССР; Институт истории искусств Министерства культуры СССР. - М. : Наука, 1965. - 315 с.
  • Образцова А. Г. Письма Бернарда Шоу // Письма / Дж. Б. Шоу; сост. А. И. Образцовой; пер. И. М. Бернштейн; изд. подг. И. М. Бернштейн, А. А. Елистратова, А. И. Образцова; отв. ред. А. А. Елистратова. - М. : Наука, 1971. - Приложения. - С. 307-337. - 400 с. - (Литературные памятники / Академия наук СССР; председатель редколлегии Д. С. Лихачёв).
  • Пирсон Х. Бернард Шоу / Пер. с англ. ; послесл. Д. Шестакова. - М. : Искусство, 1972. - 450 с. - (Жизнь в искусстве).
  • Ромм А. С. Джордж Бернард Шоу: 1856-1950. - Л. ; М. : Искусство, 1965. - 250 с.
  • Хьюз Э. Бернард Шоу / Пер. с англ. Б. Носика. - М. : Молодая гвардия, 1966. - 286 с. - (Жизнь замечательных людей; вып. 9 (424)).
  • Чернышёва В. Бернард Шоу. Скандал заказывали?. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2007. - 312 с. - (Тайны великих). - ISBN 978-5-373-00316-2 .
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Brown, G.E. «George Bernard Shaw». Evans Brothers Ltd, 1970
  • Chappelow, Alan. «Shaw the Villager and Human Being - a Biographical symposium», with a preface by Dame Sybil Thorndike (1962). «Shaw - „the Chucker-Out“», 1969. ISBN 0-404-08359-5
  • Elliot, Vivian. «Dear Mr Shaw Selections from Bernard Shaw’s postbag» Bloomsbury, 1987 ISBN 0-7475-0256-0 . With an introduction by Michael Holroyd
  • Evans, T.F. «Shaw: The Critical heritage». The Critical Heritage series. Routlege & Kegan Paul , 1976
  • Gibbs, A.M (Ed.). «Shaw: Interviews and Recollections».
  • Gibbs, A.M. «Bernard Shaw, A Life». University of Florida Press, 2005. ISBN 0-8130-2859-0
  • Henderson, Archibald. «Bernard Shaw: Playboy and Prophet». D. Appleton & Co., 1932
  • Holroyd, Michael (Etd). «The Genius of Shaw: A symposium», Hodder & Stoughton, 1979
  • Holroyd, Michael. «Bernard Shaw: The One-Volume Definitive Edition», Random House, 1998.

Бернард Шоу писал о себе:

«Типичный ирландец; моя семья происходит из Хэмпшира в Англии, а мой самый древний предок, поселившийся в Ирландии в 1689 году, был по рождению шотландцем.

Как всякий ирландец, я не люблю ирландцев.

Я стал вольнодумцем прежде, чем научился думать.

То, что сейчас я свободный художник, вовсе не означает, что я никогда не пытался заработать на жизнь честным трудом.

Я являю собой прискорбный пример того, что запойный труженик ничем не лучше, чем запойный пьяница. Я ничего на свете так не боюсь, как выходных дней.

Моя слава росла с каждой моей неудачей.

Непостоянство женщин, в которых я был влюблен, искупалось разве что адским постоянством женщин, влюбленных в меня.

Из двух доль: женской доли постоянного материнства и мужской - вечного детства, я, мне кажется, предпочитаю мужскую.

Я часто цитирую себя. Это придает остроту моему разговору.

Со мной не случалось никаких событий, наоборот, я сам бывал событием.

Мало кто мыслит больше чем два или три раза в год; я стал всемирно известен благодаря тому, что мыслю раз или два раза в неделю.

Мои читатели постоянно сетуют, что я разрешил для них еще не все мировые проблемы.

Если бы я не славил свой интеллект, чем бы я занимался после семидесяти?»

Ирландский драматург Джордж Бернард Шоу родился 26 июля 1856 года в Дублине и был третьим ребенком в семье Джорджа Карра Шоу и его жены Элизабет (урожденной Герли). Отец Шоу был государственным служащим, а впоследствии незадачливым торговцем зерном. Также он был алкоголиком. Мать Шоу была не лишенной таланта певицей и музыкантом-любителем. Несмотря на принадлежность к солидному англоирландскому протестантскому сословию, в социальном и финансовом отношении семья Шоу переживала нелегкие времена. Жизнь семьи сопровождали материальные нужды и неблагоприятный моральный климат, который Шоу потом воссоздал в своей трагикомедии «Дом, где разбиваются сердца». Его родители часто ссорились и не уделяли надлежащего внимания своим детям (кроме Бернарда, они имели еще две дочери).

Учился мальчик сначала дома, а затем – в католической и протестантской дневных школах, после чего в возрасте шестнадцати лет устроился работать клерком в агентство по продаже недвижимости. Определенное влияние на подростка оказывал модный учитель музыки, дирижер Джон Ванделер Ли, который учил Элизабет пению и жил в доме Шоу на правах друга семьи. Воспитываясь в музыкальной среде, Бернард полюбил музыку и сам научился играть оперные партитуры на фортепиано.

Оставив мужа, Элизабет Шоу вместе с двумя дочерьми последовала в 1873 году за Ли в Лондон, а Бернард Шоу, которому тогда исполнилось лишь 15 лет, остался с больным отцом и вынужден был заботиться о куске хлеба. Через три года Бернард переехал к матери, решив стать литератором, и по заказу Ли сочинял статьи на музыкальные темы. Каждое утро Шоу писал по пять страниц прозы, в полдень занимался в Британском музее, а вечером посещал лекции и диспуты. Поскольку ни один из пяти романов, созданных им с 1879-го по 1883-й годы, напечатан не был, молодой человек всецело зависел от скудного заработка матери, дававшей уроки музыки.

В 1882 году лекция американского реформатора Генри Джорджа привлекла внимание Шоу к социальным проблемам. В 1884 году Шоу стал членом Фабианского общества, целью которого было содействие нереволюционному преобразованию капиталистического общества на социалистическое. Вступив к Фабианское общество, Шоу обнаружил в себе способности оратора и пропагандиста. В словесных баталиях с оппонентами он оттачивал свое будущее грозное оружие - придирчивые шутки. Воспитывал он в себе и умение взглянуть на обычное под нетрадиционным парадоксальным углом зрения - качество, без которого его интеллектуального проблемного театра просто бы не существовало.

Шоу встретился с Уильямом Арчером, театральным критиком, который предложил ему писать о театре и в 1886 году порекомендовал Шоу в еженедельник «Уорлд». Арчер вспоминал, как он впервые увидел Шоу в библиотеке Британского музея. Перед ним лежали «Капитал» Карла Маркса и партитура оперы «Золотая Рейна» Рихарда Вагнера. Он поочередно читал оба произведения. Этот эпизод был очень типичен для Шоу, который всегда старался быть в курсе разнообразных достижений в науке, философии и искусстве.

С 1885-го по 1888-й годы Шоу опубликовал рецензии в «Пэлл-Мэлл газет» и под псевдонимом Корно ди Бассето – музыкальные рецензии в «Стар», новой, столичной газете с большим тиражом, а в 1890 году стал штатным музыкальным критиком в «Уорлд». Поэт У.Оден называл Шоу «быть может, лучшим музыкальным критиком всех времен».

В 1895 году Шоу стал театральным критиком в лондонском журнале «Сэтердей ревью» и в своих статья выступил с резкой критикой Генри Ирвинга, ведущего режиссера того времени, за отсутствие интереса к Генрику Ибсену и за вольную трактовку шекспировских пьес. Шоу также высмеивал популярные пьесы Артура Пинеро и мещанские мелодрамы Скриба и Сарду, противопоставляя им социальный театр, реалистически изображавший современную жизнь. Творчеству Ибсена Шоу посвятил лекцию, прочитанную на заседании «Фабианского общества» в 1890 году, а в следующем году драматург написал критический этюд «Квинтэссенция ибсенизма», ставший первым на английском языке исследованием творчества норвежского драматурга, а также манифестом новой драмы. Книга вызвала интерес у Дж.Т.Грейна, постановщика пьесы Ибсена «Привидения», и он предложил Шоу сочинить пьесу для Независимого театра. В 1892 году, передав пьесу, созданную пять лет назад в соавторстве с Уильямом Арчером, Шоу написал «Дома вдовца» - свое первое произведение для театра.

Многообещающего начала, однако, не получилось. Пьеса была встречена сдержанно и снята с постановки после двух спектаклей. В течение последующих шести лет Шоу написал девять полнометражных пьес и одну одноактную. Ставить его вторую пьесу «Сердцеед», написанную в 1893 году, грустную историю о выгодном, но несчастном браке, не взялся ни один режиссер, а пьеса «Профессия миссис Уоррен», поднимавшая тему проституции, была и вовсе запрещена.

Отказавшись идти на уступки цензуре, Шоу издавал свои пьесы на собственные средства преуспевающего журналиста, а также за счет Шарлотты Пейн Таунсенд, ирландской меценатки и социалистки, на которой он женился в 1898 году. Двухтомный сборник «Пьесы приятные и неприятные» вышел в год их свадьбы.

Энергия била из Шоу ключом. На протяжении дня он не давал себе ни минуты покоя. Как писал его биограф Хескет Пирсон, «он даже не мог спокойно разговаривать: вскакивал, садился, клал ногу на ногу, засовывал руки в карманы, опять вынимал их, выпрямлялся в кресле или далеко откидывался на спинку, свешивался вперед, почти до пола, или заваливался назад – минуты не мог пробыть в одном положении!». Если же ему удавалось вконец себя измотать – а такое случалось крайне редко – он шел в темную комнату, плашмя валился на пол и лежал часами, расслабив все мышцы.

Кататься на коньках, ездить на велосипеде, водить автомобиль, фотографировать – все простые и сложные навыки он пытался усвоить быстро и, в то же время, основательно. Танцам он учился с маниакальной самоотверженностью. Всякий раз каждая из этих, казалось бы, не самых сложных наук давалась ему с трудом. Даже на ровном месте Шоу умудрялся сломать себе ногу или руку.

Шоу можно определенно отвести место в книге рекордов Гиннеса по количеству сломанных конечностей. Раз в год, в лучшем случае раз в два года, он с непостижимой регулярностью что-нибудь себе ломал. Даже с Шарлоттой он познакомился лишь благодаря тому, что в очередной раз сломал ногу – она пришла к нему подменить свою заболевшую подругу-сиделку. Даже свой медовый месяц Шоу провел в гипсе.

Высказывания Шоу в адрес женщин всегда были искрометными. Однажды некая недовольная дама, в порыве гнева заявила писателю:

Если бы вы были моим мужем, я бы не удержалась и подсыпала бы вам в чай яду.

Мадам, - ответил Шоу, - если бы вы были моей женой, я бы немедленно выпил этот чай...

Во время одного из приёмов к Шоу подошла дама и спросила:

Как вы думаете, почему Бог создал сначала мужчину, а уже потом женщину?

Потому, - ответил остроумный Бернард Шоу, - что не хотел, чтобы в момент сотворения мужчины, женщина задавала ему глупые вопросы…

Как-то к Бернарду Шоу подошла одна из его поклонниц - привлекательная молодая женщина и, немного поговорив с драматургом, заметила:

Представляю, какие бы замечательные были бы у нас с вами дети! От меня они получили бы красоту, от вас - проницательный ум…

О, мисс, - возразил Шоу, - а если природа ошибётся и первое возьмет от меня, а второе - от вас?

Писатель утверждал, что строптивых женщин легче переносить, чем спокойных. Их, правда, иногда убивают, зато никогда не бросают.

К своему и чужому творчеству Шоу подходил с не меньшей долей юмора. Один баскетболист (явно не преуспевший в спорте) вдруг обнаружил у себя «литературный дар». Свои творения он направил Шоу с просьбой оценить их. Ответ последнего был образный и убедительный: «Прочитав ваши сочинения, я понял, почему вы не стали хорошим баскетболистом. Дело в том, что вы не умеете вовремя бросать в корзину».

Как-то журналисты спросили у Шоу:

Сколько бы вы хотели зарабатывать, чтобы считать себя счастливым?

Ровно столько, сколько я зарабатываю по мнению моих соседей!

В своих пьесах Шоу использовал дотошные сценические ремарки, из-за чего они читаются порой как романы. «Неприятные пьесы», как писал Шоу, «призваны заставить зрителей взглянуть на неприятные факты» и на несоответствие между аристократическими замашками представителей среднего класса и неприглядными источниками их доходов, как это было в «Профессии миссис Уоррен». В «приятных» же пьесах «Оружие и человек», «Кандида», «Избранник судьбы» и «Поживем увидим» – предпринималась попытка показать превосходство реализма над натурализмом.

Хотя «Кандида» имела в Нью-Йорке шумный успех уже в 1903 году, в Англии Шоу стал известен позже, когда он, его жена и Харли Гренвилл-Баркер сняли в аренду здание Лондонского «Ройял Корт тиэтр», чтобы продемонстрировать возможности драмы идей. Пьесы Шоу в постановке Джона Ведренна и Харли Гренвилл-Баркера с 1904-го по 1907-й годы были настолько популярны, что из 988 спектаклей, игравшихся в «Ройял Корт тиэтр» в эти годы, 701 был поставлен по его произведениям.

Бернарда Шоу как-то спросили: «Скажите, каким образом вам удается придумывать ваши удивительно остроумные фразы?» - «Это очень просто, - ответил Шоу. - Я придумываю что-то неостроумное, и тут же говорю совершенно противоположное».

«Человек и сверхчеловек», одна из самых удачных пьес Шоу, имевшая огромный успех у критиков и у зрителей, являлась философской комедией, где автор делился своими взглядами на религию, женщин и брак. В оперном третьем акте, озаглавленном «Дон Жуан в аду» и часто исполнявшемся отдельно, «комедия нравов превращается в космическую драму», как писала критик Марджери Морган «Майор Барбара». Социальная сатира, также написанная Шоу в 1905 году, представляла собой напряженный интеллектуальный спор между религиозными убеждениями и мирскими амбициями, между ханжеством и искренностью. В «Пигмалионе» сатирическому осмеянию подвергалась социальная манерность, способствующая усилению классовых различий. Впоследствии по мотивам этой пьесы Алан Джей Лернер и Фредерик Лоу написали мюзикл «Моя прекрасная леди».

Во время первой мировой войны Шоу активно занимался политикой. В ноябрьском номере «Нью-стейтсмен» за 1914 год, радикального журнала, созданного Шоу в 1913 году совместно с Беатрисой и Сиднеем Вебб, драматург поместил большой очерк «Война с точки зрения здравого смысла», в котором критиковал и Англию, и Германию, призывал обе страны к переговорам, осмеивая слепой патриотизм. После этой публикации Шоу был исключен из Клуба драматургов и потерял нескольких друзей. В 1916 году он выступил в поддержку Ирландского восстания и в защиту англоирландского дипломата сэра Роджера Кейсмента, который прибегнул к помощи Германии в поисках поддержки ирландского освободительного движения, был обвинен в государственной измене и казнен.

В послевоенной пьесе «Дом, где разбиваются сердца» Шоу показал утрату духовных ценностей поколения, ответственного за кровопролитие. В этой трагикомедии политика и экономика сочетались с сюрреалистическим видением мира. «Назад к Мафусаилу», наиболее неоднозначная и сложная пьеса Шоу, типичный образец пьесы-дискуссии, состояла из пяти связанных между собой пьес и начиналась в Эдеме, а заканчивалась в 31920-й год нашей эры. В этом растянутом и тяжеловесном произведении чувствовались влияние теории творческой эволюции Бергсона, а также давали себя знать фабианские взгляды Шоу, согласно которым человеческий интеллект способен преобразовать общество.

После канонизации Жанны д`Арк в 1920 году Шоу нашел новую героиню и тему для своей единственной трагедии «Святая Иоанна». Иоанна, по Шоу, отличалась остроумием, практичностью и энергией, которыми восхищался автор, а также невинностью и богатым воображением, несущими угрозу для представителей духовенства, которых Шоу наделял макиавеллиевскими чертами.

Нобелевская премия по литературе в 1925 году не присуждалась, а в 1926 году была вручена Шоу «за творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой». Как сказал член Шведской академии Пер Хальстрем, «Шоу – автор пьес стал одним из наиболее ярких драматургов наших дней, а Шоу – автор предисловий к пьесам, может считаться Вольтером нашего времени». Будучи принципиальным противником всевозможных премий, Шоу на церемонию награждения не приехал, и премию вместо него вручили Артуру Даффу, послу Великобритании в Швеции. На причитающиеся лауреату деньги Шоу учредил англо-шведский литературный фонд для переводчиков, в особенности переводчиков Стриндберга. Когда Шоу спросили: «Почему он это сделал?» - Шоу ответил: «Это спасательный круг брошенный утопающему в тот момент когда он уже доплыл до берега...».

В 1928 году Шоу выпустил «Руководство для умной женщины по вопросам социализма и капитализма» – рассуждение на политические и экономические темы. В своих последних пьесах Шоу отходил от реализма и использовал приемы античной комедии.

На премьере одной из своих пьес, Шоу вышел в антракте на сцену и обратился к залу: «Ну, как вам нравиться моя пьеса?» Пораженные зрители не сразу нашлись что ответить. И только один из выкрикнул: «Чепуха!» Шоу учтиво ему поклонился и с улыбкой ответил, указывая на публику: «И я придерживаюсь того же мнения, но что мы вдвоем можем против массы?».

Споры критиков вокруг наследия Шоу, в основном, были вызваны противоречием между Шоу – сатириком и Шоу – социальным реформатором. При жизни он обвинялся во фривольности, и в «слишком безответственном, – как говорил Макс Бирбом, – чувстве юмора». В остроумии Шоу Оден почувствовал дух Россини, «живость, ясность и виртуозность великого мастера оперы-буфф». По мнению английского поэта и критика Стивена Спендера, по своему мировоззрению Шоу – это «двухмерный гигант, передвигающийся в своем собственном двухмерном мире». Литературовед Джон Мэтьюз воспринимал Шоу «...чужестранцем, наблюдательным ирландцем в разладе с обществом, которое значило для него меньше, чем люди, которых он знал и любил». «Шоу – продолжатель великий традиции, – писал американский критик Жак Берзен. – Он пользовался всем, что есть в театральных кладовых и у умах людей... Пьесы Шоу – это богатейшее драматургическое наследие».

Последней пьесой, принесшей Шоу успех, стала «Тележка с яблоками», открывшая Малвернский фестиваль в честь драматурга.

В годы, когда большинству людей было не до путешествий, Шоу посетил США, СССР, Южную Африку, Индию и Новую Зеландию. В Москве, куда Шоу прибыл с леди Астор, он беседовал со Сталиным. Когда к власти пришла лейбористская партия, для которой драматург сделал так много, ему предложили дворянство и титул пэра, но он от всего отказывался. В возрасте девяноста лет писатель все же согласился стать почетным гражданином Дублина и лондонского округа Сент-Панкрас, где он жил в молодые годы.

Жена Шоу скончалась в 1943 году. По некоторым утверждениям, брак Бернарда Шоу с Шарлоттой был достаточно странным. Прожив друг с другом 45 лет, пара осталась целомудренной. В самом начале совместной жизни они – 42-летняя невеста и 43-летний жених – договорились, что между ними не будет никакой супружеской близости. Шарлотта питала отвращение к подобного рода отношениям. А сам Шоу, лишь однажды изведав «радость плотской любви», был к ним просто равнодушен. Его единственной женщиной, была одна вдова – «очень упитанная мадам, до сумасшествия соскучившаяся по мужским ласкам».

«Половой акт – писал Шоу, – представляется мне занятием чудовищным и низким, и я не в состоянии понять, как могут уважающие себя мужчина и женщина лицезреть друг друга, проведя вместе ночь».

Любовные романы Шоу предпочитал переживать… по почте. «Лишь почта может обеспечить идеальное любовное приключение, – признавался он. – Моя переписка с Эллен Терри была вполне удавшимся романом. Я мог бы встретиться с нею в любую минуту, но мне не хотелось усложнять нашу восхитительную связь. Ей успели надоесть пять мужей, но со мной она не соскучилась».

Оставшиеся годы писатель провел в уединении в Эйот-Сент-Лоренсе (графство Хертфордшир), где в возрасте девяноста двух лет закончил свою последнюю пьесу «Миллиарды Байанта».

Умер Шоу в Эйот-Сент-Лоренсе 2 ноября 1950 года. По его желанию тело было сожжено без всяких обрядов, а прах смешан с прахом жены и рассыпан в его любимом саду.

О Бернарде Шоу была снята телевизионная передача из цикла «Гении и злодеи».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Материалы сайта www.narodko.ru
Текст статьи "Бернард Шоу: враг №1 для всех прогрессивных женщин?", автор А.Казакевич
Текст статьи "Не пытайтесь жить вечно", автор О.Аникина
Материалы сайта www.letter.com.ua
Материалы сайта www.n-t.ru

АФОРИЗМЫ БЕРНАРДА ШОУ:

Больше всего человеку льстит то, что вы считаете его достойным лести.

Боюсь ехать в Америку... Верно, ирония - моя стихия, однако при виде статуи Свободы даже я теряю чувство юмора.

Вам никогда не сочинить хорошей книги, не написав прежде несколько плохих.

Великое произведение искусства - это мучительная победа гениального ума над гениальным воображением.

Вор - не тот, кто крадет, а тот, кого поймали.

Если уж причинять вред соседу, то, по возможности, - непоправимый.

Интерес человека к миру возникает из-за переизбытка интереса к самому себе.

Искренним быть не опасно, тем более, если вы вдобавок глупы.

На свете нет и не может быть ничего более страшного, чем вечное счастье.

Неинтересно вешать человека, если тот ничего не имеет против.

Репутация врача зависит от числа выдающихся личностей, которых он отправил на тот свет.

Самый эффективный способ заткнуть гению рот - это принять его идеи на веру, признать, что он великий человек, - и забыть о нем.

Секрет успеха состоит в том, чтобы обидеть как можно большее число людей.

Тому, кто ничего не знает, но считает, что знает все, - политическая карьера обеспечена.

У дурака всегда все хорошо кончается.

Человек может взобраться на самую высокую вершину но находиться там долго не в состоянии.

Чем дольше я живу, тем больше склоняюсь к мысли о том, что в солнечной системе Земля играет роль сумасшедшего дома.

Юность, которой прощается все, себе не прощает ничего; зато старости, которая прощает себе все, не прощается ничего.

Я слишком стар, чтобы интересоваться кем бы то ни было - даже самим собой.

Я часто сам себя цитирую - для пущего блеска.

Однажды в дом Бернарда Шоу пришёл агент страхового общества.

Я хочу застраховать вашу жизнь, - сказал он.

Мою? Напрасный труд, - усмехнулся Шоу. - Разве вы не знаете, что я бессмертен?